рефераты курсовые

Психопрофилактика синдрома эмоционального выгорания

p align="left">Сержантский состав -25,7%,

Младший офицерский состав -50%,

Старший офицерский состав - 24,3% опрошенных.

Принявшие участие в исследовании работники правоохранительных органов имеют разный профессиональный стаж, который мы разделили на три группы. стаж профессиональной деятельности от 0 до 5 лет имеет 47,1% респондентов, стаж от 5 до 10 лет - 30%, свыше 10 лет стаж у 22,9% сотрудников.

При ответе на вопрос анкеты относительно удовлетворенности условиями труда, получены следующие результаты:

полностью условиями труда удовлетворены 20,2%опрошенных,

скорее удовлетворены, чем не удовлетворены - 32,6%,

затруднились ответить 18,7% опрошенных,

скорее неудовлетворенны, чем не удовлетворены условиями труда - 24,5%,

совсем неудовлетворенны 4%респондентов.

На вопрос анкеты о степени удовлетворенности размером зарплаты ответы распределились следующим образом: Из опрошенных никто полностью неудовлетворен размером зарплаты,

скорее удовлетворены, чем не удовлетворены 34,1%,

затруднились ответить 21,2%респондентов, скорее не удовлетворены, чем удовлетворены 26,4%,

полностью неудовлетворенны размером зарплаты 18,3%принявших участие в опросе работников социальных служб.

При анализе вопроса анкеты о возможности повышения квалификации, получены следующие результаты: большинство респондентов (34,9%) удовлетворены ею, скорее удовлетворены, чем не удовлетворены возможностью повышения квалификации 24,8% опрошенных, затруднились ответить 21,6%, скорее неудовлетворенны, чем удовлетворены возможностью повышения квалификации 11,8%, полностью неудовлетворенны 6,9%опрошенных.

Исследуя степень удовлетворенности разнообразием выполняемых работ, нами были получены следующие результаты:

27,9% респондентов ответили, что они удовлетворены разнообразием,

скорее удовлетворены им, чем не удовлетворены 39% опрошенных,

затруднились ответить 24,8%,

скорее неудовлетворенны, чем удовлетворены 6,1%,

полностью неудовлетворенны разнообразием выполняемых работ 2,2% сотрудников УВД, принявших участие в исследовании.

Исходя из данных, полученных в ходе анкетного опроса, мы можем говорить о степени удовлетворенности работников правоохранительных органов престижностью выполняемой работы. Процент опрошенных, полностью удовлетворенных престижностью выполняемой работы составил 20,5%, скорее удовлетворены ею, чем не удовлетворены 30,8%, затруднились ответить 30% опрошенных, скорее неудовлетворенны, чем удовлетворены 18%, полностью неудовлетворенны престижностью профессии 0,7%.

Также анализ анкетных данных позволил выяснить степень удовлетворенности респондентов отношениями с непосредственным командиром и отношениями в коллективе:

Удовлетворенны отношениями с непосредственным командиром 25,7%,

скорее удовлетворены, чем не удовлетворены 30,4%,

затруднились ответить 23,7% опрошенных,

скорее неудовлетворенны, чем удовлетворены 17,4%,

полностью неудовлетворенны отношениями с непосредственным руководителем 6,4%.

Удовлетворенны отношениями в коллективе 31,7%,

скорее удовлетворены, чем не удовлетворены 22,4% опрошенных,

затруднились ответить 14,8%,

скорее неудовлетворенны, чем удовлетворены 2,7%,

полностью неудовлетворенны отношениями в коллективе 28,4%.

При анализе ответов на вопросы анкеты (см. Приложение 1), относительно удовлетворенности организацией работы, получены следующие результаты:

9,7% полностью удовлетворенны организацией работы,

скорее удовлетворены, чем не удовлетворены 32,2%,

затруднились ответить 13,3% опрошенных,

12,6% скорее неудовлетворенны, чем удовлетворены,

полностью неудовлетворенны 32,2% респондентов.

Также анализ результатов анкетирования позволил выявить интенсивность физических, интеллектуальных и психоэмоциональных нагрузок.

Высокая интенсивность физических нагрузок 22,8%,

42,9%иногда испытывают физические нагрузки,

34,3% никогда не испытывают физические нагрузки.

Интенсивные интеллектуальные нагрузки испытывают 31,8%,

иногда испытывают интеллектуальные нагрузки - 48,4%,

19,8% никогда не испытывают.

Психо-эмоциональные нагрузки всегда на себе испытывают 40,6% опрошенных,

иногда испытывают 36,4%,

никогда не испытывают в профессиональной деятельности психо-эмоциональные нагрузки 23% опрошенных.

Исходя из данных анкеты, мы можем сделать выводы, что большинство работников органов правопорядка удовлетворены условиями труда (58,2%). Но существует низкая удовлетворенность размером оплаты труда (44,7%-неудовлетворены).

У большинства сотрудников УВД, принявших участие в исследовании высокая удовлетворенность возможностью повышения квалификации, ей удовлетворены 59,7%, а также они удовлетворенны разнообразием выполняемых работ(66,9%),неудовлетворенны разнообразием выполняемых работ только 8,3%.

Служба в правоохранительных органах кажется опрошенным вполне престижной профессией, как совершенно не престижную оценили ее только 0,7% респондентов.

Отношениями с непосредственным командиром большинство работников право защиты удовлетворенны (56,1%). Большинство опрошенных довольны отношениями в коллективе (54,1%), но также существует достаточно большая группа полностью неудовлетворенных отношениями в коллективе -28,4%.

Организация работы не совсем удовлетворяет опрошенных, полностью неудовлетворенны-32,2%.

Правоохранительная служба, как вид профессиональной деятельности сопряжен с высокими интеллектуальными и психо-эмоциональными нагрузками, что подтверждается результатами анкеты (интенсивные интеллектуальные нагрузки испытывают 31,8%, иногда испытывают интеллектуальные нагрузки- 48,4%, психо-эмоциональных нагрузки всегда на себе испытывают 40,6%опрошенных, иногда испытывают -36,4%). В меньшей степени сотрудники УВД испытывают физические нагрузки (34,3% никогда не испытывают физические нагрузки).

Для выявления уровня эмоционального «выгорания» у работников правоохранительных органов, нами была использована методика «Диагностики уровня эмоционального выгорания Бойко В.В.» Результаты, полученные при помощи этой методики представлены в таблице (см. Таблицу 1.).

Таблица 1

Результаты по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания Бойко В.В.» (в %)

Степень выраженности симптомов выгорания

1

2

3

4

напряжение

5

6

7

8

резистенция

9

10

11

12

истощение

выгорание

Не сложившийся симптом

13

76

53

29

21

21

44

47

34

19

55

66

50

37

28

16

Симптом в фазе формирования

21

21

26

50

53

32

29

16

13

37

36

21

31

41

53

66

Сложившийся симптом

66

3

21

21

26

47

27

37

53

44

9

13

19

21

19

18

1 - переживание психотравмирующих обстоятельств, 2 -неудовлетворенность собой, 3 - «загнанность в клетку», 4 - тревога и депрессия, 5-неадекватное избирательное эмоциональное реагирование,6-эмоционально-нравственная дезориентация, 7-расширение сферы экономии эмоций, 8-редукция профессиональных обязанностей, 9-эмоциональный дефицит,10-эмоциональная отстраненность, 11-личная отстраненность,12-психосоматические и психовегетативные нарушения.

Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы. Сложившийся синдром «эмоционального выгорания» выявился у 19% респондентов, в фазе формирования синдром «эмоционального выгорания» у 66% опрошенных, у 16% опрошенных отсутствует синдром «выгорания». Такой симптом, как переживание психотравмирующих обстоятельств в доминирующей фазе у 66% принявших участие в исследовании сотрудников УВД.

Симптом - «редукция профессиональных обязанностей» сформирован у 52% опрошенных, «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» у 47%. В стадии формирования такие симптомы «выгорания», как «тревога и депрессия» - 50%, «психосоматические и психовегетативные нарушения» - 35,7%. Интегральные показатели «выгорания» «резистенция» в доминирующей фазе у 44,3%, «напряжение» и показатель «истощение» в фазе формирования у 53%.

Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что проблема «выгорания» сотрудников УВД актуальна, только у 16% не выявлен синдром «выгорания», но у 95% опрошенных в сформированной стадии находятся те или иные симптомы «выгорания». У 66% работников правоохранительных органов, принявших участие в исследовании «выгорание» находится в стадии формирования, что говорит о необходимости профилактики и психокоррекции их эмоционального и психического состояния.

При сопоставлении особенностей демографических характеристик в разных стадиях «выгорания», нами были выявлены такие закономерности (см. Приложение 2):

Сформированный синдром «эмоционального выгорания» свойственен в большей степени группе в возрасте от 21 до 36 лет (84,6%), «выгорание» отсутствует у 63,6% в возрастной группе от 36 до 55лет. Этот факт можно объяснить тем, что у специалиста в зрелом возрасте уже пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии, определены конкретные цели, сформированы профессиональные интересы, выработаны механизмы профессионального самосохранения. Таким образом, можно сделать вывод, что у молодых специалистов на службе в правоохранительных органах больше риск возникновения эмоционального «выгорания».

В группах сотрудников УВД, имеющих семью и неженатых, нет явных различий по уровням эмоционального «выгорания». Семья, скорее всего, должна выступать в качестве фактора, снижающего влияние различных профессиональных стрессов, т.к. выполняет рекреационную и психотерапевтическую функцию, связанную с психологической поддержкой членов семьи. Но деструктивная семья, может стать стрессовым фактором, причиной усугубления синдрома эмоционального «выгорания». Постоянные перегрузки вызывают переутомление и в результате снижаются защитные механизмы в борьбе против «выгорания». Следовательно, можно сделать вывод, что сам факт наличия семьи не снижает риск развития «выгорания». Более важным показателем, скорее всего, является удовлетворенность семейными отношениями.

Эмоциональное «выгорание» в фазе формирования свойственно в большей степени сотрудникам со средним (10,9%) и среднетехническим образованием (58,7%). В группе сотрудников с высшим образованием выявлено меньшее количество случаев эмоционального «выгорания»: синдром эмоционального «выгорания» отсутствует у 53,8 % работников органов ВД, имеющих высшее образование. Наличие высшего образования, на наш взгляд, снижает риск возникновения «выгорания», так как высокая профессиональная подготовка дает сотруднику широкий спектр вариантов, способов и приемов решения профессиональных задач и проблем, возникающих в процессе работы. Тем самым снижается неудовлетворенность собой, тревога и депрессия, вызванная недостатком профессиональных знаний и умений. Высшее образование расширяет кругозор сотрудника УВД в области юридической психологии, медицины, и др. наук и позволяет адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию, находить эффективные пути преодоления «выгорания», использовать приемы профессионального самосохранения. Таким образом, можно сделать вывод, что высшее образование является фактором, предотвращающим возникновение у работников правоохранительных органов синдрома эмоционального «выгорания».

При сопоставлении степени удовлетворенности опрошенных различными организационными факторами профессиональной деятельности в группах с разным уровнем «выгорания» получены следующие выводы (см. Приложение 3):

В группу с отсутствием «выгорания» вошли сотрудники УВД, удовлетворенные условиями труда (45,5%), а в группу с высоким показателем «выгорания» те, кто неудовлетворен условиями труда (7,6%). Можно сделать вывод, что неблагоприятные условия труда повышают риск развития выгорания, а благоприятные являются фактором, ослабляющим влияние профессиональных стрессов.

В группе с отсутствием синдрома почти в равной степени представлены сотрудники как удовлетворенные зарплатой, так и неудовлетворенные. Таким образом, можно сделать вывод о том, что удовлетворенность размером заработной платы не влияет на возникновение «выгорания».

Большинство работников правоохранительных органов, удовлетворенных возможностью повышения квалификации, составили группу специалистов с отсутствием синдрома «эмоционального выгорания» (54,5%). Мы объясняем это тем, что компетентность сотрудника, умение быстро и эффективно решать проблемы - фактор профессионального самосохранения. Поэтому важно повышать свое мастерство и квалификацию посредством самообразования в ходе практической деятельности, заимствования опыта у коллег, различными формами краткосрочной учебы и переподготовки. Следовательно, высокая возможность повышения квалификации снижает риск развития «выгорания».

Степень удовлетворенности разнообразием выполняемых работ влияет на возможность развития «выгорания». Чем выше удовлетворенность разнообразием выполняемых работ, тем выше риск развития «выгорания». Из общего числа 30,7% удовлетворенны разнообразием выполняемых работ, но они вошли в группу с высокими показателями «выгорания». Это может быть связано с тем, что чрезмерное разнообразие функций, в зависимости от ситуации могут стать стрессовым фактором, вызывающим «выгорание». Таким образом, слишком высокое разнообразие работ может стать фактором, повышающим риск возникновения эмоционального выгорания.

Если сотрудник УВД расценивает свою работу как престижную, это снижает риск возникновения «выгорания». 45,5% опрошенных, считающих свою профессию престижной, относятся к группе с отсутствующим синдромом «выгорания». Следовательно, осознание своей работы как престижной снижает риск возникновения «выгорания».

Особое место в рабочей ситуации занимают контакты с коллегами и руководством. Поскольку в основе профессионального «выгорания» лежат проблемы общения, взаимодействие с коллегами может стать дополнительным источником эмоционального стресса, а значит и источником «выгорания».

Важным фактором развития выгорания являются отношения с непосредственным командиром. В группе специалистов, у которых отсутствует синдром эмоционального «выгорания», 63,6% - удовлетворенных отношениями с командованием. В группе специалистов со сложившимся синдромом нет полностью удовлетворенных отношениями с руководством. Скорее неудовлетворенны, чем удовлетворены отношениями с командованием 46,1% респондентов. Из этого можно сделать вывод, что напряженные отношения с руководством повышают риск развития «выгорания».

Удовлетворены отношениями в коллективе - 54,1% сотрудников, скорее удовлетворенны, чем не удовлетворенны -27,0% работников, у которых не выявлен синдром «выгорания», а 46,7% неудовлетворенных, относятся к группе с высоким «эмоциональным выгоранием». Неблагоприятные отношения в коллективе являются фактором развития таких симптомов «выгорания», как истощение и деперсонализация. Таким образом, чем больше удовлетворены опрошенные отношениями в коллективе, тем меньше у них риск возникновения эмоционального «выгорания».

Сотрудники УВД, неудовлетворенные организацией работы, относятся к группе с высоким «выгоранием» (76,9%). У 45,4% удовлетворенных организацией работы, отсутствует «выгорание». Организация работы, которая не удовлетворяет сотрудника, является фактором стресса, который увеличивает риск развития эмоционального «выгорания».

Феномен «эмоционального выгорания» вызван интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью, поэтому нам было важно оценить то, как интенсивность эмоциональных, когнитивных, физических нагрузок влияет на развитие «выгорания».

Влияние интенсивности физических, интеллектуальных нагрузок на развитие синдрома эмоционального «выгорания» мы рассмотрели при помощи сопоставления результатов анкетирования с результатами по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания». Анализ данных позволил сделать следующие выводы (см. Приложение 4).

Те работники правоохранительных органов, которые часто испытывают физические нагрузки, в меньшей степени подвержены «выгоранию». Среди тех сотрудников, которые всегда испытывают психо-эмоциональные нагрузки в процессе работы (69,2%) имеют сложившийся синдромом «выгорания». У тех, кто никогда не испытывал психо-эмоциональных нагрузок (72,7%) - отсутствует «выгорания». Следовательно, можно сделать вывод, что чем чаще в профессиональной деятельности сотрудник УВД испытывает психоэмоциональные нагрузки, тем выше у него риск возникновения синдрома эмоционального «выгорания».

Однако чем меньше в своей профессиональной деятельности работники органов правопорядка испытывают физические нагрузки, тем реже они испытывают личную отстраненность и неудовлетворенность собой. У сотрудников, которые чаще испытывают психоэмоциональные нагрузки выше показатель «резистенция», и такие симптомы «выгорания»: психосоматические нарушения, неудовлетворенность собой, расширение сферы экономии эмоций, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.

Анализ достоверных различий между группами показал, что истощение и неудовлетворенность собой в большей степени свойственны тем сотрудникам УВД, которые всегда испытывают интеллектуальные нагрузки, чем тем, которые никогда их не испытывают.

Для определения места локализации локуса контроля, «интернальности - экстернальности» работников правоохранительных органов, нами была использована методика «Опросник определения уровня субъективного контроля», результаты которой представлены в таблице (см. Таблицу 2.). Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы.

В группе сотрудников с высокими показателями по синдрому эмоционального выгорания преобладают лица с низкими показателями «интернальности» по таким шкалам, как общая интернальность (3,6), интернальность в области неудач (3,0), по шкале интернальности в области производственных отношений (2,7). Показатели по этим шкалам значительно выше у сотрудников с отсутствием синдрома эмоционального «выгорания»: общая интернальность (5,3), интернальность в области неудач (7,1), интернальности в области производственных отношений (7,3). Показатели «интернальности» у группы опрошенных с «выгоранием» в стадии формирования приближены к группе со сложившимся синдромом по таким шкалам, как интернальность в области достижений, интернальности в области неудач, интернальности в области семейных отношений, по шкале интернальности в межличностных отношениях. Показатели интернальности в области здоровья приблизительно одинаковы в группах с разной степенью «выгорания».

Таблица 2

Усредненные показатели уровня интернальности у социальнах работников с разной степенью эмоционального «выгорания»

Шкалы интернальности

Отсутствие

«выгорания»

«Выгорание» в стадии

формирования

Сложившийся синдром

«выгорания»

ОИ

5,3

4,6

3,6

ОД

6

4.8

4,6

ОН

7,1

3,9

3,0

ОС

6,9

5

4,2

ОП

7,3

4,7

2,7

ОМ

6

4,8

5,5

ОЗ

6,1

5,7

5,6

Более подробная картина распределения показателей интернальности по группам сотрудников УВД с разной степенью «выгорания» представлена на рисунке 1 (см. Приложение 5).

Результаты, представленные в диаграмме, позволяют утверждать, что в группе работников правоохранительных органов с высоким эмоциональным «выгоранием» показатели интернальности значительно ниже показателей интернальности у сотрудников с отсутствием синдрома «выгорания».

Таким образом, интернальность можно рассматривать как показатель зрелости личности, т.е. ее готовностью принимать решения в различных сферах жизнедеятельности и нести за них ответственность, не уповая на случай или судьбу, контролировать свое поведение и чувства. Интернальность - это готовности человека брать на себя или отдавать внешним обстоятельствам ответственность за все происходящее в жизни, это готовность находить выход в безвыходных ситуациях - вообще считается основным фактором, помогающим человеку выжить. Она не зависит от возраста, но всегда характерна для личностно зрелых людей.

Это значит, что одним из существенных факторов, преграждающих усугубление “синдрома выгорания”, является принятие личной ответственности за свою работу. Если сотрудник УВД из-за неудач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и безнадежности лишь увеличивается. Ответственность может быть перенесена вовне различными способами. Такая пассивная позиция работника правоохранительных органов заставляет его капитулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что способствует возникновению эмоционального «выгорания».

Следовательно, можно сделать вывод о том, что развитие синдрома эмоционального «выгорания» зависит от того, к какому типу локализации контроля над значимыми событиями относится сотрудник УВД. Работники с экстернальным локусом контроля в большей степени подвержены феномену «выгорания», чем с интернальным локусом. Риск развития эмоционального «выгорания» повышается при низких показателях по таким шкалам как общая интернальность, интернальность в области неудач, по шкале интернальности в области производственных отношений.

При помощи статистического анализа выявлены достоверные различия между группой с отсутствием «выгорания» и группой испытуемых со сложившимся синдромом «выгорания» по таким шкалам интернальности как интернальность в области неудач, интернальности в области производственных отношений, интернальность в области семейных отношений. В группах с синдромом «выгорания» в фазе формирования и сложившимся синдромом, достоверных различий не выявлено.

Таким образом, результаты статистического анализа (достоверные различия в группах) подтверждают сделанные нами выводы

Анализ результатов по методике измерения мотива цели достижения показал (см. Таблицу 3), что большинство опрошенных не имеют четко выраженного, доминирующего мотива. (55,7%), у 24,3% -доминирует мотив стремления к успеху, у20% - мотив избегания неудачи.

Таблица 3

Среднегрупповые показатели мотивации в разных стадиях «выгорания»

Преобладающий мотив

Отсутствие «выгорания»

«Выгорание» в фазе формирования

Сформировавшийся синдром «выгорания»

мотив стремления к успеху

63,6%

19,6%

7,6%

Отсутствует устойчивый мотив

27,3%

65,2%

46,2%

мотив избегания неудачи

9,1%

15,2%

46,2%

Мы считаем, что у сотрудников УВД с высокой степенью «выгорания» преобладает мотив избегания неудачи, вследствие того, что такие работники постоянно испытывают стресс, тревогу, вызванные ощущениями собственной несостоятельности, страхом перед активными действиями из-за боязни потерпеть неудачу, провал. Эти ощущения и чувства «подпитывают» развивающийся синдром эмоционального «выгорания». Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что мотив избегания неудачи (46,2%) является мотивом, свойственным профессионалам с высоким риском возникновения «эмоционального выгорания», наличие мотива стремления к успеху (63,6%) - снижает риск «выгорания».

Наши выводы подтверждаются результатами статистического анализа, при помощи которого нами были выявлены достоверные различия в мотивации работников правоохранительных органов в группах с разными показателями «выгорания». Группе опрошенных с отсутствием «выгорания» свойственен мотив достижения успеха, а группе со сложившимся синдромом «выгорания» - мотив избегания неудачи. При сравнивании других групп, достоверных различий не обнаружено.

Для исследования черт личности испытуемых, нами была использована методика Р.Кеттелла. Полученные данные были сопоставлены с разными группами «выгорания», в результате чего мы получили следующие результаты (см.Таблицу 4, Приложение 6, рис.2,):

Таблица 4

Среднегрупповые показатели по шкалам опросника Р. Кеттелла у социальных работников с разной степенью эмоционального «выгорания»

Отсутствие

«выгорания»

Выгорание» в фазе формирования

Сформировавшийся синдром

«выгорания»

A

4,0

6,1

6,5

B

5,0

4,5

5,0

C

5,5

5,2

4,5

E

3,0

4,7

5,5

F

3,0

5,4

5,8

G

6,5

6,9

7,3

H

3,5

5,3

6,0

I

4,0

5,7

6,3

L

3,0

4,4

5,2

M

3,5

3,8

4,3

N

6,5

6,8

6,3

O

4,5

6,0

5,8

Q1

5,5

5,1

4,2

Q2

6,5

6,1

4,0

Q3

6,5

6,1

6,5

Q4

5,0

5,4

5,8

SD

5,0

5,7

7,3

Испытуемые с высоким уровнем «выгорания» имеют более высокий показатель по фактору А, который описывает особенности динамики эмоциональных переживаний. При высоких показателях по фактору А человек в большей степени подвержен аффективным переживаниям. Следовательно, можно сделать вывод, что у сотрудников УВД со сложившимся синдромом «эмоционального выгорания» могут преобладать яркие и бурные эмоции. Такие люди живо откликаются на любые происходящие события, настроение в течение дня у них сильно колеблется, агрессия выразительная, эмоциональные переживания бурные. Быстрота возникновения «выгорания» зависит от личностных особенностей. Необщительные, застенчивые, эмоционально неустойчивые люди, импульсивные и нетерпеливые, с меньшей самодостаточностью, высокой эмпатией и реактивностью более склонны к развитию «выгорания».

Эмоциональная устойчивость как способность сохранять оптимальные показатели деятельности при влиянии эмоциогенных факторов также во многом зависит от особенностей самооценки (неадекватная самооценка продуцирует снижение эмоциональной устойчивости). Она тесно связана и с тревожностью - свойством, существенно обусловленным биологически. Чем выше показатели по фактору А, тем сильнее выражены симптомы «выгорания» - тревога, редукция профессиональных обязанностей и деперсонализация.

Для группы опрошенных с отсутствующим синдромом «выгорания» характерны противоположные черты. Эти люди холодны, жестки, формальны в контактах. Они не интересуются жизнью окружающих, чуждаются людей. Они стараются работать одни, избегают коллективных мероприятий.

«Выгорают» активные в общении люди, принимающие все близко сердцу, выкладывающиеся полностью, желая помочь людям.

Показатели по фактору С ниже у сотрудников с высоким уровнем «выгорания». Низкие оценки по фактору С свидетельствуют о эмоциональной неустойчивости, эмоциональной незрелости, что и способствует развитию «выгорания». Такие лица в меньшей степени контролируют свои эмоции, внутренне они чувствуют себя беспомощными, усталыми и не способными справится с жизненными трудностями. Они легко раздражаются событиями и людьми. Им присущи невротические реакции в форме психосоматических нарушений. Чем больше показатели по фактору С, тем меньше выражен симптом психосоматические и психовегетативные нарушения.

Фактор Е (доминантность - конформность) имеет средние показатели у испытуемых с высоким «выгоранием». Отсутствие «выгорания» характерно для группы с низкими показателями по фактору Е, что свидетельствует о том, что конформные работники правоохранительных органов, не имеющие своей точки зрения менее подвержены синдрому эмоционального «выгорания», чем те, кто самостоятелен, доминантен.

«Выгорающие» сотрудники действуют энергично, агрессивно отстаивают свои права, не боятся условностей и авторитетов. Мы считаем, что это происходит за счет того, что такие работники чаще попадают в конфликтные ситуации, несут большую ответственность за свои смелые поступки.

В группе опрошенных с высоким «выгоранием» высокий показатель по фактору G, следовательно, сотрудники, подверженные в большей степени «выгоранию» отличаются чувством чрезмерной ответственности, обязательности, добросовестности, стойкостью моральных принципов.

Фактор I также выше у лиц, со сложившимся «выгоранием», что свидетельствует их сентиментальности, мягкосердечии. Тех специалистов, кто имеет низкие показатели «выгорания» можно охарактеризовать как мужественных, суровых, практичных, реалистичных.

У лиц, с отсутствием выгорания, ниже показатели по фактору L. Такие люди доверчивые, бескорыстные, покладистые, терпимые. Они легко прощают и понимают, уступчивые, уживчивы в коллективе, веселы.

По фактору О (гипотомия - гипертимия) выше показатели у лиц с высоким «выгоранием», такие люди печальны, грустны, беспокойны, озабочены, ранимы, впечатлительны, обязательны, чувствительны к замечаниям и порицаниям, ипохондричны.

Показатель по фактору Q2 ниже у «выгорающих» сотрудников, следовательно, выгоранию в большей степени подвержены люди несамостоятельные, зависимые, привязанные к группе.

Фактор Q4 (фрустрированность и напряженность) выше у работников правоохранительных органов со сложившимся синдромом эмоционального выгорания. Они более беспокойны, возбуждены и неустойчивы, агрессивны, им в большей степени свойственны раздражительность и нетерпеливость. Психологически профессиональное выгорание начинает проявляться в постепенном развитии негативных установок в отношении себя, работы, тех, с кем приходится работать. Контакты с ними становятся более «бездушными», «обезличенными», иногда формальными.

Возникающие негативные или жесткие установки по отношению к людям могут иметь скрытый характер и поначалу проявляться во внутреннем раздражении, чувстве неприязни, которое сдерживается, но постепенно могут возникать и эмоциональные вспышки, прорывающееся раздражение, несдержанность или открытые конфликтные столкновения.

Важное проявление профессионального «выгорания» -- это постепенно нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощущения ценности своей деятельности. Замечая за собой негативные чувства или проявления, человек винит себя, у него снижается как профессиональная, так и личная самооценка. Он начинает переживать чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе, а возможно, и утрату прежде значимых для него жизненных ценностей.

Следовательно, можно сделать вывод, что особенности личности и организационные факторы влияют на развитие синдрома эмоционального выгорания.

2.3Методы психогигиены и психопрофилактики синдрома эмоционального «выгорания»

Профилактика и преодоление профессиональной деструкции работников органов правопорядка. Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации. Одной из задач такой профилактики является блокирование и сглаживание трех групп указанных факторов, способствующих развитию профессиональной деформации.

Работа по профилактике профессиональной деформации включает в себя меры как психологического, так и непсихологического (организационно-управленческого, воспитательного) характера.

К частным задачам, решаемым в процессе профилактики профессиональной деформации работников органов правопорядка следует отнести:

· выработку у сотрудников профессионального иммунитета и высокой культуры в работе;

· развитие нравственно-психологической устойчивости и деловой направленности у всех работников органов правопорядка;

· формирование у работников установки на следование в работе кодексу профессиональной чести;

· совершенствование стиля и методов управления персоналом;

· формирование оптимального морально-психологического климата в службах и подразделениях органов правопорядка.

Психогигиена -- это отрасль психологии и гигиены, изучающая факторы и условия окружающей сил образ жизни, благотворно влияющие на психическое развитие психическое состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.

Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие.

Предупреждение болезненных психических реакций сотрудника УВД в процессе профессионального общения - серьезная задача психогигиены.

Важное значение имеют такие психоаналитические качества, как самоконтроль, самооценка, а также стрессоустойчивые качества, физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Чрезвычайно важным для работника органов правопорядка является навык самообладания, который рассматривается в психологии как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Следует подчеркнуть, что самообладание - это не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. В связи с тем, что сотрудникам УВД часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо специально развивать в себе способности и навыки самообладания.

Профессиональная помощь при «эмоциональном сгорании», по мнению К. Кондо, может осуществляться с помощью двух видов терапии: работе с лицами, подверженными «сгоранию», и смягчение действия организационного фактора.

Важнейшим принципом предотвращения синдрома «сгорания» является соблюдение требований психогигиены самим сотрудником органов.

Основные задачи психогигиены профессиональной деятельности - разработка и осуществление совокупности мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья профессионала Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1999. С. 76-97..

Для кадров УВД, как и для персонала других сфер деятельности, важнейшими «требуемыми свойствами» являются здоровье (физическое и психическое), компетентность и профессионализм.

Поэтому на практике для поддержания и укрепления здоровья персонала используются (хотя явно не в достаточной мере) индивидуальные, групповые, коллективные системы. Например, психологические приемы самозащиты в ситуациях «негативного общения»; комнаты и методики релаксации, психологической разгрузки; индивидуальная и групповая психотерапия; периодические медицинские осмотры и оказание врачебной помощи; предоставление путевок по льготным ценам в санатории, дома отдыха, пансионаты; занятия физкультурой и др. Психологические основы профилактики перенапряжения/ Моцкин Ю.В., Киколов А.И., Тихоревский В.И. - М,1987.

Главными направлениями, предотвращающими «выгорание» сотрудников УВД являются:

- развития знаний, навыков и умений.

- улучшения условий труда и отдыха.

- развития содержания труда.

- развития средств труда.

- развития мотивации.

- изменения оплаты труда.

- система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня.

-система улучшения психологического климата в коллективе.

Как весьма значимую и болевую проблему расценили опрошенные проблему психологической разгрузки, снятия напряжения. На них ежедневно буквально обрушивается негативная, «черная информация», злоба, ненависть и др. Кочунас Р. Основы психологического консультирования.- М.: Академический прокект, 1999.- 240с.

Психологический профессиональный отбор имеет большое психогигиеническое значение в работах связанных со сложными условиями (риск, длительная изоляция, замкнутость пространства, тяжёлые климатические условия). Но психотравмирующие факторы, которые могут привести к невротизации, имеются и в обычных широко распространённых профессиях, где отбор практически не проводится - это врачи, учителя и психологи, чей труд требует профессионально значимые качества. Немногие люди испытывают желание лицом к лицу сталкиваться с проблемами и несчастьем других.

В задачи психогигиены входит изучение и предотвращение воздействия психотравмирующих факторов, связанных с особенностями деятельности сотрудника УВД. Существует также немало конкретных способов преградить путь «синдрому сгорания» Кочунас Р. Основы психологического консультирования.- М.: Академический проект, 1999.- 240с..

· поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;

· удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс,

· стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности,

· способность к самооценке без упования только на уважение окружающих,

· открытость новому опыту,

· умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни,

· чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;

· участие в учениях, семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;

· периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;

· участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с работой,

· хобби, доставляющее удовольствие.

Итак, чтобы избежать «синдрома сгорания», сотрудник правоохранительных органов должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще - живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным сотрудников УВД.

Профессионализация - целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора и принятия будущей профессии и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность. В литературе рассматриваются различные аспекты профессионального становления личности. Особое внимание уделяется также разработке методов и приемов преодоления профессиональных деструкции и кризисных ситуаций, которые неизбежны в профессиональном становлении.

Обязательным условием профессионального развития личности является осознание ею приемов профессионального самосохранения, которое рассматривается, как способность личности противостоять негативно складывающейся социально-профессиональной ситуации, максимально актуализировать профессионально-психологический потенциал (в условиях дестабилизации профессиональной жизни), противостоять профессионально обусловленным кризисам, стагнации, деформациям, а также готовность к профессиональному самоизменению.

В работах исследователей по созданию программ профессионального самосохранения, ориентирующихся на гуманистический подход в психологии, опираются на теорию самоактуализации и самореализации личности А. Маслоу, предложены следующие приемы профессионального самосохранения Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя// Вопросы психологи.-1994.- №6.-стр. 34-56..

1. Реализация намеченного профессионального плана (сценария профессиональной жизни).

2.Преодоление дезинтегрированного сознания (то есть вытеснение так называемых "мотивов ложной самоактуализации", которые порождают несбыточные цели, мечты в ущерб стабильной целостности человека).

3.Активная позиция в профессиональной жизни.

4.Готовность к постоянному самоизменению, лабильность установок.

5.Знание собственной индивидуальности и использование ее в профессиональной жизни.

6. Освоение индивидуальной системы адекватных средств преодоления негативных состояний.

7. Противодействие профессиональному старению.

Особое внимание уделяется приему самосохранения, обозначенному как реализация намеченного профессионального плана. Личный профессиональный план является важным регулятором профессионализации личности, обобщая ее представления о целях и перспективах профессиональной деятельности, основных этапах, путях и средствах ее достижения, возможных препятствиях и способах их преодоления. Наличие четкой и осознанной жизненной перспективы дает человеку мощные стимулы к творчеству, рождает оптимистическое мироощущение, формирует интерес к будущему как полю самореализации. В работе по формированию личностно- и социально-значимых стратегий профессиональной деятельности большое значение имеет использование биографического метода, побуждающего человека к анализу своей жизни, деятельности, планов на будущее, позволяющего корректировать жизненную программу.

Главной профилактической мерой профессиональных деструкций личности должны быть постоянный творческий момент в деятельности, расширение вариантов профессиональных задач, разнообразие круга общения. Во время профессионального обучения необходимо создавать как бы дополнительную степень свободы, не замыкаясь в узких рамках предстоящих профессиональных заданий. Необходимо отметить, что существенные профессиональные деформации отрицательно сказываются не только на других сферах жизни, но и на самой профессиональной деятельности, снижая ее эффективность. Основными способами защиты от деформации являются:

а) рост осознания - через увеличение информации о собственной личности и стоящих перед ней профессиональных проблемах;

б) переоценка собственной личности и своего профессионального статуса - через оценку того, что сотрудник правоохранительных органов думает о себе и своей профессии применительно к данной проблемной ситуации;

в) трансформация когнитивных компонентов коммуникативных установок - через информационно-мотивационное осмысление значимости - коммуникаций в системе повышения квалификации и переподготовки кадров в системе УВД;

г) самоосвобождение от когнитивных стереотипов - через презентацию смысла коммуникативной активности;

д) освоение новых навыков коммуникативного действия в роли обучающегося через специальный коммуникативно-игровой тренинг Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-1996.-№1.- стр7-13.;

Целесообразность работ этого направления очевидна в связи с важной ролью личности в профессиональной деятельности. Особого внимания требуют молодые работники, у которых наряду с высоким уровнем профессиональных способностей не сформированы некоторые важные для деятельности личностные черты.

Особое внимание нужно обратить на формирование защитных механизмов у каждого работника правоохранительных органов. Как правило, это удается сделать только с помощью серии тренинговых групп, проводимых специалистом в области групповой психотерапии. Основные защитные механизмы формируются при осознании и принятии целей, методов, своей роли (и ее границ). Каждый должен ответить на вопрос: "Что я делаю?", "Кто я такой?", "Зачем я помогаю?", "Как?"

Умение справляться с собственными негативными переживаниями, с агрессией, чувством брезгливости, раздражительностью: умение не реагировать эмоционально на открытую провокацию со стороны правонарушителей, не принимать ее на свой счет - это способности, помогающие предотвратить «выгорание».

Есть еще один важный фактор, провоцирующий «выгорание» - фактор отсутствия положительного подкрепления.

Снизить действие этого фактора, наверное, может только общественное признание, выраженное более или менее конкретно - повышение престижа этого рода деятельности, больше статей, передач по радио и телевидению, посвященных сотрудникам правоохранительных служб, специфике их работы, достижениям.

Следует подчеркнуть, что личность развивается не только под воздействием внешнего мира. Большую роль играют тенденции саморазвития, когда свойства личности формируются исходя из потребностей самой личности, направленных на достижение определенного уровня самореализации. В этом смысле; особенно важным является признание личностного своеобразия каждого профессионала и его права на самостоятельный поиск своего профессионального пути.

Изучив, различные подходы к методам профилактики эмоционального «выгорания», мы можем сделать следующие выводы:

Психогигиена сотрудника УВД обеспечивается его толерантностью к синдрому «сгорания». Правозащитный работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам, избегать возможных отклонений в собственных оценках и действиях.

Поэтому важнейшей задачей органов управления, в ведении которых находятся правоохранительные службы и учебные центры, осуществляющих подготовку и переподготовку сотрудников УВД, является сохранение здоровья работников, профилактика их профессиональных заболеваний, проведение консультаций относительно профессиональных рисков в работе.

Важно повышать психологическую культуру сотрудников УВД и проводить психологические тренинги, консультации с ними. Работники должны хорошо представлять себе свои профессиональные возможности и ограничения, постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал. В любом случае формирование личностных качеств целесообразно начинать на ранних этапах профессионального обучения.

В связи с этим необходимо изучать специфику деятельности сотрудников УВД. А так же личностно-профессиональные особенности работников правоохранительных органов и факторы, влияющие на развитие синдрома «выгорания», связанных с его профессиональной деятельностью. Необходимо целенаправленно формировать значимые для деятельности свойства личности, а при необходимости одновременно проводить психологическую работу по предотвращению профессиональных стрессов.

ВЫВОДЫ

Любая профессия инициирует образование профессиональных деструкций личности. Наиболее уязвимы социономические профессии типа «человек - человек». Характер, степень выраженности профессиональных деформаций зависят от характера, содержания деятельности, престижа профессии, стажа работы и индивидуально-психологических особенностей личности.

Среди работников правоохранительных органов часто встречаются следующие деформации: авторитарность, агрессивность, консерватизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер, эмоциональная индифферентность.

С увеличением стажа работы начинает сказываться синдром «эмоционального сгорания», что приводит к появлению эмоционального истощения, усталости и тревожности. Происходит деформация эмоциональной сферы личности. Психологический дискомфорт провоцирует болезни и снижает удовлетворенность профессиональной деятельностью.

Профессиональные деформации - это разновидность профзаболеваний, они неизбежны. Проблема заключается в их профилактике и технологиях преодоления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специфика правоохранительной деятельности, в том числе необходимость вступать во взаимодействие с правонарушителями, нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность. При отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости часто наблюдается развитие его профессиональной деструкции.

Профессиональная деструкция представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств работника органа правопорядка под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды.

Профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней среде деятельности (общение с правонарушителями, решение задач применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношение с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.).

Профессиональная деструкция проявляется негативными изменениями в профессиональной деятельности и в поведении. Однозначно связывается обсуждаемое явление с негативными изменениями социально-психологической структуры личности. Например, меняются стереотипы поведения, профессиональные привычки, стиль общения и навыки, которые затрудняют успешное осуществление профессиональной деятельности. Проявлениями профессиональной деформации при этом могут быть формальное отношение к выполнению функциональных обязанностей, перенос большей доли специфических профессиональных действий, стереотипов и установок на поведение вне работы и другие. Также профессиональная деформация вызывает нежелательные преобразования и собственно психических характеристик индивида. Речь идет о психических процессах, состояниях, свойствах, качествах, и структуре личности, включая ее сознательные и подсознательные компоненты. Эти преобразования влекут за собой изменения в отрицательную сторону профессиональных возможностей личности и ее склонностей.

Для профилактики профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов, прежде всего, требуется проведение серьезных научных исследований с целью разработки комплекса предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений столь нежелательного и социально опасного явления.

РЕКОМЕНДАЦИИ

В число обязательных задач, которые необходимо решать службе психологического обеспечения в УВД, входят задачи по выявлению, коррекции и профилактике профессиональной деструкции работников УВД. Для этого практическому психологу необходимо:

1) знание психологических механизмов профессиональной деструкции, объективных и субъективных факторов этого процесса;

2) прогнозирование процесса профессиональной деструкции с учетом конкретного профиля службы (следственная деятельность и т.п.) и служебного стажа.

3) выявление деятельностных детерминант профессиональной деформации, связанных с характером служебной деятельности и содержанием задач, которые решаются (наличие властных полномочий, высокая ответственность, регламентированность, экстремальность, противоречивость, конфликтность, противодействия);

4) выявление личностных (индивидуально-психологических) детерминант, которые создают внутренние субъективные условия, первоначально блокирующие или интенсифицирующие внешнее деформирующее влияние. Со временем, аккумулировав в себе такое влияние, эти детерминанты могут преобразоваться во вторичный (после деятельности) источник деформации. Он изнутри подпитывает профессиональную деформацию (даже вне службы). Индивидуально-психологические профессионально важные качества можно разделить на общие (компетентность, принципиальность, дисциплинированность, порядочность, ответственность, самоконтроль, уровень притязаний, рефлексивность, тревожность, эмоциональная уравновешенность и др.) и специальные (морально-волевая надежность, социальная перцепция, стремление к профессиональному совершенствованию и т.п.);

5) учет микросоциальных детерминант, связанных с ближайшим социальным окружением. Оно в себя включает: служебный коллектив и внеслужебную среду (семья, родственники, друзья). Эти два вида социального окружения должны быть проанализированы с точки зрения как положительного, так и деструктивного их влияния на личность работника;

6) исследование профессионально-деформационных проявлений в деятельности и личности работника путем адекватно подобранных методов (наблюдение, беседа, естественный эксперимент, психодиагностические методы, тестирование, анализ процесса и результатов служебной деятельности и т.п.) с соблюдением требований профессиональной этики психолога;

7) лонгитюдный контроль (продленный во времени) процессов профессиональной деформации и т.п. Эти процессы динамичны во времени и имеют развивающе-обратный (регрессивный) характер. Периодичность сбора данных может быть различной (один раз в год, через полгода, четыре месяца) в зависимости от коэффициента деформации (начального, среднего, глубинного);

8) конкретно-практическая сторона профилактики коррекции профессиональной деформации предусматривает комплекс мероприятий в трех взаимосвязанных направлениях: организационно-административном, реабилитационном, психолого-педагогическом.

Задачей первого направления является ослабление деформирующего влияния деятельности путем временного отстранения работника от деятельности, профессионального окружения или их смены. Задача второго направления заключается в обновлении и укреплении физического, психологического, психофизиологического потенциала работника, поддержание его трудоспособности. Задачей третьего направления является формирование и развитие индивидуально-психологических качеств, которые блокируют деформирующее влияние.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика//Психологический журнал. 1985. №6.- стр.107-115.

2.Агапова М.В., 2004. Социально-психологические аспекты социального выгорания и самоактуализация личности. Дисс… канд. психол. наук. Ярославль.

3.Анохин П.К., 1980. Узловые вопросы теории функциональной системы. М., Наука.

4.Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткина А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля// Психологический журнал.-1984.-№3.-стр.3-9.

5.Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»// Вестник МГУ.- сер.14, Психология.- 1995.- №1.- стр.54-58.

6.Безносов С.П., 1997. Профессиональная деформация личности: подходы, концепции, метод. Автореф. Дисс. докт. психол. наук, СПб, с. 30.

7.Блазер А., Хайм Э., Рингер Х., Томмен М.. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход. - М.:Независимая фирма «Класс», 1998.

8.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.-М.:Наука,1996.-154с.

9.Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты. Авт. дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук - М.: Академия управления МВД России,1998, с.20-21).

10.Буданов А. В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. - М., 1992.

11.Васильев И.А., Магомед-Эминов М.М. Мотивация и контроль действий.- М,1991.- 68 с.

12.Володкович В.Л., 2007. Жизнь иллюзий. Личное сообщение.

13.Гордиенко Ш.А., 2006. Психолого-педагогическая подготовка к выполнению оперативно-служебных задач в экстремальных условиях// Психопедагогика в правоохранительных органах. № 1 (25), с. 40-42.

14.Грачев С.Г., 2006. Особенности социально-психологический деформации личности сотрудников органов внутренних дел, принимавших участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона// Вопросы психологии экстремальных ситуаций, 2006, № 4, с. 25-29.

15.Гришина Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997. С. 143-156.

16.Демина А.Д., Кайгородова Н.З., Супрун А.П. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения.- Барнаул,1993.-236с.

17.Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность// Социальная работа.- 1992.- №2.- стр. 54-67.

18.Зимняя И.А. Функционально-ролевой аппарат и методы социальной работы// Российский журнал социальной работы.- М.-1996.

19.Зеер Э.Ф. Психология становления личности инженера-педагога. Свердловск, 1987.

20.Зеер Э. Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1997.

21.Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992.

22.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. -СПб.:Питер,2000,-512 с.

23.Канардов И. Сгореть на работе реально // http://enpsy.ru/publications/firework.htm.

24.Китаев-Смык. Л.А., 1989. Стресс и психологическая экология//Природа, 7, 98-105.

25.Климов Е.А. Психология профессионала. М. - Воронеж, 1996.

26.Клищевская M.B., Солнцева Г.Н. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, №4, 1999.

27.Кузьмина Н.В. Физиология и психология труда. Научные основы оценки тяжести и напряженности труда.- Саратов,1984.-220с.

28.Константинов А.Е., 2005. Акмеологические условия саморегуляции отрицательных психологических состояний государственных служащих в особых условиях деятельности. Дисс… канд. психол. наук. М.

29.Кочунас Р. Основы психологического консультирования.- М.: Академический прокект, 1999.- 240с.

30.Крапивина О.В., Косырев В.Н. Синдром эмоционального сгорания у пенитенциарных служащих.// Вестник ТГУ. Сер. гуманитарные науки. Вып.1 (29). Тамбов, 2003. С. 36 - 47.

31.Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-2001.- №11.- стр.2-16.

32.Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП. 1995. Вып.1.

33.Макаревич Р.А. Влияние психологической напряженности на процесс общения учителя с учащимися//Психология учителя.-М, 1989.- стр. 45-67.

34.Маркова А.К. Психология профессионализма.- М, 1996.

35.Мей Р. Искусство психологического консультирования.- М, 1994.

36.Наенко Н.И. Психическая напряженность.- М, 1976.

37.Ожегов. Словарь русского языка.-М,1984.

38.Опросник уровня субъективного контроля.-М.: Смысл, 1993.-16стр.

39.Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования//Психологический журнал.- 2001.- №1.-стр.16-21.

40.Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1999. С. 76-97.

41.Орел В.Е. Исследование обвинительной установки как феномена профессиональной деформации //, Психология и практика: Ежегодник Российского-психологического общества. Ярославль, 1998. Т. 4. Вып. 1

42.Орел В.Е., Шемет И.С. Исследование влияния содержания деятельности на удовлетворенность трудом // Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности. Ярославль, 1987. С.109-116.

43.Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 528 с.

44.Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие.-Самара: Изд. Дом «БАХРАХ»,1998.-672стр.

45.Психологические основы профилактики перенапряжения/ Моцкин Ю.В., Киколов А.И., Тихоревский В.И. - М,1987.

46.Психологические проблемы самореализации личности/ Крылова А.А. Коростылева А.А.-СПб.: Изд. С-П ун-та, 1997.-240стр.

47.Психологическое обеспечение профессиональной деятельности/ Боровикова С.А., Водолазскова Т.П.-СПб.: ИздательствоС-П ун-та, 1991.-151стр.

48.Психология. Словарь/ Петровский А.В. Ярошевский М.Г. 2-е издание исправленное и дополненное.-М.: Политиздат, 1990.- 494стр.

49.Реан А.А, Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей//Вопросы психологии 1997г.- №1.- стр.45-49

50.Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М.: Прогресс,1994.- стр. 106-107.

51.Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. - 2002, том 23, №3. - с.85-95.

52.Синдром сгорания. Защитные механизмы.- Меры профилактики//Вестник РАТЭПП.- 1995. -№1.

53.Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости.--2002.-- №7.-- С. 3-9.

54.Солнцева Г.Н. О психологическом содержании понятии риск// Вестник Московского ун-та, серия «Психология».-2000.- №3.-стр45-49.

55.Столяренко А. М.. Прикладная юридическая психология. - М.,2001.

56.Судаков К. Системные механизмы эмоционального стресса. - М.: 1994.

57.Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. - 1998. - № 8. - С. 84-89.

58.Физиологические и психические основы труда.-М.: Политиздат, 1974.- 98с.

59.Физиологические и психологические основы научной организации труда.- М.: НИИ труда, 1970.- 254с.

60.Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя// Вопросы психологи.-1994.- №6.-стр. 34-56.

61.Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-1996.-№1.- стр7-13.

62.Юдин И. А. Синдром профессионального сгорания или негативное влияние профессии и как его избежать

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты