|
Личность как субъект профессиональной деятельности
Личность как субъект профессиональной деятельности
ВВЕДЕНИЕ Психологическое познание столь же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних. В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться“, преподаватели изучают как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений. Наряду с интересом к материальному благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться прежде всего на том, что происходит с ними в настоящее время. Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности. Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы. Личность - общение и формирование. В последнии годы ученые, представляющие различные области советской психологической науки, проявляют повышенный интерес к кругу проблем, которые после своего решения все вме-сте позволят достаточно исчерпывающе охватить феноменологию, закономерности и механизмы общения. Благодаря их усилиям психология в послед-ние годы была обогащена рядом общих и более частных фактов, которые, будучи рассмотрены с позиций целостной теории развития человека как индивида и как личности, очень убедительно показывают предельно необходимую роль обще-ния в формировании многих важных характери-стик психических процессов, состояний и свойств на протяжении всей жизни человека. Задача этой работы заключается в том, чтобы последовательно рассмотреть все эти факты и по-пытаться проследить, каким образом и почему общение выступает наряду с трудом совершенно обязательным личностно формирующим факто-ром и вместе с тем, что нужно делать, чтобы уси-лить его значение в воспитании. Некоторым психологам может показаться, что поставленная задача не за-служивает специального внимания ни ученых-психологов и педагогов, ни воспитателей-практиков. Представляет-ся, что они ошибаются, и вот почему. После того как в советской психологии - а под ее влиянием и в педагогике- утвердилось в целом бесспорное положение о том, что психика формируется в деятельности, сущность этого положения очень многими учеными и еще большим числом практиков стала трактоваться очень одно-сторонне: психика, считали они, формируется лишь в предметной деятельности. Рассуждая так, они допускали две неточности: во-первых, су-жали понятие деятельности, а во-вторых, умаляли значение факто-ров, по их основным характеристикам к предметной деятельности не относящихся, но тем не менее оказывающих на развитие психики человека сильнейшее влияние. Если под деятельностью разуметь активность человека, направленную на достижение определенных осознаваемых им целей с помощью усвоенных им в обществе, в ко-тором он живет, способов и стимулируемую столь же определен-ными мотивами, то деятельностью будут не только игра, учение, производственный и бытовой труд, не только работа хирурга или художника-живописца, но и взаимодействие людей друг с другом в форме общения. Ведь понятно, что, вступая в общение друг с другом, люди тоже, как правило, преследуют какую-то цель: сделать другого человека единомышленником, добиться от него признания, удержать от не-правильного поступка, понравиться и т. и. Чтобы осуществить ее они более или менее сознательно используют свою речь, всю свою экспрессию, а побуждают их поступать в подобных случаях именно так, а не иначе имеющиеся у них потребности, интересы, убежде-ния, ценностные ориентации. Вместе с тем, характеризуя общение как особый вид деятельно-сти, необходимо также видеть, что без него не может происходить полноценное развитие человека и как личности, и как субъекта дея-тельности, и как индивидуальности. Пытаясь выяснить причины, делающие общение одним из силь-нейших факторов, участвующих в формировании личности, было бы большим упрощенчеством видеть его воспитательное значение только в том, что вступающие в общение люди получают таким об-разом возможность передать друг другу знания об окружающей их действительности, которыми они обладают, а также умения и на-выки, требующихся обычно человеку для успешного выполнения предметной деятельности. Какие требования предъявляют окружающие человека люди к его вниманию, восприятию, памяти, воображению, мышлению, ког-да с ним повседневно общаются, какую по преимуществу «пищу» ему задают, какие задачи перед ним ставят и какой уровень его ак-тивности при этом вызывают--от этого в большой степени зависит то конкретное сочетание разных характеристик, которые несет в себе интеллект человека. Не меньшее значение общение как деятельность имеет и для раз-вития эмоциональной сферы человека, для формирования его чувств. Столь же значимое влияние оказывает общение и на волевое развитие человека. Приникает ли он быть собранным, настойчи-вым, решительным, смелым, целеустремленным или