|
Изучение проблемы индивидуальных различий в психологической концепции Хуана Уарте
Изучение проблемы индивидуальных различий в психологической концепции Хуана Уарте
Министерство образования Российской Федерации. Федеральное агентство по образованию РФ. Нижегородский Государственный Педагогический Университет. Реферат Изучение проблемы индивидуальных различий в психологической концепции Хуана Уарте. Нижний Новгород. 2008г. Содержание. Введение Экскурс исторического периода «Исследование способностей к наукам» Введение. О личности испанского врача эпохи возрождения, Хуана Уарте, известно не так уж много. Точная дата его рождения не уста-новлена, по всей вероятности это было в 1529 году. До недавнего времени считали, что Уарте учился в университете Уэска. Однако последующие исследования показали, что он учился в Баэсском университете, а медицину изучал в Алькала, где в 1550 г. получил докторскую степень. Документальных данных о жизни и деятельности X. Уарте до 1571 г. почти не имеется. С 1571 г. он жил в Баэсе, где в 1572 г. получил должность городского врача. Вот некоторые сведения которые даёт нам Большая советская энциклопедия: Уарте (Huarte) Хуан (около 1530, Сан-Хуан-де-Пье-дель-Пуэрто, Наварра, -- не позднее 1592, Баэса), испанский врач и философ-материалист. Учился в университете г. Баэса. Автор труда «Исследование способностей к наукам» (1575, русссикй переревод 1960, вступительная статья Р. Бургсте), в котором способности души в духе натурфилософии Возрождения ставятся в зависимость от телесных особенностей человека, его темперамента, определяющегося преобладанием в мозгу одного из четырёх первоэлементов природы (огня, воздуха, земли, воды), а также от климатических условий и пищи. Основой изменений в природе и человеческом организме является активный элемент -- огонь. Уарте одним из первых пытался создать классификацию наук, основанную на человеческих способностях -- памяти, разуме и воображении. В теории познания подчёркивал роль наблюдения. Оказал большое влияние на испанский гуманизм 16--17 вв. В 1575 г. вышла единственная книга Хуана Уарте (1529--1592) «Исследование способностей к наукам», принесшая автору всеевропейскую славу. Уарте рисовал перспективу небывалого усиления могущества Испанской империи при условии оптимального использования природных дарований людей. Это была первая в истории психологии работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора. Поэтому Хуана Уарте можно считать родоначальником направления, названного в дальнейшем дифференциальной психологией. В своем исследовании он ставил четыре вопроса: «какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой... какие виды дарования имеются в человеческом роде... какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности... по каким признакам можно узнать соответствующее дарование». В своей работе мы постараемся наиболее полно ответить на эти вопросы, проанализировав его труд. Одно перечисление этих проблем говорило о принципиально новом подходе. Уарте мечтал об организации профессионального отбора в государственном масштабе: «Для того чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит...». Однако, благая мысль о том, чтобы расставить людей в обществе по их природным способностям кощунственно звучала в феодальной Испании, и не могла найти применения. Экскурс исторического периода. На исходе XV в. все как будто предвещало Испании радужное будущее. Успешно закончилась затянувшаяся на века реконкиста. В 1492 г. пала Гранада - последний оплот мавританского владычества на Пиренейском полуострове. Этой победе в немалой мере содействовало объединение Кастилии и Арагона в царствование Изабеллы и Фердинанда Католиков (70-е годы XV в.). Испания превратилась наконец в единое национальное королевство. Уверенно чувствовали себя горожане. Опираясь на их поддержку, королева Изабелла смирила оппозицию кастильских феодалов. Могучее восстание каталонских крестьян в 1462-1472 гг. привело к тому. что сперва в Каталонии (1486), а вскоре затем и на территории всего Арагона указом короля было отменено крепостное право. В Кастилии его давно уже не существовало. Правительство покровительствовало торговле и промышленности. Экспедиции Колумба и Америго Веспуччи должны были служить экономическим интересам Испании. В начале XVI в. Испания уже представляла собой одно из самых могущественных и обширных государств Европы. Под ее властью помимо Германии находились Нидерланды, часть Италии и другие европейские земли. Испанские конкистадоры захватили в Америке ряд богатых владений. Испания становится огромной колониальной державой. Но у испанского могущества было очень шаткое основание. Ведя агрессивную внешнюю политику, Карл V (1500-1558, время правления 1516-1556) во внутренней политике являлся решительным сторонником абсолютизма. Когда в 1520 г. кастильские города подняли восстание, король с помощью аристократии и немецких ландскнехтов сурово подавил его. В то же время в стране не была проведена настоящая политическая централизация. Повсеместно еще давали о себе знать традиционные средневековые обычаи и законы. Сравнивая испанский абсолютизм с абсолютизмом в других европейских странах, К. Маркс писал: "...в других больших государствах Европы абсолютная монархия выступает как цивилизующий центр, как объединяющее начало общества... Напротив, в Испании аристократия приходила в упадок, сохраняя свои худшие привилегии, а города утрачивали свою средневековую власть, не приобретая значения, присущего современным городам" . Испания казалась грозным и несокрушимым колоссом, но это был колосс на глиняных ногах. Последующее развитие событий доказало это с полной очевидностью. Проводя свою политику в интересах феодальных магнатов, испанский абсолютизм не был способен создать условия, которые благоприятствовали бы успешному экономическому развитию страны. Правда, из колоний метрополия выкачивала сказочные богатства. Но эти богатства становились достоянием лишь немногих представителей господствующих сословий, вовсе не заинтересованных в развитии торговли и промышленности. Сравнительно кратковременным оказался расцвет испанских городов. Невыносимо тяжелым было положение крестьянства. В царствование Филиппа II (1556-1598) положение Испании стало прямо-таки катастрофическим. При нем Испания стала главным оплотом европейской феодальной и католической реакции. Однако войны, которые вел король в интересах дворянства, непосильным бременем ложились на плечи страны. И были они далеко не всегда удачными. Филиппу II не удалось одолеть восставших против испанского гнета нидерландцев. Жестокое поражение потерпела Испания в войне против Англии. В 1588 г. едва спаслась от полной гибели "Непобедимая армада". Реакционной испанской монархии еще удавалось одерживать отдельные победы, но она не способна была искоренить все то новое, что поднималось к жизни в различных частях Европы. Отпадение Северных Нидерландов в 1581 г. свидетельствовало об этом с особой ясностью. Внутренняя политика испанского абсолютизма была столь же реакционной, сколь и бесплодной. Своими действиями правительство только ухудшало и без того тяжелое экономическое положение страны. Да и что могло дать стране, например, жестокое преследование морисков (крещеных мавров), по болыцей части искусных ремесленников и торговцев? Подобно неизлечимому недугу расползалась по стране нищета. Особенно уродливым и зловещим на фоне народной нищеты выглядело богатство церкви и кучки высокомерных грандов. Финансовое положение страны было настолько безнадежным, что Филиппу II пришлось дважды объявлять государственное банкротство. При преемниках его Испания падала все ниже и ниже, пока, наконец, не превратилась в одно из захолустных государств Европы. Огромную и мрачную роль в жизни Испании играла католическая церковь. Ее могущество подготовлялось на протяжении ряда веков. Освобождение Испании от мавританского владычества велось под религиозными лозунгами, это поднимало авторитет церкви в глазах широких кругов, усиливало ее влияние. Не пренебрегая земными благами, она становилась все более богатой и сильной. Естественно, что церковь стала верным союзником испанского абсолютизма. На службу ему она поставила "святейшую" инквизицию, которая появилась в Испании в 1477 г. для наблюдения за морисками. Инквизиция была вездесуща и беспощадна, стремясь пресечь и искоренить любое проявление вольномыслия. В XVI в. в Европе не было другой страны, где бы так часто пылали костры инквизиции. Таков был неутешительный итог испанских великодержавных порядков. Первые ростки испанского Возрождения возникли еще в XV в. (сонеты поэта-петраркиста маркиза де Сантильяны и др.). Но развиваться ему пришлось в условиях весьма специфических - в стране, где на каждом шагу можно было встретить пережитки средних веков, где города не получили современного значения, а дворянство, приходя в упадок, не утратило своих привилегий и где, наконец, церкви все еще принадлежала страшная власть над умами людей. В этих условиях испанский гуманизм был лишен той резкой антиклерикальной тенденции, которая столь характерна для гуманизма итальянского, французского или немецкого. В испанской поэзии и драматургии XVI в. широко разрабатывались религиозные темы. В мистические тона были окрашены многие произведения тогдашней испанской словесности. Религиозным порывом охвачены творения крупнейших испанских живописцев XVI в. - Луиса Моралеса и Эль Греко. Все это, однако, вовсе не означало, что испанская культура эпохи Возрождения была покорной служанкой богословия. И в Испании встречались ученые и мыслители, осмеливавшиеся выступать против схоластики, отстаивать права человеческого разума и ратовать за глубокое изучение природы. Это были преимущественно естествоиспытатели и врачи, по роду своей деятельности близкие к человеку и его земным потребностям. Врачом был знаменитый физиолог и философ Мигель Сервет, успешно изучавший вопросы кровообращения. В 1553 г. он был по настоянию Кальвина сожжен в Женеве на костре. Врачом был также Хуан Уарте, выдающийся философ, тяготевший к материалистическим воззрениям. Его "Исследование способностей к наукам" (1575) приобрело широкую известность. В конце XVIII в. великий просветитель Германии Лессинг перевел его на немецкий язык. Зато инквизиция нашла трактат испанского гуманиста еретическим. В 1583 г. он был внесен в список запрещенных книг. К первой половине XVI в. относится деятельность философа-гуманиста Хуана Луиса Вивеса, друга Эразма Роттердамского. Но, конечно, католическая Испания была страной, мало подходящей для расцвета гуманистической философии. Зато испанская литература, не столь стесненная церковной догмой, достигла в эпоху Возрождения поистине замечательного расцвета. «Исследование способностей к наукам» В 1575 г. в испанском городе Баэса вышла в свет небольшая книга под названием «Исследование способностей к наукам». Её ав-тор-- Хуан Уарте был известен своим согражданам не как писа-тель, но как опытный врач, уже снискавший себе уважение жителей этого города своими знаниями и, по свидетельству некоторых источников, мужественным поведением в борьбе против постиг-шего город в 1566 г. несчастья -- эпидемии чумы. Эта книга была его первой и единственной. Она была готова в 1574 г., но тогда не вышла в свет из-за препятствий, чинимых инквизицией. Уарте был вынужден зано-во отредактировать и переделать ряд мест по требованию комис-саров инквизиции. Книга имела большой успех. В течение трех лет она была переиздана четыре раза. С 1579 г. в инквизицию начинают поступать доносы на Уарте и его книгу. В 1581 г. португальская инквизиция включает книгу в список запрещенных книг, а в 1583 г. ее примеру последовала испанская инквизиция. Позднее книга Уарте была за-прещена также и в Риме. Подготавливая свою книгу к переизданию, Хуан Уарте творче-ски переработал ее, дополнив рядом глав. Новое издание книги, осуществленное его сыном Луисом Уарте, вышло в Баэсе, в 1594 г., когда Уарте, по всей вероятности, уже не было в живых. Это издание существенно отлича-лось от издания 1575 года. В нем было 22 главы (вместо 15 глав в первом издании). Первая и вторая главы были написаны заново, снята 7-я глава первого издания, которая была запрещена инк-визицией. Книга Уарте поразила смелостью мыслей, глубиной постав-ленных вопросов, великолепным языком и остроумием выражений. Она не представляла собой изолированного явления в культурной жизни страны и перекликалась с целым рядом философских и ес-тественнонаучных произведений других испанских авторов. В Исследовании способностей к наукам Уарте рассматривает следующие вопросы: · почему люди придерживаются различных мнений в своих суждениях? · что такое дарование, и какие различные виды его обнаруживаются в человече-ском роде? · Какие различия, существую-щие между людьми, неспособными к наукам ? · Какая природа де-лает мальчика способным к обучению? · Какое значе-ние имеет темперамент для того, чтобы человек стал благоразумным и добронравным? · Какая часть тела должна быть хорошо устроена для того, чтобы юноша был способным? · Из каких качеств происходят виды дарований человека? · Тленна или смертна душа? · Какие виды дарований имеются в человеческом роде? · Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию? · Какая существует зависимость между различными дарованиями? · К какому роду способностей принадлежит военное искусство, и по каким, признакам можно узнать человека, обладающего этим талантом? · К какому виду дарования относится королевская власть и какими признаками должен обладать тот, кто имеет такое дарования? · Какие условия следует соблюдать для того, чтобы способности сохранились у образовавшихся и уже родившихся детей? Из всех поставленных вопросов можно выделить четыре основных, упомянутых в введении : 1. «Какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой...» ? 2. «Какие виды дарования имеются в человеческом роде...»? 3. «Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности...»? 