Психологический тренинг для детей подросткового возраста на тему "Дружба"
Психологический тренинг для детей подросткового возраста на тему "Дружба"
Конспект психологического тренинга для детей подросткового возраста на тему «ДРУЖБА» Цель: формирование понятия «дружба», умение находить друзей, формировать представления о качествах необходимых в дружбе; Задачи: 1. Развитие навыков социальной перцепции; 2. Развитие уверенности в себе; чувства собственного достоинства 3. Формирование доброжелательных отношений в группе. Ход занятия: - Здравствуйте! Сегодня наша встреча будет посвящена теме дружбы между людьми. Упражнение №1. «Встреча взглядами» Цель: «разогрев» участников; развитие навыков социальной перцепции. - Давайте сейчас встанем в круг, опустив головы вниз. По моей команде все одновременно поднимают головы. Задача - встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг. - Итак, не всем. (Итак, молодцы, всем удалось настолько почувствовать друг друга, чтобы выполнить это упражнение). Упражнение №2. «Ищу друга» Цель: разогрев к дискуссии о дружбе; формирование понятия о наиболее ценимых человеческих достоинствах, о значении дружбы и о тех качествах которые необходимо развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы. - Любой человек, пожалуй, мечтает о том, чтобы иметь настоящего друга. Кому-то из вас наверняка уже повезло, и такой друг у вас есть. У кого-то - множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них человека, которого можно было бы гордо назвать другом. А кто-то, возможно, в силу застенчивости или замкнутости чувствует себя одиноким и с горечью признается себе, что друзей у него нет. Но в любом случае настоящий друг никому не помешает. Сейчас я стану редактором особой газеты бесплатных объявлений. Она называется «Ищу друга». Каждый из вас поместит туда объявление о поиске друга. В этом объявлении нет ограничений на количество слов или размер букв. Принимается любая форма. Вы можете изложить список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать, а можете нарисовать его портрет. Можете рассказать о себе. Одним словом, делайте объявление таким, каким пожелаете. Но следует только позаботиться о том, чтобы именно ваше объявление привлекло внимание среди других. Возьмите листы бумаги, ручки, карандаши и приступайте к своему объявлению. Время на подготовку - 7 минут. Объявления подписывать не нужно. - Время истекло. Выложим наши объявления на стол. Теперь каждый молча читает их и на понравившихся 1-2 объявлениях, которые привлекли ваше внимание, и вы готовы связаться с его подателями, ставит галочку сбоку. -Теперь посмотрите, отозвались ли на ваше объявление. Посчитайте количество галочек на ваших листах. Пусть каждый по кругу назовет одну цифру - количество доставшихся вам выборов. - Теперь предлагаю обсудить, чем характеризуется объявление, получившее наибольшее число заинтересованных ответов? - Что помешало вам откликнуться на другие объявления? -Там где перечислено большое количество требований, предъявляемых к будущему другу ? Естественно, ведь не легко соответствовать высокому запросу. Не каждый обладает такими замечательными качествами как «преданность» и т.д. И потом самое главное: в таких объявлениях ищут друга, который должен что-то давать, и ничего не предлагают взамен. Подобное потребительское отношение к другу, от которого требуется служить подателю объявления, вряд ли встретит понимание и сочувствие. Опыт показывает, что гораздо больший интерес и симпатию вызывают объявления, в которых человек предлагает то, чем он сам обладает, в общий котел дружбы, то есть он готов именно к дружеским взаимоотношениям, предполагающим желание и умение не только брать, но и давать. Упражнение № 3 « Разговор о дружбе и рефлексия собственных качеств» - Что для вас значит дружба? - Может ли быть так, что у человека, есть несколько приятелей и ни одного друга? - Что надо делать, чтобы найти друга? - Проанализировав объявления, скажите, есть ли у вас качества, необходимые в дружбе? Упражнение № 4. «На вечеринке» Цель: формирование умения находить друзей. - Представьте себе, что вы находитесь на вечеринке, на которой никого не знаете . Когда я скажу «начали», вы быстро находите себе пару и начинаете разговаривать друг с другом на тему «Что я обычно делаю на выходные» ( «Что я делал прошлым летом»; «Мое любимое занятие»; «Что мне нравится и не нравится в школе»). В последний раз вы сами придумываете себе тему разговора. -А теперь давайте обсудим наши впечатления. Что вы чувствовали во время разговоров? Сделал ли ваш партнер что-нибудь, что облегчило или усложнило контакт? О чем было легче говорить? - Итак, вы увидели, как порой трудно заговорить о чем-то, особенно, если вы не знаете собеседника. Поэтому если с вами захочет кто-то познакомится и первым завяжет разговор, вы должны помочь ему своим вниманием, умением слушать, искренностью. Упражнение № 5 «Ток» - Давайте в заключении нашего тренинга передавая мячик, скажем друг другу пожелания на день. Начну я: «Желаю тебе хорошего дня».. Заключение к тренингу: - Сегодня мы постарались выяснить что же такое дружба, какие качества наиболее ценны, и какие из них необходимо развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы. До свидания! Дополнительные упражнения: Упражнение № 6 «По парам» - Сейчас вы будете свободно перемещаться по комнате, когда я скажу «стоп», вы должны как можно быстрее найти себе пару (разбиться в группы по три человека). Кто не попал в группу - выбывает из игры. Посмотрим, кто из нас наиболее быстрые и собранные. Упражнение № 7 «Я знаю, что тебе приснилось» Цель: развитие социальной перцепции. (конспект игры см. в приложении к тренингу) Литература: 1. Вачков Н.В. «Окна в мир тренинга». - СПб. - 2004 г.
|