|
Построение межличностных отношений в юношеском возрасте
птимальные межличностные отношения являются залогом полноценного формирования у человека психических процессов, психических свойств и функций, а также развития личности в целом.Межличностные отношения развиваются на протяжении всего периода детства и юности; на каждом этапе развития они обладают рядом характерных свойств, присущих определенному возрасту.В юношеском возрасте складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая - со сверстниками. Выполняя одну и ту же общую социализирующую цель, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и регулирующим их нормам.Для молодых людей большую значимость приобретают отношения со сверстниками, так как у них явно прослеживается стремление к самостоятельности, самовыражению, равнопартнерским отношениям. Это стремление, свои актуальные интересы и потребности ребенок может удовлетворить в полной мере только в общении со сверстниками, в процессе межличностных отношений с ними.Оптимальный уровень межличностных отношений юношей и девушек возможен при условии благоприятного психологического климата в коллективе, который во многом зависит так же от стиля педагогического руководства и стиля педагогического общения.Глава 2. Эмпирическое исследование влияния межличностных отношений на психологический климат в группе2.1 Организация и методика исследованияПсихологические исследования были проведены на базе 3 курса Ростовского педагогического колледжа (специальность - социальный педагог). В группе 15 студентов, в исследовании принимало участие все 15 человек, из них 7 юношей и 8 девушек, в возрасте от 18-20 лет.Теперь перейдем к обоснованию методического инструментария и более подробно остановимся на описании методик, используемых в нашем исследовании для изучения межличностных отношений:1) Методика социометрического измерения - основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Внедрение этого метода в исследовании психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др.Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования, а также позволяет изучить структурный аспект коллектива. Например, структуры лидерства, популярности, отверженности. Социометрический метод позволяет выразить отношения в коллективе в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии коллектива. Поэтому этот метод нашел применение в нашем исследовании.2) Методика диагностики межличностных отношений - создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 году. Выбор данной методики связан с тем, что используя ее в нашем эксперименте мы можем выявить преобладающие типы отношений к молодым людям и увидеть как они меняются в коллективе в процессе развития группы. Эта методика получила применение в исследовании взаимоотношений в студенческих коллективах.2.2 СоциометрияМы использовали параметрический метод, который ограничивает количество выборов, делаемых каждым студентом. Для нашей группы, состоящей из 15 человек, каждому члену группы предложено сделать по 3 позитивных и 3 негативных выбора. Нами избран критерий совместного времяпрепровождения. Социометрическая карточка выглядит следующим образом: |
С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход? (назови 3 фамилии) | | ______________________________________________________ | | ______________________________________________________ | | ______________________________________________________ | | | | С кем из своей группы ты НЕ пошел бы в многодневный туристический поход? (назови 3 фамилии) | | _____________________________________________________ | | _____________________________________________________ | | _____________________________________________________ | | |
Перед началом опроса со студентами был проведен инструктаж, в ходе которого было дано объяснение цели исследования, важности его результатов для группы, порядка выполнения задания (на каждый вопрос - 3 ответа). Была подчеркнута необходимость быть искренними. Исследователь при этом гарантировал тайну индивидуальных ответов. По данным исследования рассчитывались 2 социометрических индекса: индекс социометрического статуса и индекс групповой сплоченности. Они рассчитываются по формулам: Индекс социометрического статуса, отражающий меру влияния на жизнь группы, рассчитан по формуле, приводится в Таблице 1. Индекс групповой сплоченности рассчитывается по формуле, отражающий разделенность совместной деятельности и эмоциональные привязанности членов группы, рассчитывается по формуле, где - взаимность в группе по результатам положительных выборов, - положительная взаимная связь в группе, N - число членов группы, К - максимальное число положительных выборов, которое может сделать каждый член группы. Появление в знаменателе (N - 1) означает, что возможное число положительных выборов, могущих стать взаимными рассчитывается для "парного", четного числа членов. Очевидно, что нечетное число членов группы при нечетном допуске количества выборов заставляет уменьшать при расчетах общее число членов на 1.3 из возможных 45 положительных выборов никогда не станут в данном случае взаимными. В числителе располагается число наличных взаимных положительных выборов в количестве 6. (Таблица 2.1 Социометрическая матрица). Таким образом, индекс групповой сплоченности будет равен: Интерпретация результатов и выводы. Рассмотрим последовательно полученные данные. О положении в системе межличностных отношений в группе свидетельствуют индивидуальные социометрические индексы статусов членов группы. Каждый член группы в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией. В то же время, каждый член группы, являясь частью целого, своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Личность может влиять на других двояко - положительно и отрицательно. Поэтому статус может быть положительным и отрицательным. В нашем исследовании показатели статусов следующие (см. так же Приложение 2): |
Попов | +0,78 | | Лунева | +0,57 | | Пастухова, Стручалин | По +0,07 | | Иванова, Альмухамедов | По 0 | | Красноперова, Кондратьева | По -0,07 | | Шефатова, Мельникова, Данилов, Петров | По -0,15 | | Голтвин, Тепикин | По - 0,21 | | Кобцева | -0,28 | | |
Очевидно, что наибольшим статусом и влиянием в группе обладает Попов И., а также Лунева А., а наименьшим - Кобцева В. Это свидетельствует о том, что наиболее благополучными в общении являются Попов и Лунева, наименее Кобцева. Большое число отрицательных показателей статуса свидетельствует о том, что молодые люди слабо включены в процесс совместной деятельности, до некоторой степени несерьезно относятся к происходящему в группе, часто мешают ее деятельности. Одновременно процесс интеграции группы происходит вокруг двух сильных лидеров - Попова и Луневой. Анализ выборов, отраженных в социоматрице и социометрической "мишени" позитивных выборов, позволяет сделать вывод, что достаточно независимо функционирует группа юношей и группа девушек. Основу "мужской" подгруппы составляет Попов, Альмухамедов, Стручалин. А основу "женской" - Лунева, Красноперова и Иванова. Это отчасти подтверждается взаимными негативными выборами, когда девочки выбирают мальчиков и наоборот. 9 15 7 12 1 2 11 10 3 спл=0,28 5 14 6 4 13 8 На "социометрической мишени" во внутреннем круге расположены лидеры, в следующем круге - молодые люди, имеющие положительный статус (согласно социометрической матрице), в следующем круге - молодые люди с нулевым статусом, во внешнем круге - с отрицательным статусом. Анализ "мишени" предоставляет возможность выявить безусловного лидера, к которому "стекаются" все позитивные выборы. Это Попов. Интерпретируя индекс групповой сплоченности, можно отметить, что его величина (0,28) свидетельствует о: недостаточной зрелости группы; о том, что взаимоотношения членов группы слабо опосредованы совместной деятельностью; предположительно, юноши и девушки могут иметь трудно совместимые жизненные ценности; переживания отдельных членов группы редко даны другим как мотивы деятельности; Подводя черту под всем вышеизложенным, сделаем следующие выводы: Межличностные отношения в группе проявляются, прежде всего, в атмосфере группы, ее психологическом климате; Межличностные отношения разворачиваются как процессы коммуницирования, межличностного восприятия и взаимодействия; Возможности развития коллектива, повышение уровня его развития, зрелости возможны через действия педагога, организатора, педагогическими действиями совмещающего формальную и неформальную структуру группы; Исследование взаимоотношений студентов в группе показало, что группа, образованная молодыми людьми развита по типу ассоциации, что свидетельствует о невысоком уровне развития в ней совместной деятельности; В объединении достаточно четко выделяется группа девушек и группа юношей, каждая со своим лидером; Ценность каждого участника объединения не до конца раскрыта. Об этом свидетельствуют отрицательные социометрические статусы; Позитивные взаимоотношения молодых людей можно развивать, используя методику формирования позитивного психологического климата в коллективе. 2.2 Методика диагностики межличностных отношений Т. ЛириПри исследовании межличностных отношений в студенческой группе, нам необходимо было выявить преобладающий тип отношений к молодым людям. Этот результат был получен с помощью методики Т. Лири. В ходе ее проведения использовалась следующая инструкция: "Поставить знак "+" против тех определений, которые соответствуют представлению о себе. если нет полной уверенности знак "+" не ставить". Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения.Мы провели данный опросник в группе студентов, колличество испытуемых 15. Результаты проведенной диагностики (Приложении 2).Типы возможных отношений: |
1 - Авторитарный | 3 - Агрессивный | 5 - Подчиняемый | 7 - Дружелюбный | | 2 - Эгоистичный | 4 Подозрительный | 6 - Зависимый | 8 - Альтруистический | | |
По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие. Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + II - IV - VI) Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI) Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль, который помогает определить преобладающий тип отношений каждого молодого человека в группе. Рис.1 Далее мы определяем основной фактор преобладающий в группе. Для этого мы используем результаты подсчетов и диаграмму (рис.1), на которой видно, что пеобладающим фактором в группе становится дружелюбие, так как большая часть баллов является положительной, это видно на диаграмме. Интерпретация результатов и выводы. Рассмотрим последовательно полученные данные. Каждый испытуемый набрал разное количество баллов по определенным типам отношений. На основе этих результатов мы нашли среднее значение по 8 типам отношений и начертили условную схему в виде, разделенного на секторы и отметили на нем эти величины. (см. Приложение 3) Тем самым мы показали взаимосвязь двух переменных: доминирование - подчинение, дружелюбие - враждебность и выявили преобладающий тип отношений у каждого студента. Согласно результатам исследования, в группе преобладает фактор-дружелюбие. Это говорит о том, что межличностные отношения в группе являются положительными, степень разобщенности низкая, это положительно отражается на общем социально-психологическом климате группы. Преобладающие типы отношений - дружелюбный, то есть лояльное отношение ко всем, ориентирован на принятие и социальное одобрение; зависимый тип - неуверенный, стеснительный. Так же наблюдаются такие типы отношений, как авторитарный, подчиняемый, что может помешать благоприятному психологическому климату группы, так как студенты с данными типами отношений отрицательно влияют на межличностные отношения в группе, могут провоцировать конфликты, подчинять себе других, быть диктаторами. (см. Приложение 3) Полное отсутствие таких типов отношений между студентами, как эгоистический, агрессивный, подозрительный, говорит нам о том, что межличностные отношения в группе положительно налажены, преобладает дружба, доверие, понимание, поддержка, нет агрессии, конфликтности, что способствует формированию положительного социально-психологического климата в группе. 2.3 Результаты и их обсуждениеСогласно результатам проведенных исследований - социометрии и методики Т. Лири, интерпретации и анализу результатов, можно сделать вывод о степени сплоченности-разобщенности в группе молодых людей и ее психологическом климате. Результаты социометрического исследования показали, что в группе есть явные лидеры и явные отвергнутые, и тем не менее большинство молодых людей являются в данном коллективе принятыми и предпочитаемыми, кроме того уровень сплоченности составляет 0,28, это свидетельствует о хороших взаимооношениях в группе и средней сплоченности, ближе к высоким показателям - тенденция к еще более сплоченному коллективу. Согласно исследованиям, группа делится на подгруппы: группа мальчиков со своим лидером и группа девочек, так же со своим лидером. Данное разделение может привести к неблагоприятному психологическому климату в группе, так как нет взаимолидерства между противоположными по полу подгруппами. Данную неблагоприятную тенденцию можно предотвратить с помощью каких-либо совместных молодежных, студенческих мероприятий, где юноши и девушки были бы в одной команде, помогали друг другу, общались все вместе, больше совместной деятельности для повышения уровня сплоченности.Результаты исследований по методике Т. Лири показали, что согласно результатам исследования (Приложение 4), в группе преобладает фактор-дружелюбие. Это говорит о том, что межличностные отношения в группе являются положительными, степень разобщенности низкая, это положительно отражается на общем социально-психологическом климате группы. Преобладающий тип отношений - дружелюбный, то есть лояльное отношение ко всем, ориентирован на принятие и социальное одобрение;Уровень межличностных отношений в данной группе молодых людей находится на среднем уровне с тенденцией к повышению. Благодаря проведенным исследованиям, мы выявили, что социально-психологический климат в группе положителен, и это благодаря тому, что межличностные отношения строятся на взаимопонимании, взаимоподдержке, дружелюбии, чему свидетельствуют полученные результаты социометрии и методики Т. Лири. Чем выше уровень сплоченности в коллективе, чем больше положительных социальных статусов и дружелюбнее отношения между молодыми людьми, тем лучше, благоприятнее социально-психологический климат в группе. ЗаключениеВ соответствии с проанализированной литературой, были изучены основные особенности построения межличностных отношений в юношеском возрасте. В основной части курсовой работы были проанализированы теоретические исследования юношеского возраста, получены общие сведения о юношеском возрасте, структуре межличностных отношений и социально-психологическом климате в юношеском коллективе.Теоретический анализ литературы по проблеме построения межличностных отношений в юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы:Юность - это возраст от 16-17 лет (ранняя) до 22-23 лет (поздняя);Потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл, - одна из важнейших потребностей личности в юношеском возрасте;Дружба - важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста.Юность - решающий этап становления Я-концепции, идентичности, самосознания, мировоззрения и самоопределения. Именно в юности происходит становление человека как личности;Одним из значимых проявлений межличностных отношений в коллективе является его социально-психологический климат.В эмпирической части данной работы мы провели изучение структуры межличностных отношений в группе студентов, с целью выявления зависимости социально-психологического климата в коллективе от уровня межличностных отношений между молодыми людьми.В результате проведенного экспериментального исследования и анализа полученных данных, мы обнаружили, что построение межличностных отношений, их уровень, является важным фактором психологического климата в студенческом (молодежном) коллективе, что подтверждает нашу гипотезу. Так, согласно многоуровневой структуре межличностных отношений Петровского, для благоприятного социально-психологического климата важны две последние ее ступени - вторая страта, где локализируются характеристики межличностных отношений, опосредствованных содержанием совместной деятельности и поверхностный слой межличностных отношений, который предлагает наличие связей (главным образом эмоциональных), по отношению к которым ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредствующего личные контакты членов группы.Если хоть одна ступень неблагоприятна, то система межличностных отношений в коллективе меняется в отрицательную сторону, соответственно психологический климат становится неблагоприятным. Чтобы подобного не произошло, необходимо улучшать межличностные отношения между молодыми людьми разными способами: совместной деятельностью, совместным отдыхом, какими-либо общими мероприятиями и проектами, которые были бы интересны всем без исключения. Благодаря такой деятельности улучшатся межличностные отношения в группе и соответственно весь социально-психологический климат. Важную роль в улучении климата может сыграть преподаватель или классный руководитель, а так же лидер группы. Они могут выступать, как сплотители группы, проводя какую-либо деятельность в группе.Список используемой литературы1. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии, 1991, №3;2. Андреева Г.М. Социальная психология. - Режим доступа: www.myword.ru;3. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 1983;5. Бодалев А. А Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.6. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. - М., 1996;7. Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. М., 1984;8. Донцов А.И. О понятии группы в социальной психологии // Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая - М, 2003;9. Дубовская Е.М., Тихомандрицкая О.А. О стратегиях работы психолога в школе // Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая - М, 2003;10. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М., 2000;11. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 255с.12. Кон И.С. Какими они себя видят? М., 1975.13. Кон И.С. Открытие “Я”. М., 1978.14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2004.15. Майерс Д. Социальная психология. - СПб, 1998;16. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М., 1981;17. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. - М, - 1999. - С.52.18. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М., 2003, Кн.1;19. Основы конструктивного общения / сост. Т.Г. Григорьева и Т.П. Усольцева. - М., Новосибирск, 1997;20. Практическая психодиагностика / сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 1998;21. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М.: Политиздат, 198222. Социальная психология / под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. - М., 1975;23. Социальная психология малой группы / под ред. Р.Л. Кричевского и Е.М. Дубовской - М., 2001.24. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001.25. Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии, 1982, №1 с.69.26. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной. М., 1983.27. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики - М.; Феникс, 1996ПриложенияПриложение 1. Социометрическая матрица|
Кого выбирают? Кто выбирает? | Шефатова | Лунева | Красноперова | Кондратьева | Пастухова | Мельникова | Иванова | Кобцева | Голтвина | Данилов | Попов | Альмухамедов | Петров | Стручалин | Тепикин | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | | Шефатова | | + | + | | - | | | | | | + | | | - | - | | Лунева | | | + | - | | | + | - | | | + | | | | - | | Красноперова | - | + | | | + | | | | | - | + | | | | - | | Кондратьева | | + | | | + | | + | | | - | | | - | | - | | Пастухова | | + | | | | | | + | | | + | - | - | - | | | Мельникова | + | | | | | | + | | | - | + | - | - | | | | Иванова | | + | | | | - | | - | + | | + | | - | | | | Кобцева | | | | + | + | + | - | | - | - | | | | | | | Голтвин | | + | - | | | | | + | | - | + | - | | | | | Данилов | | + | - | | | - | | - | | | + | | | + | | | Попов | - | | | | | | - | | - | | | + | + | + | | | Альмухамедов | | + | - | | - | | | - | | | + | | + | | | | Петров | - | | | | | | | - | - | + | | | | + | + | | Стручалин | | | | | | - | - | - | | + | + | + | | | | | Тепикин | | | - | - | | | | | - | + | + | + | | | | | Полученные положительные выборы | 1 | 8 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 11 | 3 | 2 | 3 | 1 | | Полученные отрицательные выборы | -3 | 0 | -3 | -2 | -2 | -3 | -3 | -6 | -4 | -5 | 0 | -3 | -4 | -2 | -4 | | Сумма полученных положительных и отрицательных выборов | -2 | 8 | -1 | -1 | 1 | -2 | 0 | -4 | -3 | -2 | 11 | 0 | -2 | 1 | -3 | | Индексы социометрического статуса | -0,15 | +0,57 | -0,07 | -0,07 | +0,07 | -0,15 | 0 | - 0, 28 | -0,21 | -0,15 | +0,78 | 0 | -0,15 | +0,07 | -0,21 | | | Приложение 2. Результаты теста Лири|
Студенты | Типы отношений | результат | Основные факторы | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Преобладающий тип отношений | доминирование | дружелюбие | | Шефатова | 0 | 3 | 0 | 1 | 2 | 4 | 2 | 2 | зависимый | -1 | 2,4 | | Лунева | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 4 | 2 | дружелюбный | -1,2 | 2,1 | | Красноперова | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 4 | 3 | дружелюбный | 0,4 | 1,5 | | Кондратьева | 1 | 0 | 2 | 1 | 2 | 1 | 4 | 2 | дружелюбный | -0,1 | 1,9 | | Пастухова | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 4 | альтруистический | -2,7 | 1,5 | | Мельникова | 2 | 2 | | 1 | 1 | 2 | 4 | 2 | дружелюбный | -0,6 | 0,4 | | Иванова | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 4 | 3 | дружелюбный | -2,4 | 0,6 | | Кобцева | 4 | 1 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 3 | авторитарный | 1,1 | -0,5 | | Голтвин | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 0 | 3 | 4 | альтруистический | -1,5 | 0,5 | | Данилов | 1 | 2 | 2 | 1 | 4 | 1 | 3 | 2 | подчиняемый | 1,9 | -1,1 | | Попов | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 2 | 4 | 3 | дружелюбный | -1,4 | 2,6 | | Альмухамедов | 4 | 2 | 0 | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | авторитарный | 0,9 | -0,7 | | Петров | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 3 | дружелюбный | -2,2 | 2,4 | | Стручалин | 0 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | подчиняемый | -1,7 | -1,9 | | Тепикин | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 4 | 3 | дружелюбный | -1,8 | 1,8 | | | Приложение 3 Приложение 4. Типы отношения к окружающимI. Авторитарный13-16 - диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.9-12 - доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.0-8 - уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.II. Эгоистичный13-16 - стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.0-12 - эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.III. Агрессивный13-16 - жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.9-12 -требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.0-8 - упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.IV. Подозрительный13-16 - отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).9-12 - критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.0-8 - критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.V. Подчиняемый13-16 - покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.9-12 -застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.0-8 - скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.VI. Зависимый13-16 - резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.9-12 - послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.0-8 - конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.VII. Дружелюбный9-16 - дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).0-8 - склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.VIII. Альтруистический9-16 - гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).0-8 - ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.
Страницы: 1, 2
|
|