рефераты курсовые

Психические особенности у подростков, связанные с пенитенциарным стрессом

p align="left">4. Замещение - развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как источник отрицательных переживаний. В норме проявляется в импульсивных действиях, раздражительности, грубости, реакции протеста и т.д.

5. Подавление - психическая операция, направленная на устранение из сознания неприятного или неуместного содержания идей, аффекта и т.п. Особенности поведения могут заключаться в тщательном избегании ситуаций, способствующих возникновению фрустрации, страха, острой эмоциональной реакции.

6. Интеллектуализация - психический процесс, посредством которого индивид стремится выразить в дискурсивном виде, в том числе и во внутренней дискуссии с самим собой, свои конфликты и аффективные состояния, чтобы овладеть ими. В норме проявляется как старательность, добросовестность, самоконтроль, склонность к анализу и психоанализу.

7. Компенсация - онтогенетически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, осознанно. Функционирует для защиты от тревоги, печали, горя, страдания, неполноценности.

8. Сублимация - психический процесс, которым психоанализ объясняет формы человеческой деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порождённые сексуальным влечением. В качестве основных форм выделяются творчество и интеллектуальная деятельность.

9. Вытеснение- процесс, посредством которого неприемлимое содержание становится бессознательным. Можно считать, что это универсальный психический процесс, лежащий в основе становления бессознательного как отдельной области психики [15, стр.17-25].

Р. М. Масагутов, проводя исследования несовершеннолетних в условиях социальной изоляции, выявил, что, у 14 % осужденных подростков в качестве механизма психологической защиты на тяжёлые стрессовые условия отбывания наказания выступал психический и поведенческий регресс, возникший на фоне затяжной психогенной депрессивной реакции и названный автором «синдром посттравматического стрессового регресса»[2, стр. 296]. Проявление регресса рассматривается как способ патологический адаптации, направленный на устранение или снижение угрозы физическому и психическому благополучию, а провоцирующим фактором являлась острая психическая травма, которая играла роль «последней капли», подрывая механизмы неустойчивой адаптации и устраняя «волевую и смысловую преграду» перед неадекватным поведением. Также автором подчёркнута роль патологической почвы, в качестве которой выступали инфантилизм, интеллектуальная недостаточность, тормозимые черты характера[2, стр. 297]. Исследование адаптационных ресурсов и нарушений адаптации у несовершеннолетних с деструктивным поведением, проведённое в пенитенциарных условиях, продемонстрировало, что необходимо учитывать истощаемость психики и ресурс компенсаторных механизмов, соответственно этому должны разрабатываться профилактическое и реабилитационное направление деятельности психологов, социальных работников, работающих в уголовно- исполнительной системе[2, стр.297-299].

Т. Б. Дмитриевой определены закономерности нозологического этиопатогенеза в подростковом возрасте. Установлено, что чем младше несовершеннолетний правонарушитель, тем чаще у него отмечаются нарушения развития, психические и поведенческие расстройства, социально значимые заболевания. Частота встречаемости психической патологии в отдельных возрастных группах составляет: до 14 лет - 80.2 %, 14-15 лет - 53.7 %, 16-17 лет - 38.6 %. Проанализировав свыше 75 эпидемиологических исследований, пришли к выводу, что почти 40 % заключённых подростков имели диагностические критерии аффективных расстройств, 50 % - злоупотребляли психоактивными веществами, 68 % - суицидальные идеи или попытки[18, стр. 134-136].

Психические и поведенческие расстройства, связанные с пенитенциарным стрессом, и их последствия выделяются современными исследователями в самостоятельную проблему, имеющую чрезвычайно важное медицинское, судебно- психиатрическое, пенитенциарное и социальное значение. Современная клиническая типология психических расстройств у подростков, ассоциированных с пенитенциарным стрессом, их своевременное выявление, медико-психологическая коррекция имеют актуальное значение в плане превенции, охраны психического здоровья подозреваемых, обвиняемых и осужденных несовершеннолетних. Известно, что психогенные заболевания являются наиболее частыми у подростков в ситуации судебно- следственного разбирательства, оставляя глубокий след в психике подростка, а при неблагоприятной динамике способствуя появлению личностных девиаций, которые могут стать стойкими или могут быть выражением других, более тяжёлых психических расстройств.

В основе срыва адаптационных ресурсов, возникновения и клинического оформления разнообразных форм психогенного реагирования лежит многообразие не только психологических и патопсихологических, но и ряда социальных характеристик. К примеру, оказалось, при гармоничных внутрисемейных отношениях между родителями и самим подростком, существовавшими до судебно- следственной ситуации, менее очерчены психогенные реакции. Однако констелляция таких факторов, как неблагоприятная клиническая почва, отрицательное микросоциальное внутрисемейное окружение и дисгармоничные отношения в семье, патохарактерологические особенности личности, имеет предрасполагающее значение для развития психогенных расстройств на этапах судебно- следственной ситуации и исполнения наказания у несовершеннолетних[18, стр.136].

На основании проведённых исследований в пенитенциарной системе определены интервалы наибольшей активности стрессовых факторов, имеющие очерченные корреляции с клинической динамикой психогенно спровоцированных психических расстройств. Ими оказались 6 следующих периодов: возбуждение уголовного дела; содержание в изоляторе временного содержания; пребывание в СИЗО; ожидание приговора; вынесение приговора; помещение и пребывание в учреждении УИС.

Анализ клинико- психопатологических расстройств в условиях судебно- следственной ситуации и исполнения наказания выявил ряд особенностей и клинических закономерностей психических и поведенческих расстройств, связанных с пенитенциарным стрессом. В первую очередь каждый из этапов был представлен всем спектром психопатологических проявлений- от психотических и субпсихотических до неврозоподобных реакций. Кроме этого, достаточно большая психогенно спровоцированных психических расстройств на этапе судебно- следственного разбирательства в дальнейшем приобретает рецидивирующее течение с периодами обострений при исполнении наказания[18, стр.140].

Проведённый клинический анализ психических расстройств, связанных с судебно- следственной ситуацией и пенитенциарным стрессом, динамика формирования психических расстройств в зависимости от интенсивности воздействия, многофакторности травмирующих причин, а также от личностных, преморбидных особенностей позволяет представить типологию психогенных реакций у подростков в ответ на пенитенциарный стресс[15, стр.30].

1. Острый тип реагирования, включающий острую реакцию на стресс с аффективно- шоковыми и субшоковыми реакциями; депрессивный эпизод тяжёлой степени с психотическими симптомами; острое преходящее психотическое расстройство. Прослеживается чёткая временная связь между воздействием факторов пенитенциарного стресса и началом симптоматики. При этом фабула психотической симптоматики напрямую связана с психотравмирующим событием.

2. Подострый тип реагирования, включающий депрессивные эпизоды средней и лёгкой степени, а также расстройства адаптации с различными клиническими проявлениями.

3. Рецидивирующий тип с периодами обострения и инвелировки расстройств, куда входят пролонгированная депрессивная реакция с длительным волнообразным течением, с ухудшением состояния на различных этапах судебно- следственной ситуации; посттравматическое стрессовое расстройство с длительным, волнообразным течением, преимущественно более 6 месяцев.

4. Континуальный тип реагирования на постоянный стресс, характеризующийся стойкими, постоянными реакциями на всех этапах пенитенциарного стресса и проявляющийся сниженным настроением, чувством тревоги, расстройством сна. Подростки с данным типом реагирования избегают общения с окружающими, держатся отгорожено и, по видимому, представляют собой группу риска по формированию психогенного развития личности.

5. Реагирование по типу невротических реакций с появлением впервые или возобновлением имевшихся ранее неврозоподобных проявлений (энурез, тики)

6. Адаптивный тип реагирования с быстрым приспособлением к условиям среды и требованиям, невротические формы реагирования[19, стр.141-143].

Также следует подчеркнуть, что значимая роль в предупреждении психических расстройств, ассоциированных с пенитенциарным стрессом, состоит в психопрофилактической работе, которая должна проводиться подготовленными по профилю специалистами, ориентированными в вопросах возрастной психологии, психопатологии, проблемах посттравматических стрессовых расстройств и осуществляться на наиболее ранних этапах.

Вывод: пенитенциарный стресс- стресс, связанный с отбыванием наказания в исправительном учреждении, отрицательно влияющий на психику индивида. Психогенные заболевания являются наиболее частыми у подростков в ситуации судебно- следственного разбирательства, оставляя глубокий след в психике подростка, при неблагоприятной динамике способствуют появлению личностных девиаций, которые могут стать стойкими или могут быть выражением других, более тяжёлых психических расстройств. Оценка нарушений микросоциальной адаптации, межличностного взаимодействия, девиаций поведения, аффективных расстройств, формирующихся после ареста, и выбор коррекционных подходов представляют раннюю профилактику психогенно обусловленных психических и поведенческих расстройств, ассоциированных с пенитенциарным стрессом.

Таким образом, стоит заключить, что: пенитенциарный стресс негативно влияет на психику осужденных, в большинстве случаев приводит к возникновению психических расстройств. Одной из самых характерных особенностей психических нарушений в подростковом возрасте является наличие в клинической картине симптомов психической незрелости (инфантильности). В процессе отбывания наказания выраженность симптомов постстрессовых расстройств снижается.

Глава 2. Экспериментальное исследование

2.1. База и методы исследования

Проведенный анализ теоретических данных, касающихся различных аспектов развития психических расстройств позволил наметить подходы к осуществлению экспериментальной части нашего исследования. В соответствии с его программой, нами было проведено констатирующее исследование, иллюстрирующее приведенные выше теоретические положения и фиксирующие особенности психических расстройств у несовершеннолетних осужденных. В качестве испытуемых выступили воспитанники Ангарской детской колонии, в исследовании приняло участие 24 человека в возрасте от 15 до 18 лет, из них 12 человек находятся в колонии менее 1 года (в дальнейшем группа №1), и 12 человек, которые находятся свыше 1 года (в дальнейшем группа №2).

Выборка формировалась на основе предварительных исследований, проведённых психологами АВК, на основании которых были сделаны выводы о наличии у данных осуждённых инфантильных черт.

Так как нас интересует пенитенциарный стресс у подростков, то мы не учитывали такие факторы, как семейное положение, образование, профпринадлежность.

С целью эмпирического выделения оценки выраженности симптомов постстрессовых нарушений использовались методики: «Опросник травматического стресса», Котенёв И.О.(1998 г.); восьмицветовой тест Люшера для оценки актуального психического состояния; личностный опросник «Life style index», Плутчика, Келлермана, Конте- для диагностики механизмов защиты.

"Посттравматическое стрессовое расстройство" (ПТСР) выделяется в качестве самостоятельного синдрома, обозначает состояние, вызванное тяжёлым стрессом психических расстройств. Развивается у людей, переживших событие, которое является в высшей степени травмирующим практически для любого человека. Многие люди, подверженные ПТСР, постоянно переживают травмировавшее их событие в форме ночных кошмаров, навязчивых воспоминаний и образов. Нередки также проблемы со сном, депрессия и злоупотребление алкоголем. Они становятся обособленными и кажутся эмоционально черствыми, что связано с иррациональным страхом перед сильной привязанностью. Став свидетелем (возможно, неоднократно) гибели или непосредственной угрозы для собственной жизни и жизни своих товарищей, они не хотят сближаться с теми, кого, по их мнению, могут потерять. Интерес к вещам, ранее приносившим им удовольствие, теряется. Эти люди становятся более агрессивными, иногда - склонными к насилию. Многие из них испытывают "вину выжившего". Состояние жертв травматического стресса часто обостряется при столкновении с чем-либо, напоминающем им о пережитом, а также в годовщины таких событий. Подобная эмоциональная реакция на травматический стресс является вполне нормальной.

Таким образом, с целью выявления выраженности постстрессовых нарушений подростков в исследовании была использована методика «опросник травматического стресса», Котенёв И.О.(1998 г.), предназначенная для выявления посттравматических нарушений. Испытуемым предлагалось ответить на 110 утверждений, касающихся их внутреннего состояния в данный момент, путём выбора из пяти предложенных вариантов ответов. Далее при помощи ключа к данной методике определяется количество стенов, полученных испытуемым за избранные им ответы на суждения и выявляется степень выраженности посттравматических расстройств (нормативные значения равны 5-6 стенам).

С целью выявления преобладающих механизмов психологической защиты был использован личностный опросник «Life style index» , для диагностики профиля защитной структуры человека. Опросник содержит 92 утверждения, нужно было либо согласиться с предлагаемым вопросом, либо не согласиться. Выделяют восемь основных защитных механизмов:

1. Вытеснение.

2. Регрессия.

3. Замещение.

4. Отрицание.

5. Проекция.

6. Компенсация.

7. Гиперкомпенсация.

8. Рационализация.

Далее формируем восемь отдельных шкал, численные значения которых выводились из числа положительных ответов на определённые вопросы. Также стоит упомянуть, что чем выше выражена психологическая защита, тем ниже значение психогенного фактора (частная гипотеза), т.е. воздействиреальной ситуации, учавствующей в развитии психических расстройств под влиянием пенитенциарного стресса.

Для оценки актуального психического состояния испытуемого был использован «Восьмицветовой тест Люшера». Испытуемому предлагалось внимательно рассмотреть все восемь цветов и решить, какой из них нравится ему больше всех, не ассоциируя этот цвет ни с чем, -- например, с цветом одежды (мебели, автомобиля и т.д.). Нужно было выбрать тот цвет, к которому он чувствовал большую симпатию по сравнению с остальными семью. Далее нужно было повторить такие же действия с оставшимися карточками -- и так до тех пор, пока все восемь карточек не лягут в одном ряду цветной стороной вниз. Причем, слева от нас оказался цвет, который понравился испытуемому больше всего, а справа -- оказался наименее приятен для него. Далее сделали вторую раскладку карточек, причём испытуемому дали такую инструкцию: «Не старайтесь вспомнить или повторить предыдущий порядок выборки. И точно так же не старайтесь специально разложить их по-другому. Просто выберите цвета, как будто видите их впервые. И далее интерпретируем полученные результаты. В данной методике нас интересовал фактор тревожности, как фактор, указывающий на наличие пенитенциарного стресса.

Таким образом, использование данных методик позволяет выделить выраженность постстрессовых расстройств подростков, преобладающие механизмы защиты в пубертатном возрасте, а также оценить актуальное психическое состояние. А использование математического критерия Q- Розенбаума и , направленного на выявление различий между двумя группами, позволяет определить достоверность полученных данных.

2.2. Анализ полученных данных

На первом этапе была предложена Методика «Опросник травматического стресса», Котенёв И.О., позволяющая выявить выраженность постстрессовых расстройств. Полученные данные можно представить в виде таблицы 1, целью наиболее понятного и удобного предоставления результатов.

Таблица 1

«Средние значения выраженности постстрессовых расстройств (в %)»

Названия шкал

Группа 1

Группа 2

Вторжение воспоминаний

7,2

6,2

Вторжение сновидений

6,7

5,6

Вторжение «флэшбэков»

6,4

5,2

Ключевые раздражители

7,7

6,0

Физиологические реакции

8,1

7,5

Избегание мыслей о травме

7,9

5,1

Избегание объектов

6,5

6,4

Вытеснение воспоминаний

6,7

6,7

Снижение интереса

8,5

8,0

Отчуждение

9,0

6,2

Сужение аффекта

7,9

6,0

Диссимуляция

5,3

4,8

Отсутствия будущего

4,9

6,2

Трудности засыпания

8,5

7,0

Раздражительность

7,2

6,2

Трудности концентрации

7,7

6,3

Повышенная бдительность

7,1

6,5

Готовность к «бегству»

7,2

5,6

Эмоциональные проблемы

7,2

6,7

Сужение сознания

8,2

6,6

Дереализация

7,4

6,5

Деперсонализация

8,0

7,4

Диссоциативная амнезия

6,7

6,5

Отсутствие усталости

6,9

6,7

Повторное переживание травмы - «вторжение»

8,0

6,5

Дистресс и дезадаптация

8,6

7,0

Аггравация

6,5

5,6

Симптомы гиперактивации

8,2

6,9

Показатель ПТСР

7,6

5,3

Исходя из полученных данных таблицы 1 «Средние значения выраженности постстрессовых расстройств», можно сказать, что в группе 1 наиболее выраженными значениями являются: отчуждение (9,0); дистресс и дезадаптация (8,6); снижение интереса и трудность засыпания (8,5); сужение сознания и симптомы гиперактивации (8,2); физиологические реакции (8,1); деперсонализация и повторное переживание травмы- «вторжение» (8,0); избегание мыслей о травме и сужение аффекта (7,9); ключевые раздражители и трудность концентрации (7,7); дереализация (7,4); вторжение воспоминаний, раздражительность, готовность к «бегству», эмоциональные проблемы (7,2); повышенная бдительность (7,1); отсутствие усталости (6,9); вторжение сновидений, вытеснение воспоминаний, диссоциативная амнезия (6,7); избегание объектов и аггравация (6,5); вторжение «флэшбэков» (6,4); менее выраженными следует считать: диссимуляцию (5,3) и отсутствие будущего (4,9); показатель ПТСР (7,6). В целом показатель ПТСР в группе 1 выше нормы, т.е. можно говорить о выраженности пенитенциарного стресса.

В группе 2 выраженными значениями являются: снижение интереса (8,0); физиологические реакции (7,5); деперсонализация (7,4); трудности засыпания, дистресс и дезадаптация (7,0); симптомы гиперактивации (6,9); вытеснение воспоминаний, эмоциональные проблемы, отсутствие усталости (6,7); сужение сознание (6,6); повышенная бдительность, диссоциативная амнезия, повторное переживание травмы- «вторжение», дереализация (6,5); избегание объектов (6,4); трудности концентрации (6,3); вторжение воспоминаний, отчуждение, отсутствие будущего, раздражительность (6,2); ключевые раздражители, сужение аффекта (6,0); вторжение сновидений, готовность к «бегству», аггравация (5,6); менее выраженными следует считать: вторжение «флэшбэков» (5,2); избегание мыслей о травме (5,1); диссимуляция (4,8); показатель ПТСР (5,3). В целом показатель ПТСР в группе 2 соответствует норме, т.е. отмечается снижение пенитенциарного стресса.

Следует отметить, что нахождение на одном уровне такого значения как «вытеснение воспоминаний», может свидетельствовать о том, испытуемые, возможно, не задумываются о случившемся с ними, не вспоминают произошедшее с ними.

Наиболее близкие уровни в обеих группах занимают следующие значения: отсутствие усталости (в группе 1 значение равно 6,9; в группе 2 - 6, 7), избегание объектов (в группе 1 значение равно 6,5; в группе 2 - 6, 4), диссоциативная амнезия (в группе 1 значение равно 6,7; в группе 2 - 6,5). Такую схожесть значений в обеих группах можно объяснить пребыванием подростков в режимном учреждении, а также высокими показателями срабатывания внешнеобвиняющих защитных механизмов.

Разные уровни в обеих группах занимают такие значения: диссимуляция (в группе 1 значение равно 5,3; в группе 2 - 4, 8), снижение интереса (в группе 1 значение равно 8,5; в группе 2 - 8,0), повышенная бдительность (в группе 1 значение равно 7, 1; в группе 2 - 6,5), деперсонализация (в группе 1 значение равно 8,0; в группе 2 - 7,4), эмоциональные проблемы (в группе 1 значение равно 7,2; в группе 2 - 6,7). Такую различность значений можно объяснить наличием пенитенциарного стресса в группе 1.

Наибольшие противоречия при сравнении двух групп проявляются в таких значениях как: трудность засыпания (группа 1 - значение 8,5; группа 2 - 7,0), дистресс и дезадаптация (группа 1 - значение 8,6; группа 2 - 7,0), повторное переживание травмы- «вторжение» (группа 1 - значение 8,0; группа 2 - 6,5), отсутствие будущего (группа 1 - значение 4,9; группа 2 - 6,2), вторжение «флэшбэков» (группа 1 - значение 6,4; группа 2 - 5, 2), показатели ПТСР (группа 1 - значение 7,6; группа 2 - 5,3). Противоречия связаны в связи с снижением выраженности пенитенциарного стресса группы 2.

Для выявления достоверности различий был использован критерий ??* (Фишер).

Таблица 2

«Значение ??*- критерия»

Названия шкал

Значения ??* критерия

P0,05

Вторжение воспоминаний

0,096

Различия недостоверны

Вторжение сновидений

0,111

Различия недостоверны

Вторжение «флэшбэков»

0,124

Различия недостоверны

Ключевые раздражители

0,163

Различия недостоверны

Физиологические реакции

0,052

Различия недостоверны

Избегание мыслей о травме

0,273

Различия недостоверны

Избегание объектов

0,0096

Различия недостоверны

Вытеснение воспоминаний

0

Различия недостоверны

Снижение интереса

0,043

Различия недостоверны

Отчуждение

0,254

Различия недостоверны

Сужение аффекта

0,18

Различия недостоверны

Диссимуляция

0,055

Различия недостоверны

Отсутствия будущего

0,13

Различия недостоверны

Трудности засыпания

0,134

Различия недостоверны

Раздражительность

0,096

Различия недостоверны

Трудности концентрации

0,132

Различия недостоверны

Повышенная бдительность

0,055

Различия недостоверны

Готовность к «бегству»

0,156

Различия недостоверны

Эмоциональные проблемы

0,045

Различия недостоверны

Сужение сознания

0,146

Различия недостоверны

Дереализация

0,08

Различия недостоверны

Деперсонализация

0,055

Различия недостоверны

Диссоциативная амнезия

0,019

Различия недостоверны

Отсутствие усталости

0,018

Различия недостоверны

Повторное переживание травмы - «вторжение»

0,139

Различия недостоверны

Дистресс и дезадаптация

0,141

Различия недостоверны

Аггравация

0,091

Различия недостоверны

Симптомы гиперактивации

0,117

Различия недостоверны

Показатель ПТСР

0,338

Различия недостоверны

Следует отметить, что выявляемые нами различия не достоверны на пяти процентном уровне значимости (P0,05), полученных с помощью ??*- критерия.

Далее нами был предложен личностный опросник «Life style index», с целью выявления преобладающих механизмов психологической защиты. Полученные данные можно представить в виде таблицы 3, с целью наиболее понятного и удобного предоставления результатов.

Таблица 3

«Средние значения выраженности преобладающих механизмов защиты (в %)»

защиты

вытеснение

регрессия

замещение

отрицание

проекция

компенсацияч

гиперкомпенсация

рационализация

Общая напряжённость защит

Группа 1

58,3

45,0

43,3

60,0

77,6

59,2

49,2

58,1

51,6

Группа 2

57,5

33,5

34,6

62,7

71,3

42,5

52,5

59,0

61,3

Исходя из полученных данных таблицы 3 «Средние значения выраженности преобладающих механизмов защиты», можно заключить, что в группе 1 наиболее выраженными являются следующие защитные механизмы: проекция (77,6 ), отрицание (60,0), компенсация (59,2), вытеснение (58,3), рационализация (58,1), менее выраженными являются: гиперкомпенсация (49,2), регрессия (45,0), замещение (43,3). Общая напряжённость психологических защит в группе 1 составляет 54,0 .

В группе 2 наиболее выраженными механизмами психологической защиты являются: проекция (71,3), отрицание (62,7), рационализация (59), вытеснение (57,5), гиперкомпенсация (52,5), менее выраженными являются: компенсация (42,5), замещение (34,6), регрессия (33,5). Общая напряжённость психологических защит в группе 2 составляет 50,0 (собственно, что соответствует норме).

Наиболее близкие уровни в обеих группах занимают следующие защитные механизмы: вытеснение (в группе 1 значение равно 58,3; в группе 2 - 57,5), отрицание (в группе 1 значение равно 60,0; в группе 2 - 62,7), гиперкомпенсация (в группе 1 значение равно 59,2; в группе 2 - 52,5), рационализация (в группе 1 значение равно 58,1; в группе 2 - 59,0).

Разные уровни в обеих группах занимают такие защитные механизмы как: проекция (в группе 1 значение равно 77,6; в группе 2 - 71,3), замещение (в группе 1 значение равно 43,3; в группе 2 - 34,6).

Наибольшие противоречия при сравнении двух групп проявляются в таких защитных механизмах как: регрессия (в группе 1 значение равно 45,0; в группе 2 - 33,5).

Для выявления достоверности различий был использован критерий ??* (Фишер).

Таблица 4

«значения ??*- критерия»

защиты

вытеснение

регрессия

замещение

отрицание

проекция

компенсацияч

гиперкомпенсация

рационализация

Общая напряжённость защит

??*

0,0408

1,176

0,427

0,134

0,348

0,806

0,158

0,0432

0,470

P0,05

Различия недостоверны

Различия недостоверны

Различия недостоверны

Различия недостоверны

Различия недостоверны

Различия недостоверны

Различия недостоверны

Различия недостоверны

Различия недостоверны

Следует отметить, что выявляемые нами различия не достоверны на пяти процентном уровне значимости (P0,05), полученных с помощью ??*- критерия.

В заключении несовершеннолетним осужденным был предложен «Восьмицветовой тест Люшера», для оценки актуального психического состояния испытуемых. Полученные данные можно предоставить в таблице 4, с целью наиболее понятного и удобного предоставления результатов.

Таблица 5

«Средние значения актуального психического состояния»

факторы

Нестабильность выбора

Отклонение от аутогенной нормы

тревожность

активность

работоспособность

Группа 1

28,1

70,4

62,3

46,5

41,4

Группа 2

37,2

35,2

24,7

48,6

71,2

Исходя из полученных данных таблицы 5 «Средние значения », можно заключить, что в группе 1 наиболее выраженными факторами являются: отклонение от аутогенной нормы (70,4), тревожность (62,3), активность (46,5), работоспособность (41,4), менее выраженным фактором является нестабильность выбора (28,1).

В группе 2 наиболее выраженными являются: работоспособность (71,2), активность (48,6), фактор нестабильности выбора (37,2),отклонение от аутогенной нормы (35,2), менее выраженным является тревожность (24,7).

Наиболее близкие уровни в обеих группах занимают следующие факторы: активность (в группе 1 значение равно 46,5; в группе 2 - 48,6).

Разные уровни в обеих группах занимают такие факторы: нестабильность выбора (в группе 1 значение равно 28,1; в группе 2 - 37,2).

Наибольшие противоречия при сравнении двух групп проявляются в таких факторах как: отклонения от аутогенной нормы (в группе значение равно 70,4; в группе 2 - 35,2), тревожность (в группе 1 значение равно 62,3; в группе 2 - 24,7), работоспособность (в группе 1 значение равно 41,4; в группе 2 - 71,2). Данные противоречия вероятно связаны с успешной адаптацией к условиям пенитенциарной системы.

Для выявления достоверности различий был использован критерий ??* (Фишер).

Таблица 6

«Значения ??*- критерия»

факторы

Нестабильность выбора

Отклонение от аутогенной нормы

тревожность

активность

работоспособность

??*

0,64

1,708

1,869

0,1008

1,708

P0,05

Различия недостоверны

Различия достоверны

Различия достоверны

Различия недостоверны

Различия достоверны

Выявленные с помощью ??*- критерия данные были подтверждены на пяти процентном уровне значимости (P0,05): отклонения от аутогенной нормы, тревожность и работоспособность говорят о том, что при хорошо организованном социально- психологическом сопровождении, в условиях изоляции, возможно, некоторое снижение пенитенциарного стресса, адаптация к условиям учреждения.

Вывод: первоначально нами была выдвинута гипотеза о том, что в процессе отбывания наказания выраженность психических расстройств сглаживается. В ходе эмпирического исследования данная гипотеза не нашла своего подтверждения на пяти процентном уровне значимости (P0,05), выявленного с помощью ??*- критерия. Поэтому была выдвинута контр- гипотеза о том, что проявления психических расстройств в процессе отбывания наказания не снижаются, пенитенциарный стресс остаётся в течение всего периода отбывания наказания.

В итоге можно заключить, что: в ходе эмпирического исследования было выявлено наличие выраженности пенитенциарного стресса в группе 1, и его снижение в группе 2. Роль внешнеобвиняющих защитных механизмов актуальна как в группе 1, так и в группе 2. Также стоит отметить, что фактор тревожности и отклонения от аутогенной нормы в группе 2 в процессе отбывания наказания становится менее актуальным, данные противоречия вероятно связаны с успешной адаптацией к условиям пенитенциарной системы.

Заключение

В результате анализа научной литературы и данных, полученных в ходе эмпирического исследования можно заключить что, пенитенциарный стресс- это стресс, связанный с отбыванием наказания в исправительном учреждении, негативно влияет на психику осужденных, в большинстве случаев приводит к возникновению психических расстройств. Проведенное эмпирическое исследование в данном направлении позволило решить стоявшие перед нами задачи и тем самым достичь цели.

Одной из самых характерных особенностей психических нарушений в подростковом возрасте является наличие в клинической картине симптомов психической незрелости (инфантильности), при этом возникают такие проявления незрелости, как несамостоятельность, неорганизованность, недостаточность практических навыков и инициативы, малая выносливость к психическим нагрузкам, сохранение детского характера привязанностей и интересов, эгоцентризм, недостаточность социальной зрелости и адаптированности.

Особенности поведения в подростковом возрасте следует анализировать не только с точки зрения трудностей содержания несовершеннолетних, но и для правильной клинической, диагностической и экспертной квалификации психического состояния в целом. Формы нарушенного поведения разнообразны, но находятся в тесной зависимости от степени и характера психической незрелости, типа искаженного психологического криза созревания, содержания ведущего синдрома. Частота и массивность нарушений поведения обусловливают характерность для подросткового возраста психопатоподобного оформления клинической картины. Иногда нарушения поведения теряют психологическую понятность, становятся устойчивыми, гротескными, недоступными коррекции и отражают значительную психическую дезорганизацию. В таких случаях нарушенное поведение может быть эквивалентом завуалированных им психических расстройств.

Психогенные заболевания являются наиболее частыми у подростков в ситуации судебно- следственного разбирательства, оставляя глубокий след в психике подростка, при неблагоприятной динамике способствуют появлению личностных девиаций, которые могут стать стойкими и могут негативно влиять на достижение целей уголовного наказания.

Эмпирическое исследование проходило на базе Ангарской воспитательной колонии, в исследовании приняло участие 24 человека в возрасте от 15 до 18 лет, из них 12 человек находятся в колонии менее 1 года и 15 человек, отбывающих наказание свыше 1 года. В ходе эмпирического исследования основная гипотеза о том, что в процессе отбывания наказания проявления психических расстройств сглаживаются не нашла своего достоверного подтверждения на пяти процентном уровне значимости (P0,05), выявленного с помощью ??*- критерия. Поэтому была выдвинута контр- гипотеза о том, что проявления психических расстройств в процессе отбывания наказания не снижаются, пенитенциарный стресс остаётся в течение всего периода отбывания наказания. Так как осужденных находятся в Ангарской воспитательной колонии в среднем 1,5 - 2 года, то отследить достоверность различий не предоставляется возможным.

Литература

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. -М.: Академический Проект, 2001. - 480 с.

2. Бассин В.Ф. О силе «Я» и психологической защиты// Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара.: Бахрах - М, 2003. - 680 с.

3. Введенский И.Н. К вопросу о психогенных параноидах. - М.: Прогресс, 1991. - 390 с.

4. Ганнушкин П.Б. Избранные труды по психиатрии. - Ростов н/Д.: Феликс, 1998. - 414 с.

5. Гурьева В.А. Психопатология подросткового возраста. - Томск.: НИИ ФСИН, 1996. - 310 с.

6. Елисеев О.П. практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2002. - 508 с.

7. Еникеева Д.Д. Популярные основы психиатрии. - Д.: Сталкер, 1997. - 432 с.

8. Зайцев А.Г., Зайцев Г.К., Дмитриев М.Г. Стереотипы функционирования психики и тенденции личностного развития воспитанников колоний для несовершеннолетних// Вопросы психологии. - 2005.№4. - с.117-121

9. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2006. - 414 с.

10. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. - СПб.: Питер, 2004. - 1165 с.

11. Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста. - М.: Медицина, 1979. - 668с.

12. Конвенция о правах ребёнка. - М.: ИНФРА - М, 2002. - 24 с.

13. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер Принт, 2004. - 845 с.

14. Крылова А.А., Маничева С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 560 с.

15. Лапланш Ж., Понталис Ж. Словарь по психоанализу.- М.: Высшая школа, 1996. - 623 с.

16. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатии у подростков. - М.: Апрель Пресс, 1999. - 406 с.

17. Макушкин Е.В. Психические расстройства у подростков. - М.: НИИ ФСИН, 2007. - 100 с.

18. Мокрецов А.И., Новиков В.В. Личность осужденного. - М.: НИИ ФСИН, 2006. - 220 с.

19. Оудсхоорн Д.Н. Детская и подростковая психиатрия. - М.: Прогресс, 1993. - 340 с.

20. Семке В.Я., Гусев С.И. Пенитенциарная психология и психопатология. - М.: НИИ ФСИН, 2007. - 534 с.

21. Смык Ю.В, Чернецкая Н.И. Методические указания по выполнению курсовых работ по психологии с практической частью. - Ангарск.: Рейн, 2007. - 42 с.

22. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. - СПб.: Питер, 2002. - 268 с.

23. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 110 с.

24. Фрейд А. Защитные механизмы// Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара.: Бахрах- М, 2003. - 620 с.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты