|
Представление себя другим как способ самопознания
шестом задании мы попросили респондентов написать спектакль о себе. Мы предполагали, что каждый в результате выполнения этого задания создаст некий целостный образ «Я Другой», посмотрит на себя и свою жизнь глазами другого, с позиции другого. Также мы попросили описать зрителя, с целью выяснить какой Другой должен быть цензором, какому Другому человек хочет открыться.Далее мы попросили придумать героя и героя противоположенного пола и придумать им жизни. Согласно З. Фрейду, К.Г. Юнгу, Ж. Лакану и др., придумывая героя, фантазируя, человек проецирует себя на этого героя, т.е. становится другим. Давая это задание, мы рассчитывали дополнить образ Другого, выделить типичные сюжеты и героев, а также рассмотреть Другого с точки зрения гендерной принадлежности.Через месяц мы дали повторное задание на самоописание с целью выявить изменения в самопознании, произошедшие в результате представления себя другим. Образцы методик можно посмотреть в Приложении II.Всего в эксперименте приняло участие 40 человек женщин и мужчин в возрасте от 20 до 50 лет. Для эксперимента мы взяли людей в возрасте молодости и взрослости. В молодости происходит активное развитие самосознания. Человек начинает осмысленно строить свое будущее, ориентируясь на жизнь в целом. Во всех сферах жизни обнаруживается стремление к самовыражению. Молодой человек сталкивается с необходимостью множества выборов: выбора профессии и начало профессиональной карьеры, выбор брачного партнера, друзей и т.д. Все это дает возможность обрести свое место в жизни, реализовать индивидуальные смыслы жизни. Молодой человек стремиться «быть самим собой», «самореализоваться», «наитии свое призвание». Самопознание, самопринятие - важнейшие условия самореализации. Кроме того, в молодости человек способен отнестись к себе реалистично, принять плюсы и минусы своего характера, осознать свои личностные особенности. Особое значение приобретает внутренняя душевная жизнь. У человека появляется интерес к самому себе не только как к индивиду, личности, но и как к экзистенции - воплощению предназначения, реализации смысла, обретению подлинного «Я». В молодости человек стремиться понять собственную душу как законченное целое. Поэтому молодые люди стремятся попробовать себя во всем, стремятся к новизне, к переменам, к достижениям. В связи с этим для них становится наиболее актуальным проблема представления себя другим как способ попробовать разные возможности, попробовать себя, а следовательно и познать себя.Взрослость - это время самореализации. Производительность и продолжение себя - главные характеристики личности. Взрослый умеет брать на себя ответственность за самореализацию, он уверен в себе и в своих силах, он способен защитить собственные принципы, способен преодолевать трудности. В тоже время к 40 годам вместе с устойчивостью жизни и уверенностью в себе появляется сомнение, связанное с оценкой жизненного пути, с пониманием «сделанности» жизни. Человек переживает отсутствие новизны, спонтанности жизни, когда «каждый день одно и тоже», и в тоже время отсутствие возможности в ней что-либо изменить. Жизнь кажется краткой для осуществления всего желаемого, поэтому приходится отказываться от явно недостижимых целей. Взрослый человек одновременно переживает и чувство стабильности, и смятение по поводу того, действительно ли он правильно понял и реализовал свое настоящее предназначение. Он подводит предварительный итог своей жизни, оценивает свою предшествующую жизнь. Если же оценки негативны, то человек сталкивается с необходимостью изменить свою жизнь, «прожить ее по-другому». Для этого он обращается к своим внутренним резервам, к своим возможностям исправить ошибки, найти новые пути самоактуализации. Взрослый человек хорошо понимает, что прошлое не изменишь: нельзя вновь стать 20-летним, нельзя изменить сделанные выборы, нельзя сменить свои ценности. Но всегда есть возможность найти новые смыслы в уже привычных делах. Взрослость преодолевает переживание того, что жизнь не во всем реализовалась, что не все мечты осуществились, и создает философское отношение и терпимость к прошлым неудачам, принятие своей жизни такой как она складывается, ценностное отношение к ней. Для этого необходимо самопознание, привлечение внутренних личностных резервов. Проживание других жизней, пусть и вымышленных, создает основу для дальнейшего развития.Во многих исследованиях [18] прослеживается динамика переживания осмысленности жизни: наиболее осмысленной жизнь кажется людям в возрасте от 25 до 35лет и после 50 лет; наименее осмысленной - от 20 до 25 и от 35 до 50 - «низкая плата». На стадии низкой платы человек испытывает дискомфорт, ощущает внутреннюю пустоту, невозможность повлиять на события, переживает «экзистенциальный вакуум» (В. Франкл). В этот период человек замыкается на самом себе, решает как ему жить дальше. В этот период самопознание является особенно важным. 3.2 Анализ и интерпретация результатов. ВыводыАнализ результатов осуществлялся как качественно (содержательно анализировались ответы каждого испытуемого индивидуально), что позволяет проследить особенности представления себя другим, так и количественно (анализировалась частота ответов определенного типа на разные задания), что позволило сделать обобщение полученных данных и сделать вывод о том, подтвердились ли наши гипотезы или нет. Для доказательства гипотезы о том, что, представляя себя другим, человек планирует собственное развитие, мы предприняли следующие процедуры: 1) выяснили, каким испытуемый хочет быть - желаемое самоописание; 2) сопоставили выделенные им характеристики с характеристиками, которые он теми другими, в роли которых себя представляет; 3) выяснили каким испытуемому представляется его будущее; 4) сопоставили это представление о собственном будущем с развитием сюжета представления себя другим. Для доказательства гипотезы о том, что в процессе представления себя другим человек часто реализует потребности и желания, принципиально неосуществимые в реальной жизни мы предприняли следующее: 1) выявили какие потребности и желания каждый испытуемый считает неосуществимыми; 2) выявили степень удовлетворенности реальной жизнью; 3) сопоставили это с тем, какие потребности и желания осуществляют испытуемые в качестве других. Для выяснения предположения, что культурные тексты являются источником, из которого черпаются образы других, мы использовали следующие приемы: 1) выяснили круг чтения испытуемых; 2) выяснили склонны ли испытуемые видеть в персонажах себя, свою судьбу, хотят ли они походить на какого-либо персонажа; 3) проследили представляют ли испытуемые себя в роли каких-либо персонажей, каких именно. Для подтверждения предположения, что представляя себя другим человек лучше представляет каков он есть мы провели повторное тестирование на самоописание с целью проследить: 1) расширился ли набор характеристик, которыми субъект описывает себя; 2) вошли ли в этот набор характеристики тех других, в роли которых себя представлял субъект; 3) увеличилось ли количество шкал, присутствующих в самоописании. Кроме того, содержание представлений себя другим мы анализировали на предмет того, какие модусы в них представлены. Их мы сопоставили с теми модусами, которые получились в результате интерпретации собственной жизни испытуемых.Так как в чистом виде нас не интересовал психологический портрет каждого испытуемого, то результаты по FPI мы интерпретировали параллельно с результатами по другим методикам. Профили никак не отразились ни на желании испытуемых представлять себя другими, ни на особенностях этих представлений. Мы можем сделать вывод, что человеку свойственно представлять себя другим независимо от его личностных особенностей. Полученные результаты по FPI представлены в Приложении III.Собственно полученные нами личностные профили мы сопоставляли с реальными самоописаниями, чтобы выявить начальный уровень того, какими себя считают испытуемые, насколько хорошо они себя знают. Сопоставление самоописаний (какой я есть - реальное самоописание) и личностных профилей дало нам следующую картину (см. Приложение IV): мы не обнаружили противоречивых самоописаний, а также самоописаний противоречащих полученным личностным профилям. Однако следует отметить, что не все шкалы присутствовали в самоописаниях. В среднем каждый испытуемый отразил в самописании от 3 до 7 шкал. Чаще всего отражались шкалы №3 (депрессивность) - пессимистичный, неуверенный, грустный или смелый, уверенный, веселый, жизнерадостный, беспечный; №5 (социальная активность) - общительный, дружелюбный, одинокий; №6 (уравновешенность) - уверенный, упорный, спокойный, тревожный; №8 (застенчивость) - робкий, скромный, отважный, смелый; № 9 (открытость) - открытый, доверчивый, замкнутый, подозрительный; № 10 (экста-интроверсия) - общительный, активный, предприимчевый, эмоциональный. Подобная картина может свидетельствовать о том, что некоторые личностные особенности не осознаются или же не признаются существенными. В тоже время непротиворечивость профилей и самоописания свидетельствует в достаточно высоком уровне самопознания и откровения испытуемых.Мы сопоставили реальное самоописание и желаемое самоописание (каким я хочу быть). В желаемых самоописаниях испытуемые указывали в основном положительные черты - это были либо универсальные положительные качества (типа добрый, талантливый, умный, дружелюбный, красивый), либо качествами, оценивающимися положительно в русской культуре (типа терпеливый, трудолюбивый, духовный, мудрый), либо «предпринимательскими» качествами, способствующими успешности в современном мире (типа упорный, удачливый, твердый, решительный, рисковый, современный). Возможно это связано с тем образом, который проповедуется в современном обществе, а именно с образом во всех отношения положительного и успешного человека. Возможно, что выбор положительных качеств связан с «социальной желательностью», вызванной ситуацией опроса. В желаемых самоописаниях испытуемые желали либо усилить некоторые свои качества, либо приобрести новые качества. Для нас важно, какие качества имеют те другие, в роли которых себя представляют испытуемые.Мы проанализировали автобиографии и комментарии к ним. Это дало нам возможность выяснить основные события в жизни испытуемых, отношение к ним, их интерпретацию собственной жизни, чтобы в дальнейшем сопоставить ее с переживаемой другой жизнью. Когда мы попросили написать краткую автобиографию из 10 предложений, мы получили в целом «официальную» биографию - перечень нормативных событий: рождение, учеба в школе, учеба в институте, карьера, создание семьи, рождение детей. Можно сделать вывод, что подобные биографии рассчитаны на внешнего, стороннего слушателя. Они в значительной степени формализованы. Далее мы попросили прокомментировать свою автобиографию: выделить наиболее значимые события и выстроить ассоциативные цепочки к каждому из них. Это представляет собой некоторый избыток автобиографии. Хотя в подавляющем большинстве случаев выделенные события встречаются и в официальных биографиях, но отношение к ним неоднозначное. Например, «учеба в институте - друзья, любовь, буйство в общаге, весело, диплом», «учеба в институте - друзья, умные профессора, интересная практика», «институт - скучные лекции, разочарование, экзамены». Это уже позволяет выделить некий общий повествовательный мотив или несколько таких мотивов, некое «доминирующее настроение» в жизни. Подобные события, даже если они вполне заурядные, по тем или иным причинам выпадают из повседневности. Это указывает на некую «смысловую наполненность» события. Возможно, этот смысл будет транслироваться и считываться из сюжетов жизни других.Мы попросили респондентов описать идеальную судьбу. Мы должны были проследить какая судьба считается идеальной, совпадает ли она с судьбой респондента, прослеживается ли она в дальнейшем в представлении себя другим. В целом мы получили некоторый перечень событий, которые должны случиться с человеком, чтобы его судьбу можно было назвать идеальной. Для 62,5% испытуемых идеальная судьба определяется достижением успехов в различных сферах: семья, образование, карьера, здоровье, материальные приобретения. Например: «Самое главное - это семья: любимый муж, дети. Потом интересная работа, успех в ней. Ну и дом, куда можно придти, отдохнуть, куда можно привести своих родных, друзей». Для 20 % испытуемых идеальная судьба - это насыщенность жизни разнообразными приятными сюрпризами, яркими событиями. «Главное, чтобы человек не сидел и не скучал, вообще надо попробовать все». У многих испытуемых - 37,5% - встречается мотив удачи, «халявы», как необходимого компонента идеальной судьбы. «Идеальная судьба та, где тебе везет и ты не прикладываешь почти никаких усилий для достижения успеха» Единичными были такие мотивы как власть, спокойствие и размеренность, отсутствие трудностей и проблем. Некоторые испытуемые 22,5% подчеркивали индивидуальный характер термина «идеальная судьба», подчеркивая тем самым индивидуальную интерпретацию и собственное понимание данного оборота. Все пришли к выводу что их судьба лишь частично совпадает с идеальной, а у некоторых из них - (7,5%) - вовсе не совпадает с идеальной. 25% испытуемых указывают на временный характер этого явления, они предполагают, что со временем добьются желаемого или изменится ситуация. 32,5% полагают, что никто не имеет идеальной судьбы и они в том числе. Никто из испытуемых не считает свою судьбу негативной (та судьба, которую им не хочется, чтобы она им досталась). Негативная судьба определяется неуспешностью в во всех значимых сферах, судьба неудачника, а также присутствие в жизни плохих ненормативных событий, таких как потеря близких, лишение свободы, болезни близких и т.д. Итогом стало написание некоего вывода «Моя жизнь - это…» Мы получили некий общий мотив интерпретации собственной жизни и себя в контексте этой жизни, определение некоего центрального модуса существования. Например: моя жизнь - испытание, я должен выстоять; моя жизнь - праздник, я радуюсь; моя жизнь борьба, я - борец; моя жизнь труд, я - работник и т.д (рис.1) Рис. 1 Модусы, в которых интерпретируется собственная жизнь.Как видно из рисунка, чаще всего собственная жизнь интерпретируется в модусах долга («Моя жизнь - это миссия на благо человечества…»), заботы (Моя жизнь - это помощь близким, воспитание дочери»), одиночества («Моя жизнь - это моя жизнь с моими радостями и моими трудностями») и страдания («Моя жизнь - это серые, скучные будни»)Можно предположить, что данный мотив, возникнув один раз в попытках осмыслить и объяснить свою жизнь, может усматриваться как действующий и в других обстоятельствах, особенно, если субъект счел его доказанным последующими обстоятельствами, а также прослеживаться в сюжетах представления себя другим. Однако, мы попросили испытуемых 10 раз продолжить фразу «Жизнь - это». Все смогли продолжить эту фразу минимум 4 раза, причем полученные смысловые конструкции не совпадают с полученным в итоге мотивом собственной жизни. Следовательно, респонденты допускают возможность других интерпретаций их собственной жизни, или жизни других, «не моей жизни». Интересным является и тот факт, что 25% испытуемых смогли выделить персонаж, который похож на них судьбой. Причем, интерпретация его жизни совпала с главным модусом собственной жизни. Таким образом, субъект пытается усмотреть в культуре через Другого мотивы собственной жизни и, возможно, предположить, что ожидает его в будущем.Следует отметить, что своей жизнью удовлетворены только 15%. Никому из испытуемых не удалось реализовать все, что хотелось. Многие хотели бы что-либо изменить в своем прошлом: поступки, жизненные выборы, отношения с людьми. То есть мы видим неудовлетворенность своим прошлым. У всех нашлись «три заветных желания» - в основном это желание успеха в различных сферах деятельности, желание более насыщенной жизни, то есть испытуемые пытались довести свою жизнь до идеала. Были и некоторые желания из разряда «просто хочется»: научиться кататься на коньках, вернуться на некоторое время в прошлое, узнать будущее, еще три желания на всякий случай и т.д. 42,5 % испытуемых не могут осуществить все, что хотят в принципе. В общем добиться желаемого испытуемым мешают обстоятельства и личностные особенности. Настоящая повседневная жизнь приносит удовлетворение 70%, однако и они желают разнообразия. Все свои надежды респонденты связывают с будущим. От будущего ожидается реализация своих желаний, которые сегодня не осуществимы, но их реализация возможна. 52,5% хотелось бы изменить что-либо в своей личности - желаемый результат описывался в среднем 2 - 5 прилагательными, которые присутствовали в желаемом самописании. 77,5% хотелось бы по-другому проявить себя, 27,5% признались, что мечтают о фантастическом, 82,5% думают, что их жизнь могла сложиться по-другому. Таким образом, это свидетельствует о том, что все испытуемые хотят в той или иной степени побыть другими, а следовательно и представляют себя другими.Задание №5 было направлено на выяснение круга чтения и интересов. Наши испытуемые оказались довольно читающей публикой. Некоторые предпочитали смотреть фильмы. Среди любимых книг присутствуют книги трех видов: 1) классические литературные произведения, фильмы, которые смотрели все. Например: «Мастер и Маргарита», «Идиот» и т.д., фильм «Москва слезам не верит», комедии Э. Рязанова; 2) тексты, которые наиболее распространены в тот или иной период: «Тихий Дон», романы Д. Стилл, произведения Р. Толкиена и т.д.; 3) книги, которые не распространены, но субъект обнаружил в них что-либо важное для себя: Э. Крапп «Боги с небес», Г. Гессе «Игра в бисер», М. Расул «За день до любви». Мы получили некий набор текстов, из которых могут черпаться образы других. Далее мы попросили испытуемых назвать любимых персонажей. Персонажи в основном были героями любимых книг. Например: любимая книга «Граф Монте-Кристо» - любимый герой - граф, привлекает - ум, благородство, смелость. Следует отметить, что только у 7,5% испытуемых хотя бы один любимый персонаж совпал с теми, на которые они считают себя похожими, но как любимые и как похожие они содержат разные характеристики. Однако сам факт совпадения косвенно говорит нам о высокой степени самопринятия. У 25% испытуемых совпали любимые герои и те, у которых хотелось бы позаимствовать что-либо, у 67,5% совпали характеристики. В целом в качестве любимого персонажа можно назвать классического положительного героя, который обладает уверенностью в себе и своих силах, добротой, отзывчивостью, мудростью, смелостью, силой, общительностью и находчивостью. На него же в основном и хочется походить испытуемым. Таким образом, в культуре закрепляется положительный образ, который добивается успеха, на него ориентируются, следовательно он является идеалом, видимым как другой, на которого следует походить.Мы предложили респондентам выделить нелюбимых персонажей. У всех испытуемых отрицательные герои и их характеристики не совпали с персонажами и их характеристиками, на которых испытуемые похожи или хотели бы походить. Нелюбимые герои описываются антонимами тех прилагательных, которые присутствуют в желаемом самоописании и в описании персонажей, на которых хочется походить. В целом мы имеем дело с отрицательным героем - злым, мстительным, жестоким; кроме того антипатичны неудачники, глупые и трусливые герои. Другой в этом случае выступает как антигерой, антипод, от которого следует максимально отличаться, а по возможности и бороться с его появлениями в себе. Этот образ антигероя также содержится в культурных текстах.Мы соотнесли самоописания с характеристиками тех героев, на месте которых себя представляют испытуемые. Это дало нам возможность ответить на вопрос о том, могут ли герои культурных текстов быть другими, можно ли в них усмотреть себя, свою судьбу, хочется ли побыть на их месте. Все испытуемые смогли указать хотя бы 1 - 2 персонажей которые очень похожи на них (или чем-то напоминают их, возможно в какой-то жизненный период). Значит, респонденты склонны сравнивать себя с героями художественных текстов и в принципе ставят себя на их место. Эти персонажи содержат в себе от 2 до 6 прилагательных, использованных в реальном самоописании или их синонимов. Например: Соня из «Войны и мира» - семейная и романтичная, Доктор Браун «Назад в будущее» - трудолюбивый, умный, находчивый, Татьяна Ларина - доверчивая, мечтательная, скромная, наивная. Это является свидетельством того, что сталкиваясь с различными текстами наши респонденты пытаются увидеть в героях собственные качества, либо присваивают качества этих персонажей себе. Таким образом персонажи являются образами Других, в которых респонденты пытаются увидеть себя, с помощью которых они пытаются обозначить себя. Персонаж - Другой является в этом случае неким alter Ego испытуемого. Также все испытуемые смогли выделить героев (хотя бы одного), у которых они хотели бы позаимствовать некоторые черты. Например: Золушка - добрая, терпеливая, Буратино - хитрый, выносливый и т.д. Персонаж как Другой в этом случае выступает в качестве некоторого идеала. Характеристики этих персонажей описываются прилагательными, которые содержатся в желаемом самоописании (от 2 до 5 прилагательных). Однако, среди персонажей, у которых хочется позаимствовать некоторые черты, 12,5% испытуемых выделили отрицательных героев, но найденные у них черты можно назвать положительными (например, у Кощея Бессмертного хотелось позаимствовать чудесную способность не умирать). Таким образом, литературные произведения и фильмы предоставляют человеку набор различных особенностей Других в контексте определенной ситуации, которые в принципе можно и хотелось бы позаимствовать. Герои произведений являются теми другими, в которых усматривается собственная судьба, собственные особенности, на которые хочется в той или иной степени походить.Выяснив, какими наши респонденты сами себя интерпретируют, как интерпретируют свою жизнь, в какую сторону хотели бы развиваться, какие желания осуществить, мы приступаем к анализу того, какими именно другими себя представляют наши респонденты.В начале мы предоставили испытуемым виртуальную возможность прожить другую жизнь. 75% сменили имя, 40% - время и место рождения, 87,5% - род занятий, 7,5% - пол. Смену пола испытуемыми можно объяснить неадекватной гендерной идентичностью, что подтверждает и личностный профиль по шкале маскулинность-феминность: их личностные особенности и паттерны поведения свойственны лицам противоположенного пола. В качестве основных черт характера указываются 3-6 прилагательных практически полностью повторяют прилагательные, указанные в желаемом самоописании, или являются их синонимами. Значит, испытуемые, представляя себя другими, пытаются проявить себя в желаемых качествах, оценить, пригодятся ли им эти качества в их дальнейшей жизни. Таким образом осуществляется самопроектирование. Судьба у 42,5% испытуемых совпадает с идеальной по их мнению судьбой. В этой другой жизни реализуются те желания, которые они не достигли в реальной жизни. Мы можем сделать вывод, что в представлении себя живущим другую (не эту) жизнь часто реализуются те потребности и желания, которые неосуществимы в реальности. 25% придумали собственный фантастический сюжет. Основные мотивы, которые реализуются в нем - это победы на разных фронтах (в бою, в любви, в делах и т.д.), везенье и разнообразные авантюрные приключения, неожиданное превращение и раскрытие внутренних положительных качеств. Это еще раз подтверждает наше предположение о том, что в выдуманных других жизнях часто осуществляются потребности и желания принципиально неосуществимые в реальной жизни: нельзя быть пиратом и нападать на испанские галеры, нельзя сражаться на рыцарском турнире средневековья, как и нельзя путешествовать на машине времени. Это позволяет заключить, что в представлении себя другим человек пробует посмотреть на себя со стороны как на обладателя желаемых качеств и попробовать предсказать ситуацию, когда эти качества помогут ему добиться желаемого результата. Значит, в представлении себя другим человек реализует те потребности и желания, которые он считает неосуществимыми, и в тоже время пытается выявить те качества, которые ему могут помочь добиться желаемого, т.е. те качества, которые необходимо развивать в себе. В пользу этого свидетельствует и то, что персонажи не были статичными, а представлялись в развитии. Например: «До 4 лет девочка воспитывается в семье, потом ее отдают в монастырь. Там она много читает, становится умной и образованной. Потом она становится придворной дамой, выходит замуж. У нее появляются дети. Вскоре муж умирает. Она страдает, снова обращается к королеве. Королева назначает ее на работу в Академию наук. Она становится ученым. Жизнь проводит в окружении детей, поклонников». Из нашего примера видно, что персонаж проходит некое развитие. Героиня становится умной - это такой, каким бы хотел быть испытуемый. Способ развития в себе этого качества - чтение книг. Ум героине позволяет добиться желаемого: любви, интересной работы. Важно отметить следующее: 17,5% испытуемых хотели бы прожить жизнь в качестве литературных или киношных персонажей, что является подтверждением предположения о том, что культурные тексты являются источником других жизней, проживая которые можно попробовать себя в других ролях, образах, обстоятельствах. В этом задании больше всего мы выявили такие модусы как дуальный модус, модус свободы, модус долга, модус познания, творчества и модус игры. Т.е. в представлении себя другим открылись новые возможности самоинтерпретации и самовыражения. Новые возможности самоинтерпритации дают человеку возможность лучше понять, каков он есть на самом деле.Далее мы попросили испытуемых представить себя актерами и сыграть роль в спектакле или кино в разных жанрах: сказка, любовный роман, приключения, сериал, современное произведение. Разные жанры подразумевают разные обстоятельства, т.е. возможность попробовать себя в разных обстоятельствах, в роли разных других. В целом испытуемые представляли себя в роли положительных героев. Однако 15% выбрали некоторых отрицательных персонажей - Мачеха, Кощей, Дракула и т.д. В описании этих героев присутствовало оправдание их за злые намерения. В финалах эти герои «перевоспитывались» и становились добрыми. Выбор подобных персонажей можно объяснить теневыми проявлениями самости, проявлением и выражением агрессивных импульсов, которые табуируются обществом, культурой и самой личностью. Представляя себя отрицательным героем, человек пытается выразить эти стремления в приемлемой форме и тем самым совладать с ними. Представление себя злым другим дает возможность реализовать те потребности, осуществление которых недопустимо в обществе, следовательно, их невозможно реализовать в реальности. Переживание подобных отрицательных персонажей может быть интерпретировано и как попытка более рельефно высветить свои положительные качества в сравнении с отрицательными, т.е. речь идет о представлении себя другим анти - Я.В большинстве своем испытуемые хотели сыграть хороших героев, представить себя «хорошим другим». В описаниях играемых персонажей (Других) присутствовали прилагательные из реальных и из желаемых самоописаний. Возможно, субъект таким образом пытается совместить свои реальные качества и желаемые, чтобы в итоге получить некий целостный, завершенный, не противоречивый образ самого себя, а также оценить возможные ситуации, когда возможно подобное сочетание качеств и принесет ли оно успех в деле.У 70% испытуемых персонажи пытались и успешно реализовывали некоторые из тех желаний, которые испытуемый считал неосуществимыми в своей собственной жизни. Кроме того, все персонажи попадали в фантастические условия, которые позволяли им осуществить свои желания. У 80% респондентов персонажи осуществляли фантастические желания, которые принципиально неосуществимы в реальной жизни: например, спасение Земли от инопланетян, изобретение волшебного элексира, победа в рыцарском турнире и т.д. В целом можно сказать, что все персонажи осуществляют желания неосуществимые в реальной жизни или в силу того, что человек их считает неосуществимыми, или они просто фантастические, принципиально нереальные. Хотя за каждым желанием стоит потребность, которую так или иначе можно удовлетворить. Фактически мы обнаружили все потребности, выделенные Г. Мюрреем. Наиболее часто встречающиеся потребности это: потребности в достижении, в аффилиации, в преодолении трудностей, в повиновении, в доминировании, в опеке, в поиске помощи, в познании. 57,5 % испытуемых в той или иной степени реализовывали через персонажей универсальные человеческие потребности: потребность в общении, в связи с другими, потребность в творчестве, преодолении, потребность в познании. Итак, мы видим, что герои, те другие, в роли которых представляют себя испытуемые, по большей части реализуют те желания и потребности, которые респонденты не могут реализовать в реальной жизни. Эти другие обладают такими качествами, которые помогают им добиться желаемого, теми, которые хотят развить в себе испытуемые. Обнаруженные нами сюжеты весьма разнообразны. Большая часть из них была посвящена выполнению трудных задач - типа спасение вселенной, борьба с монстрами, спасение кого-либо, сохранения кого-либо, помощь кому-либо и т.д. В этих сюжетах реализуется в основном модусы заботы, долга. Часто мы встречали любовные сюжеты, где герои стремятся соединиться со своими избранниками (осуществление дуального модуса). Модус познания был представлен сюжетами разнообразных похождений героев с целями «мир посмотреть», или найти себя. Встретили мы и разнообразные «трикстериады» - истории про неожиданные находки, авантюрные приключения, превращения и потешные истории - в которых прослеживался модус игры. Таким образом мы видим, что представление себя другим дает новые возможности для самоинтерпритации и самопознания. В этом задании Другим являлся герой из культурных текстов. Этот другой не повторял мотивов и «доминирующего настроения жизни» автобиографии, что позволяет говорить о представляемой жизни действительно как о другой жизни. Вот иллюстрации из протоколов. «Сказка: герой Колобок хочет мир посмотреть, попутешествовать. Он добрый, доверчивый, хвастун, предприимчивый, оптимист. Сюжет: испекли Колобок. Он отправился путешествовать в одиночку. Нашел друзей, они хотели его съесть. Потом он их всех обхитрил. Встретил лису, она его перехитрила и съела». Колобок обладает качеством из реального самоописания - добрый; и качеством из желаемого самоописания - предприимчивый. Он реализует желание испытуемого - путешествовать. В этом ему помогают такие качества как предприимчивость, оптимизм. Но кроме этого колобок хвастун и врунишка. В некоторых ситуациях ему это помогает, но заканчивается все плохо. Значит, чтобы реализовать задуманное необходимо быть добрым, предприимчивым, оптимистичным, но если хвастаться и врать, то все может плохо закончиться. Мы можем выявит такие модусы существования как модус одиночества и модус игры. «Сериал: 17 мгновений весны. Советский разведчик спокойный, расчетливый, уверенный, осторожный, умный, аккуратный. Советский разведчик находится в осином гнезде нацистской Германии. Он разгадывает планы и замыслы немцев. Его долг - спасти Родину. При этом он помогает простым людям, оставаясь человеком, настоящим патриотом». Советский разведчик обладает качествами из желаемого самоописания - спокойный, уверенный, умный. Желание полностью фантастично - спасти Родину. В этом ему помогают указанные качества. Следовательно, для выполнения данной задачи необходимо эти качества развивать. Основными модусами здесь являются модус долга, модус заботы. Итак, мы можем заключить, что представляя себя другим испытуемые реализовывали те потребности и желания, которые у них не было возможности реализовать в реальности. Их они получали возможность осуществить благодаря наличию определенных качеств. Представление себя другим в этом плане помогло представить ситуацию, в которой пригодятся подобные качества и спрогнозировать результат собственного развития, если они будут стремиться развит в себе эти качества. Все эти качества и стратегии развития были увидены в героях и сюжетах культурных текстов. В результате испытуемые получили возможность проинтерпретировать себя в контексте новой ситуации, что дало новый источник самопознания.Мы давали задание придумать спектакль о себе. При выполнении этого задания испытуемым предоставлялась возможность разглядеть в Другом себя и попытаться полученный образ показать самому себе. 52,5% испытуемых признались, что воспользовались персонажами и сюжетом из книг, немного их переделав. Таким образом, мы водим еще одно подтверждение нашего предположения о том, что культурные тексты могут являться источником образов Других, в которых человек пытается усмотреть себя. Описания образов содержат в себе 3-5 прилагательных или их синонимов взятых из реальных самоописаний и 2-4 прилагательных - из желаемых. Это свидетельствует о том, что подобным образом респонденты пытаются соединить в себе желаемые и реальные качества, чтобы получит некий завершенный образ себя, понять насколько эти качества совместимы, возможна ли подобная линия развития, какие возможности и перспективы откроет им присутствие этих качеств в себе. Кроме того, у 40% респондентов персонаж старше на несколько лет самого испытуемого. Почти у всех испытуемых в сюжете прослеживается некая перспектива развития - действия происходят в течении нескольких лет. Это является подтверждением нашей гипотезы о том, что представляя себя другим субъект планирует будущее развитие, осуществляет самопроектирование. Сюжеты большинства спектаклей содержат фантастические, невозможные события, на первый взгляд никак не связанные с жизнью испытуемых. Например: «В отеле собираются представители разных народов, разных эпох и рассказывают истории о себе, своей жизни, своей эпохе. Последний человек Земли рассказывает свою историю последним. Все герои расходятся, гаснет свет, опускается занавес». Здесь мы видим попытку расширить свою жизнь, попытку связать свое «Я» со всеми людьми на Земле, найти в них себя. Понятно, что сюжет спектакля совершенно неправдоподобен. Особенно часто это проявляется при сильной неудовлетворенности собственной жизнью, когда человек не нашел свое призвание, нет возможности себя реализовать, многие желания невыполнимы. Возможно, это связано с экзистенциальными кризисами развития. Субъект начинает искать тех других и такие другие жизненные обстоятельства, другие линии развития, которые позволяют по-новому взглянуть на себя. Фантазируя о своей жизни респондент пытается осмыслить свою жизнь, свое место в мире. Подобное возможно благодаря появлению новых модусов в существовании героя, а следовательно новых интерпретаций собственной жизни. Если в интерпретации, полученной нами в ходе ответов на вопрос «Моя жизнь - это…» нами были выявлены модусы страдания, одиночества, вины, то здесь на первые места выходят модусы свободы, воли, заботы, познания, творчества. (рис. 2).Рис. 2 Модусы, в которых интерпретируется жизнь в спектаклях о себе. Как видно из рисунка, больше всего жизнь в «спектакле о себе» интерпретируется через модусы свободы, воли, заботы, познания, творчества. Конечно, исходные модусы присутствуют, но в ходе развития сюжета появляется новая возможность интерпретации собственной жизни. Некоторые испытуемые сохранили исходный мотив своей жизни, сохранили исходный модус. Например: «Молодая девушка 20 лет встречает молодого человека - парня своей мечты. Они влюбляются друг в друга, женятся. Вскоре у них рождается сын. Так они и живут одной семьей. Конечно, у них случаются мелкие неприятности, но они их успешно преодолевают, потому что они вместе. Они живут долго и счастливо». Многие герои моложе испытуемых на несколько лет (37,5%). В этом случае полученная история сохраняет, объясняет, оправдывает события. В реальности это выступает как внутреннее согласие с тем, что это событие «должно было случиться» и переосмысление опыта как указывающего на то, что это будет иметь место и в дальнейшем. В этом случае это также служит своеобразной разметкой будущего, подтверждение исходных интерпретаций. Все герои спектакля частично реализуют заветные желания респондентов. Кроме того они включают некие персональные поступки, поскольку за поступком стоит выбор (например, ученый стоит перед выбором спасения страны, возможностью заниматься любимым делом или возможностью заработать большие деньги, жить в безопасности). В этих поступках респонденты получали возможность явить себя самим себе как Другого. Итак, мы видим, что в этих спектаклях, представляя себя другим, иногда использует героев культурных текстов. Он находит у себя качества, которыми обладает герой, в сюжете находит события из собственной жизни. В ходе этого спектакля субъект получает возможность увидеть себя в качестве героя в перспективе, оценить возможность и полезность сочетания данных качеств в себе и в тоже время спрогнозировать свое собственное развитие. По ходу действия герой часто реализует те желания, которые испытуемый не может реализовать в действительности. По ходу действия возникают новые возможности интерпретации собственной жизни, следовательно человек получает возможность взглянуть на себя по-другому, открыть в себе новые качества, следовательно, лучше узнает себя.Подобный спектакль принципиально ориентирован на другого как цензора. При этом мы получили несколько размытый образ зрителя: указывался довольно большой возрастной диапазон, личностные характеристики часто вовсе отсутствовали. Это позволяет нам говорить о неперсонифицированном другом как цензоре. В задании, где мы попросили придумать героя, мы предполагали, что испытуемые спроецируют на героев собственные черты, желания, судьбы, что даст возможность им побыть другими и лучше узнать себя. Мы обнаружили заимствования сюжетов и персонажей из разнообразных источников: книги, фильмы, сказки и т.д. Этим можно объяснить то, что в результате мы получили типично мужские и типично женские образ, прослеживаемые в культуре. Герои мужчины чаще всего справлялись с трудными задачами, защищали, творили, путешествовали, совершали открытия. В описаниях героев-мужчин присутствовали такие прилагательные как благородный, смелый, решительный, напористый, уверенный ответственный. Полученный персонаж чаще всего соотносился со следующими архетипами: - архетипом Отца как защитника и спасителя - он связан прежде всего со способностью помогать другим, защищать, помогать в беде;- архетипом Воина - он связан со стремлением доминировать, побеждать, бороться, отстаивать свои идеалы и убеждения;- архетипом Вождя - который обнаруживает себя в умении управлять, организовывать, влиять на людей и быть ответственным за их будущее.Прослеживались также архетипы Искателя, Творца, Бунтаря, Любовника. Все это нам очерчивает модус бытия мужчиной. Эти архетипические особенности прослеживались в реальных (20%) и в желаемых самоописаниях (32,5%) мужчин и только у 7,5% женщин (в реальных и/или желаемых самоописаниях).Герои-женщины чаще всего проявляли себя как заботящиеся, любящие, внимательные, жертвенные, покорные. Обычно они искали себе спутника жизни, заботились о ком-либо, помогали мужчинам. Полученный персонаж чаще всего соотносится со следующими архетипами:- архетипом Матери - обнаруживается в стремлении заботиться, оберегать, рожать детей;- архетипом Коры - проявляет себя в беззащитности, в стремлении быть завоеванной, в покорности, в чистоте и невинности, в стремлении стать невестой;- архетип Спутницы - выражался в помощи героям, во всем подчиняться и угождать, но в то же время руководить.Кроме того прослеживались такие архетипы как Старуха (мудрая), Блудница, Красавица, Золушка. Все эти ипостаси очерчивают нам модус бытия женщиной. Эти архетипические особенности прослеживаются в самоописаниях женщин (22,5% - в реальных и в 30% желаемых) и в 5% самоописаний мужчин (реальных и/или желаемых).Это дает нам возможность сделать вывод, что представление себя другим героем-мужчиной и героем-женщиной дает возможность испытуемым определить себя в оппозиции «мужчина - женщина». Необходимо отметить некоторые особенности. В некоторых сюжетах мы увидели героинь, которым свойственны мужские черты: целеустремленность, настойчивость, сильный характер и т.д. Они часто выполняли «мужскую работу»: открыто управляли кем-либо, спасали, добивались любви. В тоже время некоторые герои проявляли себя как безвольные, покорные, зависимые, что рисовало образ «слабого, женственного мужчины». Это может быть свидетельством того, что в современной культуре идет процесс размывания гендерных различий и ролей, пропагандируется идея равенства полов по правам, обязанностям и ролям, выполняемым ими в современном обществе. С другой стороны подобные фантазии могут рассматриваться как попытку определить себя как мужчину или женщину через проявления своеобразных анти-мужественности и анти-женственности. То есть Другой предстал как фундаментально отличный. В этих представлениях герои, придуманные испытуемыми, реализовывали заветные желания испытуемых. Явно прослеживался способ удовлетворения желаний. Вот пример из протоколов. «Наследная принцесса Мария учится управлять своим государством. Она сочетает в себе женские и мужские качества. У бабушки она учится быть мудрым правителем. После смерти отца она занимает его трон, становится самой мудрой женщиной. Вскоре у нее рождается сын. До конца своих дней она остается мудрым правителем». Здесь реализуется желание быть успешной в социальном плане - выражается в стремлении занять трон и добиться признания в качестве правителя, добиться власти. В реальности субъект не может занять трон не будучи прямым наследником. В обычной жизни испытуемый пока не добился желаемых успехов в социальной сфере. Для этого героине необходимо сочетать мужские и женские качества, приобрести опыт у более мудрого человека. Женскими качествами она обладает, т.к реализует модус бытия женщиной (она мать своему сыну, мать своей стране). Необходимо развить в себе мужские качества. Подобное сочетание качеств вместе с подходящими обстоятельствами позволяют героине добиться желаемого результата. Этот пример служит иллюстрацией того, что в процессе представления себя другим человек часто реализует потребности и желания часто неосуществимые в реальной жизни. Осуществление желаемого возможно благодаря привлечению внутренних резервов, развитию в себе желаемых качеств. Это позволяет увидеть новые качества в себе, посмотреть на себя с другой стороны, лучше узнать себя. Итак, мы выявили некоторые особенности представления себя Другим. Как мы увидели, испытуемые пытались усмотреть в Другом как сходства с самим собой, так и различия. Спустя некоторое время мы дали повторное задание на самоописание с целью проверить что дало представление себя другим для самопознания. Мы обнаружили следующие результаты. Для сопоставления мы использовали метод сравнения средних - t - критерий. (Приложение V и VII) У всех испытуемых значимо увеличился перечень прилагательных, используемых в самоописании. Кроме того, значимо увеличилось число шкал личностных профилей, присутствующих в реальном самоописании (рис.3) В полученное самоописание вошли 2-4 характеристики тех других, в роли которых представляли себя испытуемые.Рис. 3. Изменение самоописания.Из рисунка видно, что перед представлением себя другим испытуемые описывали себя в среднем 12-13 прилагательными, то после представления себя другим испытуемые описывали себя 17 прилагательными. До представления себя другим испытуемые описывали то, какими они хотят быть 10-11 прилагательными, после прохождения заданий желаемое самоописание состояло из 14 прилагательных. Кроме того, до представления себя другим в реальном самоописании находили выражение 5 шкал личностного профиля, то после выполнения заданий в полученном самоописании нашли отражение 7 шкал. Мы не можем твердо утверждать, что представление себя другим привело к увеличению количества шкал, присутствующих в самоописании, поскольку увеличилось количество характеристик, которыми испытуемые описывают себя. Вместе с ними увеличилось и количество шкал присутствующих в самоописании. Мы можем утверждать только, что увеличение характеристик, с помощью которых субъект описывает себя, ведет к увеличению количества шкал, присутствующих в полученном самоописании (коэффициент корреляции этих величин составил 0,67). В тоже время мы можем утверждать, что в результате представления себя другим субъект расширил набор характеристик, присутствующий в самоописании. Таким образом, мы можем сказать, что, представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть.Теперь мы обратимся к рассмотрению некоторых прослеженных нами тенденций, общих для всей группы.Во-первых, наибольшее разнообразие образов Других мы обнаружили у испытуемых в возрасте 20-30 лет и 40-51 (пик приходится на 22-23 и на 48-49). Это объяснимо с точки зрения ситуации развития. Кризисы становления самосознания, согласно Л.С. Выготскому, связаны с фундаментальными изменениями ситуации развития. Основой является изменение отношений субъекта с окружающим миром. В контексте нашего обсуждения можно предположить, что в экзистенциальных кризисах ситуации начинают предлагать новые модусы для самоинтерпритации, чем те, к которым привык субъект. Они начинают разрушать целостные представления человека о себе, изменять их. Человек начинает искать в разных источниках (в том числе и в культурных текстах) таких других, которые позволяют проследить другие модусы существования. В этих других субъект пытается разглядеть себя, свое место в мире. Понятно, что в этом случае субъекту предоставляется возможность расширить самоописание, способы самопрезентирования. В молодости человек ищет себя, свой путь в жизни, хочет во всем себя попробовать. В связи с этим он особо нуждается в самопознании, так как ему необходимо осуществить свой выбор, поставить цели и достигать их. Здесь очень важно не ошибиться в себе самом, чтобы потом не было больно за бессмысленное существование. В возрасте 40 - 50 лет наступает время подведения предварительных итогов. Человек вновь обращается к самому себе с целью познать себя, чтобы смириться со своими ошибками и неудачами и найти новые возможности, поставить новые цели развития. Возраст 30 - 40 лет - это время реализации поставленных целей, самопознание выполняет скорее функцию корректировки пути достижения поставленных целей. Подобная закономерность также косвенно подтверждает нашу главную гипотезу. Когда человек нуждается в самопознании, он привлекает все возможные ресурсы, в том числе начинает представлять себя другим.Во-вторых, собственно Другой имеет ряд особенностей в каждой возрастной группе (20-30 лет - группа 1, 31 - 40 - группа 2, 40 - 41 - группа 3). В группе 1 (15 человек) в основном прослеживались все модусы, часто даже в одном герое (например, герой видел сны, в которых он и выбирал возможности, и спасал мир, и женился, и был тибетским монахом-отшельником и т.д.). Другой обладал порой совершенно фантастическими характеристиками. Кстати, именно в этой группе чаще всего и отчетливее представлен модус смерти и воскресения. Возможно, это своего рода предчувствие глобальных изменений в жизни, связанных с созданием семьи, началом трудовой деятельности, т.е. с максимально возможной свободой выбора. Это можно объяснить также активным поиском своего настоящего «Я», и места в мире. Испытуемые в большинстве были уверены, что их желания можно осуществить в будущем, чаще всего наблюдался разброс в желаниях. Другой для них - это скорее источник различных возможностей, различных способов самовыражения. Возможно, что представления себя другим помогают им осуществить свой жизненный выбор. В группе 2 (10 человек) наблюдалась высокая удовлетворенность жизнью, своим нынешним положением. У них наблюдались фантазии репродуктивного типа, т.е. они повторяли сюжет собственной жизни, отношение к собственной жизни прослеживалось во всех в отношениях к вымышленным жизням. Были представлены такие модусы как свобода, воля, долг, творчество, забота. Это можно объяснить тем, что человек занят самореализацией. Его самопознание сводится к познанию себя в тех качествах и особенностях, которые помогли добиться желаемого результата, добиться успеха. В группе 3 (15 человек) мы также проследили все модусы существования, представляемые другие были описаны более детально и конкретно. Это можно объяснить достаточно большим опытом испытуемых в самопознании и самовыражении. Много представлений относилось к прошлому испытуемых. Это были своего рода попытки объяснить свою судьбу, смириться с ней, что позволить в дальнейшем двигаться дальше. Это также помогает в осознании некой преемственности самопереживаний, а также позволяет рассмотреть свою жизнь, свое «Я» в контексте причинно-следственных связей.Все предложенные нами задания оказались сложными для наших испытуемых. В индивидуальной беседе почти все респонденты отметили, что подобная работа заставила их задуматься над собой, над собственной жизнью. Т.е. подобная работа по представлению себя другим обладает большой ценностью для самопознания, что является косвенным подтверждением нашей главной гипотезы.ВыводыПолученные данные позволяют нам сделать некоторые выводы.1. В представлениях себя другим человек часто «примеривал» образы, жизни героев. Респонденты видят в героях культурных текстов качества, присутствующие у себя, хотят позаимствовать некоторые качества у героев, во время представления себя другими испытуемые качествами ярких персонажей. Это следует анализа особенностей другого, из разнообразия образов другого. Другие, в роли которых представляли себя испытуемые, часто заимствовались из различных культурных текстов. В событиях произведений некоторые респонденты смогли увидеть собственную судьбу. Это проявляется в том, что часть испытуемых полагает, что какие-то герои похожи на них судьбой. Это подтверждает наше предположение о том, что культурные тексты являются источником, из которого черпаются образы других. Часть качеств персонажей, в роли которых представляли себя испытуемые, в последствии были увидены в себе, нашли отражение в самоописании. Это подтверждает предположение, что, представляя себя другим, субъект познает себя.2. В реальной жизни человек реализует далеко не все свои потребности и желания. Часть из них человек способен осуществить в будущем, часть из них уже нет возможности осуществить, часть из них неосуществима в принципе. Это мы выявили из опросника, направленного на выявление удовлетворенности жизнью. В процессе представления себя другим испытуемые реализовывали часть из тех потребностей и желаний, которые они считали неосуществимыми в реальной жизни. В своих представлениях испытуемые смогли увидеть, какие качества необходимы для осуществления своих желаний, каким способом можно удовлетворить те или иные потребности. Это видно из характеристик других, в роли которых представляли себя испытуемые. Значит, в процессе представления себя другим человек часто реализует потребности и желания, принципиально неосуществимые в реальной жизни. В тоже время, он обнаруживает у себя те качества, которые могут помочь осуществить свои желания. Часть качеств, способствующих реализации желаний нашло отражение в самоописании. Это подтверждает наше предположение о том, что, представляя себя другим, реализующим неосуществимые желания, человек познает себя.3. Человек ставит себе задачи развития - то, каким ему хочется быть. Необходимо учитывать и полученный опыт, качества, присутствующие в действительности. В процессе представления себя другим человек видит себя в перспективе. Это прослеживается в сюжетах представления себя другим. Другие персонажи не были статичными, находились в развитии, что позволяло прогнозировать возможные ситуации, в которых эти качества могут потребоваться. В представлениях себя другими прослеживалось сочетание реальных и желаемых качеств, часто показывались способы достижения подобного сочетания. Представление себя другим позволяет также предположить в каких ситуациях к каким внутриличностным ресурсам можно обратиться, какие качества в себе необходимо развивать, с какими недостатками бороться. Подтверждением этого является то, что другие обладали качествами из желаемых и из реальных самоописаний. Мы можем сделать вывод, что с помощью представлений себя другим человек осуществляет самопроектирование, планирует собственное развитие, а также видит себя, познает себя в развитии.4. Мы обнаружили, что в представления себя другими испытуемые по-другому проявляли себя, в других модусах интерпретировали собственное существование. Это дало возможность респондентам увидеть себя в другом свете, в другом образе, обнаружить в себе другие качества. В результате это привело к расширению набора характеристик самоописания. Следовательно, представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть. В самоописание вошли характеристики тех других, в роли которых себя представляли испытуемые. Это значит, что, представляя себя другим субъект смог познать себя.Итак, представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть. Представляя себя другим, видит себя в развитии, способен планировать собственное развитие. Представляя себя другим, человек часто реализует потребности и желания, принципиально не осуществимые в реальной жизни, узнает какие собственные качества могут помочь добиться желаемого. Это дает нам основания заключить, что представление себя другим является одним из способов самопознания. ЗаключениеВ меняющемся мире проблемы самопознания становятся особенно актуальны. Мы рассмотрели особенности представления себя другим как способ самопознания. Самопознание посредством представления себя другим характеризуется целостностью: на первый план выходит смысл «Я» в его единораздельной и целесообразной структуре, его событие. Внутренние противоречия не мешают, а сосуществуют, понимаясь как этапы некоторого единого процесса становления, экзистенции и компоненты единой и целостной структуры. Целостность обеспечивает познание не только отдельных своих качеств или психических процессов, а целостного «Я». Прошлое, настоящее и будущее понимаются как взаимосвязанные. Поэтому понимается важность не только сиюминутных «Я», но устремленность «Я» в будущее и учет духовной традиции. Истинное «Я» здесь - это онтологический феномен бытия, соответствующий экзистенциальным законам бытия.При этом подходе человек понимается как незавершенный, до конца не определенный, открытый в свободном акте самопознания, а, следовательно, достигается подлинность бытия. Роль Другого в формировании и функционировании человеческого «Я» огромна. Только через Другого возможно понимание себя. Подлинное знание о себе человек получает возможность познать и понять себя только заняв позицию вненаходимости. Поэтому Другой имеет статус гносеологической и онтологической необходимости. В Другом «Я» видит свое отражение. Личность существует только в своем стремлении к Другому, познает себя только через Другого, обретает себя только в Другом. Представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть. В представлении себя другим человек получает возможность увидеть себя не статичным и завершенным, а в развитии, что дает возможность планировать, размечать стратегию своего собственного развития. В фантазиях о себе человек часто реализует потребности и желания неосуществимые в реальной жизни. Герои художественных произведений являются по отношению к читателю являются Другими, поэтому культурные тексты являются источником, из которого черпаются образы других.Общая гипотеза была сформулирована следующим образом: представление себя другим является одним из способов самопознания.Полученные в результате экспериментального исследования данные позволяют нам сделать некоторые выводы.1. В представлениях себя другим человек часто «примеривал» образы, жизни героев различных текстов, получивших распространение в этнокультуре. Это подтверждает нашу гипотезу о том, что культурные тексты являются источником, из которого черпаются образы других. Часть качеств персонажей, в роли которых представляли себя испытуемые, в последствии были увидены в себе, нашли отражение в самоописании. Это подтверждает предположение, что представляя себя другим, субъект познает себя.2. В процессе представления себя другим испытуемые реализовывали часть из тех потребностей и желаний, которые они считали неосуществимыми в реальной жизни. Значит, в процессе представления себя другим человек часто реализует потребности и желания, принципиально неосуществимые в реальной жизни. В тоже время, он обнаруживает у себя те качества, которые могут помочь осуществить свои желания. Это подтверждает наше предположение о том, что представляя себя другим, реализующим неосуществимые желания, человек познает себя.3. В процессе представления себя другим человек видит себя в перспективе. В представлениях себя другими прослеживалось сочетание реальных и желаемых качеств, часто показывались способы достижения подобного сочетания. Наша гипотеза о том, что с помощью представлений себя другим человек осуществляет самопроектирование, планирует собственное развитие, подтвердилась. 4. Мы обнаружили, что в представления себя другими испытуемые по-другому проявляли себя, в других модусах интерпретировали собственное существование. Это дало возможность респондентам увидеть себя в другом свете, в другом образе, обнаружить в себе другие качества. В результате это привело к расширению набора характеристик самоописания. Следовательно, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть. Итак, представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть. Представляя себя другим, видит себя в развитии, способен планировать собственное развитие. Представляя себя другим, человек часто реализует потребности и желания, принципиально не осуществимые в реальной жизни, узнает какие собственные качества могут помочь добиться желаемого. Это дает нам основания заключить, что представление себя другим является одним из способов самопознания. Гипотеза нашего исследования доказана.Полученные в результате нашего исследования данные позволяют лучше понять особенности самопознания в период взрослости. Полученная нами информация может быть использована в процессе консультирования по возрастным, личностным, экзистенциальным проблемам.Библиография1. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. М.: Искусство, 19862. Бахтин М.М. К философии поступка…М.: Искусство, 1987.3. Бахтин М.. Проблемы поэтики Достоевского. М. "Советский писатель". 19634. Бахтин М.М.. Эпос и роман. С-Пб.: «Азбука», 2000.5. Бергсон А. Творческая Эволюция. Минск: Харвест,19996. Бинсвангер Л. Бытие в мире. Избранные статьи с критическим введением в экзистенциальный психоанализ Л. Бинсвингера. - М.:КСП+; СПб.: "Ювента", 1999. 7. Бохеньский Ю. Сто суеверий. М.: Прогресс, 1993 8. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтами и пациентами в гуманистической психотерапии. - М.: Независимая фирма "Класс", 1998. 9. Выготский Л.С. Психология. С-Пб.: «Питер», 2001 10. Гегель. Сочинения в 6-ти томах. М., 1977, т. 4 11. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: 2000 12. Декарт Р. Начала философии. М:1977 13. Канке В.А. Философская антропология. М: Логос, 2003 14. Кант И, сочинения в 6-ти томах. М, 1966, т. 6 15. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 16. Кули. Ч. Человеческая природа и социальный порядок. М: 2000 17. Лакан Ж. Семинары.2 Кн. М.: 1998. 18. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.:2000. 19. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Издательство Московского университета, 1982. 20. Попова Н.Г. Французский психоанализ. М.: «Высшая школа»,1986. 21. Рассел Б. История западной философии. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. 23. Сапогова Е.Е. «Римейки жизни»: конструирование автобиографического нарратива. Известия ТулГУ, 2005 24. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки Богов. М.: Политиздат,1990 25. Сочинения Платона М: Политиздат, 1983 26. Тодоров Ц. Завоевание Америки: проблема «Другого». М.1992 27. Философия постмодерна. /Под ред. Андриевского А.П. М.: «Логос», 2000 28. Философия Фихте. М: «Наука», 1967 29. Фрейд. З. Я и Оно. Мн.: Хаврест, 2004. 30. Фромм Э. Душа человека. М.: «Республика», 1992. 31. М. Хайдеггер. Бытие и время. М.: Ad Mardinem, 1997 32. Хорни К. Невротическая личность нашего времени, М: 1993 33. Хрестоматия по социальной психологии /Под ред. Андреевой А.В.М: 1999 34. Экзистенциальная психология. Под ред. Р. Мэй. С-Пб. 2003 35. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах С.-Пб.:2003 36. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: «Прогресс», 1996. 37. Это человек: Антология./ Под ред. Гуревича П.С.. М: Высшая школа, 1995 38. Юм Д., собр. соч. в 2-х т., М., 1965. 39. Юнг К.Г. Архетип и символ. Мн.: Хаврест, 2004. 40. Юнг К.Г. Душа и миф. Мн.: Хаврест, 2004. 41. Freeman M. Rethinking the Fictive, Reclaiming the Real: Autobiography, Narrative Time, and the Burden of Truth. 42. Norton A. Reflections on political identity. 1988, с.7. Приложение I Результаты экспертной оценки методики самоописания.Прилагательные, предложенные к удалению.|
Прилагательные | | Прилагательные | | Прилагательные | | | активный | 1 | мудрый | 8 | противоречивый | 5 | | авантюрный | 8 | медлительный | 5 | прямолинейный | 0 | | беспечный | 12 | мечтательный | 0 | подозрительный | 14 | | беспокойный | 12 | наблюдательный | 1 | реалистичный | 7 | | веселый | 1 | непосредственный | 25 | рисковый | 15 | | верный
Страницы: 1, 2, 3
|
|
|