|
Особенности "я-концепции" одиноких пожилых людей
Особенности "я-концепции" одиноких пожилых людей
Департамент образования Вологодской области ГОУ СПО "Тотемский педагогический колледж" Выпускная квалификационная работа по психологии Особенности "я-концепции" одиноких пожилых людей специальность 040101 Социальная работа Тотьма 2009 Оглавление Введение 1. Теоретический анализ проблемы личностного развития в пожилом возрасте 1.1 Одиночество как психологический феномен 1.2 Особенности личностного развития в пожилом возрасте 1.3 Влияние одиночества на ход личностного развития пожилых людей 2. Опыт эмпирического исследования "Я-концепции" одиноких пожилых людей 2.1 Организация и проведение исследования 2.2 Обработка и анализ результатов исследования 2.3 Выводы. Рекомендации Заключение Список литературы Приложения Введение Одной из наиболее важных и очевидных причин необходимости изучения особенностей пожилого возраста является резкое увеличение продолжительности жизни у большей части населения. В настоящее время демографическое старение населения - явление, которое быстро распространяется по всему миру. По мнению президента Геронтологического общества профессора В.М.Анисимова, в ближайшие 10 лет Россию ожидает взрывное увеличение числа лиц старше 75 лет[18,с.50].К 2010 г. численность граждан пожилого возраста увеличиться по сравнению с 2004 г. почти на 1млн., к 2015 - на 3млн. К 2010г. доля старших лиц старших возрастов увеличиться до 21,9%, к 2016 - до 24,5%. В Вологодской области насчитывается 273,5 тыс.(21% от общей численности населения) лиц старше трудоспособного возраста[24].В целом по России численность пожилых людей составляет более четверти населения. Это тысячи людей, которых на пороге поздней зрелости ожидают различные проблемы, с которыми они чаще всего остаются один на один. Не последней из таких проблем, и к тому же тяжело переживаемой является одиночество. Каким образом одиночество влияет на жизнь старого человека, на его поведение и его представление о себе? Поведение человека всегда, так или иначе, соотносится с его представлением о самом себе, тем, каким он должен или хотел бы быть. "Образ Я" включает в себя социальные компоненты, источником которых является взаимодействие человека с другими людьми. "Я-концепция" формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает человек. Особенно важными являются контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представление человека о самом себе. Наше "Я" является отображением представлений о самом себе. Каждый из нас имеет представления о своем теле, своих психических свойствах, моральных качествах, конкретное содержание и значимость которых изменяется в зависимости от социальных и психологических условий и состояний. Почти все эти представления соотносятся с ролевыми характеристиками, с той социальной группой, к которой человек принадлежит. Каковы особенности таких представлений у пожилых людей, ведущих одинокий образ жизни? Насколько их "Я- концепция" позитивна или негативна? Объект исследования: процесс личностного развития пожилых людей. Предмет исследования: целостное представление пожилого человека о самом себе особенности. Цель исследования: изучить особенности "Я - концепции" одиноких пожилых людей. Задачи исследования: 1) представить теоретический анализ проблемы одиночества; 2) описать влияние одиночества на ход личностного личностного развития пожилого человека; 3) рассмотреть особенности личностного развития в пожилом возрасте; 4) провести эмпирическое исследование различных аспектов "Я-концепции" одиноких пожилых людей. Гипотеза: Мы предполагаем, что для "Я-концепции" одиноких пожилых людей характерны следующие особенности: адекватно высокий уровень самооценки, сближение реальной и идеальной самооценок, хорошо организованная идентичность, высокая степень идентификации, в целом, позитивное самовосприятие. Также мы предполагаем, что большинство одиноких пожилых людей удовлетворены своими социальными связями, а значит, не склонны к проявлению одиночества. Методы исследования: теоретические - анализ информации по проблеме исследования; практические - ее обобщение и систематизация. База исследования: Березниковское сельское поселение Вологодского района Вологодской области, отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов №3 МУ КЦСО Вологодского муниципального района. Практическая значимость: Данная работа может быть использована специалистами по социальной работе, социальными работниками, работающими с людьми пожилого возраста. 1. Теоретический анализ феномена одиночества 1.1 Одиночество как психологический феномен Одиночество одна из наиболее серьезных социальных проблем современности. Оно принадлежит к числу тех понятий, " жизненный смысл которых, казалось бы, отчетливо представляется даже обыденному сознанию, однако подобная ясность обманчива, ибо скрывает сложное, противоречивое содержание" [19,с.12].Наверное, самое точное определение одиночества дал известный советский социолог И.С.Кон, назвав его многоликим. Прежде чем начать анализ одиночества, необходимо разграничить некоторые очевидные различия между одиночеством и другими формами и состояниями человека. По мнению И.С.Кона в первую очередь одиночество- это не только физическое отношение человека с другими людьми, но и его психологическое состояние. Одиночество не может быть приравнено к физическому состоянию изолированности человека. Как состояние физической изолированности, оторванности одиночество известно с самых давних времен и даже нередко сознательно использовалось людьми. Но при этом на протяжении веков менялись его субъективная оценка и отношение людей к факту уединения. Выделяют три исторические формы одиночества: - изоляция; - отчуждение; - добровольное физическое уединение (отшельничество)[33]. Изоляция рассматривается как необходимое условие обособления индивида, состояние, поддающееся наблюдению, в какой-то степени регулируемое и контролируемое, являющееся лишь отдельным феноменом одиночества. Значение изоляции зависит от того, каким значением человек наделяет это состояние. Для одних изоляция является мучительным наказанием, для других возможность для плодотворных открытий и даже саморазвития. Большинству из нас время от времени хочется "побыть одному". Отчуждение же рассматривается как насильственная изоляция или изгнание индивида из общества. Психологическая тяжесть отчуждения заключается в том, что со стороны социальной группы подвергается осуждению не просто тот или иной поступок индивида, а он сам как таковой, его личность. Прямо противоположной по своему психологическому значению является третья историческая форма одиночества. Это добровольное, физическое уединение человека, его уход от жизни в обществе (отшельничество) состояние, когда одиночество становится, прежде всего, личностным[33]. Все данные исторические известные формы одиночества в том или ином виде сохраняются до сих пор. Одиночество рассматривалось сначала исключительно как проблема общения, межличностного взаимодействия, оно связано не только с особенностями общения, сколько со свойствами личности. То есть, в противоположность состоянию изоляции, которое является объективным, внешне обусловленным, одиночество - остросубъективное сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Изоляция может содействовать одиночеству, но простое сведение второго к первой игнорирует специфические качества и сложность одиночества [19]. Все же при всей уникальности переживания одиночества есть определенные элементы, общие для всех его проявлений. Одна из самых ярких черт одиночества - это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. "Одиночество есть знак моей "самости", оно сообщает мне, кто я такой"[19,с.25]. Одиночество - особая форма самосознания, самовосприятия. Мы переживаем свое состояние в сложной сети взаимосвязей. Одиночество предполагает разрыв связей или полное их отсутствие. Из вышесказанного можно дать следующее определение одиночества. "Одиночество- это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности [19,с.304;25,с.27]. В современной литературе в области психологии одиночества дано описание ряда теоретических подходов к пониманию одиночества. Дэниел Перлман и Летиция Энн Пепло описали ряд теоретических подходов к пониманию одиночества. Все они классифицируются на следующие группы: - психодинамические; - феноменологические; - экзистенциально-гуманистические; - социологические; - интеракционистские; - когнитивные; - интимные; - теотетико-системные [ 22,с.64; 8,с 123], (приложение 1). Психодинамический подход основан на концепции З.Фрейда(1973).Первый психологический анализ одиночества опубликовал Зилбург. Он различал одиночество и уединение. Уединенность он характеризовал как "нормальное" и "преходящее умонастроение", возникающее в результате отсутствия конкретного "кого-то". Одиночество, согласно данной теории - непреодолимое постоянное ощущение, которое может проявиться в форме нарциссизма и враждебности. Сторонники психодинамического подхода в своем анализе одиночества считают одиночество результатом ранних детских влияний на личность [15,с154]. Феноменологический подход к одиночеству близок к психодинамическому, т.к. также вытекает из клинической практики. Согласно данному подходу истоки одиночества следует искать в текущем жизненном периоде[8,с122]. Наиболее известным сторонником феноменологического направления является Карл Роджерс(1961). Его анализ основан на "Я - теории" личности. Он полагал, что общество вынуждает индивида действовать с общепринятым образцом. Это ведет к противоречию между внутренним "я" индивида и проявлениями "я" в отношении с другими людьми [19,с156].В данной теории одиночество рассматривается как проявление слабой приспособленности личности [33]. Сторонники экзистенциального подхода, ярким выразителем которого является Мустакас (1961). Он подчеркивал значение различий между "суетой одиночества" и истинным одиночеством. Суета одиночества - система защитных механизмов, которые отдаляют человека от решения существенных жизненных вопросов и побуждают человека к активности. Истинное одиночество проистекает из конкретной реальности одинаково существования и из столкновения личности с пограничными состояниями (рождение, смерть, жизненные перемены). То есть, одиночество является важным условием нашего существования и формой системы защитных механизмов. Экзистенционисты считают, что нет необходимости бороться с одиночеством, т.к. все люди изначально одиноки, нужно преодолеть страх одиночества и научиться использовать его с пользой [19,с.156;35,с.66-67]. Согласно социологическому подходу причины одиночества лежат вне индивида: в обществе, его традициях и истории. Представители данного подхода К.Боумен(1955), Д.Рисмен(1961), Ф.Слейтер(1976) оценивают одиночество не столько как нормальное или не нормальное состояние, сколько считают его нормативным общим статистическим показателем, характеризующим общество. Причины одиночества усматривают в событиях, происходящих в жизни человека в зрелом возрасте[19,с.159;26,с.68]. Представители интеракционистского подхода считают, что одиночество обусловлено как личностными, так и ситуативными факторами. Оно является продуктом их взаимодействия. Интерактивный подход различает два основных типа одиночества: эмоциональную и социальную изоляцию. Эмоциональное одиночество-результат отсутствия тесной интимной привязанности, такой как супружеская. Социальное одиночество-отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности. Это отсутствие может быть компенсировано включением в такие взаимосвязи. Роберт.С.Вейс(1973),как главный выразитель интерактивного подхода, рассматривал одиночество как нормальную реакцию, имея в ввиду как внешние (ситуативные) так и внутренние(характерологические) его причины. Ключевым фактором формирования одиночества являются текущие события в жизни личности [19,35]. Когнитивный подход усматривает причины одиночества в когнитивных особенностях человека, на которые оказывает влияние как исторический, так и текущий опыт. Представители данного подхода Энн Пепло и ее коллеги предполагают, что одиночество наступает в том случае, когда человек осознает несоответствие между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов[15,с.161;26,с.70]. Интимный подход к пониманию одиночества объясняет его причины отсутствием социального партнера, который мог бы способствовать достижению различных целей индивида. По мнению Дерлега и Маргулис (1982)одиночество наступает тогда, когда межличностным отношениям не хватает интимности, необходимой для доверительного общения. В основе данного подхода лежит предположение о том, что индивид стремится сохранить равновесие между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта. Исследователи считают, что и внутрииндивидуальные факторы и факторы среды способны привести к одиночеству[19,с.161-162;33,с.70]. Теоретико-системный подход к проблеме одиночества сформулировал Дж.Фландерс(1982). Общедоступный подход основывается на совокупности взаимодействующих элементов, образующих систему. Фландерс оценивает одиночество как потенциально патологическое состояние, но считает его также и полезным механизмом обратной связи, которое может способствовать благополучию человека и общества. То есть системная теория подчиняет оба мотива поведения - индивидуальный и ситуативный. Таким образом, большинство теорий определяют одиночество как неприятное переживание, от которого стремятся избавиться. Психодинамический и феноменологический подходы считают переживание одиночества патологичным. Напротив, интерактивный и когнитивный подходы считают это состояние нормальным[11,35]. Многие исследователи считают одиночество по сути извращенным и неприятным переживанием, и лишь некоторые из них рассматривают одиночество как чисто патологическую реакцию. Данные теории подтверждают значимость понятия одиночества и способствуют прояснению этого феномена. Также в литературе по психологии одиночества описано 4-е его измерения: космическое, культурное, социальное и межличностное [19,с33]. Одно из самых сложных измерений одиночества - космическое. Оно применяется для обозначения трех различных форм самовосприятия: постижение себя как цельной реальности, благодаря которому человек 1)соотносится с природой и космосом; 2)причастности к мистическим аспектам жизни, предельно близким к Богу; 3)веры в уникальность своей судьбы. [7,19]. Космическое одиночество присутствует там, где есть хотя бы один из этих аспектов. Чувство одиночества, относящееся к соотнесенности человека с природой, обнаруживается не только у отдельных индивидов, оно типично и для больших групп людей. Часто данный тип одиночества обнаруживается у людей, которые занимаются экологией и восстановлением взаимоотношений человека и природы. Некоторые люди особенно одиноки, когда чувствуют свое отдаление от объекта их интереса, они тоскуют по своей земле, как другие люди могут скучать по семье или друзьям, с которыми они разлучены. Чувство утраты связи с бытием или Богом, которое является другим вариантом космического одиночества, характеризует определенную религиозную и философскую литературу, в которой человек понимается как одинокая душа, "заключенная в область земной нереальности"[17].Третий вид одиночества космического типа описан в художественной литературе и в работах У.Джеймса и К.Г.Юнга, в которых человек страдает от ощущения разъединенности своего "Я". Другой случай одиночества данного типа обнаруживается в выражении веры в то, что "каждый из нас по воле рока совершенно один"[7,19]. Одиночество в культурном измерении люди могут переживать из-за отрыва со своим культурным наследием, которое изначально было частью их жизни. Люди переживали культурное одиночество из-за эмиграции и, вследствие обширных и быстрых изменений в общественных и религиозных правах, т.е. культурные различия разрушают социальные и межличностные связи людей[15,35]. Широко известно социальное одиночество. Самое мучительное одиночество, есть одиночество в обществе. Оно может возникнуть, когда человек чувствует свое неприятие группой, что его оттолкнули, покинули, исключили, не оценили. Этот вид одиночества чаще всего появляется, когда роли индивида не учтены; например, когда человек уволен, исключен из команды, не принят на работу. Острое социальное одиночество переживают люди на грани общества, которые нуждаются в социальной включенности. К ним относятся старики, бедняки, эксцентричные по своей природе люди и в некоторых случаях подростки и женщины[7,19,35]. Данный вид одиночества становиться преобладающим. Межличностное одиночество связано с ощущением, что все жизненные связи в форме межличностных отношений ослаблены или разорваны. Одиночество может представлять угрозу для построения межличностных взаимоотношений, составляющих основу человеческого существования. Следствием одиночество межличностного типа может возникнуть расстройство личности (аномия)[7,19]. Когда одиночество возникает в 2-х и более измерениях одновременно, то стресс, вызванный одиночеством, может достичь масштабов серьезного расстройства личности, особенно когда человек не осознает значение данного стресса, вызванного одиночеством для его личностного мира, и не может бороться непосредственно с ним. Таким образом, люди часто испытывают не просто неопределенное одиночество, существует, по крайней мере ,4-е основных типа одиночества, и многие испытывают одиночество в нескольких измерениях, не осознавая этого. Также в литературе по проблеме одиночества высказано много всевозможных предположений о типологиях этого состояния. Различия между типологиями проводятся по трем основным измерениям: -оценка индивидом его социального положения, - типа испытываемого им дефицита социальных отношений, - временной перспективы [35,с.301]. Типология Кельбеля наиболее показательна как оценочная. Кельбель различал четыре типа одиночества: - позитивный внутренний тип ("гордое одиночество"), переживаемое как необходимое средство для новых форм общения с другими людьми. - негативный внутренний мир, переживаемый как отчуждение от своего "Я" и от других людей. - позитивный внешний тип, присутствующий в ситуации физического уединения. - негативный внешний тип, преобладающий, когда жизненные обстоятельства (смерть близких, потеря контакта) ведут к негативным ощущениям одиночества[35,с.302]. Среди типологий дефицита социальных отношений наиболее известным является работа Роберта С.Вейса. Он описывал одиночество, имея в виду социальные отношения, как привязанность, руководство и оценка. Делая различие между эмоциональным и социальным одиночеством, С.Вейс считал, это особым признаком одиночества, обусловленного эмоциональной изолированностью, бывает тревожное беспокойство, вызванное отсутствием привязанности к конкретному человеку, а особым признаком социальной изоляции является ощущение намеренного отторжения, вызванного отсутствием доступного круга социального общения. Такая точка зрения подразумевает, что одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимоотношения индивида, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности. [19,33,35]. Последняя из трех указанных выше основных измерений, по которым проводятся различия типологий одиночества, касается временной перспективы одиночества, его продолжительности. Социологи Дж. Янг (1978)и его коллеги различали 3 типа одиночества: - хроническое одиночество, развивающееся тогда, когда индивид в течении длительного времени не может установить удовлетворяющие его социальные связи. - ситуативное одиночество, наступающее в результате значительных стрессовых событий жизни, таких как смерть близких, разрыв брачных отношений. - преходящее одиночество, являющееся наиболее распространенной формой этого состояния, относящегося к кратковременным приступам одиночества[19,с.304-305;35,с.75]. Дж. Янг и его коллеги полагали, что люди, чье одиночество носит хронический характер, обычно имеют меньше е близких и интимных отношений, чем те, у кого одиночество носит ситуативный характер. Таким образом, каждый тип одиночества является особой формой самосознания, свидетельствующей о разрыве основной сети взаимоотношений, составляющих жизненный мир личности. Существующие типы и степени одиночества, некоторые его формы могут стимулировать развитие одиночества и усугублять его, в других же его формах ярко выражен разрушительный эффект данного явления. Итак, в данном параграфе мы рассмотрели феномен одиночества. Одиночество рассматривается: 1) как осознанная депривация социальных контактов, когда человек имеет потенциальную возможность взаимодействовать с другими людьми, но не делает этого; 2) как несоответствие актуальных и желательных взаимодействий с другими людьми; 3) как болезненное переживание дефицита социальных связей; 4) как сугубо индивидуальное переживание, выражающее особую форму самосознания, самовосприятия; 5) как внутреннее и субъективно психологическое переживание, которое не может быть идентифицировано с фактической изоляцией. Ряд исследователь данного феномена (Д.Перлман, Э.Пепло, Зилбург, К.Роджерс, Д.Рисмен, Мустакас и др.) отмечают, что одиночество связано не только с особенностями общения, но и со свойствами личности. Анализ литературы показал, что существует ряд теоретических подходов к пониманию одиночества (психодинамический, феменологический, экзистенциально - гуманистический, социологический, интеракционистский, когнитивный, теоретико-системный), в которых рассмотрены факторы среды и внутрииндивидуальные факторы, способные привести к одиночеству. Описаны различные виды (космическое, культурное, социальное, межличностное) и типологии одиночества Кельбеля, С.Вейса, Дж. Янга, которые объясняют многосторонность переживания данного чувства. Некоторые его формы могут стимулировать и усугублять чувство одиночества, в других ярко выражен разрушающий эффект этого явления. Данные теоретические подходы подтверждают тот факт, что одиночество, как и все сложные чувства, обусловлено взаимодействием личной предрасположенности и ситуативных факторов. Одиночество является феноменом, свойственным самым различным слоям населения. В следующем параграфе мы рассмотрим особенности развития личности в пожилом возрасте, обратим особое внимание на развитии "Я - концепции" пожилых людей. 1.2 Особенности личностного развития в пожилом возрасте Старение является неизбежным элементом развития, как отдельных людей, так и всего населения. Именно старость очерчивает перспективу развития личности. Для понимания личности в старости необходимо рассмотреть влияние внешних условий на представление пожилых о себе и их удовлетворенностью жизнью. Общая проблема - довлеющее влияние стереотипов "типичного" пожилого человека. Существует множество описаний особенностей, характеризующих личность пожилого человека. Согласно исследованиям, проведенным О.В.Красновой, представители различных возрастных групп выделяли такие особенности стариков, как мудрость, наличие большого жизненного опыта, доброта, духовная значимость для молодежи. Но вместе с тем отмечаются и негативные их характеристики: эгоистичность, жадность, упрямство, безразличие ко всему, интеллектуальная деградация, консерватизм, критическое отношение к молодым людям[12,17]. Большое разнообразие в оценке одних и тех же характерологических черт старого человека создают противоречивую картину. Многие характерные черты пожилых людей обусловлены распространенными в обществе стереотипами, которые оказывают значительное влияние на формирование отношений пожилого человека к себе[13,14]. Те или иные социальные стереотипы, проявляющиеся в невербальной и вербальной форме поведения, оказывают значительное влияние на формирование отношения к себе пожилых людей. Под воздействием негативных мнений пожилые люди обесценивают себя, теряют самоуважение, у них падает мотивация и как следствие снижается, социальная активность [4,5,15]. Негативные стереотипы характеризуют пожилого человека, как склонного к болезням, консервативного, ворчливого и недовольного жизнью; т.е. в целом абсолютно несчастного. И если пожилой человек не научился дистанцироваться от мнений окружающих, он начинает "приглядываться" к себе, контролировать автоматически выполняемые действия, т.е. по сути, он занимается саморазрушением, тем самым, подтверждая пониженную социальную оценку[4]. Иначе говоря, старые люди перестают развиваться как субъекты своей жизни и даже регрессируют в этом качестве. Совсем иные "техники" жизни используют люди, сохранившие в старости "упорство духа". Заметив у себя нежелательные изменения, они изобретательно компенсируют их, не снижая самооценки[4,5]. Таким образом, успешность личностного и социально- психологического развития человека, во все периоды жизни, и особенно в поздние годы, зависит, от того насколько он сам выступает созидателем своей жизни. Большинство современных психологов рассматривают развитие, как явление сопутствующее всей жизни. Тем не менее, ученые расходятся во мнении относительно непрерывности и изменений в период старения. Говорится как об изменениях, так и о постоянстве личности в старости. Как пишет Н.Х.Александрова: "О личности пожилого человека, его мотивации, эмоциональных состояниях, самооценке, содержании "Я-образа" в этом периоде жизни человека не существует полных и достоверных данных" [4,с.291]. В лонгитюдных исследованиях, например П.Батчер и др., которые использовали традиционные измерения личности - Миннесотский многофакторный личностный опросник, не обнаружили кардинальных изменений в структуре личности связанных с возрастом, наоборот, данные свидетельствуют о постоянстве личности в старости, подобно определению Уильяма Джеймса: " У большинства из нас к 30 годам характер затвердевает как гипс и не изменяется уже никогда"[15,с.763]. По мнению Н.Ф.Шахматова, нормальным проявлением старения естественно считать те случаи, когда в старости не происходит каких-либо изменений характера и до конца жизни пожилые остаются теми же людьми, какими были и раньше[32,с.254]. В одном из исследований Пол Коста и Роберт Мак-Крайг, в котором оценивались 3 аспекта личности: невротическое состоянии "Я" (величина беспокойства, депрессии, самосознания, ранимости, импульсивности и враждебности), экстра - и интроверсии, открытость опыту, также было выявлено выраженное постоянство личности в целом[15]. Подобные исследования свидетельствуют о том, что личность не изменяется, а скорее подстраивается под окружающий мир. В старости редко вырабатывается новая жизненная позиция, скорее это заострение уже имеющейся жизненной позиции под влиянием новых обстоятельств. Личность старого человека все же остается сама собой[32,33]. Все же многочисленные эмпирические исследования свидетельствуют об изменении личности в старости и отдельных ее диспозиций. Из чего следует, что проблема сохранности личности в старости остается открытой. Согласно данным этих исследований старческому возрасту сопутствует нарастание беспокойства, тревожности, появления или усиления таких черт, как мнительность, неуживчивость, раздражительность, черствость. Изменения при старении происходят на биологическом уровне. Изменяется внешность, подвижность, а также работа сенсорных систем,- слух, зрение, вкус и обоняние, как правило, с возрастом начинают работать менее эффективно. То есть, основу состояния, и динамики личностных изменений составляют, прежде всего, естественные физиологические процессы старения организма, что с неизбежностью вызывает изменения эмоционально - волевой сферы личности. Изменяется темперамент, пожилой человек больше обращает внимание на себя, снижается инициативность, возрастает пассивность [2,5,17]. В характере пожилых происходит заострение некоторых специфических черт. На первый план начинают выступать повышенная раздражительность, ворчливость, угрюмость, развивается педантизм, скупость, мелочность. Наблюдается эгоизм, подчеркнутая забота о своем благополучии, питании, здоровье. Характерологические изменения, свойственные нормальному старению рассматриваются, как происходящие за счет продолжения и усиления, присущих людям в более молодом возрасте [13,33,16]. Другими словами, в старости за счет возрастных изменений происходит сдвиг в негативную сторону присущих ранее человеку черт характера. Но наряду с указанными ущербными сдвигами характера у многих пожилых людей наблюдаются и положительные изменения. Наблюдается умиротворенность, отход от мелочных интересов жизни к осмыслению главных ценностей, переоценку своих возможностей, сглаживание противоречивых черт характера. Вероятно, что изменения характера в пожилом возрасте также объясняются некоторыми неизбежными органическими процессами[1,5]. Такие основные аспекты, характеризующие личность старого человека, как интро - и экстравертированность, невротические состояния (стабильность), психотизм (сила суперэго) изменяются, когда люди становятся старше.С возрастом мужчины и женщины становятся более интровертированными, т.к. по мере старения общество меньше реагирует на их нужды, это заставляет, в свою очередь пожилых людей уходить в себя, из-за чего и наблюдается сдвиг в сторону интроверсии. Также для обоих полов существует снижение нейротизма, но в любом возрасте женские показатели остаются более высокими, чем у мужчин [2,24,29]. В эмоциональной сфере появляются неконтролируемые усиления аффективных реакций (сильное нервное возбуждение со склонностью к грусти, слезливости). Пожилые люди могут испытывать эмоции, не знакомые им в период их молодости. У них не наблюдается сокращения способности чувствовать положительные эмоции, например, счастье и радость. Отрицательные эмоции, напротив, не становятся менее сильными, проявляются реже, чем раньше. Кроме того, у пожилых людей реже наблюдаются внезапные перепады настроения, они менее склонны впадать в смятение и способны лучше контролировать свои эмоции[2,15,18]. Согласно новым представлениям, пожилой возраст - один из этапов продолжения эмоционального роста; т.е. эмоциональное благополучие человека приходит в упадок только в период, предшествующий смерти, " в точке, где когнитивные и физиологические проблемы серьезно затрагивают жизнедеятельность человека" [15,с.780]. В пожилом возрасте происходят когнитивные изменения, которые в научной литературе понимаются как психологические процессы, под средством, которых человек косвенным или прямым способом познает себя и свое окружение. В старости снижается функция внимания, которое выражается в уменьшении его объема, затруднении к сосредоточению, переключению внимания, появляется рассеянность. Подходы к анализу особенностей познавательной сферы людей пожилого возраста также различны, т.е. существуют разные точки зрения на устойчивость и изменчивость интеллекта в процессе жизни. С возрастом у пожилых снижается эффективность когнитивных функций, прежде всего восприятия и памяти. Восприятие становится менее четким и пожилой человек вынужден прибегать к воображению, что может привести к "обману чувств" [33,34]. Происходят довольно интересные изменения памяти. Чем старше становиться человек, тем лучше он помнит события 30-50 летней давности и совсем не помнит, что было вчера. В пожилом возрасте особенно велико снижение тех функций памяти, которые осуществляют активное восприятие и долгосрочное хранение информации. Способность же к пассивному краткосрочному удержанию, напротив, с возрастом ослабевает незначительно. Социально - психологические факторы, этому способствующие: прекращение профессиональной деятельности, отсутствие заменяющих ее занятий, которые требовали бы напряжения мысли. [17,26]. Происходит перестройка мышления, оно становиться более инертным, малоподвижным со склонностью застревать на мелочах, деталях, т.е. замедляются процессы абстрактно-логического мышления. Отличительным признаком такого изменения является критическое отношение к содержанию переживаний человека, появляются идеи самообвинения в никчемности, ущербности, бессмысленности дальнейшей жизни [2,31]. Уровень интеллекта у большинства людей пожилого возраста, начинает снижаться после 50 - летнего возраста. Флюидный интеллект (способность приобретать совершенно новые знания) начинает снижаться с возрастом, в то время как кристализированный интеллект (умение анализировать проблему, делать выводы на основе накопленных знаний) развивается и прогрессирует на протяжении всей жизни [4,5]. Интеллект пожилого человека скорее можно расценивать, как мудрость. Мудрость - когнитивное качество, в основе которого лежит кристаллизованный интеллект, связанный с опытом и личностью. Согласно определению Грэс Крайг "мудрость - экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенные суждения и давать полезные советы по жизненно важным вопросам" [15,с.749].Формирование мудрости - положительный аспект старения; мудрость обычно увеличивает количество знаний о практической стороне жизни и поможет человеку понять существующую действительность. В целом динамика познавательных функций в старости зависит от образования, здоровья, профессиональной деятельности, которая была связана с постоянной тренировкой интеллектуальных функций. Это определено всем образом жизни человека. В мотивационно - потребностной сфере в пожилом возрасте происходит изменение потребностей. Так, изучая структуру потребностей пожилых людей, Кароль Рощак выявил, что сам комплекс потребностей не претерпевает принципиальных изменений у пожилых людей по сравнению с людьми зрелого возраста.[31,32]. По данным исследования, изменяется структура потребностей, т.е. потребности пожилых людей смещены в определенном направлении, прослеживается выдвижение в центр потребности в избегании страдания, потребности в безопасности, в автономии и независимости, потребности в проецировании на других своих психологических проявлений. В то же время наблюдается смещение на более отдаленные планы потребности в творчестве, любви, в самоактуализации и чувстве общности [1,31,33]. То есть в группе "ведущих потребностей" доминирует потребность в избегании страданий. Также в работе К. Рощака были выявлены гендерные различия в характеристике потребностей у пожилых мужчин и женщин. Основной потребностью для женщин является потребность в охране и заботе о других. Кроме того, женщины имеют достаточно стабильный, жесткий взгляд на жизнь. У мужчин выделяется потребность в личной и материальной автономии, независимости, у них ярче проявляется тенденция к авторитаризму и эгоцентризму. Таким образом, иерархия потребностей в старости преобразуются таким образом, что происходит как бы "децентрализация" ее отдельных звеньев, движущейся потребность, является стремление утвердить свою индивидуальность. В социальной сфере в старости происходит нарушение социальных связей, сужение круга интересов. Изменяется характер общения с социальным окружением, ухудшаются процессы социальной адаптации. Общение происходит в основном с людьми своего возраста, с членами семьи. По данным исследований П.Балтеса и Лонга умышленное сокращение социальных контактов в старости является компенсаторным и защитным механизмом. В пожилом возрасте могут наблюдаться даже отрицательные последствия социальных отношений (например, гиперопека укрепляет зависимость).[15,22,24,26,33]. Психологически личность настраивается на анализ прожитых лет и подведения итогов жизни, из-за чего может возникать состояние неудовлетворенности, специфические для пожилого возраста психологические реакции: боязнь физической немощи, ненужности родным. Таким образом, изменения в пожилом возрасте происходят в различных сферах жизнедеятельности человека. Данные, описанные выше, свидетельствуют об изменении личности в старости. Противоречивость данных различных исследований, касающихся личности пожилого человека объясняются широким диапазоном индивидуальных различий, которые предположительно заостряются на этапе поздней взрослости[4]. В отечественной психологии проблема сохранности личности в старости рассматривается в контексте отношения людей к своему старению. Так, различные формы поведения пожилых людей в однотипных ситуациях отражает особенности реагирования на собственное старение. Именно эта сторона жизни человека определяет его отношение к личным потерям, утрате прошлых возможностей, также как и новое восприятие окружающего. Как отмечает Н.Ф.Шахматов, отношение к собственному старению - активный элемент психической жизни в старости[32,с.231]. В оформлении этого чувства определяющим является моменты осознания факта физических и психических возрастных изменений, признание естественности ощущений физического нездоровья. На последующих этапах старения отношение к продолжающимся выявляться новым изменениям в физическом статусе находятся уже под воздействием сформировавшейся новой жизненной по позиции, нового уровня самосознания. Эта новая позиция формируется за счет установившихся новых отношений пожилого человека с его окружением, но в большей степени зависит от его самого[4,16,31,33]. При этом отсутствует депрессивная проекция на прошлое, отсутствуют попытки найти виноватого или винить себя в неправильной (с сегодняшней точки зрения) прожитой жизни. Именно при этом варианте психического старения имеется полное согласие с самим собой, согласие с естественным ходом событий и с неминуемостью завершения собственной жизни. По мнению Н.Ф.Шахматова, такая активная позиция в отношении собственной старости в большей мере способствует сохранности личности в позднем возрасте.[32,с.233]. В то же время в отечественной геронтологической литературе описаны варианты неадекватных установок в отношении к собственной старости, вплоть до полного ее неприятия. В качестве таких вариантов описывают регрессию (возвращение к прошлым формам поведения, проявляющихся в форме "детского" требования помощи независимо от состояния), добровольную изоляцию от окружающих (пассивность и минимальное участие в общественной жизни), бунт против процессов старения (отчаянные попытки сохранить уходящую зрелость). При неадекватном отношении к старости у пожилых людей возникает ощущение неудовлетворенности жизнью, оскудение чувств, что вместе с хроническим недомоганием и прогрессирующей утратой интереса к окружающему провоцирует негативные изменения личности в форме "заострения" личностных черт. Эта новая позиция в большей мере зависит от самого пожилого человека[20,31,с.348]. По мнению М.В. Ермолаевой разброс мнений относительно личности в старости объясняется как индивидуальными различиями в проявлении признаков старения, так и различными стратегиями адаптации личности к старости [11,12,13]. Существует 2-е стратегии адаптации к старости: сохранение себя как индивида (стратегия "по замкнутому контуру" или деструктивная) и сохранение себя как личности (конструктивная). Они и определяют факт и характер личностных изменений. В соответствии с первой стратегией происходит сокращение социальных связей с окружающим миром, которое проявляется в системе поведенческого контроля. При ослаблении данного контроля нарастает эгоцентричность, и, как следствие обидчивость, нетерпимость к возражениям, мнительность. При данной стратегии происходит разрыв временной связи между прошлым, настоящим и будущим, эмоциональные переживания направлены на защиту пожилого человека от реальной жизни. У пожилых людей, избравших в старости цель сохранения себя, как личности сохраняется система социальных связей. Пожилой человек при данной стратегии считает необходимым для себя и важным для других передачу своего жизненного опыта [11,12,20,31]. Данные стратегии различны и обеспечивают разное качество и удовлетворение жизнью. Деструктивная стратегия отличается необходимостью сбережений эмоциональных ресурсов, конструктивная - на их трату. Таким образом, отношение к собственному старению является важной составляющей психической жизни в старости. И если пожилой человек считает физические и психические изменения, которые с ним происходят вполне естественными для данного возраста, это ставит человека на новый уровень самосознания [4,12,26,33]. Итак, из рассмотренных стратегий адаптации в старости становится понятным, что дальнейшая специфика развития личности будет определяться выбранной в процессе кризиса стратегией старения. Приспособление к старению сопровождается и психологической потребностью вспоминать прошлое, размышлять о прошедших событиях. Былое для пожилых людей более значимо, чем будущее. Пожилые люди должны "подвести итоги" и смириться со своим прошлым. Д.Левинсон называет этот процесс "взгляд с моста"[29,33]. Феномен обращенности пожилых людей к воспоминаниям прошлого, их особой эмоциональной окрашенности - существенный момент психической жизни пожилых. Обзор изменения личностных проявлений в старости делает чрезвычайно актуальной проблему типологии старения. Разные авторы указывают на то, что психическое старение разнообразно[29,с.26;32,33]. Довольно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация, предложенная Д. Б. Бромлей. В целом выделено 5-ть типов стареющей личности[10,29,31,33]: -конструктивный; -зависимый ("кресло-качалка") - защитный; -агрессивно-обвинительный; -самообвинительный. Конструктивный тип - пожилые люди данного типа более уравновешенны, у них сохраняются способность радоваться жизни, хорошие, теплые отношения с другими людьми. Пожилые люди не драматизируют окончания своей профессиональной деятельности, стараются сохранять оптимистическое отношение к жизни. Самооценка этой группы пожилых людей довольно высока, т.к. они имеют постоянные планы на будущее, рассчитывают на помощь окружающих. Зависимый тип ("кресло-качалка") - пожилые люди данного типа полагаются не на себя, а на помощь других. В основном они зависят от партнера по браку или от своего ребенка. Не имеют высоких профессиональных претензий, поэтому охотно уходят из профессиональной среды. Защитный тип (оборонительный) - для пожилых людей данного типа характерны преувеличенная сдержанность, они неохотно принимают помощь от других, их постоянно беспокоит мысль о старости, которую они пытаются заглушить активностью " через силу". Агрессивно-обвинительный тип - люди данного типа агрессивны, взрывчаты, подозрительны, враждебно относятся к окружающим. Винят в собственных неудачах других, а также обстоятельства. Самообвинительный тип - пожилые люди с пассивным типом безропотно принимают свои трудности. Свою враждебность они направляют, прежде всего, на самих себя. Они больше подвержены одиночеству, смерть же воспринимают как избавление от несчастного существования. Ф.Гизе на X психологическом конгрессе в Боне, выделял 3 типа стариков и старости: 1) старик - негативист, отрицающий у себя какие - либо признаки старости; 2) старик - экстравертированный, признающий наступление старости, но к этому признанию приходящий через внешние влияния и путем наблюдения окружающей действительности; 3) интровертированный тип, остро переживающий процесс старения[30,33]. И.С.Кон выделяет несколько типов разных социально - психологических типов старости, используя направленность деятельности К позитивным благополучным типам, относятся: а) активная, творческая старость; б) энергия направлена на устройство собственной жизни, материальное благополучие, отдых и т.д.; в) главное приложение своих сил люди данного типа старения находят в семье; г) смыслом жизни людей данного типа является забота об укреплении собственного здоровья. Все 4-е типа старости И.Кон считает психологически благополучными, и замечает, что есть и отрицательные типы. К таковым он относит агрессивных старых ворчунов, разочаровавшихся в себе и собственной жизни, одиноких и глубоко несчастных неудачников, критикующих все, кроме себя [14,30,32]. Рассмотренные выше типы личности подтверждают, что психические изменения, касающиеся личностной сферы, зависят от индивидуальных особенностей человека, от всей истории его жизни. Определенно не существует типа личности, который был бы идеален для старости. С другой стороны, некоторые типы личности позволяют людям совладать со старостью лучше, чем другие. "Пожилые люди обычно "получают" личность в начале взрослой жизни и любые более поздние смещения обычно является изменением характеристик относительно тех, что имелись в молодости"[30,с.148]. Таким образом, человек в значительной степени становиться таким, каким его делает жизнь в определенных обстоятельствах, в формировании которых он сам участвовал. Люди позднего возраста вынуждены приспосабливаться не только к новой ситуации вовне, но и реагировать на изменения в самих себе. Значительное влияние на формирование отношения к себе пожилых людей оказывают негативные социальные стереотипы, о которых говорилось выше. Под воздействием исподволь проникших в сознание негативных мнений, многие пожилые теряют самое главное - веру в себя. Ссылаясь, на многочисленные исследования Г.Крайг пишет о том, что "в любом возрасте мнения о своих возможностях и способностях оказывают значительное влияние на эффективность деятельности субъекта"[15,с.345;18]. Поэтому основной проблемой пожилого возраста является понимание и принятие пожилым и старым человеком своего "Я" во всех его проявлениях. Психологическое старение имеет внутренне противоречивый характер, что отражается в его "Я-концепции". Прежде чем проанализировать особенности "Я-концепции" пожилых людей, необходимо остановиться на самом понятии "Я-концепции". В литературе дается несколько определений "Я-концепции". Первое определение принадлежит Д. Роджерсу. Он утверждал, что "Я-концепция" складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, его представлений о возможности его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром" [8,с.38]. Второе определение принадлежит Стейнсу. "Я-концепция" формируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду"[8,с.39]. Существующие определения можно дополнить еще двумя: - "Я-концепция" - обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности, или, как еще можно сказать, "Я-концепция" - это "теория самого себя" [27,с.135]; - "Я-концепция" - восприятие индивидом его личной идентичности" [15,с.845]. В психологии принято выделять 2-е формы Я-концепции" - реальную и идеальную. Понятие реальная не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь - представление личности о себе, о том, "какой я есть". Идеальная же "Я-концепция" (идеальное-Я) - это представление личности о себе в соответствии с желаниями ("каким бы я хотел быть")[27]. Уильям Джемс подразделяет "Я" на 4-е компонента: духовное "Я" - совокупность психических способностей и склонностей; материальное "Я" - одежда, собственность; социальное "Я" - то, чем признают данного человека окружающие и физическое "Я" - тело, внешность [14,с.33-34;8,с.48]. Американский психолог Майк Розенберг считает, в наших представлениях о себе содержится несколько "Я": это истинное "Я" (представление о личности, которой я мог бы стать при условии принятия определенных моральных норм); будущее или возможное "Я" (представление о личности, которой я могу стать реально) и, наконец, множество показных "Я" - личин, выставленных на всеобщее обозрение, цель которого - скрыть отрицательные, глубоко интимные черты и склонности истинного "Я" [34,с.105]. По Э.Берну "Я-концепция" является совокупностью 3-х составляющих: когнитивная (описательная или Образ - "Я"), эмоционально - оценочная (самооценка), поведенческая [8]. - Когнитивная составляющая (образ - "Я") - представление человека о самом себе, о своей внешности, личностных особенностях; - Эмоционально-оценочная составляющая (самооценка) - совокупность оценочных характеристик и связанных с ними переживаний; - Поведенческая составляющая - соответствующая реакция, которая может выражаться в поведении, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом - "Я" и самооценкой. Таким образом, "Я-концепция" включает в себя три взаимодействующие составляющие личностных качеств и форм поведения человека. Важной составляющей "Я-концепция" является самооценка. "Самооценка - это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей" [28,с.367]. Предметом самооценки могут, в частности стать тело человека, возраст, его способности, характер, здоровье, планы, переживания, его социальное окружение и множество других личностных проявлений. Самооценка может быть разного уровня осознанности и обобщенности. Характеризуется по следующим параметрам: 1)уровню (величине) - высокая, средняя и низкая; 2) реалистичности - адекватная и неадекватная (высокая и заниженная); 3) особенностям строения - конфликтная и бесконфликтная и др. Самооценка, по мнению многих авторов (Куперсмит, Розенберг и др.) - позитивная или негативная установка, направленная на "Я", оценка личность себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она отражает степень развития у человека чувства самоуважения. Ощущения собственной ценности, позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его "Я". Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности[15,19,20]. Уильям Джемс представил самооценку в виде "дроби, где в знаменателе наши претензии (притязания). А в числителе - наш успех; т.о, самооценка = успех/притязания"[19,с.187]. Данное определение подчеркивает соотношение между личными идеалами людей, или ожиданиями, и их осуществлением. С помощью данной формулы Джемс указал на два пути повышения самооценки. Человек может улучшить представление о себе, либо, увеличивая числитель этой дроби либо уменьшая её знаменатель [8,с.43]. То есть самооценка отсчитывается относительно притязаний: она повышается, если они реализуются, и понижается, если человеку не удается их реализовать. Всякая попытка себя охарактеризовать носит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения. Почти все наши самооценки соотносятся с ролевыми характеристиками и с социально - групповой принадлежность людей. В числе обстоятельств, существенно влияющих на самооценку в пожилом возрасте, следует указать на степень расхождения между реальной ситуацией старого человека и идеальной оценкой своих возможностей в прожитой жизни. Чем больше расхождение между истинным положением и представлением о том, каким оно могло бы быть при других условиях, тем глубже неудовлетворенность жизнью и ниже самооценка личности. По данным исследований пожилые люди в самохарактеристиках отмечают перевес положительных качеств над отрицательными и нарастание некритичности к себе, например, неадекватность самооценки в сторону завышения[16,21]. Зарубежные авторы, например, Комман, обнаружил, что самовосприятие с возрастом возрастает, пожилой человек позитивно оценивает свою внешность, свое поведение и ценности жизни. По результатам зарубежных исследований у людей старше 60 лет более высокая самооценка, чем у молодых. Комман выделил два фактора повышения самооценки в пожилом возрасте. Первый фактор связан с уменьшением с возрастом расхождения между реальным и идеальным "Я", т.е. происходит сближение того, чем человек хотел стать и чем он стал. Это ведет к удовлетворению жизнью. Второй фактор связан с появлением умения строить разные отношения с разными людьми. На понижение самооценки влияют отсутствие свободы выбора, возможность самостоятельно осуществлять контроль над ситуацией[5;19;28]. Существенно влияет на самооценку в пожилом возрасте расхождение между реальной ситуацией старого человека и идеальной оценкой своих возможностей в прожитой жизни, чем больше расхождение между истинным положением и представлением о том, каким оно могло бы быть при других условиях, тем глубже неудовлетворенность жизнью и ниже самооценка личности[16].Самооценка всегда носит субъективный характер, независимо от того, лежат ли в его основе собственные суждения человека о себе или интерпретация суждений других людей. По данным многих авторов, самооценка находится в тесной зависимости от занятости, состояния здоровья и эмоционального тонуса старых людей, т.е., она не является постоянной, а изменяется в зависимости от обстоятельств.
|
|