у него будут преобладать противоположные качества- все это в очень большой мере определяется тем, насколько благоприятствуют выработке указанных качеств те конкретные ситуации общения, в которых че-ловек изо дня в день оказывается. Но к такому результату приводит не всякое общение, а только организованное при становлении человека как личности в соответ-ствии с принципом «человек человеку-- друг, товарищ и брат» и сопровождаемое, с одной стороны, воспитанием у каждого человека отношения к другим людям--товарищам по общему делу как к высшей ценности. Конечно, полнота и правильность оценки человеком других лю-дей, проявляющиеся у пего психологические установки при воспри-ятии окружающих и манера отвечать на их поведение несут на себе печать того конкретного опыта общения с людьми, который чело-век, успел накопить в свое» жизни. Поэтому если ему на его жиз-ненном пути встречались люди, по своим достоинствам и недостат-кам очень похожие друг на друга, а общаться изо дня в день надо было с небольшим числом лиц, не представляющих различные воз-растные, половые, профессиональные и национально-классовые группы людей, то эта ограниченность личных впечатлений от встреч с людьми не может не сказываться отрицательно и на образовании у человека оценочных эталонов, которые он начинает прикладывать к другим людям, и на результате его эмоциональных реакции на их повеление, и на характере способов ответов на действия лиц с ко-торыми он по том или другим причинам должен общаться теперь. Но собственный опыт, складывающийся у человека из непосред-ственного познания людей, переживаний по поводу их поведения при встречах с ними и его собственных действий в ответ на их по-ведение,--это только одни из путей формирования у человека качеств, необходимых ему для успешного общения с другими людь-ми. Другой путь, который должен обязательно дополнять пер-вый,--это постоянное обогащение его теоретическими сведениями, относящимися к различным областям человекознания, проникнове-ние во все новые пласты психики человека, постижение законов, управляющих его поведением, через чтение подлинно художествен-ной литературы, просмотр реалистических по своему содержанию фильмов и спектаклей, наконец, это проникновение во внутренний мир человека, понимание механизмов, обеспечивающих его сущест-вование, через знакомство с научной литературой, предметом кото-рой являются человек и человеческое общество. Идущее из разных источников обогащение людей обобщенными знаниями об основных проявлениях человека как личности, устойчивых зависи-мостях, связывающих ее внутренние характеристики с его поступ-ками. а также с окружающей действительностью, делает это лю-дей более зрячими по отношению к личностной сути и, так ска-зать, сиюминутному состоянию каждого из тех конкретных лиц, с которыми этим людям по какому-то реальному поводу приходит-ся взаимодействовать. Путь воспитательной работы с человеком, направленный на развитие в его личности качеств, формировании у него способности сопереживать другим людям--близким, товарищам по общему делу, со-отечественникам, идейным единомышленникам. Воспитание этой сугубо социальной способности, которое преж-де всего предполагает развитие у человека умения ставить себя на место другого и чувствовать его боль и радость как свои, -- процесс не только длительный, но и прямо сопряженный с выработкой в человеке таких важных для нашего общества характеристик, как коллективизм, глубокий интерес к другому человеку и постоянная готовность приходить ему па помощь. И ещё одно направление работы с людьми, которая также должна начинаться очень рано, -- это упражнения каждого из них в таком поведении по отношению ко всем остальным, кото-рое бы никого из них не оскорбляло, не ущемляло бы их достоинст-во и не приводило бы только из-за одной неудачной формы к напря-жению во взаимоотношениях. Учить людей не быть грубыми, высо-комерными, придирчиво язвительными -- это задача, органично связанная со всеми другими, о которых речь шла выше, и без ее решения более общая цель--всесторонняя воспитанность лично-сти -- полностью достигнута не будет. Очень важен еще один вопрос, который имеет прямое отношение к воспитанию у человека способности взаимодейство-вать с другими людьми на психологически грамотном уровне,-- это формирование у него установки на творчество в общении. Че-ловек, особенно если он воспитатель, руководитель, врач, обязан уметь осуществлять индивидуальный подход к каждому из тех, кто находится под его началом, а это невозможно, если он не приучен «чувствовать» бытие другого человека как свое собственное бытие и всякий раз, встречаясь с ним, преодолевать формализм а обще-нии и, уходя от оценочных стереотипов, выявлять его личностное своеобразие и затем, переступая через старые поведенческие шаб-лоны, искать и пробовать наиболее воспитательно подходящие для данного случая способы обращения. Рассмотрев далеко не все аспекты большой и сложной проблемы--формирования личности в общении как деятельности, а по преимуществу лишь те, и кото-рым с последние годы проявляет интерес паша психологическая и, педагогическая литература Но для более полного охвата этой крайне значимой для понимания законов и механизмов раз-вития психики человека в онтогенезе проблемы необходимо, с одной стороны, возобновление исследований, которые в прошлом в нашей психологической науке были начаты, а затем по ряду причин прерваны. Для достижения ощутимых результатов в освещении всех неясностей процесса фор-мирования личности в общении надо ставить и новые вопросы и искать на них научно убедительные ответы. К числу их следует отнести строящуюся на основах научной психологии разработку путей управления общением с целью увели-чения его воспитательного воздействия на личность и в связи с этим определение направленной коррекции общения личности, об-ладающей данными конкретными свойствами; выяснение наиболее благоприятствующих всестороннему развитию личности характери-стик общения, его целей, средств, актуализации мотивов с учетом возраста, пола и профессии общающихся; поиск воспитательно оп-тимальной организации общения при выполнении людьми различ-ных видов деятельности; создание надежного диагностического ин-струментария для установления степени сформированности в структуре личности черт, образующих «коммуникативный блок». После рассмотренного перечня вопросов достаточно отчетли-во видно, насколько тесно общение как деятельность и формирова-ние личности связаны друг с другом. Вместе с тем из приведенного перечня видно и другое: сколь много в этой проблеме различных аспектов, которые ждут своего освещения. Представляется, что осуществление этой работы из-за ее оче-видной теоретической и практической значимости является для советских психологов и педагогов таким делом, затягивать выпол-нение которого никак нельзя. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Рассмотрим теперь тот круг проблем, который непосредственно связан с проблемой личности. Однако, прежде чем начать анализ этих проб-лем, необходимо уточнить тот «разрез», который являет-ся специфическим для социальной психологии. Уже в. многочисленных и разнообразных определениях предме-та социальной психологии заложена некоторая противо-речивость суждений относительно того, какое место дол-жна занять проблема личности в этой науке. При харак-теристике основных позиций в дискуссии о предмете со-циальной психологии уже говорилось о том, что одна из них понимала преимущественно под задачей социальной психологии исследование именно личности, хотя и до-бавлялось при этом, что личность должна рассматри-ваться в контексте группы. Но так или иначе акцент был сделан на личность, на ее социально обусловленные характеристики, на формирование в ней определенных качеств в результате социального воздействия и т. д. Вместе с тем другая позиция в дискуссии основывалась на том, что для социальной психологии личность--от-нюдь не главный объект исследования, поскольку сам «замысел» существования этой особой отрасли психологического знания состоит в том, чтобы изучать «психоло-,тию группы». При такой аргументации предполагалось, хотя это я не всегда было выражено открыто, что соб-ственно личность выступает как предмет исследования в общей психологии, а отличие социальной психологии от последней и состоит в другом фокусе интереса. В при-нятом нами определении социальной психологии проб-лема личности присутствует как законная проблема этой науки, однако в специфическом аспекте. Характеристи-ка этого аспекта, аргументация в его пользу и должны быть сделаны. Проблема личности является не только проб-лемой всей совокупности психологических наук, и поэто-му, даже если мы определим «границы» между ними в подходе к личности;, мы не решим вопрос о специфике анализа полностью. В настоящее время в современном обществе под влиянием научно-технической революции интерес к проблемам возможностей человеческой лично-сти настолько велик, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования; проблема личности стоит в центре и философского и социо-логического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика. Можно, конечно, пренебречь точным обозначением сферы и угла зрения в исследовании это-го, действительно общезначимого, феномена и действовать по принципу «все, что будет познано и описано, бу-дет полезно». Но, хотя с практической точки зрения в таком рассуждении и есть резон, вряд ли такой подход способствует повышению эффективности