|
Основные методы практической психологии
Основные методы практической психологии
39 25 Российский Государственный Социальный Университет Факультет психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий Специальность Психология Общий психологический практикум Учебный минимум для отчета студента по курсу Общий психологический практикум Выполнила: Студентка 2 курса, 2 группы заочного отделения Боева Е.В г. Москва 2006 г. I. Этап. Теоретический Метод беседы Метод беседы -- психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. Общие сведения В психологической беседе происходит прямое взаимодействие психолога и респондента в форме устного обмена информацией. Метод беседы широко применяется в психотерапии. Его также используют в качестве самостоятельного метода в консультативной, политической, юридической психологии. В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет, скрытно или явно, разговор, в ходе которого задаёт опрашиваемому человеку вопросы. Существует два вида беседы: · Управляемая · Неуправляемая В ходе управляемой беседы психолог активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт. Неуправляемая беседа происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту. В неуправляемой беседе основное внимание уделяется предоставлению респонденту возможности выговориться, при этом психолог не вмешивается или почти не вмешивается в ход самовыражения респондента. В случае и управляемой, и неуправляемой беседы от психолога требуется наличие навыка вербальной и невербальной коммуникации. Любая беседа начинается с установления контакта между исследователем и респондентом, при этом исследователь выступает как наблюдатель, анализирующий внешние проявления психической деятельности респондента. Основываясь на наблюдении, психолог осуществляет экспресс-диагностику и корректирует выбранную стратегию проведения беседы. На начальных этапах беседы основной задачей рассматривается побуждение исследуемого субъекта к активному участию в диалоге. Важнейшим навыком психолога в ситуации беседы является умение устанавливать и поддерживать раппорт, соблюдая при этом чистоту исследования, избегая нерелевантных (мешающих получению достоверного результата) вербальных и невербальных влияний на субъект, которые могут способствовать активному изменению его реакций. К разрушению раппорта с респондентом или же к оказанию побочных внушений на респондента могут привести неосторожные высказывания со стороны психолога, выполненные, например, в форме приказов, угроз, нравоучений, советов, обвинений, оценочных суждений касательно сказанного респондентом, успокоений и неуместных шуток. Виды беседы Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды: · Терапевтическая беседа · Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез) · Автобиографическая беседа · Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта) · Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта) · Телефонная беседа · Интервью относят как и к методу беседы, так и к методу опроса. Рефлексивное и нерефлексивное слушание Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста. Рефлексивное слушание Рефлексивное слушание -- стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента. Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог). Три основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации: -Выяснение (использование уточняющих вопросов) -Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами) -Словесное отражение психологом чувств респондента Нерефлексивное слушание Нерефлексивное слушание -- стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога. Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом. II. Этап. Исследовательский Эмоции Учение об эмоциях или чувствах, представляют собой самую неразобранную главу в прежней психологии. Эту сторону поведения человека оказалось труднее описать, классифицировать и связать какими-нибудь законами, чем все остальные. Тем не менее и в прежней психологии были высказаны совершенно справедливые взгляды на природу эмоциональных реакции. Первыми удалось это установить Джемсу и Ланге, из которых первый обратил внимание на широкие телесные изменения, сопровождающие чувства, а второй - на те сосудодвигательные изменения, которыми они сопровождаются. Независимо друг от друга оба исследователя пришли к выводу, что обычное представление о чувствах является плодом глубокого заблуждения и в действительности эмоции протекают совершенно не таким порядком, как это представляют себе. Обычная психология и обыденное мышление различают в чувствах три момента. Первый-восприятие какого либо предмета или события или представление о нем (встреча с разбойником, воспоминание о смерти любимого человека и т.д.) - А, вызываемое этим чувство (страх, грусть) - В и телесное выражение этого чувства (дрожь, слезы) - С. Полный процесс протекания эмоций представляли себе в следующем порядке: АВС. Если приглядеться внимательнее ко всякому чувству, легко заметить, что оно всегда имеет свое телесно выражение. Сильные чувства как бы написаны у нас на лице, и, взглянув на человека, мы без всяких объяснений можем понять, гневается он, напуган или благодушествует. Все телесные изменения, сопровождающие чувство, легко распадаются на три группы. Прежде всего это группа мимических и пантомимических движений, особых сокращений мускулов, главным образом глаз, рта, скул, рук, корпуса. Это класс двигательных реакции - эмоций. Следующей группой будут соматические реакции, т.е. изменения деятельности некоторых органов, связанных с важнейшими жизненными функциями организма: дыхания, сердцебиения и кровообращения. Третья группа, это группа - это группа секреторных реакций, тех или иных секреций наружного и внутреннего порядка: слезы, пот, слюноотделение, внутренняя секреция половых желез и т.п.. Из этих трех групп и складывается обычно телесное выражение всякого чувства. Джемс различает те же самые три момента во всяком чувстве, которые названы выше, но он выдвинул теорию, по которой порядок и последовательность этих моментов иные. Если обычная схема чувства устанавливает последовательность АВС, т.е. восприятие, чувство, мимика, то истинное положение дел, как полагает Джемс, больше соответствует другой формуле - АСВ: восприятие - мимика - чувство. Иными словами, Джемс предполагает, что те или иные предметы обладают способностью непосредственно рефлекторным путем вызывать в нас телесные изменения и уже вторичным моментом восприятия этих изменений является само по себе чувство. Встреча с разбойником, предполагает он, рефлекторно, без посредства всякого чувства, вызывает в нас дрожь, сухость в горле, бледность, порывистое дыхание и прочие симптомы страха. Само же чувство страха есть не что иное, как совокупность вот этих изменений, сознаваемых организмом. Боятся означает ощущать свою дрожь, свое сердцебиение, свою бледность и т.п. Почти так же воспоминание о смерти родного и близкого человека рефлекторно вызывает слезы, опускание головы и т.п. Грусть сводится к ощущению этих симптомов, и грустить означает воспринимать свои слезы, свою сгорбленную позу, опущенную голову и т.д. Обычно говорят: мы плачем, потому что мы огорчены, мы бъем, оттого что мы раздражены, мы дрожим, потому что мы испуганны. правильнее было бы сказать: мы огорчены потому что мы плачем, мы раздражены потому что мы бъем, мы испуганны потому что дрожим. (Джемс, 1912, с.308) То, что прежде считалось причиной, является на самом деле следствием, и наоборот - следствие оказывается причиной. Что это действительно так, можно убедиться из следующих рассуждений. Первое заключается в том, что, если мы искусственно вызовем те или другие внешние выражения чувства, не замедлит явиться и само чувство. Попробуйте для опыта, как говорит Джемс, встав утром, принять выражение меланхолии, говорить упавшим голосом, не подымайте глаз, почаще вздыхайте, чуть-чуть изогните спину и шею, одним словом, придайте себе все признаки грусти - и к вечеру вами овладеет такая тоска, что вы не будете знать куда деваться. Воспитатели прекрасно знают, как легко шутка в этой области у детей переходит в действительность и как два мальчика, затеявшие драку в шутку, без всякой злобы друг против друга, вдруг в разгаре борьбы начинают ощущать в себе гнев против противника и не могут сказать кончилась игра или еще продолжается. Так легко испуганный в шутку ребенок вдруг начинает боятся на самом деле. Да и вообще, всякое внешнее выражение облегчает наступление соответствующего чувства: бегущий легко пугается и т.п. Это хорошо знают актеры, когда та или иная поза, интонация или жест вызывают в них сильную эмоцию. Еще убедительнее говорит в пользу того же обратная закономерность. Стоит только побороть телесные выражения эмоции, как немедленно исчезает и она сама. Если при страхе подавить дрожь, заставить ровно биться сердце, придать нормальное выражение лицу, то и само чувство страха исчезнет. Подавите выражение какой-нибудь страсти, и она умрет. Один из психологов рассказывал, что всякий раз, когда он чувствовал припадок гнева, он широко разгибал ладони и до боли растопыривал пальцы. Это неизменно парализовывало гнев, потому что невозможно сердится с широко раскрытой ладонью, ибо гнев означает сжатые кулаки и стиснутый рот. Если мысленно отнять от эмоции, как бы вычесть из нее все телесные изменения, легко увидеть, что ничего не останется от чувства. Отнимите у страха его симптомы - и вы перестанете бояться. Видимым возражением против такой точки зрения является два факта, которые, однако, при правильном понимании не только не опровергают, но даже подтверждают это учение. Первый из них заключается в том, что часто те или иные реакции не непременно соединяются с эмоцией. Например, если натереть луком глаза, легко можно вызвать слезы, но это вовсе не означает, что вслед за ними явится грусть. Легко понять, что в данном случае мы вызываем только один изолированный симптом, который сам по себе бессилен вызвать эмоцию, но который непременно вызвал бы её, если бы встретился в нужной комбинации со всеми остальными симптомами. Недостаточно слез на глазах, что бы вслед за ними появилась и грусть, потому что грусть заключается не в одних слезах, а еще в целом ряде внутренних и внешних симптомов, которые в данную минуту отсутствуют. Второе возражение заключается в том, что-то или иное чувство легко вызывается при помощи внутреннего приема ядов, вводимых в кровь. Не принимая никаких искусственных выражений чувства, достаточно принять известную долю алкоголя, морфия или опия, для того, что бы возник ряд сложных чувств. Но легко заметить, что, вводя эти вещества, мы воздействуем на сам нерв эмоциональных реакций. Мы изменяем химический состав крови, меняем систему кровообращения и те внутренние процессы, которые связаны с кровью, в частности внутреннюю секрецию, и в зависимости от этого легко получаем резкий эмоциональный эффект в организме. Все позволяет нам утверждать, что эмоция действительно является некоторой системой реакций, рефлекторно связанной с теми или иными раздражителями. Схема эмоций Джемса всецело совпадает с той схемой поведения и сознательного опыта, из которой мы исходим все время. Чувство не возникает само по себе в нормальном состоянии. Ему всегда предшествует тот или иной раздражитель, та или иная причина - внешняя или внутренняя (А). То, что заставляет нас, боятся или радоваться, и будет тем раздражителем, с которого начнется реакция. Затем следует ряд рефлекторных реакций, двигательных, соматических, секреторных (С). И, наконец, круговая реакция, возврат собственных реакций в организм в качестве новых раздражителей, восприятие вторичного порядка проприорецептивного поля, которые и представляют собой то, что прежде называлось самой эмоцией (В). При этом легко понять субъективный характер чувства, т.е. то, что человек, испытывающий его, и человек, смотрящий на его внешние выражения, будут иметь совершенно разные представления о нем. Это происходит оттого, что оба наблюдателя фиксируют в данном случае два разных момента одного и того же процесса. Смотрящий извне фиксирует момент С, т.е. сами по себе эмоциональные реакции. Смотрящий изнутри - проприорецептивное раздражение, исходящее от тех же реакций, момент В, и здесь, как это выяснено выше, мы имеем совершенно другие нервные пути и следовательно, разные процессы. Биологическая природа эмоций. Что эмоции возникают на основе инстинктов и представляют собой близкие ответвления последних - не трудно заметить. Это дает повод некоторым исследователям рассматривать инстинктивно-эмоциональное поведение как одно целое. Особенно ясен инстинктивный корень эмоций в наиболее примитивных, элементарных, так называемых низших чувствованиях. Здесь некоторые исследователи одни и те же реакции относят то к инстинктам, то к эмоциям. Рассмотрим в качестве примера две элементарные эмоции - гнев и страх в их возможном биологическом значении. Легко заметить, что все телесные изменения, сопровождаемые страхом имеют биологически объяснимое происхождение. Есть все основания полагать, что некогда все те двигательные, соматические и секреторные реакции, которые входят в состав эмоции как в целостную форму поведения представляли собой ряд полезных приспособительных реакции биологического характера. Так, несомненно, что страх явился высшей формой моментального и стремительного избегания опасности и что у животных, а под час и у человека, он носит еще совершенно явные следы своего происхождения. Мимические реакции страха сводятся обычно к расширению и подготовлению воспринимающих органов, цель которых заключается в настораживании, чрезвычайно встревоженном уловлении малейших изменений среды. Широко раскрытые глаза, раздувающиеся ноздри, наставленные уши - все это означает настороженное отношение к миру, внимательное прислушивание к опасности. Далее идет напряженная, как бы подготовленная для действия группа мускулов, как бы мобилизованная для совершения скачка, убегания и т.п. Дрожь, столь обычная при человеческом страхе, представляет собой не что иное, как быстрое сокращение мускулов, как бы приспособление к необычайно быстрому бегу. У животных дрожь при страхе непосредственно переходит в бег. Такой же смысл и значение убегания от опасности представляют и соматические реакции нашего тела. Бледность, прекращение пищеварения, понос означают отлив крови от тех органов, деятельность которых не представляет сейчас первостепенной жизненной необходимости и важности для организма, и прилив её к тем органам, которым надлежит сейчас сказать решающее слово. Это действительно похоже на мобилизацию, когда кровь, интендант нашего организма, закрывает, прекращает деятельность тех органов, которые как бы находятся в тылу и связаны с мирной деятельностью организма, и бросает всю силу своего питания на боевые участки - те, которые непосредственно спасают от опасности. Таким же становится и дыхание - глубокое, прерывистое, приспособленное к быстрому бегу. Секреторные реакции, связанные с сухостью горла и т.п., как бы свидетельствуют о том же отливе крови. Наконец, последние исследования над животными показали что эмоции вызывают изменения и внутренней секреции. Мы знаем, что у испугавшейся кошки изменяется химизм крови. Другими словами, мы знаем, что и самые интимные внутренние процессы приспосабливаются к основной задаче организма - к избеганию опасности. Все это, вместе взятое, позволяет нам определить страх, как мобилизацию всех сил организма для бегства от опасности, как заторможенное бегство, и понять, что страх представляет собой отвердевшую форму поведения, возникшую из инстинкта самосохранения в его оборонительной форме. Совершенно аналогичным способом легко показать, что гнев есть инстинкт самосохранения в его наступательной форме, что он - другая группа реакций, другая форма поведения, нападательная, что он - мобилизация всех сил организма для нападения, что гнев есть заторможенная драка. Таково происхождение мимики гнева, выражающееся в стиснутых кулаках, как бы приготовленных для удара, выдвинутых скулах и стиснутых зубах (остаток того времени, когда наши предки кусались), в покраснении лица и угрожающих позах. Однако легко заметить, что и страх, и гнев в той форме, какой они сейчас встречаются у человека, представляет собой чрезвычайно ослабленные формы этих инстинктов, невольно возникает мысль, что на пути развития от животного до человека эмоции идут на убыль и не прогрессируют, а атрофируются. Страх и гнев собаки сильнее и выразительнее гнева дикаря; те же чувства у дикаря импульсивнее, чем у ребенка, у ребенка они ярче, чем у взрослого. Отсюда легко сделать общий вывод: в системе поведения эмоции играют роль рудиментарных органов, которые в свое время имели большое значение, но сейчас, вследствие изменившихся условий жизни, обречены на вымирание и представляют собой ненужный и подчас вредный элемент в системе поведения. И в самом деле, в отношении педагогическом чувства представляют из себя странное исключение. Все остальные формы поведения и реакций желательно для педагога увеличивать и укреплять. Если представить себе, что каким-нибудь путем мы достигли бы увеличения запоминания или понимания у учеников в десять раз, это, конечно, облегчило бы нам воспитательную работу в те же десять раз. Но если представить себе на минуту, что в десять раз увеличится эмоциональная способность ребенка, т.е. он станет в десять раз чувствительнее и от малейшего удовольствия станет приходить в экстаз, а от малейшего огорчения рыдать и биться, мы, конечно, получим крайне нежелательный тип поведения. Таким образом, идеал эмоционального воспитания якобы заключается не в развитии и укреплении, а, напротив, в подавлении и ослаблении эмоций. Раз эмоции представляют собой биологически бесполезные формы приспособления вследствие изменившихся обстоятельств и условий среды и жизни, следовательно, они обречены на вымирание в процессе эволюции, и человек будущего так же не будет знать эмоции, как он не будет знать других рудиментарных органов. Чувство - это слепая кишка человека. Однако такой взгляд, говорящий о совершенной ненужности эмоций глубоко неверен. Психологическая природа эмоций. Из простого наблюдения мы знаем, как эмоции усложняют и разнообразят поведение и насколько эмоционально одаренный, тонкий и воспитанный человек стоит в этом отношении выше невоспитанного. Другими словами, даже повседневное наблюдение указывает на какой то новый смысл, который вносится в поведение наличием эмоций. Эмоционально окрашенное поведение приобретает совершенно другой характер в отличие от бесцветного. Те же самые слова, произнесенные с чувством, действуют на нас иначе, чем сухо произнесенные. Что же вносит эмоция нового в поведение? Для того, что бы ответь на этот вопрос, необходимо припомнить общий характер поведения, как он был обрисован выше. С нашей точки зрения, поведение есть процесс взаимодействия между организмом и средой. И, следовательно, в этом процессе всегда возможны как бы три формы соотношения, которые фактически чередуются одна за другой. Первый случай тот, когда организм чувствует свое превосходство над средой, когда выдвигаемые ею задачи и требования к поведению без труда и без напряжения решаются организмом, когда поведение протекает без всяких внутренних задержек и осуществляется оптимальное приспособление при наименьшей затрате энергии и сил. Другой случай происходит тогда, когда перевес и превосходство будут на стороне среды, когда организм с трудом, с чрезмерным напряжением начнет приспосабливаться к среде, и все время будет ощущаться несоответствие между чрезмерной сложностью среды и сравнительно слабой защищенностью организма. В этом случае поведение будет протекать с наибольшей затратой сил, с максимальной затратой энергии при минимальном эффекте приспособления. Наконец, третий возможный и реальный случай - это тот, когда возникает некоторое равновесие, устанавливаемое между организмом и средой, когда ни на той, ни на другой стороне нет перевеса, но и то и другое является как бы уравновешенным в своем споре. Все три случая - основа для развития эмоционального поведения. Уже из происхождения эмоций, из инстинктивных форм поведения можно видеть, что они являются как бы результатом оценки самим же организмом своего соотношения со средой. И все те эмоции, которые связаны с чувством силы, довольства и т.п., так называемые положительные чувства, будут относится к первой группе. Те, которые связаны с чувством подавленности, слабости, страдания, - отрицательные чувства - будут относится ко второму случаю, и только третий случай будет случаем относительного эмоционального безразличия в поведении. Таким образом, эмоцию следует понимать как реакцию в критические и катастрофические минуты поведения, как точки неравновесия, как итог и результат поведения, во всякую минуту непосредственно диктующий формы дальнейшего поведения. Интересно, что эмоциональное поведение имеет чрезвычайно широкое распространение и, в сущности, говоря, даже в самых первичных наших реакциях легко обнаружить эмоциональный момент. Прежняя психология учила, что во всяком ощущении есть свой эмоциональный тон, т.е. что даже простейшие переживания каждого цвета, каждого звука, каждого запаха имеют непременно ту или иную чувственную окраску. Что касается запахов и звуков, всякий прекрасно знает, что чрезвычайно мало можно найти среди них нейтральных, эмоционально безразличных ощущений, но всякий запах, как и всякий почти вкус, непременно приятен или неприятен, причиняет удовольствие или неудовольствие, связывается с удовлетворением или отталкиванием. Несколько труднее это обнаружить в зрительных и слуховых раздражениях, но и здесь легко показать, что всякий цвет, всякая форма, как и всякий звук, имеет единственную, только им принадлежащую окраску чувства. Все мы знаем, что одни цвета и формы нас успокаивают, другие, наоборот, возбуждают; одни вызывают нежность, другие - отвращение; одни будят радость, другие причиняют страдания. Стоит вспомнить совершенно очевидное эмоциональное значение красного цвета, всегдашнего спутника всякого восстания, страсти и бунта, или голубого цвета, холодного и спокойного цвета дали и мечты, для того, что бы убедится в сказанном. В самом деле, стоит призадуматься над тем, откуда возникают в языке такие формы выражения, как холодный цвет или теплый цвет, высокий или низкий звук, мягкий или твердый голос. Сам по себе цвет ни тёпел, ни холоден, как сам по себе звук ни высок, ни низок, и вообще не имеет пространственных форм. Однако, всякому понятно, когда говорят об оранжевом цвете, что он теплый, о базе - что он низкий, или как греки называли, толстый. Очевидно, нет ничего общего между цветом и температурой, между звуком и величиной, но, видимо, есть нечто объединяющее их в эмоциональном тоне, которые окрашивает оба впечатления. Теплый тон или высокий звук означает, что есть некоторое сходство между эмоциональным тоном цвета и температурой. Оранжевый цвет сам по себе не похож на теплое, но в его действии есть на нас есть нечто такое, что напоминает действие на нас теплого. Вспомним, что эмоциональную реакцию мы определили как одиночную, вторичную, круговую реакцию проприорецептивного поля. И эмоциональный тон ощущения означает не что иное, как заинтересованность и участие всего организма в каждой отдельной реакции органа. Организму не безразлично, что видит глаз, он либо солидаризируется с этой реакцией, либо противится ей. "Таким образом - говорит Мюнстерберг, - "приятность" или "неприятность" на самом деле не предшествует действию, а сама является действием, которое ведет к продолжению или прекращению стимула". (1925, с.207) Таким образом, эмоциональная реакция, как реакция вторичная, - могущественный организатор поведения. В ней реализуется активность нашего организма. Эмоции были бы не нужны, если бы они были не активны. Мы видели, что они возникли инстинктивным путем из самых сложных и ярких движений. Они являлись в свое время организаторами поведения в самые трудные, роковые и ответственные минуты жизни. Они возникали на высших точках жизни, когда организм торжествовал над средой или приближался к гибели. Они осуществляли всякий раз как бы диктатуру в поведении. Теперь, при изменившихся условиях, внешние фрмы движений, сопровождавшие эмоцию, ослабли и постепенно атрофируются вследствии ненужности. Но внутренняя роль организаторов всего поведения, которая была их первичной ролью, остается за ними и сейчас. Вот этот момент активности в эмоции составляет самую важную черту в учении о её психологической природе. Неверно думать, будто эмоция представляет чисто пассивное переживание организма и сама не ведет ни к какой активности. Напротив, есть все основания полагать, что наиболее истинна та теория происхождения психики, которая связывает её возникновение с так называемым гедоническим сознанием, т.е. с первоначальным чувствованием удовольствия и неудовольствия, что как вторичный момент круговой реакции, влияло задерживающим или стимулирующим образом на реакцию. Таким образом, первоначальное управление реакциями возникает из эмоций. Связанная с реакцией эмоция регулирует и направляет её в зависимости от общего состояния организма. И переход к психическому типу поведения, несомненно, возник на основе эмоций. Точно так же есть все основания предполагать, что первичными формами чисто психического поведения ребенка являются реакции удовольствия и неудовольствия, возникающие раньше остальных. Этот активный характер эмоциональных реакций лучше всего выясняется на основе предложенной Вундтом трехмерной теории чувства. Вундт полагает, что всякое чувство имеет три измерения, причем в каждом измерении оно имеет два направления. Чувство может протекать: 1) в направлении удовольствия и неудовольствия, 2) возбуждения и подавленности, 3) напряжения и разрешения. Легко может показаться, что напряжение совпадает с возбуждением, а подавленность - с разрешением. Однако это не так. Если человек чего-нибудь боится, его поведение характеризуется необычайной напряженностью, натянутостью каждого мускула и вместе с тем чрезвычайной подавленностью реакций. Точно так же ожидание выигрыша или приговора заканчивается радостным возбуждением, соединенным с полнейшим разрешением от всяческого напряжения. Три измерения всякой эмоции означают, в сущности, говоря, все тот же активный характер чувства. Всякая эмоция есть позыв к действию или отказ от действия. Ни одно чувство не может остаться безразличным и безрезультатным в поведении. Эмоции и являются таким внутренним организатором наших реакций, которые напрягают, возбуждают, стимулируют или задерживают те или иные реакции. Таким образом, за эмоцией остается роль внутреннего организатора нашего поведения. Если мы делаем что-либо с радостью, эмоциональные реакции радости не означают ничего другого, кроме того, что мы и впредь будем стремиться делать то же самое. Если мы делаем что-либо с отвращением, это означает, что мы будем всячески стремиться к прекращению этих занятий. Иными словами, тот новый момент, который эмоции вносят в поведение, всецело сводится к регулированию организмом реакций. Становится для нас совершенно понятным то согласованное многообразие эмоциональных реакций, которое вовлекает в процесс каждой единичной реакции все важнейшие органы нашего тела. Экспериментальные исследования показывают при помощи записи дыхательных движений, толчков сердца и пульса, что эти кривые, выражающие ход самых важных органических процессов, послушно отзываются на малейший раздражитель и как бы немедленно приспосабливаются к мельчайшим изменениям среды. Недаром издавна сердце считалось органом чувства. В этом отношении выводы точной науки совершенно совпадают с древними взглядами на роль сердца. Эмоциональные реакции суть раньше всего реакции сердца и кровообращения: если мы припомним, что дыхание и кровь определяют собой протекание решительно всех процессов, во всех органах и тканях, мы поймем, почему реакции сердца могли выступать в роли внутренних организаторов поведения. "Всеми эмоциональными содержаниями нашей душевной жизни, - говорит Г.Ланге, - нашими радостями и печалями, часами счастья и огорчения мы обязаны преимущественно нашей сосудодвигательной системе. Если бы предметы, которые оказывают воздействие на наши внешние органы, не приводили в действие и эту систему, мы проходили бы мимо жизни безразлично и бесстрастно, впечатления внешнего мира увеличивали бы наше знание, но этим дело и ограничивалось бы; они не возбуждали бы в нас ни радости, ни гнева, ни забот, ни страха" (1896, с.73). III. Этап. Практический Наблюдение, это изучение мира на уровне познания чувственного, целенаправленное и осознанное. Это восприятие некоего процесса с целью выявления его инвариантных (неизменных) признаков без активного включения в сам процесс. В наблюдении проявляются личностные особенности восприятия, установки, направленность личности. Невмешательство - важная характеристика метода, определяющая его дотоинства и недостатки. Достоинства - в частности то, что, объект наблюдения, как правило, не ощущает себя таковым - не знает о наблюдении и в естественной ситуации ведет себя естественно. Однако при наблюдении неизбежен ряд трудностей. Прежде всего, хотя можно в некоей степени предвидеть изменения ситуации, в коей происходит наблюдение, невозможно их контролировать, а влияние неконтролируемых факторов может существенно изменить общую картину - вплоть до утраты той гипотетической связи между явлениями, обнаружение коей является целью исследований. Кроме того, наблюдение не свободно от субъективности позиции наблюдателя: он, не будучи в состоянии зафиксировать все изменения ситуации, невольно выделяет в ней самые важные для себя элементы, бессознательно игнорируя другие - чаще всего те, что противоречат его гипотезе. Несмотря на все предосторожности, наблюдение всегда характерно некоей субъективностью; оно может создавать установку, благоприятную для фиксации значимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданий наблюдателя. Психологи стараются избежать такой субъективности, прибегая к различным способам повышения достоверности; сюда относятся ведение наблюдения несколькими независимыми наблюдателями, планирование наблюдения, составление специальных шкал оценки поведения объекта, использование технических средств, и пр. Использование наблюдения предполагает наличие программы наблюдения, где перечислены все ожидаемые действия и реакции наблюдаемых, частота появления коих в тех или иных ситуациях и фиксируется наблюдателем. Недостаток метода наблюдения - значительная трудоемкость. Поскольку исследователя интересует не всякое проявление поведения, но лишь связанное с конкретной задачей, он вынужден выжидать интересующих его форм поведения или психических состояний. Кроме того, для надежности выводов нужно убедится в типичности некоего свойства, что вынуждает проводить длительные или повторные наблюдения, а так же применять другие методы. Невключенное наблюдение - тип наблюдения, при котором исследователь получает информацию об изучаемой группе, не включаясь в ход событий и не становясь членом этой группы. Невключенное наблюдение предназначенно для фиксации актов обычного и открытого поведения. IV. Этап. Диагностический Рокич Мендель/Мильтон (1918- 1988) американский психолог польского происхождения. Магистр Калифорнийского университета в Беркли (1941). Доктор Калифорнийского университет в Беркли (1947). Член Американской психологической ассоциации (АПА), член Американской ассоциации развития науки. Профессор социологии и психологии (1972-1988). Директор Отдела человеческих ценностей Социально-исследовательского центра Вашингтонского университета (1976-1988). Вице-президент Международного общества политической психологии (1981-1982). Получил награду «За выдающиеся исследования» Вашингтонского университета (1983), награду «Выдающемуся психологу» Вашингтонской психологической ассоциации (1983), награду памяти Курта Левина (1984). Почетный доктор Парижского университета (1984). Рокич утверждал, что догматизм не является специфической чертой какой-либо конкретной политической, религиозной или социальной группы, но присущ отдельным индивидуумам во всех группах, хотя и направлен на разные цели. Полагал, что догматизм, как и авторитаризм, связан с опытом ранней социализации. Предсказывал, что догматики вне зависимости от своих политических и религиозных убеждений будут восхвалять своих родителей и проявлять другие симптомы подавленного беспокойства и враждебности. Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни". Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей. Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства. При анализе полученных ранжировок ценностей, психолог обращает внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования. Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным. Применяется например в реабилитационной сфере для изучения особенностей ценностно-ориентационной сферы больных. V. Этап. Аналитический Инструкция: Материалы подготовить по уже проведенному тестированию. · Предоставить аналитические данные по проделанному тестированию VI. Этап. Творческий Эмоции |
| | | э | | | | | | | | | | | | | о | | | | | | а | | | | | | | | | | | | э | к | с | т | а | з | | | | | | | н | а | д | е | ж | д | а | | п | | | | | | | | | | | д | | с | | | | | | | и | | | | | | и | | | | | | а | | | | | | | | | | | е | | п | | | с | | н | | м | | | э | | | н | | | | | | т | | | | г | | | | | | | п6 | е | р | е | ж | и | в | а | н | и | е | | м | | с | о | п | е | р | е | ж | и | в | а | н | и | е | | | | | | р | | е | | | м | | с | | д | | | п | | | ч | | | | | | я | | ф | | п | | | | | | | е | | с | | | п | | т | | ж | е | л | а | н | и | е | | | | | | | | ф | | н | | | | | | | с | | с | | | а | | р | | | | | т | | | с | | | | | | т | р | е | в | о | г | а | | | | | с | | и | | | т | | о | | | | | и | | с | т | ы | д | | | | о | | к | | а | | | | | | | и | | я | | | и | | е | | | | | я | | | в | | | | | | л | | т | | н | | | | | | | я | | | | | я | | н | | | | | | э | м | о | ц | и | я | | | е | | | | а | | | | | | | | | д | | | | | и | | | | | | | | | | | | | | р | | | | л | | | | | | | в | л | е | ч | е | н | и | е | | | | | | | | | | | | | | а | | | | и | | | | | | | | | п | | | | | | | | | | | в | д | о | х | н | о | в | е | н | и | е | | з | | | | | | | | | е | | | | | | | | | | | | | | | | | | | т | | | | | | | | | | | | | р | | | | | | | | | | | | | | | | | | | н | | | | | | | | | | ч | у | в | с | т | в | о | | | | | | | | | | | | с | а | м | о | о | б | л | а | д | а | н | и | е | | | | | о | | | | | | | | | | | | | | | | | | | с | | | | | | | | | | | | | н | | | | | | | | | | | | | | | | | | | т | | | | | | | | | | | | | а | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ь | | | | | | | | | | | | | л | ю | б | о | в | ь | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | и | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | з | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | а | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ц | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | и | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | я | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Вопросы: 1. Выразительность, сильное внешнее проявление эмоций. (экспрессия) 2. состояние крайней степени восторга. доходящего до исступления (экстаз) 3. Состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. (эмоция) 4. Постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека (эмпатия) 5. Состояние, характерное эмоциональной пассивностью (апатия) 6. Эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. (аффект). 7. Аффективное состояние, характерное отрицательным эмоциональным фоном. (депрессия) 8. Эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего либо, сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа. (имидж) 9. Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (любовь) 10. Эмоциональное переживание, возникающее при ожидании субъектом некоего желаемого события; отражает предвосхищаемую вероятность его реального существования. (надежда) 11. Сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляемые как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида. (настоение) 12. Один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей (одиночество) 13. Любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его жизни (переживание) 14. Способность выполнять деятельность в дезорганизующих её ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу. (самообладание) 15. Устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, их группам или сциальным явлениям, проявляемое в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи и тд. (симпатия) 16. Уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другого субъекта или социальной группы. (сопереживание) 17.Эмоция, возникающая в результате осознания несоответствия, реального и мнимого, своих поступков или индивидуальных проявлений принятым в данном обществе и им самим разделяемым нормам или требованиям морали. (стыд) 18. Отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего-то опасного, имеющие диффузный характер. не связанные с конкретными событиями. (тревога) 19. Эмоциональные переживания, в коих отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам внешнего мира. (чувство) 20. Осознанное влечение, отражающее потребность; эмоциональное переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что либо осуществить. (желание) 21. состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к появлению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники. Характерно повышенной общей активностью, необычайной продуктивностью деятельности и эмоционального погружения в творчество. (Вдохновение) 22. инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. Психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта, - уже имеющее эмоциональную окраску, но еще не связанное в выдвижением сознательных целей (Влечение) 23. диагностическая процедура, в коей составление анамнеза или выявление содержания эмоциональных переживаний в жизни клиента производится при его погружении в гипнотическое состояние (Гипноанализ) 24. Деперсонализация (обезличивание) - 1. Изменение самосознания индивида, для коего характерны утрата психологических и поведенческих особенностей, характерных для него как личности, ощущение потери своего Я и мучительное переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения к близким, к работе и пр. 25. Толерантность - отсутствие или ослабление реагирования на некий неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне - в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей (адаптация).
|
|