Предмет общей психологии и развитие основных ее направлений
Предмет общей психологии и развитие основных ее направлений
15 Кафедра психологии. Контрольная работа по дисциплине «Общая психология» Красноярск 2010 г. Задание 1. Составить сравнительную характеристику. Тема: Эволюция представлений о предмете психологии. Характеристика основных этапов В данном задании необходимо составить конспект, в котором будет представлена характеристика трех этапов: I-Психология как наука о душе, II-Психология как наука о сознании, III-Психология как наука о поведении. Эти этапы необходимо проанализировать по следующим критериям, что изучалось (основные вопросы), какие явления рассматривались и, как их объясняли на каждом этапе (принципы объяснения, методы изучения). Указать основных представителей и выделить, какие нововведения связаны с их именами, перечислить и дать определение нескольким основным введенным ими понятиям. Выделить основные проблемы и заслуги каждого этапа. Указанные составляющие конспекта должны быть, структурированы по какому-то принципу так чтобы можно было провести их сравнительную характеристику. |
Хронология | Предмет изучения | Важнейшие итоги | | I этап. Психология как наука о душе | | VI в. до н.э. -- vb. | Душа | Формирование двух направлений - материализма и идеализма - в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях -- ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз). Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное -- приобретенное». Указание на внутреннее чувство как способ познания души | | V-XIII вв. | Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний | Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования. Ф. Аквинский, Гертулиан, Парацельс | | XIV-XVI вв. | Дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анато-мофизиологических знаний и великих открытий XIV-XVI вв. | Отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений. Введение термина «психология» | | Проблема: психика человека рассматривалась абстрактно, мифологически, как «душа», что соответствовало позиции объективного идеализма. Достоинства: был сделан первый шаг к сенсуализму и генетике, а также попытка дифференциации ощущений. Удачная характеристика типов темперамента у Гиппократа. | | II этап. Психология как наука о сознании | | XVII-сер. XIX вв | Внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания | Формирование эмпирической интроспективной и ас-социанистической психологии. Понятие о бессознательной психике | | Нач. XIX-60-е гг. XIX в. | Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим психическим. Измерение скорости протекания психических процессов | Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки. Экспериментальный метод. Факты и теории ощущений и восприятий. Формирование психофизики. Формирование психометрии. Учение о рефлексе | | 60-е гг. XIX в. -конец XIX в. | Непосредственное содержание опыта. Психические акты и психические функции. Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией и поведении | Проникновение экспериментальных методов в психологию. Формирование теоретических программ психологии. Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру. Возникновение прикладных исследований в психологии. Возникновение новых областей психологии | | Проблема: попытка перевести психологию из абстрактной философской области на фундамент точных наук (естествознания) полностью не удалась, так как еще не был определен предмет психологии, не создан ее категориальный аппарат и не разработаны методики исследований. Достоинства: психология отделилась от философии и стала более позитивным знанием, опираясь на опыты и наблюдения, она перешла т обсуждения отвлеченных идей к анализу конкретных фактов. | | III этап. Психология как наука о поведении | | 10-е гг. -сер. 30-х гг. XX в. | Поведение. Целостные психические структуры. Бессознательное. Сознание в его общественно-исторической обусловленности. Смысловая структура душевной жизни в соотношении с исторически возникшими ценностями. Установка. Развитие высших психических функций. Психологическое исследование деятельности | Открытый кризис в психологии. Возникновение школ в зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая психология, индивидуальная психология, аналитическая психология и др. Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно-историческая теория, теория деятельности. Развитие психотехники и педологии в отечественной и зарубежной психологии. Развитие естественнонаучных представлений о физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов. Возникновение проблемы «психология и марксизм» | | Конец 30-х-50-е гг. XX в. | Эволюция в рамках базисных подходов предшествующего периода | Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др. Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки). Развитие теории деятельности в советской психологии | | 60-е гг. XX в. -конец XX в. | Продолжение развития ранее выявленных предметных областей. Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность | Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология. Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий в советской науке. Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др. | | Проблема: проблемное поле психологии чрезмерно расширилось, психология стала динамично контактировать с социологией, экономикой и физиологией. Эта синергетика опять повлекла ее в область теории и абстракций. Достоинства: практическая психология стала оказывать реальную помощь конкретным людям и социальным группам. Через педагогику психология стала активно обучать и воспитывать подрастающее поколение. Роль психологии в общественной жизни заметно выросла. | | |
Задание 2. Соотношение понятий: Определить в каком из следующих соотношений находятся пары понятий. Для обозначения соотношений используются следующие схемы Понятия: 1. а) теория в психологии; в) практика 15 2. а) психологическая практика; в) обучение психологии 15 3. а) психоанализ; в) глубинная психология 15 4. а) отрасли психологии; в) направления 15 5. а) возрастная психология; в) психология подростка 15 6. а) общая психология; в) социальная психология 15 7. а) психические процессы; в) познавательные процессы 15 8. а) психические состояния; в) психические свойства 15 9. а) популярная психология; в) научная психология 15 10. а) научная психология; в) фундаментальная психология 15 11. а) фундаментальная психология; в) прикладная психология 15 12. а) житейский опыт; в) научные знания 15 13. а) психология; в) биология 15 Задание 3. Составить сравнительную характеристику направлений психологии (гештальтпсихология и бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология). Охарактеризовать эти направления по следующим критериям (можно в виде таблицы, тогда ее первый столбец это критерии): предмет, метод исследования, основные понятия, концептуальные положения, представители, время и место. Таблица может, быть дополнена и другими критериями. Гештальтпсихология Предмет: восприятие, интеллектуальная сфера животных, творческое мышление человека. Метод: целостности. Основные понятия: гештальт, целостное перцептивное поле, фигура, фон, прегиантность фигуры, проекция, интроекция. Концептуальные положения: элементы психической жизни не сводятся к простой сумме ее составляющих. Новые стороны предметов обнаруживаются путем их мысленного включения в новые связи и отношения способом переструктурирования и придания им прегнантности. Психологической рост совершается при последовательном прохождении индивидом пяти невротических уровне: кмине, игр, тупика, внутреннего взрыва, внешнего взрыва. Появление и развитие гештальтпсихологии относится к началу 20 века. Представители: В.Келер, К.Коффка, М. Ветхаймер. Бихевиоризм Предмет: поведение человека. Метод: наблюдение за реакциями человека на определенные раздражители. Основные понятия: стимул (S), реакция (R), паттерн поведения, подкрепление, закрепление, повторение, оперантное обусловливание. Концептуальные положения: личность - сумма паттернов поведения, каждая индивидуальная реакция основана исключительно на предыдущем опыте и генетической истории, сознание «черный ящик», поведение человека является совокупностью двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на водействия (стимул) внешней среды. Время и место появления: конец 19 - начало 20 веков, США. Представители: Э.Торндтайк, Дж.Б.Уотсон, Б,Скиннер. Психоанализ Предмет: психика человека. Методы: детерминизм и гипноз. Основные понятия: Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго), либидо, Танатос, сознание, предсознание и бессознательное, сублимация, вытеснение, проекция, избегание. Концептуальные положения: каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. В бессознательном находятся основные детерминанты личности -= психическая энергия, побуждения и инстинкты, центральная часть личности почти бессознательна. Время и место появления: конец 19 - начало 20 веков, Австрия, ГЕрмаия. Представители: З,Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер, О.Вайнингер. Гуманистическая психология Предмет: самоактуализация личности. Основные понятия: «Я-концепция», иерархия потребностей, конгруэнтность, самость, самокорректировка. Метод: изучение человека как единое целое. Концептуальные установки: 1) человек ответственен за свои поступки, 2) позитивный личностный рост и самосовершенствование раскрывают внутреннюю сущность человека, 3) творчество является универсальной и неотъемлемой функцией человека, 4) изучать необходимо психически здорового человека, 5) невозможно в изучении поведения человека полагаться на исследования поведения животных. Время и место возникновения: 1950-е годы, США. Представители: Абрахам МАслоу, К.Роджерс. Задание 4. Определить, психологи, какой сферы какие из перечисленных задач решают 1. обучение спортивным навыкам - спортивный психолог 2. помощь лицам в трудной социальной ситуации - личностный психолог 3. изучение характера - практический психолог 4. разработать систему методов и приемов повышения рейтинга политического лидера - педагогический психолог 5. выявить психологические причины неуспеваемости школьников - трудовой психолог 6. приспособление параметров технических приборов к человеку - 7. помощь лицам, находящимся в состоянии стресса - клинический психолог 8. разработка эффективных методов и условий обучения - педагогический психолог 9. разработать методы перевоспитания осужденных - коррекционный психолог 10. выявить психологические, особенности людей разного рода - возрастной психолог 11. посттравматическая реабилитация - коррекционный психолог 12. анализ влияния алкоголя и наркотиков на человека - аналитический психолог 13. оценка эффективности воздействия телепередачи на зрителей - супестивная психология 14. изучение и управление взаимоотношениями педагога с учащимися - педагогический психолог 15. анализ готовности ребенка к школе - педагогический психолог 16. изучение групповых процессов и групповой динамики - социальный психолог 17. дать анализ последствии социально-экономических изменений в России - социальный психолог 18. выявит влияние окраски производственных помещений на производительность - професс. 19. разработать программу профотбора руководителей - 20. выявить причины отставания в психическом развитии детей - коррекционный психолог 21. выявить условия эффективного запоминания информации - педагогическая психология 22. оценить эффективность национальной политики правительства - политический психолог 23. разработать меры по устранению дедовщины в армии - практический психолог 24. разработать методы работы с пожилыми людьми - социальный психолог Задание 5. Заполнить тест 1. Признание психологии как самостоятельной науки было связано: с созданием специальных научно-исследовательских учреждений; с развитием метода интроспекции; с развитием метода наблюдения; с выходом трактата Аристотеля «О душе»; 2. Термин «психология» в научный оборот ввел: Р. Декарт; X. Вольф Аристотель; Г. Лейбниц; 3. Психология как наука о сознании возникла: - 15 в. -17 в. -16 в. -18 в. 4. Согласно идеалистическим представлениям психика - это: неотъемлемое свойство материи; свойство мозга, отражение объективной реальности; функция мозга; образ бесплотной сущности; 5. Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественнонаучную основу является: психоанализ; бихевиоризм; гештальтпсихология; гуманистическая психология; 6. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения: психологии души; психологии сознания; поведенческой психологии; психологии как отражательной деятельности мозга; 7. Психическим явлением является: нервный импульс; интерес; рецептор; сердцебиение; 8. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена: Эпикуром; Аристотелем; Демокритом; Б. Спинозой; 9. Психология - это наука о функциях сознания согласно: функционализму; бихевиоризму; структурализму; психоанализу; 10. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает психология: дифференциальная; педагогическая; социальная; общая; 11. Методология: представляет собой результат процесса познания; определяет способы достижения и построения знания; является предметной поддержкой учебной деятельности; является процессом, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности; 12. Отличительная черта отечественной психологии - использование категории: деятельности; подкрепления; бессознательного; интроспекции; 13. Положение о единстве сознания и деятельности впервые выдвинул: С.Л. Рубинштейн; Г.А. Ковалев; А.Н. Леонтьев; Л.С.Выготский; 14. Программу изучения психики с точки зрения целостных структур выдвинул: К. Юнг; З.Фрейд; А.Адлер; В. Келер; 15. Теорию, объясняющую поведение человека на основе механической модели, создал: X. Вольф; Г. Лейбниц; Р. Декарт; Б.Спиноза; Список литературы 1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. - М.: «Академический проект», 2002. -496с. 2. Абульханова. Психология и сознание личности. Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности. М.: Московский социально - психологический институт, 1999. - 224 с. 3. Ананьев Б.Г. Психология человека. Избранное. - СПб, 1997. 4. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. - 685 с. 5. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд во Эксмо - Пресс, 2000. -- 1008 с. 6. Гамезо М.В., Домашенко И.А., Атлас по психологии. Информационно- методическое пособие по курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2001. -- 276 с. 7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: «ЧеРо», 2000. - 336 с. 8. Грановская P.M. Элементы практической психологии. - СПб: Свет, 1997. - 608 с. 9. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. - М.: Изд - во «Институт практической психологии», 1996. -152с. 10. Дружинин В.Н. Современная психология. -М., 1999. 11. Карпов А.В. Общая психология. М.: Гардарики, 2000. - 232 с. 12. Климов Е.А. Основы психологии. Учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. -295с. 13. Крылов А.А. Психология. М.: «Проспект», 2000. - 584 с. 14. Крылов А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2002. - 583с. 15. Максименко С.Д. Общая психология. - М.: «Рефл -- бук» «Ваклер», 2000. - 523 с. 16. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. - М.: Юрайт - Издат., 2004. - 484 с. 17. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Изд. Центр «Академия», 1998. - 512 с. 18. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. Учебное пособие для психологического факультета высших учебных заведений. - М.: «Академия», 2003. - 496 с. 19. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: Учебное пособие для вузов. -М.: ИНФРА - М, 1998. - 528 с. 20. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Изд. Центр «Академия», 1995. - 496 с. 21. Петухов В.В. Общая психология: Сборник текстов. - М.,1998 22. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. Ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2003. -651с. 23. Петровский А.В. Психология о каждом и каждому о психологии. М.: Изд. Российского открытого университета, 1996. - 332 с. 24. Платонов К.К. Занимательная психология. М., 1997. 25. Радугин А.А. Психология. - М.: Центр, 2001.-400с. 26. Рогов Е.И. Общая психология. - М.: Изд. центр «Владос», 1996. -448 с. 27. Розин В.М. Психология: теория и практика. М., 1997. 28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Питер, 1989. - 720 с. 29. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1998. 30. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: Учебное пособие. - М.: Изд - во Институт психотерапии, 2001. - 224 с. 31. Сонин В.А. Психологический практикум. - М.: Московский психолго - социальный институт, 1998. -168с. 32. Столяренко Л.Д. Основы общей психологии. Ростов -- на --Дону: Изд --во «Феникс», 1997. -736 с. 33. Сюарт - Гамильтон. Что такое психология. - СПб.: Питер, 2002. - 304 с. 34. Тихомиров O.K. Психология мышления: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -М.: «Академия», 2002. - 288 с. 35. Тутушкина М.К. Практическая психология. М., 2000.
|