Особенности профессиональной мотивации у подростков в период профессионального становления
p align="left">3.1 Характеристика выборки и методов исследования Данное исследование проводилось в Лицее №3. В исследовании принимали участие учащиеся 9-10 классов, в количестве 48 человек. Методики: дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный под руководством Е.А. Климовым (модификация Йовайши), опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности, тест «Эгоцентрические ассоциации». Дифференциально-диагностический опросник В целях профессионального самоопределения для изучения профессиональных интересов и склонностей учащихся чаще всего используется дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный под руководством Е.А. Климова сотрудниками ВНИИ профтехобразования. По классификации Е.А. Климова все профессии делятся на пять типов: «человек - природа», «человек - техника», «человек - человек», человек - знаковая система», «человек - художественный образ». В данной работе мы использовали методику Йовайши, модифицированную в Хабаровском краевом центре занятости населения. Данная методика применяется для оценки склонностей оптантов к различным сферам профессиональной деятельности. По этой методике сферами профессиональной деятельности являются: 1. сфера искусства («человек - художественный образ»); 2. сфера технических интересов («человек - техника»); 3. сфера работы с людьми («человек - человек»); 4. сфера умственного труда (склонность к умственной деятельности); 5. сфера физического труда (склонность к подвижной деятельности); 6. сфера материальных интересов (производство и потребление материальных благ). Инструкция: Вам будет предложен перечень положений или вопросов, имеющих два варианта ответа. Определите, какому из вариантов вы отдаете предпочтение, и зафиксируйте это в бланке для ответа. Если вы полностью согласны с ответом «а» и не согласны с ответом «б», то после ответа «а» поставьте 3 балла, а после ответа «б» - 0 баллов. Если вы полностью согласны с ответом «б» и несогласия с ответом «а» после ответа «б» ставите 3 балла, после «а» - 0 баллов. Если вы согласны как с вариантом «а», так и с вариантом «б», то выберите из них наиболее предпочтительный для вас и оцените его в 2 балла, менее предпочтительный в 1 балл. Обработка результатов теста: Подсчитывается количество баллов по определенной сфере профессиональных интересов. Сфера искусства: 1а, 5б, 8а, 10а, 11б, 17а, 21а, 23а, 24б, 28а. Сфера технических интересов: 1б, 3б, 6а, 8б, 12а, 14а. 15б. 25а, 26а, 29б. Сфера работы с людьми: 2а, 4а, 6б, 9а, 12б, 16а, 17б, 19б, 23б, 28б. Сфера умственного труда: 4б, 7а, 10б, 13а, 14б, 18а, 20а, 21б, 26б, 30а. Сфера физического труда: 2б, 5а, 13б, 15а, 18б, 20б, 22а, 24а, 25б, 27а. Сфера материальных интересов: 3а, 7б, 9б, 11а, 16б, 19а, 22б, 27б, 29а, 30б. Сфера деятельности оптанта содержащая наибольшее количество баллов - предпочтительнее для оптанта. Сфера деятельности содержащая наименьшее количество баллов - отвергаемая оптантом. Профессиональная мотивация учащегося Профессиональная мотивация - это действие конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в школе или в соответствующих центрах профориентации. Инструкция: Предлагаемый опросник состоит из ряда утверждений, каждое из которых имеет три различных окончания. Необходимо из трех вариантов окончания выбрать наиболее верный для вас. Обвести ваш ответ кружком. Обработка результатов. Методика предназначена для изучения мотивов профессиональной деятельности. Среди них условно выделены четыре основные группы: 1 - мотивы собственного труда: 2 - мотивы социальной значимости труда, 3 - мотивы самоутверждения в труде, 4 - мотивы профессионального мастерства. |
1.1 1а 2в 13а | 1.2 4б 5в 134б | 1.3 9в 13в 15а | 1.4 10б 14а 15б | 1.5 7а 14б 15в | 1.6 8б 11а 14в | | 2.1 1б 3а 16а | 2.2 4в 6а 16б | 2.3 9а 16в 18б | 2.4 10в 12б 17а | 2.5 7б 17б 18в | 2.6 8в 17в 18а | | 3.1 1в 2а 3б | 3.2 5а 6б 11б | 3.3 7в 12а 19б | 3.4 8а 19в 20а | | | 4.1 2б 3в 11в | 4.2 4а 5б 6в | 4.3 9б 12б 20в | 4.4 10а 19а 20б | | | |
Вначале находится абсолютная сумма баллов по каждой из четырех групп мотивов. Для этого складывается отдельно сумма всех столбиков: 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6; 2.1…2.6 и т. д. Однако в различных группах мотивов выделено неодинаковое количество. Для их сравнения абсолютные суммы первой и второй групп необходимо умножить на 2, а третьей и четвертой на 3. Полученные суммы имеют одинаковый «вес» баллов и могут сравниваться друг с другом. Тест «Эгоцентрические ассоциации» Тест дает возможность определить эгоцентрическую направленность личности подростков и старших школьников. Инструкция: Тест содержит 40 незаконченных предложений, необходимо написать к ним окончания. Не надо раздумывать, нужно сразу записать первое пришедшее в голову окончание предложения. Очень важно закончить все предложения! Обработка и анализ результатов. Цель обработки и анализа - получение индекса эгоцентризма, по которому можно судить об эгоцентрической или неэгоцентрической направленности личности испытуемого. Обрабатывать результаты имеет смысл, если испытуемые полностью справились с заданием. Поэтому в процессе тестирования важно добиваться, чтобы закончены были все предложения. В случае, когда более десяти предложений не закончены, обрабатывать бланк тестирования нецелесообразно. Индекс эгоцентризма определяют по количеству предложений, в которых имеется местоимение первого лица единственного числа, притяжательные и собственные местоимения, образованные от него («я», «мне», «мой», «моих», «мною» и т.п.). Учитываются также продолженные, но незаконченные испытуемыми предложения, содержащие данные местоимения, и предложения, в которых имеется глагол первого лица единственного числа. За каждое такое предложение проставляется 1 балл и подсчитывается их сумма. При сумме 0 - 13 баллов у испытуемого низкий уровень эгоцентризма; При сумме 27 - 40 баллов - высокий. 3.2 Обсуждение результатов исследования Для подтверждения или опровержения выдвинутой нами гипотезы, необходимо проанализировать проведенное исследование. 1 этап. Выявление предпочитаемых сфер профессиональной деятельности учащихся. Абсолютные результаты исследования профессиональных предпочтений учащихся представлены в таблице №1 в Приложении 1. Проанализированные данные отображены на рисунке 1. Рис. 1. График предпочитаемых сфер профессиональных интересов учащихся. Согласно полученным данным можно сделать следующий вывод: наиболее предпочитаемой сферой профессиональной деятельности учащихся является сфера физического труда - 12 испытуемых (25%). Следом за ней идет сфера технических интересов - 9 испытуемых (18,8%). А наименее предпочитаемой является сфера умственного труда - 5 испытуемых (10,5%). 2 этап. Мы определяли эгоцентрическую направленность личности испытуемых. Абсолютные результаты исследования эгоцентризма представлены в таблице №2 в Приложении 2. Проанализированные данные отображены на рисунке 2. Рис. 2. Эгоцентрическая направленность личности. Согласно полученным данным можно сделать следующий вывод: 14 испытуемых (29,2%) имеют высокий уровень эгоцентризма, 25 испытуемых (52,1%) имеют средний уровень эгоцентризма и 9 испытуемых (18,7%) - низкий уровень эгоцентризма. 3 этап. Изучение мотивов профессиональной деятельности. Абсолютные результаты исследования мотивов профессиональной деятельности представлены в таблице №3 в Приложении 3. Проанализированные данные отображены на рисунке 3. Рис. 3. Мотивы профессиональной деятельности. Согласно полученным данным можно сделать следующие выводы: ведущими мотивами профессиональной деятельности в период профессионального становления являются мотивы социальной значимости труда - 19 испытуемых (39,6%). Наименее значимыми являются мотивы профессионального мастерства - 8 испытуемых (16,6%). 4 этап. Данные представлены в корреляционной таблице. Все вычисления проводились на компьютере. Согласно данным приведенным в таблице №4 в Приложении 4 мы установили, что практически нет значимых корреляций, т.е. эгоцентризм подростков не влияет на их профессиональную мотивацию. Таким образом наша гипотеза подтвердилась. Заключение Профессиональная деятельность является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, которая обеспечивает полную самореализацию личности, актуализацию всех ее возможностей. В период отрочества, на завершающем этапе обучения в школе вопросы выбора профессии приобретают особую остроту. Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни. Получены следующие результаты: 1.В ходе проделанной нами работы были изучены различные источники о мотивации профессиональной деятельности, возрастных особенностях подросткового периода, мотивации подростков. 2.Были проведены исследования предпочитаемых сфер профессиональной деятельности; мотивов профессиональной деятельности; эгоцентрическую направленность личности. 3.Были изучены результаты проведенного нами исследования предпочитаемых сфер профессиональной деятельности; мотивов профессиональной деятельности; эгоцентрическую направленность личности. 4.По полученным в ходе исследования результатам выяснилось, что профессиональная направленность подростков не зависит от эгоцентризма. Таким образом, выдвинутая нами в начале работы гипотеза подтвердилась. Литература 1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Академический Проект, 2001 - 704с. 2.Бодров В.А., Сыркин Л.Д. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора // Психологический журнал, 2003, №1, стр. 73 -81. 3. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972 4. Бурлачук А.К., Морозов С.В. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2002. 5. Гаврилов В.Е. Составление и использование психологических характеристик профессий в целях профориентации. - Л., 1988. 6. Дмитриева М. А., Крылов А. А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. - Л., 1974. 7. Зеер Э. Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: Учебное пособие для высшей школы. - М.: Академический Проект; Екатеринбург Деловая книга, 2004. - 192 с. 8. Иванова Е.М. Основы изучения профессиональной деятельности. - М., 1987. 9. Иванников В.А Формирование побуждения к действию // Вопросы психологии. - 1985. - №3. 10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб: Питер, 2000. - 512 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии») 11.Климов Е.А. Психология профессионала. - Москва - Воронеж, 1996. 12. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М.,1971 13. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984 14. Лукина В.С. Исследование мотивации профессионального развития // Вопросы психологии. 2004, №5, стр. 25-33. 15. Лупандин В.И. Математические методы в психологии: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. - 208 с. 16. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. 17. Маслоу А. Мотивация и личность. - М., 1998. 18.Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учебное пособие / Под. ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2003. - 448 с. 19.Практическая психология: Учебно-методическое пособие/Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. - Мн. : Ред. Журн. "Адукацыя i выхаванне", 1997г. -212с. 20. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с. 21. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция л. В. Винокурова. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.: ил. - (Серия «Хрестоматия по психологии»). 22.Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.М. Митиной. - М.: МПСИ; Флинта, 2003 - 184 с. - (Библиотека психолога). 23. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. - 464 с.: ил. 24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. - 720 с. 25.Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997. - 800 с. 26. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1-2. - М., 1986. 27. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М., 1969 28. http : // psycho/ all/ ru/ Приложения Таблица №1. Результаты исследования профессиональных интересов учащихся. |
| Сфера искусства | Сфера тех. интересов | Сфера работы с людьми | Сфера ум. труда | Сфера физического труда | Сфера материальных интересов | | 1 | 13 | 20 | 15 | 7 | 13 | 18 | | 2 | 11 | 14 | 17 | 22 | 15 | 14 | | 3 | 3 | 17 | 16 | 20 | 17 | 17 | | 4 | 20 | 12 | 14 | 8 | 17 | 17 | | 5 | 20 | 10 | 9 | 9 | 20 | 20 | | 6 | 13 | 14 | 18 | 11 | 16 | 18 | | 7 | 8 | 22 | 14 | 27 | 9 | 13 | | 8 | 17 | 15 | 13 | 12 | 15 | 17 | | 9 | 7 | 23 | 12 | 12 | 19 | 14 | | 10 | 19 | 9 | 19 | 7 | 21 | 18 | | 11 | 17 | 14 | 14 | 16 | 12 | 17 | | 12 | 19 | 18 | 14 | 7 | 19 | 13 | | 13 | 8 | 25 | 16 | 19 | 10 | 12 | | 14 | 18 | 18 | 12 | 0 | 23 | 22 | | 15 | 14 | 11 | 15 | 17 | 14 | 19 | | 16 | 13 | 9 | 16 | 18 | 14 | 20 | | 17 | 17 | 13 | 13 | 16 | 18 | 13 | | 18 | 17 | 11 | 17 | 20 | 13 | 12 | | 19 | 17 | 17 | 16 | 6 | 19 | 18 | | 20 | 15 | 15 | 17 | 7 | 18 | 19 | | 21 | 15 | 17 | 18 | 12 | 14 | 17 | | 22 | 15 | 3 | 24 | 18 | 24 | 6 | | 23 | 7 | 22 | 15 | 15 | 18 | 13 | | 24 | 19 | 13 | 16 | 6 | 21 | 15 | | 25 | 9 | 24 | 21 | 18 | 6 | 12 | | 26 | 10 | 19 | 15 | 18 | 19 | 9 | | 27 | 11 | 22 | 15 | 19 | 9 | 14 | | 28 | 15 | 21 | 11 | 15 | 16 | 15 | | 29 | 12 | 15 | 16 | 11 | 18 | 18 | | 30 | 17 | 15 | 13 | 12 | 16 | 17 | | 31 | 13 | 14 | 18 | 12 | 17 | 16 | | 32 | 17 | 16 | 17 | 7 | 21 | 12 | | 33 | 15 | 16 | 8 | 13 | 21 | 17 | | 34 | 17 | 13 | 19 | 9 | 18 | 14 | | 35 | 5 | 19 | 15 | 16 | 19 | 13 | | 36 | 6 | 21 | 12 | 27 | 6 | 21 | | 37 | 17 | 17 | 10 | 19 | 14 | 13 | | 38 | 13 | 21 | 7 | 7 | 23 | 19 | | 39 | 22 | 13 | 17 | 6 | 19 | 13 | | 40 | 18 | 10 | 15 | 6 | 25 | 16 | | 41 | 16 | 13 | 17 | 23 | 15 | 6 | | 42 | 18 | 12 | 21 | 7 | 24 | 8 | | 43 | 15 | 15 | 12 | 14 | 17 | 18 | | 44 | 9 | 16 | 19 | 16 | 18 | 11 | | 45 | 15 | 13 | 15 | 14 | 16 | 17 | | 46 | 12 | 20 | 14 | 11 | 18 | 14 | | 47 | 11 | 18 | 16 | 8 | 20 | 17 | | 48 | 20 | 10 | 17 | 19 | 11 | 13 | | |
Таблица №2. Результаты исследования эгоцентризма |
| Высокий | Средний | Низкий | | 1 | | | 13 | | 2 | 27 | | | | 3 | | 18 | | | 4 | | 24 | | | 5 | 27 | | | | 6 | 30 | | | | 7 | | 24 | | | 8 | | 14 | | | 9 | | | 11 | | 10 | | | 13 | | 11 | 29 | | | | 12 | | 21 | | | 13 | | | 9 | | 14 | | 25 | | | 15 | 31 | | | | 16 | | 24 | | | 17 | | | 11 | | 18 | 33 | | | | 19 | | | 12 | | 20 | | 19 | | | 21 | | | 12 | | 22 | | 15 | | | 23 | 27 | | | | 24 | 30 | | | | 25 | 31 | | | | 26 | | 26 | | | 27 | | 23 | | | 28 | 27 | | | | 29 | | 19 | | | 30 | | 18 | | | 31 | | | 7 | | 32 | | 24 | | | 33 | | 18 | | | 34 | | | 13 | | 35 | 31 | | | | 36 | | 17 | | | 37 | | 25 | | | 38 | | 18 | | | 39 | | 24 | | | 40 | | 21 | | | 41 | | 21 | | | 42 | | 24 | | | 43 | | 23 | | | 44 | | | 3 | | 45 | | 15 | | | 46 | 28 | | | | 47 | 29 | | | | 48 | | 24 | | | |
Таблица №3.Результаты исследования мотивов профессиональной деятельности |
| Мотивы собственно труда | Мотивы социальной значимости труда | Мотивы самоутверждения в труде | Мотивы профессионального мастерства | | 1 | 14 | 10 | 12 | 12 | | 2 | 10 | 22 | 9 | 6 | | 3 | 12 | 18 | 15 | 0 | | 4 | 14 | 14 | 9 | 18 | | 5 | 14 | 18 | 9 | 6 | | 6 | 10 | 14 | 3 | 24 | | 7 | 18 | 12 | 6 | 12 | | 8 | 10 | 18 | 12 | 9 | | 9 | 16 | 12 | 12 | 6 | | 10 | 10 | 22 | 6 | 9 | | 11 | 20 | 10 | 6 | 18 | | 12 | 14 | 16 | 18 | 3 | | 13 | 14 | 16 | 9 | 15 | | 14 | 14 | 18 | 9 | 6 | | 15 | 14 | 14 | 15 | 3 | | 16 | 14 | 18 | 12 | 9 | | 17 | 12 | 14 | 12 | 6 | | 18 | 8 | 12 | 6 | 27 | | 19 | 14 | 10 | 6 | 15 | | 20 | 10 | 12 | 9 | 21 | | 21 | 10 | 20 | 6 | 9 | | 22 | 12 | 8 | 21 | 9 | | 23 | 14 | 9 | 15 | 15 | | 24 | 10 | 16 | 9 | 6 | | 25 | 12 | 12 | 15 | 9 | | 26 | 12 | 12 | 18 | 6 | | 27 | 14 | 14 | 12 | 6 | | 28 | 12 | 16 | 12 | 9 | | 29 | 14 | 16 | 6 | 12 | | 30 | 10 | 14 | 24 | 3 | | 31 | 10 | 10 | 12 | 24 | | 32 | 12 | 12 | 6 | 15 | | 33 | 14 | 16 | 15 | 3 | | 34 | 18 | 10 | 12 | 6 | | 35 | 12 | 10 | 12 | 15 | | 36 | 10 | 14 | 15 | 15 | | 37 | 14 | 18 | 9 | 9 | | 38 | 14 | 12 | 18 | 6 | | 39 | 14 | 9 | 12 | 18 | | 40 | 12 | 12 | 12 | 9 | | 41 | 12 | 10 | 27 | 0 | | 42 | 16 | 14 | 9 | 6 | | 43 | 10 | 20 | 9 | 6 | | 44 | 8 | 14 | 18 | 9 | | 45 | 16 | 14 | 12 | 3 | | 46 | 12 | 16 | 15 | 6 | | 47 | 14 | 12 | 18 | 3 | | 48 | 14 | 10 | 12 | 12 | | |
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | | 1 | 1 | -0,5918 | 0,0149 | -0,5114 | 0,3437 | 0,0282 | 0,1027 | 0,0571 | | 2 | | 1 | -0,3448 | 0,1452 | -0,3842 | 0,0394 | 0,1334 | -0,0314 | | 3 | | | 1 | 0,0475 | -0,0187 | -0,4796 | -0,1792 | -0,2549 | | 4 | | | | 1 | -0,6884 | -0,3295 | -0,0586 | -0,0145 | | 5 | | | | | 1 | -0,0468 | -0,0291 | -0,0075 | | 6 | | | | | | 1 | 0,0970 | 0,3842 | | 7 | | | | | | | 1 | -0,3026 | | 8 | | | | | | | | 1 | | 9 | | | | | | | | | | 10 | | | | | | | | | | 11 | | | | | | | | | | |
|
9 | 10 | 11 | | -0,2869 | 0,0914 | 0,1287 | | 0,0397 | -0,0334 | -0,0535 | | -0,0315 | 0,2257 | -0,0301 | | 0,2022 | -0,0175 | 0,0402 | | 0,0821 | -0,2089 | -0,0665 | | -0,3398 | 0,0688 | -0,0291 | | -0,1017 | -0,1719 | 0,1983 | | -0,2831 | -0,3473 | -0,0669 | | 1 | -0,5333 | -0,1223 | | | 1 | 0,03583 | | | | 1 | | |
Страницы: 1, 2
|