Изучение различных видов памяти у школьников г. Гомеля
p align="left">Объем кратковременной и оперативной памяти определяется количеством символов, воспроизведенных сразу же после однократного их предъявления. Он для «среднестатистического» человека составляет 5-9 символов. Объем кратковременной памяти слабо зависит от информационного содержания запоминаемых сигналов, ибо эта память имеет дело с символами, а не с содержательной стороной информации.В долговременной памяти выделяют относительный и абсолютный объемы. Относительный объем долговременной (V) памяти оценивается по формуле: V = Nстим. / Nповт., где Nстим. - число стимулов (или количество информации), сохранившихся в памяти спустя некоторое время после их предъявления (не менее 30 мин); Nповт. - число повторение необходимых для запоминания. В диагностике памяти иногда не учитывают число повторений Nповт., ограничиваясь однократным предъявлением стимульной информации. Относительный объем памяти зависит от информативности стимула. Относительный объем долговременной памяти обусловлен и количеством запоминаемой информации. Абсолютный объем долговременной памяти. Память имеет огромный объем, используемый человеком не более чем на 30% за всю его жизнь. Теоретические подсчеты показывают, что общий объем долговременной памяти составляет 2,8*1020 двоичных единиц (бит). Это эквивалентно овладению шестью иностранными языками, усвоению программ трех вузов. Готовность памяти отражает степень легкости воспроизведения образов, необходимость в которых возникает в данный момент. Эта характеристика очень важна в процессах принятия экстренных решений (при решении управленческих задач или при поиске выхода из чрезвычайной ситуации). Точность памяти характеризует правильность воспроизведения образов с требуемым уровнем детальности. Скорость запоминания измеряется количеством повторений, необходимых для сохранения образа. Скорость забывания измеряется временем, в течение которого образ сохраняется [24, 40]. 1.8 Развитие памяти В первые месяцы жизни память проявляется на уровне условных рефлексов. К шести месяцам выявляется процесс узнавания того, что чаще всего окружает ребенка. Для этого возраста характерен феномен «скрытого периода»: стоит тому, с кем ребенок постоянно имеет контакт исчезнуть на несколько дней, как он перестает узнавать его. С возрастом продолжительность скрытого периода увеличивается. С этим связан тот факт, что события первых трех лет плохо воспроизводятся в более старшем возрасте. Процесс воспроизведения информации проявляется на втором году жизни. Дошкольный возраст - это преимущественно непроизвольная память и начало развития социально обусловленных видов памяти (произвольной, опосредованной и логической). Школьный возраст характеризуется интенсивным развитием произвольной памяти, что обусловлено характером учебной деятельности. При этом до подросткового возраста приоритет в развитии принадлежит природной памяти, впоследствии же эта динамика природной и социально обусловленной памяти выравнивается. К поступлению детей в школу их память оказывается уже достаточно развитой для того, что бы с успехом усваивать материал школьной учебной программы в том объеме, в каком он дается в обычной общеобразовательной школе. В это время намечается важная тенденция в развитии всех видов памяти, которая в неизменном виде сохраняется в течение всего школьного обучения: преимущественно в функционировании и опережающее развитие у детей природных видов памяти. Эти виды памяти по своей продуктивности в детстве существенно превосходят социально обусловленные виды памяти на протяжении всех лет обучения детей в школе. Дети всех школьных возрастов гораздо лучше запоминают учебный материал за счет непроизвольной, непосредственной и механической памяти, чем за счет произвольной, опосредственной и логической памяти. Имеются определенные возрастные различия. От младшего школьного возраста к подростковому продуктивность природных видов памяти у детей растет быстрее, чем продуктивность социально обусловленных видов памяти, и разница между ними достигает максимума именно в подростковом возрасте. Далее тенденция развития этих видов памяти меняется: быстрее начинают развиваться социально обусловленные виды памяти, а развитие природных видов памяти замедляется. Установлено, что до 20-25 лет память совершенствуется. Примерно в 30-40 лет происходит качественный перелом в развитии памяти человека. На первое место выходят социально обусловленные виды памяти, которые далее опережают в своем развитии природные ее виды. Начиная с этого момента времени человек преимущественно пользуется уже социально обусловленными, а не природными видами памяти [9]. Если человек специально не упражняет свою природную память и относительно редко обращается к ее использованию, то природная память или останавливается в своем развитии, или постепенно ухудшается с возрастом. С возрастом мозг человека стареет, его возможности ухудшаются, и это неизбежно сказывается на памяти (природные виды памяти самым тесным образом связаны с работой мозга). Общего ухудшения памяти человека при этом долго не происходит, так как недостатки природной памяти компенсируются развитием социально обусловленной памяти, которая может развиваться и совершенствоваться относительно независимо от работы мозга. К старческому возрасту человек «впадает в детство»: в памяти воскрешаются подробные эпизоды далеких ребяческих лет. Поддерживать память можно с помощью специальных упражнений [10]. 1.9 Нарушения процессов памяти Расстройства памяти возникают не только по причине возрастного фактора, но также из-за эмоциональных и физических перегрузок, алкогольного и наркотического отравления, черепно-мозговых травм, болезней нервной системы, ушибов с потерей сознания и т.д. Согласно закону действия массы, память человека разрушается пропорционально весу поврежденной мозговой ткани (удаление 20% этой ткани еще не обязательно приводит к полной потере памяти) [31]. Физические травмы (черепно-мозговые повреждения, сильные ушибы с потерей сознания) вызывают разрушительные для памяти изменения в местах соединения нервных клеток (синапсах). Те сигналы информации, циркулирующие через структуры мозга, которые не успели там закрепиться, исчезают. Это проявляется в том, что человек не помнит того, что произошло до травмы. Алкогольные и наркотические отравления разрушают нейронные ткани в гиппокамповом круге. Последствия таковы: человек после «веселой вечеринки» с трудом вспоминает то, что было накануне такого «веселья»; теряет способность абстрактно мыслить и помнить текущие события [16, 31]. Нарушения процессов памяти: 1. Дисмнезия: - гипомнезия; - амнезия; - гипермнезия. 2. Навязчивые воспоминания; 3. Гиперфункция памяти; 4. Парамнезия: - псевдореминисценция; - конфабуляция. Дисмнезия («дис» - «дефектный», «мнезия» - память) характеризуется частичным или полным выпадением памяти, при котором человек не может восстановить информацию в нужном объеме. Разновидностей дисмнезии много. Гипомнезия (или «дырявая» память) - память лишь на наиболее яркие, значимые для человека события. В легкой степени проявляется в форме забывания имен, дат, цифр и т.п. Амнезия - частичная или полная потеря памяти на события, относящиеся к определенному отрезку времени. Она проявляется: - в отсутствии памяти на события, предшествующие недугам с потерей сознания (ретроградная амнезия); - в отсутствии памяти на события, последующие за недугом с потерей сознания (антероградная амнезия); - в потере способности запоминать все, что происходит в данный момент (фиксационная амнезия); - в постепенной потере памяти на события, начиная от более поздних до последних (прогрессирующая амнезия согласно закону Рибо). Амнезия вызывается повреждением гиппокампа, который отвечает за передачу информации в долговременную память. Гипермнезия - явление ослабления памяти у человека на текущие события и одновременное обострение на малоактуальные для него в данный момент давние события. Парамнезия («пара» - неправильный) характеризуется превратно ошибочными воспоминаниями. Она проявляется: - в отнесении реальных событий к совершенно иному отрезку времени (псевдореминисценция); - в «воспоминаниях о прошлом, никогда не имевшем место», в «чистосердечном» присвоении чужих мыслей и поступков с самыми детальными подробностями, к которым на самом деле человек не имел никакого отношения (персонификация воспоминания, конфабуляция, вызываемая, как правило, неудовлетворенными жизненными потребностями и влечениями огромной силы). Память человека может находиться и в состояниях, обратных выше перечисленным. Это, в частности: - навязчивые воспоминания определенной тематической направленности; - гиперфункция памяти (неожиданное воспроизведение образа в тонких деталях, вызываемое обычно перевозбуждением, гипнозом, наркотическими средствами и т.д.). Согласно закону восстановления памяти, сначала восстанавливаются менее сложные и старые воспоминания, за ними следуют более «свежие» и сложные [16]. 1.10 Приемы управления памятью Память составляет основу познания мира человеком. Память поддается тренировке. Психологическая практика располагает целой системой управления памятью, объединяющей отдельные приемы совершенствования памяти в серьезные эффективные технологии. Все они базируются на законах памяти. Под управлением памятью понимаются целенаправленные усилия по улучшению ее характеристик. Процессы управления включают воздействия на объективные и субъективные факторы. Объективные факторы управления: окружающая обстановка, характер запоминаемого материала (его логичность, связность, наглядность и внешняя доступность), фармакологические средства, электрические, электромагнитные и акустические воздействия. Субъективные факторы управления: различного рода подсказки, психологические установки, мотивация, индивидуализированные приемы запоминания, физическое и психическое состояние человека. * Для воспроизведения забытой информации полезно перенестись в ту среду, где эта информация «родилась». В привычной обстановке скорость процесса воспроизведения увеличивается. * Характеристики памяти можно существенно улучшить, если сформировать себе соответствующую цель и установку на запоминание информации с той или иной детальностью. * Процессы памяти улучшаются при включении их непосредственно в деятельность. Чем выше уровень самостоятельности в процессе деятельности, тем быстрее развивается память. * Чем выше мотивирована деятельность, тем прочнее запоминание. Именно отсутствием связи с активной повседневной деятельностью объясняется явлении «студенческого парадокса», когда буквально на следующий день после сдачи экзамена от накопленных перед этим знаний по предмету остаются одни слабые воспоминания. * Интересный материал, вызывая положительные эмоции, способствует запоминанию. Эмоциональная раскраска информации (юмористическая, драматическая) улучшает ее запоминание. * Чем сильнее материал осмыслен логически, тем его легче запомнить. В этой связи запоминание информации, состоящей из бессвязных фрагментов, следует организовать так, чтобы в ней появились условные логические связи. В наборе бессвязных слов можно каждое из них увязать по смыслу единой мыслью, использовать мнемонические средства. * Запоминание оказывается более эффективным при структурировании информации на относительно законченные фрагменты (по схеме «дерево») и их повторении в течение «растянутого» времени (повторять предпочтительнее не подряд все сразу, а по отдельным фрагментам или в совокупности в течение нескольких отрезков времени - часов, дней). * Существенную помощь оказывает прием реферирования материала с выделением в нем главных мыслей и опорных пунктов. * Для лучшего запоминания можно использовать прием сопровождения фрагментов информации конкретными примерами или их сравнения между собой. Существенный эффект - в вербальном сопровождении («озвучивании») запоминаемого материала. * Перед ответственным мероприятием, требующим воспроизведения материала (экзамен, публичное выступление и др.), сразу после запоминания следует отходить к ночному сну. Установлено, что воспроизведение менее эффективно, если ему предшествует продолжительное бодрствование. Сон же снижает негативное влияние феномена интерференции информации. * Весьма эффективным приемом запоминания информации является повторение. При этом следует учитывать, что: - запоминание информации происходит неравномерно, ступенчато (в частности, трудный материал вначале запоминается плохо, затем лучше; простой материал, наоборот, поддается запоминанию вначале легче, затем труднее); - материал лучше повторять фрагментами (по логически осмысленным частям), чем все подряд и без перерыва. Число повторений материала не компенсирует слабого внимания к нему. При этом: - первый раз повторить заученный материал рекомендуется через 30-40 мин после его восприятия; - в первые дни повторение должно быть чаще, чем в последующие; - несколько десятков повторений в течение месяца небольшими фрагментами продуктивнее, чем сотни повторений в день материала в целом; - повторение материала наиболее эффективно при отходе к ночному сну, когда события ушедшего дня перестают «напирать» друг на друга [26]. Полезно знать и учитывать в повседневных беседах, что: - человек, как правило, высказывает 80% из того, что намерен сообщить, а собеседники воспринимают из этого лишь 70%, понимают - 60, в памяти же остается от 10 до 25%; - «средний» человек удерживает в памяти не более четверти того, что было сказано ему лишь пару дней назад; - память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит, и 10% из того, что слышит; - лучше всего память работает между 8-12 ч утра и после 21 ч вечера, хуже всего - сразу после обеда [16]. Главное условие эффективности любых приемов управления памятью их индивидуализация. Все приемы, методы и технологии «заиграют» лишь в том случае, когда они соответствуют индивидуально-личностным характеристикам человека, идут в направлении его темперамента и характера, профессиональных интересов [26]. 1.11 Сущность и функции внимания Внимание - это характеристика психической познавательной деятельности, которая выражается в способности человека к сосредоточению на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, явлении, идее, мысли) и проявляется в избирательном восприятии значимых в текущий момент раздражителей при игнорировании других. От внимания зависит успех любой деятельности. В любой деятельности (умственной и физической) внимание опережает действия. Оно оказывает организующее влияние на все познавательные процессы. Невозможно представить себе мыслительный процесс, касающийся одного объекта, если внимание сосредоточено совершенно на другом. Аналогичные ситуации складываются и относительно восприятия, памяти, воображения и речи [1]. Ряд психологов до сих пор не признают за вниманием самостоятельного статуса. Для этого у них есть некоторые основания. Во-первых, внимание проявляется внутри всех познавательных процессов, постоянно идет как бы «под руку» с ними. Во-вторых, оно не является «владельцем» таких энергетически мощных центров в коре головного мозга, как зрительные и другие виды ощущений. Однако установлено, что внимание имеет свои свойства и, что более важно, представлено на уровне высших психических функций особыми анатомо-физиологическими структурами [6]. К основным функциям внимания относятся: - избирательность; - целенаправленность; - активность. Функция избирательности внимания реализуется через выделение из всей поступающей информации лишь той, которая важна человеку именно в данный момент. Успех в решении текущих задач во многом обусловлен качеством выполнения именно этой функции. Именно она обеспечивает «помехоустойчивость» сознания. Функция целенаправленности состоит в сосредоточении внимания на предмете деятельности, его удержании и переключении. Ведь любая деятельность обладает характерной рабочей структурой, обусловленной технологией ее выполнения (относительно самостоятельными блоками, технологическими фрагментами, последовательностью выполнения рабочих операций и их иерархией). Если исполнителю во время работы удается своевременно переключать и прочно удерживать внимание на всех этих элементах, его ждет успех. Функция активности направлена на поддержание работоспособности человека через рациональное распределение интенсивности, прочности внимания во время выполнения элементов деятельности. Даже при чтении учебника студент распределяет внимание неравномерно между отдельными фрагментами текста. При этом иногда ему приходится делать над собой усилие, чтобы данный фрагмент не был обойден вниманием, а в некоторых случаях это осуществляется как бы само собой. Внимание принимает участие в процессах памяти, оказывая помощь познавательным процессам в воспроизведении, восстановлении или формировании образа объекта. Благодаря вниманию из памяти извлекаются наиболее актуальные в данный момент времени образы объектов (предметы, люди, даты, звуки и др.). Регулирующая роль внимания проявляется в мышлении: пока осуществляется мыслительная деятельность, в сознании благодаря вниманию удерживаются мысли, непосредственно относящиеся к этой деятельности. Переключение внимания на что-то другое означает смену мыслительных занятий. Внимание столь глубоко внедрено в повседневную жизнь каждого человека, что с его качеством связывают не только успехи в работе и учебе, но и пригодность к той или иной профессии, умение бесконфликтно контактировать с людьми и т.д [13]. 2. ОБЪЕКТ, ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ 2.1 Объект и программа исследований Объектом исследования являлись виды памяти школьников г. Гомеля. Цель: Исследование различных видов памяти у школьников г. Гомеля. Программа исследования включает в себя решение следующих задач: ? подготовка литературного обзора по памяти и вниманию; ? изучение различных видов памяти у школьников г. Гомеля; ? изучение зависимости развития памяти от пола и возраста в учебное и летнее время; - изучение зависимости памяти от внимания. 2.2 Методика исследований В ходе исследования было использовано четыре вида тестов для определения: - объема кратковременной памяти; - объема образной кратковременной памяти; - возможности памяти при разных способах запоминания; - объема внимания. Выявление объема кратковременной памяти. В течение 1 минуты испытуемый внимательно читает предложенный тест из 25 слов. Затем в течение 5 минут записывает все слова, которые ему удалось запомнить в любом порядке. Слова для теста: сено, ключ, самолет, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолет. Каждое слова 1 балл. По сумме балов определяем, к какой категории относится объем памяти испытуемого (таблица 1). Таблица 1 - Определение характеристик объема памяти |
Число баллов | Характеристика памяти | | 6 и меньше | Объем памяти низкий | | 7-12 | Объем памяти чуть ниже среднего | | 13-17 | Объем памяти хороший | | 18-21 | Объем кратковременной памяти отличный | | Свыше 22 | Память феноменальна | | |
Определение объема образной кратковременной памяти. Испытуемому предлагается в течение 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой ему таблицы. Затем в течение 1 мин он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать). В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Тест, используемый для определения объема образной памяти представлен на рисунке 1. По сумме балов определяем, к какой категории относится объем памяти испытуемого (таблица 2). Рисунок 1 - Тест для определения объема образной памяти Таблица 2 - Определение характеристик объема образной памяти |
Число баллов | Характеристика памяти | | 5 и меньше | Объем кратковременной памяти ниже нормы | | Свыше 6 | Объем кратковременной памяти в норме | | |
Определение объема памяти при механическом и логическом запоминании. Исследователь зачитывает испытуемому ряд слов из логического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова. Через 3-4 мин экспериментатор вновь зачитывает испытуемому ряд слов и механического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова. Слова для логического запоминания - сон, умывание, завтрак, дорога, университет, пара, звонок, перерыв, зачет, дискотека. Слова для механического запоминания - квартира, елка, звезда, парус, керосин, бомба, слон, угол, вода, шлейф. В результате сравнивается какой из способов запоминания преобладает. Определение объема внимания. Испытуемому дают инструкцию с заданием: «В каждом квадрате в случайном порядке «разбросаны» числа от 101 до 136. Вам предстоит их найти в порядке возрастания - 101, 102, 103 и т.д. Работу начинать по команде экспериментатора». Для определения объема внимания использовался тест представленный на рисунке 2. Для оценки показателей объема внимания использовалась таблица 3. |
112 | 105 | 117 | 126 | 102 | 123 | | 122 | 127 | 109 | 119 | 131 | 108 | | 107 | 115 | 134 | 124 | 104 | 116 | | 132 | 136 | 101 | 111 | 135 | 128 | | 118 | 129 | 114 | 130 | 133 | 120 | | 103 | 110 | 121 | 125 | 113 | 106 | | |
Рисунок 2 - Тест для определения объема внимания Объем внимания определяется по формуле: B = 648 / t, где B - объем внимания, t - время работы в секундах. Таблица 3 - Оценка показателей объема внимания |
Показатель объема внимания | Оценка показателя | | Более 6 | Высокий | | 4-6 | Средний | | Менее 4 | Низкий | | |
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Исследование проводилось на базе Гомельского областного детского центра медицинской реабилитации «Живица» (д. Ченки Гомельского района в кардио-ревматическом отделении), СШ № 16 и СШ № 22 в 2007-2008 годах. В качестве испытуемых выступали школьники в возрасте от 13 до 18 лет. Всего было обследовано 150 человек, из них 75 юношей и 75 девушек. Обработку данных проводили с дифференцировкой по видам памяти, полу, возрасту в учебное время и во время каникул. Дополнительно был проведен у 40 школьников (20 девушек и 20 парней) тест на определение объема внимания. 3.1 Объем кратковременной памяти и внимания у школьников Для представления общего состояния объема кратковременной памяти у школьников на сегодняшний день данные представлены в виде диаграммы (рис. 3). Рисунок 3 - Показатели объема кратковременной памяти Из диаграммы видно, что у большей половины (57 %) школьников объем кратковременной памяти ниже среднего. На втором месте (31 %) объем памяти хороший. Объем памяти низкий, отличный и феноменальную память имеют 5 %, 6% и 1% школьников соответственно. Для объяснения данной ситуации необходимо проанализировать показатели объема внимания у этих же школьников, представленные в виде диаграммы (рис. 4). Рисунок 4 - Показатели объема внимания у школьников Из диаграммы видно, что объем внимания почти у всех школьников низкий (48 %) и средний (49 %). Высокий объем внимания всего лишь у 3 % школьников. Для изучения соотношения объемов кратковременной памяти у школьников в зависимости от их пола данные представлены в виде диаграммы (рис. 5). Рисунок 5 - Показатели объема кратковременной памяти в зависимости от пола Из диаграммы видно, что как у парней, так и у девушек преобладает объем кратковременной памяти ниже среднего, но парней с данным объемом памяти на 1,3 % больше, чем девушек. На втором месте так же как у парней, так и у девушек объем кратковременной памяти хороший, но девушек с данным объемом памяти на 2,7 % больше, чем парней. У парней на третьем месте объем кратковременной памяти низкий, что на 4,1 % больше, чем у девушек. А у девушек на третьем месте объем кратковременной памяти отличный, что на 3,4 % больше, чем у парней. Проанализировав полученные данные можно сделать вывод, что у девушек кратковременная память лучше, чем у парней. Но, несмотря на это, единичный случай с феноменальной памятью был отмечен у парня. Данную ситуацию можно прокомментировать, проанализировав показатели объема внимания у девушек и парней, представленных в виде диаграммы (рис. 6) Рисунок 6 - Показатели объема внимания в зависимости от пола Как видно из диаграммы, у парней преобладает низкий объем внимания (60 %), что на 25 % больше, чем у девушек. В отличие от парней, у девушек преобладает средний объем внимания (65 %), что на 30 % больше, чем у парней. Однако высокий объем внимания был выявлен только у парней (5 %). Следовательно, полученные данные по уровню внимания у школьников полностью объясняют соотношение объемов кратковременной памяти у девушек и парней. Для анализа объема кратковременной памяти у школьников в зависимости не только от пола, но и от возраста, данные представлены в виде графика (рис. 7). Для построения данного графика были использованы моды. (Мода - варианта с наибольшей частотой). 1 - объем кратковременной памяти низкий 2 - объем кратковременной памяти ниже среднего 3 - объем кратковременной памяти хороший 4 - объем кратковременной памяти отличный 5 - память феноменальна Рисунок 7 - Объем кратковременной памяти у юношей и девушек в зависимости от возраста Из графика видно, что в возрасте от 13 до 18 лет у школьников преобладает низкий объем кратковременной памяти и только в 15-летнем возрасте у большинства девушек и в 16-летнем возрасте у большинства парней объем кратковременной памяти хороший. Объяснить сложившуюся ситуацию можно, проанализировав показатели объема внимания у школьников в зависимости от пола, представленные в таблице 4. Таблица 4 - Показатели объема внимания у школьников в зависимости от возраста |
Оценка показателя | Пол | Возраст, лет | | | | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | | Высокий | М, % | - | - | - | 20 | - | - | | | Ж, % | - | - | - | - | - | - | | Средний | М, % | - | - | 60 | 40 | 67 | 33 | | | Ж, % | - | 33 | 100 | 100 | 60 | 50 | | Низкий | М, % | 100 | 100 | 40 | 40 | 33 | 67 | | | Ж, % | 100 | 67 | - | - | 40 | 50 | | |
Обработав статистические данные представленные в таблице 1, проанализировали объем внимания у школьников в зависимости от пола. В 13-летнем возрасте объем внимания как у парней так и у девушек низкий. В 14 лет у всех парней объем внимания остается на низком уровне, а у 33 % девушек объем внимания улучшается с низкого до среднего уровня. К 15 годам уже у всех девушек и у 60 % парней средний объем внимания. В 16 лет у девушек объем внимания остается на среднем уровне, а у парней внимание продолжает улучшаться (20 % с высоким объемом внимания, 40 % со средним объемом внимания и 40 % с низким объемом внимания). В 17-летнем возрасте объем внимания как у парней так и у девушек начинает уменьшаться. В этом возрасте со средним вниманием только 60 % девушек, а остальные 40 % девушек имеют низкий объем внимания. Среди парней 67 % со средним объемом внимания и оставшиеся 33 % с низким объемом внимания. В 18 лет внимание как у парней так и у девушек продолжает ухудшаться: 50 % девушек со средним и 50 % с низким объемом внимания, 33 % парней со средним и 77 % с низким объемом внимания. Таким образом можно сделать вывод, что у девушек внимание с 13 до 15 лет улучшается, а с 17 лет начинает ухудшаться. У парней внимание улучшается с 13 до 16 лет, а с 17 лет так же начинает ухудшаться. Следовательно, у девушек наибольший объем внимания в 15-16 лет, а у парней - в 16 лет. Показатели объема кратковременной памяти у школьников в учебное и летнее время предоставлены на рисунке 8. Рисунок 8 - Объем кратковременной памяти в учебное и летнее время у школьников И в учебное и в летнее время у школьников преобладает объем кратковременной памяти ниже среднего (в учебное время 58 %, а во время каникул 56 %). На втором месте как в учебное так и в летнее время хороший объем кратковременной памяти (в учебное время 33 %, а во время каникул 26 %). Низкий объем кратковременной памяти в учебное время у 4 % школьников, а во время каникул - у 8 %. Отличный объем кратковременной памяти в учебное время у 4 % школьников, а во время каникул - у 10 %. Летом на 4 % больше школьников с низким объемом кратковременной памяти, так как у подростков во время каникул нет постоянных тренировок памяти. В учебное время на 7 % больше школьников с хорошим объемом кратковременной памяти, чем летом, а летом на 6 % больше школьников с отличным объемом кратковременной памяти, так как подростки с хорошо развитой памятью летом отдохнувшие, бодрые. 3.2 Объем образной кратковременной памяти у школьников Для анализа объема образной кратковременной памяти у школьников на сегодняшний день данные представлены в виде диаграммы (рис. 9). Рисунок 9 - Показатели объема образной кратковременной памяти Из диаграммы видно, что почти у всех школьников (99 %) объем образной кратковременной памяти в норме, что подтверждает литературные данные [42]. Проанализировав полученные данные, представленные на рисунке 7, можно сделать вывод, что в процессе обучения преподавателю необходимо больший упор делать именно на образную память школьников. 3.3 Логический и механический способы запоминания у школьников На рисунке 10 представлены данные по распределению различных способов запоминания у девушек и юношей. Рисунок 10 - Распределение различных способов запоминания у юношей и девушек Из диаграммы видно, что как у девушек, так и у юношей логический способ запоминания преобладает над механическим (у 76 % девушек и у 64 % юношей). Преобладание механического способа запоминания над логическим у 21 % юношей и 13 % девушек. Равенство логического и механического запоминания у 15 % юношей и 11 % девушек. Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что девушек с логическим способом запоминания на 12 % больше, чем юношей. Следовательно, у девушек этот способ запоминания развит лучше, чем у юношей. Рисунок 11 - Распределение различных способов запоминания по возрасту Анализируя данные представленные на рисунке 11, можно сделать вывод, что с возрастом ухудшается механическое запоминания и улучшается логическое. В 13-летнем возрасте у 43 % школьников логическое запоминание преобладает над механическим, у 18 % школьников равенство логического и механического способов запоминания и у 39 % школьников механическое запоминание преобладает над логическим. В 14 лет у 57 % школьников логическое запоминание преобладает над механическим, у 13 % - равенство логического и механического способов запоминания и у 30 % - преобладание механического способа запоминания. К 15 годам у 87 % школьников логическое запоминание преобладает над механическим, у 5 % - равенство логического и механического способов запоминания и всего лишь у 8 % школьников преобладание механического запоминания. В 16 лет у 64 % школьников преобладает логический способ запоминания, у 29 % - равенство логического и механического запоминания и у 7 % - преобладание механического запоминания. К 17 годам с преобладанием логического способа запоминания над механическим 88 % школьников и всего лишь 8 % - с равенством логического и механического способов запоминания и 4 % - с преобладанием механического запоминания. В 18-летнем возрасте 79 % школьников с преобладанием логического запоминания, 14 % - с равенством логического и механического запоминания и 7 % - с преобладанием механического запоминания. Таблица 5 - Распределение различных способов запоминания по полу и возрасту |
Показатели | Пол | Возраст, лет | | | | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | | Преобладание логического запоминания | М, % | 47 | 50 | 76 | 75 | 80 | 67 | | | Ж, % | 36,5 | 62,5 | 95 | 50 | 94 | 100 | | Равенство логического и механического запоминания | М, % | 18 | 14 | 12 | 12,5 | 10 | 22 | | | Ж, % | 18 | 12,5 | - | 50 | 6 | - | | Преобладание механического запоминания | М, % | 35 | 36 | 12 | 12,5 | 10 | 11 | | | Ж, % | 45,5 | 25 | 5 | - | - | - | | Всего | М, % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | | | Ж, % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | | |
Анализируя полученные данные, представленные в таблице 5, можно сделать вывод, что у девушек логический способ запоминания развивается быстрее, чем у юношей. В 13-летнем возрасте у юношей преобладает логический способ запоминания над механическим (логический способ запоминания - 47 % юношей, механический способ запоминания - 35 % юношей). А у девушек в данном возрасте преобладает механический способ запоминания (логический способ запоминания - 36,5 % девушек, механический способ запоминания - 45,5 % девушек). В 14 лет 50 % юношей с преобладанием логического способа запоминания, 14 % - с равенством логического и механического запоминания и 36 % - с преобладанием механического способа запоминания. У девушек в этом возрасте интенсивно развивается логический способ запоминания и составляет 62,5 % девушек. С преобладанием механического способа запоминания над логическим 25 % девушек. В 15 лет 76 % юношей с преобладанием логического способа запоминания, 12 % - с равенством логического и механического способов запоминания и 12 % - с преобладанием механического способа запоминания. У девушек продолжает интенсивно развиваться логический способ запоминания и в этом возрасте уже составляет 95 % девушек. И только у 5 % девушек преобладает механический способ запоминания над логическим. К 16 годам 76 % юношей с преобладанием логического способа запоминания и 12,5 % - с преобладанием механического способа запоминания. У девушек к 16 годам 50 % - с преобладанием логического способа запоминания и 50 % - с равенством логического и механического способов запоминания. В 17 лет у 70 % юношей логический способ запоминания преобладает над механическим и всего лишь у 10 % юношей преобладает механический способ запоминания. В данном возрасте 94 % девушек с преобладанием логического способа запоминания над механическим и 6 % девушек с равенством логического и механического способов запоминания. К 18 годам 67 % юношей с преобладанием логического способа запоминания, 22 % - с равенством логического и механического запоминания и 11 % юношей с преобладанием механического способа запоминания. У всех девушек к 18 годам логический способ запоминания преобладает над механическим. 