исследований. К тому же для каждой научной дисциплины важна внутренняя логика, и она требует более точного самооп-ределения в изучении тех проблем, которые представляют интерес для многих наук. Разведение направлений такого всеобщего интереса к проблеме личности кажется особенно важным в усло-виях социалистического общества. С одной стороны, это обусловлено тем, что важнейшая задача, поставленная на современном этапе,-- это задача формирования все-сторонне развитой, гармонической личности, и решить ее можно только совместными усилиями всех имеющих отношение к делу научных дисциплин. Совместность та-ких усилий предполагает комплексный подход к иссле-дованию личности, а он возможен лишь при достаточно точном определении области поиска для каждой из во-влеченных дисциплин. С другой стороны, выявление спе-цифики социально-психологического подход к личности имеет для развития советской психологической науки особое методологическое значение, поскольку затрагива-ет вопрос об отношениях общей и социальной психоло-гии, вопрос, который решается принципиально по-иному по сравнению с тем, как это имеет место в различных системах психологического знания на Западе. Методологическая и теоретическая ориентация советской психо-логической науки совершенно по-иному задаст постанов-ку в ней проблемы личности. Проблема личности занимает определенное место в структуре общей психологии, как она представлена в советской психологической науке. В структуре социологического - знания довольно точно обозначен раздел «Социология личности», еще более прочную традицию имеет внутри общей психологии раздел «Психология личности». Именно относительно этих двух разделов надо найти место и разделу социально-психологической науки «Социальная психология личности». Как видно предложенный вопрос в каком-то смысле повторяет во-прос более общего порядка, а именно обсужденный уже вопрос об общих «границах» между социальной психо-логией и социологией, с одной стороны, и общей психо-логией, с другой стороны. В групповых и межгрупповых отношениях конфликт способ-ствует предотвращению застоя, служит источником нововведе-ний, стимулом развития, фактором стабилизации группы фактором интеграции. К основным путям предупреждения (профилактики) конфликтов следует отнести: * Правильный подбор и расстановка кадров, * Четкая организация труда. * Особенности отношения руководителя к подчиненным * Четкое знание каждым членом коллектива своих прав и обязанностей, * Гласность в работе. * Недопущение распространения некоторых отрицательных психологических явлений (слухи, сплетни, анонимки и т.п.), Что касается последнего фактора, то речь идет о скрытом или открытом движении необъективной информации. Эти явле-ния возникают, когда есть интерес к чему-то, но не хватает объективной информации. Поэтому необходима оперативная объективная информация о всех происходящих в коллективе событиях. К основным путям ликвидации конфликтов можно отнести' * Административный. * Педагогический. * Способ "объективизация конфликта'' . * Обращение к "третейскому судье". * Способ организации сотрудничества. Менеджеру, работающему с людьми, надо помнить, что лю-бые конфликты должны быть преодолены на принципи-альной основе. При выслушивании конфликтующих сторон следует быть максимально тактичным, учитывать индиви-дуальные особенности сторон. На одного лучше подейство-вать мягким обращением, уговором, другого скорее убе-дить. Можно использовать требование, предупреждение, но оно также должно быть выражено не в оскорбительной форме. При разрешении конфликта все в коллективе, в том числе и оппоненты, должны понять и осознать, кто прав, т.е. должна быть четко выражена истина, которая, как из-вестно, всегда одна. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Успех деятельности менеджера и бизнесмена во многом за-висит от знания ими индивидуально-психологических особенно-стей деловых партнеров. Что представляет собой человек как личность, каковы его потребности, интересы, цели -- все это далеко не праздные вопросы в работе предпринимателя. Для того, чтобы дать правильную оценку психологическим возмож-ностям партнеров и своим собственным силам и умениям, необ-ходимо иметь хотя бы общие представления о сущности и структуре личности, Известно, что применительно к понятию "человек" использу-ются разные термины и определения" человек, индивид, лич-ность, индивидуум, индивидуальность. Из всех этих слов "чело-век" -- самое общее. Оно обозначает вид в биологической клас-сификации и поэтому представляет собой по преимуществу биосоциальную категорию. На биологическом уровне можно вы-делить категориальные пары "вид" -- "индивид", причем за жи-вотным индивидом закрепилось название "особь", а за челове-ком -- "индивидуум" или "индивид". Человеческий индивид -- представитель биологического вида "хомо сапиенс". Человек как индивид рассматривается с точки прения его природной орга-низации Человек рождается индивидом, а личностью становится в процессе социализации. Личность -- социализированный индивид. Это социальное качество человека и сущность его не в уникальности как инди-видуума, а как раз в противоположном -- в социальности, сближающей его с подобными ему индивидами того же рода. Оно зависит от среды, в которой живет человек, социально-экономического строя, культуры, т.е. от многочисленных собст-венно социальных характеристик окружения. Человек как лич-ность рассматривается с точки зрения выполняемых им в об-ществе функций, ролей и места, занимаемого в общественной структуре. Поэтому категория, парная понятию "личность", -- это "общество". Для обозначения неповторимости, оригинальности человечес-кой личности используется понятие "индивидуальность". Одна-ко некоторые ученые считают, что этим нельзя ограничиваться и под индивидуальностью следует понимать высший уровень развития личности, которого достигают не все люди. Личность -- предмет исследования многих наук. Трудность выделения социально-психологического аспекта личностной проблематики состоит в том, что он в равной мере соприкаса-ется с социологическими подходами к рассматриваемой лично-сти и общепсихологическими исследованиями ее как целостно-сти психологических свойств и процессов. Социология исследу-ет личность со стороны ее де индивидуализированных свойств в качестве определенного социального типа. Социолога интересу-ет то общее, что "привязывает" личность к социальной группе, а не то особенное, что отличает ее от других членов группы. В этом смысле социологическое рассмотрение личности в какой-то мере противоположно общепсихологическому. В отличие от социологии, общая психология исследует в лич-ности прежде всего и главным образом -- ее субъективное на-чало, внутреннюю природу, обусловленную социальными усло-виями, которые сами по себе предметом изучения здесь не яв-ляются. При изучении личности в социальной психологии акцент де-лается на конкретно-исторические особенности психологиче-ских свойств и внутренней структуры личности как субъекта социальных отношений, взятого в определенных социально-конкретных обстоятельствах. Социальная психология, как пограничная область знаний, осуществляет синтез социологического и общепсихологического подходов в исследовании личности. Социальную психологию интересует процесс становления человека как личности. Этот процесс -- социализация, которая начинается с первых минут жизни человека. Если человек исключен из системы со-циальных связей, он так и останется на уровне животного су-ществования, Примером тому могут быть дети, с рождения ли-шенные человеческого общения. Социализация -- исторически обусловленный, осуществляе-мый в деятельности и общении процесс, результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Она может протекать как в условиях воспитания, т.е. целенаправ-ленного формирования личности, так и в условиях стихийных воздействий на развивающуюся личность разных, иногда про-тивоположно направленных факторов общественной жизни. Выделяют три сферы, в которых происходит становление че-ловека как личности. Это -- деятельность, общение, самосозна-ние. В сфере деятельности происходит расширение ее "катало-га", т.е. освоение человеком все новых видов деятельности, вы-явление и освоение наиболее значительных аспектов деятель-ности, их личностный выбор и на основе этого выбора -- подчи-нение всех остальных видов деятельности этому главному, сос-редоточение внимания на нем. В сфере общения происходит расширение и углубление его связей, отмечаются различные личностные изменения. В сфере социализации осуществляется становление образа "Я" под вли-янием включения человека в разные социальные группы. При рассмотрении проблемы становления лично-сти мы основываемся на методологическом положении Б.Г.Ананьева, согласно которому развитие личности, с одной стороны, «есть возрастающая по масштабам и уровням интеграция -- образование крупных «блоков», систем или структур, синтез которых в определенный момент жизни человека выступает как наиболее общая структура личности,..С другой стороны, развитие лич-ности есть и все возрастающая дифференциация ее психофизиологических функций, процессов, состояний и личностных свойств соразмерная прогрессирующей интеграции». Теоретической основой концепции профессио-нального становления личности стали исследования личности и деятельности К.С.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Б.Ф-Ломова, Н.Н.Нечаева, Г.В.Суходольского, В.Д.