Основы психологии и педагогики
Основы психологии и педагогики
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Введение ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ Тема 1. Введение в общую психологию Объект, предмет и задачи психологии Основные отрасли и методы психологии Понятие о психике и сознании Деятельность и поведение человека Биологическое и социальное в человеке Тема 2. Психические процессы Ощущение как психический процесс Восприятие, его виды и свойства Процессы памяти Процесс мышления Мышление и речь Воображение и его виды Внимание, его виды и свойства Эмоциональные процессы Мотивационные процессы 2.10. Волевые процессы ТемаЗ. Психические состояния Классификация психических состояний Депривация, депрессия, фрустрация, агрессия Психическое состояние стресса Сон, врабатывание, утомление, монотония Регуляция и саморегуляция психических состояний Аутогенная тренировка ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке Становление и развитие педагогики Практическая и научная педагогика Педагогическая деятельность как созидание личности: Общекультурное значение педагогики Тема 2 . Образование как социокультурный феномен 2.1. Тенденции современной социокультурной ситуациии образование Функции и ценности образования в обществе Основные модели образования как педагогического процесса Образование как средство разрешения глобальных проблем: Тема 3. Современное состояние образования Мировые образовательные тенденции Образование как развивающаяся система Демократизация школьного образования Развитие высшей школы в современном мире Система образования в Республике Беларусь Реформа белорусской общеобразовательной школы Развитие профессионально-технического и среднего специального образования Реформирование системы высшего образованияв Республике Беларусь Раздел I ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Тема 1. Введение в общую психологию 1.1. Объект, предмет и задачи психологии Психология (от греческого «психе» -- душа) -- это об-ласть знаний о внутреннем (психическом) мире челове-ка и животных, то есть наука о психике. Этапы развития психологической науки: этап - психология как наука о душе. этап -- психология как наука о сознании. этап -- психология как наука о поведении. этап - психология как наука о психике. В самостоятельную науку психология выделилась из философии во второй половине XIX века. Это событие связывают с открытием немецким психологом В. Вунд-том в 1879 году в Лейпциге первой лаборатории экспе-риментальной психологии. Объект психологии -- это совокупность различных но-сителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах. Предмет психологии -- это происхождение, законо-мерности развития и функционирования психики чело-века и животных. Задачи психологии: научиться понимать сущность психических явлений; научиться управлять ими; использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики; быть теоретической основой практики психологиче-ской службы. 1.2. Основные отрасли и методы психологии Современная психология включает в себя до 40 отдель-ных дисциплин и научно-практических направлений: зоопсихология в изучает особенности психики жи-вотных; детская психология -- изучает психику и связанные с ней условия развития личности растущего человека; социальная психология -- изучает взаимоотношения человека с другими людьми и социальными группами; педагогическая психология -- изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания; психология труда -- рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, законо-мерности развития трудовых умений и навыков; медицинская психология -- изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения или пси-хотерапии; юридическая психология -- изучает психологические особенности поведения участников уголовного процес-са, психологические проблемы формирования личности и поведения преступника; экономическая психология -- рассматривает психоло-гические аспекты экономического поведения человека (психология рекламы, имиджа, продавца и покупателя, делового общения, менеджмента и т.д.); военная психология -- изучает поведение людей в ус-ловиях боевых действий; патопсихология -- (patos -- страдание ) -- изучает от-клонения в развитии психики, распад психики при раз-личных формах мозговой патологии. Методы психологии: методы сбора информации (наблюдение, изучение ре-зультатов деятельности, изучение документов, метод оп-роса, метод тестов, эксперимент, биографический метод). методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы). методы психологического воздействия (дискуссия, тре-нинг, формирующий эксперимент, убеждение, внуше-ние, релаксация и другие). 13. Понятие о психике и сознании Психика -- это свойство животных и человека отра-жать объективный мир в его связях и отношениях. Психическое отражение -- это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая незави-симо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности. Психика человека состоит из трех групп психических явлений: психические процессы (познавательные, эмоциональ-ные, волевые, мотивационные и другие); психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.); психические свойства человека (темперамент, способ-ности, характер, направленность личности); Психическая деятельность зависит от особенностей че-ловеческого организма и функционирования коры го-ловного мозга, в которой выделяют: сенсорные зоны (принимают и обрабатывают инфор-мацию от органов чувств и рецепторов); моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека); ассоциативные зоны (служат для переработки инфор-мации). В психологии существуют и другие представления о струк-туре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессозна-тельное, предсознательное и сознательное. Главное отличие психики человека от психики живот-ных -- это наличие сознания, особенно самосознания. Сознание -- это высший уровень психического отраже-ния действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, пре-дусмотрение их последствий, контроль и управление по-ведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание -- неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности. Исторически сознание возникло вместе с мышлением и речью в процессе деятельности и общения людей. Соз-нание ребенка также развивается в процессе взаимодей-ствия с людьми. Человек может терять сознание во время сна, обморока, шока, под влиянием наркоза, хотя пси-хика при этом и продолжает функционировать. Формы сознания: индивидуальное, групповое и обще-ственное. Первые два изучаются психологией, третье -- общественными науками. Структуру сознания можно рассматривать в плане раз-личных аспектов отношения человека к миру. Как следует из самой этимологии слова «сознание», его ядром является знание, а также формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, сужде-ние, умозаключение). Различные формы знания составля-ют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонен-том сознания являются эмоциональные переживания, а также воля, выражающаяся в целенаправленности дейст-вий человека. 1.4. Деятельность и поведение человека Деятельность -- это активное взаимодействие субъек-та с окружающим миром, направленное на производст-во определенных продуктов материальной или духовной культуры. Психологическая структура деятельности такова: цель -» мотив ^способ -> результат. Мотив -- это то, ради чего осуществляется деятель-ность. Мотив -- это внутренний побудитель человека к активной деятельности, связанный с удовлетворением его потребностей. Основные виды деятельности: общение, игра, учение, труд. Всякая деятельность состоит из действий и поступков. Действие -- это элементарная часть деятельности, в которой достигается ближайшая цель, не разлагаемая на более простые. Действия могут осуществляться различ-ными способами, которые называются операциями. Поступки -- это действия, которые связаны с нравст-венными принципами, с моралью. Например, действия по защите оскорбляемого хулиганом невинного человека или бескорыстное возвращение законному владельцу найденного бумажника с деньгами. В зависимости от степени осознанности действий и по-ступков выделяют следующие компоненты деятельности: Умения -- в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, хотя и включают в себя автоматически выполняемые части -- навыки. Навыки -- это автоматизированные компоненты уме-ний, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Привычки -- в отличие от навыков могут контролиро-ваться сознательно, но в отличие от умений не всегда явля-ются разумными и полезными. Например, дурные привыч-ки: курение, сквернословие и др. Деятельность является одним из проявлений поведе-ния человека. Поведение, следовательно, более широкое понятие. Животные тоже обладают поведением, но не дея-тельностью, которая отличается целенаправленностью и осознанностью совершаемых действий. 1.5. Биологическое и социальное в человеке Человек -- это особое существо. С одной стороны, он обладает биологическим началом, относится к высшим млекопитающим. С другой -- это существо социальное, поскольку общественные отношения изменили как его телесную организацию, так и сам характер существова-ния. А многие психологи уточняют, что человек -- это существо биопсихосоциальное. Диалектика взаимосвязей биологического и психиче-ского, психического и социального до сих пор представ-ляет для науки серьезную проблему. Говоря о процессе развития человека в соответствии с генетическим кодом, психологи пользуются термином «со-зревание». При этом они спорят о том, в какой степени поведение человека определяется созреванием, а в какой -- социальным научением. Природные (биологические) особенности человека вы-ступают только в качестве предпосылок, необходимых условий психического развития. Например, свойства нерв-ной системы лежат в основе темперамента, а задатки ~ в основе способностей. Установлено, что во многом именно генами опреде-ляется множество психологических характеристик чело-века (активность и пассивность, мнительность и тревожность, самостоятельность и зависимость, альтруизм и эгоизм, интеллект, агрессивность, сексуальность и т.д.). Однако, биологические особенности сами по себе еще не определяют личностные качества человека (способно-сти, характер, убеждения и т.п.). При формировании личности человека исключительно велика роль социаль-ной среды, социального опыта, в том числе и воспита-ния в широком смысле этого слова. Тема 2. Психические процессы 2.1. Ощущение как психический процесс Психический процесс -- это течение психического яв-ления, вызываемое как внешними воздействиями, так и раздражителями, идущими от внутренней среды орга-низма. Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение, восприятие, па-мять, мышление, внимание и воображение. Ощущение -- это первейшая и простейшая форма чув-ственного познания. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные стороны или свойства предметов и явлений (цвет, форму, запах, жажду, тяжесть и т.д.). Физиологическим аппаратом ощущения является анали-затор, состоящий из трех частей: рецептор -- часть анализатора, преобразующая энер-гию внешнего воздействия в нервные сигналы; нервный путь, по которому нервные сигналы переда-ются в мозг; корковая часть полушарий головного мозга, где нерв-ные сигналы осознаются. Типы ощущений: Внешние ощущения -- зрительные, слуховые, обоня-тельные, вкусовые, кожные, осязательные. С их помощью человек познает свойства предметов или явлений, которые находятся вне его. Рецепторы этих ощущений располо-жены на поверхности тела. Внутренние ощущения -- голод, жажда, тошнота, из-жога и т.д. Рецепторы этих ощущений находятся внутри организма. * Двигательные (кинестезические) ощущения -- это ощущения движения и положения тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора находятся в мышцах и связках. Ощущение каждого человека имеет определенный диа-пазон, ограниченный с двух сторон порогами ощущения. За пределами нижнего порога ощущение еще не возни-кает, так как раздражитель слишком слаб. За пределом верхнего порога ¦ уже не возникает, так как раздражи-тель слишком силен. Все ощущения имеют общие законы: Закон сенсибилизации -- состоит в повышении чувст-вительности под влиянием адекватных и неадекватных раздражителей. Согласно этому закону в результате сис-тематических упражнений человек может повысить свою чувствительность. Закон адаптации (приспособления) -- состоит в из-менении порога чувствительности под влиянием долго действующего раздражителя. Например, человек остро ощущает любой запах только в первые несколько минут, затем ощущение притупляется. Закон контрастности -- состоит в изменении чувст-вительности под влиянием предшествующего раздражи-теля. Например, одна и та же фигура на белом фоне ка-жется темнее, а на черном -- светлее. 2.2. Восприятие, его виды и свойства Восприятие -- это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, которые присущи всем жи-вым существам, имеющим нервную систему, способно-стью воспринимать мир в виде образов обладает только человек и высшие животные. Этот процесс, характерный для восприятия, называется объективацией. Если результатом ощущения является некоторое чув-ство (например, ощущение яркости, громкости, соле-ного, равновесия и т.д.), то в итоге восприятия склады-вается образ, включающий целый комплекс различных взаимосвязанных ощущений. Образ, складывающийся в процессе восприятия, пред-полагает взаимодействие нескольких анализаторов. В за-висимости от того, какой из них работает активнее, раз-личают и виды восприятия: зрительное, слуховое, ося-зательное восприятие. Восприятия подразделяют также и на другие виды. В зависимости от целей: преднамеренные и непред-намеренные восприятия. В зависимости от степени организации: организован-ные (наблюдения) и неорганизованные восприятия. В зависимости от формы отражения: восприятие пространства -- это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояний между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся; восприятие времени -- это отражение длительности, скорости протекания и последовательности явлений; восприятие движения -- это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Свойства восприятия: Избирательность восприятия -- способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него интерес. Предметность восприятия -- проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленный в пространстве и времени. Апперцепция -- зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Осмысленность восприятия -- показывает, что вос-принимаемые человеком предметы имеют для него опре-деленный жизненный смысл. Константность восприятия -- относительное посто-янство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, ракурса, освещенно-сти и т.д.). Целостность восприятия -- выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются. Нарушения восприятия: 1 Гиперстезия -- повышенная чувствительность к обыч-ным внешним раздражителям. * Гипостезия -- явление, обратное гиперстезии, то есть сниженная чувствительность. Агнозия -- нарушение узнавания предметов при яс-ном сознании и сохранении или незначительном сниже-нии чувствительности. Галлюцинации -- восприятия, возникающие без нали-чия реальных объектов (видения, призраки, мнимые зву-ки, голоса, запахи и т.д.). Галлюцинации следует отличать от иллюзий, то есть ошибочных восприятий реальных пред-метов и явлений. 2.3. Процессы памяти Память -- это совокупность процессов запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек вос-принимал, делал или переживал. Образы предметов и явлений, которые создаются в процессе восприятия, не исчезают бесследно, а сохраняются в памяти. Они могут быть воспроизведены в виде представлений. Образы пред-ставлений памяти, конечно, бледнее образов восприятия, но именно они лежат в основе закрепленного нами про-шлого опыта. Компоненты памяти: Запоминание. Сохранение. Воспроизведение. Забывание. Виды памяти: Наглядно-образная -- это память на зрительные, зву-ковые, осязательные, обонятельные и вкусовые образы. Словесно-логическая -- выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей в виде понятий и словесных формулировок. Этот вид памяти присущ только человеку. Двигательная (моторная) -- выражается в запоминании и воспроизведении движений. Лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и других умений. Эмоциональная память -- это память на переживания. Имеет большое значение для формирования личности. Пережитые и сохраненные эмоции выступают как побудительные силы к совершению или отказу от соверше-ния того или иного поступка. Памяти присуши следующие характеристики: объем, быстрота, точность и длительность. Возможные расстройства памяти: Гиперфункция памяти -- когда воспоминания вдруг ста-новятся живее и резче, детальнее обычного. Иногда гипер-функция памяти принимает форму навязчивьгх воспоми-наний. Амнезия -- утрата способности сохранять или вос-производить имеющуюся информацию. 2.4. Процесс мышления Мышление -- (,зто психический процесс отражения ре-альности в ее наиболее существенных связях и отношениях, высшая форма творческой активности человека. "Мышление можно представить как познавательный про-цесс, направленный на разрешение какой-либо задачи, постановка которой включает в себя цель, условия и ре-шение. Виды мышления: * Наглядно-действенное -- отличается тем, что решение нестандартной задачи (практической или теоретической) ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразова-ний, в которых принимает участие сам субъект мышления. * Наглядно-образное I осуществляется на основе преоб-разований образов восприятия в образы представлений; дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме. * Абстрактно-логическое, оно же словесно-логическое, вербально-логическое или дискурсивное -- это опосре-дованное прошлым опытом речевое мышление человека, осуществляемое при помощи логических операций с по-нятиями (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация). Выступает как процесс связ-ного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Это раз-личного вида дедуктивные и индуктивные умозаключе-ния, способы доказательств и т.д. Процессы мышления людей присущи значительные индивидуальные различия, которые проявляются в качествах ума: Самостоятельность мышления. Широта и глубина ума. Гибкость мысли. Быстрота и критичность ума. 2.5. Мышление и речь Человеческое мышление тесно связано с речью. И речь, и мышление протекают на одной и той же основе ~ на основе языка, который можно рассматривать как знако-вую систему, служащую для фиксации, хранения, ос-мысления и передачи информации. Язык служит средст-вом общения между людьми. Собственно, языки и сфор-мировались вместе с мышлением из потребности людей в общении и в процессе общения. Речь ~ это словесный (вербальный ) язык в действии, процесс практического применения человеком именно сло-весного языка, а не какого-нибудь другого (языка жестов, звуков, красок, программирования и т.д.). Виды речи: Внутренняя речь -- это словесная форма мышления. Результатом внутренней речи являются мысли. Хотя при внутренней речи человек и не говорит вслух, его мысли все равно облекаются в форму слов. Внутренняя речь ко-ротка, свернута, часто целое предложение сокращается до одного слова. Внешняя речь -- бывает устной и письменной. Устная делится на монологическую и диалогическую, когда в разговоре участвуют два человека и более (беседа, дис-пут, дискуссия). Свойства речи: * Содержательность речи - зависит прежде всего от ценности и объема содержащейся в ней информации. * Понятность речи -- зависит от ее смыслового значения, языковых особенностей, а также от уровня разви-тия слушателей. * Выразительность речи -- определяется отчетливостью произношения (дикцией), а также интонацией как совокупностью темпа, тона, ритма и пауз. 2.6. Воображение и его виды Воображение -- это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались челове-ком раньше. Это возможно на основе изменения и пре-образования уже имеющихся в сознании образов, а точ-нее -- представлений памяти. Воображения создаются с помощью следующих приемов: вычленение из целостного образа каких-либо элемен-тов (например, представление о величине палки как сред-стве удлинить руку); изменение величины воображаемых объектов (отсюда великаны, гномики и т.д.); агглютинация -- соединение вычлененных элементов в образы вымышленных объектов (сфинксы, кентавры и т.д.); конструирование предметов в зависимости от их на-значения (топор, луноход и т.п.); * гиперболизация -- мысленное усиление или ослабление отдельных свойств объектов (хитрость лисы, тру-сость зайца, бессилие волка перед зайцем в мультфильме «Ну, погоди!» и т.д.); перенос какого-либо свойства на другие объекты (был тише воды и ниже травы и т.п.); типизация -- создание нового образа в результате обобщения качеств, наблюдавшихся у ряда сходных объ-ектов (создание образов в художественной литературе: Ев-гений Онегин, Наташа Ростова и т.д.); Таким образом, воображение основано на преобра-зовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений, знаний. Самый фантастиче-ский вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жиз-ни, из прошлого опыта. Виды воображения: Непроизвольное (пассивное) -- когда образы возника-ют спонтанно, помимо воли и желания человека (в снови-дениях, при чтении книг и т.д.). Произвольное (активное) -- когда образы вызываются по собственному желанию, под воздействием волевых усилий: а) воссоздающее -- создание образов на основе личного опыта, текста, чертежа, карты и т.д. б) творческое -- (более сложный вид воображения) -- самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности. Фантазии -- это образы, которым ничто или мало что соответствует в действительности. Мечты -- нацелены на будущее, это образы желае-мого будущего. Грезы -- мечты, которые очень слабо связаны с реаль-ностью и которые никогда не реализуются. 2.7. Внимание, его виды и свойства Внимание -- это активная направленность сознания на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального. Виды внимания: Непроизвольное внимание -- вызывается внешними неожиданными факторами: теми или иными особенно-стями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть сила, интенсивность, новизна, необычность, контрастность раздражителя или подвиж-ность объекта. Произвольное внимание -- возникает вследствие соз-нательно поставленной цели. Оно всегда требует волевых усилий. Послепроизвольное внимание -- возникает вслед за про-извольным и обладает чертами как непроизвольного, так и произвольного. Свойства внимания: Избирательность внимания -- сосредоточение его на объектах, представляющих для человека наибольший интерес. Устойчивость внимания -- длительность удержания его на одном предмете или виде деятельности. Распределение внимания -- одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними. Объем внимания -- количество объектов, одновремен-но охватываемых вниманием с одинаковой степенью ясно-сти восприятия (средний объем внимания: 5--7 объектов). * Переключаемость внимания -- способность внимания переключаться с одного объекта на другой. От особенностей внимания зависят такие черты лич-ности, как внимательность, наблюдательность и рассе-янность. Все психические познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение и внима-ние) в своей совокупности представляют психическое яв-ление, которое называют интеллектом. Для оценки уровня интеллекта наибольшей популярно-стью пользуется «коэффициент интеллектуальности» (I Q ), который можно измерить с помощью тестов (Векслер, Бине). Максимальное значение I Q -- 200 баллов, минималь-но--О баллов. От 84 до 116 баллов -- средний уровень интеллекта, от 116 до 180 - повышенный уровень, от 10 до 84 -- умственно отсталые (дебилы, имбецилы, идиоты). Дебилъностъ -- легкая степень слабоумия. Дебилы способ-ны к обучению, овладевают несложными трудовыми про-цессами, их социальное приспособление ограничено. Имбецилъность -- средняя степень слабоумия. Речь имбе-цилов развита слабо, они не обучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания. Идиотия -- самое тяжелое слабоумие. У идиотов почти полностью отсутствует речь и мышление, они нуждаются в постоянном уходе и надзоре. 2.8. Эмоциональные процессы Эмоциональные процессы, как и все психические про-цессы, представляют собой отражение реальности, но толь-ко в виде ее оценки. Эта оценка психически проявляется в виде эмоционального переживания, в более или менее внешне выраженной экспрессии. В эмоциях проявляется оценка индивидом возможно-стей удовлетворения своих потребностей. Однако, для воз-никновения эмоции необходима не только актуализация потребности, создающая определенное напряжение пси-хики, но и понимание ситуации как благоприятной или неблагоприятной для достижения цели. Наиболее распространенные эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и другие. Одни из них являются положительными, другие -- отрицательными в зависимости от удовлетворенности или неудовлетворенности индивида. В зависимости от силы эмоциональных переживаний эмоции подразделяют на следующие виды; Настроения -- слабо выраженные эмоциональные пе-реживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин, их вызывающих. Настроения переживаются либо в качестве общего эмоционального фона (приподнятое, подавленное настроение и т.д.), либо как определенное эмоциональное состояние (скука, печаль, тос-ка, страх или, напротив, увлеченность, радость, ликова-ние, восторг и т.д.). Аффекты -- эмоциональные переживания большой силы с коротким периодом протекания, характеризую-щиеся нарушением волевого контроля. Аффекты связаны с нарушением волевого контроля: ярость, ужас, отчая-ние, и т.п. Сопровождается резкими выразительными движениями, криками, плачем. Страсти -- сильные, глубокие, длительные и устой-чивые эмоциональные переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели. Например, страсть к театру, книгам, компьютеру и т.п., или же сильная любовь с преобладанием чувственного влечения. Чувства -- в отличие от обычных эмоций (непо-средственных, временных переживаний) -- это более слож-ные, устоявшиеся отношения. Чувство включает в себя це-лую гамму эмоций. Это наиболее длительные и устойчивые эмоциональные переживания, имеющие четко выраженный предметный характер. Человек не может испытывать чувство вообще, если оно не отнесено к кому-нибудь или чему-нибудь конкретно. Чувства подразделяют на три группы: моральные чувства -- связаны с нравственной оцен-кой поступков своих и других людей (чувство долга, чес-ти, дружбы, любви и т.д.); интеллектуальные чувства -- связаны с удовлетворе-нием познавательных потребностей (чувство успешно-сти обучения и др.); эстетические чувства -- возникают в связи с удовле-творением эстетических потребностей (чувство прекрас-ного, безобразного, возвышенного или низменного). 2.9. Мотивационные процессы Мотивация -- это процесс актуализации потребностей индивида, что приводит к напряжению в психике и воз-никновению мотивов -- внутренних побудителей к актив-ной деятельности или поведению. Потребность -- это испытываемая человеком нужда в чем-то. Потребности бывают: потенциальные и актуализированные; материальные и духовные; биологические и социальные; просоциальные и асоциальные; индивидуальные, групповые и общественные; здоровые и нездоровые; ведущие и второстепенные; устойчивые и неустойчивые; реальные и иллюзорные. Классификация потребностей по А.Х. Маслоу: потребности физиологические (органические) -- голод, жажда, половое влечение и др.; потребности в безопасности ~ чувствовать себя за-щищенным, избавиться от страха, от агрессивности; потребности в принадлежности и любви -- принадле-жать к общности, находиться рядом с людьми, быть при-нятыми ими; потребность уважения (почитания) -- одобрение, признание, авторитет, компетентность, достижение ус-пехов; познавательные потребности -- знать, уметь, пони-мать, исследовать; эстетические потребности -- гармония, симметрия, порядок, красота; --. потребность в самоактуализации -- реализации своих целей, способностей, развитии собственной личности. Это наивысшая потребность в иерархии А.Х. Маслоу. На основе этой классификации Маслоу создал свою ие-рархическую теорию мотивации, согласно которой инди-вид после удовлетворения потребностей низшего уровня стре-мится удовлетворить потребности более высокого уровня. Мотивы как внутренние побудители удовлетворения потребностей могут переживаться в виде самых различ-ных психических явлений (как осознанных, так и не-осознаваемых).» Это могут быть: желания, влечения, на-мерения, установки, интересы, стремления, убеждения, идеалы и другие. Различают также мотивы достижения цели, избегания неудач, мотивы одобрения, аффилационные мотивы (от-ражающие потребность в общении), мотивы власти, аль-труистические мотивы (стремления к бескорыстной по-мощи) и другие. Человек может одновременно находиться под воздейст-вием нескольких мотивов (полимотивированность), кото-рые могут вступать между собой в противоречие или борьбу (мотивационный конфликт). В его разрешении главную роль играет доминирующее мотивационное возбуждение нервной системы. Согласно принципу доминанты, сфор-мулированному А.А. Ухтомским, в каждый данный момент времени превалирует тот мотивационный процесс, в осно-ве которого лежит наиболее важная потребность. 2.10. Волевые процессы Волевые процессы -- это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мо-билизацией всех своих сил на достижение поставленных целей. Человек использует свою волю при принятии реше-ний, при выборе цели, при осуществлении действий для преодоления препятствий на пути к цели. Волевые процессы бывают простыми и сложными. К про-стым относятся те, которые непоколебимо ведут человека к намеченной цели, а принятие решений происходит без борьбы мотивов. В сложных волевых процессах выделяют следующие этапы: осознание цели и стремление ее достичь; осознание возможностей ее достичь; появление мотивов, связанных с достижением цели; борьба мотивов и выбор возможности достижения; принятие решения о возможных действиях; осуществление принятого решения; Наряду с волевыми действиями человек часто выпол-няет и неволевые (автоматические и инстинктивные), ко-торые совершаются без контроля со стороны сознания и не нуждаются в приложении волевых усилий. В зависимости от характера протекания волевых про-цессов выделяют следующие волевые качества личности человека: целеустремленность; самообладание; самостоятельность; решительность; настойчивость; энергичность; инициативность; исполнительность. Тема 3. Психические состояния 3.1 Классификация психических состояний Психическое состояние -- это относительно устойчивый в данное время уровень психической жизни. По своей ди-намичности психические состояния занимают промежу-точное место между психическими процессами и психи-ческими свойствами. Психические состбяния (душевный подъем, эйфория, отчуждение, усталость, бодрость, апатия, активность, агрес-сия, пассивность и др.) влияют на психические процессы, ускоряя или замедляя их протекание, а психические со-стояния выступают в качестве основы при формирова-нии психических свойств или качеств личности. Вместе с тем психика едина и деление психических явлений на психические процессы, состояния и свойства является чисто условным. Например, такие психические явления, как счастье, любовь, стресс и др., одни психо-логи относят к психическим (эмоциональным) процес-сам, другие -- к психическим состояниям. Каждый человек постоянно переживает различные пси-хические состояния. <^Три одних состояниях наша деятель-ность протекает легко и продуктивно, при других -- трудно и не вполне эффективно. Психические состояния зависят от окружающей об-становки, физиологических факторов, времени, словес-ного воздействия и других условий. Психические состояния классифицируют: В зависимости от продолжительности: кратковремен-ные и длительные. В зависимости от влияния на особенности поведения и деятельности личности: стенические (повышающие актив-ность) и астенические (понижающие активность). В зависимости от степени осознанности: состояния более или менее осознаваемые человеком. 3.2. Депривация, депрессия, фрустрация, агрессия Психические состояния каждого человека индивидуальны. Однако, всегда можно выделить положительные и отри-цательные психические состояния разных людей. Приме-ром положительных состояний являются психические состояния счастья, любви и др., отрицательных -- трево-га, депривация, фрустрация, депрессия, агрессия и т.п. Депривация -- это состояние переживания относитель-ной лишенности, порождаемое несоответствием того, что человек имеет, и того, что по его мнению, он должен иметь. Человек находится в состоянии депривации, если у него нет того, чем владеют другие (или чем он владел в прошлом), если он жаждет этого и считает возможным иметь. Например, состояние детей, лишенных отноше-ний близости с родителями, особенно с матерью. Де-привация часто сопровождается пониженным настрое-нием, депрессией, апатией, которые на короткое время могут сменяться эйфорией, раздражительностью. Депрессия -- это состояние психической подавленно-сти, тоски, отчаяния. При этом влечения, мотивы, воле-вая активность резко снижены. Характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные, тяжелые события, происшедшие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события про-шлого и ощущение беспомощности перед лицом жиз-ненных трудностей сочетаются с чувством бесперспективности. Самооценка резко снижена. Измененным оказывает-ся восприятие времени, которое течет мучительно долго. Для поведения в состоянии депрессии характерны за-медленность, безынициативность, быстрая утомляемость; все это приводит к резкому падению продуктивности. В тяжелых, длительных состояниях депрессии возможны попытки к самоубийству. Апатия -- состояние вялости, безразличия к окружаю-щему, отсутствие стремления к деятельности. Эйфория -- неадекватно повышенное веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, несоответствующее объективным обстоятельствам. Фрустрация -- психическое состояние, возникающее в ответ на появления объективно и субъективно непреодо-лимых препятствий на пути удовлетворения потребностей, достижения целей, решения задач. Фрустрация -- это кру-шение надежд, переживание неудачи. Эмоционально она может выражаться в гневе, досаде, отчаянии, чувстве вины. Фрустрация создает внутренние условия для апатии, де-прессии и агрессии. Агрессия -- запускается и поддерживается эмоциями, вхо-дящими в комплекс враждебности (гнев, отвращение, презрение). В состоянии агрессии человек готов причинить другому ущерб, оскорбить, победить, убить. Например, сексуальная агрессия может проявляться в сексуальной грубости, изнасиловании, издевательстве и убийстве (сек-суальные маньяки-убийцы). 3.3. Психическое состояние стресса Стресс -- это, прежде всего состояние психической на-пряженности, возникающее в ответ на сложные обстоя-тельства, на разнообразные экстремальные воздействия. Однако, понятие стресса используется не только для опи-сания психического состояния, но также и физиологиче-ского. В общем, стресс -- это постоянная и естественная реакция организма и психики человека на проблемные ситуации.
Страницы: 1, 2
|