Развитие трудовой деятельности дошкольников
Развитие трудовой деятельности дошкольников
8 Контрольная работа ТЕМА: «Развитие трудовой деятельности дошкольников» План - содержание: Введение 3 1. Особенности труда дошкольников 4 - 5 2. Разновидность труда 6 3. Организация труда 3.1. Условия организации труда 6 - 7 3.2. Формы организации труда 7 - 8 Заключение 9 Библиографический список 10 Введение Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп. Первая группа включает задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересо-ванность в результатах труда. При этом у детей формируются представления о необходимости труда в жизни, об отношении взрослых к труду. Вторую группу составляют задачи, направленные на формирование тру-довых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать ак-куратно, ловко, в достаточно быстром темпе. Третья группа задач направлена на воспитание у детей некоторых лично-стных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде. Четвертую группу составляют задачи воспитания навыков организации своей и общей работы - умение готовить заранее все необходимое, убирать на место инструменты. К пятой группе относят задачи формирования положительных взаимоот-ношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно. Следует иметь в виду, что все намеченные задачи осуществляются не изо-лированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Комплекс этих задач в педа-гогическом процессе осуществляются одновременно. 1. Особенности труда дошкольников Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отно-шения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, нахо-дить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели. Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. В воспитании детей младшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями, в отдельных случаях они мо-гут иметь место и у детей 4-5 лет. Стремление ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности. Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Поэтому, формируя целенаправленную дея-тельность детей, следует избегать непосильной для них работы. В труде маленьких детей должны иметь место и более отдаленные цели. Не следует идти по пути привлечения к труду только тех детей, которые уже уме-ют работать, необходимо вовлекать в труд и тех детей, которые еще не умеют работать, их надо научить тому, что они еще не умеют делать. В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и же-лания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы. В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необ-ходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудности при достижении намеченного результата. Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педа-гогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс. Элементарное планирование могут выполнять и дети 5 - 7 лет. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. На занятиях план чаще всего предлагается педагогом, так как здесь основной зада-чей является научить ребенка тому, чего он еще не умеет делать. Для того, чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы: «Подумай, как ты будешь де-лать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?». Детей следует ставить в условия необходимости предварительно обду-мать процесс деятельности. Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. «Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, ра-ботали все вместе, дружно, быстро все сделали», - говорит воспитатель. Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. 2. Разновидность труда Формирование у детей навыков, необходимых в жизни, связано с деятель-ностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Самообслуживание является основным видом труда маленького ре-бенка. Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатели не интересуются результатами их работы. Труд по самообслуживанию требует несложной, но четкой организации. Сам процесс труда диктует здесь такую организационную форму, как повсе-дневное продолжительное систематическое участие детей в выполнении своих обязанностей, связанных с удовлетворением личных потребностей. Хозяйственно - бытовой труд создает большие возможности для воспи-тания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организа-ции индивидуальной и коллективной работы, предварительного ее планирова-ния и т.д. 3. Организация труда 3.1. Условия организации труда Планомерное и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания возможно при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность. В зависимости от возраста детей педагог отдает предпочтение разным формам деятельности. Для того, чтобы к участию в труде привлекались все дети, следует по воз-можности заранее намечать в календарном плане, кто какие будет выполнять поручения, учитывать очередность участия детей в дежурствах; а если необхо-димость потрудиться возникает вдруг, отражать в учете, кто из детей был при-влечен к работе. Планомерное и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания возможно при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность. В зависимости от возраста детей педагог отдает предпочтение разным формам деятельности. Для того, чтобы к участию в труде привлекались все дети, следует по воз-можности заранее намечать в календарном плане, кто какие будет выполнять поручения, учитывать очередность участия детей в дежурствах; а если необхо-димость потрудиться возникает вдруг, отражать в учете, кто из детей был при-влечен к работе. 3.2. Формы организации труда Трудовые поручения - наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего возраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематической деятельностью. Поручения многообразны по трудности (простые, сложные); характеру выполнения (индивидуальные или совместные ); времени исполнения (кратко-временные, эпизодические, длительные). Поручения особенно важны в период от 3 до 5 лет. Учитывая некоторые особенности поручений их можно сгруппировать: 1 группа - поручения, связанные с выполнением одного способа действия: подать, принести, отнести. Они кратковременны, эпизодичны, вызваны вре- менной необходимостью. 2 группа - поручения, которые содержат несколько способов действия, несколько трудовых операций. Сюда можно отнести поручения следующего содержания: покормить животных, полить комнатные растения и т.д. 3 группа - поручения, связанные с результатами, которых дети достигают не сразу: посеять, посадить, принести из дома открытку, расческу и т.д. Трудовое воспитание в семье В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей тру-долюбия. Это, прежде всего наглядность, доступность разнообразного домаш-него труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощу-тить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости. В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде. Это расширя-ет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему. Заключение Педагогические и психологические исследования последних лет в нашей стране свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей дошкольного возраста происходят при условии, если дети получают зна-ния в определенной последовательности, когда в доступной форме перед ними раскрываются основные закономерности тех или иных явлений в действи-тельности. Знакомство дошкольников с трудом взрослых, открывает возможности для расши-рения содержания детских игр, в которых отражаются представления о разно-образном труде взрослых. Повышается нравственно-интеллектуальный уровень этих игр: у детей возникает желание принять участие в труде вместе со взрос-лыми; они более ответственно относятся к выполнению своих обязанностей и поручениям (уборке игрушек, дежурствам и т.д.). Исследования, проведенные по трудовому воспитанию, показывают, что важнейшим условием для перехода к более высокой ступени деятельности - к учению - является воспитание у дошкольников способности систематически выпол-нять посильные обязанности вне зависимости от личного желания ребенка, от случайностей его настроения. Когда ребенок к концу дошкольного возраста хорошо справляется со своими весьма несложными делами, можно считать, что он подготовлен к выполнению более сложных обязанностей, которые воз-ложит на него школа. Библиографический список: 1. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983 2. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания. - Минск, 1988 3. Каплан Л. И. Посеешь привычку - пожнешь характер.- М., 1980 4. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990 5. Педагогическая психология / Под ред. Клюевой Н.В. - М., 2003 6. Труд и наблюдения в природе.- М.,1987 7. Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. - М., 1990. - №6. - С. 10-21
|