Преодоление психологического стресса средствами музыкотерапии
p align="left">Дело осложняется и в связи с тем, что доминанта (пока она функционирует и подкрепляется эмоциями) малоуязвима. Как отмечал академик А. Ухтомский, доминанта действует по особым законам -- она усиливается независимо от того, положительные или отрицательные воздействия на нее направлены. На языке психологии это означает, что убедительные аргументы порой отбрасываются, а ошибочные мотивы торжествуют. Характерно, что когда напряженность прекращается, когда отрицательная индукция от доминирующего очага перестает оказывать свое воздействие, и в сознании начинает воспроизводиться все, что было в разумном опыте, мы будто бы "прозреваем" от "отравления эмоциями" и порою не можем понять, как же проходили мимо очевидных аргументов, почему мы упрямились, почему грубили, а иногда совершали негативные поступки вопреки собственным ценностным ориентациям" [31; 40 - 41].Интеллектуальные изменения, имеющие место во время стресса, показаны на следующем рисунке №2. Изменение физиологических процессов при стрессе. Физиологические проявления стресса касаются почти всех систем органов человека -- пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной. Однако в поле зрения исследователей чаще всего оказывается сердечно-сосудистая система, обладающая повышенной чувствительностью, реакции которой на стресс можно относительно легко регистрировать. При стрессе фиксируются следующие объективные изменения: ¦ повышение частоты пульса или изменение его регулярности; ¦ повышение артериального давления, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта; ¦ снижение электрического сопротивления кожи и т. д. Упомянутые выше авторы -- В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов, описывая состояния эмоциональной напряженности (кратковременного стресса), отмечают резкое учащение и нарушение ритмичности пульса и дыхания, обильный пот, резкие изменения диаметра зрачка, вазомоторные реакции на лице, резкое учащение перистальтики и т. д. Все эти объективные изменения находят свое отражение в субъективных переживаниях человека, испытывающего стресс. Человек, находящийся в состоянии психологического напряжения, обычно испытывает различные негативные переживания: ь боли в сердце и других органах; ь затруднение при дыхании, напряжение в мышцах; ь неприятные ощущения в области пищеварительных органов и пр. Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и их систем, с одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводят к комплексным физиологическим и биохимическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, частым недомоганиям, изменению массы тела и т. д. (рисунок №3) [31; 41 - 44]. Эмоциональные проявления стресса Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики. В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок. При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию. На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего -- негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний. Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: интраверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т. д. При наличии определенных предпосылок все вышеописанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных неврозов (астенического, невроза тревожного ожидания и т. д.). Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов. Исследование особенностей учебных стрессов показало, что страх перед будущим (как фактор, провоцирующий возникновение стрессовых состоянии) способствовал развитию таких проявлений стресса, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, депрессивное настроение, навязчивые негативные мысли и ощущение беспомощности. Разнообразие эмоциональных изменений, встречающихся во время стресса, показано на рисунке №4. Рисунок №4, эмоциональные признаки стресса. Субъективные причины возникновения психологического стресс Можно выделить две группы субъективных причин, вызывающих стресс. Первая группа связана с относительно постоянной составляющей личности человека, тогда как вторая группа причин стресса носит динамический характер. В обоих случаях стресс может вызываться рассогласованием между ожидаемыми событиями и реальностью, хотя программы поведения человека могут быть длительными или краткосрочными, жесткими или динамичными (см. рисунок №5). Ю несоответствие генетических программ современным условиям. Ученые к настоящему времени твердо установили, что большинство ответных реакций на биологические и физические воздействия носят рефлекторный характер и генетически запрограммированы на уровне ДНК. Ю стресс от реализации негативных родительских программ. Часть программ поведения вкладывается в голову ребенка его родителями, учителями или другими лицами, пока его сознание еще отличается повышенной внушаемостью. Эти программы называют "неосознанными установками", "жизненными принципами" или "родительскими сценариями", и они могут оказывать весьма существенную роль на дальнейшую жизнь индивида. Эти установки могут быть вполне полезными для маленького ребенка, но по мере его взросления и изменения условий жизни они начинают усложнять жизнь, делая поведение неадекватным и вызывая стрессы. Ю стресс, вызванный когнитивным диссонансом и механизмами психологической защиты. Как мы уже выяснили выше, источником многих стрессов являются эмоции человека, которые провоцируют его на спонтанные реакции вопреки голосу разума, пытающегося спокойно и рационально оценить ту или иную ситуацию. Однако бывает и так, что разум начинает подыгрывать чувствам, находя для оправдания нелогичных поступков человека "псевдологичные" объяснения. По мере освоения среды обитания в сознании каждого человека формируется определенная "виртуальная" картина окружающего мира, которая описывает и объясняет все, что происходит с ним самим и другими людьми, а также со всей остальной природой. Если же реальность вступает в противоречие с нашим представлением о возможном и должном, то возникает стресс, причем достаточно сильный. Впервые это явление описал психолог Леон Фестннгер, который ввел понятие когнитивного диссонанса -- противоречия между двумя реальностями - объективной реальностью мира и виртуальной реальностью нашего сознания, описывающей мир. Если некоторое событие не может быть описано в системе существующих у человека представлений о мире, то он крайне редко меняет модель мира. Гораздо чаще человек или создает дополнительные конструкции, укрепляющие модель, или же игнорирует реальность. Ю Стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности. ь установка на оптимизм или пессимизм. ь политические и религиозные установки. Эти стратегии имеют свои преимущества и недостатки, и каждый индивидуум подсознательно или неосознанно выбирает свой тип отношения к жизни, исходя из собственного опыта, примеров родителей и особенностей высшей нервной деятельности. Ю Невозможность реализации актуальной потребности. В настоящее время наиболее известной и в то же время простой схемой, описывающей организацию человеческих потребностей, является "пирамида" Абрахама Маслоу. В соответствии с "пирамидой Маслоу" выделим соответствующие ее строению основные стрессы: ь Физиологические потребности - стресс, вызнанный голодом, жаждой, нехваткой сна, неадекватной температурой, умственной и физической усталостью, чрезмерно быстрым темпом жизни или его резкой сменой. ь Потребность в безопасности - стресс, связанный со страхами и тревогами: страхом потерять работу, страхом провалиться на экзамене, страхом смерти, страхом неблагоприятных изменений в личной жизни, страхом за здоровье близких и т.д. ь Потребность в принадлежности - стресс от морального или физического одиночества, стресс при потере близких людей или их болезни. Стресс неразделенной любви. ь Потребность в уважении - стресс крушения карьеры, от невозможности реализовать свои амбиции, стресс от потерн уважения со стороны общества. ь Потребность в самореализации - стресс от невозможности реализовать свое призвание, стресс от занятия нелюбимым делом. Нередко человек отказывается от любимого дела потому, что на этом настаивают его родители, или под влиянием общественного мнения, которое всегда отличается консерватизмом. Ю Стресс, связанный с неправильной коммуникацией. Существует множество причин, вызывающих стресс во время общения. Важнейшие из них: ь неправомерные требования; ь завышенные ожидания; ь негативные предубеждения; ь критика; ь непонимание ведущей мотивации другого. Ю Стресс от неадекватной реализации условных рефлексов. Осваивая среду обитания, наш мозг учится распознавать сигналы, свидетельствующие о наступлении важных для организма событий. Это могут быть полезные реакции, помогающие нам заранее готовиться к будущим событиям, но иногда условные рефлексы мешают людям жить. Социальные потрясения, измены и предательства близких людей -- примеры подобных "ошибок" условных рефлексов. Ю Неумение обращаться со временем (стресс и время). Довольно часто причиной стресса являются чрезмерно размытые временные границы психологического состояния. Это бывает в том случае, если человек слишком большое эмоциональное значение придает прошлому или будущему. В первом случае источником психического напряжения и негативных эмоций является навязчивое воспоминание о каком-то психотравмирующем эпизоде из прошлого. Другой вариант связан с тревогой и переживанием за еще не случившиеся будущие события. В этом случае человек также многократно конструирует в своем мозге образ будущего (причем нежелательного), наполняя его деталями и "оживляя" до такой степени, что он начинает все больше и больше верить в тот неблагоприятный прогноз, который и создает в своем воображении. Такой стресс опасен еще и тем, что часто он программирует будущие неудачи. При этом опасения человека фактически подтверждаются, что негативно сказывается на самооценке и уверенности личности. Объективные причины возникновения психологического стресса: 1. условия жизни и работы (постоянные компоненты существования): a) локальные - относятся бытовые домашние проблемы (перебои в водоснабжении, плохое отопление, неработающий лифт и т.д.) тяжелая, изматывающая работа - и транспортные проблемы; b) глобальные - представлены загрязнением окружающей среды. При этом часто вредные условия среды обитания вызывают стресс не за счет непосредственного воздействия на организм; 2. взаимодействие с другими людьми: a) отношения с близкими людьми (эмоциональные); b) деловые отношения (рациональные); c) конфликты с незнакомыми людьми. 3. политические и экономические факторы: a) экономические - низкие доходы и высокие расходы; b) политические - невыгодное экономическое законодательство и неэффективная политическая власть. 4. чрезвычайные обстоятельства a) природные, техногенные и социальные чрезвычайные ситуации; b) криминал - экономический ущерб и ущерб здоровью и достоинству; c) заболевания [31; 102 - 120]. 1.3 Музыкотерапия как психологическое средство коррекции состояний Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле [30]. Первые же попытки научного объяснения этого феномена относятся к XVII в., а широкие экспериментальные исследования - к XIX в. Большое значение музыке в системе психологического воздействия на психику человека придавали С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев и другие известные русские ученые. Подробный обзор литературы, посвященной различным аспектам музыкотерапии, представлен в работах Л.С. Брусиловского (1971), В.Ю. Завьялова (1995), Швабе (1974), Галинской (1977) и др. [22; 392 - 394]. Современные исследования в области музыкотерапии развиваются по нескольким направлениям - это можно объяснить научно-техническим прогрессом, позволившим изучать физиологические реакции, возникающие в организме в ответ на музыкально-терапевтическое воздействие, на новом, более высоком уровне. Вместе с тем этот интерес обусловлен возможностью использования музыки в качестве одного из средств для предупреждения и снятия усталости, утомления, а также для повышенной работоспособности человека, в том числе в условиях космических полётов человека. Исследования ряда авторов показывают, что музыка оказывает стойкое воздействие на ЦНС. Так, Н.Н. Захарова и В. М. Авдеев исследовали функциональные изменения в ЦHC при восприятии музыки, осуществляя запись электроэнцефалограмм у испытуемых с одновременной регистрацией кожно-гальванических реакций. Обнаруженные данные свидетельствовали об изменении потока возбуждения в кортико-таламических и кортико-лимбических кругах. Более глубокие положительные эмоции при прослушивании определенных музыкальных произведений сопровождались изменениями ЭЭГ, свидетельствующими о большой активности коры головного мозга, учащением сердечных сокращений и дыханий. И. В. Темкин исследовал вегетативные реакции в зависимости от характера музыки. Мажорная музыка быстрого темпа учащала пульс, повышала максимальное артериальное давление, увеличивала тонус мышц, повышала температуру кожных покровов предплечья. И. Р. Тарханов своими оригинальными исследованиями показал, что мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект. По современным представлениям, формирование целостных поведенческих реакций организма на различные внешние раздражители, в том числе и на музыку, осуществляется с помощью сложной функциональной системы, в частности на основе специфических нейрохимических механизмах подкорки, которые вследствие химического сродства избирательно мобилизуют соответствующие образования головного мозга для выполнения той или иной целенаправленной деятельности. Европейскими специалистами было также отмечено, что музыка действует избирательно - в зависимости не только от её характера, но и от инструмента, на котором исполняется. Музыкальная терапия как независимая дисциплина широко практикуется в США. Сфера ее применения постоянно расширяется в Австралии, Японии, Новой Зеландии, Южной Америке и других странах. В США терапевтическое использование музыки впервые получило признание после второй мировой войны, когда музыка была с успехом применена при лечении эмоциональных расстройств у ветеранов. Национальная ассоциация музыкальной терапии была основана в 1950 г. В настоящее время в США зарегистрировано около 3500 профессиональных музыкальных терапевтов и потребность в специалистах этого профиля неуклонно возрастает. Академическая подготовка в данной области впервые была начата в университете штата Мичиган, а затем быстро распространилась в более чем 70 колледжей и университетов по всей стране. В целом за рубежом более 100 университетов и колледжей предлагают курсы, по окончании которых студенты получают степень бакалавра, магистра или доктора. В России не существует системы подготовки профессиональных кадров в области музыкотерапии, хотя необходимость в этом очевидна. В настоящее время в Московском институте традиционной медицины и музыкотерапии при участии Центра восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ и Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова подготовлена учебная программа по клинической музыкотерапии, на основе которой с сентября 1999 г. предусмотрена регулярная подготовка профессиональных музыкотерапевтов, пока в порядке последипломного тематического усовершенствования для врачей. Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы: для снятия стресса и облегчения боли у взрослых и детей; для повышения резервных возможностей организма человека в центрах здоровья; для больных бронхиальной астмой; для взрослых с отклонениями в развитии; для контингента психиатрических больниц и клиник всех возрастных групп; для лиц, страдающих психосоматическими расстройствами; для пациентов реабилитационных центров, имеющих физические нарушения; для престарелых и лиц, нуждающихся в постоянном уходе; для детей, страдающих нарушениями речи и отстающих в развитии, и т. д. [30]. Анализ данных научной литературы и собственных исследований позволил нам сформулировать новую научную концепцию: "Музыкотерапия - это целенаправленное применение музыки или музыкальных элементов для достижения терапевтических целей, а именно, восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью. С помощью музыкотерапии пациент должен приобрести возможность лучше понимать себя и окружающий мир, свободней и эффективней в нем функционировать, а также достичь большей психической и физической стабильности. Для реализации всего этого квалифицированный музыкотерапевт решает терапевтические задачи, которые были выработаны им совместно с командой терапевтов или лечащим врачом, обязательно при участии пациента" (DGMT, 1991) Абстрактная формулировка понятия музыкотерапии требует субъективного принятия соответственной научной точки зрения и не может быть окончательно утверждена из-за разнообразия трактовок и неточности термина. Но это не мешает выделению в ней отдельных направлений, что, по-видимому (учитывая психоаналитическую обоснованность метода), и случится в скором времени. [4; 541]. Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии: 1. эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии; 2. развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей); 3. регулирующее влияние на психовегетативные процессы; 4. повышение эстетических потребностей. В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: · катарсис; · эмоциональную разрядку; · регулирование эмоционального состояния; · облегчение осознания собственных переживаний; · конфронтацию с жизненными проблемами; · повышение социальной активности; · приобретение новых средств эмоциональной экспрессии; · облегчение формирования новых отношений и установок. Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной. Ю Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Ю Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь рецептивная музыкотерапия существует в трех формах: ь коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия); ь реактивной (направленной на достижение катарсиса); ь и регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения). Чаще всего в лечебной практике используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. Пациенты в группе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии (часто проективного характера), возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, 3 произведения или более-менее законченных отрывка (каждый по 10 - 15 минут). Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроение пациентов, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием. Второе произведение - динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивности эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни пациента. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени для обсуждения переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у пациентов. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии. В процессе группы активность пациентов может стимулироваться с помощью различных дополнительных заданий, например: постараться понять, чье эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению; из имеющейся фонотеки подобрать собственный "музыкальный портрет", т.е. произведение, отражающее эмоциональное состояние кого-либо из членов группы. При групповой психотерапии используется и активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Пациентам предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение [22; 392 - 394]. Пакет программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния [19]: 1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности. ь Шопен "Мазурка, "Прелюдии", ь Штраус "Вальсы", ь Рубинштейн "Мелодии". 2. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы. ь Бах "Контата 2", ь Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор". 3. Для. общего успокоения, удовлетворения. ь Бетховен "Симфония 6", часть 2, ь Брамс "Колыбельная", ь Шуберт "Аве Мария", ь Шопен "Ноктюрн соль-минор", ь Дебюсси "Свет луны". 4. Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми. ь Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21". ь Барток "Соната для фортепиано, 'Квартет 5, ь Брукнер "Месса ля-минор". 5. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением. ь Моцарт "Дон Жуан", ь Лист "Венгерская рапсодия" 1, ь Хачатурян "Сюита Маскарад". 6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения. ь Чайковский "Шестая симфония", 3 часть. ь Бетховен "Увертюра Эдмонд", ь Шопен "Прелюдия 1, опус 28", ь Лист "Венгерская рапсодия" 2. 7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей. ь Бах "Итальянский концерт", ь Гайдн "Симфония". Эффект скрытого управления поведением человека в результате воздействия соответствующей музыки уже давно взят на вооружение многими специалистами, лидерами духовных учений и менеджерами по управлению персоналом и по этой причине уже существуют различные направления специальной фоновой музыки, музыки для спорта, ритуальной музыки, музыки для торговых помещений и предприятий общественного питания, музыки для офисов, специальных мероприятий и т.д. В Японии и ряде стран Юго-Восточной Азии такое явление как караоке - стало поистине спасением для большого количества людей от стрессов и эмоционально-психологических перегрузок, связанных с крайне высоким ритмом жизни. Иными словами, на сегодняшний день уже определены те основные виды человеческой деятельности, требующие специфического психофизиологического состояния, для которых найдены те вибрационные потоки (музыкальные фоны и ряды) под которые нужным образом выстраивается ритмика организма и физиологические реакции протекают наиболее эффективно. Музыкальная терапия из экспериментальной области уже уверенно перешла в сферу практической и даже научно-практической деятельности. Краткие выводы к первой главе: В данной теоретической части исследования по проблеме преодоления психологического стресса средствами музыкотерапии была раздела на три основные части, в которых мы подробно рассмотрели: · научные концепции по проблеме стресса в отечественной и зарубежной психологии. Все это представлено в первой части - "стресс как проблема в разработках на современном этапе". Здесь бы проанализированы работы Ганса Селье "Стресс без дистресса" три стадии стресса, когнитивная концепция Лазаруса по копинг-поведению, по клинико-психопатологическим проявлениям стресса Ю.А. Александровского, изыскания Е.Черепановой, различные статистические исследования стресса: причины и уровни стресса у разных категорий людей, О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин, В. Зигерт, Л. Ланг; О.Б. Долгинова и Е.Б. Красная (исследовали макротравмы у студентов), Д. Хоффельд (причины стрессов у пожарных). · во второй части нами было раскрыты основные формы проявления психологического стресса и связанные с ним поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические изменения, а также субъективные и объективные причины возникновения психологического стресса. · третья часть полностью была посвящена музыкотерапии как психологическому средству коррекции состояния стресса: история развития этого метода, лечебное действие музыки на организм человека и основные направления и формы музыкотерапии. На основе всего этого мы можем перейти к практической части исследования данной проблемы и возможно мы внесем что-то свое, новое. Глава 2. Практическое исследование и анализ полученных результатов Цель данного исследования: состоит в выявлении стрессовых состояний личности и изучении способов оптимизации психологического стресса, социально-психологических методов коррекции, средств и механизмов преодоления стресса посредством музыкотерапии. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи: 6. рассмотреть работы зарубежных и отечественных исследователей с использованием научной литературы на изучаемую тему; 7. выявить особенности проявления психологического стресса у человека; 8. использовать музыкотерапию как метод преодоления психологического стресса и проверить ее эффективность; 9. использовать ряд методов для диагностики стрессовых состояний личности; 10. сделать анализ результатов проведенного исследования. Гипотеза исследования: в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что рецептивная музыкотерапия способна преодолеть психологический стресс и редуцировать воздействие стресса на индивида. Объектом исследования: стрессовые состояния личности. Предметом исследования: преодоление психологического стресса средствами музыкотерапии. Методы исследования: ь Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ, синтез и типологизация. ь Эмпирические: беседа и наблюдение, методика комплексной оценки проявления стресса (Марищук В.Л.) и опросник самооценки психических состояний Г. Айзенка, пакет программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния и методы математической статистики. ь В исследовании принимало участие 20 учителей средней образовательной школы №44. 2.1 Исследование Психологический механизм возникновения психологического стресса для самой личности не простая констатация этих процессов. Это определенный этап в последовательном взаимном преобразовании личности и объективных явлений, этап регулятивный, способный управлять различными энергетическими уровнями взаимодействия человека с окружающей средой. Переживание стресса и управление им относится к сложной проблеме регуляции стрессовых состояний. Это объясняется тем, что под психическим стрессом понимается несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями, как страх, удрученность и т. д. Одной из важных задач анализа проблемы коррекции стрессовых состояний личности, является сложная внутренняя структура новообразований личности, которая характеризуется неустойчивостью и изменчивостью. Проведенное исследование позволяет выделить ряд наиболее важных функциональных механизмов личностной коррекции. Предотвращаемые или преодолеваемые психические проблемы в полном смысле тоже можно рассматривать как проблемы переживания и переработки стресса. Коттон (1990) считал, что для такого преодолевания, прежде всего, подходят: · люди, которые хотят улучшить свое здоровье с профилактической целью, не имеющие при этом серьезных проблем; · люди, которые страдают от перегрузок и у которых в зависимости от обстоятельств наблюдаются хроническая подавленность, депрессивное настроение, страх; · а также люди, у которых развились вегетативные соматические нарушения, связанные с переживаниями и переработкой стресса. Когнитивные механизмы коррекции стрессовых состояний личности проявляются в индивидуальных особенностях познавательных процессов человека. Так, отдельные люди для уменьшения своего стрессового состояния отвлекаются или переключают свои мысли на другие, "более важные" темы, чем существующая психологическая проблема. Данное отвлечение и переключение мыслей выступает как психологический механизм коррекции стрессовых состояний личности, другие люди снимают стрессовое состояние уменьшением проблемы, игнорированием, снижением ее серьезности, даже подшучиванием над ней. Отдельные личности при стрессе сохраняют апломб, стремятся не показывать своего состояния другим и, вследствие действия данного психологического механизма, уменьшают напряженное состояние. В качестве когнитивных психологических механизмов по уменьшению стресса могут выступать способности личности осуществлять проблемный анализ, поиск соответствующей информации, расспрос психологов, обдумывание, взвешенный подход к решениям, религиозность и др. Под действием методов психологической коррекции в эмоциональной сфере личность получает эмоциональную поддержку и формирует более благоприятное отношение к себе; непосредственно переживает и осознает самого себя; точнее распознает собственные эмоции, ощущает собственную ценность, ослабляет защитные механизмы, становится более открытым и активным, данная личность под влиянием методов психологической коррекции учится искренности в отношении к себе и к другим людям, становится более свободной в выражении собственных чувств, раскрывает свои проблемы с соответствующие им переживаниями, производит эмоциональную коррекцию своих отношений. Такие изменения в эмоциональной сфере способствуют уменьшению напряженности личности, проявляясь как психологические механизмы коррекции стрессовых состояний человека. Если методы психологической коррекции направлены на вызывание у клиента переживания протеста, возмущения, противостояния проблеме и ее последствиям, то такое реагирование человека также уменьшает напряженность, способствует коррекции стрессовых состояний личности, выступая как психологический механизм коррекции. Исходя из этого, нами была выбрана методика (приложение №1) комплексной оценки проявления стресса (Марищук В.Л.), которая диагностирует изменения в следующих сферах: · интеллектуальные признаки стресса; · поведенческие признаки стресса; · эмоциональные симптомы; · физиологические симптомы. Методика имеет пятиступенчатую оценку выраженности психологического стресса: - от 0 до 5 баллов - отсутствие стресса; - от 6 до 12 - умеренный стресс; - от 13 до 24 - выраженный стресс; - от 25 до 40 - сильный стресс; - выше 40 - истощение организм. В начале исследования была проведена беседа для выяснения субъективных и объективных жалоб у испытуемых. На данном этапе мы выяснили, что 40% испытуемых (это 8 исследуемых) выразили свое недовольство на психологическое состояние, 55% (11 испытуемых) отметили свое состояние как удовлетворительное, 5% не смогли никак охарактеризовать свое состояние. После чего им было предложена методика комплексной оценки проявления стресса для начальной диагностики стресса, полученные данные изображены на гистограмме. Из гистограммы видно, что: - испытуемые №2 и №13 не испытывают стресса; - умеренный стресс испытывают 6 испытуемых (№4, 8, 11, 14, 18, 20) - наибольше выражены когнитивные и эмоциональные признаки; - выраженный стресс у 9 испытуемых (№1, 3, 6, 7, 9, 12, 15, 17, 19) - признаки стресса во всех сферах, большее в эмоциональной; - и сильный стресс ощущают трое испытуемых (№5, 10, 16). После чего, перед прослушиванием пакета программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния испытуемым предлагалось письменно ответить на вопросы: Что было для меня главным на первой встрече? Удалось ли мне лучше узнать себя? Я понял(а), что Я был(а) удивлена, обнаружив, что Насколько я был(а) искренней сегодня в выражении, своих мыслей и чувствах? Я испытал(а )раздражение, агрессию, когда Назначение: осмысление своего состояния и поведения на занятии, развитие умения фиксировать, регистрировать процесс и результаты собственного состояния. Задачи музыкотерапии: 1. Рестимулировать телесные, эмоциональные, когнитивные, коммуникативные блоки для выявления психических зажимов, которые деформируют естественные циклические процессы нашей жизнедеятельности. 2. Отреагировать актуализированные проблемы. 3. Ощутить состояние полного равновесия, гармонии, красоты, тишины. Обеспечение: · Зал с теплым половым покрытием; · Аудиосистема достаточной мощности для групповой работы; · Пакет программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния: для первого занятия - Бетховен "Лунная соната"; для второго - Шопен "Прелюдия 1, опус 28"; для третьего - Дебюсси "Свет луны". Каждое занятие длилось 30 минут, где 10 - 15 минут прослушивалось произведение, после чего происходило совместное обсуждение. Общее время на занятие: 90 минут. Мы приводим фрагмент вводной беседы, проводимой перед началом занятия, с целью показать установку, которая может быть дана группе перед занятиями и примерный объем теоретической информации необходимый людям для его прохождения. Дальнейшие объяснения ограничиваются инструктажем для исполнения техник. Цель ограничения теоретической и вообще вербальной информации во время прохождения тренинга в том, чтобы создать наиболее благоприятную ситуацию для удержания внимания на телесных ощущениях и эмоциональных переживаниях. Когнитивный аспект личности здесь прорабатывается неявно, но опрос субъективных мнений людей, прошедших занятия показывает, что такие качества мышления, как эвристичность, ясность, логичность, способность к абстрагированию улучшаются. Специальное исследование этого вопроса на взрослой выборке не входило в задачу настоящей работы. "Занятие ориентировано на релаксацию и расслабление. Присутствие зажимов в телесной, эмоциональной и других сферах не позволяет человеку полностью расслабиться, насладиться тишиной, красотой, музыкой. Ненужная активность не позволяет нам застыть от красоты капельки росы, на лепестке цветка пронизанной солнцем, насладиться его ароматом. Наступившее расслабление это признак того, что мы отреагировали источник проблем и можем быть ближе к моменту времени - СЕЙЧАС и месту в пространстве - ЗДЕСЬ. Вспомните собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, которые к вам приходили во время прослушивания, что вы чувствовали? Постарайтесь понять, чье эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению? Какая из прослушанных мелодий наиболее вам понравилась, что вы при этом чувствовали?". Способность расслабляться, субъективно и психологически влиять на мышечный тонус является важнейшим условием снятия возбуждения, вызванного страхом и гневом. Именно рецептивная музыкотерапия способна эффективно воздействовать на психологический стресс и редуцировать воздействие стресса на индивида. Все испытуемые почувствовали некое успокоение и ясность в мыслях, негативные ощущения снизились, появился оптимизм и желание действовать. В дальнейшем после проведения занятий по музыкотерапии методика по комплексной оценке проявления стресса предоставлялась им во второй раз - для выяснения успешности проведенных занятий. Были получены, следующие данные: Полученные данные указывают на эффективность проведенных занятий по музыкотерапии. Психологический стресс снизился до показателя - "выраженного стресса" у трех испытуемых. При первом исследовании методикой "комплексной оценки проявления стресса" данный показатель был у девятерых испытуемых, что свидетельствует о снижении показателя стресса в три раза. Показатель "отсутствие стресса" после использование метода музыкотерапии увеличился в 4 раза. У 45% испытуемых показатель стресса был умеренный. В соответствии с концепциями и гипотезой нашего исследования основным методом воздействия на преодоление психологического стресса была использована рецептивная музыкотерапия, которая способна редуцировать воздействие психологического стресса на индивида. Эффективность проведения рецептивной музыкотерапии составляет, более чем 55% от всех испытуемых. Наибольшая эффективность возникла бы, как нам кажется, если данные занятия продолжились для испытуемых, т.к. одноразовое воздействие музыкотерапии не в полной мере дало испытуемым отреагировать свои чувства, но имело поддерживающие значение для них. Такое реагирование человека также уменьшает напряженность, способствует коррекции стрессовых состояний личности, выступая как психологический механизм самокоррекции. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась. Заключение Актуальность вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе, настолько велика, что и решению это проблемы - преодоление психологического стресса средствами музыкотерапии, уже неоднократно обращались, и будут обращаться в последующие годы снова и снова. В написании этой работы передо мной стояли определенные цели и задачи, содержание которых описывается вводном разделе. Поэтому в первой главе в целом освещаются теоретические аспекты изучения проблемы стресса в разработках на современном этапе. Здесь были проанализированы работы Ганса Селье "Стресс без дистресса" три стадии стресса, когнитивная концепция Лазаруса по копинг-поведению, по клинико-психопатологическим проявлениям стресса Ю.А. Александровского, изыскания Е.Черепановой, различные статистические исследования стресса: причины и уровни стресса у разных категорий людей, О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин, В. Зигерт, Л. Ланг; О.Б. Долгинова и Е.Б. Красная (исследовали макротравмы у студентов), Д. Хоффельд (причины стрессов у пожарных). Также в теоретической части нами были раскрыты основные формы проявления психологического стресса и связанные с ним поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические изменения, а также субъективные и объективные причины возникновения психологического стресса. Для осмысления исследуемой проблемы был проведен анализ музыкотерапии как психологическому средству коррекции состояния стресса: история развития этого метода, лечебное действие музыки на организм человека и основные направления и формы музыкотерапии. Практическая часть курсовой работы содержит в себе два раздела, первый из которой полностью посвящен описанию основных целей и задач исследования, гипотезы исследования, в этом же разделе освящены основные методы данного исследования. В следующем разделе дается описание результатов, полученных в ходе эксперимента. Здесь же приводиться анализ количественных показателей, полученных при помощи первичной статистической обработке используемых методик. В результате чего мы имеем полную картину об одном из методов преодоления стресса. Именно рецептивная музыкотерапия способна эффективно воздействовать на психологический стресс и редуцировать воздействие стресса на индивида. Эффективность проведения рецептивной музыкотерапии составила 55% от всех испытуемых. Наибольшая эффективность возможна при более длительном использовании данного метода психокоррекцции стресса. Гипотеза исследования: "в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что рецептивная музыкотерапия способна преодолеть психологический стресс и редуцировать воздействие стресса на индивида", - подтверждена. Список используемой литературы 1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский, - М.: "Медицина", 1993. - 400 стр. 2. Алиев Х.М. Метод ключ в борьбе со стрессом / Х.М. Алиев, - Ростов-н/Д.: "Феникс", 2003. - 320 стр. 3. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган, - СПб.: "Питер", 1999. - 86 стр. 4. Базисное руководство по психотерапии / под ред. Аннелизе Хейгл-Эверх, Франц Хейгл, Юрген Отт, Ульрих Рюгер, - СПб.: Речь, 2002. - 784 стр. 5. Батурин Н.А. Оценочная функция психики / Н.А. Батурин, - СПб.: "Академия", 1998. - 361 стр. 6. Бодров В.А. Информационный стресс / В.А. Бодров, - М.: "ПЕР-СЭ", 2000. - 352 стр. 7. Венгер А.П. Культуральный подход в психотерапии // А.П. Венгер, "Культурно-историческая психология", №1 - 2006. 8. Гейссельхард Р., Хофманн-Буркарт К. Прощай, стресс. Лучшие техники релаксации / Р. Гейссельхард, К. Хофманн-Буркарт, - М.: "Омега-Л", 2006. - 167 стр. 9. Гринберг Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг, - СПб.: "Питер", 2004. - 496 стр. 10. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова, - М.: МГУ, 1989. - 399 стр. 11. Заболотский И.Б., Илюхина В.А. Физиологические основы различий стрессорной устойчивости здорового и больного человека / И.Б. Заболотский, В.А. Илюхина, - Краснодар: "Кубанская медицинская академия", - 1995. - 100 стр. 12. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматическое и соматопсихические расстройства у детей /Д.Н. Исаев, - СПб.: "Речь", 2005. - 400 стр. 13. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык, - М.: "Наука", 1983. - 341 стр. 14. Копонев С. Влияние стресса на здоровье // С. Копонев, "Московский психологический журнал", №2 - 2004. 15. Кузнецова А.С., В.В. Злоказова Т.А. Эффективность психологических средств произвольной саморегуляции функционального состояния // А.С. Кузнецова, Т.А. Злоказова Т.А., №1 - 2008., С. 102 - 130. 16. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики / Л.В. Куликов, - СПб.: "Питер", 2004. - 464 стр. 17. Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе / И.Г. Малкина-Пых, "Московский психологический журнал", №12 - 2005. 18. Мельник Б.Е., Кахана М.С. Медико-биологические формы стресса / Б.Е. Мельник, М.С. Кахана, - Кишинев: "Штиинца", 1981. - 176 стр. 19. Музыкотерапия / электронная статья Института Психотерапии и Клинической психологии: [http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1263]. 20. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция) / Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтарова, - Казань: "ИП Тухтаров В.Н.", 2003. - 94 стр. 21. Пономаренко А.С. Фактор стресса // А.С. Пономаренко, "Московский психологический журнал", №7 - 2004. 22. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского, - СПб.: "Питер", 2002. - 1024 стр. 23. Сандомирский М.Е. Защита от стресса / М.Е. Сандомирский, - М.: "Институт Психотерапии", 2001. - 316 стр. 24. Селье Г. Стресс без дистресса / Ганс Селье - М.: "Прогресс", 1979. - 123 стр. 25. Синельников В.В. Прививка от стресса или психоэнергетическое айкидо / В.В. Синельников, - М.: "Центрполиграф", 2003. - 207 стр. 26. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н.В. Тарабрина, - СПб.: "Питер", 2001. - 272 стр. 27. Теория и практика аутогенной тренировки / под ред. В.С. Лобзина, - Л.: "Пресс", 1980. - 162 стр. 28. Фоа Э., Фридман М., Кин Т.М. Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства / Э.Фоа, М.Фридман, Т.М.Кин, - М.: "Когнито-центр", 2005. - 467 стр. 29. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку / Е.М. Черепанова, - М.: "Академия", 1997. - 264 стр. 30. Шушарджан С.В. Музыкотерапия: история и перспективы // С.В. Шушарджан, - "Клиническая медицина", №3 - 2000. 31. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых, - СПб.: "Питер", 2006. - 256 стр. 32. Яковлев Г.М., Новиков В.С., Хавинсон В.Х. Резистентность, стресс и регуляция / Г.М. Яковлев, В.С. Новиков, В.Х. Хавинсон, - СПб.: "Пресс", 1990. - 225 стр. Приложение №1 Комплексная оценка проявлений стресса [31]. |
Интеллектуальные признаки стресса | Поведенческие признаки стресса | | 1. Преобладание негативных мыслей 2. Трудность сосредоточения 3. Ухудшение показателей памяти 4. Постоянное и бесплодное вращение мыслей вокруг одной проблемы 5. Повышенная отвлекаемость 6. Трудность принятия решений, длительные колебания при выборе 7. Плохие сны, кошмары 8. Частые ошибки, сбои в вычислениях 9. Пассивность, желание переложить ответственность на кого-то другого 10. Нарушение логики, спутанное мышление 11. Импульсивность мышления, поспешные и необоснованные решения 12. Сужение "поля зрения", кажущееся уменьшение возможных вариантов действия | 1. Потеря аппетита или переедание 2. Возрастание ошибок при выполнении привычных действий 3. Более быстрая или, наоборот, замедленная речь 4. Дрожание голоса 5. Увеличение конфликтных ситуаций на работе или в семье 6. Хроническая нехватка времени 7. Уменьшение времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями 8. Потеря внимания к своему внешнему виду, неухоженность 9. Антисоциальное поведение 10. Низкая продуктивность деятельности 11. Нарушение сна или бессонница 12. Более интенсивное курение и употребление алкоголя | | Эмоциональные симптомы | Физиологические симптомы | | 1. Беспокойство, повышенная тревожность 2. Подозрительность 3. Мрачное настроение 4. Ощущение постоянной тоски, депрессии 5. Раздражительность, приступы гнева 6. Эмоциональная "тупость", равнодушие 7. Циничный, неуместный юмор 8. Уменьшение чувства уверенности в себе 9. Уменьшение удовлетворенности жизнью 10. Чувство отчужденности, одиночества 11. Потеря интереса к жизни 12. Снижение самооценки, появления чувства вины или недовольства собой или своей работой | 1. Боли в разных частях тела неопределенного характера, головные боли 2. Повышение или понижение АД 3. Учащенный или неритмичный пульс 4. Нарушение процессов пищеварения (запор, диарея, повышенное газообразование) 5. Нарушение свободы дыхания 6. Ощущение напряжения в мышцах 7. Повышенная утомляемость 8. Дрожь в руках, судороги 9. Появление аллергии или иных кожных высыпаний 10. Повышенная потливость 11. Снижение иммунитета, частые недомогания 12. Быстрое увеличение или потеря веса тела | | |
Для подсчета суммарного показателя используется следующая схема. Наличие каждого симптома из интеллектуальных или поведенческих признаков стресса оценивается в 1 балл, каждый симптом из "эмоционального" списка оценивается в 1,5 балла, а каждый симптом из "физиологического" списка оценивается в 2 балла. Таким образом, общая максимальная сумма по всему списку теоретически может достигать 66. Показатель от 0 до 5 баллов считается хорошим -- означает, что в данный момент жизни сколько-либо значимый стресс отсутствует. Показатель от 6 до 12 баллов означает, что человек испытывает умеренный стресс, который может быть компенсирован с помощью рационального использования времени, периодического отдыха и нахождения оптимального выхода из сложившейся ситуации. Показатель от 13 до 24 баллов указывает на достаточно выраженное напряжение эмоциональных и физиологических систем организма, возникшее в ответ на сильный стрессорный фактор, который не удалось компенсировать. В этом случае требуется применение специальных методов преодоления стресса. Показатель от 25 до 40 баллов указывает на состояние сильного стресса, для успешного преодоления которого желательна помощь психолога или психотерапевта. Такая величина стресса говорит о том, что организм уже близок к пределу возможностей сопротивляться стрессу.- Показатель свыше 40 баллов свидетельствует о переходе организма к третьей, наиболее опасной стадии стресса -- истощению запасов адаптационной энергии.
Страницы: 1, 2
|