рефераты курсовые

Представление о свободе у мужчин с регламентированным образом жизни

p align="left">Конечно же, это не все подходы и мнения на проблематику свободы, так как их намного больше, но нам кажется, что это основы, которые довольно полно отражают взгляд на свободу на данный момент.

1.3 Личность заключенного и анализ понятия «лишение свободы»

В нашей работе мы сравниваем ценностно-смысловое понимание свободы у мужчин заключенных в колонии поселения и находящихся на свободе. Но прежде, чем они оказались в колонии, они совершили преступное деяние, несмотря на, то, что знали, что, скорее всего, понесут за это правовое наказание, в виде получения срока «лишения свободы».

Для нас важно знать, как влияет лишение свободы на психику человека и на личность в целом, а так же что означает понятие «лишение свободы».

Лишение свободы на определенный срок по российскому уголовному праву (ст. 56 У К РФ), один из видов наказания (назначаемое только как основное), заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима.

Лишение свободы обладает наибольшим числом правоограничений для осужденного, а следовательно, повышенной по отношению к другим видам наказания репрессивностью [30]. Оно предусматривается в законе и применяется судом в случаях совершения тяжких и особо тяжких преступлений к лицам, ранее осуждавшимся к этому наказанию, к рецидивистам и т.п. Лишение свободы назначается в качестве наказания, когда цели наказания не могут быть достигнуты более мягкими мерами уголовно-правового воздействия, исправление лица возможно лишь в условиях строгой изоляции и специального режима. Осужденный к этому виду наказания существенно ограничивается в целом ряде основных прав. Уголовно-исполнительное законодательство к осужденному предусматривает возможность применения специальных принудительных мер (за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, например, перевод в помещения камерного типа). Важным элементом при всей совокупности социальных мер лишения свободы, является свобода личности.

Свобода личности - понятие исключительно сложное и многогранное. Юристов оно интересует, прежде всего, как один из моментов взаимодействия права и личности. Однако разобраться в механизме этого взаимодействия было бы затруднительным без анализа философского, политического, социально-психологического и индивидуально-психологического аспектов понятия свободы, без анализа ее социального и личностного содержания.

Опуская философскую, политическую стороны, выделим социально-психологический аспект лишения свободы как вида уголовного наказания. Применение его ведет к ограничению доступа осужденных к средствам массовой коммуникации, поскольку имеют место ограничения или даже лишение возможности в просмотре программ телевидения, специальный подбор кинофильмов и т. д. Тем самым, лишение свободы, ведет к ограничению не только непосредственного, но и опосредствованного средствами массовой коммуникации общения осужденных с внешним миром.

Наказание, как и уголовная ответственность в целом, - проблема не только социальная, но и индивидуально-психологическая. Оно будет иметь соответствующий эффект только тогда, когда получит соответствующий “отзвук” у человека. Здесь, прежде всего следует выделить проблему восприятия осужденным наказания, то есть чувственного отражения и переживания осужденным наказания. Восприятие наказания в качестве явления, вызывающего страдания, составляет один из важных элементов всего отношения осужденного к наказанию [40]. Без этого нельзя, “подключить” механизм самовоспитания к процессу исправления осужденного. Отдельные рецидивисты в результате длительного пребывания в местах лишения свободы рассматривают условия в исправительных учреждениях чуть ли не в качестве обычных. Подобная искаженность восприятия объясняется, с одной стороны, адаптацией к условиям наказания, с другой - тем, что рецидивист теряет значительный интерес к жизни на свободе, рассматривая ее как очередную возможность вновь совершить преступление. Лица с извращенным восприятием наказания и пониманием жизни в целом, как правило, упорно не желают встать на путь исправления. Восприятие наказания как справедливого акта со стороны общества и в качестве явления, вызывающего чувство неудовлетворительности и страдания, является необходимой предпосылкой перевоспитания правонарушителя. Исходя из выше сказанного можно заключить, что правильное отношение осужденного к наказанию, предполагает не только адекватное его восприятие, но и осознание им ответственности перед обществам, справедливости наказания и подлинной причины своего нахождения в местах лишения свободы, а также формирование у него нового отношения к нормам права и морали, в чем собственно и состоит смысл лишения свободы на определенный срок.

Уголовное наказание в виде лишения свободы обладает рядом как положительных, так и отрицательных свойств [36]. Оно делимо и поэтому у суда есть возможность определить его продолжительность в границах санкции с учетом всех обстоятельств дела и личности виновного. Возможно создание различных мест лишения свободы с отличающимися по строгости условиями исполнения этого наказания. Лишение свободы может отбываться круглосуточно в одиночных камерах, исполняется это наказание и в общих помещениях. Существует смешанная форма исполнения лишения свободы: с ночным раздельным заключением по одиночным камерам и совместным дневным содержанием их в общих камерах.

Лишение свободы преследует и цель предупреждения совер-шения новых преступлений осужденными.

Вполне очевидно, что помимо этого лишение свободы преследует также и цель общей превенции.

С другой стороны заключенный изолируется от привычного окружения: семьи, коллектива по работе, учебе и т. д. Резко меняются условия жизни, работы, ограничиваются или вовсе отпадают возможности удовлетворения многих жизненных потребностей, как физиологических, так и духовных. Многие заключенные находятся в угнетенном состоянии из-за опасения потерять семью. Браки с заключенными распадаются более, чем в 2 раза чаще, чем это происходит на свободе. Около 90% заключенных работают не по специальности, что предопределяется производственными возможностями в колониях и тюрьмах. Это ведет к низкой производительности труда заключенных, а, следовательно, и низкой оплате их труда. Качество выпускаемой в местах лишения свободы продукции зачастую низкое [31].

Коллектив, в который попадает осужденный, слагается не из лучших индивидуумов. Обстановка в коллективе заключенных сложна и во многих случаях оказывает негативное воздействие на заключенного и на его психику. Встречаются факты расправы с отдельными заключенными со стороны тех, кто придерживается воровских обычаев и традиций. На психику заключенного в подобных случаях оказывает давление как сам факт лишения свободы, так и отрицательное воздействие агрессивных сторонников преступного мира.

1.4 Характеристика регламентированного образа жизни

Для определения понятия регламентированный образ жизни, сначала дадим определение понятию «образ жизни».

Образ жизни - понятие, применяемое в социальных науках для характеристики условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе.

В соответствии с вышесказанным, дадим своё определение регламентированного образа жизни.

Регламентированный образ жизни - условия повседневной жизни, которые четко прописаны обществом и которые трудно изменить, живя в социуме.

Нашу выборку составляют заключенные и сотрудники колонии поселения, для того чтобы лучше понять что означает регламентированный образ жизни, расскажем о содержании режима в местах лишения свободы в котором расскажем об обязанностях как сотрудников колонии, так и её заключённых.

В уголовно-исполнительном законодательстве под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами, порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ст. 82 УИК РФ) [35] . Значение законодательного определения режима состоит в том, что оно четко очерчивает его правовые основы, содержание и признаки, а также основные требования, предъявляемые к его организации. Оно служит связующим звеном между такими категориями уголовно-исполнительного права, как порядок и условия исполнения и отбывания наказания, определяет его место в системе средств исправления осужденных, а также круг субъектов и участников правоотношений, связанных с исполнением данного вида наказания.

Основными задачами этого института являются обеспечение:

1) охраны и изоляции осужденных;

2) надзора за осужденными;

3) правового положения осужденных: исполнение возложенных на них обязанностей, реализация их прав и законных интересов;

4) личной безопасности осужденных и персонала.

Режим в исправительных учреждениях - это порядок реализации условий отбывания осужденными наказания, а также кары. В этом смысле его значение следует понимать двояко: как порядок отбывания наказания осужденными и как порядок исполнения наказания администрацией исправительного учреждения. Режим отбывания наказания - это твердо установленный распорядок жизни, труда, учебы и отдыха осужденных к лишению свободы, а также порядок реализации условий отбывания наказания. В основе режима отбывания наказания лежит система определенных обязательных правил, регулирующих поведение осужденных. Режим исполнения наказания - это порядок деятельности администрации по организации распорядка дня осужденных, обеспечению условий их содержания (предоставление свиданий, получение посылок, приобретение продуктов питания и пр.), осуществлению охраны осужденных и надзора за ними, проведению обысков, определению осужденных на работу и в школу и т. д.

Таким образом, в сферу воздействия режима лишения свободы включены как осужденные, так и администрация исправительных учреждений. Суть отношений между ними при реализации норм режима заключается в том, что администрация этих учреждений имеет право требовать от осужденных исполнения ими обязанностей, установленных законодательством и Правилами внутреннего распорядка, а осужденные должны их исполнять.

Содержание режима лишения свободы определяется его основными функциями и включает совокупность правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания данного вида наказания. Их можно условно разделить на три основные группы: правила, относящиеся: 1) к персоналу исправительных учреждений; 2) к осужденным; 3) к иным гражданам, находящимся в исправительных учреждениях или прилегающих к ним территориях [6].

Правила, относящиеся к персоналу исправительных учреждений, регламентируют его обязанности и права в сфере режима. К ним относятся правила по обеспечению изоляции осужденных, безопасности, соблюдению внутреннего распорядка, реализации прав осужденных и выполнению ими своих обязанностей, предупреждению и пресечению с их стороны преступлений и иных правонарушений. Внутренний распорядок в исправительных учреждениях детализируется в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемых Минюстом России и согласованных с Генеральной прокуратурой РФ. В них подробно расписаны все элементы внутреннего распорядка, детализируются обязанности и права администрации исправительных учреждений, обязанности и права осужденных, определяются процедуры их реализации. Необходимо подчеркнуть, что Правила внутреннего распорядка не создают новые материальные нормы (это компетенция Кодекса), а формулируют процедурные нормы, основная задача которых - детально регламентировать механизм реализации правовых предписаний, обеспечивающих порядок исполнения и отбывания наказания.

Важное значение для реализации режима исполнения наказания имеет нормативное обеспечение использования осужденными своих прав и выполнения, возложенных на них обязанностей, так как декларирование субъективных прав само по себе не создает условий для их использования. Поэтому многие статьи УИК РФ, а также все нормы Правил внутреннего распорядка определяют порядок реализации прав осужденных. Так, ст. 96 УИК РФ устанавливает условия и порядок передвижения осужденных без конвоя и сопровождения, т.е. определяет материальные нормы и процедуру их применения. Статьи 89 и 92 УИК РФ предусматривают право осужденных на свидания и телефонные переговоры, соответственно в Правилах внутреннего распорядка определена процедура предоставления свиданий и телефонных разговоров. То же самое можно сказать о праве осужденных на получение подток, передач, бандеролей [34].

Такие же правила действуют в отношении выполнения осужденными своих обязанностей. За нарушение требований режима к ним применяются меры взыскания (ст. 115 УИК РФ) [35], а в предусмотренных законом случаях - физическая сила, специальные средства и оружие.

Правила режима, относящиеся к иным гражданам, находящимся в исправительных учреждениях или на прилегающих к ним территориях. На территории исправительных учреждений могут находиться различные категории граждан. Все они обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка исправительного учреждения, порядок взаимоотношений с осужденными. В случае их нарушения к ним применяются установленные меры воздействия: вольнонаемному составу и иным гражданам может быть запрещен доступ на производственные и иные объекты исправительных учреждений; к лицам, прибывшим на свидания, могут быть приняты меры административного воздействия. Данные полномочия предоставлены администрации Законом «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», согласно которому они имеют право требовать соблюдения Правил внутреннего распорядка, применять меры принуждения, составлять протоколы об административных правонарушениях.

Для лучшего понимания образа жизни заключенного обратимся к особенностям правового положения лиц, отбывающих лишение свободы.

Правовое положение (статус) лиц, отбывающих наказания, можно определить как закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное посредством совокупности прав, законных интересов и обязанностей положение осужденных во время отбывания конкретного вида наказания [25].

Из всех видов наказаний, предусмотренных уголовным законодательством, более всего изменяет жизнь лица, совершившего преступление, наказание в виде лишения свободы. Именно поэтому из всех специальных правовых статусов лиц, отбывающих различные виды уголовных наказаний, наиболее детально урегулирован статус лиц, лишенных свободы. Сущность наказания в виде лишения свободы состоит в изоляции преступников от общества путем их помещения в специально предназначенные для этого государственные учреждения, а их правовое положение определяет соответствующее содержание. Лишение свободы кардинально меняет образ жизни осужденного. С момента прибытия в исправительное учреждение его поведение детально регламентируется. В содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания, входят права, законные интересы и обязанности осужденных. Они возникают и реализуются в рамках, как правило, уголовных и уголовно-исполнительных правоотношений. Однако права, законные интересы и обязанности осужденных могут возникать в отношениях, регулируемых нормами государственного, административного, гражданского и иных отраслей права.

Сущность прав осужденного заключается в предоставлении управомоченному лицу возможности определенного поведения или пользования социальными благами. Степень реализации такой возможности и соответственно степень притязания осужденного на закрепленное правом поведение и блага определяется содержанием субъективного права, включающим в себя: во-первых, возможность осужденного свободно пользоваться социальными благами (питанием, вещевым довольствием) в рамках, установленных правом; во-вторых, возможность требовать исполнения корреспондирующих данному праву юридических обязанностей персоналом учреждений и органами, исполняющими наказания, другими субъектами уголовно-исполнительных и иных правоотношений; в-третьих, возможность прибегнуть в необходимых случаях к защите своего субъективного права. В ст. 45 Конституции гарантируется государственная защита прав и свобод гражданина. Основываясь на указанном принципе, защита прав осужденных обеспечивается с помощью прокурорского надзора, международного, судебного, ведомственного и общественного контроля. контроля. Таким образом, субъективное право осужденного следует определить как закрепленную законом и гарантируемую государством реальную возможность определенного поведения осужденного или пользования им социальными благами, обеспечиваемую юридическими обязанностями должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектов возникающих правоотношений [26].

Статья 11 гл. 2 УИК РФ устанавливает основные обязанности осужденных, характеризующие особенности их правового статуса и относящиеся поэтому к группе специальных прав, законных интересов и обязанностей. Четыре из шести статей главы не случайно посвящены правам осужденных, порядку и гарантиям их осуществления, поскольку одной из важнейших задач уголовно-исполнительного законодательства, как установлено в ст. 1 УИК РФ, является охрана прав, свобод и законных интересов осужденных. Многие из перечисленных прав относятся к естественным правам человека и гражданина и конкретизируют соответствующие конституционные права и свободы применительно к статусу осужденного. Относительно правового положения осужденных к лишению свободы можно констатировать, что большинство прав, законных интересов и обязанностей содержится в нормах, регулирующих конкретные вопросы исполнения наказания, и классифицируется в соответствии с закрепленными в ст. 9 УИК РФ основными средствами исправления на четыре группы: относящиеся к сферам режима, воспитательной работы, общественно полезного труда, общего образования и профессиональной подготовки. В общем объеме правовых норм, составляющих содержание статуса лиц, лишенных свободы, значительная часть относится к сфере режима, играющего роль главного регулятора множества разнообразных и специфических отношений, складывающихся в процессе исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы.

Что касается конституционных обязанностей, то большинство из них распространяется на осужденных в той же мере, что и на остальных граждан. Это, например, относится к обязанности платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду. Исключение, согласно ст. 23 Федерального закона от 12 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями от 29 июня 2004 г.) [34], составляет обязанность нести военную службу, которая не распространяется на осужденных, отбывающих наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста и лишения свободы. Конституционная обязанность соблюдать Конституцию РФ и иные законы детализируется в ст. 11 УИК РФ [32] . Помимо обязанности соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также исполнять установленные законодательством обязанности граждан Российской Федерации, осужденным вменяется в обязанность выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, а также соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены.

Конкретизация может осуществляться не только уголовно-исполнительным, но и иным законодательством, а также подзаконными, в том числе ведомственными, нормативными правовыми актами. Подробной детализации на ведомственном уровне подвергнуто конституционное право на обращения в государственные и иные органы, которому посвящен § 13 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Учитывая важность данного права для обеспечения статуса осужденных, не только законодатель, но и ведомство, одной из основных задач которого является исполнение наказаний, постоянно совершенствуют изданные ими нормативные акты. Так, для усиления обеспечения права осужденных к лишению свободы на обращения приказом Минюста России от 8 июля 2002 г. № 191 в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений внесены изменения, согласно которым все ответы, поступающие по результатам рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, не позднее чем в трехдневный срок под роспись объявляются осужденным и выдаются им на руки. При отказе заявителя хранить ответ у себя он приобщается к личному делу осужденного.

Специальный статус лиц, лишенных свободы, базируется главным образом на разрешительном принципе, поэтому основным способом его правового регулирования является дозволение (разрешение). Осужденным разрешается: приобретать продукты питания и предметы первой необходимости (ст. 88 УИК РФ); иметь свидания на территории исправительного учреждения или вне его (ст. 89 УИК РФ); получать посылки, передачи и бандероли (ст. 90 УИК РФ); вести переписку, получать денежные переводы и отправлять их близким родственникам (ст. 91 УИК РФ); осуществлять просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивать радиопередачи (ст. 94 УИК РФ); приобретать и хранить литературу и письменные принадлежности (ст. 95 УИК РФ) и т. д. Порядок реализации указанных прав приведен в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Содержанием наказания в виде лишения свободы обусловлены и специальные обязанности осужденных, как-то: вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим исправительные учреждения, а также к другим осужденным; выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; являться по вызову администрации и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора (ст. 11 УИК РФ); носить одежду установленного образца (ст. 82 УИК РФ); соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении; добросовестно относиться к труду и учебе; по установленному образцу застилать постель; соблюдать правила личной гигиены; носить на одежде установленного образца нагрудные и нарукавные знаки; в тюрьмах, помещениях камерного типа, штрафных и дисциплинарных изоляторах выходить на прогулку. Осужденные обязываются подвергаться обыску, их корреспонденция подлежит цензуре, а вещи, посылки, передачи и бандероли - досмотру [10].

Обязанности осужденных к лишению свободы устанавливаются и при помощи такого способа правового регулирования, как запреты. Осужденным, в частности, запрещено: вести телефонные разговоры с осужденными, находящимися в других исправительных учреждениях (ст. 92 УИК РФ); получать, приобретать, хранить и распространять издания, пропагандирующие войну, разжигание национальной и религиозной вражды, культ насилия или жестокости, издания порнографического характера, а также подписываться на них (ст. 95 УИК РФ); нарушать линию охраны объектов либо границы территории исправительных учреждений; наносить себе и другим лицам татуировки; употреблять жаргонные слова; играть в карты, другие игры с целью извлечения материальной или иной выгоды; подниматься на крыши зданий, цехов, строений и другие сооружения, подходить к ограждению внутренней запретной зоны; оставлять без разрешения администрации рабочие места, общежития и помещения, в которых проводятся массовые мероприятия; хранить или пользоваться запрещенными вещами, предметами и продуктами питания, перечисленными в Перечне.

Воспитательные колонии относятся к исправительным учреждениям уголовно-исполнительной системы. Вместе с тем их роль и социальное назначение существенным образом отличаются от иных видов исправительных учреждений, так как они исполняют лишение свободы в отношении несовершеннолетних осужденных, для которых требуются особый порядок и условия исполнения и отбывания наказания. Главным фактором, определяющим условия отбывания наказания в этих колониях является несовершеннолетие правонарушителей, которое, с одной стороны, требует более льготных по сравнению со взрослыми преступниками условий содержания, а с другой -- открывает широкие воспитательно-педагогические возможности для возвращения несовершеннолетних осужденных к правопослушному трудовому образу жизни в обществе.

Согласно ст. 88 УК РФ и ст. 74 УИК РФ лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет, кроме лиц, совершивших особо тяжкие преступления. Последней категории несовершеннолетних, а также всем остальным несовершеннолетним - на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. В целях закрепления результатов исправления, завершения среднего (полного) общего образования или профессиональной подготовки осужденные, достигшие возраста 18 лет, могут быть оставлены в воспитательной колонии до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими возраста 21 года.

Порядок исполнения наказания в воспитательных колониях организуется таким образом, чтобы можно было наиболее эффективно осуществлять воспитательное и педагогическое воздействие на несовершеннолетних, их образование и профессиональную подготовку. На обеспечение этих задач нацелен режим отбывания наказания в воспитательных колониях. Режим в местах лишения свободы проявляется как разновидность правопорядка. Роль режима заключается не только в обеспечении реализации правоограничений, установленных законодательством, но и в определении правил поведения всех субъектов и участников уголовно-исполнительного процесса, нормализации любой их деятельности. Такое методологическое понимание режима характерно и для воспитательных колоний, где он, будучи основным средством исправления, создает необходимые предпосылки для применения к осужденным иных мер исправительного воздействия, предупреждения преступлений и правонарушений в местах лишения свободы.

Рассматривая режим как правопорядок исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних, можно выделить несколько групп его требований (в зависимости от субъектов, а также осуществляемых мероприятий). Это требования, обращенные, с одной стороны, к персоналу воспитательных колоний, с другой - к несовершеннолетним осужденным. Кроме того, различаются режимные требования при осуществлении в воспитательных колониях различных мероприятий исправительного и воспитательного воздействия.

Уголовно-исполнительный кодекс максимально дифференцирует условия отбывания лишения свободы несовершеннолетними. В воспитательных колониях, в отличие от иных видов исправительных учреждений, определено не три (обычные, облегченные и строгие), а четыре вида условий отбывания лишения свободы - обычные, облегченные, льготные, строгие, где дифференцированно реализуется различный объем правоограничений.

Вновь поступившие в воспитательную колонию осужденные помещаются в обычные условия отбывания наказания, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания (ч. 2 ст. 132 УИК РФ). Также в обычные условия в процессе отбывания наказания могут переводиться несовершеннолетние осужденные из облегченных, льготных (в случае нарушений режима) или строгих условий отбывания наказания (если они зарекомендовали себя положительно).

В обычных условиях осужденные мужского пола, впервые отбывающие лишение свободы, а также все осужденные женского пола содержатся не менее трех месяцев, а осужденные мужского пола, ранее отбывавшие лишение свободы, не менее шести месяцев. По истечении указанных сроков при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания, добросовестном отношении к труду и учебе осужденные переводятся из обычных условий в облегченные. Вместе с тем из обычных условий может последовать и перевод в строгие условия отбывания наказания. Он наступает в том случае, когда осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, отбывают наказание в строгих условиях. В строгих условиях также отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. По истечении шести месяцев при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия отбывания наказания (п. 3 ст. 132 УИК РФ) [6].

При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе осужденные переводятся в соответствии с ч. 4 ст. 132 УИК РФ из обычных условий отбывания наказания в облегченные: а) осужденные мужчины, впервые отбывающие лишение свободы, а также все категории осужденных женщин -- по отбытии трех месяцев срока наказания в обычных условиях; б) осужденные мужчины, ранее отбывавшие лишение свободы, -- по отбытии шести месяцев в обычных условиях.

Для подготовки к условно-досрочному освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания. Эти условия предусмотрены только в воспитательных колониях с тем, чтобы создать обстановку, способствующую социальной адаптации, предупреждению рецидива после освобождения осужденного из исправительного учреждения. Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные условия отбывания наказания. Повторный перевод в льготные условия производится не ранее чем через шесть месяцев после возвращения в облегченные условия отбывания наказания (п. 8 ст. 132 УИК РФ). Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие производится начальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательного совета данной колонии, кроме перевода из обычных условий отбывания наказания в облегченные, который производится по представлению совета воспитателей отряда.

Условия отбывания лишения свободы в воспитательных колониях общего и усиленного режимов следующие. Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях общего и усиленного режимов в обычных условиях, проживают в общежитиях. В соответствии с ч. 1 ст. 133 УИК РФ им разрешается: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 60 % МРОТ; б) иметь 6 краткосрочных свиданий и 2 длительных свидания в течение года; в) получать 8 посылок или передач и 8 бандеролей в течение года.

Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, проживают в общежитиях. В соответствии с ч. 2 ст. 133 УИК РФ им разрешается: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах; б) иметь 12 краткосрочных свиданий и 4 длительных свидания в течение года. По решению администрации воспитательной колонии длительные свидания могут проходить за пределами воспитательной колонии; в) получать 12 посылок или передач и 12 бандеролей в течение года.

Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, проживают в общежитиях, как правило, за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации данной колонии. В соответствии с ч. 3 ст. 133 УИК РФ им разрешается: а) расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, без ограничения; б) пользоваться деньгами; в) получать посылки, передачи и бандероли без ограничения; г) иметь краткосрочные свидания без ограничения их количества, а также 6 длительных свиданий в течение года с проживанием за пределами воспитательной колонии; д) носить гражданскую одежду.

Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. В соответствии с ч.4 ст.133 УИК РФ им разрешается: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах; б) получать 4 посылки или передачи и 4 бандероли в течение года; в) иметь 4 краткосрочных свидания в течение года.

Итак, для лучшего понимания образа жизни нашей выборки, мы проанализировали литературу, связанную с тем, чем отличается образ жизни в колонии, её сотрудников, и заключенных, и что нам даёт право говорить, что он регламентирован. Мы увидели, что как на правовом, так и на бытовом уровнях жизни, все, что дозволено делать заключенному колонии прописано в законодательстве РФ и сделать то чего в нём нет, он не имеет права. Что же касается сотрудников колонии, то у них так же есть определённые обязанности, от которых отказаться они не могут. Вся их деятельность, которую им необходимо осуществлять на рабочем месте, четко прописана - регламентирована. Так же, как и заключенные они обязаны делать только то, что написано в регламенте, но заключенные колонии находятся в таком положении, временно, а служащие на постоянной основе. Именно поэтому мы считаем, что у сотрудников колонии оценка собственной свободы будет ниже, чем у её заключенных.

2. Эмпирическое исследование понимания свободы у мужчин с регламентированным образом жизни

2.1 Организация и ход исследования

Цель: исследовать представление о свободе у подростков с ограниченными возможностями.

Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить представление о свободе у заключенных и сотрудников колонии для несовершеннолетних;

2. Проанализировать ценностные ориентации у заключенных и сотрудников колонии для несовершеннолетних;

3. Изучить смысложизненные ориентации у заключенных и сотрудников колонии для несовершеннолетних;

4. Изучить уровень эмоционального интеллекта у заключенных и сотрудников колонии для несовершеннолетних.

Для проведения данного исследования использовались следующие методики:

1. Метод незаконченных предложений (оригинальная методика)

2. Семантический дифференциал Осгуда

3. Методика «ценностные ориентации» М. Рокича

4. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)

5. Диагностика «эмоционального интеллекта» Н. Холла

1. Метод незаконченных предложений.

С помощью метода незаконченных предложений мы выясняли мнение наших респондентов о том, что такое свобода, и что они понимают под этим понятием. Методика состоит из 23 незаконченных предложений на тему свободы, испытуемым необходимо их закончить, написав первое, что приходить ему на ум. В этих предложениях отражалось их личное мнение, что такое свобода (Свобода это - …), насколько они считают себя свободными/не свободными (Я свободен/не свободен на…%), их чувственные образы при мысли о свободе (Когда я думаю о свободе у меня возникает чувство(ва) - …), что мешает им быть свободными (Я не могу быть свободным потому что - …), что им необходимо для свободы и т. д. Понятие свободы очень многогранное и каждый понимает свободу по своему, но, безусловно, есть и сходства. Мы выявим различия и сходства у наших 3 групп респондентов, а так же выясним оценку их личностной свободы.

2. Семантический дифференциал Осгуда.

Семантический дифференциал состоит из пар противоположных друг другу по значению прилагательных, которые означают качественные свойства свободы. Респонденту необходимо выбрать одно из них, а степень выраженности отметить на шкале от 0-3. В результате обработки теста, мы хотим выявить общее представление о свободе у 3 групп мужчин и сравнить эти группы между собой. Методика представлена в виде приложения к дипломной работе.

3. Методика «ценностные ориентации» М. Рокича.

Испытуемым даётся два списка ценностей (терминальные и инструментальные ценности), которые необходимо проранжировать от 1-18, где 1 место отдаётся наиболее значимой ценности, а 18 - наименее значимой. С помощью этой методики определяем значимость для респондента свободы.

4. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории.

Опросник состоит из 20 пар полярных утверждений, по отношению к кторым респондент оценивает их соответствие действительности по семибалльной шкале. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) - полюсу ее отсутствия.

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в средние значения по группам.

Субшкалы:

1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем.

2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале -- признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы -- неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля-Я (Я -- хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы -- неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни. При высоких баллах -- убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы -- фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

С помощью этой методики мы хотим увидеть есть ли связь между субъективной оценкой собственной свободы и удовлетворенностью своей жизнью.

5. Диагностика «эмоционального интеллекта» Н. Холла. Методика предложена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.

Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

1. Эмоциональная осведомленность;

2. Управление своими эмоциями (скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность);

3. Самомотивация (скорее как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14);

4. Эмпатия;

5. Распознавание эмоций других людей (скорее умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

Для проведения исследования нами была сформирована выборка респондентов, состоящая из:

- 15 сотрудников колонии для несовершеннолетних возрастом от 20 - до 40 лет;

- 15 заключенных колонии для несовершеннолетних, возрастом от 13 -14лет;

- 15 мужчин в возрасте от 13-39 лет (контрольная группа).

Для подтверждения гипотезы нами были использованы следующие методы:

1. Методики: метод незаконченных предложений; семантический дифференциал Осгуда; методика «ценностные ориентации» М. Рокича; тест смысложизненных ориентаций (СЖО); диагностика «эмоционального интеллекта» Н. Холла;

2. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ.

2.2 Анализ ценностно-смыслового понятия свободы у мужчин с регламентированным образом жизни

Логика построения эмпирического исследования строилась в соответствии с поставленными эмпирическими задачами.

2.2.1 Результаты, полученные с помощью метода незаконченных предложений

Одной из наших задач является выяснить ценностно - смысловое понимание свободы у мужчин.

Для решения нашей задачи мы проанализировали методику незаконченных предложений. Она представлена в виде приложения к дипломной работе.

Результаты показали, что у 3-х групп мужчин, включая контрольную группу, ценностно-смысловое понимание свободы разное, но есть и сходства.

По данным методики мы выявили сходства у 3-х групп испытуемых. Во всех группах испытуемые писали, что отдадут свою свободу ради семьи и близких людей. У заключенных об этом написали 14 человек из 15; у сотрудников так ответили 7 человек, в контрольной группе об этом написали 6 человек из 15.

При определении свободы только в группе заключенных встречалось, что свобода - это неограниченное пространство. Это объясняется тем что, заключенные колонии не имеют право, не только выходить за пределы территории колонии, но и должны в определённое время быть только в определённом месте, например, в пределах спортивной площадки. Так же 8 заключенных из 15 сказало, что свобода - это свобода и счастье.

Мы выяснили, что только у группы заключенных при слове «свобода» возникают мысли о доме, о родных и близких. Об этом сказало 5 респондентов из 15. Из этого мы можем сделать вывод, что длят того, чтобы чувствовать себя свободными, заключенным необходимо оказаться дома среди родных и близких людей. Это доказывают ответы на незаконченное предложение, в котором мы спрашивали, что мешает респонденту быть свободным: 10 заключенных ответили, что им мешает быть свободными заключение в колонии. По сравнению с ними в контрольной группой 8 человек из 15 сказали, что их свободу ограничивает наличие обязанностей, а для свободы им необходима материальная независимость.

При определении свободы в группе сотрудников колонии, 9 из 15 сказали, что свобода - это независимость. При слове «свобода», у 9 из 15 респондентов возникает чувство полёта и радости. А 3 испытуемых сказали, что у них возникает чувство разочарования, «потому что это лишь мечта». По этим данным видно, что сотрудники колонии хотят чувствовать себя свободными, но некоторые считают, что чувства свободы им уже достичь невозможно. Это говорит, о том, что у некоторых сотрудников колонии, может наблюдаться негативное эмоциональное состояние, связанное с чувством разочарованности в работе, а вследствие этого и в жизни. Это доказывают ответы на предложение, в котором спрашивается, что мешает испытуемому быть свободными: 6 респондентов ответили, что быть свободными им мешает работа. Так же, 2 респондента ответили, что им ничего не мешает быть свободными, хотя при этом один из испытуемых ответил, что он не свободен на 100%. Это может говорить о том, что респондент ещё не уверен, что ему нужно для того, чтобы чувствовать себя свободным.

Только сотрудники колонии отвечали, что отдадут свою свободу ради «высокой цели» (3 респондента из 15). Именно эти испытуемые утверждали, что они не свободны из-за своей работы. Так же они отвечали, что свободны только на 10-20%. Это показывает, что возможно эти люди склонны к альтруизму. Они считают, что, работая в колонии, они делают благое дело, ради которого можно пожертвовать своей свободой. Но все равно, эти люди хотят быть свободными, но скрывают это, даже от самих себя и держат все свои негативные эмоции в себе.

Один из респондентов открыто проявлял агрессию в своих ответах. Например, предложение «Я не могу быть свободным потому что - ..» он закончил, ответив: «вы напрягаете своими тестами»; предложение «При слове «свобода», мне в голову приходит мысль(ли) - …», респондент закончил: «что этот тест составили идиоты». Так же испытуемый оставил нам послание, написав сзади одной из методик: «Я в шоке от ваших тестов! Подобного бреда я не встречал!!!». Такие данные показывают, что у некоторых сотрудников на работе происходит накопление негативных эмоций, которые не находят конструктивного применения, и выливаются в виде агрессии на посторонних людей. В таких случаях необходима профессиональная психологическая помощь, для того, чтобы избежать негативных последствий, связанных с ухудшением психики и здоровья личности. Кроме того, нашими респондентами предлагалось оценить в % чувство собственной свободы и не свободы.

Таблица 1 - Оценка респондентами собственной свободы. (Среднее арифметическое по группам)

Заключенные

Сотрудники

Контрольная группа

Не свободен

50%

68%

55%

Свободен

65%

38%

43%

Из таблицы 1видно, что оценка личностной свободы у мужчин, находящихся в заключении, более высокая, у сотрудников колонии - наиболее низкая. Можно предположить, что это из-за того, что сотрудники понимают, что их регламентированный образ жизни им трудно изменить, оставаясь на прежней работе. В то время как заключенные осознают обратное: они скоро выйдут из колонии и окажутся на свободе, где их образ жизни не будет столь регламентирован. Они утверждают, что на данный момент только тюрьма им не даёт свободы. Полученные данные согласуются с теоретическим анализом литературы, об отличиях в образе жизни заключенных и сотрудников колонии, имеющих определённые обязанности, от которых отказаться не могут. Вся их деятельность, которую им необходимо осуществлять на рабочем месте, четко прописана - регламентирована. Так же, как и заключенные они обязаны делать только то, что написано в регламенте, но заключенные колонии находятся в таком положении, временно, а служащие на постоянной основе. Возможно, именно поэтому у сотрудников колонии оценка собственной свободы ниже, чем у её заключенных.

2.2.2 Результаты, полученные с помощью семантического дифференциала

Следующей нашей задачей было изучить представление о свободе у заключенных и сотрудников колонии поселения.

Семантический дифференциал состоит из пар противоположных друг другу по значению прилагательных, которые означают качественные свойства свободы. Респонденту необходимо выбрать одно из них, а степень выраженности отметить на шкале от 0-3. В результате обработки теста, мы хотим выявить общее представление о свободе у 3 групп мужчин и сравнить эти группы между собой. Методика представлена в виде приложения к дипломной работе.

Результаты показали, что в основном респонденты приписывают свободе положительные качества. Большинство респондентов ответили, что свобода: смягчающая, сладкая на вкус, делает мирным, делает самостоятельным, счастливым, ярким и сильным; она приятная и осознанная. В свою очередь, только заключенные говорят о том, что свобода ограничивает и делает зависимым. Возможно, они считают, что из-за желания стать свободными, они нарушили закон и попали в колонию, в которой они чувствуют себя ограниченными во многом и зависимыми. Так ответили 2 респондентов из 15.

Сотрудники колонии приписывали свободе, как положительные качества, так и отрицательные. Положительные качества такие же, как и в данных заключенных. Отрицательные качества: свобода делает агрессивным и несчастным; она опасная и ожесточающая. Эти данные можно объяснить тем, что мужчины работающие в колонии бояться быть свободными из-за того, что бояться что-то менять в своей жизни. Эти данные отражают основные идеи концепции Р. Мэя. Интересный факт отмечен в контрольной группе, где три респондента указали на то, что свобода делает слабее. Возможно, это объясняется тем, что для заключенных и сотрудников важно

Так же данные показали, что только контрольная группа говорила, о том, что свобода делает слабее. Возможно, это объясняется тем, что для заключенных и сотрудников важно чувствовать себя сильными, так как считают, что свободнее, тот, кто сильнее и чтобы, стать свободным надо быть сильным.

Из этих данных можно предположить, что заключенные колонии представляют себе свободу более положительно, по сравнению с её сотрудниками и контрольной группой. Это можно объяснить тем, что они находятся в заключении и больше чем другие ценят свободу - она для них более желанна, чем для тех, кто может ей пользоваться каждый день.

2.2.3 Результаты, полученные с помощью методики «ценностных ориентаций» М. Рокича

Следующей нашей задачей был анализ ценностных ориентаций у сотрудников и заключенных колонии.

С помощью методики «ценностные ориентации» М. Рокича мы выясняли важность ценности свободы, и какое место наши испытуемые ей отдают в своей жизни. В ходе анализа этой методики мы выяснили, что наиболее важна свобода, по сравнению с контрольной группой для заключенных колонии поселения.

При ранжировании ценностей свобода у всех присутствовала в первой десятке ценностей. Менее важна ценность свободы оказалась для сотрудников колонии поселения. Они свободу ставили в конце списка ценностей.

Данные заключенных по этой методике можно объяснить, так же как и по предыдущим методикам: находясь в заключении, они больше ценят свободу, чем люди находящиеся на свободе. Показатели сотрудников колонии мы можем объяснить, сравнив показатели с методикой незаконченных предложений, в которой мы узнали, что внутренне они не ощущают себя свободными. Тогда можно предположить, что люди работающие сотрудниками колонии осознают, что они не свободны работая на такой работе, но так как они не высоко оценивают важность свободы, они не хотят менять свой образ жизни, а следовательно и работу.

2.2.4 Результаты, полученные с помощью теста смысложизненных ориентации (СЖО)

С помощью этой методики мы хотим увидеть есть ли связь между субъективной оценкой собственной свободы и удовлетворенностью своей жизнью.

Таблица 2 - Средние значения субшкал и общего показателя ОЖ

Шкалы

1 -- Цели

32,9

2 -- Процесс

31,09

3 -- Результат

25,46

4 --ЛК-Я

21,13

5 -- ЛК-жизнь

30,14

Общий показатель ОЖ

103,1

Таблица 3 - Средние показатели по группам (среднее арифметическое)

Шкалы

Заключенные

Сотрудники

Контрольная группа

1 -- Цели

33,5

32,8

33,4

2 -- Процесс

31,2

28,4

31,4

3 -- Результат

26,5

25,2

25,8

4 --ЛК-Я

21,5

20,8

21

5 -- ЛК-жизнь

28

29,9

33

Общий показатель ОЖ

136,8

137,3

144,4

По таблице 2 видно, что все показатели как, по шкалам, так и по общему показателю ОЖ, находятся в пределах средних значений. В тоже время у сотрудников колонии, данные по 2-й шкале более низкие, по сравнению с заключенными и контрольной группой. Это говорит о том, что возможно группа сотрудников менее удовлетворена своей жизнью, чем остальные наши респонденты. Самые высокие значения по 5 шкале (локус контроля - жизнь или управляемость жизни) и по общему показателю ОЖ оказались у контрольной группы. Что показывает, что мужчины с регламентированным образом жизни, меньше, чем другие убеждены в том, что человеку можно контролировать свою жизнь, свободно принимая решения, которые помогут достичь главных целей в жизни.

По результатам 3-й и 4-й шкал можно говорить о том, что хотя у всех 3-х групп значения не выше среднего, у заключенных они более высоки, что говорит о том, что они больше удовлетворены тем, как прожили уже пройденный отрезок свой жизни и смогут построить свою жизнь, так как хотят. Возможно, это мнение заключенных об их жизни после того, как они выйдут из тюрьмы - они уверены, что смогут построить свою жизнь так, как хотят и добиться всех своих целей. У сотрудников же эти, значения, наоборот меньше остальных, из чего видно, что они меньше других довольны прожитой жизнью и не уверены в том, что человек свободен выбирать как ему нужно построить свою жизнь. Из этого можно предположить, что именно поэтому они остаются на своей работе, даже чувствуя на ней себя не свободными - они считают, что все предопределено и раз они так живут, значит так и надо жить. Они не верят, в то, что они смогут изменить свою жизнь, хотя возможно за этим скрывается страх, что-то менять в своей жизни.

2.2.5 Результаты, полученные с помощью методики Н. Холла на диагностику «эмоционального интеллекта»

Методика предложена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.

Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

1. эмоциональная осведомленность;

2. управление своими эмоциями (скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность);

3. самомотивация (скорее как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14);

4. эмпатия;

5. распознавание эмоций других людей (скорее умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

Таблица 4 - Средние значения (среднее арифметическое) по диагностике «эмоционального интеллекта» Н. Холла

Шкалы

Заключенные

Сотрудники

Контрольная группа

1.эмоц-я осведомленность

11

9,2

10,6

2.упр-е своими эмоциями

9,2

4

4,6

3.самомотивация

11,5

8,2

8,4

4.эмпатия

10,3

9,1

8,2

5.распознование эмоций др. людей

9,9

8,2

7,3

эмоц-й интеллект

42,8

40,1

38,7

Интегративный уровень эмоционального интеллекта определяется по следующим количественным показателям:

- 70 и более - высокий;

- 40-69 - средний;

- 39 и менее - низкий.

Количественные показатели уровня по шкалам:

- 14 и более - высокий;

- 8-13 - средний;

- 7 и менее - низкий.

Из таблицы №4 видно, что показатели всех 3 групп респондентов находятся на среднем уровне, как отдельно по шкалам, так и по общему уровню эмоционального интеллекта. Наиболее высокие показатели у группы заключенных. Это особенно заметно по шкалам 2 и 3: «управление своими эмоциями» и «самомотивация». По шкале 2 можно сказать, что заключенные лучше могут сдерживать свои эмоции, если это необходимо. Можно предположить, что это из-за того что, им необходимо управлять своими эмоциями, так как любое проявление негативных эмоций будет пресекаться охраной. Так же без управления своими эмоциями заключенным будет сложно находить общий язык со своими сокамерниками. Из этого можно сделать вывод, что это качество важно для выживания в условиях заключения в колонии и мужчины находящиеся в этой ситуации это понимают, и активно используют это качество в общении, как с охраной колонии, так и с такими заключенными, как и они. Это же касается и 3 шкалы, которая говорит о способности произвольно управлять своими эмоциями.

В свою очередь, у сотрудников по этим шкалам наиболее низкие показатели. Это говорит о том, что у них плохо развит неосознанный контроль своих эмоции, и о неумении ими управлять. Так же сотрудники колонии эмоционально не ригидны - не отходчивы, что так же говорит о плохом контроле своего эмоционального состояния. Мы предполагаем, что такие данные связаны с тем, что сотрудникам колонии приходиться справляться с большим количеством негативных эмоций, на рабочем посту.

Так же видно, что самый высокий эмоциональный интеллект оказался у заключенных. Это так же можно объяснить тем, что им он нужен для того чтобы «выживать» в заключении, при общении с охраной и с заключенными, и на воле для того, чтобы совершать преступную деятельность, по отношению к окружающим людям. Наиболее низкий эмоциональный интеллект оказался у сотрудников. Это говорит о том , что они плохо распознают эмоциональные состояния других людей, так же они плохо справляются со своими эмоциями. Учитывая, что их работа требует большой эмоциональной выкладки, у них может происходит накопление всех своих негативных эмоций.

Вывод

Таким образом, мы выяснили, что у сотрудников колонии и её заключенных представление о свободе разное, так же как и оценка того, насколько свободны сами испытуемые. Эти различия так же видны и внутри групп, но с меньшей дифференциацией.

Для заключенных ценность собственной свободы наиболее важна, чем для сотрудников колонии, поэтому и представляют они её в положительных красках. Для того, чтобы почувствовать себя свободными заключенным необходимо освободиться и оказаться среди близких людей, что они смогут осуществить в ближайшем будущем, так как сроки лишения свободы наших респондентов не превышают 1 года, поэтому и оценивают себя более свободными, чем сотрудники, которые работают там годами. Заключенные колонии обладают более высоким эмоциональным интеллектом, чем у её сотрудников, что облегчает им существование пребывания в колонии, за счет умения управлять своими эмоциями. Сотрудники колонии представляют свободу в более негативных красках, что является следствием того, что они считают, себя не свободными из-за своей работы, с которой они уходить не собираются, а следовательно и свободными почувствовать себя не смогут. Их выбор оставаться на прежней работе объясняется тем, что ценность собственной свободы для них не является приоритетной, и поэтому они могут ей пренебречь.

Заключение

В нашей работе мы провели теоретический анализ понятия свободы, в котором мы увидели большое количество различных мнений и походов на тему свободы, так как понятие свободы очень широкое и многогранное. Во всем этом многообразии мнений можно увидеть общее мнение, а именно то, что свобода- способность выбирать. Это же касается и нашего образа жизни, мы сами его выбираем. Даже когда он регламентирован у нас есть выбор: менять его или нет. Если же, человек чувствует себя не свободным и продолжает так жить, несмотря на внутренний дискомфорт, то опираясь на мнение Р. Мэй, можно утверждать, что это может быть связано с его нерешительностью, неспособностью вмешиваться в ход собственной жизни. В соответствии с нашей темой мы попытались дать определение понятию «регламентированный образ жизни». Для лучшего понимания образа жизни нашей выборки, мы проанализировали литературу, связанную с тем, чем отличается образ жизни в колонии, её сотрудников, и заключенных и что нам даёт право говорить, что он регламентирован. Мы увидели, что как на правовом, так и на бытовом уровнях жизни, все, что дозволено делать заключенному колонии прописано в законодательстве РФ и сделать то чего в нём нет, он не имеет права. Что же касается сотрудников колонии, то у них так же есть определённые обязанности, от которых отказаться они не могут. Все, что им необходимо делать на своей работе четко прописано - регламентировано. И тут очень важно понимать, что любой заключенный, в нашем случае, колонии поселения, где срок лишения свободы минимальный, осознает, что он в скором времени покинет это место и его образ жизни измениться. А сотрудники думают об обратном - их образ жизни, если и измениться, то не скоро.

Проанализировав теоретический материал мы сформулировали следующую гипотезу:

Подростки с ограниченными возможностями отличаются представлениями о свободе и некоторыми личностными характеристиками.

Наша тема «представление о свободе у подростков с ограниченными возможностями», в которой под ограниченными возможностями мы подразумеваем регламентированный образ жизни. Так как регламентированный образ жизни это - условия повседневной жизни, которые четко прописаны и которые трудно изменить, живя в обществе, то нам кажется, что наша выборка из сотрудников колонии и её заключенных кажется наиболее адекватной. Возрастные критерии контрольной группы были аналогичны возрастам сотрудников колонии и заключенных. Контрольная группа состояла из мужчин разных профессий. Итак, выборка научного исследования состояла из 45 человек, из них:

- 15 сотрудников колонии для несовершеннолетних, в возрасте от 26-40 лет;

- 15 заключенных колонии для несовершеннолетних, в возрасте от 13-14лет;

- Контрольную группу составляют 15 мужчин в возрасте от 13-39 лет.

В ходе нашего исследования были решены следующие задачи:

1. Изучили представление о свободе у заключенных и сотрудников колонии для несовершеннолетних;

2. Провели анализ ценностных ориентаций у заключенных и сотрудников колонии для несовершеннолетних;

3. Изучили смысложизненные ориентации заключенных и сотрудников колонии для несовершеннолетних;

4. Изучили уровень эмоционального интеллекта у заключенных и сотрудников колонии для несовершеннолетних.

Для ряда решения поставленных задач мы использовали следующие методики:

1. Метод незаконченных предложений

2. Семантический дифференциал Осгуда

3. Методика «ценностные ориентации» М. Рокича

4. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)

5. Диагностика «эмоционального интеллекта» Н. Холла

В нашем исследовании мы выяснили, что ценностно-смысловое понимание свободы у 3 групп разное (заключенные, сотрудники и контрольная группа).

Группа заключенных характеризуется тем, что во-первых, для них свобода - радость и счастье. В целом, они представляют свободу, в положительных красках, считая, что она делает человека счастливым, ярким, сильным и т. д., что говорит о том, что заключенные колонии хотят быть свободными, но так же они считают, что свобода ограничивает и делает их зависимыми, что может быть связано с тем, что, они считают, что из-за желания стать свободными, они нарушили закон и попали в колонию, в которой они чувствуют себя ограниченными во многом и зависимыми.

Они высоко оценивают важность ценности свободы. Это же касается и оценки чувства собственной свободы, которая у них более высокая, чем у сотрудников колонии и контрольной группы.

Для того, чтобы чувствовать себя свободными заключенным надо оказаться дома среди родных и близких, ради которых если нужно будет, они пожертвуют своей свободой. Заключение в колонии мешает им быть свободными.

Самый высокий эмоциональный интеллект из 3 групп респондентов, оказался у заключенных, который облегчает им существование пребывания в колонии, за счет умения управлять своими эмоциями, а так же умения «считывать» эмоции других людей.

Заключенные больше, чем сотрудники и контрольная группа удовлетворены тем, как прожили уже пройденный отрезок свой жизни и уверены, что смогут построить свою жизнь, так как хотят.

Группа сотрудников характеризуется тем, что они не чувствуют себя свободными из-за своей работе, на которой они работают многие годы, и скорее всего, с которой уходить не собираются, а следовательно и свободными почувствовать себя не смогут. Их выбор оставаться на прежней работе объясняется тем, что ценность собственной свободы для них не является приоритетной, и поэтому они могут ей пренебречь.

Сотрудники колонии готовы пожертвовать своей свободой ради семьи, либо ради высокой цели, которой может служить работа в колонии. Оценка личностной свободы у них меньше, чем у заключенных и контрольной группы, что объясняется тем, что сотрудники понимают, что их регламентированный образ жизни им трудно изменить, работая на прежней работе.

Эмоциональный интеллект оказался у сотрудников ниже, чем у заключенных и контрольной группы. Это говорит о том, что они не умеют справляться со своими негативными эмоциями, которые копятся в них и не находят конструктивного выхода. Это отражается и на общей оценке удовлетворенностью жизни, так как, по сравнению с контрольной группой, сотрудники менее удовлетворены своей жизнью и не уверены в том, что человек свободен выбирать, как ему нужно строить свою жизнь.

Из всего вышесказанного можно предположить, что сотрудникам необходима психологическая помощь, для общего поднятия эмоционального фона и для поддержания состояния внутреннего комфорта, в которое входит так же и чувство собственной свободы. Для этого в колониях поселения необходимы комнаты психологической разгрузки, чтобы общее настроение сотрудников было положительное, не угнетенное, тем, что они чувствуют себя несвободными из-за своей работы.

Таким образом, мы образом мы подтвердили нашу гипотезу, в которой мы говорим о том, что подростки с ограниченными возможностями отличаются представлениями о свободе и некоторыми личностными характеристиками.

Список использованной литературы

1. Балл, Г.А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие / Г.А. Балл // Психол. журн. 1997. - Т. 18. № 5. - С. 7-19.

2. Бобылева, И. Ю. Длительные сроки лишения свободы / И. Ю. Бобылева - М. - 1992.

3. Васильева, Ю.А., Леонтъев, Д.А. Этогенический подход к изучению социальных отклонений / Ю. А. Васильева, Д. А. Леонтьев // Иностранная психология. 1994. - Т. 2. № 2(4). - С. 83-86.

4. Водолазский, Б.Ф. Психологические особенности личности осужденного / Б. Ф. Водолазский - Омск: Высшая школа милиции - 1982.

5. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет / Г. Ф. В. Гегель. - М.: Мысль - 1971. - Т. 2.

6. Дементьев С.И. Построение уголовно-правовых санкций в виде лишения свободы / С. И. Дементьев - 1986.

7. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: "Феникс" - 2001 - 576.2.

8. Калитеевская Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию / Е. Р. Калитеевская // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 231-238.

9. Камю А. Бунтующий человек / А. Камю - М.: Политиздат - 1990.

10. Коваль М.И. Социально-правовая адаптация лиц, отбывших длительные сроки лишения свободы: Дисс. канд. юрид. наук. / М. И. Коваль. - Рязань: РИПЭ МВД РФ - 1995. - 78 с.

11. Кузьмина Е.И. Психология свободы / Е. И. Кузьмина - М.: Изд-во Моск.ун-та -1994.

12. Леонтъев Д.А. Очерк психологии личности / Д. А. Леонтьев - М.: Смысл - 1993.

13. Леонтъев, Д. А. Пилипко, Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования / Д. А. Леонтьев, Д. А. Пилипко // Вопросы психологии. 1995. - № 1.- С. 97-110.

14. Леонтьев, Д. А. Психологический журнал / Д. А. Леонтьев // Том 21 - №1 - 2000.

15. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. / М. К. Мамардашвили - 2-е изд., доп. - М.: Прогресс, 1992.

16. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу - М.: Смысл - 1999.

17. Михлин, А.С. Общая характеристика осужденных (по материалам контрольной переписи осужденных 1994 года) / А. С. Михлин -Под ред. П.Г.

18. Мищенкова, О. Р. / О. Р. Мищенкова - М.: ВНИИ МВД России - 1996. - 58 с.

19. Михлин, А. С. Уголовно-исполнительный кодекс: общие положения / Михлин А. С. // Российская юстиция, 1997 г.- N 4.

20. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше - Соч.: В. 2 т. М.: Мысль - 1990. - Т. 2. С. 5-237.

21. Петровский В. А. Личность в психологии / В. А. Петровский - Ростов Н/Д.: Феникс - 1996.

22. Петровский В. А. Очерк теории свободной причинности // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / В. А. Петровский - Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл - 1997. - С. 124-144.

23. Пригожин, И. Стенгерс, И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс - М.: Прогресс - 1986.

24. Сартр, Ж. П. Тошнота: Избранные произведения./ Ж. П. Сартр - М.: Республика - 1994.

25. Селиверстов, В.И., Филимонов, О.В./ В. И. Селиверстов, О. В. Филимонов - Правовое положение осужденных. М. - 1997.- С.11.

26. Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право России / В. И. Селиверстов - М. - 2005. - С.120.

27. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984.

28. Социология и психология осужденных в местах лишения свободы / Учебно - методическое пособие - Под общ. Ред. Д- Ра. Юрид. Наук, канд. Псих. Наук, проф. О.Г. Ковалева. - М.: НИИ ФСИН России, 2005.- 120 с.

29. Сундуров, Ф. Р. Лишение свободы и социально-психологические предпосылки его эффективности / Ф. Р. Сандуров - 1980.

30. Ткачевский Ю. М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний / Ю. М. Ткачевский - М. - 1997.

31. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / под ред. В.И. Селиверстова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 574 с.

32. Уголовно-исполнительное право: Учебник: В 2 т. Т.1: Общая часть / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.; Рязань: Логос. - Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. - 2006. - 444 с.

33. Уголовно-исполнительное право: Учебник: В 2 т. Т. 2: Особенная часть / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. - М. - Рязань: Логос - академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний - 2006. - 600 с.

34. Уголовно-исполнительное право: Учебник для вузов / Отв. ред. А.С. Михлин. - М.: высшее образование, 2006. - 431. - (Основы наук).

35. Ушатиков, A.M., Казак, Б. Б. Психология основных средств исправления и ресоциализации осужденных./ А. М. Ушатиков, Б. Б. Казак - Рязань, 2001 г. - 122 с.

36. Ушатиков, А.И., Казак, Б.Б. Основы пенитенциарной психологии / А. И. Ушатиков, Б. Б, Казак - Учеб. Под ред. С.Н. Пономарева. - Рязань: Академия права и управления Минюста России - 2001.

37. Франкл, В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

38. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм - М.: Прогресс - 1990.

39. Фромм, Э. Душа человека/ Э. Фромм - М.: Республика- 1992.

40. Характеристика личности осужденного (социально - психологический портрет) / Учебно-методическое пособие. - М.: НИИ УИС Минюста России- 2004.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты