|
Отношения мать-дитя
p align="left">Ребенок постоянно нуждается во взрослом человеке. Только благодаря постоянной помощи близких взрослых ребенок может выжить в тот период, когда он не в состоянии самостоятельно удовлетворить свои потребности.7. Нарушение отношений матери и ребенкаЭмоциональное неблагополучие ребенка и его причины. Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка.Разлука матери и ребенка. Хотя Боулби интересовался "неспособностью выработать импринтинг", еще больше его интересовали случаи, когда у ребенка формировалась привязанность к близкому человеку (матери или опекуну), а затем он страдал от разлучения. Перелом во взглядах на такие ситуации был вызван научным фильмом, снятом коллегой Боулби Джеймсом Робертсоном в 1952 году. Фильм запечатлел 8-дневную госпитализацию Лоры, нормальной 2-летней девочки. Как было принято в то время, посещения Лоры членами ее семьи были ограничены, и страдания маленькой девочки произвели глубокое впечатление на всех, кто смотрел фильм». Согласно Боулби и Робертсону, эффекты разлучения, как правило, протекают по следующему сценарию. Сначала дети протестуют; они плачут, кричат и отвергают все виды заботы, предлагаемой взамен. Далее они проходят через период отчаяния; они затихают, уходят в себя, становятся пассивными и, по-видимому, находятся в состоянии глубокой печали. Наконец, наступает стадия отчужденности. В этот период ребенок более оживлен и может принять заботу медсестер и других людей. Больничный персонал может посчитать, что ребенок поправляется. Однако не все так хорошо. Когда мать возвращается, ребенок не хочет ее признавать: он отворачивается и, по-видимому, потерял к ней всякий интерес. К счастью, большинство детей восстанавливают свою связь с матерью спустя какое-то время. Но бывают и исключения. Если разлучение было продолжительным, и если ребенок лишился других опекунов (например, медсестер), он может утратить доверие ко всем людям. Результатом в этом случае также становится "личность, лишенная любви", человек, который перестает по-настоящему заботиться об окружающих. Исследования показали, что дефицит общения в этот период сказываются отрицательно, так после второй мировой войны в психологию вошло понятие “госпитализм”, с помощью которого описывали психическое развитие детей, потерявших родителей и оказавшихся в больницах или детских домах. Многие исследователи отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывают значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.Французский психолог Рене Спитц изучал детей в домах ребенка и в хороших ясельных учреждениях с большим количеством обслуживающего персонала. Дети из домов ребенка сильно отставали в психическом развитии. Несмотря на то, что уход, питание и гигиенические условия в этих учреждениях были хорошими, процент смертности был очень большим. К 2 годам многие из них умерли от госпитализма. Большинство же из уцелевших в 4-летнем возрасте детей, не умели ходить, одеваться, есть ложкой, самостоятельно справлять нужду, говорить, отставали в росте и весе. Ясельные дети развивались нормально. Оказалось, что самый опасный и уязвимый возраст - от 6 до 12 месяцев. В это время ребенка ни в коем случае нельзя лишать общения с матерью. А если уж иначе нельзя, надо заменить мать другим человеком.Хуже всего то, что ребенка, заболевшего тяжелой формой госпитализма, нельзя вылечить до конца. Рана, нанесенная личности, заживает, но оставляет след на всю жизнь. Американский психолог Берес исследовал личности 38 взрослых людей, которые в детстве болели госпитализмом. Только семеро из них смогли хорошо приспособиться к жизни, и были обычными нормальными людьми; остальные обладали разными психическими дефектами.Также существует такое нарушение, как синдром внезапной смерти младенца. СВСМ определяют как внезапную смерть внешне здорового младенца или ребенка, при которой посмертное вскрытие не позволяет выяснить причину летального исхода. В течении многих лет исследователи пытались найти причину таких смертей. У них были разные предположения. Были выяснены обстоятельства, обычно способствующие этому явлению. Риск СВСМ повышается, если мать болеет во время беременности или если не получает дородового медицинского ухода. Причиной может послужить курение, алкоголь, наркотики, принимаемые будущей матерью. Также риск СВСМ резко увеличивается в результате жесткого обращения матери (и других членов семьи) к ребенку, его заброшенности. Высокая вероятность того, что во многих случаях СВСМ скрываются последствия неправильного и безответственного обращения с ребенком, преступного обращения к нему и просто, отсутствие внимания к малышу и отсутствие близкого, теплого контакта с ним. Выделяют еще множество возможных причин СВСМ. Поэтому исследователи считают, что за его проявление ответственна группа взаимосвязанных, а может и независимых друг от друга факторов, в том числе и отношения родителей к детям. Аномалии в психическом и нравственном развитии ребенка, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только их. Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных, сопутствующих социальных явлений, которые нередко становятся причиной самой конфликтности либо действуют на нее в качестве катализаторов (отрицательные ориентации родителей, их низкая духовная культура, эгоизм, пьянство и т.п.). Считается, что конфликтная атмосфера семьи способна неблагоприятно влиять на ребенка уже в перинатальном периоде его развития. Волнение матери как следствие стрессовой ситуации вызывает повышение кислотности крови, что оказывает разрушающее действие на плод. Эмоциональное состояние матери остро воспринимают дети любого возраста. Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет с отклонением от нормы. В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, которые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей - отца и матери. Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психическим травмам. В семьях с ненормальными отношениями супругов более чем в два раза чаще встречаются дети с аномалиями психики. У лиц, воспитывавшихся в семьях, где родители конфликтовали между собой, заметно возрастает массивность невротических реакций. Духовное развитие ребенка во многом зависит от контактов, которые устанавливаются между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер. Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.п. Им свойственно более адекватное осознание образа "Я", его целостность, а следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников. В семье с авторитарным отношением родителей к детям формирование названных качеств затрудняется и искажается. Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими. Отношение родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений. Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми. Это может послужить причиной социальной дезадаптации ребенка. Формирование личности ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье (семейных отношений, структуры и численности семьи, примера родителей и т.д.), так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. Воспитание активизирует процесс освоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьезное влияние на его способности к восприятию стихийных воздействий окружающей Среды, стимулирует усвоение положительного примера. II. Практическая часть Основу любой науки составляет изучение фактов. Те способы, при помощи которых добываются, вытесняются факты, называются методами науки. Методы каждой науки зависят от ее предмета - оттого, что она изучает. Методы детской психологии - это способы выяснения фактов, характеризующих психического развития ребенка. Казалось бы, эти факты окружают нас со всех сторон. Каждая мать, каждый воспитатель следит за развитием детей и может рассказать, как происходит это развитие, привести множество примеров. Но в обыденных впечатлениях главное смешивается с второстепенным, домыслы и догадки - с действительными фактами. Наука между тем нуждается в достоверных и объективных фактах, таких, которые не зависят от личного впечатления наблюдателя и могут быть проверены - получены заново любым другим исследователем. Детская психология изучает психическое развитие детей. Факты, относящиеся к развитию, можно получать, только сравнивая между собой особенности детей. Это можно сделать двумя способами: либо длительно изучать особенности одних и тех же детей и фиксировать возникающие изменения, либо изучать большое количество детей одного или разного возраста и выяснять, чем одни дети отличаются от других. В данной курсовой работе описаны методики, позволяющие выявить межличностные отношения ребенка с окружающими - это методика цветовой социометрии, детский апперцептивный тест, позволяющий судить о склонностях и интересах ребенка, анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительских отношений. 1. Метод «Цветовая социометрия» Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими. Подготовка: Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5 и 5 рядов-квадратов), которая состоит из 13 цветовых и 12 белых квадратов в следующем порядке: 1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты; 2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый; 3-й: синий, белый, красный, белый, синий; 4-й -- как второй; 5-й -- как первый. Подготовить цветные фишки красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов. Каждого -- по 3. Инструкция (дается по ходу выполнения задания): 1. «Выбери цвет, который больше всего нравится, и помести фишку на красном квадрате. 2. Выбери цвета для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми близкими (ты их любишь, они любят тебя), и помести фишки на синих квадратиках. 3. Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи соответствующие фишки на зеленые квадраты. 4. Выбери цвета людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе боль; ты их боишься и т. д.), и помести фишки соответствующего цвета на черные квадраты». Примечания: Не все квадраты могут быть заполнены. Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут быть обозначены несколько человек. Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах. Протокол Фамилия, имя ребенка……………………… Возраст………………………………………... |
Отношения | Выбор цвета | Имя (кто обозначен) | Высказывания ребенка | Результат | | К себе | | | | | | Явно предпочтительные: 1 2 3 4 | | | | | | Предпочтительные: 1 2 3 4 | | | | | | Антипатии 1 2 3 4 | | | | | | |
Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия» В таблице (см. Приложение) рассматриваются следующие типы отношений: 1 -- отношение ребенка к самому себе, самовосприятие; -- явно предпочтительные, характеризующиеся согласованностью; -- предпочтительные, но несколько противоречивые, нестабильные; -- ребенок испытывает антипатию, конфликтные отношения. 2. Детский апперцептивный тест (ДАТ) История ДАТ Оригинальная идея ДАТ была разработана Эрнстом Крисом при обсуждении теоретических проблем проекции в тематическом апперцептивном тесте (ТАТ). Доктор Крис обратил внимание на то, что дети гораздо охотнее идентифицируют себя с животными, чем с людьми. Этот факт был известен еще З. Фрейду и описан им в истории с маленьким Гансом «Сексуальность пятилетнего ребенка». Названные авторы после годичного обсуждения всех проблем выделили определенное число типичных ситуаций для детей, которые могут раскрыть динамику детских проблем. Известно, что ТАТ -- прекрасный тест для взрослых, однако он не может всецело выявить потребности маленьких детей, но Симондс не рекомендовал использовать ТАТ и для юношеского возраста, поэтому был разработан ДАТ для работы с детьми 2, 3-летнего, и, возможно, до 10-летнего возраста. Виолет Рамонт, художник-иллюстратор детских книг, согласилась нарисовать рисунки, соответствующие предположениям, прибавив несколько своих, понравившихся ей. Затем эти рисунки были отработаны несколькими психологами-практиками, неоднократно применявшими другие проективные методики. После этого тест дорабатывался уже на основе практических данных. Цель теста Тематический апперцептивный тест (ТАТ) позволяет судить о склонностях, интересах ребенка и нередко выявляет болезненные состояния психики. ДАТ содержит 10 рисунков (см. Приложение), изображающих животных в различных ситуациях. Он может быть использован для детей обоего пола, предпочтительнее с 2, 3--10 лет. После обоснования ребенком карточки разделяются по отделам, согласно «Руководству». Сообщения записываются полностью и потом анализируются согласно «интерпретации». ДАТ -- проективный или апперцептивный метод, т. е. метод исследования личности путем изучения незначительных индивидуальных различий в восприятии стандартных стимулов. Тест является прямой модификацией тематического апперцептивного теста Генриха Моррея. ДАТ был разработан для облегчения понимания отношения детей к более важным фигурам и стимулам. Рисунки были разработаны для получения ответов на существующие проблемы, особенно пищевые, а также исследования вопросов соперничества, выделения отношения к родителям через восприятие детей, близкое им. Указывает о восприятии детьми родителей, об отношении к родителям как к паре, т. е. об эдиповом комплексе и его кульминации в главных сценах. Авторы предполагали возможность выделения агрессивных фантазий ребенка, принятие им мира взрослых, возможный страх одиночества ночью, возможность мастурбации, поведение в туалете и реакцию родителей на это; возможность узнать и проследить структуру личности ребенка, о динамических видах реакции и проблемах развития. Этот тест дает возможность не только диагностировать отклонения, например, плохое поведение, трудности в общении, но и понять некоторые причины их появления. Однако у теста есть недостатки, главный из которых -- отсутствие объективного ключа, дающего возможность интерпретации полученных результатов. Руководство Тест проводится в виде игры, при соблюдении всех основных требований тестирования. Инструкция (экспериментатор вначале предлагает игру): Посмотри на эту картинку. Расскажи, пожалуйста, о том, что здесь происходит. В процессе рассказа ребенка просят рассказать по картинкам: что там происходит, что сейчас делают звери, что было вначале, что будет потом, кто из героев ему больше нравится, а кто нет. Допустимы перерывы, остановки, уточняющие вопросы и поощрения. После всех рассказанных историй кто-то может просмотреть каждую картинку для более тщательного анализа тех или иных специфических моментов. Например, почему кто-то получил определенное имя, название местности, возраст и т. д. Можно задать вопросы, не по теме рассказа. Все замечания и поощрения должны быть отмечены по каждой рассказанной истории. Трудности могут также возникнуть, если ребенок захочет рассказать какую-либо историю экспериментатору, необходимо выслушать и «вернуть» испытуемого к рисункам. В процессе исследования необходимо убирать все рисунки, за исключением того, который дали ребенку, так как маленькие дети имеют склонность играть со всеми рисунками сразу, выбирая их из рассказа наугад. Рисунки нужно пронумеровать в особой последовательности. Если ребенок утомляется, или, возможно, имеет некоторые особенности, например, связанные с беспокойством, можно ограничиться только несколькими карточками, которые помогут выявить изучаемые свойства. Таким образом, ребенок, у которого возникают трудности в сотрудничестве с экспериментатором, должен получить карточки 1 и 4. Стимульный материал 11 картинок, на которых изображены животные в различных ситуациях, достаточно знакомых и понятных детям. Картинки нарисованы так, чтобы дать детям возможность различной интерпретации изображенной ситуации. Описание и типичные ответы к картинкам Рисунок 1. Цыплята сидят вокруг стола с большой кастрюлей супа. Напротив сидит слабо прорисованная большая курица. Ответы вращаются вокруг еды. Темы соперничества выступают в сюжетах о том, кто получит больше, кто ведет себя хорошо и кто плохо и т. п. Пища рассматривается как награда или, наоборот, как наказание, основная пищевая проблема связана с удовлетворением или фрустрацией. Рисунок 2. Один медведь держит канат с одной стороны, а с другой стороны канат держат медведь с медвежонком. Интересно выяснить, как испытуемый идентифицирует себя с медвежонком, который сотрудничает с взрослым медведем, кто из них папа и мама. Это может рассматриваться как серьезная борьба в сочетании со страхом, агрессивностью и тревожностью самого ребенка. Кроме того, этот рисунок может рассматриваться и как игра (например, перетягивание каната). Иногда веревка сама может быть сигналом: обрывание веревки -- падение ребенка, обуславливающее возникновение страха. Рисунок 3. Лев с трубкой и тростью, сидящий на стуле. В правом нижнем углу нарисована мышка возле дырки в полу. Это обычно рассматривается как фигура отца, снаряженного такими символами, как трубка и трость. Более того, они могут рассматриваться как инструменты агрессии или могут быть истолкованы как отцовская фигура, которой никто не боится. Это обычно оборонительный процесс. Если лев представлен как сильная родительская фигура, необходимо выяснить у ребенка, когда он милостив, а когда -- опасно властен. Мышка рассматривается детьми с большим интересом и часто берется в качестве идентификации. В этом случае мышка может быть, благодаря своей хитрости, представлена более властной. Иногда мышка может быть полностью во власти льва. Некоторые дети идентифицируют себя со львом, а некоторые -- идентифицируют себя то с одним, то с другим героем несколько раз, вызывая тем самым путаницу. Рисунок 4. Кенгуру со шляпкой в руках, несущая корзинку с бутылкой молока, а в ее кармане -- кенгуренок с воздушным шариком; на велосипеде -- кенгуренок постарше. Это обычная тема соперничества, отношения к братьям и сестрам или некоторая аналогия с происхождением детей. Если ребенок правильно рассказывает о содержании рисунка, можно говорить о том, что формирование соответствующего качества личности идет без отклонений. В обоих случаях и отношение к маме часто является важной особенностью. Иногда ребенок постарше идентифицирует себя с тем, кто сидит у мамы в сумке, что истолковывается как желание стать вновь ближе к маме. С другой стороны, младший ребенок может идентифицировать себя со старшим кенгуренком, что объясняется его желанием быть независимым и доминирующим. Корзина может дать возможность развивать тему еды. Тема бегства от опасности также может появиться. Данный рисунок может дать материал для изучения бессознательного страха в сфере отношений между папой и мамой, секса, беременности и т. д. В рассказе дети, испытывающие ревность к брату или сестре, подчеркивают разницу в положении младшего и старшего кенгурят. При этом старшие дети могут сказать о том, что маленького везут, а старшему приходится ехать самому, хотя он очень устал. Младшие же в этой ситуации говорят о том, что у старшего есть велосипед, на котором он едет, а у маленького его нет. В случае отказа от ответа можно говорить о вытесненной ревности, которая может служить причиной невротизации ребенка, его упрямства или агрессии. Рисунок 5. Затемненная комната с большой кроватью в глубине, на полу -- детская кровать с двумя маленькими медвежатами. В данной ситуации рассматриваются в основном следующие вариации сцен: ребенок касается того, что происходит между родителями в постели. Рассказы детей хорошо отражают распределение ролей, конфузы и эмоциональные реакции детей. Двое детей в кроватке предоставлены сами себе для взаимного манипулирования и взаимного изучения. Рисунок 6. Темная пещера с двумя смутно очерченными медвежьими фигурами на заднем плане; маленький медвежонок лежит на переднем плане. Этот рисунок изображает первобытных людей. Он используется вместе с рисунком 5. Было установлено, что рисунок 6 дополняет ответы предыдущего рисунка. Здесь могут проявиться проблемы мастурбации во время сна. Рисунок 7. Разъяренный тигр с поднятой лапой и обнаженными когтями и клыками, прыгающий на обезьяну, которая пытается спастись. Здесь представлен страх перед агрессивностью и его разновидности. Часто очевидной становится степень тревожности ребенка. Она может быть такой большой, что займет главное место при восприятии рисунка. Здесь тигр -- символ агрессии. Рисунок 8. Две взрослые обезьяны сидят на софе и пьют из чашек. Одна взрослая обезьяна сидит на первом плане с маленькой обезьянкой и разговаривает с ней. Здесь изображена одна из наиболее часто встречающихся в семье ситуаций. Детьми рисунок воспринимается и интерпретируется как взаимоотношения в семье с папой, мамой и другими членами семьи. Чашка чая, очевидно, будет давать возможность вести речь о еде. Дети, страдающие от холодности взрослых, в рассказе подчеркивают, что взрослые говорят о своих делах, не обращая на них внимания. Подчеркивается также, что одна из обезьян ругает маленькую обезьянку за какой-то проступок. Демонстративные дети видят в этой ситуации желание взрослых посмотреть на ребенка, и одна из обезьянок, по их мнению, как раз и просит прочитать стихотворение (показать свои рисунки, спеть и т. д.). Рисунок 9. Затемненная комната видна сквозь открытую дверь освещенной комнаты. В затемненной комнате находится детская кроватка, в которой сидит кролик и выглядывает из дверей. Тема боязни темноты, страха остаться одному из-за ухода родителей; отмечается любопытство к тому, что происходит в соседней комнате. Рисунок 10. Щенок лежит на коленях у взрослой собаки, обе фигуры с минимально точными очертаниями: фигуры находятся на переднем плане в ванной. Рисунок приводит к рассказам на тему «преступление и наказание»; рассказывает кое-что о моральных концепциях детей. Возможно выяснение отношения к предстоящему купанию, раздеванию, мастурбации. Регрессивные тенденции в этом рисунке обнаруживаются более ясно, чем в других. Рисунок 11. Бегущие лисята. Проблема общения со сверстниками, стремление к лидерству. Поможет понять, в каких отношениях находится ребенок в группе детского сада или во дворе, конфликтен ли он, способен ли договариваться. В рассказе дети, стремящиеся к лидерству, всегда подчеркивают положительные качества бегущих впереди, идентифицируясь, иногда непосредственно, именно с ними. Тревожные дети в своих рассказах часто говорят о том, что лисята убегают от опасности, а агрессивные, наоборот, считают, что они гонятся за кем-то. Интерпретация ДАТ При интерпретации лучше придерживаться основных принципов. Апперцепция предполагает индивидуальную интерпретацию ситуации, стимулов субъектом, которая отражает индивидуальные психологические особенности ребенка и специфику его жизненного пути. Аналогии можно использовать как психотерапевтические личностные свободные ассоциации. Опорные положения Главная тема Через рассказы детей можно выявить основные тенденции их развития. Так, например, в нескольких историях может говориться о голоде главного героя, об обращении к воровству для удовлетворения своих потребностей. Однако на этом основании нельзя делать вывод о том, что ребенок голоден в буквальном смысле и думает только об удовлетворении пищевой потребности и в повседневном желании отобрать еду у других. Необходимо найти общие доминанты в модели поведения ребенка. В этом смысле необходимо говорить о теме нескольких рассказов. При анализе рассказов надо обращать внимание и на их полное несоответствие содержанию рисунка. Например, дети могут сказать о том, что тигр и обезьяна дружат и вместе пошли гулять, или о зайчике, который совсем не боится лежать один в темноте. Такие рассказы говорят о высокой тревоге или агрессии, вытесняемой из сознания ребенка. Об этом же свидетельствует и отказ от ответа, когда дети говорят о том, что они не знают, что здесь нарисовано, или что они устали. Это наиболее сложные случаи, и можно предположить, что нервное напряжение ребенка усиливается оттого, что он считает данное качество отрицательным и не хочет признавать его наличие у себя. Дети, страдающие от отчужденности, холодности родителей, часто рассказывают о наказании, одиночестве и слезах. В рассказах могут проявиться и фобии, конкретные страхи. Агрессивные, асоциальные дети также могут подчеркнуть идею о наказании, однако при этом не говорится о страхе, а в любом случае -- о нарушении правила и уходе от наказания. Главный герой Герой -- фигура, о котором идет рассказ. Он имеет сходство с испытуемым больше всего в возрасте и по полу, по взглядам на жизнь. В рассказе может быть не один герой, испытуемый может идентифицировать себя с двумя героями, или он может быть вначале одним, а потом другим. Бывает, что испытуемый идентифицирует себя с героем противоположного пола. Все это надо учитывать. Иногда участвующая фигура в самый ответственный момент рассказа может несколько раз выступать в более глубоком подавленном бессознательном отношении ко всему. Интересы, желания, способности, возможности, которыми наделяется герой, могут не соответствовать испытуемому, а являться желаемыми. Соответствие героя испытуемому отражает его силу «Я», т. е. каким он выбирает героя -- сильным или слабым. В рассказах некоторых детей присутствуют придуманные ими герои, которые прямо или косвенно регулируют поведение, например, тигра и обезьяны. Это могут быть охотники, которые убили тигра и спасли обезьяну, другие звери, родители этих зверей и т. п., в любом случае агрессия вводится в приемлемые рамки, что говорит о хорошей социализации ребенка. Однако данный тип агрессии (тревоги) все же присутствует и при неблагополучном стечении обстоятельств может привести к невротизации. Самоопределение Под самоопределением авторы подразумевают целостное принятие себя и отношение к себе. Шилдер первым описал это как представление, как образ тела в мозгу человека. Например, ребенок рассказывает о герое «какое у него некрасивое тело», а затем говорит о том, каким он хотел бы видеть свое тело, воображает себя красивым, большим, властным. Главные потребности и побуждения героя. Потребности могут быть выражены: В потребностях героя через рассказы испытуемого. В рассказе о поведении героя. В развитии потребностей героя как отражения нужд испытуемого. В описании образа жизни героя. При определении потребностей ребенка необходимо учитывать, что: Обязательно сравнение актуальной картины с клинической и изучением объективных реальных жизненных обстоятельств. Возможно проявление замещающей природы фантазии. Возможно проявление бурной фантазии или лживости ребенка. Возможность «временной игры» дошкольника. Исключение фигуры или обстоятельства Если одна или несколько фигур на рисунке исключены или проигнорированы, это может означать, что предмет или фигура либо враждебны, либо противоречивы. Концепция среды Эта концепция является комплексной, смешанной с бессознательным самовосприятием и апперцептивным искажением стимула на основе образа прошлого. Обычно 2--3 описываемых тем достаточно для определения таких качеств, как враждебность, подчиненность, доминирование, дружелюбие, боязливость и т. д. Идентификация Ребенок идентифицирует себя в семье с тем, кого уважает и кто играет позитивную роль в их взаимоотношениях. Представление фигур Необходимо рассмотреть, как ребенок видит фигуры вокруг себя, как воспринимает, как ведет себя в ситуации соперничества, соревнования, поддержке и других взаимоотношениях. При проведении диагностики личности необходимо помнить, что данные, полученные в разных тестах, необходимо сопоставлять друг с другом, а также с результатами, полученными при исследовании семейных отношений. Только совпадение результатов, полученных с использованием нескольких методик, позволяет с уверенностью сказать, что диагностика проведена, верно. 3. Анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия Прежде чем перейти к исследованию особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия, Е. И. Захарова предлагает изучить содержание блоков. В первый (воспринимающий) входят характеристики, отражающие особенности восприятия -- распознавания эмоционального состояния партнера взаимодействия. Характер реагирования родителя на то или иное состояние определяется его отношением к ребенку. Характеристики, раскрывающие это отношение, также могут быть объединены в самостоятельную группу и составить второй (отношенческий) содержательный блок. Внешние особенности поведения ребенка и родителей -- такие поведенческие проявления, являющиеся интегративными характеристиками эмоциональной стороны взаимодействия, -- составляют третий содержательный блок. Диагностический инструмент: опросник для родителей, позволяющий опосредованно выявлять степень выраженности каждой отдельной характеристики взаимодействия в каждой конкретной диаде (ОДРЭВ). Опросник содержит 66 утверждений, касающихся особенностей материнской чувствительности, отношений к ребенку и характера детско-родительского взаимодействия. Протокол |
Возраст | Пол ребенка | Ребенок в семье по старшинству | Структура семьи (полная/неполная) | | | | | | | | | | | | | | |
Инструкция: Уважаемые родители! Оцените, используя пятибалльную шкалу, справедливы ли для Вас следующие утверждения: Шкала |
5 | абсолютно верно | | 4 | скорее всего, это так | | 3 | в некоторых случаях верно | | 2 | не совсем верно | | 1 | абсолютно неверно | | |
Вопросы (см. Приложение) БЛОК «Чувствительность» Способность воспринимать состояние ребенка (утверждения 1, 23, 45, 12,34,56). Понимание причин состояния (13, 35, 57, 2, 24, 46). Способность к сопереживанию (3, 25, 47, 14, 36, 58). БЛОК «Эмоциональное принятие» Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком (15, 37, 59, 4, 26, 48). Безусловное принятие (5, 27, 49, 16, 38, 60). Отношение к себе как к родителю (17, 39, 61, б, 28, 50). Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия (7,29, 51, 18, 40, 62). БЛОК «Поведенческие проявления эмоционального взаимодействия» Стремление к телесному контакту (19, 41, 63, 8, 30, 52). Оказание эмоциональной поддержки (9, 31, 53, 20, 42, 64). Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия (21,43,65, 10,32,54). Умение воздействовать на состояние ребенка (11, 33, 55, 22, 44, 66). Каждая характеристика диагностируется с помощью 6 утверждений. Три из них (первые три, указанные в скобках) носят положительный характер. Согласие сданным утверждением -- свидетельство высоко? степени выраженности качества. Три других (вторая тройка) утверждений, указанных в скобках, носят отрицательный характер. Согласие этими утверждениями означает низкую степень выраженности качества. Степень своего согласия с предложенными утверждениями можнс выразить с помощью пятибалльной шкалы, расположенной в правой стороне листа-опросника. Таким образом, заполняющий анкету родитель шесть раз высказывает степень своего согласия с утверждениями, касающимися каждой из указанной характеристики взаимодействия. Наличие утверждений, имеющих положительную и отрицательную направленность, позволяет выявить противоречия суждения родителей и повышает достоверность полученной оценки. Для получения стандартных баллов, которыми было бы удобно характеризовать выделенные характеристики, предлагается перевести «сырые» баллы по формуле: (a+b+c-d-e-f+13)/5, где а, b, с -- оценки положительных утверждений; d, e, f -- оценки отрицательных утверждений. Знак (-) перед утверждениями d, e, f означает, что для них используется инвертированная шкала оценок: если за ответ «Абсолютно верно» для положительного утверждения дается 5 баллов, то за ответ «Абсолютно верно» для отрицательного утверждения дается один балл. Таким образом, степень выраженности каждой характеристики может измеряться в интервале от 1/5 до 5 баллов. Заключение В настоящее время очень остро стоит проблема физического и психического здоровья детей, которое зависит не только от личных особенностей ребенка, но и от того, как к малышу относятся родители и близкие люди. От того, насколько сильно он ощущает их внимание, заботу и любовь. Ребенок рождается совершенно беспомощным и беззащитным существом. И для того, чтобы он выжил в этом огромном мире - ему нужен человек, который будет рядом в трудную минуту, который всегда накормит, обогреет и приласкает. Вот почему очень важно, чтобы в период раннего развития ребенка рядом с малышом были любящие родители. В данной курсовой работе были рассмотрены такие вопросы: - особенности развития ребенка в раннем онтогенезе; - роль матери в жизни ее малыша; - влияние матери на развитие ребенка и на развитие их будущих отношений; - то, на сколько важно для ребенка быть всегда рядом с мамой; - к чему могут приводить нарушение взаимоотношений матери и ребенка, или отсутствие матери вообще. Также были рассмотрены и описаны методики исследования взаимоотношения родителей и ребенка, межличностных отношений ребенка с окружающими и определения степени его психического состояния, среди которых: - метод «Цветовой социометрии»; - детский апперцептивный тест; -анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительских взаимоотношений. Актуальность данной работы определяет сложная демографическая ситуация в современном обществе. Доля семей, количество детей в которых превышает число 3, составляет около 6% от общего количества. Количество неполных семей растет, а ребенок, выросший в неполноценной семье, с недостаточным вниманием к себе со стороны родителей, вырастает социально дезадаптированным, часто отстает в развитии, может иметь психические отклонения. А это мешает ему вести полноценный образ жизни. И задача любого «здорового» общества - не только предотвратить последствия такого воспитания, но и исключить причины его появления. Список литературы: Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М., АСТ-ПРЕСС, 1999. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. - М., 1985. - 318 с. Валлон А. Психическое развитие ребенка, М., 1968. Винникотт Д.В. «Семья и развитие личности. Мать и дитя»,2004. Винникотт Д.В. «Семья и развитие личности. Мать и дитя»,2004. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах. - М., 1986 г. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. С-Пб., 1997 г. Кулагина И.Ю., Возрастная психология, М., 1998 г. Мухина В.С. Детская психология. - М.: ООО Апрель Прогресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1999 - 352 с. Немов Р.С. Психология. - М., 1995. - 492 с. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1996. - 352 с. Популярная психология для родителей / Под ред. Спиваковской А.С. -СПб.: СОЮЗ, 1997 Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж, 2000. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». - СП.: 1999. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для сред. пед. Учеб. Заведений.- 4- е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 336 с. Филиппова Г.Г. «Психология материнства. Учебное пособие». -- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993 г. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с. Приложение Таблицы для методики «Цветовая социометрия» Синий цвет |
1 | 2 | 3 | 4 | | Жалеет себя, часто обижается на мелочи. Мечтатель, склонен к фантазированию. Миролюбивый, печальный. | Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы. | Привлекательны интересы данного лица. Дистанция в межличностных отношениях. | Почтительно- негативное отношение. Внутреннее состояние беспокойства. | | |
Желтый цвет |
1 | 2 | 3 | 4 | | Свободный от комплексов, оптимистичный, кокетливый. Предпочитает перемены ради перемен. Свои фантазии стремится воплотить в жизнь. | Значимый человек, авторитет, на которого хочется быть похожим. Стремление быть ближе к человеку. Ощущение приятного возбуждения от общения с ним. | Признание таланта и особенных, положительных черт характера. | Зависть по отношению к заслугам данного человека, и (или) легко попадает под его влияние, увлекают его интересные идеи. | | |
Зеленый цвет |
1 | 2 | 3 | 4 | | Желание самоутвердиться, понравиться окружающим. Стремление к реальному удовлетворению потребностей. Склонность к депрессии. | Ощущение спокойствия, расслабленности, удовлетворенности от общения с этим человеком. | Мечтательный человек, переоценивающий значимость отношения к себе со стороны окружающих. | Наличие страха, который служит причиной частого уединения в коллективе; неоправданные ожидания. Энергичный. | | |
Серый цвет |
1 | 2 | 3 | 4 | | Устойчивое стрессовое состояние, внутренний конфликт; стремление уйти из неблагоприятной ситуации. Нехватка эмоциональной отзывчивости со стороны окружающих. Самолюбив. Возможен страх одиночества | Признание достоинств человека, одновременно недовольство характерными особенностями: занудливостью, мелочностью, излишней опекой | Человек незаурядный, способный к плодотворной деятельности это привлекает, но отталкивает его непостоянство, изворотливость. Слабость контактов. | Угнетающе действует на окружающих. Неискренний человек. Часто его поведение демонстративное. Тревожный, ранимый | | |
Черный цвет |
1 | 2 | 3 | 4 | | Испытывает со стороны окружающих агрессию. В наличии множество необоснованных страхов. Свойственно упрямство. Любопытен. Нехватка тепла и ласки. | Контролирует и маскирует свои чувства. Озабочен отношениями с окружающими. Притягивает таинственностью, недосказанностью. Часто обещает и не выполняет. | Часто драматизирует события, видит все «в черном цвете». Если и проявляет терпимость, то за ней следует вспышка гнева. | Действует безрассудно, отрицает положительные стороны окружающих. Высокая степень агрессивности. Эгоистичность. Тревожность. | | |
Оранжевый цвет |
1 | 2 | 3 | 4 | | Оптимист. Любит быть в центре внимания, событий. Озабочен своим внешним видом. Приятный собеседник. | Клиент удивляется некоторым поступкам данного лица. Ожидание новых, благоприятных отношений. Партнер по играм и забавам. | Вызывают умиление некоторые свойства характера. Желание больше узнать о человеке, стать ближе. Неопределенное отношение. | Излишняя импульсивность, несобранность, язвительность. | | |
Фиолетовый цвет |
1 | 2 | 3 | 4 | | Стремление к спокойствию, пониманию со стороны окружающих. Незащищен от неблагоприятных эмоциональных влияний. Неустойчивое настроение. | Состояние, близкое к игнорированию данного лица: «Терплю, потому что нуждаюсь». | Болтлив. Дает множество обещаний и не выполняет их. Часто является причиной страданий ребенка. | Некритичное отношение к себе мешает адекватно оценить собственное поведение. | | |
Коричневый цвет |
1 | 2 | 3 | 4 | | Усталость, наличие множества проблем, переживание обиды, огорчения, попытка разобраться в себе. Напряженность. Стремление к уединению.Часто непонимание со стороны окружающих. | Немного флегматичен. Предпочитает покой. Стремление избавиться от проблем, но предпочитает пассивно ждать, чем активно действовать. | Стремление к четкому контролю над собой, вплоть до расписания режима, плана действия, но не доводит начатое дело до конца, активное стремление к эмоциональной разрядке. | Нетерпим к окружающим. Предъявляет завышенную требовательность к людям, часто проявляет злобу. | | |
Сиреневый цвет |
1 | 2 | 3 | 4 | | Взбалмошный, с неустойчивыми интересами. Желание произвести впечатление. | Инертный человек, не желающий каких- либо перемен в отношениях с людьми. | Нехватка психологической самостоятельности. Идеализация близких людей. | Чувство обиды, злости. Проявление безразличия, часто жестокости по отношению к окружающим. | | |
Малиновый цвет |
1 | 2 | 3 | 4 | | Стремление произвести впечатление на окружающих. Авторитарность в социальных отношениях. | Выражает жизненную силу, активность, энергичность, эмоциональность. | Стремление окружить себя «идеальными людьми». Выдвигает на первый план собственные интересы. | Драматизирует события. Рискует быть втянутым в бессмысленные «приключения». | | |
Розовый цвет |
1 | 2 | 3 | 4 | | Стремление к нежности, комфорту, роскоши. Эгоистическая направленность. Тревога из-за неудовлетворенности какой-то значимой потребности. | Проявляет интерес к данному человеку. Находит удовольствие в процессе общения с ним. | Любит, чтобы им восхищались. «Нарциссизм» | Болезненное раздражение мешает наладить близкие контакты с окружающими. | | |
Красный цвет |
1 | 2 | 3 | 4 | | Веселый, целеустремленный, склонный к активным действиям. Некоторая неуравновешенность, но с сохранением самобытности. | Олицетворение человека действия, который воплощает в жизнь идеи, увлекающие и ребенка. | Независимый, осторожный человек. Восхищение им сочетается с состраданием к его недостаткам. | Агрессивный, придирчивый, не признающий за собой недостатков. Авторитарен. Хвастлив. Стремление любыми средствами | | |
Белый цвет |
1 | 2 | 3 | 4 | | Стремление к нежности, ласке, защите, к близкому, доверительному общению. Нервный, отличается привязанностью. Проявляет чуткость, терпение. | Значимый человек, отношение к которому трепетное, хотя бывают выпады в его сторону, при этом неадекватно оценивается собственное поведение. Стремление найти у него защиту и поддержку. | Желание самых близких личных контактов. Проявление нежности, доброжелательности к людям. | Временный конфликт с этим лицом. Стремление избавиться от излишней опеки, эмоционального воздействия. | | |
Детский апперцептивный тест (ДАТ) Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 5 рисунок 6 Рисунок 7 Рисунок 8 Рисунок 9 Рисунок 10 Рисунок 11 Вопросы к анкете исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительских взаимоотношений Вопросы анкеты Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен. Когда мой ребенок обижается, то невозможно понять пока кой причине. Когда моему ребенку больно, мне кажется, я тоже чувствую боль. Мне часто бывает стыдно за моего ребенка. Чтобы ни сделал мой ребенок, я буду любить его, Воспитание ребенка - сложная проблема для меня. Я редко повышаю голос. Если часто обнимать и целовать ребенка, можно заласкать его и испортить. Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы. Плохое настроение моего ребенка не может быть оправданием его непослушания. Я легко могу успокоить моего ребенка. Чувства моего ребенка для меня загадка. Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду. Часто я не могу разделить радость моего ребенка. Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь и нежность, даже если он «плохо ведет себя». Я много хотел (а) изменить в своем ребенке. Мне нравится быть матерью (отцом). Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования. Я часто глажу моего ребенка по голове. Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться с этим самостоятельно. Я жду, пока ребенок успокоится, чтобы объяснить ему, что он не прав. Если мой ребенок разбаловался, я уже не могу его остановить. Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям. Часто я не могу понять, почему мой ребенок плачет. Мое настроение часто зависит от настроения моего ребенка. Мой ребенок часто делает вещи, которые сильно мне досаждают. Ничто не мешает мне любить своего ребенка. Я чувствую, что задача воспитания слишком сложна для меня. Мы с моим ребенком приятно проводим время. Я испытываю раздражение, когда мой ребенок буквально «липнет» ко мне. Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старания и достижения. Даже когда ребенок устал, он должен довести дело до конца. У меня получается настроить ребенка на серьезные занятия. Часто мой ребенок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует. Я всегда понимаю, почему мой ребенок расстроен. Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут испортить его. Я чувствую, что мой ребенок любит меня. Меня удручает, что мой ребенок растет совсем не таким, каким мне хотелось бы. Я верю, что могу справиться с большинством ситуаций и проблем в воспитании моего ребенка. Часто у нас с ребенком возникает взаимное недовольство. Мне часто хочется взять ребенка на руки. Я не поощряю незначительные успехи ребенка, это может из баловать его. Бесполезно требовать что-то от ребенка, когда он устал. Я не в силах изменить плохое настроение ребенка. Мне достаточно только посмотреть на ребенка, чтобы почувствовать его настроение. Часто радость ребенка кажется мне безразличной. Я легко заражаюсь весельем моего ребенка. Я очень устаю от общения со своим ребенком. Я много прощаю своему ребенку из-за любви к нему. Я нахожу, что я гораздо менее способна хорошо заботиться о своем ребенке, чем я ожидала. У меня часто возникают спокойные, теплые отношения с моим ребенком. Я редко сажаю ребенка к себе на колени. Я часто хвалю своего ребенка. Я никогда не нарушаю распорядок дня ребенка. Когда мой ребенок устал, я могу переключить его на более спокойное занятие. Мне тяжело понять желания моего ребенка. Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребенка. Иногда я не понимаю, как ребенок может расстраиваться по таким пустякам. Я получаю удовольствие от общения с ребенком. Не всегда легко принять моего ребенка таким, какой он есть. Мне удается научить ребенка, что и как делать. Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой. Мой ребенок любит ко мне прижиматься. Я часто бываю строгой со своим ребенком. Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок «не в духе». Когда ребенок расстроен и ему трудно успокоиться, мне бывает трудно помочь ему.
Страницы: 1, 2
|
|