рефераты курсовые

Опросник Кеттела

Фактор Q3: "низкий самоконтроль - высокий самоконтроль"

Q3- / 0-5 баллов

Q3+ / 6-12 баллов

Низкая дисциплинированность, потворство следует своим желаниям, зависимость от настроений, неумение контролировать свои эмоции и поведение.

Целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение.

Низкие оценки по этому фактору указывают на слабую волю и плохой самоконтроль. Деятельность таких людей неупорядочена и импульсивна. Личность с высокими оценками по этому фактору имеет социально одобряемые характеристики: самоконтроль, настойчивость, сознательность, склонность к соблюдению этикета. Для того, чтобы соответствовать таким стандартам, от личности требуется приложение определенных усилий, наличие четких принципов, убеждений и учет общественного мнения.

Этот фактор измеряет уровень внутреннего контроля поведения, интегрированность личности.

Люди с высокими оценками по этому фактору склонны к организаторской деятельности и добиваются успеха в тех профессиях, где требуются объективность, решительность, уравновешенность. Фактор характеризует осознанность человека в регулировании силы "я" (фактор С) и силы "сверх-я" (фактор G) и определяет выраженность волевых характеристик личности. Этот фактор является одним из наиболее важных для прогноза успешности деятельности. Он положительно связан с частотой выбора в лидеры и степенью активности при решении групповых проблем.

· 1-3 стена - не руководствуется волевым контролем, не обращает внимания на социальные требования, невнимателен к другим. Может чувствовать себя недостаточно приспособленным.

· 4 стена - внутренне недисциплинированный, конфликтный (низкая интеграция).

· 7 стенов - контролируемый, социально точный, следующий "Я"-образу (высокая интеграция).

· 8-10 стенов - имеет тенденцию к сильному контролю своих эмоций и общего поведения. Социально внимателен и тщателен; проявляет то, что обычно называют "самоуважением", и заботу о социальной репутации. Иногда, однако, склонен к упрямству.

Фактор Q4: "расслабленность - напряженность"

Q4- / 0-7 баллов

Q4+ / 8-12 баллов

Расслабленность, вялость, апатичность, спокойствие, низкая мотивация, излишняя удовлетворенность, невозмутимость.

Собранность, энергичность, напряженность, фрустрированность, повышенная мотивация, беспокойство, взвинченность, раздражительность.

Высокая оценка (9-12 баллов) интерпретируется как энергетическая возбужденность, которая требует определенной разрядки; иногда это состояние может превратиться в психосоматическое нарушение: снижается эмоциональная устойчивость, нарушается равновесие, может проявляться агрессивность. Такие люди редко становятся лидерами.

Исследования показали, что низкая оценка (0-5 баллов) характерна для людей с невысоким уровнем мотивации достижения, довольствующихся имеющимся Лица со значениями этого фактора от 5 до 8 баллов характеризуются оптимальным эмоциональным тонусом и стрессоустойчивостью.

· 1-3 стена - склонен к расслабленности, уравновешенности, удовлетворенности. В некоторых ситуациях его сверхудовлетворенность может вести к лени, к достижению низких результатов. Напротив, высокий уровень напряжения может нарушить эффективность учебы или работы.

· 4 стена - расслабленный (ненапряженный), нефрустрированный.

· 7 стенов - напряженный, фрустрированный, побуждаемый, сверхреактивный (высокое энергетическое напряжение).

· 8-10 стенов - склонен к напряженности, возбудимости.

Фактор MD: "адекватная самооценка - неадекватная самооценка"

MD- / 0-4 баллов

MD+ /10-14 баллов

Недовольство собой, неуверенность в себе, излишняя критичность по отношению к себе.

Переоценка своих возможностей, самоуверенность и довольство собой.

Фактор MD является дополнительным к основным 16-ти и выделен в личностной методике Кеттелла для форм С и D. Средние значения данного фактора (от 5 до 9 баллов) характеризуют адекватность самооценки личности, ее определенную зрелость. Для исследователя данные по этому фактору имеют большое значение, поскольку помогают оценить зрелость личности, а также могут использоваться при индивидуальной работе с испытуемым.

5. Сравнительное описание свойств личности II фактора

Социально-психологические особенности: экстраверсия - интроверсия

A-, F-, H-

Сдержанность в межличностных контактах, трудности в непосредственном и социальном общении, склонность к индивидуальной работе, замкнутость, направленность на свой внутренний мир. Интроверсия.

A-, F+, H-

Сдержанность в установлении как межличностных, так и социальных контактов. В поведении - экспрессивность, импульсивность, в характере проявляются застенчивость и внешняя активность, склонность к индивидуальной деятельности Склонность к интроверсии.

A+, F-, H-

Открытость в межличностных контактах, способность к непосредственному общению, сдержанность и рассудительность в установлении социальных контактов, осторожность и застенчивость.

A+, F-, H+

Открытость в межличностных контактах, активность, общительность, готовность к вступлению в новые группы, сдержанность и рассудительность в выборе партнеров по общению. Склонность к экстраверсии.

A- , F+, H+

Сдержанность в непосредственных межличностных контактах, активность, экспрессивность в социальном общении, готовность к вступлению в новые группы, склонность к лидерству. Склонность к экстраверсии.

A- , F-, H+

Сдержанность и рассудительность в установлении межличностных контактов, активность в социальной сфере, может проявляться деловое лидерство.

A+, F+, H-

Открытость, экспрессивность, импульсивность в межличностном общении. Трудность в установлении социальных контактов, проявление застенчивости в новых, незнакомых обстоятельствах, затруднения при принятии социальных решений.

A+, F+, H+

Открытость, общительность, активность в установлении как межличностных, так и социальных контактов. В поведении проявляются экспрессивность, импульсивность, социальная смелость, склонность к риску, готовность к вступлению в новые группы, быть лидером. Направленность вовне, на людей. Экстраверсия.

Социально-психологические особенности: коммуникативные свойства

Е+, Q2+, G+, N+, L+

Независимость характера, склонность к доминантности, авторитарности, настороженность по отношению к людям, противопоставление себя группе, склонность к лидерству, развитое чувство ответственности и долга, принятие правил и норм, самостоятельность в принятии решений, инициативность, активность в социальных сферах, гибкость и дипломатичность в межличностном общении, умение находить нетривиальные решения в практических, житейских ситуациях.

E-, Q2+, L+, N+, G+

В характере проявляется мягкость, податливость. Эти особенности компенсируются в социальном поведении противопоставлением себя группе, настороженностью по отношению к людям, гибкостью и дипломатичностью в общении, развитым чувством долга и ответственностью, принятием общепринятых моральных правил и норм.

E+, Q2-, G+, L+, N+

Независимость характера, настороженность по отношению к людям, гибкость и дипломатичность в общении, проявление конформных реакций подчинение требованиям и мнению группы, принятие общепринятых моральных правил и норм, стремление к лидерству и доминированию (авторитарности) как проявление конформности.

Е+, Q2-, G+, L-, N+

Независимость характера, открытость, дипломатичность по отношению к людям, принятие общепринятых правил и норм, развитое чувство долга и ответственности Подчинение требованиям и мнению группы, способность к принятию самостоятельных и оригинальных решений как в интеллектуальных, так и в житейских ситуациях.

Е+, Q2-, G+, L-, N-

Независимость в принятии интеллектуальных решений, открытость и прямолинейность по отношению к людям, проявление конформности принятие общепринятых моральных правил и норм, развитое чувство долга и ответственности, подчинение требованиям и мнению группы.

Е+, L-, Q2+, G+, N+

Независимость характера, открытость и дипломатичность по отношению к людям, развитое чувство долга и ответственности, принятие общепринятых моральных правил и норм, склонность к лидерству, доминированию (авторитарности), уверенность в социальных ситуациях.

Е+, L-, N+, Q2+, G-

Независимость характера, проявление нонконформных реакций свободное отношение к общепринятым правилам и нормам, склонность к противопоставлению себя группе, автономность в социальном поведении, некоторая безответственность, склонность к нарушениям традиций, принятию неординарных решений по отношению к людям - открытость, доверчивость, дипломатичность (при высоком уровне интеллекта можно предполагать высокий творческий потенциал личности).

Е+, Q2-, L-, G-, N-

Независимость характера, проявляющаяся в свободном отношении к общепринятым моральным правилам и нормам, не выраженным чувством долга и ответственности. В поведении отмечаются конформные реакции, зависимость от мнения и требований группы, открытость и прямолинейность в отношении к людям, некоторая социальная незрелость.

E+, Q2-, G-, L+, N+

Независимость характера, настороженность и проницательность по отношению к людям, зависимость от группы и общественного мнения конформность и некоторая социальная незрелость. Могут быть невротические реакции (при низких оценках по фактору MD и высоких - по фактору О).

E+, L-, Q2-,G+, N-

Независимость характера, по отношению к людям - открытость, доверчивость и прямолинейность. Развитое чувство долга, ответственности приверженность общепринятым правилам и нормам, зависимость от мнения и требования группы. В экстремальных ситуациях может проявляться доминантность.

E+, L+, Q2-, G+, N-

Независимость характера настороженность по отношению к людям, прямолинейность. В социальной сфере проявляются конформные реакции зависимость от мнения и требования группы, приверженность общепринятым моральным правилам и нормам, некоторая социальная несамостоятельность, независимость проявляется в мотивации и чувстве долга и ответственности.

E-, L-, Q2-, N-, G-

Мягкость, уступчивость и открытость, приверженность мнению и требованию группы, прямолинейность и доверчивость по отношению к людям, свободное отношение к общепринятым моральным правилам и нормам. Отмечается конформность поведения, социальная несамостоятельность и незрелость.

E- , L+, Q2+,N+, G+

Природная мягкость и уступчивость характера компенсируется настороженным отношением к людям, стремлением к независимости и противопоставлению себя группе. Полное принятие общепринятых моральных правил и норм, дипломатичность и проницательность в отношениях с людьми. Возможно проявление делового лидерства.

E-, L+, Q2-, N+, G+

Мягкость, уступчивость, по отношению к людям отмечается настороженность, дипломатичность, житейская проницательность. Социальное поведение характеризуется конформными реакциями приверженностью общепринятым моральным правилам и нормам, зависимостью от мнения и требований группы, несамостоятельностью в принятии решений.

Е-, L-, Q2+, N+, G+

Мягкость, уступчивость по отношению к людям, открытый и проницательный. В малой группе - стремление к независимости, некоторому противопоставлению себя группе. Развитое чувство долга и ответственности, принятие общепринятых моральных правил и норм. Возможно проявление волевых качеств и некоторое стремление к лидерству.

E-, L- , Q2-, N+, G+

Мягкость, податливость, уступчивость. По отношению к людям - открытость и проницательность. В социальном поведении отличается конформизмом, зависимостью от мнения и требований группы, принятием общепринятых моральных правил и норм, несамостоятельностью и нерешительностью в принятии решений.

E-, L-, Q2+, N-, G+

Мягкость, уступчивость, открытость и прямолинейность. В малых группах отмечается стремление к независимости и самостоятельности. Развитое чувство долга и ответственности, принятие общепринятых моральных правил и норм.

E-, L+, N-, Q2-, G+

Мягкость, уступчивость, бесхитростность, но есть настороженность по отношению к людям. В социальном поведении - конформность, зависимость от мнения группы, принятие общепринятых моральных правил и норм, несамостоятельность в принятии решений.

E-, L+, N+, Q2-, G+

Мягкость, уступчивость, по отношению к людям - настороженность и проницательность. В социальном поведении - конформность, развитое чувство долга и ответственности, принятие общепринятых моральных правил и норм, умение находить правильный выход из трудных житейских ситуаций.

E-, L+, N-, Q2+, G+

Мягкость, уступчивость, прямолинейность, в малой группе стремление к независимости, к противопоставлению себя по отношению к ней. Настороженность по отношению к людям, развитое чувство долга и ответственности.

E-, L-, N-, Q2+, G-

Мягкость, доверчивость, уступчивость, прямолинейность. В социальном поведении отмечаются нонконформные реакции: противопоставление себя группе, свободное отношение к общепринятым моральным правилам и нормам. Можно предполагать личностную и социальную незрелость.

E-, L-, N+, Q2+, G-

Мягкость, открытость, по отношению к людям - проницательность, дипломатичность. В социальном поведении нонконформность: независимость от мнения группы, свобода от давления общепринятых моральных правил и норм, склонность к самостоятельности.

E-, L+, N-, Q2+, G+

Мягкость, по отношению к людям - настороженность, прямолинейность, стремление к противопоставлению себя группе. Развитое чувство долга и ответственности, принятие общепринятых моральных правил и норм, стремление к лидерству.

Эмоциональные характеристики личности

C+, O-, Q3+, Q4-, (L-, G+)

Эмоциональная устойчивость, уверенность в себе и в своих силах, спокойное адекватное восприятие действительности, умение контролировать свои эмоции и поведение, стрессоустойчивость. В поведении - уравновешенность, направленность на реальную действительность. (Низкие оценки по фактору L подтверждают спокойную адекватность; высокие оценки по фактору G вместе с фактором Q3 подчеркивают развитие волевых качеств.)

