|
Особенности творческих способностей и воображения младших школьников
еализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни.Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой: наличием элементов репродуктивного, простого воспроизведения. Эта черта детского воображения выражается в том, что в своих играх, например, они повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых, разыгрывают истории, которые они переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи и др. Тема игры - воспроизведение впечатлений, имевших место в жизни детей; сюжетная линия игры - есть воспроизведение виденного, пережитого и обязательно в той же последовательности, в какой оно имело место в жизни.Однако с возрастом элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении младшего школьника становится все меньше и меньше и все в большей степени появляется творческая переработка представлений.Согласно исследованиям Л.С. Выготского, ребенок дошкольного возраста и младшего школьного может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, "культурном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является настоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Из всех форм связи с реальностью, которые мы перечислили выше, воображение ребенка обладает в одинаковой степени с воображением взрослого только первой, именно реальностью элементов, из которых оно строится.В.С. Мухина отмечает, что в младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. [11, с.103] В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.Значение воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции [13, с.70].Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее.Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческоевоображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.Однако, фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развитие. Она должна способствовать лучшему по знанию окружающего мира самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимание, речи и в целом творчества. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир [15, с.89].Таким образом, нельзя не согласиться с выводами ученых-психологов, исследователей о том, что воображение является одним из важнейших психических процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы.Глава 3. Экспериментальное исследование особенностей творческих способностей и воображения младших школьников3.1 Организация, методы и методики исследованияЦель экспериментального исследования - практическим путем выявить особенности развития воображения и творческих способностей младших школьников по сравнению с детьми более младшей возрастной группы, а именно - по сравнению с детьми старшего дошкольного возраста.В исследовании приняли участие младшие школьники - учащиеся 3-го класса средней общеобразовательной школы №15 г. Новосибирска, расположенной в Ленинском районе по адресу ул. Немировича-Данченко, 0/2. Дети младшего школьного возраста в количестве 15-ти чел. составили экспериментальную группу.Контрольную группу составила выборка детей старшего дошкольного возраста из 15-ти чел. - воспитанники ДОУ №136 г. Новосибирска, расположенного в Ленинском районе по адресу ул. Титова, 24.В исследовании были задействованы следующие методы: беседа, наблюдение и анализ продуктов творческой деятельности детей.В исследовании были задействованы следующие методики.Методика №1. Методика исследования особенностей воображения на основе теста Торренса "Неполные фигуры".Ребенку на отдельных бланках показывают изображения простых геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг) и предлагают на сновании каждой из предложенных фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как, внутри контура фигуры, так и за ее пределами в любом удобном для ребенка повороте листа изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах.Качество рисунков с точки зрения их художественности при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей, а не техническая отделка рисунков.Время работы не ограничивается, так как в противном случае у ребенка появляется тревожность, неуверенность, а это противоречит характеру творческого процесса, элементарное проявление которого должно быть смоделировано в ходе эксперимента.Данная методика, являясь, по сути "миниатюрной моделью творческого акта" (Е. Торренс), позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. С точки зрения Е. Торренса, деятельность творческого воображения начинается с возникновения чувствительности к пробелам, недостаткам, отсутствующим элементам, дисгармонии и т.п., т.е. в условиях дефицита внешней информации. В данном случае фигуры для срисовывания и соответствующая инструкция провоцируют появление такой чувствительности и создают возможность для многозначного решения задания, поскольку на основе каждой из тест-фигур выполняется большое число рисунков. Согласно терминологии Е. Торренса, происходит идентификация трудностей, возникновение догадок или формулирование гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка этих гипотез, их возможное воплощение, что и проявляется в создании разнообразных рисунков.Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств - видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест-фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Возможность осуществления такой реконструктивной функции воображения заложена в самой специфике этого психического процесса. В первой главе мы уже указывали, что в основе механизмов воображения всегда лежат процессы диссоциации и ассоциаций, анализа и синтеза имеющихся представлений. Ребенок, достраивая фигуры до предметных изображений, осуществляет операцию синтеза. Однако это возможно лишь через предварительный анализ данной фигуры, вычленение ее из ряда объектов, выделение ее свойств, изучение ее функциональных особенностей и т.д. От уровня сформированности операций анализа и синтеза во многом зависит продуктивность деятельности воображения.Изобразительная деятельность характерна для детей данного возрастного периода. Кроме того, как отмечают многие психологи, она позволяет, как бы вывести процессы воображения из внутреннего плана во внешний, что создает своего рода наглядные опоры при недостаточном уровне сформированности внутренних механизмов комбинаторики процессов воображения у детей. И, наконец, использование изобразительной деятельности позволяет получить обширный практический материал (детские рисунки) для разностороннего объективного анализа.Одной из характеристик творческого воображения является гибкость использования идей, в результате все детские работы можно разделить на творческие и нетворческие.К нетворческим относятся: Типичные рисунки, когда одна и та же фигура превращается в один и тот' же элемент изображения (круг - колесо машины, самоката, велосипеда, мотоцикла).Рисунки, в которых разные эталоны превращаются в один и тот же элемент изображения (круг, квадрат, треугольник превращались в часы).Такого рода композиции расцениваются как персеверативные (повторяющиеся), из их общего числа при дальнейшем анализе учитывается только одна композиция (как идея).К творческим относятся рисунки, в которых на основе заданных эталонов создаются неповторяющиеся изображения. Большинство психологов выделяют как одну из наиболее существенных сторон воображения, оригинальность, созданных им образов, в связи с чем в качестве одного из показателей при анализе выполненных композиций может выступать степень их оригинальности. Параметры оригинальности (индивидуальности) и неоригинальности (типичности) достаточно часто используются в психологии для оценки продуктов деятельности воображения. Наличие у ребенка большого количества оригинальных изображений свидетельствует о силе, пластичности его фантазии и, напротив, несформированность механизмов комбинаторики процессов воображения приводит к возникновению большого числа стереотипных композиций.Всю совокупность детских рисунков можно распределить по 6 качественным уровням, описание которых приводится в Приложении.Методика №2. Пиктограмма ("Нарисуй слово").Методика предназначена для изучения процессов воображения. Выявляет уровень развития и содержание образов воображения, а также процессы символизации, способность к перекодированию стимула.Материал: несколько листов, бумаги, цветные карандаши.Инструкция: "Нарисуйте картинку к каждому слову, которое написано на обороте листа. Нарисуйте так, как вы понимаете и представляете это слово и так, чтобы все поняли, что вы нарисовали именно это слово. Используйте различные цвета".Стимульный материал (слова): счастье, горе, доброта, болезнь, обман, богатство, разлука, дружба, страх, любовь, красота.Время тестирования не ограничивается.Интерпретация приводится в Приложении.3.2 Анализ и обсуждение результатов исследованияМетодика №1. Методика исследования особенностей воображения на основе теста Е. Торренса "Неполные фигуры".Данные диагностики младших школьников по 1-й методике приведены в таблице №1 Приложения (в), данные диагностики старших дошкольников, составивших контрольную группу, по 1-й методике приведены в таблице №2 Приложения (г).Далее проведем сравнительный анализ результатов диагностики по 1 - й методике. Сопоставим процентное распределение детей двух групп по уровням развития воображения по результатам 1-й методики: Процентное распределение детей экспериментальной и контрольной группы по уровням развития воображения по результатам 1-й методикиТаблица 1|
Показатели | Уровни развития воображения | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | Контрольная группа (старшие дошкольники) | | Кол-во чел. | 3 чел. | 7 чел. | 5 чел. | 0 чел. | 0 чел. | 0 чел. | | % | 20% | 46,7% | 33,3% | 0% | 0% | 0% | | Экспериментальная группа (младшие школьники) | | Кол-во чел. | 0 | 0 | 6 | 5 | 4 | 0 | | % | 0 | 0 | 40% | 33,3% | 26,7% | 0 | | |
По данным таблицы 1 построен график, наглядно отражающий разницу в уровне развития воображения и творческих способностей детей двух групп: Рисунок 1. Распределение детей двух групп по уровням развития воображения и творческих способностей по результатам методики №1 Итак, по данной методике старшие дошкольники продемонстрировали невысокий уровень развития воображения. К высоким 4-му, 5-му, 6-му уровням не был отнесен ни один ребенок из контрольной выборки. Большая часть испытуемых контрольной группы (46,7%) была отнесена ко 2-му уровню развития воображения. В качестве наглядного примера приведем работы старших дошкольников, отнесенные к низкому, 2-му уровню: Рисунок 2. 2-й Уровень характеризуется меньшей схематичностью изображения, появлением большего числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами. Треть детей контрольной группы (33,3%) была отнесена к третьему уровню развития воображения, для которого характерно возникновение вокруг основного изображения "поля вещей", т.е. предметной оформленности окружающей среды, наблюдается изменение масштабов изображения за счет использования заданной тест-фигуры в качестве какой-либо крупной детали целостного изображения, но в то же время, выступая в качестве деталей изображения, геометрическая фигура продолжает занимать в нем центральное положение. И, наконец, 20% детей старшего дошкольного возраста были отнесены к самому низкому уровню развития воображения. В качестве наглядного примера приведем работы старших дошкольников, отнесенные к самому низкому, 1-му уровню: Рисунок 3 Данным работам свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей, эти дети изображают единичные предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур. Далее обратимся к результатам по экспериментальной группе - по группе младших школьников. При диагностике младших школьников получены совсем другие результаты. Так, к низким 1 - му и 2-му уровням не был отнесен ни один младший школьник. К 3-му уровню отнесены 6 чел. или 40%.5 детей младшего школьного возраста, или 33,3% отнесены к 4-му уровню развития творческого воображения. В качестве наглядного примера приведем работы младших школьников, отнесенные к 4-му уровню: Рисунок 4 В работах этих детей отмечается широко развернутая предметная среда, дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету. Наконец, к 5-му уровню развития творческого воображения отнесены 4 ребенка младшего школьного возраста (26,7%). В качестве наглядного примера приведем работы младших школьников, отнесенные к высокому 5-му уровню: Рисунок 5 Для работ этих детей уже характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции. Тест-фигуры в таких композициях получают известную маскировку за счет уменьшения их масштабов, изменения пространственного положения, усложнения композиции. Возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов. Методика №2. Пиктограмма ("Нарисуй слово"). Данные диагностики младших школьников по 2-й методике приведены в таблице №3 Приложения (Д), данные диагностики старших дошкольников, составивших контрольную группу, по 2-й методике приведены в таблице №4 Приложения (Е). Распределение детей двух групп по характеру мыслительной деятельности, свидетельствующей об уровне развития воображения, зафиксировано в таблице 2: Таблица 2 |
Показатели | Тип "мыслителя" | Креативы "художественного" типа | конкретно-действ. практич. мышление | | | А | З | С | М | К | | Контрольная группа (старшие дошкольники) | | Кол-во чел. | 2 чел. | 4 чел. | 2 чел. | 3 чел. | 4 чел. | | % | 13,3% | 26,7% | 13,3% | 20% | 26,7% | | Экспериментальная группа (младшие школьники) | | Кол-во чел. | 2 чел. | 2 чел. | 4 чел. | 5 чел. | 2 чел. | | % | 13,3% | 13,3% | 26,7% | 33,3% | 13,3% | | |
Процентное распределение детей экспериментальной и контрольной группы по уровням развития воображения по результатам 2-й методики по данным таблицы 2 построен график, наглядно отражающий разницу уровне развития воображения и творческих способностей детей двух групп: Рисунок 6. Распределение детей двух групп по уровням развития воображения и творческих способностей по результатам 2-й методики По результатам проведения 2-й методики с детьми контрольной группы (старшие дошкольники) к творческим работам можно отнести только работы, выполненные 5-ю детьми, это так называемые креативы "художественного" типа (условные обозначения в таблице - "С" и "М"). 6 детей контрольной группы отнесены к типу "мыслителя", для них характерно преобладание обобщения, синтеза в информации, высокий уровень абстрактно-логического мышления (условные обозначения в таблице - "А" и "3"). 4 детей контрольной группы отнесены к типу конкретно-действенного практического мышления (условные обозначения в таблице - "К"). По результатам проведения 2-й методики с детьми экспериментальной группы (младшие школьники) к творческим работам можно отнести уже работы 9-ти детей. Это существенно больше по сравнению с контрольной выборкой старших дошкольников. Так, 4 младших школьника по результатам 2-й методики отнесены к креативам "художественного" типа ("С"): изображения, выполненные данными детьми, классифицированы как сюжетные (С) (изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности). 5 младших школьника по результатам 2-й методики отнесены к креативам "художественного" типа ("М"): изображения, выполненные данными детьми, классифицированы как метафорические (М) (изображения в виде метафор, художественного вымысла). 4 младших школьника отнесены к типу "мыслителя", для них характерно преобладание обобщения, синтеза в информации, высокий уровень абстрактно-логического мышления (условные обозначения в таблице - "А" и "3"). 2 младших школьника отнесены к типу конкретно-действенного практического мышления (условные обозначения в таблице - "К"). Выводы по результатам исследования. Итак, особенности воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста (8-9-ми лет) по сравнению с детьми старшего дошкольного возраста заключаются в следующем: дети младшего школьного возраста достигают 4-го уровня развития воображения: в продуктах творческой деятельности младших школьников появляется широко развернутая предметная среда, дети добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету; дети младшего школьного возраста достигают 5-го уровня развития воображения: в продуктах творческой деятельности младших школьников уже характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции, а возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов; у младших школьников получает развитие креативное мышление художественного сюжетного типа: в продуктах творческой деятельности младших школьников изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности; у младших школьников получает развитие креативное мышление художественного метафорического типа: в продуктах творческой деятельности младших школьников появляются изображения в виде метафор, художественного вымысла. ЗаключениеВоображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий.Развитие воображения идет по пиниям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Творческие способности определяются как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного родаРаскрыты особенности творческих способностей и воображения младших школьников. Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике. Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии. В младшем школьном возрасте, кроме того, происходит активное развитие воссоздающего воображения. У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения.Проведено исследование воображения как творческого процесса. Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить, привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни. Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Творческие способности определяются как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного родаРаскрыты особенности творческих способностей и воображения младших школьников. Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике. Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируются как наиболееблагоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии. В младшем школьном возрасте, кроме того, происходит активное развитие воссоздающего воображения. У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом). В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.По результатам проведенного экспериментального исследования были сделаны слушающие выводы об особенностях развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста (8-9-ми лет) по сравнению с детьми старшего дошкольного возраста. Во-первых, дети младшего школьного возраста достигают 4-го уровня развития воображения: в продуктах творческой деятельности младших школьников появляется широко развернутая предметная среда, дети добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету. Во-вторых, дети младшего школьного возраста достигают 5-го уровня развития воображения: в продуктах творческой деятельности младших школьников уже характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции, а возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов. В-третьих, у младших школьников получает развитие креативное мышление художественного сюжетного типа: в продуктах творческой деятельности младших школьников изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности. В-четвертых, у младших школьников получает развитие креативное мышление художественного метафорического типа: в продуктах творческой деятельности младших школьников появляются изображения в виде метафор, художественного вымысла.РекомендацииДанная курсовая работа может использоваться педагогами, как методический материал для изучения особенностей воображения детей. Если педагог будет знать особенности воображения и творческого мышления, будет знать в какой период происходит интенсивное развитие, то сможет влиять на правильное развитие этих процессов.Большое значение для развития творческого воображения имеют кружки: художественные, литературные, технические. Но работа кружков должна быть организована так, чтобы ученики видели результаты своего труда.У младших школьников воображение развивается интенсивнее, чем у дошкольников и важно не упустить этот момент. Важно играть с ними в развивающие воображение игры, водить в кружки и помогать развивать творческое мышление.Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, то есть, в конечном счете - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленным перед ним обществом.Список литературы1. Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество М., 1969. 2. Гречко С.А. Развитие воображения младшего школьника. // [Электронный ресурс]. 3. Давыдов В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1973. 4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 2007. 5. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. - Смоленск, 1974. 6. Дьяченко О.М. Развитие воображения. - М., 1996. 7. Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей. М: Наука. 1991. 8. Запорожец А.В. Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. - М., 1964. 9. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М., 1979. 10. Ю. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие. // Психологический журнал. 2001. №5. 11. П. Лазарева СЮ. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста. // [Электронный ресурс]. 12. Маклаков А.Г. Общая психология. - М., 2005. 13. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа. - 2004 г. - № 6. - с.33-42.14. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2007. 14. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения Хрестоматия по психологии. М., 1987. 15. Немов Р.С. Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. Кн.1.: "Общие основы психологии". - 688 с. 16. Пакша Л.М. Развитие творческого воображения детей. Занятия изобразительной деятельностью. // Начальная школа. 2005. № 12. с.40-44. 17. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. - М.: Знание, 2003. 18. Психология. Курс лекций: В 2 ч. / Под общ. ред. И.А. Фурманова, Л.Н. Дичковской, Л.А. Вайнштейна. Мн., 2002. Ч.1 20. Развитие творческой активности школьника / Под ред.А.М. Матюшкина. - М: Педагогика, 1991. ПриложениеПриложение № 1 (а) Методика № 1 "Исследования особенностей воображения на основе теста Е. Торренса "Неполные фигуры": · уровень - работам свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей. Дети изображают единичные предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур. · уровень характеризуется меньшей схематичностью изображения, появлением большего числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами. · уровень - характерно возникновение вокруг основного изображения "поля вещей", т.е. предметной оформленности окружающей среды (так, трапеция - уже не просто тарелка, а ваза, стоящая на столе, или круг - не просто яблоко, а на тарелке). На этом уровне наблюдается также изменение масштабов изображения за счет использования заданной тест-фигуры в качестве какой-либо крупной детали целостного изображения (например, круг - уже не мяч или воздушный шар, а голова человека, животного, колесо машины; квадрат - не зеркало или шкаф, а корпус робота, кузов грузовика и т.п.). Вместе с тем, выступая в качестве деталей изображения, геометрическая фигура продолжает занимать в нем центральное положение. · уровень - в работах отмечается широко развернутая предметная среда, дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету. · уровень - для работ характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции. Тест-фигуры в таких композициях получают известную маскировку за счет уменьшения их масштабов, изменения пространственного положения, усложнения композиции. Возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов. · уровень - качественное отличие данного уровня от предшествующих заключается в характере использования тест-фигуры, которая уже не выступает как основная часть композиции, а включается в ее сложную целостную структуру в качестве мелкой второстепенной детали. Такой способ изображения принято называть "включением". На этом уровне отмечается наибольшая свобода использования внешних данных лишь как "материала", толчка к воображению и творчеству. Использование при создании идей и продуктов воображения действия "включения", обеспечивая в сторону поиска оптимального решения, что соответствует вероятностному характеру отражения действительности, составляющему специфику процесса воображения. Приложение № 1 (б) Методика №2 Пиктограмма ("Нарисуй слово") Интерпретация Все изображения классифицируются на пять основных видов: абстрактные (А) - не оформленные в образ линии; знаково-символические (3) - знаки и символы; конкретные (К) - конкретные предметы; сюжетные (С) изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности; метафорические (М) изображения в виде метафор, художественного вымысла. При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение. Наиболее часто употребляемый вид свидетельствует о характере мыслительной деятельности: А и 3 - тип "мыслителя" - обобщение, синтез в информации, высокий уровень абстрактно-логического мышления; С и М - креативы "художественного" типа; К - конкретно-действенное практическое мышление. Приложение №2 (в) Результаты диагностики творческих способностей и воображения младших школьников Таблица 1. Результаты диагностики детей экспериментальной группы по методике № 1 "Неполные фигуры" (младшие школьники) |
Школьники | Фигуры | Итоговый уровень развития | | | Квадрат | Треугольник | Круг | | | 1 | 3 | 3 | 2 | 3 | | 2 | 4 | 3 | 4 | 4 | | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | | 6 | 4 | 5 | 5 | 5 | | 7 | 2 | 3 | 3 | 3 | | 8 | 3 | 3 | 3 | 3 | | 9 | 4 | 3 | 4 | 4 | | 10 | 3 | 3 | 2 | 3 | | 11 | 4 | 3 | 4 | 4 | | 12 | 3 | 3 | 2 | 3 | | 13 | 4 | 5 | 5 | 5 | | 14 | 5 | 4 | 5 | 5 | | 15 | 5 | 4 | 5 | 5 | | |
Приложение № 2 (г) Таблица 2. Результаты диагностики детей экспериментальной группы по методике № 1 "Неполные фигуры" (Старшие школьники) |
Школьники | Фигуры | Итоговый уровень развития | | | Квадрат | Треугольник | Круг | | | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | | 4 | 2 | 3 | 3 | 3 | | 5 | 2 | 2 | 2 | 2 | | 6 | 2 | 2 | 2 | 2 | | 7 | 1 | 1 | 1 | 1 | | 8 | 2 | 1 | 2 | 2 | | 9 | 3 | 2 | 3 | 3 | | 10 | 1 | 2 | 1 | 1 | | 11 | 3 | 2 | 3 | 3 | | 12 | 2 | 2 | 2 | 2 | | 13 | 2 | 2 | 2 | 2 | | 14 | 3 | 2 | 3 | 3 | | 15 | 3 | 2 | 3 | 3 | | |
Приложение №2 (д) Результаты диагностики детей экспериментальной группы по методике № 2 "Нарисуй слово" (младшие школьники) Таблица 3. |
№№ стимул. мат-ла Дети | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Итог | | 1 | А | 3 | А | А | А | А | 3 | К | А | А | А | А | | 2 | К | к | к | К | 3 | 3 | К | А | К | А | К | К | | 3 | 3 | 3 | А | 3 | 3 | А | 3 | 3 | К | 3 | 3 | 3 | | 4 | с | с | м | А | С | С | с | 3 | С | С | С | С | | 5 | 3 | 3 | 3 | А | А | 3 | 3 | 3 | к | 3 | К | 3 | | 6 | с | с | м | А | С | С | с | 3 | с | с | С | с | | 7 | к | к | к | 3 | К | А | А | к | к | 3 | К | к | | 8 | с | с | м | А | С | С | С | 3 | с | с | с | с | | 9 | с | с | м | А | С | К | с | 3 | с | с | с | с | | 10 | м | к | к | М | М | м | А | м | м | м | м | м | | 11 | м | м | с | 3 | А | м | М | м | с | м | А | м | | 12 | м | к | к | м | М | м | А | м | м | м | М | м | | 13 | А | 3 | к | А | А | А | А | А | к | 3 | А | А | | 14 | м | к | к | С | М | М | М | м | А | м | М | М | | 15 | м | к | к | м | М | м | А | м | м | м | М | м | | |
Приложение № 2 (Е) Результаты диагностики детей контрольной группы по методике № 2 "Нарисуй слово" (старшие школьники) Таблица 4. |
№№ стимул. мат-ла Дети | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Итог | | 1 | А | 3 | А | А | А | А | 3 | К | А | А | А | А | | 2 | К | К | К | К | 3 | 3 | К | А | К | А | К | К | | 3 | 3 | 3 | А | 3 | 3 | А | 3 | 3 | К | 3 | 3 | 3 | | 4 | С | с | м | А | С | С | с | 3 | С | С | С | С | | 5 | 3 | 3 | 3 | А | А | 3 | 3 | 3 | К | 3 | к | 3 | | 6 | К | 3 | 3 | К | 3 | К | к | К | к | К | к | к | | 7 | К | к | к | 3 | К | А | А | К | к | 3 | к | к | | 8 | 3 | А | 3 | А | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | К | 3 | 3 | | 9 | с | С | м | А | с | К | С | 3 | с | С | с | с | | 10 | А | 3 | 3 | 3 | 3 | А | 3 | 3 | 3 | А | 3 | 3 | | 11 | М | м | с | 3 | А | М | М | м | с | М | А | м | | 12 | К | к | к | А | 3 | К | К | к | к | 3 | К | к | | 13 | А | 3 | к | А | А | А | А | А | к | 3 | А | А | | |
Страницы: 1, 2
|
|