|
Психологические особенности поведения детей с вегетососудистой дистонией
Психологические особенности поведения детей с вегетососудистой дистонией
СОДЕРЖАНИЕ - ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ВЕГЕТОСОСУДИСТОЙ ДИСТОНИЕЙ
- 1.1 Предрасполагающие факторы вегетососудистой дистонии у детей
- 1.2 Психологические особенности поведения детей с вегетососудистой дистонией
- ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ СИНДРОМА ВЕГЕТОСОСУДИСТОЙ ДИСТОНИИ У ДЕТЕЙ. ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ
- 2.1 Профилактика вегетососудистой дистонии у детей
- 2.2 Психокоррекция вегетососудистой дисфункции у детей
- ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ВЕГЕТОСОСУДИСТОЙ ДИСТОНИЕЙ
- 3.1 Организация проведения исследования психологические особенности поведения детей с вегетососудистой дистонией
- 3.2 Анализ полученных результатов
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- ПРИЛОЖЕНИЕ 2
- ПРИЛОЖЕНИЕ 3
- ПРИЛОЖЕНИЕ 4
- ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Вегетативные нарушения являются одной из актуальнейших проблем современной науки, что, прежде всего, обусловлено их значительной распространенностью. По данным эпидемиологических исследований, 80% детей страдают теми или иными нарушениями, клинически проявляющимися в виде вегетативной дисфункции. Кроме того, вегетативная нервная система (ВНС) принимает активное участие в процессах адаптации и патогенезе большинства соматических заболеваний, поэтому оценка ее состояния играет важную роль в комплексной терапии практически любой соматической патологии ребенка. Изучение психологических особенностей поведения детей с вегето-сосудистым синдромом позволит специалистам выявлять начальные этапы заболевания и тем самым совершенствовать меры профилактики ВСД у детей, т.к. наряду с медикаментозной терапией при лечении вегетативно-сосудистого синдрома широко применяется психотерапия, целью которой является устранение патологической симптоматики. Методы психотерапии разнообразные - это и внушение, и гипноз, и убеждение, и использование групповых занятий, а вегетативные расстройства практически всегда возникают как реакция человеческого организма на стресс.Профилактика и лечение вегетативной дисфункции должны начинаться в детстве. Ошибочно мнение, что вегетативная дисфункция является состоянием, отражающим oсoбeннoсти растущего организма, кoтoрoe со временем сaмoстoятeльнo проходит. Возникшая в детском или подростковом возрасте вегетативная дисфункция, является неблагоприятным фоном и предвестником многих заболеваний.Анализ научно-методической литературы, исследований таких ученых как, Мясищев В.Н., Личко А.Е., Иванов Н.Я. Меннингер К.,Никифоров Г.С., Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А., Александер Ф., З. Александер Ф., Селесник Ш., Анастази А., Урбина С., Баканова И.В., Зейгарник Б.В., Безносюк Е.В., Соколова Е.Д., С.С. Корсакова., Березанцев А.Ю., Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С., Бройтигам В., Кристиан П., Рад М., Бурлачук Л.Ф. свидетельствует о том, что в настоящее время активизируется работа по проблеме, она освещается в сериях научно-популярных изданий, в психодиагностической, педагогической и методической периодике.Достаточно серьезное внимание к этой проблеме не случаен, так как вегетативная дистония у детей развивается под действием различных факторов, таких как: эмоциональные стрессы; в периоды гормональной перестройки организма (половое созревание); при смене климатических зон; при физических или умственных перегрузках; при обострении неврологических, эндокринных, соматических заболеваний; при невротических расстройствах; при наследственной предрасположенности.Цель исследования: выявление психологических особенностей поведения детей с вегетососудистой дистонией.Объект исследования дети с вегетососудистой дистонией.Предмет исследования: поведение детей с вегетососудистой дистонией. Гипотеза исследования включает следующие положения:- особая ситуация развития детей страдающих вегетососудистой дистонией, влияет на их психологическое поведение;- факторами психологических особенностей поведения больных детей являются неудовлетворенность ситуацией в семье и школе, трудности в общении со сверстниками (внешние факторы); неприятие собственной внешности, повышенная тревожность, низкая оценка качества жизни и счастья (внутренние факторы).Задачи исследования:1. Анализ исследуемой проблемы в психологической науке.2. Организовать исследование психологических особенностей поведения детей с вегетососудистой дисфункцией.3. Определить психологические особенности поведения детей с вегетососудистой дистонией в Детском отделении Городской больницы №1 Лазаревского района, Города Сочи. 4. На основе полученных результатов разработать практические рекомендации по психокорекции поведения детей с психологических особенностей поведения детей с ветососудистой дисфункцией.Методы исследования изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, использование следующих методик изучения психологических особенностей поведения и качеств личности ребенка: наблюдение за поведением детей с ВСД; тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев); методика «Шкала самоуважения» (М. Розенберг) для изучения самоуважения и защитных механизмов; проективная методика «Рисунок человека» К. Маховер; тест «Уровень тревожности ребёнка».На разных этапах исследования использован комплекс методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: научный анализ философской, психологической и педагогической литературы, методы теоретического анализа (моделирование, проектирование), опросные методы (анкетирование, интервьюирование, беседа), диагностические методы (тестирование, экспертная оценка, самооценка), прямое, косвенное наблюдение, констатирующий и формирующий эксперимент, методы математической статистики и обработки результатов исследования.Экспериментальная база исследования. Экспериментальная часть исследования была организована в Детском отделении Городской больницы №1 Лазаревского района города Сочи.Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: - предложены мероприятия по профилактики вегетососудистой дистонии у детей;- определены меры физической нагрузки детей с вегетососудистой дистонией.Практическая значимость исследования:- даны рекомендации по профилактике вегетососудистой дистнонии у детей.- сформулированы основы психокоррекции поведенческих особенностей детей с вегетососудистой дистонией.Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются четкостью исходных методологических и теоретических позиций; логикой научного исследования; рациональным сочетанием теоретической и экспериментальной частей исследования; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; широкой базой опытно-экспериментальной работы; контрольным сопоставлением полученных результатов с имеющимся в практике работы ВУЗа опытом; подтверждением гипотезы и основных положений настоящего исследования.Работа состоит из трех глав, введения и заключения. Во введении определены цели, задачи, гипотеза и методология работы. Первая и вторая глава - теоретическое исследование проблемы поведенческих особенностей детей с вегетососудистой дистонией. Третья глава - экспериментальное исследование психологических особенностей поведения детей с вегетососудистой дистонией. В заключении сделаны выводы по исследованию. ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ВЕГЕТОСОСУДИСТОЙ ДИСТОНИЕЙ1.1 Предрасполагающие факторы вегетососудистой дистонии у детейВегетососудистая дистония или синдром вегетативной дистонии, - очень часто встречающаяся проблема. Вегетососудистая дистония у детей - это исключительно системное заболевание, то есть проблема всего организма (в силу строения самой вегетативной нервной системы). Локальных проблем, болезней в организме вообще не бывает, есть лишь локальные симптомы или синдромы скрытых системных нарушений. Вегетативная нервная система (ВНС) или, иначе, автономная нервная система, висцеральная нервная система - это отдел нервной системы, регулирующий деятельность внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов. Вегетативная нервная система регулирует состояние внутренней среды организма, управляет Обменом веществ и связанными с ним функциями дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения и размножения. Деятельность вегетативной нервной системы в основном непроизвольна и сознанием непосредственно не контролируется, отсюда и название «вегетативная», то есть растительная, не зависящая от сознания. Название «автономная» связано с ее условной анатомической независимостью от других отделов нервной системы и с ее функциями - она решает автономные, внутренние проблемы в организме. Название "висцеральная" связано с тем, что эта часть нервной системы «обслуживает» органы (латинское viscerus - орган). ВНС состоит из двух структурно-функциональных отделов: сегментарно-периферического, обеспечивающего вегетативную иннервацию отдельных сегментов тела и относящихся к ним внутренних органов, и центрального (надсегментарного), осуществляющего интеграцию, объединение всех сегментарных структур, подчинение их деятельности общим функциональным задачам целого организма. Сегментарно-периферический отдел состоит из двух относительно самостоятельных частей - симпатической и парасимпатической, согласованная деятельность которых обеспечивает тонкую регуляцию функций внутренних органов и обмена веществ. Симпатические центры расположены в специальных отделах спинного мозга и через сеть околопозвоночных ганглиев (нервных узлов) и периферических нервных волокон связаны с внутренними органами. Парасимпатические центры расположены в специальных центрах стволовой части головного мозга (его основание) и отчасти в крестцовой части спинного мозга. К центральным надсегментарным вегетативным структурам относятся дыхательный и сосудодвигательные центры в стволе головного мозга, гипоталамус и лимбическая система в основании мозга. Гипоталамическая область регулирует сердечнососудистую деятельность, температуру тела, работу желудочно-кишечного тракта, мочеиспускание, половую функцию, все виды обмена веществ, эндокринную систему, сон и др. Лимбическая система не только контролирует вегетативные функции, но существенно определяет вегетативный «профиль» человека, его общий эмоционально-поведенческий фон, работоспособность и память, а также осуществляет взаимодействие вегетативной и соматической нервной системы. Соматическая часть нервной системы и высшие анализаторы в коре головного мозга как раз и относятся к невегетативной части нервной системы и осуществляют анализ информации, контроль двигательной активности, температурную, тактильную и другие виды чувствительности, всю сознательную (не вегетативную, то есть не растительную) деятельность. Теперь, имея представление о строении и функциях вегетативной нервной системы, мы представляем, какие симптомы и жалобы могут быть у ребенка, имеющего неполадки в этой системе. Естественно, они могут быть практически любыми, и их может быть много. Также мы понимаем, что означает термин вегетодистония - нарушение нормального тонуса, а соответственно, и функций вегетативной нервной системы. Почему эта проблема называется еще и вегетососудистой дистонией? Потому что вегетативная нервная система, пронизывающая весь организм, тесно взаимодействует с сосудистой системой, также пронизывающей весь организм. Большинство вегетативных эффектов в организме осуществляется через изменение сосудистого тонуса, кровообращения, как в целом, так и в отдельных тканях и органах. Поэтому дисфункция вегетативных структур, как правило, сопровождается сосудистыми нарушениями, а точнее, нарушением адекватности сосудистого тонуса в ответ на предъявляемые требования внутренней и внешней среды. Следует отметить, что многие, особенно хронические, заболевания сопровождаются симптомами вегетативной дисфункции. Объясняется это просто. Во-первых, перенапряжением вегетативных структур, во-вторых, нарушением их питания из-за болезни органов, в некоторых случаях - еще и их хронической интоксикацией. Единой классификации вегетососудистой дистонии у детей до сих пор не существует. В зависимости от изменений со стороны сердечнососудистой системы и изменений артериального давления, вегето-сосудистую дистонию у детей подразделяют на типы:- нормотензивный или кардиальный (сердечный) тип, проявляющийся болями в сердце или связанный с различными нарушениями сердечного ритма; - гипертензивный тип, характеризующийся повышенным давлением в состоянии напряжения или покоя; - гипотензивный тип, характеризующийся пониженным давлением, сопровождающимся слабостью, утомляемостью, склонностью к обморокам. В зависимости от преобладания активности симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, выделяют симпатикотонический, парасимпатикотонический и смешанный типы вегетососудистой дистонии у детей. По характеру течения вегетососудистая дистония у детей, может быть перманентной (с постоянно присутствующими признаками болезни; развивается чаще при наследственной природе заболевания), приступообразной (протекать в виде, так называемых, вегетативных приступов) или латентной (протекать скрыто). Вегетативные приступы (вегето-сосудистые кризы, панические атаки), у детей обычно не наблюдаются, и начинаются в более зрелом возрасте. Если в работе вегетативной системы преобладает активность симпатического отдела вегетативной нервной системы, то возникает, так называемый, симпатоадреналовый приступ (криз). Обычно он начинается с головной боли или боли в области сердца, сердцебиения, покраснения или бледности лица. Поднимается артериальное давление, учащается пульс, повышается температура тела, появляется озноб. Иногда возникает беспричинный страх. Если в работе вегетативной нервной системы ребенка преобладает активность парасимпатического отдела, то развивается, так называемый, вагоинсулярный приступ (криз), характеризующийся общей слабостью, потемнением в глазах. Появляются потливость, тошнота, головокружение, снижается артериальное давление и температура тела, замедляется пульс. Переутомление, волнение, психоэмоциональные стрессы вызывают учащение приступов. После криза в течение нескольких дней может оставаться чувство разбитости, общего недомогания, слабости. Чаще всего проявления приступов смешаны, поэтому указанное деление их на различные виды (симпатоадреналовый, вагоинсулярный) условно, но подход к лечению одинаков. 1.2 Психологические особенности поведения детей с вегетососудистой дистониейПониженная активность в школе, отлынивание от домашних дел, отсутствие энтузиазма при выполнении домашнего задания - все это не обязательно говорит о том, что ребенок лентяй или недобросовестный ученик. Помимо особенностей нрава, есть и другие причины такого «необразцового» поведения ребенка, физиологические. Например, вегетососудистая дистония. Ей подвержено большинство наших детей. Помимо слабости, вялости, повышенной утомляемости ей свойственны и другие проявления. Она может вызывать головные боли, головокружения, обморочные состояния, боли в животе, проблемы с кишечником, сбои в работе сердечно-сосудистой системы, недомогания, связанные с изменениями погоды. Но для того, чтобы отличить симптомы вегетососудистой дистонии от приступов воспаления хитрости, вам необходимо знать, что это за заболевание. Помимо всего вышеперечисленного, еще одним признаком ВСД является чувство нехватки воздуха или, как его еще называют, чувство неполного вдоха. Этот симптом, даже при отсутствии всех других уже говорит о том, что у ребенка вегетососудистая дистония. Вегетативная нервная система отвечает за работу внутренних органов, путем передачи нервных импульсов. Нарушения в работе этой системы и называются вегетососудистой дистонией. Вегето-сосудистоя дистония - это врожденная особенность строения вегетативной системы. В этом смысле большую роль играет наследственность. Если у родителей есть вегетососудистая дистония, проявляющаяся теми или иными симптомами, то вполне вероятно, что у ребенка тоже будет предрасположенность к ней. Возникновение вегетососудистой дистонии могут вызвать перенесенные мамой во время беременности заболевания, стрессы (угроза прерывания беременности), а также патология в развитии плода и гипоксия плода, частые простудные заболевания у ребенка в период от года до трех. Хорошую почву для проявления симптомов вегетососудистоя дистония создают условия гиперопеки, в которых растет малыш. Тепличные дети испытывают гораздо больше стрессов в садике и школе, чем обычные. А стресс - это тоже один из факторов, вызывающий заболевание. К счастью, все проявления вегетососудистой дистонии носят функциональный характер. Это означает, что при своевременном и правильном лечении от них можно избавиться. Конечно, полностью вылечить вегетососудистую дистонию невозможно, поскольку это особенность строения организма, такая же, как цвет глаз и количество волос, но облегчить состояние ребенка, улучшить качество его жизни, не допустить развитие симптомов в дальнейшем вполне достижимая цель. Среди детей школьного возраста вегетососудистой дистонией страдает 80%. Это связанно с тем, что школа так же является своего рода источником для стрессов и треволнений. Особенно, если ребенок относится к детям с повышенным чувством ответственности и слишком серьезным отношением к учебе. Как правило, это круглые отличники, старосты, прилежные ученики, для которых тройка - несмываемое пятно позора на всю оставшуюся жизнь. Такие школьники испытывают стресс практически на каждом уроке. «Вдруг не отвечу», «вдруг не получу» - подобные мысли и вызывают нежелательное волнение. Следующая группа риска - дети, подверженные чрезмерным активным нагрузкам, продиктованным извне - бассейн, теннис, музыкальная школа, танцы, английский и прочие занятия, которые родители выбирают, сами не учитывая пожелания ребенка. Такие нагрузки тоже являются причиной возникновения вегетососудистой дистонии. Собственно они и вызывают такое ее проявление как повышенная утомляемость. Часто родители недоумевают по поводу того, что ребенок устает на уроках физкультуры в школе и отказывается заниматься, и в то же время бодро бегает долгое время во дворе со сверстниками. Но разница заключается в том, что беготня во дворе для ребенка - развлечение, а те же занятия на уроках физкультуры - непомерный труд. Именно непомерный, поскольку у детей с вегетососудистой дистонией зачастую компенсаторные способности организма настолько малы, что даже незначительные физические нагрузки приводят их в состояние полной утомленности. Ведь ребенок тем и отличается от взрослого, что сам дозирует себе нагрузку. Бегает и прыгает тогда, когда может и хочет этого. Родители должны обязательно это учитывать. Но по большому счету, перед тем как ругать ребенка за то, что он ничего не хочет делать и непременно вырастет тунеядцем, задумайтесь сначала над тем, что возможно у него просто проблемы со здоровьем и посетите врача. Собственно адекватное отношение родителей к болезни ребенка составляет основу успешного лечения. Именно поэтому лечение вегетососудистой дистонии всегда сопровождается работой психолога. Как с детьми, так и с родителями. В силу того, что мама и папа зачастую много не знать об этом заболевании, они могут не принимать нужные меры или делать то, чего категорически делать нельзя. А между тем, очень важно, чтобы родители знали, что у ребенка с ВСД вполне может развиться психовегетативный синдром. На фоне общего состояния возникают и психологические проблемы. Это влечет за собой конфликты и в семье, и в школе, и во дворе со сверстниками. Родителям нужно знать как себя вести в этой ситуации. Не следует окружать ребенка чрезмерной опекой или наоборот, оставлять совершенно без внимания по причине хронической занятости. Понимать, что повышенная утомляемость - это не его прихоть. Иными словами, у них должна выработаться адекватная реакция на это заболевание. Ведь слишком серьезное отношение к ней тоже вредит малышу. Бывают родители, которые сами страдают повышенной тревожностью и впадают в панику каждый раз, когда у ребенка кольнуло сердце. Это приводит к тому что ребенок сам начинает думать, что он ужасно болен и полностью входит в эту роль. Он прячется в эту болезнь, недомогая при каждом мало-мальски значимом конфликте. Другие родители, узнав что ребенка не следует перетруждать, ограждают его от какой - либо физической активности вообще. Этого нельзя делать поскольку ВСД не терпит гиподинамии. Родители должны постараться организовывать ребенку возможность двигаться, когда он этого хочет. Увлечь его, заинтересовать подвижными играми, сделать так, чтобы он получал от них удовольствие. Возможно, ему не стоит посещать школьные занятия по физкультуре в полном объеме, но их вполне можно заменить индивидуальными занятиями по ЛФК. Родителям нужно понять, что с одной стороны ВСД, конечно же, проблема, но в то же время она вполне решаема, если правильно к ней подойти. Для того, что бы лечение было успешным, очень важно пройти курс лечения полностью. Он длительный, и не у всех хватает терпения и выдержки довести дело до конца. Чаще всего, когда просишь пациента прийти в следующий раз через полгода, он не возвращается. А между тем, отсутствие симптомов совсем не повод думать, что все в порядке. До периода формирования половой системы лечение прекращать нельзя. Это очень важно, поскольку потом это сделать будет гораздо сложнее. Чаще всего в таких случаях симптомы ВСД перетекают в хронические заболевания и доставляют в последующей жизни много проблем. Например, если в период полового созревания возникали состояния гипотонии, при этом их никто не лечил, то в дальнейшем человек почти наверняка будет хроническим гипертоником. Недолеченная экстрасистолия в дальнейшем грозит серьезными нарушениями ритма, которые также очень сложно вылечить.Проявления вегетососудистой дистонии у детей, бывают различными в зависимости от того, в какой системе организма возникли нарушения: в сердечнососудистой - это колебания артериального давления, нарушения частоты сердечных сокращений (чаще всего - учащение, тахикардия), боли в левой половине грудной клетки (кардионевроз); в дыхательной - ощущение нехватки воздуха, учащенное дыхание и т.п.; в желудочно-кишечной - тошнота, рвота, метеоризм, изжога, запоры, поносы; в терморегуляционной - субфебрильная температура, озноб, повышенная потливость; в вестибулярной - головокружение, предобморочное состояние. Вегетативные расстройства сочетаются с эмоциональными: беспокойство, раздражительность, повышенная утомляемость, плаксивость, расстройство сна.Вегетативная дистония у детей развивается под действием различных факторов, таких как: эмоциональные стрессы; в периоды гормональной перестройки организма (половое созревание); при смене климатических зон; при физических или умственных перегрузках; при обострении неврологических, эндокринных, соматических заболеваний; при невротических расстройствах; при наследственной предрасположенности.Чаще всего заболевание начинается в детстве. По разным данным от 12 до 29% детей и подростков страдают вегетативной дисфункцией. Этому способствует гипоксия (кислородное голодание) плода во время беременности и родов, родовые травмы, другая патология центральной нервной системы, болезни младенческого возраста. В результате возникает неполноценность в работе ВНС, появляются нарушения со стороны различных органов и систем, например желудочно-кишечного тракта (частые срыгивание, вздутие живота, неустойчивый стул, сниженный аппетит) и центральной нервной системы (неглубокий, прерывистый и короткий сон с частыми пробуждениями). Такие дети склонны к частым простудным заболеваниям с "температурными хвостами" - сохранением повышенной температуры после выздоровления. Они плохо переносят духоту, жару, перемену погоды, жалуются на головные боли, затруднение дыхания (чаще всего, так называемый, "неудовлетворенный вдох"), ощущают "ком в горле". В период полового созревания вегетативная дисфункция усугубляется рассогласованием между бурным развитием внутренних органов, ростом всего организма и отставанием становления и созревания нервной и эндокринной регуляции. В это время обычно возникают жалобы на боли в области сердца, перебои в работе сердца, сердцебиение, регистрируется повышение или понижение артериального давления. Часто случаются психоневрологические расстройства: повышенная утомляемость, снижение памяти, эмоциональная неустойчивость (слезливость, раздражительность, вспыльчивость), высокая тревожность. Как распознать вегетососудистую дистонию? Если ребенок легко бледнеет или краснеет, часто бывает головокружение, темнеет в глазах, особенно после резких движений, вставания, бывает приступообразная головная боль, повышенная потливость, учащенное или замедленное сердцебиение, ощущение перебоев в работе сердца, чувство затруднения при дыхании, холодеют или немеют руки, ноги, ребенок быстро утомляется, снижена работоспособность, часто ощущает слабость, разбитость - скорее всего у ребенка имеется вегетососудистая дистония и нужно обратиться к врачу. Из-за многообразия симптомов постановка диагноза вегетососудистой дистонии затруднена и требует от специалиста, это может быть терапевт, невролог, кардиолог, исключения или диагностики различных болезней, сопровождающихся похожими признаками. При этом используются такие методы диагностики, как электрокардиография (ЭКГ), суточная регистрация электрокардиограммы, реовазография - метод графической регистрации пульсовых колебаний кровенаполнения сосудов в органах и тканях. Желудочно-кишечный тракт исследуют с помощью гастроскопии, позволяющей оценить состояние слизистой оболочки желудка с помощью эндоскопа (трубчатого оптического прибора с осветительным устройством). Для исследования нервной системы проводят электроэнцефалографию - метод графической регистрации биоэлектрических импульсов мозга, компьютерную томографию - метод исследования, при котором с помощью рентгеновских лучей получают изображения определенного слоя (среза) человеческого тела (например, головы). С помощью КТ можно фиксировать мельчайшие изменения поглощаемости лучей, что в свою очередь и позволяет увидеть то, что не видно на обычном рентгеновском снимке, лучевая нагрузка при КТ значительно ниже, чем при обычном рентгеновском исследовании. Стоит упомянуть и о магнитно-ядерном резонансе (ЯМР) -методе диагностики (не связанным с рентгеновским излучением), позволяющим получить послойное изображение на компьютере органов в различных плоскостях, построить трехмерную реконструкцию определенной области организма. Для ЯМР разработаны различные импульсные последовательности изображения исследуемых структур, которые позволяют получить оптимальный контраст между нормальными и измененными тканями. Опираясь на данные обследования и на совокупность внешних проявлений заболевания, выставляется окончательный диагноз и выбирается тактика лечения. Профилактика и лечение вегетативной дисфункции должно начинаться еще в детстве и юности. Ошибочно мнение, что вегетативная дисфункция является состоянием, отражающим особенности растущего организма, которое со временем самостоятельно проходит. Уже доказано, что возникшая в детском или подростковом возрасте вегетативная дисфункция, является неблагоприятным фоном и предвестником многих заболеваний. У взрослых наличие симптомов вегетососудистой дистонии требует, прежде всего, исключения различных заболеваний, течение которых сопровождается нарушением функции ВНС. Среди них различные болезни эндокринных желез (щитовидной железы, надпочечников, нарушения половой сферы); многие психические расстройства (начиная с невроза, неврастении и заканчивая болезнями, обусловленными значительными изменениями структур головного мозга). Кроме того, почти все хронические заболевания сопровождаются симптомами вегетососудистой дистонии. При своевременной коррекции вегетативных расстройств у 80-90% детей нормализуются сон и аппетит, исчезают или значительно уменьшаются многие жалобы, восстанавливаются адаптационные возможности организма. При лечении вегетососудистой дистонии широко используются немедикаментозные методы: нормализация образа жизни, лечебная физкультура, загородные прогулки, туризм, санаторно-курортное лечение, закаливающие процедуры, психофизическая тренировка, отдых на свежем воздухе. Комплексное применение лекарственных препаратов, физиотерапевтических процедур проводится по назначению врача. Выводы по первой главе. Вегетососудистая дистония довольно распространенное в настоящее время заболевание, среди детей школьного возраста вегетососудистой дистонией страдает 80%. Вегетативная дистония у детей развивается под действием различных факторов, таких как: эмоциональные стрессы; в периоды гормональной перестройки организма (половое созревание); при смене климатических зон; при физических или умственных перегрузках; при обострении неврологических, эндокринных, соматических заболеваний; при невротических расстройствах; при наследственной предрасположенности. Если ребенок легко бледнеет или краснеет, часто бывает головокружение, темнеет в глазах, особенно после резких движений, вставания, бывает приступообразная головная боль, повышенная потливость, учащенное или замедленное сердцебиение, ощущение перебоев в работе сердца, чувство затруднения при дыхании, холодеют или немеют руки, ноги, ребенок быстро утомляется, снижена работоспособность, часто ощущает слабость, разбитость - скорее всего у ребенка имеется вегетососудистая дистония, возникшая в детском или подростковом возрасте вегетативная дисфункция, является неблагоприятным фоном и предвестником многих заболеваний. Проявления вегетососудистой дистонии у детей, бывают различными в зависимости от того, в какой системе организма возникли нарушения: в сердечнососудистой - это колебания артериального давления, нарушения частоты сердечных сокращений (чаще всего - учащение, тахикардия), боли в левой половине грудной клетки (кардионевроз); в дыхательной - ощущение нехватки воздуха, учащенное дыхание и т.п.; в желудочно-кишечной - тошнота, рвота, метеоризм, изжога, запоры, поносы; в терморегуляционной - субфебрильная температура, озноб, повышенная потливость; в вестибулярной - головокружение, предобморочное состояние. Вегетативные расстройства сочетаются с эмоциональными особенностями поведения: беспокойство, раздражительность, повышенная утомляемость, плаксивость, расстройство сна.ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ СИНДРОМА ВЕГЕТОСОСУДИСТОЙ ДИСТОНИИ У ДЕТЕЙ. ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ2.1 Профилактика вегетососудистой дистонии у детейВегетативная нервная система с ее центральными и периферическими структурами буквально пронизывает весь организм, контролируя его и находясь от него в полной зависимости. Поэтому для нормального ее состояния и функционирования очень большое значение имеют общеоздоравливающие меры, к которым в первую очередь относится правильный образ жизни со всеми его составляющими (режим, достаточная двигательная активность, своевременный отдых, здоровое питание, водные процедуры, разумные закаливающие процедуры и т.п.). В настоящее время среди заболеваний сердечно-сосудистой системы функциональные расстройства, именно вегетососудистая дисфункция встречается довольно часто у детей. Она напоминает по проявлениям ишемическую болезнь сердца, миокардиты, гипертоническую болезнь и другие заболевания. Вегетососудистая дистония (ВСД) часто обуславливает их гипердиагностику и больные получают лечение коронароактивными средствами, противовоспалительную или гипотензивную терапию, не улучшающее их состояние. За последнее время увеличилось число детей со сниженными приспособительными возможностями организма - с дезадаптацией, приводящей к срыву механизмов регуляции функциональных систем. Поэтому, ВСД у детей и подростков необходимо рассматривать как социально значимую проблему. В ходе исследований установлена возможность перехода ВСД в такие заболевания, как ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и др. В детском возрасте дисфункция вегетативной нервной системы является одним из наиболее распространенных симптомокомплексов, при которых могут наблюдаться: сосудистая лабильность, функциональные нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, зрения, ЦНС, периферической нервной системы, расстройства термо- и хеморегуляции, кожные симптомы, психические проявления. Проявления вегетососудистой дистонии весьма многообразны. В зависимости от нарушений деятельности той или иной системы органов их подразделяют на несколько групп. Проявляться эти симптомы могут, как изолированно, так и вместе: - кардиальные (сердечные) проявления - боль в области сердца, перебои в работе сердца (тахикардии, брадикардии), чувство замирания сердца; - респираторные (дыхательные) проявления - учащенное дыхание, невозможность сделать глубокий вдох, ощущение нехватки воздуха, ощущение тяжести, заложенности в груди; резкие приступы одышки похожие на приступы бронхиальной астмы, провоцируемые волнением, страхом, пробуждением, засыпанием; - дисдинамические проявления - колебания артериального и венозного давления; - терморегуляторные проявления - непредсказуемые колебания температуры тела (повышение до 37-38°С или снижение до 35°С и ниже). Колебания могут быть постоянными, длительными и кратковременными. - диспепсические проявления - расстройства работы желудочно-кишечного тракта (боль в животе, тошнота, рвота, отрыжка, запоры или поносы); - психо-неврологические проявления - слабость, вялость, сниженная работоспособность, повышенная утомляемость при небольшой нагрузке, плаксивость, раздражительность, головные боли, головокружения, повышенная чувствительность к смене погоды, нарушения цикла сон-бодрствование, беспокойство, вздрагивания во сне; - психо-сексуальные расстройства; нарушения функций мочевой системы - учащенное, болезненное мочеиспускание при отсутствии реальной патологии. К основным факторам развития вегетососудистой дистонии относятся: 1. Врожденные: наследственные заболевания, дефекты вегетативных образований и эндокринных желез, неблагоприятное течение беременности (внутриутробная и родовая гипоксия), быстрые стремительные роды, недоношенность. 2. Приобретенные: хронические заболевания и очаги хронических инфекций, гормональная дисфункция, болезни ЦНС, органические поражения головного мозга, аллергические заболевания, психоэмоциональное напряжение, стрессы, личностные особенности. Многочисленные симптоматические проявления при ВСД, в большинстве случаев содержат негативный психоэмоциональный субстрат, который на протяжении длительного течения заболевания приводит к формированию реакций психосоматического типа. Они органично вписываются в симптоматику ВСД, чем затрудняют диагностику и лечение вегетососудистой дистонии, формируют стёртую картину заболевания. Особенно, если само заболевание дает пациенту вторичную выгоду от болезни: освобождение от учебных нагрузок, снижение требований со стороны родителей, окружение заботой и вниманием, трепетное отношение к незначительным жалобам. Это один из наиболее часто встречающихся вариантов вторичной выгоды, характерный для подросткового и зрелого возраста. Он типичен, для часто болеющих детей, детей тревожных и гиперопекающих родителей, подростков - нежелающих взрослеть и принимать на себя ответственность за поступки. Следующий вариант - это реакции, проходящие по конверсионному типу. К ним относятся: часто подавляемые негативные эмоции, хронические психотравмирующие ситуации, приводящие к тяжёлым переживаниям, сниженному фону настроения, раздражительности, эмоциональной возбудимости. В данном случае, защитные механизмы психики срабатывают, вытесняя переживания, как бы не реагируя на них (игнорируя). Но постоянно нарастающее нервно-психическое напряжение "бьет" по самым слабым местам организма. Такой тип реакций можно наблюдать у детей, которые долгое время находятся в неблагоприятной семейной обстановке (ссоры между родителями, неправильное семейное воспитание), психотравмирующей школьной среде; у воспитанников детского дома, школ-интернатов. Таким образом, необходимо своевременно диагностировать взаимосвязь симптоматических проявлений ВСД с психическим субстратом заболевания, разграничивать механизмы их формирования с целью адекватного лечения. По данным научных исследований - 80% пациентов с проявлениями ВСД нуждаются в психологической коррекции и психотерапии, остальные 20% - в поддерживающей и консультативной помощи. Это обусловлено особенностями течения заболевания - подавляющими позитивный эмоциональный фон, изменяющими психологический статус пациента и личностные особенности. В зависимости от типа ВСД, психики, нервной системы пациента, формируются стойкие психосоматические реакции, стереотипы поведения и личностные черты. С другой стороны, отмечено, что личностный фактор, играет одну из главных ролей в развитии и течении вегетативной дисфункции. Сангвиники (лица с уравновешенным типом нервной системы), являются наиболее устойчивыми к возникновению вегетативной дисфункции. Они менее всего подвержены стрессам, легче переносят болезнь, быстрее выздоравливают. Холерики и меланхолики - наиболее уязвимы в развитии ВСД. Им необходимо правильно реагировать на стрессовые ситуации, избегать чрезмерных эмоциональных нагрузок. Значительную помощь оказывает аутотренинг, методы релаксации, психотренинг, разрешение психологических проблем. Иногда требуется семейная психотерапия, цель которой - нормализация отношений в семье, снятие психологического напряжения. Иначе выглядит психокоррекция в работе с маленькими детьми. В раннем возрасте, ребёнок подвержен воздействию окружения на его развивающуюся психику и нервную систему. Прежде всего - это влияние матери, отца и лиц, осуществляющих уход за ребенком. В процессе роста и развития ребенка, происходит взаимодействие врожденных, приобретенных и социальных факторов развития заболевания. В зависимости от наиболее значимого фактора развития заболевания и симптоматических проявлений, определяются методы психологической помощи ребенку, проводится консультирование родителей. Психокоррекционная работа с детьми, страдающими ВСД, приводит к стабилизации психоэмоционального состояния, поведенческим изменениям, стойкому избавлению от множественных симптоматических проявлений, полноценному выздоровлению ребёнка. Оптимальными при вегетососудистой дистонии являются плавание, аквааэробика, ходьба, катание на лыжах, загородные прогулки, туризм. При таких видах нагрузок происходит тренировка сердечной мышцы, сосудов, стабилизируется артериальное давление. Женщина становится менее зависимой от перемены погоды, лучше переносит физическую нагрузку, повышается адаптация организма к окружающей среде, внешним раздражителям. Игровые виды спорта хороши, если проводятся на свежем воздухе, не для результата, а ради удовольствия. Они способствуют психоэмоциональной разрядке, оказывают общеукрепляющий эффект на организм. Среди тренажеров лучше всего использовать велоэргометр, беговую дорожку, степпер, гребной тренажер. Противопоказаны упражнения на тренажерах, где голова оказывается ниже уровня груди и выполняются упражнения вверх ногами в связи с опасностью развития обмороков, ухудшения самочувствия. Занятия восточными единоборствами, силовой гимнастикой, бодибилдингом, аэробикой с высокими прыжками, сальто оказывают значительную нагрузку на сердечно-сосудистую систему. Следует избегать упражнений с большой амплитудой движения головы и туловища, резко и быстро выполняемых движений, упражнений с длительным статическим усилием. Ни в каких серьезных соревнованиях участвовать не рекомендуется. Кроме того, во время занятий нельзя испытывать неприятных ощущений, чрезмерной усталости, раздражительности. Основной критерий контроля - самочувствие. Физкультура должна доставлять только положительные эмоции и удовольствие от физического движения. Необходимо научиться подходить к своему организму как к саморегулирующейся, самовосстанавливающейся и самоорганизующейся системе. И хотя стрессы в определенной степени полезны, лучше встречать их во всеоружии и быстро снимать их последствия. Стресс подобен физической нагрузке. Если дать организму слишком большую нагрузку, он «сломается», если оптимальную - он окрепнет. Своевременно подготовиться к стрессам и при вегетососудистой дистонии помогает релаксационная гимнастика. В упражнениях гармонично сочетаются дыхание и движение, которые способствуют накоплению в клетках энергии. Главным условием выполнения упражнения является то, что дышать нужно только через нос. Такое дыхание называется успокаивающим, оно бывает, когда человек спит. Если во время упражнения чуть-чуть сосредоточиться на выдохе, то можно заметить, что каждый выдох сопровождается расслаблением мышц. Происходит физическая нервно-мышечная релаксация, эффект которой значительно усиливает небольшая концентрация на дыхании. Мышечная релаксация оказывает специальное лечебное воздействие - снижает артериальное давление. Это происходит за счет того, что при расслаблении всех мышц количество импульсов от нервных окончаний (проприорецепторов), находящихся в мышцах, уменьшается, и нервные центры, ответственные в числе прочего и за величину артериального давления, «успокаиваются». Поэтому овладеть навыками мышечной релаксации - это первая задача, которая стоит перед человеком, страдающим вегетососудистой дистонией. Профилактические меры вегетососудистой дистонии у детей: 1. Режим дня. Обязательно нужно высыпаться. Продолжительность сна можно индивидуально варьировать, но в среднем она должна составлять не менее 8-9 часов в день. Хроническое недосыпание само по себе служит причиной различных расстройств в работе нервной и эндокринной систем или может вызывать появление и усугубление симптомов имеющейся ВД. В спальне не должно быть жарко или душно. Не стоит отдыхать на слишком мягких или жестких матрасах и подушках. Лучше спать на ортопедических матрасах и подушках, способствующих наиболее физиологическому положению тела, головы. 2. Оптимизация труда и отдыха. Следует чередовать умственные и физические нагрузки, применять различные методы психологической разгрузки, аутотренинг. По возможности уменьшить время просмотра телепередач, работы за компьютером. При отсутствии такой возможности - обязательны профилактические перерывы при работе с компьютером, упражнения для глаз и пр. Обязателен отказ от курения. 3. Занятия физкультурой. Оптимальными при ВД являются плавание, аквааэробика, ходьба, катание на лыжах, загородные прогулки, туризм. При таких видах нагрузок происходит тренировка сердечной мышцы, сосудов, стабилизируется артериальное давление. Женщина становится менее зависимой от перемены погоды, лучше переносит физическую нагрузку, повышается адаптация организма к окружающей среде, внешним раздражителям. Игровые виды спорта хороши, если проводятся на свежем воздухе, не для результата, а ради удовольствия. Они способствуют психоэмоциональной разрядке, оказывают общеукрепляющий эффект на организм. Среди тренажеров лучше всего использовать велоэргометр, беговую дорожку, степпер, гребной тренажер. Противопоказаны упражнения на тренажерах, где голова оказывается ниже уровня груди, и выполняются упражнения вверх ногами в связи с опасностью развития обмороков, ухудшения самочувствия. Занятия восточными единоборствами, силовой гимнастикой, бодибилдингом, аэробикой с высокими прыжками, сальто, оказывают значительную нагрузку на сердечно-сосудистую систему. Следует избегать упражнений с большой амплитудой движения головы и туловища, резко и быстро выполняемых движений, упражнений с длительным статическим усилием. Ни в каких серьезных соревнованиях участвовать не рекомендуется. Кроме того, во время занятий вы не должны испытывать неприятных ощущений, чрезмерной усталости, раздражительности. Основной критерий контроля - самочувствие ребенка. Физкультура должна доставлять вам только положительные эмоции и удовольствие от физического движения. Приведу некоторые из них:
Страницы: 1, 2
|
|