4. «По каким признакам можно узнать соответствующее дарование…»? Рассмотрение этих вопросов и является основой психологической концепции индивидуальных различий Хуана Уарте, именно поэтому они и стали предметиом нашего исследования. Какими способностями обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и неспособным к другой Подобно другим представителям эпохи Возрождения, Уарте пытается объяснить качественное различие вещей результатом различных количественных комбинаций одной и той же первичной материи, различными количественными соотношениями простейших материальных элементов. Об этом подробно говорится в книге. Уарте рассматривает субстанцию как совокупность четырех элементов -- огня, земли, воздуха и воды, обладающих четырьмя первичными качествами (жар, холод, сухость и влажность). Эти элементы и качества, по его мнению, определяют свойства всех предметов и явлений природы. Уарте выступает против мистико-религиозного объяснения про-исхождения человека, остроумно высмеивает астрологию. Он учит, что человек, его способности и характер является результатом смешения (в определенном соотношении) четырех первичных элементов, которые сами являются «такими же, как и те, которые со-ставляют другие естественные вещи». Уарте считал, что огонь, земля, воздух и вода, проникая через пищу в человеческий организм, определяют его особенности и ум-ственные способности. Поэтому жизнь человека и его здоровье зависят не от божественной воли, а от этих элементов, «из гар-монии которых составляется здоровье и жизнь человека». Основой деятельности человеческого организма Уарте считал внутреннюю энергию естественного происхождения, источником которой является огонь, выступающий активным, в отличие от пассивных земли, воздуха и воды. Огонь, учит Уарте,-- основа внутреннего обмена и, следовательно основа главных функций организма -- дыхания и питания. Кровь и воздух доставляют пищу огню. Значительную трудность, по мнению Уарте, представляло объ-яснение того, каким образом природа соединяет эти элементы для образования всех одушевленных я неодушевленных сложных смесей и создания формального огня, без того, чтобы он опускался из впадины луны или поднимался из центра земли, как утвержда-ли некоторые. Сам Уарте пытается объяснить это процессом гние-ния, которое разлагает сложные вещества на простейшие состав-ляющие. «Гниение столь необходимо для явлений природы,-- пишет он,-- что если оно не происходит, невозможно создать ничего нового, нельзя будет питаться и расти». И человеческое семя, по его мнению, лишь после разложения на четыре элемента, может образовать из них новую сложную смесь, т. е. человека. Несмотря на наивную форму, это объяснение природы человека отвергало библейские сказки о сотворении че-ловека богом. Считая природу основой и единственным объектом познания, Уарте приходит к выводу, что причинную обусловленность явле-ний необходимо искать не в области сверхъестественного, а в са-мой природе вещей. Поэтому одной из основных задач науки он считал установление в процессе опыта причинных связей явлений. В мире живет огромное количество людей. Все они различны. Во всем мире не найдется двух одинаковых людей. Если мы обратим внимание на лицо человека, то заметим, что оно составлено из очень небольшого ко-личества частей: из двух глаз, одного носа, двух щек, рта и лба; и однако, природа делает из них столько сочетаний и комбинаций, что если нарисовать сто тысяч человек, каждый будет иметь свое особое, ему свойственное лицо. То же самое имеет место с четырьмя стихиями и четырьмя первичными качествами: жаром, холодом, влагой и сухостью, в гармонии которых заключается здоровье и жизнь человека. Хотя их количество очень незначительно, однако, природа делает на них столько сочетаний, что когда рождается сто тысяч человек, каждый их них имеет свойственное ему одному здоровье, способности. «Это получается не вследствие болезни и не вследствие божественного вдохновения, а лишь вследствие природной неумеренности». Основание этого совершенно ясно в натурфилософии, ибо каждая из способностей (природных, жизненных, психических и разумных), управляющих человеком, требует особого темперамента, чтобы творить свои дела, как подобает, не нанося ущерба остальным способностям. Естественная способность, которая переваривает пищу в желудке, требует жара, та же, которая стремится к пище,-- холода. Если какая-либо из этих способностей будет обладать каким-либо качеством в большей степени, то она будет сильнее в известной мере; но за это должны будут расплачиваться остальные способности, так как невозможно, чтобы при соединении всех четырех способностей вместе, могла возрастать та, которая требует жара, и чтобы при этом не ослабла та, которая работает при помощи холода. Так, например, Гален говорит, что горячий желудок много переваривает, но мало стремится к пище и наоборот. Тo же самое имеет место и по отношению к разумным способностям (памяти, воображению и разуму); память, как мы покажем в дальнейшем, для того чтобы она была хорошей и крепкой, требует влажности и мозга, состоящего из плотной субстанции; и наоборот, для разума требуется, чтобы мозг был сухим и составленным из тонких и очень деликатных частиц. Вот почему, если память усиливается, то разум ослабляется: Отсюда ясно видно, что человеческое знание требует умеренности и воздержанности, а не расстройства; вот почему считаются самыми разумными людьми - умеренные люди, потому что «их знания трезвы». Если уравновешенный мозг станет неуравновешенным вследствие избытка влаги, то нет сомнения, что усилится память и станет слабее ум, как мы докажем в дальнейшем; если же в мозгу будет избыток сухости, то усилится ум и ослабнет память; так обстоит дело с умом,-- человек с сухим мозгом будет знать гораздо больше, чем более здоровый и уравновешенный. Человек, в мозгу которого избыток влаги, будет обладать гораздо лучшей памятью, чем самый уравновешенный че-ловек в мире. Ибо, согласно мнению медиков, неуравнове-шенные во многих отношениях превосходят уравновешен-ных. Вот почему Платон говорил, что человек с весьма возвышенным дарованием редко не обнаруживает в каком-либо отношении мании, которая является расстройством, происходящим от того, что мозг горяч и сух. Следовательно, имеется неуравновешенность и болез-ненность, благоприятная для какого-либо рода знаний и неблагоприятная для других; и для человека необходимо знать, какой болезнью и каким расстройством он страдает и какой науке соответствует его дарование. Уравновешенные люди, как мы докажем в дальнейшем, обладают способностью ко всем наукам; но они в всех будут успевать посредственно, не преуспевая много ни в одной. Неуравновешенные же способны лишь к одной науке, не больше; но если они отдадутся этой науке и будут изучать ее тщательно и заботливо, то добьются замечательных успехов; в других же науках они успеют очень мало. Очевидным доказательством этого является то что, как показывает история, каждая наука была изобретена в какой-либо области с неуравновешенным климатом человеком, приспособленным для нее. Гален написал книгу , где он доказывает, что привычки души соответ-ствуют темпераменту тела, в котором она обитает, и что в зависимости от того, является ли область, в которой живут люди, жаркой или холодной. влажной или сухой, в зависимости от того, какую пишу они едят, какую воду они пьют и какой воздух вдыхают,-- одни бывают глупы-ми, а другие умными, одни -- мужественными, другие -- трусливыми, одни -- жестокими, другие -- милосердными одни -- скрытными, другие -- откровенными, одни -- лживыми, другие правдивыми, одни -- изменниками, другие -- верными, одни -- беспокойными, другие -- спокойными одни ---двуличными, другие -- простодушными. И мы видим ясно па опыте, в какой степени отличаются греки от скифов. французы от испанцев, индийцы от нем-цев и эфиопы от англичан. Но мы это замечаем не только на столь отдаленных областях. Если мы будем рассматривать провинции Испании. то мы также сумеем определить, в зависимости от каждой провинции, достоинства и недостатки жителей. Мозг является тем органом, который природа устроила для того, чтобы человек мог быть умным и ученым. Остается только объяснить, каким требованиям должна удовлетворить эта часть для того, чтобы она могла считаться хорошо организованной и для того, чтобы человек, обладающий таким мозгом, мог считаться умным и способ-ным. Мозг, для того чтобы разумная душа могла легко совершать те действия, которые требуют ума и понима-ния, должен удовлетворять четырем условиям: во-первых, он должен иметь хороший состав; во-вторых, его части должны быть хорошо соединены; в-третьих, жар не должен слишком превышать холода, а влага сухости; в-четвертых, его субстанция должна быть составлена из тонких и очень нежных частей. Хороший состав мозга зависит, в свою очередь, от четырех условий. Первое, хорошая фигура; второе, достаточное количество мозга; третье, мозг должен иметь четыре ясно отличающихся и отделенных желудочка, причем каждый из них должен находиться на своем месте; четвертое, способность каждого из них должна быть не больше и не меньше того, что требуется для тех действий, которые он совершает. Гален, рассматривая снаружи форму и фигуру головы, находит, что самый лучший вид ее будет следующий: она должна быть подобна совершенно круглому восковому шару, который будет слегка сжат с боков: в таком случае лоб и затылок будут слегка выпуклые. Отсюда следует, что если человек имеет очень плоские лоб и затылок, то его мозг не имеет такой фигуры, которая требуется для того, чтобы человек мог быть умным и способным. Автор на основании опыта нашел, что люди, обладающие малым телом, бывают наиболее умны тогда, когда у них голова велика, как и наоборот, полные люди наиболее умны в том случае, если у них голова маленькая: причина этого состоит в том, что в таком случае количество материи. посредством которой действует разумная душа, бывает наиболее уравновешенным. Еще одно из основных условий состоит в том, чтобы мозг был хорошо уравновешенным, чтобы он имел умеренную температуру и чтобы в нем не было избытка остальных качеств. Такое предрасположение и есть то, что называется хорошей природой, так как оно главным образом делает человека способным, как противоположность его -- неспособным. «Какие виды дарования имеются в человеческом роде...»? Слово «ingenio» (дарование), которое происходит от глагола «ingenero» (создаю, порождаю), который обозначает порождение пути себя цельной и истинной фигуры, представляющей в живом виде природу предмета, изучаемого наукой. Цицерон определил ум так: «Понятливость и память, которая носит название ума» Мы не можем подробно разбирать, какие виды дарований происходят вследствие интенсивности каждого из этих трех качеств, прежде чем мы не перечислим все действия ума, воображения и памяти; пока же мы заметим, что су-ществуют три главных действия ума. Первое действие это -- выводить, второе -- заключать, а третье -- отбирать; отсюда проистекают три вида ума. Память делится на дру-гие три вида: первый легко воспринимает и быстро забыва-ет, второй -- медленно воспринимает и удерживает долгое время, третий же легко воспринимает и очень медленно за-бывает. Воображение имеет гораздо больше видов, так как оно имеет те же три вида, что ум и память, а из каждой степе-ни проистекают другие три. Аристотель выделил 2 вида ума: «Хороший ум -- это тот, который повинуется хорошо говорящему». «Наилучший ум -- это тот, который понимает все через самого себя». Существует еще третий род ума. не очень отличающийся от предшествующего; те, которые возвышаются до него, достигают его без искусства и изуче-ния; они тогда говорят столь тонкие, истинные и удивительные вещи, которых раньше никто не видел, не слышал, не писал и не рассматривал; о таком уме Платон говорит что это «возвышенный ум, соединенный с безумием». Этот третий вид дарований, о котором говорит Платон, дей-ствительно имеется среди людей. Человек рождается способным или неспособ-ным. Аристотель нашел его в надлежащем соотношении четырех первичных качеств (жара, холода, влажности и сухости) которое он назвал природой, ибо от него происходят все способности людей, все добродетели и пороки и то большое разнообразие дарований, которое мы видим. Он доказы-вает это ясно, рассматривая возрасты мудрейшего чело-века, который в детстве является не более, чем неразум-ным животным и пользуется из способностей души только тем, в которых заключаются аффекты и вожделения; но с наступлением юности в нем раскрывается удивительный разум, и мы видим, что эта эпоха продолжается только известное время, ибо с наступлением старости ум ухуд-шается с каждым днем, пока он не разрушится совер-шенно. Известно, что это разнообразие умов происходит от разумной души, которая во всех возрастах остается той же самой, не терпя никакого изменения ни в своих силах, ни в своей субстанции, но так как при каждом возрасте человек обладает различным темпераментом и противо-положной структурой, то вследствие этого душа творит одни дела в детстве, другие в юности и третьи в старости; отсюда мы видим ясно, что одна и та же душа творит противоположные дела в том же теле, потому что каждо-му возрасту соответствует противоположный темперамент. Хуан Уарте пришел к заключению: 1. Что из многих видов талантов, имеющихся в человеческом роде, ты можешь по преиму-ществу владеть только одним; если только природа в тот момент, когда она тебя формировала, не была очень сильна и не сосредоточила все свои силы, чтобы соединить в тебе два или три вида дарований, или же наоборот, вслед-ствие бессилия, не сделала тебя глупым и лишенным вся-кого дарования. 2. Что каждому виду дарований соответствует, по преимуществу, только одна наука и не больше; таким образом, если тебе не удастся выбрать ту науку, (которая соответствует твоей природной способно-сти, то ты очень мало успеешь в других науках, хотя бы ты трудился дни и ночи. 3. После того, как ты открыл, какова та наука, которая больше всего соответствует твоему дарованию, тебе остается преодолеть еще одну, более значительную трудность, а именно: иссле-довать, способен ли ты больше к теория пли к практике. Ибо во всех родах наук теория и практика так противоре-чат друг другу и требуют столь различных дарований, что они взаимно ослабляют друг друга, кок будто бы они были настоящими противниками. «Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности...»