|
Причины, диагностика и коррекция одиночества личности
Причины, диагностика и коррекция одиночества личности
88 Дипломная работаПричины, диагностика и коррекция одиночества личностиСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОДИНОЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ 1.1 Сущность и причины возникновения состояния одиночества 1.2 Аспекты состояния одиночества личности 1.3. Самооценка, оценки и экспектации личности, их свойства и источники 1.4 Развитие состояния одиночества в связи с неадекватностью оценки личности ее экспектациям 1.5. Индивидуально-психологические особенности одинокой личности 1.6 Зависимость переживаний состояния одиночества от возрастных особенностей личности 1.7 Выводы ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ 2.1 Методика экспериментального исследования одиночества личности 2.1.1 Одномерные системы измерения одиночества личности 2.1.2 Многомерные системы измерения одиночества личности 2.1.3. Использованные методики экспериментального исследования одиночества 2.2 Результаты экспериментального исследования одиночества личности 2.3 Методика коррекции состояния одиночества 2.4 Результат коррекции состояния одиночества ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы. Чувство одиночества личности является экзистенциальным, социальным и психологическим феноменом и социального статуса. В современном нестабильном обществе проблема одиночества обозначилась довольно остро. Известно, что основной ячейкой любого общества является семья. В тоже время в настоящее время многими исследователями в различных странах отмечаются явные признаки кризисы не только традиционных семейных отношений, но и самого института семьи. Вопросы профилактики одиночества, подготовки молодежи к семейной жизни имеют большое значение как для здоровья и счастья личности, так и для экономического, социального и культурного развития общества. Начиная с самого раннего возраста следует развивать в ребенке чувство социальной ответственности за свои поступки; воспитывать стремление иметь здоровую и прочную семью; укреплять чувство уважения к представителям противоположного пола и способность у читывать их специфические интересы. Юность занимает важное место в общем процессе онтогенеза. Данный возрастной период следует рассматривать как особую фазу в психическом развитии, эпоху перехода от детства к взрослости. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований психики. Вступая в новый период жизни и деятельности, юноша занимает новую социальную позицию, именно в этой фазе развития формируется отношение к собственному “я”, отношение к све6рстникам, окружающим людям и обществу. От того, как закладываются на этом этапе основы социальной ориентации, зависит становление социальных установок личности, вероятность возникновения и глубина переживания чувства одиночества. Объект исследования - состояние одиночества. Предмет исследования - индивидуально-психологические аспекты состояния одиночества личности. Цель работы - выявление индивидуально-психологических аспектов состояния одиночества личности, путем его психодиагностики и психокоррекции. Гипотеза исследования: - одним из основных факторов возникновения состояния одиночества является соотношение ожидаемой и получаемой оценки личности; - склонность к состоянию одиночества является одним из важнейших конституционных свойств личности, мало меняющихся в онтогенезе; - состояние одиночества в значительной мере является следствием предрасположенности, сформированной в детстве. Задачи исследования: - выявить влияние демографических и социальных факторов на состояние одиночества; - выявить влияние личностных факторов на состояние одиночества; - предложить методику и установить эффективность психокоррекции состояния одиночества. Методы исследования: - поиск, анализ, сопоставление и обобщение литературных данных; - выявление притязаний с помощью моторной пробы Шварцланда; - определение оценки и самооценки черт личности по Р.Б. Кэтеллу; - завершение неоконченных предложений по разработанной методике; - статистические методы обработки и представления результатов исследования (дескриптивный и корреляционно-регрессионный анализ). Экспериментальная часть работы выполнена на протяжении 2002 и 2003 годов в городе Славянске Донецкой области. Выборка включала 20 мужчин и 20 женщин в возрасте от 18 до 61 года. Научная новизна работы заключается в уточнении количественного влияния демографических, социальных и личностных факторов на состояние одиночества, а также в установлении связи состояния одиночества с неадекватностью оценок личности. Практическая значимость работы состоит в разработке практических рекомендаций по психодиагностике и психокоррекции состояния одиночества. Структура и объем работы. Дипломная работа написана на русском языке, из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Работа изложена на 60 страница, включает 8 рисунков, 5 таблиц, 60 источников литературы. ГЛАВА 1. ТЕОРОТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОДИНОЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ 1.1 Сущность и причины возникновения состояния одиночества Проблема одиночества является одной из острейших проблем современности, она волновала человечество во все эпохи. Не случайно этой проблеме уделяли внимание выдающиеся философы, социологи, психологи, писатели, политические и религиозные деятели. Герой рассказа Ги де Монпасана “Одиночество” в своем монологе говорит: ”Из всех загадок человеческого бытия я разгадал одну. Больше всего мы страдаем от одиночества, и все наши поступки, все наши страдания направлены на то, чтобы бежать от него… Иные ощущают это сильнее, другие слабее - вот и вся разница. С некоторых пор меня мучает жестокое осознание страшного одиночества, в котором я живу и от которого нет … ты слышишь? …нет спасения! Что бы мы ни делали, как бы мы не метались, какими бы ни был страстным порыв наших сердец, призыв губ и пыл объятий - мы всегда одиноки”. О распространении одиночества среди людей говорят следующие данные: не более 1-2% опрошенных утверждают, что никогда в жизни не испытывали чувства одиночества, в то время как примерно 10-30% говорят, что переживали такое чувство хотя бы раз в жизни. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, лично значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении. Одиночество - эта многогранная и, по-видимому, комплексная проблема носит общечеловеческий характер и существует столько, сколько люди помнят себя. Она потому и вечна, что не зависит от общественно-экономических формаций, будучи присуща им всем. Однако если проблема одиночества непреходяща, то в чем видится ее острота именно сегодня? При анализе одиночества необходимо развести одиночество и физическое состояние изолированности человека. Последнее есть поддающееся наблюдению состояние, регулированное и в какой-то степени контролируемое. Значение изоляции большей частью зависит от того каким значением человек наделяет это состояние. Предполагают, что изоляция должна быть мучительной, поэтому она и используется как форма наказания детей и преступников. Но иногда, к тревоге родителей и общества, изолированные инвалиды получали удовольствие от уединения; вместо чувства обделенности они обретали благодатную возможность для плодотворных открытий и, даже, саморазвития. Многим хочется время от времени “побыть одному”. В противоположность состоянию изоляции, которое является объективным, внешне обусловленным, одиночество - субъективное внутреннее переживание. Изоляция может содействовать одиночеству, но простое сведение второго к первой игнорирует специфические качества и сложность одиночества. Такое сведение упускает важнейшее обстоятельство - контекст переживаний одиночества. Многие люди испытывали мучительное одиночество не в изоляции, а в каком-либо сообщении, в лоне семьи и даже среди друзей. Чтоб обнаружить физическую изоляцию, достаточно иметь одни глаза, но чтоб узнать одиночество, необходимо испытать его. Одиночество воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Есть доля правды в утверждении: «Ничье одиночество не похоже на мое. Одиночество каждого различного.» Одиночество уникально и невозможно дать его универсальное определение. Это верно, что мое одиночество - только мое, никто не может пережить мое одиночество за меня. Наверное, никто не может полностью понять, что я чувствую, когда я одинок. Кроме того, мои переживания одиночества меняются от ситуации к ситуации. Однако при всей уникальности любого данного переживания одиночества есть определенные элементы, общие для всех его проявлений. Различают экзистенциальный, культурный, социальный и межличностный аспекты одиночества, которые можно рассматривать как «иерархию масштабов» возникновения и проявления состояния одиночества. Пример культурного одиночества - переживание иммигрантов. История США богата выражениями типа одиночества. В 19 веке многие переселенцы переезжали в эту страну группами, которые включали ближайших родственников, друзей и знакомых. Они были окружены любящими их людьми, но они были глубоко одиноки. Даже учреждение иммигрантами этнических коммун, не мешало людям говорить о своей отчужденности, отрыве от культурного наследия, которое изначально было частью их жизни. Многое из того, что они привыкли считать само собой разумеющимся, было утеряно. Понятие отчуждения не всегда адекватно отражает это переживание. Отчуждение представляет, главным образом, сложное отношение иммигрантов к их новой родине и не объясняет несчастья, от которого многие страдают, становясь одинокими и стремясь вновь обрести основные идеи, нормы, учреждения, позиции и ценности, составляющие унаследованную часть жизненного мира личности. Культурное отчуждение может быть часть или следствием неразрешенности одиночества именно в культурном измерении. Другой пример культурного одиночества можно найти в характерной форме переживаний человека в современном мире. Современный человек в индивидуальном технократическом обществе чувствует бессилие и крайнюю безнадежность. Люди, испытывающие внутреннее расстройство и смятение, проистекающее из ощущения разъединенности с традиционными ценностями и нормативами, часто говорят о чувстве одиночества, которое не могут даже объяснить. Культурное одиночество проявляется также в малых группах, когда люди ощущают, что их связь с собственным культурным наследием порвана или что общепринятая культура неприемлема для их внутреннего мира. Данный тип одиночества существует в обществах, где происходят бурные социальные изменения - в Японии, Америке. Это важный элемент в жизни молодежи, которая не может найти пристанище в культуре своей страны. Такой тип одиночества объединяет беды, неприятности людей, причиняя страдания культурным отчуждением и кризисом попыток идентификации. Культурные различия иногда разрушают социальные и межличностные связи. В таких случаях возникают сложные модели одиночества, как, например, в семьях и других общественных институтах, где существует так называемый «разрыв поколений». Одиночество в культурном измерении - частый «гость» мира ученных, пророков, реформаторов и критиков социальных порядков, особенно если они видят свои расхождения с основными культурными течениями, пытаясь прийти к ценностям, забытым или отвергнутым широкой публикой. Социальное измерение одиночества. При изучении социального измерения одиночества понятия «социальное» в первую очередь применимо к особым группам в обществе, а не к обществу в целом. Особенно острые его формы обозначены такими понятиями социальной изоляции, как изгнание, неприятие, остракизм, отставка. Подразумеваются также более тонкие формы социальной изоляции, когда социальная исключенность лишает людей членства в группах, которое они считают очень важным и желательным для себя. В другом случае этот тип одиночества может возникнуть, когда человек чувствует свое неприятие группой. В примерах космического (экзистенциального) и культурного одиночества индивид ощущает, что потеряна связь, сопричастность; в социальном измерении одиночества человек очень остро чувствует, что его оттолкнули, покинули, исключили, отослали, не допустили или же не оценили. Сам себе он видится изгнанником, посторонним, одиночкой, лишним человеком. Этот вид одиночества чаще всего появляется, когда роли индивидов не учтены: - когда человек уволен, забаллотирован, исключен из команды, не принят в колледж, клуб или работу в понравившуюся ему фирму; - когда человека избегают, потому что его поведение, класс, к которому он принадлежит, или цвет кожи признаны социального нежелательными. К перечисленным общим факторам, содействующим возникновению социального одиночества, добавляются и другие факторы, широко распространенные в современным обществе, которые и помогают объяснить рост этого типа одиночества сегодня. Самые значительные из них - увеличивающуюся раздробленность общества вместе с растущей социализацией, высокая степень мобильности, неопределенность традиционных социальных границ, распад традиционных групп и короткая жизнь групп, претендующих на свое место, высокий уровень ожидания, связанного с социальной позицией, и пренебрежительное третирование точки зрения отдельного индивида. Современные люди чрезвычайно заботятся о своем социальном положении. К беспокойству о социальном положении и лице добавляются сомнения, тревога относительно социальной идентичности и значения повседневных столкновений с другими людьми. Существует много примеров социального одиночества людей, которые вследствие каких-то социальных изменений оказались отторгнутыми обществом или определенной группой. На таких людей наклеиваются унизительные ярлыки преступников, неудачников, гомосексуалистов, предателей, неудобных чужаков. Однако острое социальное одиночество переживают люди, живущие не в «стороне», а на гране общества. Эти люди нуждаются в социально значимой включенности. К ним относятся старики, бедняки, эксцентричные по своей природе люди, те, чьи занятия имеют сомнительные достоинства, как принято считать, и в некоторых случаях подростки и женщины. В современном обществе социальные факторы существенно отягчают состояние одиночества. Происходит отождествление успеха с общим признанием, социальное одиночество увязывается со стыдом человека: одиночество является индикатором неудачников, которые попали в разряд «руководимых другими», «руководимых извне». Последствия такого неразрешимого одиночества - тревога, раздражение, депрессия. Межличностное измерение одиночества. Здесь предполагается измерение восприятие других людей, с которыми человек может установить отношение «Я - Ты», отношения, которые могут развернуться в двойную реальность человеческого «Мы». По временному признаку переживания личностью состояния одиночества различают хроническое, ситуативное и преходящее одиночество. Хроническое одиночество наступает тогда, когда индивид в течение длительного времени не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми. Ситуативное одиночество обычно проявляется в результате каких-либо стрессовых событий в жизни человека, например, как смерть близкого или разрыв интимных отношений, например брачных. Переходящее чувство одиночества выражается в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов. 1.2 Аспекты состояния одиночества личности Одиночество испытывают люди разных возрастов, профессий, материальных и социальных статусов. В самом общем приближении оно связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания. Но что стоит за понятием «оторванность»? Физическая изолированность не отражает, а часто и не является причиной одиночества, скорее, речь идет о нарушении связи внутреннего мира человека и его социального окружения. С другой стороны, беспрерывное взаимодействие и бесконечное общение тоже не противостоит одиночеству, а иногда и порождает его. Одиночество в толпе так же имеет место в нашей жизни, как и счастье в пустыне. Философы, психологи и врачи, обсуждая проблему одиночества сталкиваются с определенными трудностями. Во-первых, конкретный смысл понятия «одиночество», как изолированность от людей, однобок и неточен. Такие чувства и эмоции, как страх, тревога, грусть, оторванность, ненужность, угнетенность часто определяются человеком как одиночество. Возможно все - это причины возникновения одиночества, возможность - следствия, возможно - его компоненты. Во-вторых, одиночество - сугубо личностное переживание, к тому же имеющее весьма неопределенные внешние проявления - и психические и соматические. Поэтому получаемые данные - это описание человеком субъективных чувств и переживаний в связи с какими-то событиями, которые он определят или именует как «одиночество». В определенный период жизни благодаря книгам, кино и учителям в нашем сознании возникает образ того, что мы начинаем именовать одиночеством. Этот образ, как и само понятие, весьма индивидуально, многоаспектно, иерархично. В-третьих, данных о дальнейшей жизни клиентов, прошедших курс коррекции чувства одиночества, либо не систематизированы, либо отсутствуют. Неясно, возвращается ли подобное чувство, чем оно провоцирует и как переживается. Цель данной работы - обзор исследований наиболее завершенных методов диагностики и терапии и выделение общих для всех понятий, признаков, тенденций и походов в отдельную структуризированную форму с пониманием механизма и причин возникновения одиночества. Вот некоторые отрывки из работ различных ученых и философов, позволяющие бегло проследить путь и направление, в котором начиналось и продолжается движение в исследовании одиночества. «Человек одинокий, другой нет; ни сына, ни брата нет у него; и всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством…» (Екклесиаст. Ветхий завет (4.8). Драматизм утраты живительной связи человека с миром людей, пронизывает библейский текст. Отчаянье и безысходность заставляет искать способ преодоления одиночества - «диалог» с Всевышним. «Первыми фобиями у детей, связанными с внешними условиями, являются боязнь темноты и одиночества. Обе вызваны у ребенка ощущением отсутствия любимого человека, скажем, матери. Я слышал из соседней комнаты, как ребенок, испугавшийся темноты, звал: «Говори со мной, боюсь!» - «Зачем? Для чего? Ты все равно меня не видишь». На это ребенок отвечал: «Когда кто-то говорит со мной, становится легче». (З. Фрейд, 1916 - 1917). Это одно из немногих высказываний З. Фрейда по поводу одиночества. Хотя с этой темой отчасти переплетается его идея об «океаническом чувстве». З. Фрейд опираясь на тот факт, что индивид до рождения окружен материнскими водами, находясь в безопасности, комфорте и одиночестве, делает вывод: человек испытывает ностальгию по тому уютному состоянию. По его мнению сон, фантазия, медитация, (а это, несомненно, один из видов переживания одиночества) - это возвращение к утраченным истокам. «Долгое отсутствие эмоциональных и физических контактов, может иметь для человека фатальный исход. И сенсорная, и социальная депривация одинаково пагубно влияют на людей, являясь причиной временных психических нарушений». И далее: «Постоянно присутствующее стремление к физическим и социальным контактам заставляет человека иногда довольствоваться едва уловимыми, символическими формами их проявления, что можно определить как потребность в признании» (Э. Берн «Игры в которые играют люди»). Данное утверждение Э. Берн использовал для объяснения понятия «сенсорный голод» и оно не совсем относится к исследованию одиночества, но по сути, является очень важной для дальнейшей работы. «Одиночество может способствовать развитию тяжелого расстройства личности. Даже те люди, которые способны преодолевать одиночество без особых усилий, соглашаются, что это очень тревожное переживание. Одиночество обостряет ощущения противоестественной и неожиданной пустоты, пронизывающей весь внутренний мир личности. Мы отвечаем на одиночество стремлением к близости, особенно желая заполнить пустоту поискам связей, участия, любви.» (Фрида Фром-Рейхман). И в самом деле, человека не так страшит возможная болезнь или даже смерть, как одиночество. Видимо, для человека важны не качества, свойства или особенности, которыми он обладает, и даже не его существование в этом мире, а то, что это значит для него и этого мира. «Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания и показывает раскол основной реальности сети взаимоотношений и связей внутреннего мира личности. Расстройство, которое вызывает данное переживание, часто побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой болезни, ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное. Ощущение угрозы наиболее полному раскрытию целостных качеств личности порождает страдания одиночества.» (Уильям А. Садлер и Томас Б. Джонсон «От одиночества к аномии»). Американские ученые выделяют четыре возможных измерения, в которых человек может переживать одиночество: - космическое измерение - причастие человека к природе, Богу, космосу, судьбе или высшим историческим целям; - культурное измерение - значимость для человека морально- этических, культурных, творческих ценностей; - социальное измерение - построение организованных связей отношений, образующих структуру взаимодействия индивида и группы; - межличностное измерение - собственные внутренние переживания и формирование прочной связи с другим индивидом. «Одиночество - недостаток, утрата или боязнь утраты тех элементов человеческих отношений, которые формируются один за другим с развитием личности индивида. В состав этих компонентов входит потребность в нежности и контакте у младенцев, страх остракизма в малолетнем возрасте и, наконец, потеря или боязнь утраты партнера в зрелом возрасте.» (Харри Стэк Салливан, 1953). По мнению Х. С. Салливана, тенденции и склонность к одиночеству закладываются еще в раннем детстве. Предрасположенность к переживанию одиночества формируется в связи с недостаточностью определенных видов положительно окрашенных контрактов в соответствующий период развития личности. «Одиночество, в особенности, когда это глубокое и продолжительное переживание, снижает самооценку личности. Последствия одиночества для самооценки личности еще больше усугубляются, если одиночество связывается с личностными характеристиками и недостатками, при разводе или вдовстве - у индивида «формируется новое самовосприятие - новое социальное «Я», замещающее прежнее, утраченное.» (Летиция Энн Пепло, Мария Мицели и Брюс Мораш). Группа авторов пришла к выводу, что в результате прошлого опыта переживаний и взаимоотношений, формируется некий «стандарт» эмоциональных связей, доставляющих удовлетворение. У человека развивается общее и относительно постоянное ожидание этого удовлетворения. Если количество подобных связей достаточно - человек счастлив, если недостаточно - одинок. Кроме того, низкая самооценка определяет склонность к одиночеству, являясь по сути причиной его переживания. Констатация многочисленных факторов одиночества, поиск природы, «связывающего механизма» между внутренним и внешним миром личности, выделение причины возникновения одиночества пока не выстроились в строгую и законченную единую теорию. Необъясненным, рождающим противоречия, является и тот факт, что люди успешные, с высокой самооценкой и претензиями, нуждаются в помощи купирования одиночества не реже так называемых «неудачников». По мнению Роберта С. Вейса, нет никаких данных, подтверждающих, что уровень доходов или социальный статус как-то влияют на частоту и глубину переживания одиночества. Несомненно одно: одиночество - это сильное внутреннее переживание, временно ослабляющее или нарушающее многие механизмы волевой, деятельной и мотивационной сферы психики человека. Кроме того, в тяжелой форме, оно может менять личность, вызывая психические и психоневротические очаги тревожного напряжения. Поэтому поиск причин и способов управления переживанием одиночества может дать в руки ключ к формированию более современного и гармоничного внутреннего мира человека. Таким образом: - одиночество является показателем разрыва связи внутреннего мира человека с социумом; - одиночество не следует рассматривать как отдельную эмоцию или чувство. Очевидно, что это совокупность эмоций и чувств таких как отчаяние, страх, отчужденность, печаль, тревога и т.д., причем состав и количество подобных «составляющих» может меняться. Поэтому «одиночество» скорее относится к понятию переживание данных эмоций и чувств (т.е. переживание одиночества); - изолированность от общества, хотя и может спровоцировать переживание одиночества, не является обязательным условием его возникновения. 1.3 Самооценка, оценки и экспектации личности, их свойства и источники Состояние одиночества порождает сложное взаимодействие различных чувств и эмоций, образующих определенный механизм переживания одиночества. Сами по себе грусть, отчаяние, тревога, ощущение брошенности или неполноценности могут и не быть связаны с одиночеством. Скорее они, имея негативную окраску, отражают степень и форму неудовлетворенности человека окружающей действительностью или собой. Возможно, причины этой неудовлетворенности кроются в самооценке. Самооценка - это ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование и как процесс самооценивания, она отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения. Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также соотношении реального и идеального представлений о себе. Ряд авторов сходится во мнении, что низкая самооценка может провоцировать возникновение одиночества. «Люди с низкой самооценкой интерпретируют социальные взаимосвязи самоуничижительно. Они более склонны относить неудачи в общении за счет внутренних, самообвиняющих факторов. Люди. Невысоко себя оценивающие, ожидают, что другие тоже считают их ненужными. Такие люди более остро реагируют на призыв к общению или отказ в нем» (Летиция Энн Пепло). Конечно, низкая самооценка может быть причиной одиночества, но вероятно, не может являться причиной его формирующей. Люди с высокой или даже с неадекватно завышенной самооценкой не менее склонны к одиночеству. Причем, если человек с низкой самооценкой принимает одиночество как должное, как ожидаемое и привычное состояние, то уверены в себе, с большими претензиями, творческие личности могут переживать одиночество и дольше и глубже. Примером могут служить выдержки из личных писем таких писателей, как Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, В. Брюсов. «К одиночеству присоединилась такая тоска, которой нет описания, я решительно не знаю, куда себя девать, к чему прислониться» (Гоголь - Погодину, 1840). «Мне так худо, так страшно безнадежно худо и в теле и в духе, что я не могу жить…» (Эдгар По - Анни, 1848). «Я устал, устал ото всех отношений, все люди меня утомили и все желания. Уйти либо в пустыню, остаться одному или уснуть последним сном В. Брюсов. Дневник 1898). «Я прячу веревку, чтоб не повеситься на перекладине в моей комнате, вечером, когда остаюсь один. Я не хожу больше на охоту с ружьем, чтоб не подвергнуться искушению застрелиться. Мне кажется, что жизнь моя была глупым фарсом» (Л.Н. Толстой, 1878). Подобных примеров может быть приведено множество. Вряд ли эти люди были обделены вниманием и почетом, вряд ли кто-то сомневался в их творческой и человеческой состоятельности, да и примеры из жизни указывают на то, что глубоко одинокими могут быть люди с высокой самооценкой, причем, иногда, одиночество является некой отдушиной, неким побегом от «сумасшедшего мира». Вероятно, низкая самооценка формирует систему установок и стереотипы поведения, затрудняющие удовлетворительное социальное взаимодействие, образуя благоприятную почву для возникновения одиночества. В свою очередь, завышенная самооценка также может создавать стиль и образ мышления или поведения, идущий в разрез с общепринятыми нормами и стереотипами, тем самым провоцируя переживания одиночества. Самооценка личности - это новообразование дошкольного возраста. Она появляется во второй половине периода на основе первоначальной, чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и изменения. Уже здесь видно, что самооценка - это некое сопоставление своего «я идеального» с «я реальным». Компромисс между запросами ребенка и личными качествами и формирует самооценку. В ходе развития человек приобретает новые умения, знания, опыт, что может влиять на его самооценку, но вероятно, окончательное формирование приходится на пик его психического и физического развития (до 40 лет). Тогда можно ожидать, что пожилые люди, адекватно себя оценивающие, окруженные, в свою очередь теми, кто знает их возможности, качества, достоинства и недостатки, и тоже оценивающие их адекватно, не должны испытывать одиночество, в виду соответствия социального, внешнего отношения к ним и их собственного. Однако, очевидно, что это не так. Проблема одиночества стариков всегда стояла и стоит очень остро, особенно, в бедных странах. Что же является причиной одиночества? Что происходит с человеком, когда он, теряя близких друзей и, до этого не проявляя склонности к одиночеству, вдруг, в одночасье испытывает давящее, безграничное одиночество? Меняется ли в этот момент его самооценка? Или, может быть, она была низкой? Но тогда почему всю жизнь она не провоцировала подобных переживаний? Кстати и дети 4-5 лет тоже переживают одиночество, их самооценка далеко не сформирована. Возможно, такое одиночество еще не осознано, но его проявления в виде переживания оторванности от мамы, брошенности, ненужности в группе или игре присутствуют. Таким образом, если мнения, взгляды, действия по отношению к личности со стороны социального окружения не соответствуют ее представлениям о себе, возникает тот самый разрыв связей внутреннего и внешнего мира, что ведет к переживанию одиночества. Таким образом, самооценка не является прямой причиной одиночества, но зачастую создает основу для его возникновения, как бы формируя у человека предпосылки и склонность к переживанию одиночества в большей или меньшей мере. Процесс переживания одиночества - это всегда уход в себя, отчуждение от посторонних мнений и событий для восстановления внутреннего равновесия и гармонии. Именно так социальное окружение научило реагировать человека на пресыщенность не удовлетворяющими его социальными связями. Механизм научения тому или иному способу поведения или реагирования в различных ситуациях является очень важным для понимания причин, порождающих одиночество. С самого детства мы ожидаем определенных реакций на свои действия, и свою очередь наученно-привычно на них реагируем. Сугубо эмоциональное «я хочу», постепенно уступает место рациональному «так надо», формируя самоконтроль и дисциплинированность. В каждом новом возрастном периоде ребенок попадает в определенную систему координат и ценностей, связанной с новообразованием данного возраста, его ведущей деятельности и социальным окружением, где создаются соответственные правила, элементы и стандарты поведения в различных ситуациях. Зачастую и сама ситуация смоделирована с ее предсказуемым ходом и окончанием. Такие модели формируется по принципу наименьшего физического и морального вреда для участников взаимоотношений, а также экономии времени и усилий, в силу привычности и ожидаемости реакций. Происходит социальное научение. Ребенок происходит к себе внимания (прочитай сказку, давай поиграем) и ожидает, что просьба будет исполнена. В противном случае он может начать плакать, но только, если положительная реакция со стороны мамы для него привычна и ожидаема. Произошло социальное научение: «я плачу - я получаю» или «я работаю - я получаю». Становясь старше, ребенок познает не только стереотипы взаимодействий, но и их девизы, названия. «Старших нужно уважать», «Относись к людям хорошо и к тебе будут относится так же», «Зло наказуемо», «Мужчина должен быть мужественным» и т.д. Так, в начальных классах ребенок ожидает привычной безусловной и безграничной любви со стороны учителя и доброй, адекватной оценки своих качеств со стороны сверстников. В дружбе ожидается полное доверие и самопожертвование. Создаются модели взаимодействия не только с близкими людьми но и с посторонними. Э. Берн называл подобные ритуалы трансакциями и заключал, что в детстве родители являются важным формирующим и сдерживающим фактором в научении ритуалам. В трансакциях основные роли распределены и реакции на взаимодействия ожидаемы. Причем, в зависимости от отношений участников трансакции и форма и продолжительность реакций меняются: А: Привет. В: Привет. А: Как поживаешь? В: Прекрасно, а Вы? А: Все в порядке. В: До встречи. А: Пока. В: Пока. Очевидно, что этот обмен репликами не несет никакой информации, но реакции собеседников предсказуемы и ожидаемы - потому комфортны. В случае, если возникнет непредсказуемый поворот, не определенный их предыдущими взаимодействиями и личными отношениями, возникнет чувство неудовлетворения. Э. Берн определил, сто продолжительность и предпочтительность реакций растет вместе с ростом качества взаимоотношений, перерастая в долгое общение, дружбу или любовь. Становясь старше, люди попадают в плен созданных до них предсказуемых и ожидаемых моделей поведения в школе, на работе, в семье. На определенное отношение к себе человек реагирует знакомым ему, наученным способом, для достижения ожидаемого положительного эффекта. Умный, знающий специалист ожидает признания своих качеств со стороны коллег и начальства. Он научился взаимодействовать и с сотрудниками и с подчиненными, расставляя акценты и устанавливая дистанции. Пожилые люди научены взаимодействию с детьми и внуками, больные - с друзьями и родителями, талантливые - с критиками и поклонниками. Социальные контакты играют важную роль в формировании и становлении личности. Известно, что младенцы, лишенные в течении длительного времени физического и эмоционального контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают. Отсутствие эмоциональных связей или их неудовлетворительность может быть причиной возникновения акцентуаций у подростков или несостоятельности у взрослого человека. «Наши исследования позволяют сделать вывод о том, что физический контакт при уходе за детьми и его символический эквивалент для взрослых людей - «признание» - имеют большое значение в жизни человека…» (Э. Берн). Цель социальных контактов - получение положительных эмоций или удовлетворение необходимых потребностей. Ребенок получает удовольствие от полученной пятерки и похвалы родителей, другой - от признания даже своих отрицательных качеств сверстниками и друзьями. Кто-то наслаждается торжественной тирадой в свою честь, кому-то приятнее просто улыбка любимого человека. Один теплится славой и признанием, другой - имея многое, стремится к одиночеству. Несомненно одно: в процессе физического и эмоционального общения, взаимодействия, при всем многообразии его форм и результатов, человек получает что-то очень важное, чувствуя себя нужным, оцененным, востребованным и любимым. Разные по степени выраженности и предпочтительности с точки зрения общества, эти контакты могут быть одинаковы по значимости или оказанному действию на индивидуума. И голос мамы в темноте, и заработная плата, и уважение детей, и преодоление трудностей являются очень важными моментами в жизни человека. Они подтверждают, что наши качества, наши поступки и эмоции замечены, одобрены и признаны. Эти маленькие события и реакции общества объясняют и оправдывают наше существование, подтверждают нашу нужность и востребованность, слагают нам цену. Поэтому любое взаимодействие, любой контакт, предполагающий двухстороннюю направленность и отвечающий формуле «действие - реакция на действие», сознательно или бессознательно, несет в себе оценочный аспект. Другими словами, оценка - это признание качеств и свойств личности. Не стоит однобоко толковать понятие «оценка». Это не обязательно одобрение положительных качеств личности, скорее оно звучит как «замеченность», очевидно, что оцениваемые качества, с точки зрения «большого социума», могут быть и положительными и отрицательными. Оценку личности несут в себе мнение, суждение, констатация факта, так и жест, выражение эмоций, поступок и даже воспоминания о них. Понятие «оценка» вмещает в себя не только положительный, но и отрицательный оттенок значения. Конечно, для индивида предпочтительней положительная оценка, как стимулирующая его рост и развитие, но и отрицательная оценка - это тоже факт замеченности и признания определенных качеств и свойств личности, а значит, может быть не менее значима и необходима. Таким образом, подарок ко дню рождения - это оценка, улыбка незнакомки - оценка, письмо - оценка, подчинение, уважение, одобрение, ненависть - тоже оценка. Оценка - сугубо человеческий фактор. Само по себе событие (назначение на должность, победа в соревновании, потеря или приобретение друзей) не являются оценкой, скорее оно формирует предпосылки и возможности для оценивания индивида другими людьми или себя самого, поэтому в определенной ситуации люди являются источниками оценки. С другой стороны и сам человек может быть источником оценки. Преодолевая трудности, превозмогая боль или усталость, фантазируя и наделяя себя другими качествами, индивид повышает свою значимость в собственных глазах - и это тоже является оценкой. Оценку личности со стороны социального окружения назовем интерперсональной, гетерогенной, а сформированную самим индивидом - интерперсональной аутогенной. Источник оценки может быть сильным или слабым, имеющим большее и меньшее значение для личности, в зависимости от чего и оценка будет обладать теми или иными свойствами. Постулируем, что любая оценка обладает тремя свойствами: количество, качество и значимость. Все эти свойства в разных оценках могут быть выражены в различной степени. Количество оценки характеризуется частотой ее появления. В трансакции: «Привет. Как дела?» «Привет. Нормально» оценка «Привет. Нормально» просто признает существование собеседника, причем форма оценки - стандартная, а две стороны могут вообще быть мало знакомы. Свойства этой оценки - определенное количество (в зависимости от частоты возникновения подобной оценки), низкое качество, и практически нулевая значимость, т.е. это в большей мере количественная оценка. Качество оценки чаще всего определяется формой, в которой эта оценка была дана: повышение зарплаты, обоснованное и обдуманное резюме, помощь в работе. Значимость оценки зависит от личности, эту оценку дающей (учитель, муж, жена, друг, авторитетный человек…). Чем выше значимость человека или группы, тем выше значимость оценки. Нужно учитывать, что «количественная» оценка обладает вообще ничтожна, в больших - имеет определенный вес. Одна качественная оценка может быть выше сотен количественной, а одна значимая оценка предпочтительней многих и качественных и количественных (таб.1.1.). Постоянная, неутомимая направленность индивида на поиск и формирование источников оценки и заставляет человека принадлежать к определенной группе (одинаково направленной по интересам или взглядам), заводить друзей и семью (стабильный источник качественной и значимой оценки), заниматься самообразованием или самосовершенствованием. Иногда стремление получить оценку в определенных условиях так велико, а способы ее достижения так хитроумны, что вызывают недоумение, причем это стремление не соответствует самооценке личности. Но оказывается, что получение этой оценки предусмотрено и ожидаемо человеком в данной социальной модели общения. Самооценка определяет способ поведения и место личности в социуме, а «социальное научение» дает человеку надежду и ожидание, что в этой, определенной ситуации - реакция должна быть привычно качественной, результат - выше, оценка - значительней. Каждое отдельное взаимодействие предполагает результат и в зависимости от участников, от условий формирует ожидаемую оценку. Причем если самооценка довольно стабильна и даже в экстремальных ситуациях (новый коллектив, развод, служба в армии) Обычно находит способы и иные качества для поддержания собственного уровня, то ожидаемая оценка определяется условиями взаимодействия. Можно иметь высокую самооценку и не ожидать похвалы и признания. Можно иметь низкую самооценку но ждать эффекта от отдельного поступка, потому, что обычно, для других этот эффект присутствует. Ожидаемая оценка берет свои корни из того самого чистого эмоционального «Я хороший», «Я хочу». Ребенок, с еще не сформировавшейся самооценкой, ожидает внимания и заботы (то есть, оценки) со стороны родителей, и если не получает его - страдает. Старики зная свои достоинства и недостатки, с давно и стабильно сформировавшейся самооценкой, тоже страдают, не получая привычного, ожидаемого внимания со стороны внуков, детей, государства. Таблица 1.1 Соответствие группы потребностей механизмам формирования и свойствам оценки личности |
Группа потребностей личности | Механизм формирования оценки | Формируемое свойство оценки | | Социальные (межличностные) потребности | Гетерогенный, интерперсональный | Количество оценки | | Материальные потребности | | Качество оценки | | Потребности в безопасности | Аутогенный, интерперсональный | | | Потребности в признании | Гетерогенный, интерперсональный | Значимость оценки | | Потребности в самовыражении | Аутогенный, интерперсональный | | | |
Страницы: 1, 2, 3
|
|