рефераты курсовые

Отклоняющееся поведение подростков

омимо акцентуаций характера есть и другие особенности характера и поведения, которые в случае их игнорирования могут привести к возникновению девиантного поведения. Рассмотрим некоторые из них.

Эгоизм. Этот термин употребляется в значении себялюбец, предпочитающий во всем свои личные интересы интересам других людей и общества. Основные формы выражения эгоизма: нарциссизм, синдром Клеопатры, эгоизм из-за отчужденности, эгоцентризм. Крайним выражением эгоизма является эгоцентризм. В этом случае в центр всей жизни подросток ставит свое индивидуальное "Я". В семье такой ребенок требует, чтобы родители думали и заботились только о нем, жили только для него [10, с. 42].

Леность. Это психическое явление: отсутствие желания делать что-либо, требующее волевого усилия, и главное - переживание удовольствия от безделия [14, с. 273].

Проявляется в отсутствии желания трудиться и учиться. Основными причинами появления лености у подростков являются, во-первых, отрицательное влияние окружающего социума или чрезвычайно заботливых родителей, а во-вторых, малая заинтересованность и недостаточная инициативность в вопросах повышения производительности своего труда.

Гиперактивность. Этот термин определятся как сверхактивность, двигательная активность, не соответствующая норме. Применительно к детям гиперактивность обозначает чрезмерную невнимательность ребенка, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность, не соответствующая нормам. Чаще всего свойственна мальчикам. Они постоянно находятся в движении, независимо от того, чем занимаются - математикой или физкультурой. Однако результаты их активности невысоки. Многое начатое просто не доводится до конца [15, с. 102].

Пассивность. Это понятие раскрывается как не проявляющий деятельности, безучастный, безразличный к окружающей жизни, а также зависящий от деятельности другого, лишенный самостоятельности. Основными причинами пассивности являются понижение интеллектуальной активности, расстройство физического здоровья, дефекты умственного развития. Психолог Л. С. Славина занималась исследованием интеллектуальной пассивности. Она выделила следующие особенности: недостаточная сформированность интеллектуальных умений и навыков, отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности, отсутствие познавательного отношения к действительности. Пассивные дети выбирают преимущественно легкие пути достижения цели. Они не любознательны, избегают напряженной умственной работы. [10, с. 44].

Депрессивность. Это и проблемы со школьной успеваемостью, и побеги из дому, попытки самоубийства, стремление исправить свое состояние с помощью алкоголя и наркотиков, конфликтность и агрессивность. Такое состояние связано с особенностями его жизни, взаимоотношениями в семье, со сверстниками и в школе. Но больше подростки страдают из-за потери или ухудшения эмоциональных контактов с родителями. На втором месте школьная неуспеваемость и ухудшение отношений со сверстниками.

Лживость. Лживость определяется как форма вербального или невербального поведения, заключающаяся в намеренном искажении действительности ради достижения желаемой цели или стремления избежать нежелательных последствий. В тех случаях, когда лживость становится привычной формой поведения, она закрепляется и превращается в качество личности. Детская лживость может быть вызвана разными причинами. Это и боязнь наказания, стремление привлечь к себе внимание окружающих, желание скрыть неблаговидный поступок свой или товарища. Лживость, как правило, возникает в семьях, где слишком много запретов или где ребенку предъявляются непосильные для него требования.

Сквернословие. Нецензурные слова - это "взрослая" лексика, и ребенку непозволительно их употреблять ни в коем случае. Взрослых шокирует детский мат. Впрочем, в общении со взрослыми мат редко срывается с уст подростка. Это происходит потому, что для подростков он имеет иной смысл[16, с 77].

Для взрослых мат - это связка между словами, это выражение эмоций. Для детей же - это переживание щекочущего нервы момента, это срывание запретного плода. Тут интерес не в плоде, а в чувстве. Именно по этой причине подростки скрывают от взрослых свой мат. Подростку хочется верить, что он втайне от старших наделен неким качеством, которое делает его независимым, свободным и сильным. Он как бы говорит: " Хорошо, я маленький, у вас есть сила и деньги, зато у меня - некая тайна, которая вам недоступна". Проходит время, и подросток начинает понимать, что все равно у взрослых остается все самое главное, и тогда мат переходит в разряд заурядного междометия [17, с. 17].

Бродяжничество. Это явление не новое, в последнее время получившее широкое распространение среди подростков. Иначе (в науке) это явление называется "дромомания" - страсть к дороге. По мнению психиатров, такая страсть развивается в сочетании с другими нарушениями - последствиями ушибов головы, сотрясений, воспалительных заболеваний головного мозга. Подвержены ей дети инфантильные, безудержные фантазеры, любители приключений. Им хочется как можно больше узнать, увидеть, почувствовать. Но чаще обнаруживаются дети, у которых ведущим механизмом бродяжничества являются реакции против несправедливого, по мнению подростка, отношения к нему со стороны старших или сверстников [18, с. 82].

Сопротивляемость воспитанию. Сопротивление воспитанию - это такое состояние воспитанника в воспитательном процессе, которое выражается в неприятии, игнорировании, противостоянии всем компонентам воспитательного процесса (от единичных воспитательных воздействий до всей воспитательной системы). При этом оно может быть в скрытых или открытых проявлениях через различные формы - словесные, эмоционально-волевые, поведенческие. Известный врач-психиатр В. Леви заметил: "За годы врачебной практики я вплотную узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые не: здороваются, умываются, чистят зубы, читают книги, работают, женятся, лечатся и т.п. - только потому, что их к этому понуждали. И приблизительно столько же тех, которые, увы, только потому, что им внушали не делать". И то, и другое - типичные случаи сопротивления воспитанию [19, с. 193].

Недисциплинированность. Это учащиеся, которые постоянно привлекают к себе внимание учителей и доставляют им наибольшее беспокойство. Ведь своим поведением они мешают проведению занятий, дезорганизуют весь учебно-воспитательный процесс. В силу этого нередко между ними и учителями возникают конфликты. Наиболее распространенной причиной такого поведения является избыток энергии и неумение разумно проявить свою инициативу.

Одаренность. Многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будут встречать трудностей в учебных занятиях. На самом же деле таких детей могут ожидать немалые сложности: и дома, и в школе могут иметь место свои драмы в ходе возрастного развития. Такие дети нередко очень чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрению и порицаниям. В школе проблемы возникают из-за того, что всех учат одинаково. Зачастую урок начинается с того, что ребенку уже известно и не вызывает интереса. Наиболее любознательным часто становится скучно в классе уже после первого урока. Сверстники его могут называть "выскочкой", а учителя не в состоянии подавать ему постоянно умственную пищу. Таким образом, ребенок постепенно становится лишним школе, а она ему - ненужной [10, с. 17].

Компьютерозависимость. На наш взгляд, самым распространенным явлением сегодня оказывается компьютерозависимость. Ему подвержены уже и дошкольники, и младшие школьники, которые из-за своей привязанности порой и в школу не желают ходить, и юноши. Нередко любители поиграть просиживают штаны в компьютерных клубах во время школьных занятий, а то и вовсе всю ночь до самого утра. Но больше всех в силу слабости и чувствительности своего возраста - это подростки. Злоупотребление компьютером приводит к отклонениям в психическом развита детей. В подростковом возрасте основным видом деятельности является интимно-личностное общение со сверстниками. А о каком общении может идти речь, когда ребенок все свое свободное время тратит на компьютер. Такие дети замкнуты, мало общаются как со сверстниками, так и с родителями, предпочитают одиночество. Они создают свой виртуальный мир и живут в нем. Они оторваны от реальности. Они редко вступают в конфликты, только при попытке бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь, в их несуществующий мир.

Таким образом, существует много личностных и поведенческих факторов склонности к отклоняющемуся поведению.

2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ

2.1 Организация и методы исследования

Изучение склонности к отклоняющемуся поведению у подростков было проведено на базе СОШ №98 г.Гомеля.

Целью нашего исследования являлось выявление склонности к отклоняющемуся поведению у старших подростков (13-15 лет).

Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:

1) определить понятие отклоняющегося поведения подростков не основе анализа психологической литературы;

2) выявить факторы, влияющие на возникновение отклоняющегося поведения подростков;

3) выявить склонность к девиантному поведению среди подростков;

4) установить гендерные различия в склонности к девиантному поведению.

Выборка составила 60 человек. Из них - 30 девочек и 30 мальчиков.

В ходе анализа психологической литературы по данной проблеме нами были выбрана методика «Склонность к отклоняющемуся поведению». Автором методики является А.Н. Орел [20, с. 362-365].

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тестом-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Объектом приложения методики являются социальные и личностные установки. Тест-опросник представляет из себя набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение склонности к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Включает два варианта методики, ориентированных на женскую и мужскую части подростковой популяции, оба варианта методики охватывают всю подростковую популяцию в целом. Имеется возможность коррекции полученных результатов с учетом фактора социальной желательности. Предназначен для обследования лиц старшего подросткового и младшего юношеского возрастов.

Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых [20, с. 365-370].

Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.

Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.

Описание шкал и их интерпретация:

1. Шкала установки на социальную желательность (служебная шкала)

Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности. Показатели от 50 до 60 Т-баллов свидетельствует об умеренной тенденции давать при заполнении опросника социально-желательные ответы. Показатели свыше 60 баллов свидетельствуют о тенденции испытуемого демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремлении показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации обследования.

Результаты, находящиеся в диапазоне 70-89 баллов говорят о высокой настороженности испытуемого по отношению к психодиагностической ситуации и о сомнительной достоверности результатов по основным шкалам.

Показатели ниже 50 Т-баллов говорят о том, что испытуемый не склонен скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности.

2. Шкала склонности к преодолению норм и правил

Данная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения. Результаты, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о выраженности вышеуказанных тенденций, о нонкомформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть. Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма и заставляют сомневаться в достоверности результатов тестирования по данной шкале. Результаты ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению

Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать аддиктивное поведение.

Результаты в диапазоне 50-70 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о предрасположенности испытуемого к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях. Показатели свыше 70 Т-баллов свидетельствует о сомнительности результатов либо о наличии выраженной психологической потребности в аддиктивных состояниях, что необходимо выяснять, используя дополнительные психодиагностические средства. Показатели ниже 50 Т-баллов свидетельствуют либо о невыраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.

4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать различные формы аутоагрессивного поведения. Результаты, находящиеся в диапазоне 50-70 Т-баллов свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садомазохистских тенденциях. Результаты свыше 70 Т-баллов свидетельствуют о сомнительной достоверности результатов. Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.

5. Шкала склонности к агрессии и насилию

Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении. Показатели, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у испытуемого. Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций. Показатели свыше 70 Т-баллов говорят о сомнительной достоверности результатов. Показатели, лежащие ниже 50 Т-баллов, свидетельствуют о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Низкие показатели по данной шкале в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности свидетельствуют о высоком уровне социального контроля поведенческих реакций.

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

Данная шкала предназначена для измерения склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций.

Показатели, лежащие в пределах 60-70 Т-баллов, свидетельствует о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений. Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о невыраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.

7. Шкала склонности к делинквентному поведению

Данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации делинквентного поведения. Выражаясь метафорически, шкалы выявляет «делинквентный потенциал», который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка. Результаты, находящиеся в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии делинквентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля. Результаты выше 60 Т-баллов свидетельствуют о высокой готовности к реализации делинквентного поведения. Результаты ниже 50 Т-баллов говорят о невыражености указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля.

8. Принятие женской социальной роли

Шкала предназначена для измерения степени принятия испытуемой женской социальной роли. Результаты в диапазоне 50-60 Т-баллов свидетельствуют об адекватном уровне принятия испытуемой женской социальной роли, о возможности реализовать как специфически женские, так и традиционно мужские поведенческие стереотипы, о нежёсткой ориентации на специфически женские ценности. Результаты свыше 60 Т-баллов свидетельствуют о высокой готовности (предрасположенности) к реализации традиционно женских форм поло-ролевого поведения, о неприятии открытой агрессии как способа достижения жизненных целей, о преобладании в системе ценностей традиционно женских ценностей, об ориентации на традиционное поло-ролевое разделение труда. Результаты ниже 50 Т-баллов говорят о неприятии женской социальной роли, о готовности (предрасположенности) к реализации мужских поведенческих стереотипов, о принятии мужской системы ценностей, об относительно высокой степени принятия собственной и чужой агрессии.

2.2 Склонность подростков к отклоняющемуся поведению

Выборка - 60 человек (30 девочек, 30 мальчиков).

В ходе проведенного исследования 8-9 классах СОШ №30 г. Гомеля нами были получены следующие результаты.

Рисунок 1 - Склонность к социальной желательности

Из данной диаграммы видно, что больше половины подростков данной выборки склонны к умеренной тенденция при заполнении опросника давать социально желательные ответы.

Рисунок 2 - Склонность к преодолению норм и правил

Согласно полученным результатам, 50% опрошенных подростков не склонны к преодолению норм и правил, 38% - имеют умеренную тенденцию. А для 12% подростков характерна чрезвычайная выраженность нонконформистских тенденций, проявление негативизма.

Рисунок 3 - Склонность к аддиктивному поведению

Из рисунка видно, что для подростков данной выборки не характерна склонность к реализации аддиктивного поведения и только 22% опрошенных подростков имеют предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонности к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем.

Рисунок 4 - Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

Ровно половина опрошенных подростков не склонна к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. А остальным характерна заниженная ценность собственной жизни, склонность к риску, наличие садомазохистских тенденций.

Рисунок 5 - Склонность к агрессии и насилию

Исходя из результатов методики, можно сделать вывод, что склонность к агрессии и насилию не свойственна большинству подростков данной выборки. Однако 27% опрошенных имеют умеренную тенденцию и лишь 8% - склонности решать проблемы путем насилия.

3

Рисунок 6 - Волевой контроль эмоциональных реакций

Согласно рисунку, чуть больше половины опрошенных подростков имеют слабый волевой контроль эмоциональной сферы, а для остальных характерно наличие высокого самоконтроля любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.

Рисунок 7- Склонность к делинквентному поведению

Для большинства опрошенных подростков характерна невыраженность данной тенденции, для 30% - наличие делинквентных тенденций, низкого уровня социального контроля. И лишь 3% имеют выраженную готовность к реализации делинквентного поведения.

Рисунок 8 - Принятие женской социальной роли

Данная шкала предназначена только для девочек. Она измеряет степени принятия испытуемой женской социальной роли. Из диаграммы видно, что большая часть девочек адекватно воспринимают женскую социальную роль, стремятся реализовать специфически женские ценности.

Однако 20% испытуемых (девочек) не принимают женской социальной роли, стремятся к реализации мужских поведенческих стереотипов, принятию мужской системы ценностей.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод:

- наиболее распространенными формами отклоняющегося поведения в данной выборке испытуемых являются склонность к нарушению норм и правил, аутоагрессивное поведение и слабость волевого контроля;

- достаточно часто встречается умеренная тенденция к склонности к аддиктивному и делинквентному поведению, а также к агрессии и насилию.

2.3 Гендерные различия в склонности к девиантному поведению подростков

Из проведенного исследования, сравнив данные мальчиков и девочек, полученные при помощи опросника «Склонность к отклоняющемуся поведению», мы получили следующие результаты, которые представили в виде диаграмм.

3

Рисунок 9 - Склонность к социальной желательности

Из рисунка видно, что у девочек-подростков преобладает умеренная склонность к социальной желательности, а у мальчиков - умеренная и высокая, причем высокая характерна для мальчиков больше, чем для девочек.

3

Рисунок 10 - Склонность к преодолению норм и правил

У девочек и мальчиков из нашей выборки преобладают низкая и умеренная склонность к нонконформизму. Однако среди мальчиков 17% предрасположены к преодолению норм и правил.

3

Рисунок 11 - Склонность к аддиктивному поведению

У девочек и большинства мальчиков данной выборки преобладает отсутствие склонности к аддиктивному поведению. Однако 30% мальчиков все-таки предрасположены к осуществлению аддиктивного поведения.

3

Рисунок 12 - Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

Из рисунка видно, что среди мальчиков и девочек данной выборки практически одинаково распределены как отсутствие склонности к аутоагрессивному поведению, так и склонность к риску, выраженная потребность в острых ощущениях.

3

Рисунок 13 - Склонность к агрессии и насилию

Согласно проведенному исследованию, у девочек, как и у мальчиков, преобладают отсутствие склонности к агрессивному поведению и на втором месте - умеренная склонность.

3

Рисунок 14 -Волевой контроль эмоциональных реакций

Как девочки, так и мальчики обладают низким волевым контролем эмоциональных реакций, т.е. они склонны реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки.

3

Рисунок 15 - Склонность к делинквентному поведению

Низкая склонность к реализации делинквентного поведения преобладает и среди мальчиков, и среди девочек нашей выборки. Однако 37% девочек и 24% мальчиков предрасположены к реализации данной формы поведения, что также свидетельствует о низком уровне социального контроля.

Таким образом, согласно проведенному исследованию, сравнив результаты мальчиков и девочек данной выборки по методике «Склонность к отклоняющемуся поведению», можно выявить следующие сходства и различия:

Мальчики в отличие от девочек чаще проявляют склонность к социальной желательности, к преодолению норм и правил, к аддиктивному поведению. Также они менее склонны к агрессии и насилию, чем девочки.

Девочки больше мальчиков склонны ориентироваться на социально желательные ответы при заполнении опросника.

Общее у мальчиков и девочек:

-слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций, склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, несформированность волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений также одинаково характерно для обоих полов данной выборки;

-наличие умеренных агрессивных тенденций у испытуемых данной выборки во взаимоотношениях с другими людьми;

-склонность к аутоагрессивному поведению одинаково характерна как для мальчиков, так и для девочек данной выборки;

-низкий волевой контроль эмоциональных реакций;

-умеренная склонность к делинквентному поведению

-практически одинаково распределены среди мальчиков и девочек как отсутствие склонности к аутоагрессивному поведению, так и склонность к риску, выраженная потребность в острых ощущениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подросток - это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью.

В силу такой неопределенности и чувствительности именно подростковый возраст является наиболее предрасположенным к формированию отклоняющегося поведения.

1. Отклоняющееся, или девиантное поведение (англ. deviation -- отклонение) -- действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основные виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации. Синонимы - отклоняющееся поведение, девиация. Понятие девиантное поведение шире понятий «делинквентность» (противоправное, преступное, криминальное поведение) и «антиобщественное поведение» (асоциальность) [4, с. 328].

2. Основными неблагоприятными социально-педагогическими факторами, влияющими на осложненное поведение подростков, являются, с одной стороны, недостатки семейного воспитания, с другой - педагогические ошибки учителей, а также противоречия личностного развития подростков.

3. Исследование склонности к отклоняющемуся поведению подростков СОШ №30 г. Гомеля показало, что:

- наиболее распространенными формами отклоняющегося поведения в данной выборке испытуемых являются склонность к нарушению норм и правил, аутоагрессивное поведение и слабость волевого контроля;

- достаточно часто встречается умеренная тенденция к склонности к аддиктивному и делинквентному поведению, а также к агрессии и насилию.

4. Мальчики в отличие от девочек чаще проявляют склонность к социальной желательности, к преодолению норм и правил, к аддиктивному поведению. Также они менее склонны к агрессии и насилию, чем девочки.

Девочки больше мальчиков склонны ориентироваться на социально желательные ответы при заполнении опросника.

Общее у мальчиков и девочек: слабость волевого контроля эмоциональной сферы, наличие умеренных агрессивных тенденций во взаимоотношениях с другими людьми; склонность к аутоагрессивному поведению; низкий волевой контроль эмоциональных реакций; умеренная склонность к делинквентному поведению; практически одинаково распределены среди мальчиков и девочек как отсутствие склонности к аутоагрессивному поведению, так и склонность к риску, выраженная потребность в острых ощущениях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

2 Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И. С. Кон. - М., 1989

3 Смелзер, Н. Социология [Текст]/ Н. Смелзер. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.

4 Мещеряков, Б. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК. - 2004. - 560 с.

5 Кудрявцев, В.Н. Социальные отклонения [Текст] / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М.: Юрид. лит., 1999. - 537 с.

6 Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов[Текст] / Ю. А. Клейберг. - М., 2004. - 240 с.

7 Девиантное поведение в вопросах и ответах : учеб. пособие для вузов [Текст] - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 288 с.

8 Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. [Текст] / Е.В. Змановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

9 Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей [Текст] / В. М. Целуйко. - М. : Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.-272 с.

10 Шишковец, Т. А. Осложненное поведение подростков: причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция [Текст] / Т.А. Шишковец. - М. : 5 за знания, 2006.-192с.

11Епифанова, И. Виды и формы дезадаптации подростков с отклоняющимся поведением [Текст] / И. Епифанова // Воспитание школьников. - 2006. - № 1. -С. 23-25,

12 Кедярова, Р.Н. Психологические причины неуспеваемости и работа школы с педагогически запущенными учащимися [Текст] / Р. Н. Кедярова // Сацыяльна-педагапчная работа. - 1999. - № 6. - С. 67-76.

13 Личко А.Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] /А. Н. Личко. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.

14 Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике: учеб, для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.В. Мардахаев. - М. : Издательский центр "Академия". - 2002. - 368 с.

15 Брязгунов, И. И что с ними делать? [Текст] / И. Брязгунов, Е. Касатикова // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2002. - № 1. - С. 103-107.

16Степанов, С. Почему они разговаривают матом? [Текст] / С. Степанов // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2003. - № 1. С. 77-80.

17 Решетников, О. Что скрывается за сленгом 14-16-летних [Текст] / О. Решетников // Воспитание школьников. - 2004. - № 4. - С. 16-21.

18 Засыпкина, И. Убережем детей от бродяжничества [Текст] / И. Засыпкина // Директор школы. - 2006. - № 5. - С. 82-84. 1989.

19 Маленкова, Л.И. Сопротивление воспитанию [Текст] / Л.И. Маленкова // Народное образование. - 2003. - № 6. - С. 193-198.

20 Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2002.- C.362-370.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению»

Инструкция

Перед Вами ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите, верно ли данное утверждение по отношению к вам. Если верно то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике под обозначение «ДА» поставьте крестик или галочку. Если оно неверно, то поставьте крестик или галочку под обозначением «НЕТ». Если вы затрудняетесь с ответом, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению. Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть плохих или хороших, правильных или неправильных ответов. Не обдумываете ответы очень долго, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит это тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника.

Женский вариант

Я стремлюсь в одежде следовать самой современной моде или даже опережать ее.

Бывает, что я откладываю на завтра то, что должна сделать сегодня.

Если бы была такая возможность, то я бы с удовольствием пошла бы служить в армию.

Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.

Чтобы добиться своего, девушка иногда может и подраться.

Я бы взялась за опасную для здоровья работу, если бы за нее хорошо платили.

Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.

Я иногда люблю немного посплетничать.

Мне нравятся профессии, связанные с риском для жизни.

Мне нравиться, когда моя одежда и внешний вид раздражают людей старшего поколения.

Только глупые и трусливые люди выполняют все правила и законы.

Я предпочла бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она и опасна для жизни.

Я всегда говорю только правду.

Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это нормально.

Даже если я злюсь, то стараюсь никого не ругать.

Я с удовольствием смотрю боевики.

Если меня обидели, то я обязательно должна отомстить.

Человек должен иметь право выпивать сколько он хочет и где он хочет.

Если моя подруга опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.

Мне часто бывает трудно сделать работу к точно определенному сроку.

Иногда я перехожу улицу там, где мне удобнее, а не там, где положено.

Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь очень хочется.

Бывало, что я не слушалась родителей.

В автомобиле я больше ценю безопасность, чем скорость.

Я думаю, что мне бы понравилось заниматься каратэ или похожим видом спорта.

Мне бы понравилась работа официантки в ресторане.

Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

Иногда мне так и хочется сделать себе больно.

Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один отрежь».

Я всегда плачу за проезд в общественном транспорте.

Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.

Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно.

Бывает, что мне так и хочется выругаться.

Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

Бывало, что я случайно попадала в неприятную историю после употребления спиртных напитков.

Я часто не могу заставить себя продолжать какое либо занятие после обидной неудачи.

Многие запреты в области секса старомодны и их можно отбросить.

Бывает, что иногда я говорю неправду.

Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.

Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.

Если бы я родилась в давние времена, то стала бы благородной разбойницей.

Добиваться победы в споре нужно любой ценой.

Бывали случаи, когда мои родители, другие люди высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпила.

Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.

Если в фильме нет ни одной приличной драки - это плохое кино.

Комнатные растения делают жилище более уютным

Бывает, что я скучаю на уроках.

Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую извинения.

Если человек раздражает меня, то я готова высказать ему все, что о нем думаю.

Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.

Мне бы понравилось профессия дрессировщицы хищных зверей.

Мне нравится ощущать скорость при быстрой езде на автомобиле и мотоцикле.

Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.

Бывает, что я с интересом слушаю неприличный, но смешной анекдот.

Мне нравится иногда смущать и ставить в неловкое положение окружающих.

Я часто огорчаюсь из-за мелочей.

Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.

Мне нравится слушать или читать о кровавых преступлениях или катастрофах.

Чтобы получить удовольствие стоит нарушить некоторые правила и запреты.

Мне нравится быть в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

Я считаю вполне нормальным, если девушка курит.

Мне нравится состояние, которое наступает, когда выпьешь в меру и в хорошей компании.

Бывало, что у меня возникло желание выпить, хотя я понимала, что сейчас не время и не место.

Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

Некоторые люди побаиваются меня.

Я бы хотела присутствовать при казни преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.

Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

Если бы я могла, то с удовольствием поучаствовала бы в автомобильных гонках.

Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.

Иногда у меня бывает такое настроение, что я готова первой начать драку.

Я могу вспомнить случай, когда я настолько разозлилась, что хватала первую попавшуюся под руки вещь и ломала ее.

Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.

Мне бы хотелось из любопытства прыгнуть с парашютом.

Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

Счастливы те, кто умирают молодыми.

Я получаю удовольствие, когда немного рискую.

Когда человек в пылу спора прибегает к ругательствам - это допустимо.

Я часто не могу сдержать свои чувства.

Бывало, что я опаздывала на уроки.

Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.

Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.

Иногда случалось, что я не выполняла школьное домашнее задание.

Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.

Бывают случаи, когда я могу ударить человека.

Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остается безнаказанным.

Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.

Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.

Иногда я бываю так раздражена, что громко кричу.

Только неожиданные и опасные обстоятельства позволяют мне по-настоящему проявить себя.

Я бы попробовала какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знала, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказание.

Когда я стою на мосту, то меня так и тянет прыгнуть вниз.

Всякая грязь меня пугает и вызывает сильное отвращение.

Когда я злюсь, то мне хочется громко обругать виновника моих неприятностей.

Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

Я бы с удовольствием прокатилась на горных лыжах с крутого склона.

Иногда, если кто-то причиняет мне боль, то это бывает даже приятно.

Я бы с удовольствие занималась в бассейне прыжками с вышки.

Мне иногда не хочется жить.

Чтобы добить успеха в жизни, девушка должна быть сильной и уметь постоять за себя.

По-настоящему уважают только тех людей, кто вызывает у окружающих страх.

Я люблю смотреть выступления боксеров.

Я могу ударить человека, если решу, что он серьезно оскорбил меня.

Я считаю, что уступить в споре - это значит показать свою слабость.

Мне нравиться готовить и заниматься домашним хозяйством.

Если бы я могла прожить жизнь заново, то я бы хотела стать мужчиной, а не женщиной.

В детстве мне хотелось стать актрисой или певицей.

В детстве я была всегда равнодушна к игре в куклы.

Мужской вариант

1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.

2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-нибудь боевых действиях.

4. Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями.

5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастет «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни.

6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили.

7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.

8. Иногда бывает, что немного хвастаюсь.

9. Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком-истребителем.

10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.

11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.

12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни.

13. Я всегда говорю только правду.

14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это вполне нормально.

15. Даже если я злюсь, я стараюсь не прибегать к ругательствам.

16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.

17. Если бы меня обидели, то я обязательно должен отомстить.

18. Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и, где он хочет.

19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.

20. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.

21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобнее, а не там, где положено.

22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.

23. Я иногда не слушаюсь родителей.

24. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.

25. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом.

26. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.

27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

28. Иногда мне так хочется сделать себе больно.

29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

30. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.

31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсичные вещества.

32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно.

33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.

34. Правы люди, которые в жизни следуют пословице «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

35. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.

36. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.

37. Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал.

38. Бывает, что иногда я говорю неправду.

39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.

40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.

41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.

42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.

43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.

44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.

45. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки - это плохое кино.

46. Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям - это нормально.

47. Иногда я скучаю на уроках.

48. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то обязательно потребую от него извинений.

49. Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что я о нем думаю.

50. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.

51. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.

52. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.

53. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.

54. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.

55. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.

56. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.

57. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.

58. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.

59. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.

60. Мне нравится быть в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

61. Меня раздражает, когда девушки курят.

62. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.

63. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.

64. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

65. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.

66. Я смог бы своею рукою казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.

67. Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

68. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.

69. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.

70. Иногда у меня бывает такое настроение, что готов первым начать драку.

71. Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руки вещь и ломал ее.

72. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.

73. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.

74. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

75. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

76. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

77. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям - это нормально.

78. Я часто не могу сдержать свои чувства.

79. Бывало, что я опаздывал на уроки.

80. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.

81. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

82. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.

83. Иногда случалось, что я не выполнял школьные домашние задания.

84. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.

85. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

86. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.

87. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.

88. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.

89. Иногда я бываю так раздражен, что стучу по столу кулаком.

90. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.

91. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью, и не повлечет наказания.

92. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.

93. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.

94. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.

95. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

96. Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу.

97. Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям

98. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты