рефераты курсовые

Психологические особенности отношения мальчиков и девочек младшего школьного возраста к родителям в полных и неполных семьях

Психологические особенности отношения мальчиков и девочек младшего школьного возраста к родителям в полных и неполных семьях

Дипломная работа на тему:

Психологические особенности отношения

мальчиков и девочек

младшего школьного возраста к родителям

в полных и неполных семьях

Москва 2007

Содержание:

Введение………………….………………………………………………………..3

Глава I Проблематика отношения к детям в полных и неполных семьях

§ 1 Семья и её влияние на формирование личности ребёнка…………………..7

§ 2 Особенности отношения и поведения мамы и папы……………………...16

Материнство………………………………………………………...............17

Отцовство…………………………………………………………………...21

§ 3 Полная и неполная семья……………………………………………………25

§ 4 Психологические особенности мальчиков и девочек……………………..29

§ 5 Влияние полной и неполной семьи на поведение и психологические особенности мальчиков и девочек младшего школьного возраста…………..31

Выводы…………………………………………………………………………...41

Глава II Экспериментальное исследование отношения мальчиков и девочек к родителям в полных и неполных семьях

§ 1 Задачи, гипотезы и объект исследования…………………………………..42

§ 2 Методики исследования и анализ результатов..………………..………….43

Выводы…………………………………………………………………………...50

Заключение…………………………………………………………….................52

Литература....………………………………………………………..…………...54

Приложение 1 Протоколы методики «Круги»

Приложение 2 Протоколы методики «Рисунок семьи»

Приложение 3 Протоколы методики «Семья животных»

Введение

Семья - это ячейка общества. Именно в семье закладывается фундамент будущего - дети, именно там мужчина и женщина решают, иметь ли детей, в каком количестве и каким образом их воспитывать. Существует и другой вариант появления детей на свет - не в семье, а у матери-одиночки.

Развитие, формирование личности каждого ребенка зависит от влияния окружающей его среды. Очень часто это влияние в детские годы играет решающую роль во всей дальнейшей судьбе человека. Дети наряду с физическими потребностями обладают потребностями психического характера, удовлетворение которых очень важно для общего развития.

Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членов, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец и мать.

Психические потребности ребенка лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка. Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его социализации. Ребенок учится реагировать на постоянно изменяющиеся социальные ситуации. С помощью матери и других членов семьи, у которых ребенок находит опору, он завязывает новые отношения, занимает определенные роли и позиции. Его уверенность, так же как и здоровая самоуверенность, вытекающая из крепкого единства чувств в семье, облегчает социальную адаптацию в детстве, способствует последующему взрослению и возмужанию. Различные трудности, возникающие у взрослого человека в социальной сфере, в значительной степени обусловлены тем, что эти люди в детские годы жили в конфликтующей, холодной атмосфере или подвергались в семье разным, порой противоречивым, методам воспитания [17].

Безусловно, что в развитии ребенка дают себя знать и генетические, то есть наследственные, особенности, заимствованные от кровных родителей. Однако от воспитания ребенка, особенно в самом раннем возрасте, во многом зависят привычки и навыки взрослого человека, его умение трудиться, любить, доброжелательно относиться к людям.

Каждому ребенку в первую очередь нужна мать или человек, полностью ее заменяющий. Потребность ребенка постоянно испытывать положительное чувство к одному и тому же человеку, как правило, удовлетворяет мать. Ребенок нуждается также в окружающей среде, которую он постепенно познает, начинает понимать и ориентироваться в ней. В самом раннем возрасте этой средой для ребенка является семья. Со временем его окружение растет, однако очень важно для человека то чувство сопричастности с близкими людьми, которое формирует семья. Для нормального формирования личности ребенку необходимо окружение таких людей, которые бы принимали его как личность, с которыми бы он жил одними интересами [26].

Таким образом, семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главную цель воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет. Очевидно, что сделать это будет намного труднее, так как все ложится на плечи одного из родителей, матери или отца. В каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей [7].

