рефераты курсовые

Особенности структуры самосознания наркозависимых личностей

p align="left">В теории Роджерса угроза существует, когда люди осознают несоответствие между Я-концепцией (и связанными с ней условиями ценности) и каким-то аспектом актуального переживания. По Роджерсу, если человеку долгое время ничто не угрожает, он открыт для переживаний и ему не нужно защищаться. Однако, когда он осознает или ощущает на подсознательном уровне что переживание не согласуется с Я-концепцией, возникает угроза, за которой, в свою очередь, следует защитная реакция. Роджерс определил защиту как поведенческую реакцию организма на угрозу, главная цель которой - сохранить целостность Я-структуры. Иначе говоря, защита усиливает самоуважение человека и защищает его от надвигающейся опасности и угрожающих переживаний. [9]

Роджерс предложил только два механизма защиты, которые используются для сведения к минимуму осознания несоответствия внутри «Я» или переживанием: искажение восприятия и отрицание. Следует отметить, что угрожающее переживание не допускается к символизации в сознании, потому что оно несовместимо с Я-структурой. Следовательно, защитное поведение сохраняет существующую структуру «Я» и не позволяет человеку потерять самоуважение.

Даже самый психически здоровый человек иногда сталкивается с переживанием, которое угрожает его Я-концепции, и бывает вынужден ложно истолковать или отрицать переживание. Аналогично, большинство людей обладают адекватной защитой, позволяющей справляться с умеренным уровнем тревоги и поступать так, чтобы свести ее к минимуму. Однако, когда переживания совершенно не согласуются с Я-структурой, или когда несогласующиеся переживания часто встречаются, человек испытывает сильную тревогу, которая может серьезно нарушить повседневный порядок. Человека в таком состоянии обычно называют «невротиком» (хотя сам Роджерс избегал использовать подобные диагностические ярлыки). По Роджерсу, если между «Я» и текущими переживаниями существует значительное несоответствие, то защита «Я» может стать неэффективной. В таком «беззащитном» состоянии несоответствующие переживания точно символизируются в сознании и Я-концепция человека разрушается.

Таким образом, личностные расстройства и психопатология появляются, когда «Я» не может защитить себя от натиска угрожающих переживаний. Роджерс предположил, что личностные расстройства могут проявляться либо неожиданно, либо постепенно на протяжении большого периода времени. В любом случае, как только появляется серьезное несоответствие между «Я» и переживанием, защита человека перестает работать адекватно, и ранее целостная Я-структура разрушается. Когда это происходит, человек становится крайне уязвимым для тревоги и угрозы и ведет себя непонятно не только для других, но и для самого себя. Фактически Роджерс считал расстройства поведения результатом несоответствия между «Я» и переживанием. Значительность несоответствия между осознанным «Я» и переживанием определяет тяжесть психологической дезадаптации. [9]

1.6 Концепция «творческого Я» А. Адлера

Фундамент стиля жизни закладывается в детские годы. По убеждению Адлера, стиль жизни настолько прочно кристаллизируется к пяти годам жизни ребенка, что потом он продвигается в этом же направлении всю жизнь. При односторонней интерпретации может показаться, что данное понимание формирования стиля жизни указывает на столь же сильный детерминизм в рассуждениях Адлера, как и у Фрейда. Но, в отличие от Фрейда, Адлер понимал, что в поведении взрослого не просто оживают ранние переживания, а скорее имеет место проявление особенностей его личности, которая сформировалась в первые годы жизни. [9]

Более того, понятие стиля жизни не столь механистично, как могло бы показаться, особенно когда мы обращаемся к концепции творческого «Я», входящей в систему взглядов А. Адлера. Концепция творческого «Я» является самым главным конструктом адлеровской теории, его высшим достижением как персонолога. Адлер утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Иными словами, каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. В конечном счете, сами люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса.

Предполагая существование творческой силы, Адлер не отрицал влияния наследственности и окружения на формирование личности. Люди являются созидательными существами, которые не только реагируют на свое окружение, но и воздействуют на него, а также получают от него ответные реакции. Только сам человек ответственен за свой стиль жизни и установки по отношению к миру. Творческие способности расцветают в раннем детстве, и это сопутствует развитию социального интереса, но почему именно и как развивается, пока остается без объяснений. [9]

Личностное время, является, пожалуй, самым важным показателем уровня развития индивидуальности, выступающим в роли интегратора, соотносящего в субъективном временном континууме показатели всех «часов». Внесознательно складывающаяся, аморфоподобная Я-концепция маленького ребенка еще не выходит за границы сенсомоторной сферы. Феномен связи хронологического возраста и личностного ощущения этого возраста получил название «психологического возраста», который считается интегральным показателем человека ко времени своей жизни и определяется как самооценка человеком себя на шкале собственного жизненного времени. Соответствие хронологического и психологического (личностно окрашенного) возраста свидетельствует об умении человека найти приемлемый для себя темп жизни, соотнести свои притязания и возможности. [16]

Кто мы? Поскольку мы - уникальные и сложные создания, у нас есть много возможностей дописать предложение «Я - …» (вы могли бы дать 5 ответов на этот вопрос? Каких?). Взятые вместе, эти ответы и дадут то, что называется нашей Я-концепцией. Элементы нашей Я-концепции - убеждения, с помощью которых мы определяем себя, представляют собой наши Я-схемы. Схемы - это шаблоны сознания, с помощью которых мы организуем наши миры.

Наши Я-схемы - наше восприятие самих себя как спортивных, слишком толстых, умных или каких-то еще - активно влияют на то, как мы обрабатываем социальную информацию. Поскольку нам свойственно видеть себя главным действующим лицом, мы переоцениваем степень нацеленности на нас поведения окружающих. Так в фокусе нашего зрения находится наша собственная персона, мы с готовностью допускаем, что и окружающие постоянно замечают и оценивают нас.

Наши Я-концепции включают не только Я-схемы, характеризующие нас в данный момент времени, но и наши возможные «Я», т.е. то, какими мы можем стать. По мнению Маркус и ее соавторов, наши возможные «Я» включают представления о себе таком, каким мы мечтаем стать, - богатым, изящным, страстно любимым и любящим «Я». В наши Я-концепции входят и те «Я», которыми мы боимся стать, - безработный «Я», нелюбимый «Я» и «Я», не справляющийся с учебной программой.

Наше понимание самих себя помогает упорядочить свои мысли и действия. Обрабатывая информацию, имеющую отношение к нам самим, мы хорошо запоминаем ее. [1]

От чего зависят наши Я-концепции? От множества разнообразных факторов, включая роли, которые мы исполняем, сравнения себя с окружающими, нашу социальную идентичность, наше восприятие оценки нас другими людьми, а также наши успехи и неудачи. Наше самопознание на удивление несовершенно. Зачастую мы сами не знаем, почему ведем себя так, а не иначе. Если мощные источники влияния нас не настолько очевидны, чтобы их мог заметить любой наблюдатель, мы сами тоже можем упустить их из виду.

Я-концепция личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействий со своим психологическим окружением и реализует мотивационно - регуляторную функцию в поведении личности. Термин Я-концепция появился в научном языке на рубеже XIX - XX веков в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. [25]

Каждый человек осуществляет биполяризацию своих переживаний: какую-то долю он рассматривает как часть самого себя, а другую относит к тому, что существует вне его, однако обязательного пространственного или временного совпадения между границами его представления о самом себе и действительными границами его тела не существует. Хотя представление человека о самом себе, бесспорно, ассоциируется с его телом, оно не является прямым отражением того, что он есть, или того, что он делает.

Я-концепция, как и все прочее в символическом окружении конструируется путем избирательного восприятия и воображения. Ни один человек не может воспринять все, что происходит внутри его тела. Он избирательно реагирует на различные сигналы в различное время в зависимости от того, что он делает.

Хотя тело человека и его представления о себе самом связываются различными способами, свидетельства из разных источников убедительно показывают, что они раздельны и различны.

Большинство специалистов согласны в том, что у младенца нет Я-концепции, хотя факт существования его тела не вызывает сомнений. [28]

2. Наркозависимость

2.1 Общие аспекты зависимости

Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, для изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений. Уже в дописьменный период мы имеем свидетельства того, что люди знали и использовали психоактивные химические вещества: алкоголь и растения, потребление которых влияет на сознание. Многие люди широко используют химические вещества, такие, как алкоголь, кофе, транквилизаторы. Большинству из них удается сохранять контроль над их употреблением на протяжении всей жизни, и только некоторые становятся настоящими рабами зависимости. [26]

Очевидно, что употребление наркотиков несформировавшейся личностью порождает серьезнейшие социально-психологические проблемы: невозможность нормального психического и физического созревания, школьную дезадаптацию, проблемы выбора профессии и занятости, затруднения в создании партнерских отношений, асоциальность и т.д. [10]

Специфической особенностью химической зависимости является наличие тесной связи между двумя ее аспектами - клиническим и психосоциальным. Это означает, что поведение, связанное с употреблением наркотиков, следует одновременно рассматривать и как комплекс социально-психологических проблем, и как следствие прогрессирующих физико-химических изменений в организме. На определенном этапе формирования аддикции (этапе физической зависимости) химические процессы в организме начинают играть роль в поддержании аддиктивного поведения. Для синдрома физической зависимости характерны определенные клинические признаки: [12]

Потребление наркотических средств, в принципе, аналогично потреблению алкоголя и табака: все эти вещества относят к «вредным благам», поскольку они дают потребителю субъективное ощущение удовольствия, но в то же время наносят его организму вред. Если потребление наркотиков происходит регулярно, то в организме потребителя происходят изменения, в результате которых постепенно формируется физическая и/или психическая зависимость от наркотиков. Состояние, при котором человек испытывает потребность в регулярном приеме наркотиков, называют наркоманией.

Патогенез наркоманий сложен, в процесс вовлекаются нейротропные, гуморальные, эндокринные, обменные и другие системы. Сдвиг в одной из них подготавливает изменения в другой. Происходит воздействие на синапсы промежуточного мозга с ослаблением передачи импульсов. На начальных стадиях наблюдаются нарушения реакции нейронов коры больших полушарий, гипоталамуса, ретикулярной формации. В поздних стадиях заболевания нарушаются рецептивные возможности нейронов и структурно-функциональная организация мозга. Под воздействием наркотиков изменяется метаболизм биогенных аминов мозга. Психические расстройства вызывают развитие астении и анергии. [32, www] Смертельные исходы, как правило, связаны с тотальным перерождением сердечной мышцы, нефропатией, присоединившейся инфекцией.

Независимо от механизма действия первоначальный прием наркотика способствует тому, что в организме человека происходит массированный выброс эндорфинов, их еще называют «гормонами радости». При этом у человека появляется чувство психологического комфорта, все воспринимается в радужных тонах, наркоман погружается в сладкие грезы. Подобные ощущения ведут формированию психологической зависимости. Эндорфины в небольших концентрациях присутствуют в крови всегда. Эта фоновая концентрация обеспечивает нам нормальное ежедневное душевное равновесие и самочувствие. Если сперва подавить выработку эндорфинов искусственным приемом наркотика, а потом отменить его, организм останется без необходимого уровня собственного гормона. В результате развивается глубокое депрессивное состояние, особенно часто оно вызывается недостаточностью дофамина и серотонина. [33, www]

Несмотря на некоторые различия в клинических проявлениях отдельных форм химической зависимости, последние имеют о6щие социально-психологические признаки. В основе данной аддикции лежит потребность продолжать прием наркотика с целью достижения чувства комфорта или устранения неприятных ощущений (например, абстинентного синдрома). Влечение к наркотику носит чрезвычайно сильный характер. Одним из указаний на злоупотребление наркотиками является социальная деградация, проявляющаяся, прежде всего, в быстро нарастающей социальной дезадаптации. При этом наблюдается снижение успеваемости, отказ от учебы или профессиональной деятельности, конфликты с социальным окружением, проблемы с законом, отход от семьи и друзей, сужение общения до наркоманического круга, изоляция. [37, www]

Параллельно с социальной деградацией происходит выраженное изменение характера. На фоне озабоченности наркотиком нарастает общая необязательность, формируется амотивационный синдром (утрата прежних интересов). Отрицание становится стилем поведения. Наркозависимый отрицает буквально все: факты употребления, правила, свои поступки, свою ответственность, наличие про6лем, наконец, зависимость и необходимость ее лечения. Попытки окружающих помочь зависимому или обесцениваются или вызывают агрессию. Если первоначально аддиктивная личность старается уйти от решения про6лем, то постепенно она вообще теряет способность к действиям. Депрессия, изоляция, беспомощность, нелады с законом - все это, наконец, приводит к осознанию серьезности проблемы. [8]

Толерантность - это повторное применение одной и той же дозы наркотика, которое часто приводит к ослаблению реакции на наркотик. Существует три основных типа толерантности, имеющие совершенно различные механизмы действия. Постоянное употребление наркотика приводит к определенной степени предрасположенной толерантности. Это объясняется возрастанием степени метаболизма наркотика, поэтому, человек, употребляющий наркотик, вынужден увеличивать дозу для достижения определенного уровня содержания наркотика в его организме. Другим типом толерантности является функциональная толерантность. Функциональная толерантность обозначает уменьшение чувствительности мозга и других частей центральной нервной системы к эффекту, производимому наркотиком. Третий механизм включает поведенческую установку человека поведенческая или приобретенная толерантность. Например, человек, имеющий значительный опыт воздействия алкоголя на двигательную координацию, может научиться компенсировать состояние интоксикации при помощи медленной ходьбы, чтобы не упасть, даже будучи сильно пьяным. [26]

Согласно международной классификации болезней МКБ-10 диагноз «наркомания» можно поставить при наличии 3-х и более признаков, которые должны проявляться у человека несколько раз в течение 12 месяцев или постоянно в течение месяца, независимо от дальнейших периодов воздержания:[52]

1. Сильная потребность или переживание неодолимости потребности к употреблению наркотика (Влечение к наркотику, которое трудно перебороть).

2. Очевидное падение способности контролировать употребление наркотика. Это относится к трудности отказа от уже начатого приёма наркотика.

3. Употребление наркотика, что бы облегчить или устранить симптомы абстинентного синдрома и субъективная уверенность человека в эффективности такого действия («положительный опыт»).

4. Абстинентный синдром.

5. Рост толерантности к эффектам наркотика.

6. Сужение круга лиц, с которыми потребляется наркотик

7. Прогрессирующее пренебрежение к другим интересам и действиям, реализация которых доставляет (доставляла) удовольствие, в пользу употребления алкоголя/наркотика («сужение» круга интересов, их преимущественная концентрация на алкаголизации/наркотизации).

8. Настойчивость в стремлении продолжать употреблять алкоголь/наркотик, несмотря на явные признаки отрицательных воздействий.

2.2. Причины употребления наркотиков с позиции психологических теорий

Психодинамические исследования раскрывают глубокие бессознательные мотивы употребления химических веществ. Следовательно, наркотики, прежде всего, используются как самолечение. Большинство исследователей отмечают связь между личностным депрессивным расстройством и развитием наркозависимости.

У каждого человека присутствует аддиктивная склонность, наличие же серьезного личностного расстройства, по мнению ряда авторов, является ведущим условием перехода этой особенности в хроническое расстройство. Злоупотребляющие наркотиками, в целом, более личностно нарушены, изолированы и менее удовлетворены своей жизнью. Дж. Ханзян в статье «Уязвимость сферы саморегуляции у аддиктивных больных» в качестве ведущих проблем химически зависимых называет базовые трудности саморегуляции в четырех основных сферах, таких, как: чувства, самооценка, взаимоотношения, забота о себе. Аддиктивные личности страдают от того, что не чувствуют себя «хорошими», что мешает им в свою очередь иметь удовлетворяющие их отношения с другими людьми. Химические вещества служат мощным средством против внутреннего чувства пустоты, дисгармонии и боли. [11]

Наркотизацию также можно рассматривать как развитие дефективных защит против таких невыносимых аффектов, как ярость, стыд и депрессия. Похоже, что наркозависимые просто не способны выносить данные аффекты. Вместо того чтобы осознать, проговорить и выразить свои чувства - освободиться от них, зависимые люди применяют химические вещества для управления ими, «отключая» свои чувства и создавая иллюзию контроля.

Глубинное изучение наркозависимых индивидов привело С. Блатта к заключению, что зависимость от героина существенно детерминируется:

1) потребностью контейнировать агрессию;

2) поиском удовлетворения желания символических отношений с материнской фигурой;

3) желанием ослабить депрессивные аффекты.

Наркотики, с одной стороны, создают иллюзию преодоления беспомощности и повышения самоконтроля, а с другой стороны приводят к утрате контроля над собой и своей жизнью. [50] В конце концов, зависимость не оставляет человеку никакого выбора. Полная утрата контроля и ощущение бессилия являются настолько типичными для зависимых, что реабилитация по программе «Двенадцать шагов» начинается именно с признания своего бессилия перед наркотиками. [6]

Другое очевидное личностное нарушение, связанное с наркотиками, это нарушение способности заботиться о себе. Оно проявляется в «наплевательском» отношении к себе, в игнорировании смертельно опасных последствий употребления наркотика и в конечном итоге в мощной саморазрушительной тенденции. Различные направления психологии по-разному объясняют феномен возникновения наркотической зависимости. Сторонники бихевиоризма отстаивают мысль о непрерывном влиянии социального окружения на человека. Позитивные связи хронического наркомана с обществом ограничиваются контактами с членами наркоманской группы.

Наркоман принадлежит к типу людей, которые слабо переносят боль и эмоциональный стресс. По причине «ущербности» социального развития, наркоман старается избегать любой формы ответственности, становится недружелюбным и недоверчивым по отношению к тем, кого считает частью угрожающего мира. Стоит отметить также высокую эффективность поведения наркомана, направленного на приобретение и употребление наркотика: ни закон и милиция, ни контроль со стороны общества и семьи, ни отсутствие денег и материальных средств, ни многое другое, что могло бы быть непреодолимым препятствием для человека, не страдающего наркоманией, не останавливает наркомана. [13] Таким образом, наркоманию можно рассматривать как высокоадаптивный способ поведения.

В рамках когнитивного подхода причины и последствия наркомании объясняют преимущественно с помощью концепции локуса контроля. Так, по мнению Д. Роттера, одни люди приписывают свой образ действий внутренним причинам, другие объясняют его внешними обстоятельствами. Наркоманы приписывают свой образ действий внешним обстоятельствам. Они убеждены в том, что употребляют наркотические вещества по вине других людей или по вине обстоятельств. Поэтому одной из причин, почему они не могут бросить наркотики, является отсутствие внутреннего контроля.

Психоаналитические авторы в основном рассматривают наркоманию как результат нарушения психосексуального созревания, ведущего к оральной неудовлетворенности и оральной фиксации. Личность регрессирует, возвращается к тому периоду развития, когда жизнь была легче, не было проблем, страха, вины. Этот регресс может означать слабость «Я» перед болью и фрустрацией. На стадии латентной наркотизации подростки могут прибегать к наркотикам как к средству ухода от семейных конфликтов, как к средству, снижающему генерализованную неудовлетворенность. [14]

Практически во всех случаях наркомании в период предшествующий наркотизации, обнаруживаются признаки одного из типов проблемных семей:

1) деструктивная семья (автономия и сепарация отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или родительско-детский конфликт);

2) неполная семья (один из родителей отсутствует, из чего следуют разнообразные особенности семейных отношений, прежде всего, размытые границы между матерью и ребенком: мальчики - суррогатные «мужья»);

3) ригидная, псевдосолидарная семья (наблюдается безоговорочное доминирование одного из членов семьи, подавляющий тип воспитания);

4) распавшаяся семья (т.е. ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней, семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом существует сильная эмоциональная зависимость от него). Перечисленные особенности семейной ситуации повышают риск наркотизации, прежде всего потому, что у подростка не формируется чувство ответственности за себя, свою жизнь и свои поступки. Так, в деструктивных семьях наркотизация и связанное с ней поведение направлено, прежде всего, на компенсацию деффицитарности эмоциональных контактов в семье либо выступает как средство ухода от давления семейных конфликтов. В неполных семьях наркотизация иногда имеет ярко выраженный демонстративный компонент. В ригидных семьях наркомания подростка может рассматриваться как крайняя форма протеста против системы отношений, игнорирующей его возросшие возможности, интересы и потребности. В распавшихся семьях наркомания может выполнять функцию ослабления и даже преодоления сохранившейся эмоциональной зависимости от родителя, проживающего вне семьи. [19]

Наркозависимость имеющая в качестве смыслообразующей ценности наркотическое средство, в ходе своего развития неизбежно навязывает субъекту систему специфических личностных смыслов, определяемых характерными особенностями наркотического средства в качестве мотива различных актуальных потребностей. По мере закрепления наркоманизации в качестве способа удовлетворения актуальных потребностей система порождаемых наркосредством личностных смыслов приобретает стабильность, ригидность, устойчивость, превращаясь в систему специфических установок личности. Согласно /Сурнов К.Г., 1982/ порожденные наркозависимостью установки личности оказывают существенное влияние на процессы смыслообразования не только внутри наркозависимости, но и внутри деятельностей, подчиненных другим мотивам или ценностям. По нашим наблюдениям, имеет место феномен селекции смыслообразующих ценностей наркозависимой личности, являющийся одним из главных препятствий на пути психологической реабилитации наркозависимых личностей. Ценности, соответствующие смысловым установкам наркозависимой личности, принимаются в качестве замещающих наркотическое средство, ценности не соответствующие смысловым установкам - отвергаются. При этом в число отвергаемых попадает подавляющее большинство социально одобряемых ценностей. Наркозависимая личность, стремящаяся к искусственной компенсации дефицита ценностей переживания, минуя действия и волевые усилия, постепенно прекращала конструирование новых целей и останавливалась в своём развитии, находясь, в дальнейшем, в динамическом покое, представляющем собой постоянную прокрутку одних и тех же целей (образов наркоопьянения). Всё это в конечном итоге приводило к наркотическому потреблению. [38, www]

Наркомания (это слово образовалось от греч. narkз оцепенение, сон + mania безумие, страсть, влечение) - хронические заболевания, вызываемые злоупотреблением наркотическими средствами. Современные ученые достаточно подробно разрабатывают объяснения возникновения наркотической зависимости и выделяют 3 основных направления, 3 группы факторов наркотизации; социологические, включающие влияние общества и семьи, биологические, объясняющие склонности к злоупотреблению особенностями организма и особой предрасположенностью, и психологические (или психические), рассматривающие особенности и отклонения в психике. Благоприятным поводом попробовать наркотики становятся эмоциональные расстройства, депрессии, потребность выровнять настроение. Если сначала наркотик «работает» средством от депрессии, то спустя очень короткий срок сам становится ее источником. [30]

Люди, употребляющие наркотики сознательно, обычно ожидают двух эффектов: Первый - получить возможность расслабиться, отвлечься от повседневных, иногда очень непростых, проблем или от трагических событий.

Второй - возможность испытать новые, неизвестные, ощущения, стимулировать воображение, творческие способности. Хроническое потребление высоких доз обусловливает возникновение «амотивационного синдрома», который характеризуется тем, что субъект не хочет выполнять задания, ходить на работу или же заниматься какой - либо другой деятельностью, требующей внимания или упорства. Такие лица становятся апатичными, утрачивают энергию. [39, www]

Обычно люди критичны к своему поведению: как минимум, ради своей же безопасности стараются соответствовать правилам, принятым в обществе, в котором они живут. И вот первое, что теряется с началом употребления наркотика - чувство самоконтроля. Потенциальный наркоман откровенно не желает соотносить свое поведение с общепринятыми нормами. Человек, которому было откровенно неприятно соответствовать общепринятому поведению, испытывает под действием наркотика ощущение избавления от оков, чтобы суметь на время стать счастливым идиотом и удрать от реального мира.

Наркоманами могут стать подростки из совершенно "полярных" семей: либо педагогически запущенные (всем было на него наплевать, и он все детство делал что хотел), либо избалованные - когда родители покупают дитяти все, что ни попросит, и позволяют все, что ему в голову взбредет. Таким образом и те, и другие дети просто не знают слова "нельзя". И когда они вырастают и выходят из рамок своей семьи в общество, там они впервые слышат, что им что-то не позволено. «Ах, так?! - возмущаются эти дети. - Ну, так я не буду жить в вашем гнусном обществе!» - и уходят в мир наркотических иллюзий. [29]

А вот по второй причине становятся наркоманами детишки, которых, наоборот, воспитывали в строгости: туда не ходи, этого не делай, говори только разрешенные слова, руки на столе держи строго параллельно… И за любой "шаг вправо, шаг влево" следуют внушительные и совершенно неадекватные санкции. Тогда бегство от действительности будет, прежде всего, бегством из собственной семьи. [31, www]

Непосредственное и долговременное влияние любого наркотика зависит в определенной степени, от личности человека, от его настроения, мотивации, предыдущего опыта приема наркотиков, массы тела и физиологических особенностей, дозы и силы действия наркотика, способов его употребления и обстоятельств, в которых наркотик принимается. Эффект наркотика различен не только у разных людей, но и у одного и того же человека в различных ситуациях. После того, как употребление наркотиков достигло драматически высокого уровня в 60-х и начале 70-х годов, в 80-е годы оно уменьшилось. В зависимости от конкретного человека и конкретного наркотика мотивы начала употребления наркотиков, а также продолжения их приема могут быть разными: от любопытства, поиска острых ощущений, давления сверстников и желания заслужить их одобрение, бегство от стресса и бунта против авторитетов до более философских обоснований, таких как стремление к самопознанию, самосовершенствованию, творчество, духовное просветление или расширение границ познания. Если эти мотивы рассматривать в контексте теории Эриксона, то станет понятна их связь с чувством недостаточной идентичности. Молодые люди, не знающие, что они собой представляют могут найти опыт приема наркотиков весьма привлекательным в «нащупывании» внешних границ своего «Я». Они предполагают, что сумеют обнаружить такое измерение себя, которое ускользает от них именно тогда, когда они находятся в трезвом, «правильном» мире. Употребление наркотиков может также временно ослаблять эмоциональные стрессы, сопровождающие кризис идентичности. Колеблясь в выборе профессии, конфликтуя с родителями, вступая в хрупкие и ненадежные отношения со сверстниками, юноши и девушки могут относиться к наркотикам как к средству, помогающему немедленно выйти за пределы себя. Более того, когда они находятся в одной компании со сверстниками, употребляющими наркотики, нетрудно понять, как на них можно «надавить», особенно если еще и статус в группе зависит от употребления наркотика. Человек с установившейся Эго-идентичностью может сопротивляться подобному давлению, а подросткам с диффузной идентичностью, вероятно, трудно не подчиниться. [9]

2.4. Я-концепция и самосознание наркозависимых лиц

У людей, страдающих наркотической зависимостью, недостаточно развита «Я-концепция», снижены способности к рефлексии, им свойственна неадекватная самооценка. Наиболее ярко нарушения самосознания проявляются в сфере саморегуляции и самоконтроля. Нарушения самоконтроля проявляются у этих пациентов как в склонности к немедленному отреагирования своих переживаний, так и в невозможности контролировать собственное поведение. [47.www]

Отмечается, что больным опийной наркоманией свойственно некритичное отношение к своему состоянию. Этим больным свойственны бедность мотивационной сферы и трудности самоотчета. Подверженность внешним влияниям, отсутствие конкретных интересов свидетельствует о несформированности структур «Я», нечеткости его границ. Было установлено, что диффузность границ «Я» приводит к тому, что индивид не способен ориентироваться и опираться на собственные представления и ощущения и вынужден идти на поводу у обстоятельств. Стала очевидной связь проблем когнитивного стиля, полезависимости -- поленезависимости, недостаточной рефлексии и структурирования субъективного опыта и уровня самосознания личности. Таким образом, данные различных исследований, посвященных проблеме наркотической зависимости, указывают на необходимость целостного изучения особенностей психического функционирования больных опийной наркоманией, которое бы позволило выявить факторы, обуславливающие формирование этих особенностей, а также раскрыть существующие между ними взаимосвязи. [47.www]

В отечественной наркологии нарушения произвольной регуляции психической деятельности у лиц, злоупотребляющих наркотиками, в основном изучаются в рамках проблемы патологического влечения к определенному психоактивному веществу, которое рассматривается как основной симптом химической зависимости. Влечение к употреблению психоактивного вещества, первоначально ситуационно обусловленное, в дальнейшем приобретает навязчивый компонент и в условиях сформировавшейся физической зависимости становится неодолимым, а действия, направленные на удовлетворение потребности в психоактивном веществе, - компульсивными. Зачастую больные не в состоянии объяснить причины, побудившие их к злоупотреблению ПАВ и вызвавшие рецидив заболевания. Действия, направленные на удовлетворение потребности в алкоголе или наркотиках, совершаются ими импульсивно без достаточного осознания своего поведения. Более того, рациональное понимание вреда и негативных последствий употребления наркотиков не приводит ни к каким изменениям в поведении наркомана. Этот феномен наиболее отчетливо проявился в неудавшихся попытках рациональной психотерапии больных наркоманией. [47.www]

Братусь Б.С. отмечает, что в случае формирования химической зависимости происходит нарушение опосредствованности поведения. В результате остаются только те формы деятельности и те потребности, которые могут быть удовлетворены несложными, малоопосредствованными действиями.

Ряд авторов отмечают высокую частоту аффективных нарушений и трудностей регуляции эмоций у больных опийной наркоманией указывает на склонность больных наркоманией к немедленному отреагированию, отыгрыванию в действиях переполняющих их аффектов, неспособность контролировать интенсивность своих реакций и точно оценивать свое эмоциональное состояние. Им свойственна эмоциональная лабильность, и, в то же время, недостаток эмпатии, пренебрежение к чувствам других, эмоциональная холодность. [4]

Некоторые авторы связывают нарушения произвольной регуляции, наблюдаемые у наркоманов с особыми чертами личности, присущими данной категории больных. Другой вопрос, чаще всего поднимавшийся в исследованиях, - каковы те черты личности или их сочетания, при которых вероятность возникновения химической зависимости наиболее высока? Однако попытки описать личность, зависимую от наркотиков, не увенчались успехом. Можно предположить, что не существует специфических личностных черт, свойственных только людям, зависимым от ПАВ. Во всем массиве литературы, описывающем особенности личности при том или ином виде химической зависимости, не предложен какой-либо единственный тип или несколько типов личностей, склонных к наркотизации. Однако удалось выделить некоторые личностные и поведенческие особенности, присущие значительной части лиц с химической зависимостью. По некоторым данным зарубежной литературы у больных наркоманией наблюдается сниженная самооценка в сочетании с экстернальным локусом контроля (между этими показателями была обнаружена положительная корреляция), снижение самоконтроля, импульсивность, трудности прогнозирования последствий своих поступков. Дунаевский В.В., Стяжкин В.Д. [7] выделяют у больных наркоманией такие личностные черты, как слабость волевой деятельности, переживание чувства собственной неполноценности, неумение устанавливать межличностные отношения, а также склонность к подражательству, повышенную внушаемость, подчиняемость групповому поведению. Отмечают, что при наркомании возникают психические нарушения, проявляющиеся в виде личностной деградации с сужением круга интересов, общим огрублением личности. У больных пропадает интерес к любым событиям их жизни, кроме приема наркотиков. Они становятся угрюмыми, нелюдимыми, перестают проявлять внимание к близким, безразлично относятся к работе, жизненным радостям и неприятностям. Кроме того, они склонны к самоуничижению, самоотрицанию. Существуют некоторые общие особенности, определяющие поведение лиц с химической зависимостью в межличностных отношениях. К ним относятся стремление уходить от ответственности в принятии решений, стереотипность поведения, зависимость, тревожность, тенденция обвинять других, сниженная переносимость повседневных трудностей с хорошей переносимостью экстремальных ситуаций, низкая самооценка в сочетании с внешними проявлениями превосходства, невозможность поддерживать стойкие эмоциональные отношения. Данные как зарубежных, так и отечественных исследователей указывают на наличие у подростков, злоупотребляющих наркотиками когнитивного дефицита, проявляющегося в худших показателях памяти и внимания, снижении ассоциативного мышления, особенностях восприятия пространственных стимулов, дисфории, повышенной раздражительности, злопамятности и ригидности мышления. В то же время ответственность за события своей жизни, нарушение межличностных отношений и эмоциональные конфликты они склонны перекладывать на окружающих.

Итак, приведенные литературные данные указывают на целый ряд особенностей психического функционирования, свойственных лицам, страдающих наркотической зависимостью. Среди них отмечаются неадекватная самооценка, низкая когнитивная дифференцированность образа «Я», дефицитарность структур внутреннего опыта, склонность к неоправданному риску, сниженные способности к рефлексии, трудности регуляции своего эмоционального состояния. Этим больным свойственна бедность мотивационной сферы и трудности самоотчета. Отсутствие конкретных интересов, подверженность внешним влияниям, преобладание инфантильных гедонистических установок свидетельствуют о незрелости их «Я», нечеткости его границ. Было установлено, что низкая когнитивная дифференцированность приводит к трудности осознания своего жизненного опыта, его рефлексии. В свою очередь это приводит к невозможности опереться на него в кризисных жизненных ситуациях. Можно предположить, что все перечисленные психологические характеристики людей с зависимостью от ПАВ не существуют изолированно друг от друга, а объединены общими фактороми. Неадекватная самооценка, когнитивная недифференцированность, подверженность внешним влияниям указывают на вовлеченность структур самосознания в патологический процесс формирования наркотической зависимости. В таком случае, особенности самосознания больных наркоманией будут проявляться в особенностях реализации его регуляторной функции. Можно предположить, что существуют определенные специфические для данной группы нарушения механизмов саморегуляции, которые проявляются как в поведении, так и в особенностях эмоционального реагирования больных.

2.4. Современный, комплексный подход к проблеме

зависимости

Зависимость как Био-Психо-Социо-Духовная болезнь. [53]

Химическая зависимость - это зависимость от химических веществ, изменяющих сознание. Самыми распространенными разновидностями химической зависимости являются наркомания и алкоголизм. Важно понимать, что не все люди, которые употребляют алкоголь и наркотики, становятся зависимыми. В этой главе мы не будем делать акцент на каком-либо конкретном веществе и будем в дальнейшем называть их психоактивные вещества (ПАВ). Тем более, что сейчас очень распространены случаи полинаркомании, при которой человеку все равно, что употреблять наркотики или алкоголь. Кто они, наркоманы или алкоголики? Б. Воранович, в своих работах называл таких людей зависимыми от алкоголя и других видов наркотиков. [49] Это одна болезнь - зависимость.

Что же делает человека «наркоманом» или «алкоголиком»?

Время от времени, когда “некоторый” человек начинает употреблять, он теряет контроль над тем, сколько он употребил, над своим поведением и, в конце концов, над ходом всей своей жизни. Вот эта потеря контроля над количеством вещества - есть общий признак, объединяющий всех зависимых вне зависимости от стадии развития болезни. Мы не делим, например пьющих людей на алкоголиков и пьяниц по признакам: много пьет он или мало, как часто он это делает, не делим по крепости употребляемого вещества. Есть общий признак химической зависимости: потеря контроля. Следующий признак весьма характерный - провалы в памяти. Не будем о нем долго говорить, поскольку это свойственно практически всем химически зависимым людям.

Далее, наличие физических страданий, которые причиняет употребление ПАВ.

Ни один здравомыслящий человек не будет употреблять то, что его разрушает; то, от чего ему становится плохо. Все химически зависимые люди страдают от последствий употребления, и вместе с тем продолжают употреблять. Продолжение употребления вещества, не взирая на последствия - ещё один признак зависимости. Один из наиболее общих признаков и симптомов - феномен отрицания. Фактически все химически зависимые люди всегда находят человека, который хуже, чем они. «Разве я наркоман, посмотри на Ваню, вот он наркоман, я-то работаю, приношу деньги». т.д. и т.п.

Система отрицания состоит из определенного набора мифов. Ну, например, один из мифов: «Все рок-музыканты употребляют наркотики»; или «большинство людей искусства, так или иначе, используют ПАВ для стимуляции творчества», или «наркотики вырабатываются самим организмом, поэтому они естественны для человека». Порой, эти мифы повторяются врачами, звучат в прессе и таким образом закрепляются в массовом сознании ( «наркотики расширяют сознание» и т.д.) Мифов и заблуждений очень много, наркоманы их используют, чтобы сохранить за собой право употреблять. Химически зависимому человеку крайне трудно признать себя зависимым, поскольку это предполагает, что ему нужно отказаться от вещества и изменить в корне свой образ жизни. [53]

Далее, сосредоточение мыслей и поступков вокруг ПАВ (Психоактивные вещества) - до 90 % мыслей химически зависимого человека сосредотачиваются вокруг употребления - где достать, на что и т.п. Т.е. наркотик и алкоголь контролирует мыслительную деятельность. Употребление для улучшения самочувствия. Самый распространенный пример: снять похмелье («поправить здоровье») или «ломку», восстановить трудоспособность («что бы руки не тряслись») и т.д.

Яркий признак зависимости - проблемы в окружении, к которым можно отнести потерю работы, развод, разрушение отношений с близкими, конфликты с законом, сужение круга общения, потерю друзей и т.д.

Какие признаки присущи зависимости как болезни? [53]

Данное явление первично. Химическая зависимость не является следствием какой-либо другой болезни. Это первично само по себе, поскольку имеет свою собственную этиологию - факторы, лежащие в основе формирования явления. Алкоголизм и наркомания могут являться причиной других болезней, но не следствием. Это хроническое явление. Как и любое хроническое заболевание его невозможно вылечить, но можно приостановить в развитии. Оно не проходит с течением времени само по себе как простуда или другие острые заболевания, с которыми организм справляется сам. Потеря контроля над собой и все признаки, о которых мы говорили, с течением времени не исчезают для человека, который зависит от ПАВ. Т.е. невозможно человека, зависимого от ПАВ научить употреблять алкоголь и наркотики в приемлемых дозах. Поэтому, когда врач говорит, что он кодирует на определенное количество алкоголя, это звучит абсурдно. Вместе с тем есть люди, которые по глупости много пьют, но они и без «кодировщика» способны пить меньше. Это не алкоголики. Если человек в действительности зависим от алкоголя и у него есть этот основной симптом - потеря контроля над количеством выпитого, научить его пить в приемлемых дозах невозможно. Так же как невозможно научить наркомана употреблять наркотики «культурно».

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты