рефераты курсовые

Психологический пол личности

p align="left">Очевидно, что такие обряды и традиции не должны были культивировать в татарской женщине психологическую зависимость или неуверенность в себе. Традиционное для татар социальное разделение полов, развитая система обрядовых форм регулирования социального взаимодействия как представителей одного пола, так и противоположных полов, должна была направлять акцент в воспитании не на формирование желаемого психологического склада личности, а на знание и исполнение правил общения. Поэтому перед народной педагогикой не должно было стоять задачи воспитания у мужчин и женщин взаимодополнительных психологических качеств и, следовательно, идеальные образы маскулинности и фемининности в такой культуре не должны быть полярны.

В культуре русских, напротив, более тесные социальные контакты мужчин и женщин, почти не регулируемые обрядовыми формами общения, должны предполагать иные, психологические механизмы регуляции социального взаимодействия. Традиционное воспитание у мужчин и женщин взаимодополнительных психологических качеств личности может обеспечить устойчивость социальной группы и эффективность совместной деятельности, уменьшить вероятность конфликтов. Идеальные образы маскулинности и фемининности в такой культуре, соответственно, будут довольно сильно отличаться. Эти выводы подтверждаются и эмпирическими данными, приведенными в предыдущем параграфе: полярность полоролевых представлений у большинства респондентов татарской национальности ниже, чем у большинства респондентов русской национальности.

Дореволюционные и современные исследования этнографов показывают, что, находясь в дружеских контактах и тесном общении татарское и русское население Татарстана оказывало друг на друга определенное духовное и культурное воздействие. При этом сохранялась и воспроизводилась этническая целостность и специфика культуры русских и татар (духовная, языковая, религиозная, бытовая) как в городах [111, 112], так и в сельской местности [32, 77, 107].

На современном этапе развития нашего общества мужчины и женщины обеих национальностей при сохранении своей этнической идентичности имеют одинаковые возможности в получении образования, использовании средств массовой информации, участии в различных сферах производственной деятельности, в праве на социальную помощь. Подобные социальные условия во всех современных обществах способствуют уменьшению традиционной дихотомии и в полоролевых представлениях, и в личностных характеристиках, определяющих психологический пол. Современные этнопсихологические исследования обнаруживают сходство эмоциональных установок и этнических стереотипов русских и татар в силу того, что в их основе лежат общечеловеческие нормы и ценности [104].

В последнее время в психологии этнос, его духовный склад, менталитет рассматривают как важный фактор социализации личности. Менталитет этноса влияет на человека через самое ближайшее социально-природное окружение, обусловливая ряд специфических особенностей личности, поведения, мировосприятия человека [46]. В современных исследованиях по аналогии с архетипами К.Г.Юнга выделяют "этноид" как архетипическое представление, имеющее подсознательную природу. Этноид -- это субъективно предпочитаемый образ этнической идентификации, не обязательно существующий в реальном историческом времени. При этом подчеркивается, что этноид влияет на становление и состояние личности человека, даже выросшего и живущего в иной этнокультурной среде. Показано, что противоречия реального образа жизни и этноида могут негативно сказаться на состоянии личности [102]. Поэтому сегодня перед исследователями в области социологии, психологии, педагогики стоит задача изучения этнических ценностей как русских, так и татар, их реального содержания и функционального назначения как в области духовного воспитания, так и в процессе модернизации общества [96].

Процедура и результаты исследования.

Выборка испытуемых проходила по тем же возрастным критериям, что и выборка респондентов для адаптации методики. Общий объем выборки составил 358 человек, но работа основывалась на исследовании групп, разделенных по полу и национальности: мужчины татары -- 83 человека; мужчины русские -- 95 человек; женщины татарки -- 90 человек; женщины русские -- 90 человек.

В целом респонденты, принявшие участие в исследовании, находились в сходных условиях общественного образа жизни, что являлось одним из главных критериев при подборе испытуемых. Всех респондентов объединяли:

-принадлежность к одному поколению;

-воспитание в условиях единой образовательной системы;

107 -сходное воздействие средств массовой информации;

-ориентация на получение высшего образования.

Принадлежность к этнокультурной группе определялась в обоих случаях исходя из субъективного причисления испытуемым себя к русской или татарской национальности. Национальная принадлежность -- явление социокультурное и определяет этническую принадлежность человека в связи с осознанием того, что и его семья и он сам относятся к определенной национальности, а также признанием его национальности окружающими [46]. Тем не менее были предприняты попытки усилить влияние этнокультурного компонента на результаты исследования. В этих целях часть выборки представителей татарской национальности составили студенты, изучающие татарский язык, татарскую литературу и историю, то есть являющиеся представителями татарской интеллигенции и реальными носителями татарской культуры. В группах представителей русской национальности также были студенты со сходной специализацией (филологи, историки).

Выходцев из сельской местности (окончивших сельские школы) в группах представителей татарской и русской национальности приблизительно было поровну, их количество не превышало 10%. Предполагалось, что все респонденты, принявшие участие в исследовании, в достаточной мере владеют русским языком, чтобы адекватно отвечать на вопросы анкеты, поскольку их образование в школе и в высшем учебном заведении происходит на русском языке и требует хорошего знания этого языка. Кроме того, каждый респондент мог отказаться от заполнения опросника либо попросить помощи экспериментатора при непонимании некоторых моментов.

Особенностью данной выборки являлось также то, что молодежь этого поколения первые 10 лет своей жизни воспитывалась в условиях реализуемой в бывшем СССР идеи планомерной этнической денационализации -- утраты этничности и формирования идеологической идентичности. В последующие годы (в подростковом возрасте и позже) развитие их личности происходило на фоне двух противоречивых тенденций общественного сознания: резкого усиления этнического самосознания народов, ценрации на "своем" этносе и в то же время обращенности к ценностям западно-европейского и американского образа жизни и культуры. Такие динамичные и противоречивые условия становления личности актуализировали необходимость адаптироваться к этим постоянным и бурным изменениям.

В ходе исследования выявлялись особенности психологического пола личности и полоролевых представлений испытуемых. Каждому респонденту предлагалось заполнить опросник, состоящий из теста на определение психологического пола личности и разработанной на его основе анкеты на определение полоролевых представлений (образец опросника представлен в прил. 8).

Заполнение опросника проходило по следующей схеме: сначала испытуемый заполнял первую часть опросника (тест на определение психологического пола) и вторую часть (демографические данные). Затем первые части убирались и предъявлялась третья часть (определение полоролевых представлений). Задача экспериментатора здесь сводилась к тому, чтобы разъяснять в случае необходимости какие-либо непонятные моменты при заполнении опросника, предъявлять испытуемому части опросника согласно установленной процедуре.

При обработке результатов индивидуально определялся количественно и качественно психологический пол личности и полярность полоролевых представлений каждого испытуемого, выявлялась зависимость этих показателей в группах и индивидуально. Для определения полярности полоролевых представлений мы использовали вычисление коэффициента полярности полоролевых представлений Кп каждого испытуемого по формуле, приведенной в предыдущем параграфе.

При сопоставлении данных по исследуемым группам мы условно выделили три уровня проявления полярности полоролевых представлений --

высокую (Кп>0,5), среднюю (0,2<КП<0,5) и низкую (Кп<0,2) -- и разделили испытуемых каждой национальной группы по уровням полярности их полоролевых представлений. Результаты представлены в табл. 7 и графически на рис. 10.

Таблица 7

Распределение испытуемых в группах

с различной полярностью полоролевых представлений

(в количестве человек и в процентах от численности группы)

Полярность

Татары

Русские

полоролевых

муж.

жен.

всего

муж.

жен.

всего

представлений

(N=83 )

(N=90)

(N=173)

(N=95)

(N=90)

(N=185)

высокая

24

27

51

34

27

61

(Кп >0,5)

28,9 %

30%

29,4%

35,7 %

30%

32,9%

средняя

45

45

90

50

53

103

(0,2 < Кп < 0,5)

54,2%

50%

52%

52,6%

58,9%

55,6%

низкая

14

18

32

11

10

21

(Кп < 0,2 )

16,8%

20%

18,4%

11,5%

11%

11,3%

Из приведенных на рис. 10 и в табл. 7 результатов видно, что во всех исследуемых группах преобладают лица со средней полярностью полоролевых представлений, но среди представителей русской национальности на 3,6% больше лиц с высокой полярностью полоролевых представлений и на 7,1% меньше лиц с низкой полярностью полоролевых представлений, чем среди представителей татарской национальности. Это подтверждает данные по полярности полоролевых представлений среди русских и татар, полученные при адаптации методики, и позволяет говорить о несколько более выраженной полярности полоролевых представлений в группе испытуемых русской национальности. Однако в целом, как наглядно видно из рис.10, эти различия между группами незначительны.

Данные по полярности полоролевых представлений позволяют заключить, что у испытуемых обеих этнокультурных групп, как мужчин, так и женщин, в сознании представлена, в принципе, единая полоролевая модель. Этот вывод соотносится с результатами исследований других авторов, показавших общность установок, ценностных ориентации, этнических стереотипов многонациональной молодежи Татарстана [12, 104].

Психологический пол личности каждого испытуемого показывал, каким образом его психологические качества укладываются в рамки выявленной нами идеальной полоролевой модели. Результаты распределения лиц с андрогинным, фемининным, маскулинным и недифференцированным психологическим полом в исследуемых группах приведены в табл. 8.

Таблица 8

Распределение лиц с различным типом проявления психологического пола в исследуемых группах (в процентах от численности группы)

Психологический пол

«

Мужчины

Женщины

татары

(N=83)

русские (N=95)

татарки (N-90)

русские (N=90)

андрогинный

79,5 %

78,9 %

84,4 %

74,4 %

фемининный

3,6 %

-- *

13,3 %

21%

маскулинный

9,6 %

21 %

2,2 %

2,2 %

недифференцированный

7,2 %

--

1,1 %

2,2 %

Из табл.8 видно, что в распределении качественных показателей психологического пола личности между национальными и половыми группами наблюдается определенное сходство: во всех группах преобладает проявление андрогинного психологического пола личности (более 70%). В группах женщин фемининных личностей больше, чем маскулинных, а в группах мужчин -- обратное соотношение: больше маскулинных, чем фемининных, что подтверждает адекватность применяемой нами методики определения психологического пола личности в условиях российской культуры.

Обращает на себя внимание то, что между группами женщин татарской и русской национальности наблюдается большее сходство в распределении типов психологического пола личности, чем между группами мужчин разных национальностей. Различие между группами мужчин разных национальностей проявляется в том, что в группе русских мужчин отсутствует проявление фемининного и недифференцированного психологического пола, в то время как в группе мужчин татар больше разнообразия в проявлениях психологического пола личности: представлены и маскулинный, и фемининный и недифференцированный тип психологического пола при относительно малом проценте маскулинного психологического пола и относительно большом проценте недифференцированного. Это говорит о том, что в группе русских мужчин выше дифференцированность психологического пола личности в зависимости от половой принадлежности, чем в группе мужчин татар.

В группе мужчин татар наблюдается относительно большой процент лиц с недифференцированным психологическим полом (7,2%). Ответы этих испытуемых на тест были подвергнуты более тщательному анализу, который показал, что все испытуемые с недифференцированным психологическим полом при отрицательных результатах по шкалам и маскулинности и фемининности имели широкий диапазон самооценок по отдельным качествам (от 1 (никогда не свойственно) до 7 (всегда свойственно). Это позволяет предположить, что они были искренни при ответах на задания теста. В то же время выявилась следующая зависимость: все испытуемые с недифференцированным психологическим полом низко (отрицательно) оценивали у себя проявление и мужественности и женственности как отдельных качеств личности и поведения, представленных в методике. Это говорит о том, что они сами осознавали недифференцированность психологического пола своей личности.

Среди испытуемых с другими типами психологического пола подобной зависимости не наблюдалось: мужчины оценивали высоко (положительно) у себя мужественность как качество личности и поведения и низко (отрицательно) -- женственность. Женщины оценивали положительно свою женственность и ниже -- мужественность. Кроме того, выявилась важная, на наш взгляд, закономерность: подавляющее большинство мужчин отрицательно оценивают у себя женственность (на 1-2 балла), в то время как большинство женщин (с андрогинным типом психологического пола) свою мужественность оценивают выше -- в среднем на 4 балла (рис. 11).

П мужественность НО женственность

-1f3

1

мужчины

женщины

Рис.11. Самооценка выраженности (в баллах) мужественности и женственности

у мужчин и женщин с различным типом психологического пола личности

(А - андрогинный психологический пол, Ф - фемининный психологический пол, М -

маскулинный психологический пол, Н - недифференцированный психологический пол)

Эти данные могут говорить о маскулинизации женщин нашего общества, на что указывалось в исследованиях других авторов, проведенных с применением разных методик определения психологического пола и полоролевых ориентации [44, 51, 52]. Причиной этому могут являться как

современные социально-экономические условия, так и специфика послереволюционной идеологии в нашем обществе (также обусловленная социально-экономическими задачами общества), воспевающая мужественность в женщине.

В целом видно, что среди представителей русской национальности несколько больше выражена и полярность полоролевых представлений, и дифференциация психологического пола в соответствии с биологическим. Предположительно эти данные могут говорить о зависимости между тем, насколько сильно представления испытуемого о различных характеристиках поведения и личности поляризованы на "мужские" и "женские", и степенью выраженности у него качеств, соответствующих половым стереотипам в обществе.

Для проверки этого предположения мы объединили имеющиеся данные по полярности полоролевых представлений и проявлениям психологического пола личности испытуемыми в группах в сводную таблицу (табл. 9). При сопоставлении данных каждая группа разбилась на три части по степени полярности полоролевых представлений испытуемых, в каждой из которой отмечено в процентном соотношении количество лиц с выявленными типами психологического пола личности.

Результаты, полученные при сопоставлении качественных показателей психологического пола личности и полярности полоролевых представлений испытуемых в группах опровергают предположение об их зависимости. Обращают на себя внимание различия между национальными группами: в группах мужчин и женщин татарской национальности большое количество слабовыраженных связей между проявлениями психологического пола и степенью полярности представлений, в то время как в группах испытуемых русской национальности преобладают сильно выраженные связи.

Таблица 9

Распределение испытуемых с различным психологическим полом личности в группах с высокой, средней и низкой полярностью полоролевых

представлений

полярность

полоролевых представлений

психологический пол личности

Мужчины

Женщины

татары

русские

татарки

русские

высокая

андрогинный

79%

65%

74%

81%

фемининный

8%

--

22%

19%

маскулинный

4%

35%

3%

--

недифференцированный

8%

--

--

--

средняя

андрогинный

78%

88%

84%

73%

фемининный

2%

--

11%

19%

маскулинный

13%

12%

2%

4%

недифференцированный

6%

--

2%

4%

низкая

андрогинный

86%

82%

95%

80%

фемининный

--

5%

20%

маскулинный

7%

18%

--

--

недифференцированный

7%

--

--

--

Таким образом, видно, что степень разделения в сознании человека психологических качеств на "мужские" и "женские" не оказывает существенного влияния на результат формирования психологического пола. При этом встает вопрос: зависит ли выраженность какого-либо качества личности от осознания его как присущего своему или противоположному полу и как это соотносится с типом психологического пола личности?

Для ответа на этот вопрос индивидуально у каждого испытуемого выявлялась корреляционная зависимость между его оценкой качества как более подходящего для своего либо противоположного пола и степенью выраженности у него этого качества. Зависимость выявлялась по всем 42 качествам, представленным в методике. Положительное значение коэффициента корреляции означает зависимость между выраженностью качества и его оценкой как подходящего больше мужскому полу; отрицательное значение коэффициента корреляции означает зависимость между выраженностью качества и его оценкой как подходящего больше женскому полу (табл. 10). Критическое значение коэффициента корреляции прир < 0,05 равно 0,3 [28].

Таблица 10

Распределение испытуемых с различной зависимостью между выраженностью

психологических качеств и оценкой их как подходящих мужскому ( г <0) или

женскому ( г >0 ) полу (р< 0,05; в скобках указано количество человек в каждой группе с

м -- маскулинным, ф -- фемининным, н -- недифференцированным психологическим

полом; количество лиц с андрогинным психологическим полом не указывается)

Группы

Зависимость

Отсутствие зависимости

Зависимость

испытуемых

между оценками

самооценки качеств с

между оценками

"Я"- большинство

полоролевыми

"Я"-

мужчин

представлениями

болынинство

(-0,7 <г<-0,3)

испытуемого

женщин

(-0,2<г<0,2)

(0,3 <г<0,7)

мужчины татары

30 (5-м, 1-н)

47 (3-м, 3-ф, 4-н)

1-- Н

мужчины русские

32 (13-м)

58 (5-м)

2 (1-м)

женщины татарки

5 (1-м)

49 (1-м, 3-ф, 1-н)

32 (9-ф)

женщины русские

2

77 (18-ф, 2-м, 2-н)

6(1-ф)

Из результатов видно, что у большинства испытуемых (65,6%) отсутствовала зависимость между оценкой качества как более подходящего для своего пола и выраженностью этого качества, что говорит, в целом, об отсутствии у них психологической ориентации на представленную в их сознании идеальную полоролевую модель.

При сопоставлении данных по типу проявления психологического пола испытуемым и зависимости результатов его самооценки выраженности отдельных качеств с оценкой их как присущих мужчинам либо женщинам, видно, что 5 из 8 маскулинных мужчин и 10 из 12 фемининных женщин татарской национальности имели значимую корреляцию (р<0,05) между восприятием отдельных качеств как соответствующих своему полу и их большей выраженностью. Испытуемые татарской национальности с психологическим полом, противоположным биологическому или недифференцированным, не имели значимой корреляции между указанными параметрами. В группах испытуемых русской национальности такая связь отсутствовала. Эти данные позволяют предположить, что становление фемининного психологического пола у женщин и маскулинного психологического пола у мужчин татарской национальности происходило при их сознательной ориентации на индивидуальное восприятие инвариантной полоролевой модели. Становление тех же типов психологического пола у испытуемых русской национальности могло происходить независимо от особенностей их индивидуального восприятия полоролевой модели. Эти данные соотносятся с полученными в недавних исследованиях Т.В.Черниковой результатами, показавшими, что знание об эталонах мужественности и женственности у молодежи г.Волгограда не оказывает влияния на формирование их репертуара полоролевого поведения [115].

Причиной выявленных межэтнических отличий может быть то, что этнокультурные полоролевые традиции татар в меньшей степени соответствовали современной модели маскулинности-фемининности общественного сознания, чем этнокультурные традиции русских. Поэтому при становлении психологического пола личности испытуемых татарской национальности соответсвие индивидуальных психологических качеств идеальной полоролевой модели могло осуществиться при их осознании и актуализации.

Таким образом, видно, что в современных социально-экономического условиях нашего общества, которые характеризуются нестабильностью и ускоряющимися темпами в изменении системы общественных отношений, сохраняется довольно сильное этнокультурное влияние на результат развития психологического пола личности и оно не всегда соответствует идеальным представлениям общественного сознания.

Выводы по второй главе

1. В современных условиях общественно-экономических отношений идеальная модель маскулинности-фемининности становится все менее полярной, образуя многомерный континуум. Это расширяет возможности развития психологического пола личности и требует применения в психологическом исследовании соответствующих методик его измерения.

2. Выявленная в результате исследования инвариантная модель маскулинности-фемининности показала следующее:

у испытуемых татарской и русской национальности сходные образы маскулинности-фемининности, что позволяет говорить о единой для них полоролевой модели; ценностная структура мужских психологических качеств представлена достаточно четко, а ценностная структура женских психологических качеств -- неопределенная, диффузная; ряд психологических качеств входит в ценностную структуру как мужского, так и женского идеального образа, то есть представленная в общественном сознании идеальная полоролевая модель имеет ортогональный характер; в содержание инвариантной полоролевой модели входят как специфические этнокультурные представления, так и представления, отражающие универсальные, общечеловеческие ценности.

3. Определение типов психологического пола личности с использованием модифицированной методики BSRI показало, что наиболее часто как для мужчин, так и для женщин свойственно проявление андрогинности при преобладании показателей по шкале маскулинности у мужчин и по шкале фемининности у женщин. Проявление недифференцированного психологического пола личности сопровождалось ощущением испытуемым отсутствия у себя проявлений и женственности и мужественности как психологических качеств личности и поведения. Становление какого-либо определенного типа психологического пола личности статистически не связано со степенью разделения в сознании испытуемых качеств личности и поведения на "мужские" и "женские".

4. Между группами женщин разной национальности выявленные статистические различия меньше, чем между группами мужчин татарской и русской национальности. Различия между полами проявлялись также в том, что мужчины, в большинстве, отрицают у себя проявление женственности как психологического качества, в то же время женщины проявление у себя мужественности оценивают сравнительно выше. Эти данные показывают, что современные социально-экономические условия могут привести к общей маскулинизации.

5. Межэтнические различия заключались в том, что:

у испытуемых русской национальности по сравнению с испытуемыми татарской национальности статистически больше выражена и полярность полоролевых представлений, и дифференциация психологического пола в зависимости от биологического; у испытуемых татарской национальности дифференциация психологического пола в зависимости от биологического была связана со значимой корреляцией между восприятием отдельных качеств как соответствующих своему полу и их большей выраженностью, то есть, предположительно, сознательной ориентацией на индивидуальное восприятие инвариантной полоролевой модели. У испытуемых русской национальности такая связь отсутствовала.

Эти данные говорят о том, что этнокультурные полоролевые традиции татар в меньшей степени соответствуют инвариантной полоролевой модели общественного сознания, чем этнокультурные полоролевые традиции русских, и это может отражаться на результате становления психологического пола их личности. Становление психологического пола личности наиболее гармонично (и в то же время неосознанно) происходит при максимальном соответствии образов маскулинности-фемининности влиянию этнокультурных полоролевых традиций. При наиболее сильном рассогласовании влияния этнокультурных традиций с идеальной моделью маскулинности-фемининности может не произойти адекватного становления психологического пола личности, и это отражается в сознании самого человека.

Заключение

Проблема становления психологического пола личности в последнее время приобретает все большую актуальность. В психологии проблема понимания феномена влияния половой принадлежности индивида на развитие личности разрабатывается в самых различных отраслях: нейропсихологии, психиатрии, психоанализе, этнопсихологии, этологии, педагогической и возрастной психологии, психологии индивидуальных различий, социальной психологии, психологии личности и общей психологии. Каждая из перечисленных отраслей психологии имеет свое представление о сущности изучаемого феномена, и направление исследований фокусируется на изучении отдельных и специфических его аспектов.

В данной работе на междисциплинарном уровне были проанализированы и обобщены в свете системного подхода результаты различных исследований феномена психологического пола личности и условий его развития и разработан терминологический аппарат, позволяющий изучать психологический пол личности с позиций классических отечественных концепций психологии.

В результате теоретического исследования состояния изучаемой проблемы было показано, что психологический пол личности -- сложное, динамическое, системное качество, обусловленное связанными с половой принадлежностью биологическими особенностями индивида и полоролевыми нормами в обществе. В качестве основных составляющих его элементов выявляются половое самосознание как ощущение, осознание и принятие своей половой принадлежности; определенную половую идентичность, как усвоенные личностью социокультурные и психологические особенности своей половой принадлежности; социопояовые ориентации, как интериоризованную систему половых ролей, в свете которой субъект различает критерии "мужественности" и "женственности", оценивает себя по этим критериям, претендует на соответствующую деятельность и социальный статус. В целом, составляя психологический пол зрелой личности, они реализуются в индивидуальных характеристиках, полоролевом поведении, способах действия и установках, иерархии мотивационных линий личности.

Биологические факторы являются первичной детерминантой половой дифференциации и определяют возможность и направление процесса социализации личности под влиянием системы условий общественно-исторического образа жизни. В качестве основных проводников культурного влияния в процессе половой социализации личности выступают семья, сверстники, институты организованного воспитания, средства массовой информации. Этнокультурная специфика полоролевого поведения усваивается в раннем детстве через традиционные способы семейного воспитания и неосознанную идентификацию с родителями. На более высоком уровне социализации происходит осознание норм и стереотипов полоролевого поведения, идеальных полоролевых моделей общественного сознания через общение со сверстниками и взрослыми, средства массовой информации, половую дифференциацию общественно-производственной деятельности.

При развитии общественных отношений ценностно-нормативные представления о психологических свойствах мужчин и женщин все более пересекаются, образуя многомерный континуум, что сказывается и на результате становления психологического пола личности современного человека. В связи с этим, в целях нашего исследования, мы адаптировали к условиям российской культуры широко применяемую последние два десятилетия методику Bern Sex Role Inventory. Данная методика позволяет определять количественно четыре типа психологического пола личности: фемининностъ (совпадение качеств личности со стереотипом женственности), маскулинность (совпадение качеств личности со стереотипом мужественности), андрогинностъ (возможность проявления личностью как женственных, так и мужественных качеств адекватно возникающим ситуациям), недифференцированностъ (отсутствие или недостаточность проявления личностью качеств, соответствующих стереотипам как мужественности, так и женственности).

Определение типов психологического пола личности с использованием модифицированной методики BSRI показало, что наиболее часто как для мужчин, так и для женщин свойственно проявление андрогинности при преобладании показателей по шкале маскулинности у мужчин и по шкале фемининности у женщин. Проявление недифференцированного психологического пола личности сопровождалось ощущением испытуемым отсутствия у себя проявлений и женственности и мужественности как психологических качеств личности и поведения. Становление какого-либо определенного типа психологического пола личности статистически не связано со степенью разделения в сознании испытуемых качеств личности и поведения на "мужские" и "женские".

Межэтнические различия проявлялись в том, что у испытуемых русской национальности по сравнению с испытуемыми татарской национальности статистически больше выражена и полярность полоролевых представлений, и дифференциация психологического пола в зависимости от биологического. У испытуемых татарской национальности дифференциация психологического пола в зависимости от биологического была связана со значимой корреляцией между восприятием отдельных качеств как соответствующих своему полу и их большей выраженностью, то есть, предположительно, сознательной ориентацией на индивидуальное восприятие инвариантной полоролевои модели. У испытуемых русской национальности такая связь отсутствовала.

Эти данные позволяют говорить о том, что этнокультурные полоролевые традиции татар в меньшей степени соответствуют инвариантной полоролевои модели общественного сознания, чем этнокультурные полоролевые традиции русских, и это может отражаться на результате становления психологического пола их личности.

Проведенное исследование, в целом, позволяет понять, как в развитии психологического пола личности взаимодействуют два условия общественно-исторического образа жизни: этнокультурные традиции и современные тенденции общественного сознания.

Влияние этнокультурных традиций воспринимается неосознанно, в раннем детстве, через семейное воспитание и подражание родителям и близким своего пола, в результате чего формируются ядерные структуры психического склада личности. Современные тенденции общественного развития характеризуются высокой степенью интеграции и стирания межкультурных различий, общностью инвариантных моделей мира людей разных национальностей, находящихся в единых социально-экономических и идеологических условиях. Структура общественного сознания и общественных отношений обусловливает формирование в сознании личности идеальной модели, в соответствии с которой развиваются, сверяются, корректируются заложенные биологически и в раннем детстве качества личности. Становление психологического пола личности наиболее гармонично (и в то же время неосознанно) происходит при максимальном соответствии образов маскулинности-фемининности этнокультурным полоролевым традициям. В неадекватных культурно-историческому опыту общественно-экономических условиях развития личности может произойти этнокультурная дезадаптация, которая проявиться также и в полоролевой дезадаптации личности.

Выявленная в результате исследования инвариантная модель маскулинности-фемининности показала, что в нашей культуре ценностная структура мужских психологических качеств достаточно четкая и однозначная, а ценностная структура женских психологических качеств неопределенная, диффузная. Такая модель дает женщине больше возможностей в проявлении различных психологических качеств, вероятно поэтому между группами женщин разной национальности выявленные статистические различия меньше, чем между группами мужчин татарской и русской национальности.

Обобщая теоретические и эмпирические данные исследования взаимодействия этнокультурных традиций и социальных условий в становлении психологического пола личности, можно сделать следующие выводы:

1. Психологический пол личности -- системное качество, обусловленное биологически заданной половой принадлежностью индивида, этнокультурными традициями воспитания, структурой социально-значимой деятельности и полоролевыми нормами общества, определяющее индивидуальные характеристики, особенности поведения, способы действия, социальные позиции и установки, иерархию мотивационных линий личности.

2. Структурную модель психологического пола личности можно представить как иерархически организованную систему взаимосвязанных элементов: полового самосознания (ощущения, осознания и принятия своей половой принадлежности); половой идентичности (осознания и принятия личностью социально-культурных особенностей своей половой принадлежности -- внешнего облика, манер поведения, способов действий, психологических и нравственных качеств); социополовых ориентации (интериоризованной системы половых ролей, в свете которой субъект различает критерии "мужественности" и "женственности", оценивает себя по этим критериям, претендует на соответствующую деятельность и социальный статус). Отклонение от единой линии развития каждого из структурных элементов психологического пола личности различным образом нарушает формирование гармоничной, целостной личности.

3. В современных условиях общественно-экономических отношений идеальная модель маскулинности-фемининности имеет ортогональный характер, а наиболее распространенным как для мужчин, так и для женщин является проявление андрогинного психологического пола, что требует в исследованиях психологического пола личности применения соответствующих методик его измерения. В исследовании адаптирована к условиям российской культуры методика Bern Sex Role Inventory (S.Bem, 1974), позволяющая измерять психологический пол личности в рамках многомерного континуума психологических половых свойств.

4. Становление психологического пола личности, адекватного биологическому полу, самосознанию личности и ожиданиям окружающих, происходит при соответствии идеальной модели маскулинности-фемининности этнокультурным полоролевым традициям. При этом не требуется осознания и целенаправленного развития у себя психологических качеств, соответствующих идеальному образу мужественности или женственности. При рассогласовании специфики этнокультурных традиций с идеальной моделью маскулинности-фемининности, обусловленной особенностями современных социально-экономических условий, может не произойти адекватного становления психологического пола личности, и это отражается в сознании самого человека.

Данное исследование определило целый ряд возможных направлений дальнейшего изучения проблем становления психологического пола личности:

* исследование взаимодействия выявленных элементов структуры психологического пола личности в процессе его онтогенеза;

* выявление возможных вариантов рассогласования между составляющими элементами психологического пола личности, причин этих рассогласований и их отражении на состоянии личности в целом;

* совершенствование методов измерения психологического пола личности и отдельных его составляющих;

* выявление зависимостей между свойствами личности, способностями, этническим статусом личности, ценностными и социальными ориентациями и типом психологического пола личности;

* разработка методов психологической помощи и коррекции при нарушении формирования психологического пола личности.

Литература

1. Аболин Л.М. Национальное образование: принципы построения и модель // Современная языковая ситуация и психолого-педагогические проблемы развития двуязычья в республике Татарстан / Сборник материалов научно-практической конференции. Казань: Изд. "Мастер Лайн", 2004. С. 210-216.

2. Аболин Л.М., Карцева М.В. Национальное образование: цель или средство? // Школа и национальное согласие / Материалы межрегиональной научно-практической конференции, Казань, 12-14 февраля 1996г. Вып. И. Казань, 1996. С.6 -15.

3. Абраменкова В.В. Идентификация-отвержение как механизм развития индивидуальности личности в онтогенезе // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. II, -- Л., 1984. -- С. 75-78.

4. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. -- 3-е изд., испр. -- М.: Издательский центр "Академия", 2004. -- 672 с.

5. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -- 299 с.

6. Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни// Вопросы психологии. -- 1996. -- № 4. -- С. 5 - 13.

7. Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. -- 1987. -- №2. С. 152 - 157.

8. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. -- 1991. -- № 4. -- С.74-82.

9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -- 339с.

10. Ананьев Б.Г. Некоторые черты психологической структуры личности // // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея, М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 39-41.

11. Анашкина Г.П. Современные нормы внутрисемейных отношений родственных связей у русских // Этническая психология и общество / Отв. редактор Н.М. Лебедева. М, Старый сад, 2003 С. 205-214.

12. Аникеенок О.А. Ценностные ориентации студентов средних профессиональных учебных заведений: Автореф. дис. канд. псих. наук. Казань, 2004.- 16с.

13. Арсеньев В.Р. О воспроизводстве стереотипов полоролевого поведения бамбара // Этнические стереотипы мужского и женского поведения / Под ред. А.К.Байбурина, И.С.Кона, С.-Петербург, изд-во "Наука", 1991. С.29-38.

14. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 105 с.

15. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе: Учеб-метод, пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 96 с.

16. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367с.

17. Багрунов В.П., ТюринТ.Т. Полоролевые различия в психике человека // Наука и техника. Рига: 1980. №10. С.16-19.

18. Багрунов В.П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека: Автореф. дис. канд. псих. наук. -- Л., 1988. --17с.

19. Байбурин А.К. Обрядовые формы половой идентификации детей // Этнические стереотипы мужского и женского поведения / Под ред. А.К.Байбурина, И.С.Кона, С.-Петербург, изд-во "Наука", 1991. С.257-265.

20. Белкин А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию (по данным изучения лиц, перенесших смену пола). // Соотношение биологического и социального в человеке. / Под ред. В.М.Банщикова и Б.Ф. Ломова, Москва, 1975. С. 777-790.

21. Белкин А.И. Индивидуальность и социализация (по данным изучения

лиц, сменивших пол) // Гормоны и мозг. М., 1979. С. 23-24.

22. Белкин А.И. Формирование личности при смене пола // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Изд-во Мок. ун-та, 1982. С. 197 - 205.

23. Биючурова Н. Молчание - золото (кое-что о семейных забытых традициях) // Идель. 1993. № 6 С. 74 - 75.

24. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение: Пер. с англ. М.: Мир, 1988. 248с.

25. Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -- С. 166 - 171.

26. Бромлей Ю.В. Основные тенденции этнических процессов в современном мире // Советская этнография № 2, 1982. -- С. 3-15.

27. Бромлей Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику // Советская этнография №3, 1983. -- С. 67-75.

28. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике СПб.: Питер Ком, 2004. 528 с.

29. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия СПб.: Питер, 2003. 336с.

30. Вейнингер О. Пол и характер: Принцип, исследование: [Перевод]. -- М.: Изд. центр "Терра", 1992. -- 480с.

31. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. По спец. № 2002 "Дошк. Воспитание" и № 2010 "Воспитание в дошк. Учреждениях". -М.: Просвещение, 1988. - 336с.

32. Воробьев Н.И. Казанские татары. Казань: Татар, кн. изд-во, 1953. 382 с.

33. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. -- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -- С. 161-165.

34. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.З. Проблемы развития

психики / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

35. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. --М.: Педагогика-Пресс, 1993. -- 224 с.

36. Геодакян В.А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации // Проблемы передачи информации. 1965, №1, С. 105-112.

37. Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека// Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. С. 171-189.

38. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.; ЧеРо, 1996.-336с.

39. Говорун Т.В. Формирование полового самосознания как условие повышения личностной культуры // Психологическая наука: проблемы и перспективы. 4.1. Личность и ее становление. -- Киев, 1990. -- С. 44-45.

40. Грин П., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т. 3.: Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера. - М.: Мир, 1990. - 376 с.

41. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -- 544с.

42. Девиации психосексуального развития // Сексопатология: Справочник / Васильченко Г.С., Агаркова Т.Е., Агарков С.Т. и др.; Под ред. Г.С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. С. 405 - 436.

43. Дубровский Д.Н. К методологическому анализу био-социальной проблемы // Соотношение биологического и социального в развитии человека / Материалы симпозиума (Вильнюс 5-7 сентября 1974г.) -- Москва, 1974, --С.36-38.

44. Егорова А.И. Исследование полоролевых стереотипов народа саха // Этническая психология и общество / Отв. редактор Н.М. Лебедева. -- М., Старый сад, 2003 --С. 183-190.

45. Зинурова Р.И. Освоение социально-генетического опыта личностью в процессе ее социализации // Система социальной работы в условиях

132 переходного периода: принципы формирования и функционирования /

Материалы межрегиональной научно-практической конференции (3-4 декабря 2004 года) Казань, 2004. С. 53-56.

46. Зинурова Р.И. Этнокультурные условия социального становления молодежи // Молодежный вестник Татарстана (Информационно-аналитический бюллетень), 11 выпуск, Казань, 2004. С. 73 - 75.

47. Зорин Н.В. Символы невесты в русских свадебных обрядах (По материалам Казанского Поволжья) // Семейная обрядность народов Среднего Поволжья (историко-этнографические очерки). -- Казань, Изд-во Казанского университета, 1990. С. 38 -49.

48. Зорин Н.В., Лештаева Н.В. Погребальный ритуал русского населения Казанского Поволжья (конец XIX -- начало XX в.) // Семейная обрядность народов Среднего Поволжья (историко-этнографические очерки). Казань, Изд-во Казанского университета, 1990. С. 104- 121.

49. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1984. 320 с.

50. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 11-19.

51. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей: (руководство для врачей). Л.: Медицина, 1986. 336 с.

52. Каган В.Е. Половые аспекты индивидуальности // Психологические проблемы индивидуальности. Вып.П, Л., 1984, С. 109-112.

53. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и "образ Я" у подростков//Вопросы психологии. 1989. №3. С. 53-62.

54. Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие)/ Пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. Пер. изд.: Бельгия, 1986. 176 с.

55. Коломинский Я.Л., Мелтсас М.Х.. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии, 1985. №3. С. 165 - 171.

56. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей //

Соотношение биологического и социального в человеке/ Под ред. В.М.Банщикова и Б.Ф. Ломова, Москва, 1975. С. 763-776.

57. Кон И.С., Психология половых различий // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. -- М: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 78-83.

58. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335с.

59. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1988. -270с.

60. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1988. 64с.

61. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1989. 255 с.

62. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: "Когнито-Центр", Издательство "Институт психологии РАН", 2003. -- 432с.

63. Кочарян А.С. Личность и половая роль (симптомакомплекс маскулинности/фемининности в норме и патологии) / Отв. ред. член-кор. АПН Украины Л.Ф. Бурлачук. -- X.: Основа, 1996. -- 127с.

64. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. - М., «Ключ-С», 2004. -224 с.

65. Леонтьев А.Н. Формирование личности // // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, -- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. --С. 150-160.

66. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I -М.: Педагогика, 1983. - 392 с.

67. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II -

М.: Педагогика, 1983. - 320 с.

68. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия / Под ред. А.А.Леонтьева, Д.А. Леонтьева. -- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. -- 228 с.

69. Лунин И.И. Культурно-исторические аспекты пола / Психика и пол детей и подростков в норме и патологии. -- Л., 1985. -- С. 91-96.

70. Лунин И.И. Структура полоролевого репетуара и формирование личности ребенка / Психиатрические аспекты педиатрии. -- Л., 1985. -- С. 91-96.

71. Лунин И.И. О некоторых особенностях полоролевой идентификации у старших дошкольников // Исследование проблем дошкольного воспитания в трудах молодых ученых. Материалы к заседанию бюро отделения теории и истории педагогики АПИ СССР, посвященному 80-летию со дня рождения А.В. Запорожца. -- М., 1985, -- С. 142-144.

72. Лунин И.И. Влияние семьи на формирование отклоняющегося полоролевого поведения ребенка: Автореф. дис. канд. псих. наук. -- Л., 1987. --19с.

73. Лунин И.И., Старовойтова Г.В.' Исследование родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах. // Этнические стереотипы мужского и женского поведения / Под ред. А.К.Байбурина, И.С.Кона, С. -- Петербург, изд-во "Наука", 1991. -- С. 6 - 16.

74. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. Пер. с англ. - М.: Мир, 1988. - 520 с.

75. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. -- СПб.: Питер Ком, 2004. --688с.

76. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. Пер. с англ, и коммент. Ю. А. Асеева. Сост. и послесловие И.С. Кона. М. Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1988. -- 429 с.

77. Мусина Р.Н. Общее и этнически особенное в современной семье

сельских татар (по материалам этносоциологического исследования в Татарской АССР) : Автореф. дис. канд. ист. наук. -- М., 1984. -- 24 с.

78. Мусина Р.Н. Дети в татарской семье // Историческая этнография татарского народа. -- Казань, 1990. -- С. 110-129.

79. Мусульманские обряды и обычаи // Идель. - 1992 -- № 9-10. (спец. выпуск)

80. Мясищев В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -- С. 35 - 38.

81. Нечаева А.Н. Патриархальная и феминисткая картины мира: анализ структуры массового сознания // Тендерные тетради. Выпуск первый; СПб филиал Института социологии РАН. СПб., 2003. С. 17-44.

82. Общая сексопатология / Под ред. Г.С. Васильченко. М.: Медицина, 1977. --488с.

83. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. -- СПб.: Изд-во "Питер", 2004. 288 с.

84. Павленко В.Н., Талгин С.А. Факторы этнопсихогенеза: Учеб. пособие.

-- Харьков, ХГУ, 1993. -- 160 с.

85. Патяева Е.Ю. К анализу сложных форм опосредования индивидуальной деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы: Сб.науч.тр. / Под ред. В.В.Давыдова и Д.А.Леонтьева. -- М.: изд. АПН СССР, 1990. -- С.83 - 96.

86. Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. М: Высш. школа, 1982, --223с.

87. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической пихологии. -- М.: ИНФА-М, 2004. -- 528 с.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты