Психология как наука
Психология как наука
РЕФЕРАТ по курсу «Психология» «Психология как наука» Содержание Введение 1. Методологические основы психологии 2. Место психологии в системе наук 3. Психология как наука 4. Закономерности проявления и развития психики человека 5. Основные методы психологических исследований Заключение Литература Введение Но по отношению к психологической науке дать такое определение крайне сложно. Во-первых, как писал известнейший отечественный психолог Лев Семенович Выготский, "предмет психологии -- самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ ее познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут". Во-вторых, психология как наука развивается в условиях крайнего плюрализма разных точек зрения и мнений по поводу решения самых фундаментальных вопросов, в том числе проблемы предмета психологии. 1. Методологические основы психологии Один из наиболее известных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен замечательным отечественным психологом Борисом Герасимовичем Ананьевым. Он предложил единую концепцию человекознания как комплексную дисциплину. Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. При этом для научного познания человека характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов исследования человека. Современную науку все больше и больше интересуют проблемы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. Индивид - это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens произошедшего от гоминдов. Под систематическим термином Hominidae "гоминиды" мы понимаем всех членов популяции той филетической линии, которая после отделения ее от исходного ствола высших приматов привела к возникновению вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Человек как индивид обладает определенными свойствами. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как: - возрастные особенности (соответствие определенному возрасту); - половой диморфизм (принадлежность к определенному полу); - индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека. Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира - «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер. Следующее понятие, которое выделял Борис Герасимович Ананьев при изучении человека, - «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности. Прежде чем охарактеризовать человека как субъекта деятельности, необходимо уяснить смысл понятия «субъект» как философской категории. Чаще всего это понятие употребляется совместно с понятием «объект». Объект и субъект всегда находятся в определенной взаимосвязи. Объект -- это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на которую обращена активность человека -- субъекта воздействия. Человек всегда окружен определенными предметами или сталкивается с явлениями реального мира. В зависимости от того, на что или на кого обращена его активность, тот или иной предмет может выступать в качестве объекта. Объектом может быть и сама деятельность человека. Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание -- это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект -- это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек -- это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека -- его индивидуальность. Индивидуальность -- это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Таким образом, можно сделать вывод о том, что человек -- один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность. Поэтому не удивительно, что существует значительное число наук, изучающих человека и его деятельность. 2. Место психологии в системе наук Исходя из вышеизложенного современной наукой человек, во-первых, изучается как представитель биологического вида; во-вторых, он рассматривается как член общества; в-третьих, изучается предметная деятельность человека; в-четвертых, изучаются закономерности развития конкретного человека. Исследования человека как биологического вида. Началом целенаправленного изучения человека как биологического вида можно считать труды Карла Линнея, выделившего его в качестве самостоятельного вида Homo sapiens в отряде приматов. Таким образом, было впервые определено место человека в живой природе. К. Линней предложил рассматривать человека как элемент живой природы. И это было своеобразным поворотным пунктом в изучении человека. Общее представление об антропологии. Специальной наукой о человеке как особом биологическом виде является антропология. В структуру современной антропологии включают три основных раздела: морфология человека (изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возрастных стадий -- от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, полового диморфизма, изменения физического развития человека под влиянием различных условий жизни и деятельности), учение об антропогенезе (об изменении природы ближайшего предка человека и самого человека в течение четвертичного периода), эволюционной анатомии человека и палеоантропологии (изучающей ископаемые формы человека) и расоведение. Помимо антропологии существуют и другие связанные с ней науки, изучающие человека как биологический вид. Например, физический тип человека как его общую соматическую организацию изучают такие естественные науки, как анатомия и физиология человека, биофизика и биохимия, психофизиология, нейропсихология. Особое место в этом ряду занимает медицина, которая включает многочисленные разделы. Учение об антропогенезе -- происхождении и развитии человека -- также связано с науками, изучающими биологическую эволюцию на Земле, поскольку природу человека невозможно понять вне общего и последовательно развивающегося процесса эволюции животного мира. К данной группе наук могут быть отнесены палеонтология, эмбриология, а также сравнительная физиология и сравнительная биохимия. Необходимо подчеркнуть, что в развитии учения об антропогенезе сыграли важную роль частные дисциплины. К их числу прежде всего надо отнести физиологию высшей нервной деятельности. Огромную роль в понимании развития человека как биологического вида играет сравнительная психология, объединяющая в себе зоопсихологию и общую психологию человека. Начало экспериментальных исследований приматов в зоопсихологии положили научные работы таких ученых, как В. Келер и Н.Н. Ладыгина-Коте. Благодаря успехам зоопсихологии стали понятны многие механизмы поведения человека и закономерности его психического развития. Существуют науки, которые не соприкасаются непосредственно с учением об антропогенезе, но играют значимую роль в его развитии. К ним относятся генетика и археология. Особое место занимает палеолингвистика, исследующая происхождение языка, его звуковых средств и механизмов управления. Происхождение языка -- один из центральных моментов социогенеза, а происхождение речи -- центральный момент антропогенеза, поскольку членораздельная речь является одним из основных отличий человека от животных. Науки, изучающие социогенез человека. В связи с тем, что мы коснулись проблем социогенеза, следует отметить общественные науки, которые самым тесным образом связаны с проблемой антропогенеза. К их числу относятся палеосоциология, изучающая становление человеческого общества, и история первобытной культуры. Проблема социогенеза не может рассматриваться вне общественных наук. Перечень этих наук весьма велик. Все общественные науки могут быть отнесены или к наукам о человеческом обществе, или к наукам о человеке как элементе социума. При этом следует иметь в виду, что в данной классификации не существует достаточно четкой грани между разными науками, поскольку многие общественные науки могут быть связаны как с изучением общества в целом, так и с изучением отдельного человека. Ананьев считает, что в систему наук о человечестве (человеческом обществе) как целостном явлении должны входить науки о производительных силах общества, науки о расселении и составе человечества, науки о производственных и общественных отношениях, о культуре, искусстве и самой науке как системе познания, науки о формах общества на различных этапах его развития. Общие проблемы исследования перехода человека из животного в социальный мир. Центральное место среди наук, изучающих происхождение и развитие человека как самостоятельного биологического вида, занимает антропология. Основной вывод, который позволяет сделать современное состояние антропологии в отношении развития человека, может быть сформулирован следующим образом: на каком-то этапе биологического развития произошло выделение человека из животного мира (пограничный этап «антропогенеза-социогенеза») и в эволюции человека прекратилось действие естественного отбора, основанного на биологической целесообразности и выживании наиболее приспособленных к природной среде особей и видов. С переходом человека из животного мира в социальный, с его превращением в биосоциальное существо законы естественного отбора сменились качественно иными законами развития. Вопрос о том, почему и как произошел переход человека из животного мира в социальный, является центральным в науках, изучающих антропогенез, и до настоящего времени на него нет однозначного ответа. Существует несколько точек зрения на данную проблему. Одна из них основана на следующем предположении; в результате мутации мозг человека превратился в супермозг, что позволило человеку выделиться из животного мира и создать общество. Этой точки зрения придерживается П. Шошар. Согласно этой точке зрения в историческое время органическое развитие мозга невозможно из-за его мутационного происхождения. Существует и другая точка зрения, которая основывается на предположении о том, что органическое развитие мозга и развитие человека как вида привели к качественным структурным изменениям мозга, после чего развитие стало осуществляться по другим законам, отличающимся от законов естественного отбора. Но то, что тело и мозг остаются в целом неизменными, не означает, что не происходит никакого развития. Исследования И.А. Станкевича свидетельствуют, что в мозге человека происходят структурные изменения, наблюдаются прогрессивное развитие различных отделов полушария, обособление новых извилин, формирование новых борозд. Поэтому на вопрос о том, будет ли изменяться человек, можно дать утвердительный ответ. Однако эти эволюционные изменения главным образом будут касаться социальных условий жизни человека и его личностного развития, а биологические изменения вида Ното sариепs будут иметь второстепенное значение. Таким образом, человек как социальное существо, как член общества не менее интересен для науки, поскольку современное развитие человека как вида Ното sариепs осуществляется уже не по законам биологического выживания, а по законам социального развития. Общие проблемы исследования человека как индивида и его онтогенеза. Существуют науки, предметом изучения которых является конкретный человек. К данной категории могут быть отнесены науки об онтогенезе -- процессе развития индивидуального организма. В рамках данного направления изучаются половые, возрастные, конституциональные и нейродинамические особенности человека. Кроме этого существуют науки о личности и ее жизненном пути, в рамках которых изучаются мотивы деятельности человека, его мировоззрение и ценностные ориентации, отношения с окружающим миром. Из всего вышесказанного следует, что психология помещена как бы в центр треугольника, в вершинах которого находятся соответствующие науки - естественные, гуманитарные и технические. Поэтому, чтобы стать специалистом-психологом, необходима ориентация во множестве наук. Это повышает сложность овладения профессией психолога, зато обеспечивает более содержательное наполнение психологических исследований жизнью. Таким образом, человек как представитель биологического вида является объектом изучения многих наук, в том числе и психологии. 3. Психология как наука При характеристике любой науки необходимо разъяснить ее теоретические основания, предмет изучения, показать исследовательские возможности, практические приложения полученных результатов. Начнем знакомство с психологическим знанием с анализа самого термина "психология". «Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса - верховное божество греков - превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные были соединены навеки. Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея-смертная, обретшая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал. Название "психология" все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось соприкасаться с этой наукой. Однако число студентов, впервые приступающих к изучению психологии с целью приподнять эту завесу, достаточно велико. Они надеются таким образом глубже познать себя, а главное - овладеть методами, позволяющими лучше понимать других людей и в конечном итоге воздействовать на них....». Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.: Мир, 1992. С. 83-84 Слово "психология", образованного из греческих слов "psyche" (душа) и "logos" (учение, наука), появилось впервые в XVIII веке. В Хрестоматии в тексте А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского "История психологии -- особая отрасль знания" излагаются споры историков науки о том, кто именно является автором этого термина, зафиксировавшего фактически первое представление о предмете психологии.Одна из точек зрения что это был немецкого философа Христиана Вольфа. Однако самым интересным является то, что в тот момент, когда этот термин был создан (на рубеже XVI и XVII вв.), психология как наука встала перед необходимостью нового определения предмета психологии --- им в XVII в. было названо сознание, понимаемое тогда как совокупность явлений внутреннего мира субъекта (позже мы убедимся, что это лишь одно из определений сознания; в других психологических концепциях сознание может пониматься и поэтому определяться совершенно иначе). Данные явления предлагалось изучать эмпирически (т.е. опытным путем) с использованием метода интроспекции (от лат. т(гозрес(о -- смотрю внутрь) -особого способа познания человеком своего сознания, который заключается в якобы "непосредственном" восприятии его феноменов и законов. В следующей лекции мы специально проанализируем необходимость такого перехода от одного предмета психологии к другому и к соответствующей новой методологии исследований, а впоследствии убедимся, что в психологии переходов подобного рода было немало. Этот термин, образованный от греческих слов psyche - душа, психика и logos - знание, осмысление, изучение имеет несколько значений. Так, в первом, дословном своем значении психология - это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением. Основными функциями психики являются ориентация субъекта в мире и регуляция на этой основе его (субъекта) деятельности. Еще более сложно определение сознания, поэтому мы не будем сейчас приводить его в полном объеме. Скажу только, что сознание -- высшая форма психического отражения, возникающая лишь в человеческом обществе и опосредствованная различными "психологическими орудиями" (языком, другими знаковыми системами, т.н. перцептивными эталонами и др.). 4. Закономерности проявления и развития психики человека Во втором, наиболее распространенном значении, слово "психология" относят и к самой психической, "душевной" жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии - конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, сотрудника милиции и ученого, женской психологии и т. п. Понятно, что общей задачей психологии является изучение как психики субъекта, так и его психологии. Различив психологию как особую реальность и как знание о ней, заметим, что и понятие "психолог" - обладатель этого знания - тоже неоднозначно. Конечно, прежде всего, психолог - это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Так, в обыденной жизни психолог - это человек, "понимающий душу", разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. В этом смысле психологом фактически является каждый человек, независимо от профессии, хотя чаще так называют подлинных знатоков человеческих отношений - видных мыслителей, писателей, педагогов. Наше время характеризуется бурным развитием психологической практики. Практическая психология стала очень "модной" специальностью. К сожалению, эта мода на психологов-практиков и спрос на психологов, а также кажущаяся доступность психических явлений для изучения иногда порождают у новичков в психологии ощущение легкости вхождения в эту сложнейшую науку. Мне приходилось не однократно встречаться с мнением, что для занятий практической психологией (под которой подразумевается чаще всего психотерапия и психологическое консультирование) совершенно не обязательно представлять себе все тонкости определений предмета психологии, различия в отдельных психологических концепциях, а достаточно только иметь соответствующий набор психологических инструментов (например, разного рода тестов с "ключами", т.