рефераты курсовые

Развитие положительных эмоций у дошкольников

p align="left">Еще одной особенностью эмоционального развития ребенка в этом возрасте является испытываемое им чувство радости в результате хорошо выполненных действий или удачной игры. Малыш учится надевать колготки, снимать кофточку, застегивать пуговички, кнопки. Не простая задача для ребенка, которому чуть больше двух лет. Обучаясь бытовым действиям, он сосредоточен, проявляет настойчивость, упорство. Малыша радует, если он выполнил задуманное. Это ценное чувство, вызванное достигнутым результатом, необходимо поддерживать, похвалите, обратите внимание на его умелость, расскажите пришедшему с работы папе, порадуйтесь вместе. Положительные эмоции, предвкушение и ожидание похвалы станут для ребенка стимулом новых достижений.

Смелее привлекайте сына или дочку к активному участию в процессах одевания, раздевания, умывания, купания, пусть осваивает навыки аккуратной самостоятельной еды. Но происходить все это должно при положительном отношении ребенка к предлагаемым действиям. Заинтересуйте, а не заставляйте насильно, не стыдите, не ругайте. Учите и помогайте.

На третьем году жизни еще многое не получается. Активное участие ребенка в совместных действиях со взрослыми создает стремление повторить эти действия самостоятельно, попробовать свои силы. Если родители постоянно выполняют все за малыша, он остается пассивным наблюдателем. От безделья начинает шалить, вертеться, садиться на пол, капризничать. У него вырабатывается отрицательное отношение к любым требованиям взрослых, не возникает никакого желания что-то делать самому. Лишая ребенка возможности активно заниматься чем - либо, вдоволь двигаться, родители невольно воспитывают пассивность, равнодушие, в то время как наиболее ценным приобретением в области эмоционального развития является чувство радости после завершения начатой работы: достроил домик, сделал ход в песчаной пещере, влез на небольшую лесенку.

Зададим себе и такой вопрос: а есть ли у малышей чувство юмора? Приглядитесь к двух-трех летнему человеку. И вы обнаружите, что ребенок в этом возрасте начинает понимать смешное. Это качество тоже имеет прямое отношение к эмоциональному развитию. Малыш смеется, когда запускают для него волчок или заводную игрушку, когда видит на представлении танцующего медведя в коротенькой юбочке или когда бабушка «не может» найти очки, торчащие из кармана.

Юмор, бывает, переплетается с хитринкой в поведении, сливается с игрой воображения. Мама просит дочку подать салфетку, но девочка отвечает, что салфеток на стол нет, а есть листочки, которые принесла из леса лисичка.

Дети часто нарочно смешат друг друга. Смотрят один на другого и заливаются, словно соревнуясь, - кто громче! Им весело и хорошо вместе!

Смешное они могут увидеть в том, что домашнему коту привязывают бантик на шею, или в том, что папа, изображая медведя, надевает лохматую шубу. Начинают понимать, что это смешно, потому что это не по-настоящему, а понарошку.

Чувство юмора у малолетних детей зависит от уровня умственного развития. К 3-м годам могут развеселиться, услышав веселую потешку с забавным для них сочетанием звуков, с восторгом станут повторять эти слоги благодаря отличной памяти:

«Раним - рано поутру пастушок: «Ту-ру-ру, ту-ру-ру»,

А коровки вслед ему: «му-му-му, му-му-му».

Но ребятишки могут смеяться и увидев трепещущую бабочку с оборванным крылом. В подобных случаях слово за родителями. Они обязаны объяснить, что это жестоко.

Как и многие качества личности, чувство юмора воспитывается с раннего детства!. Игра для дошкольников является не только ведущим, но и наиболее насыщенным переживаниями видом деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми. Дошкольник в 4-5 лет - это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания прежде всего тесно связаны с отношениями в кругу близких. Поэтому именно от родителей требуется умение говорить с детьми, понимать язык их жестов и эмоций, терпеливо, доступно, но без сюсюканья объяснять суть происходящих явлений, значения слов и поступков, удовлетворяя как можно полнее жажду ребенка в понимании и осознании сложного мира человеческих отношений.

Активно формируются у ребенка нравственно-этические или личностные категории. Различаются понятия "хороший - плохой", "добро - зло", "красивый - некрасивый", "правда - неправда (обман)". Развито чувство стыда, как и отвращения к чему-то гадкому и противному. Ребенок отказывается быть обнаженным среди незнакомых, стремится быть один при отправлении физиологических функций. Достаточно хорошо им понимаются правила поведения, запреты, но не всегда еще достаточен контроль чувств и желаний, что естественно в данном возрасте, так же как и предшествующая развитию чувства вины словесная игра в самообвинение: "я - бессовестный, я - плохой".

Чувства и переживания теперь лучше выражаются словами (вербализируются). "я страдаю", "я обижен". Появляются чувства сопереживания, сочувствия: "мне больно, и тебе больно", жалости и сострадания: "Мама, тебе будет больно за меня и ты будешь переживать".

Родителям необходимо быть искренними в отношениях с детьми, правдивыми в словах и чувствах, выполнять обещания. Все это укрепляет веру детей в искренность отношений. Отсутствие физических наказаний, угроз и жестоких моральных предписаний способно породить чувство доверия к взрослым и их нравственно-этическим ценностям. В этом случае ребенок не будет бояться быть откровенным, рассказывать о своих проступках и делиться своими переживаниями, заботами, неудачами. Другими словами, он будет испытывать чувства безопасности, уверенности и благодарности за отзывчивость взрослых, за умение понять его.

Это в свою очередь формирует у него сочувствие, и здесь важны не столько слова и призывы, сколько реальное, повседневное соответствие взрослых своим требованиям и характеру обращения с детьми. А доверие и сочувствие как раз и являются начальными слагаемыми эмпатии - формирующейся способности сопереживания, сострадания, понимания эмоционального состояния другого человека, его мыслей и чувств. Тем самым создается гуманистическая, человеческая направленность в формировании личности, и основы ее, как мы видим, закладываются в дошкольные годы.

Нельзя забывать, что нравственно-этические понятия и чувства неразрывны с ярко выраженной в эти годы эмоциональностью. Дети непосредственно, активно выражают чувства, легко плачут и быстро успокаиваются, их настроение во многом зависит от обстоятельств, радость не знает границ, печаль безутешна, страх глубок, удивление безмерно, а смех заразителен. Преобладают жизнерадостность и спонтанность в выражении чувств и желаний. Ярко проявляются привязанность, симпатия, как и чувство неприязни, антипатии.

Вместе с тем дети становятся заметно спокойнее, более уступчивыми и терпеливыми, что, однако, не исключает выраженных, всегда психологически мотивированных и кратковременных состояний раздражения, недовольства и гнева. Родители, которые стремятся любыми способами не допустить внешнего выражения отрицательных эмоций, в том числе раздражения и гнева, обиды и недовольства, огорчения и плача, без устали стыдят детей за это, осуждают, а то и наказывают, поступая далеко не лучшим образом. Суть не в том, чтобы одобрять эти эмоции, а в понимании их источников, причин. Если ребенок часто плачет, капризничает, раздражен - это сигнал неблагополучия в каких-то значимых для него сферах отношений со взрослыми. Значит, необходим вдумчивый анализ собственной линии поведения. Здесь не помогут приказной тон, окрик, угроза наказания или обман, попытки бездумно отвлечь, переключить внимание малыша.

Действенно и, главное, положительно для дальнейшего развития будет сочувствие, сопереживание, доверительный контакт, разъяснение и при необходимости - наставление с выражением уверенности в способности самих детей справиться с возникающими трудностями. Тем самым столь чувствительное еще в этом возрасте чувство "я" будет укрепляться, развиваться, а не тормозиться и слабеть.

Повышенная восприимчивость детей наблюдается и к эмоциональному состоянию взрослых, особенно к их возбужденному, раздраженному тону. При отсутствии страха наказания и доверительном контакте возможны замечания детей типа:"Не говори со мной таким голосом". Подобные фразы указывают на развитое чувство собственного достоинства, являющееся одним из самых ценных приобретений "я".

Высокого развития достигает в эти годы воображение как своего рода сплав эмоций и мышления. Фантазии - как проявление воображения - расширяют границы мышления, делают его гибким, способным в дальнейшем творчески решать жизненные задачи.

Привязанность к родителям - важнейший компонент эмоционального развития

Привязанность к родителям - это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего с матерью как наиболее близким лицом. О начальных проявлениях привязанности можно говорить уже к середине первого года жизни, когда возникает беспокойство при временном отсутствии матери (отчетливо это выражается в 7 месяцев) и появлении посторонних (в 8 месяцев). На втором году жизни беспокойство в присутствии посторонних сходит на нет, частично выражаясь смущением и застенчивостью. Беспокойство же при разлуке с матерью сохраняется у девочек до 2,5 лет, у мальчиков до 3,5 лет. В 3 года еще нередко можно услышать сакраментальный вопрос "Где моя мама?" и "Хочу к маме", несмотря на возросший интерес к общению с отцом и сверстниками. Да и мать еще лучше, чем кто-либо, способна успокоить и приласкать.

Некоторые тревожные и властные по характеру матери непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненно заостренную зависимость от себя и своего настроения. Эти матери, как правило, испытывают страх одиночества, изживая его чрезмерной заботой о ребенке. Нередко ему внущается, что чувствовать себя в безопасности он будет только в присутствии матери, а это блокирует нарастающую потребность общения с другими взрослыми и сверстниками. Подобная невротическая привязанность создает налет инфантильности, несамостоятельности, неуверенности в своих силах и возможностях, особенно в новых ситуациях общения, требующих принятия быстрых и связанных с риском решений.

К невротической привязанности приводит и излишняя строгость отца, не воспитывающего, а дрессирующего, требующего беспрекословного подчинения своим непомерно высоким требованиям и наказывающего физически при малейшем непослушании. Эти отцы относятся к детям как к взрослым, забывая об их повышенной потребности в нежности и ласке. Почти всегда в таких семьях существует конфликт по поводу воспитания. Матери, в противовес отцу, стремятся восполнить недостаток эмоционального тепла, во всем уступая ребенку и окружая его избыточной заботой. Подобные крайности родительского отношения не проходят бесследно. В этих случаях дети невротически привязаны к матери, а также отличаются капризностью, неустойчивостью настроения и повышенной возбудимостью. Нередко такие родители согласны скорее давать детям различные успокаивающие лекарства, нежели перестраивать свое отношение друг к другу.

Другая крайность отношения родителей к детям состоит в недостатке эмоциональной заботы - их рано отдают в ясли или перепоручают уход за ними бабушкам, дедушкам или другим родственникам. Что же считать ранним помещением малыша в ясли?

Наблюдения специалистов показывают, что если возраст ребенка не превышает 6 месяцев, то адаптация к яслям проходит безболезненно, поскольку еще нет выраженной привязанности к матери. Но в последующем у ясельного ребенка становится заметно отставание в развитии, так как только в семье возможен необходимый уход, словесный, физический и эмоциональный контакт. Ясельные дети нередко обнаруживают эмоциональную заторможенность и полное отсутствие страхов в дальнейшем, что, впрочем, не является положительным моментом и указывает на снижение эмоциональной чувствительности, а также отзывчивости и сопереживания.

Начиная с 7 месяцев определение малыша в ясли действует на него как психически травмирующий фактор, поскольку ребенок начинает переживать отторжение от матери, к которой он привязан. Наиболее сильной угроза невротизации ребенка будет при отделении его от матери в возрасте от 7 месяцев до 1,5-2 лет, когда проявляется не только беспокойство при разрыве сложившегося стереотипа эмоционального контакта с матерью, но и страх при посторонних, незнакомых взрослых.

Таким образом, по крайней мере до 2 лет нарушение эмоционального контакта с матерью наносит травму чувству привязанности и является невротизирующим фактором в психическом развитии детей. Если же привязанность обеднена эмоционально, если ребенок безразличен к отсутствию матери, то это не признак "крепости" его нервной системы, а знак (симптом) эмоционального нездоровья или недостатка эмоциональной чувствительности в целом. Как правило, это указывает на неправильное отношение матери к ребенку.

После 2 лет привязанность к матери уже не носит такой зависимый характер, уменьшается беспокойство, когда она отсутствует, что обусловлено сформировавшимся чувством "я", а контакты со взрослыми не сопровождаются прежней настороженностью. Все это облегчает помещение ребенка в детский сад. Однако если мать имеет возможность уделять детям достаточно внимания и, главное, стремится к этому, если они не вызывают у нее раздражения и с ними нет противоборства из-за так называемого их упрямства, то целесообразно еще на полгода (у девочек), а то и на год (у мальчиков - из-за их большей привязанности к матери) отложить посещение детского сада. Домашнее воспитание при достаточном общении со сверстниками пока еще более благоприятно для психического развития детей. Не следует спешить до 3-х лет с детским садом при повышенной эмоциональной чувствительности и впечатлительности малышей, их нервной ослабленности и частых соматических (простудных) заболеваниях.

Серьезным препятствием для эмоционального контакта и привязанности между матерью и ее ребенком является недостаточная эмоциональная отзывчивость матери. Чаще всего это проявляется по отношению ко второму ребенку того же пола, что и первый. Эмоционально "перегорая" на первенце, второму она уделяет меньше внимания. Как правило, мать уже физически вымотана и загружена работой. Эмоционально заторможенная из-за невротического состояния, недостаточно общительная и чрезмерно принципиальная по характеру, она воспитывает даже первенца по абстрактным схемам, без учета его реальных нужд и потребностей. Характерны бесконечные нравоучения, морализирование, отсутствие живого, непосредственного контакта с детьми, ласки и нежности. Это создает для ребенка труднопреодолимый эмоциональный барьер в общении с матерью, которая хотя и испытывает чувство любви, но ничего не делает для развития двусторонних эмоциональных отношений.

Не способные быть безучастными, чувствительные дети восполняют недостаток эмоциональности и непосредственности тем, что часто приходят в возбужденное состояние, кричат, плачут и клянчат, словно опасаясь, что про них забудут, что их не выслушают, не поймут, не приласкают. Тем не менее подобное поведение расценивается как капризы, истерики, упрямство. Вместо изменения поведения родители только "закручивают гайки", продолжая не обращать внимания на ухудшающееся эмоциональное состояние детей. Привязанность последних в этих случаях носит болезненно заостренный характер, основанный на поиске, нередко любыми путями, внимания, нежности и любви. Опасность данной ситуации, если она продолжительна, - в компенсаторном развитии самолюбия детей, когда они односторонне начинают любить себя в противовес чувству любви к другим и не способны делиться с кем-либо своими радостями и печалями.

Все, что затрудняет развитие эмоционального контакта детей с родителями, в том числе привязанности, относится и к такой высшей человеческой эмоции, как любовь. Ее предпосылкой является ответное чувство ребенка на проявления нежности и любви матери. И здесь многое зависит от того, какой душевной щедростью и отзывчивостью обладает сама мать, как она способна беззаветно любить, не связывая это с какими-либо принципами и условиями, чувством долга. Если в начале 3-го года жизни при высокой привязанности к матери еще возможны фразы типа: "Я сам люблю себя", т. е. любовь носит эгоцентрический, обращенный на себя характер, то уже в 2,5 года следует признание матери: "Я люблю тебя" и в 3 года: "Ты милее всех на свете".

Ярко проявляется осознанная потребность в нежности и ласке: "Сделай ласковое лицо, не сердись, пожалей меня, поцелуй". Ребенок чувствует любые отклонения в эмоциональном отношении матери: "Вот чудеса, только ты меня любила, а теперь не любишь". Постепенно любовь к матери переходит и на отца, что особенно заметно у девочек. Есть даже пословица: "Дочь в отца -счастлива будет". Счастлива она будет в том случае, если любовь дочери и отца взаимна. Это чувство создаст в дальнейшем более приемлемую модель эмоциональных отношений с представителями другого пола, включая отношения в супружестве. Подобную роль играет любовь сына и матери, если она не омрачена трениями и угрозами ее лишения.

Если ребенок не удовлетворен чувством любви, причину нужно искать прежде всего в родителях. Чаще всего это ребенок нежеланный, появления которого не ждали (второй из детей) или оно было преждевременным у молодых родителей. Недостаток любви будут ощущать и те дети, пол которых не соответствует ожидаемому. Мальчик тогда любим (а хотели девочку), если оправдывает ожидания: тихий и незаметный в поведении. Когда же он своеволен и упрям, то встречает у родителей подчеркнутое чувство неприятия, раздражения и недовольства. В этом случае значительно больше и физических наказаний. При появлении вместо мальчика девочки недовольство родителей часто вызвано мягкостью характера девочки, ее повышенной эмоциональной чувствительностью, нежностью и ранимостью.

Иногда ребенок был бы и любим, но вызывает раздражение своей похожестью на одного из родителей, к кому есть пусть и скрытое, но неприязненное отношение. Мать может раздражать вихрастость, непослушный характер сына, напоминающий несговорчивый, с ее точки зрения, характер отца, которого она не может подчинить. Отец с таким же успехом может отвергать чрезмерную чувствительность и ранимость дочери, потому что мать такая же.

Как видим, чувства и установки родителей, семейные отношения и чувства детей могут быть очень тесно связаны. Нетрудно догадаться, что в самой неблагоприятной, драматической ситуации оказывается ребенок. В большинстве случаев родители не так категорично относятся к детям в дальнейшем, но время для их полноценного эмоционального развития уже может быть упущено.

Также неблагоприятна ситуация, когда ребенок желанный, но вызывает разочарование тем, что не оправдывает надежд: не так быстро развивается, не такой, как все. Это создает условный характер любви - ребенок любим только тогда, когда оправдывает завышенные ожидания и требования, иначе он недостоин признания и любви и его необходимо "переделать" во что бы то ни стало и как можно скорее, не обращая внимания на индивидуальный темп развития и своеобразие формирующейся личности.

Препятствует выражению любви к ребенку и невротическое состояние матери. Сосредоточенность на своих ощущениях, душевный надлом, внутренний конфликт, заторможенность и пониженный тонус не дают ей возможности уделять ему достаточно внимания, выражать нежность и любовь. В большинстве случаев это временное явление, но есть опасность, что у малыша разовьются соответствующие эмоциональные расстройства.

Блокада эмоциональных потребностей детей, в том числе чувства любви, может быть обусловлена и характерологическими особенностями матери. Такие женщины чрезмерно принципиальны, у них гипертрофированное чувство долга, обязанности, ответственности, отсутствуют компромиссы. Эти матери излишне серьезны и рациональны, никогда не смеются, если не считать иронических улыбок, не переносят детского шума, крика и смеха. Пойти лишний раз навстречу ребенку, купить по его просьбе игрушку считается непростительной ошибкой, а баловство - прямым путем к правонарушениям в дальнейшем.

Эти матери чрезмерно сдержанны, редко держат детей на руках, не ласкают, не хвалят, зато читают много нравоучений, притом не терпящим возражения голосом. При невыполнении детьми бесчисленных предписаний и требований может прорваться внутреннее напряжение, в котором мать пребывает постоянно. Тогда на малышей обрушивается поток обвинений, оскорблений и угроз, нередко физических наказаний. Но даже и это отрицательное, но непосредственное и эмоционально-искреннее отношение воспринимается ребенком иногда менее травматично, чем постоянно сдержанное, в чем-то равнодушное и недоступное чувствам ребенка состояние матери.

Все это осложняет отношения родителей с ребенком, обычно единственным. Не испытывая к нему нежных чувств и будучи недовольными возникшими препятствиями на пути личного самоутверждения, такие матери стремятся перепоручить воспитание няням, родственникам и знакомым, поместить детей в специализированные школы, нередко интернатного типа. Безусловно, не эти люди делают погоду в отношениях с детьми, но такая ситуация больше всего вредит эмоциональному психическому развитию ребенка.

Но возвратимся к нормальным особенностям развития детей, которые, как мы видели, во многом зависят от "нормальности" отношения родителей, отсутствия у них болезненного, невротического состояния и характерологических отклонений.

На фоне выраженной привязанности и любви к матери одновременно происходит и процесс отождествления себя с родителями того же пола, у мальчиков - с отцом, у девочек - с матерью, выражаемый фразой "Я буду папой (мамой)". Поскольку родители состоят друг с другом в ролевых отношениях мужа и жены, то понимание этого создает у ребенка потребность в подражании: "Ты моя жена", "Я твой муж" - у мальчиков к матери; "Когда вырасту, женюсь на папе" - у девочек. Это своего рода игра "в семью", когда мальчики представляют себя в роли отца, а девочки - матери, испытывая одновременно все более нарастающее чувство любви к родителю другого пола.

Отец для мальчиков в данной психологической ситуации может на время даже оказаться "конкурентом" в своей мужской по отношению к матери роли, что способно вызвать преходящее чувство ревности. Ведь мальчик "как отец" хочет быть с любимой матерью, спать рядом с ней, пользоваться ее вниманием, нежностью и заботой. То же самое может быть и у девочек в отношении подражания матери, ее семейной роли. Однако в обеих ситуациях мать - преобладающий объект эмоционального предпочитания и любви. Для мальчиков это естественно, поскольку мать и раньше была в фокусе их эмоционального внимания. У девочек любовь к матери должна дополниться любовью к отцу, и здесь важно, чтобы мать не восприняла это событие как ослабление любви к ней и пренебрежение ее вниманием. Осложнения возникают, если родитель того же пола безраздельно доминирует в семье и сам с известной долей ревности относится к чувствам, испытываемым детьми к родителю другого пола, особенно если с ним у него нет теплых и уважительных отношений.

Непростой является и ситуация, когда родители так любят друг друга, что не замечают любви детей. Последние же испытывают сложные, противоречивые чувства подражания, любви, ревности и даже зависти, что отнюдь не способствует их нормальному самочувствию, и создаются определенные проблемы и в отношениях со сверстниками обоего пола.

Все рассмотренные ситуации нужно вовремя понять, чтобы, с одной стороны, не создавать лишних барьеров на пути эмоционального развития детей, которые отрабатывают на родителях модели общения со сверстниками, а с другой - всемерно развивать соответствующие полу навыки и умения любить и чувствовать себя счастливым.

Таким образом, дошкольный возраст представляет особую, уникальную фазу в эмоциональном развитии и формировании структуры семейных отношений.

Случается и так, что родители часто ссорятся и испытывают неприязненные чувства друг к другу. Кому же тогда из них, при прочих равных условиях, будет отдано предпочтение, т. е. на чьей стороне окажется ребенок? У мальчиков это скорее будет мать, у девочек - отец. Даже разрыв семейных отношений в этом возрасте и уход отца из семьи более эмоционально ранимо воспринимается девочками из-за развитого у них чувства любви к отцу.

Любовь к родителям, к сожалению, не всегда сопровождается только положительными эмоциями. Возможны случаи, когда ребенок пытается излить на них свое раздражение и недовольство. Чаще всего таким объектом служит мать как наиболее эмоционально близкое, доступное лицо. Он может ее ударить, ущипнуть, укусить, угрожать игрушечным пистолетом. Обида же может выразиться криком, плачем и репликами вроде: "Не люблю, ты плохая". Все эти аффекты быстро проходят, не оставляя негативного впечатления или отношения, если только родители сами не "застревают" на них, любят детей, добры и отзывчивы по характеру.

Безусловно, высказывать определенное отношение, если родителей пытаются "бить", нужно. Но не следует излишне серьезно это воспринимать, драматизировать, тем более отвечать тем же или без конца ругать, огульно запрещать проявления всех отрицательных эмоций. Ведь они являются одним из показателей нормального, разностороннего эмоционального развития, как и формой утверждения "я", его волевых сторон.

Для этого возраста типичны "агрессивные фантазии", когда ребенок представляет себя на месте отрицательных персонажей или героем, отрубающим врагу голову. Он может заявить матери: "Ты меня обидела, ты плохая, я тебя убью".

Спокойные объяснения в этих случаях - единственно возможное решение, так как в споре многие из проявлений отрицательных эмоций пройдут сами по себе, будучи позитивно переработаны развивающимся сознанием ребенка. Постепенно он будет лучше управлять своими чувствами, станет более терпеливым и терпимым, доброжелательным, сострадательным и жалостливым. Упрочится вера в себя и близких людей. Ребенок научится доверять им свои чувства и переживания, даже проступки, зная, что его выслушают, поймут, помогут, но не накажут и не унизят.

Если родители нетерпимы к непосредственности ребенка, аффекту и спонтанному выражению отрицательных эмоций, наказывают его за малейшее их проявление, окружают частоколом нравоучений и угроз - картина развития ребенка будет иной. Подобное блокирование отрицательных эмоций создаст состояние хронического психического напряжения, возникнет скрытое чувство раздражения, обиды и недовольства. Обычно тихий дома и вежливый на людях, ребенок будет пытаться разрядить чувство напряжения на сверстниках, проявляя агрессивность и недружелюбие или делая все исподтишка, оставаясь вне подозрений для взрослых. Таким образом, истина лежит где-то посредине, и следует избегать как репрессий, так и вседозволенности.

Итак, подведем некоторые итоги. К концу дошкольного возраста, в 6-7 лет, чувства и переживания детей усложняются, дифференцируются. При сохранении эмоциональности и впечатлительности нет уже прежней наивности и доверчивости. Повышаются самоконтроль, самокритичность, обязательность, появляются чувства вины ("я понимаю, я просто так"), справедливости, красивого (возвышенного) и некрасивого (грязного, уродливого, постыдного), склонность к глубоким переживаниям - все то, что станет категорией совести в младшем школьном возрасте.

Дети этого возраста повышенно самолюбивы, чувствительны к словам и их оттенкам, отношению окружающих. У них развито чувство собственного достоинства, они не переносят несправедливого, предвзятого отношения, оскорблений и обид, насмешек: "Мне так обидно, когда ты на меня кричишь", "Я переживаю", "Я плачу не от боли, а от обиды". Проявляются остроумие, ирония, юмор, понимание условностей, скрытого смысла пословиц, подоплеки происходящих событий. По-прежнему выражена потребность в признании, одобрении, понимании, поддержке и любви. Причем все в большей степени эти чувства начинают обращаться на сверстников, образуя сложную канву групповых отношений, включая увлеченность сверстником другого пола, чувство любви к нему.

Развита эмоциональная память -помнится ряд эпизодов, происшедших несколько лет назад. Развивается умение ставить себя на место другого человека, в известной мере представлять и ощущать его чувства и переживания. Это наполняет более глубоким содержанием чувство сострадания, сопереживания, являющееся вместе с совестливостью мерилом человеческой отзывчивости и благодарности. Умение предвидеть, прогнозировать и чувствовать себя на месте других людей создает основу для принятия и проигрывания межличностных ролей.

Общение со сверстниками, к которому так стремятся в этом возрасте, становится более гибким, ситуативным и устойчивым. Мальчики при этом в первую очередь ориентируются на отца, а девочки - на мать, которые являются надежным источником авторитета и соответствующего полу поведения. Вместе с тем идет постоянное сравнение поведения родителей и сверстников, соответствия между ними. Особую чувствительность дети 6-7 лет обнаруживают к конфликтным отношениям в семье.

К 6 годам завершается для современных детей период дошкольного детства. Будем надеяться, что одна из основных задач родителей вами выполнена -заложено помимо необходимых знаний и умений гуманное, человеческое начало в формирующейся личности ребенка. Это означает, что дети 6 лет:

1. естественно (безболезненно) проходят фазы своего развития и решают закономерные возрастные проблемы;

2. испытывают чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей;

3. реализуют свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для них лиц;

4. обладают устойчивым чувством "я", уверенностью и активностью, адекватной самооценкой, в том числе уровнем притязаний и возможностей;

5. способны к сопереживанию;

6. не проявляют выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства доброжелательности к людям;

7. контактны и общительны, стремятся к взаимодействию со сверстниками на равных.

Все эти приобретения личности, как мы видели, - результат нашего разумного воспитания и любви к детям.

Автор: А.И. Захаров

В процессе деятельности, познания окружающего мира и самого себя, в процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок испытывает разнообразные эмоции и чувства. Он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Чувство человека - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. Эмоции и чувства рассматривают как формы отражения действительности, проявляющиеся в отношении ребенка к окружающему миру, в переживаниях по поводу появления, удовлетворения или неудовлетворения потребностей. Выделяются следующие общие линии развития эмоций и чувств: формирование эмоциональных состояний в связи с изменением ситуаций жизни ребенка, формирование высших чувств на основе эмоций, становление эмоций и чувств в русле личностных новообразований.

I. В онтогенезе вначале появляются эмоции, отражающие простейшие переживания, связанные с удовлетворением естественных потребностей (уровень аффективно-эмоциональной чувствительности, связанный по преимуществу с органическими потребностями). Такие эмоции есть и у животных. Но простейшие эмоции ребенка следует отличать от простейших эмоций животных, поскольку форма их проявления имеет у человека социальный характер. Эмоции человека обусловлены социальной формой удовлетворения потребностей. Результатом социальных воздействий является возникновение положительных эмоций (например, появление у младенцев комплекса оживления, осознанной улыбки). Положительные эмоции выполняют роль активизирующего механизма, с помощью которого осуществляется связь между различными анализаторами, что создает предпосылки к обучению. Яркие, положительные эмоции, выражаются в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребенок действие освоил и хочет получить одобрение при каждом самостоятельном решении задачи, но полного умения еще нет и он может ошибаться. Активность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение данного вида деятельности. Положительные эмоции во многих случаях отражают уровень удовлетворения потребности (познавательной, двигательной и др.). Переживания теперь уже связаны именно с умениями и результатами, характерными для самостоятельности человека. Поэтому можно сказать, что происходит дальнейшая социализация эмоций. Для ребенка начиная с 2-х лет наиболее информативными являются реакции людей, отражающие радость одобрение, поощрение. В экспериментальном исследовании детям 2-9 лет предлагалось распознать по фотографиям мимические реакции (удивление, гнев, страх, радость и др.), а затем - воспроизвести их. Оказалось, что первой в ряду мимических реакций дети распознавали радость. Радость также была первой в ряду произвольно воспроизводимых мимических реакций. Таким образом, способность распознать и произвольно воспроизвести мимические реакции формируется сначала в отношении положительных эмоций. Благоприятное воздействие положительных эмоций на психическое и физическое развитие дошкольника несомненно. Однако, как верно подчеркивал В. А. Сухомлинский, если ребенок только потребляет радости, не добывая их трудом, напряжением духовных сил, его сердце может стать холодным, черствым, равнодушным.

II. Развитие эмоций происходит, как их дифференциация, как обогащение переживаний. Примером переживаний, имеющих положительный эмоциональный тон и отрицательный эмоциональный тон, могут быть переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребности младенца в пище. Переживание неудовольствия дошкольником может проявляться как переживание страха, гнева, отвращения, а переживание удовольствия - как переживание нежности, умиления, духовной близости с родителями. Дифференциация эмоций и обогащение переживаний связаны с общим развитием личности ребенка, расширением круга явлений, вызывающих эмоциональный отклик (от врожденной органической потребности - до взаимоотношений с другими людьми, оценки собственных поступков, восприятия событий общественной жизни).

III. Развитие чувств у детей происходит как обобщение эмоций, направленных на определенный объект. В сформировавшейся системе эмоций и чувств эмоции являются проявлением переживаемого чувства. У дошкольников система эмоций и чувств еще только формируется. Поэтому их эмоции - не столько проявление переживаемого чувства, сколько материал для обобщения и формирования на их основе высших чувств.

IV. Процесс развития эмоциональной сферы дошкольника характеризуется постепенным отделением субъективного отношения от объекта переживаний. Чем младше ребенок, тем в большей степени слиты для него характеристики объекта и характеристики субъективного переживания. Для заболевшего мальчика 3 лет медсестра, которая делает ему уколы и причиняет боль, является «плохой тетей». В данном случае ребенок отрицательную характеристику своего эмоционального состояния переносит на человека, связанного с этим состоянием. Слитность объекта переживаний и отношений к нему проявляется в отождествлении объекта переживаний с самим собой (при восприятии дошкольниками произведений искусства, в частности драматического искусства). К. Чуковский описывает такой случай. Мальчик 5 лет с удивлением глядел на сцену, вдруг, в тот момент, когда для героя обстоятельства складывались неблагоприятно, он крепко закрыл себе ладонями глаза: «Больше не стану смотреть. Ты скажешь, когда начнется хорошее». С. Образцов писал о том, что дошкольникам нельзя показывать сказку «Красная Шапочка». Сказочную бабушку они отождествляют со своей бабушкой, сидящей рядом, а в конце им жаль и волка. Спектакль для дошкольников должен иметь счастливый конец. Дети отождествляют себя с персонажами пьесы, особенно с благородным героем. При восприятии сказок дошкольники часто стремятся переделать сюжет, чтобы в конце была счастливая развязка.

V. В дошкольном детстве происходит развитие динамической и содержательной сторон эмоций и чувств. Развитие содержательной стороны обусловлено расширением и углублением знаний ребенка об окружающем мире, увеличением круга предметов и явлений, к которым он испытывает устойчивое отношение. Развитие динамической стороны обусловлено формированием умения контролировать и регулировать свои эмоциональные проявления. Содержательный аспект эмоций и чувств связан с причинами, с объектами переживаний. Динамический аспект эмоций и чувств характеризуется глубиной, продолжительностью, частотой возникновения переживаний.

Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени - с речью. С помощью речи происходит осознание ребенком своих чувств и эмоциональных проявлений, управление ими. Дети не только говорят о необходимости удовлетворения имеющихся у них потребностей, но и определенным образом характеризуют свои переживания. Например, шестилетний Женя говорит: «Знаешь, мама, какая тоска меня гложет?» - «Какая?» - «Я есть хочу!». С помощью речи ребенок различает внешнее выражение эмоций и их переживание. Мальчика 5 лет спрашивают: «Тёма, ты сегодня плакал в детском саду?» - «Нет, я не плакал, я печалился». Влияние слова на эмоциональную сферу зависит от возраста детей. Как отмечает М. М. Кольцова, до 4,5-5 лет внушение через слово не удается, что объясняется слабыми связями между первой и второй сигнальными системами. В более старшем возрасте, по мере усиления взаимосвязи сигнальных систем усиливаются как эмоциональная окраска второсигнальных реакций, так и контроль второй сигнальной системы над проявлением эмоций. Нужно подчеркнуть, что даже у детей дошкольного возраста связь эмоциональной сферы с первой сигнальной системой более выражена, чем со второй. В наблюдениях, проведенных в старшей и подготовительной группах детского сада, можно было убедиться, что если дети слушали сказку или рассказ без показа картинок или диафильмов, то их эмоциональные реакции оставались довольно слабыми. Если же рассказ сопровождался иллюстрациями, то эмоциональность детей сразу же возрастала, что проявлялось и в последующих пересказах: услышанное передавалось в живой, образной форме, с более выразительными интонациями.

ПУТИ МЕТОДЫ, СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Положительные эмоции Удовольствие у младенцев побуждается только контактным взаимодействием - убаюкиванием, поглаживанием. Однако в дальнейшем в социальных контактах развиваются радость и счастье как ожидание удовольствия в связи с растущей вероятностью удовлетворения какой-либо потребности. Семилетний Сережа П. составил по рисунку “Я доволен” такой рассказ: “Это я в шапке Наполеона - она называется треуголка, Я серьезный, как Наполеон, Потому что он был царем французов, а царить - это вам не в игрушки играть”. Этот пример иллюстрирует проявление потребности в самоутверждении в виде стремления ребенка к доминированию и власти. Заметим, что дети этого возраста очень часто связывают власть с особыми символами - короной, треуголкой Наполеона, скипетром с бриллиантами, - обладание которыми и символизирует удовлетворение этих скрытых потребностей. Таким образом проявляется влияние культуры, которая с помощью подобных символов отмечает представителей власти. Положительные эмоции развиваются у ребенка в игре и в исследовательском поведении. Показано, что момент переживания удовольствия в детских играх по мере роста и развития ребенка сдвигается. У малыша оно возникает при получении желаемого результата, ему принадлежит завершающая роль, поощряющая доведение деятельности до конца. Следующая ступень - функциональная, когда ребенку доставляет радость уже не только результат, но и сам процесс деятельности. Удовольствие теперь связано не с окончанием процесса. На третьей ступени, у детей постарше, удовольствие возникает в начале деятельности, и ни результат действия, ни сам процесс не являются центральными в эмоции ребенка. В этом случае ребенок переживает удовольствие, предвосхищая событие. Восьмилетняя Наташа Р. нарисовала картинку на тему “Я такая довольная, я такая счастливая” и рассказала о ней так: “Я тут гуляю с собакой. Хочу, чтоб подарили собаку, главная мечта в жизни. Никого пока нет. Но я такая довольная, я такая счастливая - знаю, что подарят”. Соединение понятий “приятно” и “хорошо” характерно только для детей раннего возраста. Постепенно ребенок приобретает опыт и теперь уже считает, что хорошо - это то, за что хвалят. И наоборот: если его ругают или наказывают, значит, он поступил плохо. Поэтому вместо того, чтобы навязывать ребенку свое понимание того, что такое “хорошо” и что такое “плохо”, гораздо результативнее вызвать у него приятные эмоции, когда он сделал что-то правильно. Ученица второго класса Рита К, рассказала, как ее мама обычно реагирует на хорошую отметку: “Я получила пятерку, и мама радуется. Мама веселая - и я веселая”. Именно эти потребности определяют фундамент эмоциональной жизни человека. Ребёнок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и не отзывчивым. Но кроме любви для возникновения эмоциональной чуткости необходима и ответственность за другого, забота о младших братьях и сёстрах, а если таковых нет, то о домашних животных. Важно не только не создавать условия для развития отрицательных эмоций, не менее важно не задавить положительные, ведь именно они лежат в основе нравственности и творческих способностей человека. Развитие эмоций в онтогенезе выражается: 1) в дифференциации качеств эмоций; 2) в усложнении объектов, вызывающих эмоциональный отклик; 3) в развитии способности регулировать эмоции и их внешнее выражение.[8] Вывод. У малышей эмоции идут на неосознанном уровне. С возрастом человек может управлять ими как внешне, так и внутренне. А у детей эмоции выплёскиваются наружу. Взрослый может контролировать выражение своих эмоций, а ребёнок нет. Чем человек становится старше, тем лучше он научается управлять эмоциями. Важно не забывать, что ребенок считает хорошим то, что ему интересно. Например, когда похищенных детей спрашивали, почему, несмотря на все предупреждения, они дали увести себя незнакомым людям, они объясняли: “С ними было интересно!”

Ребенку необходимо, чтобы его любили и чтобы ему было кого любить и за кого нести ответственность. Ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым. Для возникновения эмоциональной чуткости важна ответственность за другого, забота о младших братьях и сестрах, а если таковых нет, то о домашних животных. Нужно, чтобы ребенок сам о ком-то заботился, за кого-то отвечал, и тут неоценимую пользу может принести щенок, котенок или другое животное, за которым ребенок ухаживает сам и по отношению к которому он является “старшим”. Тогда, замечая беспокойство животного в тех случаях, когда он его своевременно не покормил или не погулял с ним, ребенок обретает способность к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости. Шестилетняя Женя Ц,, хозяйка котенка Чипа, придумала такой рассказ по рисунку “Я довольна”: “Я довольна, что мама мне купила мороженое, а Чипу - молока. На рисунке не только я довольна, но и Чип”.

Для ребенка такая радость за другого - пока еще редкое явление, но уже в младшем школьном возрасте, по мере взросления и накопления социального опыта, дети постепенно, на основе подражания, учатся сопереживать другим. Ученик второго класса Андрей Б. рассказал по рисунку “Я переживаю” следующую историю: “Моего друга Виталика будут оперировать. Готовят к операции - вот уже инструмент подготовили. Вдруг операция пройдет плохо - страшно переживаю, еду в такси”. Он же на другом уроке поразил нас таким рассказом: “Я такой довольный, я такой счастливый, - потому что пингвины поймали в Антарктиде рыбу и теперь сыты”. Важно не создавать условия для развития отрицательных эмоций, но не менее важно не задавить положительные - ведь именно положительные эмоции лежат в основе нравственности и творческих способностей человека. Однако многие родители не понимают, в чем радость для их детей. Поэтому они, желая видеть своих детей счастливыми, нередко задаривают их большим количеством дорогих и красивых игрушек. Но если игрушек много, дети теряют радость обладания ими, перестают их ценить и беречь - все можно бросить, сломать. Из такого безответственного отношения к игрушкам постепенно формируется пренебрежительное отношение к вещам как предметам человеческого труда: впоследствии не будут цениться ни свои, ни чужие, ни государственные вещи. Поэтому лучше, когда игрушек не слишком много. Тогда каждая приносит больше радости и ее берегут и своевременно чинят. В этом случае возникает уважение к труду, в них вложенному. Рисование, лепка и аппликация -- виды изобразительной деятельности, основное назначение которой -- образное отражение действительности. Изобразительная деятельность -- одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Н.К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось» (1).

Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Уже начиная с первой младшей группы, на рисование и лепку отводится два занятия в неделю. Постепенно количество их увеличивается, и в старших группах занятия по рисованию, лепке, аппликации проводятся четыре раза в неделю Развитию эмоций способствует и специально организованная деятельность, например музыкальные занятия. На этих занятиях дети не только учатся определять настроение и характер музыкальных произведений, не только испытывают определенные чувства, связанные с восприятием музыки, но и в совместной с другими детьми творческой деятельности имеют возможность видеть настроение других детей, проявлять свои переживания. Музыка волнует маленького слушателя, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем; пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить. Услышав печальную песню в исполнении взрослого, ребенок сказал: «Дядя поет о своем горе», ребенок почувствовал настроение песни, передающей душевное состояние человека. Труд приносит ребенку радость, эмоциональное удовлетворение благодаря достигаемому результату, имеющему общественную значимость, одобрению старших, ощущению собственного роста в процессе деятельности и совместной с товарищами активной деятельности.

Как стимулировать развитие положительных эмоций у ребенка

Чтобы развивать эмоции, нужно учиться понимать малыша и удовлетворять его нужды. С самого рождения старайтесь распознавать разные эмоциональные реакции своего ребенка и определять, чем они были вызваны. Закрепляются те эмоции, которые получают ответную реакцию со стороны взрослых. Поэтому обязательно реагируйте не только на отрицательные эмоции, но и поддерживайте положительные - улыбку, гуление, смех и т. д. Богатство эмоциональных реакций и чувств ребенка, восприятие им мира зависит от качества и количества эмоционального общения со значимым для ребенка взрослым, особенно мамой. Очень важно, чтобы в первые месяцы жизни вы «купали» малыша в «потоке внимания» - кормили грудью, разговаривали, гладили, смотрели в глазки, целовали, пели, показывали окружающий мир и т. д.

Положительные эмоции развиваются у ребенка в игре и в исследовательском поведении. Показано, что момент переживания удовольствия в детских играх по мере роста и развития ребенка сдвигается. У малыша оно возникает при получении желаемого результата, ему принадлежит завершающая роль, поощряющая доведение деятельности до конца. Следующая ступень - функциональная, когда ребенку доставляет радость уже не только результат, но и сам процесс деятельности. Удовольствие теперь связано не с окончанием процесса. На третьей ступени, у детей постарше, удовольствие возникает в начале деятельности, и ни результат действия, ни сам процесс не являются центральными в эмоции ребенка. В этом случае ребенок переживает удовольствие, предвосхищая событие. Восьмилетняя Наташа Р. нарисовала картинку на тему “Я такая довольная, я такая счастливая” и рассказала о ней так: “Я тут гуляю с собакой. Хочу, чтоб подарили собаку, главная мечта в жизни. Никого пока нет. Но я такая довольная, я такая счастливая - знаю, что подарят”. Соединение понятий “приятно” и “хорошо” характерно только для детей раннего возраста. Постепенно ребенок приобретает опыт и теперь уже считает, что хорошо - это то, за что хвалят. И наоборот: если его ругают или наказывают, значит, он поступил плохо. Поэтому вместо того, чтобы навязывать ребенку свое понимание того, что такое “хорошо” и что такое “плохо”, гораздо результативнее вызвать у него приятные эмоции, когда он сделал что-то правильно. Ученица второго класса Рита К, рассказала, как ее мама обычно реагирует на хорошую отметку: “Я получила пятерку, и мама радуется. Мама веселая - и я веселая”. Важно не забывать, что ребенок считает хорошим то, что ему интересно. Например, когда похищенных детей спрашивали, почему, несмотря на все предупреждения, они дали увести себя незнакомым людям, они объясняли: “С ними было интересно!”.

Ребенку необходимо, чтобы его любили и чтобы ему было кого любить и за кого нести ответственность. Ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым. Для возникновения эмоциональной чуткости важна ответственность за другого, забота о младших братьях и сестрах, а если таковых нет, то о домашних животных. Нужно, чтобы ребенок сам о ком-то заботился, за кого-то отвечал, и тут неоценимую пользу может принести щенок, котенок или другое животное, за которым ребенок ухаживает сам и по отношению к которому он является “старшим”. Тогда, замечая беспокойство животного в тех случаях, когда он его своевременно не покормил или не погулял с ним, ребенок обретает способность к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости. Шестилетняя Женя Ц., хозяйка котенка Чипа, придумала такой рассказ по рисунку “Я довольна”: “Я довольна, что мама мне купила мороженое, а Чипу - молока. На рисунке не только я довольна, но и Чип”.

Для ребенка такая радость за другого - пока еще редкое явление, но уже в младшем школьном возрасте, по мере взросления и накопления социального опыта, дети постепенно, на основе подражания, учатся сопереживать другим. Ученик второго класса Андрей Б. рассказал по рисунку “Я переживаю” следующую историю: “Моего друга Виталика будут оперировать. Готовят к операции - вот уже инструмент подготовили. Вдруг операция пройдет плохо - страшно переживаю, еду в такси”. Он же на другом уроке поразил нас таким рассказом: “Я такой довольный, я такой счастливый, - потому что пингвины поймали в Антарктиде рыбу и теперь сыты”. Важно не создавать условия для развития отрицательных эмоций, но не менее важно не задавить положительные - ведь именно положительные эмоции лежат в основе нравственности и творческих способностей человека. Однако многие родители не понимают, в чем радость для их детей. Поэтому они, желая видеть своих детей счастливыми, нередко задаривают их большим количеством дорогих и красивых игрушек. Но если игрушек много, дети теряют радость обладания ими, перестают их ценить и беречь - все можно бросить, сломать. Из такого безответственного отношения к игрушкам постепенно формируется пренебрежительное отношение к вещам как предметам человеческого труда: впоследствии не будут цениться ни свои, ни чужие, ни государственные вещи. Поэтому лучше, когда игрушек не слишком много. Тогда каждая приносит больше радости и ее берегут и своевременно чинят. В этом случае возникает уважение к труду, в них вложенному.

Развитие положительных эмоций ребёнка

От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия ребенка складывается ощущение «со мной все хорошо», «я хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение «со мной что-то не так», «я плохой».

*****

Душевная копилка ребенка работает день и ночь, ее ценность зависит от того, что мы бросаем туда.

*****

Даже требования, которые вы предъявляете должны быть наполнены любовью и надеждой.

*****

Наказывая ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.

*****

Не разговаривайте с ребенком с равнодушным и безразличным видом.

*****

Заводите свои красивые, светлые и добрые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь теплее и радостнее. Положительные эмоции развиваются у ребёнка в игре и в исследовательском поведении. Бюлер показал, что момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере роста и развития ребёнка: у малыша удовольствие возникает в момент получения желаемого результата. В этом случае эмоции удовольствия принадлежит завершающая роль, поощряющая доведение деятельности до конца. Следующая ступень- функциональное удовольствие: играющему ребёнку доставляет удовольствие не только результат, но и сам процесс деятельности. Удовольствие теперь связано не с окончанием процесса, а с его содержанием. На третьей ступени, у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия. Эмоция в этом случае возникает в начале игровой деятельности, и ни результат действия, ни само выполнение не являются центральными в переживании ребёнка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, эмоции и чувства оказывают влияние на все компоненты познания -- мышление, внимание, воображение, восприятие, ощущение. Переживание положительных эмоций способствует яркому восприятию окружающего мира, улучшает процесс запоминания, так как эмоционально окрашенные события дольше сохраняются в памяти, быстро забывается же нейтральная информация. Взаимосвязи существуют ив соотношении эмоций и качества мышления. Положительные эмоции стимулируют человека к активной познавательной деятельности, увеличивая мотивационные механизмы. Широкова Г.А.

Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста Значение проблемы эмоций едва ли нуждаются в обосновании. Какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятельность человека - внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удаётся проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, переломиться и закрепиться в ней. Конституируя в человеке пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают своё влияние в различных ситуациях жизнедеятельности.

Такая универсальная значимость эмоций должна являться, казалось бы, надёжным залогом как повышенного интереса к ним, так и сравнительно высокой степени их изученности. Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины. Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающими; он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций.

Чувство человека -- это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. Эмоции можно предварительно в чисто описательном феноменологическом плане охарактеризовать несколькими особенно показательными признаками. Во-первых, в отличие, например, от восприятий, которые отражают содержание объекта, эмоции, выражают состояние субъекта и его отношение к объекту.

Эмоции, во-вторых, обычно отличаются полярностью, т. е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие -- неудовольствие, веселье -- грусть, радость -- печаль и т. п. Оба полюса не являются обязательно внеположными. Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам; отношение индивида к ним и к ходу деятельности, протекающей в силу совокупности объективных обстоятельств в соответствии или вразрез с ними, определяет судьбу его эмоций.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. http://www.5ballov.ru/referats/preview/42151

2. http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200200517

3. http://krokha.ru/?action=jarticle&id=909

4. http://referats.allbest.ru/psychology/2297639.html

5. http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36712.php

6. http://www.eti-deti.ru/shkolnik/98.html

7. http://www.detskiysad.ru/psih.html

8. http://www.gmk-abakan.ru/vosp/razvitie-polozhitelnyx-emocij-rebyonka/

9. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301115.shtml

10. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста

11. Изард И. Эмоции человека. М., 1980.

12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997.

13. Немов Р.С. Психология. В 2-х кн. Кн. 2 М., 1984.

14. Психология Эмоций. Тексты. М., 1984.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Т.2., С-Пб., 1998

16. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика; Учеб. пос. для высших учеб. зав./Е.И.Изотова, Е.В.Никифорова.-М.:Академия,2004.-288с.:ил.-(Высшее проф. образование).

17. Люсин Д.В. Организация знаний об эмоциях: внутренняя структура категории "эмоция" // Познание, общество, развитие / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН, 1996.

18. Реан А.А. и др. Психология и педагогика: Учеб. для вузов/Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И.-СПб.:Питер,2000.-432с.:ил.-(Учебник нового века).

19. Рогов Е.И. Эмоции и воля.-М.:Владос,1999.-240с.: ил.-(Азбука психологии).

20. Спиноза Б. О происхождении и природе аффектов/Психология эмоций: Тексты.- М., 1984.

21. Челищева М.Н. Влияние игровой деятельности на развитие эмоций и чувств детей дошкольного возраста //www.dets.psyholog.bu

22. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пос./А.Д.Кошелева, В.И.Перегуда, О.А. Шаграева. -М.: Академия, 2003. -176с. -(Высшее образование).

23. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций//М: Наука, 1970

24. Додонов Б.И. В мире эмоций// К: Издательство политической литературы Украины, 1987

25. Физиологические особенности положительных и отрицательных эмоциональных состояний.// Академия наук СССР, М: Наука, 1972

26. Возрастная и педагогическая психология _ Под ред. А.В. Петровского. М., 1979

ПРИЛОЖЕНИЕ

Статья Е. А. Бродникова « Развитие эмоций у детей»

Когда ребенок рождается у него уже есть три врожденные эмоции и главная направлена на самосохранение. Если появляется угроза, то ребенок плачет, он испытывает страх.

Вторая врожденная эмоция - гнев, она возникает, если у ребенка нет свободы движения - плачет.

Третья - неудовольствие и тоже выражается плачем, возникает если ребенок не получает некоторых сигналов о том, что он защищен.

В общем все эти эмоции направлены по сути на самозащиту и развитие. И все они негативные, вот так, мы рождаемся с негативными эмоциями.

Если смотреть в литературе, то положительная эмоция появляется только в 4-5 месяцев, но я с этим не согласна, впрочем как и многие мамы. А исследователи чаще мужчины. У ребенка точно положительная эмоция появляется где-то в месяц, когда у него появляется комплекс оживления. Ведь это уже радость, и ребенок показывает эту радость от того, что видит маму всем своим видом. Хотя комплекс оживления и направлен на привлечение человека, ухаживающего за ребенком. Но сколько взаимной радости появляется в этот момент.

В 3 месяца ребенок уже в состоянии испытывать гнев, а в к 5 месяцам может быть уже и отвращение, страх. В 7 месяцев у ребенка уже бывает настроение. До этого он испытывал эмоции только ситуативно, в зависимости от конкретных действий, предметов, а теперь у него может быть плохое или хорошее настроение и это зависит скорей всего от мамы. Если у мамы хорошее настроение, то и у ребенка хорошее. Конечно же, если ничего не болит.

В 1,5 года у ребенка может быть уже обида, а к 2 годам ребенок достаточно большой, чтобы испытывать очень много эмоций. К 2 годам появляются социальные эмоции, такие как ревность, зависть, удивление, отзывчивость.

3 года - это время одного из самых ярких кризисов и в связи именно с кризисом возникает одна из важнейших эмоций - гордость достижений. Она связана с "Я сам!!!"

А вот дружба может возникнуть только к 4 годам. Ведь для дружбы ребенок должен достаточно дорасти.

К 5-6 годам ребенок уже может сказать, что он чувствует, но это при условии, что с ним говорят об эмоциях и чувствах. У многих мам возникает вопрос: "А зачем вообще заниматься эмоциями?!!! Ведь они сами развиваются."

Они конечно же развиваются, но развиваются только в общении. Если ребенок находится в детском доме или с ним не общаются, только холодно выполняют необходимые процедуры: кормят, пеленают, то у такого ребенка не возникает комплекс оживления. Этот ребенок вообще не испытывает положительных эмоций. Представляете ребенка 5 лет, который все время хмурый, не улыбается, не смеется, все общение скатывается на самозащиту - кусается, дерется. Он скорее похож на звереныша, чем на человеческое дитя.

Грустная картина, но в наше время не такая уж и редкость. В чем же причина такого? Да все очень просто. У мамы карьера, планы, своя жизнь, учеба, да все, что угодно. Только вот места ребенку в ней не запланировано. И вдруг случилось, что-то делать уже поздно. Да вроде и надо рожать, появляется ребенок, у мамы даже может быть гнев в отношении ребенка, ведь он "лишил" ее жизни, радости, общения. Бабушка тоже еще молодая и не спешит все бросить и нянчиться с дитем. А у ребенка младенчество самый важный период для всего и в первую очередь для развития базового доверия к миру, для развития положительных эмоций, таких как радость, удивление, любопытство. Вы ведь уже поняли, что с отрицательными эмоциями мы рождаемся и в таких условиях только они продолжают развиваться, да еще так крепко подкрепляются всей окружающей средой.

Но даже если ребенок долгожданный, у мамы может не хватать сил, она устала, а помощи никакой, да еще муж требует ужина полностью сервированного. А на кого она будет изливать свои негативные эмоции? Чаще всего на того, кто беззащитен, не может ответить - на ребенка. Ну а если еще ребенок болезненный, часто плачет.

Пишу и вспоминаю себя в это время. Одна в городе, ни друзей, ни родственников. Только муж, но он на работе. Даже поговорить не с кем. И все радости - стирать, готовить, мыть, гладить. Но еще и до полугода каждую ночь плач часов до 3 - 4. Каждую ночь. Можно с ума сойти. Но знаете, что спасло меня? Именно раннее развитие. Странно вроде? Как это?

Надо было делать пособия, игрушки, надо было делать, делать и не погрязать только в грязных подгузниках, пеленках, бутылочках, диком безденежье. У нас была музыка, мы читали, читали стихи - Есенина, Пушкина, Левитанского. То, что нравилось мне. Мы танцевали под музыку вместе.Мы рассматривали репродукции, дивные, красивые. Нам было радостно. Мы общались. А может быть это было к лучшему, что я была одна. Вот странная крамольная мысль. Но ведь я была вынуждена общаться с этим маленьким, еще ничего не понимающим ребенком. И я была вынуждена принимать, понимать, воспринимать, чувствовать, радоваться и передавать эту радость, заражать этой радостью. Еще пара слов в пользу того, что эмоциями надо заниматься. Попробуйте провести эксперимент с собой: в ситуации, когда вы сердитесь скажите себе (если есть возможность, то вслух), что вы сердитесь, скажите, из-за чего вы сердитесь. И понаблюдайте за своим состоянием. Чаще всего ваша сердитость вдруг начинает убывать, а то и вовсе пройдет.

А теперь представьте ребенка. Он нечто чувстует, оно его полностью захватывает, но он не понимает, что это с ним, почему это и что с этим делать. а слов у него нет, он не может сказать. Да если еще взрослые наседают - что это с тобой. Трудно быть ребенком в этой ситуации. Если же ребенок знает свои состояния, понимает себя, то это значительно облегчает переживание таких состояний. Но это и помогает гораздо лучше понять состояния других людей.

Вспоминается один мальчик, он всех боялся, а боялся и поэтому был очень агрессивным. Причем, дрался на всякий случай. Когда показывала ему картинки теста, то очень быстро стало ясно, что он совершенно не понимает состояний людей. Там, где человек сердится, он говорил - смеется, где удивляется - сердится. Так же и сам он не мог изобразить ни одной эмоции правильно. Попробуйте поставить себя на его место, вы думаете, что человек радуется (когда сердится на самом деле) и вы уже запомнили, что для его радости вам надо его ударить или укусить и вы это делаете для его радости, а все вдруг начинают ругаться, да еще и наказывают вас. Странный мир, вы делаете все как лучше, а получается непонятно что. Долго пришлось заниматься с ним, чтобы он наконец начал понимать хоть немного, что на самом деле происходит вокруг него. Так давайте не допускать подобного с нашими детьми, ведь они все как инопланетяне и им надо научиться понимать окружающих, чтобы быть уверенными в этом мире, чтобы у них были адекватные отношения и со сверстниками и со взрослыми.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты