рефераты курсовые

Проблемы формирования и развития научных направлений в конфликтологии

Проблемы формирования и развития научных направлений в конфликтологии

4

ДИПЛОМ

На тему: Проблемы формирования и развития научных направлений в конфликтологии

Содержание

Глава 1. Эволюция научных концепций на конфликт

Глава 2. Ретроспективный анализ развития конфликтологии

2.1. Общая характеристика зарубежной конфликтологии

2.2 История отечественной конфликтологии

Глава 3. Прикладной аспект развития отраслей отечественной конфликтологии

Введение

Проблема социального конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Однако в России на всех этапах развития конфликты оказывали не просто заметное, а, как правило, решающее влияние на ее историю. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, убийства, бытовые и семейные конфликты, самоубийства как способы разрешения

Внутриличностных конфликтов - основные причины гибели людей в нашей стране. Конфликт был, есть и в обозримом будущем будет решающим фактором, влияющим на безопасность России и её граждан.

Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлени-ям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. А именно так в основном управ-ляют социальными конфликтами сегодня руководители разных уровней. Сколько-нибудь эффективное воздействие на социальный конфликт может быть оказано в том случае, когда мы дос-таточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляем закономерности его развития и разрешения. А для этого нужна помощь науки.

Одно из следствий реформирования российского общества - рост количества и разнообразия социальных конфликтов. Это, как нам кажется вполне естественно. В недемократическом государстве подавляющая мощь социальной группы, находящейся у власти, сила ее отдельных представителей практически исклю-чают возможность сколько-нибудь серьёзных социальных конфликтов как с самой этой группой, так и в подчиненных ей структурах. Быстрый рост количества конфликтов свидетельствует о том, что мы в чём- то идём по пути демократизации, так как в обществе появилось множество социальных групп, кото-рые открыто выражают свои интересы и видят возможность отстоять их, несмотря на то, что эти интересы зачастую входят в противоречие с интересами структур власти.

В отечественной конфликтологии, в зарубежной науке основной вклад в развитие проблемы конфликта внесли психо-логия, социология и политология. Однако западная конфликто-логия отличается от отечественной по крайней мере тремя об-стоятельствами: за рубежом первые попытки создать теорию конфликта относятся еще ко второй половине XIX в.; в запад-ной конфликтологии существует более значительное разнообра-зие теоретических подходов к пониманию конфликтов и объяс-нению конфликтности общества; современная западная кон-фликтология -- преимущественно прикладная наука. Только в США конфликтами занимаются десятки исследовательских цен-тров и кафедр в крупнейших университетах. С конца 60-х годов готовятся специалисты уровня бакалавра и магистра по кон-фликтологии. Издается несколько специализированных журна-лов. На разработку теоретических и прикладных программ выде-ляются значительные средства.

Одно из ведущих мест в зарубежной конфликтологии зани-мает психология. Рассмотрим основные направления и подходы к изучению конфликта в зарубежной психологии.

Целью дипломной работы является анализ исторических взглядов на конфликт и разграничение предмета конфликтологии в рамках исторических направлений.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Глава 1. Эволюция научных концепций на конфликт

Появившись с первыми человеческими сообществами, кон-фликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования, хотя отдельные гениальные мысли о них имеются в самых древних источниках, дошедших до нас. Со временем менялись условия жизни, видоиз-менялись и конфликты. Иными становились их физические, эко-номические и социальные последствия. Не оставалось неизмен-ным и отношение к ним общественной мысли. Античная эпоха оставила нам детальное описание войн и первые оценки кон-фликтов подобного рода. В Средние века и в Новое время были предприняты попытки осмыслить сущность этого явления. Целая плеяда мыслителей-гуманистов высказывала свои представления о конфликтах, пагубности их роли в развитии человечества, об уст-ранении войны из жизни общества и установлении вечного мира.

Древнее время. Первые дошедшие до нас исследования рас-сматриваемой проблемы относятся к VII--VI вв. до н. э. Китай-ские мыслители того времени полагали, что источник развития всего существующего -- во взаимоотношениях присущих мате-рии положительных (янь) и отрицательных (инь) сторон, нахо-дящихся в постоянном противоборстве и приводящих к кон-фронтации их носителей.

В Древней Греции возникает философское учение о проти-воположностях и их роли в возникновении вещей. Анаксимандр (ок. 610 -- 547 до н. э.) утверждал, что вещи возникают из по-стоянного движения «апейрона» -- единого материального нача-ла, приводящего к выделению из него противоположностей. Ге-раклит (кон. 6 -- нач. 5 вв. до н. э.) сделал попытку вскрыть причину движения, представить движение вещей и явлений как необходимый, закономерный процесс, порождаемый борьбой противоположностей. Борьба всеобща и «все происходит через борьбу и по необходимости», -- писал он.

К этому периоду относятся первые обобщения, касающиеся роли такого социального конфликта, как война. Гераклит считал войну отцом и царем всего сущего, а Платой, (ок. 428 -- 348 до н. э.) рассматривал ее как величайшее зло. По его мнению, не-когда существовал «золотой век», когда «люди любили друг друга и относились друг к другу доброжелательно». Тем не менее в «идеальном государстве» Платона имеются воины, готовые вы-ступить в поход в любое время.

Гераклиту противоречил и Геродот (ок. 490--425 до н.э.). Он утверждал, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпо-честь войну миру. Ведь во время войны отцы хоронят детей, во время же мира -- дети отцов». Философ-материалист Эпикур (341--270 до н.э.) также считал, что негативные последствия столкновений вынудят когда-то людей жить в состоянии мира.

Мыслители прошлого, осознавая неизбежность конфронтации в общественной жизни, уже тогда пытались определить критерии «справедливого» и «несправедливого» насилия. В частности, Цице-рон (106--43 до н. э.) выдвинул тезис о «справедливой и благочес-тивой войне», которая могла вестись для отмщения за причи-ненное зло, для изгнания из страны вторгшегося врага («О госу-дарстве»). Аврелий Августин Гиппонский Блаженный (345--430) добавил к условиям Цицерона «справедливость намерений» ведущего войну. Его рассуждения о войне и мире, изложенные в работе «О граде божьем», звучат вполне современно:

... Тe, которые нарушают мирр, не ненавидят его как таковой, а хотят лишь другого мира, который отвечал бы их желаниям..

Средние века. Фома Ливийский (1225--1274), развивая мысли о допустимости войн в жизни общества, определил еще одно условие справедливой войны: для нее должна быть «авторизованная компетенция», т. е. санкция со стороны госу-дарственной власти. Хотя в целом, по его мнению, «война и на-силие являются всегда грехом».

Одну из первых попыток системного анализа социальных кон-фликтов предпринял флорентийский теоретик и государственный деятель Пикколо Макиавелли (1469--1527). Ценность его концепции заключается в отходе от господствовавших тогда божественных взглядов на источники общественного развития. Великий теоретик средневековья считал конфликт универсальным и непрерываю-щимся состоянием общества ввиду порочной природы человека, стремления различных групп людей к постоянному и неограничен-ному материальному обогащению. Н. Макиавелли одним из источ-ников социального конфликта считал знать, сосредоточивающую в своих руках всю полноту государственной власти. Он отрицательно относился к дворянству. Тем не менее Макиавелли видел в кон-фликте не только разрушительную, но и созидательную функцию. Чтобы уменьшить негативную роль конфликта, нужно уметь пра-вильно воздействовать на него. Выполнять эту миссию призвано государство, считал мыслитель.

Эразм Роттердамский (1469--1536) отмечал, что «война сладка для тех, кто ее не знает» и указывал на наличие собст-венной логики начавшегося конфликта, который разрастается подобно цепной реакции, вовлекая в орбиту своего влияния все новые слои населения и страны. Анализируя причины войн, Э. Роттердамский подчеркивал, что часто низменные и корыст-ные качества правителей ввергают народы в войны.

Они ощущают и видят свое могущество. лишь раз-рушая согласие в народе, а когда это согласие наруше-но, они втягивают и вовлекают народ в войну, чтобы еще свободнее и легче грабить и истязать несчастных. людей.

Гуго Гроиий (1583--1645) допускал возможность войны между суверенными государствами, в которой обе стороны убеждены в собственной правоте. Его рассуждения заложили теоретическую основу для позднейшего понятия нейтралитета.

Интересны идеи относительно природы конфликтов, выска-занные английским философом Фрэнсисом Бэконом (1561-- 1626). Он впервые подверг основательному теоретическому ана-лизу систему причин социальных конфликтов внутри страны. Среди них ключевую роль играет бедственное материальное по-ложение народа. Возникновению конфликтов способствует пре-небрежение государями мнений сената и сословий, политиче-ские ошибки в управлении, распространение слухов и кривотол-ков, а также «пасквили и крамольные речи».

Томас Гоббс (1588--1679) обосновал в «Левиафане» концеп-цию «войны всех против всех» как естественного состояния. Он считал главной причиной конфликта стремление к равен-ству, которое приводит к возникновению у людей одинаковых надежд, желание завладеть теми же объектами, необходимыми для самосохранения или получения удовольствия, а это пре-вращает людей во врагов, порождает соперничество, недоверие и честолюбие.

Новое время. В данный период были популярны идеи Жан-Жака Руссо (1712--1778) об этапности всемирно-исторического процесса. Вначале существует «естественное состояние», когда люди свободны и равны, затем развитие цивилизации приводит к утрате состояния равенства, свободы и счастья и, наконец, за-ключив «общественный договор», люди вновь обретут утрачен-ную гармонию общественных отношений, «вечный мир» и со-гласие. По мнению Ж.-Ж. Руссо, общественный договор возмо-жен под жестким контролем народа, так как войны министрам нужны и добрую волю они не проявят. Поэтому «дело уже не в увещевании, а в принуждении».

Впервые конфликт как многоуровневое социальное явление был изучен в работе Адама Смита (1723--1790) «Исследования о природе и причинах богатства народов». В основе конфликта лежат деление общества на классы (капиталисты, земельные собственники, наемные рабочие) и экономическое соперничество. Противоборство между классами А. Смит рассматривал как источник поступательного развития общества, а социальный конфликт, следовательно, как определенное благо человечества. Немецкий философ Иммануил Кант (1724--1804) считал, что Состояние мира между людьми, живущими по сосед-ству. не есть естественное состояние ... последнее, на-оборот, есть состояние войны, т.е. если и не беспрерыв-ные враждебные действия, то постоянная угроза. Следо-вательно. состояние мира должно быть установлено.

Здесь просматривается связь с идеями Ж.-Ж. Руссо об «общественном договоре».

По мнению немецкого философа Георга Гегеля (1770--1831), главная причина конфликта кроется в социальной поляризации между «накоплением богатства», с одной стороны, и «привязанного к труду класса», -- с другой. Будучи сторонником сильной государственной власти, Гегель выступал против смут и беспорядков внутри страны, расшатывающих государственное единство. Он считал, что государство представляет интересы всего общества и обязано регулировать конфликты.

Прусский военный теоретик Карл Клаузевиц (1780--1831) в труде «О войне» определил природу международного военного конфликта, предложив знаменитую формулу: «Война есть про-должение политики другими средствами». На протяжении всей истории международные военные конфликты являлись не био-логической неизбежностью, не отклонением от нормы в курсе той или иной державы или проявлением своенравности монар-ха, а закономерным развитием тех процессов, которые шли внутри государств и на мировой арене до перерастания их в конфликт.

Проблема борьбы за существование занимала центральное ме-сто в учении английского биолога Чарльза Дарвина (1809--1902). Содержание его теории биологической эволюции изложено в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохране-ние благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», изданной в 1859 г. Главная идея этой работы сформулирована в самом назва-нии -- развитие живой природы осуществляется в условиях посто-янной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов. В дальнейшем взгляды Ч. Дарвина получили развитие в некоторых социологиче-ских и психологических теориях конфликта.

Глава 2. Ретроспективный анализ развития конфликтологии

2.1. Общая характеристика зарубежной конфликтологии

Среди направлений зарубежных психологических исследова-ний конфликта в первой половине XX в. выделяются:

психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);

социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.);

этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);

теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);

фрустрационно-агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер);

поведенческое (А. Басе, А. Бандура, Р. Сирс);

социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич);

интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).

Психоаналитический подход связан прежде всего с именем ав-стрийского психолога 3. Фрейда (1856--1939), создавшего одну из первых концепций человеческой конфликтности. Несмотря на то, что 3. Фрейд занимался преимущественно внутрилично-стными конфликтами, его заслугой является указание на необ-ходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного. Последователь 3. Фрейда Альфред Адлер (1870--1937) содержание конфликтов личности с микросредой видел в попытках индивида освободиться от чувства неполно-ценности и доминирования одних над другими.

Американские психологи К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен расширили понимание природы конфликта, попытались внести в нее социальный контекст. Так, К. Хорни (1885--1952) основной причиной конфликтов между индивидом и его окружением считала недостаток доброжелательности со стороны близких людей, в первую очередь родителей. По мнению Э. Фромма, конфликты возникают из-за невозможности реализовать в об-ществе личностные стремления и потребности.

В 20 -- 30-е годы конфликт начинает привлекать внимание со-циальных психологов. По мнению англо-американского психолога У. Мак-Дугалла (1871--1938), конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадно-сти, самоутверждения и т.д. Они передаются по наследству, поэтому люди постоянно конфликтуют, вступают в противоборство. Опираясь на утверждение Ч. Дарвина о том, что инстинкт борьбы за выжива-ние обеспечивает существование, развитие вида, У. Мак-Дугалл рас-пространил его и на человеческое общество. Созданная им теория социальных инстинктов имела сторонников, определивших социо-тропное направление в изучении конфликтов (С. Сигеле и др.).

Начало этологического подхода к конфликту было положено в 30-х годах работами австрийского естествоиспытателя, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца (1903--1989). Впервые в мировой науке им была высказана гипотеза о том, что главной социальных конфликтов является агрессивность индивида и толпы. По мнению К. Лоренца, механизмы возникновения агрессивности у животных и человека однотипны, а агрес-сия -- постоянное состояние живого организма. Этологические идеи К. Лоренца получили развитие в исследованиях нидер-ландского этолога Н. Тинбергена (1907--1988).

Исследуя проблемы групповой динамики, германо-американский психолог Курт Левин (1890--1947) разработал концепцию дина-мической системы поведения, которая находится под напряже-нием, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Это напряжение проявляется в виде конфликтов. Источником конфликта может быть неблагоприятный стиль деятельности лидера группы. К. Левин видел пути разрешения конфликтов в реорганизации мотивационных полей личности и структуры взаимодействия индивидов.

Группа психологов Йельского университета (США) во главе с Д. Доллардом, опираясь на труды 3. Фрейда и К. Левина, пред-ложила новую гипотезу конфликта -- фрустрационно-агрессивную. В этой концепции интегрирована биосоциальная причи-на конфликтов -- агрессивность индивида и социальная причи-на -- фрустрация. Агрессия всегда следует за фрустрацией, а случаи агрессивного поведения обычно предполагают существо-вание фрустрации.

Известным представителем поведенческого направления явля-ется американский психолог Арнольд Басе. Причины конфликтов он ищет не только в биологии человека, его врожденных качест-вах, но и в социальном окружении, которое изменяет эти каче-ства в результате взаимодействия личности с окружающей соци-альной средой.

В соответствии с теорией социометрии, разработанной со-циальным психологом Я. Морено (1892--1974), межличностные конфликты определяются состоянием эмоциональных отноше-ний между людьми, их симпатиями и антипатиями по отноше-нию друг к другу. Я. Морено пришел к выводу, что все конфлик-ты, от межличностных до международных, могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями, так чтобы «социометрическая революция» по-зволила гармонизировать общественные отношения.

Вслед за работами основателя символического интеракционизма -- американского психолога и социолога Д. Мида (1863-- 1931) -- широкий резонанс получили исследования представите-ля чикагской школы Т. Шибутани. По его мнению, причины конфликтов кроются в процессе социального взаимодействия. При возникновении возмущений в отношениях «индивид -- среда» субъект начинает ощущать внутреннюю дисгармонию и дискомфорт. Стремясь устранить их, индивид совершает актив-ные действия для того, чтобы приспособиться к среде. В ходе приспособления и возникают конфликты.

Анализ подходов к исследованию конфликта в рассматривае-мый период показывает, что они формировались в русле традици-онных направлений психологии, отражая теоретические конст-рукции, свойственные данному течению. Эти подходы стали ос-новой, на которую опираются западные психологи при изучении конфликтов в последние 40--45 лет. Например, в 60-е годы были опубликованы работы американского психотерапевта Эрика Берна (1902--1970), который на основе синтеза идей психоанализа и интеракционизма создал теорию трансактного анализа. По Э. Берну структура личности («Я») включает в себя три компонента-состояния: «ребенок» (источник спонтанных эмоций, побуждений и переживаний), «родитель» (тяготение к стереотипам, предрас-судкам, обобщениям, поучениям) и «взрослый» (рациональное и ситуативное отношение к жизни). В ходе взаимодействия людей осуществляются трансакции. Если реализуется непересекающаяся трансакция, то она обеспечивает бесконфликтные отношения. Если возникает пересекающаяся трансакция, то это сигнализирует о на-рушении процесса общения, что может привести к конфликтам.

В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям:

теоретико-игровое (М. Дойч);

теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);

теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт,

Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри).

Представители теоретико-игрового подхода основной задачей считают построение универсальной схемы взаимодействия в конфликтной ситуации и ее разрешение. В основе лежат игры типа «дилемма узника». Решение задачи облегчают четко кон-тролируемые экспериментальные условия. Многообразие стилей поведения в конфликтной ситуации обобщается в два основных типа поведения: кооперативное и конкурентное.

В системном виде данный подход выражен в работах американ-ского социального психолога М. Дойча. Его концепция представля-ет собой целостную разработку социально-психологического подхода к проблеме конфликта. По мнению М. Дойча, в основе кон-фликта лежит несовместимость целей участников межличност-ного взаимодействия. Благодаря концентрации внимания на мо-тивах противоборствующих сторон работы этого направления часто относят к мотивационной концепции [12].

Сторонники теоретико-игрового подхода считают, что кон-фликты могут разрешаться как конструктивным путем, так и деструктивным. Продуктивным считается конфликт, участники которого убеждены, что добились поставленных целей.

Развивая идеи М. Дойча, современные западные исследова-тели создают в реальных группах экспериментальные ситуации. Среди типов ситуаций выделяют конкурентную, кооперативную и смешанную. Конкурентная ситуация в процессе обучения мо-жет иметь мотивирующий эффект, но не вопреки отношениям сотрудничества и взаимопомощи, а наряду с ними [12]. Ситуа-ция кооперативного обучения дает больший эффект, чем тради-ционное индивидуальное обучение.

Вторым подходом к изучению конфликта в современной психологии является теория организационных систем. Эта кон-цепция появилась как альтернатива теории игр и результат кри-тики предложенных ею решений. Разработанный Р. Блейком, Дж. Мутон и К. Томасом подход к проблеме межличностного конфликта на основе организационных систем представляет со-бой оригинальную программу исследования стилей конфликт-ного поведения людей в реальных условиях. Из сочетания уста-новок на отношение к сопернику и на достижение собственных целей авторы определили пять стратегий поведения, возможных в конфликтной ситуации: конкуренция, приспособление, избе-гание, компромисс, сотрудничество.

В целом исследователи стремятся к изучению реального пове-дения. В то же время опросные методы, используемые для диаг-ностики стиля разрешения конфликта, позволяют исследовать скорее намерения субъектов, чем реальное поведение. Опраши-ваемые испытывают трудности в разграничении некоторых кате-горий. Для устранения этих недостатков предлагается сочетать самооценки поведения в конфликтной ситуации с взаимооценка-ми и оценками экспертов [17].

На рубеже 60--70-х годов начинает формироваться самостоя-тельное направление по изучению переговорного процесса как час-ти конфликтного взаимодействия. В настоящее время теория и практика переговорного процесса рассматриваются как одно из перспективных направлений прикладной психологии. Исследо-вания сосредоточены на решении двух проблем: выявлении со-вокупности условий, способствующих принятию конфликтую-щими сторонами решения приступить к переговорам, и изуче-нии процесса переговоров, когда конфликтующие стороны уже приняли решение идти на поиск взаимных соглашений. Наибо-лее разработана технология переговорного процесса.

Социал-дарвинизм. Первые попытки создать социологиче-скую теорию совершенствования социальной системы, где бы обосновывалась роль конфликта, относятся ко второй половине XIX в. В этот период появились работы английского социолога Герберта Спенсера (1820--1903), например «Основы социоло-гии», где развивался тезис о всеобщности и универсальности конфликта.

Спенсер утверждал, что борьба за выживание, конфликты меж-ду индивидами и группами способствуют равновесию в обществе, обеспечивают процесс общественного развития. Г. Спенсер был сторонником социал-дарвинизма, получившего развитие в дан-ный период. Социал-дарвинисты утверждали, что общество может быть отождествлено с организмом. Это дает возможность объяс-нить социальную жизнь биологическими закономерностями. Яр-кими представителями этого учения, наряду со Спенсером, были У. Бэджгот, У. Самнер, Л. Гумплович, Г. Ратценгофер, А. Смолл, которые, описывая проявления социальной борьбы в столкнове-нии интересов, унаследованных норм и новых идей, привлекли внимание к проблеме конфликта.

Марксистская теория. Особое место в теории социального конфликта занимают работы Карла Маркса (1818--1883), откры-тие которым материалистического понимания истории дало возможность по-новому взглянуть на развитие социальных от-ношений. По К. Марксу, в обществе люди вступают друг с дру-гом в необходимые социальные отношения, которые не зависят от их воли и сознания. Это главное условие формирования со-циальной субстанции, общества. Его развитие осуществляется в соответствии с диалектическим законом единства и борьбы противоположностей, которые в этом обществе представлены боль-шими социальными группами или классами. Основная проблема в их отношениях -- система распределения ресурсов. Исходя из этого формулируются основные тезисы марксовой концепции конфликта:

Чем более неравномерно распределяются в системе дефи-цитные ресурсы, тем глубже конфликт между господствую-щими и подчиненными классами.

Чем глубже подчиненные классы начнут осознавать свои ис-тинные интересы, тем более вероятны их сомнения в законно-сти существующей формы распределения ресурсов.

Чем больше подчиненные классы сознают свои интересы и начнут сомневаться в законности существующего распределе-ния, тем более вероятно, что они должны будут сообща всту-пить в открытый конфликт с господствующими классами.

Чем выше идеологическая унификация членов подчиненных классов, тем более развита их структура политического руко-водства, тем сильнее поляризация противостоящих классов.

Чем сильнее поляризация господствующих и угнетенных, тем насильственнее будет конфликт.

Чем более насильственным является конфликт, тем больше структурных изменений системы он вызовет и тем большее перераспределение недостающих ресурсов в результате про-изойдет.

Исследователи наследия К. Маркса обратили внимание на то, что классовый конфликт рассматривался им без теоретического анализа его разнообразных поведенческих форм. Указывается на абсолютизацию роли экономических отношений в возникновении социального конфликта. Маркс считал, что каждая из конфлик-тующих сторон имеет лишь одну цель -- стремление к распоряже-нию дефицитными ресурсами, что было опровергнуто социальной практикой. Несмотря на это теория Маркса получила широкое рас-пространение.

Функциональная теория конфликта. Заметным шагом в изуче-нии конфликта западной социологией стали работы немецкого социолога Георга Зиммеля (1858--1918). Автора опубликованной в 1908 г. «Социологии» по праву считают основоположником функциональной теории конфликта. Согласно Зиммелю, кон-фликт -- универсальное явление; более того, полностью единая и гармоничная группа или общество вообще немыслимы. Даже если бы они существовали, то, не обладая механизмом самораз-вития и не подвергаясь воздействию импульсов, стимулирующих изменения, они оказались бы нежизнеспособными.

Важное значение имеют выводы Зиммеля о воздействии конфликта на внутреннюю структуру группы. В экстремальных ситуациях, например в случае войны, усиливается тенденция к централизации вплоть до установления деспотического режима. Возникнув, централизованная структура стремится к самосохра-нению и с этой целью склонна выискивать нового противника для создания новых внешних конфликтов. Вкладом Зиммеля в теорию конфликта является включение третьей стороны. Отно-шения в диаде допускают возможность лишь прямолинейного конфликта. С появлением «третьего» открывается возможность для многоплановых отношений, осознания различий, формиро-вания коалиций, становления групповой солидарности, т.е. возможность сложного социального взаимодействия.

Таким образом, в период со второй половины XIX в. и до начала XX в. функциональные концепции признавали соци-альный конфликт нормальным явлением общественного бы-тия, неотъемлемым свойством социальных отношений. Кон-фликтам отводилась важная позитивная роль в общественном процессе. Общим для рассмотренных концепций было то, что конфликт анализировался на макроуровне (класс, народ, госу-дарство).

Структурный функционализм. В первой половине XX в. про-блема конфликта в социологии развивалась в рамках системно-функциональной школы. В этот период интенсивно развивались прикладные социологические исследования, направленные на выявление условий возникновения и протекания конфликтов на микроуровне -- в малых группах и между отдельными индиви-дами. Задачей практической социологии был поиск эффектив-ных методик разрешения конфликтных ситуаций в организаци-ях, на производстве. Эти конфликты рассматривались как нега-тивные процессы, сдерживающие развитие общества. Внимание социологов занимали забастовки, демонстрации протеста, бун-ты, военные конфликты и другие «аномалии» социальной дейст-вительности.

Данная переориентация в подходе к изучению социального конфликта была обоснована американским социологом Толкоттом Парсонсом (1902--1979) в работе «Структура социального действия». Анализируя функциональную модель общества, ,Т. Парсонс рассматривал конфликт как причину дестабилизации и дезорганизации общественной жизни. Определив конфликт как социальную аномалию, главную задачу он видел в поддер-жании бесконфликтных отношений между различными элемен-тами общества, что обеспечивало бы социальное равновесие, взаимопонимание и сотрудничество. На уровне социальной сис-темы интегративную функцию выполняют правовые институты, религия и обычаи. По мере развития общество повышает «обобщенную адаптивную способность» и становится менее конфликтным.

Концепция Т. Парсонса обоснованно подвергалась критике за ее «нежизнеспособность» и в 50-е годы в западной социоло-гии произошел возврат к конфликтной модели общества.

Теория «позитивно-функционального конфликта». Выход в свет в 1956 г. работы американского социолога Льюиса Козера «Функции социального конфликта» заложил основы современ-ной западной социологии конфликта. В концепции «позитивно-функционального конфликта» Л. Козер обосновал положитель-ную роль конфликтов в обеспечении устойчивости социальных систем. Развивая идеи Зиммеля, Козер утверждал, что нет и не может быть социальных групп без конфликтных отношений. В данной теории конфликт рассматривается как борьба за ценно-сти и социальный статус, власть и недостаточные материальные и духовные блага. Это борьба, в которой целями сторон являют-ся нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение против-ника.

По мнению Козера, борьба между социальными группами и от-дельными индивидами за перераспределение материальных ценно-стей и власть выполняет позитивные функции. Во-первых, разряжая напряженные отношения между участниками и давая выход нега-тивным эмоциям, завершившийся конфликт позволяет сохранить взаимоотношения между конфликтующими сторонами, т. е. вер-нуть их в исходное состояние. Во-вторых, в ходе конфликтного взаимодействия люди больше узнают друг друга, так как конфликт выполняет тестирующую функцию. Взаимное познание способству-ет трансформации враждебных отношений в отношения сотрудни-чества.

Л. Козер отмечает неоднозначную роль внешнего конфликта для сплочения группы. Внутренняя сплоченность возрастает, если группа достаточно интегрирована и если внешняя опасность уг-рожает всей группе, а не ее части, и воспринимается всеми чле-нами группы именно как общая угроза. Для недостаточно интег-рированных групп характерна жесткость по отношению к несо-гласным членам, стремление подавить проявления внутренних конфликтов. Позитивной функцией социального конфликта Ко-зер считал то, что он стимулирует социальные перемены, появле-ние новых общественных порядков, норм и отношений.

«Конфликтная модель общества». В конце 50-х годов немец-кий социолог Ральф Дарендорф (р. 1929) обосновал новую тео-рию социального конфликта, которая получила название «конфликтная модель общества» («Классы и классовый кон-фликт в индустриальном обществе», 1957). В ней сказывается влияние идей К. Маркса о классовой поляризации, борьбе и разрешении классового конфликта революционным путем. По мнению Дарендорфа, марксистская теория классовой борьбы не может объяснить конфликты современного капитализма [8].

Р. Дарендорф утверждает, что общество в каждый момент подвержено изменениям и эти изменения всепроникающи. По-этому любое общество испытывает социальные конфликты, происходящие на различных уровнях. Любое общество опирает-ся на принуждение одних его членов другими. Поэтому классо-вый конфликт определяется характером власти. Р. Дарендорф считает бесполезными попытки ликвидировать глубинные при-чины социальных антагонизмов и допускает возможность влиять на изменение специфического течения конфликта. Это открыва-ет перед современным обществом перспективу не революцион-ных переворотов, а эволюционных изменений.

Общая теория конфликта. В начале 60-х годов американский социолог Кеннет Боулдинг предпринял попытку создать универ-сальное учение о конфликте -- «общую теорию конфликта» («Конфликт и защита: общая теория», 1963). В соответствии с ней конфликт -- всеобщая категория, присущая живому и нежи-вому миру, выступающая базовым понятием для анализа про-цессов социальной, физической, химической и биологической среды. Все конфликты имеют общие функции, свойства и тенденции возникновения, протекания и разрешения. По мнению Боулдинга, в природе человека лежит стремление к постоянной борьбе с себе подобными, к эскалации насилия. Однако кон-фликты нужно преодолевать, существенно ограничивать.

В теории рассматриваются две модели конфликта -- статиче-ская и динамическая. В статической модели Боулдинг анализи-рует «стороны конфликта» и систему отношений между ними. Эти отношения строятся на принципе конкуренции. В динами-ческой модели Боулдинг рассматривает интересы сторон как по-будительные силы в конфликтном поведении людей. Используя идеи бихевиоризма, он определяет динамику конфликта как процесс, складывающийся из реакций противоборствующих сто-рон на внешние стимулы. Поэтому общественные столкновения являются «реактивными процессами».

В отличие от психологии и социологии, где концепции кон-фликта стали уже классическими, в политологии собственно конфликтологические теории выделить сложно. Проблема кон-фликта, как правило, включается в более обширную теорию. Поэтому правомернее говорить о взглядах политологов на роль конфликтов в обществе, их причинность, управление политиче-скими конфликтами. Часто политологическими называют социо-логические теории конфликта, разработанные Козером, Боулдин-гом, Дарендорфом [2, 18]. Несмотря на указанные трудности, можно все же выделить три направления исследования конфликтов политологами: теории политических структур (групп); теории поли-тической стабильности; этнополитические теории.

Теории политических групп. Итальянский исследователь Вильфредо Парето (1848--1923) -- создатель теории элиты -- считал, что социальное поведение людей зависит от разума и от иррациональных уровней психики. Как люди отличаются по био-психологическим качествам, так и общество социально неоднород-но. Социальная изменчивость означает деление общества на массу индивидов управляемых и небольшое число управляющих, которое называется элитой. Борьба между элитами и их смена составляют сущность любого общества.

Если господствующая элита начинает деградировать и не стремится этому противодействовать путем кооптации новых членов из низших классов, обладающих соответствующими ка-чествами, то наступает социальный конфликт в виде революции. Весь смысл ее заключается в обновлении персонального состава правящей верхушки -- элиты общества. Кроме революций, в обществе возможны и другие социальные конфликты, которые обеспечивают процесс постоянного круговорота элит.

Один из создателей политологии Гаэтано Моска (1858--1941), автор известной работы «Элементы политической науки» (1896), считал важным деление общества на два класса: господствующий «политический класс», который берет на себя государственные функции и пользуется привилегиями, и управляемый класс, неор-ганизованное большинство. Реальная власть всегда в руках полити-ческого класса. В обществе всегда существуют силы, готовые сме-нить старое правящее меньшинство. Смена происходит в виде со-циальных конфликтов.

Французский социальный мыслитель Жорж Сорель (1847-- 1922) (основная работа «Размышление о насилии» опубликована в 1907 г.) отвергал рационалистическую интерпретацию общества в истории, идею социального прогресса. Стихийное, иррациональ-ное движение масс Сорель противопоставлял организованной по-литической борьбе, а насилие (как высшее творческое начало ис-тории) -- силе (как выражению авторитарной государственности). Только с помощью насилия и социальных конфликтов (революций, всеобщих забастовок) рабочий класс может реализовать свои стремления.

Немецкий исследователь Франц Оппенгеимер (1864--1943), изучая историю государства, пришел к выводу, что не экономиче-ские причины привели к созданию государственности, а право-вые. Часть общества, захватив власть с помощью насилия, учреж-дает правовой институт -- государство -- для удержания в подчи-нении всех остальных. В ходе эволюции общества меняется форма насилия, но сущность государства остается неизменной.

Центральным звеном концепции американского политолога Лртура Бентли является политическая группа. Деятельность поли-тической группы позволяет ей реализовать свои интересы. Но в обществе действует много других политических групп: партий, Движений, сообществ, что приводит к пересечению их интересов.

Политическая группа может применить силу, чтобы реализовать свои интересы. Сила включает не столько физическое принужде-ние, сколько давление, угрозы, демонстрации, политические дис-куссии и т.п. Благодаря их гибкому применению политическими группами реализуется политическая жизнь общества.

Теории политической стабильности. Концепции данного направ-ления появились в начале 60-х годов. Основное внимание в них уделяется изучению факторов недопущения конфликтов в совре-менном обществе- Так, Дж. Блондел предложил трехмерное измерение политической системы в отличие от традиционной дихотомии (демократия-диктатура). По его мнению, помимо тоталитарно-демократического измерения, необходимо учитывать «радикально-консервативную ось», измеряющую направленность осуществляе-мой правительством политики на изменение или сохранение суще-ствующего положения, а также «либерально-авторитарную ось», оценивающую средства -- согласие или принуждение, при помощи которых правительство осуществляет свои политические цели.

В 1965 г. американский политолог Д. Истон в работе «Системный анализ политической жизни» предложил консерватив-ную модель стабильности. По его мнению, объектами поддержки политической системы являются: политические власти, т. е. ключе-вые лица, участвующие в определении политики, -- правительство; режим, т. е. совокупность правовых и неформальных правил, кото-рые применяются для разрешения конфликтов внутри системы; политическая общность, т. е. совокупность членов системы, свя-занных друг с другом политическим разделением труда.

Американский социолог С. Липсет (р. 1922) в 1963 г. пред-ложил концепцию демократической стабильности, изложенную в книге «Политическая личность». По Липсету, стабильны те системы, которые обладают опытом «непрерываемого продол-жения политической демократии и отсутствия значительных политических движений, оппозиционных демократическим правилам игры». Демократическая стабильность обеспечивает-ся определенным уровнем здравоохранения, индустриализа-ции, образования и урбанизации общества. Отсутствие долж-ного социально-экономического развития общества оценивает-ся как отсутствие демократии, а следовательно, и стабильно-сти. Состояния стабильности и нестабильности статичны и альтернативны друг к другу.

В теории «внутреннего конфликтного поведения», разрабо-танной Д. Сандерсом, все дестабилизирующие события рассмат-риваются как отклонения от системы специфичной «нормальности», которая отличается от страны к стране и от периода к периоду времени. Под такими событиями Сандерс понимает изменения в режиме, властях и сообществе, мирные и насильственные вызо-вы политической системе, т. е. разные формы внутреннего кон-фликтного поведения. Категория нормальности, отклонение от которой приводит к конфликтам, связана с уровнем массового сознания, выраженным в господствующих в данном обществе в данный момент социальных ценностях.

Этнополитические теории. Эти концепции появились во второй половине 70-х годов. Известность приобрела концепция внутрен-него колониализма, предложенная профессором Вашингтонского университета М. Гектером в 1975 г. М. Гектер увязывает пробле-мы неравномерности социально-экономического развития с эт-ническими различиями населения государства. Важен полити-ческий конфликт между центральным правительством и этни-ческими периферийными группами в процессе модернизации многонационального государства. Усиление различий в соци-ально-экономическом развитии этнонациональных групп объ-ясняется их неравномерной модернизацией. Образовавшееся экономическое неравенство становится причиной проявления этнонациональной солидарности, а в дальнейшем -- этнона-ционализма.

Близка к этой концепции теория «неравномерного развития» Т. Нейрна, директора Шотландского международного института. По его мнению, этнонациональный конфликт -- результат навя-зывания менее развитым районам страны образцов развитого центра [4]. Т. Нейрн считает, что по мере того, как. капитализм, распространялся и подчинял древние общества, приходившие в соприкосно-вение с ним., они обычно распадались на отдельные час-ти вдоль «линий разломов», содержащиеся внутри них..

Эти линии почти всегда были линиями этничности, но иногда глубокие религиозные разграничения могли выполнять ту же функцию.

Доминантное положение политических факторов в генезисе этнонацональных конфликтов представлено в этнополитической концепции профессора Колумбийского университета Дж. Рот-шильда. В работе «Этнополитика» (1981) он отмечает, что в ходе модернизации происходит политизация лидеров национального меньшинства, а следовательно, политизация всей социальной группы. Побудительным мотивом начала этого процесса являет-ся озабоченность сохранением этноспецифических черт и стремление мобилизовать их носителей в сплоченную группу. Для дальнейшей консолидации необходимы «элита группы, спо-собная и заинтересованная в мобилизации носителей этниче-ских черт в деятельную общность», а также соперничество из-за ограниченных ресурсов внутри «большого» сообщества. Одним из вариантов второго условия может быть центрально-периферийный конфликт на этнонациональной основе.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты