Основные проблемы возрастной психологии
Основные проблемы возрастной психологии
Введение Возрастная психология - это область психологии, которая изучает психологические особенности формирования личности на разных возрастных этапах. Делится на подразделы: детская, подростковая психология, психология юности, взрослости, старости (геронтопсихология). Каждый раздел изучает динамику психической жизни человека в рамках данного возраста, т.е. онтогенез. Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти периоды охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей старшего возраста. Предметом возрастной психологии является изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития детей при их переходе из одного возраста в другой, включая разносторонние содержательные психологические особенности детей разного возраста. Объект исследований - закономерности развития и формирования личности. Предмет - возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности. В данной работе ставится задача отразить уникальность каждого возрастного момента, рассматриваются противоречия на каждом возрастном этапе, уделяется внимание онтогенетическому развитию человека Центральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанных с характеристикой самого процесса развития, обусловленного предпосылками и условиями развития, а также внутренней позиции самой личности. Работа является результатом аналитической переработки литературы по проблемам методологических основ возрастной психологии. Что позволило получить знание основных закономерностей и особенностей развития детей, умение применения важнейших методов исследования, понимание важнейших категорий развития в концептуальном аппарате возрастной психологии. В работе рассматриваются проблемы возрастной психологии в отечественной психологии. А именно, подходы к проблемам возрастной психологии С.Л. Рубинштейна. В работе также рассматриваются идеи и исследования Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, В. В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Л.А. Венгера. А также материалы, содержащиеся в трудах известных представителей зарубежной психологии: В. Штерна, К. Бюлера, Ж. Пиаже, К. Коффки, Э. Клапереда, 3. Фрейда, А. Баллона, Р. Заззо, Э. Эриксона, Дж. Брунера и др. 1. Возрастные особенности Возраст и возрастные особенности как ступени развития выступают на этой основе как проявление, как момент различных фаз жизни человека. "Онтогенез" человека - это жизненный путь личности, процесс индивидуального развития. У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития. Разные дети и развиваются не только разными темпами, но и проходят через индивидуально различные ступени развития. Каждая ступень развития конкретного индивида включает в единстве и взаимопроникновении и единичные, и особенные, и общие черты. Поэтому при всей индивидуализированное пути развития каждого человека, конечно, существуют и общие закономерности, знание которых необходимо для понимания индивидуального психического развития ребенка. Но общие возрастные особенности не обозначают ни возрастных стандартов, ни возрастных лимитов. Возраст не определяет стандарты психического развития. Возрастные особенности существуют лишь внутри индивидуальных, в единстве с ними. При этом, во-первых, чем ребенок старше и, во-вторых, чем процессы сложней, тем большую роль играют индивидуальные особенности, тем значительнее индивидуальные различия. Изучая процесс индивидуального развития человека, его становление и выделяя в нем различные этапы - младенца, преддошкольника, дошкольника, школьника младших, средних классов, подростка, старшеклассника или юношу, нельзя забывать, что это все звенья единой цепи, единого процесса становления человека. Подросток, например, - это ребенок, становящийся взрослым. Каждый период в развитии подрастающего человека - это и ступень, и переход от одной ступени к другой. Возрастные характеристики заключаются для нас поэтому не в статических срезах, а в стержневых, узловых изменениях, характерных для данного периода. Конкретно онтогенетическое развитие каждого человека совершается по мере того, как он проходит свой индивидуальный жизненный путь, и является формированием, развитием его индивидуальности. По мере этого развития человек, овладевая в процессе обучения и воспитания содержанием культуры и затем изменяя в своей трудовой деятельности действительность, изменяется сам; но в изменении, поскольку оно является развитием данной личности, сохраняется и определенная преемственность. В силу этого в самом процессе изменения, усложнения, преобразования различных его черт уже с ранних сравнительно лет часто с такой отчетливостью выступает характерный для данного человека облик, который у цельных натур с ярко выраженной индивидуальностью сохраняется в наиболее общих своих чертах на протяжении всей сознательной жизни. В итоге развития в жизнь вступает и в жизни дальше формируется личность - субъект практической и теоретической деятельности 2. Основные проблемы возрастной психологии 2.1 Категория возраста Одним из основных вопросов, рассматриваемых в рамках изучения возрастной психологии, является понятие возраста. Возраст - это категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Различают хронологический (паспортный) возраст и психологический. Хронологический возраст обозначает длительность существования человека с момента рождения. Психологический возраст - это определенная, качественно своеобразная ступень онтогенеза, обусловленная закономерностями формирования организма, условиями жизни, воспитания и обучения. Первая попытка системного анализа возраста как категории принадлежит Л.С. Выготскому. В дальнейшем этой проблемой занимались Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин. Выделяют следующие компоненты возраста. 1. Социальная ситуация развития - совершенно своеобразные, специфические для данного возраста, исключительно единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей его действительностью. (Л. С. Выготский). Для каждого возраста в зависимости от ССР характерны типичные формы отношений и поведения. 2. Новообразования - психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития. «Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный возрастной период». (Л.С. Выготский) Например, возникновение речи в раннем возрасте, чувство взрослости в подростковом возрасте. 3. Ведущая деятельность - это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой (Эльконин Д.Б.). Принцип ведущей деятельности глубоко разработан в трудах А.Н. Леонтьева. Сущность этого принципа заключается в том, что в первую очередь именно в процессе ведущей деятельности ребенка в каждом периоде его развития складываются новые отношения, новый тип знаний и способы их получения, что существенно меняет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Таким образом, каждая ведущая деятельность способствует появлению характерных только для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста. Но в пределах одной и той же деятельности, характерной для одного возраста, можно выделить различные этапы, причем развитие ребенка на каждом из них не одинаково. В процессе деятельности общения у ребенка формируются в первую очередь потребности, цели, мотивы деятельности. 2.2 Закономерности психического развития Следующей проблемой возрастной психологии считают проблему психического развития. Психическое развитие - закономерное изменение психических явлений во времени, выражающееся в их количественных, качественных и структурных преобразованиях (А. В. Петровский). Развитие идет при взаимодействии трех факторов: генетического (наследственного), социальной среды, обстоятельства жизни. Существует несколько подходов к пониманию ведущего фактора в психическом развитии. 1. Биогенетическое направление. Психическое развитие - результат преобразований заложенных задатков. Соответственно развитие идет по законам биологического созревания организма. Определяющим фактором являются генетические предпосылки. Воспитание, обучение являются лишь внешними факторами, способными либо затормозить, либо ускорить процесс выявления природных психических качеств. Сторонниками этого подхода можно назвать Вильяма Прейера, Карла Бюлера, Стенли Холла. 2.Социогенетическое направление Психическое развитие - результат влияния общества, социальной среды. Главное в человеке - его опыт, а опыт зависит от социальной среды. Сторонниками этого подхода можно назвать таких психологов как Э. Дюркгейм, Г. Тард, П. Жане. Истоки таких взглядов можно увидеть еще в работах педагога XVII века Дж. Локка, который говорил, что ребенок это «tubule rasa» - чистая доска, и все зависит от взрослых, которые «пишут» на этой доске. К этому подходу можно отнести такое направление в психологии как бихевиоризм. Бихевиористы также считают, что в развитии человека все определяется научением. 3. Эпигенетическое направление. Психическое развитие - результат влияния как генетического, так и социального факторов. Одним из первых о значении влияния двух факторов говорил В. Штерн, предложивший принцип конвергенции - соединения биологической и социальной линий развития. Представители данного направления - Ж. Пиаже, А. Валлон (когнитивное развитие), Кольберг, Л. И. Божович, Ж. Пиаже (нравственное развитие), Кречмер, К. Г. Юнг, Олпорт (личностное развитие), К. Роджерс, А. Маслоу (социальное развитие). Современный взгляд на психическое развитие в отечественной психологии основывается на положениях, предложенных Л.С. Выготским. Л.С. Выготский считал, что развитие зависит от двух факторов: биологического и социального. Однако нельзя понимать развитие как механическое сложение одного и другого. Эти факторы имеют значение на протяжении всей жизни человека, но имеют как бы разный удельный вес в развитии разных функций и на разных возрастных этапах. Например, для развития более простых функций (ощущение, восприятие) большую роль играют генетические задатки, а в становлении более сложных функций (абстрактное мышление, логическая память) большее значение отводится социальному окружению; в развитии речи на ранних этапах большую роль отводят биологическим предпосылкам, но чем старше ребенок, тем значимее для развития речи становится окружение. Связь развития и обучения человека - одна из центральных проблем психологии, которая раскрывает вопросы ведущего фактора в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах. Психическое развитие - это процесс качественных изменений в психике, появление новых образований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Психическое развитие осуществляется одновременно по линиям: - познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания); - психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности); - личности (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т.д.). Как подчеркивал С.Л. Рубинштейн, «ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается, и обучается. Это значит воспитание и обучение включаются в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются лишь над ним…» и «…личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и т.д… не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка…» Обучение и воспитание как главнейшие формы организации активности детей строятся с учетом наследственных данных, задатков, а также с учетом достигнутого уровня психического развития. В зависимости от того, как оценивается роль обучения в психическом развитии ребенка, психологи разделились на два лагеря. Один из них - психологи женевского направления (Ж.Пиаже, Инельдер и др.) - ограничивают роль обучения, считая, что знакомство ребенка с вещами и познание их происходит само собой, а обучение только «приспосабливается» к тому развитию, которое происходило спонтанно, самостоятельно. Ребенок, по мнению Ж. Пиаже, является природным существом и в то же время с момента рождения он представляет автономную и активную единицу, обладающую внутренней структурой. Действия ребенка, отмечает Пиаже, опосредуются окружающим миром. Однако он не просто отвечает на внешние воздействия, но и перерабатывает их, приспособляя к себе. В свою очередь внешний мир выступает как нечто сопротивляющееся ребенку, чем вызывает ответные действия, облегчающие его приспособление к миру. Признавая роль социальных воздействий в психическом развитии, Ж. Пиаже в то же время отмечает их незначительную роль. Так, выделяя факторы интеллектуального развития, он никогда не включает в их число обучение. И это - применительно не только к детям дошкольного возраста, но и школьного, у которых учебная деятельность является ведущей. Пиаже не отрицает роли обучения в развитии, но считает, что обучение не может изменить содержания или последовательности развития. Оно способно лишь несколько его замедлить или ускорить. Ж. Пиаже рассматривает развитие как результат спонтанного усложнения взаимоотношений отдельного индивида с окружающей средой. Представление о взаимосвязанности процессов обучения и развития при ведущей роли обучения противостоит положению, долгое время господствовавшему в детской психологии, о том, что развитие - это созревание, а обучение должно надстраивать над созреванием. Психологи другого направления, и в первую очередь отечественные ученые, придают обучению значение основного фактора, ведущего за собой развитие. Они подчеркивают, что предметы и способы их употребления не могут быть открыты ребенком без участия взрослых. Взрослые передают ребенку знания о предметах, о зафиксированных в обществе способах их использования, т.е. обучают ребенка. Обучение - это специально организованная деятельность по передаче ребенку социально-исторического опыта, накопленного человечеством. Решение вопроса о соотношении обучения и развития имеет существенное значение не только для психологической теории, но и для педагогической практики, т. к. важно понимание ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах. «Процессы развития не совпадают с процессом обучения, - писал Выготский Л.С., - процессы развития идут вслед за процессами обучения». Выготский решительно выступал против концепций спонтанного созревания душевных способностей. К началу 30-х г.г. в зарубежной психологии господствовала уверенность в том, что только созревание психических процессов ребенка обеспечивает успех его дальнейшему обучению. Обучение плетется в хвосте развития - таков был общий вывод. Д.Б. Эльконин высказывает мысль о том, что обучение детей должно ориентироваться не на сложившиеся, а на еще только складывающиеся особенности умственного развития. Умственное развитие в условиях специально организованного обучения является предметом исследований П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной и их многочисленных сотрудников. Выготский решительно пересмотрел эту концепцию. Если развитие психики ребенка происходит в процессе общения, значит это общение и его наиболее систематизированная форма - обучение ведет за собой развитие. Обучение, которое во многих концепциях выступало как идущее вслед за развитием, на самом деле является определяющим, решающим фактором развития. Большой вклад в разработку вопроса о взаимосвязи обучения и развития внес Л.С. Выготский, подчеркнувший ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности как решающей причины, движущей силы развития. Принципиально важно положение Выготского о том, что обучение должно забегать вперед развития и подтягивать его за собой. Интересна и значима для практики управления развитием идея Выготского о двух уровнях развития детей: уровень актуального развития характеризует особенности психических функций ребенка, сложившиеся на сегодняшний день, а зона ближайшего развития требует ориентировки на реализацию у ребенка возможностей завтрашнего дня. Л.С. Выготский писал: « То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает на зону его ближайшего развития.… Таким образом, зона ближайшего развития поможет нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития… Состояние умственного развития ребенка может быть определено, по меньшей мере, с помощью выяснения двух уровней - уровня актуального развития и зоны ближайшего развития». Это положение Л.С. Выготского нашло широкое отражение и дальнейшее развитие в психолого-педагогической науке. Роль обучения в умственном развитии ребенка раскрыта во многих исследованиях отечественных ученых (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Н.А. Менчинская, А.А. Люблинская, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.). Единство развития и обучения, развития и воспитания означает взаимосвязь и взаимопроникновение этих процессов. Развитие не только обусловливает обучение и воспитание, но и само обусловливает ход созревания и развития. Психическое развитие ребенка следует рассматривать не только как предпосылку, но и как результат всего хода его развития в процессе обучения и воспитания. Образовательная среда, которую организуют взрослые и в которой обитает ребенок, состоит, с одной стороны, из знаний, умений, правил, деятельностей и т.п., которые как бы присваивает ребенок; с другой стороны, из его отношений к этим знаниям, умениям, правилам, деятельностям и т.п.; с третьей - из отношений ребенка к самому себе, к окружающим его сверстникам и взрослым, из понимания им своего места в этой обетованной среде, его эмоционального самоощущения в ней. Эффективность образования, а, следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития и не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития, на сколько взрослые в работе с детьми разного возраста акцентируют внимание на формирование у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процессе которой они включаются. Таким образом, обучение и воспитание, разумно организованные и специально направленные на развитие детей, обеспечивают высокие показатели в формировании умственных способностей и нравственных качеств человеческой личности. Развитие идет непрерывно в течение всей жизни, и существуют определенные закономерности возрастного развития. 1. Психическое развитие определяет деятельность, т.е. возрастные особенности определяют характер ведущей деятельности. 2. Деятельность определяет психическое развитие т. е. чем активнее деятельность, тем интенсивнее развитие. Появление нового связано с активностью самого человека. 3. Неравномерность психического развития. Для каждой психической функции есть свой период наиболее благоприятного развития (сенситивный период). 4. Интеграция - все психические функции постепенно приобретают все большие связи друг с другом и все больше влияют друг на друга. 5. Акселерация - ускоренное психическое и физическое развитие. 6. Компенсация - при отставании какой-либо психической функции в развитии, ее начинает замещать другая функция. 7. Кризис - противоречие, столкновение между потребностями и возможностями. Может проявляться в личностной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах.
2.3 Одной из фундаментальных проблем возрастной психологии является проблема периодизации Разделить жизнь на определенные периоды, этапы предпринимались еще до нашей эры. Научные разработки по этой проблеме начались в 30-тые годы ХХ века. Свою периодизацию предлагали Ж. Пиаже (периодизация интеллектуального развития), Э. Эриксон, П.П. Блонский (периодизация в соответствии с появлением зубов), З. Фрейд (периодизация в соответствии с психосексуальным развитием), Л.С. Выготский и другие. В настоящее время наибольшее распространение получила периодизация, предложенная Д. Б. Элькониным. Данная периодизация опирается на следующие критерии: 1. новообразования. 2. ведущая деятельность 3. характер противоречий (кризис) 3. Кризисы на разных возрастных этапах Вернемся к рассмотрению такой закономерности возрастного развития как кризис. Признаки кризиса: появление негативных черт, трудновоспитуемость, неотчетливость границ. Кризисы возникают на каждом возрастном этапе и имеют в первую очередь позитивное значение. Кризис является необходимым условием дальнейшего развития, почвой для появления новообразований. Противоречия между новыми потребностями и старыми возможностями, описанные нами в таблице, и являются причинами кризиса. Основные кризисы: 1. Кризис новорожденности - происходят резкие изменения условий жизни. До появления на свет плод находится в достаточно комфортных условиях: необходимые температура, давление, питание. В момент рождения все условия мгновенно изменяются: резкие звуки, резкий свет, ребенка пеленают, кладут на весы. » З. Фрейд назвал первый крик ребенка «криком ужаса». 2. Кризис одного года - возникает потребность в новых впечатлениях, в общении, а возможности ограничены - навыки в ходьбе отсутствуют, говорить еще не может. Л.С. Выготский связывал переживание кризиса 1-го года с тремя моментами: ходьба, речь, аффект и воля. 3. Кризис трех лет - проявляется стремление к самостоятельности, ребенок впервые говорит “Я сам!'', первое рождение личности. Выделяют две линии протекания кризиса - 1) кризис независимости: негативизм, упрямство, агрессивность, либо 2) кризис зависимости: плаксивость, робость, стремление к тесной эмоциональной привязанности. 4. Кризис шести-семи лет - появление собственной активности, неустойчивость воли и настроения, утрата детской непосредственности, возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Кризисные переживания связаны с осознанием новой позиции, стремлением стать школьником, но пока сохраняется отношение как к дошкольнику. 5. Кризис подростковый - кризис характера и отношений, притязания на взрослость, независимость, но отсутствуют возможности их реализации. Промежуточность положения - «уже не ребенок, еще не взрослый», психические и социальные изменения на фоне бурной физиологической перестройки. 6. Кризис юности 16-18 лет - впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути. Кризисы сопровождают и взрослую жизнь человека. Выделяют кризис молодости 23-26 лет, кризис 30-35лет, кризис середины жизни 40-45, кризис пожилого возраста 55-60 лет, кризис старости. Различают малые и большие кризисы. К большим кризисам относят: кризис новорожденности, кризис 3-х лет, подростковый кризис, кризис середины жизни 40-45 лет. К сожалению, не существует единых алгоритмов поведения в кризисе. Можно лишь предложить общие рекомендации стратегии поведения в кризисе: быть внимательными, вовремя замечать изменения и соответственно перестраивать свои отношения. Заключение Таким образом, рассмотрены основные вопросы возрастной психологии - закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенности психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения и до завершения жизненного пути. Эти знания помогают выстраивать более успешные взаимоотношения со своими учениками, их родителями, со своими коллегами, помогают понять окружающих людей и, главное, себя.
|