рефераты курсовые

Необходимость изучения познавательных процессов для госслужащего

Необходимость изучения познавательных процессов для госслужащего

Контрольная работа

по дисциплине: Психология

на тему: Необходимость изучения познавательных процессов для госслужащего

Оглавление

Введение

Глава 1. Познавательные процессы

1.1 Общее определение психологических процессов

1.2 Сущность познавательных процессов и функции

1.3 Познавательные процессы для человека. Интеллект

Глава 2. Изучение психологических процессов для госслужащих

Заключение

Введение

Актуальность исследования. Владение государственными служащими приемами познавательной деятельности является условием успешного осуществления профессиональной деятельности, характеризуя способности специалиста приобретать необходимые для решения профессиональных задач знания, умения и навыки.

Повышение эффективности познавательной деятельности связано с обучением конкретным способам ее осуществления и развитием познавательных способностей.

Познавательные способности в профессиональной деятельности государственных служащих занимают особое место: сложность решаемых социальных задач и высокая ответственность за принимаемые решения требуют владения на высоком уровне способами анализа информации, приобретения специальных знаний и составления адекватного представления о себе, о путях личностного и профессионального саморазвития.

Цель исследования. Выявить пути оптимизации процесса развития познавательных способностей государственных служащих и акмеологические условия и факторы, обеспечивающие этот процесС.

Задачи:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы познавательных способностей государственных служащих.

2. Обосновать критерии, показатели и уровни развития познавательных способностей государственных служащих.

3. Выявить условия и факторы, влияющие на процесс развития познавательных способностей госслужащих, и оценить степень их влияния.

Глава 1. Познавательные процессы

1.1 Общее определение психологических процессов

Психические процессы -- процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.

Выделение психических процессов -- сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX -- начала XX века.

В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки. В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.

1.2 Сущность познавательных процессов и функции

Все познавательные процессы условно можно разделить на:

- ощущение

- восприятие

- мышление

- внимание

- память

- воображение

- речь

Ощущение. Ощущение - отражение (самое простое) свой ств пр едметов при непосредственном воздействии на рецепторы. Результатом процесса ощущения является возникновение сенсорного образа. Наше поведение и работоспособность во многом зависит от слуховых (акустических) и зрительных (визуальных) ощущений. Ощущения возникают как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и носят рефлекторный характер.

В отличие от ощущений, наиболее простых взаимоотношений человека с вешнем миром, в психике человека происходит и более сложный процесс - восприятие, которое формируется благодаря взаимодействию нескольких органов чувств, синтезом ощущений, поступающих от глаз, ушей, кожи, мышц. Тесно связано с мышлением. Если у человека развито восприятие, то у него развита наблюдательность и память. Восприятие - это активный процесс, использующий информацию для того, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем больше он увидит в предмете или другом человеке - партнере по общению. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию, передают ежесекундно ее огромный поток. Это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Если бы человек лишился органов чувств, он не смог бы общаться, избегать опасности.

Память. Емкость человеческой памяти несравнимо больше емкости памяти даже самого впечатляющего из созданных компьютеров. Как процесс, память выполняет три функции:

запоминание (ввод информации) сохранение (удержание информации) припоминание (восприятие информации).

У разных людей каждая из трех функций развита неодинаково.

Причиной запоминания и припоминания является закон приучения нервной системы. Существует несколько оснований для классификации видов памяти.

1. По преобладающему анализатору.

2. По времени.

Память бывает визуальной (зрительной). Этот вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. То, что человек может зрительно себе представить, он обычно легче запоминает. Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием, т.е. те, которые способны в течение длительного времени "видеть" отсутствующую в реальности картину или предмет. Зрительная память чрезвычайно важна для людей всех профессий.

Акустическая (слуховая) память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (речевых, музыкальных). Особенно необходима людям, изучающим иностранные языки.

Двигательная память - запоминание и сохранение разнообразных движений, а при необходимости их точное воспроизведение. Благодаря двигательной памяти у человека формируются и закрепляются привычки.

Эмоциональная память - это память на бывшие когда-то переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. Эмоции являются важной причиной забывания, особенно чувство тревоги, беспокойства, отрицательно влияющее на эффективность слушания и восприятие.

Внимание. Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательного процесса. Бывает внутренним и внешним. Внутреннее направлено на собственные мысли и чувства. Внешнее - атрибут культурного человека, умение быть внимательным к другим людям в обстановке общения - очень ценное свойство человека.

Необходимо уметь переключать внимание, вести себя гибко. Внимание нужно уметь тренировать, так как невнимательный человек лишен контроля за внешними обстоятельствами. Основные характеристики внимания - концентрация, устойчивость, распределение, переключаемость и объем. Концентрация - сосредоточенность. Устойчивость - длительное привлечение внимания к одному предмету или объекту. Распределение - способность человека одновременно концентрироваться на нескольких объектах, что дает возможность делать сразу несколько дел.

Согласно преданию, Ю. Цезарь мог одновременно делать семь дел, не связанных между собой. Подобной способностью обладали Петр I и Наполеон. Видимо, субъективное ощущение одновременности обязано быстрому последовательному переключению (с одного вида на другой).

Человеческий мозг - сложная организованная система. Внимание является показателем ее активности. Если оно падает - значит что-то разладилось в этой системе и поэтому необходимо соблюдать правила умственной гигиены.

На память, настроение и деловую активность влияют биоритмы человека. Известно, что в течение дня подвергаются изменениям все функции нашего организма: пульс, температура, работа эндокринной системы. Одновременно с этим в течение дня меняется и работоспособность людей и работа мозга. Поэтому важно знать и помнить, что индивидуальные биоритмы (работоспособность высока утром или вечером) имеют прямое отношение к конфликтам на работе и вообще к повседневной жизни.

Мышление и воображение. Это высшие познавательные процессы, результатом которых является формирование понятия.

Мышление - особого рода умственная и практическая деятельность, способность человека логически анализировать проблему.

Воображение - способность создавать новые образы и понятия.

По всей вероятности, наибольший вклад в наши знания о механизмах мышления внесло изучение функциональной ассиметрии коры головного мозга (Х I Х век).

Известно, что каждое полушарие говорит на своем языке (процесс этот бессознательный) и только совместная их работа осуществляет целостный процесс мышления.

Каждый человек имеет свои особенности как в физическом развитии, так и в развитии мозговых структур.

Способ мышления может быть творческим или критическим. Они как бы конкурируют между собой. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового , с генерацией собственных оригинальных идей. Человек же с критической тенденцией мышления основное внимание уделяет критике чужих идей, мыслей, слов.

Чтобы развить в себе способность к творческому мышлению, необходимо развивать в себе и чувство успеха.

Рассматривая сходство и различие мышления и воображения, необходимо заметить, что в зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Воображение работает на том этапе познания, когда велика неопределенность ситуации. И наоборот, при наличии весьма приближенных сведений о ситуации, напротив, трудно получить ответ с помощью мышления - здесь вступает в права фантазия.

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний.

Особым свойством человека, самым сложным является интеллект. Очень часто мы судим о себе и о других людях по развитию интеллекта -" интеллектуал" и "совсем без интеллекта". Правда, иногда под интеллектом подразумевается либо хорошо развитый ум, мышление человека, либо его разумное поведение, либо способность к обучению.

В понимании советского психолога С.Л. Рубинштейна в интеллекте выделяются два основных компонента: интеллект как способность познавать окружающий мир и как способность регуляции поведения на основе этого познания. По мнению Г. Айзенка , американского исследователя свойств личности, интеллект - это:

1.Способность к абстрактному мышлению.

2.Специальные способности (математические, вербальные, пространственные и т.д.).

А его измерение - одно из величайших достижений современной психологии.

Интеллект имеет социальную сторону, что приводит к дискуссиям по поводу его измерения. Социальный интеллект показывает, как личность использует свой интеллект для своего продвижения.

В системе интеллекта три базовых блока - внимание, память, мышление и воображение. Путь познания - от ощущения (восприятия, воображения) к абстрактному мышлению.

В психологии существует понятие общего интеллекта и двух его подструктур: вербального и невербального.

Общий интеллект - сложное интегральное качество. Синтез свой ств пс ихики, обеспечивающий в совокупности успешность любой деятельности.

Многие исследователи считают, что интеллект детерминирован генетикой.

70% интеллекта - за это отвечают гены. Существует много способов убедиться в этом. Зарубежные исследователи считают, что наследственность создает очень кастовое общество.

1.3 Познавательные процессы для человека. Интеллект

Сейчас существует несколько концепций в измерении интеллекта. Ода из концепций утверждает в качестве исследуемого количество приобретенных знаний. Другая измеряет скорость мыслительной работы. Исследования показывают правоту последней концепции, т.е. чем длиннее время реакции, тем ниже интеллект. Уровень развития общего интеллекта часто измеряется через IQ - коэффициент интеллекта, который был предложен известным исследователем Д. Векслером. В шкале Векслера интеллект измеряется баллами по следующей системе: от 120 до 135 баллов - высокий, от 100 до 120 баллов - средний, от 80 до 100 - низкий. Свою методику измерения интеллекта предлагает и Г. Айзенк . По его данным 50% людей имеет средний коэффициент интеллекта.

Измерение уровня интеллекта часто связано с отрицательными эмоциональными реакциями людей, так как человек боится, что он окажется невысоким. Поэтому такое измерение могут вести только психологи с соблюдением всех этических и профессиональных правил.

Личность, ее отношения, привычки, желания существуют благодаря памяти. Память - психофизиологический процесс материальной основой которого является мозг и нервная система. Однако память неразрывно связана со знаниями, прошлым опытом, эмоциями. Память необходима для накопления знаний, успешной и продуктивной работы и является непременным условием обучения и развития индивида, становления его как личности.

Простейшим примером является реакция на критику или обвинения. Эмоции при этом настолько сильны, что мы рискуем если не пропустить основную часть информации, то воспринять ее в искаженном виде. Или когда рядом раздраженный начальник, требующий сообщить ему какие-либо данные. Они вертятся на языке, но возникает чувство "полного отсутствия присутствия". Успокоились - все всплывает в памяти. Стрессовая ситуация также блокирует память.

Кроме названных есть и другие виды памяти, в частности: осязательная, обонятельная, вкусовая, словесно-логическая.

Многие процессы, связанные с памятью, на самом деле зависят от обеспечения длительного и прочного внимания к тому, что должно быть запомнено.

Пример - если неожиданно предложить человеку закрыть глаза и ответить на вопрос о том, какого цвета и формы предмет, мимо которого он проходил, не обращая внимания, то человек ответит с трудом, несмотря на то, что он проходил мимо него не один раз.

По времени сохранения материала память делится на кратковременную и долговременную. Одним из количественных показателей, позволяющих оценить продуктивность запоминания, является объем памяти, т.е. количество элементов или единиц информации, которое человек может воспроизвести сразу после запоминания.

Объем непосредственной кратковременной памяти равен 7±2 единицы информации. Кратковременная память - это по существу емкость нашего внимания, и величина эта для каждого индивидуальна.

Можно проверить ориентировочно, какая память у вас развита лучше, кратковременная или долговременная. Как Вы запоминаете имена людей? Почему мы испытываем часто серьезные трудности при запоминании имен, фамилий людей? Объем информации, входящей вместе с именами перекрывает средние возможности кратковременной памяти человека. Требуются дополнительные усилия сосредоточения внимания. При слабой, или ограниченной по объему кратковременной памяти запоминание затруднено.

А как происходит процесс припоминания имени человека? - Я встретила на улице старого знакомого, имени которого не помню, но желаю припомнить. Я перебираю в уме ряд имен, надеясь натолкнуться на имя, связанное ассоциацией с искомым, припоминаю все обстоятельства, при которых виделась с ним, время, когда я познакомилась с ним, лиц, при этом присутствующих, что он делал, что говорил. Если внимание это удержало - я припоминаю забытое имя, в противном случае все мои попытки будут напрасными.

Итак, для поддержания информации в кратковременной памяти, необходимо сохранение активности внимания, без отвлечения на другие виды деятельности.

Каковы же особенности долговременной памяти? Она включается в работу не сразу после того, как была воспринята информация, а спустя некоторое время, за которое информация обрабатывается в кратковременной памяти. При переводе информации она еще раз перекодируется и включается в смысловые структуры и связи, уже имеющиеся в долговременной памяти. То есть, кратковременная память - это фильтр, который пропускает нужную информацию в долговременную память. Благодаря ей не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями. В отличие от кратковременной памяти, процесс этот не является ни зрительным, ни слуховым. Он основан на мышлении, придании запоминаемому материалу смыслового значения.

Следовательно, тайна хорошей памяти (а обычно имеют в виду долговременную, говоря о хорошей или плохой памяти) - искусство образовывать многочисленные и разнообразные ассоциации с уже известной информацией и когда нам нужно что-то вспомнить, мы осознаем в памяти искомую идею по ассоциации, совершенно также, как ищем в доме затерявшуюся вещь, перебирая в уме идеи в надежде, что какая-нибудь напомнит забытое. В обоих случаях мы осматриваем сначала то, что находится, по-видимому, в соседстве с искомым предметом, переворачиваем в доме вещи, подле которых, под которыми он может находиться. А в поисках объекта мысли вместо предметов мы имеем дело с элементами ассоциации, ведь память - это хранилище образов.

И в практической жизни, и в научной сфере, в обучении, человек, умственное приобретение которого тотчас закрепляется в нем, всегда прогрессирует, в то время, как другой, тратя большую часть времени на переучивание того, что они уже учили когда-то, почти не двигается вперед. Почему зубрежка - такой дурной способ обучения? Когда факты закрепляются в памяти в продолжени и немногих часов или дней путем усиленного напряжения мозга перед экзаменом, запоминание материала в этом случае - иллюзия, т.к. в течение учебного года память почти не упражнялась. Сведения, заучиваемые таким путем, на отдельный случай, временно, не могут образовывать в уме прочных ассоциаций с другими объектами мысли.

И наоборот, материал, избираемый памятью постепенно, день за днем, в связи с различными контекстами, освещенный с разных точек зрения, связанный ассоциациями с другими событиями и неоднократно подвергшийся обсуждению, образует такую систему, вступает в такую связь с остальными сторонами нашего интеллекта, легко возобновляется в памяти такой массой поводов, что остается надолго прочным приобретением.

Поскольку пищей мозга является концентрация мысли - любое интеллектуальное упражнение, усиливающее питание мозга, повышающее общий тонус его деятельности, окажется полезным для памяти.

К старости мозговые пути становятся неустойчивыми, и тогда человек начинает забывать ровно столько, сколько приобретает новых знаний, а затем количество забываемого начинает перевешивать. В этом периоде необычайная устойчивость информации, образовавшейся в детстве и юности, становится очевидной.

Однако есть и еще одна точка зрения. Чем шире ваши знания, тем больше емкость памяти, т.е. с возрастом она не слабеет, если ее тренировать. Так, если телефонный номер забывает 20-летний человек, он обычно отделывается шуткой, но человек постарше думает: "Память- то слабеет", и в результате этого человек уже прилагает меньше усилий, чтобы лучше запоминать и тем самым затрудняет припоминание.

Среди путей практического воздействия на память используют прием повторения. Необходимо повторить информацию сразу после ее восприятия, так как наибольшие потери приходятся именно на этот временной интервал.

Легче всего запоминаются "рекламные" фразы - короткие, выразительные и созвучные. Поэтому для запоминания необходимо сжатие информации (учитыв ая ее о бъем до семи информационных единиц).

Конкретные данные (номера телефонов, даты и т.п.) лучше записывать, так как конкретное сообщение лучше всего запоминается при использовании визуальных средств.

А концепции, идеи лучше всего запоминаются после обсуждения и усвоения в процессе устного общения. Полезно сочетать визуальное и вербальное (словесное).

Существенную роль для развития памяти играет речь. То, что мы можем выразить словами, запоминается легче и лучше, чем то , что может быть воспринято только зрительно или на слух.

Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных и четко сформулированных вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста, способствует его лучшему запоминанию. В этом случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем тогда, когда вопросы к нему ставятся уже после его прочтения.

Необходимо тренировать память, так как она не только дар природы, но и результат целенаправленного воспитания.

Глава 2. Изучение психологических процессов для госслужащих

Современный процесс создания сильного, политически стабильного, благоприятного для инвестиций и конкурентоспособного государства неразрывно связан с решением постоянно возникающих культурологических, политических, социальных, экономических, экологических, демографических и других противоречий.

Путь становления нового Государства определяется не только количеством и эффективностью проводимых социально-экономических реформ. Стремление властвующих структур изменить многие социально-экономические факторы жизнедеятельности страны, которые обуславливают качество жизни населения .

Сегодня можно констатировать, что категория качества вновь возраждается на многих промышленных предприятиях России. Одновременно с этим происходит процесс сращивания менеджмента качества с принципами общего менеджмента в деятельности других, не производящих промышленные товары, учреждений и организаций. Появляется менеджмент нового четвертого поколения, в котором выделяются два направления: качество продукции и качество управления.

В сложившейся понятийной области правление качеством связано с понятиями: система, среда, цель, программа и др. В данной статье мы не ставим цель проанализировать эти категории. Отметит только то, что качество входит в число критериев оценки деятельности управленцев, потому, что управляющая система, т.е. руководство любо организации или учреждения создает и обеспечивает менеджмент качества.

Следовательно, менеджмент качества есть полный набор процессов, используемый в системе качества. Система менеджмента качества есть система для установления политики качества, целей качества и для достижения этих целей.

Менеджмент качества применительно к муниципальному и региональному управлению предстает как полный набор процессов муниципального и регионального управления со своими особенностями и взаимодействием многих местных, объективных и субъективных факторов. Для предотвращения влияния этих факторов на качество процессов управления необходима государственная система управления качеством. При этом необходимы не отдельные местнические и эпизодические усилия структур государственного управления, а совокупность мер, государственная программа, позволяющая проводить прогрессивные изменения в процессах управления отдельными территориями страны. Реальный процесс и систему управления качеством муниципального и регионального управления, можно представить в виде модели, которая складывается из взаимосвязанных, взаимодополняющих, т.е. комплиментарных друг другу контуров управления.

Государственная региональная и муниципальная служба как социально-правовой институт занимает особое место в достижении значимых целей общества и играет важную роль в механизме управления государством. Региональная и муниципальная служба, как институт управления сосредотачивает внутри себя основную деятельность государства, выступает ведущим началом, которое определяет путь и средства жизнедеятельности всего государства как системы и его граждан как субъектов деятельности.

Метапозиция специалистов регионального и муниципального уровней государственного управления в пространстве профессиональной деятельности служит порождающим центром для формирования позиции граждан государства Российского, а нормальное правосознание государственных служащих всех уровней, обеспечивает процесс "взаимодействия - взаимовоздействия" в структуре государства. В региональном и муниципальном менеджменте пространство профессиональной деятельности госслужащих необходимо рассматривать как среду жизнедеятельности как отдельного человека, так и группы людей, территориальной общности, социума. Профессиональная жизнедеятельность госслужащих выражается в сопряжении индивидуальных, коллективных и общественных интересов, создании общественных ценностей, традиций и корпоративного духа государства и в своей основе направлена на соорганизацию граждан страны.

Пространство профессиональной деятельности многомерно, пронизано разнообразными социально - экономическими процессами, которые не только определяют качество, степень соединением интересов государства как учреждения и общества как корпорации граждан, но и позволяет создавать новые и удерживать сложившиеся нормы профессиональной деятельности управленцев. В нем возникают отношения, происходит накопление и передача ценностей социума, осуществляется деятельность государственного служащего. Топология и метрика современного пространства профессиональной деятельности специалистов регионального и муниципального уровней формирует особенности и способы реализации всех профессиональных действий человека, и, по словам философа М.Мамардашвили, может быть определена через характеристики качественно организованного процесса мышления управленца, через его компетентность.

Собственная деятельность государственного служащего, осуществляемая им как во внутреннем когнитивном, так и во внешнем предметном планах. Сама деятельность нормативна и отражает характеристики различных уровней пространства жизнедеятельности государства. Эта профессиональная деятельность основывается на "добровольном самообязывании" - призвании госслужащих служить людям и человеколюбие как профессиональной характеристики. Кроме того, профессиональная деятельность госслужащего относиться к акту духовной отдачи себя "публично-правовым полномочиям", обязанностям и запретностям существующим в государстве в данный исторический момент. Н. Макиавелли писал: "Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает"

В дополнение к сказанному, необходимо отметить то, что государственный служащий должен иметь чувство глубокой ответственности со способностью принимать ответственное решение. Государственный служащий, стоящий на высоте, должен видеть в своих публичных полномочиях не личную выгоду, а обязанность. "Властитель, кто бы ни был он - законодатель, правитель или судья, - лишенный государственного смысла или патриотизма, одержимый злою волею, своекорыстием или классовым интересом, не чувствующий права, не верящий в назначение и силу государства и не сознающий своей ответственности, безвольный или трусливый - будет всегда истинным бедствием для своего союза: ибо деятельность его подрывает самое важное в политической жизни - веру в право и волю к государственному единению" .

Следовательно, нельзя забывать, что процесс формирования государственных властных структур всегда социально дифференцирован, и привлечение к государственной деятельности людей, уполномоченных императивно осуществлять государственные цели, должно осуществляться качественно.

Профессиональная деятельность государственных служащих носит общественный характер, а продукт их труда имеет два основания. Первое основание - продукт деятельность госслужащего субъективен и зависит от профессионализма субъекта деятельности. Второе - продукт деятельности госслужащего объективен и имеет общественно значимый характер. Отсюда следует, что профессиональная деятельность госслужащих признается качественной только тогда, когда осознание и оценка результата своей деятельности самим субъектом - адекватны осознанию и положительной оценке результата его деятельности членами социума. Кроме того, профессиональная деятельность государственных служащих по своему смыслу - деятельность управленческая, направленная на защиту интересов государства и общества; охрану прав и свобод граждан; обеспечение реализацию Конституции и Законов РФ на вверенной им территории.

Сегодня, продуктами деятельности госслужащих являются не только управленческие решения (нормативные документы), но и идей, инновации (аналитические записки, программы). Управленцы заняты производством общественных отношений (субъект-субъект, субъект - объект); нормативной базой элементов корпоративной культуры как государства, так и конкретного территориального образования. Госслужащие осуществляют коммуникаций различных видов, представляют консультативные, аналитические, организационные, маркетинговые и др. услуги для населения; соорганизовывают и направляют деятельность не только подчиненных коллективов, но и свою собственную деятельность. Кроме того, результатами деятельности государственных служащих являются правовые нормы различного уровня управления, нормы социокультуры, нормы отношений, отчетности и ответственности, нормы ресурсного обеспечения материальной деятельности. Возникающие при этом диалектические противоречия между результатами труда госслужащих и общественной формой их оценки, заставляют исследователей обращаться к анализу структуры их профессиональной деятельности и компетентности.

Как показывает исторический опыт ни одна реформа (экономическая, политическая или иная) невозможна, пока не назреет известный сдвиг в сознании людей. История государства может претендовать на прогресс только в том случае, если сформирована и реализуется стратегия роста, очищения и углубления правосознания граждан. Государство живет правосознанием людей, а существенной чертой правосознания является способность к самоанализу, самосовершенствованию, самоуправлению, самоопределению, к развивающей деятельности. Сознательная профессиональная деятельность государственных служащих должна быть наделена не только определенным духовным потенциалом, но более чем у других граждан, направлена на развитие и инновационное изменение социального пространства.

Не требует доказательства то, что государственный служащий любого уровня власти, организующий государство, должен в своих деяниях опираться на содержание верхнего уровня правосознания - менталитет, существующий в данной стране. Следовательно, можно сказать, что в сознании государственного служащего, как базовое начало, должны быть заложены основы государственности России и государственного образа мысли, так как, по нашему мнению, это первое условие осуществления процесса компетентного управления страной.

Государственный образ мыслей является разновидностью правосознания не только для госслужащих. Каждый человек, претендующий на умственную и духовную зрелость, как целостная личность должен отдавать себе отчет в том, к какому именно государству он принадлежит, и к чему это его обязывает. "Дикарь, лишенный, подобно ребенку, политического самосознания, действительно может не знать о самом факте своего гражданства, но именно поэтому он совсем не ведет политической жизни, да и не способен к ней."

В современных условиях новая концепция управления человеческими ресурсами предусматривает использование следующих теоретических принципов:

Первый принцип: результат деятельности специалистов госслужбы необходимо рассматривать как системообразующий конфликт, который развивает среди субъектов совместной деятельности представление о подчиненности процесса профессиональной деятельности госсужащих его конечному результату. Данное положение декларирует принцип "управления по результатам" описанный Т. Санталайненом, Э. Воутилайненом и другими авторами в книге "Управление по результатам" и в концепции управления человеческими ресурсами в условиях современной технологии ТОМ.

Во втором принципе, внимание акцентируется на системообразующей роли процессов целеполагания специалиста, т.е. его на его способах мышления, а так же особое значение приобретает знание свойств нормативной структуры профессиональной деятельности госслужащего.

В работах Б.Ф. Ломова отмечалось, что мотив и цель в едином процессе целеполагания образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор выступает в роли системообразующего фактора, который организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся и развертывающихся в ходе деятельности. "Когда речь идет о мотивах деятельности человека, то имеются в виду некоторые субъективно переживаемые побуждения к деятельности. Для субъекта его мотив выступает как непосредственная побудительная сила" . "Если мотив лишь побуждает к деятельности, то цель "конструирует конкретную деятельность, определяет ее характеристику и динамику" Последователями такого подхода являются специалисты " (Ансофф И., Пригожин А.Н., Питерс Т., Уотермен Р., и др.), декларирующие в управлении принцип "управления ориентированного на качество".

В третьем принципе основной акцент делают на средствах, с помощью которых гарантируется преобразование исходного материала в конечный продукт, причем тот продукт, который нормативно соответствует поставленной цели. Такой подход реализуется специалистами, рассматривающих процессы "управления производительностью" (Синк Д.С., Китов А.И., Рубахин В.Ф., Файоль А., Филлипов А.В. и др.).

Проблема Качества персонала для менеджмента не является новой. Еще в 1928 году И.А. Ильин в своей работе "Спасение в качестве" писал: "Качество необходимо России: верные, волевые, знающие и даровитые люди; крепкая и гибкая организация; напряженный и добросовестный труд; выработанный первосортный продукт; высокий уровень жизни". В современных условиях управления государством, когда разрабатывается концепция устойчивого развития государства.

Заключение

В ходе теоретического изучения темы были рассмотрены следующие вопросы:

1. Теоретический анализ проблемы познавательных способностей государственных служащих.

2. Показатели и уровни развития познавательных способностей государственных служащих.

3. Факторы, влияющие на процесс развития познавательных способностей госслужащих, и оценить степень их влияния.

В результате чего за определение социально-психологических свойств личности было взято определение Г.М. Андреевой: «это свойства, которые формируются в реальных социальных группах, в условиях совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними».

Исследование выявило средний уровень развития коммуникативных и организаторских способностей. Вероятно, это связано с быстро изменяющимися условиями, которые требуют от госслужащих обладания этими способностями как минимум на среднем уровне.

Таким образом, можно дать следующие рекомендации. Для повышения эффективности профессиональной деятельности госслужащих желательно работать в направлении повышения уровня развития коммуникативных и организаторских способностей, в направлении изменения типа локуса контроля в сторону интернального и в направлении развития лидерских качеств. Для осуществления этих целей возможно проведение различных тренингов.

Список используемой литературы по предмету психология

Берлов В.В. Психологический словарь. - Краснодар, изд-во «Советская Кубань», 2001. - 288 с.

Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. /Состав. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин - М., изд. центр «Академия», 1999. - 320 с.

Еникеев М.И. Общая психология. Учебник для вузов. - М., изд-во «ПИОР», 2000. - 400 с.

Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. 4-е изд. - М., Гуманитарный изд.центр «ВЛАДОС», 2001. - 688 с.

Общая психология. Учебное пособие для пед.институтов / Под ред. проф. А.В.Петровского - М., изд-во «Просвещение», 1970. - 432 с.

1. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3кн - 4-е изд.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2003-Кн.1:общие основы психологии

Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы (2-е изд.) / серия Справочники. - Ростов на Дону: Феникс, 2007, 143с.

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Вступительная статья Забродина Ю.М.-М.: ПРОГРЕСС, 2008, 115с.


© 2010 Рефераты