Изучением проблемы воспитания в неполных семьях занимаются И. Дементьева, Н. Зубарева, М. А. Костенко, Л.Г. Лунякова и другие [7, 8, 9, 12, 24, 28]. Одним из основных критериев эффективности семейного воспитания И. Дементьева считает идентификацию детей с родителями, также она затрагивает вопрос об образовании и профессиональной ориентации детей развода, психологические особенности личности таких детей [7, 8, 9]. М. А. Костенко преимущественно рассматривает неполные отцовские семьи.

Я в своем исследовании хочу затронуть тему воспитания детей преимущественно в неполных семьях, т.к. обстановка в них усложнена отсутствием одного из родителей, что накладывает свой отпечаток на формирование целостной личности ребенка. Я попытаюсь выяснить, может ли один из родителей дать ребенку полноценное воспитание, заменив обоих, при этом сформировав правильное поведение и наделив теми качествами, которые присущи данному полу ребенка.

Гипотезой моего исследования выступает предположение о том, что дети из полных и неполных семей воспитываются по-разному, от чего возникает и разное отношение мальчиков и девочек к родителям.

Предметом исследования является эмоциональное отношение мальчиков и девочек из полных и неполных семей к своим родителям.

Объект - 11 детей, из которых 2 из неполных семей.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

- раскрыть влияние стилей родительского отношения на формирование личности ребенка;

- изучить особенности характера детей из неполных семей;

- охарактеризовать условия, способствующие правильному воспитанию детей из неполных семей;

- раскрыть методы психологической помощи неполной семье в воспитании детей;

В процессе исследования мною были использованы следующие методы: анализ научной литературы, анализ документации о составе семьи, методики «Рисунок семьи», «Семья животных», «Круги», статистические методы обработки полученных данных.

Базой исследования выступила школа № 1007 г. Москвы, 1 класс «А». Исследование проводилось в феврале 2007 года.

Глава I Проблематика отношения к детям в полных и неполных семьях

§ 1 Семья и её влияние на формирование личности ребёнка

Слово «семья» имеет несколько значений:

1. Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе. // перен. Группа, организация людей, спаянных дружбой и объединенных общими интересами.

2. перен. Род, поколение.

3. Группа животных, птиц, состоящая из самца, одной или нескольких самок и детенышей. // Общество пчел, состоящее из рабочих пчел, матки и трутней. // Группа растений одного вида, растущих рядом (часто имеющих общий корень, грибницу).

4. перен. Совокупность однородных, подобных один другому предметов, явлений.

5. перен. Группа родственных языков, объединенных общностью происхождения [32].

Из всего перечисленного, несмотря на то, что значение этого слова охватывает разные области, тонкой нитью проходит одно - это группа чего-то или кого-то, объединенного общей связью.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственность [37].

Второе определение более полно описывает предмет и задачи семьи. А чем является семья в современном мире? Из кого она состоит, и что она может дать ребенку? Имеет ли значение ее состав? Существуют ли различия в воспитании детей разными родителями? Имеет ли современная семья тесные связи, основанные на взаимной помощи и моральной ответственности? Попробуем остановиться на этом поподробнее.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Воспитание -- это очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Никогда не бывает так, чтобы один человек только давал, наставлял, действовал, а другой -- только пассивно все принимал. В действительности дают и принимают оба, то есть все, кто участвует в воспитательном процессе. Основа воспитания -- это не только педагогическое искусство или какая-то особая премудрость. Основа воспитания -- это взаимное доверие, симпатия, любовь воспитателя и воспитуемого [29].

Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Вопрос о природе родительских чувств с точки зрения обыденного сознания выглядит простым, са-моочевидным: родители главные и естественные воспитатели ребенка, их поведение детерминирует-ся врожденным инстинктом, потребностью в продолжении рода, а отсутствие или неразвитость родительских чувств -- не что иное, как нарушение или извращение этой универсальной био-логической и социально-нравственной нормы.

Так что же такое родительство? Спонтанные родительские чувства -- любовь к детям, чадолюбие? Или специфические родительские ценности, социаль-ные установки, более или менее осознанное отношение родите-лей к детям? Или социальные роли отца и матери? Или куль-турные символы отцовства и материнства, воплощенные в ми-фах, религии и т. п.? Или практика, стиль взаимоотношений реальных родителей и детей в данном конкретном обществе? [22]

Родительская любовь -- совершенно необходимое, но недостаточное условие благополучного развития ребёнка. Например, излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, -- приводят к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. К гиперопеке обычно склонны мамы, в одиночку воспитывающие ребенка и видящие в нем единственный смысл своей жизни. Отношения, складывающиеся по принципу «жить за ребенка», излишняя близость становятся тормозом на пути личностного роста обоих -- и подростка, и его мамы. Трудности другого рода возникают при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. Типичные ситуации: от ребенка требуют блестящих успехов в школе или проявления каких-либо талантов; ребенок как единственный близкий для матери человек должен посвятить ей все свое свободное время и др. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, подростки обычно утрачивают былую близость, потому что сами хотят решать, что им нужно, и бунтуют, отвергая навязываемые извне требования. Каковы реальные возможности и границы родительского влияния на формирование личности ребенка?

Первые психоло-гические и социологические исследования, убедительно пока-завшие значение отца как воспитательного фактора, были посвящены не столько отцовству, сколько эффекту безотцовщины. Сравнивая детей, выросших с отцами и без оных, исследователи обнаружили, что «невидимый», «некомпетентный» и часто невнимательный родитель на самом деле очень важен. Во вся-ком случае, его отсутствие весьма отрицательно сказывается на детях. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них, особенно у мальчиков, выше уро-вень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контак-ты со сверстниками. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебной успеваемости и самоуважении детей, опять же осо-бенно мальчиков. Таким мальчикам труднее дается усвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, поэтому они чаще других гипертрофируют свою маскулинность, проявляя агрессивность, грубость, драчливость, и т. д.

У неполных семей помимо отсутствия отца имеются и другие проблемы: материальные трудности, сужен-ный круг внутрисемейного общения, от которого немало зависят воспитательные возможности. Женщина-мать, лишенная муж-ской поддержки, часто психологически травмирована, что от-ражается и на ее отношении к детям. Имитируя отцовскую строгость и требуя от детей дисциплины, некоторые одинокие матери больше заботятся о формальном послушании, успевае-мости, вежливости и т. п., нежели об эмоциональном благопо-лучии ребенка. Другие, напротив, прямо признают свое бесси-лие. Третьи чрезмерно опекают детей, особенно единственных, пытаясь оградить их от всех действительных и воображаемых опасностей. Хотя такое невротическое чувство кажется беско-рыстным и даже жертвенным, оно крайне эгоистично и отрица-тельно сказывается на ребенке. Чрезмерно опекаемый, залас-канный ребенок сплошь и рядом вырастает пассивным, физи-чески и морально слабым или же начинает бунтовать. Как по-казывают психологические исследования, сильная зависимость от матери часто сочетается с чувством враждебности к ней. Иногда дети идеализируют отсутствующего отца и т. д. и т. п.

Оценивая потенциальный уровень и реальную степень роди-тельского влияния, нужно учитывать множество автономных факторов и ограничивающие эффективность родительского воспитания.

Возраст ребенка. В раннем детстве ключевой фигурой, как правило, бывает мать. Затем с ней сравнивается и иногда перевешивает ее влияние отец. Позже их обоих «теснят» сверст-ники и общественные институты социализации.

Пол ребенка. Как уже было показано, родители по-разно-му и с разным успехом воспитывают детей своего и противопо-ложного пола, причем для мальчиков внесемейное окружение важнее, чем для девочек.

Наличие других агентов социализации, как внутри семьи,
так и вне ее.

4. Специфические особенности межпоколенной трансмиссии культуры в данном обществе в данный исторический период (например, как велики различия в условиях жизни и ценност-ных ориентациях родительского поколения и поколения детей).

5. Амбивалентность самих родительских чувств и их соци-ально-психологических последствий.

6. Многочисленные и совершенно неизученные компенсатор-ные механизмы самой социализации, уравновешивающие или сводящие на нет многие воспитательные усилия; например, эф-фект встречной ролевой дополнительности, когда ребенок имеет перед глазами хороший родительский пример, но не вырабаты-вает у себя соответствующих навыков, так как семья в них не нуждается, родители все делают сами [41].

Проблемы эти весьма сложны и часто интерпретируются прямо противоположным образом, особенно на уровне глобальных теорий. С точки зрения психоанализа ослабление отцов-ской власти в семье -- величайшая социальная катастрофа, по-скольку вместе с отцовством оказались подорваны все внеш-ние и внутренние структуры власти, дисциплина, самооблада-ние и стремление к совершенству. «Общество без отцов» озна-чает демаскулинизацию мужчин, социальную анархию, пассив-ную вседозволенность и т. п.

Личность развивается и меняется на протяже-нии всей жизни, под влиянием множества разных людей и об-стоятельств.

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. Конфликтная ситуация между родителями - различные подходы к воспитанию детей.

Первая задача родителей - найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

Во взаимодействии взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) - взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!», «Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!».

Всем будущим и нынешним родителям следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание, каким бы справедливым по сути оно ни было, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истиной родительской любви, формула принятия - это не «люблю, потому что ты - хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть» [31].

Контакт с ребенком на основе принятия становится наиболее творческим моментом в общении с ним. Уходит шаблонность и стереотипность.

Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие дает возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца».

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания [50]. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

1. Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

2. Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

3. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

4. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

§ 2 Особенности отношения и поведения мамы и папы

Мы имеем дело с двумя разными со-циальными институтами -- отцовством и материнством. В чем же состоят и чем детерминируются их различия и специфиче-ские функции?

Соотношение отцовства и материнства -- один из аспектов более общей полоролевой дифференциации, имеющей не только социальные, но и биологические предпосылки. Традиционная модель половой дифферен-циации, подчеркивающая имманентную «инструментальность» мужского и «экспрессивность» женского поведения, покоилась в первую очередь на разделении в несемейных и внутрисемейных, а также отцовских и материнских функций. Биосоциальный под-ход кажется в данном случае более плодотворным, нежели чисто социологический, особенно если формулировать его до-статочно осторожно. Биосоциальный подход не утверждает генетического предопределения полового разде-ления труда, он указывает лишь, что биологические предпосыл-ки формируют то, чему мужчины и женщины учатся и насколь-ко легко они овладевают той или иной деятельностью. Иными словами, врожденные свойства формируют рамки, в которых происходит социальное научение, и влияют на легкость, с ка-кой мужчины и женщины обучаются (или разучиваются) пове-дению, которое общество считает нормативным для их пола [22].

Теперь поподробнее рассмотрим роли отца и матери в жизни ребёнка.

Материнство

Какова же роль матери в жизни ребёнка? Ограничивается ли она лишь тем, чтобы выносить и выкормить его или же мать - нечто большее в моральном, духовном и нравственном смысле?

Афанасьева [3] считает, что мать является самым первым воспитателем и са-мым первым наставником ребенка, именно от нее зави-сят счастье и будущее величие, обходительность и обра-зованность, справедливость, разум и вера ее маленьких детей.

Отсутствие или недостаток материнской ласки, любви очень часто является причиной появления у ребен-ка не только целого ряда отрицательных, а то и просто тяжелых психических состояний, начиная от чувства незащищенности и кончая озлобленностью, но и чисто физических недомоганий, и даже гибели ребенка. Какими бы ни были прекрасными условия, в которых воспитываются дети-сироты или дети, которых остави-ла мать, эти дети, подрастая, ищут мать -- самое дорогое, близ-кое и родное существо. Маленький ребенок должен видеть в матери близкого друга, надежного защитника, доверять ей и ничего не утаивать от нее.

Священная обязанность, возложенная на матерей, настолько важна, что им не следует допускать ничего, что могло бы помешать ее осуществлению.

Что же есть такое в матери, от чего ребенку так хорошо, спо-койно, уютно с ней? Чем, какими средствами мать завоевывает любовь ребенка, почему мать становится для него самым доро-гим существом? Многие авторы утверждают, что это прежде всего любовь к ребенку и... всегда любовь к ребенку. Эта любовь многогранна. Это и защита ребенка, и забота о нем, и внимание, и беспокойство, и многое другое. необходимо признать, что любовь матери, особые отно-шения, которые устанавливаются между ней и ребенком, являются одним из факторов нормального развития эмоциональной сферы и, следовательно, всей жизни ребенка Аркин Е. А. Ребёнок в дошкольные годы. М., 1986, с. 193.

Выкармлива-ние и уход за маленькими детьми повсеместно составляет обя-занность женщины, составляя самую сущность материнства [3].

Что касается женской теплоты и отзывчивости, то они могут быть результатом разной социа-лизации мальчиков и девочек, Само понятие «материнского инстинкта» не следует понимать однозначно и буквально.

В привычной нам культурной среде материнство -- одна из главных ипостасей женского стереотипа, а социальные характе-ристики материнской роли очерчены гораздо определеннее, чем отцовской, и ей приписывается большее значение в деле пер-вичной социализации.

О тесной близости и решающей роли матери в выхаживании и воспитании ребенка до пяти-семилетнего возраста единодуш-но свидетельствуют как этнографические, так и исторические данные. Даже если мать заменяется нянькой или кормилицей, что бывало доволь-но часто, это не меняет принципиального различия мужских и женских функций. Роль отца всюду выглядит более проблема-тичной.

Так в чём же величие и подвиг человеческой матери? [3] По всей вероятности, в разумности, преднамеренности, избирательности поведения, которые определяют и количество детей, коими обзаводится женщина, и качество исполнения ею материнских обязанностей. Мы в отличие от всего сущего сами принимаем решения: быть матерью или нет и как исполнять свои обязанности. Чего и сколько отдавать детям из имеющихся у нас возможностей, сил, времени, чувств, средств.

Эти обстоятельства стоят перед современной женщиной вопрос о её высокой ответственности за добровольно сделанный выбор. И поэтому, может, впервые мы стремимся оценить: кто и для чего обзаводится ребёнком?

Всяческого уважения заслуживают женщины, что, преодолевая трудности, невзгоды, растят детей без страха, без корысти, ради них самих, ради того, чтобы оставить лучших заместителей после себя на этой земле. Но есть и такие матери, что святой акт - появление ребёнка - делают средством достижения каких-то далёких от любви к детям целей.

Материн-ство необходимо оценивать по особой мерке, прежде всего не как физиологический акт, но как явление нрав-ственного порядка каждой здоровой женщине дана возможность стать родительницей, но не каждой -- хорошей матерью. И все же мать -- начало нашего характера.

Противоречие, возникающее в идеальном образе матери, как раз и заключается в том, что для лучшего исполнения своей задачи жен-щине нельзя целиком сосредоточиваться только на этой миссии. Хорошая мать не может быть человеком, замкнутым только на своих детях. Ее душа должна быть открыта болям и радостям людей близких и дале-ких; должна быть неравнодушна к несправедливости, творящейся в мире, даже если ее собственные дети вполне благополучны.

Мать должна бы учить детей прежде всего самосохранению, умению выжить и лучшим образом приспособиться к существующим условиям бытия. А в реальности мы преклоняемся перед матерями, которые учат детей не щадить себя во имя чужого благополучия.

В идеале мать -- ведущая, наставница, руководительница их жизни. А дети -- ведомые, исполнители ее воли и наказов всегда и во всём. Но мы ценим ту мать, что, не теряя ни любви, ни авторитета у своих детей, становится их помощницей, принимает их правду и веру, даже если они отличаются от ее устоявшихся воззрений и привычек [3].

Меняется роль матери - на общении с детьми сказывается «эмансипационная маскулинизация» женского поведения, т.е. женщина стремиться доминировать над мужем и над детьми. В гармоничной же семье мать с раннего возраста обучает ребенка тому «как», а отец - тому «что»; отец учит детей быть «кем-то», а мать - «кем-то для кого-то» [14].

Фурутан [44] писал, что некоторые матери уделяют слишком мало внима-ния и тепла своим детям, устают от общения с ними (хотя это может и не отражать их истинные чувства). В свою очередь дети, не встречая понимания со сторо-ны матери, обращаются за советом к другим людям. В ре-зультате теряется взаимопонимание, контакт, близость и дружба между матерью и ребенком становятся невоз-можными.

Родителям следует по мере своих сил и способностей удовлетворять любо-пытство ребенка, проявлять интерес к его мыслям и переживаниям, постоянно использовать любую воз-можность для бесед с ним. К сожалению, дружба и при-вязанность легко разрушаются суровым наказанием, грубым тоном, поэтому следует избегать любых дей-ствий, которые могут отдалить ребенка от матери. Если между матерью и ребенком установятся близкие отношения и они достигнут взаимопонимания, то ребе-нок, видя в матери неиссякаемый источник любви и тепла, будет делиться с ней своими сомнениями, тре-вогами, переживаниями.

Милосердная, добрая и сострадательная мать всег-да разговаривает с детьми с теплотой, предпочитая мягкий и спокойный тон грубому, ранящему сердце ре-бенка, подобно стрелам. Воспитывая ребенка, направ-ляя его действия, матери необходимо также постоянно принимать все меры, чтобы не терять чувства собствен-ного достоинства.

Мать никогда не должна выдвигать властные, же-стокие и нелогичные требования для того, чтобы под-держать свое положение и достоинство. Но в то же время ей ни в коем случае нельзя потакать неразумным запросам детей.

Отцовство

Откуда она взялась, чем обусловлена главенствую-щая роль мужчины в семье, какие особые заслуги обе-спечили ему это положение? Природные, исторические, социальные? Живут ведь и растят детей вдовы, безмуж-ние женщины, и не пропадают без помощи мужчин. Дом без матери -- сирота, холодная пустыня, а без отца -- нет [3].

Чувство отцовства, видимо, приходит позже и не в той форме, что у женщин. Потому что в отличие от материнства, со-стояния скорее бессознательного, во многом инстинктив-ного, отцовство -- явление скорее мировоззренческого характера, нежели чувственного. Оно свидетельствует не только, а вернее, не столько о физической зрелости, сколько о духовной и социальной, отцовский дар в ярком выражении встречается крайне редко. Нередко мужчины не хотят де-лить внимание и любовь жены ни с кем, даже с соб-ственным потомством [52].

Что такое современный мужчина дома? Мужчина -- воин-повелитель-хо-зяин-добытчик? Кормилец -- таковой была вековая роль и миссия мужчины. Она во многом и определяла его позиции, его привилегии в собственном доме, кстати, построенном ли-бо его руками, либо на заработанные им деньги. Власть -- привилегия в семье обычно со-прягалась с властью -- ответственностью за ее благопо-лучие [53].

Что делает мужчину хорошим отцом? Иные высокооплачиваемые мамы, чтобы сохранить достигнутый материальный уровень, пытаются даже «приспособить» низкооплачиваемого супруга к роли няньки у малыша. Пытаясь преодо-леть уклонение отцов от участия в воспитании детей, муж-чин побуждают cтать матерями. Естественно, муж может и должен помогать жене в уходе за детьми, но заменить ее вряд ли сможет даже самый обученный и подготовленный мужчина. У него есть своя, специфическая роль. И состоит она в том, чтобы быть мужчиной, мужем, родителем муж-ского пола, а это значит, что он несет ответственность за формирование у сыновей понятия о том, как относиться к жизни по-мужски, то есть думать, чувствовать и посту-пать так, как это делает он сам.

Добровольное или искусственное отключение отца от важнейших домаш-них трудов и забот решительно сказывается на его се-мейном статусе, на его авторитете. Тут, как ни крути, видна прямая зависимость; легче заботы -- легковесней положение.

В современной семье отец все больше выступает как партнер матери по воспитанию детей, беря на себя возрастающую долю заботы о них. В патриархальном обществе отцу отводиться роль «палача», приводящего в исполнение приговор матери. Прогрессивная тенденция заключается в том, что роль отца как главы семьи сменяется ролью более уравновешенного, стабильного, сильного друга жены и детей: от него ожидается сдержанность в проявлении чувств при безусловном наличии этих чувств, справедливая и беспристрастная оценка положительных и отрицательных событий [15].

Первое и главное каче-ство хорошего отца заключается в том, чтобы являть со-бой прекрасный образец мужчины. Вообще подобное качество он приобретает, как правило, задолго до того, как стать отцом, и это единственная гарантия, что время, которое мужчина уделяет своим детям, действительно не-обходимо им.

Именно в общении с отцом мальчик учится быть мужчи-ной, приобретает типично мужские черты характера, при-чем сделать это ему нетрудно -- достаточно лишь подра-жать взрослому. А не будь мужчины в семье, мальчику многого недоставало бы, потому что матери может подра-жать только дочь. Тем не менее и девочка, когда в ней начинает пробуждаться женственность, способна многому научиться у отца. У неё складывается точное представление о том, что собой представляет мужчина в домашней жизни, и она узнает, как мужчины относятся к женщинам, являясь невольным свидетелем повседневных взаимоотношений мамы и папы. Она понимает природу мужчины, наблюдая множество тонких нюансов в поведении родителей. Напри-мер, супруг, который вносит в семью уверенность и покой, дает своим детям представление о мужчине совсем иное, нежели муж, что ищет в жене опору. Точно так же отец се-мейства, часто ссорящийся со своими родителями или род-ственниками жены, непременно подаст детям дурной при-мер вместо того, чтобы научить их относиться к родным с любовью и уважением. Это уроки первостепенной важно-сти и для мальчика, и для девочки. Они имеют огромное значение для будущей их половой и семейной жизни. Ни-что из того, что они узнают впоследствии из книг и учеб-ников, не оставит большего следа в их сознании, не по-влияет так на их чувства. Вот почему хороший отец дол-жен быть прежде всего образцом настоящего мужчины и уже потом -- идеального мужа.

Быть отцом означает также хотеть и уметь обра-щаться с ребенком. Обычно характер взаимоотношений отца с сыном отра-жает основные черты личности родителя. Как известно, отцы бывают разные -- грозные, готовые лишь греметь и бушевать; простые и обходительные; суровые и властные; общитель-ные и веселые; вечно во всем сомневающиеся скептики либо энтузиасты, живущие только своей работой; болезненные, озабоченные и робкие; всегда готовые посмеяться либо во-обще никогда не улыбающиеся. Эти своеобразные черты личности отца определяют характер его отношений с ре-бенком в гораздо большей мере, нежели время, которое он ему уделяет.

Если муж-чина, являясь яркой личностью, готов поделиться с детьми своими знаниями и опытом, несомненно, это хороший отец, если же он идет на жертву, соглашаясь отправиться с детьми в цирк, а там оказывается беспомощным в шумной толпе, проку от него мало.

Бывает, отец старается уделить своим детям много внимания, чтобы они, набравшись его знаний и опыта, смогли бы достичь большего, нежели он. Но это означает скорее, что он лишь проявляет свою досаду на не удачно сложившуюся жизнь и уязвленное тщеславие, нежели любовь к детям и окружающим. В то же время идти на непрестанные жертвы ради будущего своих детей, да к тому же делать это демонстративно,-- значит обнаруживать беспомощность и комплекс вины, а не надежно утверждать собственное достоинство, чему могли бы подражать дети. Иными словами, то, что мы даем нашим детям, гораздо важнее того, сколько мы даем им.

Отчего же случаются промашки в воспитании детей? Чем же так незаменима роль отца? В первую очередь отцы, либо вообще не следят за поведением своих детей, либо не уделяют достаточного внимания их воспитанию. В основном они проводят все время на службе и возвращаются домой уставшими, только с одной целью: отдохнуть и восполнить растраченную за день энергию.

Если в доме заботу о детях берет на себя одна мать, а участие и сотрудничество отца, который оказывав большое влияние на детей (особенно сыновей), невели-ко, то такую семью можно уподобить человеку, пытающемуся устоять на одной ноге.

Отец, который непростительно мало общается с ре-бенком, посвящая все свое время интересам вне дома, делает серьезную ошибку. Лишения и нужда воспитали в нем дух трудолюбия, но, к сожалению, это природное качество не приносит семье ничего, кроме огорчений, и если другие люди видят в нем воспитанного, образо-ванного человека, хорошего работника, то его соб-ственные дети знают его как человека, который ими пренебрегает, уклоняется от общения с ними.

Очень важно, чтобы отцы не устранялись от воспи-тания детей. Они должны считать своей первейшей обязанностью уделять внимание детям и в соответ-ствии со своими возможностями принимать участие в их воспитании и обучении.

Недостаток внимания со стороны отца влияет на поведение детей вне дома, которое, как правило, бы-вает прямым следствием подобного отношения к де-тям. Он часто не имеет представления о том, с кем об-щается его ребенок, какие у него отношения со сверст-никами, что он делает во время отдыха и развлечений.

Не зная, чем занимаются его дети в семье, отец, без сомнения, будет оставаться в неведении и о том, как они ведут себя вне дома.

На первом месте у отцов всегда должна стоять семья, и важнейшей обязанностью отца является воспитание и обучение де-тей. А это гораздо большая ответственность [44].

Мужчина, созревший для вступления в брак и готовый к отцовству, не считает, что дети могут обременить его больше, чем он ожидает. Отец, принимающий живое участие в жизни своих детей, быстро становится их другом, и чувство отцовской ответственности дополняется гордостью тем, что он живет в полном согласии со своими детьми [3].

§ 3 Полная и неполная семья

Что же такое неполная семья и каковы ее основные разновидности?

Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [37]. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей -- это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.

Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка [17].

Классификация, которую мы рассмотрим, было предложена Е.Т. Соколовой [38]. Обобщив опыт своей работы в психологической консультации, она выделила следующие стили отношений "мать - ребенок": сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

Одним из выделяемых стилей является сотрудничество. При этом стиле отношений в общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими высказываниями. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Мать побуждает ребенка к активности. Данный стиль отношений наиболее благоприятный при воспитании детей в неполных семьях. Ведь ребенку необходима поддержка, чувство защищенности, любовь, а мама единственный человек, который может дать это в условиях неполной семьи.

В общении в таких семьях матери стараются установить равенство позиций. Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Ребенок является активным субъектом самовоспитания. Мать может стать властителем души своего ребенка лишь в той мере, в какой ей удается пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях, собственном совершенствовании. В свою очередь ребенок оказывает несомненное воспитывающее воздействие на маму. Под влиянием общения с собственным ребенком, включаясь в разнообразные формы общения с ним, мама изменяется в своих психологических качествах, ее внутренний мир заметно трансформируется.

Другим стилем отношений "мать - ребенок" является изоляция. При данном стиле воспитания в семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с матерью. Если в неполной семье сложился именно этот стиль отношений, то ребенку будет очень трудно справиться с возникающими у него проблемами. Ребенок будет расти замкнутым, скрытным, это может повлечь за собой возникновение проблем в общении со сверстниками, в обучении и в процессе развития в целом. Матери следует строить общение с ребенком на желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, чувствование эмоционального состояния, внутреннего мира ребенка, происходящих в нем изменений, особенностей его душевного строя - все это создает основу для глубокого взаимопонимания между ребенком и матерью в любом возрасте.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты