Изучение невротических реакций у студентов в сессионный период
p align="left">1. экспериментальное исследование и выявление у студентов 1 и 4 курсов тревожной и депрессивной симптоматики невротических реакций;2. сравнение уровня предрасположенности студентов 1 курса и 4 - го к проявлению невротических реакций в сессионный период; 3. Психологические рекомендации по поводу возможной психокоррекционной и профилактической работы со студентами. В работе использованы следующие методы: методика экспресс-диагностики невроза Хека - Хесса, шкала реактивной и личностной тревоги Спилбергера-Ханина, шкала депрессии SCL-90, тест на учебный стресс. База проведения исследования: РГУ им. С.А. Есенина, факультет педагогики и психологии. Характеристика выборки: 50 студентов мужского и женского пола в возрасте от 18 до 21 года на первом и четвертом курсах обучения дневного отделения психологического факультета РГУ ( группы 16, 14, 44, 45, 48) в летний сессионный период. Обучающихся на первом курсе было протестировано 25 человек (2 - мужского пола, 23 - женского) и на четвертом курсе -- 25 человек (1 студент - мужского пола, 24 - женского). Описание используемых в исследовании методик: Личностные опросники и анкеты удобны в практическом использовании, не требуют специальной аппаратуры и не занимают много времени для их аполнения. Этот метод, наиболее удобный для исследования, был и выбран в данной работе для изучения психологической проблемы невротических реакций у студентов в ситуации экзаменационной сессии. ШКАЛА SCL-90 R Методика SCL-90 создана Дегоралисом в 1974 году на основе Hopkins Symptom Checklist (HSCL) - методики, ведущей свою историю от Cornel Medical Index (Wider, 1948), которая в свою очередь, опиралась на "Шкалу дискомфорта", разработанную Парлоффом с соавторами в 1953 году. Опыт работы Дерогатис с HSCL показал, что, несмотря на хорошие результаты, полученные при проверке надежности и валидности шкалы, имел место ряд серьезных ограничений при ее использовании: методика HSCL разрабатывалась как исследовательский инструмент, не предназначавшийся для работы с больными, пять первоначально выделенных симптоматических категорий, хотя и хорошо работали в тех областях, на которые они были направлены, не охватывали других важных областей симптоматики, значительное количество вопросов не имело отношения к измерению пяти основных симптоматических конструктов, а были просто "шумом". Наконец, в HSCL не существовало сравнительной клинической шкалы, которая могла бы позволить сравнивать показатели психологического статуса пациента с клиническими данными. Эти соображения были учтены при создании SCL-90-R. Взяв за основу пункты HSCL для пяти симптоматических категорий определенных ранее, авторы опустили некоторое количество старых вопросов и добавили 45 новых, составивших 4 категории. Все это в целом и образовало методику SCL-90-R, которая исторически связана с HSCL, но отлична от нее. SCL-90-R - инструмент определения актуального, присутствующего на данный момент психологического симптоматического статуса. SCL не является методикой изучения личности (за исключением косвенного анализа) то есть методикой выявляющей личностные типы или расстройства личности, которые бы отражались в характерном профиле первичных симптоматических расстройств. Методика создавалась для того, чтобы оценить психологический симптоматический статус широкого спектра индивидов, начиная от лиц из группы "нормы" и различных типов пациентов: от больных общего профиля до инвалидов с психиатрическими расстройствами. При создании теста использовались наиболее доступные для понимания выражения. Вопросы включали в себя простейшие слова, позволяющие сохранить их смысл. Выбор пятиранговой дискретной шкалы для ответов на пункты SCL-90-R. Ответы на 90 пунктов подсчитываются и интерпретируются по 9 основным шкалам симптоматических расстройств: соматизации, обсессивности-компульсивности, межличностной сензитивности, депрессии, тревожности, враждебности, паранойяльных тенденций, психотизма. В данной работе использовалась только одна шкала - шкала депрессии. Шкала депрессии SCL содержит 12 пунктов и ее назначение состоит в том, чтобы оценивать паттерны психологических признаков депрессии у психиатрических пациентов и здоровых лиц. Обработка шкалы: Каждый из 12 вопросов оценивается по пятибальной шкале (от 1 до 5), где 1 соответствует позиция «совсем нет», а 5 - «очень сильно», общее число утвердительных ответов (PST) указывает на уровень подверженности депрессии. Выбор пятиранговой дискретной шкалы для ответов на пункты SCL-90-R представляют некоторый компромисс между тем фактом, что надежность пропорциональна числу пунктов между предельными значениями шкалы ответов, и пониманием того, что существуют ограничения в восприятии человеком тяжести переживаемых психологических симптомов. Тестирование может проводиться как однократно, так и многоразово в различных вариантах. Тест - ретестовая надежность для SCL очень хорошая и нет данных о каких-либо существенных искажениях при повторном предъявлении методики.
Операциональные ОПРЕДЕЛЕНИЯ шкалы депрессии SCL-90-R Депрессия. Симптомы этого расстройства отражают широкую область проявлений клинической депрессии. Здесь представлены симптомы дисфории и аффекта, такие как признаки отсутствия интереса к жизни, недостатка мотивации и потери жизненной энергии. кроме того, сюда относятся чувство безнадежности, мысли о суициде и другие когнитивные и соматические корреляты депрессии. Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг - диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, диагностики. В результате обработки шкалы получаем уровень депрессии ( УД ), который колеблется от 12 до 60 баллов. · Если уровень депрессии (УД) не более 20 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. · Если УД более 20 баллов и менее 30, то диагностируется склонность к депрессивным переживаниям. · Если УД более 30 и менее 40 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. · Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более 40 баллов. Протоколы обследования студентов с помощью этой методики представлены в Приложении. Методика Ч. Спилбергера - Ю. Ханина Для уточнения гипотезы мы использовали методику диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга (1966-1973 гг.), которая является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности). Операциональные ОПРЕДЕЛЕНИЯ шкалы: Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность человека воспринимать широкий круг жизненных ситуаций как угрожающих ему и реагировать на них появлением состояния тревоги. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению. Высокая личностная тревожность повышает вероятность эмоциональных и невротических срывов, риск психосоматических заболеваний, особенно в тех случаях, когда требования выполняемой профессиональной деятельности предъявляют к работнику повышенные требования. По Ю. Л. Ханину личностная тревожность как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной тревожности. [27, с.309] Ситуационная (реактивная) тревожность характеризует особенности текущего состояние человека, вызванное выполнением им какой-либо деятельности в тех случаях, когда он напряжен, беспокоен, нервозен. Высокая выраженность ситуационной тревожности может служить показателем наличия определенных проблем при выполнении работником конкретного вида трудовой деятельности; она вызывает нарушения внимания, общения с коллегами и клиентами, снижение координации движений и способности быстро и надежно решать профессиональные задачи. Ситуативная, или реактивная, тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает, как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, и особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуаций и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в "лучшем свете" . . [27,с.309] В 1976-78 г.г. был Ю. Л. Ханиным [32] адаптирован, модифицирован и стандартизирован русскоязычный вариант, который известен как шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера - Ханина. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы шкал согласно инструкциям, помещенным в опроснике, и напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно. Каждая из частей шкалы снабжена собственной инструкцией, заполнение бланка ответов несложно, продолжитель-ность обследования составляет примерно 5-8 мин. Бланк шкал самооценки Спилберга включает инструкции и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (С Т) и 20 - для оценки уровня личностной тревожности (Л Т). На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности. Первая шкала предназначена для определения того, как человек чувствует себя сейчас, в данный момент, то есть для диагностики актуального состояния, а задание второй шкалы направлена на выяснение того, как субъект диагностирует тревожность как свойство личности. Каждое высказывание, включенное в опросник, оценивается респондентами по четырех бальной шкале. Вербальная интерпретация позиций оценочной шкалы в первой и во второй частях различна. Для СТ: "нет" - 1 балл, "скорее нет" - 2 балла, "скорее да" - 3 балла, "да" - 4 балла. Для ЛТ: "почти никогда" - 1 балл, "иногда" - 2 балла, "часто" - 3 балла, "почти всегда" - 4 балла. Шкала состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную (Р Т, высказывания № 1-20) и личностную (Л Т, высказывания № 21-40) тревожность (см. Приложение ). 1) по реактивной тревожности: 2) 1 балл - нет, это не так; 3) 2 балла - пожалуй, так; 4) 3 балла - верно; 5) 4 балла - совершенно верно. РТ = Е1 - Е2 + 50, где Е1 - сумма зачеркнутых цифр по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;
Е2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 15, 16, 19, 20). 2) по личностной тревожности: 1 балл - почти никогда; 2 балла - иногда; 3 балла - часто; 4 балла - почти всегда. ЛТ = Е1 - Е2 + 35, Где Е1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; Е2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39). Ю. Л. Ханин получил нормативы поуровневой выраженности тревожности: от 20 -34 баллов - низкий уровень, от 35 - 44 баллов - средний уровень, выше 45 баллов - высокий уровень. Значительные отклонения показателей тревожности от "зоны психологического комфорта" (31-45 баллов) требуют специального внимания. Высокая тревожность вызывает появление неприятного и затрудняющего деятельность состояния человека, в этом случае необходимо сменить акценты с боязни неудачи и неодобрения окружающих на содержание деятельности, ее смысл, процесс осуществления. Можно, например, спланировать деятельность по отдельным подзадачам, которые легче осуществить и тем самым уменьшить чувство тревоги за конечный результат. Низкая тревожность, наоборот, требует пробуждения активности личности, заинтересованности и чувства ответственности. Этот опросник широко распространен в прикладных исследованиях, особенно в области клинической психодиагностики и высоко оценивается за достоверные диагностические данные (бланк теста в приложении). Опросник невротичности и склонности к невротическому реагированию Хека -Хесса, или шкала жалоб (BFB) Это - наиболее типичных опросников для скрининга неврозов. Он стандартизован на возраст от 16 до 60 лет. бследуемому дается лист с перечнем телесных (приступы астмы, тахикардия, чувство замирания сердца, дрожание рук и т.п.) и психических (трудности контакта, апатичность, о и т. п.) жалоб. Опросник крайне прост, длительность исследования с его помощью составляет 5-10 мин. Обработка данных является медико-психологической экспресс -диагностической методикой, предназначенной для выявления степени выраженности невротизации. За каждый ответ «да» дается один балл, за каждый ответ «нет» - 0 баллов, за исключением вопроса №29 (в №29 ответ «да» оценивается как 0 баллов, ответ «нет» - 1 балл). Надо подсчитать количество баллов: если получено до 18 баллов - это норма, от 19 до 24 баллов - склонность к невротизации и возможности проявления невротических реакций; более 24 баллов говорит о высокой вероятности невроза. Этапы исследования: Поскольку как содержательная, так и динамическая характеристика невротических реакций может быть весьма разнообразной [19, с.473] , то в зависимости от характера стрессовых воздействий невротические реакции могут быть как проявление острой тревоги, либо депрессии. Весьма велика вероятность их сочетания - возникновения тревожно - депрессивных реакций. В связи с этим, первым этапом данного исследования, было проведение методики и методики реактивной и личностной тревоги Спилбергера-Ханина с целью выявления наличия или отсутствия проявления тревожных и депрессивных симптомов у студентов на 1 и 4 курсах обучения как показателей повышенной невротичности. Для изучения тревожной и депрессивной симптоматики невротических реакций были проведены вышеперечисленные методики. А для изучения способов внешнего выражения тревожности и симптоматики вегетативного спектра была проведена тест-анкета на учебный стресс. Также в исследовании использовалась методика диагностики невротичности Хека - Хесса, или шкала жалоб (BFB) и тест на учебный стресс с целью выявления общей картины переносимости сессионных нагрузок у студентов и характера возникающих в экзаменационный период симптомов невротических реакций. На втором этапе производились: · Обработка и интерпретация результатов эмпирического исследования. · Выводы по результатам проведенного исследования. 2.2 Анализ результатов исследования: Обработка и интерпретация результатов исследования депрессивности с помощью шкалы депрессии SCL-90: Полученные данные (результаты представлены в табл.1) говорят о том, что хотя истинное депрессивное состояние у студентов не обнаружилось, но в среднем уровень склонности к депрессии у студентов 1 курса достаточно высокий. В то же время на 4 курсе наблюдается относительно низкий показатель склонности к депрессии. Как видно из таблицы, удельный вес депрессивности значительно выше на 1 курсе, чем на 4. Соотношение показателей уровня депрессии студентов на 1 и 4 курсах обучения. Таблица 1. |
| 1 курс | 4 курс | | | % | абс. | % | абс. | | депрессия | 0 | 0 | 0 | 0 | | легкая депрессия | 28 | 7 | 4 | 1 | | склонность к депрессивным переживаниям | 64 | 16 | 16 | 4 | | состояние без депрессии | 8 | 2 | 80 | 20 | | Всего | 100 | 25 | 100 | 25 | | |
Наши предположения о повышенной предрасположенности к депрессивности студентов первого курса по сравнению с четвертым курсом подтвердились. Обработка и интерпретация результатов исследования тревожности с помощью шкалы Спилбергера-Ханина: Таблица 2 Соотношение показателей реактивной (ситуативной) тревожности у студентов на 1 и 4 курсах обучения |
Реактивная (ситуативная) тревожность | 1 курс | 4 курс | | | % | абс. | % | абс. | | Повышенный уровень | 84 | 21 | 28 | 7 | | Средний уровень | 12 | 3 | 44 | 11 | | Низкий уровень | 4 | 1 | 28 | 7 | | всего | 100 | 25 | 100 | 25 | | |
Как показали результаты исследования, на первом курсе в 84 % случаях имела место реактивная тревога. Это говорит о том, что студенты на первом курсе предрасположены к невротическому реагированию. Таблица 3 Соотношение показателей личностной тревожности у студентов на 1 и 4 курсах обучения |
Личностная тревожность | 1 курс | 4 курс | | | % | абс. | % | абс. | | Повышенный уровень | 4 | 1 | 24 | 6 | | Средний уровень | 56 | 14 | 60 | 15 | | Низкий уровень | 40 | 10 | 16 | 4 | | всего | 100 | 25 | 100 | 25 | | |
В отличие от студентов первого курса, у четверокурсников наблюдались завышенные показатели по шкале личностной тревоги.(24 %), тогда как на 1 курсе всего 4 %. Соотношение депрессии и тревожности (личностной и реактивной) у студентов на 1 и 4 курсах обучения: Как видно из таблиц, удельный вес тревожных и депрессивных нарушений наиболее высок на первом курсе и снижается на четвертом. В отличие от студентов первого курса, у четверокурсников наблюдались только завышенные показатели по шкале личностной тревоги. Обнаруживается закономерность между встречаемостью невротических реакций в зависимости от длительности обучения в вузе: на первом курсе невротических реакций выявлено больше, чем на четвертом. Таким образом, мы рассмотрели депрессивную и тревожную симптоматику проявления невротических реакций. Но, исходя из теории общей клинической картиной невротических реакций являются помимо симптомов депрессивного и тревожного спектра еще и симптомы вегетативного спектра. Поэтому для изучения способов внешнего выражения тревожности и симптоматики вегетативного спектра была проведена тест-анкета на учебный стресс. Было опрошено 50 человек. В результате у студентов и 1, и 4 курса были выявлены следующие невротические реакции - признаки экзаменационного стресса: · Сухость во рту - 96% · Нарушения сна - 92% · Учащенное сердцебиение, боли в сердце - 60% · Головные или иные боли - 48% · Проблемы с желудочно-кишечным трактом - 26% · Скованность, напряжение и дрожание мышц - 24% · Затрудненное дыхание - 16% всех опрошенных. Обработка и интерпретация результатов исследования по методике диагностики невротичности Хека - Хесса: Наличие повышенной нервозности отмечается у 28 % учащихся 1 курса и совсем не наблюдается на 4 курсе. Таблица 4 Соотношение показателей уровня невротичности и невротического реагирования студентов на 1 и 4 курсах обучения Невротичность и невротическое реагирование |
Невротичность и невротическое реагирование | 1 курс | 4 курс | | | % | абс. | % | абс. | | Склонность к неврозу | 28 | 7 | 0 | 0 | | Склонность к невротическому реагированию | 40 | 10 | 4 | 1 | | норма | 32 | 8 | 96 | 24 | | всего | 100 | 25 | 100 | 25 | | |
Для оценки различий между выборками 1 и 4 курсов по уровню наличия невротического реагирования, измеренного количественно в исследовании был применен Q-критерий Розенбаума.
n1=25, n 2=25, n1-n2=0<10 xmax(1 )=28 xmax(4 )=23 xmin(1 )=7 xmin(4 )=5 Q эмп = S1 + S2 =8+16=24 Q эмп. =24 Ось значимости: Зона незначимости Зона неопределенности Зона значимости ----------------------7----------------------------9------------------------------24------ Q кр. (р <0.05) Q кр. (р < 0,01) Q эмп. Следовательно, различия статистически значимы. Уровень проявления невротических реакций у студентов 1 курса выше уровня невротического реагирования на 4 курсе, причем различия статистически значимы, достоверность получаемых различий более 99%. Выводы 1. В структуре тревожных и депрессивных реакций обнаружено значительное различие в уровне склонности к депрессивно-тревожных расстройств невротического характера на первом курсе и четвертом. Соотношение частоты встречаемости между невротическими расстройствами (с тревожной и депрессивной симптоматикой) изменяется от значительного преобладания на первом курсе, до несущественного превалирования-- на четвертом году обучения. Первокурсники характеризуются повышенным уровнем невротизации, высокой тревожностью. а 1 курсе преобладает повышенная реактивная (ситуативная) тревожность, тогда как на 4 курсе отмечается преобладание личностной тревоги над реактивной в сравнении с 1 курсом. 2. В структуре невротических реакций вегетативного и соматического спектра у студентов как 1, так и 4 курсов (как реакций на стресс в сессионный период) наиболее часто проявляются следующие симптомы: сухость во рту ( 96%), нарушения сна (92%), учащенное сердцебиение, боли в сердце ( 60%), а также головные или иные боли,проблемы с желудочно-кишечным трактом, скованность, напряжение и дрожание мышц, затрудненное дыхание и др. 3. Уровень проявления невротических реакций у студентов 1 курса выше уровня невротического реагирования на 4 курсе, причем различия статистически значимы, достоверность получаемых различий более 99%. 4. Итак, в сессионный период обучения студенты первого курса более подвержены невротическим реакциям, чем студенты четвертого курса. 5. У значительной части студентов 1 курса выявлены тревожные и депрессивные расстройства различной степени выраженности, что требует их своевременного распознания и адекватной психокоррекции и психопрофилактики. Таким образом, проблема состояния здоровья студентов очень актуальна в нашем вузе. 2.3 Психологические рекомендации и основы психокоррекционной и профилактической работы со студентами Как известно, все принципы, методы и техники оказания психологической помощи принято делить на базовые, ценностные и специфические. Важнейшим в психологической помощи является то, что она не имеет узкофункционального характера, а ориентирована на развитие личности и повышение эффективности деятельности. Это, прежде всего психологическая профилактика и коррекция, которая направлена на адаптацию в обычных жизненных условиях, снижение тревожности и депрессивности, повышение стрессоустойчивости. Комплексная коррекция складывается из следующих направлений: 1. Психологическая - способствует снижению уровня тревожности и невротичности, создает предпосылки для адаптации в обычных жизненных условиях (социальная адаптация), а, следовательно, создает благоприятные условия для развития личности. 2. Социально - педагогическая - предполагает реконструкцию социальной значимости личности и улучшение адаптации к учебным условиям. 3. Медицинская реабилитация. Кратко охарактеризуем эти направления: Психологическая коррекция - это деятельность по оказанию (корректировки) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют " оптимальной модели". Суда же можно отнести и психотерапию, как метод лечения, а психокоррекция - как метод профилактики. Психокоррекционная работа со студентами включает в себя следующее: На 1 курсе перед преподавателем стоит нелегкая задача - построить учебный и оспитательный процесс, ориентируясь на разные возможности, разные индивидуальные качества студентов. Преподаватель в начале года не знает этих индивидуальных особенностей студентов. Затрудняет это познание и то, что на 1 курсе группы студентов довольно большие и ориентировка кураторов в их возможностях и способностях обычно идет довольно медленно - по мере выполнения студентами контрольных заданий, выступлений на семинарах и т. д., поэтому только к концу года преподаватель может составить какое-то представление о мотивах студентов. Ускорить это познание призван индивидуальный подход. Уже в самом начале учебного года среди студентов елесообразно провести соответствующие психологические тесты, опросники, анкеты, с помощью которых можно получить информацию о мотивах деятельности студентов, особенностях их направленности, а также выделить категории лиц, которым учиться не интересно и которым учиться очень хочется, хотя и трудно. Конечно, такая экспресс информация должна непрерывно дополняться, уточняться и конкретизироваться на протяжении учебного года. Диагностика - это начальный этап психокоррекции, требует соблюдения принципа активности самих испытуемых. В целях выявления личностных особенностей студентов и ускорения их адаптации в своей студенческой группе полезно проведение социально-психологического тренинга. Цели СП тренинга: распространение современных технологий психолого-педагогической профилактики социальной дезадаптации и повышенной личностной тревожности, асоциального поведения среди молодежи и студентов; повышение квалификации действующих педагогов и психологов, работающих в сфере образования с целью наилучшего соответствия их деятельности целями и задачам государственной молодежной политики; обмен опытом и разработка новых тренинговых методик. На основе знания и учета индивидуальных личностных особенностей студентов куратор выбирает и осуществляет требуемые психолого-педагогические воздействия в каждом конкретном случае. 1. Беседы, направленные на снятие у части студентов состояний еуверенности, повышенного беспокойства. В ходе изучения студентов ыясняется что некоторые из них начинают переживать ситуацию провал кзамена еще задолго до сессии. Причем такие состояния нередко возникают и у ответственных, работящих, по отзывам преподавателей, студентов. Тревожные мысли о возможном провале возникают у них в самых раз личных ситуациях. Такие состояния отвлекают от учёбы, мешают собраться, сосредоточиться, лишают студентов уверенности в себе, в своих возможностях. Такие беседы следует проводить задолго до сессии. 2. Поощрение, подбадривание в ситуации экзаменов студентов с высокой еуверенностью в себе, снятие перед экзаменом состояния тревожности, оторый снижает их возможности, сковывает память, мышление; перед кзаменами таких студентов надо поощрить, вселить уверенность в своих илах. У ряда слабоуспевающих студентов в ситуации экзамена наблюдается ухудшение внимания, памяти, мышления (таких студентов можно выявлять по данным самооценок), их возможности резко снижаются, знания забываются. Преподаватели оценивают таких обучающихся прежде всего по результатам их деятельности, не учитывая их состояния. По этой причине бывают низкие оценки в действительности способных студентов. 3. Беседы, направленные на преодоление излишней уверенности в себе понижение уровня самооценки). В среде средних и даже слабых студентов есть категория лиц, явно переоценивающих свои возможности. У них нет ни выраженных сильных сторон, ни выраженного интереса к учебе. В процессе общения с ними куратору необходимо попытаться сформировать у них здоровую озабоченность перед предстоящей сессией, критичность по отношению к собственным возможностям, проиллюстрировать на ситуациях их учебной деятельности отсутствие у них оснований для высокой самооценки и чувства успокоенности. 4. Информирование контингента первокурсников о том, что именно в ачальном году обучения от них требуется максимальное сосредоточение на учебе, систематичность в занятиях. 5. Использование для снятия состояния утомления и повышения аботоспособности методики аутогенной тренировки. Сначала студентам рассказывают о тех возможностях, которые предоставляет аутогенная тренировка для снятия состояния утомления, повышения умственной работоспособности. Затем комплектуется группа студентов, желающих овладеть методом. Для сеанса может использоваться магнитофонная запись текста со специальным музыкальным сопровождением, усиливающим действие словесных формулировок. Под влиянием текста и музыки у студентов происходит мышечная елаксация, в результате которой восстанавливаются нервно-психические силы, повышается способность к восприятию учебной информации. Может повышаться и способность к саморегуляции, в результате которой более эффективным становится самовоспитание, формирование у себя волевых качеств. Сеансы аутогенной тренировки должны осуществляться специалистом-психологом (сотрудником психологической службы вуза). 6. Работа с пассивными студентами с целью преодоления их собственного тереотипа поведения. Такие студенты (не обязательно с низкими пособностями, нередко просто запустившие учебу, неуверенные в себе) не решаются обратиться за помощью к преподавателям или товарищам по группе и поэтому накапливают непонятый материал. Проявить активность им мешает боязнь показать свою несообразительность, чувство неловкости. Таким студентам самим не избавиться от привычки к пассивному поведению. но укоренилось, стало стереотипом. Им необходима помощь куратора. 7. Пожелание ряду студентов отказаться от посторонних увлечений перед ессией. В ходе индивидуальной работы выясняется, что у некоторых слабых и средних студентов непомерно велики затраты времени на общение с друзьями и занятия, далекие от учебы. 8. Рекомендация некоторым студентам преодолевать у себя такие отрицательные ачества, как нерегулярность занятий, разбросанность интересов. К индивидуальной работе с ними студенты относятся с большим интересом. Привлекали сам факт проявления внимания к их личности, стремление вникнуть в их трудности, помочь им решить возникающие проблемы, а также то, что все советы и рекомендации давались на базе фактических сведений о личности, к тому же достаточно аргументирование. (22) Индивидуальный подход, таким образом, является высокодейственным средством повышения успеваемости и профилактики дезадаптации. Для повышения успеваемости необходимы не только методы изучения личности, но и методы стимулирования мыслительной активности студентов, способствующие лучшему усвоению учебной информации. Без интеллектуальной активности невозможно полноценное усвоение материала, да и способности слабых и средних студентов часто не развиты оттого, что их не побуждают к энергичной интеллектуальной деятельности. Основными задачами такой работы являются: предупреждение и разрешение межличностных внутригрупповых проблем, повышение самооценки, снижение уровня тревожности студентов, стимулирование творческого потенциала студента, улучшение психологической грамотности студентов 1-го курса, профилактика девиантного поведения, связанного с трудностями адаптации. Методы психологической коррекции многообразны. Их можно достаточно условно классифицировать соответственно особенностям основных подходов, среди которых выделяются ( 22 ) : 1. Поведенческий подход. 2. Деятельностный подход. 3. Когнитивистский подход. 4. Психоаналитический подход. 5. Экзистенционально - гуманистический подход. 6. Гештальт - терапия. 7. Психодрама. 8. Телестно - ориентированный. 9. Психосинтез. 10. Трансперсональный. В случаях необходимости проводится медицинская коррекция. Это фундамент, на котором строятся другие реабилитационные мероприятия. Медицинская коррекция производится с группой риска. Врач является организатором, координатором психологической и социальной реабилитации. Кроме методов коррекции существуют психогигиена и психопрофилактика. Психогигиена - это наука об укреплении и сохранении нервно - психического здоровья человека, предупреждении психических заболеваний. Психопрофилактика - это раздел общей профилактики, включающий сложную систему различных мероприятий для предупреждения психических заболевания. Психогигиена и псипрофилактика, тесно связаны между собой, и разграничить их можно лишь условно. Вообще, задача коррекции и профилактики рассматривается как особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, и на воссоздание гармоничных отношений человека. Подводя итог, можно обратить внимание на то, что главным в психокоррекционном процессе является комплексность психологического и системного воздействия. Поэтому, психологическая коррекция - это перестройка, реконструкция психологических факторов рискf человека. Заключение В работе было проведено изучение специфических особенностей невротических (тревожных и депрессивных) расстройств как способа невротического реагирования у студентов на 1 и 4 курсах обучения. В периоде обучения можно выделить критический период, который приходятся на первый курс. Полученные данные, говорят о том, что в среднем уровень склонности к депрессии и тревожности у студентов -первокурсников очень высок. У значительной части студентов выявлены тревожные и депрессивные расстройства различной степени выраженности. В процессе проведенного исследования, можно сказать, что наша гипотеза нашла свое подтверждение, так как, по полученным результатам мы видим, что у значительной части студентов 1 курса выявлены тревожные и депрессивные расстройства различной степени выраженности, что требует их своевременного распознания и адекватной психокоррекции и психопрофилактики, на 4 же курсе уровень невротического реагирования значительно меньше. В структуре тревожных и депрессивных реакций обнаружено значительное различие в уровне склонности к депрессивно-тревожных расстройств невротического характера на первом курсе и четвертом. Соотношение частоты встречаемости между невротическими расстройствами (с тревожной и депрессивной симптоматикой) изменяется от значительного преобладания на первом курсе, до несущественного превалирования-- на четвертом году обучения. Первокурсники характеризуются повышенным уровнем невротизации, высокой тревожностью. аким образом, проблема состояния здоровья студентов 1 курса очень актуальна в нашем вузе. так, цель и задачи, поставленные в результате проведения исследования были выполнены. Литература 1. Андрух П. Г. Этиология, нейрохимия и клиника современных форм тревожно-депрессивных расстройств // Медицинские исследования. -- 2001. -- Т. 1, вып. 1. С. 109-110. 2. Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал, 1992г. - т. 13 №5. 3. Брагина К.Р. Изменения параметров психологического возраста у студентов за последние 10 лет и их связь с депрессивной симптоматикой. // Медицинские исследования. -- 2001. -- Т. 2, вып. 1. С. 87-90. 4. Брагина К. Р. Распространённость и психопатологическая структура тревожных и депрессивных реакций у военнослужащих срочной службы. - М., 2002.--98 с. 5. Буянов М. И. Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков (руководство для врачей и логопедов). - М. : изд. РОМ - Л, 1995 г- 286 с. 6. Воронов И.А. Невротические реакции. // газета «Кенгуру-класс для мам»-- 2005. -- № 12. - с.13-16. 7. Гавенко В. Л., Самардакова Г. О., Смиков О. В., Синайко В. М., Мозгова Т. П. Резервы адаптации и передболезненные психические расстройства // Украинський вестник психоневрологии. -- 1996. -- Т .4, вып. 5. -- С. 207-209. 8. Гельдер М., Гэт Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии: В 2 т. / Пер. с англ. -- Киев: Сфера, 1999. -- С. 304. 9. Голдберг Д., Бенджамин С., Крид Ф. Психиатрия в медицинской практике / Пер. с англ. -- Киев: Сфера, 1999. - 304 с. 10. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. - М., 2004.- 336 с. 11. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.-286с. 12. Клиническое руководство по психиатрической помощи в практике семейного врача: информационно-скрининговый пакет. -- Киев, 2000. --241 с. 13. Кочубей Б. Детские тревоги: что, откуда, почему?// семья и школа, 1988г., №7. 14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до полной зрелости: Учеб. пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 464 с.
15. Левитов Н.Д. Психические состояния беспокойства, тревоги / /Вопросы психологии. - 1969, №1. 16. Марута Н. А. Невротическая болезнь // Международный медицинский журнал. -- 1997. -- Т. 3, № 3. -- С. 16-19. 17. Михайлов Б. В., Сердюк А. И., Чугунов В. В. Актуальные проблемы нейронаук в Украине // Вестник психического здоровя. -- 1999. -- № 4. -- С. 5-6. 18. Основы психологии. Практикум / Ред. - сост. Л.Д.Столяренко. Ростов Н/Д., 1999. - 703 с. 19. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. - СПб., 2000. -560 с. 20. Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования, 1998г., №2. 21. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М.: Знание, 1997. 22. Психодиагностические методы в комплексном исследовании студентов. - Л.: Просвещение, 1976.-367 с. 23. Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова. - М., 2001. - 584 с. 24. Синайко В. М. Особенности динамики психического состояния студентов медицинского вуза // Украинский вестник психоневрологии. -- 2001. -- Т. 9, вып. 2. -- С. 42-44. 25. Слободянник А.П. Психотерапия, внушение, гипноз.- Киев, 1979. 26. Словарь психолога-практика / Сост. Головин. - Мн., 2003. - 976 с. 27. Словарь - справочник по психодиагностике / Л. Бурлачук, С. Морозов. - СПб.: Питер, 2003. - 528 с. 28. Соколова И. М. Методы исследования адаптации студентов. -- Харьков, 2001. -- 276 с. 29. Стресс / Популярный энциклопедический словарь. - М.: БСЭ,1999, - 1273 с. 30. Суворова В. В. Психофизиология стресса. - М., 1975. - 208 с. 31. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. /Психологический словарь (Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова)- М.: Педагогика-Пресс, 1999, с.385-386. 32. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. - СПб., 1997 -295 с. 33. Яворовская Л. Н. Проблема адаптации студентов-первокурсников к процессу обучению в вузе. -- Харков, 2003. -- С. 106-107. 34. spbinstb@infopro.spb.su
Страницы: 1, 2
|