рефераты курсовые

Проблема самоубийства

p align="left">Доктор Кеворкян для своего Фольксвагена, переделанного под машину смерти, саморучно сшил зеленые занавески на окна, чтобы отгородить Джанет Адкинс и возможных будущих "пациентов" от мира. Но этими занавесками невозможно закрыться от самой проблемы. В 1991 году споры вокруг нее вспыхнули с новой силой. Связано это было с выходом книги Дрека Хамфри "Последний выход", своего рода руководства для самоубийц. В "Последнем выходе" есть советы, как покончить с жизнью самому или помочь это сделать другу или родственнику. В книге приводятся таблицы смертельных доз восемнадцати известных лекарств (в основном болеутоляющих и снотворных); основательно обсуждаются и взвешиваются достоинства цианистого калия; предлагаются многочисленные практические средства для решивших задохнуться - от полиэтиленового пакета до автомобильных выхлопов". Газета Московский комсомолец, 12.10.1991, стр.4.

Эти и подобные им факты иллюстрируют один из подходов в современной секулярной этике к проблеме самоубийства и указывают на актуальность, в современном плюралистическом обществе, ответа на вопрос; "Может ли самоубийство быть морально оправданным поступком, если оно сделано здравомыслящим человеком, на основании хорошо обдуманного решения?"

В этом разделе мы постараемся рассмотреть различные распространенные взгляды современных этических учений относительно моральности самоубийства, взглянув на них через призму христианской этики. Некоторые считают, что самоубийство, совершенное в состоянии депрессивной реакции, хоть и является неправильным с объективной точки зрения, но с позиции данной личности (прибегшей к самоубийству) такой поступок не может быть подвергнут моральному осуждению. Подобный акт можно назвать ужасной, но простительной ошибкой. Однако такое различие весьма сомнительно, т.к. в одном смысле можно сказать, что этот поступок ошибочен, а в другом случае, восприняв его как простительную ошибку, утверждать, что он не подлежит осуждению. Таким образом неправильное действие в то же время является ненаказуемым. Подобное утверждение вступает в разногласие с принципом морального осуждения аморальных поступков, как основного принципа библейской этики. Поэтому нужно быть последовательным до конца в своих рассуждениях и признавая ошибочность поступка, признавать справедливость его осуждения.

Либеральная точка зрения: самоубийство как морально оправданный поступок

Первая точка зрения содержит либеральный подход к проблеме суицида. Именно эту точку зрения разделяет доктор Кеворкян и автор книги "Последний выход" Дерек Хамври. Они считают, что самоубийство может быть морально оправданным, если оно не причиняет вреда окружающим и согласуется с правом свободного выбора личности самоубийцы. Даже если человек имеет определенные обязанности по отношению к окружающим (членам семьи, трудовому коллективу), самоубийство все же может быть приемлемо, если проблемы, возникшие у окружающих из-за самоубийства одного человека, не превышают проблем, которые спровоцировали самоубийственный шаг данного человека. Это основано на том утверждении, что ни один человек не должен подвергаться большим страданиям, ради того, чтобы уберечь окружающих от меньших трудностей. Как например в случае с покончившей с собой Джанет Адкинс.

Либеральный лагерь делится внутри себя на два, взаимно не исключающих подхода к этике самоубийства: утилитаристский и автономный.

Либеральный утилитаристский подход

Защитник этого подхода - Ричард Брандт. Он определяет суицид как намеренное завершение собственной жизни и выступает против утверждения абсолютной безнравственности самоубийства. Richard B. Brandt , “ The Morality and Rationality of Suicide”, reprinted in Biomedical Ethics, New York: McGraw-Hill Book Co., 1986, p.p. 337-343.

Брандт рассматривает самоубийство как часть неизбежного "хода жизни", который в каком-то отрезке включает в себя смерть определенного человека. Его смерть зависит не только от обстоятельств собственной жизнь, но и от обстоятельств в которых находится остальная часть мира. Этика самоубийства, с точки зрения утилитаризма, должна принимать во внимание благополучие всех, относящихся к делу, сторон, а не только благополучие потенциального самоубийцы. Поэтому он должен смотреть на свою смерть (самоубийство) с позиции всеобщего "хода жизни", в котором его самоубийство является наилучшим вариантом как для него самого, так и для окружающего мира. К примеру, если безнадежно больной человек является бременем для своей семьи, то для всех будет хорошо если этот больной человек уйдет из жизни. Если это максимально улучшает всеобщий ход жизни, то самоубийство может быть морально оправданным поступком. Среди проблем, которые являются достаточными причинами для ухода из жизни, он перечисляет следующие: боль; безнадежная болезнь; навлекшее позор событие, повлиявшее на потерю престижа и статуса человека; увечья (потери части тела или красоты); банкротство; потеря сексуальной способности; события, которые делают невозможным достижения важных целей; потеря любимого человека; разочарование в близком человеке; увеличивающаяся с возрастом беспомощность. Richard B. Brandt , “ The Morality and Rationality of Suicide”, reprinted in Biomedical Ethics, New York: McGraw-Hill Book Co., 1986, p.p. 337-343. Если человек испытывает подобные удары, которые лишают его счастливой перспективы в жизни и определенным образом не вписываются в общий ход жизни, то самоубийство, как добровольный уход из жизни, который приближает неминуемую в будущем смерть, можно назвать морально оправданным поступком. Если самоубийство является таковым, то окружающие, из уважения к решению личности и для улучшения всеобщего "хода жизни", имеют моральное обязательство помочь потенциальному самоубийце в исполнении его решения, если он нуждается в этой помощи, считает Брандт. Основываясь на подобном понимании, в свое время Кеворкян стал "Доктором суицида ".

Либеральная позиция автономии

Второй либеральный подход к этике самоубийства, называется автономным. Главными сторонниками его являются Том Бичемп и Джеймс Чайлдресс, идеи которых уже приводились выше. Они считают, что людям нужно позволить самим определяться в собственной оценке и выборе решений, особенно когда они находятся в экстремальной ситуации. Если человек является вполне самостоятельным и здравомыслящим, он имеет полное право определять ход своей жизни, даже если другие считают, избранное им решение морально неприемлемым. Beauchamp and Childress, p.p. 93-101. С точки зрения приверженцев этого подхода, автономность личности должна иметь наивысший авторитет среди других моральных убеждений. В случае, если отклоняется право личности на самоубийство, хотя оно не наносит вреда другим, то этим выражается неуважение к автономным правам личности и нарушается сам принцип автономности, который гласит: люди должны уважать самоопределение личности и не делать для нее того, что бы она не хотели делать для себя, и должны помочь ей исполнить то, что она хочет сделать для себя.

Консервативный подход: самоубийство как абсолютно безнравственный поступок

Консервативная точка зрения утверждает, что самоубийство - безнравственный поступок, который нельзя оправдывать. Доказательством этой позиции служит ряд утверждений:

Самоубийство нарушает закон священности жизни, которую человек обязан уважать в себе самом, которая является целью, а не средством;

Самоубийство, как аморальный поступок, нарушает естественный закон врожденной моральной сущности в человеке, которая развивается в процессе становления личности и в согласии с которой он должен поступать;

Самоубийство нарушает человеческие обязательства перед Богом как Творцом, Даятелем и окончательным Владельцем человеческой жизни;

Самоубийство нарушает обязанности человека перед обществом. J.P. Moreland “The Morality of Suicide: Issues and Options”, The Magazine “Bibliotheka Sacra”, April-June 1991, Dallas Seminary Press 1991, p.221-225.

Как правило, последователи этой точки зрения являются приверженцами теизма, рассматривающими жизнь человека как дар Божий, который дан с определенной целью.

Согласно Хаурвасу, Stanley Hauerwas, Theological Reflections on Medicine, the Mentally Handicapped, and the Church, University of Notre Dame Press, 1983, p.p. 103-105. приверженцу консервативного подхода, этика автономности (где принцип автономности преобладает над остальной моралью) подразумевает, что самоубийство является не только правом разумного выбора, но также является моральным правом человека. Это показывает, говорит Хаурвас, как неестественна и упрощена этика автономии. Этика автономии имеет неполное представление относительно идеала добродетельной (моральной) жизни человека в обществе. В результате, этот подход терпит неудачу, стараясь объяснить почему человек должен жить, встречаясь лицом к лицу с трудностями.

Во-первых, продолжает Хаурвас, сама причина самоубийства является ложной, на основании того, что жизнь является даром благого Создателя. Любые аргументы в отношении самоубийства должны выводиться с учетом понимания того, что жизнь является Божьим даром, и на основании этого, человек имеет моральное обязательство перед Создателем жизни, чтобы прожить ее. Человек должен жить даже в том случае, когда жизненные обстоятельства складываются не лучшим образом. Это обязательство обосновано разумным убеждением в том, что среди трудностей, Бог дает цель, к которой человек должен стремиться.

Во-вторых, утверждает Хаурвас, человек не имеет права на самоубийство на основании наличия определенных обязательств по отношению к другим людям. Существование человека зависит от его взаимоотношений с другими членами общества. Готовность людей жить перед лицом боли, тоски и страдания делает их способными:

- морально поддерживать друг друга;

- быть примером того, как переносить трудности жизни;

- учить других тому, как жить, умирать, быть стойкими в жизни, как понимать взаимосвязь между добром и злом (распространено мнение, что радоваться в жизни способны те, кто не имеет трудностей, хотя на само дел радость жизни может испытывать каждый, кто научился радоваться в трудностях);

- пример, отказавшихся от жизни людей, дает обществу бесполезные и опасные воспоминания, которые могут причинить вред, послужив негативным примером того, как вести себя перед лицом проблем. Stanley Hauerwas, Theological Reflections on Medicine, the Mentally Handicapped, and the Church, University of Notre Dame Press, 1983, p.p. 103-105.

Самоубийство является сигналом, который указывает обществу на проблему, побуждая его вникнуть в трудности самоубийц, чтобы помочь людям с суицидным образом мыслей в нужное время. И одновременно это является сигналом каждому человеку в отдельности, который указывает на недостаток внимания к обществу.

7. Критический анализ

Далее будут приведены доводы, с позиций христианской этики, которые с одной стороны рассматривают преимущества консервативных представлений о самоубийстве и тем самым выражают критику либеральным.

Следующие критические замечания в своей основе выступают против этики автономности, но также относятся и к утилитаристской модели нравственности. Либеральное представление обеих этических форм нарушают персональные обязанности человека по отношению к самому себе. Это выражается в следующих пунктах:

1. Для совершения самоубийства нужно отвергнуть ценность собственной жизни и отказаться от человеческого достоинства. Самоубийство совершается из-за принятия ложной точки зрения, которая гласит: "Я сам являюсь организатором своей собственной жизни, и поэтому имею право распоряжаться ей как считаю нужным."

2. Всем людям свойственно естественное стремление к жизни, основанное на предназначении человека - жить. Однако самоубийца идет в разрез с этим предназначением.

3. Самоубийство неприемлемо в позиции нравственности, потому что включает в себя намеренное уничтожение человеческой жизни.

4. Самоубийство также является самоопровергающим поступком, так как в нем, решением свободной воли, нарушается будущее действие свободной воли. Это утверждение существа, отвергающего существование. Самоубийство -- это действие морали, которое отказывает в приоритете всем другим формам нравственности и самой нравственной жизни.

5. Самоубийство является рискованным шагом, так как неестественным путем вводит человека в жизнь после смерти. Даже если человек не верит в жизнь после смерти, наличие этой жизни все же остается реальным в свете тех доводов, которые можно поднять в поддержку этого вопроса. В любом случае крайне глупо рисковать вполне вероятной жизнью после смерти, уходя из жизни безнравственным способом.

8. Ценность жизни

В дебатах о самоубийстве затрагиваются всеобъемлющие вопросы цели жизни, послесмертного бытия, характера этики, общества, личности и права распоряжаться жизнью. Это достаточно широкий спектр важных вопросов, и осветить их все в одной работе не представляется возможным, поэтому в данном исследовании подробно будет рассмотрен только один вопрос о ценности человеческой жизни, т.к. он имеет непосредственное отношение к проблеме самоубийства и влияет на понимание вопросов о смысле жизни и загробного бытия. Особую ценность, в данном случае, представляет иудео-христианское мировоззрение, затрагивающее в своем учении все эти вопросы.. Как можно было заметить, основанием на котором строится доказательство и критические высказывания консервативного лагеря о безнравственности самоубийства является "принцип священности жизни." В этом разделе будут рассмотрены основные системы, которые предлагают свои критерии для определения ценности человеческой жизни.

В общем-то есть два основных подхода к ответу на вопрос: "Почему жизнь человека имеет ценность?" Это подход, основанный на утверждении, что ценность личности завоевывается человеческими способностями. И противоположный подход, приверженцы которого утверждают, что ценность личности является даром межличностных отношений. Первый подход называют функционализмом, как правило он основывается на материалистическом мировоззрении. Второй подход называется персонализмом, который является выражением библейской точки зрения.

Функционализм

Томас Джонсон (доктор философии) в своем докладе, под названием "Почему жизнь человека имеет ценность?" в качестве примера функционалистского мировоззрения приводит философию сторонницы этого подхода Мэри Уоррен. Джонсон Т., доклад “Почему жизнь человека имеет ценность?”, г. Симферополь Международный симпозиум на тему “Христианство, Гуманизм, Здоровье”, 12-13.10.1996. Она предлагает различать генетическую принадлежность к человечеству и личность. В ее системе только личность, а не ее существо, генетически относящееся к человеческой расе, имеет моральные права, то есть его жизнь представляет ценность. Уоррен предлагает следующие черты, которыми определяется личность:

а) сознание, в частности способность чувствовать боль;

б) способность рассуждать;

в) способность осознанно действовать;

г) способность общаться;

д) наличие самосознания, представление о самом себе.

Чтобы пройти тест на личность, не обязательно соответствовать всем пяти критериям, достаточно двух. Но отсутствие всех пяти характерных черт, по ее мнению, наверняка свидетельствует, что существо не является личностью и следовательно не имеет никаких моральных прав.

Конечно, все эти черты свойственны людям. На что следует обратить внимание, это на заявление о том, что статус личности должен приобретаться, исходя из соответствия данным критериям. Согласно этому, она вполне определенно говорит, что люди в начале и в конце своей жизни могут в первом случае не иметь статус личности (младенец, эмбрион), во втором случае -- утратить и следовательно не иметь моральных прав. Это является примеров функционального подхода, который основан на наличии и приобретении определенных качеств.

Другой пример функционализма можно найти в работах Джона Кобба. John B. Cobb “Living options in protestant theology”, Philadelphia: Westminster Press, MCMLXII, p. 252-256. Он утверждает, что хотя право человека на жизнь вполне фундаментально, оно не абсолютно. Оно происходит, а потому подчинено праву людей воплощать в жизнь свои планы. Именно наличие планов для воплощения в жизнь придает особую ценность человеческой жизни и является тем, что дает права человеку. Кобб проясняет свою точку зрения, прибегая к резкому контрасту. Он противопоставляет жизнь личности жизни младенца и жизни животного. Младенец на пути становления личности претерпевает два важных изменения. Первое; в то время как младенец полностью живет в настоящем, ребенок начинает строить свои собственные планы, которые требуют уважения и внимания. Второе: в младенчестве весь опыт заключается в удовлетворении нужд собственного тела, в то время как ребенок использует свое тело для осуществления своих планов. И Кобб думает, что у животных, как правило, в процессе жизни не наблюдается изменений от простого удовлетворения нужд собственного тела к использованию их для воплощения собственных планов.

Проблема такой теории в том, что люди, у которых еще нет или уже не будет планов, не имеют морального статуса личности, и поэтому их жизни не имеют особой моральной ценности. Это похоже на то, что некоторые животные могли бы пересечь границу животного состояния и стать личностями. Такие рассуждения, по-моему, ведут к моральному хаосу, потому что статус личности завоевывается приобретением определенных способностей, а именно - наличием плана. Это яркий пример функционализма.

Этих двух примеров, вероятно, достаточно, чтобы показать, что функционализм, в том или ином виде, сегодня широко распространен. Его используют, чтобы защитить аборты, убийство новорожденных, эвтаназию и в том числе самоубийства. В каждом случае личность должна продемонстрировать определенные способности и функции, чтобы завоевать статус личности в глазах других людей .А если это не удается индивидууму, тогда его жизнь не представляет ценности и, следовательно, не подчиняется общепринятыми этическими нормами. Это ставит под вопрос весь метод и подход функционализма.

Персонализм

Альтернативу функционализму я бы назвал "персонализм". Всех персоналистов среди самых различных мнений объединяет убеждение, что ценность человеческой жизни есть дар, и ценность этого дара "дана" и присутствует даже тогда, когда определенные человеческие способности или функции отсутствуют. В целом персоналисты мыслят в рамках иудео-христианской традиции и обычно строят свои теории в согласии с библейским утверждением, что люди созданы по образу Божьему.

Персонализм предстает в работах Серена Кьеркегора, датского философа 19 века, которого часто называют "отцом экзистенциализма". В "Болезни к смерти" он пишет: "Ступени в сознании личности, у которых мы до сих пор были на службе, находясь в пределах определения человеческой личности, или личности, мерой которой является человек. Но эта личность приобретает новое качество в том смысле, что эта личность находится в непосредственном поле зрения Бога. Эта личность уже не просто человек, но то, что я бы назвал, надеясь не быть неправильно понятым, теологическая личность - личность в глазах Бога. И какую бесконечную реальность получает эта личность, находясь перед Богом. Пастух, который (если это было бы возможным) является личностью только в глазах коров, - очень незначительная личность; и то же самое мы можем сказать об управляющем, который является личностью только в глазах рабов, так как в обоих случаях недостает шкалы или оценочного критерия. Ребенок, у которого до сих пор в качестве оценочного критерия себя были только родители, становится личностью, когда он уже человек согласно приобретенному статусу, выступающему в качестве оценочного критерия. Но какую безграничную исключительность получает личность, принимая в качестве оценочного критерия Бога!". Кьеркегор С., “Болезнь к смерти”, издательство “Республика” г. Москва, 1993 г., стр. 281-298.

Кьеркегор утверждает, что ценность человека является в какой-то мере понятием, находящимся в зависимости от взаимоотношений человека, что ценность человека зависит от тех отношений, в которых он находится. Тогда, если все люди имеют какую-либо связь с Богом, сознательную или несознательную, позитивную или негативную, то эта связь дает личности безграничную ценность. Ясно, что эта ценность является даром, независимым от функций.

Немец Гермут Тилике был выдающимся современным персоналистом и написал свои научные труды по этике в основном как реакцию на оскорбления нацистов. Он утверждает, что человеческое достоинство - всегда неотъемлемое достоинство, получаемое как дар извне, не от онтологических качеств, присущих человеку, будь то свобода личности, ответственность, сознание или что-либо другое. Джонсон Т., доклад “Почему жизнь человека имеет ценность?”, г. Симферополь Международный симпозиум на тему “Христианство, Гуманизм, Здоровье”, 12-13.10.1996. Причиной того, что он так полагал, было его убеждение, что люди - "существа, находящиеся в определенных отношениях, созданные по образу и подобию Божьему и сотворенные для общения с Богом. Образ Бога в человеке, утверждает он, не имеет ничего общего со свойствами и качествами человека. Тилике утверждает, что наше достоинство, как и наша праведность, имеет отношение к тому, что "Бог помнит о нас", а не к чему-то внутри нас. И так как Бог помнит о нас. Он говорит с нами через свое творение и Иисуса Христа таким образом, что достоинство и ценность каждой личности становятся тем, что нельзя потерять. Даже если многие обычные функции человека утеряны, ценность и достоинство личности не теряются, так как зависят от того, что Бог помнит о человеке и обращается к этому человеку. И если человеческое достоинство является результатом обращения Бога к нам, наличие человеческого достоинства предполагает важную задачу: реализацию этой связи со стороны человека.

Ясно, что взгляд на ценность человека с точки зрения персонализма приведет к совершенно другим выводам по поводу многих аспектов современной жизни, отличающимся от функциональной точки зрения.

В своей основе персоналисты опираются, в своих выводах о ценности человеческой жизни, на факт сотворения человеческой жизни Высшим Создателем, Богом.

Взгляд Церкви на жизнь человека.

Далее будет изложены обоснования, на основании которых христианская этика утверждает священность человеческой жизни. В Библии в книге Бытие (1:26,27) говорится, что только человека Бог создал по Своему Образу и Подобию, т.е. несет в своей сущности печать Божества. Это устанавливает особые отношения между человеком и Богом, равно как и остальной частью творения. То, что человек является носителем Образа и Подобия Создателя, усиливает представление о человеке как моральном существе, способном делать выбор согласно нормам морали и нести за это ответственность. Быть Образом и Подобием Божьим не означает быть Богом, но только то, что человек в отраженном виде обладает теми моральными и интеллектуальными силами, которые присущи Богу, и они делают человека моральным существом.

Как моральное существо, он несет ответственность за свой выбор, а также за свое отношение к другим членам человеческого рода и остальной части творения. Поэтому человек должен серьезно относится к тому, что он выбирает в нравственном отношении для себя и для других, как с точки зрения личной ответственности, так и с позиций бережного отношения к ценности самой жизни.

Он морально обязан вести себя лично и по отношению к другим по установленным законам, которые ценят и уважают человеческую жизнь. Утверждение, что человек создан по Образу и Подобию Божию, наполняет каждую отдельную личность внутренней ценностью, значимостью и достоинством. Человеческая ценность и значимость не определяются физическими или умственными свойствами и способностями, а также и не тем вкладом, который он может внести в развитие общества. В христианстве основным критерием, определяющим человека как моральное существо с внутренней ценностью и значимостью, является тот факт, что человек создан по Образу и Подобию Божию. Христианство определяет человека как творение по Образу и Подобию Божию. Поэтому утверждение, этого дает определение тому, что значит быть человеком. Поскольку "Образ и Подобие Бога" относятся к сфере духовного, гуманность существует независимо от того, на какой стадии развития будет человеческая жизнь, будет ли она находиться в чреве матери или в доме престарелых. И в том и в другом случае - это человек, обладающий внутренней ценностью и значимостью.

На основании вышеизложенного можно сделать такое заключение: так как жизнь человека определяется не внешними признаками, а внутренним даром богоподобности по Образу и Подобию Божьему и наличием сознательных или несознательных взаимоотношений каждого человека с Богом, любая человеческая жизнь священна и уничтожение ее кем-то или самим собой является злым, безнравственным действием.

Если принять то, что жизнь человека является даром Божиим, то нетрудно понять, что вопросы смысла земной и существования загробной жизни также находят исчерпывающий ответ в контексте Божественной перспективы. Нашедший в Боге смысл своей жизни здесь, обретает перспективу непрекращающейся жизни там (после смерти). Так принятие факта "священности жизни" способно повлечь за собой разрешение остальных двух, важных для предотвращения суицида, вопросов.

9. Направления возможной помощи потенциальным самоубийцам

В этом разделе мы рассмотрим возможные пути помощи потенциальным самоубийцам, которые доступны христианским лидерам и находятся в компетенции христианской Церкви. При этом мы не будем затрагивать те аспекты помощи, которые находятся в компетенции медицины.

В разделе "Причины самоубийства" были рассмотрены основные симптомы, которые провоцируют людей к самоуничтожению. Из них можно выделить три категории:

причины убеждений: бессмысленность жизни, следование сектантскому учению, из убеждений долга; из-за неизлечимой болезни и т.п..

причины невменяемости: сумасшествие, одержимость; алкогольная и наркотическая зависимость;

причины критических обстоятельств: различные социально-экономические проблемы и трудности межличностных отношений, проблемы здоровья (имеются ввиду не представляющие непосредственной угрозы жизни).

По причинам убеждений

Люди с суицидальным образом мышления, вызванного причинами первой группы являются наиболее проблематичными с точки зрения психотерапии (душепасторской). Так же они входят в группу наибольшего суицидального риска. Таким людям, как впрочем всем потенциальным самоубийцам, необходимо помочь переосмыслить три важных этико-богословских вопроса: о священности жизни, который мы подробно рассматривали, о смысле жизни и послесмертного бытия. Необходимый материал по двум последним вопросам христианские лидеры могут почерпнуть во множестве христианских книг, раскрывающих суть и цели христианства. Человеку нужно помочь понять, что жизнь его имеет ценность в глазах Бога и на основании ее священности он не имеет морального права самовольно прерывать ее. Следует помочь понять, что после смерти жизнь не кончается, она является лишь переходом в состояние непрекращающейся жизни. И то, будет ли она полноценной, счастливой, прекрасной или бессмысленной, мучительной, ужасной зависит от того примет ли данный человек, Библейский взгляд на свою жизнь или нет. От этого так же зависит вопрос осмысленности бытия и цели жизни.

Для людей, которые бегут от жизни через самоубийство, думая в смерти найти долгожданный покой, такое свидетельство действительно может стать спасительным, так как удержит от роковой ошибки достичь божественного счастья, перешагнув порог смерти без Бога и веры. Конечно при разговоре с таким человеком необходимо передать ему не только убедительные доводы и новые концепции но, что самое главное, свое участие и сопереживание, т.к. любой суицид протекает на фоне одиночества. И для этого необходима как мудрость и знания так и любовь.

По причинам невменяемости

Нередко в категорию безнадежных сторонников самоубийства попадают люди, которые долгое время были подвержены влиянию наркотиков или алкоголя. Здесь проблемы физического и душевного здоровья наиболее тесно связаны, поэтому наряду с душепасторской помощью, такие люди нуждаются в квалифицированном лечении у нарколога и психиатра. Проведенные НИИ социальной и судебной психиатрии г. Киева исследования показали, что латеральная физиотерапия (курс из пяти сеансов трансцеребиральной низкочастотной электростимуляции) наряду с использованием традиционных методов, таких как психотерапия и использование транквилизаторов и антидепрессантов, является эффективным методом лечения нервно-психических расстройств у людей, совершавших ранее суицидальную попытку, при этом отмечается высокий процент людей, отказавшихся от мыслей о самоубийстве (66,2%). Людей этой группы разумнее будет направить к медику-специалисту, нежели стараться разрешить проблему сугубо душепасторским методом.

Так же в группу "безнадежных" самоубийц попадают люди, имевшие ранее (как потом выясняется) более или менее сильную связь с оккультными силами, что Церковь определяет как "связанность демонами" или "одержимость". Таких людей "какая-то" сила постоянно толкает на суицидальные попытки. Такое состояние расценивается Церковью как духовное заболевание и лечить его следует "профессиональным врачам" (священнослужителям, имевшим опыт борьбы с оккультными силами), используя духовные средства. Избавление людей от заболеваний такого рода является непосредственной обязанностью Церкви, действующей через своих служителей. Поэтому такого человека следует познакомить со служителем Церкви, который компетентен в вопросах оккультной связанности или одержимости.

По причинам критических обстоятельств

Люди с суицидальным образом мышления по причине критических обстоятельств нуждаются прежде всего в соучастии, так как их попытки самоубийства в основном вызваны эмоциональным порывом, возникшем вследствие депрессивной реакции в критических обстоятельствах из-за бессилия перед вставшей проблемой. Такой человек остро ощущает себя одиноким, будучи один на один с проблемой. И задачей христианского лидера является помочь человеку преодолеть, а при возможности и разрешить создавшийся кризис. Ниже будет приведена стратегия психотерапевтической помощи, согласно доктору Альберту Эллису, которая известна среди духовных помощников как Рациональная Эмотивная Терапия (сокращенно РЭТ). Charles W. Taylor, The Skilled Pastor, Minneapolis: Fortress Press, 1991, p.p. 65-68. Ее уместно использовать при работе с потенциальными самоубийцами всех вышеприведенных категорий, с учетом вышеизложенных оговорок, так как она наиболее соответствует библейской концепции возрождения, как изменение души через перемену образа мыслей.

На самом деле, кроме этой модели существует около двухсот различных теорий о том, как помочь людям в состоянии кризиса. Всех их можно свести к влиянию на три основные области: поведение, чувства мысли. Преимущество этой душепасторской стратегии состоит в том, что она направлена на изменение мыслей человека, как первоначального источника эмоций и поступков. Такой подход к внутренним изменениям более соответствует библейскому (Рим.12:1-2).Доктор Эллис представляет свою модель на пяти ступенях:

Предваряющее событие (то, что вызвало проблему);

Система представлений (как человек представляет себе это событие);

Последовательная эмоциональная реакция (какие эмоции появляются тогда, когда человек представляет себе это событие);

Нацеленные вопросы (исправляющие искаженные представления);

Ответы на предыдущие вопросы (повторение сути дела). Хагс С., “Друг в нужде или как помочь людям в решении их проблем.”, издательство Библия для всех, 1994 г., стр.65.

Что же необходимо для того, чтобы помочь человеку, находящемуся в состоянии депрессии, начать двигаться в позитивном направлении? Прежде всего нужно постараться установить контакт. Человек, попавший в кризисную ситуацию зачастую ощущает себя беспомощным и ненужным. Чтобы компенсировать эти чувства он пытается уйти от реальности. Так же в кризисный период человек склонен к беседе. Он хочет поделиться своими взглядами и проблемами, обратить на свое состояние внимание других. Это дает хорошую возможность, чтобы установить с человеком сначала устный, а потом и эмоциональный контакт.

Ранее отмечалось, что главным основанием суицида является одиночество, острое чувство оставленности. Поэтому наше участие в проблеме человека уже само по себе будет помощью, так как компенсирует человеческую нужду в поддержке и понимании со стороны окружающих. Если представить причины суицида в виде айсберга, то подводной и основной его частью будет одиночество. Верхушкой же этого айсберга будет видимая причина, обстоятельства, послужившие последним толчком в принятии рокового решения.

Именно о том, как успешно "растопить" эту верхушку кризиса и тем самым предупредить от рокового шага, говорит данная стратегия душепасторской помощи.

Предваряющее событие

Прежде всего следует уяснить, выслушав собеседника, что послужило началу суицидальных мыслей, какое событие или ряд событий. Это может быть: потеря работы год назад и невозможность найти постоянную работу; затянувшаяся болезнь; предательство любимым человеком и т.п..

Для того, чтобы точно выяснить предваряющее событие важно:

- внимательно слушать, не думая о том, что ответить человеку, а думая о том, что он говорит;

- задавать направляющие вопросы;

- определить насколько данное событие повлияло на появление желания уйти из жизни;

- "подключиться" к переживаниям человека, откликаясь на его боль;

- повторить, сказанное человеком, своими словами, чтобы уяснить правильно ли понята суть.

Система представлений

Далее, уяснив предваряющее событие, необходимо определить главную проблему, которая прежде всего нуждается в разрешении. При этом важно понять СИСТЕМУ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ человека (об этом уже говорилось в первой части раздела, где речь шла об убежденных самоубийцах). Это область где духовный помощник исследует систему взглядов и ценностей человека, что помогает понять как человек смотрит на мир и объясняет его для себя.

Эллис считает, что отправной точкой эмоциональных проблем являются ни сколько сами события, сколько система ценностей человека и то, как он определяет для себя это событие. Charles W. Taylor, The Skilled Pastor, Minneapolis: Fortress Press, 1991,p.65-68. Американский психолог Дон Дулани нашел доказательства тому, что то, как человек объясняет для себя мир и как оценивает его, оказывает сильное влияние на чувства и поведение человека, контролируя их. Столкнувшись с проблемой человек начинает разговаривать сам с собой, вынося оценку событию, согласно тем представлениям о жизни, которые сложились у него на первом этапе (т.е. в промежуток между рождением и пятью годами). Эти основные представления составят позже систему представлений, которую играют важную роль в определении наших чувств и поведения. Поэтому наставник-психоаналитик должен иметь в виду, что человек, столкнувшись с проблемой будет обязательно обсуждать ее сам с собой. И задачей наставника является то, чтобы осторожно исследовать эту область и понять основные представления человека, а поняв подкорректировать или исправить.

Последовательная эмоциональная реакция

Порой основной проблемой является не критическое событие, которое выбило нас из нормального хода жизни, а наше отношение к нему. Если изменить ситуацию выше допустимых возможностей, то следует изменить отношение к данной ситуации. И задачей духовного наставника, особенно в работе с человеком из суицидальной группы риска, является - помочь ему сделать это, предоставив новую перспективу, обоснованную надежду.

Эллис называет вышеописанную причину Теорией Эмоции АБВ, где А (то, что происходит с человеком) не контролирует В (то, что чувствует человек), но Б (то, что человек говорит себе об "А") непосредственно связано с В (тем, что переживает личность) Charles W. Taylor, The Skilled Pastor, Minneapolis: Fortress Press, 1991,p.65-68..

То есть, на эмоции и последующие им действия влияют ни сколько обстоятельства, сколько то, как человек их интерпретирует для себя.

То же утверждает известный психолог Эрик Берн. Он пишет: "Люди действуют и чувствуют не в соответствии с действительными фактами, а в соответствии со своими представлениями об этих фактах. У каждого есть свой определенный образ мира и окружающих людей, и человек ведет себя так, как будто истиной является эти образы, а не представляемые ими объекты". Эрик Берн, “Введение в психиатрию и психоанализ”, С-Петербург: Издательство международного фонда истории науки, 1991, стр. 44.

Следует отметить три негативные эмоции, которые возникают в человеке, неправильно истолковывающем для себя происходящие события, это: отчуждение (одиночество),вина и раздражение. Христианским наставникам приходится с ними постоянно встречаться, работая с людьми.

Христианский психолог, доктор Д. Дж. Шварц приводит так же следующую гамму эмоций человека, который находится в кризисной ситуации:

Чувство глубокого удивления: "Я никогда не испытывал ничего подобного";

Чувство опасности: "Должно произойти, что-то ужасное";

Чувство растерянности: "Я потерял ясность мыслей - мой разум не работает";

Чувство безысходности: "Я в тупике - все, что я делаю, н помогает";

Чувство отчаяния: "Я не знаю, что делать";

Чувство апатии: "Мне ничто уже не поможет, не стоит предпринимать попытки что-то изменить";

Чувство беспомощности, одиночества: "Я не в состоянии преодолеть эти проблемы, кто мне поможет";

Чувство срочной необходимости в помощи: "Мне нужна помощь";

9. Чувство несчастья: "Я несчастен". Хагс С., “Друг в нужде или как помочь людям в решении их проблем.”, издательство Библия для всех, 1994 г., стр.91-92.

Исследуя Теорию Эмоций Эллис утверждает, что нет смысла пытаться изменить эмоции, лучше сосредоточиться на изменении мыслей, которые производят эти эмоции.

Нацеленные вопросы

Целенаправленные вопросы предназначены для того, чтобы помочь человеку увидеть собственные неправильные представления о жизни. Это могут быть вопросы следующего типа:

"Может быть в вашем прошлом есть тревожные воспоминания, которые побуждают вас реагировать подобным образом?";

"Откуда берется ваше понимание собственного достоинства и самоценности - из того, что о вас говорят люди или из этико-богословских представлений?";

"На чем покоится ваша уверенность - на мнении других или на чем- то другом?". Хагс С., “Друг в нужде или как помочь людям в решении их проблем.”, издательство Библия для всех, 1994 г., стр. 71.

На этой стадии беседы, наставник, согласно Эллису, не должен пытаться указывать путь решение конфликта, но он должен просто обратить внимание своего подопечного на то, что его эмоциональная реакция связана не с предваряющим событием, а с тем как он его себе представляет. Поэтому вопросы должны затрагивать сферу иррационального мировоззрения человека, которую консультант- психоаналитик определил на первых стадиях беседы.

Эллис обучает наставников исследовать эти иррациональные представления, задавая следующие целенаправленные вопросы:

"Вы говорите, что жизнь ужасна и невыносима. Если не думать сейчас о том, что с Вами произошло, чем Вы можете доказать такую точку зрения?

Хотя я согласен, что то, что произошло с Вами - ужасно, но значит ли это, что Вы ничтожны сами по себе?

Скажите мне, почему этого не должно было с Вами случится?

Существует ли закон, который утверждает, что Вы и только Вы должны избежать всех тех проблем и сложностей, которые выпадают на долю других?

Если с Вами произошла подобная неприятность, значит ли это, что жизнь для Вас кончена?

Позволите ли Вы прошлому по-прежнему мучить Вас или собираетесь освободиться и жить как следует?" Хагс С., “Друг в нужде или как помочь людям в решении их проблем.”, издательство Библия для всех, 1994 г., стр. 73.

Эти и подобные вопросы должны задаваться с любовью, мягко и сострадательно, чтобы не возыметь обратного действия.

Ответы на предыдущие вопросы

Именно на этом этапе, убедив человека в нерациональности его отношения и оценки данных событий, духовный наставник приступает к исправлению данных взглядов, путем замены их на более правильные.

Эллис утверждает "исправляя ошибочные модели мыслей, мы меняем эмоциональные ответы. Если Вы мыслите правильно, Вы будете и чувствовать правильно". Там же, 1994 г., стр. 74. Он также утверждал, что объясняя человеку ошибочность его представлений и образа мыслей, необходимо помнить четыре вещи:

- Человек должен осознавать то, что он думает;

- Человеку нужно показать, что часть его мыслей отличается неточностью и ошибочностью;

- Человека нужно научить, как заменить неточные мысли - точными;

- Человек должен услышать отклик о том, правильно ли он изменил образ мыслей Там же, 1994 г., стр. 74..

В отличие от Эллиса, как секулярного психолога-консультанта, который рассматривает проблемы кризиса в рамках общих гуманистических идей, христианский наставник-консультант имеет явное преимущество, т.к. его основанием являются ясные библейские нормы нравственности и доводы объясняющие мироустройство.

Задача христианского наставника

Задачей христианского наставника является то, чтобы помочь своему подопечному понять и оценить происходящее с ним с библейской точки зрения и научиться смотреть на жизнь и смерть глазами Бога. Именно на данном этапе подопечному нужно объяснить истинную концепцию священности человеческой жизни, смерти и загробного бытия, а также указать евангельский путь спасения от проблем, бессмысленности и отчаяния и научить принципам христианской жизни.

Доктор Дж. Адамс профессор практического богословия Вестминстерской богословской семинарии в США сформулировал это так: "Задача духовного помощника - водворить Бога на подобающее Ему место. Существенно важно суметь воссоздать правильную картину, где Бог выполняет Свои цели для Своей славы. Сделать так - значит внести глубокие изменения в кризис и придать делу новое измерение. В таком случае человек начинает видеть, что Бог тоже задействован в этом кризисе". Хагс С., “Друг в нужде или как помочь людям в решении их проблем.”, издательство Библия для всех, 1994 г., стр. 99.

Он также утверждал, что если мы признаем всемогущество Бога и Его власть над кризисом, то мы познаем две истины:

у кризиса существуют пределы;

он обретает значение.

Тогда события нашей жизни нельзя назвать просто трагическими, без смысла и назначения. Человеку нужно показать, что кризис, если на него смотреть с точки зрения Бога, предназначен не для того, чтобы сломать его, а для того, чтобы он мог пробиться вперед. Там же стр. 99

Надеюсь, что вышеприведенная теория помощи людям, находящихся в депрессивном состоянии, и будет полезна в применении для христианских лидеров, стремящихся помочь этим людям.

10. Практические предложения

Первое, чем могут помочь христианские общины людям, которые подвержены суицидальному мышлению, это, приняв такого человека в свою среду, помочь понять ему и ощутить, что он не одинок, помочь ощутить себя важным и нужным для людей и Бога. Это можно сделать через проявление к такому человеку особого внимания, через доверие ему определенной работы или служения. Разрешить проблему одиночества у такого человека, это значит лишить самоубийственные мысли основания.

В такого рода помощи могут быть полезны многие члены церкви. Заниматься же душепасторской помощью для предотвращения суицида, следует только подготовленным служителям церкви, чтобы не допустить пагубных ошибок.

Найти же контакт с людьми подверженными суицидальному мышлению можно, следуя описанными далее путями.

Обучение правильным взглядам

Церковь может внести свой неотъемлемый вклад в разрешение проблемы самоубийства, если будет активна в распространении христианских взглядов на вопросы смысла и ценности жизни, смерти и послесмертного бытия. Люди нуждаются в истинном знании того кто они есть, для чего живут и что их ожидает, а именно эти вопросы входят в компетенцию Церкви. И это следует делать не только путем внутрицерковного обучения через библейские разборы, проповеди, свидетельства, но и путем целенаправленных лекций, бесед, диспутов на уровне школ, институтов, других образовательных и социальных учреждений.

Через такие беседы и дискуссии будут выявляться нуждающиеся в помощи люди.

Создание горячих линий христианских телефонов доверия

Так же эффективным методом предотвращения суицида является организация христианских горячих линий телефонов доверия, по которым любой человек подверженный суицидальному образу мыслей мог бы в любое время обратиться за помощью. Во многих городах существуют такие социальные службы, которые доказали необходимость продолжения подобной работы. Церковь имея, данные Богом, богатые духовно-нравственные ресурсы для возрождения личности, может оказать действенную помощь людям, которые потеряли интерес к жизни, используя метод горячей линии телефона доверия.

В дальнейшем это может перерости в организацию специализированного центра душепасторской помощи людям, находящимся в кризисной ситуации, где должны работать не только духовно, но и психологически подготовленные люди.

11. Заключение

В ходе данного исследования мы ознакомились с основными взглядами либерального и консервативного лагеря относительно:

определения того, что можно считать самоубийством, а что нет;

наличия или отсутствия у человека морального права на самоубийство;

критериев для определения ценности человеческой жизни (определения на основании наличия определенных качеств или сущности).

Итогом данной работы являются семь основных выводов, которые были выведены в ходе всего рассуждения.

1. Самоубийство является безнравственным и греховным, с позиции христианской этики, действием, и как нравственный термин несет в себе морально отрицательную нагрузку.

2. Самоубийство следует отличать от акта самоуничтожения.

3.Самоубийством является преднамеренное лишение себя жизни путем совершения или отказа от совершения определенных действий, в котором преднамеренность определяется не фактом (или вероятностью факта) смерти, а наличием предшествовавших самоуничтожению (или попытке) планов и намерений убить себя.

4. Поступки самоуничтожения (или провоцирующие самоуничтожение) во имя спасения жизни других людей, в условиях неизбежности скорой смерти (по принуждению) и во имя сохранения верности Богу (только в том случае, когда следует выбрать: Бог или жизнь) не расцениваются как самоубийство, т.е. как безнравственный поступок, но являются морально оправданными действиями с точки зрения библейской этики.

5. Жизнь каждого человека священна не на основании приобретенных качеств, а на основании дарованного Богом права, быть носителем Образа и Подобия Бога, и наличия определенных взаимоотношений с Богом, инициатором которых Он Сам является, и это предает ценность как младенцу в утробе матери, так и престарелому инвалиду.

6. На основании этого человек не имеет морального права самопроизвольно прерывать свою жизнь насильственным образом, т.к. она является даром Создателя.

7. Передав человеку христианское осмысление вопросов смысла, ценности жизни и послесмертного бытия, используя эффективную стратегию душепасторской помощи (в данном случае рекомендована стратегия А. Эллиса), христианские лидеры могут оказать спасительное действие на людей с суицидальным мировоззрением.

Надеюсь, что данное исследование будет полезно христианским лидерам для более глубокого осмысления вопроса самоубийства в контексте современных плюралистических мировоззрений и укажет пути практической помощи людям, которые хотят покончить с собой. В данной работе я стремился более определить то, что же является самоубийством и как следует к нему относиться с позиций христианской этики, нежели то, как самоубийство влияет на спасение души. И, на мой взгляд, это удалось. В дальнейшем для, углубления исследования в данном вопросе, следует уделить более пристальное внимание темам:

1. "Околосуицидального" характера: современные взгляды на вопрос смысла жизни и смерти;

2. Гипотезам о влиянии самоубийства, с учетом данного здесь определения, на спасение души, в рамках арминианского и кальвинистского богословия;

3. О путях практической христианской помощи людям страдающим суицидальным мировоззрением.

Церковь Иисуса Христа обладает мощными душеспасительными ресурсами такими как обоснованная надежда на лучшее будущее, вера, любовь, незыблемые духовно-нравственные ориентиры, и использовать их для спасения людей потерявших интерес к жизни - прямая обязанность Церкви.

БИБЛИОГРАФИЯ

Русская литература:

Болотов В.В "История древней Церкви"., том II,

Газета Московский комсомолец, 12.10.1991, стр. 4.

Газета Московский комсомолец, 25.09.1990, стр. 3.

Газета "Труд", 1.02.1991, стр.4.

Джонсон Т., доклад "Почему жизнь человека имеет ценность?", г. Симферополь Международный симпозиум на тему "Христианство, Гуманизм, Здоровье", 12-13.10.1996г

Еврейская Энциклопедия, репринтное воспроизведение издания Общества для Научных Еврейских Изданий и издательства Брокгауз и Ефрон, Издательство "ТЕРРА", Москва 1991г., том XIII.

Камю А. "Бунтующий человек", Политиздат 1990 г.,

Кьеркегор С., "Болезнь к смерти", издательство "Республика", г. Москва, 1993г.

Лаврин А. "Хроники Харона", издательство "Московский рабочий" 1992г.

Мак-Ги Р., Поиск значимости, издательство "Логос", 1994 г.

Солодовников В. "Демон самоубийства", газета Московский комсомолец, 2.06.1990г.,

Трофимов С., "Жить не хочется", Газета Московская окраина, 31.08.1996г.,стр.6.

Хагс С., "Друг в нужде или как помочь людям в решении их проблем.", издательство Библия для всех, 1994 г

Эрик Берн, "Введение в психиатрию и психоанализ", С-Петербург: Издательство международного фонда истории науки, 1991.

Английская литература:

Agnes Noble, I Survived My Husband's Suicide, the magazine Home Life, october 1990, p.p.23-24.

Charles W. Taylor, The Skilled Pastor, Minneapolis: Fortress Press, 1991.

Kay Palmer, Suicide Survivors, the magazine Home Life, september 1994, p.26- 28.

Life-Sustaining Technology and the Elderly, Washington, DC: U.S. Goverment Printing Office, 1987.

Richard B. Brandt , " The Morality and Rationality of Suicide", reprented in Biomedical Ethics, New York: McGraw-Hill Book Co., 1986, p.p. 337- 343.

Stanley Hauerwas, Theological Reflections on Medicine, the Mentally Handicapped, and the Church, University of Notre Dame Press, 1983.

Tom L. Beachamp and James F. Childress, Principles of Biomedical Ethics, New York; Oxford University Press.

Tom L. Beachamp, "Suicide", in Matter of Life and Death, Philadelphia: Templ University Press, 1980.

J.P. Moreland "The Morality of Suicide: Issues and Options", The Magazin "Bibliotheka Sacra", April-June 1991, Dallas Seminary Press 1991,

(= Вопрос самоубийства)

В Орле произошло двойное самоубийство молодых девушек. По некоторым данным, они познакомились через интернет: одна из погибших жила в Орле, другая - в Псковской области.

Трупы девушек были обнаружены вечером в минувшую пятницу, 26 августа, у здания недостроенного типографского комплекса. На место происшествия немедленно выехала следственно-оперативная группа, состоявшая из сотрудников областной прокуратуры, УВД области и Заводского РОВД. Почти сразу же была выдвинута версия о самоубийстве.

Тела погибших лежали возле здания, на верхушке рядом стоящего дерева был сломан сук - по версии следствия, перед прыжком из здания девушки взялись за руки, однако при падении напоролись на сук и руки разжали. На телах обеих девушек были многочисленные ссадины и переломы, характерные для падения с высоты.

Тела погибших и недостроенное здание типографского комплекса были тщательно обследованы. Следствие укрепилось в версии самоубийства. В карманах одежды у девушек нашли российские паспорта. Обе погибшие были не замужем, одна из них - 22-летняя жительница Орла, ее 25-летняя подруга приехала из города Великие Луки Псковской области.

У обеих девушек в карманах одежды оперативники обнаружили ножи. У погибшей из Псковской области были обнаружены две предсмертные записки. В них девушки обращаются к своим родственникам и знакомым. Одна из погибших просит, чтобы ее тело после смерти кремировали, а прах развеяли. В обеих записках написано, что им все надоело в жизни.

Правоохранительные органы проводят тщательную проверку произошедшего, устанавливается круг общения девушек, выясняют и детально изучают их образ жизни. По информации ИА REGNUM, погибшие познакомились через интернет.

На прошлой неделе в Москве произошло подобное двойное самоубийство

Также на прошлой неделе в Москве произошло похожее двойное самоубийство. В ночь на вторник около 02:15 на земле у одного из подъездов дома 11 по улице Наметкина и на козырьке того же подъезда были обнаружены тела двух несовершеннолетних москвичек, 1989 и 1988 года рождения.

Как установила экспертиза, смерть девушек наступила в результате падения с высоты 16-го этажа. В подъезде были обнаружены личные вещи погибших. Черемушкинская межрайонная прокуратура возбудила и расследует уголовное дело по статье 110 УК РФ (доведение до самоубийства).

Родители трагически погибших 16-летней Ульяны Князевой и 17-летней Екатерины Золкиной не верят, что девочки выбросились из окна, и утверждают, что это было убийство. Некоторые детали происшествия также заставляют поставить под сомнение версию о самоубийстве.

Случаи группового суицида в России

По данным агентства социальной безопасности, в России уровень самоубийств в молодежной среде составляет 53 случая на 100 тыс. населения. В последние годы в России совершается ежегодно около 55 тыс. самоубийств, а убийств - около 40 тысяч.

Так, 19 декабря 2001 года две сестры 1986 и 1990 года рождения совершили в Гомеле самоубийство, выбросившись из окна восьмого этажа. При погибших обнаружены записки "Мама, ты нас убила" и "Прощай, ты больше нас не увидишь".

3 ноября 2001 года в Великом Новгороде около 11 часов вечера с крыши 9-этажного здания спрыгнули две девушки. Одна из них, 17-летняя одиннадцатиклассница городской гимназии, скончалась на месте. Вторая выжила, но в крайне тяжелом состоянии была доставлена в Новгородскую областную клиническую больницу. Выяснилось, что непосредственно перед ЧП обе девушки не смогли попасть на концерт их любимой группы.

В мае 2002 года 13-летние мальчик и девочка покончили жизнь самоубийством в городе Коммунар Гатчинского района Ленинградской области, прыгнув с крыши 9-этажного дома N16-A по Гатчинскому шоссе. Оба школьника разбились насмерть. Дети оказались жителями города Коммунар, девочка училась в 7-м классе местной школы-интерната, мальчик - в 7-м классе одной из Гатчинских школ. По одной из версий, причиной самоубийства стала подростковая любовь.

4 февраля 2002 года в подмосковной Коломне покончили жизнь самоубийством 15-летняя Таня Афонина и 14-летняя Света Егорова, также спрыгнув с крыши 9-этажки. На чердачной стене злополучного дома на набережной Дмитрия Донского остался странный рисунок: девушка на облаке и подпись "Света, Таня, Миша". Что означал этот рисунок, узнать не удалось.

Девочки погибли мгновенно от множественных переломов и разрывов внутренних органов. По заключению милиции, Света прыгнула первой и потянула за собой Таню. Девочки оставили родным записки.

Япония - страна группового суицида через интернет

Особенно популярен групповой суицид через интернет в Японии. Чаще всего на самоубийство решаются те, кого называют в Японии "потерянным поколением". В эту группу входят молодые люди в возрасте от 15 до 34 лет. Это люди, у которых почти отсутствует профессиональный навык, которые постоянно меняют место работы или вообще не хотят работать.

По данным министерства здравоохранения, число таких молодых людей уже превысило 500 тыс. человек и с каждым годом продолжает увеличиваться. В полицию стали поступать многочисленные звонки с требованием немедленно закрыть сайты, которые пропагандируют самоубийства, завлекая молодых людей и толкая их на необдуманный шаг. Каждый день кончают с собой около 100 японцев.

Власти пока ограничиваются лишь цитированием статей конституции, гарантирующих свободу слова. А в печати ведется широкое обсуждение этой проблемы.

По данным национального агентства полиции, в Японии только в прошлом году с помощью 34 сайтов покончили жизнь самоубийством 34 тыс. 427 человек. В этом году для желающих уйти из жизни открылись еще 20 сайтов.

О договорах через интернет о совместном самоубийстве стали широко говорить с февраля 2003 года, когда мужчину и двух женщин нашли мертвыми в пустой квартире в предместье Токио.

В 2003 году больше всего самоубийств совершили люди старше 60 лет - 33% от общего количества. За ними следуют люди в возрасте 40-50 лет: как правило, это мужчины, которые лишились рабочего места во время кризиса и имеют трудности с выплатой долгов. Но в последнее время резко увеличилось число самоубийств среди молодых людей в возрасте 30 лет и даже среди детей.

В 2002 году число самоубийств среди 20-летних подростков повысилось на 22%. Эта категория чаще всего обращается к интернету, чтобы получить совет, как покончить с собой. Специалисты не призывают запретить сайты для самоубийц, они даже отмечают, что на них помещено много сообщений, поощряющих молодых людей начать поиски работы. Но количество пользователей, заходящих на эти сайты, чтобы дать молодым совет, как жить дальше, намного меньше.

Японские сайты предлагают всем желающим разные способы суицида

Онлайновые клубы самоубийц появились еще в конце 90-х годов и получили распространение практически по всему миру. Но в Японии, занимающей первое место среди индустриально развитых стран по числу самоубийств на душу населения, стремительное распространение этого явления в последнее время стало тревожным фактом.

Японцы совершают суицид, открыв газовые конфорки или травятся угарным газом, закрывшись в машинах. Но некоторые молодые японцы предпочитают уходить из жизни традиционым способом - делая себе харакири (сэппуку). Существуют даже специальные поминальные сайты, на которых в подробностях описано, каким образом тот или иной человек покончил с собой.

В Стране восходящего солнца суицид традиционно рассматривается как благородный выход из позорной ситуации. Экономический кризис в Японии вызвал резкое увеличение числа суицидов, связанных с потерей работы, банкротством или невозможностью расплатиться с долгами.

Япония прочно занимает позиции одного из мировых лидеров и по средней продолжительности жизни, и по высокой статистике суицида. Социально регламентированное самоубийство с древности было одной из черт японской национальной культуры. С началом индустриальной эпохи количество самоубийц возросло вдвое.

Все виды самоубийств в традиционной японской культуре строго регламентированы и имеют свои названия. Докуяку дзисацу - самоубийство ядом, или снотворным. Дзисю дзисацу - утопление. Тоосин дзисацу - броситься с высоты. Харакири (сэппуку), дословно "разрезание живота" - самый известный национальный вид ритуального самоубийства.

Некоторые политики считают, что пришла пора установить для сайтов, рекламирующих самоубийства, жесткие правила или вообще закрыть их. Интернет-сайты, нередко оформленные в зловещем черном цвете, снимают с себя ответственность за опасность своего содержания. В них имеются диалоговые окна, в которых пользователи сообщают о своем желании умереть и обмениваются идеями о том, каким способом лучше уйти из жизни.

Некоторые сайты публикуют "покупательские списки", в которых предлагается соответствующее оборудование. Один из таких сайтов получил известность в 1998 году: 27-летний преподаватель продавал через интернет таблетки с цианистым калием. Связь между смертью людей и функционированием этого сайта была доказана, в результате чего он был закрыт. Преподаватель, подвергшийся уголовному преследованию, покончил с собой.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты