Психология труда
p align="left">встречи школьников со специалистами по различным професси-ям (при условии специального отбора и психолого-педагогичес-кой подготовки таких специалистов по профессии);познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения; профориентационные уроки со школьниками как система заня-тий (а не как отдельные «мероприятия»); учебные фильмы и видеофильмы (на сегодняшний день очень про-блематично для РФ, так как показывать почти нечего); беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным воп-росам); открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профкон-сУльтанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование); опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, Для клиентов, выбирающих массовые профессии, т. е. для боль-с Инства, это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии); опросники профессиональных способностей (требуется очень избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов; эти опросники оправдыва ют себя применительно к профессиям с особыми условиями тр\ да; для большинства же профессий «профпригодность формир5 ется в самой трудовой деятельности» -- по Е. А. Климову); «личностные» опросники (для их использования требуется осе бая подготовка профконсультантов, понимание смысла и огранг чений применения такого типа опросников в профконсультащц По-настоящему личность нельзя «просчитать» (возникает мае проблем); настоящий личностный тест -- это поступок человек; ответственные моменты жизни (например, на «референдумах» при «голосованиях», когда испытывается способность против" стоять изощренной пропаганде); иногда о человеке можно мног сказать и по его поведению в общественном транспорте; таг-образом, получается, что тест на «личность» -- это, с одной с роны, поступок глобального масштаба, но, с другой сторо! это проявление своей нравственной позиции в «мелочах» жиз* так что очень сложно оценить личность в обыденном, «усредне ном» режиме жизни; проективные личностные тесты (требуется особая подготов профконсультанта для их использования); использование различных игровых и тренинговых ситуаций, моделируются различные аспекты профессиональной деятельности, что позволяет строить прогнозы относительно будущего про-фессионального поведения участников этих процедур; исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека бе-рут на работу с «испытательным сроком»); использование различных тренажеров, где не только отрабаты-ваются трудовые навыки, но и изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия. 14. Психология труда: 1.основной раздел 1.Психология труда в традиционном варианте, где изучаются психофизиологические основания труда, история развития знаний о труде, теоретико-методологические основы псих. труда, психол-кие хар-ки трудовой и конкретной проф-ной д-ти, выд-ние проф-но важных кач-в, развитие чела в труде, проф-ные кризисы и деструкции л-ти в труде и т.п. 2.Инженерная психология, изучающая информ-ное вза/дей-вие чела со сложной техникой, а также различные хар-ки и функц-ные состояния чела-оператора. 3.Психология управления (в более современном звучании - организационная психология), изучающая иерархические взаимоотн-ния работников в условиях орг-ции, а также условия оптимизации этих взаимоотн-ний в целях повышения производ-сти труда, личностного развития работников и трудовых колл-ов. 4.Профориентация. При этом сама профориентация предполагает следующие направления: профинформацию, профрекламу, профпросвещение, профдиагностику, профотбор, профподбор, помощь в окончательном выборе профессии, морально-эмоциональную поддержку клиента и т.п. 5.Профессиональное образование: профессиональное обучение, больше ориентированное на целенаправленное формирование личности профессионала и профессиональное саморазвитие субъекта труда, предполагающее психолого-педагогическую поддержку самоопределяющейся в труде личности. 6.эргономика-изучает труд.д-ть чела в системе «чел-техника-среда» с целью обеспечения ее эф-сти,безопас-ти и комфорта. 2.дополнительный раздел -психогигиена труда -психофизиология труда -пс-гия маркетинга,менеджмента -профориентация инвалидов -космическая психология СВЯЗЬ СО СМЕЖНЫМИ НАУКАМИ: Общая псих-ия(психич.пр-сы) Клиническая и спец.пс-гия Соц.пс-гия Возр.пс-гия Экономика Акмеология Анатомия 15. Климов выд-л неск-ко сфер д-ти,где м.работать специалист по псих.труда: 1.отдел научной орг-ции труда предприятия 2.начно-практич.исслед-кая лаборатория 3.проектные орг-ции 4.кабинеты профориентации и проф.консульт-ния 5.метод.кабинеты проф.образ-ния в составе психол.службы 6.методич.кабинеты при школах и др.ОУ 16. Понятие эргатической системы. Под эргатической системой понимается взаимодействие субъекта и объекта труда, а в более развернутом виде - это система "человек - машина - среда - социум - культура- природа". Эргатическая система - это сложная система управления, составной элемент которой - человек-оператор (или группа операторов), например, система управления самолетом, диспетчерская служба вокзала, аэропорта. Сложная целеустремленная Эргатическая функция Е.А. Климовым выделены также основные "эргатические функции", которые являются основой для различных видов трудовой и профессиональной деятельности (см. Климов, 1988. С. 29-39). Напомним, что под эргатической системой понимается взаимодействие субъекта и объекта труда, а в более развернутом виде - это система "человек - машина - среда - социум - культура- природа". Сама эргатическая функция определяется как "любое уменьшение неопределенности связи элементов внутри эргатической системы и ее связей с внешними обстоятельствами, рассматриваемыми с точки зрения тех целей, ради которых эта система создана, т.е. - это любая трудовая функция (функция эргатической системы). Например, работник не может найти нужный инструмент (нужный документ) - у него нет порядка (условия не соответствуют работе). Следовательно, надо навести порядок, т.е. привести в соответствие цели труда, средства и условия. Можно выделить следующие основные группы эргатических функций: духовное производство (построение идеологий, образование, искусство, наука); производство упорядоченности социальных процессов (законотворчество, средства массовой информации - СМИ, планирование - экономика, управление крупными социально-экономическими и политическими системами); производство полезных действий обслуживания и самообслуживания (жизнеобеспечение субъектов труда, организация трудовой деятельности, медицинское обслуживание, ремонтное обслуживание, совершенствование эргатических систем); материальное производство (оперативно-гностическое - обработка информации, принятие решения; оперативно-практическое - организация рабочего места, организация социальной среды; оперативная самоорганизация субъекта труда - транспортирование, управление средствами труда, воздействие на предметы труда). Эргатическая функция - сложная функция управления, составной элемент которой - человек-оператор. Е.А. Климовым выделены эргатические функции, которые являются основой для различных видов трудовой и профессиональной деятельности. Сама эргатическая функция определяется как "любое уменьшение неопределенности связи элементов внутри эргатической системы и ее связей с внешними обстоятельствами, рассматриваемыми с точки зрения тех целей, ради которых эта система создана, т.е. - это любая трудовая функция (функция эргатической системы). Например, работник не может найти нужный инструмент (нужный документ) - у него нет порядка (условия не соответствуют работе). Следовательно, надо навести порядок, т.е. привести в соответствие цели труда, средства и условия. 17. Особенности делового общения Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Деловой этикет включает в себя две группы правил: · нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные); · наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные). Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий. Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых "формул", позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов: · Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку; · Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы; · Обсуждение интересующей проблемы; · Решение проблемы. · Завершение контакта (выход из него). Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса. Виды делового общения. По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение. Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические. К монологическим видам относятся: · Приветственная речь; · Торговая речь (реклама); · Информационная речь; · Доклад (на заседании, собрании). Диалогические виды: · Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему. · Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений. · Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу. · Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения. · Дискуссия; · Совещание (собрание); · Пресс-конференция. · Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог. · Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию. В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации. Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения. Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др. По содержанию общение может быть разделено на: · Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности; · Когнитивное - обмен знаниями; · Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями; · Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками. По средствам общения возможно деление на такие четыре вида: · Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.; · Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий; · Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения; · Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди. Джен Ягер выделяет шесть основных принципов: 1. Пунктуальность (делайте все вовремя). 2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). 3. Любезность, доброжелательность и приветливость. 4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе). 5. Внешний облик (одевайтесь как положено). 6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). 18. Инвариантный образ мира -- психологическое понятие, абстрактная устойчивая модель, описывающая общие черты и видения мира различными людьми и характерная для этих лиц. Инвариантный образ мира непосредственно соотнесён со значениями и другими социально выработанными опорами, а не с личностно-смысловыми образованиями как таковыми. При этом у каждого человека может быть n-ое количество таких образов и они могут образовывать устойчивую систему внутри его собственного субъективного образа мира. С теоретической точки зрения инвариантных образов мира может быть сколько угодно -- это зависит от социальной структуры социума, культурных и языковых различий в нём и т. д. Понятие инвариантного образа мира ввёл в современную психологию А. А. Леонтьев. В качестве примера он приводит «профессиональный образ мира», который складывается у людей, обучившихся одной и той же профессии. А сам процесс обучения им понимается как формирование инвариантного образа мира, который служит человеку опорой для социально и когнитивно адекватного восприятия мира и эффективной деятельности в нём. Специфика профессионально-педагогического образа мира обнаруживается в наличии у него, кроме свойственных физической реальности координат пространства и времени, дополнительного квазиизмерения - системы смыслов, воплощающей в себе результаты предшествующего развития педагогики. В основе индивидуального образа мира лежит субъективный социокультурный опыт учителя. Он динамичен, не является застывшим, выступает в качестве интегратора взаимодействия педагога с действительностью. Профессиональный образ мира нельзя сформировать. Он не может быть "задан", так как глубоко индивидуален. В отличие от профессиональной картины мира, он эмоционально наполнен, уникален, поскольку принадлежит конкретному человеку, его создавшему. Чтобы помочь детям самоопределиться и обрести себя, каждый из нас, взрослых, по мнению Г. С. Батищева, должен научиться искать и находить свое подлинное личностное ядро. Это значит, что построение педагогической деятельности на основе профессионального образа мира ни в коем случае не может замыкаться на учебном предмете. Ее основной направленностью является взаимодействие участников образовательного процесса. Учебный предмет из цели превращается в средство педагогической деятельности как взаимодействия с Другим. Профессиональный образ мира в статике, по Ю. В. Сенько, включает 1) ценности и смыслы образования (аксиологическая составляющая), 2) представление о взаимодействии "учитель-ученик", "преподаватель-студент" (онтологическое основание), 3) стиль педагогического мышления (методология). Три источника профессионально-педагогического образа мира обусловливают и дополняют друг друга. Таким образом, в профессиональной педагогической деятельности составляющие образа мира педагога (ценности и смыслы, онтологические основания, методология) активно влияют на оценку наличной социокультурной ситуации, в которую педагог включен, "вычерпывание" из нее педагогической задачи, поиск и реализацию путей ее решения, анализ полученных результатов, выдвижение новой цели. Важнейшей составляющей и важнейшим регулятором трудовой деятельности является образ мира профессионала, который у разнотипных профессионалов складывается по-разному и по-разному влияет на мироощущение профессионалов, а также на образ своего места в мире. Индивидуальный образ мира детерминируется не условиями жизни и деятельности, а структурой индивидуальной активности, то есть совокупностью реализуемых в этих условиях деятельностей (образом жизни). При этом отмечается, что большинство специалистов не только трудятся на своем посту, но и ведут профессионально специфичный образ жизни. Многие «объективно» сложные и даже экстремальные условия жизни или профессиональной деятельности трансформируются в образе мира субъекта в положительные, если субъект находит смысл пребывать в этих условиях. Взаимовлияние индивидуального образа мира и образа жизни является психологическим механизмом их развития. Соответствие структур образа мира и образа жизни обеспечивается их адекватностью окружающим условиям жизни, а рассогласование, возможно, является психологическим механизмом различных когнитивных, личностных, операциональных и профессиональных затруднений. Согласно модели деятельностной структуры образа мира, включающей в себя, соответственно, мотивационный и целевой слои образа мира и слой внутренних условий, интегральная система значений человека структурирована индивидуальной иерархией мотивов и мотивационно-целевыми связями 19. Е.А. Климов выделил следующие значения употребления понятия "профессия": область приложения сил человека (как субъекта труда); общность людей-профессионалов; подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу; деятельность, сам процесс реализации трудовых функций. Позднее Е.А. Климов выделяет более конкретные аспекты понятия "профессия": 1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни. 2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога. 3. Профессия как деятельность и область проявления личности. 4. Профессия как исторически развивающаяся система. 5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда (например, самим психологом). Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. "Формула профессии". Схема анализа профессии и варианты ее использования в групповой работе и в индивидуальной профконсультации Сама "Формула профессий" рассматривается как основа построения "Схемы анализа профессий". В традиционной "Формуле профессии" выделяются следующие обобщенные характеристики профессий, позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности (см. Климов, 1990): типы профессий выделяются по предмету труда: природа - П; техника - Т; человек - Ч; знаковые системы - З; художественный образ - Х; классы профессий - по целям труда: гностические - Г; преобразовательные - П; изыскательные - И; отделы профессий - по средствам труда: ручные - Р; механические - М; автоматические - А; функциональные, т.е. возможности и функции организма, а также - теоретические средства - Ф; группы профессий - по условиям труда: бытовой микроклимат - Б; открытый воздух - О; необычные - Н; моральная ответственность - М; экстремальные условия - Э. Например, с помощью "Формулы профессий" можно было бы так "закодировать" профессию "повар": предмет труда - природа (П) и художественный образ (Х), цели труда - преобразовательные (П) и изыскательные (И), средства труда - ручные (Р) и функциональные (Ф), условия труда - необычные (Н). К сожалению, при практическом использовании "Формулы профессий" в традиционном варианте в классе иногда возникали недоразумения 20. Понятие профессионализма в психологии. Уровни профессионализма. Профессии - исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой ЗНУ, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества. Профессия (с тчк. зр. конкр. чел.)- это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию и средство личностной самореализации. Специальность - один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, но направленный на достижение более частных, промежуточных результатов.(инж.-иссл., инж.-преподават., инж.- констр.) Профессионализм - внутренняя характеристика личности, обладающей необходимым нормативным набором психических качеств, позволяющих ей осуществлять деятельность на высоком уровне и достигать значительных профессиональных результатов. Компетентность - знания, умения и опыт руководителя в той или иной области жизнедеятельности. Уровни профессионализма Допрофессионал Человек работает как новичок, не овладев еще нормами и правилами проф. деятельности, не достигая высок. и творч. результатов в труде. Профессионал Чел. усвоил нормы, правила проф. Д., сознательно выбирает свои цели в труде, превращая работу в свободный труд, превращаясь из деятеля, специалиста в субъект труда, в профессионала. 1 этап адаптации чел. к профессии - первичное усвоение норм, менталитетов, необходимых приемов и техник, технологии профессии. 2 этап самоактуализации в профессии - осознание своих возможностей, начало саморазвития ср-ми профессии, максимальн. самореализация в Д 3 этап свободного владения профессией, в форме мастерства, гармонизация человека с профессией, усвоение высоких стандартов, воспроизведение на выс. ур-не ранее созданных разработок, методик. Супер-профессионал Расцвет, высокие достижения и творческие успехи. Человек превращается в творца, новатора, суперпрофессионала, профессионала-универсала, проявляется творческое обогащение профессии своим личным вкладом. 1 этап свободного владения профессией в форме творчества, обогащение специалистом опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, авторский вклад в Д., достижение вершин (акме). 2 этап свободного владения несколькими профессиями и приемами перехода, переключения от одной к другой 3 этап творческого самопроектирования как личности профессионала, т.е. формирование у себя ранее отсутствующих псих. и проф. качеств, самостроительство, самосозидание, достижение вершин в развитии своей личности. Пост-профессионал По причине пенсионного возраста человек может стать экс-профессионалом, консультантом, наставником, экспертом, щедро и ненавязчиво делящимся своим проф. опытом, опытом достижений и ошибок Профессионал это специалист, овладевший высокими уровнями проф. деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой инд. творческий вклад в проф. деятельность, нашедший свое индивидуальное предназначение, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей Д. и повышающий престиж своей профессии в обществе. Стороны и критерии профессионализма При анализе проф. стороны жиз-ни человека необходимо преодоление технологических и тех-нократических мифов, когда профессионализм рассматривается как овладение прежде всего новыми технологиями, средствами, разл. “ноу-хау”, и когда в тени остаются мотивы поведения человека. На самом деле при рассмотрении и оценке профессионализма чел. большое значение имеет то, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентаций он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие свои внутр. ресурсы добровольно и по внутреннему побуждению вкладывает в свой труд. В погоне за новыми технологиями мы иногда сталкиваемся с тем, что “техника” есть, а духовности (святости”) в труде нет. СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА - мотивационная сфера проф. Д (какие мотивы побуждают чел., какой смысл имеет в его жизни проф. Д, какие цели он лично стремится достичь, насколь-ко он удовлетворен трудом и т.д.) - операциональная сфера проф. деятельности человека (как, какими приемами он достигает поставленные цели, какие технологии использует, какие средства - знания, мыслительные операции, способности применяет). 21. Понятие профессионально важных качеств (ПВК). Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами - ПВК. Формирование подсистемы профессионально важных качеств (ПВК) исходит из следующих посылок: 1) у человека уже есть °пределенные качества, и при освоении профессий происходит Их перестройка в соответствии с особенностями данной профес-сиональной деятельности; 2) общая логика такой перестройки Деятельности: а) перенастройка качеств в соответствии с проф-ной деятельностью; б) появление и развитие новых качеств и способностей; в) формирование индивидуального си деятельности, что как бы «венчает» развитие профессионала. 22. Кризис проф.стан-ния-изм-ние темпа и вектора проф-ого развития л-ти. Факторы детерминирующие кризисы: 1.возростные психофизиолог.изм-ния 2.изм-ние соц-проф.ситуации (неудовлет.статусом) 3.качет-ная перестройка способов вып-ия проф.д-ти 4.тотальная погруженность в соц-проф.среду 5.соц-экон.условия ж/д-ти 6.служебные и жизненноважные события. Проф.кризис протекает 3 фазы (Выгодский): 1.предкритическая фаза обнаруживается неудовл-сть проф.статусом, содер-ем д-ти,межличн.отн-ниями.Она не всегда осознается но прояв-ся в психол-ом дискомфорте,раздражит-сти. 2.собственно критич.фаза отлич-ся осознанной неудовл-стью проф-ной сит-цией.Намечаются вариенты ее разрешения,усил-ся психич.напряж-сть.Пр/речия усугубляются и возникает конфликт. Типы конфликтов в про.развитии л-ти: -мотивационный(утрата перспектив) -когнитивно деятельностный(неудов-ть содер-ем и способами осущ-ния д-ти) -поведенческий (пр/речия межличн-х отн-ний,неудов-ть своим статусом) 3.посткритическая фаза сопровождается разрешением конфликта КРИЗИСЫ ПРОФ,СТАН_ИЯ (Зеер) 1.кризис учебно-проф-ной ориентации (14-15,16-17) 2.кризис проф-ого выбора (16-18) 3.криз проф-ых экспектаций (ожиданий) (18-20) 4.криз.проф.ротса (23-25) 5. криз.проф-ной карьеры (30-33) 6.криз.соц-проф-ной самоактуал-ции (40-42) 7.кризис утраты пр.д-ти(55-60) 8.криз соц-проф-ной адекватности (65-70) 23. Понятие проф.д-ти.Основные подходы к определению ее структуры. Трудовая деятельность представляет собой единство внешних легко различимых элементов (предметно-действенный аспект): организованное рабочее место, орудия труда, действия, последовательность операций и т.д. и внутренних открытых элементов (психологический аспект): осуществление поставленной цели, проявление способностей, воли, характера и т.д. Главным отличием понятия профессиональная деятельность от трудовой деятельности является наличие специальной подготовки человека (теоретической и практической). В дополнение к этому приводят еще один признак: наличие значительного практического опыта. В н.вр.в пс-гии проф.д-ти сложилось 2 осн.подхода к опр-ию стр-ры проф.д-ти: 1 ПОДХОД Структурно-морфолог-й. Проф.д-ть рассм-тся как уровневое строение.Осн.стр-ным компонентом яв-ся дей-вие.Теория Леонтьева базир-ется на 2 осн.положениях: -общая стр-ра д-ти образ-на кач-но зазличными уровнями формами акт-ти чела. -эти уровни иерархически соподченены и обр-ют целостн.систему Различают 3 осн.ур-ня орг-ции д-ти:операции-дей-вия-д-ть. Дей-вие предст-ет собой произвольную преднамеренную акт-сть,к-ая напр-ена на достижение осозн-ной цели.Дей-ие обладает 2 атрибутивными хар-ками: 1.любое дей-ие имеет не т.цель,но и цель обяз-но не совпадающую с общими целями всей д-ти 2.дей-ие состоит из осознаваемости и приозволь-ти К содержанию и структуре деятельности существует два основных подхода: 1. Структурно-морфологический, основным структурным элементом которого и является "действие". Действие- это та же деятельность - иерархическая система действий разного уровня сложности. Действие - процесс направленный на реализацию поставленной цели, которая определяется как "образ желаемого результата" Сознательный образ, конечно. Основные характеристики понятия "действие": 1. Сознательный акт (в виде постановки и удержания цели) 2. Поведенческий акт, то есть само движение. 3. Принцип активности (Активность находится в самом субъекте в форме цели). 4. Действие. Его вводит человек в предметный и социальный мир. Они не ограничиваются, конечно, только биологическими потребностями. 2ПОДХОД Существует еще и второй подход: Функционально-динамический. Он считается более современным. Д-ть в силу своей сложности не м.строиться на к-либо одном компоненте.Она предпол-ет необх-сть неск-ких кач-енно разнородных психол-х компонентов,к-ые зак/мерно связаны м/у собой и образ-ют целос-ную психол-ую стр-ру д-ти.Эта стр-ра динамична,а ее функ-ние и есть пр-с д-ти. Совок-сть осн.компон-ов д-ти обозач-ся понятием «инвариативной психол-кой стр-ры д-ти». ЕЕ осн. компоненты: мотивация,целеобраз-ние,информат-ая основа д-ти,антиципирование рез-тов д-ти(антиципация-способность чела к предвосхищению),принятие решения,планирование и программирование,контроль,коррекция,оперативный образ объекта д-ти,система инд-ых качеств субъекта,совок-сть использовательских дей-вий. Все комп-ты предст-ны в реал. д-ти в виде скоординир-ой д-ти.Благ-ря цели все компоненты предстают как единая система 24. Профессиональные деструкции - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности. А.К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкций: 1. отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами; 2. несформированность профессиональной деятельности; 3. дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты; 4.низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация; 5.рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает; 6.свертывание ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, ослабление профессионального мышления; 7.искажение профессионального развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонения от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности; 8.появление деформаций личности; 9.прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности. Уровни профессиональных деструкций: 1. Общепрофессиональные деструкции, типичные для работников данной профессии. Например: для врачей - синдром "сострадательной усталости" 2. Специальные профессиональные деструкции, возникающие в процессе специализации. 3. Профессионально-типологические деструкции, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. 4. Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств или акцентуаций. 25. ПСИХ. ТРУДА(в шир.смысле)-комплекс научн.дисциплин о труде как о кул-ной и соц-ной акт-сти чела ,выступающего в кач-ве его субъекта ПСИХ.ТРУДА(в узк.смысле)-отросль психол-кой науки,к-ая изучает условия,пути и методы научнообоснованного решения практ-ких задач в обл-ти функ-ния и форм-ния чела как субъекта труда (климов) предмет психологии труда - процессы,психол.факты и закономер-сти,порождаемые труд.д-тью,возм-сти и ограничения чела в реал-ции труд.задач,законы и мех-змы взаимной адоп-ции чела и орудия труда. Под объектом труда понимается труд как соц.акт-сть чела в кач-ве субъекта труд.д-ти ЗАДАЧИ ПС.ТРУДА: 1. Теоретические - иссл-ние особ-тей псих.пр-сов как регуляторов труд.д-ти и их развитие в д-ти. - изучение осн.психич.св-в субъекта труда и их стр-ры как факторов орган-ции труд.д-ти и ее эфф-сти - из-ние особ-тей и стр-ры функ-ных состояний труд.д-ти - иссл-ние закономер-тей развития л-ти в тр-ом пр-се - из-ние проблемы мотивации тр.д-ти,разработка псих-ки обоснованной системы стимулировнаия труда - из-ние эмоц-волевой сферы л-ти как регул-ра труд.д-ти,раскрытие мех-змов устой-сти л-ти к экстремальным усл.труда. 2. Практические - разработка теор.и прикладных процедур проф.отбора,аттестации обр-ния - разраб-ка оптимальных режимов труда и отдыха для разн.видов и типов труд.д-ти - разработка норм,процедур техн.безоп.,содействие снижению проф.травматизма и проф.заболеваемости. - развитие разработок по проблеме проф.ориентации. 26. Специальность конкретизируется в профессии. Соответственно, профессия - это группа родственных специальностей (например, профессия - врач, специальность - врач-терапевт; профессия - учитель, специальность - учитель физкультуры). Квалификация - это уровень профессионального мастерства. Традиционно выделяют: 1) формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях и 2) реальную квалификацию, т.е. тот уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить. Нередко рассогласование между реальной и формальной квалификацией конкретного работника лежит в основе многих производственных конфликтов. Должность является более размытым и путаным понятием, поэтому определить это понятие сложнее. Например, иногда под должностью понимают разновидность руководящей работы. Иногда должность совпадает с пониманием квалификации. Более распространенное понимание должности - это любая фиксированная работа и профессия. Климов выделяет более конкретные аспекты понятия "профессия": 1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия все-таки накладывает свой "отпечаток" на всю жизнь человека). 2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога. Здесь также решается вопрос, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал. 3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет "производить" какие-то товары или услуги, но, прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала. 4. Профессия как исторически развивающаяся система. 5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. 27. Труд.д-ть-это пр-с реал-ции чел-х ресурсов,к-ые м.б.разными и меняются в завис-ти от возраста,проф.подготов,состояния зд-я. Труд - целесообразная д-ть чела,яв-щаяся одним из видов осозн-ной акт-ти чела,направ-ная на преобраз-ние окр.мира д/удовлет-ия потреб-ей чела,созданиематер.и дух.ценностей,личного достатка. Ф-ции труда: познаватель,преобразоват,ценностно-ориентировочная,коммуникативная,создания и потребления разл.ценностей. Тр.д-ть представлена двумя планами: внеш и внут. ВНЕШНЯЯ хар-ка д-ти осущ-ся ч/з понятия объекта,предмета и субъекта труда,условий и средств д-ти. Предмет труда:совок-сть вещей,пр-сов и яв-ний,с к-ми субъект в ходе д-ти практически/мысленно вз/дей-ет. Средства труда: совок-сть орудий,способных усилить возмож-ти чела респознавать особ-сти предмета труда и воздей-ать на него. ВНУТРЕННЯЯ хар-ка д-ти предпол-ет описание пр-сов и мех-змов ее психич.регул-ции,стр-ры и содер-ния,а также опре-х средств ее реал-ции. К.Маркс заложил основу совр.понимания тр.д-ти.К осн.хар-кам труда он относил: целенапр-сть,д-ть носит практ.хар-р,труд материал-ся в предмете труда,труд носит общест.хар-р. На основании представлений Маркса о специф-сти труда чела Шадриков выд-ет 3 вз/св аспекта тр.д-ти: предметно-действенный,физиологический,психологический 28. Понятие функционального состояния субъекта труда. Виды. Выделяются две основные группы психических функциональных состояний: стресс (напряженность) и утомление. Функциональ-ные состояния работника определяют физиологические факторы и психологические факторы. Проблема структуры функциональных состояний связана с пониманием того, что само состояние -- это «фиксация некоторых событий», зафиксированный «временной срез» значений си-стемы, «отображение ее структуры в каждый данный момент (интервал) времени». Функциональные состояния психической системы человекам оператора интересны постольку, поскольку они изменяются. Изменения функционального состояния выражаются в ритмах (как регулярных изменениях системы) и в нерегулярных (чаще всего навязанных) изменениях системы. В психологическом плане «состояния всегда реально рассматривать как реакции на внешние или внутренние возмущениям которые изменяют характеристики психической системы и организма в целом». При психологическом проектировании деятельности следует различать: «состояние профессиональной пригодности человека» (здесь обычно оцениваются потенциальные уровни формирования и сформированности ПВК) и «Состояние профессиональной готовности субъекта труда» (здесь подразумевается, что система ПВК уже «готова» действовать эффективно в данный момент времени, в данном месте, при решении данных задач). Особый интерес представляет проблема управления функцио-нальным состоянием работника. Проблема регуляции психического состояния работника возникла как реакция на участившие-ся сбои в работе (из-за утомления, неправильного режима труда И г. п.). Л. Г. Дикая и Л. П. Примак выделяют следующие основ-ные методы регуляции психических состояний: рефлексологический метод (воздействие на биологически актив-ные рефлексогенные зоны и точки с помощью токов, иглоукалы-вания, лазерными технологиями); воздействие через музыку (цветомузыку). Одно время на круп-ных предприятиях была мода на комнаты психологической раз-грузки (КПР), где активно использовались релаксационные заня-тия с успокаивающей музыкой; психофармакологические средства. Считается, что это один из старых способов. Он применяется для стимуляции работоспособ-ности. К сожалению, обнаружилось множество проблем: не все люди одинаково переносят такие препараты; быстро вырабатыва-ется зависимость от препаратов. Со временем также эффектив-ность действия стимулирующих препаратов снижается; постгипнотическое, аутогипнотическое внушение и метод моде-лирования особых суггестивных состояний человека (ОССП). Эти методы используются для мобилизации резервов человеческой пси-хики (лишь в особых случаях). Основные недостатки метода: пере-вод оператора в состояние постгипнотического внушения реаль-но прерывает его деятельность, нарушает ее целостность; кроме того, сроки такого воздействия достаточно непредсказуемы и силь-но зависят от особенностей конкретных людей;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|