Особенности психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения
p align="left">методы когнитивного переструктурирования;методы угашения нежелательного поведения; методы формирования позитивного поведения. 2.1 Профилактика отклоняющегося поведения Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают её комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, например с подростками. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определённое явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков. Задача вторичной профилактики - раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такого в настоящее время. Третичная профилактика решает специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением. Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трёх уровней. Она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем. Существуют различные формы психопрофилактической работы. Первая форма - организация социальной среды. В её основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы может быть семья, социальная группа или конкретная личность. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодёжных кумиров, специально подобранные кинофильмы - всё это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время. Работа с молодёжной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодёжь против наркотиков» или одноимённой акции с выступлением популярных рок-групп. Чрезвычайно важна работа в местах, где молодёжь проводит свой досуг и общается. Например, на дискотеке могут появиться загадочные люди в масках. В конце вечера подростки могут узнать от них о трагических судьбах и переживаниях, связанных с потерей близкого человека от наркотиков. Работа с подростками может быть организована на улице, Для чего в ряде стран существует подготовка подростков-лидеров проводящих соответствующую работу. Вторая форма психопрофилактической работы - информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтверждённая статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация. Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень девиаций. В некоторых же случаях, напротив, раннее знакомство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним. Запугивание также может вызывать когнитивно-эмоциональный диссонанс, мотивирующий к данному виду поведения. В ряде случаев информация даётся несвоевременно: слишком поздно или рано. Например, опыт работы с подростками подсказывает, что беседы по предупреждению наркозависимого поведения должны проводиться не позднее 14 лет. Они не должны содержать подробного описания наркотиков и эффектов, ими производимых. Такие беседы целесообразно направлять на обсуждение последствий девиантного поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции. Третья форма психопрофилактической 'работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы. 1. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, даётся информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д. 2. Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. Входе групповой психологической работы формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей. З. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации. Четвёртая форма - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может, играть важную роль в личностной динамике - повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение пока не получат взамен что-то лучшее.Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная). Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося. В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребёнка в различные виды активности - спорт, искусство, познание. Пятая форма - организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества. Шестая форма -- активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, её здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию. Седьмая форма - минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также неоходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению. В различных видах психопрофилактической работы могут использоваться схожие формы и методы. По способу организации работы выделяют формы психопрофилактики: индивидуальная семейная, групповая работа. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики. В соответствии со спецификой девиантного поведения можно выделить следующие принципы психопрофилактической работы: - комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности); - адресность (учёт возрастных, половых и социальных характеристик); массовость (приоритет групповых форм работы); позитивность информации; минимизация негативных последствий; личная заинтересованность и ответственность участников; максимальная активность личности; - устремлённость в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения). 2.3 Методы практической коррекции. Я проходила практику в МОУ СОШ №20, где проводила различные тестирования, анкеты, беседы, классные часы на актуальные темы профилактики алкоголя, наркомании, табакокурения в современном мире, а также были темы, касающиеся взаимоотношений детей и родителей и детей между собой, целью которых было устранение проблем возникших в обществе. 1. Тест «Хороший ли вы друг?». Было проведено тестирование на тему «Хороший ли вы друг?», возраст - 11 «А» класс, количество - 23 человека, время - 9.02.06г. Цель - выявление взаимоотношений между учащимися и их родителями. Результаты теста: в результате теста выявлено, что учащиеся Калинкина, Галиева, Шулешко, Кичигин, Ручкин, Хайдаров, Чуличков, Лаврук, Дятлова, Сафина, Куликова, Мурсалинов, Киракосян являются хорошими друзьями, им можно доверять, они при необходимости придут на помощь. Учащиеся Нужин, Шулешко, Проскурина, Пикалова, Армизонова, Наседкина, Семавина, Первухина, Пантелеева иногда не проявляют в отношениях с друзьями должного понимания, не зная, как реагировать, они должны попытаться поставить себя на место другого человека. Учащаяся Куклева склонна больше обращать внимание на себя, чем на окружающих. Рекомендации к классному руководителю 11 «А» класса: привлечь учеников Нужина, Шулешко, Проскирина, Пикалову, Армизонову, Наседкину, Семавину, Первухину, Пантелееву к коллективной деятельности, работе, чтобы они почувствовали свою значимость и нужность в группе сверстников. Куклева должна уделять внимание окружающим. Чтобы стать хорошим другом, нужно проявлять больше интереса к другим людям и их проблемам. Также советую провести беседу на тему: «Давайте жить дружно» на улучшение взаимоотношений между учащимися и родителями. 2. Тест «Уносит ли вас поток?». Было проведено тестирование на тему «Уносит ли вас поток?», возраст - 6 «Б» класс, количество - 14 человек, время - 2.03.06г. Цель - выявить твёрдо ли вы стоите на ногах, остаётесь ли вы при своём мнении, руководите ли вы своими эмоциями. Результаты теста: в результате теста выявлено, что учащиеся Елисеев, Сысоев, Мишинов, Казачков, Колочков, Нуририахметов, Повитраев, Ильдин, Рахметов, Локоцков, Дубанов, Мустафин, Запевалов, Зимин не руководят эмоциями, трезво оценивают ситуации, и в случае необходимости следуют принципу «уступает тот, кто умнее». Если считают дело важным, то отстаивают свою точку зрения. У вас твёрдый взгляд навещи, который не меняется с переменой ветра, как флюгер. Но он меняется, если здравый смысл подсказывает, что его нужно изменить. Рекомендация к классному руководителю 6 «Б» класса: советую провести беседу на тему: «Познай людей и самого себя» на улучшение взаимоотношений с окружающими. З. Тренинговое занятие для подростков «Умеем ли мы общаться?», где была проведена анкета на тему: «Конфликтная ли вы личность». На тренинговом занятии было проведено анкетирование на тему: «Конфликтная ли вы личность», возраст - 10 «А» класс, количество - 7 человек, время-9.03.06г. Цель - выявить взаимоотношения детей с окружающими. Результаты анкеты: учащиеся Юрочкина, Хулзанов, Васильев, Ростовщиков являются тактичными, миролюбивыми, а Кучеренко, Сайфитдинова являются конфликтными людьми. Рекомендация к классному руководителю 10 «А» класса: провести беседу на тему: «Один за всех и все за одного». Выводы к главе 2 Поведенческая коррекция признаётся одной из наиболее адекватных и эффективных форм психологического воздействия на личность с отклоняющимся поведением. Поведенческий подход имеет ряд очевидных преимуществ: чёткость и простота методов, широкий спектр возможностей, наглядная результативность метода, краткосрочность. В структуре поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней: мотивация, побуждающая к поведении, эмоциональные процессы, сопровождающие поведение, саморегуляция поведения, когнитивная переработка информации внешне наблюдаемые проявления и действия. Ведущими принципами поведенческой психологии являются: объективность, поведенческая оценка, системность и сотрудничество. Условиями успешной профилактической работы считают её комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Существуют различные формы психопрофилактической работы: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально - важным навыкам; организация деятельности; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; минимизация негативных последствий девиантного поведения. Важную роль в современном обществе играет профилактика алкоголя, наркомании и табакокурения. Заключение Отклоняющееся поведение можно назвать актуальной проблемой современного общества. Оно выступает одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью. Специалисту, оказывающему помощь людям с поведенческими девиациями, важно чувствовать уверенность и компетентность в таких вопросах, как этиология, механизмы функционирования, условия и закономерности формирования различных форм отклоняющегося поведения. Особенно важно сформировать адекватные представления и позитивные навыки воздействия на отклоняющееся поведение личности. Поведенческая психология - активно развивающаяся отрасль. В сравнении с другими подходами, поведенческая интервенция, в.озможно является одним из наиболее адекватных и эффективных способов воздействия на поведение личности. В то же время в современной практике оказания психологической и психотерапевтической помощи наблюдается тенденция к интеграции разнообразных методов, основанных на различной методологии, для решения конкретных практических задач. В случае поведенческих нарушений достаточно широко и успешно используются интегративные подходы, направленные на решение стратегической задачи, - достижение позитивных личностных изменений. Анализ результатов опроса позволяет сделать заключение, что у большей части подростков (60%) круг межличностного общения широк. Однако контакты с друзьями далеко не всегда основаны на духовной близости и общих интересах. Меньшая часть подростков (около 20%) признаёт, что у них сравнительно мало друзей или один друг. Кроме того, 14% подростков отмечают, что у них нет друга, но есть знакомые и приятели. Таким образом, сравнительно большая часть подростков не имеет среди сверстников близких им по духу и интересам людей. Многие ощущают себя одинокими. Стремление найти друга, подругу может выступить одним из сильных мотивов вовлечения подростков в неформальное объединение, в том числе и негативно направленное. У других подростков ощущение одиночества, оторванности от сверстников может привести к депрессии. Третьи, хотели бы посещать какой - либо досуговый центр, если бы они могли удовлетворить в нём свои интересы. Таким образом, одна из главных причин современного бродяжничества, беспризорности, экстремизма - отсутствие должной психологической поддержки ребёнка, а не социальная эволюция, как считают большинство взрослых. Актуализируются роль образовательных учреждений как центров социальной стабильности, и, если государство сможет обеспечить соответствующую масштабам проблемы финансовую поддержку, задача социальной адаптации детей и подростков может быть успешно решена. Все представленные здесь материалы воспринимаются в едином ключе, потому что написаны в русле гуманистической парадигмы образования, для которой человек - главная ценность педагогической культуры. Рекомендации для социального педагога в работе с детьми с отклоняющимся поведением Социальному педагогу необходимо использовать разнообразные формы психопрофилактической работы: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально - важным навыкам; организация деятельности; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; минимизация негативных последствий девиантного поведения. Следовать принципам поведенческой коррекции: объективность, поведенческая оценка, системность и сотрудничество. Соблюдать условия профилактической работы: комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Приложение 1 Тест «Хороший ли вы друг?». 1. Вы знаете много забавных историй об одном из своих препятствий: А) расскажите их другим людям Б) расскажите, не называя имени В) оставите при себе 2. Ваш друг часто берёт что-либо взаймы, но иногда не возвращает взятую вещь: сейчас он хотел бы взять дорогой прибор, как вы поступите: А) дадите его Б) скажите, что у вас нет В) откажите, объяснив причину 3. Друг случайно разбил ваши часы, как вы поступите? А) скажите, что и без того собирались купить новые Б) попросите оплатить часы В) откажитесь от новых часов, но устроите маленький скандал 4. Ваш друг поддерживает отношения с человеком, которого вы не любите, в таком случае: А) прекратите видеться с другом Б) ничего не скажите, и будете продолжать дружеские отношения В) скажите другу, что он должен выбрать между вами и другом 5. Чувствуете, что у вашего друга скоро будут большие неприятности, тогда вы: А) порвёте отношения с ним, чтобы не пострадать самому Б) откровенно поговорите с ним В) продолжите дружбу, как и прежде 6. Считаете, что настоящий друг должен: А) делиться с вами всем Б) говорить только то, что хочет В) оставлять свои мысли и проблемы при себе 7. Вам известно, что другу нужны деньги, и у вас их достаточно, чтобы ему услужить, вы говорите: А) «возьми их, доставишь мне удовольствие» Б) «вспомни, сколько раз ты мне помогал, моя услуга нечто в сравнении с этим» В) «перебьёшься! надо экономить» 8. Как поступите, если хотите занять деньги у друга: А) намекнёте издалека Б) попросите взаймы В) ничего ему не скажите 9. Ваш друг купил одежду, которая, как вам кажется, ему не подходит, тогда вы: А) скажите, что она ему идёт Б) скажите, что она ему не идёт, и объясните почему В) ничего не скажите 10. Вы считаете, что ваш друг: А) интеллигентнее вас Б) менее интеллигентен, чем вы В) на том же интеллектуальном уровне Ответы на вопросы: |
№ вопроса | А | Б | В | № вопроса | А | Б | В | | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 | | 3 | 3 | 2 | 1 | 4 | 2 | 3 | 1 | | 5 | 1 | 3 | 2 | 6 | 1 | 3 | 2 | | 7 | 2 | 3 | 1 | 8 | 1 | 2 | 3 | | 9 | 1 | 2 | 3 | 10 | 2 | 1 | 3 | | |
Комментарий: 21--30 очков: вы действительно хороший друг. Ваши друзья верят вам и восхищаются вами. С полным правом можете надеяться, что при необходимости, они придут к вам на помощь. Разумеется, если и вы будете поступать также. 15-20 очков: у вас есть друзья, но как большинство из нас, вы иногда не проявляете в отношениях с ними должного понимания. Когда не знаете, как реагировать, попытайтесь поставить себя на место другого человека. 10-14 очков: склонны больше обращать внимание на себя, чем на окружающих. Эта ваша черта - барьер перед подлинной дружбой. Чтобы стать хорошим другом, нужно проявлять больше интереса к другим людям и их проблемам. Приложение 2 Тест «Уносит ли вас поток»? 1. Вносите ли вы в свою одежду изменения, если мода меняется? А) вы вынуждены это делать Б) нет, так вы одеваетесь в соответствии со своей индивидуальностью В) вы заимствуете то, что вам нравится 2. Хороший ли вы спорщик? А) да, чаще всего ваше мнение одерживает верх над мнением другого Б) вы редко обнаруживаете, что прав другой человек В) нет, вы с трудом отыскиваете подходящие аргументы 3. Доверяете ли вы мнению других о человеке, который вам не знаком? А) зависит от того, кто высказывает это мнение Б) почему бы и нет? В) нет, потому что вы доверяете лишь тому, в чём сами уверены? 4. Случается ли так, что никому в компании не нравится телепередача, а вам нравится? А) разумеется, наши мнения не всегда сходятся Б) обычно мы единодушны в оценках В) чаще всего вас убеждают, что вы неправы 5. Измените ли вы своё поведение, если вас упрекнут в чём - либо? А) не измените Б) всё зависит от того, в какой форме сделано замечание В) измените, если упрёк справедлив 6. Можете ли вы ровно писать на нелинованной бумаге? А) вы не можете ровно писать даже на линованной Б) нет, строчки у вас ползут вкривь и вкось В) можете 7. Поддерживаете ли вы дружеские отношения с непопулярным в вашем классе человеком? А) нет Б) если он вам симпатичен В) да, особенно если он нуждается в вашей защите 8. Нравятся ли вам дома, построенные в старинном стиле? А) нравятся Б) не очень В) вам всё равно 9. Как, по - вашему, всякая ли сплетня безосновательна? А) да Б) иногда в сплетне есть доля истины В) нет дыма без огня 10. Понравится ли вам одежда, которая раньше не нравилась, если многие её хвалят? А) да, потому что иногда другие видят лучше вас Б) нет, потому что обычно в такой одежде вы себя чувствуете неуютно В) зависит от того, насколько вы верите тем, кто хвалит 11. Считаете ли вы правильным то, что пишут о вашей любимой группе (певце) в рецензиях? А) да, поскольку пишут профессионалы Б) нет, всё что пишут - неправильно В) иногда да, иногда нет 12. Если в школе случается неприятность, склонны ли вы вечером, пускаться в споры в компании А) да Б) нет В) эти две вещи не зависят одна от другой 13. Боретесь ли вы за свои убеждения, если это не нравится кому-то из ваших одноклассников? А) да, если видите, что стоит это делать Б) в зависимости от того, против кого следует бороться В) нет, в этом случае не боретесь 14. Если вы замечаете, что ваши товарищи по учёбе слишком много себе позволяют, то вы: А) позволите себе то же Б) не будете обращать внимания В) поступите так, как вам наиболее выгодно 15. Если вы сидите, дома у окна с книгой в плохую погоду, то о чём вы думаете? А) как хорошо дома! Б) обидно, что такая плохая погода В) отличная книга! Очки, соответствующие ответам: |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | | а | 8 | 3 | 5 | 5 | 0 | 5 | 2 | 9 | 0 | 9 | 10 | 0 | 1 | 8 | 8 | | б | 2 | 9 | 10 | 9 | 2 | 10 | 10 | 1 | 5 | 0 | 0 | 10 | 7 | 1 | 10 | | в | 5 | 7 | 0 | 8 | 5 | 0 | 3 | 5 | 10 | 6 | 5 | 5 | 9 | 5 | 2 | | |
Менее 40 очков: вас поток не унесёт! Что бы ни случилось, вы твёрдо стоите на ногах, остаётесь при своём мнении. На вас не влияют не только погода, но и настоящие конфликты. Вы всегда знаете, чего хотите и настаиваете на своём при любых условиях! А если встречаете отпор - то тем более! С такой решительностью вы далеко пойдёте и много достигните. Но обращаем ваше внимание: бороться стоит лишь за достойные цели! От 41 до 90 очков: вами эмоции не руководят. Вы трезво оцениваете ситуации, и в случае необходимости следуете принципу «уступает тот, кто умнее». Если считаете дело важным, то отстаиваете свою точку зрения. У вас твёрдый взгляд на вещи, который не меняется с переменой ветра, как флюгер. Но он меняется, если здравый смысл подсказывает, что его нужно изменить. Более 90 очков: умный уступает - это так! Но вопрос в том, до каких пределов. Может быть, ваша уступчивость подчас чрезмерна? Задумались ли вы, что тому причиной? Вы не можете или не хотите за себя постоять? Поверьте, что то, чему вы уступаете, не всегда стремительный поток. Иногда это лишь журчащий ручеёк. Прежде чем решать, стоит ли настаивать на своих взглядах, постарайтесь проверить, стоит ли отказываться от них. Приложение 3 Тренинговое занятие для подростков «Умеем ли мы общаться?». Социальный педагог (ведущий): Сегодня мы поговорим об общении. Ваш жизненный опыт ещё мал, и порой вы не знаете, как вести себя в разных ситуациях, как поступать, чтобы не было конфликтов. Давайте проверим конфликтная ли вы личность. Для этого ответьте на вопросы анкеты. Анкета 1. В классе начался спор на повышенных тонах! Ваша реакция: не принимаю участия кратко высказываюсь в защиту той точки зрении, которую считаю правильной активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя» 2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой взрослых? нет только если имею для этого веские основания критикую всегда и по любому поводу 3. Часто ли вы спорите с друзьями? только в шутку и то если это люди не обидчивые лишь по принципиальным вопросам споры - моя стихия 4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперёд? возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже делаю замечание - надо же научить грубияна хорошему тону 3) прохожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком 5. Дома на обед подали несолёный суп. Ваша реакция. не буду поднимать бучу из-за пустяка молча возьму солонку не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды 6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу 1) с возмущением посмотрю на обидчика 2) сухо без эмоций сделаю замечание 3) выскажусь, не стесняясь в выражениях 7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится ограничусь коротким, но тактичным комментарием выскажу всё, что я об этом думаю промолчу 8. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесётесь? 1) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить обидчикам Ключ: 1) -- 4 очка; 2) - 2 очка; 3) -- 0 очков. 22 - 32 очка: вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица. 12 - 20 очков: вы слывёте человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твёрдо отстаивать своё мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не «выходите за «рамки», не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение. До 10 очков: споры и конфликты - это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечания в свой адрес -- можете съесть человека живьём. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер. Социальный педагог (ведущий): Всем хочется стать чуточку лучше. Это я знаю по себе. А ведь много возможностей научиться жить бесконфликтно. Один из способов - умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова. Вызываются 2 человека - мальчик и девочка. Делая вперёд по одному шагу, они говорят друг другу комплименты. Кто выиграет? Социальный педагог (ведущий): Умение высказать своё расположение к собеседнику - это ещё не всё. Молодому человеку надо уметь вести диалог, т.е. поддерживать беседу, не отвлекаясь от основной темы. Итак, следующий конкурс называется «Культурная беседа». Два человека садятся друг против друга. Письменно на бумаге в течение двух минут каждый должен изложить тему и цель разговора. Например, я хочу знать, какой последний фильм посмотрел мой собеседник и какое мнение у него сложилось об этом фильме. Социальный педагог формулирует для ребят задачу: предлагает построить беседу таким образом, чтобы можно было внимательно выслушать своего партнёра, помочь ему раскрыть тему, а заодно решить и свои задачи (время диалога - 4мин). Социальный педагог (ведущий): В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость - неотъемлемое качество общения. Давайте же поиграем в «Речевой этикет». Играют 2 человека. 1. Назовите слова приветствия. (Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую вас! Привет! Салют!) Выскажите просьбу. (Вы можете мне сказать?.. Не могли бы вы мне?.. Скажите, пожалуйста... Разрешите попросить вас... Не могли бы вы?.. Будьте так любезны... Будьте добры!) Какими словами лучше всего начать знакомство? (Разрешите представить вам... Разрешите познакомить вас... Познакомьтесь... Как тебя зовут? Вы знакомы? Позвольте познакомиться.) Как принято извиняться в культурном обществе? (Приношу вам свои извинения... Позвольте мне извиниться... Не могу не принести вам свои глубокие извинения... Простите за...) Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе? (Не огорчайтесь... Нет повода для беспокойства... Нет ничего плохого в том, что... Всё будет хорошо... Успокойтесь...) Есть ли у тебя запас слов благодарности? (Благодарю вас... Спасибо. Разрешите поблагодарить вас... Заранее благодарен... Признателен вам... Примите мою благодарность.) Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? (До свидания! Надеюсь видеть вас ещё! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас видеть! Приятно познакомиться!) Социальный педагог (ведущий): При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой нелегко. Но нужно. Попытаемся это сделать. Лена (обижена): Вчера ты, Андрей, шёл мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо. Андрей (удивлён): А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась. Кто прав? (Кто лучше воспитан, тот здоровается первым.) Катя: Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться? Права ли Катя? Социальный педагог (ведущий): Тебя обозвали. Твоя реакция? Не придам значения. Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие слова). 10.Отблагодарю тем же (обзову). 11.Пожалуюсь старшим. Социальный педагог (ведущий): Какими же качествами характера должен обладать человек, который достоин подражания, которому можно всегда и во всём довериться? Создадим коллективный портрет, предварительно разобьёмся на три группы и посовещаемся. (В это время у доски один человек разбирает на 2 стопки карточки, на которых указаны положительные и отрицательные качества.) Положительные качества: доброжелательность, безотказность, тактичность, миролюбивость, вежливость, честность, великодушие, гостеприимство, деликатность, добросердечность, жизнерадостность, инициативность, остроумие, отзывчивость, скромность, справедливость, корректность, неподкупность, патриотизм. Отрицательные качества: грубость, бестактность, несдержанность, придирчивость, раздражительность, агрессивность, завистливость, равнодушие, болтливость, вздорность, ехидность, жадность, злопамятность, легкомысленность, лицемерие, корыстолюбие, небрежность, назойливость, обидчивость. Социальный педагог (ведущий): А теперь предлагаю всем самое серьёзное задание. В течение 5 минут 3 группы (по рядам в классе) напишут свои предложения в общий свод законов общения нашего класса. За основу можно взять опыт всего человечества. Кто-то вспомнит заповеди из Библии, а кто-то - советы психологов... Законы, о которых идёт речь, можно обобщить и записать. Например, так. Самый главный человек на свете - это тот, кто перед тобой. Полюбите его, найдите положительные качества в нём. Дарите ему знаки внимания и уважения. Ищите то, что вас сближает, старайтесь не противоречить собеседнику по любому поводу. Старайтесь не отзываться о людях дурно, ни в чём не обвиняйте собеседника. Стройте общение на равных, не смотрите на собеседника свысока. Берегите собеседника, избавьте его от обид и обвинений. Не спорьте по мелочам. 7. Не спорьте с тем, с кем спорить бесполезно. Не спорьте с тем, кому важнее спор, а не истина. Избегайте категоричности, особенно в возражениях. Ищите возможность согласиться, а не возразить. Стремитесь не к победе, а к истине и миру. Социальный педагог (ведущий): В заключение хочу дать вам ещё несколько рецептов поведения. Невежливо во время разговора отводить кого-нибудь в сторону, чтобы говорить с ним наедине; невежливо подслушивать, о чём говорят двое в стороне, - в таких случаях следует просто отойти от них подальше. Никогда не шепчитесь в гостях. Не прерывайте говорящего. Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь и дайте ему закончить фразу. В обществе и за столом не демонстрируйте равнодушие, хотя лучше молчать, чем говорить слишком много. 4. Никогда не говорите другим того, что было бы неприятно выслушать вам самим. Грубые, резкие слова часто возвращаются бумерангом и бьют самого говорящего. Я думаю, что после сегодняшней игры мы ещё раз задумаемся о нашем отношении к близким нам людям. Глоссарий Девиантология - раздел науки, изучающей девиации. Девиация - отклонение от нормы. Дезадаптация - состояние сниженной способности принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях. Деликт - действие, нарушающее правовые нормы. Деликвентное поведение - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время правовых норм, угрожающие общественному порядку. Деструктивное поведение - поведение, причиняющее ущерб, приводящее к разрушению. Клептомания - патологическое воровство. Конформистское поведение - поведение, лишённое индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты. Нарциссическое поведение - поведение, управляемое чувством собственной грандиозности, обращением либидо на себя, а также повышенной потребностью в подтверждении своей значимой извне. Отклоняющееся поведение - устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся её социальной дезадаптацией. Пенитенциарная система - система содержания правонарушителей, места отбывания ими наказания. Поведение - процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков. Психологическая защита - бессознательные механизмы уменьшения или устранения любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости индивида. Суицид - умышленное лишение себя жизни. Суицидальное поведение -- осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Литература 1. Змановская Е.В. Девиантология. - Москва, 2003. - 288с. 2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. - Москва, 1999. - 280с. 3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - Москва, 2001. - 512с. 4. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - Москва, 2005. - 208с. 5. Столяренко Л.Д. Психология. - Ростов-на-Дону, 2003. - 448с. 6. Андреева Г.М. Социальная психология. - Москва, 2000. - 376с. 7. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - Москва, 2000. - 376с. 8. Рогов Е.И. Общая психология. - Москва, 1995. - 448с. 9. Слободчиков В.И. Психология человека. - Москва, 1995. - 384с. 10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Пйтер, 2000. - 720с. 11. Гамезо М.В. Атлас по психологии. - Москва, 1986. - 272с. 12. Дьяченко М.И. Психология - краткий психологический словарь. - Мн.: «Хэлтон», 1998.-399с. 13. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - Москва, 1996. - 352с. 14. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии. - Москва, 2002. - 480с. 15. Смирнова С.А. Педагогика. - Москва, 1999. - 512с. 16. Пидкасистый П.И. Педагогика. - Москва, 1996. - 602с. 17. Сластёнин В.А. Педагогика. - Москва, 2000. - 512с. 18. Романова Н.Н. Сценарии школьных праздников. - Москва, 2005. - 400с. 19. Драчёва Е.Л. Менеджмент. - Москва, 2002. - 288с. 20. Греков В.Ф. Русский язык. - Москва, 2000. - 286с. 21. Карпова Е.В. Дидактические игры. - Ярославль, 1997. - 240с. 22. Федин С.Н. Лучшие игры со словами. - Москва, 1999. - 256с. 23. Крутецкий В.А. Психология. - Москва, 1986. - 336с.
Страницы: 1, 2
|