Приемы развития самооценки младших школьников
p align="left">Проективное рисование рассматривается некоторыми авторами как вспомогательный метод в групповой работе. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы. Темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность выразить графически или рисунком свои чувства и мысли. Метод позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам. [30]Особенно эффективно применение рисуночной терапии в детском возрасте. Организуя рисуночное занятие, психолог реализует следующие функции: · эмпатическое принятие ребенка; · создание психологической атмосферы и психологической безопасности; · эмоциональная поддержка ребенка; · постановление креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком; · помощь в поиске формы выражения темы; · отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализированных в процессе рисования и опредмеченных в его продукте. Функции психолога могут быть реализованы в директивной и недирективной форме. Директивная форма предполагает прямую постановку задачи перед ребенком в виде темы рисования; руководство поиском лучшей формы выражения темы и интерпретации значения детского рисунка. При недирективной форме ребенку предоставляется свобода как в выборе темы, так и в выборе экспрессивной формы. В то же время психолог оказывает ребенку эмоциональную поддержку, а в случае необходимости - техническую помощь в придании максимальной выразительности продукту творчества ребенка. Специалисты выделяют 5 типов заданий, используемых в рисуночной практике: 1. Предметно - тематические задания - это рисование на заданную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми. 2. Образно - символические задания представляет собой изображение ребенком абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов, таких как добро, зло, счастье; изображение эмоциональных состояний и чувств: радость, гнев, удивление. 3. Игры и упражнения с изобразительным материалом. Этот вид работы предполагает экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом с целью изучения их физических свойств и экспрессивных возможностей. Эффект упражнения заключается в уменьшении эмоционального напряжения, формировании чувств личной безопасности, повышении уверенности в себе, стимулировании познавательной потребности. 4. Задания на совместную деятельность могут включать все указанные выше задания. Этот тип заданий направлен как на решение проблемы оптимизации общения и взаимоотношения со сверстниками, так и на оптимизацию детско-родительских отношений. Задания могут быть предложены ребенку на литературном вербальном материале, таком как сочинение сказок и историй. Психогимнастика - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно временные характеристики общения. [30] Термин «психогимнастика» может иметь широкое и узкое значение. Психогимнастика в узком значении понимается как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Такого рода психогимнастика направлена на решение задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратных связей. В широком смысле психогимнастика - это курс специальных знаний, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет клиентам проявить себя и общаться без помощи слов. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого - познание и изменение личности клиента. Таким образом, в работе с неуверенными детьми может быть использовано все многообразие средств коррекционно-развивающей работы. 2. Экспериментальное исследование самооценки младших школьников 2.1 Организация исследования самооценки младших школьников Целью опытно-экспериментальной работы составить и апробировать программу по развитию адекватной самооценки. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить проявление свойств самосознания. 2. Определить эмоциональный уровень самооценки. 3. Определить особенности самооценки младших школьников и представлений о том, как его оценивают другие люди (когнитивную составляющая самооценки). Для решения поставленных задач использовались следующие методики: 1 Модифицированная методика «МЭДОС» (шкала 1 «СС» - свойства самосознания), (Р.В.Овчарова). [29] 2 Модифицированная методика определения эмоционального уровня самооценки. (Субтест №1) (И.П.Шахова). [34] 3 Методика «Лесенка» (В.Г.Щур, С.Г.Якобсон). [32] Исследование проводилось на базе школы №3 г. Барнаула, во 2 «А» классе, в исследовании участвовало 20 человек, в возрасте 8- 9 лет. Для изучения проявления свойств самосознания была использована методика «МЭДОС» (шкала 1 «СС»). Детям в ходе беседы предлагалось ответить на вопросы. Вопросы предоставлены в приложении 1. Результаты обрабатывались следующим образом: первые 4 суждения свидетельствовали о непринятии ребенком своего физического «Я», остальные свидетельствуют о неадекватной самооценке и уровне притязаний. Общее количество совпадений ответов по шкале притязаний указывает на уровень нарушений формирования самосознания запущенного ребенка. Стимульный материал к методике представлен в приложении 1. Результаты диагностики представлены на диаграмме (рис.1)