C-, O+, Q3-, Q4+, (L+)

Эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность: неуверенность в себе, мнительность, низкая стрессоустойчивость, излишняя эмоциональная напряженность, фрустрированность, низкий контроль эмоций и поведения, импульсивность, аффективность, зависимость от настроений. Сочетание факторов О+, Q4+, L+ свидетельствует о невротическом синдроме тревожности, направленности на разрешение внутренних конфликтов.

С+, О+, Q3-, Q4+ (L+)

Сильная нервная система, природная эмоциональная устойчивость. Сниженная волевая активность, повышенная тревожность, мнительность, низкий контроль эмоций и поведения, зависимость от настроений, фрустрированносгь, низкая стрессоустойчивость. Во внешнем поведении может производить впечатление достаточно уравновешенного человека (импульсивность проявляется в стрессовых ситуациях). В сочетании О+, Q4+, L+ -диагностируется невротический синдром тревожности, направленность на разрешение внутренних конфликтов.

С-, О-, Q3+, Q4-

Эмоциональная пластичность, генетическая неустойчивость, склонность к импульсивности. Эти свойства компенсируются развитой волевой регуляцией: умением контролировать свои эмоции и поведение, уверенностью в себе, стрессоустойчивостью. В поведении - уравновешенность, направленность на реальную действительность, эмоционально гибкий.

C-, О-, Q3-, Q4-, (N-)

Эмоциональная пластичность, генетическая неустойчивость эмоций (биологическая зависимость), низкая волевая регуляция: неумение контролировать свои эмоции и поведение, зависимость от настроений, импульсивность, эффективность. При этом может быть стрессоустойчивым. В сочетании N- и Q4- (0-6), О- диагностируют низкую мотивационность, довольство собой, внутреннюю расслабленность Низкая эффективность в профессиональной деятельности.

C+, O-, Q3-, Q4-, (N-)

Генетическая эмоциональная устойчивость (биологическая зависимость), уверенность в себе, спокойное адекватное восприятие действительности, такой человек не нуждается в волевой регуляции своих эмоций и поведения, стрессоустойчив, ригиден. В поведении может быть уравновешен, спокоен. Низкие оценки по факторам N, О, Q4, предполагают низкую мотивационность, довольство собой, внутреннюю расслабленность (недостаточная эффективность в профессиональной деятельности).

С+, О+, Q3+, Q4-, (N+)

Генетическая эмоциональная стабильность, высокий контроль эмоций и поведения, стрессоустойчивость, определенное недовольство собой, некоторая неудовлетворенность, что обеспечивает стремление к самоактуализации (при высоких оценках по фактору N можно предположить завышенный уровень притязаний) В поведении - уравновешенный, стабильный, устремленный на реальную действительность и социальный успех.

C-, O+, Q3+, Q4-, (G+, I+)

Генетическая эмоциональная неустойчивость (биологическая зависимость), пластичность нервной системы, повышенная тревожность, неуверенность в себе, сомнения и мнительность, однако - высокая саморегуляция, контроль эмоций и поведения, стрессоустойчивость, в поведении может быть импульсивным. При средних оценках по фактору G и высоких - по фактору I можно сделать предположение о творческом потенциале личности и ее художественном типе.

C+, O+, Q3+, Q4-, (G+, I+)

Генетическая эмоциональная стабильность (биологическая зависимость). Развитый волевой компонент высокая саморегуляция, контроль эмоций и поведения, стрессоустойчивость - обеспечивает уравновешенность в поведении, характеризует эмоциональную зрелость личности, возможность быть лидером. Средние оценки по фактору G и высокие - по фактору I предполагают наличие творческого потенциала и отнесение личности к художественному типу.

C-, O-, Q3-, Q4+

Генетическая эмоциональная нестабильность, низкий контроль эмоций и поведения характеризуют неуравновешенность поведения, импульсивность, зависимость от настроений, в экстремальных ситуациях - фрустрированность, стрессоустойчивость. При этом отмечаются уверенность в своих силах, спокойное восприятие действительности, довольство собой. Можно сделать предположение о незрелости эмоциональной сферы личности.

С+, О+, Q3-, Q4-

Генетическая эмоциональная стабильность, низкий контроль эмоций и поведения, низкая саморегуляция порождают неуверенность в себе, сомнения и мнительность, недовольство собой. Однако в экстремальных ситуациях проявляются природные качества, обеспечивающие стрессоустойчивость и достаточную уравновешенность поведения. Отмечается эмоционально-волевая незрелость личности.

С+, О-, Q3+, Q4+

Генетическая стабильность, высокая саморегуляция, контроль эмоций и поведения обеспечивают уравновешенность, внутреннюю уверенность в себе и в своих силах, спокойное восприятие действительности, но может наблюдаться низкая ситуативная стрессоустойчивость, излишняя эмоциональная напряженность, однако это касается только сложных значимых ситуаций и может поддаваться контролю. Личность эмоционально зрелая.

С+, О+, Q3+, Q4+, (N+, L+)

Генетическая эмоциональная стабильность, высоко развитый контроль эмоций и поведения, выраженный волевой компонент и саморегуляция обеспечивают уравновешенность поведения. Однако внутренняя неудовлетворенность собой, мнительность и некоторая тревожность порождают фрустрированность и низкую стрессоустойчивость. При высоких оценках по факторам N и L можно говорить об определенном невротическом синдроме и завышенном уровне притязаний.

I+, М+, О+

Запрограммированная эмоциональная чувствительность, утонченность, богатство эмоциональных переживаний, широкая эмоциональная палитра, развитое воображение, склонность к мечтательности, рефлексии, неудовлетворенность собой, повышенные тревожность и интуитивность. Диагностируется направленность на свой внутренний мир, художественный тип личности и тревожность как свойство личности.

I-, М-, О-

Низкая чувствительность, некоторая эмоциональная уплощенность, рациональность, практичность, уверенность в себе, спокойная адекватность в восприятии действительности, уравновешенность и стабильность в поведении, направленность на конкретную практическую деятельность (прагматизм) и на реальную действительность.

I+, М+, O-

Высокая чувствительность, эмоциональная утонченность, широкая эмоциональная палитра. Отмечается уверенность в себе, спокойное восприятие действительности, направленность на решение конкретных практических задач (прагматизм). У мужчин высокие оценки по фактору I указывают на художественный тип личности Высокая чувствительность, эмоциональная утонченность богатство эмоциональной палитры, склонность к рефлексии, неудовлетворенность собой, повышенная тревожность. Конкретное воображение, ориентация на реальную действительность. При низких оценках по факторам L и Q4 высокая тревожность (фактор О) интерпретируется как свойство личности и поэтому при сочетании с I+ может характеризовать художественный тип личности.

I-, М+, O+

Низкая чувствительность, некоторая эмоциональная уплощенность. Развитое воображение, склонность к мечтательности, рефлексии, недовольство собой, подверженность сомнениям, стремление к самосовершенствованию, поискам стимулов для воображения. Направленность на свой внутренний мир, низкая прагматичность в поведении, затруднения при решении практических задач.

I-, М-, О+, (N+, Q4+)

Низкая чувствительность, некоторая эмоциональная уплощенность, прагматичность, ориентированность на объективную реальность, следование земным принципам. При этом личности присущи неудовлетворенность собой, неуверенность в своих силах. (При высоких оценках по факторам N и Q4 можно диагностировать невротический синдром).

I-, М+, О- (N+)

Низкая чувствительность, некоторая эмоциональная уплощенность, спокойное восприятие действительности, уверенность в себе и в своих силах, определенное самодовольство. Такой человек обладает развитым воображением, может претворять в реальность свои мечты ориентирован на действительность и достаточно предприимчив. (Высокие оценки по фактору N подчеркивают практическую предприимчивость личности).

I+, М- , О+, (L+, Q4+)

Высокая чувствительность эмоциональная утонченность, интуитивность, рефлексивность, неудовлетворенность собой, неуверенность в себе, направленность на свой внутренний мир. Такой человек обладает конкретным воображением, ориентацией на земные принципы, однако высокая тревожность не дает ему возможности быть предприимчивым и решительным. При сочетании высоких оценок по факторам О, L и Q4 диагностируется невротический синдром тревожности.

Интеллектуальные характеристики личности

В+, М+, Q1+, (Е+)

Оперативность, подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, умение оперировать абстракциями, развитая аналитичность, развитые интеллектуальные интересы, стремление к новым знаниям, склонность к свободомыслию, радикализму, высокая эрудированность, широта взглядов. (При высоких оценках по фактору Е отмечается самостоятельность и оригинальность в решении интеллектуальных задач).

В+, М-,Q1+, (Е+)

Оперативность, подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, развитая аналитичность, интерес к интеллектуальным новым знаниям, стремление к свободомыслию, радикализму, высокая эрудированность, широта взглядов. Конкретное воображение, направленность на решение конкретных интеллектуальных задач Гармоничность развития интеллекта. (При высоких оценках по фактору Е отмечается самостоятельность и оригинальность в решении интеллектуальных задач).

В+, М+, Q1+, (N+), (Е+)

Оперативность, подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, развитая аналитичность, интерес к интеллектуальным знаниям, стремление к свободомыслию, радикализму. Умение оперировать абстракциями, развитое воображение. При высоких оценках по фактору N- умение переводить абстрактные понятия в практическое воплощение (качество, необходимое руководителю). При высоких оценках по фактору Е -склонность к самостоятельным оригинальным решениям. Гармоничность развития интеллекта.

В+, М+, Q1-, (Е+)

Оперативность, подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, эрудированность. Умение оперировать абстракциями, развитое воображение. Критичность и консерватизм в принятии нового, сниженные интеллектуальные интересы, низкая аналитичность мышления. (При высоких оценках по фактору Е- склонность к принятию самостоятельных, неординарных интеллектуальных решений.)

В+, М-, Q1-, (N+)

Оперативность, подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, эрудированность. Такой человек обладает конкретным воображением, критичностью и консервативностью в принятии нового, направлен на конкретное практическое мышление. (Высокие оценки по фактору N характеризуют направленность на практическую деятельность.)

В-, М+, Q1+, (Е+)

Невысокая оперативность мышления, недостаточно развитая общая культура. Такой человек обладает развитой аналитичностью мышления, интеллектуальными интересами, умением оперировать абстрактными понятиями, развитым воображением. (Высокие оценки по фактору Е говорят о склонности принимать самостоятельные оригинальные интеллектуальные решения). Низкие оценки по фактору В при таком сочетании факторов могут объясняться рядом причин, недостаточным уровнем образования; низкой стрессоустойчивостью, фрустрированностью, ситуативной тревожностью (сниженной оперативностью в реализации знаний); плохим физическим самочувствием на момент выполнения теста.

В-, М-, Q1+, (Е+, N+)

Невысокая оперативность мышления, недостаточно развитый общий уровень культуры, эрудированности (возможно по причинам фрустрированности или невысокого уровня образования). Такой человек обладает развитой аналитичностью мышления, интеллектуальными интересами, склонностью к свободомыслию, радикализму. Отмечается конкретное воображение. (При высоких оценках по фактору Е - склонность к принятию самостоятельных оригинальных интеллектуальных решений; по фактору N - развитый практический интеллект.)

В-, М+, Q1-, (Е+, N+)

Невысокая оперативность мышления, невысокий уровень общей культуры и эрудиции, критичность и консерватизм в принятии нового, сниженный интерес к новым интеллектуальным знаниям. Такой человек обладает развитым воображением, умением оперировать абстракциями - данное свойство влияет на такую черту личности, как мечтательность Решение интеллектуальных задач затруднено. Высокие оценки по факторам Е и N компенсируют трудности в принятии интеллектуальных житейских решений. Высокая оценка по фактору Е и низкая - по фактору N характеризуют склонность к доминантности и консервативному упрямству.

B-, M-, Q1-

Невысокая оперативность мышления, неумение актуализировать свои знания, низкая общая культура и эрудированность, консерватизм и критичность в принятии новых интеллектуальных знаний, сниженные интеллектуальные интересы, конкретность воображения, направленность на практическую, конкретную деятельность. (Высокие оценки по факторам Е и N не влияют на интеллектуальные, но обостряют негативные свойства личности: доминированность, житейская изворотливость, упрямство.)

Самооценка

MD-

MD = 0-3

Заниженная самооценка, излишне критическое отношение к себе, неудовлетворенность собой, непринятие себя.

MD

MD = 4-8

Адекватная самооценка, знание себя и своих качеств, принятие себя (индикатор личностной зрелости).

MD+

MD = 9-14

Завышенная самооценка, некритическое отношение к себе, принятие себя и своих качеств (индикатор личностной незрелости).

MD, G+, Q3+, C+, М-

MD = 4-8

Адекватная самооценка, социальная нормативность, эмоционально значимая ответственность поведения, самодисциплина, самоконтроль эмоций и поведения, эмоциональная стабильность и конкретность воображения образуют симптомокомплекс, характеризующий саморегуляцию и зрелость личности.

6.Самоанализ по методике Кеттела

1. Название теста: Личностный тест Р.Кэттела (16ЛФ)

2. Ф.И.О.: Мартынчук Людмила Васильевна

3. Возраст: 33 года

4. Социальное положение: Временно не работающая, студентка заочного отделения, замужем, мама двоих детей.

5. Дата и время проведения тестирования: 12.03.2009 г., 12.00

6. Условия тестирования: Дома

7. Цель теста: экспресс диагностика личности

8. Эксплуатационный материал: вариант опросника С - сокращенный вариант, который следует использовать в условиях дефицита времени, содержащий 105 вопросов.

9. Процедура: Время обследования 25минут. Способ работы с вопросником излагался в инструкции для испытуемого. Ответы заносились на специальный опросный лист, а затем подсчитывались с помощью специального "ключа".

10. Результаты подсчета: Фактор MD: +8, Фактор А: +7, Фактор В: +4, Фактор С: +8, Фактор Е: +7, Фактор F: +7, Фактор G:+11, Фактор Н: +8, Фактор I: +7, Фактор L: +10, Фактор М: -3, Фактор N: -4, Фактор О: +12, Фактор Q1 : -6, Фактор Q2: -4, Фактор Q3: +9, Фактор Q4: +9.

11. Обработка результатов:

Таблица перевода из сырых оценок в стандартные (стены). Психографирование.

Фак-

торы

Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Низкие

Средние

Высокие

A

+7

B

+4

C

+8

E

+7

F

+7

G

+11

H

+8

I

+7

L

+10

M

-3

N

-4

O

+12

Q1

-6

Q2

-4

Q3

+9

Q4

+9

Л

+8

7. Анализ и интерпретация результатов

· Фактор А: "замкнутость - общительность" 7 стенов - обращенный вовне, легкий в общении, участвующий аффективно (циклотимия).

· Фактор В: "интеллект" 4 стена - менее интеллектуально развит, конкретно мыслит (меньшая способность к обучению).

· Фактор С: "эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность" 8-10 стенов - эмоционально зрелый, устойчивый, невозмутимый. Высокая способность к соблюдению общественных моральных норм. Иногда смиренная покорность перед нерешенными эмоциональными проблемами. Хороший уровень "С" позволяет адаптироваться даже при психических расстройствах.

· Фактор Е: "подчиненность-доминантность" 7 стенов - самоутверждающийся, независимый, агрессивный, упрямый (доминантный).

· Фактор F: "сдержанность - экспрессивность" 7 стенов - безалаберный, импульсивно-живой, веселый, полный энтузиазма.

· Фактор G: "низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения" 8-10 стенов - требователен к себе, руководствуется чувством долга, настойчив, берет на себя ответственность, добросовестен, склонен к морализированию, предпочитает работящих людей, остроумный.

· Фактор Н: "робость - смелость" 8-10 стенов - общительный, смелый, испытывает новые вещи; спонтанный и живой в эмоциональной сфере. Его "толстокожесть" позволяет ему переносить жалобы и слезы, трудности в общении с людьми в эмоционально напряженных ситуациях. Может небрежно относиться к деталям, не реагировать на сигналы об опасности.

· Фактор I: "жесткость - чувствительность" 7 стенов - слабый, зависимый, недостаточно самостоятельный, беспомощный, сенситивный.

· Фактор L: "доверчивость - подозрительность" 8-10 стенов - недоверчивый, сомневающийся, часто погружен в свое "Я", упрямый, заинтересован во внутренней психической жизни. Осмотрителен в действиях, мало заботится о других людях, плохо работает в группе. Этот фактор не обязательно свидетельствует о паранойе.

· Фактор М: "практичность - мечтательность" 1-3 стена - беспокоится о том, чтобы поступать правильно, практично, руководствуется возможным, заботится о деталях, сохраняет присутствие духа в экстремальных ситуациях, но иногда сохраняет воображение.

· Фактор N: "прямолинейность -дипломатичность" 4 стена - прямой, естественный, бесхитростный, сентиментальный.

· Фактор О: "спокойствие - тревожность" 8-10 стенов - депрессивен, плохое настроение преобладает, мрачные предчувствия и размышления, беспокойство. Тенденция к тревожности в трудных ситуациях. Чувство, что его не принимает группа. Высокий балл распространен в клинических группах всех типов.

· Фактор Q1: "консерватизм - радикализм" 4-6 стены- консервативный, уважающий принципы, терпимый к традиционным трудностям.

· Фактор Q2: "конформизм - нонконформизм" 4 стена - зависящий от группы, "присоединяющийся", ведомый, идущий на зов (групповая зависимость).

· Фактор Q3: "низкий самоконтроль - высокий самоконтроль" 8-10 стенов - имеет тенденцию к сильному контролю своих эмоций и общего поведения. Социально внимателен и тщателен; проявляет то, что обычно называют "самоуважением", и заботу о социальной репутации. Иногда, однако, склонен к упрямству.

· Фактор Q4: "расслабленность - напряженность" 8-10 стенов - склонен к напряженности, возбудимости.

В заключение о личности.

Личность характеризуется адекватностью самооценки, знанием самого себя, своих качеств и адекватной оценкой своих поступков. Открытость, общительность, активность в установлении как межличностных, так и социальных контактов. В поведении проявляются экспрессивность, импульсивность, социальная смелость, склонность к риску, готовность к вступлению в новые группы. Направленность вовне, на людей. Экстраверсия.

Независимость характера настороженность по отношению к людям, прямолинейность. В социальной сфере проявляются конформные реакции зависимость от мнения и требования группы, приверженность общепринятым моральным правилам и нормам, некоторая социальная несамостоятельность, независимость проявляется в мотивации и чувстве долга и ответственности.

Генетическая эмоциональная стабильность, высоко развитый контроль эмоций и поведения, выраженный волевой компонент и саморегуляция обеспечивают уравновешенность поведения. Однако внутренняя неудовлетворенность собой, мнительность и некоторая тревожность порождают фрустрированность и низкую стрессоустойчивость.

Высокая чувствительность эмоциональная утонченность, интуитивность, рефлективность, неудовлетворенность собой, неуверенность в себе, направленность на свой внутренний мир. Такой человек обладает конкретным воображением, ориентацией на земные принципы, однако высокая тревожность не дает ему возможности быть предприимчивым и решительным. При сочетании высоких оценок по факторам О, L и Q4 диагностируется невротический синдром тревожности.

Оперативность, подвижность мышления, высокий уровень общей культуры, эрудированность. Такой человек обладает конкретным воображением, критичностью и консервативностью в принятии нового, направлен на конкретное практическое мышление.

Адекватная самооценка, социальная нормативность, эмоционально значимая ответственность поведения, самодисциплина, самоконтроль эмоций и поведения, эмоциональная стабильность и конкретность воображения образуют симптомокомплекс, характеризующий саморегуляцию и зрелость личности.

Чтобы результаты были надежными, следует подтвердить их с помощью других методик или с помощью другой формы этого же теста.

8. Выводы

Эмпирический опыт и анализ литературных источников дают основания сделать следующие выводы:

1. Данную методику можно применять к испытуемым начиная с 16 лет (юношеский период) и заканчивая периодом старости, то есть возрастных пределов применимости методики Кеттелла формы С практически нет.

2. Форма сможет применяться при опросе людей со средним и высшим образованием. Критерием для этого служит время ответа на вопросы, указанное Кеттеллом: 30-40 минут. То есть выполнение методики не выходит за рамки времени, указанного Р. Кеттеллом.

3. Опыт работы с формой С методики Кеттелла показал, что данная форма не требует перевода сырых оценок в стены.

4. Методика является популярной и широко используется во многих психологических исследованиях. По данным литературы и нашего опыта она может применяться вне зависимости от профессии и специальности испытуемых

5. Несмотря на возможность самостоятельного применения данной методики, коэффициент предсказуемости и качество диагностики психологических и профессиональных свойств личности, несомненно, увеличится и станет более точным, если будет реализован комплексный подход к изучению личности.

9. Биографический список

Анастази А. Психологическое тестирование. М. Педагогика, 1982, т.

Карелина А.А. Психологические тесты // в 2-х то-мах - М.: ВЛАДОС, 2003, т.2.

Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. - СПб.: Речь, 2001.

Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плехтиенко В.А., Серова Л.И. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1984.

Психологическая диагностика. Проблемы и перспективы/ под ред. К.М. Гуревича, М.: Педагогика, 1982.

10. Примечание

1. К работе прилагается: полные текст опросника формы С (105 вопросов), бланк для проведения опроса, бланк с ключами.

2. В связи с большим количеством текста, местами пришлось использовать одинарный интервал между строчками.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты