Причины возникновения чувства одиночества у подростков (15–17 лет)
Причины возникновения чувства одиночества у подростков (15–17 лет)
4 VII ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ» Причины возникновения чувства одиночества у подростков. (15 - 17 лет) Выполнила: Ученица 11 «А» класса МОУ СОШ №2Насибова Айнура Юсиф кызы Руководитель:Педагог - психолог высшей квалификационной категории МОУ СОШ №2Кравченко Елена ГеннадьевнаНягань2006 г.СодержаниеВведение 3I. Одиночество как субъективное внутреннее переживание. 5 II. Результаты исследования и их анализ. 9Заключение 11Словарь терминов 13Литература 14Введение.Одиночество губит, одиночество лечит,Одиночество давит на хрупкие плечи,Заставляет задуматься честно и прямоИ себе самому отвечать без обмана.Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящается все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.Что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология. Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество то как единственно возможную основу человеческого бытия, то как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то - как социальную проблему, следствие развития современных общественных сил.Для одних одиночество - результат осознания человеком оторванности и конечности его существования, сопровождающееся отчаянием и потерей надежды, для других - активное творческое состояние, благоприятная возможность для общения с самим собой и источник силы.На разных ступенях своего развития человеку приходится постигать действительность, которую он осваивает снова и снова (иногда с учетом ранее освоенного, а иногда и заново). Важную роль при этом играет становление человека как субъекта своей активности. Обнаруживая и проявляя субъектность (этот процесс начинает формироваться в подростковом возрасте), человек научается самостоятельно и продуктивно решать различные жизненные задачи в привычных и нестандартных ситуациях. Формирование субъективности происходит в процессе успешного усвоения возможностей регуляции своей активности на осознаваемом и доступном контролю уровне, а слагаемые саморегуляции фиксируются в накапливаемом регуляторном опыте. Становление субъектности, т.е. обретение опыта осознанного саморегулирования своих действий и поведения, отрефлексированность, подключение к привычной активизации инструментария, позволяющего заново осваивать жизненные ситуации, развитие самостоятельности занимает в подростковом возрасте ведущее место. По нашему мнению, именно возрастающие возможности осознания регуляторного опыта обеспечивают развитие субъектного отношения к разным сферам личностного самоопределения подростка. В данном конкретном исследовании мы попытались проследить связь значимого для подростка переживания одиночества со сформированными у него предпосылками самостоятельности. Мы считаем, что особенностями переживания одиночества по-разному определяются перспективы развития подростка, и что эти особенности в свою очередь сами зависят от степени осознания и обращенности к своим ресурсам и возможностям. Переживание одиночества может стать ситуацией, способствующей развитию человека, стимулирующей появление рефлексии по поводу собственной жизни и перспектив своего развития. Но одиночество может переживаться и осознаваться как непродуктивное негативное эмоциональное состояние, которое даже может завести подростка в тупик (суицид). Цель исследования: выявить основные причины возникновения чувства одиночества у подростков. Объект исследования: учащиеся в возрасте 15 - 17 лет. Предмет исследования: причины возникновения чувства одиночества у подростков. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме; 2. Подобрать диагностический инструментарий для получения информации о причинах возникновения чувства одиночества;. 3. Исследовать причины возникновения чувства одиночества у учащихся; 4. Сопоставить особенности переживания одиночества (позитивные и негативные аспекты) и наличествующие у подростка предпосылки субъектности. 5. Проанализировать данные, полученные в результате исследования. Гипотеза исследования: Возникновение чувств одиночества связаны с недостаточным развитием регуляторного опыта. Методы исследования. Для выявления основных причин возникновения чувства одиночества у подростков нами использовались следующие методики: 1. Опросник «Одиночество» (модифицированная шкала измерения одиночества UCLA). 2. Методика «Склонность к одиночеству». 3. Опросник «Умеешь ли ты общаться?». 4. Метод изучения продуктов деятельности учащихся (сочинение «Причины моего одиночества», «Портрет одинокого подростка») Выборка. В исследовании приняли участие 28 подростков в возрасте 15-17 лет. I. Одиночество как субъективное внутреннее переживание. ОДИНОЧЕСТВО - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Наиболее остро выражена эта проблема в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. В переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность. Переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества. Как известно, другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию. Одиночество как состояние человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей. Отчужденность человека от других людей может быть следствием и реального отсутствия круга общения и значимых связей, и восприятия человеком своих социальных контактов как неудовлетворительных. Резкое преобладание потребности в уединении является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Иными словами, постоянное желание подростка быть в одиночестве служит сигналом того, что что-то не так в его взаимоотношениях со сверстниками, а возможно, и во внутреннем мире. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым. Согласно экзистенциальной феноменологии У. Садлера, жизненный мир личности ориентирован на реализацию следующих экзистенциальных возможностей: 1. Уникальность судьбы индивида, актуализация врожденного «Я», его предельной многозначительности. 2. Трагедия и культура личности, дающей ей множество ценностей и идей, которые она использует для интерпретации своих переживаний и определения своего существования. 3. Социальное окружение индивида, которое формирует поле организационных отношений с другими людьми и те сферы, где возникает участие в группе и ролевые функции личности. 4. Восприятие других людей, с которыми могут быть установлены отношения, могущие развернуться в двойную реальность человеческого «Мы». В соответствии с перечисленными возможными направлениями, присущими развитию и распространению вне личностного мира, измерения (размерности) одиночества также четырехчленны и могут быть обозначены как: космическое, культурное, социальное и межличностное В плане переживания одиночества становится все более нетерпимым, когда оно начинает затрагивать человека одновременно в нескольких измерениях. Все типы одиночества имеют одну общую характерную черту - они являются чувством, выражающим идею о самом себе. Каждый тип одиночества представляет собой форму самосознания, свидетельствующую о разрыве основной сети отношений и связей, образующий внутренний мир личности. Космическое измерение одиночества применяется, как правило, для обозначения трех форм самовосприятия: 1) постижение себя как цельной реальности, соотносимой с природой и космосом; 2) причастности к мистическим (таинственным) аспектам жизни, предельно близким к Богу или глубинам бытия; 3) веры человека в уникальность своей судьбы или причастность к великим историческим целям Культурное измерение одиночества проявляется в разъединении с системой нормативных значений и ценностей, которая определяет существенные элементы в интерсубъективных отношениях и стилях жизни. Примерами проявления одиночества в указанном измерении являются переживание иммигрантов, ощущения бессилия и безнадежности человека в современном мире (исследованные Э. Фроммом), состояние маргинальности, разрыв поколений и т. п. Указанный тип одиночества наиболее характерен для обществ, в которых протекают бурные социальные изменения. Подобное одиночество частый гость мира ученых, пророков, реформаторов и критиков социальных порядков, особенно ели они пытаются ввести ценности, забытые или отвергнутые широкой публикой. При исследовании социального измерение одиночества понятие «социальное» в первую очередь применяется к особым группам в обществе, а не к самому обществу в целом. Особо острые формы такого одиночества могут быть обозначены такими понятиями социальной изоляции как изгнание, остракизм, неприятие и отставка. При этом подразумевается также более тонкие формы социальной изоляции: такие как лишение членства в группах. В случаях космического и культурного одиночества индивид ощущает, что потеряна связь, сопричастность; в социальном измерении одиночества человек остро чувствует, что его оттолкнули, покинули, исключили, отослали, не допустили или же не оценили. Можно перечислить несколько общих факторов содействующих возникновению социального одиночества: увеличивающаяся раздробленность общества вместе с растущей социализацией, высокая степень мобильности, неопределенность традиционных социальных границ, распад традиционных групп и короткое время жизни групп, претендующих на свое место, высокий уровень ожидания, связанного с социальной позицией, пренебрежительное третирование точки зрения отдельного индивида. Как отмечал Дж. Хомас: «Цивилизация, которая ради прогресса и роста разрушает малые жизненные группы, сделает людей одинокими и несчастными». Как только люди попадают в условия одиночества, обусловливаемого экспериментальной, географической, социальной или тюремной изоляцией, то сразу же все непосредственные («живые») связи с другими людьми прерываются («отрубаются»), что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся выраженными вегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребывания человека в условиях одиночества актуализируется потребность в общении. В ответ на невозможность удовлетворения этой потребности люди персонифицируют предметы (куклы и др.), различных животных (от пауков до лошадей), создают силой воображения партнеров (в ряде случаев в форме ярких эйдетических образов, спроецированных во сне), с которыми начинают разговаривать вслух. Эти экстериоризационные реакции оцениваются как защитные (компенсаторные) и рассматриваются в границах психологической нормы. В период юности ребенок открывает свой внутренний мир. Он обретает способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями. Подросток начинает ощущать свое тело, открывает для себя мир любви. Практически любое событие стимулирует его к размышлениям о себе и своих проблемах. Открытие внутреннего мира -- важное, волнующее событие, но оно приносит с собой множество тревог и переживаний. Появляется чувство неповторимости и одиночества. Оно возникает как смутное беспокойство, может ощущаться как внутренняя пустота, которую необходимо заполнить. Отсюда необъяснимые порывы к общению и уединению. Подростку начинает казаться, что никто не испытывал подобного чувства. В связи с этим меняется его поведение. То он уходит в свою комнату, закрывается и слушает музыку. То пропадает до ночи на улице. В его речи часто появляется местоимение «Я». А все события, которые происходят с юношей или девушкой, кажутся им значимыми и решающими. Но никто, по их мнению, не понимает всего происходящего. Почти все дети проходят через периоды страшного одиночества, которые просто невыносимы. Тогда они чувствуют себя беззащитными, неуверенными в этом большом и проблемном мире. Чтобы как-то пережить свое одиночество в юношеском возрасте некоторые увлекаются дневниками, так как это удобный способ беседовать с самим собой, фиксировать свои мысли и переживания. Дневник хранят и прячут даже от самых близких людей. В дневнике идет проверка самого себя, дается отчет о своих поступках и намерениях -- о чем не скажешь никому. Чаще дневники ведут девушки, а у юношей редко бывает в этом потребность. Многие ведут дневник, потому что испытывают одиночество, им не с кем поговорить “по душам”. Но дневник -- это запретная вещь. Подростки болезненно и остро реагируют, когда кто-либо прикасается к самому интимному. Для них это настоящая трагедия. И эта трагедия способна разорвать связь между близкими людьми. Тот, кто прикоснулся к дневнику, считается преступником, и к нему исчезает доверие, т.к. к дневнику прибегают чаще всего тогда, когда в жизни происходит что-либо неприятное, тревожное. В записях множество противоречий, ошибочных представлений. Но со временем все меняется, мысли и суждения тоже. Некоторые вообще считают, что мысли надо держать при себе, дневник же часто попадает в чужие руки. Если подросток много времени проводит со сверстниками, это пугает родителей, так как дочь или сын могут попасть в так называемую асоциальную группу, где ребята приобщаются к пьянству, наркомании, преступности. Чтобы оградить ребенка от влияния асоциальной группы, родители запрещают общаться с подростками, которые им не нравятся. Запреты родителей - изоляция ребенка. Изолированный ребенок - одинокий ребенок. Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации. По нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности и вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Создание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства. II. Результаты исследования и их анализ. В данном исследовании приняли участие 28 подростков в возрасте 15-17 лет (учащиеся 10-11 класов). Исследование проводилось в несколько этапов: 1. поисково-теоретический состоял в изучении научного знания по проблеме, уточнение предмета исследования; 2. опытно-экспериментальный - в исследовании причин возникновения чувства одиночества у подростков: 3. описательно-итоговый - в анализе и обобщении результатов, уточнении выводов. Был использован следующий блок психодиагностических методик: 1. Опросник «Одиночество» (модифицированная шкала измерения одиночества UCLA). 2. Методика «Склонность к одиночеству». 3. Опросник «Умеешь ли ты общаться?». 4. Метод изучения продуктов деятельности учащихся (сочинение «Причины моего одиночества», «Портрет одинокого подростка») Модифицированная шкала измерения одиночества UCLA - наиболее употребительная шкала для измерения одиночества была разработана (в рамках одномерного подхода) Даниелем Расселом с сотрудниками. Она включает 10 позитивно и 10 негативно сформулированных пунктов. Наше исследование преследует следующую цель: выявить степень выраженности состояния одиночества у подростков МОУ СОШ №2 Средний балл по шкале измерения одиночества UCLA составляет 6,96 баллов. Результаты ответов респондентов на шкале оценки одиночества расположились следующим образом: 58,5 % опрошенных не испытывают состояния одиночества, 6 % опрошенных нейтральны в оценке состояния одиночества, 35,5 % (4 чел.) опрошенных испытывают состояние одиночества в той или иной степени. У подростков, испытывающих состояние одиночества, можно выделить 3 уровня интенсивности переживания этого состояния: ь 1 уровень (от - 9 баллов до - 12 баллов), ь 2 уровень (от - 5 баллов до - 8 баллов), ь 3 уровень (от - 1 балла до - 4 баллов). К первому уровню (назовем его критическим) относится 2,3 % подростков, испытывающих постоянное и остро переживание состояния одиночества. Ко второму уровню, среднему, относится 7,7 % подростков, которые испытывают часто возникающие состояние одиночества. К третьему уровню, адаптивному, относятся 25,5% подростков; они испытывают состояние одиночества, которое возникает периодически. Итак, результаты анализа ответов подростков исследуемой выборки по опроснику «Одиночество» позволяют говорить о том, что каждый третий подросток испытывает состояние одиночества различной интенсивности, причем, 2,3 % опрошенных переживают одиночество в достаточно сильной степени. С точки зрения подростков, основной причиной одиночества является социальное отторжение: около 25% опрошенных ребят ответили, что одинокими становятся из-за других людей (в том числе и родителей), так как другие не поняли, отвергли или забыли этого человека. На втором месте оказались черты характера (эгоизм, самовлюбленность и т.п.). Как причина одиночества они были названы 20 % подростков. Около 13 % видят причину одиночества в поведении и манере общения человека. 10 % подростков считают, что причинами одиночества являются застенчивость, неуверенность в себе, страх общения и неумение общаться. Отсутствие круга общения, близких людей и любимых как причину одиночества рассматривают только 13 % подростков. На усталость от общения - 17%. Хотя 60 % подростков сами не любят бывать в одиночестве, они не считают подобное времяпровождение ненормальным. 56,7 % чувствовали себя одинокими и покинутыми, но большая часть подростков (80 %) не испытывали страха, находясь в таком состоянии. В основном подростки считают пребывание в одиночестве нормальным, а не противоестественным и пугающим состоянием. Большинство подростков(73,3 %) считают себя вполне коммуникабельными, приятными для общения и популярными в среде одноклассников, а также имеют достаточное количество дружеских связей. Для большинства подростков не характерны негативное отношение к себе, страх лишиться общения или быть отвергнутым сверстниками. У подростков портрет одинокого подростка выглядит так: замкнутый, погруженный в себя, мало общающийся, не любящий шумные компании (26 %). Еще часть (20 %) описывала одинокого сверстника как грустного, печального, несчастного и обиженного. Достаточно часто встречалось описание одинокого подростка как тихого, незаметного, домоседа, не умеющего общаться, заводить знакомства. Некоторые ребята (13 %) одинокий полагают, что одинокий человек - это тот, у кого нет друзей, которого никто не любит, и от которого все отвернулись. Для подростков в возрасте 15-17 лет пребывание в одиночестве по собственному желанию представляется вполне естественным и не вызывает тревожных мыслей или страха. В то же время одиночество у них ассоциируется с несчастьем, печалью и обидой. Заключение. Проведенное нами исследование позволило установить, что основной причиной одиночества, с точки зрения подростков, является социальное отторжение. Взгляд подростка на одиночество существует та же полярность, что и в философских и психологических исследованиях. Подростки считают нормальным состояние одиночества в том случае, если это выбор человека, сделанный не под влиянием окружающих, а по внутренним причинам. То есть если их сверстник выбирает одиночество не из-за собственной неуверенности и неумения общаться, не из страха перед общением и другими людьми, а по внутреннему желанию и потребности побыть одному, то это нормально и естественно. Если же он одинок, потому что от него отвернулись другие люди, тогда это - несчастный и обиженный человек, тихий, грустный и незаметный. Кроме того, подросток считает, что причины одиночества кроются как в близком окружении человека, так и в нем самом: в его характере, особенностях поведения, манеры общения, и в том числе в его неумении общаться. Взгляды подростков на одиночество несколько отличается от точки зрения психологов-исследователей. Исследователи выделяют ряд личностных, социальных и ситуативных факторов, способствующих закреплению тенденции самоустранения и возникновению чувства одиночества. Приоритет отдается личностным факторам таким, как низкая самооценка, застенчивость, излишняя самокритичность, негативное самовосприятие и коммуникативная некомпетентность, а также некоторые характерологические особенности, например эгоизм, агрессивность. К социальным факторам исследователи относят социальное отторжение, то есть неприятие подростка группой сверстников, и отсутствие «своего» круга общения. Последнее может быть связано с переездом на новое место жительства, сменой школы, потерей близкого друга и т.п. Психология общения в подростковом в юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособление (приватизации) и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Для подростков в возрасте 15-17 лет пребывание в одиночестве по собственному желанию представляется вполне естественным и не вызывает тревожных мыслей или страха. В то же время одиночество у них ассоциируется с несчастьем, печалью и обидой. Взгляд подростка на одиночество существует та же полярность, что и в философских и психологических исследованиях. Подростки считают нормальным состояние одиночества в том случае, если это выбор человека, сделанный не под влиянием окружающих, а по внутренним причинам. То есть если их сверстник выбирает одиночество не из-за собственной неуверенности и неумения общаться, не из страха перед общением и другими людьми, а по внутреннему желанию и потребности побыть одному, то это нормально и естественно. Если же он одинок, потому что от него отвернулись другие люди, тогда это - несчастный и обиженный человек, тихий, грустный и незаметный. Можно сделать еще один вывод. Когда подросток проявляет свою самостоятельность, а так же имеет цель в жизни, т. е. быть целенаправленнее, это доказывает, что у подростка выражена потребность быть одному. И чем сильнее выражена у него самостоятельность и целенаправленность, тем у него сильнее выражена потребность быть одному. Это доказывается тем, что если подросток самостоятельный и целенаправленный, то он может справляться с чем-либо один, чем подросток, у которого плохо развиты эти два качества. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: негативные аспекты переживания одиночества подростками связаны с недостаточным развитием регуляторного опыта и, прежде всего, его ценностного компонента. Основная причина возникновения чувства одиночества - это недостаток общения со сверстниками. Что и подтверждает нашу гипотезу. Человек, живущий одиноко, существует только наполовину. Буаст Словарь терминов ь Интерсубъективные отношения - проявления одиночества в виде переживание иммигрантов, ощущения бессилия и безнадежности человека в современном мире. ь Маргинальность - (от франц . marginal - побочный, на полях), незначительный, несущественный, второстепенный; промежуточный. ь Остракизм - (греч . ostrakism os, от ostrakon - черепок), в 6-5 вв. до н. э. в Др. Афинах, а также в Аргосе, Сиракузах и других городах изгнание отдельных граждан по решению народного собрания (обычно на 10 лет). Каждый обладавший правом голоса гражданин писал на черепке имя того, кто опасен для народа. В переносном смысле - изгнание, гонение. ь Экзистенциализм - (от позднелат . exsistentia - существование), или философия существования, направление современной философии, возникшее в начале 20 в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Идейные истоки - учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю). Центральное понятие - экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования - забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. Оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада. Литература. 1. Волкова И.А., Музыченко В.П. Лоскутное одеяло для одинокой женщины. - 2-е изд., - М.: Мысль, 1993. 2. Карпенко Л. А. Психология. Словарь 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. 3. Карпиков А.Р. Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте. - М., 2002. 4. Киселева В. Подростковое одиночество.., Школьный психолог, №8/2002. 5. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1989. 6. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. - М.: Генезис, 1997. 7. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности. - Вопросы психологии. №1/1996. 8. Словарь практического психолога. /Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997. 9. Снайдер Ди Практическая психология для подростков или Как найти свое место в жизни - М.: АСТ - ПРЕСС, 2003. 10. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
|