рефераты курсовые

Развитие представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством игровой терапии

p align="left">Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра.

Игра - это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат.

Специалисты, работающие с проблемными детьми (психологи, психотерапевты, педиатры, социальные работники и педагоги), уже давно заметили, что ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности, мечты в игровом процессе. Первоначально игровая терапия развивалась в рамках психоанализа (А.Фрейд, М.Кляйн, Г.Гуг-Гельмут).Термин «игровая терапия» был впервые предложен известным психоаналитиком М.Кляйн в 1920-х годах. Она предложила, что в детской игровой деятельности всегда присутствует символический смысл. Через игру ребенок выражает бессознательные импульсы, влечения, подавленные фантазии и т. п. Таким образом, игра в работе с детьми заменяет метод свободных ассоциаций, применяемый во взрослом психоанализе, и может позволить аналитику непосредственно соприкоснуться с бессознательным ребенка. Символические смыслы должны быть проинтерпретированы аналитиком. Эго (сознательное Я) ребенка укрепляется, когда аналитику удается помочь ему достичь инсайда и, как следствие более полного понимания себя и своих отношений с другими. М. Кляйн также впервые предложила игротерапию в качестве инструмента психоанализа детей младше 6 лет.

Основная цель применения игровой терапии - помочь детям с задержкой психического развития младшего школьного возраста выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

Основные задачи игровой терапии в работе с детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста

1) облегчение психологического страдания ребенка;

2) укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;

3) развитие способности эмоциональной саморегуляции;

4) восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»;

5) коррекция и предупреждение деформации в формировании Я - концепция;

6) коррекция и профилактика поведенческих отклонений. [16;С.30]

Мы считаем, что игровая терапия - большое по силе психологического воздействия средство работы с детьми, имеющими ЗПР, мощный инструмент развития. Игра окружает детей повсюду.

Интерес психологов к игре, как к терапии существует давно. Игра может дать ключ для того чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку с ЗПР узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.

Игра является одним из сильных развивающих и психотерапевтических средств для детей с ЗПР, так как игра является ведущим видом деятельности для них.

Понимание и переживание через игру свойственно внутреннему миру любого человека, позволяют ребенку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них, распознавать и выражать свои эмоции и эмоциональные состояния.

Таким образом, основными задачами игровой терапии в работе с детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста: облегчение психологического страдания ребенка; укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности; развитие способности эмоциональной саморегуляции; восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»; коррекция и предупреждение деформации в формировании Я - концепция; коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

Выводы по теоретической главе исследования

Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, постановку им тех или иных жизненных целей. Равнодушный, безразличный ко всему человек не способен ставить и решать большие жизненно значимые задачи, добиваться настоящих успехов и достижений.

Велико значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Эмоционально взволнованный рассказ учителя или эмоционально насыщенный материал вызывает эмоциональный подъем и у школьников, а в этом состоянии их восприятие обострено. Скучный урок вызывает апатичное состояние, ученики на таких уроках плохо воспринимают материал.

Представления об эмоциях являются комплексным результатом познавательной деятельности и индивидуального эмоционального опыта ребенка, интегрирующим оба описанных выше подхода к пониманию сущности представлений. В развитии представлений об эмоциях у детей могут быть выделены некоторые особенности, существенно отличающие этот вид представлений от чисто когнитивных понятий или социальных представлений. К концу младшего школьного возраста у ребенка формируется структура эмоциональных представлений, включающая обобщенную систему знаний об эмоциях (когнитивный компонент представлений) и индивидуальную эмоциональную окрашенность каждой единицы знаний, приобретенную в процессе индивидуальное эмоционального опыта.

Ребенок с задержкой психического развития имеет ряд специфических черт в представлении об эмоциях, которые затрудняют процесс его общения со сверстниками и взрослыми, и результаты этого неэффективного общения во многом определяют дальнейшее развитие его эмоционально-личностной сферы. В связи с этим в работе психолога выделяются следующие наиболее важные задачи: воспитание у детей с задержкой психического развития интереса к окружающим людям; выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения; обучение саморегуляции своего эмоционального состояния и избеганию конфликтов, развитие представлений об эмоциях.

Основные задачи игровой терапии в работе с детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста: облегчение психологического страдания ребенка; укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности; развитие способности эмоциональной саморегуляции; восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»; коррекция и предупреждение деформации в формировании Я - концепция; коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

эмоция дети задержка психическое развитие

Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме развития представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством игровой терапии

2.1 Выявление уровня развития представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Сложной проблемой является диагностика задержки психического развития. Диагностика, на наш взгляд, должна осуществляться преимущественно в психолого-педагогическом плане. С одной стороны, это связано с тем, что у части детей с задержкой психического развития отсутствует выраженная неврологическая симптоматика, а с другой - имеющиеся неврологические симптомы и некоторые другие особенности таких детей напоминают иногда картину, наблюдаемую при легкой дебильности. Остаточная неврологическая симптоматика не может служить основанием для дифференциальной диагностики, поскольку подобные симптомы, как и симптомы церебральной астении, могут наблюдаться и у нормально развивающихся детей, перенесших в раннем возрасте какие-либо заболевания, затронувшие центральную нервную систему. В этом случае дифференциальная диагностика оказывается наиболее успешной, если опирается на результаты психологических методик, в частности нейропсихологических проб. Однако и они не гарантируют от ошибок при диагностике задержки развития в ситуации кратковременного обследования.

Изучив теоретический аспект выбранной темы, мы перешли к эмпирической части исследования.

Оно проводилось на базе Детского дома № 5.

В исследовании приняло 8 детей. Количество обусловлено спецификой наполняемости групп с учетом дефектов детей.

С учетом особенностей детей данной категории были определены методы исследования. Само исследование проводилось в форме педагогического эксперимента и состояло из трех этапов:

- констатирующий;

- формирующий;

- контрольный.

Сроки проведения констатирующего этапа исследования - 01.12.2007 по 22.12.2007г.

Цель: разработать и апробировать игровую терапию как средство развития представлений об эмоциях младших школьников с ЗПР.

Для получения данных по исследованию мы опирались на следующие критерии:

Критерии

Показатели

Баллы

1. Знание и правильное понимание эмоциональных состояний

- правильно и указывает эмоциональное состояние;

- неправильно и указывает эмоциональное состояние;

- не называет эмоциональное состояние.

2

1

0

2. Вербализация (умение объяснить причину возникновение эмоции)

- правильно объясняет причину возникновения эмоции;

- неправильно объясняет причину возникновения эмоции;

- не называет причину возникновения эмоции.

2

1

0

3. Выразительность и полнота воспроизведения эмоции

- полное (мимика и пантомимика), выразительное воспроизведение образа эмоции;

- неполное (мимика), выразительное воспроизведение образа эмоции;

- неполное (мимика), невыразительное воспроизведение образа эмоции;

- не воспроизводит образ эмоции.

4

3

2

0

4. Самостоятельность

- выполняет задание самостоятельно;

- выполняет задание при помощи наводящих вопросов;

- выполнить задание не может.

2

1

0

Для выявления уровня развития представлений об эмоциях у младших школьников с ЗПР были использованы методики:

1. «Методика изучения мимической моторики» Г. А. Волковой

Цель: определить особенности выражения эмоциональных состоянии.

Организация: ребенку предлагается изобразить эмоциональное состояние. «Я скажу какое эмоциональное состояние нужно изобразить, а ты изобразишь»

Радость

Грусть

Удивление

Гнев

Испуг

Страх

Результаты фиксируются в таблицу.

Обработка результатов: проводится по обобщенным критериям.

Максимальная оценка за методику 30 баллов.

0 - 10 баллов - низкий уровень выражения эмоциональных состояний;

11 - 20 баллов - средний уровень выражения эмоциональных состояний;

21 - 30 баллов - высокий уровень выражения эмоциональных состояний

В результате проведения данной методики мы получили следующие данные:

8 человек имеют низкий уровень выражения эмоциональных состояний;

1 человек имеет средний уровень выражения эмоциональных состояний;

5 человек имеют высокий уровень выражения эмоциональных состояний.

2. Модификация методики “Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке (Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 128 с.- (Специальная психология).

Цель: изучение понимания эмоциональных состояний людей.

Стимульный материал: портретные картинки с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков.

Инструкция: ребенку последовательно показывают портретные картинки с изображением детей и взрослых и задают вопросы: «Как чувствуют себя люди изображенные? Как ты догадался об этом».

Обработка результатов проводится по обобщенным критериям.

Максимальная оценка за методику 40 баллов.

0 - 13 баллов - низкий уровень понимания эмоциональных состояний людей;

14 - 27 баллов - средний уровень понимания эмоциональных состояний людей;

28 - 40 баллов - высокий уровень понимания эмоциональных состояний людей.

В результате проведения данной методики мы получили следующие данные:

1 человек имеет низкий уровень понимания эмоциональных состояний людей;

7 человек имеет средний уровень понимания эмоциональных состояний людей;

Высокого уровня не обнаружено.

3. Модификация теста «Распознавание эмоций» (авторский тест). (Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов.- СПб.: Речь, 2004. -304 с.)

Цель: Проверка способностей распознавания различных видов простых и сложных эмоций.

Ребенку предлагается рассмотреть 5 рядов картинок с изображениями различных персонажей, связанных между собой какой-либо эмоционально значимой ситуацией. В каждом случае ребенку необходимо понять эти взаимосвязи на основе анализа эмоциональных состояний, отраженных в мимике каждого из героев ситуации. Все картинки предложенных Ситуаций сопровождают специальные вопросы, которые направляют ребенка в поисках нужного изображения.

Ряд 1. Инструкция. Ребенку говорят: «Посмотри на этих гномиков и догадайся, кто из них испугался мишку?»

Ряд 2. Ребенка спрашивают: «С кем из гномиков подружится девочка? Почему?»

Ряд 3. Ребенка спрашивают: « Почему выражение лица у Чебурашки?» -и потом: « Что он чувствует на первой картинке? На средней? В конце?

Ряд 4. Ребенка просят: « Покажи здесь самую любознательную мартышку (если ребенок не понимает слово «любознательная», можно пояснить: которой что - то интересно, что - то ее занимает, удивляет, привлекает)».

Ряд 5. Ребенка спрашивают: «Как ты думаешь, удалось вороне достать червячка из трубки или нет и почему?»- и потом : «Посмотри внимательно на ворону, которая улетела, что она чувствует? Как ты думаешь почему?»

Обработка результатов проводится по обобщенным критериям.

Максимальная оценка за методику 20 баллов.

0 - 6 баллов - низкий уровень способностей распознавания различных видов простых и сложных эмоций;

7 - 12 баллов - средний уровень способностей распознавания различных видов простых и сложных эмоций;

13 - 20 баллов - высокий уровень способностей распознавания различных видов простых и сложных эмоций.

В результате проведения данной методики мы получили следующие данные:

4 человека имеют средний уровень способностей распознавания различных видов простых и сложных эмоций;

4 человека имеют высокий уровень способностей распознавания различных видов простых и сложных эмоций;

низкого уровня не обнаружено.

2.2 Организация формирующего этапа эксперимента

На основе результатов констатирующего эксперимента был проведен формирующий этап исследования. Сроки проведения исследования: 03.03.2008 - 02.04.2008 года.

Цель: разработать и апробировать игровую терапию как средство развития представлений об эмоциях младших школьников с ЗПР.

Для второго этапа исследования была разработана и проведена серия занятий по игровой терапии на основе материалов практического пособия “Формирование эмоционально - волевой регуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий” Слободяник Н.П.