Шадрикова. Большое влияние на проектирование концепции оказали работы А.А-Бода-лева, Ю.М.Забродина, Е.А.Климова, Т.В.Кудрявцева, А-К.Марковой, Л.М.Митиной, Н.С.Пряжникова, С.Н.Чи- , стяковой. Для теоретического анализа психологических проблем профессионального развития личности особый интерес представляют работы зарубежных ученых А.Маслоу, Дж.Сьюпера, Дж.Холланда, На основе изучения работ данных исследовате-лей были определены следующие концептуальные по-ложения: * профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловлен-ность; * ядром профессионального становления является развитие личности в процессе профессионально-го обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности; * процесс-профессионального становления личнос-ти индивидуально своеобразен, неповторим, одна-ко в нем можно выделить качественные особенно-сти и закономерности; * профессиональная жизнь позволяет человеку реа-лизовать себя, предоставляет личности возможно-сти для самоактуализации; * индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и не-нормативными событиями, случайными обстоя-тельствами, а также иррациональными влечения-ми человека; * знание психологических особенностей професси-онального развития позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биогра-фию, строить, творить свою историю. Методологической основой проектирования кон-цепции стали принципы системного, личностно - деятельностного, событийного подходов к профессиональ-ному становлению, гуманистическая теория самоакту-ализации и самореализации личности. Ключевыми понятиями концепции являются «лич-ность», «профессиональная деятельность», «професси-ональное становление личности», «профессия» и "про-фессиональное самоопределение». Рассмотрим трак-товку этих понятий. В психологии существуют разные определения личности. В гуманистических психологических концеп-циях личность -- это человек как ценность, ради кото-рой осуществляется развитие общества. Психологи биогенетической ориентации рассмат-ривают личность как индивида, обладающего опреде-ленными антропогенетическим и свойствами (задатка-ми, темпераментом, биологическим возрастом, полом, типом телосложения, нейродинамическими свойства-ми мозга и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе. Представители социогенетической ориентации трактуют личность сквозь призму социализации чело-века, освоения им социальных норм и ролей, приобре-тения социальных установок и ценностных ориента-ции, формирования социального и национального ха-рактера. Ученые персоногенетической ориентации анали-зируют личность в процессе ее самореализации, лич-ностного выбора, непрестанного поиска смысла жиз-ни. Большое значение придается активности личности, ее творческой направленности, индивидуальности. Мы под личностью будем понимать индивида как субъекта социальных отношений и активной деятель-ности, наделенного свойствами, качествами, способно-стями, позволяющими реализовать себя. Понятие профессиональное становление лич-ности в психологии еще не закрепилось. Мы будем понимать становление как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воз-действий, профессиональной деятельности и соб-ственной активности, направленной на самосовер-, шенствование и самоосуществление. Становление обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удов-летворения, а также потребность в профессиональ-ном самосохранении. Движение личности в пространстве и времени профессионального труда получило название профес-сионального становления субъекта деятельности. Та-ким образом, профессиональное становление субъек-та -- это часть онтогенеза человека с начала формирования профессиональных намерений до окончания профессиональной деятельности. Решающее значение в становлении личности при-надлежит ведущей деятельности, Признание лично-сгкообразующей функции ведущей деятельности не-избежно приводит к выделению в непрерывном про-цессе становления личности периода, связанного с выбором подготовкой к выполнению и выполнением взрослым человеком одного типа деятельности -- про-фессиональной. Превращение профессиональной де-ятельности в ведущую зависит от социально-экономи-ческих отношений, социальной ситуаций, позиции личности. Этот период занимает большую часть жизни человека. Траектория судьбы человека, его счастье, са-мочувствие, удовлетворенность жизнью, физическое и психическое здоровье во многом определяются удов-летворенностью содержанием профессиональной де-ятельности, отношением к ней личности, уровнем про-фессиональных достижений. Можно сказать, что для большинства людей основой развития личности в зре-лом возрасте становится профессиональная деятель-ность. Профессиональная деятельность -- это социаль-но значимая деятельность, выполнение которой требу-ет специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. В зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств, способов и условий) различают виды профес-сиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъявляемыми к человеку, образует профессии. Профессия -- социально ценная область приложе-ния физических и духовных сил человека, позволяю-щая ему получать взамен затраченного труда необхо-димые средства для существования и развития. Изменения, которые происходят с личностью в процессе подготовки, овладения профессиональной деятельностью и ее самостоятельного выполнения, приводят к становлению личности как специалиста и профессионала. Специалист -- это профессионально компетент-ный работник, обладающий необходимыми для каче-ственного и производительного выполнения труда зна-ниями, умениями, качествами, опытом и индивидуаль-ным стилем деятельности. Профессионал -- работник, обладающий помимо знаний, умений, качеств и опыта также определенной компетенцией, способностью к самоорганизации, от-ветственностью и профессиональной надежностью. Концептуальным понятием нашего исследования является профессиональное самоопределение, которое трактуется как самостоятельное и осознанное согласо-вание профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессио-нального труда, а также нахождение смысла выполня-емой деятельности в конкретной социально-экономичес-кой ситуации, Е.А.Климов, анализируя понятие «профессиональ-ное самоопределение», подчеркивает, что это не одно-кратный акт принятия решения, а постоянно чередую-щиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профес-сии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и кор-рекции профессиональной жизни человека'. Профессиональное становление личности обога-щает психику, наполняет жизнедеятельность человека особым смыслом, придает профессиональной биогра-фии значительность. Но, как всякий развивающийся процесс, профессиональное становление сопровожда-ется деструктивными изменениями: кризисами, стаг-нацией и деформациями личности. Эти деструктивные изменения обусловливают прерывность и гетерохронность (неравномерность) профессионального развития личности, носят нормативный и ненормативный харак-тер. Профессиональное становление обязательно со-провождается случайностями, непредвиденными об-стоятельствами, которые иногда кардинально меняют траекторию профессиональной жизни человека. В настоящее время развитие отечественной психологии пережи-вает новый этап, в котором тесно переплетаются практические и теоретические проблемы. Изменение социальной ситуации приве-ло к необходимости пересмотра некоторых методологических ос-нов, отказу от догматической ориентации на диалектический ма-териализм в ущерб другим философским школам. Точно так же как и в мировой науке, не оправдались полностью надежды, которые возлагались на естественно-научную психологию, что привело к возрождению ее гуманитарной направленности. В то же время ведущие отечественные научные школы сохранили свое значение и плодотворно развиваются, хотя и в несколько модифицирован-ном виде. С необходимостью встал вопрос о развитии исследований таких проблем, как психология личности, ее социализация и формиро-вание социальной и личностной идентичности, что привело к рас-цвету социальной а этнической психологии. Именно эти направления в большей степени, нежели когнитивная психология, испытали давление со стороны официальной идеологии, поэтому современ-ная ситуация, свободное общение с зарубежными коллегами и знакомство с новыми направлениями (прежде всего, с гуманисти-ческой психологией и французской школой социальной психоло-гии) интенсифицировали исследования российских ученых. Серьезные проблемы в настоящий момент стоят перед отечест-венной практической психологией, причем эти проблемы во мно-гом напоминают вопросы, которые вставали перед российской наукой в 20-е годы XX в. Прежде всего, это вопросы диагностики, модификации тестов и психотерапевтических технологий. Отсутст-вие квалифицированных кадров и низкий уровень психологиче-ской грамотности приводят к тому, что применение тестов часто не объективно, а психотерапия не дает удовлетворительных резуль-татов. В то же время возрастающая потребность в грамотной психологической помощи стимулировала развитие медицинской психологии, которая за последние годы добилась значительных успехов. Таким образом, перед отечественной психологией стоят важные задачи, которые она в состоянии решить, сохраняя и развивая на-учные традиции и достижения российских научных школ, обога-щенных опытом мировой психологической науки. Состояние оте-чественной психологии, которое мы попытались отразить в этой главе, доказывает, что ее потенциальные возможности огромны.
|
|