3.4 Рекомендации по улучшению памяти Информация только тогда закрепляется в долговременном хранилище, когда она пройдет предварительную обработку в регистрах оперативной памяти и кратковременного хранилища. Существенной особенностью обрабатывающих регистров является возможность обрабатывать одновременно только 7±2 единиц информации. Объем памяти не зависит от количества единиц информации, а зависит от уровня перекодирования. Человек, владеющий технологией перекодирования, может запоминать много и быстро. Единица информации может укрупняться как на образном, так и на логическом уровне с помощью внутреннего или внешнего связывания. Перекодирование до уровня предложения осуществляется легко и естественно. Однако дальнейшее повышение уровня перекодирования требует навыков работы с образной и логической памятью. А навыки не даются без систематической тренировки. Запоминание небольших текстов. Прием образного группирования. Если читаешь текст с установкой запомнить подробно, то вчитываешься в каждое слово. При таком характере чтения в качестве единицы информации чаще выступает слово, которых может оказаться огромное количество. Так как регистр оперативной памяти может обрабатывать одновременно только 7 единиц информации, то необходимо укрупнить единицу информации до уровня предложения. Для этого требуется увидеть содержание предложения целиком, в одной «картинке». Если каждому предложению соответствует своя «картинка», ТОО запоминание происходит на уровне предложения. Если предложений также относительно много, то необходимо выходить на более высокий уровень перекодирования - на уровень смыслового куска. При этом каждое последующее предложение накладывается на предыдущее до тех пор, пока характер «картинки» не изменится. Если характер «картинки» изменился, то следует остановиться и закончить формирование единицы информации. Полученную «картинку» представляем целиком и держим ее в воображении 5 - 20 секунд, чтобы она закрепилась в кратковременном хранилище. В воображении может происходить что угодно: размеры изменяются, пространство искривляется, предметы и явления предстают в фантастическом виде. Изображение может оказаться недостаточно отчетливым: размытым или серым, будто в сумерках. По мере тренировок нужно стремиться, чтобы изображение становилось все более отчетливым. В конце запоминания текста сканируем (просматриваем в воображении быстрым скользким взглядом) все единицы информации по порядку. После этого достаточно произнести про себя название логического куска, как тут же оживает стоящий за ним образ. Прием образного группирования укрепляет единицу информации, уменьшает их количество, резко увеличивая объем памяти. Одновременно с образным группированием осуществляется умственная операция группирования элементов информации в логические центры, что существенно улучшает понимание материала. Прием вхождения в текст. Если необходимо подробно запомнить небольшое сообщение, человек начинает внимательно вчитываться в каждую подробность. Это приводит к тому, что количество единиц информации резко возрастает, регистр оперативной памяти переполняется и вместо точного запоминания всех деталей в голове возникает хаос, из которого трудно выудить необходимое. Если текст насыщен мелкими деталями, которые необходимо запомнить, то единица информации окажется слишком громоздкой, неудобной для хранения. Поэтому необходимо использовать прием «вхождения в текст», который предполагает активизацию ощущений при запоминании. Прием проводится совместно с приемом образного группирования. Необходимо научиться «входить» в текст: представить себя не только режиссером и оператором фильма, который «снимается» по тексту, но и героем его, испытывающим совершенно реальные ощущения. Ощущения, которые мы вызвали у себя, мимолетны, неявны, но... Их много, и они, словно крючками впиваются в информацию, как бы привлекая ее к зрительному образу. В результате происходит следующее: с помощью группирования мы собрали разбегающиеся элементы информации в единую «картинку» и скрепили ее многочисленными ощущениями. После этой двойной операции уже нет необходимости волноваться за сохранность информации - достаточно позаботиться только о ключе к ней. Ключом к информации послужит любой образ из единицы информации - наиболее яркий. Хотя лучше брать в качестве ключевого тот образ, на котором лежит основная смысловая нагрузка. Главное, надо помнить ключевое слово (образ). При припоминании активно начнут работать те многочисленные ключки-зацепки, которые мы разбросали по тексту в виде ощущений. А за ними припомнится и общая «картинка». Останется только оживить ее, озвучить текст. Образное группирование помогает запомнить общий смысл высказывания, а ключевой образ, благодаря вхождению в текст, как ежик, прокатившись по сообщению, нанижет на свои иголки все мелкие детали и выведет на общую «картинку». Прием ассоциаций. Самым мощным приемом для запоминания последовательностей является прием ассоциаций. Во-первых, он позволяет работать с очень длинными последовательностями; во-вторых, он дает возможность запомнить ключевые слова к разнообразной информации; в-третьих, с его помощью можно запомнить длинные цифровые ряды или телефоны. Для того чтобы пользоваться приемом ассоциаций, необходимо выучить ассоциативный ряд. Полный ряд включает в себя 101слово: |
1. Ока | 21. лук | 41. чек | 61. шкура | 81. веко | | 2. юла | 22. лилия | 42. Чарли | 62. шило | 82. вилы | | 3. тир | 23. латы | 43. черт | 63. шорты | 83. вата | | 4. чайник | 24. луч | 44. черчение | 64. ишачок | 84. врач | | 5. пар | 25. лупа | 45. череп | 65. шипы | 85. выпь | | 6. шар | 26. леший | 46. чаша | 66. шишки | 86. вышка | | 7. усы | 27. лось | 47. часы | 67. шоссе | 87. весы | | 8. ива | 28. лев | 48. червь | 68. шов | 88. Вова | | 9. йод | 29. ладья | 49. чудо | 69. шедевр | 89. ведро | | 10. окно | 30. трон | 50. пень | 70. сено | 90. дань | | 11. окорок | 31. тюк | 51. пика | 71. сок | 91. дека | | 12. кол | 32. тюль | 52. пила | 72. соль | 92. дуло | | 13. кот | 33. торт | 53. парта | 73. сеть | 93. дитя | | 14. куча | 34. туча | 54. печь | 74. сачок | 94. дача | | 15. копье | 35. топор | 55. поп | 75. сапог | 95. дупло | | 16. каша | 36. тушь | 56. пушка | 76. сушки | 96. душ | | 17. коса | 37. трос | 57. пес | 77. соски | 97. доска | | 18. ковер | 38. «Таврия» | 58. пиво | 78. сова | 98. диван | | 19. кеды | 39. этюд | 59. пуд | 79. седло | 99. дудка | | 20. луна | 40. чан | 60. шина | 80. виноград | 100. конница | | |
Каждое слово ассоциативного ряда нужно представлять себе в виде конкретного образа и знать его номер. Запомнить ряд вместе с номерами несложно, если проанализировать его с точки зрения цифро-буквенного кода, на основе которого он составлен: Букве К в цифро-буквенном коде соответствует 1, поэтому в первом слове ряда должна быть согласная К - Ока. У вас должен сложиться какой-то конкретный образ, в котором на центральном месте находится река. Образ «тир» лучше представлять как стену, на которой располагаются мишени. (Буква Р в цифро-буквенный ряд не входит и не учитывается. А все остальные буквы ряда, кроме К и Л, соответствуют букве, с которой начинается цифра: тир - три, чайник - четыре, пар - пять и т.д.). Образ «усы» - это какой-нибудь Мюнхаузен с длиннющими усами. Образ «йод» - склянки с йодом, некоторые из них разбиты - виден цвет, чувствуется запах (включаем ощущения). В таком духе следует проработать весь ряд и заучить его. Двузначные числа обозначаются словами, которые содержат буквы, соответствующие каждой цифре. Например, 21 - лук, цифре 2 соответствует Л, цифре 1 - К. Ассоциация - значит связь. Следовательно, вы должны связывать в образ (в одну картинку) слова ассоциативного ряда с запоминаемыми словами. при этом, помимо зрительных образов нужно пользоваться и ощущениями. Если умело совместить приемы вхождения в текст, группирования и прием ассоциаций, то можно запомнить большие объемы не связанной по смыслу информации. Не следует думать, что знание того или иного приема уже само по себе укрепит память. Вы можете считать надежным помощником вашу память только тогда, когда в результате систематических тренировок вы доведете до автоматизма умение применять приемы. Запоминание больших текстов. Запоминание по сюжету. Условно разделим все тексты на две группы: конкретные тексты и абстрактные. Под конкретными будем понимать такие тексты, при чтении которых мы можем задействовать значительную часть комплекса своих ощущений. Это значит, что в таких текстах все или почти все можно воспринимать с помощью органов чувств - видеть, слышать, осязать и проч. А под абстрактными будем понимать тексты, в которых речь идет о вещах, которые трудно или невозможно увидеть, услышать, потрогать руками... Запоминание по сюжету рассчитано, главным образом, на конкретные тексты. Текст-описание является обычно длинной последовательностью мелких элементов информации. Попытка читать их механически приводит к быстрому переполнению регистра оперативной памяти. И тогда читатель перестает видеть общую картину: перед ним проходят только те образы, которые попали в узкое поле его внимания. Если придумать для текста-описания свой сюжет, то мелькание образов прекратится, станет видна общая картина, и запоминание тут же пойдет на лад. Правда, придется немного пофантазировать. Итак, активируем наши ощущения, включая фантазию и ... начинаем снимать фильм. С этого момента вы режиссер, оператор, звукорежиссер и даже герой этого фильма. При соответствии сюжета нужно видеть не только тот объект, о котором мы в эту секунду читаем, но важно одновременно удерживать на «картинке» и то, что уже проскочило. При этом прожектор вашего внимания, освещая изучаемый объект, время от времени стремительно скользит к началу - и снова к объекту. То есть время от времени мы сканируем пройденный сюжет-маршрут. После того как весь маршрут пройден, снова сканируем его. Вы должны уметь пробегать взглядом весь путь почт мгновенно, не останавливая внимания на деталях - только узловые моменты. В то же время вы должны иметь возможность в любой момент притормозить и «войти» в картинку: увидеть и ощутить все мелкие детали. Важную роль в аппарате памяти играет речь. Важно уметь легко, свободно излагать свои мысли, озвучивать проходящие на внутреннем экране образы. Если вы вполне уверены, что ваш уровень развития речи позволит легко описать зрительные образы, то достаточно раз-другой просканировать сюжет-маршрут. В ином случае после сканирования следует приступить к пересказу. Пересказ - это не только развитие речи, но и прекрасная тренировка памяти. Во время пересказа в коре головного мозга происходят процессы обработки информации. А во время повторного чтения активность мозга очень мала. Повторное чтение не требует напряжения сил, потому что в процессе его происходит «узнавание» знакомого материала, что создает иллюзию знания. На самом же деле материал не закрепляется в памяти. Группирование 2-го уровня. Группирование 2-го уровня приближено к логическому запоминанию. Формируем первую единицу информации. После того как она закрепилась в кратковременном хранилище, ее нужно упростить. Формирование новой единицы информации начнем, имея уже на внутреннем экране первую (упрощенную) единицу информации. Прямо на нее станем наслаивать новые детали. Полученное изображение закрепим в кратковременном хранилище, подержав несколько секунд, а затем снова упростим. Третью единицу информации начнем формировать с этой последней картинки. Затем и эта единица информации упрощается. Полученная картинка является ключевым образом к тексту. Мы должны убедиться, что это действительно так. Пробежав в воображении общий план, будем поочередно разворачивать каждую единицу информации, входить в нее [42]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе проведения исследований было установлено, что у большинства школьников объем кратковременной памяти ниже среднего. А объем внимания почти у всех школьников средний и низкий. Однако у девушек в 15 лет, а у парней в 16 лет преобладает хороший объем памяти. Снижение объема кратковременной памяти в 15-16 лет объясняется также снижением объема внимания в этом возрасте как у парней, так и у девушек. У девушек кратковременная память немного лучше, чем у парней, то есть у девушек на 2,7 % чаще встречается объем кратковременной памяти хороший и на 3,4 % - отличный, а у парней на 4,1 % чаще встречается объем памяти низкий и на 1,3 % - ниже среднего. Так же было выявлено, что внимание у девушек лучше, чем у парней. Данная ситуация объясняется тем, что у девушек также внимание лучше, чем у парней. И в учебное и в летнее время преобладает объем кратковременной памяти ниже среднего. Летом на 4 % больше школьников с низким объемом кратковременной памяти, так как у подростков во время каникул нет постоянных тренировок памяти. В учебное время на 7 % больше школьников с хорошим объемом кратковременной памяти, чем летом, а летом на 6 % больше школьников с отличным объемом кратковременной памяти, так как подростки с хорошо развитой памятью летом отдохнувшие, бодрые. Логический способ запоминания, как у девушек, так и у юношей преобладает над механическим. Однако у девушек на 12 % чаще встречается логическое запоминание, чем у парней. Выявлена закономерность увеличения логического способа запоминания с возрастом как у девушек, так и у парней. Почти у всех школьников (99 %) объем образной кратковременной памяти в норме, что также подтверждает литературные данные, так как почти вся литература по улучшению памяти основывается на том, что улучшить память можно за счет образного логического запоминания. Так как почти у всех школьников хорошая образная память, то преподавателям необходимо делать упор именно на этот вид памяти, то есть использовать на уроках больше наглядностей, а ток же научить учеников даже текст, цифры и формулы представлять в виде образов, логических образных последовательностей. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1 Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник для вузов / Г. С Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 624 с. 2 Адам, Д. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога / Д. Адам. - М.: Мир, 1983. - 152 с. 3 Андреев, О. А. Тренировка памяти / О. А. Андреев, Л. Н. Хромов. - Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999. - 221 с. 4 Ашмарина, И. П. Нейрохимия: учебник для биологических и медицинских вузов / И. П. Ашмарина, П. В. Стукалова. - М.: Институт биомедицинской химии РАМН, 1996. - 470 с. 5 Биологический энциклопедический словарь / редкол.: М. С. Гиляров [и др.]. - М.: Советская энциклопедия, 1986. - 893 с. 6 Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие для вузов по непедагогич. специальностям / Г. В. Бороздина. - Мн.: БГЭУ, 2004. - 384 с. 7 Вуджек, Т. Тренировка ума / Т. Вуджек. - СПб: Питер Пресс, 1997. - 288 с. 8 Вундт, В. Введение в психологию / В. Вундт. - СПб.: Питер, 2002. - 125с. 9 Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С Выготский. - М.: Эксмо, 2004. - 1136 с. 10 Гаазе-Рапопорт, М. Г. От амебы до робота: модели поведения / М. Г. Гаазе-Рапопорт, Д. А. Поспелов. - М.: Наука, 1987. - 288 с. 11 Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: учеб. пособие для вузов / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо, 2005. - 336 с. 12 Денисова, О. П. Психология и педагогика: учебное пособие / О. П. Денисова. - М.: Флинта, 2008. - 240 с. 13 Дорманов, Ю.Б. Психология внимания: учебно-методическое пособие / Ю. Б. Дорманов, В. Л. Романов. - М.: Флинта, 2002. - 376 с. 14 Дубровина, И. В. Психология: учебник для учрежд. среднего педагогического образования / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004. - 464 с. 15 Дыгун, М. А. Опоры по общей психологии: основные понятия, персоналии, блок-схемы / М.А.Дыгун. - 3-е изд. - Мозырь: Белый ветер, 2004. - 74 с. 16 Еникеев, М. И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М. И. Еникеев. - М.: Норма, 2005. - 624 с. 17 Изюмова, С. А. А. А. Смирнов и его школа исследования памяти: продолжение поиска / С.А.Изюмова // Психологический журнал. -2008. -№ 1. - С. 13-15. 18 Ительсон, Л. Б. Лекции по общей психологии: учебное пособие / Л. Б. Ительсон. - Мн.: Харвест, 2000. - 896 с. 19 Каменева, И. П. Память как иерархическая система организации знаний / И. П. Каменева // Психология и соционика межличностных отношений. - 2007. - № 7. - С. 5-10. 20 Климов, Е. А. Основы психологии: учебник / Е. А. Климов. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 462 с. 21 Климов, Е. А. Общая психология: общеобразовательный курс: учебное пособие для вузов / Е. А. Климов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 511 с. 22 Коган, А. Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности: учеб. для биол. спец. вузов / А. Б. Коган. - М.: Высшая школа, 1988. - 368 с. 23 Козубовский, В. М. Общая психология: учебное пособие для вузов / В. М. козубовский. - 2-е изд. - Мн.: Амалфея, 2007. - 448 с. 24 Козубовский, В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учебное пособие для вузов / В. М. Козубовский. - 2-е изд. - Мн.: Амалфея, 2005. - 256 с. 25 Котова, И. Б. Психология / И. Б. Котова, О. С. Канаркевич, В. Н. Петриевский. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2003. - С. 202. 26 Краснов, А. Н. Общая психология: учебное пособие для вузов / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 384 с. 27 Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним: учебно-методическое пособие / В. Г. Крысько. - М.: Флинта, 1998. - 192 с. 28 Крысько, В. Г. Общая психология / В. Г. Крысько. - СПб.: Питер, 2007. - С. 133. 29 Лапп, Д. Искусство помнить и забывать / Д. Лапп. - СПб., 1995. - 220 с. 30 Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для вузов по специальностям психологии / А. Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2004. - 320 с. 31 Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с. 32 Матюгин, И. Ю. Магия памяти / И. Ю. Матюгин, Е. Л. Жемаева. - Д.: Сталкер, 1998. - 416с. 33 Немов, Р.С. Общая психология / Р. С. Немов. - М.: Владос, 2004. - 360 с. 34 Немов, Р.С. Психология / Р. С. Немов. - М.: Владос, 2003. - 301 с. 35 Немов, Р. С. Общая психология: учебник для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования / Р. С. Немов. - М.: Владос, 2003. - 400 с. 36 Новак, Н. Г. Психология: тексты лекций / Н. Г. Новак, А. А. Кардаш. - Гомель: УО ГГУ им. Ф. Скорины, 2006. - 200 с. 37 Онуприенко, С. П. Путь в тайны памяти / С. П. Онуприенко. - Мн.: ГНПМП Информпрогресс, 1994. - 48 с. 38 Педан, Т. П. Память и типы: особенности запоминания / Т. П. Педан // Психология и соционика межличностных отношений. - 2007. - № 5. - С. 5-6. 39 Петровский, А. В. Психология: учебник для вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2005. - 512 с. 40 Прохлов, В. С. Практикум по анатомии и физиологии человека / В. С. Прохлов, В. И. Севоглазов. - М.: Академия, 1999. - 158 с. 41 Прохорова, М. И. Нейрохимия (избранные разделы): учебное пособие / М. И. Прохорова. - Л.: Ленинградский университет, 1979. - 267 с. 42 Пугач, Ю. К. Развитие памяти / Ю. К. Пугач. - Мн.: РИФ Сказ, 1995. - 96 с. 43 Рогов, Е. И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Е. И. Рогов. - М.: Владос, 1995. - 448 с. 44 Рогов, Е.И. Общая психология / Е. И. Рогов. - М.: Владос, 2002. - С. 191. 45 Розин, В. М. Что такое память / В. М. Розин // Мир психологии. Научно-методический журнал. - 2001. - № 1. - С. 78-89. 46 Рохлов, В. С. Практикум по анатомии и физиологии человека: учебное пособие / В. С. Рохлов, В. И. Сивоглазов. - М.: Изд. центр Академия, 1999. - 160 с. 47 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с. 48 Слоущ, Н. Д. Мнемотехника или искусство укреплять память / Н. Д. Слоущ. - Одесса: Типография Одесских Новостей, 1893. - 117 с. 49 Столяренко, Л. Д. Психолдогия: учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб.: Питер, 2007. - 592 с. 50 Физиология человека: учебник: в 2 т. / редкол.: В. М. Покровский (гл. ред.) [и др.]. - М.: Медицина, 1997. - Т. 2.: Пищеварение. Обмен веществ и энергии. Выделение. Интегративная деятельность мозга человека / В. М. Покровский [и др.]. - 373 с. 51 Физиология человека: в 3 т. / реткол.: Р. Шмидт (гл. ред.) [и др.]. - М.: Мир, 1996. - Т. 1: Общая физиология клетки. Интегративная функция нервной системы. Физиология мышц. Сенсорная физиология / Р. Шмидт [и др.]. - 330 с.
Страницы: 1, 2
|