? Очень важно по мнению Уарте было выяснить каким видом дарования обладает тот или иной человек и какая наука соответствует этому виду дарования: «если человек, лишенный дарований, при-мется изучать какую-либо науку или искусство, то хотя бы он всю жизнь трудился над усвоением ее правил и положений, у него все же ничего не получится: если же человек занимается тем, что соответствует его природным способностям, то мы видим, что в короткий срок он усваивает науку. То же самое происходит в поэзии: если стихи начинает сочинять тот, кто имеет природные данные, то он их сочиняет с большим совершенством, если же у него нет этих данных, то он останется навсегда плохим поэтом. Если дело обстоит так, то мне кажется вполне своевре-менным исследование того, какое дарование в частности соответствует известной науке, для того чтобы каж-дый, узнав свою природу, мог бы с точностью понять к какому именно искусству он предрасположен от природы.» Уарте предлагает следующую классификацию наиболее важных, по его мнению, наук по дарованиям, которые способствуют их изучению: 1. Искусства и науки, которые постигаются памятью: грамматика, латинский и другие языки, теория юриспруденции, положительное богословие, кос-мография и арифметика. 2. К разуму относятся следующие: схоластическая теология, теория медицины, диалектика философия природы и нравов, юридическая практика, ко-торую мы называем адвокатской практикой. 3. Хорошего воображения требуют все те искусства и науки, предмет которых составляют фигура, соответствие, гармония и пропорция. к ним принадлежат: поэзия, красноречие, му-зыка, искусство проповеди, практика медицины, матема-тические науки, астрология, умение управлять государст-вом, военное дело, искусства живописи, черчения, пись-ма, чтения; искусство отпускать шутки, давать прозвища, умение быть щеголем, проницательным в делах, требу-ющих предусмотрительности, умение выкидывать разные фокусы и измышлять ухищрения, живой ум, который приводит в восхищение простой народ, а именно способ-ность диктовать одновременно четырем писцам о самых различных материях и притом так, чтобы все выходило складно. Далее Уарте на примере нескольких наук из каждого блока доказывает правильность своей концепции. В своих доказательствах он опирается на теории и концепции различных философов, труды различных учёных, часто приводит цитаты из Священного писания, иногда и вовсе на общеизвестные факты. Уарте также говорит о том, что в одном человеке, как правило, может быть только одно дарование, иногда ни одного, редко два и совсем великая редкость, если человек обладает одновременно тремя дарованиями. Если у человека развито одно дарование, то в большинстве случаев оно ослабляет остальные дарования. Например: «великая память противоречит рассудку и не даёт ему дойти до совершенства», своё высказывание он сразу подкрепляет примером, доказательством, суть которого в следующем: лучший из всех схоластов не умел говорить на изящной латыни, а лишь на простой. Это связанно с тем, что для схоластической науки требуется хороший ум, а для знания иностранных языков воображение, и если у схоласта хорошо развито воображение, то в большинстве случаев, память у него не развита вовсе. «По каким признакам можно узнать соответствующее дарование…»? Наиболее полную и доказательную классификацию признаков Уарте даёт только для самых важных, по его мнению, дарований, а именно признаки по которым можно отличить того, кто имеет талант к королевской власти и военному искусству. Однако, в тексте встречается очень много разнообразных признаков и советов, относящихся к тому или иному дарованию, вот некоторые из них: · Если человек красиво пишет - у него развито воображение; · Плохой почерк имеют люди с сильным рассудком; · Обладающий хорошим воображением не должен заниматься науками; · Если человек чрезмерно опрятен, во всём поддерживает чистоту и порядок у него сильно развито воображение и следовательно такой человек обладает слабым умом; · Шутники, говоруны, дающие прозвища, те, кто издевается над другими - так же обладают хорошим воображением совершенно противоположным уму и памяти. · Дети, которые начали поздно говорить имеют хорошую память (это связанно с наличием большого количества влаги в языке и мозгу, что в свою очередь способствует хорошей памяти) и в будущем такие люди становятся, как правило, хорошими ораторами
|
|