Рис.1.Результаты исследования проявления свойств самосознания у младших школьников В ходе диагностики было выявлено: 10% учащихся класса (2 человека), не принимают свое физическое «Я», а 75% учащихся класса (15 человек) имеют неадекватную самооценку и уровень притязаний, т.е. не могут правильно оценить себя и поставить перед собой задачи, соответствовавшие по сложности их возможностям Для определения эмоционального уровня самооценки детям предлагалось выбрать свое место в схематическом рисунке. Субтест № 1. Учащиеся должны были представить, что изображенный на рисунке ряд кружков - люди, и указать где находится он. Стимульный материал к методике представлен в приложении 2. Результаты обрабатывались следующим образом при указании ребенком на третий- четвертый круг слева это является нормой. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего Я-образа, осознает свою ценность и принимает себя. А те дети, которые указывали на первый круг, имели завышенную, а при указании на круги далее пятого - заниженную самооценку. Результаты диагностики представлены на диаграмме (рис.2). Рис.2. Результаты исследования эмоционального уровня самооценки младших школьников Анализ диаграммы свидетельствует о том, что 15% класса (3 человека) имеют завышенный уровень самооценки, такие дети переоценивают свои возможности, характеризуются отсутствием самоконтроля. 40% детей (8 человек) имеют адекватный уровень самооценки, эти дети активны, находчивы, самостоятельно ищут ошибки в работе, выбирают задачи соответствующие их возможностям. 45% учащихся класса (9 человек) имеют заниженный уровень самооценки, такие дети не уверенны в себе, видят в себе только отрицательное, начиная любую деятельность, ждут только неуспеха. Для определения особенностей самооценки ребенка и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди, мы использовали методику «Лесенка». Детям предлагалось поставить себя на одну из ступенек и обосновать свой ответ. Далее детям предлагалось поставить фигурку на ту ступеньку, на которую, по его мнению, поставит его мама. Стимульный материал к методике в приложении 3. Результаты обрабатывались следующим образом: · если ребенок считает, что мама поставила его выше, чем он сам себя, то это свидетельствует о том, что такие дети ощущают твердую поддержку «за спиной», уже имеют выраженную способность критически оценивать себя, как личность. Этот вариант по мнению автора методики является благоприятным и соответствует адекватной самооценки. · если ребенок считает, что мама его поставила ниже, чем он сам себя, то это характеризует детей, как не благоприятных и этому варианту соответствует заниженной самооценки. · если ребенок считающий, что его мнение и мнение мамы совпадает, это свидетельствует о том, что эти дети менее благополучны или они выдают желаемое за действительное, это говорит о завышенной самооценки. Результаты диагностики представлены на диаграмме (рис.3). Рис.3. Результаты исследования особенностей самооценки младших школьников и представлений о том, как их оценивают другие люди В ходе диагностики было выявлено: 10% класса (2 детей) имеют адекватный уровень самооценки, эти дети уже имеют способность критически оценивать себя, как личность. У 45% класса (9 человека) имеют завышенный уровень самооценки, т.е. дети считают, что его мнение и мнение мамы совпадает, это свидетельствует о том, что эти дети менее благополучны или они выдают желаемое за действительное. 45% класса (9 человека) имеют заниженный уровень самооценки, такие дети считают, что мама поставит их ниже, чем они сами себя, это характеризует детей, как не благополучных. Таким образом, результаты исследования самооценки у детей данного класса показали, что в данном классе достаточно большое количество детей имеют низкую самооценку, они не уверенны в себе, видят в себе только отрицательное, начиная любую деятельность, ждут только неуспеха, проявляют повышенную самокритичность. У таких детей возникают проблемы в учебе, а именно в успеваемости, в общении со сверстниками, т.к. такие дети неуверенно чувствуют себя вступая в контакт с окружающими, приступая к выполнению какой-либо деятельности. Эти дети (9 человек) составили экспериментальную группу нашего исследования, в которой была реализована программа по развитию адекватной самооценки. Остальные дети (11 человек) составили контрольную группу 2.2 Программа развития самооценки младших школьников Цель: формирование адекватной самооценки у младших школьников. Задачи: 1. Снизить уровень эмоционального напряжения. 2. Повысить уверенность детей в себе. 3. Развивать способность видеть в себе «хорошее». 4. Формировать коммуникативные навыки. 5. Развивать способность позитивного отношения к людям. Предмет развития: самооценка младших школьников. Средства развития: этюды, игры, упражнения, приёмы арттерапии. Форма работы групповая. Общее время для реализации программы 8 недель, при частоте 2 занятия в неделю, всего 15 занятий, при этом длительность занятия 40 минут. Структура программы: 1. Мотивационный этап (2 занятия). 2. Реконструктивный этап (9 занятий). 3. Итоговый этап (4 занятия). Этапы: Мотивационный этап (2 занятия): Цель: 1. Создать доверительные отношения. 2. Мотивировать детей к занятиям. 1 занятие: Цель: § создать доверительные отношения. I. Ритуал приветствия: становимся в круг и беремся за руки, говорим: «Добрый день» II.Разминка III. Основная часть 1. Клубочек Цель: способствовать снятию эмоционального напряжения; возможность наладить дружеские отношения между детьми. 2. Доброе животное Цель: развитие чувства единства. 3. Житейские истории Цель: развитие выразительности движений; способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное. 4. Волшебный стул Цель: способствует повышению самооценки; улучшению взаимоотношений между детьми. IV.Рефлексия прошедшего занятия V.Ритуал прощания: становимся в круг и говорим: «Удачного дня» 2 занятие Цель: § формировать чувство доверия друг к другу; § способствовать эмоциональному настрою; § повышение уверенности в себе. I. Ритуал приветствия II. Рефлексия прошлого занятия III. Разминка IV.Основная часть 1. Подари улыбку другу Цель: способствовать эмоциональному настрою детей. 2. Кораблик Цель: способствовать повышению уверенности в себе. 3. Жужа Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать возможность посмотреть на себя глазами того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом. 4. Мусорное ведро Цель: способствовать повышению уверенности в себе. V.Рефлексия прошедшего занятия VI.Ритуал прощания Репродуктивный этап (9 занятий): Цель: 1. Способствовать повышению уверенности в себе. 2. Способствовать снятию эмоционального напряжения у детей. 3. Развивать способность позитивного отношения к другим людям. 4. Развитие коммуникативных навыков 1 занятие Цель: § способствовать развитию уверенности в себе; § развивать способность думать о себе в позитивном ключе; § способствовать повышению самооценки. I. Ритуал приветствия II. Рефлексия прошлого занятия III. Разминка IV.Основная часть 1. Поймай мяч Цель: способствовать развитию уверенности в себе и формированию чувства доверия к другим людям. 2. Назови свои сильные стороны Цель: развивать способность думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в присутствии других людей. 3. Зайки и слоники Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки. V.Рефлексия прошедшего занятия VI.Ритуал прощания 2 занятие Цель: § Формировать перспективу будущего и уверенность в собственных силах; § Способствовать повышению самооценки. I. Ритуал приветствия II. Рефлексия прошлого занятия III. Разминка IV.Основная часть 1. Скажи соседу Цель: создать положительный эмоциональный настрой. 2. Рисунок я в будущем Цель: помочь ребенку осознать возможность преодоления в будущем собственных недостатков, формирует перспективу будущего и уверенность в собственных силах. V.Рефлексия прошедшего занятия VI.Ритуал прощания 3 занятие Цель: § Повышение уверенности в себе; § Способствовать групповому сплочению; § Способствовать повышению самооценки. I. Ритуал приветствия II. Рефлексия прошлого занятия III. Разминка IV.Основная часть 1. Очень хорошие Цель: повышение уверенности в себе. 2.Мостик дружбы Цель: способствовать групповому сплочению, умение; согласовывать свои действия с другими, способность оценивать не только себя, но и своих друзей. 3. Закончи предложение Цель: способствовать повышению уверенности в себе и собственных силах. V.Рефлексия прошедшего занятия VI.Ритуал прощания 4 занятие Цель: · Развивать положительную самооценку; · Способность выражать свои эмоции; · Повышать уверенность в собственных силах/ I. Ритуал приветствия II. Рефлексия прошлого занятия III. Разминка IV.Основная часть 1. Подари камешек Цель: выработать доброжелательное отношение друг к другу, развивать положительную самооценку. 2. Правильное решение Цель: способность выражать свои эмоции 3. Назови сильные стороны Цель: развивать способность думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в присутствии других людей. V.Рефлексия прошедшего занятия VI.Ритуал прощания 5 занятие Цель: · Развивать «позитивные мысли»; · Способствовать развитию уверенности в себе. I. Ритуал приветствия II. Рефлексия прошлого занятия III. Разминка IV.Основная часть 1. Я сильный и Я слабый Цель: способствовать развитию «позитивных мыслей». 2. Ролевые игры Цель: способствовать развитию уверенности в себе и своих силах. 3. Мост Цель: развивать уверенность в себе. V.Рефлексия прошедшего занятия VI.Ритуал прощания 6 занятие Цель: · Развивать положительную самооценку; · Повышение уверенности в себе; · Умение адекватно выражать свое настроение. I. Ритуал приветствия II. Рефлексия прошлого занятия III. Разминка IV.Основная часть 1. Я лев Цель: повышать уверенность в себе. 2. Встреча с другом Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое настроение, развитие выразительных движений. 3. Найди способ выйти из круга Цель: способствовать снятию страха перед трудностями. V.Рефлексия прошедшего занятия VI.Ритуал прощания 7 занятие Цель: · Способствовать повышению самооценки; · Умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим. I. Ритуал приветствия II. Рефлексия прошлого занятия III. Разминка IV.Основная часть 1. Парусник Цель: развивать положительную самооценку. 2. Театр Цель: снятие эмоционального напряжения, дать детям возможность выражать себя. 3. Тренируем эмоции Цель: развивать умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим. V.Рефлексия прошедшего занятия VI.Ритуал прощания 8 занятие Цель: · Развивать умение регулировать свое состояние; · Умение чувствовать свое настроение; · Развивать чувство радости. I. Ритуал приветствия II. Рефлексия прошлого занятия III. Разминка IV.Основная часть 1. Разыгрывание ситуаций Цель: умение регулировать свое состояние. 2. Глаза в глаза Цель: развивать умение чувствовать свое настроение. 3. Изобрази… Цель: развивать чувство радости. V.Рефлексия прошедшего занятия VI.Ритуал прощания 9 занятие Цель: · Повышение самооценки; · Повышать уверенность в своих силах. I. Ритуал приветствия II. Рефлексия прошлого занятия III. Разминка IV.Основная часть 1. Изобрази животное Цель: способствовать развитию позитивной самооценки. 2. Я смогу Цель: способствовать повышению уверенности в себе. 3. Радость Цель: показать детям, что все они индивидуальны и неповторимы. V.Рефлексия прошедшего занятия VI.Ритуал прощания Итоговый этап(4 занятия) Цель: 1.Закрепить полученные умения и навыки. 2.выработка позитивного отношения к себе и другим людям 1 занятие Цель: · Закреплять положительную самооценку I. Ритуал приветствия II. Рефлексия прошлого занятия III. Разминка IV.Основная часть 1. Подари камешек Цель: выработать доброжелательное отношение друг к другу, Развивать положительную самооценку. 2.Парусник Цель: развивать положительную самооценку. V.Рефлексия прошедшего занятия VI.Ритуал прощания 2 занятие Цель: · Закреплять уверенность в себе. I. Ритуал приветствия II. Рефлексия прошлого занятия III. Разминка IV.Основная часть 1. Закончи предложение Цель: способствовать повышению уверенности в себе и собственных силах. 2. Мост Цель: развивать уверенность в себе. V.Рефлексия прошедшего занятия VI.Ритуал прощания 3 занятие Цель: · Закреплять позитивную самооценку. I. Ритуал приветствия II. Рефлексия прошлого занятия III. Разминка IV.Основная часть 1. Изобрази животное Цель: способствовать закреплению позитивной самооценки. 2. .Парусник Цель: развивать положительную самооценку. V.Рефлексия прошедшего занятия VI.Ритуал прощания 4 занятие Цель: закрепить сформировавшуюся адекватную самооценку. I. Ритуал приветствия II. Рефлексия прошлого занятия III. Разминка IV.Основная часть 1. Если нравится тебе, то делай так Цель: повышает самооценку. Вручение сертификатов «Я уверен в себе» V.Рефлексия прошедшего занятия VI.Ритуал прощания Содержание игр, этюдов и упражнений использованных в программе представлены в приложении 4. 2.3.Описание и анализ результатов изучения самооценки младших школьников С целью проверки эффективности программы и доказательства гипотезы был проведен итоговый эксперимент с использованием тех же методик, что и в констатирующем эксперименте. Для выявления проявления свойств самосознания была повторно проведена методика «МЭДОС» (шкала 1). Результаты диагностики представлены на рисунке 4: Рис.4. Результаты исследования проявления свойств самосознания у младших школьников экспериментальной группы в констатирующем и итоговом эксперименте Результат исследования свидетельствует о том, что неприятие физического «Я» у детей в итоговом эксперименте не выявлено, что на 10% ниже данных констатирующего эксперимента. Неадекватная самооценка и уровень притязаний выявлено у 22% учащихся класса в итоговом эксперименте, что на 11% ниже данных констатирующего эксперимента. Для изучения самооценки у детей младшего школьного возраста была использована методика определения эмоционального уровня самооценки. Результаты представлены на рисунке 5. Рис.5 Результаты исследования эмоционального уровня самооценки детей экспериментальной группы в констатирующем и итоговом эксперименте Результаты исследования показали, что у 67% учащихся класса (6 человек) в итоговом эксперименте выявлен заниженный уровень самооценки, что на 21% меньше, чем в констатирующем; 33% учащихся (3 человека) имеют адекватный уровень самооценки, что на 11% больше данных констатирующего эксперимента. Завышенный уровень самооценки не выявлен. Для изучения особенностей самооценки ребенка и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди, была повторно проведена методика «Лесенка». Результаты диагностики представлены на рисунке 6:
Рис.6. Результаты исследования особенностей самооценки детей экспериментальной группы и представлений о том, как их оценивают другие люди (констатирующий и итоговый эксперимент) В ходе диагностики было выявлено, что 85% учащихся класса (6 человек) имеют заниженный уровень самооценки, что на 15% меньше, чем в констатирующем эксперименте. У 15% учащихся (3 человека) имеют адекватный уровень самооценки, в констатирующем эксперименте таких детей не выявлено. Таким образом, после проведения программы по развитию адекватной самооценки, дети научились принимать свое физическое «Я», правильно оценивать качества своей личности, стали уверенней в себе. ВыводыМы экспериментально изучили самооценку у детей младшего школьного возраста. Результаты исследования показали, что большинство учащихся исследуемого класса имеют заниженный уровень самооценки, эти дети не умеют оценивать свои сильные и слабые стороны, они не уверенны в себе, видят в себе только отрицательное, проявляют повышенную самокритичность. На основе данных был сделан вывод, о необходимости организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими заниженную самооценку.Для работы с такими детьми была составлена программа, в которой были использованы такие приемы как: беседа, игры, проективные рисунки, упражнения, этюды, направленные на снижение уровня эмоционального напряжения, повышение уверенности детей в себе, на развитие способности видеть в себе «хорошее», на формирование коммуникативных навыков, на развитие способности позитивного отношения к людям.Реализована программа была во время прохождения преддипломной практики.После проведения программы был проведен итоговый эксперимент, по результатам которого было выявлена позитивная динамика в развитии самооценки младших школьников. Дети стали более увереннее в себе, активнее и общительнее по сравнению с данными констатирующего эксперимента.Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека - потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Формирование адекватной самооценки - важнейший фактор развития личности ребенка. У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко, именно поэтому в данном возрасте необходимо создавать условия для формирования адекватной самооценки у детей. Организуя учебно-воспитательную работу, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку младших школьников. В ходе нашего исследования было выявлено значительное улучшение самооценки детей, участвующих в реализации программы по развитию адекватной самооценки. Проведенное исследование, в целом, подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что если систематически использовать специальные приемы в работе с младшими школьниками, то это приведет к развитию у них адекватной самооценки. Все результаты нашей работы являются отражением частных проблем 2 «А» класса МОУ Начальная школа №3 и не могут быть перенесены на всю категорию младших школьников. Материалы данной работы могут быть использованы учителем начальных классов в работе с детьми, а также родителями. Список литературы 1. Амонашвили Ш.А. Возможность обучения без отметок в начальных классах. Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения. Тбилиси, 1969. - 142 с. 2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников. М., Педагогика, 1984. - 296 с. 3. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. Том 2. М., Педагогика, 1980. - 287 с. 4. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., УЧПЕДГИЗ, - 1960. - №5. - с.25-29 5. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. Л.; ЛГУ, 1968. - 339 с. 6. Антонова Г.П. Различия в мыслительной деятельности школьников при решении задач // Типические особенности умственной деятельности младших школьников. М., Просвещение, 1968. - с.5-10 7. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности. М., Просвещение, 1982. - 192 с. 8. Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитания. М., Прогресс, 1986. - 422с. 9. Блонский П.П. Трудные школьники. М., 1929г. - 350 с. 10. Блонский П.П. Школьная успеваемость // Избранные педагогические произведения. М., Издательство акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 695 с. 11. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Ленинград, ЛГУ, 1965. - 472 с. 12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, акад. пед. наук СССР, 1968. - 464 с. 13. Божович Л.И. О некоторых проблемах и методах изучения личности школьника // Вопросы психологии личности школьника. М., Просвещение. - 1968. - №3. - с. 36-43. 14. Бударный А.А. Преодолевать неуспеваемость // ж. Народное образование, - 1963, - №10. - с. 20-22. 15. Бударный А.А., Розенталь У.Д. Об одной из возможностей преодоления второгодничества // Советская педагогика, - 1966, - №7. - с. 12-18. 16. Возрастные возможности усвоения знаний / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, М., Просвещение, 1966. - 442 с. 17. Волокитина М.Н. Очерки психологии младших школьников. М., акад. пед. наук. РСФСР, 1955. - 214 с. 18. Вопросы общей детской психологии / под ред. Б.Г. Ананьева, М., 1954. - 243 с. 19. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. // Сб. статей под ред. Ю.К. Бабанского, Ростов-на-Дону. - 1972. 20. Выготский Л.С. Педагогическая психология М., Педагогика, 1991. - 436с. 21. Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития // Избранные исследования. М., 1956. 22. Гальперин П.Я., Запорожец В.А., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии, - 1963. - №5. - с. 2-10 23. Гамезо М.В., Неволин И.Г. Психосоматические аспекты проблемы познавательной деятельности и общения. М., 1983. - 243 с. 24. Голубева А.Н. Психологические особенности проявления настойчивости у детей дошкольного возраста, М. Просвещение, 1986. - 168 с. 25. Горбачева В.А. К вопросу формирования оценки и самооценки у детей. АПН РСФСР, 1952, №18. 26. Карандашев В.Н. Психология: Введение в прфессию: Учеб. пособие для студентов высш. учебн. завед. - 3-е издание - М.: Смысл, государственный центр «Академия», 2005. - 382с. 27. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976. - 167 с. 28. Леонтьев А.Н. Формирование самооценки школьника. М., 1986. - 348с. 29. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. - М.:ТЦ Сфера, 2002- 240с. 30. Осипова А. А. Общая психокоррекция.М.,2005 - 512с. 31. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр «Академия», 1995. - 496с. 32. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студентов средних педагогических заведений / Авт. - сост. Е.Е.Данилина; Под ред. И.В.Дубровиной, - 2-е издательство. - М.: Издательский центр «Академия», 1999 - 160с. 33. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательсво «Феникс», 1997г. - 736с. 34. Шахова И.П. «Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология»» - М.: Издательство «институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998 - 144с. 35. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., Педагогика, 1974. -304 с. 36. Эльконин Д.Б. Улучшение качества работы сельской школы и задачи психологии // Вопросы психологии, - 1974. - №2. - с. 15-18 Приложение 1 Методика «МЭДОС» Цель: изучить проявление свойств самосознания. Опыт выполняется на основе беседы, в которой ребенку предлагается ответить на ряд вопросов. Материал: список утверждений, бланк для фиксации ответов. Список утверждений: · Хочешь быть слишком маленьким · Считаешь себя некрасивым · Считаешь себя нездоровым · Считаешь себя слабее других · Считаешь, что ты глупее других · Считаешь себя не очень способным · Считаешь, что тебе часто не везет · Считаешь ли ты, что у тебя все получается плохо, что ты ничего не умеешь · Думаешь ли ты, что ты плохой мальчик (девочка) · Считаешь, что ты не кому не нужен, тебя не кто не любит, и часто говорят об этом. Обработка и анализ результатов: Первые 4 суждения свидетельствуют о непринятии физического «Я», остальные свидетельствуют о неадекватной самооценке и уровне притязаний. Общее количество совпадений ответов по шкале притязаний указывает на уровень нарушений формирования самосознания ребенка. Приложение 2 Методика определения эмоционального уровня самооценки Цель: определить эмоциональный уровень самооценки Опыт выполняется на основе проективной методики, включающей в себя ряд субтестов, в которых ребенку предлагается выбрать свое место или место близких ему людей в схематичных рисунках. Все спонтанные высказывания испытуемых при выполнении субтестов фиксируются в протоколе либо записываются на диктофон. Материал: рисунки для выполнения субтестов. Экспериментатор предъявляет испытуемым рисунок и просит их выполнить задание соответствующего субтеста. Субтест 1: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков- люди. Укажи, где находишься ты. Обработка и анализ результатов Субтест1. Нормой для ребенка является указание на третий - четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего Я - образа, осознает свою ценность и принимает себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги далее пятого - заниженную самооценку. Приложение 3 Методика «Лесенка» Цель: определить особенности самооценки младших школьников и представлений о том, как его оценивают другие люди (когнитивную составляющая самооценки). Опыт выполняется на основе проективной методики, в которой ребенку предлагается выбрать свое место на лесенке и место, куда бы его поставили его родители, а также аргументировать, почему он так думает. Материал: макеты двух человечков (мальчик и девочка), макет лесенки, лист бумаги для фиксации аргументов ребенка. Экспериментатор предлагает ребенку мысленно рассадить на лежащей перед ним лесенке детей. «При этом на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже - просто хорошие, затее - средние, но еще хорошие дети. Соответственно распределены плохие дети. После этого ребенку дается фигурка человечка и экспериментатор просит поставить эту фигурку на ту ступеньку, которой сам ребенок, по его мнению соответствует. Затем ребенку предлагается поместить фигурку на ступеньку, куда по его мнению, его поставила бы мама. По мере ответов ребенка психолог фиксирует названные позиции и то как аргументирует эти позиции ребенок. Обработка и анализ результатов Если ребенок считает, что мама поставила его выше, чем он сам себя, то это свидетельствует о том, что такие дети ощущают твердую поддержку «за спиной», уже имеют выраженную способность критически оценивать себя, как личность. Этот вариант по мнению автора методики является благоприятным и соответствует адекватной самооценки. · если ребенок считает, что мама его поставила ниже, чем он сам себя, то это характеризует детей, как не благоприятных и этому варианту соответствует заниженной самооценки. · если ребенок считающий, что его мнение и мнение мамы совпадает, это свидетельствует о том, что эти дети менее благополучны или они выдают желаемое за действительное, это говорит о завышенной самооценки. Приложение 4 Содержание игр и упражнений, включенных в программу по развитию адекватной самооценки «Поймай мяч» Участники сидят в кругу и по очереди бросают друг другу небольшой мячик, называя при этом какое-либо достоинство того человека, кому этот мяч бросается. Важной чтобы в процессе игры каждому частнику удалось услышать о себе что-то хорошее и поймать мяч. «Закончи предложение» Участники игры по очереди заканчивают каждое из предложений. Я хочу... Я умею... Я смогу... Я добьюсь... Можно попросить ребенка, объяснить тот или иной ответ. «Назови свои сильные стороны» Каждый участник игры в течение нескольких минут рассказывает о своих сильных качествах, о том, что он любит, ценит и принимает о том, что дает ему чувство уверенности! Не обязательно говорить только о положительных качествах, важно, чтобы малыш говорил прямо, не умаляя своих достоинств. Старайтесь, чтобы он как можно меньше использование в своем рассказе засоряющие язык слова, например: «ну», «BOT». «Рисунок «Я в будущем» Ребенок должен нарисовать себя таким, каким он хочет быть в будущем. Обсуждая с ребенком рисунок, спросите, как он будет выглядеть, что будет чувствовать, какими будут его отношения с родителями, другими взрослыми, сверстниками, братом или сестрой. «Разыгрывание ситуаций» Сюжеты для разыгрывания могут быть придуманы самими детьми или же можно использовать реальные ситуации общения, вызвавшие затруднение в общение. Учитель вызвал мальчика к доске, а он не может ничего сказать, хотя выучил домашнее задание? Девочка играла на перемене и увидела незнакомого маленького мальчика, который громко плакал. «Зайки и слоники» "Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и т.д. Дети показывают. "Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?" Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т.д. "А что делают зайки, если видят волка?.." Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. "А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра... " Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему. «Волшебный стул» В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" - он должен быть обязательно высоким. «Тренируем эмоции» Попросите ребенка: нахмуриться, как: -- осенняя, туча; -- рассерженный человек; -- злая волшебница. Улыбнуться, как: -- кот на солнце; -- само солнце; -- как Буратино; -- как хитрая лиса; -- как радостный ребенок; -- как будто ты увидел чудо. Позлись, как: -- ребенок, у которого отняли мороженое; -- два барана на мосту; -- как человек, которого ударили. Испугайся, как: -- ребенок, потерявшийся в лесу; -- заяц, увидевший волка; -- котенок, на которого лает собака. «Глаза в глаза» Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Ведущий предлагает: «Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуй молча передать разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!» «Мне весело, давай поиграем!» «Я не хочу с тобой дружить!» Потом дети обсуждают, в какой раз, какая эмоция передавалась и воспринималась. «Я - лев» Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев - царь зверей. Сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен. Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: "Я - лев Гоша". Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой. «Я хороший» Садитесь на стульчики. Пусть каждый скажет о себе: "Я очень хороший" или "Я очень хорошая". Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово "Я шепотом, потом - обычным голосом, а затем - прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами "очень" и "хороший" (или "хорошая"). И, наконец, дружно: "Я очень хороший (ая)!" Молодцы! Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет - шепотом, обычным голосом или прокричит. Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: "Мы очень хорошие!" - сначала шепотом, потом обычным го лосом и прокричим. Этюд «Встреча с другом» У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе одному. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу! Выразительные движения - плечи опущены, выражение печали на лице (грусть), объятия, улыбка, смех (радость). Попробуем разыграть эту сценку. У вас отлично получилось! Поговорим о том, что же такое радость для вас? Подумайте хорошенько и закончите предложение "Я радуюсь, когда..." (Запишите высказывания детей) «Доброе животное» Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох ,вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук - делаем шаг вперед, тук - шаг назад. И еще раз тук - шаг вперед, тук - шаг назад. «Изобрази...» Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему клубочек и, например, попрошу: "Саша, изобрази медвежонка". Саша должен будет поймать клубок, сказать: "Я - медвежонок. Я радуюсь, когда ..." Саша расскажет, когда медвежонок радуется, изобразит нам его, а затем бросит клубок кому-нибудь из вас и, назвав по имени, в свою очередь скажет: "Изобрази..." и назовет любое животное, или человека, или растение, или птицу, или предмет. Понятно? Игра «Я справлюсь» Ведущий предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что сможет справиться - поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода из предложенной ситуации - прячет руки за спину. Можно предложить следующие варианты: тебя дразнят; у тебя отобрали любимую игрушку; тебе не разрешают смотреть телевизор; тебе не подарили обещанный подарок; друг обиделся; ты поссорился с братом или сестрой. Идет обсуждение. Ребята рассказывают, как будут себя вести в этих ситуациях. Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в баночку "Я справился". «Я сильный», «Я слабый» Ведущий подходит по очереди к каждому ребенку и просит его вытянуть вперед руку. Затем он старается опустить руку ребенка вниз, нажимая на нее сверху. Ребенок должен удержать руку, говоря при этом вслух: "Я сильный!" На втором этапе выполняются те же самые действия, но уже со словами "Я слабый". Попросите детей о том, чтобы они произносили слова с соответствующей их смыслу интонацией. Затем обсудите, в каком случае им было легче удерживать руку и почему. Постарайтесь подвести детей к выводу о том, что поддерживающие слова помогают нам справляться с трудностями и побеждать. «Ролевые игры» Ситуация "Знакомство" О чем нужно подумать и что сделать, чтобы познакомиться с кем-то? Какие нужны мысли и какие действия? (Мысли - "Я хочу познакомиться с ним, я спрошу его о чем-то или узнаю его имя". Действия - подойти, улыбнуться, сказать то, что хотел.) Ситуация "Подари подарок другу" Дети должны придумать, что подарить другу и решить, о чем нужно подумать и что сделать, чтобы подарить свой подарок. Ребята разыгрывают ситуации по желанию, после чего можно задать следующий вопрос: -- Было ли это просто? «Разыгрывание ситуаций» Ведущий предлагает детям, используя мягкие игрушки, разыграть ситуацию, придумав для нее окончание. Ситуация 1 Мишка сделал крышу из капустного листа, а зайка не знал, что это крыша мишки, и съел ее. Проснулся мишка, а зайка крышу доедает ... (дальше дети придумывают и доигрывают сами). Ситуация 2 Подарил ежик лисичке букет цветов на день рождения. Лисичка понюхала их, а там сидела пчела, и она ужалила лисичку в нос ... (дальше дети придумывают и доигрывают сами). Игра «Найди способ выйти из круга» Все дети встают в круг, взявшись за руки. Один ребенок стоит внутри круга и должен постараться любым способом выйти из него. «Жужа» Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом. "Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. "Жужа" терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет "Жужей". Взрослый должен следить, чтобы "дразнилки" не были слишком обидными. «Рисуем по подсказке» Цель: формирование уверенности в себе Игроки делятся по парам и садятся спиной к спине, так чтобы не видеть друг друга. Партнеры решают, кто из них будет «тик», а кто «так». Всем «тикам» выдаются листочки с рисунком, а «такам»- чистый лист бумаги и карандаш. Игрок «так» должен воспроизвести то рисунок, который находится у «тика». При этом «тик» может только говорить, а «так» - слушать и рисовать и рисовать (он не должен говорить, задавать вопросы или комментировать услышанное). Даже взглянуть на оригинал, «так» не имеет права. «Тикам» описывать рисунки следует предельно точно. На выполнения этого задания отводится 7 минут. Далее сравниваются оригинал и копия. Затем игроки меняются ролями, но уже раздаются другие рисунки. «Рекламный ролик» Цель: развитие самораскрытия, самоконтроля, умение видеть в других людях прекрасное. Каждый участник должен в течение 2 минут придумать рекламную кампанию, представляющего его самого как «лучший в мире продукт». Это может быть реклама улучшенного продукта, торговая рекомендация и т.д. Форму будущего мероприятия участники определяют сами (рассказ, песня, танец). Необходимо начать с себя. Игра «Прекрасные слова» Цель: формирование умения видеть в других что-то хорошее Дети встают в два ряда друг против друга. Один из участников получает указание ведущего - пройти между рядами и попросить каждого сказать ему что-нибудь приятное. Группе дается минута, чтобы дети могли подумать о том, что они хотят сказать.
Страницы: 1, 2
|