Проблемы формирования и развития научных направлений в конфликтологии
Проблемы формирования и развития научных направлений в конфликтологии
4 ДИПЛОМ На тему: Проблемы формирования и развития научных направлений в конфликтологии Содержание |
Глава 1. Эволюция научных концепций на конфликт | | | Глава 2. Ретроспективный анализ развития конфликтологии | | | 2.1. Общая характеристика зарубежной конфликтологии | | | 2.2 История отечественной конфликтологии | | | Глава 3. Прикладной аспект развития отраслей отечественной конфликтологии | | | |
Введение Проблема социального конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Однако в России на всех этапах развития конфликты оказывали не просто заметное, а, как правило, решающее влияние на ее историю. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, убийства, бытовые и семейные конфликты, самоубийства как способы разрешения Внутриличностных конфликтов - основные причины гибели людей в нашей стране. Конфликт был, есть и в обозримом будущем будет решающим фактором, влияющим на безопасность России и её граждан. Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлени-ям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. А именно так в основном управ-ляют социальными конфликтами сегодня руководители разных уровней. Сколько-нибудь эффективное воздействие на социальный конфликт может быть оказано в том случае, когда мы дос-таточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляем закономерности его развития и разрешения. А для этого нужна помощь науки. Одно из следствий реформирования российского общества - рост количества и разнообразия социальных конфликтов. Это, как нам кажется вполне естественно. В недемократическом государстве подавляющая мощь социальной группы, находящейся у власти, сила ее отдельных представителей практически исклю-чают возможность сколько-нибудь серьёзных социальных конфликтов как с самой этой группой, так и в подчиненных ей структурах. Быстрый рост количества конфликтов свидетельствует о том, что мы в чём- то идём по пути демократизации, так как в обществе появилось множество социальных групп, кото-рые открыто выражают свои интересы и видят возможность отстоять их, несмотря на то, что эти интересы зачастую входят в противоречие с интересами структур власти. В отечественной конфликтологии, в зарубежной науке основной вклад в развитие проблемы конфликта внесли психо-логия, социология и политология. Однако западная конфликто-логия отличается от отечественной по крайней мере тремя об-стоятельствами: за рубежом первые попытки создать теорию конфликта относятся еще ко второй половине XIX в.; в запад-ной конфликтологии существует более значительное разнообра-зие теоретических подходов к пониманию конфликтов и объяс-нению конфликтности общества; современная западная кон-фликтология -- преимущественно прикладная наука. Только в США конфликтами занимаются десятки исследовательских цен-тров и кафедр в крупнейших университетах. С конца 60-х годов готовятся специалисты уровня бакалавра и магистра по кон-фликтологии. Издается несколько специализированных журна-лов. На разработку теоретических и прикладных программ выде-ляются значительные средства. Одно из ведущих мест в зарубежной конфликтологии зани-мает психология. Рассмотрим основные направления и подходы к изучению конфликта в зарубежной психологии. Целью дипломной работы является анализ исторических взглядов на конфликт и разграничение предмета конфликтологии в рамках исторических направлений. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Глава 1. Эволюция научных концепций на конфликт Появившись с первыми человеческими сообществами, кон-фликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования, хотя отдельные гениальные мысли о них имеются в самых древних источниках, дошедших до нас. Со временем менялись условия жизни, видоиз-менялись и конфликты. Иными становились их физические, эко-номические и социальные последствия. Не оставалось неизмен-ным и отношение к ним общественной мысли. Античная эпоха оставила нам детальное описание войн и первые оценки кон-фликтов подобного рода. В Средние века и в Новое время были предприняты попытки осмыслить сущность этого явления. Целая плеяда мыслителей-гуманистов высказывала свои представления о конфликтах, пагубности их роли в развитии человечества, об уст-ранении войны из жизни общества и установлении вечного мира. Древнее время. Первые дошедшие до нас исследования рас-сматриваемой проблемы относятся к VII--VI вв. до н. э. Китай-ские мыслители того времени полагали, что источник развития всего существующего -- во взаимоотношениях присущих мате-рии положительных (янь) и отрицательных (инь) сторон, нахо-дящихся в постоянном противоборстве и приводящих к кон-фронтации их носителей. В Древней Греции возникает философское учение о проти-воположностях и их роли в возникновении вещей. Анаксимандр (ок. 610 -- 547 до н. э.) утверждал, что вещи возникают из по-стоянного движения «апейрона» -- единого материального нача-ла, приводящего к выделению из него противоположностей. Ге-раклит (кон. 6 -- нач. 5 вв. до н. э.) сделал попытку вскрыть причину движения, представить движение вещей и явлений как необходимый, закономерный процесс, порождаемый борьбой противоположностей. Борьба всеобща и «все происходит через борьбу и по необходимости», -- писал он. К этому периоду относятся первые обобщения, касающиеся роли такого социального конфликта, как война. Гераклит считал войну отцом и царем всего сущего, а Платой, (ок. 428 -- 348 до н. э.) рассматривал ее как величайшее зло. По его мнению, не-когда существовал «золотой век», когда «люди любили друг друга и относились друг к другу доброжелательно». Тем не менее в «идеальном государстве» Платона имеются воины, готовые вы-ступить в поход в любое время. Гераклиту противоречил и Геродот (ок. 490--425 до н.э.). Он утверждал, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпо-честь войну миру. Ведь во время войны отцы хоронят детей, во время же мира -- дети отцов». Философ-материалист Эпикур (341--270 до н.э.) также считал, что негативные последствия столкновений вынудят когда-то людей жить в состоянии мира. Мыслители прошлого, осознавая неизбежность конфронтации в общественной жизни, уже тогда пытались определить критерии «справедливого» и «несправедливого» насилия. В частности, Цице-рон (106--43 до н. э.) выдвинул тезис о «справедливой и благочес-тивой войне», которая могла вестись для отмщения за причи-ненное зло, для изгнания из страны вторгшегося врага («О госу-дарстве»). Аврелий Августин Гиппонский Блаженный (345--430) добавил к условиям Цицерона «справедливость намерений» ведущего войну. Его рассуждения о войне и мире, изложенные в работе «О граде божьем», звучат вполне современно: ... Тe, которые нарушают мирр, не ненавидят его как таковой, а хотят лишь другого мира, который отвечал бы их желаниям.. Средние века. Фома Ливийский (1225--1274), развивая мысли о допустимости войн в жизни общества, определил еще одно условие справедливой войны: для нее должна быть «авторизованная компетенция», т. е. санкция со стороны госу-дарственной власти. Хотя в целом, по его мнению, «война и на-силие являются всегда грехом». Одну из первых попыток системного анализа социальных кон-фликтов предпринял флорентийский теоретик и государственный деятель Пикколо Макиавелли (1469--1527). Ценность его концепции заключается в отходе от господствовавших тогда божественных взглядов на источники общественного развития. Великий теоретик средневековья считал конфликт универсальным и непрерываю-щимся состоянием общества ввиду порочной природы человека, стремления различных групп людей к постоянному и неограничен-ному материальному обогащению. Н. Макиавелли одним из источ-ников социального конфликта считал знать, сосредоточивающую в своих руках всю полноту государственной власти. Он отрицательно относился к дворянству. Тем не менее Макиавелли видел в кон-фликте не только разрушительную, но и созидательную функцию. Чтобы уменьшить негативную роль конфликта, нужно уметь пра-вильно воздействовать на него. Выполнять эту миссию призвано государство, считал мыслитель. Эразм Роттердамский (1469--1536) отмечал, что «война сладка для тех, кто ее не знает» и указывал на наличие собст-венной логики начавшегося конфликта, который разрастается подобно цепной реакции, вовлекая в орбиту своего влияния все новые слои населения и страны. Анализируя причины войн, Э. Роттердамский подчеркивал, что часто низменные и корыст-ные качества правителей ввергают народы в войны. Они ощущают и видят свое могущество. лишь раз-рушая согласие в народе, а когда это согласие наруше-но, они втягивают и вовлекают народ в войну, чтобы еще свободнее и легче грабить и истязать несчастных. людей. Гуго Гроиий (1583--1645) допускал возможность войны между суверенными государствами, в которой обе стороны убеждены в собственной правоте. Его рассуждения заложили теоретическую основу для позднейшего понятия нейтралитета. Интересны идеи относительно природы конфликтов, выска-занные английским философом Фрэнсисом Бэконом (1561-- 1626). Он впервые подверг основательному теоретическому ана-лизу систему причин социальных конфликтов внутри страны. Среди них ключевую роль играет бедственное материальное по-ложение народа. Возникновению конфликтов способствует пре-небрежение государями мнений сената и сословий, политиче-ские ошибки в управлении, распространение слухов и кривотол-ков, а также «пасквили и крамольные речи». Томас Гоббс (1588--1679) обосновал в «Левиафане» концеп-цию «войны всех против всех» как естественного состояния. Он считал главной причиной конфликта стремление к равен-ству, которое приводит к возникновению у людей одинаковых надежд, желание завладеть теми же объектами, необходимыми для самосохранения или получения удовольствия, а это пре-вращает людей во врагов, порождает соперничество, недоверие и честолюбие. Новое время. В данный период были популярны идеи Жан-Жака Руссо (1712--1778) об этапности всемирно-исторического процесса. Вначале существует «естественное состояние», когда люди свободны и равны, затем развитие цивилизации приводит к утрате состояния равенства, свободы и счастья и, наконец, за-ключив «общественный договор», люди вновь обретут утрачен-ную гармонию общественных отношений, «вечный мир» и со-гласие. По мнению Ж.-Ж. Руссо, общественный договор возмо-жен под жестким контролем народа, так как войны министрам нужны и добрую волю они не проявят. Поэтому «дело уже не в увещевании, а в принуждении». Впервые конфликт как многоуровневое социальное явление был изучен в работе Адама Смита (1723--1790) «Исследования о природе и причинах богатства народов». В основе конфликта лежат деление общества на классы (капиталисты, земельные собственники, наемные рабочие) и экономическое соперничество. Противоборство между классами А. Смит рассматривал как источник поступательного развития общества, а социальный конфликт, следовательно, как определенное благо человечества. Немецкий философ Иммануил Кант (1724--1804) считал, что Состояние мира между людьми, живущими по сосед-ству. не есть естественное состояние ... последнее, на-оборот, есть состояние войны, т.е. если и не беспрерыв-ные враждебные действия, то постоянная угроза. Следо-вательно. состояние мира должно быть установлено. Здесь просматривается связь с идеями Ж.-Ж. Руссо об «общественном договоре». По мнению немецкого философа Георга Гегеля (1770--1831), главная причина конфликта кроется в социальной поляризации между «накоплением богатства», с одной стороны, и «привязанного к труду класса», -- с другой. Будучи сторонником сильной государственной власти, Гегель выступал против смут и беспорядков внутри страны, расшатывающих государственное единство. Он считал, что государство представляет интересы всего общества и обязано регулировать конфликты. Прусский военный теоретик Карл Клаузевиц (1780--1831) в труде «О войне» определил природу международного военного конфликта, предложив знаменитую формулу: «Война есть про-должение политики другими средствами». На протяжении всей истории международные военные конфликты являлись не био-логической неизбежностью, не отклонением от нормы в курсе той или иной державы или проявлением своенравности монар-ха, а закономерным развитием тех процессов, которые шли внутри государств и на мировой арене до перерастания их в конфликт. Проблема борьбы за существование занимала центральное ме-сто в учении английского биолога Чарльза Дарвина (1809--1902). Содержание его теории биологической эволюции изложено в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохране-ние благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», изданной в 1859 г. Главная идея этой работы сформулирована в самом назва-нии -- развитие живой природы осуществляется в условиях посто-янной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов. В дальнейшем взгляды Ч. Дарвина получили развитие в некоторых социологиче-ских и психологических теориях конфликта. Глава 2. Ретроспективный анализ развития конфликтологии 2.1. Общая характеристика зарубежной конфликтологии Среди направлений зарубежных психологических исследова-ний конфликта в первой половине XX в. выделяются: психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм); социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.); этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген); теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей); фрустрационно-агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер); поведенческое (А. Басе, А. Бандура, Р. Сирс); социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич); интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель). Психоаналитический подход связан прежде всего с именем ав-стрийского психолога 3. Фрейда (1856--1939), создавшего одну из первых концепций человеческой конфликтности. Несмотря на то, что 3. Фрейд занимался преимущественно внутрилично-стными конфликтами, его заслугой является указание на необ-ходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного. Последователь 3. Фрейда Альфред Адлер (1870--1937) содержание конфликтов личности с микросредой видел в попытках индивида освободиться от чувства неполно-ценности и доминирования одних над другими. Американские психологи К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен расширили понимание природы конфликта, попытались внести в нее социальный контекст. Так, К. Хорни (1885--1952) основной причиной конфликтов между индивидом и его окружением считала недостаток доброжелательности со стороны близких людей, в первую очередь родителей. По мнению Э. Фромма, конфликты возникают из-за невозможности реализовать в об-ществе личностные стремления и потребности. В 20 -- 30-е годы конфликт начинает привлекать внимание со-циальных психологов. По мнению англо-американского психолога У. Мак-Дугалла (1871--1938), конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадно-сти, самоутверждения и т.д. Они передаются по наследству, поэтому люди постоянно конфликтуют, вступают в противоборство. Опираясь на утверждение Ч. Дарвина о том, что инстинкт борьбы за выжива-ние обеспечивает существование, развитие вида, У. Мак-Дугалл рас-пространил его и на человеческое общество. Созданная им теория социальных инстинктов имела сторонников, определивших социо-тропное направление в изучении конфликтов (С. Сигеле и др.). Начало этологического подхода к конфликту было положено в 30-х годах работами австрийского естествоиспытателя, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца (1903--1989). Впервые в мировой науке им была высказана гипотеза о том, что главной социальных конфликтов является агрессивность индивида и толпы. По мнению К. Лоренца, механизмы возникновения агрессивности у животных и человека однотипны, а агрес-сия -- постоянное состояние живого организма. Этологические идеи К. Лоренца получили развитие в исследованиях нидер-ландского этолога Н. Тинбергена (1907--1988). Исследуя проблемы групповой динамики, германо-американский психолог Курт Левин (1890--1947) разработал концепцию дина-мической системы поведения, которая находится под напряже-нием, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Это напряжение проявляется в виде конфликтов. Источником конфликта может быть неблагоприятный стиль деятельности лидера группы. К. Левин видел пути разрешения конфликтов в реорганизации мотивационных полей личности и структуры взаимодействия индивидов. Группа психологов Йельского университета (США) во главе с Д. Доллардом, опираясь на труды 3. Фрейда и К. Левина, пред-ложила новую гипотезу конфликта -- фрустрационно-агрессивную. В этой концепции интегрирована биосоциальная причи-на конфликтов -- агрессивность индивида и социальная причи-на -- фрустрация. Агрессия всегда следует за фрустрацией, а случаи агрессивного поведения обычно предполагают существо-вание фрустрации. Известным представителем поведенческого направления явля-ется американский психолог Арнольд Басе. Причины конфликтов он ищет не только в биологии человека, его врожденных качест-вах, но и в социальном окружении, которое изменяет эти каче-ства в результате взаимодействия личности с окружающей соци-альной средой. В соответствии с теорией социометрии, разработанной со-циальным психологом Я. Морено (1892--1974), межличностные конфликты определяются состоянием эмоциональных отноше-ний между людьми, их симпатиями и антипатиями по отноше-нию друг к другу. Я. Морено пришел к выводу, что все конфлик-ты, от межличностных до международных, могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями, так чтобы «социометрическая революция» по-зволила гармонизировать общественные отношения. Вслед за работами основателя символического интеракционизма -- американского психолога и социолога Д. Мида (1863-- 1931) -- широкий резонанс получили исследования представите-ля чикагской школы Т. Шибутани. По его мнению, причины конфликтов кроются в процессе социального взаимодействия. При возникновении возмущений в отношениях «индивид -- среда» субъект начинает ощущать внутреннюю дисгармонию и дискомфорт. Стремясь устранить их, индивид совершает актив-ные действия для того, чтобы приспособиться к среде. В ходе приспособления и возникают конфликты. Анализ подходов к исследованию конфликта в рассматривае-мый период показывает, что они формировались в русле традици-онных направлений психологии, отражая теоретические конст-рукции, свойственные данному течению. Эти подходы стали ос-новой, на которую опираются западные психологи при изучении конфликтов в последние 40--45 лет. Например, в 60-е годы были опубликованы работы американского психотерапевта Эрика Берна (1902--1970), который на основе синтеза идей психоанализа и интеракционизма создал теорию трансактного анализа. По Э. Берну структура личности («Я») включает в себя три компонента-состояния: «ребенок» (источник спонтанных эмоций, побуждений и переживаний), «родитель» (тяготение к стереотипам, предрас-судкам, обобщениям, поучениям) и «взрослый» (рациональное и ситуативное отношение к жизни). В ходе взаимодействия людей осуществляются трансакции. Если реализуется непересекающаяся трансакция, то она обеспечивает бесконфликтные отношения. Если возникает пересекающаяся трансакция, то это сигнализирует о на-рушении процесса общения, что может привести к конфликтам. В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям: теоретико-игровое (М. Дойч); теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон); теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри). Представители теоретико-игрового подхода основной задачей считают построение универсальной схемы взаимодействия в конфликтной ситуации и ее разрешение. В основе лежат игры типа «дилемма узника». Решение задачи облегчают четко кон-тролируемые экспериментальные условия. Многообразие стилей поведения в конфликтной ситуации обобщается в два основных типа поведения: кооперативное и конкурентное. В системном виде данный подход выражен в работах американ-ского социального психолога М. Дойча. Его концепция представля-ет собой целостную разработку социально-психологического подхода к проблеме конфликта. По мнению М. Дойча, в основе кон-фликта лежит несовместимость целей участников межличност-ного взаимодействия. Благодаря концентрации внимания на мо-тивах противоборствующих сторон работы этого направления часто относят к мотивационной концепции [12]. Сторонники теоретико-игрового подхода считают, что кон-фликты могут разрешаться как конструктивным путем, так и деструктивным. Продуктивным считается конфликт, участники которого убеждены, что добились поставленных целей. Развивая идеи М. Дойча, современные западные исследова-тели создают в реальных группах экспериментальные ситуации. Среди типов ситуаций выделяют конкурентную, кооперативную и смешанную. Конкурентная ситуация в процессе обучения мо-жет иметь мотивирующий эффект, но не вопреки отношениям сотрудничества и взаимопомощи, а наряду с ними [12]. Ситуа-ция кооперативного обучения дает больший эффект, чем тради-ционное индивидуальное обучение. Вторым подходом к изучению конфликта в современной психологии является теория организационных систем. Эта кон-цепция появилась как альтернатива теории игр и результат кри-тики предложенных ею решений. Разработанный Р. Блейком, Дж. Мутон и К. Томасом подход к проблеме межличностного конфликта на основе организационных систем представляет со-бой оригинальную программу исследования стилей конфликт-ного поведения людей в реальных условиях. Из сочетания уста-новок на отношение к сопернику и на достижение собственных целей авторы определили пять стратегий поведения, возможных в конфликтной ситуации: конкуренция, приспособление, избе-гание, компромисс, сотрудничество. В целом исследователи стремятся к изучению реального пове-дения. В то же время опросные методы, используемые для диаг-ностики стиля разрешения конфликта, позволяют исследовать скорее намерения субъектов, чем реальное поведение. Опраши-ваемые испытывают трудности в разграничении некоторых кате-горий. Для устранения этих недостатков предлагается сочетать самооценки поведения в конфликтной ситуации с взаимооценка-ми и оценками экспертов [17]. На рубеже 60--70-х годов начинает формироваться самостоя-тельное направление по изучению переговорного процесса как час-ти конфликтного взаимодействия. В настоящее время теория и практика переговорного процесса рассматриваются как одно из перспективных направлений прикладной психологии. Исследо-вания сосредоточены на решении двух проблем: выявлении со-вокупности условий, способствующих принятию конфликтую-щими сторонами решения приступить к переговорам, и изуче-нии процесса переговоров, когда конфликтующие стороны уже приняли решение идти на поиск взаимных соглашений. Наибо-лее разработана технология переговорного процесса. Социал-дарвинизм. Первые попытки создать социологиче-скую теорию совершенствования социальной системы, где бы обосновывалась роль конфликта, относятся ко второй половине XIX в. В этот период появились работы английского социолога Герберта Спенсера (1820--1903), например «Основы социоло-гии», где развивался тезис о всеобщности и универсальности конфликта. Спенсер утверждал, что борьба за выживание, конфликты меж-ду индивидами и группами способствуют равновесию в обществе, обеспечивают процесс общественного развития. Г. Спенсер был сторонником социал-дарвинизма, получившего развитие в дан-ный период. Социал-дарвинисты утверждали, что общество может быть отождествлено с организмом. Это дает возможность объяс-нить социальную жизнь биологическими закономерностями. Яр-кими представителями этого учения, наряду со Спенсером, были У. Бэджгот, У. Самнер, Л. Гумплович, Г. Ратценгофер, А. Смолл, которые, описывая проявления социальной борьбы в столкнове-нии интересов, унаследованных норм и новых идей, привлекли внимание к проблеме конфликта. Марксистская теория. Особое место в теории социального конфликта занимают работы Карла Маркса (1818--1883), откры-тие которым материалистического понимания истории дало возможность по-новому взглянуть на развитие социальных от-ношений. По К. Марксу, в обществе люди вступают друг с дру-гом в необходимые социальные отношения, которые не зависят от их воли и сознания. Это главное условие формирования со-циальной субстанции, общества. Его развитие осуществляется в соответствии с диалектическим законом единства и борьбы противоположностей, которые в этом обществе представлены боль-шими социальными группами или классами. Основная проблема в их отношениях -- система распределения ресурсов. Исходя из этого формулируются основные тезисы марксовой концепции конфликта: Чем более неравномерно распределяются в системе дефи-цитные ресурсы, тем глубже конфликт между господствую-щими и подчиненными классами. Чем глубже подчиненные классы начнут осознавать свои ис-тинные интересы, тем более вероятны их сомнения в законно-сти существующей формы распределения ресурсов. Чем больше подчиненные классы сознают свои интересы и начнут сомневаться в законности существующего распределе-ния, тем более вероятно, что они должны будут сообща всту-пить в открытый конфликт с господствующими классами. Чем выше идеологическая унификация членов подчиненных классов, тем более развита их структура политического руко-водства, тем сильнее поляризация противостоящих классов. Чем сильнее поляризация господствующих и угнетенных, тем насильственнее будет конфликт. Чем более насильственным является конфликт, тем больше структурных изменений системы он вызовет и тем большее перераспределение недостающих ресурсов в результате про-изойдет. Исследователи наследия К. Маркса обратили внимание на то, что классовый конфликт рассматривался им без теоретического анализа его разнообразных поведенческих форм. Указывается на абсолютизацию роли экономических отношений в возникновении социального конфликта. Маркс считал, что каждая из конфлик-тующих сторон имеет лишь одну цель -- стремление к распоряже-нию дефицитными ресурсами, что было опровергнуто социальной практикой. Несмотря на это теория Маркса получила широкое рас-пространение. Функциональная теория конфликта. Заметным шагом в изуче-нии конфликта западной социологией стали работы немецкого социолога Георга Зиммеля (1858--1918). Автора опубликованной в 1908 г. «Социологии» по праву считают основоположником функциональной теории конфликта. Согласно Зиммелю, кон-фликт -- универсальное явление; более того, полностью единая и гармоничная группа или общество вообще немыслимы. Даже если бы они существовали, то, не обладая механизмом самораз-вития и не подвергаясь воздействию импульсов, стимулирующих изменения, они оказались бы нежизнеспособными. Важное значение имеют выводы Зиммеля о воздействии конфликта на внутреннюю структуру группы. В экстремальных ситуациях, например в случае войны, усиливается тенденция к централизации вплоть до установления деспотического режима. Возникнув, централизованная структура стремится к самосохра-нению и с этой целью склонна выискивать нового противника для создания новых внешних конфликтов. Вкладом Зиммеля в теорию конфликта является включение третьей стороны. Отно-шения в диаде допускают возможность лишь прямолинейного конфликта. С появлением «третьего» открывается возможность для многоплановых отношений, осознания различий, формиро-вания коалиций, становления групповой солидарности, т.е. возможность сложного социального взаимодействия. Таким образом, в период со второй половины XIX в. и до начала XX в. функциональные концепции признавали соци-альный конфликт нормальным явлением общественного бы-тия, неотъемлемым свойством социальных отношений. Кон-фликтам отводилась важная позитивная роль в общественном процессе. Общим для рассмотренных концепций было то, что конфликт анализировался на макроуровне (класс, народ, госу-дарство). Структурный функционализм. В первой половине XX в. про-блема конфликта в социологии развивалась в рамках системно-функциональной школы. В этот период интенсивно развивались прикладные социологические исследования, направленные на выявление условий возникновения и протекания конфликтов на микроуровне -- в малых группах и между отдельными индиви-дами. Задачей практической социологии был поиск эффектив-ных методик разрешения конфликтных ситуаций в организаци-ях, на производстве. Эти конфликты рассматривались как нега-тивные процессы, сдерживающие развитие общества. Внимание социологов занимали забастовки, демонстрации протеста, бун-ты, военные конфликты и другие «аномалии» социальной дейст-вительности. Данная переориентация в подходе к изучению социального конфликта была обоснована американским социологом Толкоттом Парсонсом (1902--1979) в работе «Структура социального действия». Анализируя функциональную модель общества, ,Т. Парсонс рассматривал конфликт как причину дестабилизации и дезорганизации общественной жизни. Определив конфликт как социальную аномалию, главную задачу он видел в поддер-жании бесконфликтных отношений между различными элемен-тами общества, что обеспечивало бы социальное равновесие, взаимопонимание и сотрудничество. На уровне социальной сис-темы интегративную функцию выполняют правовые институты, религия и обычаи. По мере развития общество повышает «обобщенную адаптивную способность» и становится менее конфликтным. Концепция Т. Парсонса обоснованно подвергалась критике за ее «нежизнеспособность» и в 50-е годы в западной социоло-гии произошел возврат к конфликтной модели общества. Теория «позитивно-функционального конфликта». Выход в свет в 1956 г. работы американского социолога Льюиса Козера «Функции социального конфликта» заложил основы современ-ной западной социологии конфликта. В концепции «позитивно-функционального конфликта» Л. Козер обосновал положитель-ную роль конфликтов в обеспечении устойчивости социальных систем. Развивая идеи Зиммеля, Козер утверждал, что нет и не может быть социальных групп без конфликтных отношений. В данной теории конфликт рассматривается как борьба за ценно-сти и социальный статус, власть и недостаточные материальные и духовные блага. Это борьба, в которой целями сторон являют-ся нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение против-ника. По мнению Козера, борьба между социальными группами и от-дельными индивидами за перераспределение материальных ценно-стей и власть выполняет позитивные функции. Во-первых, разряжая напряженные отношения между участниками и давая выход нега-тивным эмоциям, завершившийся конфликт позволяет сохранить взаимоотношения между конфликтующими сторонами, т. е. вер-нуть их в исходное состояние. Во-вторых, в ходе конфликтного взаимодействия люди больше узнают друг друга, так как конфликт выполняет тестирующую функцию. Взаимное познание способству-ет трансформации враждебных отношений в отношения сотрудни-чества. Л. Козер отмечает неоднозначную роль внешнего конфликта для сплочения группы. Внутренняя сплоченность возрастает, если группа достаточно интегрирована и если внешняя опасность уг-рожает всей группе, а не ее части, и воспринимается всеми чле-нами группы именно как общая угроза. Для недостаточно интег-рированных групп характерна жесткость по отношению к несо-гласным членам, стремление подавить проявления внутренних конфликтов. Позитивной функцией социального конфликта Ко-зер считал то, что он стимулирует социальные перемены, появле-ние новых общественных порядков, норм и отношений. «Конфликтная модель общества». В конце 50-х годов немец-кий социолог Ральф Дарендорф (р. 1929) обосновал новую тео-рию социального конфликта, которая получила название «конфликтная модель общества» («Классы и классовый кон-фликт в индустриальном обществе», 1957). В ней сказывается влияние идей К. Маркса о классовой поляризации, борьбе и разрешении классового конфликта революционным путем. По мнению Дарендорфа, марксистская теория классовой борьбы не может объяснить конфликты современного капитализма [8]. Р. Дарендорф утверждает, что общество в каждый момент подвержено изменениям и эти изменения всепроникающи. По-этому любое общество испытывает социальные конфликты, происходящие на различных уровнях. Любое общество опирает-ся на принуждение одних его членов другими. Поэтому классо-вый конфликт определяется характером власти. Р. Дарендорф считает бесполезными попытки ликвидировать глубинные при-чины социальных антагонизмов и допускает возможность влиять на изменение специфического течения конфликта. Это открыва-ет перед современным обществом перспективу не революцион-ных переворотов, а эволюционных изменений. Общая теория конфликта. В начале 60-х годов американский социолог Кеннет Боулдинг предпринял попытку создать универ-сальное учение о конфликте -- «общую теорию конфликта» («Конфликт и защита: общая теория», 1963). В соответствии с ней конфликт -- всеобщая категория, присущая живому и нежи-вому миру, выступающая базовым понятием для анализа про-цессов социальной, физической, химической и биологической среды. Все конфликты имеют общие функции, свойства и тенденции возникновения, протекания и разрешения. По мнению Боулдинга, в природе человека лежит стремление к постоянной борьбе с себе подобными, к эскалации насилия. Однако кон-фликты нужно преодолевать, существенно ограничивать. В теории рассматриваются две модели конфликта -- статиче-ская и динамическая. В статической модели Боулдинг анализи-рует «стороны конфликта» и систему отношений между ними. Эти отношения строятся на принципе конкуренции. В динами-ческой модели Боулдинг рассматривает интересы сторон как по-будительные силы в конфликтном поведении людей. Используя идеи бихевиоризма, он определяет динамику конфликта как процесс, складывающийся из реакций противоборствующих сто-рон на внешние стимулы. Поэтому общественные столкновения являются «реактивными процессами». В отличие от психологии и социологии, где концепции кон-фликта стали уже классическими, в политологии собственно конфликтологические теории выделить сложно. Проблема кон-фликта, как правило, включается в более обширную теорию. Поэтому правомернее говорить о взглядах политологов на роль конфликтов в обществе, их причинность, управление политиче-скими конфликтами. Часто политологическими называют социо-логические теории конфликта, разработанные Козером, Боулдин-гом, Дарендорфом [2, 18]. Несмотря на указанные трудности, можно все же выделить три направления исследования конфликтов политологами: теории политических структур (групп); теории поли-тической стабильности; этнополитические теории. Теории политических групп. Итальянский исследователь Вильфредо Парето (1848--1923) -- создатель теории элиты -- считал, что социальное поведение людей зависит от разума и от иррациональных уровней психики. Как люди отличаются по био-психологическим качествам, так и общество социально неоднород-но. Социальная изменчивость означает деление общества на массу индивидов управляемых и небольшое число управляющих, которое называется элитой. Борьба между элитами и их смена составляют сущность любого общества. Если господствующая элита начинает деградировать и не стремится этому противодействовать путем кооптации новых членов из низших классов, обладающих соответствующими ка-чествами, то наступает социальный конфликт в виде революции. Весь смысл ее заключается в обновлении персонального состава правящей верхушки -- элиты общества. Кроме революций, в обществе возможны и другие социальные конфликты, которые обеспечивают процесс постоянного круговорота элит. Один из создателей политологии Гаэтано Моска (1858--1941), автор известной работы «Элементы политической науки» (1896), считал важным деление общества на два класса: господствующий «политический класс», который берет на себя государственные функции и пользуется привилегиями, и управляемый класс, неор-ганизованное большинство. Реальная власть всегда в руках полити-ческого класса. В обществе всегда существуют силы, готовые сме-нить старое правящее меньшинство. Смена происходит в виде со-циальных конфликтов. Французский социальный мыслитель Жорж Сорель (1847-- 1922) (основная работа «Размышление о насилии» опубликована в 1907 г.) отвергал рационалистическую интерпретацию общества в истории, идею социального прогресса. Стихийное, иррациональ-ное движение масс Сорель противопоставлял организованной по-литической борьбе, а насилие (как высшее творческое начало ис-тории) -- силе (как выражению авторитарной государственности). Только с помощью насилия и социальных конфликтов (революций, всеобщих забастовок) рабочий класс может реализовать свои стремления. Немецкий исследователь Франц Оппенгеимер (1864--1943), изучая историю государства, пришел к выводу, что не экономиче-ские причины привели к созданию государственности, а право-вые. Часть общества, захватив власть с помощью насилия, учреж-дает правовой институт -- государство -- для удержания в подчи-нении всех остальных. В ходе эволюции общества меняется форма насилия, но сущность государства остается неизменной. Центральным звеном концепции американского политолога Лртура Бентли является политическая группа. Деятельность поли-тической группы позволяет ей реализовать свои интересы. Но в обществе действует много других политических групп: партий, Движений, сообществ, что приводит к пересечению их интересов. Политическая группа может применить силу, чтобы реализовать свои интересы. Сила включает не столько физическое принужде-ние, сколько давление, угрозы, демонстрации, политические дис-куссии и т.п. Благодаря их гибкому применению политическими группами реализуется политическая жизнь общества. Теории политической стабильности. Концепции данного направ-ления появились в начале 60-х годов. Основное внимание в них уделяется изучению факторов недопущения конфликтов в совре-менном обществе- Так, Дж. Блондел предложил трехмерное измерение политической системы в отличие от традиционной дихотомии (демократия-диктатура). По его мнению, помимо тоталитарно-демократического измерения, необходимо учитывать «радикально-консервативную ось», измеряющую направленность осуществляе-мой правительством политики на изменение или сохранение суще-ствующего положения, а также «либерально-авторитарную ось», оценивающую средства -- согласие или принуждение, при помощи которых правительство осуществляет свои политические цели. В 1965 г. американский политолог Д. Истон в работе «Системный анализ политической жизни» предложил консерватив-ную модель стабильности. По его мнению, объектами поддержки политической системы являются: политические власти, т. е. ключе-вые лица, участвующие в определении политики, -- правительство; режим, т. е. совокупность правовых и неформальных правил, кото-рые применяются для разрешения конфликтов внутри системы; политическая общность, т. е. совокупность членов системы, свя-занных друг с другом политическим разделением труда. Американский социолог С. Липсет (р. 1922) в 1963 г. пред-ложил концепцию демократической стабильности, изложенную в книге «Политическая личность». По Липсету, стабильны те системы, которые обладают опытом «непрерываемого продол-жения политической демократии и отсутствия значительных политических движений, оппозиционных демократическим правилам игры». Демократическая стабильность обеспечивает-ся определенным уровнем здравоохранения, индустриализа-ции, образования и урбанизации общества. Отсутствие долж-ного социально-экономического развития общества оценивает-ся как отсутствие демократии, а следовательно, и стабильно-сти. Состояния стабильности и нестабильности статичны и альтернативны друг к другу. В теории «внутреннего конфликтного поведения», разрабо-танной Д. Сандерсом, все дестабилизирующие события рассмат-риваются как отклонения от системы специфичной «нормальности», которая отличается от страны к стране и от периода к периоду времени. Под такими событиями Сандерс понимает изменения в режиме, властях и сообществе, мирные и насильственные вызо-вы политической системе, т. е. разные формы внутреннего кон-фликтного поведения. Категория нормальности, отклонение от которой приводит к конфликтам, связана с уровнем массового сознания, выраженным в господствующих в данном обществе в данный момент социальных ценностях. Этнополитические теории. Эти концепции появились во второй половине 70-х годов. Известность приобрела концепция внутрен-него колониализма, предложенная профессором Вашингтонского университета М. Гектером в 1975 г. М. Гектер увязывает пробле-мы неравномерности социально-экономического развития с эт-ническими различиями населения государства. Важен полити-ческий конфликт между центральным правительством и этни-ческими периферийными группами в процессе модернизации многонационального государства. Усиление различий в соци-ально-экономическом развитии этнонациональных групп объ-ясняется их неравномерной модернизацией. Образовавшееся экономическое неравенство становится причиной проявления этнонациональной солидарности, а в дальнейшем -- этнона-ционализма. Близка к этой концепции теория «неравномерного развития» Т. Нейрна, директора Шотландского международного института. По его мнению, этнонациональный конфликт -- результат навя-зывания менее развитым районам страны образцов развитого центра [4]. Т. Нейрн считает, что по мере того, как. капитализм, распространялся и подчинял древние общества, приходившие в соприкосно-вение с ним., они обычно распадались на отдельные час-ти вдоль «линий разломов», содержащиеся внутри них.. Эти линии почти всегда были линиями этничности, но иногда глубокие религиозные разграничения могли выполнять ту же функцию. Доминантное положение политических факторов в генезисе этнонацональных конфликтов представлено в этнополитической концепции профессора Колумбийского университета Дж. Рот-шильда. В работе «Этнополитика» (1981) он отмечает, что в ходе модернизации происходит политизация лидеров национального меньшинства, а следовательно, политизация всей социальной группы. Побудительным мотивом начала этого процесса являет-ся озабоченность сохранением этноспецифических черт и стремление мобилизовать их носителей в сплоченную группу. Для дальнейшей консолидации необходимы «элита группы, спо-собная и заинтересованная в мобилизации носителей этниче-ских черт в деятельную общность», а также соперничество из-за ограниченных ресурсов внутри «большого» сообщества. Одним из вариантов второго условия может быть центрально-периферийный конфликт на этнонациональной основе.
Страницы: 1, 2
|