рефераты курсовые

Моделирование процессов мышления и творчества

Моделирование процессов мышления и творчества

Барнаульский филиал

НОУ ВПО МОСКОВСКОЙ АКАДЕМИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

при Правительстве Москвы

Факультет ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

Группа ___26 Б/2

Зачетная книжка № __08351

КОНТРОЛЬНАЯ (КУРСОВАЯ) РАБОТА

По дисциплине Психология и педагогика

На тему: Моделирование процессов мышления и творчества

Студента 1 курса

Хрюковой Натальи Геннадьевны

Преподаватель

Борискина Белла Исаковна

Дата отправки работы в филиал

Место работы и занимаемая должность:

ООО "Техноленд", бухгалтер

Дата возвращения контрольной работы

Оценка (зачет, незачет) _____________

Подпись преподавателя ___________

Рецензия:

КОНТРОЛЬНОЙ (КУРСОВОЙ) РАБОТЫ

(нужное подчеркнуть)

по дисциплине

__________________________________________________________________

(указать наименование дисциплины)

на тему __________________________________________________________

(указать название темы)

студента (ки) ______ курса _________ группы факультета экономики и менеджмента заочной формы обучения (зачетная книжка №________________)

__________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество студента)

Рецензировал работу _____________________

(должность, степень преподавателя) (Инициалы и фамилия преподавателя)

Положительными чертами данной работы являются: *

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. Наряду с ними выявлены следующие недостатки: *

а) по оформлению работы:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) по содержанию:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К числу грубых ошибок можно отнести:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

"НЕ ЗАЧТЕНО" "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" "ЗАЧТЕНО" "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" "ХОРОШО" "ОТЛИЧНО"

(нужное подчеркнуть)

Преподаватель _________________________/ ___________________________

"_____" _________________ 200__ г.

Примечание графы помеченные знаком "*" заполняются преподавателем

Содержание

  • Ведение 5
    • Операции мышления 6
    • Анализ 6
    • Синтез 6
    • Сравнение 7
    • Абстракция 7
    • Обобщение 8
    • Виды мышления 8
    • Этапы творческого процесса 10
    • Заключение 13
    • Список использованных источников 14
Ведение

Мышление начинает работать тогда, когда возникает проблемная ситуация. Вначале нужно понять что, проблема существует. Человек, осознавший проблему, делает этим первый шаг к ее решению.

От осознания и формулирования проблемы человек переходит к ее разрешению. Решение происходит с помощью тех или иных мыслительных операций, т.е. мышления. Мышление направлено на познание и преобразование окружающей действительности, что позволяет глубже проникнуть в ситуацию, исследуемый объект, позволяет установить связи и отношения, которые не видны при простом восприятии.

На поиск новых, необычных решений проблем направлено творческое мышление. Творческое мышление продолжает работать даже в том случае, когда определенные стандартные решения в данной области уже существуют.

Наша задача рассмотреть более детально процесс мышления и творчества.

Операции мышления

В структуре процессов мышления можно выделить набор логических операций и процедур, которые удобно рассматривать в качестве базисных. Суть дела заключается только в предложении приоритетной важности этих процедур и использовании их комбинаций в процессе мышления. При рассмотрении процедур мышления важно выделять определенные иерархические уровни. Эти уровни так или иначе связаны с осознанным или неосознанным построением "дерева целей" и программ, реализующих эти цели и подцели. [2,63]

Анализ

Анализ заключается в выделении основных частей предметов, явлений или аспектов ситуации для определения характера их взаимодействия и установления связей и взаимоотношений, как между ними, так и с внешней средой.

Схема анализа:

Определение возможных способов выделения основных частей проблемы (предметов, явлений, этапов, ситуаций).

Четко и ясно определить каждую часть.

Установление связи между ними и, в целом, с другими внешними проблемами.

Выделение информации, относящейся к каждой части.

Сделать вывод на основе проведенного анализа.

Синтез

Синтез по-новому объединяет составные части для разрешения проблемы, при этом заменяются или вовсе устраняются те или иные этапы, части, добавляются новые, меняется их порядок, характеристики, расположение и взаимосвязь.

Схема синтеза:

Определение цели создаваемого целого.

Перечисление основных частей, которые должны быть включены в это целое.

Придумать идеи по каждой из них.

Продумать, как соединить эти части.

Составить план и создать свое целое.

Сравнение

Сравнение выявляет сходство и различие явлений, предметов, процессов, мнений различных групп людей и т.д. Сравнение позволяет установить, что и как влияет на то или иное явление, а так же установить роль тех или иных факторов в нашем общении.

Схема сравнения:

Внимательно изучить объекты, которые нужно сравнить.

Выделить параметры, по которым вы будете их сравнивать.

Сравнить объекты по каждому из выделенных параметров.

Сделать вывод.

Абстракция

Абстракция заключается в выделении каких-либо нужных для решения задачи и проблемы свойств или сторон объектов, при отвлечении от всех остальных.

Схема абстракции:

Определение своей цели.

Рассмотреть все объекты с точки зрения пригодности их для осуществления вашей цели. Выделить для этого те их характеристики и свойства, которые могут быть вам полезны.

Сделать вывод на основе такого рассмотрения.

Обобщение

Обобщение - это объединение объектов, явлений и событий по их общим и существенным признакам.

Схема обобщения:

Внимательно изучите имеющиеся объекты, события и т.д.

Найдите среди них как можно больше общих черт, свойств.

Выделите и определите это общее.

Сделайте соответствующие выводы.

Виды мышления

Наглядно-действенное мышление.

Наглядно-действенное мышление решает проблему в процессе практической деятельности. Подходы к решению задач, основанные на переборе действий, как-то связанных с целями данной задачи. Это отражается в терминах типа "пощупать проблему руками". Примером могут быть задачи типа решения головоломок, прохождение по лабиринту, сборки фигур из конструктора.

Наглядно-действенное мышление, решая задачи непосредственно в практической деятельности, позволяет продуктивно и экономично решать достаточно большой спектр возникающих проблем.

Наглядно-образное мышление.

Наглядно-образное мышление решает проблему в образной форме. Это тип интеллектуальной деятельности базируется на необходимость постоянной опоры на восприятие окружающего мира. Важность такой опоры следует из результатов экспериментов с восприятием знакомых или незнакомых пространственных сцен через поле зрения малого диаметра. Другими словами решить какую-либо математическую задачу можно не только при помощи математических вычислений, а при помощи образных форм, представлений.

Логическое мышление.

Логическое мышление представляет собой вариант теоретического мышления, другими словами наглядно-образное мышление решает проблему в словесной форме. Основой логического мышления являются процессы обработки понятий, проведение логических выводов, суждений и умозаключений. При этом человек использует абстрактные, отвлеченные понятия на пример: "сумма", "разность", "независимость" и т.д., которые нельзя выразить конкретным образом.

Творческое мышление.

Одна из основных особенностей творческой личности является способность увидеть проблему с новой, необычной стороны.

Известный психолог Дж. Гилфорд считает, что творческое мышление отличается от традиционного мышления следующими чертами. Традиционное мышление направлено на получение одного единственно правильного решения, причем это решение типично для представителей данной культуры, а творческое мышление направлено на поиск множества решений и выбор из них наиболее нетривиальных, необычных подходов. [3, 108]

Творческое мышление обладает целым рядом характерных свойств:

Беглость - способность быстро придумывать множество идей, возможных решений, находить подходяще объекты.

Гибкость - способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения.

Оригинальность - способность создавать умные, уникальные и необычные идеи и решения.

Способность к детальной разработке - способность расширять, развивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты, рисунки.

Здесь нужно помнить, что важна не только сама оригинальная идея, но и ее тщательная разработка и осуществление.

Творческое мышление обычно преодолевает имеющиеся стереотипы и ограничения в мышлении. В основном за счет преодоления стереотипов эволюционирует мода. Если, например, еще десять лет назад в сознании модельеров существовало стереотипное представление о том. Что сочетание кожаной одежды с шелком и бархатом - безвкусица, а пряди волос разной длины - неудачная стрижка, то спустя какое - то время творческое решение превратило эти вещи в оригинальную новинку: сочетание разных фактур и ассиметричную прическу. [6,66]

Этапы творческого процесса

Как рождаются новые идеи? Этот вопрос интересовал многих исследователей. По этому поводу существует несколько теорий. Наиболее распространенной стала теория немецкого физиолога и физика Германа фон Гельмгольца, выдвинутая еще в ХIХ веке и расширенная в 1926 году американским психологом Грэмом Уоллесом. Эта теория была основана на изучении деятельность известных ученых. [1,124] Согласно модели Г. Уоллеса, у творческого мышления четыре стадии:

Подготовка - этот этап заключается в основательном изучении и интенсивной работе над проблемой (чтением нужной литературы, встречей со специалистами, сбором данных).

Созревание - это период перерыва или отдыха. Несмотря на то, что этот период кажется пустой потерей времени, именно он является критическим. Наш мозг незаметно для нас продолжает работать над проблемой.

Озарение - Это время победных криков: "Ага! " или "Эврика! " Такое озарение чаще происходит тогда, когда человек находится в расслабленном состоянии или делает что-то, совершенно не относящееся к решаемой проблеме.

Проверка истинности идеи - это момент основательной обработки возникающей идеи, так сказать доведение до совершенства. Хотя иногда идеи приходят сразу столь совершенными, что не нуждаются в дополнительной обработке.

В ходе многих исследований были выявлены условия, способствующие решению творческих задач. При рассмотрении оказывается, что многие из них связаны с характеристиками эмоциональной сферы человека.

Таким образом, установлены характерные черты личности творческого человека:

Интеллектуальная раскованность

Отсутствие конформизма

Определенная "странность" поступков

Наличие признаков поведения "белой вороны"

Наличие "детских" черт характера

Творческий человек не боится высказывать свое мнение, даже если оно расходится с общепринятым. Творческий человек не боится быть не похожим на других в суждениях и поступках, т.е. не склонен к конформизму, не боится оказаться "белой вороной", а так же творческая личность часто обладает "детскими" чертами характера.

Важно отметить, что творческие черты не обязаны входить в противоречие с наличием глубоких интеллектуальных знаний, говоря о связи творческого потенциала со знаниями, скорее следует говорить о связи творчества и интеллектуальных способностей такого рода. Как правило, творческие люди обладают очень высоким коэффициентом интеллекта. [2,88]

Тем не менее, творческие способности не редко проявляются при внешней интеллектуальной "заторможенности" или отмечается наличие хороших интеллектуальных способностей без развитого творческого мышления, т.е. людей можно сравнить по качествам преобладания творческого и интеллектуального начала:

"Человек понимающий" - состояние формирования новых связей между знакомыми понятиями, отслеживание хода мысли внешнего учителя (книги).

"Человек творящий" - состояние формирования самих новых понятий, способность делать неожиданные для большинства людей выводы, идей, обобщений, понятий, которые непосредственно ниоткуда не следуют.

Заключение

Естественно, что все виды мышления взаимно дополняют друг друга в процессе интеллектуальной деятельности, хотя можно говорить как о предпочтении того или иного вида мышления у разных людей, так и о превалировании определенного вида мышления при решении различных типов задач.

Таким образом, мышление и творчество направлено на то, чтобы обнаружить и решить встающие перед людьми проблемы а кроме того, оно позволяет глубже познать сущность окружающего мира и происходящих событий.

Следует отметить, что только в теории мы можем так четко разделить мышление на отдельные операции и виды. На самом деле в реальном процессе мышления конкретного человека переплетаются все виды, взаимодополняющие и переходящие друг в друга.

Список использованных источников

1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. "Психология и педагогика" "Издательство Питер" 2001г. - 480с

2. Кроль В.М. "Психология и педагогика" "Издательство Высшая школа" 2004г. - 325с

3. Зимняя И.А. "Педагогическая психология" "Издательство Феникс" 1997г. - 480с

4. Казанская В.Г. "Педагогическая психология" "Издательство Питер" 2005г. - 366с

5. Столяренко А.М. "Психология и педагогика" "Издательство Высшая школа" 2004г. - 423с.

6. Реан А.А. "Психология" "Издательство Питер" 2000г. - 224с


© 2010 Рефераты