рефераты курсовые

Общение как форма межличностных отношений

Общение как форма межличностных отношений

РЕФЕРАТ

по курсу «Естествознание»

по теме: «Общение как форма межличностных отношений»

1. Межличностное общение

Человек представляет собой существо социальное, поэтому реализации социальных отношений, для достижения поставленных целей в процессе деятельности необходимо общение. В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности.

В социологии под общением понимается специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальный групп.

В формировании и развитии человека общение играет исключительно важную роль. Именно через общение человек получает знания об окружающем его мире, присваивает общественные ценности, созданные человечеством, познает природу и суть общественных отношений. Вступая в общение с другими людьми, индивид формирует критерии и оценки своего поведения, оно в то же время является важным условием развития его самооценки и самопознания.

Межличностное общение может осуществляться на различной основе. В первую очередь в основе успешного межличностного отношения должно лежать взаимопонимание. Взаимопонимание -- это совместное постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социальной, культурной и природной реальности.

Не менее важное значение для эффективного межличностного общения имеют лежащие в его основании солидарность и толерантность.

Солидарность -- это единство убеждений и действий, взаимопомощь и поддержка членов социальной группы, основывающиеся на общности интересов и необходимости достижения общих групповых целей, совместная ответственность.

Толерантность (от лат. tolerantia -- терпение) -- отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне -- в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей. В основе толерантности лежит способность человека адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из нее, с другой.

Достаточно часто используется и другое определение толерантности -- уважительное, терпимое отношение людей к инакомыслию. Наличие толерантности облегчает взаимодействие с другими людьми, поэтому ее воспитание должно стать важным элементом социализации личности.

Общение является важным фактором, лежащим в основе поведения. Поведение -- совокупность действий и поступков индивида. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы, обнаруживаются его отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Поведение человека побуждается потребностью, в конечном счете, направленной на оптимальное удовлетворение его интересов.

Межличностные отношения развиваются и достигают результата только в том случае, если поведение взаимодействующих людей основано на признанных в обществе социальных нормах. Любое отклонение от них приводит к различного рода отклонениям (девиации), которая может привести к появлению асоциального поведения -- это поведение, характеризующееся отрицанием социальных норм и ценностей, принятых в обществе.

2. Агрессивное поведение

Система межличностных отношений может быть нарушена и в том случае, если человек проявляет агрессивное поведение. Агрессивное поведение -- это действие, поступок, нацеленные на причинение морального, физического и иного ущерба (вплоть до полного уничтожения) другому имуществу или объекту. Агрессивное поведение может явиться результатом внутренне присущей человеку агрессивности, либо фрустрации. Оно может появиться и как следствие недостаточной или неудачной социализации.

В процессе общения человек всегда стремится определить, каким образом воздействовать на партнеров по общению, подвергаться воздействию с их стороны.

Содержание общения заключается в передаче информации в ходе межличностных отношений от одного лица другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Общение характерно и для животных, но наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи, письменности, технических средств записи и хранения информации. Часто процесс общения сводится к обмену и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию (материальную или духовную, информационную). Таким образом, главным признаком общения является обмен информацией.

В зависимости от содержания, целей и средств можно выделить несколько форм общения:

по содержанию оно может быть: материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, . умениями, навыками);

по целям общение делится на: биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма), социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, личностного роста индивида);

по средствам общение может быть: непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу, -- руки, голова, туловище, голосовые связки и т. д.), опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий), прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения), косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Важной характеристикой процесса общения выступает его культурный уровень. Культура общения предполагает взаимопонимание и бесконфликтность, учет интересов всех сторон и признание права человека на собственное мнение, Культура общения -- это система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общественной жизни.

Чтобы общение, как взаимодействие происходило без проблем, оно должно состоять из следующих этапов:

Установка контакта (знакомство). Предполагает "упонимание другого человека, представление себя другому человеку.

Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

Обсуждение интересующей проблемы.

Решение проблемы.

Завершение контакта (выход из него).

Составной частью культуры общения является культура речи - степень совершенства устной и письменной речи, характеризуюшаяся соблюдением ее норм, выразительности, лексическим богатством, манерой вежливого обращения к собеседникам и умением уважительно отвечать им.

3. Межличностные конфликты и их разрешение

Процесс межличностного общения может быть и конфликт. Такая ситуация возникает, в частности, в результате неадекватного восприятия одним человеком другого. Этому восприятию мешают многие факторы: сформировавшиеся стереотипы (упрощенные образы определенных типов, ситуаций и т. д.); существующие усталость, предрасположенность субъекта действовать определенным образом), в том числе конфликтные недоразумения (неправильное понимание одним другого); межличностная несовместимость.

Межличностные конфликты по своим возможным последствиям делятся на конструктивные и деструктивные.

К конструктивным последствиям межличностных конфликтов относят прояснение взаимоотношений между людьми; нахождение способов их улучшения; создание общности людей, причастных к решению проблемы; расширение сферы сотрудничества на другие области; ускорение процесса самоосознания.

Деструктивные последствия конфликта проявляются в случае, если столкновение выходит за пределы содержательной сферы в плоскость личностно-эмоциональную: призрачность выигрыша ввиду осложнения личных отношений; снижение самооценки проигравшей стороны; напряженные послеконфликтные отношения; отрицательное влияние на здоровье.

Успешное разрешение межличностных конфликтов возможно на основе понимания того, почему партнер по общению является для нас трудным. При этом следует помнить, что он труден не только нам, но и самому себе, поэтому есть вероятность, что, выведя его из ситуации трудности в ситуацию принятия, мы сможем с ним адекватно общаться. При этом следует помнить общие принципы общения с такими людьми:

осознать, что человек труден в общении и определить его тип;

уйти от влияния этого человека, его точки зрения, сохранять спокойствие, нейтралитет; если предмет важен и значим и нельзя уклониться от общения с таким человеком, надо выявить причины трудности;

найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд;

использовать совместный подход к разрешению конфликтов, который начнет вырисовываться после соотнесения этого человека с определенным типом, его нейтрализации и взятия под контроль.

Межличностные конфликты тесно связаны с другими типами конфликтов. Очень часто межличностные конфликты вытекают из внутриличностных проблем, когда противоречивые тенденции возникают внутри личности и ведут к столкновениям с другими людьми. Не находя ответов на свои вопросы, человек начинает обвинять других людей в своих сложностях и вести себя неадекватно. Партнеры по общению, не всегда представляя трудности оппонента, поддаются на провокацию и вступают в конфликт. Наряду с этим межличностные конфликты могут быть включены в столкновения другого уровня -- внутри- и межгрупповые. Это объясняется тем, что к участникам межличностного по своей природе конфликта нередко подключайся, близкие им люди (сторонники), что объективно ведет к изменению социальной среды конфликта. Возможен и обратный процесс: групповое столкновение может привести к появлению межличностных конфликтов. Таким образом, внутриличностный, межличностный и групповой конфликты обусловливают друг друга, вытекают друг из друга.

4. Дружба как межличностное отношение

Общение предполагает установление различных видов отношений: знакомства, приятельства, товарищества, дружбы и любви. Кроме того, межличностные отношения разделяются на формальные (например, беседа между должностными лицами в служебное время и неформальные (вечеринка, турпоход), деловые (служебные) и личные.

Дружба - форма межличностных отношений, основанная на общность интересов и взаимной привязанности. Дружбе присущи: личностный характер (в противоположность например, деловым отношениям), добровольная и индивидуальная избирательность (в отличие от родственной солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе), внутренняя близость, интимность (в отличие от простого приятельства), устойчивость.

Цели дружбы могут быть различными:

Деловыми;

Эмоциональными, связанными с удовольствием от общения друг с другом;

Рациональными, основанными на взаимном интеллектуальном обогащении друзей;

- нравственными, ориентированными на взаимное моральное совершенствование.

Все эти цели в реальной жизни сложным образом переплетаются, сочетаются и взаимодополняют друг друга, а дружба приобретает многоцелевую ориентацию.

Для дружеских отношений характерно глубокое взаимопонимание людей. Психологически это означает возможность общаться друг с другом почти без слов, воспринимать и точно понимать на основе едва уловимых движений и модуляций голоса, понятных только друзьям и не воспринимаемых окружающими.

Люди в дружеских отношениях руководствуются нормами и правилами, такими как равноправие, уважение, понимание, взаимопомощь, доверие и преданность. Нарушение любого из них ведет к разрушению дружбы, в то время как в интимных отношениях типа любви люди могут отчасти прощать друг другу подобные нарушения ради сохранения связывающих их глубоких чувств.

Список литературы

1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

4. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.


© 2010 Рефераты