Коммуникации и их барьеры
Коммуникации и их барьеры
Воронежская Государственная Медицинская Академия имени Н.Н.Бурденко. РЕФЕРАТ по педагогике и психологии Тема: Коммуникации и их барьеры. Подготовила: студентка Л-214 Черных Н.В. Приняла: Воронеж 2008 Общее понятие о коммуникациях Коммуникация (лат. communicatio) - буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми». В практическом плане - это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию. Цели коммуникаций: ь Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления. ь Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией. ь Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий. ь Регулирование и рационализация информационных потоков. Коммуникации подразделяются на следующие виды: ь межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения ь коммуникации на основе письменного обмена информацией. Межличностные коммуникации в свою очередь делятся на: · формальные или официальные. Данные Коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам; · неформальные коммуникации, которые не следуют общим правилам определенной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации; · типичная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций: новые меры по наказаниям за опоздание, изменение структуры организации, кто кому назначает свидание после работы и т. д. Межличностные коммуникации можно также разделить на: · вербальные (словесные); · невербальные, призванные осуществить обмен информацией без применения слов, например с помощью жестов, интонаций голоса, мимики и т.д. Барьеры коммуникацииВ руководстве людьми большая часть времени руководителя расходуется на межличностные коммуникации. Существует ряд факторов, снижающих эффективность общения, которые получили название "барьеры межличностных коммуникаций".БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ -- это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партерами по общению. В ходе коммуникации могут возникать различные барьеры.К ним относятся: o барьеры понимания или непонимания;o барьеров социально - культурных различий;o невербальные барьеры;o барьеры социально - культурных различий;o барьеры отношений;o Плохое слушание (неумение слушать).1. Возникновение барьера понимания обычно связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Это связано с тем, что имеет место такие явления, как избирательное внимание, искажение, запоминание. a. первое впечатление (внешность, речь, манера поведения и многое другое).b. предубеждение в отношении себя и других (недооценка или переоценка).c. эффект порядка. При общении с незнакомыми людьми больше доверяют и запоминают информацию, поступающую первой (вначале беседы), при общении с друзьями - информацию, поступающую последней. Кроме того, барьер понимания может возникнуть из-за погрешностей в самом канале передачи информации -- это так называемое фонетическое непонимание. Барьер фонетического непонимания порождается таким фактором, как невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов. Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др. Существует также и логический барьер непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.Можно говорить о существовании женской и мужской психологической логики, о детской “логике” и других.2. Существуют также семантические барьеры непонимания, связанные, прежде всего, с различиями в системах значений участников общения. Семантический барьер возникает при вербальной форме общения (устной и письменной речи). Этот язык выработан человеком при общественно-социальном развитии. Семантика - наука, изучающая способ использования слов и значений, передаваемых словами. 3. Невербальные барьеры: Невербальная форма общения - это общение с помощью языка, предоставленного человеку природой и запечатленного в жестах, интонации, мимике, позах, экспрессии движений и т. п. Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу и свидетельствуют о действительных эмоциях участников коммуникаций. Ею трудно манипулировать и трудно скрывать в любой межличностной коммуникации. Некоторые источники утверждают, что вербальные коммуникации составляют 7% информации, звуки и интонация - 38%, жесты, пантомима - 55%. К невербальным барьерам коммуникаций относят: · визуальные барьеры (особенности телосложения, походка, движение рук, ног, поза и смена поз, визуальный контакт, кожные реакции, психологическая дистанция); · акустические барьеры (интонация, тембр, темп, громкость, высота звука, речевые паузы и др.); · тактильная чувствительность (рукопожатия, похлопывания, поцелуи и др.); · ольфакторные барьеры (запахи). 4. Причиной непонимания могут служить барьеры социально-культурных различий. Это -- социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности пола и возраста. Например, большое значение для уменьшения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. 5. Барьеры отношения -- это уже чисто психологические феномены, возникающие в процессе общения коммуникатора и реципиента, к которым можно отнести возникновение чувства неприязни, недоверия к своему коммуникатору, влияющим и на передаваемую информацию. Любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки и желания с целью их частичного или полного изменения. В этом смысле коммуникативный барьер -- это форма психологической защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками. 6. Плохое слушание (неумение слушать). Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая информацию. Эффективное слушание является важнейшим качеством хорошо работающего менеджера. Мало воспринимать факты, нужно прислушиваться к чувствам подчиненного. Правила эффективного слушания: · перестаньте говорить, т.к. невозможно слушать разговаривая; · помогите говорящему раскрепоститься; · покажите готовность слушать; · устраните раздражающие моменты; · сопереживайте говорящему; · сдерживайте свой характер, т.к. рассерженный человек может придать неверный смысл словам; · не допускайте спора или критики; · не перебивайте; · задавайте вопросы. Список используемой литературы: 1) Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М., 2001 2) Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. Пер. с англ. М., 2001. 3) Дейк Т.А. Ван. Язык, познание, коммуникация. Благовещенск, 2000. 4) Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000. 5) Морозов А.В. Психология влияния. СПб., 2001. 6) Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М., 2000.
|