Особенности человеческой агрессии
p align="left">Агрессия наиболее выражена у людей со сформированными установками на одобрение насилия, рассадником которых является порнография. Мужчины, чье сексуальное поведение оскорбительно и агрессивно, обычно стремятся к доминированию, проявляют враждебность в отношении женщин и сексуально опытны.2. Практическое исследование проявления агрессии 2.1 Методы исследования агрессивного поведения Нынче лишь недавно сделали агрессию объектом эмпирического изучения. Попытка научно исследовать агрессию порождает ряд проблем, потому что интересующее нас поведение опасно. Поэтому во многих случаях применяются сравнительно «безопасные» методы исследования, такие как опросы и наблюдения. Изобретательные исследователи разрабатывают также методики, позволяющие изучать агрессию, не причиняя никому реального вреда. Экспериментальные и не экспериментальные подходы в исследованиях. Исследователи вынуждены наблюдать и понимать агрессию, не провоцируя при этом людей причинять друг другу вред. Один из сравнительно безопасных способов изучения агрессии заключается в поиске «естественно возникающих случаев агрессии и регистрации событий, сопутствующих инциденту». Например, исследователь может оправиться по барам, злачным местам, записывая, кто вел себя агрессивно и какие агрессивные действия совершал (бил посуду, кричал). Схожий метод - опрос людей - каким образом, как часто и при каких обстоятельствах они проявляют агрессию. При таких не экспериментальных подходах исследователь избегает любого прямого вмешательства или поощрение поведения, причиняющего вред. Эти методы всегда были и остаются весьма полезными. Однако в таких процедурах есть один недостаток: исследователи, применяя такие методы, часто не могут установить, какие конкретно факторы предопределили, вызвали или подавили прямую агрессию (например, алкоголь, жара). Из-за подобных трудностей многие психологи препочитают использовать для изучения агрессивного поведения экспериментальный подход. Исследователь манипулирует одним или несколькими параметрами, которые считаются стимулирующими или подавляющими прямую агрессию, а затем оценивает результаты этой процедуры. Например, если мы хотим применить экспериментальный подход для изучения связи агрессивного поведения с опьянением, мы будем варьировать независимую перменную, давая одной группе испытуемых большую дозу алкоголя, а другой группе - кока-колу с запахом алкоголя. Если мы обнаружили, что люди, выпившие коктейль с настоящим алкоголем ведут себя более агрессивно, чем те, кто пил кока-колу с ароматизатором, мы будем более-менее уверны, что причиной такого поведения был алкоголь. Существуют различные методы, используемые для изучения агрессивного поведения: некоторые из них применяются исключительно в экспериментах, другие же могут быть использованы как в экспериментальных, так и в не экспериментальных исследованиях. Методы изучения агрессивного поведения с помощью опроса. Архивные исследования - состоят в сборе информации из публичных источников. Например, сведения автоинспекции, статистика преступности и бракоразводные записи, данные о массовых беспорядках и милиции о насильственных преступлениях в качестве источников информации об агрессивном поведении. Одно из главных достоинств архивных данных заключается в том, что они относительно свободны от вносимых исследователем искажений (так как не он их собирал). Но так как данные изначально собирались для других целей исследователю бывает трудно найти сведения, непосредственно касающиеся интересующей его проблемы. Это является одной из самых больших проблем архивных исследований. Вербальная информация. Психологи часто используют ответы людей для получения необходимой информации. Эти сведения могут сообщаться как самим объектом исследования, так и знакомыми этого человека. Для измерения агрессивности психологи разработали множество опросников. Некоторые из них посвящены общей агрессивности, другие же предназначены для изучения агрессивного поведения в конкретных ситуациях. Во многих случаях опросники составлены так, чтобы испытуемые не знали о заинтересованности исследователя в выявлении их агрессивности. Инциденты, лежащие в подоплеке гнева и агрессии как правило, таятся в прошлом, в истории взаимоотношений, которая недоступна непосредственно, поэтому исследователю не удается выявить подлинные мотивы. Таким образом, утверждает Эврилл, опросы являются лучшим способом для изучения поведения и эмоций, в которых люди, может быть не хотят признаваться. Анкеты В анкетах людей спрашивают об их собственной агрессивности или об их непосредственном опыте, связанном с агрессивном поведением других. Большинство подобных опросников предназначены для оценки агрессии в конкретных ситуациях. Штраус и Штаймец применяли анкеты в исследовательской программе, предназначенной для выявления причин и последствий насилия в семье. Их стандартный опросник называется «Шкала тактики поведения в конфликтах». Галли Денджерник, Пеппинг и Бергстром использовали версию «Шкалы тактики поведения в конфликтах» в исследовании влияния сибсов (дети из одной семьи) на агрессивное поведение. Исследователи заключили, что переживание насилия в семье могут способствовать будущей агрессивности, в частности благодаря возможности тренировки такой формы поведения на сибсах. Личностные шкалы Иногда опросники предназначены для измерения постоянного уровня агрессивности. Такие опросники являются разновидностью личностных тестов. Наиболее часто употребляемая мера агрессии и враждебности - это тест враждебности по Бассу и Дарки. Басс и Дарки установили меру двух видов враждебности (негодование и подозрение) и пяти видов агрессии (нападение, косвенная агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия). Оценивание другими Еще один вид вербальной информации - оценивание другими - состоит в том, что человека чья агрессивность нас интересует, оценивают люди, отличные от него: знакомые, знакомые, друзья, родители, одноклассники, сибсы. Этот метод наиболее часто используется в исследованиях детской агрессивности. Преимущества такого оценивания заключается в том, что окружающие могут быть более объективны, чем сам испытуемый. С другой стороны, подобные оценивания зависят от восприятия испытуемого окружающими, которое может быть искаженным. Проективные методы Проективные методы особенно полезны для изучения агрессии и враждебности, так как не раскрывают испытуемым, что именно интересует исследователей. Одна из главных проблем заключается в том, что методы могут быть довольно трудны для интерпретации, и поэтому непросто найти людей, согласных с одной и то же интерпретацией. Наиболее часто используемые проективные методы - тест тематической апперцепции (ТАТ). Этот тест состоит из серии картинок, о которых испытуемый пишет или рассказывает истории: что происходит и что предшествовало событиям на картинке. В тесте Роршаха исследователь показывает испытуемому серию карточек с чернильными пятнами и просит сказать на что они похожи или о чем они ему напоминают. Например, если человеку одно из пятен напоминает схватку зверей, или пистолет, значит, он описывает агрессивное поведение и ответ должен засчитывается в качестве агрессивного. Рисуночный тест изучение фрустрации по Розенцвейгу является полупроективной методикой, предназначенной для оценки типичных реакций на повседневные фрустрирующие события. Испытуемым показывают комикс, где на каждой картинке персонаж произносит слова, из которых следует, что герой столкнется с фрустрирующей ситуацией. Задача испытуемого - вписать ответ фрустрирующего героя в облачко, выходящее из его рта. Ответы классифицируются по «направленности» и «типу агрессии». Направленность может быть вовне, на самого себя или на избежание агрессии. Типы агрессии включают сосредоточение на препятствии или фрустрирующем обстоятельстве; нападение или обвинение; попытку, несмотря на препятствие, разрешить фрустрирующую проблему. Наблюдение агрессии Эти подходы предусматривают «прямую» запись поведения подготовленным наблюдателем, который придерживается строгих правил и установленной процедуры для регистрации текущего реального поведения. Главное преимущество таких методов состоит в том, что они позволяют изучать причиняющее реальный вид повреждение. Полевые наблюдения Слово «полевые» подразумевает наблюдение за поведением людей в естественных условиях, когда они занимаются повседневными делами и не помышляют об участии в каких-то психологических исследованиях. Недостаток в том, что исследователь может потратить уйму времени, наблюдая неагрессивное поведение, прежде чем дождется хоть каких-то проявлений агрессивного поведения. Поэтому во многих случаях приходится вмешиваться в ситуацию способом, повышающим вероятность агрессивного поведения. Натуралистические наблюдения. Когда наблюдатель просто следит за естественным поведением, не вмешиваясь в него, то это называется методом натуралистических наблюдений. Такая техника применяется главным образом в исследованиях поведение детей и животных. Автомобильные сигналы Неформальные наблюдения свидетельствуют, что автомобилисты при интенсивном движении нередко бывают, раздражены: они кричат, жестикулируют и сигналят друг другу даже из-за незначительных заминок. В связи с этим дорожные ситуации могут оказаться полезным контекстом для полевых исследований агрессивного поведения. Например, машина помощника не трогалась с места в течение 15 секунд после загорания зеленого сигнала светофора. Межличностные конфронтации В экспериментах Харриса, испытуемые, которым случилось оказаться в магазинах, ресторанах, аэропортах и прочих заведениях, подвергались прямому и сильному подстрекательству к агрессии. В одних случаях помощники экспериментатора намеренно налетали на людей сзади. В других случаях ассистенты влезали перед человеком, ждущим своей очереди в магазинах, ресторанах и банках. Затем записывались вербальные и невербальные реакции испытуемых на эту провокацию. Лабораторные наблюдения Наиболее общий способ наблюдения агрессии состоит в наблюдении за поведением контролируемых лабораторных условиях. У этого метода немало важных достоинств. Большинство методов исследования агрессии относятся к одной из 4 категорий: 1) «Игровые» методы; 2) Вербальные нападения на других; 3) «безопасное» не приносящее вреда нападение на живого человека; 4) «якобы причиняющее вред» нападение. «Игровые» меры агрессии. Типичная процедура состоит из следующих этапов: 1) участников каким-либо образом подстрекают к агрессии - зачастую демонстрируя или агрессивные действия на примере; 2) затем им предоставляют возможность пинать, щипать или еще каким-то образом нападать на неживые мишени; 3) агрессия оценивается по частоте совершения подобных действий против «жертв». Подобные процедуры чаще всего применяются для изучения того, каким образом люди усваивают агрессивное поведение. Подобные процедуры стали объектом критики со стороны некоторых ученых, которые утверждали, что поскольку действия испытуемых не приносят вреда ни одному живому существу, их нельзя считать проявлениями агрессивного поведения, а лучше интерпретировать как форма игры. По мнению Бандуры, дети, усвоившие новые способы нападения на других и причинения им вреда, могут с такой же готовностью продемонстрировать подобное поведение как на кукле, так и на любом человеке. Измерение вербальной агрессии: когда слово (или оценки) ранят. В подобных экспериментах испытуемых предварительно фрустрировали или подстрекали в какой-либо форме, а затем или представляли возможность посчитаться со своими обидчиком посредством вербальных комментариев, письменных отзывов или более формальных оценок. Какие ответы следует считать агрессивными приходится определять исследователю. Например, отзывы, в которых употреблялись слова идиот, ненормальный, чудило, придурок, псих или в которых предлагали этих людей расстрелять, засадить, оцениваются как крайне агрессивные. Наиболее часто в методе изучение вербальной агрессии используют процедуру, когда испытуемых сначала фрустрируют или иными способами подстрекают к агрессии, а затем просят дополнить опросник, в котором они оценивают подстрекателя. Прямая физическая агрессия: вред без ущерба Один из наиболее часто используемых методов лабораторного изучения агрессии предусматривает прямое физическое нападение на живую жертву. Методика основана на обмане, посредством которого участников экспериментов заставляют поверить, что они тем или иным способом могут причинить другому человеку физический вред, хотя в действительности они этого сделать не могут. Например, использование против объекта агрессии игрушечного пистолета, шариков, игрушечных кирпичей. В такой процедуре удается изучить намерение причинить вред, избегая при этом физических увечий. 2.2 Анализ результатов исследования проявления агрессии Тест «Особенности человеческой агрессии» 1. Ищешь ли ты пути к примирению после очередного конфликта с друзьями? а) всегда; а) иногда; а) никогда. 2. Как ты обычно ведешь себя в сложной конфликтной ситуации? а) внутренне кипишь; б) сохраняешь уверенность и спокойствие; в) постепенно теряешь самообладание. 3. Как твои друзья смогли бы сказать про тебя? а) «самоуверенная и завистливая»; б) «добрая и дружелюбная»; в) «спокойная и независтливая». 4. Как ты отреагируешь, если тебе дадут ответственное поручение? а) почувствуешь опасения из - за возможной неудачи; б) согласишься без колебаний; в) откажешься ради собственного спокойствия; 5. Как ты себя ведешь, если кто - нибудь из близких берет твои вещи без разрешения? а) предъявляешь ему претензии; б) заставляешь тут же вернуть; в) спрашиваешь, не нужно ли ему еще что - нибудь. 6. Твой друг в очередной раз опоздал на встречу с тобой. Ты говоришь: а) «Что тебя задержало?»; б) «Я тебе покажу в следующий раз…»; в) «Я уже так волнуюсь за тебя». 7. Когда кто - то из твоих знакомых или одногруппников, менее достойный, чем ты, получает поощрение от взрослых, то ты: а) расстраиваешься, но виду не подаешь; б) стараешься не придавать этому никакого значения; в) злишься и даешь ему понять, кто есть кто. 8.Какими ты считаешь свои взгляды на жизнь? а) обычными, ровными; б) легкомысленными; в) жесткими. 9. Что ты предпринимаешь, когда не всё идет по - твоему? а) пытаешься свалить вину на другого; б) смиряешься с ситуацией; в) становишься осторожнее. 10. Как ты реагируешь на несправедливость по отношению к другим? а) встаешь на сторону обиженных; б) пытаешься разобраться объективно с помощью серьезного разговора; в) кипишь, как паровой котел. 11. Что бы ты могла подумать в ситуации, когда поручение, которое ты хотела выполнить, дали другому? а) «И зачем я только нервы на это тратила?»; б) «Наверное, у него физиономия приятнее»; в) «Ладно, в следующий раз обязательно добьюсь своего». 12.Когда ты смотришь фильм ужасов, ты: а) боишься; б) скучаешь; в) получаешь удовольствие. 13. Ты опоздала на встречу с другом из - за поручений или нотаций родителей. На встрече ты: а) нервничаешь; б) оправдываешься перед другом; в) раздражаешься и злишься на друга, что он тебя не понимает. 14. Как ты относишься к спортивным играм? а) выигрыш должен быть достигнуть любой ценой; б) ценишь удовольствие поразмяться и по общаться; в) очень сердишься, если проигрываешь. 15. Как бы ты поступила, при плохом обслуживании в ресторане или баре? а) не станешь связываться; б) вызовешь официанта и сделаешь ему пару замечаний; в) отправишься с жалобой прямо к директору заведения. 16. Как ты себя поведешь, если на твоего друга устроили нападение? а) сама найдешь обидчиков и сделаешь им «последнее» предупреждение; б) вместе с другом будешь искать случай отомстить; в) в этот же день разберешься с кем - нибудь из той компании. 17. По - твоему, ты сама - какая? а) как все; б) самоуверенная; в) пробивная. 18. Что ты ответишь человеку младше тебя, если он наступил тебе на ногу и начал извиняться? а) «Да ладно, это я виновата»; б) «Ничего, пустяки это все»; в) «ну, смотри в следующий раз…». 19. Если кто - либо из твоих друзей явно тебе лжет, то ты: а) делаешь вид, что не замечаешь ложь, хочешь посмотреть, куда это его заведет, в конце концов; б) задаешь провокационные вопросы, сбивающие друга с его версии; в) выдаешь лгуну «по первое число». 20. Представь, что тебе предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное ты предпочла бы? а) тигра; б) кошку; в) медведя. Он используется для того, чтобы определить достаточно ли человек корректен в отношениях со своими друзьями, членами семьи.. В ходе тестирования было определено 10 студентов второго курса. Им было предложено 20 вопросов. При этом они должны были выбрать из трех предлагаемых вариантов ответа один и записать его. В ходе тестирования нами были получены следующие результаты. За каждый ответ «а» - 1 балл, за «б» - 2 балла, за «в» - 3 балла. Сложив все полученные результаты мы получили сумму всех ответов. Таблица 1. - Исследование проводила при помощи теста «Особенности человеческой агрессии». В результате получены следующие данные: |
№ воп роса | Кон дин | Сави цкая | Урва нцев | Нага ева | Пету хова | Семеч кова | Зябл ова | Федь кина | Про Копь ева | Го Лов ина | | 1 | Б | А | Б | В | Б | Б | Б | Б | Б | Б | | 2 | Б | А | А | Б | Б | В | А | Б | А | А | | 3 | В | Б | В | Б | Б | Б | Б | Б | Б | Б | | 4 | А | Б | А | Б | Б | В | В | В | А | А | | 5 | А | А | А | В | А | А | Б | В | А | А | | 6 | А | Б | А | А | А | А | А | Б | А | Б | | 7 | Б | В | Б | В | А | А | В | А | Б | В | | 8 | А | А | В | Б | Б | А | А | А | А | А | | 9 | В | В | В | В | Б | А | В | В | В | В | | 10 | Б | Б | Б | Б | А | В | Б | Б | Б | Б | | 11 | Б | А | Б | В | А | А | А | Б | В | В | | 12 | В | В | В | В | А | Б | В | В | А | А | | 13 | Б | А | Б | Б | Б | Б | Б | В | А | А | | 14 | Б | Б | Б | Б | А | Б | А | Б | Б | А | | 15 | Б | В | А | А | Б | В | Б | Б | Б | Б | | 16 | Б | В | В | Б | Б | Б | А | Б | Б | Б | | 17 | Б | Б | В | В | А | А | Б | Б | А | В | | 18 | Б | Б | Б | Б | Б | Б | Б | Б | Б | А | | 19 | А | А | Б | Б | Б | Б | Б | Б | А | Б | | 20 | А | Б | В | Б | Б | А | А | Б | А | Б | | |
35 и менее баллов. Твоя стихия - вечные сомнения и нерешительность. Ты должна помнить: не обидеть других - это еще не значит поступить в интересах дела, твоя неуверенность в себе слишком мешает, что бв продолжить жить с ней. 36 - 44 балла. Твоя агрессивность в пределах нормы. Скорее всего, она часто выглядит как проявление честолюбия и самоуверенности. 45 и более баллов. Наверняка ты и сама страдаешь от собственной жесткости и агрессивности. Их жертвой становятся не только близкие и друзья, но и ты сама, твои собственные поступки. Твоя неуравновешенность не позволяет добиться авторитета и признания со стороны других. Неприязнь окружающих ты объясняешь их завистливостью, но всё же тебе бывает так невыносимо одиноко. Результаты показали, что из 10 опрошенных 2 человек имеет низкую агрессивность, 7 человек - умеренную агрессию и 1 человека - весьма высокую агрессию. Вывод: Результаты показывают, что из 10 испытуемых 20% - имеют низкую агрессию, 70% - умеренную агрессию, 10% - весьма высокую агрессию. Заключение Данная работа отражает многие параметры возникновения и проявления агрессии. В первой главе рассматриваются психологические особенности проявления агрессивного поведения. В частности, глубокому анализу были подвергнуты различные определения агрессии: агрессия как поведение, агрессия как намерение, агрессия как причинение ущерба. Освещаются многие теории возникновения агрессии: агрессия как инстинктивное поведение, агрессия как проявление побуждения. В данной главе дается подробный анализ проблемной ситуации. В работе подробно изучаются также причины, которые оказывают влияние на возникновение агрессии. Ими являются семейные взаимоотношения, взаимодействие с окружающими, жара, шум, теснота, наследственный фактор, влияние порнографии, а также алкоголь и наркотики. Во второй главе приводится анализ результатов исследования проявления агрессии. Определяется наиболее эффективные методы исследования агрессии. Определяются наиболее эффективные методы исследования агрессии. Было выявлено, что к их числу относятся наблюдение, беседа, тестирование. В ходе изучения агрессии мы используем тест «Стиль общения», Рисуночный тест изучения фрустрации по Розенцвейгу, по которым были проведены практические исследования. Результаты проанализированы и описаны во второй главе. В заключение нашей работы можно сделать следующие выводы и рекомендации: 1. Понятие агрессии имеет многообразие определений, а также различные теории ее возникновения. Агрессия играет важную роль в жизни человека, сопровождая его в течение жизни. Поэтому человеку нужно больше знать о содержании этого понятия. 2. Существуют различные причины, влияющие на возникновение агрессии. Человек должен знать их, чтобы по возможности избежать эти проявления. Но все же если агрессия появилась, нужно проявить неагрессивные способы выразить чувства и сообщить другим о том, как их поведение повлияло на вас. 3. Существует много различных методов исследования агрессии, по которым можно судить о поведении, которое присуще человеку в различных критических ситуациях, провоцирующих агрессию. Человек должен иметь представление об этих методах и применять их, чтобы узнать свой уровень агрессии, что в свою очередь может побудить человека задуматься о своем поведении и при необходимости изменить его в более лучшую сторону. 4. Анализ результатов теста «Стиль общения» показал, что подавляющее большинство обследуемых проявляют умеренную агрессию по отношению к окружающим. Результаты «Рисуночного теста изучения фрустрации по Розенцвейгу» показывают также, что большинству испытуемых присуще переживание умеренной агрессии. Тем испытуемым, которые показали высокий уровень агрессии следует постараться проявлять спокойствие в любых ситуациях, а также, если что-то не устраивает в поведении собеседника сказать ему прямо об этом, но только не агрессивным способом, а спокойно. Список литературы 1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб. «Питер», 2000. 2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. 3. Изард К. Психология эмоций. - СПб. «Питер», 1999 4. Можете ли вы стать бизнесменом / В. П. Фоминых, Е. В. Гукина, О. И. Волошин. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1992. 5. Немов Р. С. Психология. - М. «Просвещение» «Влада», 1995. 6. Майерс Д. Социальная психология. - СПб. «Питер», 1997. 7. Психология агрессивного поведения. - ид-во «Феникс», 1998. 8. Психология человеческой агрессивности. - Минск Москва. «Харвест АСТ», 2001. 9. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. 10. Словарь практического психолога. - Минск, «Харвест», 1997. 11. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997. 12. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. 13. Хрестоматия по социальной психологии. - М., Международная педагогическая академия, 1995. 14. Хвелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб. «Питер», 1997. 15. Чалдин Р. Психология влияния. - СПб. «Питер», 1999.
Страницы: 1, 2
|