|
Психологические особенности следственных действий
p align="left">Явление реминисценции лишний раз подчеркивает, что воспринятая информация подвергается определенной переработке, выражающейся в подборе и отборе материала, выявлении и обобщении главного, появлении новых элементов, привнесенных из прошлого опыта и утраты части признаков, что обусловлено интересом воспринимавшего к тем или иным сторонам происшедшего, степени понимания ситуации, объемом и направленностью внимания. Чем больше опыт, знания, шире интеллект воспринимавшего, тем точнее информация после ее переработки в сознании.Следует учитывать, что на стадии переработки возможно искажение информации в результате внушения и самовнушения. Это имеет место, когда воспринимавший учитывает мнение знакомых, родственников, неполная информация может додумываться, неясные места заполняются воображением и желаемое или предполагаемое выдается за действительное. Однако, несмотря на возможность определенного искажения или потери информации общепризнанно, что человеческая память при обычных условиях обладает достаточной точностью и достоверностью, что и позволяет считать показания одним из основных видов доказательств по уголовным делам. Процесс припоминания имеет место уже при получении свидетелем вызова на допрос. Однако это не механическое возобновление ранее воспринятого материала. Думая о предстоящем допросе, свидетель мысленно возвраща-ется к прошлому, стремясь наиболее точно вспомнить, как было дело, рассказывает об этом своим близким. Замечая пробелы в своих воспоминаниях, он часть из них оставляет не восполненными или вспоминает забытое позднее. Известная часть пробелов памяти неосознанно восполняется иными представлениями, на основе опыта и знаний свидетеля, подобно тому, как происходит заполнение пробелов в восприятиях. Иногда отдельные детали совмещаются во времени и пространстве, их действительная последовательность или взаиморасположение нарушается, происходит замена одной части воспоминаний другой, объединение того, что произошло раздельно, и разъединение того, что факти-чески было связано между собой. Такая работа мысли приводит свидетеля к построению суждений и умозаключений, которые сам он расценивает как информацию якобы воспринятую им непосредственно. На самом же деле она зачастую является производной. 3 этап: воспоминание, словесное оформление и воспроизведение информации. Этот этап относится к процессуальному этапу формирования показаний, возникает при производстве по уголовному делу. Он начинается с момента воспроизведения (репродукции), т. е. процессе изложения на допросе ранее воспринятой информации. При этом совершается целенаправленное восстановление в сознании воспринятых обстоятельств. Запечатленный материал в памяти человека содержится в различной готовности к воспроизведению. Различают актуальный слой запечатлений (для воспроизведения этой части информации достаточно только намерений лица) и латентный слой запечатлений (для воспроизведения этой части информации требуются специальные приемы). В первом случае достаточно предложения дать показания и это предложение по принципу условного рефлекса, вступая в закономерную связь с процессами, обеспечивающими воспоминания допрашиваемого, приводит к воспроизведению нужной информации. В психологии изменения, которым подвергаются запечатленный и затем воспроизводимый материал, называется реконструкцией. Реконструкция не является полным, но, по сути, правильным отражением воспринятого. Латентный слой воспоминаний - это временно забытая информация, а также та часть сведений, которая была воспринята на уровне первой сигнальной системы. Здесь важную роль играют воспоминание и припоминание. Припоминание происходит в процессе воспроизведения, в ходе дачи показаний. Не случайны рекомендации уголовно-процессуального кодекса о начале допроса со свободною рассказа, так как это способствует активизации латентного стоя воспоминаний. Из этого следует важный тактический вывод: не следует без крайней надобности прерывать свободный рассказ допрашиваемого, так как вопрос рассеивает его внимание, нарушает ход мысли, мешает припоминанию фактов. Точность передачи информации зависит от того, насколько хорошо владеет свидетель устной и письменной речью, от богатства его языка, способности правильно выражать свои мысли. Но даже при высокой культуре речи нередко наблюдается значительная разница между тем, что думал свидетель, и тем, что он сказал. Словесное оформление помимо содержания информации включает в себя оценку допрашиваемым точности и достоверности своих показаний. Уверенность или неуверенность в правильности сообщенного свидетель выражает словами "по-видимому", "смутно припоминаю", "кажется", "ясно помню". Эти речевые оттенки могут свидетельствовать о (возможности ошибок, о большей или меньшей степени точности показаний, что должно учитываться при определении пределов их проверки). Нужно, однако, иметь в виду, что субъективное отношение свидетеля к сообщаемой информации далеко не всегда отвечает действительному положению вещей и очень часто определяется свойствами его личности (самоуверенность застенчивость и пр.). Теорией и практикой разработаны специальные приемы оказания помощи допрашиваемому в припоминаниях забытых фактов. Они заключаются в постановке вопросов и словесных описаниях, активизирующих у свидетеля ассоциативные связи, применении на допросе планов, схем, рисунков, фотоснимков, моделей и макетов, а также предъявлении свидетелю различных объектов в расчете на пробуждение ассоциаций и оживление памяти. В тех же целях с участием свидетеля могут проводиться и специальные следственные действия (осмотр вещественных доказательств или места происшествия, выход на место, предъявление для опознания и др.). Однако помощь свидетелю в припоминании забытых фактов не должна содержать никаких элементов внушения. Внушение может быть в виде: 1 .Прямых утверждений допрашиваемого, сопровождаемое требованием или увещанием подтвердить или опровергнуть тот или иной факт. 2.Вольных или невольных подсказок в виде намеков, наводящих вопросов, в которых уже содержится часть ответа. З.В виде мимики, жестов, реплик, замечаний следователя, в которых он явно выражает свое отношение к показаниям. Внушению более подвержены люди впечатлительные, робкие, стеснительные, а также находящиеся в состоянии утомления. Некритическая внушаемость может быть подмечена у всех без исключения людей, но в очень разной степени: у детей много более, чем у взрослых; у людей утомленных и истощенных сильнее, чем при хорошем самочувствии; при сниженном тонусе коры мозга, при страхе, растерянности, неуверенности сильнее, чем в спокойном, бодром состоянии. Очевидно, что в подобных состояниях усиливается возможность внушающего воздействия следователя и, несомненно, снижается результативность допроса. Поэтому допрашивающему важно следить за проявлением собственного поведения, эмоционального состояния и, когда эго нужно, стараться быть непроницаемым. При допросе нельзя не учитывать внушающего воздействия на допрашиваемого общественных настроений, различных толкований, которые введутся вокруг расследуемого события, давления заинтересованных лиц, влияния газетных сообщений, если они тенденциозно освещают факты. 4 этап: Прием, переработка и процессуальное закрепление информации. Этот этап многими исследователями психологии допроса вообще не выделяется как отдельный, зачастую опускается. По сути дела он является оборотной стороной третьего этапа, т. е. воспоминания, словесного оформления и воспроизведения информации допрашиваемым, так как относится целиком и полностью к другой стороне, к деятельности допрашивающего, психологическим особенностям по оформлению третьего этапа. Прием, переработка и процессуальное закрепление информации идет почти параллельно третьему этапу, имеет крайне незначительный разрыв во времени между воспроизведением и закреплением информации. Однако выделение этого этапа в самостоятельный диктуется своеобразными психологическими закономерностями, понимание которых помогает избежать ошибок при приеме, переработке и закреплении информации. Недопонимание и ошибочность понимания сказанного на допросе встречаются довольно часто. Допрашивающий неправильно понял свидетеля и записал в протокол искаженную мысль. Допрашиваемый неправильно понял допрашивающего и дал неверный ответ. Неправильное понимание допрашивающим допрашиваемого обуславливается несколькими причинами: -допрашивающий просто чего-то не расслышал, а поспешность, не терпение и невнимательность помешали понять сказанное; "опережающее внимание", т.е. выработанная спецификой работы ускоренная реакция в ходе допроса, умение понимать с полуслова. Уже восприняв минимальный объем информации, допрашивающий начинает обрабатывать вероятностную, будущую информацию, зачастую не уяснив подлинного смысла сказанного, что таит опасность искаженного восприятия слов и мыслей допрашиваемого; предвзятостью, предубеждением, увлечением определенной версией, приводящей к тому, что допрашивающий слышит не то, что сказано, а то, восприятием не всего сказанного, обусловленного тем, что производя переработку полученной и в большинстве случаев избыточной информации, допрашивающий производит отбор существенного, отбрасывая, на его взгляд, сведения, не существенные для дела. В результате неправильного определения значимости утрачивается часть нужной информации; неосведомленностью допрашивающего в специальных вопросах, подлежащих выяснению (технологии производства, бухгалтерском учете и т.д.), а также недопониманием в результате использования выражений, двусмысленно отражающих предмет, явления или его свойства, засоренностью речи спецтерминами или профессиональным жаргоном, в том числе воровским. Обычно при протоколировании запись ведется по окончании устного допроса, или одновременно с допросом, или же по отдельным этапам допроса. Первый метод хорош тем, что допрос идет непрерывно, допрашивающий не отвлекается от собеседования с допрашиваемым. Но он требует отличной памяти, большого опыта и связан с риском упустить что-то важное, утратить отдельные существенные моменты следственного действия. Фиксация параллельно с устным изложением повышает полноту и точность записи. Протокол при этом бывает лучше, но допрос хуже. Запись неблаготворно влияет на допрашиваемого, нарушает контакт его с допрашивающим. Запись по стадиям, по отдельным этапам и эпизодам позволяет использовать достоинства первого и второго метода, избежать части свойственным им недостатков. Однако и этот метод далек от совершенства: в протоколе все-таки не вполне отражаются перипетии допроса, приемы, при помощи которых получены показания; ответы свидетеля излагаются в форме свободного рассказа, что искажает картину допроса. Наиболее достоверным средством фиксации показаний являются звукозапись и особенно видеозапись. Они дают возможность полностью отразить все своеобразие содержания, характера, темпа, последовательности, интонации, подтекста состоявшегося разговора, а также методы, тон и особенности допроса. Имея возможность не отвлекаться на фиксацию происходящего, допрашивающий сосредоточивается на содержании следственного действия, может целиком посвятить себя допросу как таковому, поскольку каждое сказанное слово будет зарегистрировано магнитофоном как запоминающим устройством. Магнитофонная лента служит не только средством контроля, но и источником дополнительной информации, позволяя черпать сведения, которые ранее показались составителю протокола несущественными. На практике нередко то, что осталось без внимания на прежнем допросе, в последующем выдвигается на первый план, и в свете новых данных приобретает особую важность. Использование средств звуко- и видеозаписи сведет к минимуму опасность искажения свидетельской информации в стадии ее переработки и процессуального запечатления. Вопрос 4. Психологические основы обыска Эффективность таких важных следственных действий как обыск, опознания и следственный эксперимент в немалой степени зависит от правильного и умелого использования следователями психологических знаний, научной разработки их психологии. Поэтому в русле данной темы мы рассмотрим общую психологическую характеристику каждого из этих следственных действий, проведем анализ психологических состояний их участников, ознакомимся с приемами повышения эффективности обыска, опознания и следственного эксперимента. В психологическом аспекте обыск является сложным и очень специфическим следственным действием. Обыск носит по отношению к обыскиваемому принудительный характер. В этом плане сущность обыска заключается в принудительном обследовании (на основе предусмотренных законом условий и при наличии достаточных оснований) помещений, участков местности, граждан. Для обыска характерна противоположность целей следователя и других участников обыска, с одной стороны, и обыскиваемого с другой. Если следователь и работники органа дознания стремятся обнаружить орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, то обыскиваемый, как правило, не заинтересован в этом. Обыск для подозреваемого (обвиняемого), членов семьи означает вторжение посторонних людей в их квартиру, ознакомление с материальными, личными, интимными сторонами их жизни. Обыск может у некоторых ассоциироваться с виновностью обыскиваемого, членов его семьи, отсюда и крайне негативное отношение к ним. Все эти факторы обусловливают наличие при обыске конфликтной ситуации. Она является второй особенностью данного следственного действия. Третьей особенностью обыска является его ярко выраженный поисковый характер. Следователю, работникам милиции необходимо найти орудия преступления, предметы, ценности, как правило, спрятанные обвиняемым. При проведении обыска следователь располагает обычно весьма ограниченными, неполными данными об условиях его производства, объектах, подлежащих изъятию, местах их нахождения. Таким образом, обыск - своеобразная задача с несколькими неизвестными, решать ее приходится, как правило, располагая скудными исходными данными. Поэтому этот вид процессуальной деятельности следователя имеет проблемный характер. Проблемность - четвертая психологическая особенность обыска.В тех случаях, когда следователь перед началом обыска не имеет даже приблизительных сведений о местонахождении разыскиваемых орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, наибольшую сложность представляет определение возможных мест укрытия искомого. Следует особо подчеркнуть, что при проведении обыска, (как и других следственных, процессуальных действий) мыслительная, познавательная сторона деятельности следователя всегда является доминирующей по отношению ко всем другим. Например, при производстве обыска следователь, как правило, не может ставить перед собой невыполнимую задачу с одинаковой тщательностью смотреть каждый квадратный сантиметр обыскиваемой площади. Розыску укрытого должен предшествовать выбор подходящего момента, обыска, способа обеспечения его производства, наиболее вероятных мест укрытия в зависимости от физических характеристик разыскиваемых предметов, осматриваемого помещений, территории, личности преступника. Такая мыслительная деятельность следователя в процессе обыска находит свое выражение в разработке и выдвижении поисковых версий. Деятельность следователя при обыске должна определяться разработанными и достаточно мотивированными поисковыми версиями. При этом нужно учитывать ряд обстоятельств. Преступники обычно предвидят возможность обыска и поэтому стремятся как можно надежнее спрятать орудие преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем. Следовательно, укрытие является результатом продуманной целенаправленной деятельности. Для того, чтобы максимально затруднить розыск, преступники зачастую не используют места, предметы, предназначенные в обиходе для обычного хранения вещей, денег, ценностей, например, шкафы, чемоданы, ящики стола и т.п., а избирают в качестве тайников, хранилищ места, предметы совсем иного назначения. В целях надежного укрытия преступники нередко прибегают к изготовлению специальных тайников. Преступники порой видоизменяют внешний вид указанных предметов, например перекрашивая их. (Преступник изготовил из похищенного на прииске промышленного золота крючки, покрасил их масляной краской и укрепил в коридоре в качестве крючков для одежды.) Избирая способ укрытия, преступник в некоторых случаях стремится психологически затруднить поиск. Он может спрятать ценности в игрушки ребенка, рассчитывая на любовь ищущего к детям, среди хлама, тряпья, мусора, нечистот в расчете на его брезгливость и т.д. Решая вопрос о возможных местах способах укрытия, следователь также должен учитывать и совокупность объективных и субъективных факторов. Объективные факторы включают в себя обстановку места обыска и характеристику искомых предметов. Выбор преступником мест и способов укрытия не является полностью свободным, детериминирован рядом условий, в том числе и обстановкой его жилища, иных мест, где он может спрятать орудия преступления, ценности. Так, наличие приусадебного участка, дачи позволяет преступнику сделать тайник в земле, в деревьях; их отсутствие лишает его такой возможности. Места и способы укрытия, а следовательно, и направление поиска во многом обусловлены физическими, химическими и иными свойствами предметов, которые прячутся. Например, крупные размеры предметов, добытых преступным путем, не позволяют спрятать их среди обычной обстановки квартиры; физико-химические свойства золота, драгоценных камней дают возможность хранить их в земле, воде, среди продуктов питания и т.д. Субъективные факторы укрытия определяются личностными данными преступника. Так, выбор места и способа укрытия во многом зависит от пола и возраста преступника, Специфические интересы, знания, умения, технические навыки мужчин зачастую обусловливают создание тайников в корпусах и механизмах теле-визоров, магнитофонов и других электробытовых приборов. Женщи-ны чаще устраивают тайники среди обычных бытовых предметов продуктов питания,консервированных фруктах, овощах. При этом ими могут применяться весьма хитроумные способы укрытия (например, драгоценности - во вскрытой и вновь искусно запако-ванной пачке стирального порошка, золотые изделия - в банке топленого масла, денежные купюры - под подкладкой одежды и т.п.). При решении задачи о наиболее вероятных местах и способах укрытия следует учитывать и возраст обыскиваемых. От него в значительной степени зависят опыт, интересы, склонности, сте-реотипы поведения, эмоциональные особенности. В свою очередь, качества личности, определяемые возрастом, обусловливают выбор мест и способов укрытия. Эти закономерности наиболее ярко прослеживаются при проведении обыска у несовершеннолетних обвиняемых. Как показали проведенные исследования, во многих случаях несовершеннолетние бывают небрежны оставляют оружия преступления, ценности, добытые преступным путем, легкодоступных, местах на виду, среди своих личных вещей. Вероятно, это обусловлено малым жизненным опытом подростков, такими их психологическими личностными качествами, как беспечность, нерасчетливость, неосторожность и пр. Данную тенденцию не следует смешивать с так называемым феноменом привыкания к опасности. Он возникает в тех случаях, когда предметы преступного назначения или же добытые в результате правонарушения находятся у обвиняемого более или менее длительное время. Вначале преступник стремится надежно спрятать их, оборудует специальные тайники, заботится о маскирующих признаках. Однако по истечении определенного времени, особенно при необходимости периодически использовать укрытое, для проверки его неприкосновенности, преступник постепенно перестает укрывать, прятать, утрачивает осторожность. В таких случаях оружие, орудия преступления, цен-ности остаются вне тайников, на виду. Названная психологическая особенность может проявляться не только у подростков, но и у взрослых. Однако нередко несовершеннолетние правонарушители устраивают более или менее сложные тайники, тщательно продумывают способы укрытия. При этом они используют информацию, полученную детективной литературе, приключенческих фильмах, а также опыт взрослых преступников. Определенную роль при этом играют и такие психологические качества несовершеннолетних, как фантазия, воображение, гибкость ума, нестандартность мышления. Обычно несовершеннолетние не решаются держать дома орудия преступления, Предметы и ценности, добытые преступным путем, предпочитают прятать их на "ничейной территории", на пустырях, в подвалах и т.д. При отсутствии надлежащего контроля похищенное имущество, различные технические средства для совершения преступления подростки могут хранить непосредственно в жилом помещении. При проведении обыска нужно учитывать также образование, культурный уровень, знания, интеллектуальные способности обыскиваемого. Представляется, что выбор способа и места укрытия обуславливается и совокупностью познавательных качеств обвиняемого - его кругозора, способностей, воображения. Нужно, однако иметь ввиду, что нет правил без исключений. Практика знает немало случаев, когда обвиняемые - малообразованные, весьма недалекие люди применяли чрезвычайно оригинальные способы укрытия орудий преступления, предметов, ценностей, добытых преступным путем. Очевидно, это объясняется тем, что выбор места и способов укрытия не всегда требует высокого уровня умственного развития. Накопленные криминалистические и судебно-психологические наблюдения показывают, что на выбор места и способов укрытия значительное влияние могут оказывать профессиональные навыки и умения обыскиваемого. Профессия определяет многие стороны лич-ности, в том числе и ее, интересы, направленность, взгляды, нания, опыт, память, воображение, наблюдательность. Но влияние профессии не ограничивается только этим; она формирует специфические навыки, приемы, умения. Кроме того, профессия, как вид постоянной трудовой деятельности человека, не оканчивается формированием у лица необходимых психофизиологических качеств, но продолжает свое действий материальной сфере, не-редко обусловливает наличие у него тех или иных орудий, инструментов. Поэтому знание способа совершения преступления, обнаружение при обыске соответствующих применению этого способа орудий и инструментов явится важным доказательством по делу. Наконец, профессия может определять и физические возможности человека, например его силу, ловкость, а также имеет отношение к выбору места и способа укрытия. Однако установить зависимость межу профессией, профессиональными навыками и способами укрытия не всегда возможно. В самом деле, как зависит выбор места и способа укрытия от профессиональных навыков математика, химика, педагога? Кроме того, для некоторых профессий характерны одинаковые или сходные производственные приемы, навыки. И, наконец, анализ следственной практики знает немало убедительных примеров, когда преступники избирают места и способы укрытия вне зависимости от профессии, профессиональных навыков. При выдвижении поисковых версии следователя должны интересовать и многие другие особенности личности обвиняемого, поскольку они могут детерминировать выбор мест и способов укрытия. Так, любительские занятия у влечения) нередко определяют искомые зависимости: занимающийся фотографией запечатывает денежные купюры в пачки с фотобумагой, имеющий собственную автомашину оборудует тайники в камерах, канистрах для горючего и т.д. В психологическом аспекте следует решать и вопрос о при-сутствии или отсутствии обвиняемого при проведении обыска в его квартире. Закон, как известно, предусматривает проведение обыска в присутствии лица, у которого он должен проводится, либо совершеннолетних членов его семьи. Обыск, проводимый в отсутствие обвиняемого, позволяет при последующих допросах, использовать незнание им результатов обыска. Обыск, осущест-вляемый в присутствии обвиняемого, дает возможность использо-вать наблюдение за его поведением для повышения эффективности этого следственного действия. Рассмотрим вопросы психологического наблюдения за поведением обыскиваемого. Есть все основания полагать, что обвиняемый, имеющий преступный опыт, обладающий такими волевыми качествами, как решительность, выдержка, смелость, часто более уверено ведет себя во время обыска, способен сдерживать волнение, демонстрировать безразличие даже на самых "критических" этапах обыска. Криминалистические и судебно-психологические наблюдения показывают, что труднее скрывать волнение женщинам и несовершеннолетним. Очевидно, эти обстоятельства, включая оценку дру-гих психологических качеств и состояний, нужно учитывать, решая вопрос о том, в чьем присутствии будет проводится обыск. Таким образом, в процессе обыска необходимо постоянно наблюдать за обвиняемым и членами его семьи. Чтобы наблюдение было эффективным, нужно хорошо представлять его основные условия и методику. Желательно, чтобы наблюдение за обыскиваемым и членами его семьи было по возможности малозаметно, не навязчиво. Для обыскиваемых обыск является сильнейшим раздражителем, приводящим их в состояние значительной эмоциональной напряженности скрыть эту напряженность очень трудно. Как известно, существуют непроизвольные и произвольные реакции человека на раздражители, непроизвольные реакции в значительной степени регулируются и не управляются волевыми усилиями и могут выра-жаться в побледнении или покраснении кожных покровов, дрожании рук, усиленной потливости, изменении тембра голоса, нарушении координации движений. Наблюдение указанных признаков может в известной степени ориентировать на приближение обыскивающего к месту укрытия. Произвольные психофизиологические реакции также свидетельствуют об эмоциональной напряженности обыскиваемых и выражаются в мимике и жестикуляции, говорящих о волнении, в отсутствии последовательности и логики действий и слов, частых глотательных движениях т.д. Все это может также указывать на приближение к месту укрытия орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, однако произвольные психофизиологические реакции регулируются волевыми усилиями человека и поэтому нередко остаются незаметными для наблюдателя. В процессе обыска есть возможность усиливать элементы психологической напряженности обвиняемого, чтобы легче заметить "критические точки". Такой метод в криминалистической науке и практике получил название "словесная разведка". Суть его в том, что следователь (или работник, органа дознания) спрашивает обыскиваемого о расположении помещении, назначении тех или иных предметов, принадлежности определенных вещей и т.д. и при этом наблюдает за его состоянием, психофизиологическими реакциями. При этом в действие вступает новый дополнительный раздражитель - словесный, который еще более усиливает процессы эмоционального возбуждения обыскиваемого усложняет возможности контроля за собственным поведением и реакцией. Словесный раздражитель усиливается, если задаваемые вопросы исходят из ситуации обыска. Например, следователь, подойдя к столу и обнаружив, что его ящики на замке, опрашивает: кто пользуется этим столом, что в нем находится, почему он заперт? Еще большее значение имеет наблюдение за поведенческими актами обыскиваемого. Следственной практике известно немало случаев, когда обвиняемый, члены его семьи при приближении обыскивающего к месту укрытия устраивали ссоры, эксцессы, проявляя истерические реакции, симулировали внезапное ухудшение состояния здоровья и т.п. Это делалось, чтобы отвлечь внимание участников обыска, приостановить или не допустить опасное для обыскиваемого развитие событий, могло свидетельствовать о невозможности оправиться с возникшей психологической напряженностью. Такого рода поведенческие акты можно классифицировать как попытки, во-первых, отвлечь внимание участников обыска от осмотра определенных участков и предметов; во-вторых, замаскировать или закрыть доступ к каким-либо участкам помещения; в-третьих, внушить представление о нецелесообразности поис-ков на определенных участках помещения, о не существенности, незначительности каких-либо объектов (например, на вопрос следователя "Что находится в чулане?" жена обвиняемого отвечает, что там всякий хлам, что участники обыска зря потеряют время на осмотр и т.д. Немаловажен и психологический аспект анализа внешней обстановки. Понимаемая в самом широком смысле слова, она отражает многие особенности личности ее социального статуса, материальное и общественное положение человека, его культурный уровень, потребности, интересы, склонности, нравственные представления. Поэтому обнаружение в квартире обвиняемого предметов, резко не соответствующих его материальному положению долж-но привлечь внимание следователя. В ряде случаев целесообразно получить по отдельности объяснения обвиняемого, членов его семьи относительно появления таких предметов в их жилище. В криминалистической литературе имеются рекомендации относительно проведения повторного и даже неоднократного обыска у одного и того же лица, если первый не дал положительных ре-зультатов. Эффективность повторных обысков психологически вполне объяснима. Нередко обвиняемый, у которого в ходе перво-го обыска ничего не обнаружили, успокаивается, возвращает вре-менно перепрятанные ценности, добытые преступным путем к себе домой. Вопрос 5. Психологические особенности опознания. С психологической точки зрения опознание представляет собой следственное действие, при котором лицо воспринимает предъявляемые ему объекты, сравнивает их о мысленными образами объектов, воспринятых им ранее, и на этой основе приходит к выводу об их тождестве, сходстве или различии, опознание, если иметь в виду его психологическое содержание, состоит из двух стадий: подготовительной предварительный допрос об обстоятельствах, при которых опознающие ранее воспринимали определенное лицо либо предмет, и об особенностях, приметах, по которым они могут их опознать и основной (само опознание). В связи с тем, что психологические закономерности опознания начинают действовать уже в подготовительной стадии, целесообразно начать рассмотрение именно с нее. В процессе допроса, предшествующего опознанию, следует учитывать психофизиологические особенности опознающего, психологическую характеристику его состояния в момент восприятия, а также физические особенности и признаки воспринятых им объектов. Человек воспринимает какие-либо объекты (других людей, животных, вещи, предметы), сохраняет в памяти их мысленные образы, а затем при предъявлении аналогичных объектов сопоставляет их с имеющимися у него образами. При подготовке и проведении опознания нужно учитывать ряд объективные и субъективных - факторов. К объективным относятся условия, при которых происходило восприятие, характеристика воспринимаемых объектов. Очевидно, что расстояние, условия освещения, продолжительность наблюдения, время, прошедшее с момента восприятия до предъявления на опознание, могут оказать значительное воздействие на его результаты. Например, восприятие свидетелем преступника, находившегося от него на значительном удалении, ночью, на плохо освещенной улице, в течении очень непродолжительного времени уменьшает возможность его последующего опознания. Вот почему на допросе, предшествующем опознанию, необходимо выяснить, при каких условиях происходило восприятие. На опознание значительное влияние оказывает длительность первичного восприятия: видел преступника один раз в течение короткого времени, общался с ним более продолжительное время, видел его неоднократно. Если потерпевшие, свидетели хорошо знают преступника, опознание не нужно вовсе. Психология опознания в немалой степени определяется особенностями личности опознающего, его отношением к событию преступления и правонарушителю, психологическим состоянием, в котором он находится. Это может быть потрясение, растерян-ность, гнев, стыд, ненависть и т.д. Эмоциональные переживания нередко сочетаются с готовностью помочь следствию, в частности, изобличить преступника. Бывает, что опознающий боится мести преступника, его соучастников, родственников, друзей. Кроме того, опознающий может испытывать жалость к преступнику (особенно, если он несовершеннолетний, престарелый, больной) в связи с возможным его арестом, осуждением, суровым наказанием в случае изобличения: И, наконец, возможно опасение ошибки при опознании. Процесс восприятия и последующие результаты опознания определяются и особенностями воспринимаемые объектов, анализ следственной практики показывает, что чаще всего объектом опознания является человек. При этом он может восприниматься не-посредственно или опосредованно (например, по фотографическому изображению, в целом или по отдельным признакам (например, свидетель не видел преступника, а только слышал его голос). В ситуациях, связанных с совершением преступления, свидетели, потерпевшие воспринимают обычно внешность преступника, его физические возрастные, национальные особенности. При необходимости вспомнить и описать воспринятое за основу берутся далеко не вое, а лишь отдельные, так называемые опорные признаки: возраст, рост, телосложение, черты лица, движение, речь. На практике наблюдатель чаще всего запоминает форму лица, носа, величину и форму рта, лба, бровей, губ, подбородка, цвет глаз. Нередко потерпевшие, свидетели воспринимают и запоминают преступника по таким признакам его внешнего облика, как особенности одежды, прическа, украшения, которые строго говоря, не относятся к физическим признакам человека. Наибольшую ценность при восприятии и последующем опознании имеет восприятие индивидуальный признаков человека, его особых примет. Так, сообщение на допросе о том, что преступник имеет на лице характерный шрам, будет способствовать его розыску и опознанию. Нередко в процессе расследования возникает необходимость в опознании вещей, предметов (орудия преступления, вещи, ценности, принадлежащие потерпевшим и т.д.). В таких случаях важно получить сведения о назначении, наименовании, марке, типе, форме, размерах, цвете, индивидуальных особенностях. Допрашивая лиц до производства опознания, важно получить данные о субъективных факторах восприятия: эмоциональном и психофизиологическом состоянии потерпевшего, свидетеля (зрение, слух, обоняние и т.д.), его памяти, состояниях, испытываемых в момент восприятия (волнение, страх, растерянность и т.д.). Так по уголовному делу об изнасиловании показания потерпевших о росте и возрасте преступника сильно отличались друг от друга. По словам одних, преступник был низкого роста, лет 40; по словам других - высокий лет 20; третьи определяли рост преступника как средний, в возраст - в 30 лет. Анализ показал, что потерпевшие в момент восприятия находились в состоянии сильного душевного волнения, страха (преступник неожиданно нападал, закрывал им рот и нос, отчего они теряли сознание). Естественно, что такие неблагоприятные субъективные факторы значительно искажали восприятие. Восприятие, на основе которого строится в последующем познание, зависит также от самых различных личностных (психологических и физических качеств). Можно указать на некоторые из таких зависимостей, возраст потерпевшего свидетеля способен оказать влияние на восприятие и оценку ими признаков другого лица. Так несовершеннолетние и особенно малолетние вследствие недостаточного жизненного опыта многие признаки взрослого человека оценивают неверно. Например, ребенок любого взрослого человека считает высоким; молодые люди нередко людей, которые значительно старше их (на 20-25 лет) называют старыми. Напротив, пожилые люди зачастую преуменьшают возраст людей, которые их моложе. В показаниях пожилых лица 30-40 лет именуются "молодыми людьми". Вообще, говоря о возрасте, следует иметь в виду, что он по сравнению с другими признаками внешности человека труднее поддается точному установлению. Чем моложе человек, тем выше точность определения его возраста. Наибольшая точность достигается в тех случаях, когда опознаваемый не старше 25 лет. Впечатление, возраст зависит от различных обстоятельств. Так, ношение старомодных очков и одежды, болезнь, усталость, плохое настроение как бы увеличивают возраст. На правильное опреде-ление возраста человека, могут оказать влияние такие психологические иллюзии, как контраст и подравнивание. Если очевидец воспринимает 2-х людей разного возраста, то в показаниях они, как правило фигурируют как "старый" и "молодой", хотя действительная разница в возрасте может быть и незначительной. При восприятии группы лиц примерно одного возраста, отдельные члены группы как бы подравниваются под средний возраст группы. Может происходить подравнивание возраста под оформление внешности (одежду, украшение, прическу, свойственные, например, людям более молодого возраста, чем воспринимаемый). Однако действие иллюзии подравнивания имеет свои пределы, после которых снова начинает действовать иллюзия контраста. Человек средних лет в группе пожилых людей будет восприниматься значительно моложе своего возраста. Ношение пожилым человеком одежды, характерной для молодых людей, будет еще больше подчеркивать его возраст. Оценка и описание признаков другого человека обусловлены и иными индивидуальными особенностями опознающих. Так, замечено, что люди невысокого роста обычно склонны преувеличивать рост других людей, и наоборот. Следственной практике известно немало случаев, когда потерпевший или свидетель называли преступника "высоким", в то время, когда он был среднего роста. При восприятии и опознании предмета также немалое значение имеют возраст, жизненный и профессиональный опыт, интересы, знания опознающего. Дети обычно путано, с ошибками рассказывают о признаках одежды, не разбираются в названиях цветовых тонов, не умеют определить размера, расстояния. Портной, как правило, сможет дать обстоятельную характеристику особенностей одежды наблюдаемого человека: художник, фотограф - определить черты внешности: механик, водитель, автолюбитель - модель, марку, другие данные автомашины и т.д. Следует иметь в виду, что нередко решающую роль играет способность воспринять и запомнить не отдельные признаки, а их комплекс. В процессе допроса и последующего опознания следователю довольно часто приходится встречаться с любопытным психологическим феноменом: описание ранее виденного человека, (предмета, вещи) значительно сложнее, чем его последующее опознание. Чтобы в этом убедиться, достаточно попробовать описать признаки любого хорошо знакомого вам человека. Этим может объясняться неполнота, фрагментарность признаков опознаваемых людей и предметов в протоколах допросов опознаний. Так, несовершеннолетняя потерпевшая не смогла на допросе сколько-нибудь удовлетворительно описать возраст, внешность, одежду правонарушителя, однако сказала, что "запомнила дядю". На опознании она уверено указала на преступника. Следует также учитывать, что многие признаки людей, предметов почти не поддаются словесному описанию. Указанный психологический феномен требует от следователя не спешить с выведали относительно возможности опознания по признакам, выявленным на допросе. Нередко, не сумев указать каких-либо особых примет преступника, назвав лишь 2-3 самых общих признака внешности, потерпевшие, свидетели уверено узнают его при производстве опознания. Вот почему не только с позиций закона, объективности расследования, но и с учетом психологических рекомендаций недопустим отказ от проведения опознания, если свидетели, потерпевшие не могут подробно описать объект восприятия. Рассмотрим с психологической точки зрения некоторые опорные признаки человека. Рост человека. Рост фигурирует в подавляющем большинстве показаний потерпевших и свидетелей. Однако точность показаний о росте, как уже отмечалось, весьма относительна. На правильность восприятия роста оказывают влияние опыт опознающего, его профессиональные навыки (например, портной, модельер, как пра-вило, более точно определяют рост преступника, модель и цвет его одежды). Они знают, что например, берет, шляпа с широкими полями делают человека на вид ниже ростом. Возраст человека. Существуют довольно точные медико-биологические критерии возраста: морщины лица и шеи, сухость кожи. Однако и эти признаки могут быть почти незаметны для неспециалистов. Поэтому основная масса людей определяет возраст на основе менее точных и определенных признаков, ориентируется на свой житейский опыт. За основу часто принимаются такие признаки, как седина, ношение бороды, наличие лысины, полнота человека и т.д. Эти признаки весьма относительны, они могут появляться у людей раньше или позже, поддаются маскировке, изменению. Все это обусловливает необходимость тщательного анализа показаний о возрасте. Особенности голоса и речи. Жизненный опыт, равно как и многочисленные психологические наблюдения, показывают, что надежными признаками, по которым мы узнаем людей, являются особенности их голоса и речи. В то же время хорошо известно, что большинство людей испытывают особые затруднения при описании голоса и речи. В самом деле, тембр, сила, высота, диапазон голоса легко воспринимаются слушателями, однако их очень сложно описать. Поэтому в процессе допроса целесообразно разъяснять свидетелям, потерпевшим содержание основных признаков, характеризующих голос и речь человека. Во многих случаях целесообразно прослушивание допрашиваемым записи голосов, речи различных (не имеющих отношение к данному уголовному делу) людей. Внимание допрашиваемого обращается на те или иные признаки голоса и речи. Незаменимой может оказаться фонотека голосов, где должны быть также отражены особые приметы речи, голоса (картавость, заикание, шепелявость, акцент, употребление диалектизмов и т.п.). Жесты, мимика, походка. Эти признаки не менее сложны при описании. Отражая многие психологические особенности личности и прежде всего ее эмоционально-волевую сферу, род занятий, привычки, перенесенные болезни, они обычно воспринимаются в комплексе со всеми другими признаками. Поэтому на них нужно акцентировать внимание, объяснит их значение и разновидности. Например, походка может быть быстрой, подпрыгивающей, семенящей, с покачиванием туловища, с резким взмахом рук и пр.; поза выдает привычку держать руки за спиной, скрещивать их перед грудью, закладывать одну руку за борт пиджака и т.п.; при жестикуляции человек прижимает руку к груди при заверениях и обещаниях, разводит руки в стороны при удивлении и т.д. Следователю окажут большую помощь различные справочники,таблицы, диапозитивы, фотографии и т.п. Много ошибок допускается при описании фасонов, и конструкций одежды, ее цвета, фактуры материала. Поэтому следователю целесообразно иметь альбомы с образцами. Если в процессе допроса у следователя появляются сомнения в правильности описания тех или иных признаков, нужно задать уточняющие вопросы. При расследовании уголовного дела следователь встретился с противоречивыми показаниями потерпевших относительно признаков внешности преступника. С целью установления правильности запоминания и воспроизведения признаков преступника следователь провел проверку, потерпевшим предлагалось определить цвет различных предметов, рост, возраст прохожих, объяснить, что они понимают под "высоким" и "низким" ростом, рассказать об освещенности на месте восприятия и т.д. Оказалось, что потерпевшая низкого роста считала всех, кто выше ее, людьми высокими, другая потерпевшая в момент преступления находилась на холме, а преступник был в ложбине, и поэтому она определила его рост как низкий. Третья видела преступника все-го в течение нескольких секунд, в сумраке, поэтому ее подробные показания о приметах вызывали сомнение. Таким образом, при допросе свидетелей и потерпевших необходимо выяснить максимум объективных условий восприятия: где, когда, в какое время, при каких обстоятельствах, условиях, на каком расстоянии, при каком освещении, в течение какого времени наблюдался объект, в каком состоянии он находился; и субъективные условия: состояние зрения, слуха, особенности памяти, психологические состояния, испытываемые в момент восприятия (страх, волнение, растерянность). При опознании следователь должен не только наблюдать за поведением его участников, но и контролировать собственное поведение, чтобы соблюсти процессуальные и тактические правила опознания, исключить возможность оказания какого-либо недозволенного психологического воздействия на участников этого следственного действия. Для этого следователь тщательно отбирает олова, контролирует интонацию, жесты, мимику. Как известно, сущностью следственного эксперимента явля-ется производство опытов (опытных действий), с помощью которых проверяется возможность существования в прошлом каких-либо событий, явлений, имеющих значение для установления истины по делу. Вопрос 6. Психологическая характеристика следственного эксперимента. Следственный эксперимент является сильным средством психологического воздействия на его участников, поскольку его результаты нередко наглядно свидетельствуют о возможности иди невозможности определенного явления, события, а опровергнуть их подозреваемому, обвиняемому бывает трудно. Большинство видов следственного эксперимента по своему содержанию представляет исследование и оценку, тех или иных возможностей человека:/восприятие какого-либо события, факта при определенных условиях (увидеть объекты, услышать голос человека, шум мотора, почувствовать запах, определить температуру предмета и т.д.); (совершение тех или иных действии (поднятие тяжести, проникновение через отверстие и пр.). Проверяются также умения, навыки (открыть эамок определенным способом, изготовить клише поддельной печати и т.д.). При определении условий следственного эксперимента и оценке полученных результатов надо исходить из знания психофизиологических возможностей человека. Рассмотрим психологические аспекты подготовки к производству следственного эксперимента. Немаловажен вопрос о возможности его осуществления. Следственный эксперимент станет возможен, если следователь сумеет обеспечить: 1. Воссоздание (или моделирование) материальной обстановки, максимально сходной с той, в которой происходили проверяемые действия или события; 2. Воспроизведение (моделирование) субъективных, психофизиологических факторов; 3. Моделирование самих опытных действий. Несмотря на наличие определенных трудностей, воссоздание обстановки чаще всего возможно. Столь же реальна возможность моделирования самих опытных действий. Все действия, кроме преступных, можно воспроизвести. Значительно сложнее обстоит дело с воспроизведением психофизиологических факторов. В принципе невозможно полностью смоделировать все психологические состояния человека, психофизиологический механизм его действий. В искусственно созданной обстановке человек неизбежно чувствует и действует иначе, чем в обычных условиях. Он психологически напряжен, внимание его повышено - все это существенно скажется на результатах его действий. ЗАКЛЮЧЕНИЕУспех осмотра места происшествия в решающей степени зави-сит от мыслительной деятельности сотрудника, его интуиции, мысленного моделирования события. При этом нельзя ограничиваться поиском следов, соответствующих одной версии, нужно исследовать любой обнаруженный факт, явление с разных точек зрения, подвергать сомнению наблюдаемые признаки, ибо версии и модели события могут быть ошибочными, возможна инсценировка события.Значение места происшествия как источника сведений о событии и его участниках понимают многие преступники, и потому нередко в следственной практике приходится иметь дело с различными инсценировками на месте происшествия. Искажая картину события, создавая фиктивную обстановку и фабрикуя отдельные доказательства, преступник стремится направить следствие по ложному пути.Разоблачение инсценировок требует высокой профессиональной подготовленности работников органов правопорядка, проявления ими рефлексивности мышления, умения рассуждать о рассуждениях субъекта преступления. Безусловно, позитивно сказывается опыт деятельности в должности сотрудника правоохранительных органов.Обыск является сложным в психологическом плане следствен-ным действием и характеризуется: принудительным характером, наличием конфликтной ситуации, поисковым характером производс-тва обыска, проблемностью.Деятельность следователя при обыске должна определяться разработанными и достаточно мотивированными поисковыми версиями.Психология опознания в немалой степени определяется особенностями личности опознающего, его отношением к событию преступления и правонарушителю, психологическим состоянием, в котором он находится. Процесс восприятия и последующие результаты опознания определяются и особенностями воспринимаемых объектов.Список используемой литературыАнтонян Ю.М.,Еникеев М.И.,Эминов В.Е. Психология преступника и расследований преступлений - М.:Юрист,1996Васильев В.Л. Психология следственных действий. - Спб., 1993.Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПБ., 2000Водолазский Б.Ф. Психология осмотра места происшествия.Учебное пособие.- М., 1999Дулов А.В. Судебная психология. - Минск, 1975Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. - М., 2002 Мариновская И.Д. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности. - М., 2000 Практическая психология.Учебник /Под ред.проф.М.К.Тутушктной. СПб.:Изд-во "Дидактика Плюс",1998 Ратинов А.Р.Судебная психология для следователей.- М., 2004 Сорокотягина Д.А. Психология следственных действий. - Екатеринбург, 1995 Шевченко В.М. Психология инсценировки как способа сокрытия преступления .Авт.дисс.на соиск.учен.ст.канд.психол.н.- М.: Академия МВД РФ,1992
Страницы: 1, 2
|
|