е. правилами и способами обработки результатов) и пользоваться своей интуицией и житейским опытом для разрешения проблем клиента. Иногда даже утверждается, что практическая психология прямо противоположна так называемой академической психологии по своему предмету, методам и задачам и может быть даже противопоставлена этой последней как искусство -- науке. Это противопоставление может быть выражено в шутливой форме давнего и любимого афоризма студентов психологических факультетов -- "психология делится на научную и интересную". К "интересной психологии" относят чаще всего практически ориентированные и не всегда теоретически обоснованные разработки, которые затрагивают важнейшие проблемы человеческого существования - смысла жизни, свободы, ответственности, смерти и бессмертия и т.п., а также различные варианты "описательной психологии" в работах исторического, культурологического, литературного характера. Многие психологи-практики убеждены, что без интуиции, эмоционального вчувствования, глубокого диалогического общения со своими собеседниками, клиентами, пациентами и т.п., которое трудно загнать в какие-то строгие рамки, да и просто без житейского опыта, общей культуры понять сидящего перед тобой человека и тем более помочь ему невозможно. Поэтому практическая психология действительно сродни искусству, а алгеброй гармонию поверить нельзя. "Научная же психология", по мнению сторонников "интересной психологии", имеет дело с весьма "скучными" для практических психологов вещами типа измерения порогов чувствительности, времени реакции, объема внимания и т.п., и знание этих вещей вряд ли может помочь человеку в решении его жизненных проблем. К тому же в лабораторных исследованиях "научных психологов" пропадает целостность и неповторимая индивидуальность, уникальность человека. "Зато, -- говорят сторонники научной психологии, -- мы изучаем психологическую реальность точными научными методами и в результате можем создать строго научную психологическую концепцию". Но сторонникам "интересной психологии" все это кажется абсолютно неважным: им кажется, что стать врачевателем души (практическим психологом) можно и не утруждая себя изучением различных психологических теорий и экспериментов. Развеять это, к сожалению, распространенное заблуждение (что практическая психология возможна без теоретической, а теоретическая -- без практической) очень сложно на ранних стадиях обучения. Здесь можно только рассмотреть две проблемы, имеющие ко всему вышеизложенному самое непосредственное отношение. Первая из них - проблема связи и различий житейской и научной психологии. Для нас самым информативным источником по этой проблеме является опубликованный в Хрестоматии отрывок из учебника Ю.Б. Гигшенрейтер. В нем перечислены 5 оснований, по которым можно и нужно различать житейскую и научную психологию. Для удобства представим полученные Ю.Б. Гиппенрейтер результаты анализа в небольшой таблице, содержательно "наполнить" которую можно лишь внимательно прочитав текст, опубликованный в Хрестоматии, или воспользовавшись соответствующими страницами книги Ю.Б. Гиппенрейтер "Введение в общую психологию:Курс лекций" (М. 2003) (Рис.1). |
Основания различения | Житейская психология | Научная психология | | По степени обобщения знаний и формам их репрезентации | Конкретны, ситуативны, обобщение минимально, осуществляется на допонятийном уровне (или на уровне «житейских» понятий. | Обобщены и абстрактны, В пределе выражено стремление к строгим научным понятиям. | | По способам получения Знаний и степени их субъективности | Интуитивны, Иррациональны, Отличаются большей долей субъективности | Рациональны и осознанны, гипотетико- дедуктивны, стремятся к большей объективности | | По способу Передачи опыта | Передача затруднена и осуществляется в непосредственном контактес носителем «опыта» | Передача возможна Путем присвоения Накопленного на протяжении всей истории психологии в различных концепциях научно-психологического опыта | | Конкретные методы получения психологических знаний | Самонаблюдение и объективное наблюдение | Наблюдение (в различных его видах) и эксперимент | | Эмпирическая область | Ограничена обычным житейским опытом и обыденными ситуациями | Включает также опыт уникальных, запредельных ситуаций, с которыми исследователь в обыденной жизни может никогда не столкнуться, а также опыт прошлого | | |
Рис.1. Отличия житейской и научной психологии Второй проблемой, которая также возникает при попытке разобраться с соотношением научной и "интересной" психологии, является проблема соотношения практической психологии с так называемой "академической" психологией (теоретической и экспериментальной). Этот вопрос детально рассмотрен в книге "13 диалогов о психологии" (в первом диалоге) и требует внимательного изучения с целью выявления возможных линий связи между теоретическими и практическими психологическими разработками, которые были условно обозначены мною так: 1) "нет ничего практичнее, чем хорошая теория"; 2) теория - полезный для клиента практического психолога "миф"; 3) практика - верховный суд теории. Внимательный студент сделает из этого текста напрашивающийся вывод о невозможности изолированного существования теории и практики в психологии. Основные задачи психологии как науки: Изучение психических явлений; разработка методов их изучения; выработка практических рекомендаций по результатам исследований; прогнозирование проявления или развития тех или иных психических явлений; формирование условий для возникновения тех или иных психических явлений; управление психическими явлениями. Условно психические явления делят на: психические процессы (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.д.); психические состояния (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.д.); психические свойства (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.д.); психические образования (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.д.). Фактически в основе данного деления лежит классификация по фактору времени (рис.2). |
Психические явления | | Психические процессы - целостные акты жизнедеятельности человека отличающиеся отражательно-регулятивной спецификой. | Психические состояния | Психические свойства | | Познавательные - направлены на познание окружающего мира. | Эмоциональные - выражающее отношение человека к окружающему миру | Волевые - направлены на преодоление внешних или внутренних препятствий | Это особенности психической деятельности за некоторый промежуток времени | Это наиболее существенная и устойчивая психическая особенность человека | | |
Рис.2. Классификация психических явлений. Психические процессы - это психические явления, рассматриваемые в динамике. Психические состояния -- это психические явления, рассматриваемые в определенный промежуток времени, когда их проявления отличаются относительной однородностью. Основные характеристики психических состояний: длительность, направленность, устойчивость, интенсивность. Психические свойства -- это психические явления, отличающиеся относительной стабильностью, хотя и меняющиеся в течение длительного времени. Психические свойства личности: направленность, темперамент, способности, характер. Психические образования -- это новые психические явления, возникшие как результат развития других психических явлений и отличающиеся относительной устойчивостью. 5. Основные методы психологических исследований Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, позволяющие выявлять закономерности изучаемых явлений. «Метод - это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» С.Л. Рубинштейн. Определение: Метод - это способ научного познания какой-либо реальности (в психологии - психической). По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. Предпочтение того или иного метода в психологии отражает методологические установки исследователя. Методология - это система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности исследователя. Она определяет парадигму познания в психологии. Существует две основные традиции, парадигмы психологических исследований - естественнонаучная и гуманитарная. Парадигма - это методологическая установка исследователя. Естественно-научная парадигма - ориентирована на выявление закономерностей и законов путем внешнего наблюдения и эксперимента. Человек рассматривается как объект в ряду других объектов. Гуманитарная парадигма - ориентирована на познание человека не как объекта, а как субъекта, т.е. признание его уникальности, неповторимости и абсолютной ценности. В настоящее время наблюдается сближение различных подходов к психологическому исследованию. Вывод: выбор метода исследования зависит от методологической ориентации исследователя и от задач, которые ставятся в исследовании. В современной психологии методы исследования условно делятся на объективные методы, описательные методы (субъективные), методы психологической помощи (в данной лекции не рассматриваются) и метанаучные методы (Рис.3). А) Объективные методы психологических исследований. Объективное изучение человеческой субъективности предполагает исследование таких ее реалий, которые выражены во внешнем поведении, запечатлены в продуктах деятельности человека, проявляются в общении и во взаимоотношениях его с другими людьми. Объективные методы - методы, которые позволяют получать результаты, не зависящие от личности исследователя. К числу их относятся: Разновидность наблюдения - внешнее наблюдение. Метод внешнего наблюдения -- это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Наблюдение как научный метод должен отвечать следующим требованиям: оно должно быть избирательным, то есть исходить из четко поставленной цели; оно должно быть плановым и систематическим, то есть строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени; должно быть полным, то есть необходимо как можно более подробно фиксировать изучаемое поведение. Эксперимент. Метод эксперимента как один из основных методов психологии предназначен для того, чтобы сделать доступным для объективного внешнего восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса. С.Л. Рубинштейн выделил четыре основные особенности эксперимента. Во-первых, в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию. Во-вторых, экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса. В-третьих, в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), с тем чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс. В-четвертых: эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных. Выделяют четыре вида психологического эксперимента. 1. Лабораторный, протекающий в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применение специальной аппаратуры и приборов. 2. Естественный, протекающий в естественных условиях жизнедеятельности человека Идея естественного эксперимента принадлежит известному русскому врачу и психологу А.Ф.Лазурскому (1874 -- 1917). 3. Констатирующий, является составной частью психолого-педагогического эксперимента, имеющий целью констатировать наличный уровень развития интересующей экспериментатора сферы психики испытуемого, с тем, чтобы впоследствии иметь возможность видеть развивающий эффект. 4. Формирующий эксперимент - это метод исследования психического развития детей в условиях специально-организованного экспериментального педагогического процесса. Формирующий эксперимент является основным методом отечественной педагогической психологии. Тестирование, используется в целях психодиагностики, для распознания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей. Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях. В педагогической практике используются тесты способностей для дифференциации учащихся по интересам, склонностям и способностям, тесты достижений для оценки уровня овладения учебными знаниями, умениями и навыками, проективные тесты - совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции. Под ней понимается обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий. Опрос как метод современной психологии используется в трех формах. Анкетирование -- сбор словесных данных, как правило, в письменной форме, предназначенный для получения информации от большого количества респондентов. Беседа -- получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым. Интервью -- получение также устной словесной информации, которое в отличие от беседы носит более официальный и систематический характер. Анализ результатов деятельности. Метод анализа продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях человека. Контент-анализ позволяет выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические особенности их авторов. Графология позволяет на основе характеристики почерка человека устанавливать некоторые его психологические особенности. Результаты, полученные с помощью объективных методов, как правило, обрабатываются с помощью математико-статистических методов. Общее представление о методах моделирования. Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных. Основные субъективные методы психологии. Разновидности наблюдения (включенное наблюдение, самонаблюдение, самоотчет). Самонаблюдение представляет собой наблюдение человека (или исследователя) за внутренним планом собственной психической жизни с последующей фиксацией и анализом результатов. Самоотчет - словесный или письменный отчет человека о результатах самонаблюдения в соответствии с предложенным планом. Включенное наблюдение - метод, позволяющий исследователю реально участвовать в жизни и деятельности изучаемого объекта (группа, коллектив). Он позволяет более глубоко вникнуть во внутригрупповые процессы, но в то же время делает наблюдение более субъективным, пристрастным. Эмпатическое слушание. Метод проникновения во внутренний мир другого человека через активное слушание и сопереживание этому человеку в процессе беседы (метод разработан и предложен К. Роджерсом). Идентификация. Это метод познания другого человека через образное отождествление себя с ним и принятие его позиции. Диалогическая беседа. Метод познания другого человека как равноправного субъекта диалога. В диалогической беседе, как правило, решаются не только диагностические задачи, но и психотерапевтические. Биографический метод. Интуиция. Познание по аналогии. Герменевтика. Метод познания через истолкование сложных и трудных для понимания текстов, требующих внутреннего постижения их скрытого смысла. Таким образом субъективные методы дополняют и обогащают объективные методы психологического познания. Заключение В последнее время психология становится одной из ведущих наук. К ней все чаще обращаются педагоги, врачи, юристы, политики и многие другие. Психология является особой наукой, т. к. системой ее знаний владеют немногие, но каждый человек постоянно сталкивается с областью явлений, изучаемых этой наукой: она представлена в виде наших собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений. Психология как наука имеет свой предмет, объект и задачи исследования. Она изучает закономерности возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Психология, как мы видели, может продвигаться вперед только при условии методичного исследования механизмов, лежащих в основе поведения; только применение научного метода позволяет получить такие сведения и объективно оценить результаты того иди иного воздействия. А единственную гарантию серьезного проведения такой работы дает солидная подготовка психолога. Литература Гальперин. Психология как объективная наука. Воронеж: 2006. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекци. - М, 2007. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. - М.: Мир, 1992. Горбатенко А.С. Общая и прикладная психология / Курс лекций/ Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов-н/Д: Изд-во «Феникс», 2007. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. - СПб, 2007. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М., 2005. Климов Е.А. Общая психология. М., 2007. Козубовский В.М. Общая психология. Методология, сознание, деятельность. Минск, 2006.
|