Определение самооценки младших школьников методом сравнения оценки и самооценки
p align="left">На формирование неадекватной самооценки у младших школьников влияет несколько факторов:1. Ограниченный круг общения и деятельности. Некоторые младшие школьники ограничивают сферу своей деятельности только учением, не имеют других увлечений и занятий, не посещают кружки, студии, спортивные секции, не ведут общественную работу, не заняты работой по дому. У них может быть и ограничение контактов со сверстниками, как деловых (отношений «ответственной зависимости»), так и межличностных. Тем самым сужаются сферы, где дети могут проявить себя, а затем и оценить. Следствием этого становится отсутствие представлений и знаний о тех ситуациях, в которых требуется проявить определенное качество, выполнить определенное действие или совершить нужный поступок. Это, в свою очередь, также служит причиной неадекватности самооценки. Однако ограниченность сферы деятельности и общения не всегда приводит к занижению или завышению самооценки, если этот - пусть узкий - круг общения и деятельности удовлетворяет потребность в самопознании и способствует формированию объективных критериев самооценки. 2. Заниженные или завышенные оценки, даваемые ребенку другими людьми. Такие оценки особенно сильно действуют на тех детей, которые отличаются конформностью и повышенной внушаемостью, несамостоятельностью в выводах, ориентацией на оценку других. Эти дети верят в то, что мнение другого человека более объективно и беспристрастно, чем собственное, они склонны учитывать избирательно либо только плохие, либо только хорошие отзывы о себе. 3. Слабое развитие оценочных отношений в коллективе, отсутствие традиции оценивать и контролировать действия и поступки одноклассников. Нетребовательность коллектива может вызывать не только завышенную, но и заниженную самооценку, поскольку не формирует правильность критериев оценки и самооценки. 4. Случайные успехи или неуспехи -- то, что называется везением и невезением. Хотя именно в силу случайности обстоятельств, их кратковременности этот фактор нужно признать менее значимым. Все перечисленные факторы носят объективный характер, хотя и проявляются при определенных условиях. К субъективным факторам формирования неадекватной самооценки следует отнести, во-первых, отсутствие склонности и умения анализировать результаты и последствия своих действий и поступков, когда противоречия между притязаниями и действительными результатами своих действий осознаются в сглаженном виде и не вызывают внутреннего конфликта. Весьма вероятно, что потребность в самосознании еще не проявила себя. Во-вторых, к субъективному фактору могут быть отнесены уже сформировавшиеся, чересчур заниженные или, напротив, завышенные критерии самооценки. Условия формирования высокой самооценки. Начиная с момента рождения и на протяжении последующих лет жизни родители принимают ребенка таким, какой он есть, независимо от его индивидуальных особенностей. При этом доминирует благожелательное, но отнюдь не снисходительное и попустительское отношение ребенку. Требования, предъявляемые ребенку, разумны и ясны. Семью отличают сплоченность и солидарность, в ней царит атмосфера взаимного доверия. Родители постоянно подчеркивают необходимость стремления ребенка стать более совершенным. Поэтому ребенок легко следует задаваемым образцам поведения, он менее подвержен стрессу и тревожности, реалистично и доброжелательно воспринимает окружающий его мир, настойчиво и успешно решает поставленные перед ним задачи [22, с. 100-101]. 1.4 Изучение самооценки младших школьников в учебной деятельности Подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию своих знаний как одна из центральных задач школы на современном этапе делает особо значимой проблему формирования активной позиции учащегося в учебном процессе, превращения его в подлинного субъекта учебной деятельности. Последнее требует умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, т. е. определенного уровня развития самооценки. В связи с этим исследования, направленные на выявление психологических условий и закономерностей становления самооценки на разных возрастных этапах, приобретают чрезвычайную актуальность. Особое место в исследовании самооценки принадлежит младшему школьному возрасту, поскольку именно в этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как деятельности ведущей. Выделяют два основных фактора, определяющих формирование самооценки: взаимоотношения ребенка с окружающими его людьми и собственная практическая деятельность. Роль социальных отношений в становлении самооценки ребенка является более изученной. Отмечается, что на формирование самооценки в младшем школьном возрасте влияют особенности социально-личностной позиции учащегося в учебном процессе, снятие отрицательного воздействия внешних оценок, изменение системы отношений, складывающихся между учителем и учеником, приобщение учащихся к оценочной деятельности процесса и результата своей учебной деятельности [15, с. 134]. Полученные в исследованиях данные свидетельствуют о том, что самооценка младшего школьника во многом зависит от оценок учителя, необъективна, обнаруживает тенденцию к переоценке, конкретна, ситуативна, имеет своим содержанием в основном оценку результатов деятельности. Человек оценивает свои особенности (качества личности, способности, возможности) по отношению к определенному предмету деятельности. Оценка себя как субъекта деятельности есть по существу определение человеком своих возможностей реального (или планируемого) включения в тот или иной вид деятельности - общение, игру, учение, труд. Согласно разработанной в советской психологии теории деятельности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев) развитие психики в онтогенезе связано с организацией определенных форм предметной деятельности. При этом, как отмечает А. Н. Леонтьев, «предмет деятельности выступает двояко: первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта» [14, с. 84]. При изучении генезиса самооценки необходимо выделять особенности предметной деятельности ребенка, как на «первичном», так и на «вторичном» уровне, т. е. на уровне оперирования с «образом» предмета. Деятельностный подход к изучению самооценки дает возможность вычленить те основания, на которые субъект опирается, оценивая свои возможности или результаты работы. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. Именно учебная деятельность как деятельность по овладению обобщенными способами действий в сфере основ теоретического сознания (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) несет в себе оптимальные возможности для интенсивного овладения учащимися такими основаниями самооценки, как ориентация на предмет деятельности и способы его преобразования. Особая значимость учебной деятельности для формирования самооценки младшего школьника обусловлена следующими моментами: 1) поскольку она направлена на изменение самого ученика, в процессе ее формирования перед ребенком с необходимостью встает задача определения меры своего продвижения в предмете усвоения, т. е. задача осознания самого себя как субъекта присвоения общественно-исторического опыта; 2) структура учебной деятельности заключает в себе компоненты, с одной стороны, направленные на предмет усвоения - учебные задачи и учебные действия, с другой - на самого ученика как субъекта деятельности - действия контроля и оценки. Овладение этими действиями также ставит перед школьником задачу анализа собственной деятельности и ее оценки [15, с. 12-17]. Признание важной роли учебной деятельности в формировании самооценки младшего школьника не вело, однако, к изучению ее специфики как реального условия становления самооценки. Зависимость самооценки от уровня сформированности учебной деятельности лишь в последнее время стала предметом специального исследования. 1.5 Роль семьи и учителя в формировании самооценки. Проблема оценивания в современной школе Рассмотрим основные факторы, непосредственно влияющие на формирование самооценки младшего школьника. 1. Мнение родителей, стиль домашнего воспитания. На становление самооценки младшего школьника огромное влияние оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности. Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения. Дети с заниженной самооценкой не имеют с родителями доверительных отношений, не чувствуют их эмоционального участия. Они либо пользуются большой свободой, которая, по сути, является результатом бесконтрольности, следствием равнодушия родителей к детям, либо испытывают чрезмерное ущемление собственной свободы со стороны родителей, подвергаясь их жесткому ежедневному контролю, негативной критике. В семьях, где дети имеют адекватную высокую или адекватную устойчивую самооценку, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Родители задают исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности. Уровень притязаний ребенка в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка культивируются те качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость. Уровень притязаний ребенка, родителей по отношению к ребенку и его потенциальные возможности зачастую не совпадают, порождая переживания, снижение уровня мотивации, что может нанести ущерб личности школьника. Таким образом, для формирования объективной и содержательной самооценки младшего школьника учителю необходимо осуществлять целенаправленную работу с родителями. 2. Наличие (отсутствие) навыков учебной деятельности, оценка учителя. Большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости. Ориентируясь на оценку учителя, дети сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и т.п., наделяя представителей каждой группы соответствующими качествами. Учебная деятельность -- основная для младшего школьника, и если в ней он не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Дети осознают важность компетентности именно в сфере обучения и, описывая качества наиболее популярных сверстников, указывают в первую очередь на ум и знания (А.В. Захарова). Оценка учителя является для младших школьников основным мотивом и мерилом их усилий, стремлений к успеху. При этом важно, чтобы учитель в пример детям ставил не других детей, а результаты их собственной работы прежде и теперь. Используя прием сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперед по сравнению со вчерашним днем, он укрепляет и поднимает доверие ученика к себе, к своим возможностям. Опытный учитель не захваливает отличников, особенно тех, кому высокие результаты достаются без особого труда, а поощряет малейшие продвижения в учении слабого, но старательного ученика. Для развития адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. Оценивая работу учеников, учитель должен не просто ставить отметку, а давать соответствующие пояснения, доносить свои положительные ожидания до каждого ученика, создавать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке. 3. Оценка товарищей. Научить ребят объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Необходимо ставить ученика в позицию учителя, предъявлять ему четкие критерии для оценки учебной работы товарища и учить оценивать и анализировать деятельность одноклассников с точки зрения заданных критериев. «Следует постоянно фиксировать внимание детей на разных сторонах поведения каждого ребенка в различных видах деятельности, привлекать всех к активному наблюдению за этим поведением, формировать в детском самосознании объективные критерии оценки, привлекать детей к совместной оценке, в своей же оценке подчеркивать продвижение каждого ребенка вперед, его моральный рост». Учителю важно помнить, что оценочная позиция младшего школьника меняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Первоклассник накапливает пассивный опыт оценивания под влиянием оценок учителя и родителей. Во 2-м классе ученик может анализировать результаты своей учебной деятельности и результаты деятельности своих товарищей под руководством учителя. В 3-м и 4-м классах учащиеся должны уметь анализировать и обобщать результаты своей учебной деятельности с большей самостоятельностью, по сравнению с второклассниками, разрабатывать пути корректировки результатов деятельности под руководством учителя. Владение навыками самооценивания и взаимооценивания будет способствовать более быстрой адаптации ребенка в среднем звене школы. 4. Собственный жизненный опыт Самооценка складывается под воздействием определенного жизненного опыта, является результатом переоценивания человеком своих успехов и неудач. Поэтому важно научу школьников анализировать причины, которые способствовали их успеху и неудаче в конкретной ситуации, делать выводы и строить свою дальнейшую деятельность с учетом полученных выводов. Анализ данных факторов позволил определить комплекс основных психолого-педагогических условий, способствующих формированию самооценки: 1. культура общения педагога и учащегося, учеников друг с другом, родителей с ребенком; 2. формирование учебной самостоятельности младшего школьника; 3. создание ситуации успеха в процессе организации учебной деятельности; 4. использование разнообразных (норм и методов обучения при организации учебной деятельности; 5. обучение младших школьников приемам самоконтроля; 6. обучение младших школьников приемам самооценивания и взаимооценивания, способам корректировки полученного результата; 7. осуществление целенаправленной работы с родителями[10, 17-21]. Для обучения младших школьников приемам самооценивания и взаимооценивания целесообразно использовать разнообразные формы оценивания: 1. Папки индивидуальных достижений. На каждого ученика должны быть заведены папки индивидуальных достижений, в которых накапливались контрольные, творческие работы учащихся, тематические оценочные листы по основным предметам (русский язык, математика, чтение). 2. Тематические оценочные листы. В оценочных листах фиксируется уровень обученности каждого ученика в виде определенных символов (1-й класс), например: «круг» - тема усвоена полностью, знания осознанные, прочные; «квадрат» - тема в целом усвоена; «треугольник» - тема усвоена не до конца; «отрезок» - тема не усвоена. При оценке по 5-балльной шкале (2-й класс) учителем даются письменные рекомендации ученику и родителям по ликвидации пробелов в знаниях, и подбирается материал для индивидуальной работы. Уровень обученности в оценочных листах фиксируется как учителем, так и самими учащимися, что позволяет отслеживать уровень объективности самооценки, планировать дальнейшую работу с каждым учеником. Для того чтобы ученик мог объективно оценить свои знания, учитель предлагает в начале изучения каждой темы критерии, по которым умения и навыки учеников будут оцениваться в рамках данной темы. 3. Дневники достижений. В данном дневнике ребята самостоятельно оценивают свои знания по 5-балльной системе по заранее предложенным критериям, выработанным учителем совместно с учащимися, оценки выставляются по основным темам. Учитель систематически проверяет эти дневники, выставляет рядом с оценкой учащегося свою отметку, дает рекомендации родителям. Родители регулярно проверяют дневники для самооценок, следят за выполнением рекомендаций учителя, задают вопросы учителю на страницах дневника. Школьная отметка была и остается главным критерием работы ученика. В то же время можно выделить несколько несовершенств существующей системы оценивания и ее негативное влияние на ребенка, которое выражается, например, в следующем: 1. В результате давления с двух сторон (школа и семья) дети буквально с первого класса живут под страхом двойки. Дети впечатлительные, с неустойчивой нервной системой от единственной полученной двойки могут почувствовать себя настолько униженными, что у них формируется ярко выраженная отрицательно окрашенная эмоциональная реакция на учебный предмет и даже на школу и учебу вообще. 2. Школьная отметка часто выполняет функцию наказания. 3. Школьная отметка является малоинформативной. Ввиду грубости используемой шкалы отметка не позволяет фиксировать отдельные небольшие продвижения, оставляя ребенка в рамках того же показателя. 4. Расплывчатость и, зачастую, произвольность норм и критериев выставления отметки, непонятный ученику язык, на котором они формулируются, делают систему оценивания закрытой для учащихся, что мало способствует становлению и развитию самооценки, ставит их в зависимость от внешней оценки, от реакции на нее окружающих. Поэтому главная проблема сегодня найти технологически приемлемую замену показателям текущих и итоговых достижений учащихся. Вследствие всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что система оценивания на определенном этапе (пока ребенок не осознает, как и за что ему ставят именно эту отметку) должна быть безотметочной для ребенка, но учитель при этом должен постоянно отслеживать и контролировать учебные достижения ученика. Безотметочное обучение: 1. не имеет травмирующего характера, сохраняет интерес к обучению, снижает психологический дискомфорт, тревожность; 2. создает возможность для формирования у учащегося оценочной самостоятельности; 3. способствует индивидуализации обучения (учитель имеет возможность зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения, т.е. обучать ребенка в зоне его ближайшего развития); 4. является информативным (позволяет судить о действительном уровне знаний и определять вектор дальнейших усилий). Прежде всего, для решении данной проблемы следует различать понятия «оценка» и «отметка» и определить цель, которая заключалась в выходе на самооценивание учащимися своего труда, когда полученный балл свидетельствует не только об уровне знаний, умений и навыков ученика, но является свидетельством вдумчивой, кропотливой работы учителя и ученика по формированию критериев оценивания собственной деятельности, определению границ собственного знания и прогнозированию будущих успехов [15, с. 23-25]. Итак, в данной курсовой был сделан краткий обзор разных подходов по развитию самосознания и самооценки, вследствие чего можно сделать вывод о том, что взгляды учёных не приходят к общему заключению. Была сделана полная характеристика самооценки, как понятия, с выделением структуры и видов, а также рассмотрение её особенностей характерных для младшего школьного возраста. Были выявлены основные факторы, влияющие на становление адекватной и устойчивой самооценки, а именно семейное и школьное воспитание. И в результате выше всего сказанного можно сделать вывод о том, что начало формирование личности происходит в младшем школьном возрасте, о чём свидетельствуют факты, приведённые в работе. Глава 2. Выявление видов самооценок, преобладающих в младшем школьном возрасте 2.1 Диагностика инструментария исследования Для проведения экспериментальной работы была выявлена следующая цель: выявить особенности оценки и самооценки в младшем школьном возрасте. Гипотеза исследования: самооценка учащихся начальной школы неадекватна. Задачи исследования: 1. Выявить виды самооценок характерных для младшего школьного возраста. 2. Анализ полученных результатов и соотнесение их с гипотезой поставленной в исследовании. 3. Проследить зависимость между объективностью оценок и успеваемостью школьников. База исследования: средняя общеобразовательная школа № 50 г. Мурманска. Для работы по теме была взята методика, направленная на изучение особенностей оценки и самооценки в младшем школьном возрасте. По данной методике предлагается ученикам оценить свои умения в некоторых видах учебной деятельности: 1. письменной работе по математике; 2. чтении; 3. пересказе. В последствии, проанализировав полученные результаты сделать определённые выводы, какой вид самооценки преобладает и как он отражается на успеваемости и уровне притязаний учащихся. В ходе исследования предлагалось проведение некоторой серии экспериментов: 1. Письменная работа; 2. Чтение и пересказ текста. Исследование проводилось на учащихся 2-3 классов, общей выборкой 18 человек, возрастом от 8 до 10 лет. Были подобраны дети с разной успеваемостью и половой принадлежностью. Процедура проведения исследования: 6 участников эксперимента каждого класса получают бланки с таблицами двух видов: Таблица №1 |
Имя ученика | Оценка за чтение | Оценка за пересказ | | |
Таблица №2 |
Имя ученика | Оценка за письменную работу | | |
После получения бланков с таблицей №1, каждый учащийся читает вслух данный ему рассказ. Затем, начинает заполнять выданный ему лист, оценивая самого себя, заполняя первые две графы таблицы. В это время остальные школьники дают оценку умениям своего товарища. Аналогичное задание дети выполняют при пересказе прочитанного. Затем выдаётся бланк с таблицей №2. Учащимся было предложено выполнить письменную работу по математике, состоящую из примеров, подходящих по программе каждого из выбранных возрастов. После выполнения задания школьники заполняли первые две графы таблицы, вписывая туда своё имя и оценку которую они давали сами себе после выполнения работы. Далее учащиеся давали оценку своим одноклассникам, участвующим в эксперименте, заполняя соответствующие графы таблицы. 2.2 Обработка и анализ данных, полученных в ходе эксперимента Для обработки результатов необходимо: 1)сравнить оценку учителя, самооценку испытуемых и оценку которую ставили сами учащиеся по данным предметам. Результаты исследования 2 «б» класса по дисциплине математика |
Имя ученика | Успеваемость | Средний балл | Оценка учащихся | Самооценка | | Андрей З. | 3-4 | - | 4,8 | 5 | | Данил К. | 4-5 | - | 3,4 | 4 | | Денис С. | 2-3 | - | 4 | 5 | | Кристина М. | 3-4 | - | 4,6 | 4 | | Лиза С. | 4-5 | - | 4,4 | 5 | | Настя Ф. | 2-3 | - | 4,4 | 4 | | |
Результаты исследования 2 «б» класса по дисциплине литературное чтение |
Имя ученика | Успеваемость | Средний балл | Оценка учащихся | Самооценка (средний балл за чтение и пересказ) | | Андрей З. | 3-4 | - | 4,3 | 4,5 | | Данил К. | 4-5 | - | 3,7 | 4,5 | | Денис С. | 2-3 | - | 4,1 | 4 | | Кристина М. | 3-4 | - | 3,7 | 4,5 | | Лиза С. | 4-5 | - | 4,1 | 5 | | Настя Ф. | 2-3 | - | 4,3 | 4 | | |
Результаты исследования 3 «а» класса по дисциплине математика |
Имя ученика | Успеваемость | Средний балл | Оценка учащихся | Самооценка | | Влад Щ. | 5555555555555555554 | 4,9 | 4,6 | 5 | | Андрей Б. | 555555545454554545 | 4,7 | 4,4 | 5 | | Андрей К. | 55544454554545555555 | 4,7 | 5 | 5 | | Лёня К. | 5555544535554555554444 | 4,1 | 4,8 | 4 | | Марина Л. | 5555455545455555555445 | 4,8 | 4,6 | 5 | | Паша К. | 555555545555545555555555554 | 4,9 | 4,6 | 5 | | |
Результаты исследования 3 «а» класса по дисциплине литературное чтение |
Имя ученика | Успеваемость | Средний балл | Оценка учащихся | Самооценка (средний балл за чтение и пересказ) | | Влад Щ. | 55555555555544445555555555555 | 4,9 | 4,4 | 5 | | Андрей Б. | 5555555555555554555555555444 | 4,9 | 4,7 | 4,5 | | Андрей К. | 55555555555444455555555 | 4,8 | 4,6 | 5 | | Лёня К. | 5555555555444445555555555554 | 4,8 | 4,5 | 4,5 | | Марина Л. | 555555555553555555555555555 | 4,6 | 4,8 | 4,5 | | Паша К. | 5555555555555553445555555554 | 4,8 | 4,8 | 4,5 | | |
Результаты исследования 4 «б» класса по дисциплине математика |
Имя ученика | Успеваемость | Средний балл | Оценка учащихся | Самооценка | | Вадим Г. | 55555444443 | 4,1 | 4,2 | 5 | | Вита И. | 555555555544 | 4,8 | 4,2 | 4 | | Владик Ж. | 554344554444 | 4,3 | 4 | 3 | | Алёна А. | 44445545355 | 3,9 | 4,4 | 4 | | Маша А. | 4444554545334 | 4,2 | 3,6 | 5 | | Настя Л. | 4545544544444 | 4,3 | 4,4 | 4 | | |
Результаты исследования 4 «б» класса по дисциплине литературное чтение |
Имя ученика | Успеваемость | Средний балл | Оценка учащихся | Самооценка (средний балл за чтение и пересказ) | | Вадим Г. | 4555555 | 4,9 | 4,3 | 5 | | Вита И. | 554555555 | 4,9 | 4,3 | 5 | | Владик Ж. | 554545555 | 4,8 | 4,4 | 5 | | Алёна А. | 444554543 | 4,2 | 4,6 | 3,5 | | Маша А. | 545455554 | 4,7 | 4,1 | 4 | | Настя Л. | 545534544 | 4,3 | 4,5 | 3,5 | | |
После обработки результатов, полученных в ходе исследования самооценки младших школьников можно подвести итог. Самооценка учащихся 2 «б» класса |
Имя ученика | Самооценка относительно успеваемости (математика/литература) | Самооценка относительно оценки других испытуемых (математика/литература) | | Андрей З. | Завышенная/Адекватная | Адекватная/Адекватная | | Данил К. | Адекватная/Адекватная | Завышенная/Адекватная | | Денис С. | Завышенная/Завышенная | Завышенная/Завышенная | | Кристина М. | Адекватная/Завышенная | Заниженная/Завышенная | | Лиза С. | Адекватная/Адекватная | Завышенная/Адекватная | | Настя Ф. | Завышенная/Завышенная | Адекватная/Завышенная | | |
Из данной таблицы видно что: 1. у Андрея З. самооценка - устойчивая, адекватная, иногда склонная к завышению, относительно оценки учителя; 2. у Данила К. самооценка - устойчивая, адекватная, иногда склонная к завышению относительно оценки своих одноклассников; 3. у Дениса С. самооценка - устойчивая, неадекватная, заниженная; 4. у Кристины М. самооценка - неустойчивая; 5. у Лизы С. самооценка - устойчивая, адекватная, но иногда склонная к завышению относительно оценки учителя; 6. у Насти Ф. самооценка - устойчивая, неадекватная, завышенная. Итак, можно сделать вывод, что самооценка у учащихся 2 класса в большинстве своём устойчивая, адекватная (3 человека), но имеющая тенденцию в некоторых случаях к завышению или занижению. У одного человека встретилась неустойчивая самооценка. Самооценка учащихся 3 «а» класса |
Имя ученика | Самооценка относительно успеваемости (математика/литература) | Самооценка относительно оценки других испытуемых (математика/литература) | | Влад Щ. | Адекватная /Адекватная | Адекватная/ Завышенная | | Андрей Б. | Адекватная/Заниженная | Завышенная/Заниженная | | Андрей К. | Адекватная/Адекватная | Адекватная/Адекватная | | Лёня К. | Адекватная/ Заниженная | Заниженная/ Адекватная | | Марина Л. | Адекватная/Адекватная | Адекватная/Адекватная | | Паша К. | Адекватная/Адекватная | Адекватная/Адекватная | | |
Из данной таблицы видно что: 1. у Влада Щ. самооценка - устойчивая, адекватная, иногда склонная к завышению относительно оценки своих одноклассников; 2. у Андрея Щ. самооценка - неустойчивая; 3. у Андрея К. самооценка - устойчивая, адекватная; 4. у Лёни К. самооценка - неустойчивая; 5. у Марины Л. самооценка - устойчивая, адекватная; 6. у Паши К. самооценка - устойчивая, адекватная. К 3-му классу самооценка у учащихся приобретает всё более устойчивый, адекватный характер (4 человека). Двое испытуемых имеют неустойчивую самооценку, о чём свидетельствуют результаты исследования. Самооценка учащихся 4 «б» класса |
Имя ученика | Самооценка относительно успеваемости (математика/литература) | Самооценка относительно оценки других испытуемых (математика/литература) | | Вадим Г. | Завышенная /Адекватная | Завышенная/Завышенная | | Вита И. | Заниженная/ Адекватная | Адекватная/Адекватная | | Владик Ж. | Заниженная/ Адекватная | Заниженная/Заниженная | | Алёна А. | Адекватная/ Адекватная | Адекватная/ Заниженная | | Маша А. | Адекватная /Завышенная | Завышенная/Завышенная | | Настя Л. | Адекватная/ Заниженная | Адекватная/ Заниженная | | |
Из данной таблицы видно что: 1. у Вадима Г. самооценка - устойчивая, неадекватная, завышенная; 2. у Виты И. самооценка - устойчивая, адекватная, но иногда склонная к занижению относительно оценки учителя; 3. у Владика Ж. самооценка - устойчивая, неадекватная, заниженная; 4. у Алёны А. самооценка - устойчивая, адекватная, но иногда склонная к занижению относительно оценки одноклассников; 5. у Маши А. самооценка - устойчивая, неадекватная, завышенная; 6. у Насти Л. самооценка - неустойчивая. В 4-м классе, наблюдается становление устойчивой самооценки с преобладанием неадекватного типа. Выявился один человек с неустойчивой самооценкой. Далее оценки самооценки учащихся можно охарактеризовать в следующих таблицах: Общее число оценок учащихся за чтение: |
Классы | Балл «5» | Балл «4» | Балл «3» | Балл «2» | | | при оценках | при само-оценках | при оценках | при само-оценках | при оценках | при само-оценках | при оценках | при само-оценках | | II | 10 | 3 | 11 | 2 | 8 | 1 | - | - | | III | 24 | 5 | 6 | 1 | - | - | - | - | | IV | 13 | 3 | 14 | 3 | 3 | - | - | - | | |
Общее число оценок учащихся за пересказ: |
Классы | Балл «5» | Балл «4» | Балл «3» | Балл «2» | | | при оценках | при само-оценках | при оценках | при само-оценках | при оценках | при сам-ооценках | при оценках | при сам-ооценках | | II | 12 | 3 | 11 | 3 | 7 | - | - | - | | III | 17 | 3 | 12 | 3 | 1 | - | - | - | | IV | 14 | 3 | 11 | 1 | 5 | 2 | - | - | | |
Общее число оценок учащихся за выполнение письменной работы: |
Классы | Балл «5» | Балл «4» | Балл «3» | Балл «2» | | | при оценках | при само-оценках | при оценках | при само-оценках | при оценках | при само-оценках | при оценках | при само-оценках | | II | 16 | 3 | 6 | 3 | 8 | - | - | - | | III | 20 | 5 | 10 | 1 | - | - | - | - | | IV | 10 | 2 | 14 | 3 | 6 | 1 | - | - | | |
В ходе эксперимента необходимо проследить зависимость оценок и самооценок учащихся от возрастных различий (объективность, завышение, занижение). |
Характеристика самооценки (относительно успеваемости учеников, по двум оцениваемым предметам) | Класс | | | II | III | IV | | Объективные | 41,7% | 96,3% | 41,7% | | Завышенные | 58,3% | 3,7% | 41,7% | | Заниженные | - | - | 16,6% | | |
Проанализировав таблицу по зависимости оценок и самооценок учащихся от возрастных различий, можно подвести итог: 1. что во 2 классе самый большой процент завышенных самооценок; 2. в 3 классе это соотношение сдвигается в сторону объективных самооценок и достигает почти 100% результата; 3. в 4 классе процент завышенных и заниженных самооценок достигает одинакового уровня, но здесь можно и увидеть тот факт, что только в 4 классе начинают появляться заниженные самооценки. 2.3 Психолого-педагогические рекомендации учителям начальных классов В настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это, в свою очередь, предполагает становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки, которая является частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования. Современная школа призвана разрешить противоречие между социальной и личностной значимостью формирования самооценки и низким уровнем ее сформированности в младшем школьном возрасте. В учебной деятельности у младшего школьника осуществляется самопознание. Результаты учёбы оцениваются окружающими и поэтому определяют положение школьника среди них, от чего завися его самочувствие и психологический комфорт. Теперь уже в учебной деятельности ребёнок познаёт себя, у него складываются представления о себе и самооценка (схема): |
Самооценка | | Представления о себе | Младший школьник | Отношение | | Умеет анализировать свои поступки. | Затрудняется видеть в себе существенные качества, анализировать свои поступки. | Не стремиться заглянуть в свой внутренний мир. | | Больше ориентированы на знание о себе, чем на оценку взрослых. | Число осознаваемых качеств относительно невелико. | Представление о себе неустойчивое. Самооценка неадекватная. | | Быстро учится навыкам самоконтроля. | Необходимо руководство по формированию навыкам самоконтроля. | В практической деятельности с трудом ориентируется на свои возможности. | | Формируется | | В оценке деятельности самим ребёнком | В общении с другими людьми | | |
Воспитывая у учащихся здоровую самооценку, учитель воспитывает у них умение учиться. Здоровая самооценка это: 1. спокойная уверенность в себе; 2. спокойная самокритичность. Самооценка младшего школьника вырабатывается на основе критерия оценивания учебных работ, очень чувствительна к учительским оценкам. Поэтому учитель должен учитывать, что: 1. конкретная самооценка ученика развивается на фундаменте положительной общей самооценки (базисное принятие ученика); 2. конкретная самооценка должна быть адекватной, осознанной, дифференцированной. 3. сформировать адекватное детское самооценивание помогает возможность самим учащимся оценивать свои работы. 4. помимо, развития самооценки неотъемлемой частью работы педагогов является оценка знаний, умений и навыков учащихся. Наполняя балл содержанием, учитель должен опираться на три основных принципа: - каждое усилие ученика должно оцениваться отдельно; - выработка четких критериев отметки, где каждая из ее составляющих оговаривается с детьми, вырабатываются либо общие критерии оценивания, либо учитель оговаривает и объясняет детям критерии, выработанные им самим для проверки работы; - детская самооценка предшествует оценке взрослого. 5. необходимость использования прогностической самооценки: - когда ребёнок оценивает себя до выполнения задания, затем соглашается или не соглашается сам с собой после его выполнения; - когда ребёнок оценивает себя до выполнения задания, а затем ещё раз - после учительской проверки. Необходимость и важность проводимой в этом направлении работы должна разъясняться и на родительских собраниях. В тех случаях, когда ученики не получали отметки по итогам полугодия, родителям необходимо выдавать характеристики учащихся. По ним родители могут получить точное представление о личностном росте ребенка в плане его работоспособности, активности на уроке, мотивации к учебе, прилежания, уровня овладения материалом по предметам (с четкой градацией ЗУН внутри каждого предмета). Также определяется общий уровень интеллектуального развития (начитанность, кругозор, способность к анализу и синтезу полученных ранее представлений), уровень соблюдения дисциплинарных требований школы, взаимоотношений с одноклассниками, способности к общению со взрослыми и т.д. Характеристика позволит родителям оценить успехи ребенка, а при необходимости вместе с педагогом определить пути преодоления возникающих проблем. Проведя обработку данных полученных в ходе эксперимента, необходимо подвести итог о проделанной работе. Итак, обнаружилось, что у учащихся начальной школы преобладает устойчивая, адекватная самооценка. В ходе работы, были даны психолого-педагогические рекомендации, которые помогут учителям контролировать развитие здоровой личности ребёнка и формировать у него адекватную самооценку. Заключение Нельзя говорить о прочных чертах характера и твердо сложившихся взглядах на жизнь у детей младшего школьного возраста. Но все же во многих случаях довольно четко можно проследить, в каком направлении развивается личность, насколько устойчивы ее положительные качества. Точно так же можно проследить появившиеся недостатки в поведении, ибо они свидетельствуют о развитии личности по нисходящей. При правильном направлении развития личности учебная деятельность учащихся основывается на широких социальных мотивах и на познавательных интересах. Процесс учения вызывает у ребят положительные чувства. Добросовестное отношение к учению, как правило, сопровождается дисциплинированностью поведения. Успехи в учебной деятельности создают у школьника устойчивое хорошее настроение, рождают бодрость, активность, уверенность в собственных силах. По итогам курсовой работы можно сказать, что цель, поставленная в работе, достигнута. Была изучена самооценка младших школьников и выявлены особенности её развития в начальной школе. По результатам исследования, можно сказать, что развитие самооценки младших школьников характеризуется наличием разнонаправленных тенденций. По итогам экспериментального исследования видно, что во 2 классе наблюдается устойчивая адекватная самооценка, но есть тенденция к завышению и занижению. К 3-му классу происходит стабилизация возрастного развития, что ведет к нарастанию гармонии становления составляющих самооценки. У учащихся накапливается опыт реальной деятельности, изменяющий характеристики частных самооценок, которые, в свою очередь, ведут к изменению общей самооценки. В результате общая самооценка становится все более обоснованной, адекватной, наполняется конкретным содержанием, строится на осознанных результатах самоконтроля, что способствует успешности ребенка в учебной деятельности. К 4-му классу, заканчивается начальный этап формирования самооценки у школьников. Здесь можно увидеть преобладание устойчивой адекватной самооценки, которая так же не отвергает наличие устойчивой неадекватной. Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась частично. У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, неустойчивая, устойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Но всё же по результатам эксперимента можно увидеть преобладание в начальной школе устойчивой, адекватной самооценки. Задачи, поставленные в ходе работы, были успешно выполнены. Итак, проблема становления устойчивой, адекватной самооценки носит серьёзный характер и требует пристального внимания всего окружения ребёнка, поэтому данную проблему можно считать, безусловно, актуальной и в наше время. Список литературы 1. Архиреева Т.В. Становление критического отношения к себе у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. - 2005. - № 3. 2. Бежан Ф.И. Психолого-возрастные особенности учащихся нач. классов. - Кишинёв,1983. 3. Блонский П.П. Психология младшего школьника / Под. ред. вступ. ст. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковский; Академия пед. и соц. наук, Моск. психолого-соц. институт. - М; Воронеж Институт практ. Психологии; НПО «МОДЭК», 1997. 4. Вегнер А.А. Психологическое обследование младших школьников / А.А. Вегнер, Г.А. Цукерман - М.: Владос - Пресс, 2005. 5. Вегнер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: Для шк. Психологов / Независимый научно-метод. центр. Развивающее обучение; Ред. П.Г. Нежнов. - Томск: Пеленг, 1993. 6. Возрастная и педагогическая психология / В.В Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.: Под ред. А.В. Петровского: 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. 7. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. М.: Академический Проект: Альма Мастер, 2005. 8. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. - М.: Академия, 2003. 9. Егоров И.В. Развитие «Я - концепции» у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. - 2002. - № 3. 10. Ишматьева Е.В. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте // Начальная школа плюс До и После. - 2004. - № 6. 11. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. М., 1998. 12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. - М.: Изд-во РОУ, 1996. 13. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: ТЦ Сфера, 2004. 14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. 15. Липкина А.И. Педагогическая оценка и её влияние на формирование личности неуспевающего школьника. - В сб.: Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971. 16. Люблинская А.А. Учителю психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1977. 17. Ольшанский Д. Самооценка и самоуважение // Школьный психолог (Прил. к газ. «Первое сентября»). - 2002. - №4. 18. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс, 1998. 19. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2003. 20. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.Н. Сосновского. - М.: Юрайт-Издат, 2005. 21. Развитие личности ребёнка от 7-11 лет / Научн. ред. Л.А. Головей. - Екатеринбург: У - Фактория, 2006. 22. Сергеева Е.В. Становление действий самоконтроля и самооценки у младших школьников // Начальная школа плюс До и После. - 2006. - №6. 23. Твердяковская Л.Г. О важности самооценивания учащимися своего труда // Начальная школа. - 2003. - № 4. 24. Фомина Л.Ю, Что влияет на формирование самооценки младших школьников // Начальная школа плюс До и После. - 2003. - № 10. Приложение 1 - 57 - 1. Устойчивая, адекватная самооценка - 3 человека (50%) 2. Устойчивая, неадекватная самооценка - 2 человека (33,3%) 3. Неустойчивая самооценка - 1 человек (16,7%) 1.Устойчтвая, адекватная самооценка - 4 человека (66,7%) 2. Неустойчивая самооценка - 2 человека (33,3%) Приложение 2 1. Устойчивая, адекватная самооценка - 2 человека (33,3%) 2. Устойчивая, неадекватная самооценка - 3 человека (50%) 3. Неустойчивая самооценка - 1 человек (16,7%) 1. Устойчивая, адекватная самооценка - 9 человек (50%) 2. Устойчивая неадекватная самооценка - 5 человек (27,8%) 3. Неустойчивая самооценка - 4 человека (22,2%) Приложение 3 Зависимость оценок и самооценок учащихся от возрастных различий (объективность, завышение, занижение). 2 класс 3 класс 4 класс 2 класс: 41,7% объективные самооценки, 58,3% завышенные самооценки; 3 класс: 96,3% объективные самооценки, 3,7% завышенные самооценки; 4 класс: 41,7% объективные самооценки, 41,7%завышенные самооценки, 16,6% заниженные самооценки.
Страницы: 1, 2
|