Психологический анализ профессионально важных качеств сотрудников ОВД (когнитивные и коммуникативные составляющие)
p align="left">ц2 - значение для меньшей выборки,n1 - количество человек в большей выборе, n1 - количество человек в меньшей выборе. Сравнивая стрессоустойчивость выборки сотрудников, предпочитающих стратегию сотрудничества, и сотрудников, предпочитающих стратегию соперничества, нами было получено значение ц = 1,94 (см. приложение №4). Это свидетельствует о том, что различия между этими выборками в стрессоустойчивости значимы на уровне 0,05. То есть, у сотрудников, предпочитающих стратегию сотрудничества, стрессоустойчивость значимо выше, чем у сотрудников, предпочитающих стратегию соперничества. Сравнивая стрессоустойчивость выборки сотрудников, предпочитающих стратегию сотрудничества, и сотрудников, предпочитающих стратегию приспособления, нами было получено значение ц = 1,94 (см. приложение №5). Это свидетельствует о том, что различия между этими выборками в стрессоустойчивости значимы на уровне 0,05. То есть, у сотрудников, предпочитающих стратегию сотрудничества, стрессоустойчивость значимо выше, чем у сотрудников, предпочитающих стратегию приспособления. Значимых различий в стрессоустойчивости между выборками сотрудников, предпочитающих стратегии сотрудничества, избегания и компромисса обнаружено не было (см. приложение №6). 2.3 Практические рекомендации юридическому психологу для работы с сотрудниками ОВД 1. Профессиональная переподготовка сотрудников милиции с целью повышения квалификации. 2. Проведение релаксирущих медитаций, с целью повышения нервно-психической и стрессоустойчивости, повышению уверенности в себе. Например, медитация «Горная вершина». Она помогает человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому, что вы…можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами… Мгновение - и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них… Вы видите рваные. Клочковатые облака, плывущие под вами… Далеко внизу - игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки… Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней… Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им… Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор… Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените - стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и силой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов… С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки… Пауза. Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам… А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы… Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира… Поблагодарите его… Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия… 3. Проведение тренингов на сплоченность коллектива. В качестве примера приведем упражнение «Стул откровений». Суть этого упражнения состоит, во-первых, в предоставлении кому-то из участников права получить прямую обратную связь от других участников, во-вторых, в наложении обязанности быть предельно откровенным и абсолютно честным при ответах на вопросы своих товарищей по группе. Иначе говоря, этот прием провоцирует человека пойти на риск открытия себя в глазах других и на риск открытия себя для других. Ведущий должен почувствовать момент, когда группа «созреет» для принятия этого упражнения и способна будет на глубокое проживание такого опыта. Важно, чтобы ведущий с достаточной долей уверенности мог спрогнозировать появление, по крайней мере, двух-трех добровольцев, готовых пойти на риск. Если такой момент наступил, то ведущий может сказать примерно следующее: - Из нашего обсуждения мне показалось, что N. Хотел бы получить от нашей группы предельно откровенную обратную связь, хотел бы получить честную информацию о том, как к нему относятся, как его воспринимают. Это как? Если ведущий правильно понял стремление этого N., то естественно услышит утвердительный ответ. Очень хорошо. Надеюсь, что группа предоставит ему такую возможность. Готов ли ты, N., принять от своих товарищей не только комплименты и дифирамбы, но, может быть, и не вполне приятные для тебя суждения? Да? Ну что же. Тогда предлагаю, прежде всего, тебе самому сделать шаг навстречу группе и заслужить откровенность с ее стороны своей собственной откровенностью. Согласен ли ты на это условие? Получив подтверждение еще раз, ведущий ставит внутрь круга стул и продолжает: - Это «стул откровений». Садясь на него, участник берет на себя очень серьезную и ответственную задачу: быть предельно честным, искренним и открытым. Взамен он сможет получить точно такой же ответ от группы. Как он будет решать эту задачу? Любой участник группы имеет право задать ему любой вопрос о его чувствах, мыслях, желаниях, стремлениях, о его отношении к людям, в том числе и к конкретным людям из нашей группы. Человек, сидящий на «стуле откровений», обязан не увиливать, не уклоняться от ответа, а отвечать как есть. Если группа даст мне такое право, то я буду иметь возможность вмешаться и отклонить какой-то вопрос, если сочту это необходимым. Обещаю не злоупотреблять этим правом. Такая оговорка представляется вынужденной мерой, чтобы все-таки обезопасить участника на «стуле откровений» от вопросов, способных нанести ему глубокие душевные раны. Вопросы могут быть самыми различными. При выполнении этого упражнения не следует забывать об основной особенности конструктивной обратной связи ее безоценочности. Формулировки не должны носить характера прямых обвинений, восхвалений или сравнений. Участники говорят о своих чувствах, переживаниях, мыслях по какому-поводу или по отношению к поведению кого-то из присутствующих, но не используют слов и выражений, содержащих прямую оценку личности. Завершающее обсуждение часто сопровождается высказываниями благодарности друг другу и признаниями в том, что люди открыли для себя в себе нечто совершенно новое, то, о чем никогда не думали и даже не подозревали, осознали отношение к себе окружающих. 4. Активные занятия спортом. Выводы по главе 2 Проведенное исследование с помощью представленных методик, позволило выявить следующее: все испытуемые это социально зрелые личности, которые характеризуются среднем уровнем правосознания, социальной ответственности. В профессиональной деятельности у них доминируют социально-значимые мотивы, например, ответственное отношение к выполнению служебных заданий, планомерность в работе, чувство ответственности за свои поступки. В то же время незначительно преобладает такой фактор профессиограммы как сотрудничество в коммуникации, но это не соответствует условиям успешного выполнения деятельности, т.к. показатель менее половины незначителен (см. приложение №7). Чуть менее доминирует соперничество, что, на мой взгляд, может быть связано с не достаточно сформированной способностью к сотрудничеству при коммуникации, а также в некоторых случаях, о небольшой неуверенности, в зависимости от ситуации. Ведь находясь при исполнении служебных обязанностей, например, инспектор ГИБДД в буквальном смысле слова находится в центре внимания сотен, иногда и тысяч людей: водителей, пассажиров, пешеходов. Поэтому он должен быть подтянут, корректен, и конечно вежлив. Его жесты должны быть точны и понятны всем окружающим. Показатели по нервно-психической устойчивости, стрессоустойчивости, характеризуют их как людей с развитыми адаптивными свойствами нервной системы (подвижность, лабильность, активность, динамичность, пластичность нервных процессов). Хотя не исключена склонность к волнениям при стрессе (даже по не заслуживающим внимания причинам), негативная тревожность, мнительность, что, на мой взгляд, связано с постоянным напряжением в профессиональной деятельности, отсюда иногда появляется отсутствие мотивации на достижение успехов в работе. Таким образом, следует, что полученные показатели не вполне соответствуют современной профессиограмме, где от сотрудника требуются высокие показатели по всем факторам профессиональной пригодности, ведь только тогда выполнение профессиональной деятельности будет еще эффективнее, и результаты будут еще лучше, на мой взгляд, это связано с низкой подготовленностью рабочих кадров, как при поступлении на работу, так и в процессе выполнения профессиональной деятельности. Заключение Полученные данные свидетельствуют о том, что гипотеза исследования не подтвердилась. На это указывает, несоответствие полученных показателей профессиограмме сотрудника ОВД (см. приложение №7). Т. к. в ней сотрудник правоохранительной организации характеризуется как личность с высоким уровнем когнитивных и коммуникативных процессов. А полученные нами показатели по нервно-психической устойчивости характеризуют сотрудников как личностей в среднем устойчивых к экстремальным ситуациям, присутствию контроля и самоконтроля в напряженных ситуациях, требующих мгновенной собранности и принятия решения. Около 60% испытуемых характеризуются низким и средним уровнем стрессоустойчивости и социальной адаптации, что говорит о недостаточно необходимом психофизическом состоянии сотрудников, что в свою очередь может помешать решению служебных и бытовых задач, и как результат неуспешность выполнения профессиональной деятельности. В коммуникативной сфере доминирование сотрудничества, хотя и незначительное (30%) указывает, на тот факт, что испытуемые в большей мере не склонны к соперничеству, в основном их поведение направлено на реализацию целей удовлетворяющих обе стороны. Обработка полученных данных с помощью с помощью метода математической статистики (угловое преобразование Фишера) выявила взаимосвязь у испытуемых между стратегиями поведения в конфликтной ситуации и стрессоустойчивостью. Поставленные задачи в начале исследования были успешно выполнены, а именно проанализирована соответствующая литература по теме исследования, протестированы сотрудники ОВД и соответственно получены результаты, выявлены закономерности и взаимосвязи и разработаны рекомендации. Как уже отмечалось выше, необходимость организации психологической службы в правоохранительных органах становится очевидной в настоящее время не только юридическим психологам, но и сотрудникам этих структур. Сегодня уже накоплен определенный практический опыт психологического сопровождения профессиональной деятельности сотрудников таможни, ОВД, прокуратуры. Важным направлением работы психологов в данных организациях является профессионально-психологический отбор. Для его осуществления требуется проведение профессиографического анализа профессиональной деятельности, результатом которого становится разработка профессиограмм и психограмм соответствующих профессий. Нами сделана попытка осуществления психологического анализа профессиональной деятельности сотрудника ОВД, а именно отдельных профессионально важных качеств. В начале исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что уровень подготовки сотрудников отдела внутренних дел (нервно-психическая устойчивость, стрессоустойчивость, социальная адаптивность) не соответствует условиям успешного выполнения деятельности. В ходе исследования нами действительно были получены результаты характерные для когнитивной и коммуникативной сферы сотрудников ОВД. Безусловно, полученные в ходе исследования результаты требуют неоднократного подтверждения и более детальной доработки. Вместе с тем, мы надеемся на то, что хотя исследование проводилось на одной небольшой выборке, но оно подтверждено математически, и в последующем полученные данные и предложенные рекомендации, могут быть применены для психологической работы в ОВД. Литература 1. Актуальные проблемы сферы психологии и права. Тезисы докладов и сообщений Всероссийской конференции 15-17 мая 1998 года, г. Калуга. - Калуга, 1998. - 204с. 2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000.-376с. 3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов.- М.: Пер Се, 2001.-511с. 4. Бодров В.А., Лукьянова Н.Ф. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность.// Психол. журн. 1981, № 2, С. 51-65. 5. Бюллетень Министерства юстиции РФ. - №1, 1999г., 14-29. 6. Васильев В.Л. Юридическая психология.- СПб.: Питер, 2000.-624 с. 7. Галузо В.Н. Система правоохранительных органов России: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.-287с. 8. Гришина Н.В. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов // Московский психотерапевтический журнал, 1992, №2.-С.145-160. 9. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: С.267-272 (448с.) 10. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М.: Инфра-М, 1997. 11. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. - Минск: Изд-во «Университетское», 1985.-195с. 12. Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза. Методическое руководство. Калуга: Лаборатория судебно- психологических исследований, 1997.-190с. 13. Енгалычев В.Ф. Профессиональная компетентность специалиста в практической юридической психологии. - М.: Высшая школа психологии, 2004.-436с. 14. Еникеев М.И. О современном состоянии и перспективах развития юридической психологии // Психологический журнал, 1982, т.3, №3.-с.108-120. 15. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов.- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.-517с. 16. Забродин Ю.М. «Модель личности» психодиагностике (для практических психологов). Кн. 1-я.- М.:Всероссийский научно-практический центр профориентации и психологической поддержки насел., 1994.-190с. 17. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. - М.:Изд-во Московского университета, 1992.-208с. 18. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология: Учебник для индустр. - пед. Техникумов. - М.: Высш. шк., 1989. - 383с. 19. Климов Е.А. Введение в психологию труда.- М.: Изд-во МГУ, 1988.-199с. 20. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - М., 1984. - 216с. 21. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.: Наука, 1984.-444с. 22. Минжанов Н.А. Психологическая подготовка сотрудников ОВД// Психопедагогика в правоохранительных органах, 1995, №2.-С.27-29. 23. Маркова А.К. Психология профессионализма.- М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.-308с. 24. Общая психология: Учебник / Под ред. А.В. Карпова.- М.: Гардарики, 2002.-232с. 25. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494с. 26. Панчихин О.Н., Романов В.В., Кроз М.В. Профессиональный психологический отбор.// Законность, 1993, №4. 27. Петухов Е.В. Профессиограмма адвоката // Энциклопедия юридической психологии / Под. Ред. А.М. Столяренко.- М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2003.-С.413 (607с.) 28. Подшибякин А.Н. Формы и методы морально-психологической подготовки личного состава ОВД к работе в особых условиях// Опыт, проблемы, формы и методы работы психологической службы. УВД Тульской области. - Тула, 2000, 30-35. 29. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. - М: Ось-89, 1998.-304с. 30. Пирожков В.Ф. Некоторые проблемы повышения эффективности психологической службы // Психологический журнал, 1997, №2, т.18.-С. 161-168. 31. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.- М.: Высшая школа, 1984.-174с. 32. Правоохранительные органы РФ .Учебное пособие/ Под ред. В.К. Боброва.-М.: МЮИ МВД России, «Щит-М», 1998.-136с. 33. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.- М.: Педагогика, 1983.-448с. 34. Рабочая книга психолога таможенного органа: Учебное пособие. - М.: РИО РТА, 1998. - 268с. 35. Романов В.В., Кроз М.В. Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации. - М., 1994. - 116с. 36. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник.- М.: Юристъ, 1998.-488с. 37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.-720с. 38. Смирнова Н.Н. Юридическая психология. - СПб.: Альфа, 2000.-112с. 39. Столяренко А.М. (ред.) Прикладная юридическая психология.- М.: ЮНИТИ ДАНА, 2001.-639с. 40. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.-672с. 41. Столяренко А.М. Юридическая педагогика в МВД: вопросы методологии и теории.- М.: МИПБ МВД России, 1999.-155с. 42. Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. - Л.:ЛГУ, 1977.-136с. 43. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебник для вузов.- М.: Новый Юрист, 1998.-448с. 44. Человек и правоохранительная деятельность / Под. ред.В.П. Сальникова.- СПб.: Фонд «Университет», 2000.- 320с. 45. Чичерин В.С. Некоторые аспекты организации и проведения профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах, 1995, №1.-С.54-59. 46. Шадриков В.Д. Проблемы профессиональных способностей// Психологический журнал. 1982. №5. С. 13-26. 47. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.- М.: Наука, 1982.- 185с. 48. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: Зерцало, 2000.-352с. 49. Юридическая психология. Сборник научных трудов/ Под ред. Проф. А.Р.Ратинова, докт. Юрид. Наук Г.Х.Ефремовой. - М.: 1998. - 124с. 50. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост.В.В. Романов, Е.В. Романова.- М.: Юристъ, 2000.-448с. Приложение № 1 Бланк №_____ Ф.И.О.____________________ Возраст__________ Инструкция: Прочтите утверждения и дайте ответ «да» или «нет». Утверждения: Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний. У меня часто болит голова. Иногда я говорю неправду. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь. Бывает, что я сержусь. Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни. Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях. Самая трудная борьба для меня - борьба с самим собой. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают редко. Иногда , когда неважно себя чувствую, я бываю раздражительным. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома. Если мне негрозит штраф и по близости нет машин, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых. Мне часто говорят, что я вспыльчив. Запоры у меня бывают редко. В игре я предпочитаю выигрывать. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо. Сейчас мой вес постоянен - я не полнею и не худею. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона. С моим рассудком творится что-то неладное. Меня беспокоят сексуальные (половые) проблемы. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки. Руки у меня такие же проворные и ловкие, как прежде. Среди моих знакомых есть люди, которые мне нравятся. Думаю, что я человек обреченный. Я ссорюсь с членами семьи очень редко. Бывает, что я с кем-нибудь посплетничаю. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие. Моя внешность меня, в общем устраивает. Я вполне уверен в себе. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным. Кто-то управляет моими мыслями. Я ежедневно выпиваю необычно много воды. Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех. Счастливей всего я бываю, когда один. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли. Я любил сказки Андерсена. Даже среди людей, я обычно чувствую себя одиноким. Меня злит, когда меня торопят. Меня легко привести в замешательство. Я легко теряю терпение с людьми. Часто мне хочется умереть. Бывало, что я бросал начатое дело, т.к. боялся, что не справлюсь с ним. Почти каждый день случается что-то, что пугает меня. К вопросам религии я отношусь равнодушно - они не занимают меня. Приступы плохого настроения бывают у меня редко. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки. У меня были очень необычные мистические переживания. Мои убеждения и взгляды непоколебимы. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон. Я человек нервный, легко возбудимый. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже). Все у меня получается плохо, не так, как надо. Я почти всегда ощущаю сухость во рту. Большую часть времени я чувствую себя усталым. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву. Меня очень раздражает, что я забываю куда кладу вещи. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы мне кажется невыносимым. Мне кажется, что по отношению ко мне, особенно часто поступают несправедливо. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих. Я часто испытываю чувство усталости от жизни и мне не хочется жить. На меня обращают внимание чаще, чем на других. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний. Часто у меня бывают периоды, когда мне не хочется никого видеть. Мне трудно проснуться в назначенный час. Если в моих неудачах кто-то виноват я не оставляю его безнаказанным. В детстве я был капризным и раздражительным. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов психиатров. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства. У меня есть судимые родственники. В юности я имел приводы в милицию. Спасибо за участие в исследовании!!! Приложение № 2 Бланк № ________ Ф.И.О.________________ Возраст_________ Инструкция: Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» Вами очков. |
№ | Жизненные события. | Баллы | | 1. | Смерть супруга (супруги) | 100 | | 2. | Развод | 73 | | 3. | Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером | 65 | | 4. | Тюремное заключение | 63 | | 5. | Смерть близкого члена семьи | 63 | | 6. | Травма или болезнь | 53 | | 7. | Женитьба, свадьба | 50 | | 8. | Увольнение с работы | 47 | | 9. | Примирение супругов | 45 | | 10. | Уход на пенсию | 45 | | 11. | Изменение в состоянии здоровья членов семьи | 44 | | 12. | Беременность партнерши | 40 | | 13. | Сексуальные проблемы | 39 | | 14. | Появление нового члена семьи, рождение ребенка | 39 | | 15. | Реорганизация на работе | 39 | | 16. | Изменение финансового положения | 38 | | 17. | Смерть близкого друга | 37 | | 18. | Изменение профессиональной ориентации, смена места работы | 36 | | 19. | Усиление конфликтности отношений с супругом | 35 | | 20. | Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома) | 31 | | 21. | Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги | 30 | | 22. | Изменение должности, повышение служебной ответственности | 29 | | 23. | Сын или дочь покидают дом | 29 | | 24. | Проблемы с родственниками мужа (жены) | 29 | | 25. | Выдающееся личное достижение, успех | 28 | | 26. | Супруг бросает работу (или приступает к работе) | 26 | | 27. | Начало или окончание обучения в учебном заведении | 25 | | 28. | Изменение условий жизни | 24 | | 29. | Отказ от каких-либо индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения | 23 | | 30. | Проблемы с начальством, конфликты | 20 | | 31. | Изменение условий или часов работы | 20 | | 32. | Перемена места жительства | 20 | | 33. | Смена места обучения | 19 | | 34. | Изменение привычек, связанных проведением досуга или отпуска | 19 | | 35. | Изменение привычек, связанных вероисповеданием | 18 | | 36. | Изменение социальной активности | 17 | | 37. | Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора) | 16 | | 38. | Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна | 15 | | 39. | Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера частоты встреч с другими членами семьи | 15 | | 40. | Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т.п.) | 13 | | 41. | Отпуск | 12 | | 42. | Рождество, встреча Нового года, день рождения | 11 | | 43. | Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения и т.п.) | 11 | | |
Спасибо за участие в исследовании!!! Приложение № 3 Бланк №_______________ Ф.И.О.______________ Возраст____________ Инструкция: Внимательно прочитайте каждую пару из приведенных ниже утверждений. Выберете из каждой пары по одному утверждению, которое в наибольшей степени соответствует особенностям Вашего поведения. На бланке обведите букву «А» или «Б», обозначающее выбранное утверждение. Утверждения: 1.А.Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Б.Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны. 2.А.Я стараюсь найти компромиссное решение. Б.Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных. 3.А.Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б.Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. 4.А.Я стараюсь найти компромиссное решение. Б.Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 5.А.Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. Б.Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 6.А.Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б.Я стараюсь добиться своего. 7.А.Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. Б.Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого. 8.А.Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б.Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. 9.А.Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. Б.Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 10.А.Я твердо стремлюсь достичь своего. Б.Я пытаюсь найти компромиссное решение. 11.А.Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы. Б.Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. 12.А.Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б.Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 13.А.Я предлагаю среднюю позицию. Б.Я настаиваю, чтобы было сделано, по-моему. 14.А.Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Б.Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. 15.А.Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. Б.Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности. 16.А.Я стараюсь не задеть чувств другого. Б.Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. 17.А.Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. Б.Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. 18.А.Если это сделает счастливым другого, я дам ему возможность настоять на своем. Б.Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 19.А.Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б.Я стараюсь отложить решении спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. 20.А.Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Б.Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. 21.А.Ведя переговоры я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. Б.Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. 22.А.Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и точкой зрения другого человека. Б.Я отстаиваю свои желания. 23.А.Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. Б.Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 24.А.Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. Б.Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. 25.А.Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моей позиции. Б.Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. 26.А.Я предлагаю среднюю позицию. Б.Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. 27.А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б. Если это сделает счастливым другого, я дам ему возможность настоять на своем. 28.А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. Б. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. 29.А.Я предлагаю среднюю позицию. Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. 30.А.Я стараюсь не задеть чувств другого. Б.Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха. Спасибо за участие в исследовании!!! Приложение №4 |
| Высокая стрессоустойчивость | Низкая стрессоустойчивость | Сумма | | Стратегия сотрудничества | 5 человек | 83,3% | 1 человек | 16,7% | 6 человек | | Стратегия соперничества | 1 человек | 25% | 3 человека | 75% | 4 человека | | |
ц83,3% = 2,3 ц25% = 1,047 цэмп =1,94 цкр =1,64 цэмп >цкр Вывод: различия между выборками по стрессоустойчивости значимы. Приложение №5 |
| Высокая стрессоустойчивость | Низкая стрессоустойчивость | Сумма | | Стратегия сотрудничества | 5 человек | 83,3% | 1 человек | 16,7% | 6 человек | | Стратегия приспособления | 1 человек | 25% | 3 человека | 75% | 4 человека | | |
ц83,3% = 2,3 ц25% = 1,047 цэмп =1,94 цкр =1,64 цэмп >цкр Вывод: различия между выборками по стрессоустойчивости значимы. Приложение №6 |
| Высокая стрессоустойчивость | Низкая стрессоустойчивость | Сумма | | Стратегия сотрудничества | 5 человек | 83,3% | 1 человек | 16,7% | 6 человек | | Стратегия избегания | 1 человек | 33,3% | 2 человека | 66,7%% | 3 человека | | |
ц83,3% = 2,3 ц33,3% = 1,23 цэмп =1,51 цкр =1,64 цэмп >цкр Вывод: различия между выборками по стрессоустойчивости не значимы. |
| Высокая стрессоустойчивость | Низкая стрессоустойчивость | Сумма | | Стратегия сотрудничества | 5 человек | 83,3% | 1 человек | 16,7% | 6 человек | | Стратегия компромисса | 1 человек | 33,3% | 2 человека | 66,7%% | 3 человека | | |
ц83,3% = 2,3 ц33,3% = 1,23 цэмп =1,51 цкр =1,64 цэмп >цкр Вывод: различия между выборками по стрессоустойчивости не значимы.
Страницы: 1, 2, 3
|