Занятия проводились фронтально после уроков.

На формирующем этапе исследования были проведены занятия по игровой терапии. Занятия по игровой терапии, проводимые на формирующем этапе эксперимента:

2.3 Организация контрольного этапа

Контрольный этап эксперимента проходил в период с 03.04.08. по 05.04.08 года.

Цель: практически обосновать развитие представлений об эмоциях младших школьников с ЗПР посредством игровой терапии.

На контрольном этапе эксперимента были проведены те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.

1. «Методика изучения мимической моторики» Г. А. Волковой

Цель: определить особенности выражения эмоциональных состояний

После подсчета числа детей по каждому уровню развития представлений об эмоциях были получены следующие результаты:

…ученика имеют низкий уровень выражения эмоциональных состояний;

…ученика имеют средний уровень выражения эмоциональных состояний;

…ученика имеют высокий уровень выражения эмоциональных состояний.

Перевод в процентное соотношение проводилось по следующей формуле

Получились следующие результаты:

…% - низкий уровень выражения эмоциональных состояний;

…% - средний уровень выражения эмоциональных состояний;

…% - высокий уровень выражения эмоциональных состояний.

В результате проведения данной методики мы получили, что преобладает .. уровень.

2. Тест «Распознавание эмоций» (авторский тест). (Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов.- СПб.: Речь, 2004. -304 с.)

Цель: Проверка способностей распознавания различных видов простых и сложных эмоций.

После подсчета числа детей по каждому уровню были получены следующие результаты:

.. ученик имеет низкий уровень развития понимания эмоциональных состояний людей;

..ученика имеют средний уровень развития понимания эмоциональных состояний людей;

.. учеников имеют высокий уровень развития понимания эмоциональных состояний людей.

.

Перевод в процентное соотношение проводилось по вышеуказанной формуле. Получились следующие результаты:

.. % - низкий уровень развития понимания эмоциональных состояний людей;

.. % - средний уровень развития понимания эмоциональных состояний людей;

.. % - низкий уровень развития понимания эмоциональных состояний людей;

.

В результате проведения данной методики мы получили, что преобладает .. уровень.

3. Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке (Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 128 с.- (Специальная психология).

Цель: изучение способностей распознавания различных видов простых и сложных эмоций.

После подсчета числа детей по каждому уровню были получены следующие результаты:

.. ученик имеет низкий уровень способностей распознавания различных видов простых и сложных эмоций;

..ученика имеют средний уровень способностей распознавания различных видов простых и сложных эмоций;

.. учеников имеют высокий уровень способностей распознавания различных видов простых и сложных эмоций;

Перевод в процентное соотношение проводилось по вышеуказанной формуле. Получились следующие результаты:

.. % - низкий уровень способностей распознавания различных видов простых и сложных эмоций;

.. % - средний уровень способностей распознавания различных видов простых и сложных эмоций;

.. % - низкий уровень способностей распознавания различных видов простых и сложных эмоций;

В результате проведения данной методики мы получили, что преобладает .. уровень.

Вывод по эмпирической главе исследования

Цель исследования заключалась в диагностике уровня развития представлений об эмоциях, разработке занятий по игровой терапии для развития представлений об эмоциях и проверки уровня эффективности игровой терапии. В результате проведения всех методик на констатирующем этапе исследования мы получили такие результаты по каждому ученику.

…учеников имеют низкий уровень развития представлений об эмоциях;

…ученик имеет средний уровень развития представлений об эмоциях;

…ученика имеют уровень развития представлений об эмоциях ниже среднего.

Таким образом, было выявлено, что преобладал больше всего ….. уровень развития представлений об эмоциях.

При проведении игровой терапии на формирующем этапе исследования мы убедились, что на занятиях дети не только расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся, с одной стороны, самостоятельности, настойчивости, а с другой - умению владеть собой и считаться с партнерами, согласовывать свои действия с действиями других детей.

После проведения всех методик на контрольном этапе исследования мы получили такие результаты:

…учеников имеют низкий уровень развития представлений об эмоциях;

…ученика имеют уровень развития представлений об эмоциях ниже среднего.

Таким образом, было выявлено, что преобладал больше всего …. уровень развития представлений об эмоциях.

Но несмотря на стойкое преобладание ….. уровня развития представлений об эмоциях на двух этапах исследования, результаты улучшились.

Заключение

Дети с задержкой психического развития отличаются от нормально развивающихся сверстников особенностями эмоциональных состояний, представлениями об эмоциях, самооценкой, уровнем притязаний, что отражается и на характере их социальных контактов.

В связи с этим развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков предполагают: гармонизацию аффективной сферы ребенка: профилактику и устранение встречающихся аффективных и негативистских проявлений, других отклонений в поведении; предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера; развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости и т.п.); создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки; развитие социальных эмоций; развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками).

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что проведение игровой терапии с детьми с ЗПР весьма эффективный способ развития представлений об эмоциях.

Все это привело нас к проведению педагогического эксперимента. Нами была выбрана база исследования, определены задачи и методы исследования, а также этапы эксперимента (констатирующий, формирующий и контрольный).

Цель: разработать и апробировать игровую терапию как средство развития представлений об эмоциях младших школьников с ЗПР, проверке уровня эффективности игровой терапии.

В результате проведенного нами исследования мы пришли к тому, что после проведения занятий по игровой терапии уровень развития представлений об эмоциях младшего школьника с ЗПР повысился.

Эффективность проведенного эксперимента мы подтвердили результатами исследования.

Таким образом, гипотеза, которую мы ставили в начале исследования, подтвердилась, но частично, из-за кратковременности проведения исследования, а также из-за особенностей детей.

Список литературы

1. Бабкина Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе/ Н.В. Бабкина //Дефектология. - 2006. - №4. - С. 40-41.

2. Балин В.Д. Психическое отражение / В.Д. Балин; - СПб.: Питер, 2001. - 376 с.

3. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников / С.Ю. Бородулина; - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. - 352 с. (162-183)

4. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав; - М., 2004. - 544 с.

5. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе/ Н.Д. Былкина, Д.В. Люсин//Вопросы психологии.-2000.-№5.-С.38-48.

6. Введение в психодиагностику. / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева и др.; Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой; - М., 1997. - 102 с.

7. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман; М., 2001. - 160 с.

8. Вилюнас В. Психология эмоций / В. Вилюнас; - СПб. Питер, 2004. - 496 с.

9. Волков Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков; - М., 2005. - 208 с.

10. Деревянкина Н.А. Эмоциональный мир ребенка с ЗПР: новые подходы к диагностике/ Н.А. Деревянкина//Дошкольное образование.-2004.-№14.-С. 5.

11. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании./Сост Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова; - М., 2001. - 448 с. (158-159)

12. Детская практическая психология./Под ред. Т.Д. Марцинковской; - М., 2004.

13. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина; - М., 2002. - 464 с. (210-211)

14. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова; М., 2004. - 288 с. (102-116)

15. Капрар Дж., Сервон Д. Психология личности / Дж. Капрар, Д. Сервон; - СПб.: Питер, 2003. - 640

16. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Киселева; - СПб.: Речь, 2006. - 160 с.

17. Краткий психологический словарь. /Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, редактор-составитель Л.А. Карпенко; - Ростов-на-Дону «Феникс», 1988.

18. Краткий психологический словарь./Под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. Редактор-составитель Л.А. Карпенко - Ростов-на-Дону «Феникс» 1998. (273,459)

19. Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий; - М., 1986. - 336 с. (162-173)

20. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник; - М., 2002. - 198 с.

21. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева; - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 192 с.

22. Кулагина И.Ю. Личность школьника: от ЗПР до одаренности / И.Ю. Кулагина; - М., 1999. - 188 с.

23. Лаврентьева Т. Смех и слезы: на приеме у психолога/ Т. Лаврентьева//Дошкольное воспитание.-1994.-№1.-С.50-51.

24. Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г.Л. Лендрет; - М., 1994. - 365 с.

25. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков; - СПб.: Питер, 2000.

26. Мамайчук И.И. Помощь психолога ребенку с ЗПР / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина; СПб.: Речь, 2004. - 345 с.

27. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук; - СПб. Речь, 2006. - 400с.

28. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека/В. Минаева//Дошкольное воспитание.-2003.№2.-С. 13-20.

29. Никишина В.Б Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития / В.Б. Никишина; - М., 2003. - 128 с. (52-53)

30. Основы специальной психологии./Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой; - М., 2002. - 480 с.

31. Осокина М. Игротерапия - Вы знакомы?/М. Осокина //Игра и дети. - 2004. - С. 21-22.

32. Павлий Т. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР/ Т. Павлий //Дефектология. - 2000. - №4. - С. 36-42.

33. Психологические особенности шестилетних детей с нормальным и задержанным темпом психического развития/Редкол. У.В. Ульенкова

34. Психологический практикум: Ощущение. Восприятие. Представление: Учебно-методическое пособие./Сост. А.В. Генералова, О.Ю. Гроголева - Омск,2004.

35. Психология мотивации эмоций/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. [Текст]: учеб. Пособие для студ.-М.: ЧеРо, 2006.

36. Психология развития./Под ред. Т.Д. Марцинковской; - М., 2005.

37. Психология эмоций: учеб.пособие/Авт-сост. Витис Вилюнас: Питер,2004 (хрестоматия по психологии)

38. Скребцова М., Лопатина А. 600 творческих игр для больших и маленьких / М. Скребцова, А. Лопатина; - М., 2004.

39. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий / Н.П. Слободяник; - М., 2004. - 176 с.

40. Сорокин В.М. Практикум по специальной психологии./В.М. Сорокин, В.Л. Кокоренко; Под научной редакцией Л.М. Шипициной; - СПб.: Речь, 2003. - 119 с.

41. Специальная педагогика./Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.: Под ред. Н.М.Назаровой; - М., 2005. - 400 с. (205)

42. Специальная психология./ В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского; - М., 2002. - 480 с.

43. Степанова О.А. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями./О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; Под общей ред. Кумариной С.; - М., 2003. - 270 с.

44. Степина Н.М., Данилина Т.А. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина, Н.М. Степина, В.Я. Зедгенидзе; - М., 2004.

45. Стожарова М.Ю. Школа эмоций/ М.Ю. Стожарова//Ребенок в детском саду.-2006.-№2.С. 58-61.

46. Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов / Т.В. Чередникова; - СПб.: Речь, 2004. - 304 с. (228-231, 222-223)

47. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения / Е.В. Шамарина; - М., 2003. - 80 с. (с 36)

48. Шамарина Е.В. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР/ Е.В. Шамарина, Е.Е. Чернухина //Коррекционная педагогика. - 2005. - №4. - С. 26-33.

49. Шаповаленко И.В. Возрастная психология / Шаповаленко И.В; - М., 2004. - 349 с.

50. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько; - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. - 320 с. (114-127)

51. Эмоции и чувства/Е.П. Ильин;СПб.: Питер,2002.-752с.:ил.- (Серия «Мастера психологии»), (стр. 48-55)

52. Якупова М. Настроение «В варежках»/ М. Якупова//Обруч.-2002.-№3.С.23-26.

Приложение

«Методика изучения мимической моторики» Г. А. Волковой

Цель: определить особенности выражения эмоциональных состояний.

Организация: ребенку предлагается изобразить эмоциональное состояние. «Я скажу какое эмоциональное состояние нужно изобразить, а ты изобразишь»

Радость

Грусть

Удивление

Гнев

Испуг

Страх

2. Модификация методики “Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке” (Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 128 с.- (Специальная психология).

Цель: изучение понимания эмоциональных состояний людей.

Стимульный материал: портретные картинки с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков.

Инструкция: ребенку последовательно показывают портретные картинки с изображением детей и взрослых и задают вопросы: «Как чувствуют себя люди изображенные? Как ты догадался об этом».

Обработка результатов проводится по обобщенным критериям.

Максимальная оценка за методику 40 баллов.

3. Модификация теста «Распознавание эмоций» (авторский тест). (Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов.- СПб.: Речь, 2004. -304 с.)

Цель: Проверка способностей распознавания различных видов простых и сложных эмоций.

Ребенку предлагается рассмотреть 5 рядов картинок с изображениями различных персонажей, связанных между собой какой-либо эмоционально значимой ситуацией. В каждом случае ребенку необходимо понять эти взаимосвязи на основе анализа эмоциональных состояний, отраженных в мимике каждого из героев ситуации. Все картинки предложенных Ситуаций сопровождают специальные вопросы, которые направляют ребенка в поисках нужного изображения.

Ряд 1. Инструкция. Ребенку говорят: «Посмотри на этих гномиков и догадайся, кто из них испугался мишку?»

Ряд 2. Ребенка спрашивают: «С кем из гномиков подружится девочка? Почему?»

Ряд 3. Ребенка спрашивают: « Почему выражение лица у Чебурашки?» -и потом: « Что он чувствует на первой картинке? На средней? В конце?

Ряд 4. Ребенка просят: « Покажи здесь самую любознательную мартышку (если ребенок не понимает слово «любознательная», можно пояснить: которой что - то интересно, что - то ее занимает, удивляет, привлекает)».

Ряд 5. Ребенка спрашивают: «Как ты думаешь, удалось вороне достать червячка из трубки или нет и почему?»- и потом : «Посмотри внимательно на ворону, которая улетела, что она чувствует? Как ты думаешь почему?»

Обработка результатов проводится по обобщенным критериям.

Максимальная оценка за методику 20 баллов.

Методика № 1

Изучения мимической моторики

Имя

Эмоция

Выразительность и полнота воспроизведения образа эмоции

Самостоятельность

Общее количество баллов

Полное (мимика и пантомимика) выразительное воспроизведение образа эмоции (3)

Неполное (мимика) выразительное воспроизведение образа эмоции

(2)

Неполное (мимика) невыразительное воспроизведение образа эмоции

(1)

Не воспроизводит образ эмоции

(0)

Выполняет задание самостоятельно

(2)

Выполняет задание при помощи наводящих вопросов

(1)

Выполнить задание не может

(0)

Илья Б.

Радость

Грусть

Удивление

Гнев

Испуг

Страх

1

1

1

0

0

0

1

1

1

0

0

0

6

Юра Г.

Радость

Грусть

Удивление

Гнев

Испуг

Страх

3

3

2

0

0

0

2

2

2

0

0

0

14

Олег И.

Радость

Грусть

Удивление

Гнев

Испуг

Страх

3

2

2

2

2

0

2

2

2

2

2

0

21

Артур К.

Радость

Грусть

Удивление

Гнев

Испуг

Страх

3

3

2

2

2

0

2

2

2

2

2

0

22

Дима К.

Радость

Грусть

Удивление

Гнев

Испуг

Страх

3

1

0

0

0

0

2

1

0

0

0

0

7

Влад Р.

Радость

Грусть

Удивление

Гнев

Испуг

Страх

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

0

22

Леша Ц.

Радость

Грусть

Удивление

Гнев

Испуг

Страх

3

3

3

3

3

2

2

2

2

2

2

2

29

Максим Д.

Радость

Грусть

Удивление

Гнев

Испуг

Страх

3

3

3

2

1

1

2

2

2

2

2

1

24

8 человек имеют низкий уровень выражения мимической моторики;

1 человек имеет средний уровень выражения мимической моторики;

5 человек имеет высокий уровень выражения мимической моторики.

Методика № 2

Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке

Имя

№ картинки

Знание правильное понимание эмоциональных состояний

Вербализация (умение объяснить причину возникновения эмоции)

Общее количество баллов

Правильно понимает и указывает эмоциональное состояние

(2)

Неправильно понимает и указывает эмоциональное состояние (1)

Не называет эмоциональное состояние

(0)

Правильно объясняет причину возникновения эмоции

(2)

Неправильно объясняет причину возникновения эмоции

(1)

Не называет причину возникновения эмоции

(0)

Как чувствуют себя люди изображенные на картинке?

Как ты догадался об этом

Илья Б.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

2

2

2

2

1

1

0

0

0

2

2

2

1

1

1

0

0

0

0

21

Юра Г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

23

Олег И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

2

2

0

0

0

0

0

0

0

2

2

2

2

2

0

0

0

0

0

16

Артур К.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

2

1

1

1

1

1

1

0

0

2

2

0

0

0

0

0

0

0

0

14

Дима К.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

2

2

2

2

2

0

0

0

0

2

2

2

2

2

2

0

0

0

0

24

Влад Р.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

2

0

0

0

0

0

0

0

0

2

2

2

2

0

0

0

0

0

0

12

Леша Ц.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

2

2

2

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

14

Максим Д.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

2

2

2

1

0

0

0

0

0

2

2

2

0

0

0

0

0

0

0

15

1 человек имеют низкий уровень понимания эмоциональных состояний людей;

7 человек имеют средний уровень понимания эмоциональных состояний людей;

высокого уровня не обнаружено.

Методика № 3

Тест “Распознавание эмоций”

Имя

№ картинки

Знание правильное понимание эмоциональных состояний

Вербализация (умение объяснить причину возникновения эмоции)

Общее количество баллов

Правильно понимает и указывает эмоциональное состояние

(2)

Неправильно понимает и указывает эмоциональное состояние (1)

Не называет эмоциональное состояние

(0)

Правильно объясняет причину возникновения эмоции

(2)

Неправильно объясняет причину возникновения эмоции

(1)

Не называет причину возникновения эмоции

(0)

Илья Б.

1

2

3

4

5

2

2

2

1

0

2

2

0

0

0

11

Юра Г.

1

2

3

4

5

2

2

2

1

0

2

2

1

0

0

12

Олег И.

1

2

3

4

5

2

2

2

2

1

2

2

2

1

0

16

Артур К.

1

2

3

4

5

2

2

2

1

1

2

2

1

1

0

14

Дима К.

1

2

3

4

5

2

2

2

2

1

2

2

2

1

0

16

Влад Р.

1

2

3

4

5

2

2

2

2

1

2

2

2

1

0

16

Леша Ц.

1

2

3

4

5

2

2

2

1

1

1

1

1

0

0

11

Максим Д.

1

2

3

4

5

2

2

2

1

0

1

1

1

0

0

10

Низкого уровня не обнаружено;

4 человека имеют средний уровень способности распознавать различные виды простых и сложных эмоций;

4 человека имеют высокий уровень способности распознавать различные виды простых и сложных эмоций.

Данные по 3 методикам на констатирующем этапе

Имя

Методика № 1

Методика № 2

Методика № 3

Общее количество баллов

Уровень развития

Илья Б.

6

21

11

38

средний

Юра Г.

14

23

12

49

средний

Олег И.

21

16

16

53

средний

Артур К.

22

14

14

50

средний

Дима К.

7

24

16

47

средний

Влад Р.

22

12

16

50

средний

Леша Ц.

29

14

11

54

средний

Максим Д.

24

15

10

49

средний

0 - 29 баллов - низкий уровень развития представлений об эмоциях;

30 - 59 баллов - средний уровень развития представлений об эмоциях;

60 - 90 балов - высокий уровень развития представлений об эмоциях.

Размещено на Allbest.ru

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты