Особенности эмоционального развития в подростковом возрасте
Особенности эмоционального развития в подростковом возрасте
Содержание Введение Глава I Проблема эмоционального развития в подростковом возрасте 1.1. Эмоции: понятие, сущность и значимость в развитии личности 1.2. Особенности эмоционального развития подростков 1.3. Причины нарушений эмоционального развития Глава II Исследование эмоционального развития подростков 2.1. Описание методик для исследования 2.2. Результаты исследования Заключение Литература Введение Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков сл взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. И конечно же эмоциональное развитие претерпевает в это время существенное изменение. Подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновении тревожности, агрессивности и других бурных реакций. Подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным» и поэтому изучение эмоционального развития подростков занимает ведущее место в психологии. В последнее время интерес к проблеме эмоционального развития значительно возрос. Эмоциональные нарушения, возникающие в этот период, имеют далеко идущие последствия. Многие исследователи связывают некоторые типы нарушения поведения у детей с различными формами эмоциональных нарушений. Неоднократно демонстрируется связь эмоционального неблагополучия с неуспеваемостью, трудностями общения со сверстниками и взрослыми и т.д. Данная проблема достаточно полно отражена в работах отечественных зарубежных авторов таких как Анохин П.К,. Грецов А.Г., Дерманова И.Б., Ильин Е.П.,. Казанская В.Г., Лафренье П., Райс Ф., Реан А.А., Рубинштейн С.Л и др. Объект исследования: эмоциональное развитие Предмет исследования: эмоциональное развитие подростков Цель исследования: Изучения эмоционального развития подростков. Задачи исследования: 1. Анализ практической и теоретической литературы по проблеме. 2. Раскрыть понятие эмоции, функции и значение. 3. Рассмотреть особенности эмоционального развития в подростковом возрасте. 4. Изучить практические методы исследования эмоционального развития подростков. Глава I Проблема эмоционального развития в подростковом возрасте 1.1 Эмоции: понятие, функции и значимость в развитии личности В современной психологии предлагается множество самых разнообразных определений понятия «эмоции». Эмоциями как правило называют такие явления душевной жизни, которые выражаются в переживании человеком своего отношения к окружающей действительности. В переводе с латинского языка emotio- означает «волную», «потрясаю». Наряду с ними выделяются чувства- устойчивые эмоциональные отношения к людям, к различным предметам и явлениям. Рассмотрим основные функции и характеристики эмоций в современном их понимании. Прежде всего следует отметить когнитивно-оценочную функцию эмоций. Как указывает В.К.Вилюнас, «независимо от того, как в истории психологической мысли трактовались эмоциональные явления... за ними всегда признавалась способность оценивать, хотя существовали различные точки зрения о том, что именно (вещи, действия, внутренние отношения; их полезность, достоинство или гармонию) и как именно (сознательно -- бессознательно, абсолютно -- относительно) оценивают эмоции. Такое же положение сохраняется и в психологических теориях эмоций XX в. В советской литературе способность эмоций оценивать отражаемые явления подчеркивается П.К.Анохиным, П.В.Симоновым, С.Х. Рапопортом, А.Н.Леонтьевым и рядом других авторов». Типичный представитель социально-когнитивного направления Р. Плутчик рассматривает эмоции как адаптивные механизмы, способствующие выживанию индивида на всех уровнях, т.е. эмоция определяется как зафиксированная телесная реакция, соответствующая одному из базовых адаптивных биологических процессов. В ряде современных теорий эмоция рассматривается как особый тип знания. Так, Р. Бак , цитируя высказывание Гегеля «Все, что реально, рационально», выдвигает положение о том, что на самом деле все, что реально, -- эмоционально; рациональна лишь последующая лингвистическая проработка этой реальности. Р. Бак говорит об «эмоциональных фильтрах», приписывающих событиям эмоциональное значение; одни из них сформировались в ходе эволюции, другие -- в ходе индивидуального развития. В связи с той исключительной ролью, которую эмоции играют в человеческой жизни, по аналогии с широко используемым понятием «социальная компетентность» (способность эффективно взаимодействовать с другими людьми), Р. Бак выдвигает понятие «эмоциональная компетентность», которое он определяет как способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний. Р. Бак указывает, что эмоциональная и социальная компетентность взаимно поддерживают друг друга; точное эмоциональное общение с окружающими усиливает способность действовать как с другими людьми, так и со своими чувствами и желаниями. П.Эллсуорт указывает, что раньше эмоциональная оценка рассматривалась как «накладывающаяся», или «прибавляющаяся» к познанию; но уже в 1962 г. С.Шехтер и Дж.Сингер выдвинули положение о том, что познание является компонентом эмоции. Ряд авторов указывали на роль эмоций в процессах межличностной оценки, во взаимной регуляции поведения. Так, Р.Клиннертом было введено понятие «социальной референтности», указывающее на тенденцию человека искать эмоциональную информацию от значимых других и использовать ее для осмысления происходящего . Практически в настоящее время общепризнанным является то, что эмоция представляет собой результат оценки людьми своего окружения. В литературе неоднократно отмечалась функция эмоций как адаптивного механизма, прежде всего -- их связь с потребностями. «Потребности чаще всего указываются в качестве тех факторов, которые лежат в основе выполняемых эмоциями функций оценки и побуждения» С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что в эмоции представлено целостное отношение человека к миру и соответствие его поведения (или того, что с ним происходит) его потребностям. «Чувство человека -- это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания» . [] На связи эмоций с потребностями основано понятие «эмоциональной коррекции», «...при посредстве которой направленность и динамика деятельности ребенка приводятся в соответствие с имеющимися у него потребностями и интересами» В.Гэйлин выделяет три основные функции эмоций: 1) обеспечение выживания индивида и группы, 2) указание на недостаточно эффективное функционирование человека, 3) указание на жизненные смыслы -- как индивидуальные, так и групповые С адаптивной функцией эмоций тесно связана их побуждающая функция. «Продолжительное время, начиная с момента своего возникновения, учение об эмоциях прочно включало в себя побуждающие эмоциональные явления» . На побуждающую функцию эмоций неоднократно указывал и С.Л.Рубинштейн: «...эмоции или потребности, переживаемые в форме эмоций, являются вместе с тем побуждениями к деятельности». К. Изард в своей теории дифференциальных эмоций выдвигает положение о том, что эмоции образуют основную мотивационную систему человека. Аналогичных взглядов на мотивирующую функцию эмоций придерживается Дж. Сингер. Р. Бак указывает, что «мотивация и эмоция -- это две стороны одного и того же процесса -- первичных мотивационно-эмоциональных систем» . Дж. Вейнрих определяет эмоции как результат сознательного или бессознательного принятия решения . Существенное внимание разные авторы уделяют социальной обусловленности эмоций. Социально-культурный подход рассматривает социальную регуляцию эмоций через нормативные спецификации (на свадьбе следует быть счастливым, на похоронах -- грустным и т.д.). С этой точки зрения «культура может так регулировать эмоций, что они становятся не тем, чем были вначале... Культурное давление толкает эмоции в направлениях, в которых они ни в коем случае не пошли бы...». Культура указывает, какие чувства подходят к ситуации, и предусматривает санкции за не предписанные чувства. Таким образом, эмоции помогают осуществлять социальный контроль. К. Изард, описывая социализацию различных эмоций, отмечает, что одним из наиболее часто применяемых родителями способов является использование одной эмоции для воздействия на другую (например, смягчение страха обращением к стыду). То, каким образом социализируются эмоции, играет очень большую роль в личностном развитии ребенка. Так, рассматривая социализацию интереса, К. Изард отмечает: «...если родители позволяют и поощряют игру и исследование, интерес может развиваться. Если же озабоченность родителей собственными нуждами делает их нетерпеливыми к мотивируемым интересом поступкам ребенка, его любопытство и потребность исследовать будут наказываться, а вследствие этого -- подавляться» .[5.-с. 78-81] Известно, что эмоциональные процессы сопровождаются разнообразными изменениями в деятельности внутренних органов; причем эмоциональные реакции вызывают изменения в организме посредством не только нервных, но и гормональных механизмов. Механизм воздействия эмоций на физиологические реакции детально рассматривает Э.Росси в более широком контексте воздействия «духа» на «тело». «Новое и чрезвычайно глубокое понимание, которое делает возможной современную науку о взаимодействии между духом и телом, заключается в следующем: молекулы-посредники являются конечным общим звеном психосоматического взаимодействия между психикой, эмоциями, поведением и проявлениями генов в здоровье и болезни». Итак, эмоции имеют адаптивную функцию, они связаны с потребностями человека, выполняют функции оценки и побуждения, в них представлено соответствие поведения человека и испытываемых им воздействий его основным потребностям, интересам и ценностям. В эмоциях представлено целостное отношение человека к миру, они тесно связаны с центральными личностными образованиями, самосознанием и личностной идентичностью, представляют собой основную мотивационную систему человека, в них представлены личностные смыслы. Эмоциональность признается ключевым фактором, обусловливающим жизненный успех, более существенным, чем интеллект. Поэтому предполагается, что эмоциональные реакции и эмоциональные состояния человека являются основной формой осознания им своей собственной индивидуальности. Осознание собственных эмоциональных реакций и состояний не приходит к человеку автоматически; как и все другие аспекты человеческого развития, оно развивается во взаимодействии ребенка со взрослым (причем взрослый своим поведением может как способствовать, так и препятствовать этому). Так, важным моментом в осознании ребенком собственных эмоциональных реакций и состояний является их называние взрослым; как известно, вербализация является важнейшим инструментом осознания. Однако называние может как адекватно отражать состояние ребенка -- и тогда оно способствует осознанию ребенком собственных эмоциональных переживаний, способствуя тем самым индивидуализации развития, так и неадекватно отражать его, тем самым препятствуя осознанию ребенком своих эмоциональных переживаний и блокируя развитие индивидуальности. Для осознания ребенком собственных эмоциональных реакций и состояний важным является принятие или непринятие взрослым этих реакций и состояний. Принимая эмоциональные реакции и состояния ребенка, взрослый признает за ним право испытывать именно те чувства, которые он испытывает, что в еще большей степени способствует осознанию ребенком собственных эмоций. Не принимая эмоциональных реакций и состояний ребенка, т.е. не признавая за ним право испытывать эти эмоции, взрослый препятствует развитию индивидуальности ребенка. Другим существенным моментом в осознании ребенком своих эмоциональных реакций и состояний является их поддержка со стороны взрослого. Поддерживая эмоциональную реакцию ребенка, взрослый не только признает за ним право на данную эмоцию, но и признает также адекватность реакции ребенка на данную ситуацию. Но взрослый может также и отвергать эмоциональную реакцию ребенка, т.е., признавая за ребенком право на эмоцию, не считать ее адекватной в данной ситуации. Осознание ребенком своей индивидуальности предполагает ее выражение. Таким образом, основным условием осознания и проявления ребенком своей индивидуальности является называние, принятие и поддержка взрослым его эмоциональных проявлений. Ранее мы обосновывали положение о том, что реализация человеком собственной индивидуальности является проявлением творческости. Следовательно, роль взрослого в развитии творческого потенциала ребенка заключается в обеспечении его эмоционального самовыражения. [9.-с.407-414] 1.2 Особенности эмоционального развития подростков Психологическим аспектам становления личности подростка посвящено множество работ. В этом возрасте окончательно формируется интеллектуальный аппарат, что делает возможным осмысленное конструирование своего собственного мировоззрения, индивидуальной системы ценностей и Я-концепции. Образ Я в это время нестабилен, менее позитивен по сравнению с младшим школьным возрастом, пик этих изменений приходится примерно на 12-13 лет. Именно в этот период начинается интеграция и осмысление всей информации, относящейся к Я. В эпигенетической концепции Э. Эриксона подростковый возраст занимает центральное место, подросток решает базовую задачу, заключающуюся в развитии чувства ролевой идентичности, которое вбирает в себя не только систему актуальных ролевых идентификаций, но и опыт, накопленный на предыдущих этапах становления, синтезирует его и становится базой для дальнейшего развития личности взрослого человека . В подростковый период жизни человека, конечно же, и эмоциональная сфера претерпевает значительные изменения. Что же происходит с развитием эмоциональной сферы подростка? Установлено, что с возрастом дети начинают лучше идентифицировать эмоции, в подростковом возрасте границы «эмоциональных» понятий становятся более четкими: так, маленькие дети применяют один и тот же термин для обозначения более широкого круга эмоциональных явлений, чем более старшие дети. У подростков зафиксировано значительное расширение словаря эмоций по мере взросления и увеличение числа параметров, по которым различаются эмоции. Исследования показали, что подростки переживают по поводу самых разных жизненных событий более ярко и интенсивно по сравнению не только со взрослыми, но и с детьми. Это касается как и положительных так и отрицательных эмоций. Если подросток счастлив, так «на все сто», но сели его что- то расстроило, то он чувствует себя жутко несчастным. Эти состояния безудержной радости и глубокого отчаяния могут быстро сменять друг друга, преобладающее даже на протяжении одного дня настроение подростка редко бывает «черным» или «белым», но обычно «полосатое как зебра». По результатам исследования П. Лафренье, подростки чувствовали себя очень счастливыми в шесть раз чаще родителей, а очень несчастными- в три раза чаще. Кроме этого, подростки, по их словам, гораздо чаще, чем взрослые чувствовали себя неловкими и волновались, а также скучали и испытывали апатию.[8.-с.220-221] Такой всплеск в эмоциональной жизни подростков многие авторы прежде всего связывают с балансом двух основных видов нервных процессов- возбуждения и торможения. В подростковом возрасте, по сравнению со «средним детством» (возрастом 7-11 лет) и с взрослостью, общее возбуждение нарастает, а все виды торможения- ослабевают. Таким образом получается, что одни и те же жизненные события вызывают у подростков более яркий эмоциональный отклик и успокоится им гораздо сложнее. Между тем, эмоции и чувства подростков в большей степени относятся к их внутренней жизни. Внешне же они выражаются в меньшей степени, чем у детей. И даже в самых доверительных беседах подростки зачастую говорят не обо всех своих переживаниях. Еще одна важная особенность эмоциональной сферы подростков- возможность сосуществования эмоций и чувств противоположной направленности. Например, молодые люди могут любить и ненавидеть кого- то одновременно, и при этом оба чувства могут быть совершенно искренними.[11.- с. 123-124] Эмоции обычно делят на положительные ( радость, интерес и т.п.) и отрицательные ( страх, гнев, отвращение и т.д.). Все эти эмоциональные переживания полезные, поскольку они помогаю человеку регулировать свое поведение, и наполняют его существование личностным смыслом. Но любые эмоции могут превратиться из полезных во вредные и происходит это тогда когда они становятся слишком интенсивными или неадекватными. По мнению Е.П. Ильина, подростки более склонны к проявлению радости, чем гнева, страха и печали. Склонность к гневу выражена несколько ярче, чем к страху и печали. Радость, гнев и печаль наиболее интенсивно переживаются в возрасте 12-13 лет, а выраженность страха в этот период, напротив, уменьшается.[6.- с.-404-405] Наряду с положительными и отрицательными эмоциями существует и состояние так называемого «эмоционального нуля»- скука. Его опасность состоит в том, что у подростков оно положительными эмоциями сменяется с трудом, а отрицательными- очень легко. Если подросток, которому стало скучно, не сумеет быстро найти для себя увлекательное дело, то его скука усугубиться раздражением, злостью или тоской. Когда человек в таком состоянии отправляется «искать приключении», ни к чему хорошему это не приведет. Очень многие агрессивные действия, поражающие своей нелепостью и бессмысленностью, совершаются как раз под влиянием скуки. Имеются данные (Л.А. Регуш, А.А.Реан), что так называемые «трудные» неблагополучные подростки (склонные к нарушениям дисциплины, противоправным поступкам) ярко отличаются от своих благополучных сверстников в том числе и тем, что особенно часто и интенсивно переживают скуку. То есть не умеют сделать свою жизнь яркой, разнообразной и интересной.[14.- с 56-58] Эмоциональное развитие мальчиков- подростков отличается от девочек. Считается, что девочки более эмоциональны и они интенсивнее, чем мальчики переживают по самым разным поводам, больше любят разговаривать о своих чувствах. Вот только связано это с тем, что в нашем обществе проявления и эмоций и чувств приветствуется у девочек, а у мальчиков - нет. Однако у них различаются эмоциональные реакции на сложные ситуации. У девочек чаще происходят «сбои» в эмоциональной сфере- резко меняется настроение, появляются слезы и т.п. Мальчики же в большей степени реагируют изменением поведения- например, могут вспылить, нагрубить. Эмоции же как таковые они проявлять чаще всего избегают. Зато ведут себя более шумно, многие их действия сопровождаются ненужными движениями (не могут усидеть на месте, вертят что- нибудь в руках и т.п._ Подобные бурные реакции- попытка переложить ответственность за неудачи с себя на окружающие обстоятельства или просто «сбросить» внутренне напряжение в криках и ненужных движениях. По данным Л.А. Регуша, пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на возраст 11-13 лет, а у девочек - 13-15 лет. Получается, что 13 лет- возраст пика эмоциональной неустойчивости и у тех и у других. Именно в этом возрасте больше всего сложностей во взаимодействии между подростками и взрослыми. Так, учителя отмечают, что дисциплина чаще всего нарушается учениками 7-х классов, т.е. в возрасте 13 лет. Многие взрослые отмечают и всплеск своеобразного злорадства у 13-летних подростков: например, они находят смешными неприятности других людей, враждебно относятся к пожилым и инвалидам и т.п. Как считает В.Г. Казанская, подросткам свойственно застревать на своих эмоциях, как положительных, так и отрицательных. В результате подростки, особенно девочки, иногда буквально «купаются в своих переживаниях» И без особого энтузиазма реагируют на попытки окружающих помочь им, увлечь каким-нибудь конкретным делом. [7.-с. 24-26] В число наиболее значимых для подростков областей проблемных переживаний входят отношения с родителями и со сверстниками. Такие жизненные области, как досуг и школа, тоже вызывают у них беспокойство, хотя и в меньшей степени. А переживания, связанные с собственной персоной и противоположным полом обычно уступают по значимости отмеченным выше жизненным сферам. Кроме этого, как показали исследования (А.И. Подольский, О.А. Идобаева) на первом месте у большинства подростков источником переживаний является жизненная сфера «будущего». Что ожидает их дальше, как сложится последующая жизнь, удастся ли осуществить свои планы и воплотить мечты. Причем больше переживаний, связанных с будущим, отмечается у тех подростков, у которых выше общая тревожность и у тех, кто более интеллектуально развит. Подводя итоги, необходимо отметить, что помимо усиления эмоций и чувств, и даже в противовес им, в подростковом возрасте развиваются способности к их саморегуляции. Подросток, более способный к интенсивным и разнообразным эмоциям, становится также более способным к их торможению волевым усилием. Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, следует предположить, что в этот период жизни подрастающего человека с легкостью могут возникнуть повышенная тревожность, агрессивность, различные страхи и тревоги. Более подробно о видах эмоциональных нарушений и причинах их возникновения мы рассмотрим в следующей части нашей работы. 1.3 Виды эмоциональных нарушений и причины их возникновения Эмоциональное неблагополучие подростков -один из объектов внимания школьных психологов, педагогов, родителей. Эмоциональные нарушения представляют, с одной стороны, отклонения от нормы, а с другой стороны приводят к возникновению нарушений социальных контактов подростка. Одно из наиболее ярких проявлений эмоционального неблагополучия- депрессивные состояния подростков. Психологическое неблагополучие подростков, в том числе и касающееся эмоциональной сферы, имеет далеко идущие последствия. Многие исследователи (А.М.Прихожан, В.Н.Синицкий) связывают некоторые типы нарушений поведения у детей ( побеги, школьные прогулы, бродяжничество, воровство. Убийства) с различными формами психогенных расстройств, в частности с депрессивным состоянием. Депрессия в психологии- это аффективное состояние, характеризующиеся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Страдания и ощущение печали, потеря аппетита, бессонница, уход от социальных контактов, раздражительность, ослабление интересов и способности к концентрации, а также озабоченность жалобами на физическое состояние являются обычными для депрессивных расстройств подростков. В подростковом возрасте депрессивные симптомы в большинстве случаев сходны с симптомами у взрослых. Отчаяние и чувство, что в создавшейся ситуации ничего не может измениться, ведут в этот период жизни к повышенному риску суицида. Иногда такие подростки пытаются улучшиться свое состояние с помощью алкоголя или наркотиков, что в свою очередь может привести к алкогольной или наркотической зависимости. У детей, так же как и у взрослых, в возникновении депрессивных состояний важную роль играют генетические факторы, но влияние факторов среды не менее существенно. Наиболее существенным обстоятельством, которое способствует возникновению депрессии, представляется прекращение близких связей или отношений. Связанные с разрывом переживания могут возникать непосредственно в момент разрыва и приводить к немедленному возникновению депрессии. Кроме этого в подростковом возрасте большую роль в возникновении депрессивных состояний играет и ощущение невозможности реализовать себя, свое понимание отношений с людьми в сложной и быстро меняющейся ситуации.[7.-с.44-45] Еще один вид эмоциональных расстройств- страхи и тревога. Страхи и фобии могут встречаться у детей, находящихся на любой стадии развития, но их частота особенно велика среди подростков. Это может быть специфический страх определенных ситуаций или объектов, или же это может быть весьма генерализированное и расплывчатое состояние. Дети также как и взрослые, легко «заражаются страхами» и это может быть усвоено от других членов семьи. Исследования Н.М. Иовчук и А.А. Северного показали, что младшего подростка появляются специфические страхи. Они- продукт воображения (страх перед ведьмами, чертями, монстрами), страх перед животными. У старших подростков на первый план выступает страх перед авторитарными личностями ( учителем, директором), социальные страхи ( страх не соответствовать стандартам или субкультуре референтной группы), страх в ситуациях с высокими требованиями. Исследователи также отмечают зависимость страхов детей от страхов их родителей. На появляющиеся страхи влияют стили взаимоотношений в семье (гиперопека, симбиоз между матерью и ребенком). [7.-с.130-131] Страхи могут также возникать из-за неуверенности подростка в собственных межличностных отношениях с другими людьми. Школьные страхи свидетельствуют о появляющейся дезорганизованности личности вследствие излишней тревожности, ее неустойчивости. Школьные страхи- постоянный спутник обучения, возникающие из-за чрезмерных требований учителя. Школьники не любят отвечать у доски, потому что на них смотрят сверстники, боятся, что скажут глупость, которая вызовет их смех. По данным исследования М.В. Оршанской, общая тревожность у подростков достигает 47 баллов; страх самовыражения- 56 баллов; страх ситуации проверки знаний- 60 баллов; страх несоответствия ожиданиям окружающих- 63 балла. Страхи в отношениях с учителем достигли 45 баллов. Для таких страхов в обучении характерно уклонение от посещения школы, привязанность к одному из близких людей, уклонение от общественных обязанностей. Наблюдаются вполне обоснованные подростковые страхи быть покинутым, трудности или нарушения процессов обучения, физическая слабость и недостаточно развитая совесть. Результатом всего этого становится девиантное поведение, проявляющееся одновременно со страхом наказания.[7.-с.132-134] Эмоциональные расстройства могут существовать и во множестве других форм. К их числу относятся ипохондрические состояния и реакции истерики. Сейчас известны многочисленные данные о том, что полученный в детстве неадекватный эмоциональный опыт (в неблагополучных семьях, при нарушении взаимоотношений детей с родителями и родителей между собой) отражается на общем эмоциональном развитии ребенка. Также эмоциональные нарушения у подростков тесно связаны с признаками семейного неблагополучия, такими как невроз матери, супружеские ссоры, раздражительность родителей и распад семей. Глава II Исследование эмоционального развития подростков 2.1 Описание методик для исследования Диагностика выступает как неотъемлемая часть психологического сопровождения, и от ее качества во многом зависит успешность деятельности всей системы психологического сопровождения. Для определения эмоционального развития у подростков, выяснения причин возможных отклонений можно использовать следующие методы диагностики: - наблюдение; - беседа и анкетирование подростков; - проективные методики: «Несуществующее животное». -тестовые методики : Опросник САН, цветовой дневник настроения, Опросник Баса- Дарки, Тест Кеттела_ Следует отметить, что не обязательно применять все диагностические методики к одному ребенку. Методы диагностики следует выбирать в соответствии с условиями, возможностями, особенностями самого ребенка. Наблюдение. В зависимости от того, какой степени точности следует получить информацию, используются два вида наблюдения: неструктурализированное и структурализированное []: ? Для неструктурализованного наблюдения характерно то, что: - заранее не определяется, какие именно элементы поведения будут подвергнуты наблюдению; - не имеется строгого плана. ? Структурализованное наблюдение: - заранее определяется круг изучаемых элементов или ситуаций; - составляется специальный план записи или фиксации результатов. Наблюдение позволяет выявить, какой вид агрессивного поведения свойственен данному ребенку, какие ситуации провоцируют появление агрессии; помогает установить частоту и легкость возникновения агрессивных проявлений, степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает, степень напряженности в агрессивных реакциях. Беседа и анкетирование. Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Проективные методики. Использование детского рисунка в диагностике является очень интересным и информативным для специалиста, но вместе с тем, выводы будут объективнее, если наряду с проективными методиками специалист будет пользоваться и другими методами диагностики. Тест «Несуществующее животное». Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М.Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: «Всякая мысль заканчивается движением»). Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответной энергии (на представление - мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) - с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия. По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест - ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования. Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием». Тестовые методики Тест Кеттелла. Тест Кеттелла относится к многофакторным личностным опросникам. Был опубликован впервые в 1049 и с тех пор широко используется в психодиагностической практике. Тест универсален практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизненные ситуации. В настоящее время различные формы 16PF опросника являются популярным средством экспресс- диагностики личности. Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально - психологических особенностей человека. Опросник диагностирует черты личности, которые Р.Б. Кеттелл называет конституционными факторами. Изучение динамических факторов- мотивов, потребностей, интересов, ценностей- требует применения других методов. Это необходимо учитывать при интерпретации, т.к. реализация в поведении личностных черт и установок зависит от потребностей и характеристик ситуаций. Опросник содержит следующие шкалы: - «замкнутость- общительность» - «интеллект» - эмоциональная неустойчивость- эмоциональная устойчивость» - «подчиненность- доминантность» - «сдержанность- экспрессивность» - «подверженность чувствам- высокая нормативность поведения» - «робость- смелость» - жесткость- чувствительность» - «доверчивость- подозрительность» - «практичность- развитое воображение» - «прямолинейность- дипломатичность» - «уверенность в себе- тревожность» - «консерватизм- радикализм» - «конформизм- нонконформизм» -«низкий самоконтроль- высокий самоконтроль» - «расслабленность- напряженность» - «адекватность самооценки». Следующий тест- Опросник САН (самочувствие, активность, настроение). Цель данной методики - оперативная оценка настроения, активности и самочувствия. Опросник состоит из 30 парных слов, характеризующих состояние человека. Характеристики включают противоположные качества- от менее выраженных до ярко выраженных от положительных до отрицательных. Каждая пара состоит из шкалы, где испытуемый отмечает выраженность того или иного качества. Опросник «Басса- Дарки». Агрессивные проявления разделяют на два основных типа: первый- мотивационная агрессия, как самоценность, второй- инструментальная, как средство. Практических психологов в большей степени интересует мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является Опросник Басса- Дарки. Опросник выявляет следующие формы агрессивных реакций: - Физическая агрессия ( нападение)- использование физической силы против другого лица. - Косвенная агрессия- окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. - Раздражение- готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). - Негативизм- оппозиционная марена в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. - Обида- зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия. - Подозрительность- в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. - Вербальная агрессия- выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов ( проклятия, угрозы). - Чувство вины- выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Тест «Цветовой дневник настроения» Целью данной методики является отслеживание эмоциональных переживаний у подростков. А также анализ причин возникновения причин возникновения этих переживаний. Дневник предлагается заполнять по следующей схеме: |
Дни недели | Что переживал? | Почему? | Как справился? | Кому рассказал? | | пн | | | | | | вт | | | | | | ср | | | | | | чт | | | | | | пт | | | | | | сб | | | | | | вс | | | | | | |
2.2 Результаты исследования В исследовании принимало участие 20 человек- учащиеся в возрасте 13 и 15 лет шк № Участники были разбиты на две группы- в первую группу входили подростки 13 лет во второю - 15 лет. Целью исследования являлось определение уровня эмоционального развития учащихся разных возрастных групп, их сравнение, а также определение степени тревожности, агрессивности и других эмоциональных неблагополучий. В ходе исследования нами были использованы следующие методики: - Опросник САН - цветовой дневник настроения: - Опросник Баса- Дарки - Тест Кеттела_ - Проективная методика «Несуществующее животное». В ходе предварительного наблюдения нами были замечены следующие проявления: В первой группе подростков в возрасте 13 лет наблюдались вспышки гнева и раздражительности чаще чем вол второй. В группе подростков 15 лет прослеживалась сдержанность в проявлении своих эмоций. Предварительная беседа с подростками показала, что как правило, подростки и той и другой группы не любят говорить о своих эмоциональных переживаниях. Причем необходимо отметить, что подростки 13 лет не владеют достаточным запасом словарных терминов обозначающих чувства и эмоции человека. В более старшей группе замечено, что словарных запас терминов, обозначающих эмоциональные переживания значительно расширяется. Подростки достаточно хорошо используют широкий спектр названий различных эмоций и чувств присущих человеку. Следующим этапом исследования явилась диагностика эмоционального состояния подростков. Для этой цели использовалась методика «Цветовой дневник настроения» и Методика Сан и в той и другой группе. Методика цветовой дневник настроения (описание методик см. в предыдущей части работы). В ходе исследования мы получили следующие результаты: - в группе подростков 13 лет преобладает раздражение ( 7 чел), т.е. в большинстве случаев ( настроение оценивалось каждый день в течение недели) подросток испытывал раздражение, причем указывались такие причины как непонимание родителей- 4 чел; напряженные отношения со сверстниками - 2 чел.; ссоры с близкими людьми) сестра, брат) - 1 чел. Чувство радости присутствовало у 4 чел. Чувство напряжения испытывали - 6 чел. В группе подростков 15 лет были получены следующие данные? Хорошее веселое настроение испытывали 8 чел.; спокойствие - 2 чел., чувство гнева, раздражительности - 2 чел. Как видно из результатов, в младшей группе подростков общий эмоциональный фон не очень благоприятный. Подростки находятся в напряжении и особенно это касается взаимоотношений с окружающими. Более старшим подросткам свойственны более благоприятные эмоциональные переживания. Методика САН была направлена на выявление общего эмоционального фона у подростка и в ходе исследования получены следующие результаты, которые мы представляем в таблице. |
Оценка уровня эмоционального развития | Группы подростков | | | 13 лет | 15 лет | | Благоприятный эмоциональный фон ( высокий уровень) | 4( 40%) | 7 ( 70 %) | | Средний уровень | 4 (40% ) | 2 ( 20%) | | Низкий уровень | 2 ( 20%) | 1 ( 10%) | | |
По общему числу испытуемых можно увидеть, что благоприятный эмоциональный фон присутствует у 11 чел ( из 20), что составляет 55 %, средний уровень- 6 чел. (из 20)- 30%, низкий уровень- 3 чел .(из 20)- - 15%. Причем как мы видим из таблицы, опять же у группы подростков 13 лет эмоциональный фон ниже чем у старших подростков. Необходимо отметить, что данные методики «Цветовой дневник настроения» и Методика САН Являются чаще всего ситуативными методиками и используются для исследования эмоциональной сферы в настоящий момент. Для боле глубоко исследования был проведен тест Кеттела, Гед в большей степени нас интересовали шкалы «Эмоциональная неустойчивость- эмоциональная устойчивость» «Уверенность в себе - тревожность», «Расслабленность - напряженность». Результаты исследования мы представили в таблице: |
Шкалы | Подростки 13 лет | Подростки 15 лет | | Эмоциональная устойчивость | 2 чел | 6 чел | | Эмоциональная неустойчивость | 8 чел | 4 чел | | Уверенность в себе | 2 чел | 7 чел | | Тревожность | 8 чел | 3 чел | | Расслабленность | 3 чел | 8 чел | | Напряженность | 7 чел | 2 чел | | |
В ходе исследования также выяснилось, что подростки младшей группы более склонны к частой смене настроения, переменчивости интересов, быстрой утомляемости, раздражительности. Подростки старшей группы более выдержаны, эмоциональны зрелы и оптимистично настроены. Также отмечены проявления постоянства интересов. Опросник Баса- Дарки был применен для оценки уровня агрессивных проявлений у подростков той и другой группы. Здесь в основном нас интересовали такие шкалы как «негативизм», обида», «раздражение», «подозрительность», «чувство вины», т.е те аспекты, которые могут сыграть свою роль в возникновении агрессии и которые могут явиться деструктивными тенденциями эмоционального развития личности подростка. Ходе исследования были получены следующие результаты |
Агрессивные проявления | Группа подростков 13 лет | Группа подростков 15 лее | | Проявления физической агрессии | 5 чел | 1 чел | | Косвенная агрессия | 5 | 1 | | Раздражение | 7 | 5 | | Негативизм | 6 | 3 | | Обида | 6 | 4 | | Подозрительность | 6 | 4 | | Вербальная агрессия | 9 | 3 | | Чувство вины | 4 | 2 | | |
Как видно из таблицы, опять же подросткам 13 лет свойственно более негативное выражение своих эмоций и чувств. Пятнадцатилетние подростки испытывают чувство негативизма и раздражительности в меньшей степени и возможно это происходит за счет того, что к более старшему подростковому возрасту формируются регуляторные функции. Подростки становится более спокойнее и рассудительнее. Соответственно налаживаются отношения с окружающими, общий эмоциональный фон становится более благоприятным. В заключении нами была использована Методика «Несуществ3ющее животное», где также нас интересовала проблема оценки эмоционального развития подростка. Данная методика является проективной, направлена на выявления личностных особенностей человека. Нами в первую очередь оценивалась цветовая гамма, выбранная подростком. Примечательно что в группе тринадцатилетних подростков при рисовании животного использовались черные, коричневые и синие цвета. Причем изображения самих животных было угрожающим, с признаками агрессии. Сила, нажима, штриховки свидетельствуют о состоянии тревоги и напряженности у подростков. Итак, в ходе проведенного исследования мы получили следующие результаты: среди обследованных подростков более благоприятный эмоциональный фон присутствует у подростков 15- летнего возраста. 13- летним свойственно чаще испытывать негативные эмоции: раздражение обиду и т.п. Основной причиной возникновения негативн6ых переживаний у подростков вызывают взаимоотношения с окружающими, в частности со сверстниками и родителями. Заключение Человек взаимодействует с внешней средой и другими людьми определенным образом к ним относится и 2переживает то, что с ним происходит и им совершается. Переживание этого отношения и составляет сферу чувств и эмоций человека. По силе и длительности эмоциональных переживаний часто выделяют несколько видов эмоций, которые образуют в совокупности эмоциональную сферу личности. Эмоциональная сфера претерпевает значительное изменение в ходе взросления человека. У подростков по сравнению с младшим школьным возрастом, характерно развитие критичности, преднамеренности и до некоторой степени самостоятельности. Подростки в большей степени способны учитывать предыдущий эмоциональный опыт, на основании которого у них формируются устойчивые эмоциональные отношения. В то же время свойственная подросткам повышенная возбудимость неуравновешенность с преобладанием возбуждения над торможением, накладывают отпечаток на характер протекания у них эмоциональных процессов. И тем не мене подростки способны сдерживать свои эмоции и управлять ими. Наряду с этим у подростков возрасте отмечаются такие эмоциональные неблагополучия как депрессия, различные страхи и тревога. Причины подобных нарушений в первую очередь кроются в семейном воспитании и влиянии ближайшего окружения на ребенка. Проблема эмоционального развития подростков наиболее полно отраженная в работах таких авторов как Анохин П.К,. Грецов А.Г., Дерманова И.Б., Ильин Е.П.,. Казанская В.Г., Лафренье П., Райс Ф., Реан А.А., Рубинштейн С.Л и др. В ходе проведенного исследования мы получили следующие данные: среди обследованных подростков более благоприятный эмоциональный фон присутствует у подростков 15- летнего возраста. 13- летним свойственно чаще испытывать негативные эмоции: раздражение обиду и т.п. Младшие подростки чаще раздражаются, испытывают чувство гнева, в то время как старшие подростки стараются сдерживать и управлять своими эмоциями. Основной причиной возникновения негативн6ых переживаний у подростков вызывают взаимоотношения с окружающими, в частности со сверстниками и родителями. Литература 1. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий.- М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001 2. Валюте В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. 3. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей.- СПб.: Питер, 2006 4. Запорожец А.В., Неверович Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986. 5. Изард К. Эмоции человека. М., 1999. 6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.- СПб., 2001 7. Казанская В.Г. Подросток и трудности взросления: кн. Для педагогов, психологов, родителей._ СПб.: Питер, 2006 8. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков.- СПб., 2004 9. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для ВУЗов.- СПб.: Питер, 2006 10. Раттер М. Помощь трудным детям.- М.: Прогресс, 1987 11.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности.- М., 1994 12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М., 1998. 13. Подольский А.И. Диагностика подростковой депрессивности.- СПб-.: Питер, 2004 14. Психология подростка. Полное руководство / Под ред. А.А. Реана.- СПб., 2003 15. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.- СПб., 2000 16. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно- содержательные характеристики процесса развития личности.- М., 1999 17. Хухлаева О.В. Психология подростка.- М., 2004 18. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально- нравственного развития.- СПБ.: 2002
|