Методическое пособие для прохождения психолого-педагогической практики
Методическое пособие для прохождения психолого-педагогической практики
29 Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Педагогический колледж №1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга М Е Т О Д И Ч Е С К О Е П О С О Б И Е для прохождения психолого-педагогической практики Санкт-Петербург 2005 Уважаемые преподаватели и студенты! Данное методическое пособие предназначено для студентов 5-ого курса специальностей 050709 "Преподавание в начальных классах", 050702 "Организация внеклассной деятельности" для прохождения психолого-педагогической практики. В нём содержится теоретический материал как фрагмент повторения и практическая часть, где каждый студент может проявить полученные знания в области психологических дисциплин, творчества и компетентность. Желаем успехов в прохождении практики! Автор программы: Сергеева Г.Р., преподаватель психологии высшей квалификационной категории. Рецензент: Загашев И.О., заместитель директора по научно-методической работе, аспирант кафедры психологии Российского государственного университета Технический редактор: Шеватурина Е.С., преподаватель информатики и ТСО «Первый и последний учитель жизни - это сама жизнь». Т. Уайлдер Уважаемый выпускник! Вот и прошли учебные годы. В руках Вы держите дневник последней психологической практики. Очень скоро Вы станете Учителем с отличными знаниями многих психологических дисциплин, и Вас с нетерпением ждут в школах, лицеях, детских садах. «Психология и психолог пришли в школу и детский сад, чтобы сделать их более гуманными, способствующими личностному росту ребёнка, педагога и родителя». Р.В. Овчарова, Технологии практического психолога образования Профессии учителя, психолога интересны, но требуют социальной активности. Мы надеемся, что эта практика будет проведена Вами на высоком профессиональном уровне, с большим интересом и методически грамотно. Хочется верить, что Вы компетентно и критично проведёте все разделы практики, познавая учеников, коллег и себя. Вы должны подняться на вершину профессиональной доблести. «Ты можешь стать мудрее тремя путями: путём опыта - это самый горький путь;29 путём подражания - это самый лёгкий путь; путём размышления - это самый благородный пут29 ь». Древняя китайская поговорка. Задачи психологической практики: 1. Познакомиться со спецификой организации психологической службы в современной школе (в современном образовательном пространстве. 2. Презентовать свои знания, умения, навыки в области психологии в данном образовательном учреждении. 3. Быть помощником психолога школы. 4. Проявлять творчество, индивидуальность при проведении всех мероприятий в школе. 5. Самоутвердиться в будущей профессии. Организация психологической практики: В течение двух недель Вы будете работать вместе с психологом школы и индивидуально. Выполнять предложенные Вам задания и фиксировать полученный материал в данном дневнике. Методическую и психологическую помощь Вам будут оказывать психологи колледжа. По окончании практики Вы получите дифференцированный зачёт. Не спешите заполнять дневник, познакомьтесь с ним, он - Ваш помощник! Общие сведения о школе (лицее): Школа (лицей) №_____ Район _________________________________________________________ Тел. __________________________________________________________ Директор школы _______________________________________________ (Ф.И.О.) _________________________________________________________________________________________________ Психолог школы _______________________________________________ (Ф.И.О.) ______________________________________________________________ Социальный педагог ____________________________________________ (Ф.И.О.) ______________________________________________________________ Общий контингент ______________________________________________ (число учащихся: нач. шк. - , средн. шк.- ) Педагогический коллектив _______________________________________ (число преподавателей) Реализуемые программы _________________________________________ ______________________________________________________________ Взаимодействие с образовательными учреждениями города ___________ ______________________________________________________________ Распорядок работы школы: 1 урок - _______ 2 урок - _______ 3 урок - _______ 4 урок - _______ 5 урок - _______ 6 урок - _______ Информация о кабинете психолога: 1. Отдельный кабинет (если нет, то с кем из сотрудников)__________ ____________________________________________________________ 2. Общий метраж ____________________________________________ 3. Время работы _____________________________________________ 4. Рабочее место психолога____________________________________ ____________________________________________________________ 5. Уголок доверия____________________________________________ 6. Психологическая литература (которая Вас заинтересовала) ___________________________________________________________ ____________________________________________________________ 7. Наличие тестов ___________________________________________ ____________________________________________________________ 8. Раздаточный материал, игрушки _____________________________ ____________________________________________________________ 9. План работы и отчётная документация психолога школы ________ ____________________________________________________________ Начнём работать! Кто «Я» (Напишите 10 качеств в каждом разделе) |
«Я» телесное | «Я» эмоциональное | «Я» умственное | «Я» социальное | | | | | | | |
Давайте составим кластер психограммы психолога: Ваши наблюдения соотносятся с психограммой профессии психолога? Психограмма профессии (психолог) |
№ п/п | Личностные особенности, профессиональные умения | | 1. | Внимание, стремление понять позицию других | | 2. | Дружелюбие, общительность | | 3. | Способность стать лидером | | 4. | Вежливость, обходительность | | 5. | Руководство здравым смыслом, следование предписаниям | | 6. | Жизнерадостность | | 7. | Терпеливость, упорство | | 8. | Большое чувство ответственности | | 9. | Способность выполнять работу, полную разнообразия | | 10. | Энтузиазм в трудовой деятельности | | 11. | Тщательность действий | | 12. | Схватывание новых идей, самостоятельность суждений | | 13. | Аккуратность и последовательность в работе | | 14. | Способность к планированию своего будущего | | 15. | Способность к устным высказываниям | | 16. | Хорошая память | | 17. | Способность обучать других | | 18. | Умение заботиться о больных | | 19. | Умение заботиться о посторонних | | |
Принципы организации психологической службы |
Крайности | Золотая середина | Крайности | | Ограниченная узкая спе- циализация
Морализаторство
Застой, идеализация прошлого Внутренняя пассив- ность, самоизоляция
Ригидность, психологи- ческое самодурство
Трудность эмоциональ- ного характера
Пессимизм, отчаяние
Акцентирование на еди- ничных принципах | Многообразие форм и методов работы психо- лога Нравственность, эколо- гичность Преемственность в ра- боте Самоактивизация твор- ческого начала
Профессиональное сод- ружество, гибкость, го- товность к компромиссу Выделение приоритетов в работе
Действенный оптимизм, разумная самоирония Системность в работе, основанная на взаимо- связи принципов | Хаос, бессистемность, поверхностность
Безнравственность
Разрушение, отрицание старого опыта Самосгорание на работе, потеря профессиональ- ного самоощущения Приспособленчество, угодничество, преда- тельство Трудности логического характера, непоследова- тельность. Эйфория, из- лишняя самоуверен- ность Перемешивание прин- ципов, утрата специфи- ки службы | | |
План работы психолога на неделю |
День | Время | Учителя | Учащиеся | Родители | | Понеде- льник | 9 - 12
12 - 14
15 - 16
18 - 19 |
Индивидуальное консультирование | Психодиагностика (обработка результа- тов)
Психологическая гимнастика |
Школа для роди- телей, I - IV класс | | Вторник | 9 - 12
12 - 14
15 - 16
18 - 19 |
Психодиагностика
| Психодиагностика (обработка результа- тов) Факультатив для де- вочек (тренинг) «Телефон доверия» (1 смена) |
Школа для роди- телей, V-VIII кл. | | Среда | 9 - 12
12 - 14
15 - 16 |
Модульные курсы |
Факультатив для мальчиков (тренинг) Психологическая гимнастика | Индивидуальные консультации | | Четверг | 9 - 12
12 - 14 15 - 18 |
Педконсилиум | «Телефон доверия» (2 смена) Школа трёх «С» |
Индивидуальные консультации | | Пятница | 9 - 10
11 - 12
12 - 14 18 - 19 | Консультативное совещание с адми- нистрацией
Психотерапия | |
«Телефон доверия» Школа для роди- телей, IX-XI кл. | | |
Календарное планирование психологической практики по всем видам деятельности с_____________ по____________ Составьте календарное планирование психологической практики на две недели по плану указанному выше. В него должны входить: уроки психологии - 5; индивидуальные консультации - не менее 3; психодиагностическое исследование - не менее 3-х методик; психологическая коррекция - по мере необходимости; публичные выступления: пед. коллектив - 1, родители - 1; тренинги - 1. Возможна корректировка исходя из условий и потребностей в работе психолога. |
I неделя | | День | Время | Учителя | Учащиеся | Родители | | Понеде- льник | | | | | | Вторник |
| | | | | Среда |
| | | | | Четверг |
| | | | | Пятница | | | | | | II неделя | | День | Время | Учителя | Учащиеся | Родители | | Понеде- льник | | | | | | Вторник |
| | | | | Среда |
| | | | | Четверг |
| | | | | Пятница | | | | | | |
Пожалуйста, ответьте на вопросы: 1. Какими качествами должен обладать психолог, в основе работы которого лежат межличностные отношения на разных социальных ступенях (дети, родители, коллеги, администрация)? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Как психолог должен учитывать психологические и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения и проведения общих мероприятий?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Какую информационно-просветительную работу ведёт психолог (с учащимися, родителями, коллегами)? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Какие условия для развития интеллекта и творческого роста учеников необходимы?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Какой психологический климат в классе (в котором Вы работаете) и в школе?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Как осуществляется профессиональная ориентация учеников? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вы автор клятвы психолога, составьте её! __________________________________________ __________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ «Услышал - забыл. Увидел - запомнил. Сделал - понял» - китайская поговорка. Вам нужно провести 5 уроков по психологии: Урок №1 Предмет:____________________________________ Тема: _______________________________________ ______________________________________________________________ Цель: _________________________________________________________ Задачи: ________________________________________________________ ______________________________________________________________ Оборудование: _________________________________________________ ______________________________________________________________ Оформление доски: Организационные моменты: ______________________________________ ______________________________________________________________ Фаза вызова: ___________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Фаза осмысления: ______________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Фаза рефлексии: _______________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Пожелания психолога, методиста:_________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Дата: ____________________________ Оценка урока: ____________________ Подпись: _________________________ Урок №2 Предмет:____________________________________ Тема: _______________________________________ ______________________________________________________________ Цель: _________________________________________________________ Задачи: ________________________________________________________ ______________________________________________________________ Оборудование: _________________________________________________ ______________________________________________________________ Оформление доски: Организационные моменты: ______________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Фаза вызова: ___________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Фаза осмысления: ______________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Фаза рефлексии: _______________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Пожелания психолога, методиста:_________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Дата: ____________________________ Оценка урока: ____________________ Подпись: _________________________ Урок №3 Предмет:____________________________________ Тема: _______________________________________ ______________________________________________________________ Цель: _________________________________________________________ Задачи: ________________________________________________________ ______________________________________________________________ Оборудование: _________________________________________________ ______________________________________________________________ Оформление доски: Организационные моменты: ______________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Фаза вызова: ___________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Фаза осмысления: ______________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Фаза рефлексии: _______________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Пожелания психолога, методиста:_________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Дата: ____________________________ Оценка урока: ____________________ Подпись: _________________________ Урок №4 Предмет:____________________________________ Тема: _______________________________________ ______________________________________________________________ Цель: _________________________________________________________ Задачи: ________________________________________________________ ______________________________________________________________ Оборудование: _________________________________________________ ______________________________________________________________ Оформление доски: Организационные моменты: ______________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Фаза вызова: ___________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Фаза осмысления: ______________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Фаза рефлексии: _______________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Пожелания психолога, методиста:_________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Дата: ____________________________ Оценка урока: ____________________ Подпись: _________________________ Урок №5 Предмет:____________________________________ Тема: _______________________________________ ______________________________________________________________ Цель: _________________________________________________________ Задачи: ________________________________________________________ ______________________________________________________________ Оборудование: _________________________________________________ ______________________________________________________________ Оформление доски: Организационные моменты: ______________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Фаза вызова: ___________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Фаза осмысления: ______________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Фаза рефлексии: _______________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Пожелания психолога, методиста:_________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ Дата: ____________________________ Оценка урока: ____________________ Подпись: _________________________ Вы молодцы, провели уроки, но как? 1. Как Вами решались психологические задачи на уроках? __________________ __________________________________ __________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Какие технологии были использованы во время проведения уроков? ______________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. В чём выражалась заинтересованность детей на уроках? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Каким путём Вами был достигнут психологический комфорт на уроках? ____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Удачные моменты уроков (как Вы их достигли)? ___________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________ 6. Неудачные моменты уроков (с чем это связано - Ваше мнение)?________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ 7. Нужна ли корректировка содержательной части уроков (если да, то какая)? ___________________________________________ _____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Давайте подумаем! 1. Какие приёмы помогают развивать интеллектуальное и творческое мышление? _________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Как правильно использовать на уроке наглядные пособия, раздаточный материал? _______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Какая индивидуальная работа осуществляется во время урока? ___ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. От чего зависит активность детей на уроке? __________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Укажите причины наличия аутсайдеров, если они есть в классе? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Какой стиль общения на уроке, в свободное время с детьми Вы выбираете и почему? _________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________ «Счастливейший человек - это тот, кто обдумывает интереснейшие мысли» Т. Дуайт, просветитель Проявим творчество, знания и компетентность! Составьте игротренинг из 4-х занятий по 40 минут для учеников начальной школы или для учеников средней школы. Выбор темы остаётся за Вами. Составленный Вами тренинг прилагается в виде печатного варианта на 2-3 страницах (формат А4) на основе полученных знаний. «Не бойся, что тебя не поймут, опасайся не понять другого». Древняя мудрость По этим таблицам Вы можете проверить свои теоретические знания: Основные методические подходы к психологическому консультированию ( по Г.С. Абрамовой) |
Направление, его представители | Методические приёмы, используемые в консультировании | Основной метод и задача | Цель - результат | | I. Глубинная психология (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Берн) | Анализ символов повседневности (направленная ассоциация клиента на заданное слово). Фрейдовская ошибка - ошибки, описки, обмолвки клиента, раскрывающие подсознательные переживания клиента. Анализ сновидений через поток свободных ассоциаций по поводу содержания сна. Анализ сопротивления клиента как проявление механизма вытеснения чего-либо. Анализ содержания переноса клиента (к чувствам) и контрпереноса. | Метод свободных ассоциаций. Выявление и изучение детских сте- реотипов поведения через работу с подсознанием. | Интерпре-тация свободных мыслей и действий клиента в терминах психоанализа. | | II. Бихевиораль- ное направление (Д. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура) | Тренировка настойчивости (вопросы, ролевые игры, перечисление альтернатив). Моделирование социально-желаемого по- ведения. Тренировка релаксации (уменьшение тре- вожности, страхов). Поощрение за желаемое поведение. Анализ дневниковых записей клиента. Составление программ профилактики ре- цидивов поведения. | Метод оперативного научения. Перевод субъективных переживаний клиента в реально наблюдаемые действия. | Изменение поведения клиента. | | III. Гуманисти- ческая психология (К. Роджере, Ф. Перлз, В. Франкл) | Открытые и закрытые вопросы. Отражение чувств, пересказ, самораскрытие психолога. Восприятие «здесь» и «теперь». Пустое кресло. Беседа с частью «Я». Диалог верх- ней (авторитарной) и нижней (с чувством вины) собаки. Фиксированное ощущение. Парадоксальные намерения. Перемена от- ношения. Убеждение и призыв.
| Метод эмпатического научения. Понять мир клиента и поддержать его во время ответственного решения. | Повышение ответс- твенности человека за свои поступки, социальная самоак- туализация. | | |
Задачи, решаемые на разных этапах консультирования (по Г.С. Абрамовой) |
Основные этапы (блоки) | Решаемые задачи | | | Консультируемый | Консультант | | Подготовка | Фиксация затруднения, попытки решения (самостоятельно или с помощью других). Решение обратиться к психологу | Настрой на работу (определение смысловой позиции, создание внутренней идентичности, позитивного настроя, отвлечение от других вопросов). Выбор времени, подготовка места. | | Установление контакта и построение доверительного диалога. | Возникновение доверия. Уяснение возможностей консультанта и характера предстоящей работы. | Достижение согласованной позиции. Распределение ролей (Я… Ты… Мы…). Поддержание доверительного диалога. | | Исследование ситуации | Описание, анализ качественного своеобразия внешних и внутренних факторов затруднительной ситуации, структурирование, обозначение предмета работы, выделение позитивных основ для разрешения возникшего затруднения. | Содействие клиенту в описании и анализе ситуации (стимулирование свободных высказываний, исповеди, отве- тов на вопросы и др.). Выделение и анализ предмета работы. Профессиональный анализ факторов, обусловливающих возникшее затруднение на основе анализа высказыва- ний, эмоционального тона, общей позиции, невербальных знаков, результатов диагностики. Выделение позитивного «плацдарма» - основы для разрешения консультируемым возникшего затруднения. | | Постановка цели | Формулирование желаемого результата (Я хочу…), его уточнение и обоснование (Я действительно этого хочу, так как…) | Содействие клиенту в формулировании желаемого результата через пос- тановку вопросов, исследование возможных последствий. Оценка реалистичности, конкретности, привлекательности поставленной цели. | | |
Психологическое сопровождение акцентуированных подростков. |
№ n/п | Тип акцентуации | Основные при-знаки
| Положительные качества
| Формы дезадаптации
| Провоцирующие факторы
| Рекомендации
| Психологиче-ские упражнения для акцентуиро-ванных подро-стков | | 1 | Гипертимная (приподнятое настроение, по-вышенная ак-тивность)
| Стремление к лидерству, смена увлечений, склонность к пе-реоценке возмож-ностей, повышен-ная актив-ность, подвиж-ность, чрезмер-ная самостоя-тельность, склонность к ряску. Экстра-вертнрованность | Предприимчи-вость. Быстрота усвоения учеб-ного материала. Легкость обще-ния. Активность, энергичность, выносливость. Умение вызы-вать доверие. Находчивость в нестандартной ситуации. Го-товность быть ответственным | Авантюризм. Неустойчивость. Склонность к алкоголю. От-влекаемость. Склонность к риску. Недисци-плинирован-ность. Прогулы, конфликты со взрослыми | Безделье. Огра-ничения выбора. Одиночество. Регламентирова-ние деятельно-сти. Эмоцио-нальная ответст-венность. Жест-кий контроль | Разнообразие деятельности и контактов. Дея-тельность в кол-лективе. Демо-кратический стиль общения | Полный поря-док, конец -- де-лу венец, плани-рованность | | . 2 | Циклоидная (эй-фория -- дисфо-рия)
| Эйфория -- ги-пертимы, дисфо-рия -- неустой-чивые. Скрытый тип | | По фазам | Перегрузки, при-теснения, не-ожиданность | Гибкая тактика в зависимости от фазы | Полный поря-док, конец -- де-лу венец (эйфо-рия). Победи-тель; шут; по-хзала (дисфория) | | | | | | | | | | | 3 | Неустойчивая (безволие)
| Непоселливость, непостоянство, зависимость от других, в(гушае-мость, пассив-ность в деятель-ности, стремле-ние к праздности и поверхностным увлечениям | Умение не пере-утомляться, получать силь-ные впечатле-ния, доверчи-вость, откры-тость, услужли-вость | Побеги из дома, делинкиснтное повеление, адди-тивное поведе-ние | Бесконтроль-ность, неислсна-правлснное вос-питание | Твердое, власт-ное руководство, строгай режим, порядок, группа с + установками | Флегматик, ре-поргер, тимуро-вец, золушка, делу -- время, постоянное хоб-би | | 4 | Лабильная (под-вижность, край-няя изменчи-вость настрое-ния)
| Немотивированная смена на-строения, чувст-вительность к чужому мнению, ранимость, раз-дражительность, болезненность, зависимость состояния от на-строения, вспыль-чивость, слабый самоконтроль, конфликтность | Общительность, добродушие, чуткость, привя-занность, увле-чения -- музыка, общение в ком-паниях | Аффективное поведение. Нев-розы, депрессия. Демонстратив-ные побеги. Суицидальное поведение. Го-мосексуализм | Отвержение близких, потери, утраты. | Позиция дру-га -- учителя. Одобрение и эмоциональная поддержка. Эм-патия | Аналитик, един-ственная роль, раздражение отменяется | | | | | | | | | | | 5 | Конформная (соглашательст-во, подчинение мнению труппы)
| Отсутствие лич-ностного отно-шения к миру, жизнь по прави-лу «как все», чрезмерная при-способляемость ценой личност-ных жертв, не критичность поведения, неса-мостоятельность , безволие | Преданность группе, консер-ватизм, стремле-ние к устойчиво-сти, уживчи-вость | Участие в груп-повых правона-рушениях и преступлениях | Отрицательный пример, группа, смена коллекти-ва | Позиция опе-кающего, разви-тие критического мышления. Раз-витие рефлек-сивного поведе-ния | Лидер, собст-венное мнение, оппонент, разно-гласия | | 6 | Истероидная (жажда внима-ния, потребность удивлять, вос-хищать, вызы-вать сочувствие)
| Завышенная самооценка, похвальба несу-ществующими достижениями, неспособность переносить уда-ры по эгоцен-тризму, нена-сытная жажда поклонения, стремление быть «на сцене», дружба с извест-ными людьми | Упорство, ини-циативность, коммуникабель-ность, актив-ность, организа-торские способ-ности, энергич-ность (спринтер) | Демонстратив-ное поведение, эгоцентризм, аффективное поведение | Публичное ли-шение ореола, развенчание, изоляция, се-рость | Позиция родите-ля или зрителя. Игнорирование демонстративно-го поведения. Предоставление «сцены» | | | 7 | Шизоидная (замкнутость и отгороженность)
| Чудаковатые поступки, труд-ности контактов, эмоциональная холодность, общение со взрослыми, фан-тазирование и резонерство, малая активность (физиче-ская и интеллектуальная) | Холодный ум, способность к нестандартному мышлению, увлеченность, способность работать в оди-ночку, аналити-ческие способ-ности | Побеги. Асоци-альное поведе-ние борца за справедливость. Аддитивное поведение. Сек-суальные суици-ды. Фантазии | Насильственное помещение в группу. Эмоцио-нальные контак-ты. Лидерство | Анонимное об-суждение. Телесно-модульные заня-тия. Позиция учителя, разубе-ждающего, оп-ровергающего неполноценность | Оратор, массо-вик-затейник, сопереживания | | 8 | Астенонев-ротическая (по-вышенная утом-ляемость, ипо-хондрия)
| Раздражитель-ность, вялость, пугливость, неуверенность, тревожность, склонность к неврозам, жало-бы, постоянное недовольство «все плохо и все плохие» | Способность рассчитывать свои силы, акку-ратность, дисци-плинирован-ность, скром-ность, поклади-стость | Аффективное поведение. Школьная тре-вожность. Ди-дактогении | Инвалиднзация, гипер- и гипо- опека. Конфлик-ты | Посильные тре-бования, режим, сбалансирован-ное отношение | Победитель, шут, яканье, мои достоинства, помощь другим, жизнь прекрасна, я хороший, ты хороший | | 9 | Эпилептоидная (склонность к тоскливо-злобному на-строению)
| Вязкость, инерт-ность, бережное соблюдение своих правил, грубость, стрем-ление сорвать злость на окру-жающих. Льсти-вость к руково-дителям, деспо-тизм, мститель-ность среди сверстников | Упорство в дос-тижении цели, пунктуальность, обязательность, выносливость, внимание к ме-лочам | Сексуальные отклонения. Склонность к азартным играм. Воровство, алко-голизация, аф-фективное пове-дение | Отсутствие эмо-ционального тепла, жесто-кость, ущемле-ние эгоистиче-ских интересов | Опора на береж-ливость, акку-ратность, спо-собность к руч-ному мастерству, склонность к коммерции, тактичность | Добрая улыбка, я рад тебя видеть, приятный разго-вор, день без замечаний, день прощений, ис-полнитель жела-ний, ведомый, созерцатель, мудрец | | 10 | Сензитивная (чрезмерная чувствитель-ность)
| Мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию, повышенная впечатлитель-ность, комплекс неполноценно-сти, чрезмерные привязанности к родителям и друзьям | Острое нравст-венное зрение, способность чувствовать внутреннюю суть, ориентация на истинные чувства | Социальная отгороженность. Побеги в резуль-тате психиче-ских травм, суи-цид, попытки реакции компен-сации и гиперкомпен-сации | Эмоциональная ответственность, домашняя ги-перпротекция, повышенная моральная от-ветственность | Длительные разубеждения, демонстрации нужности для других, опора на интуицию, эсте-тические увле-чения | Полный покои души, приятное событие, иде-альный день, идеальное окру-жение, киноге-рой, встречный пример | | 11 | Психостениче-ская (тревожная мнительность) | Робость, страхи, нерешитель-ность, педан-тизм, повышен-ная чувствитель-ность к порядку, опасения за будущее свое и своих близких, навязчивые идеи, суевер-ность | Интересы. спо-собность брать на себя ответст-венность за дру-гих, эмоцио-нальная привя-занность к мате-ри, ответствен-ность за дело | Невротические заболевания в будущем. Легкая перено-симость невзгод в настоящем | Повьшенная ответственность. ситуация выбо-ра, доминирую-щая гиперпро-текция, повы-шенная мораль-ная ответственность | Рациональное разубеждение. Поощрение ре-альной деятель-ности. Занятия спортом без соревнований | Риск -- 6лаго-родное дело, решительность, внутренние го-лоса | | |
Составим психологический словарь из наиболее часто используемых терминов, раскрывая содержательную часть каждого из них __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ «Если сидишь - сиди, если стоишь - стой. Главное - не дёргайся». Древняя китайская пословица.
Скоро защита квалификационной работы - НИ ПУХА, НИ ПЕРА! Перечислите: 1. методики ___________________________ ______________________________________ ________________________________________________________ 2. тесты ________________________________________________ ________________________________________________________ 3. эксперименты _________________________________________ ________________________________________________________ 4. наблюдения ___________________________________________ ________________________________________________________ которые использовались в экспериментальной части работы. Подтвердилась ли Ваша гипотеза? Да Нет Рефлексия 1. Какой вид деятельности достиг более высокого профессионального мастерства, компетентнос- ти и почему? ____________________________ ________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ 2. Самый интересный фрагмент практики (интерпретация) _______ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ 3. Что не удалось, причины неудач? ___________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ 4. Ваши советы, пожелания будущим учителям и психологам по данному виду практики _____________________________________ _________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ И Т О Г О В Ы Е С В О Д Н Ы Е Т А Б Л И Ц Ы (заполняются исходя из проведённых мероприятий) Уроки психологии - 5 уроков Таблица 1 |
№ п/п | Класс | Тема | Сроки выполнения | Достигнута ли цель? | Оценка | Подпись психолога, методиста | | 1. |
| | | | | | | 2. |
| | | | | | | 3. |
| | | | | | | 4. |
| | | | | | | 5. | | | | | | | | |
Индивидуальные консультации - не менее 3-х Таблица 2 |
№ п/п | Объект | Устано- вление контак- та | Тема, ситуация | Рекомендации, решаемые задачи | Время работы | Встречи, по мере необходимости | Оценка | Подпись психолога, методиста | | 1. |
| | | | | | | | | 2. |
| | | | | | | | | 3. |
| | | | | | | | | |
Психодиагностические исследования - не менее 3-х методик Таблица 3 |
№ п/п | Цель исследования | Объект исследования | Методики исследования | Кол-во учащихся | Цель - результат | Оценка | Подпись психолога, методиста | | | | | | | | | | | |
Психологическая коррекция Таблица 4 |
№ п/п | Группа | Форма, вид | Методы, приёмы, используемые в коррекционной работе | Время проведения | Динамика | Рефлексия | Оценка | Подпись психо- лога, мето- диста | | | | | | | | | | | | |
Публичные выступления, тренинги Таблица 5 |
Объекты | Тема | Время | Достигнута ли цель? | Сколько че- ловек при- сутствовали | Оценка | Подпись психолога, методиста | | Педагогичес- кий коллектив |
| | | | | | | Родители | | | | | | | | |
Составьте СИНКВЕЙН Психология _____________________________________ _________________________________________________ ______________________________________________________ __________________________ Упражнение «Антистрессовая релаксация» (рекомендовано Всемирной организацией здравоохранения) Упражнение выполнять поэтапно: 1. Лечь или сесть поудобнее в тихом, слабо освещённом помещении (одежда не должна стеснять Ваших движений). 2. Закрыть глаза, дышать медленно и глубоко. Сделать вдох и примерно на 10 секунд задержать дыхание. Выдыхать не торопясь, следить за расслаблением и мысленно говорить себе: «Вдох и выдох, как прилив и отлив». Повторить эту процедуру 5-6 раз. Затем отдохнуть около 20 секунд. 3. Волевым усилием сокращать отдельные мышцы или их группы. Сокращение удерживать до 10 секунд, потом расслабить мышцы. Таким образом пройтись по всему телу. Повторить данную процедуру трижды, отрешиться от всего, думать о расслаблении мышц тела. 4. Попробовать как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее от пальцев ног, через икры, бёдра, туловище до головы. Повторять про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно». 5. Представить себе, что ощущение расслабленности проникает во все части тела. Почувствовать, как напряжение покидает тело. Как расслабляются плечи, шея, лицевые мускулы (рот может быть приоткрыт). Наслаждаться испытываемым ощущением около 30 секунд. 6. Сосчитать до 10, мысленно говоря себе, что с каждой последующей цифрой мышцы всё более расслабляются. 7. Наступает «пробуждение». Сосчитать до 20. Говорите себе: «Когда я досчитаю до 20, мои глаза откроются, я буду чувствовать себя бодрым». Это упражнение рекомендуется выполнять 2-3 раза в неделю. СПАСИБО ЗА РАБОТУ! Вы проявили себя как яркая индивидуальность. Ваше чувство новизны, способность заниматься разнообразной деятельностью, терпение, упорство, свобода мыслей и чувств, профессионализм, гуманность - всё это помогло Вам выполнить эту работу. Успехов, побед, профессионального и личностного роста! Итоговая характеристика прохождения психолого-педагогической практики студента (ки) с ___________________ по ___________________ |
Кто осуществлял контроль | Положительные стороны работы | Пожелания, рекомендации | | Психолог школы | | | | Руководитель практики, методист | | | | Завуч школы | | | | |
Итоговая оценка: М.П. Руководитель практики, методист: __________ школы Психолог школы: __________ Завуч школы: __________ Литература: 1. Вуджек Т.: Тренировка ума, Питер, 1996 2. Кингер Дж.: Книга о твоих знакомых, Питер, 1997 3. Овчарова Р.В.: Справочная книга школьного психолога, М., 1996 4. Овчарова Р.В.: Технологии практического психолога образования, М., 2000 5. Прутченков А.С.: Школа жизни, М., 2000 6. Семёнова Е.М.: Тренинг эмоциональной устойчивости, М., 2002
|