|
Проблема возникновения сознания
Проблема возникновения сознания
СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Этапы развития и структура сознания 1.1 Труд как этап развития сознания 1.2 Язык как этап развития сознания 2. Точки зрения о сознании 3. Функции и свойства сознания 4. Стадии психологического развития сознания человека Заключение Список используемой литературы Введение По мере усложнения организации материи и появления жизни на Земле у простейших организмов, а также растений сформировалась способность "отвечать" на воздействие внешней среды и даже усваивать (перерабатывать) продукты этой среды (пример - насекомоядные растения). Эта форма отражения называется раздражимостью. Раздражимость характеризуется определенной избирательностью - простейший организм, растение, животное приспосабливается к окружающей среде. Прошли многие миллионы лет, прежде чем появилась способность ощущения, с помощью которого уже более высокоорганизованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов - цвет, форму, температуру, мягкость, влажность и т.п. Это стало возможным потому, что у животных появился специальный аппарат - нервная система, который позволяет активизировать их отношения с окружающей средой. Высшей формой отражения на уровне животного царства является восприятие, которое позволяет охватить объект в его целостности и полноте. Психика, как результат взаимодействия мозга с внешним миром, и психическая деятельность позволили животным не только приспосабливаться к окружающей среде, но и в определенной мере проявлять внутреннюю активность по отношению к ней и даже изменять среду. Возникновение психики у животных означает появление нематериальных процессов. Как показали исследования, в основе психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного мозга. Цепь безусловных рефлексов является биологической предпосылкой формирования инстинктов. Наличие у животных ощущений, восприятий, "впечатлений", "переживаний", наличие элементарного (конкретного, "предметного") мышления есть основа возникновения человеческого сознания. 1. Этапы развития и структура сознания Возникновение и развитие сознания человека является одной из самых сложных проблем, встававших перед исследователями, стремившимися осмыслить законы природы. Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. "Ядром" сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира. Сознание - это, прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы. Человек отличается от животного тем, что с переходом к общественно-историческому существованию, к труду и к связанным с ними формам общественной жизни радикально меняются все основные категории человека. Выделение в сознании человека отражаемой реальности, как объективной, с другой стороны выделяет внутренний мир человека, его переживания и возможность развития на этой почве самонаблюдения. 1.1 Труд как этап развития сознания Причиной, лежащей в основе очеловечивания животноподобных предков человека, является возникновение труда и образование на его основе человеческого общества. "Труд создал самого человека, - говорит Энгельс, - и его сознание". Возникновение и развитие труда привело к изменению и очеловечиванию мозга, органов его внешней деятельности и органов чувств. "Сначала труд, а затем вместе с ним и членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит по величине и совершенству", - пишет Энгельс (Маркс К.и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 486). Человеческая рука так же смогла достигнуть своего совершенства благодаря труду. Под влиянием труда и в связи с развитием мозга совершенствовались органы чувств человека. Если сравнивать между собой максимальные объемы черепа человекообразных обезьян и черепа первобытного человека, то оказывается, что мозг последнего превышает мозг наиболее высокоразвитых современных видов обезьян более чем в два раза (600 см3 и 1400 см3). Еще резче выступает различие в величине мозга обезьян и человека, если мы сравним его вес; разница здесь почти в 4 раза: вес мозга орангутанга - 350 г, мозг человека весит 1400г. Мозг человека по сравнению с мозгом высших обезьян обладает и гораздо более сложным, гораздо более развитым строением. Уже у неандертальского человека, как показывают слепки, сделанные с внутренней поверхности черепа, ясно выделяются в коре новые, не вполне дифференцированные у человекообразных обезьян поля, которые затем у современного человека достигают своего полного развития. Таковы, например, поля, обозначаемые (по Бродману) цифрами 44, 45, 46, - в лобной доле коры, поля 39 и 40 - в теменной ее доле, 41 и 42-- в височной доле. Уточнилось осязание, глаз человека стал замечать больше, чем глаз самой дальнозоркой птицы. Развивался слух, который стал способен воспринимать и различать звуки членораздельной человеческой речи. Развитие мозга и органов чувств оказывало обратное влияние на труд и язык, давая толчки к дальнейшему их развитию. Все это привело к изменению анатомо-физиологических характеристик человека: появилась вертикальная походка, формирование подвижных и приспособленных к захвату верхних конечностей. Это способствовало возможности производить сложные трудовые операции. Возникновение труда было подготовлено всем предшествующим ходом развития. Постепенный переход к вертикальной походке, зачатки которой отчетливо наблюдаются даже у ныне существующих человекообразных обезьян, и формирование в связи с этим особо подвижных, приспособленных для схватывания предметов передних конечностей, все более освобождающихся от функции ходьбы, что объясняется тем образом жизни, который вели животные предки человека, - все это создавало физические предпосылки для возможности производить сложные трудовые операции. Труд - это процесс, который связывает человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для него характерны две взаимосвязанные черты: употребление и изготовление орудий труда, а также это совместная трудовая деятельность. Поэтому, человек вступает во взаимодействие не только с природой, но и в определенные отношения с другими людьми - членами данного общества. Через отношения к другим людям человек относится и к самой природе. Зачатки орудийной деятельности в форме употребления внешних средств имеются и у некоторых животных, например, употребление палки у человекообразных обезьян. Их различие с человеческими не может сводить только к их внешней форме или тому, что животные используют свои "орудия труда" реже, чем первобытные люди. Эти внешние средства труда отличаются от истинных орудий труда человека качественно. Раскрыть эти различия можно, лишь, рассмотрев деятельность, в которую они включены. "Орудийная" деятельность животных не совершается коллективно и не определяет отношение общения осуществляющих ее индивидов. Общение никогда не строится на основе их производственной деятельности, не зависит от нее и не опосредовано ею. Человеческий труд изначально является общественной деятельностью, основанной на сотрудничестве индивидов, предполагающих разделение трудовых функций. Труд связывает участников трудовой деятельности между собой, опосредует их общение. Это имеет большое значение для развития человеческой психики. Уже на ранних стадиях развития человеческого общества возникает разделение процесса деятельности между отдельными ее участниками. Например, на долю одних выпадает поддержание огня и обработка на нем пищи, а на других - добывание этой пищи. Участники коллективной охоты делятся на преследователей дичи и поджидающих ее в осаде и нападении. Происходит решительное изменение строения деятельности индивидов, ее участников. Каждый член коллектива отвечает за определенный участок деятельности. Например, деятельность загонщика, который участвует в коллективной первобытной охоте, побуждается потребностью в пище или одежде, которой служит для него шкура животного. Результат деятельности загонщика: это вспугивание и направление стада в сторону других охотников, скрывающихся в засаде. На этом деятельность данного охотника прекращается. Остальное довершают другие участники охоты. Само по себе вспугивание дичи не приводит и не приведет к удовлетворению потребностей загонщика, так как его деятельность направлена на другой результат. Получается, что предмет действия и мотив здесь не совпадают. Процессы, предмет и мотив которых не совпадают, называются деятельностью. Деятельностью загонщика является охота, а спугивание дичи - это его действие. Разделение деятельности на действия возможно только в условиях совместного коллективного процесса воздействия на природу. Продукт этого совместного коллективного воздействия на природу приводит к удовлетворению потребностей как отдельного индивида, так и всего первобытного племени. Разделение предмета и мотива деятельности является результатом вычленения из сложной многофазной деятельности отдельных операций. Разделение предмета деятельности и ее мотивов возможно только в условиях совместного коллективного процесса воздействия на природу. Это результат происходящего вычленения из сложной и многофазовой, но единой деятельности отдельных операций. Эти отдельные операции превращаются в самостоятельное для индивида действие, хотя по отношению к коллективному процессу они остаются одним из его частных действий. Благодаря тому, что охота представляет собой процесс, состоящий из нескольких действий, человек, который вспугивает дичь для того, чтобы ее смогли поймать другие члены этого коллектива, получает свою долю добычи из их рук - часть продукта совместной трудовой деятельности. Поэтому деятельность других людей составляет основу специфического строения деятельности человеческого индивида. Из этого можно сделать вывод, что по способу своего возникновения, связь мотива с предметом действия отражает не естественные, но объективно-общественные связи. Действия загонщика возможны лишь при условии отражения связи между ожидаемым результатом совершенного им действия и конечным результатом всего процесса охоты - нападением из засады на убегающее животное, его умерщвлением и потреблением. Эта связь выступает перед человеком в форме реальных действий других участников труда. Их действия и сообщают смысл предмету действия загонщика. Также, действия загонщика оправдывают действия охотников, поджидающих дичь в засаде. Вместе с рождением действия возникает разумный смысл для человека того, на что направлена его активность. Деятельность людей отделяется теперь для их сознания от предметов. Соответственно и сама природа выделяется для них и выступает в своем отношении к потребностям коллектива, к их деятельности. Пища воспринимается как предмет определенной деятельности: поиска, охоты, приготовления. Следовательно, она может выделяться не только благодаря определенным потребностям, но и "теоретически", может быть удержана в сознании и становится идеей. 1.2 Язык как этап развития сознания Вторым решающим фактором, определяющим развитие сознания и деятельности человека, является возникнов7ение языка. "Язык также древен, как и сознание, язык есть практическое, существующее и для других и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание…", (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.3, с. 29). В процессе общественно разделенного труда у людей появилась необходимость тесного общения, обозначения той трудовой ситуации, в которой они участвуют, что и привело к возникновению языка. "Люди, - говорит Маркс, - фактически начали с того, что присваивали себе предметы внешнего мира как средства для удовлетворения своих потребностей и т. д. и т. п.; позднее они приходят к тому, что и словесно обозначают их как средства удовлетворения своих потребностей, - каковыми они уже служат для них в практическом опыте, - как предметы, которые их "удовлетворяют" У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Рождение языка привело к тому, что постепенно возникла целая система кодов, которые обозначали предметы и действия; позже эта система кодов стала выделять признаки предметов и действий и их отношения и, наконец, образовались сложные синтаксические коды целых предложений, которые могли формулировать сложные формы высказываний. Основным элементом языка является слово. Оно объединяет объекты в известные системы, или кодирует человеческий опыт. Существует множество теорий, которые пытаются объяснить происхождение слова. Возможно, что слово, как знак, обозначающий предмет, появилось в процессе совместного труда. На первых этапах своего появления оно было вплетено в практику. Например, когда человек совершал какой-то элементарный трудовой акт совместно с другими людьми, слово вплеталось в этот акт. Значение этого слова менялось в зависимости от ситуации и становилось понятным только из жеста, из интонации и всей ситуации. Постепенно произошло формирование языка в таком виде, когда он стал заключать в себе все необходимые средства для обозначения предметов и выражения мысли. Произошел отрыв слова от практической операции, стало возможным вызывать образ предмета при его отсутствии, что имело большое значение в организации восприятия, внимания и памяти человека. Затем слово стало не только замещать явление или признак, но и выделять в них существенный признак, давая возможность его анализировать, классифицировать. Второй единицей языка является фраза или предложение. Информация, переданная с помощью предложения, расширяет, специализирует и уточняет опыт. Фразы передают в готовом виде сообщения о событиях или отношениях. Передача, переданная с помощью предложений, расширяет, специализирует и уточняет опыт. Фразы передают в готовом виде такие сообщения о событиях, которые человек не смог бы передать при помощи отдельных слов. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное смысловое значение. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык - это непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как отдельно от него лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек более отчетливо уясняет их сам. Он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно "лепит" формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка, в конечном счете, выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Язык и сознание образуют также противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость сознания от языка не является абсолютной. Сознание детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления. В результате человеческой истории язык стал решающим орудием человеческого познания, благодаря которому человек смог выйти за пределы чувственного опыта, выделить признаки, сформулировать известные обобщения и категории. Если бы у человека не было труда и языка, у него не было бы и отвлеченного "категориального" мышления. Процесс общения людей посредством языка называется речью, которая не идентична языку и является его вторичным образованием. Речь - это способ использования языка. 2. Точки зрения о сознании По представлениям, возникшим еще в глубокой древности и сохранившимся до нашего времени в религиозных верованиях, в организме человека действует какая-то особая сверхъестественная сила - душа, которая является причиной его мыслей, чувств, желаний. В первобытном обществе, когда предметы и явления природы по аналогии с человеком и животными воспринимались как живые и одушевленные силы, еще не было четкой дифференциации "души" и тела. С возникновением анимизма каждая вещь начинает осмысливаться человеком как обладающая отдельной от вещи душой. Это касалось и частей тела человека. Например, у гомеровского человека умственные и эмоциональные свойства локализуются в отдельном органе: в диафрагме - умственная деятельность, в сердце - эмоции, в крови - душа, в печени - жизнь. Гераклит трактовал душу (психею) как нечто огненное. Огонь - одухотворяющее, мудрое и благородное начало, а вода - низменное. Душу, где больше огня, он называет "сухой". "Сухое сияние - психея мудрейшая и наилучшая" Возвращаясь во влажное состояние, психея гибнет, а увлажняясь - слабеет. Дух представлялся Гераклиту в виде пламени, горящего тем ярче и сильнее, чем интенсивнее духовная, умственная жизнь человека. Гераклит отмечал руководящую роль разума, теоретического мышления для чувственного уровня познания. Согласно атомистической теории душа состоит из мелких и крупных атомов. Душа есть то, что доставляет живым существам движение. Демокрит объясняет зрение человека при помощи истечений, исходящих от видимых предметов и сохраняющих их образы, которые через глаза проникают в тело человека. В бодрствующем состоянии люди воспринимают наиболее энергичные образы, а во сне, когда поры человека закрыты, когда психическое начало слабее, ими овладевают слабые образы отдаленных вещей. Типичным для этого времени было безличное понимание души. Душа была лишена неповторимости и индивидуальности человеческой личности. По мере развития социальных отношений и культуры, сопровождаемого осознанием ценности личности, формируется потребность в субъективном самоуглублении. Эта новая тенденция проявилась у Сократа. За Сократом и Платон выделяет понятие души как противоположность материальному. Душа для него - вечная "идея", бессмертная сущность, отделенная от тела. Им осуществляется разделение души на несколько частей: разумной, обращенной к идеям, аффективно-волевой и чувственной, обращенной к вожделению. Психические явления делятся на интеллект и на мир чувств. В свою очередь чувственный мир делится на ощущения и восприятия, а интеллект на "ум" и "рассудок". Для Аристотеля душа и тело неотделимы друг от друга, как форма и материя. Тело - это организм, поскольку оно является совокупностью органов или орудий души; душа - сущность тела. Поэтому учение о душе Аристотеля - это общее учение о жизни и ее функциях, включающее органические ее отправления так же, как и сознательную жизнь. Он различает три вида души - растительную, животную и разумную. Первая специфична для растений, вторая для животных, третья для человека, обладающего познающим и деятельным разумом. Однако все эти три души соединяются в человеке и связаны с различными функциями его души - питательной, чувственной и рассудочной. Трактат Аристотеля "О душе" можно считать итогом того, что дала в области философских проблем психологии античность. Особенность античной трактовки психики заключается в рассмотрении ее по материалу и по способу организации как отражение жизни космоса. Что бы человек ни думал и не чувствовал, над его умом и сердцем властвуют боги, действия которых в свою очередь подчинены судьбе. У атомистов сознание толковалось, как подчиненное общим законам физического движения. Возможность выбора в волевом действии, предпочтения одного действия другому или одной мысли другой понималась как реализация общих законов космоса. В средние века разум рассматривается как надмировое начало, которое существует до природы и творит ее из ничего по собственному произволу. Содержание рассуждений о сознании и личности сводилось к "выведению" того и другого из этой высшей реальности. Душа превращалась в носителя самосознания, что вело к противопоставлению психики человека всем другим формам жизнедеятельности, представлению ее в виде самостоятельной сущности. В период зарождения буржуазного общества в европейской философии происходит переход от понятия души к категории сознания. Существует две позиции по поводу объяснения перехода сознания от наглядного опыта к отвлеченному, от чувственного к рациональному. Психологи-идеалисты (Дильтей, Шпрангер и др.) признавали фундаментальный факт перехода от чувственного к рациональному и считали, что уровень отвлеченного сознания - это проявление особых духовных способностей, заложенных в психике человека. Возможность выйти за пределы чувственного опыта и оперировать отвлеченными категориями - это свойство духовного мира и оно тоже налицо только у человека, и этого нет у животных. Это основное положение различных дуалистических концепций, одним из ярких представителей которых был Декарт. Декарт считал, что животные действуют по закону механики и их поведение можно объяснить строго детерминистически. Человек, в отличие от животного, обладает духовным миром, благодаря которому возникает возможность отвлеченного мышления, сознательного поведения; но не может быть выведен из материальных явлений, корни поведения уходят в свойства духа, которые нельзя объяснить материалистически. На этих позициях стоял и Кант. По его словам, суть человеческого сознания заключается в том, что оно может выходить за пределы наглядного опыта. Процесс перехода от наглядного к внутренним сущностям заключается в существе человеческого духа. Немецкий философ Кассирер писал, что человек тем и отличается от животного, что он оказывается в состоянии мыслить и организовывать свое поведение в пределах символических форм (проявляются в знаках, в языке, отвлеченных понятиях), а не только в пределах наглядного опыта. По мнению философов-идеалистов, эти принципы можно только описывать, но нельзя объяснить. На этой же позиции находятся и психологи-идеалисты. Вильгельм Вундт, крупнейший психолог XIX века, разделял эту позицию. По его мнению, существуют элементарные процессы ощущения, восприятия, внимания и памяти - они подчиняются элементарным естественным законам и доступны для научного (физиологического) объяснения. В психических же процессах проявляются законы "апперцепции", которые проявляются в активном познании человеком окружающего благодаря активным установкам или воле. Эти процессы активного отвлеченного познания выходят за пределы чувственного опыта, и их можно описать, но нельзя объяснить, так как в них проявляются основные категории человеческого духа. Этим направлением в психологии занималась Вюрцбургская школа. Последователи этого направления посвятили свои интересы анализу законов, лежащих в основе сложных форм мышления и сознания. В результате они пришли к выводу, что сознание и мышление нельзя рассматривать как формы чувственного опыта, мышление протекает без участия наглядных образов или слов и представляет собой специальную категорию психических процессов. Мышление проходит без образа, внечувственно, имеет свои закономерности, которые нельзя связывать с непосредственным опытом. Психологи-механицисты утверждали, что человеческая психика - это tabula rasa, на который опыт записывает свои заметки. Утверждая, что без опыта в психике ничего не может возникнуть, они считали, что для понимания законов мышления достаточно иметь два элементарных процесса - предчувствие, или чувственный образ и ассоциацию, и мышление - это не что иное, как ассоциация чувственных представлений. Это направление психологии полностью отвергало специфичность и независимость сложнейших форм отвлеченного мышления. Механистический подход психологов-ассоционистов, пытавшихся свести свою задачу к сложнейшим явлениям и составляющим их элементам, был продолжен психологами-бихевиористами. Для бихевиористов предметом изучения психологии было поведение, которое понималось как нечто состоящее из реакций на стимулы, то есть процесс, строящийся по элементарной схеме условного рефлекса. Они ограничивались анализом внешней феноменологии поведения, трактуемой упрощенно, и пытались подойти к поведению человека как к поведению животного, трактуя его как образование навыков. Бихевиоризм, распространяясь по всему миру, принимает различные формы философско-психологического позитивизма (операционализм - у Ж. Пиаже, теория деятельности - у А.Л. Леонтьева и др.). Теория деятельности, по сей день занимающая ведущее место в психологической науке, является формой развития бихевиоризма. Деятельный подход к психике и ее развитию и объективный метод психологического исследования, противопоставленный субъективным методам, прежде всего - критика метода интроспекции, самонаблюдения, вытесняют изучение сознания в психологической науке. Сознание подменяется понятием "умственные действия", которые отождествляются с внешними предметными действиями, характеризующимися отсутствием в них признаков "внешнее", "развернутое", "предметное". Исходя их предпосылки, что сознание невозможно раскрыть научными средствами, К.Г. Юнг полагал, что сознание лучше не определять, а описывать с помощью картин и метафор. Юнг представлял себе сознание приметно так: прожектор внимания освещает сознательный сектор внешнего и внутреннего мира и этим подбирает определенное психическое содержание; актуальные психические переживания таким путем задерживаются, ограничиваются и отрываются от несознательной темноты физиологических и потенциальных психических процессов. Положительным у психологов этого направления было то, что они пытались не только описать, но и объяснить явления психической жизни. Главный недостаток этого направления заключался в редукционизме, то есть в сведении высших форм психических процессов со всей их сложностью к элементарным процессам, отказе от признания сложности сознательного категориального поведения. При столкновении этих двух направлений в психологии возник кризис психологической науки. Психология как наука распалась на "описательную психологию" и "объяснительную". "Описательная психология" - признание высших, сложных форм психической жизни и отрицание возможности их объяснения, только описание. Представители этой школы рассматривали сознание и как теоретический предмет психологии и как пространство психологического исследования. Эмпирическим методом исследования сознания являлась интроспекция, самонаблюдение за протеканием своего процесса сознания. Особое внимание при этом обращалось на взаимосвязь явлений сознания. С одной стороны указывалось, что природа этой взаимосвязи неизвестна, с другой стороны, утверждалось, что она имеет духовную основу. "Объяснительная психология" или естественнонаучная - построение научно-обоснованной психологии, которая ограничивалась объяснением элементарных психических процессов, оказываясь от объяснения сложнейших форм психической жизни. Для выхода из кризиса необходимо было оставить неприкосновенным предмет психологии человека как учения о сложных формах сознательной деятельности, и, не описывая эти сложные формы, попытаться их объяснить. Решение этого сложного вопроса было дано Л.С. Выготским, который предопределил развитие психологии на последующие десятилетия. Оно заключается в следующем: для того, чтобы объяснить сложнейшие формы сознательной деятельности человека, необходимо выйти за пределы организма, искать источники этой сознательной деятельности и "категориального" поведения не в глубинах мозга и не в глубинах духа, а во внешних условиях жизни, и в первую очередь во внешних условиях общественной жизни, в социально-исторических формах существования человека. Л.С. Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно названный сознанием. Они формируются в ходе социального общения. Выготский писал, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении своей жизни животные, видоизменяясь, приспосабливались к условиям среды. Человек, наоборот, действует на природу и видоизменяет ее посредством создания орудий труда, развитием материального производства. Овладение природой не прошло бесследно для человека. Он научился овладевать собственной психикой, появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Это возможность заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-нибудь объект, организовать свою умственную деятельность. Появились знаки-символы, при помощи которых человек смог вспоминать то, что ему надо сделать. Эти знаки-символы (зарубки на дереве, узелки) выступают в качестве психологических орудий. Они имеют культурное происхождение, а универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь. Человек научился управлять своим поведением. По мнению Л.С. Выготского, в онтогенезе наблюдается то же самое. Сначала взрослый действует на ребенка словом, побуждая его что-то делать. Потом, начиная разговаривать, ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого. Затем, ребенок начинает словом воздействовать на самого себя. В настоящее время единой теории сознания нет. Существуют различные подходы к его рассмотрению. Биологически ориентированные ученые пытаются объяснить понятия и законы психологии на языке их биологических понятий. Такая попытка сводится к сведению психологических понятий к биологическим и получила название редукционизм. Однако, психические явления, особенно сознание человека, невозможно объяснить лишь биологическими механизмами. 3. Функции и свойства сознания Понятие "сознание" не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации. В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные "бури", заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины. Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.). В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром. Чувства, эмоции - это компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства. Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира. Самосознание направлено на познание человеком самого себя - самопознание. Обратной стороной сознания является бессознательное. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом. Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе - биологической форме, а сознание - социальной форме движения материи. Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое. Существует несколько психологических характеристик сознания. Это ощущение себя познающим субъектом, то есть отделение человеком себя от остального мира и готовность к его изучению и познанию. Мысленное воображение реальности - характеристика, тесно связанная с волей. Сознательное управление воображением дало миру произведения литературы и живописи, научно-технические изобретения. Осмысленность осознаваемого, наделенность определенным смыслом, вытекающим из особенностей человеческой культуры и цивилизации. Способность к коммуникации, которая выражается в возможности передавать индивидуальный опыт и достижения цивилизации с помощью языка и других знаковых систем. Способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность. Это переработка и хранение информации об окружающем мире и самом себе. Это логические операции, понятия, правила используемые людьми для отбора классификации и категоризации имеющейся у них информации. Можно выделить следующие свойства сознания: 1. Ясность сознания - способность четко выделять объекты внешнего мира их взаимосвязь, способность запечатлевать новое и воспроизводить имеющийся запас знаний, способность осуществлять целенаправленную деятельность. 2. Объем знаний - это количество связей, возникающих в сознании в данной конкретной ситуации, то есть объем переживаемых в данный момент переживаний и окружающей обстановки. 3. Содержание сознания, которое выражается в характере ассоциаций, являющихся результатом отражения объективной реальности и взаимосвязи с прошлым опытом. 4. Непрерывность сознания - способность осознавать связи между прошлым, настоящим и будущим. Источники абстрактного мышления и "категориального" поведения, вызывающие скачок от чувственного к рациональному, надо искать не внутри человеческого сознания, а в общественных формах исторического существования человека. Только таким путем можно объяснить возникновении сложных специфических форм сознательного поведения. Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности. Содержание сознания обязательно, так или иначе, практически реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи. Идея - это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую реализацию. Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию - специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его. Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего "я" и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества. Признание активного, творческого характера сознания является необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность. 4. Стадии психологического развития сознания человека От рождения до зрелости человек проходит сложный путь психического развития. Существует большое количество подходов к проблеме развития психики ребенка. Рассмотрим характеристики психологического содержания стадий, выделенных А.Н. Леонтьевым. Стадия новорожденности, которая длится до 2-х месяцев ребенка. Образ жизни ребенка мало отличается от внутриутробного периода: сон занимает 4/5 всего времени, внешняя активность сосредоточена на удовлетворении своих потребностей в пище, ручные и переместительные движения отсутствуют. Однако уже на этой стадии начинается формирование поведения в виде простейших актов, а также формирование сферы ощущений. Развиваются ощущения со стороны губ, рта, щек; происходит развитие ориентировочных реакций (затихание при шепоте мамы). В 3-4 недели появляется реакция в виде оживления, которая проявляется в улыбке ребенка на разговор человека. У ребенка начинают появляться первые признаки предметного восприятия. В раннем младенческом возрасте (2 - 6 месяцев) ребенок начинает оперировать предметами, начиная с попыток все схватить, ощупать с одновременной зрительной фиксацией - происходит формирование зрительно-осязательных связей, лежащих в основе предметного восприятия. Ребенок начинает узнавать людей и вещи. Развивается зрительное сосредоточение и зрительное ожидание. Поздний младенческий возраст (6 - 14 месяцев) характеризуется первым осмысливанием предметов. В ходе установленного "предметного" контакта начинает формироваться речь ребенка. Он все чаще начинает отвечать действием на слово взрослого. Позже появляются жесты, обращенные к взрослому, чаще действия ребенка сопровождаются звуками, обозначающими нечто объективное. Появляется подражание взрослому. У ребенка появляется возможность овладения общественно выработанными способами действий. Большой палец руки при операциях противопоставляется остальным, что характерно только для человека. К концу периода ребенок начинает самостоятельно передвигаться. Преддошкольный период характеризуется возникновением и первоначальным развитием человеческой, общественной по своей природе деятельности ребенка и специфической для человека формой сознательного отражения действительности. Малыш овладевает человеческим отношением к непосредственно окружающему его миру предметов. В процессе игры у ребенка интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению. Продолжается подражание взрослым и начинается формирование основных функций мышления. Дошкольный возраст (3 - 7 лет) характеризуется появлением сюжетных игр, способствующих овладению социальными взаимоотношениями мира людей. Происходит формирование творческого воображения и способность произвольно управлять своим поведением. Младший школьный возраст (7 - 12 лет) - это новый этап развития психики ребенка. Система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоотношениями со взрослыми, но со сверстниками. Появились обязанности перед обществом, от которых зависит его будущее, его место в социуме. Особенно интенсивно происходит развитие мышления, речи. В процессе обучения начинается развитие личности. Исключительно важную роль играет коллектив. Происходит разделение деятельности на "мужскую" и "женскую". Подростковый возраст и начало юности (13-14 до 17-18 лет) - дальнейшее развитие познавательных психических процессов и формирование личности. Ребенок все больше включается в жизнь общества, начинает ориентироваться на "взрослую" жизнь. В последующий период жизни у человека происходит целенаправленное развитие определенных психических функций, которые являются более значимыми для основного вида деятельности конкретного человека. Это возможно в связи с тем, что эти функции находятся в условиях оптимальной нагрузки, усиленной мотивации, операционных преобразований. В процессе этого развития благодаря разнообразным формам деятельности, в том числе манипулированию предметами на ранних этапах развития и детским играм, происходит формирование сознания будущего члена человеческого общества. Заключение На протяжении многих лет формировалось сознание. При появлении живых простейших организмов сформировалось только форма раздражимости, то есть приспосабливаться к окружающей среде. Прошло много миллионов лет, прежде чем появилось ощущение окружающего мира при помощи органов чувств. С помощью, которого уже более высокоорганизованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов - цвет, форму, температуру, мягкость, влажность и т.п. Это стало возможным потому, что у животных появился специальный аппарат - нервная система, который позволяет активизировать их отношения с окружающей средой. Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Сознание связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. Это функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга. "Ядром" сознания, способом его существования является знание. Одним из важнейших этапов формирования сознания является приспособления человека к труду. Так как самым главным способом существования сознания является - знания, а знания добываются при помощи труда и стремления человека к приспособлению к окружающей среде. Труд связывает участников трудовой деятельности между собой, опосредуя их общение. Этот имеет большое значение для развития сознания. Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Человек отличается от животного наличием языка как системы кодов, обозначающих предметы и их отношения, с помощью которых предметы вводятся в известные системы или категории. Эта системы кодов ведет к формированию отвлеченного мышления, к формированию "категориального" мышления. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания. Язык и речь не тождественны. Речь является вторичным образованием языка. Это - способ использования языка. Еще с древних времен ученые пытались описать, что такое сознание и чем руководствуется человек. С тех времен и до нашего времени сформировалось большое количество мнений и теорий. В настоящее время единой теории сознания нет. Существуют различные подходы к его рассмотрению. Биологически ориентированные ученые пытаются объяснить понятия и законы психологии на языке их биологических понятий. Такая попытка сводится к сведению психологических понятий к биологическим и получила название редукционизм. Однако, психические явления, особенно сознание человека, невозможно объяснить лишь биологическими механизмами. Даже в настоящее время, время технологического прогресса, сознание не изучено полностью. Можно лишь сказать, что в сознании с древних времен до нашего времени изменилось многое. Появились эмоции, чувства, так же самосознания, самоконтроль, самоанализ. Так же психологи смогли выделить свойства сознания: обьем знаний, Ясность сознания, Содержание сознания и непрерывность сознания. И что человек проходит сложный путь психологического развития: До 2-х месяцев - стадия новорожденности; 2-6 месяцев - раннее младеннечество; 6 - 14 месяцев - поздний младенческий возраст; 3 - 7 лет - дошкольный возрост; 7 - 12 - младший школьный возрост; 13- 18 - подростковый возраст и начало юности. Список литературы 1. Введение в психологию. Под ред. Проф. Петровского А.В. - Москва: "Академия", 1995. 2. Психология: Учебник для вузов/ Л.Д. Столяренко. - СПб.: Лидер,2004. 3. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 4. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., Политиздат,1972. 5. Общая психология; Учебник для вузов/ А. Маклаков. - СПб.: Питер, 2003. 6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М., Изд-во Моск. ун-та, 1981. 7. Лурия А.Р. Язык и сознание/ Под ред. Е.Д. Хомской, 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1998. 8. Глейтман Г. И др. Основы психологии: Пер. с англ./ Под ред. Большакова В.Ю., Дружинина В.Н. - СПб.: Речь, 2001. 9. Кочемировская Е.А., Жидко М.Е. Введение в общую психологию. Х. "ХАИ", 2002. 10. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов н/Д: "Феникс", 1999. 11. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 1. 12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб., 2001 13. Фрейд З. Психология бессознательного: сборник произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1990. 14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. 15. Солсо Р. Когнитивная психология. - СПб, 2002. 16. Жидко М.Е., Кочемировская Е.А. Основы прикладной и экспериментальной психологии. - Х., 2002. 17. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. / Под ред. А.А. Крылова. - СПб., 2002. 18. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: "Питер", 2000. 19. Психофизиология. Учебник для вузов. - СПб., 2001. 20. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: Учебное пособие. - М., 2002.
|
|