Развитие внимания первоклассников при проведении экскурсий во внеурочное время
p align="left">Н. Ф. Виноградова выделяет следующие группы экскурсий, которые включены во все программы начальной школы:- ознакомление с многообразием органического мира, наблюдение за явлениями природы в различное время года; - ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, топонимикой, полезными ископаемыми своей местности; - экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов природных сообществ, ознакомлению с природным богатством своего края и проблемами охраны окружающей среды; - экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства. [ 6 ] С. А. Смирнов, автор книги «Педагогика» в разделе «Внеурочные формы организации текущей учебной работы» выделяет следующие виды экскурсий: - вводные экскурсии (проводятся перед непосредственным изучением нового материала); - текущие; - итоговые (проводятся для контроля и лучшего закрепления изученного материала). Также Смирнов отмечает, что каждая экскурсия имеет свою чётко выделенную цель: одни предназначены для изучения нового материала, другие используются для закрепления уже изученного. Заключительные экскурсии помогают учащимся повторить пройденную тему или раздел. Как правило, завершающие экскурсии связывают с выполнением учащимися тематических заданий. Он считает, что экскурсия может длиться от 40-45 минут до 2-2,5 часов. В этот промежуток не входит время, затрачиваемое учащимися на дорогу. Обычно время экскурсии определяется характером предмета экскурсии, содержанием и сложностью материала и, конечно, возрастом учащихся. Смирнов добавляет, что закончиться экскурсия может игровой беседой. Однако на последующих после экскурсии уроках учитель должен возвращаться к ней, использовать полученные в ходе её материалы и знания учащихся, а если возможно, то провести повторение и обобщение изученного на экскурсии материала. [ 42 ] Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: Все виды экскурсий, кроме всех перечисленных значений, развивают внимание учащихся, т. к. их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком - то определённом объекте или явлении. Т. е. нашей задачей при проведении экскурсий с первоклассниками является: направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте. Определить распорядок действий, необходимость точно исполнять указания учителя мобилизуют внимание детей, приучают их сосредотачиваться на работе. Также мы не должны забывать и о том, что нам необходимо упражнять произвольное внимание школьников, воспитывая их наблюдательность. Важно знать индивидуальные особенности внимания каждого ученика. Только тогда можно ставить определённые задачи по развитию внимания и устранения определённых недочётов у каждого ребёнка. Надо знать причины, породившие недостатки особенностей внимания детей, и постараться устранить их. Любовь к природе, эстетические чувства, большой интерес к тому, что нас окружает - воспитываются у учащихся именно на экскурсиях. Выводы по 1 главе: Проанализировав психолого-педагогическую литературу таких авторов, как Дубровина И. В., Крутецкий В. А., Люблинская А. А., Мухина В. С., Реан А. А., Сластёнин В. А., Смирнов С. А., мы рассмотрели психолого-педагогические особенности первоклассников, представленные выше и сделали следующие выводы: Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус - он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками. Внимание младших школьников неустойчивое, отличается частым и непроизвольным перемещением с одного объекта на другой. Возрастная особенность внимания младших школьников - сравнительная слабость произвольного внимания. Произвольное внимание развивается вместе с развитием общественно-значимых мотивов учения, ростом осознания своей ответственности за успех учебной деятельности. Возрастной особенностью внимания первоклассника является его сравнительно небольшая устойчивость, неумение длительно сосредотачиваться на работе, особенно на однообразной и неинтересной, отвлечение внимания. Все виды экскурсий, кроме всех перечисленных значений, развивают внимание учащихся, т. к. их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком - то определённом объекте или явлении. Т. е. нашей задачей при проведении экскурсий с первоклассниками является направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте. Любовь к природе, эстетические чувства, большой интерес к тому, что нас окружает - воспитываются у учащихся именно на экскурсиях. Экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Экскурсии имеют огромное значение в деле образования и воспитания подрастающего поколения и являются составной частью школьной работы. Развитию наблюдательности школьников чрезвычайно способствует правильная организация их наблюдений за погодой, природой, развитием растений, поведением животных. При проведении экскурсий, туристических походов, посещении музеев и выставок следует побуждать школьников обращать внимание на характерные детали и различные особенности предметов и явлений, сопоставлять и сравнивать их, усматривать их различие и сходство, замечать их связи и отношения. Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию внимания первоклассников при проведении экскурсий во внеурочное время. 2.1 Педагогические условия развития внимания первоклассников. Задачами данного параграфа являются: 1. Обосновать выбор педагогических условий, способствующих развитию внимания и наблюдательности первоклассников. 2. Описать критерии уровней сформулированности внимания у первоклассников. Мы утверждали, что проведение экскурсий во внеурочное время будет способствовать развитию внимания первоклассников, если будут использоваться различные методические наблюдения; и в процессе нашей работы мы будем устанавливать причинно- следственные связи. Далее опишем педагогические условия, способствующие развитию внимания и наблюдательности детей на экскурсиях. Н. Ф. Виноградова считает, что научить младшего школьника проводить наблюдения в окружающем мире - процесс сложный, требующий тщательной подготовки как от учителя (выбор объекта, постановка цели, планирование, руководство), так и от учащихся (осознание цели, психологическая готовность к работе, аккуратность в выполнении задания). [8] Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватного восприятия окружающего мира, чтобы он не просто смотрел, но и увидел всё, что требуется, не только слушал, но и слышал.[37] Развитие наблюдательности, считает В. М. Кузина - одна из приоритетных целей, которую учитель должен реализовать при организации изучения окружающего мира. Наблюдение следует рассматривать в единстве восприятия и мышления. В процессе развития восприятие может переходить в теоретическую деятельность - наблюдение, позволяющее глубже проникнуть в мир материальных и социальных явлений, или же восприятие может переходить в процесс создания художественного образа и эстетического созерцания мира.[23] Далее представим ряд диагностических методик на развитие внимания и наблюдательности детей, которые могут использоваться во время экскурсий. Пути развития наблюдательности и внимания при организации окружающего мира разнообразны: - использование различных средств наглядности; - организация наблюдений к уроку и на уроке; - организация наблюдений при проведении опытов, практических работ; - ведение дневников наблюдений, фенологических тетрадей, настенных календарей природы и труда; - организация наблюдений на экскурсиях и после экскурсий.[24] Чтобы наблюдение было эффективным, необходимо не просто стимулировать учащихся к рассмотрению объектов, а организовывать их деятельность. С этой целью необходимо научить детей рациональным приёмам наблюдения в процессе усвоения знаний: Первая группа приёмов - поисковые, которые дают возможность учащимся найти, выделить, опознать объект, руководствуясь определёнными признаками. Например, учитель называет ряд признаков, а учащиеся должны узнать по ним объект. Вторая группа приёмов - осуществление сравнительного анализа двух или более объектов на основе сопоставления их характеристик. Третья группа приёмов - задачи на мысленную перегруппировку заданных объектов. Для реализации этой задачи учащиеся должны путём восприятии исходного состояния характеристик, выделить разнообразные признаки, которые позволят им включить их в новые связи и отношения. Четвёртая группа приёмов позволяет решать собственно исследовательские задачи. Цель их - направить внимание учащихся на самостоятельное исследование заданного объекта.[21] Ниже представим не менее важные приемы, которыми может воспользоваться учитель начальной школы: - сравнение, которое позволяет выделить в предметах разнообразные признаки; - абстрагирование, то есть выделение главных признаков наблюдаемого предмета - обобщение и обоснование выводов [23] При выделении главных признаков предмета учащиеся начальной школы встречаются с большими трудностями, поскольку они легко определяют черты различия, но не умеют находить черты сходства. Вместе с тем, без умения выделять существенный признак предмета невозможно провести его отнесение к определенному понятию. Трудности сравнения связаны с тем, что детям этого возраста еще очень трудно найти основание для сравнения. В этом случае целесообразно использовать различные методические приемы, одним из которых является использование трех предметов. Рядом с двумя предметами, у которых дети не могут найти общих признаков, надо положить третий, отличающийся именно по этому признаку. Таким образом, все эти приёмы и методы способствуют развитию наблюдательности, образного мышления, и это необходимое условие эффективного усвоения знаний. Вместе с тем это одно из важнейших средств развития личности ученика (его чувств, переживаний, эмоционального отношения к окружающему). Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: наблюдение как метод обучения будет способствовать развитию внимания первоклассника. А для того, чтобы выявить уровень развития внимания первоклассников нам нужно проанализировать критерии уровней внимания. Далее опишем критерии уровней сформированности внимания у первоклассников. Уровень внимания может быть определён с помощью следующих показателей: объём внимания, устойчивость внимания, переключение внимания. Объём внимания - это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчётливостью. Чем больше предметов или элементов воспринимается одномоментно, тем больше объём внимания и тем более эффективна будет деятельность. Объём внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов. Человек с большим объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объём внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом. Устойчивость внимания - длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И. П. Павлов говорил о своей работе: «Это прежде всего упрямая сосредоточенность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать». Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и её значимости, от отношения к выполняемой работе. Внимание не может долго задерживаться на неподвижном объекте, если мы не можем его рассматривать с разных сторон. Чем богаче различными свойствами объект, тем легче сосредоточить внимание на нём в течение длительного времени. Переключение внимания - сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему школьнику бывает трудно начинать новую работу, особенно если она не очень нравится, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому. В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека - одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, а другие медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания.[22] 2.2. Результаты опытно - экспериментальной работы. Задачами данного параграфа являются: 1. Описать результаты экспериментальной работы. 2. Описать методические рекомендации для развития внимания детей. Для выявления уровней внимания первоклассников мы подобрали диагностические методики из следующих источников: - «Развитие внимания детей», автор- Любовь Валерьевна Черемошкина.[47] - «Диагностики познавательной сферы ребёнка», автор Тамара Геннадьевна Богданова.[4] - «Настольная книга практического психолога», автор- Евгений Иванович Рогов. [38] - «Играя, развиваем логику», автор- Олег Владимирович Завязкин.[19] Нашей задачей было - определить уровень внимания первоклассников по трём показателям: объём внимания, устойчивость внимания и переключение внимания. Мы предлагали детям выполнить 6 тестов (по два на каждый показатель). Затем мы проанализировали результаты этих тестов и, судя по количеству верно и точно выполненных детьми заданий, мы в процентном соотношении разделили все 3 исследуемых нами показателя на уровни: высокий, средний, низкий. Первый тест (Л. В. Черемошкиной), который мы предложили детям, был на выявление уровня объёма внимания. Он заключался в следующем: предлагались две картинки, в которых нужно было найти три отличия (см. Приложения). На выполнение этого теста детям давалось 15 секунд. Результат получился следующий: задание выполняли 28 человек (28 мы взяли за 100%). Все три отличия нашло 8 человек, т.е. 28,5%. Это высокий уровень. Два отличия нашли 20 человек, т. е. 71,5%. Это средний уровень. И детей, которые нашли только одно или вообще не нашли ни одного отличия, нет. Также на выявления уровня объёма внимания мы предлагали детям ещё один тест Л. В. Черемошкиной. Он заключался в следующем: детям предлагалась фигура, состоящая из нескольких геометрических фигур (треугольники, ромбы, круги). Общее количество фигур составляло 5: 2 треугольника, 2 круга, 1 ромб. И детям нужно было за 30 секунд найти всевозможные фигуры и записать их количество. Данный тест выполняло 29 человек (29 мы взяли за 100%). Результаты получились следующие: Все 5 фигур нашло 24 человека или 82,7%. Это высокий уровень. Детям, которые нашли хотя бы 2 фигуры, или допустили неточности, мы присудили средний уровень: 3 человека или 10,3%. И детям, которые не нашли ни одной фигуры или нашли только одну, мы присудили низкий уровень: 2 человека или 6,8% [39] Ниже представим диаграмму по объёму внимания всех детей: 1 тест: Высокий уровень (28,5% или 8 человек); Средний уровень (71,5% или 20 человек); Низкий уровень (0%). 2 тест: Высокий уровень (82,7% или 24 человека); Средний уровень (10,3% или 3 человека); Низкий уровень (6,8% или 2 человека). По результатам теста на выявление уровня объёма внимания можно сделать следующий вывод: у детей 1 «В» класса преобладает высокий уровень объёма внимания. Следующий тест, который мы проводили с детьми (Е. И. Рогова) был на выявление устойчивости внимания детей. Он заключался в следующем: даётся два ряда самых разнообразных букв, среди которых «запрятаны» три слова. И детям за 12 секунд нужно было найти эти слова и подчеркнуть их. (см. Приложения) Задание выполняло 28 человек. Результаты получились следующие: Все три слова нашли 4 ученика, т.е. 14,2%. Это высокий уровень. Два слова нашли 9 учеников, т.е. 32,1%. Это средний уровень. И одно слово (или вообще ни одного) нашли (не нашли) 15 человек, т. е. 53,5%. Это низкий уровень. Ещё один тест на выявление уровня устойчивости внимания Е. И. Рогова заключался в следующем: детям предлагался небольшой литературный текст, состоящий из 4 предложений. И детям нужно было за 1 минуту прочитать текст и подчеркнуть в словах только букву «а». Задание выполняло 29 учеников. Результаты получились следующие: Ребятам, которые нашли букву «а» в 100- 80% текста, мы присудили высокий уровень (12 человек или 41,3%). Ребятам, которые нашли букву «а» в 80- 50% текста, мы присвоили средний уровень (6 человек или 20,6%). И ученикам, которые нашли букву «а» ниже 50% текста или вообще не нашли, мы присудили низкий уровень ( 11 человек или 38%). [38] 1 тест: Высокий уровень (14,2% или 4 человека); Средний уровень (32,1% или 9 человек); Низкий уровень (53,5 или 15 человек). 2 тест: Высокий уровень (41,3% или 12 человек); Средний уровень (20,6% или 6 человек); Низкий уровень (38% или 11 человек). По результатам тестов на выявление уровня устойчивости внимания, можно сделать следующий вывод: у детей 1 «В» класса преобладает низкий уровень устойчивости внимания. Следующий тест, который мы проводили с детьми, был на выявление уровня переключаемости внимания. (Т. Г. Богдановой). Он заключался в следующем: детям предлагается 3 ряда разных слов. В каждом ряду надо найти и подчеркнуть слова, которые обозначали какой - то предмет, например, в первом ряду из всех слов детям нужно было найти и подчеркнуть те слова, которые обозначают птицу, во втором ряду - растение, и в третьем - фрукт (см. Приложения). На выполнение теста отводилось 15 секунд. Выполняли тест 28 человек. Результаты получились следующие: Все слова нашёл 21 человек. (75%) Это высокий уровень (сюда же мы отнесли тех детей, которые не нашли одного слова из всех). Не нашли два-три слова - 3 ученика (10,7%). Это средний уровень. Дети, которые нашли всего два-три слова, или вообще не нашли ни одного слова - 4 человека (14,2%). Это низкий уровень. Ещё один тест на выявления уровня переключаемости внимания О. В. Завязкина, который мы провели с детьми, заключался в следующем: детям предлагались 4 ряда лиц (см. Приложения). В первом ряду дано 4 разных лица, а в трёх остальных рядах одного лица из верхнего ряда не хватает. Детям нужно было в 3 остальных рядах дорисовать недостающие лица. Задание выполняло 29 человек. Результаты получились следующие: Все лица (и в правильном порядке) нашли и дорисовали 22 человека или 75,8%. Это высокий уровень. Не дорисовали одно лицо, или допустили 1 ошибку 4 человека или 13,7%. Это средний уровень. И детям, которые допустили 2 и более ошибок или неверно нарисовали лица (3 человека или 10,3%), мы присвоили низкий уровень. [4] 1 тест: Высокий уровень (75% или 21 человек); Средний уровень (10,7% или 3 человека); Низкий уровень (14,2% или 4 человека). 2 тест: Высокий уровень (75,8% или 22 человека); Средний уровень (13,7% или 4 человека); Низкий уровень (10,3% или 3 человека). Ниже представим общий график по всем 3 показателям внимания: Диаграмма №1: Уровень объёма внимания по результатам 2 тестов: По данному графику видно, что у детей 1 «В» класса преобладает средний уровень объёма внимания (71%). Диаграмма №2: Уровень устойчивости внимания по результатам 2 тестов: По данному графику видно, что у детей 1 «В» класса преобладает низкий уровень устойчивости внимания (45,5%). Диаграмма №3: Уровень переключаемости внимания по результатам 2 тестов: По данному графику видно, что у детей 1 «В» класса преобладает высокий уровень переключаемости внимания (около 75%). По результатам тестов на выявление уровня переключаемости внимания видно, что у детей 1 «В» класса преобладает высокий уровень переключаемости внимания. По результатам проведённых тестов можно сделать следующий вывод: детям необходимо развивать устойчивость внимания. Теперь перейдём к описанию методических рекомендаций по проведению экскурсий с первоклассниками. В 1 главе мы отметили, что развитию внимания первоклассников способствуют планомерные и систематические наблюдения за какими-либо объектами или явлениями. И поэтому мы подготовили комплекс экскурсий, предложенных разными авторами с целью развития у детей внимания и наблюдательности на следующие темы: - «Экскурсия в сад-огород»; - «Кто построил этот дом?»; - «Осенние явления в живой природе»; - «Признаки зимы»; - «Экскурсия в школьный ЗИМНИЙ САД». Ниже опишем ход проведения каждой экскурсии, её особенности, цели, задачи. Первую экскурсию на тему «Сад-огород», предлагаемую нам М. П. Яновой, мы проводили с детьми в период летней практики. [50] Основные учебно-воспитательные задачи данной экскурсии следующие: - познакомить детей с деревьями и растениями сада и огорода; - познакомить детей с орудиями труда, которые использует человек при работе в саду и огороде; - воспитывать у детей любовь к труду; - развивать память, мышление, внимание, развивать интерес к природе, любознательность, трудолюбие. Место проведения нашей экскурсии мы определили заранее: садовые участки в районе Чёрной речки. Для проведения экскурсии мы подготовили необходимое оборудование: - таблицы с рисунками овощей и фруктов; - иллюстрации огородных орудий труда; - рисунки с фрагментами садовых и огородных работ. Экскурсию мы начинаем с вводной беседы, состоящей из группы загадок: 1. Сидит дед, во сто шуб одет;2. Девица в темнице, а коса на улице. Кто его раздевает, (МОРКОВЬ) Тот слёзы проливает. (ЛУК) 3. Сто одёжек и все без застёжек. (КАПУСТА) 4. Синий мундир, жёлтая подкладка, А в середине сладко. (СЛИВА) Далее задаём детям вопросы: «Ребята, а каким общим словом можно объединить все эти слова?», «Какие ещё фрукты и овощи растут в саду?», «У кого из вас есть сад или огород?», «Помогаете ли вы своим родителям?» и т. д. Затем мы задаём загадки про орудия труда: 1. Зубастый зверёк грызёт со свистом дубок. (ПИЛА) 2. Двенадцать коней одним поводом веду. (ГРАБЛИ) 3. Кто берёт сено тремя зубами?(ВИЛЫ) После этого раздаём детям иллюстрации с изображениями овощей, фруктов, орудий труда и предлагаем задание: поднимите карточку те, у кого изображён овощ, у кого фрукт, у кого орудие труда и т. д. и тем самым проверяем, насколько дети внимательны. И после вводной беседы мы отправились вместе с детьми на садовые участки наблюдать, какие же растения мы увидели, какими орудиями труда работали люди. Дети наблюдали и запоминали, а мы задавали им наводящие вопросы. По возвращении в лагерь мы всё обобщаем, вспоминаем, делаем выводы: - О чём мы говорили на экскурсии? - Что интересного вы наблюдали на дачных участках? - Какие фрукты, овощи вы видели? - Какой труд людей наблюдали? - Почему надо ценить труд человека? И в заключении мы даём детям задание: нарисовать картинку на тему нашей экскурсии и составить общий альбом отряда, состоящего из отдельных частей: овощи, фрукты, орудия труда. Вторую экскурсию, предлагаемую Петуховым П. А., на тему «Кто построил этот дом?» мы проводили с детьми в период стажёрской практики. Цель экскурсии - понаблюдать за процессом строительства жилого дома. Основные учебно-воспитательные задачи данной экскурсии следующие: - знакомить учащихся с трудом взрослых, с профессиями, связанными со строительством, с техникой и инструментами, которые помогают человеку в труде; - знакомить учащихся со строительными материалами; - воспитывать уважение к труду взрослых; - развивать у детей внимание и воображение. Экскурсию мы начали с вводной беседы в классе, используя при этом большое количество тематической наглядности: «Сегодня мы с вами проведём экскурсию на строительную площадку и узнаем, кто строит дома, какая техника помогает строителям в работе и какие материалы используют при постройке дома». Далее, с помощью загадок, мы выясняем, какие же машины помогают людям и кратко пересказываем процесс строительства. 1. - Рученька - ручища, что в земле ты ищешь? - Ничего я не ищу, землю рою и тащу! (ЭКСКАВАТОР) 2. Что за машина: шея, как у гуся, Сила, как у слона? (ПОДЪЁМНЫЙ КРАН) По ходу рассказа помещаем на доску иллюстрации и новые слова: СТРОЙКА, СТРОИТЕЛЬ, ЭКСКАВАТОР, КАМЕНЩИК, КОТЛОВАН, АРХИТЕКТОР, КОПЁР. После вводной части мы проводим с детьми беседу по технике безопасности и затем переходим к непосредственно самой экскурсии на строительную площадку. На экскурсии мы наблюдаем за разными объектами и обращаем особое внимание детей на следующее: - какие работы выполняются на строительной площадке, - какие машины выполняют эту работу, - рабочие каких строительных профессий участвуют в возведении и отделке здания, - какие строительные материалы используются? Дети наблюдают и отвечают на данные вопросы. Мы спрашиваем учеников, что ещё интересного и необычного они заметили и просим рассказать всем об этом объекте или явлении. Таким образом дети наблюдают за несколькими объектами, переключая своё внимание. По возвращении в класс, мы всё обобщаем, вспоминаем, делаем выводы. Мы снова задаём детям вопросы, которые задавали во время самой экскурсии. Дети рассказывают, дополняют ответы друг друга, уточняют, делятся своими впечатлениями. И мы даём им задание: нарисовать картинку по проведённой экскурсии, то, что им особенно запомнилось и понравилось. [34] Третью экскурсию, предлагаемую нам автором «Методического пособия по естествознанию и экологическому воспитанию» Р. А. Петросовой на тему «Осенние явления в живой природе», мы проводили с детьми в период стажёрской практики. Цель экскурсии - познакомить учащихся с некоторыми представителями лиственных древесных растений; пронаблюдать признаки наступления осени. Основные учебно- воспитательные задачи данной экскурсии следующие: - познакомить учащихся некоторыми видами растений; - понаблюдать признаки наступления осени; - развивать внимание, наблюдательность; - развивать чувство любви к природе. Экскурсию мы проводили на территории школьной аллеи. Начали мы со вступительной беседы в классе. Задаём детям следующие вопросы: - Какой лес или парк находится вблизи школы? - Какие деревья вы знаете? - Какого цвета листва у растений была летом? Далее мы рассказываем детям, что с наступлением осени природа начинает меняться и показываем ряд иллюстраций, а также картины художников на осеннюю тематику. Далее переходим к самой экскурсии, выводим детей на территорию школьной аллеи. На месте экскурсии рассказываем детям об особенностях осеннего леса, его окраске. Затем переходим к наблюдению за конкретными объектами - деревьями, задавая детям вопросы: - Какие деревья из тех, что здесь растут, вы знаете? - По каким признакам можно отличить БЕРЁЗУ? Какого цвета её ствол? Какова форма листьев? Какого они цвета? И предлагаем учащимся собрать несколько опавших листьев берёзы. Следующими объектами нашего наблюдения являются: ДУБ, РЯБИНА, КЛЁН, ОСИНА. Мы также наблюдаем их особенности: - ДУБ: какова форма листьев?, каковы особенности коры?, какое дерево выше - дуб или берёза, у какого дерева толще ствол? (таким образом внимание детей постоянно переключается с одного объекта на другой) Также обращаем внимание детей на плоды дуба. - РЯБИНА: рассматриваем своеобразное строение листа (КЛЁН) и гроздьев. По ходу экскурсии собираем опавшие листья и плоды деревьев. Вторая часть нашей экскурсии отводится на наблюдение за изменениями в природе, происходящие осенью: изменение цвета листвы, листопад, наличие плодов на многих деревьях. Объясняем детям, что так природа готовится к наступлению зимы и перенесению неблагоприятных условий. Завершаем экскурсию беседой в классе с подведением итогов: что узнали дети о жизни леса и изменениях в природе осенью. Окончательное закрепление знаний проводим на следующий день в классе. Предлагаем учащимся по листьям назвать растения, определить плоды каких растений они собрали, рассказать об осенних явлениях в природе. [33] Четвёртую экскурсию, предлагаемую нам автором методического пособия «Организация уроков окружающего мира в 1 классе» А. А. Вахрушевым на тему «Признаки зимы», мы проводили во время преддипломной практики. Цель экскурсии - понаблюдать за конкретными признаками, объектами или явлениями природы в зимний период и результаты наблюдений занести в специальные таблицы, которые мы раздали каждому ученику (см. Приложения). Основные учебно- воспитательные задачи данной экскурсии следующие: - понаблюдать признаки зимы; - понаблюдать за конкретными объектами природы, природными явлениями; - развивать внимание, воображение; - развивать чувство любви к природе. Наша экскурсия проходила на территории школы. Сначала мы поговорили с детьми в классе, какие признаки природы в зимний период им известны, какие явления встречаются в природе зимой, а затем перешли, непосредственно к самой экскурсии. На пришкольном участке мы обращали внимание детей на то, что они видят вокруг себя, что интересного могут нам рассказать. И затем, как бы обобщив все ответы детей, мы начали задавать им основные вопросы по проведённой экскурсии, которые были заготовлены нами заранее (Чем покрыта земля, река? Как выглядят деревья? Каких видел птиц? и т. д. - см. Приложения). Уже в классе мы подводили с детьми итоги экскурсии, обобщали всё сказанное. Затем мы раздали ученикам таблицы с вопросами о признаках зимы по проведённой экскурсии, где они должны были самостоятельно отметить значком только те признаки, объекты и явления природы, которые они наблюдали на данной экскурсии. Сам процесс экскурсии опирался на развитие внимания детей по 3 показателям: объём, переключаемость и устойчивость. Сначала дети наблюдали за общими признаками зимы: температура воздуха, осадки, как выглядят деревья, каких ты видишь птиц и т. д. Тем самым мы развивали объём их внимания (увидеть и запомнить как можно больше признаков). Затем мы задавали детям разные вопросы по разным признакам, а они в то время, оглядываясь по сторонам, переключая своё внимание с одного объекта на другой, отвечали на них. Таким образом, мы развивали переключаемость внимания детей. И при подведении итогов экскурсии, в классе, мы дали детям задание: нарисовать ОДИН любой признак (или объект), за которым ты сегодня наблюдал: замёрзшую реку, птицу, например воробья, катание детей на санках, падение снега, голый куст или дерево и т. д., то есть то, что тебе особенно хорошо запомнилось. Таким образом, мы направляли внимание детей на один конкретный объект, т. е. развивали устойчивость их внимания. В Приложении представлены таблицы, заполненные детьми при наблюдении, а так же рисунки. [5] И пятую экскурсию, предлагаемую нам А. А. Вахрушевым, на тему «Экскурсия в школьный ЗИМНИЙ САД», мы также проводили во время преддипломной практики. Цель экскурсии - познакомить детей с комнатными растениями; провести самостоятельно или вместе с родителями опыт «Как вырастить растение». Задачами данной экскурсии являются: - познакомить детей с некоторыми видами комнатных растений; - доказать, что растения - живые организмы; - провести опыт по выращиванию семени фасоли; - развивать внимание, наблюдательность, воображение, мышление; - воспитывать любовь к живым организмам. Экскурсию мы начали с вводной беседы в классе. Главный вопрос стоял в том, как же отличаются живые организмы от неживых предметов. На доске у нас размещается ряд иллюстраций с изображениями живых существ (растения и животные) и неживых предметов (различные предметы быта). Дети выбирают из предложенных картинок только те, где, по их мнению, изображены живые существа и обосновывают свой выбор. И затем, в ходе выяснения, мы вместе с детьми выводим признаки живых существ: дышат, питаются, растут, размножаются и погибают. И сообщаем, что сегодня мы проведём экскурсию, понаблюдаем за растениями, убедимся, что они на самом деле живые организмы. Экскурсию мы проводили в школьном «Зимнем саду». Сначала мы обращаем внимание детей на все растения. Затем спрашиваем, какие растения, из тех, что вы здесь видите, растут у вас дома и как они называются. И затем переходим непосредственно к осмотру каждого растения. Задаём детям вопросы: - кто знает, как это растение называется? - что вы можете сказать об особенностях строения его листа? - какие плоды, цветы на этом растении вы видите? - в каких странах, по вашему мнению, можно встретить такое растение? Обращаем особое внимание детей на то, что растения ежедневно поливают, удобряют, ухаживают за ними. Указываем на то, что многим растениям необходим солнечный свет. По возвращении в класс, мы всё обобщаем, делаем выводы, подводим итоги по вопросам: - какие растения вы увидели в школьном «Зимнем саду»? - кто может рассказать, как и зачем надо ухаживать за растениями? И затем даём детям итоговое задание: провести опыт с семенем фасоли и понаблюдать за его ростом и развитием в течение 1-2 недель, а результаты наблюдения систематически записывать и зарисовывать в таблицу рабочей тетради «Лабораторных опытов» (см. Памятку) Ниже представим образец таблицы: [5] |
Число, время Какие явления наблюдал Рисунок | | | | |
Так, с помощью метода систематического наблюдения, мы развивали у детей внимание. Мы описали методические рекомендации по проведению экскурсий с первоклассниками. Далее опишем результаты контрольного эксперимента по выявлению уровня развития внимания первоклассников. Мы проводили констатирующий эксперимент с детьми 1 «В» класса по выявлению уровня развития внимания по 3 показателям: объём внимания, переключаемость внимания и устойчивость внимания. Мы предлагали детям 6 тестов (по 2 на каждый показатель) и вычислили в процентном соотношении уровень развития внимания всего класса по всем трём показателям. Результаты получились следующие: - объём внимания: средний уровень (преобладает 71%); - устойчивость внимания: низкий уровень (преобладает 55%); - переключаемость внимания: высокий уровень (преобладает 75%). Для контрольного эксперимента мы взяли те же диагностические методики по выявлению у детей уровня развития внимания по этим же трём показателям. Первый тест (Л. В. Черемошкиной), который мы предложили детям, был на выявление уровня объёма внимания. Он заключался в следующем: предлагались две картинки, в которых нужно было найти три отличия (см. Приложения). На выполнение этого теста детям давалось 15 секунд. Результат получился следующий: задание выполняли 28 человек (28 мы взяли за 100%). Все три отличия нашли 12 человек, т.е. 42,8%. Это высокий уровень. Два отличия нашли 16 человек, т. е. 57,1%. Это средний уровень. И детей, которые нашли только одно или вообще не нашли ни одного отличия, нет. Также на выявления уровня объёма внимания мы предлагали детям ещё один тест Л. В. Черемошкиной. Он заключался в следующем: детям предлагалась фигура, состоящая из нескольких геометрических фигур (треугольники, ромбы, круги). Общее количество фигур составляло 5: 2 треугольника, 2 круга, 1 ромб. И детям нужно было за 30 секунд найти всевозможные фигуры и записать их количество. Данный тест выполняло 28 человек (28 мы взяли за 100%). Результаты получились следующие: Все 5 фигур нашло 24 человека или 85,7%. Это высокий уровень. Детям, которые нашли хотя бы 2 фигуры, или допустили неточности, мы присудили средний уровень: 4 человека или 14,2%. И детей, которые не нашли ни одной фигуры или нашли только одну, нет. [39] Ниже представим диаграмму контрольного эксперимента по результатам двух тестов по объёму внимания всех детей: По данной диаграмме видно, что у детей 1 «В» класса преобладает высокий уровень объёма внимания. Следующий тест, который мы проводили с детьми (Е. И. Рогова) был на выявление устойчивости внимания детей. Он заключался в следующем: даётся два ряда самых разнообразных букв, среди которых «запрятаны» три слова. И детям за 12 секунд нужно было найти эти слова и подчеркнуть их. (см. Приложения) Задание выполняло 28 человек. Результаты получились следующие: Все три слова нашло 9 учеников, т.е. 32,1%. Это высокий уровень. Два слова нашли 15 учеников, т.е. 53,5%. Это средний уровень. И одно слово (или вообще ни одного) нашли (не нашли) 4 человека, т. е. 14,2%. Это низкий уровень. Ещё один тест на выявление уровня устойчивости внимания Е. И. Рогова заключался в следующем: детям предлагался небольшой литературный текст, состоящий из 4 предложений. И детям нужно было за 1 минуту прочитать текст и подчеркнуть в словах только букву «а». Задание выполняло 28 учеников. Результаты получились следующие: Ребятам, которые нашли букву «а» в 100- 80% текста, мы присудили высокий уровень (17 человек или 60,7%). Ребятам, которые нашли букву «а» в 80- 50% текста, мы присвоили средний уровень (7 человек или 30%). И ученикам, которые нашли букву «а» ниже 50% текста или вообще не нашли, мы присудили низкий уровень (4 человека или 14,2%). [31] Ниже представим диаграмму контрольного эксперимента по результатам двух тестов по устойчивости внимания всех детей: По данному графику видно, что у детей 1 «В» класса преобладает средний уровень устойчивости внимания. Следующий тест, который мы проводили с детьми, был на выявление уровня переключаемости внимания. (Т. Г. Богдановой). Он заключался в следующем: детям предлагается 3 ряда разных слов. В каждом ряду надо найти и подчеркнуть слова, которые обозначали какой - то предмет, например, в первом ряду из всех слов детям нужно было найти и подчеркнуть те слова, которые обозначают птицу, во втором ряду - растение, и в третьем - фрукт (см. Приложения). На выполнение теста отводилось 15 секунд. Выполняли тест 28 человек. Результаты получились следующие: Все слова нашло 22 человека. (78,5%) Это высокий уровень (сюда же мы отнесли тех детей, которые не нашли одного слова из всех). Не нашли два-три слова - 4 ученика (14,2%). Это средний уровень. Дети, которые нашли всего два-три слова, или вообще не нашли ни одного слова - 2 человека (7,1%). Это низкий уровень. Ещё один тест на выявления уровня переключаемости внимания О. В. Завязкина, который мы провели с детьми, заключался в следующем: детям предлагались 4 ряда лиц (см. Приложения). В первом ряду дано 4 разных лица, а в трёх остальных рядах одного лица из верхнего ряда не хватает. Детям нужно было в 3 остальных рядах дорисовать недостающие лица. Задание выполняло 28 человек. Результаты получились следующие: Все лица (и в правильном порядке) нашли и дорисовали 24 человека или 85,7%. Это высокий уровень. Не дорисовали одно лицо, или допустили 1 ошибку 3 человека или 10,7%. Это средний уровень. И детям, которые допустили 2 и более ошибок или неверно нарисовали лица (1 человек или 3,5%), мы присвоили низкий уровень. [4] Ниже представим диаграмму контрольного эксперимента по результатам двух тестов по переключаемости внимания всех детей: По данному графику видно, что у детей 1 «В» класса преобладает высокий уровень переключаемости внимания. Ниже представим сравнительный анализ по результатам констатирующего и контрольного экспериментов: КОНСТАТИРУЮЩИЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ:ЭКСПЕРИМЕНТ:УРОВЕНЬ: Конст. э.: Контр. э. Показатели объёма внимания: 71% 64,25%среднийвысокий Показатели устойчивости внимания: 45,5% 46,2%низкийсредний Показатели переключаемости внимания: 75% 82,1% высокий высокий Таким образом, по результатам сравнительного анализа, видно, что у детей 1 «В» класса показатели объёма внимания поднялись со среднего уровня до высокого; показатели устойчивости- с низкого до среднего уровня; и показатели переключаемости внимания по - прежнему остались на высоком уровне. По результатам проведённой нами работы можно сделать вывод о том, что гипотеза дипломной работы о том, что проведение экскурсий во внеурочное время будет способствовать развитию внимания первоклассников, подтверждается. Выводы по 2 главе: Для выявления уровней внимания первоклассников мы подобрали диагностические методики из следующих источников: - «Развитие внимания детей», автор- Любовь Валерьевна Черемошкина.[47] - «Диагностики познавательной сферы ребёнка», автор Тамара Геннадьевна Богданова.[4] - «Настольная книга практического психолога», автор- Евгений Иванович Рогов. [38] - «Играя, развиваем логику», автор- Олег Владимирович Завязкин.[19] Нашей задачей было - определить уровень внимания первоклассников по трём показателям: объём внимания, устойчивость внимания и переключение внимания. А также провести констатирующий и контрольный эксперименты на выявление уровней развития внимания детей по трём данным показателям и описать методические рекомендации по проведению экскурсий. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей 1 «В» класса преобладает средний уровень объёма внимания, высокий уровень переключаемости внимания и низкий уровень устойчивости внимания. Результаты контрольного эксперимента показали, что у детей 1 «В» класса повысился уровень объёма (высокий) и устойчивости внимания (средний). А уровень переключаемости внимания по-прежнему остался на высоком уровне. Мы провели с детьми комплекс экскурсий, способствующих развитию их внимания и наблюдательности на следующие темы: «Экскурсия в сад - огород», «Кто построил этот дом?», «Осенние явления в живой природе», «Признаки зимы», «Экскурсия в школьный ЗИМНИЙ САД» и сделали главный вывод: гипотеза дипломной работы о том, что проведение экскурсий во внеурочное время будет способствовать развитию внимания первоклассников, подтверждается. Заключение: Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус - он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками. Внимание младших школьников неустойчивое, отличается частым и непроизвольным перемещением с одного объекта на другой. Возрастная особенность внимания младших школьников - сравнительная слабость произвольного внимания. Произвольное внимание развивается вместе с развитием общественно-значимых мотивов учения, ростом осознания своей ответственности за успех учебной деятельности. Возрастной особенностью внимания первоклассника является его сравнительно небольшая устойчивость, неумение длительно сосредотачиваться на работе, особенно на однообразной и неинтересной, отвлечение внимания. Все виды экскурсий, кроме всех перечисленных значений, развивают внимание учащихся, т. к. их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком - то определённом объекте или явлении. Т. е. нашей задачей при проведении экскурсий с первоклассниками является направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте. Любовь к природе, эстетические чувства, большой интерес к тому, что нас окружает - воспитываются у учащихся именно на экскурсиях. Экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Экскурсии имеют огромное значение в деле образования и воспитания подрастающего поколения и являются составной частью школьной работы. Развитию наблюдательности школьников чрезвычайно способствует правильная организация их наблюдений за погодой, природой, развитием растений, поведением животных. При проведении экскурсий, туристических походов, посещении музеев и выставок следует побуждать школьников обращать внимание на характерные детали и различные особенности предметов и явлений, сопоставлять и сравнивать их, усматривать их различие и сходство, замечать их связи и отношения. Научить младшего школьника проводить наблюдения в окружающем мире - процесс сложный, требующий тщательной подготовки как от учителя (выбор объекта, постановка цели, планирование, руководство), так и от учащихся (осознание цели, психологическая готовность к работе, аккуратность в выполнении задания). Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватного восприятия окружающего мира, чтобы он не просто смотрел, но и увидел всё, что требуется, не только слушал, но и слышал. Человек с большим объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объём внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом. Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и её значимости, от отношения к выполняемой работе. Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот. Библиография. 1. Андрианов П. Н. // «Развитие технического творчества младших школьников». - СПб.: ТОО «Золотой век», 1999. Стр. 23-24. 2. Амонашвили Ш. А. // Ежемесячный научно - методический и психолого - педагогический журнал «Начальная школа» №4 2005. - Министерство образования РФ, Московский психолого-социальный институт ООО «Баласс». Стр. 35. 3. Анисимова Е. Н. // «Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других» - М.: АСТ - ПРЕСС, 2000. 376 с.: ил. («Педагогика, психология, медицина»). 4. Богданова Т. Г. // «Диагностика познавательной сферы ребёнка». - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - Стр. 20 -23. 5. Вахрушев А. А. // «Методические рекомендации по проведению уроков окружающего мира в 1 классе» - М.: «Зелёная планета», 2001. 148с. - Стр. 120-121. 6. Виноградова Нина Фёдоровна // «Окружающий мир в начальной школе» - 2 часть. - М.: «Премьера», ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - Стр. 104 -110. 7. Виноградова Нина Фёдоровна // «Окружающий мир». Методические беседы в 1 -2 классе. - М.: «Премьера», ООО « Фирма «Издательство АСТ», 1998. - Стр. 48-51. 8. Виноградова Наталья Сергеевна // Научно - методический журнал «Начальное образование» №2 2006 г. (13) ЗАО Издательство «Русский журнал». Стр. 44. 9. Голованова Н. Л. // «Общая педагогика» - М.: «Учитель» - СПб, 2005. - С. 219 10. Горбунова Т. В., Гордиенко Н. С. // «Школьный философский словарь». - М.: Русский язык, 1996. -Стр. 207 11. Герасимова И. А. // Научно - методический журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2005 ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». Стр. 58. 12. Губский Е. Ф. // «Философский энциклопедический словарь». - М.: «Родное слово», 1996. - Стр. 35 13. Давыдов В. В. // «Психическое развитие младших школьников: - 57 - Экспериментальное психологическое исследование» - М.: 2 «Педагогика», 1999. - 160 с.: ил. - Стр. 52-53. 14. Даль В. И. // «Толковый словарь русского языка». - М.: «Родное слово», 1997. - Стр. 341 15. Дубровина И. В. // «Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений - М.,: Издательский центр «Академия», 1998. - 320 с. Стр. 64 -70 16. Дубровина И. В. // «Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений» - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с. 17. Евгеньева А. П. // «Словарь русского языка».- М.: «Родное слово», 1999. - Стр. 90. 18. Ефимова Н. С. // «Основы общей психологии: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФА - М, 2007. - 288 с.: ил. - (Профессиональное образование). 19. Завязкин О. В. // «Играя, развиваем логику: сопоставляем и анализируем». - Москва: ЗАО «БАО - ПРЕСС», 2005. -16с. 20. Истратова О. Н. // «Справочник психолога начальной школы/ - Изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. -442, (1) с.: ил. - (Справочник). 21. Кохановский Валерий Павлович // «Современная философия: словарь и хрестоматия». - М.: «Родное слово», 2000. - Стр. 24 22. Крутецкий В. А. // «Психология». - М.: Издательский центр «Академия», 1988. - Стр. 72 - 85. 23. Люблинская А. А. // «Учителю о психологии младшего школьника». Пособие для учителя. - М., «Просвещение», 2000. Стр. 114-121 24. Макова Н. Н. // Методическая газета для учителей «Здоровье детей»; 2007, №4. издательский дом «Первое сентября». 25. Мещеряков Б. Г. // «Большой психологический словарь».- М.: «Родное слово», 1990. 700 стр. - Стр. 49 26. Мухина В. С. // «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. - 5 - е издание, стереотип. - М.,: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с. Стр. 251 -269. 27. Научно - методический журнал «Начальное образование» под редакцией Н. Виноградовой; №2 за 2004 год. Стр. 16-18 28. Научно - методический журнал «Дошкольное воспитание» под редакцией В. М. Кузина; №4 за 2006 год. Стр. 30 -31 29. Научно - методический журнал «Начальная школа» под редакцией В.Г. Горецкого. - М.: «Альфа», 2006. 340 стр. Стр. 54-58. 30. Непомнящая Н. И. // «Становление личности ребёнка 6-7 лет/ Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии. - М.: «Педагогика», 1997.- 160 с. 31. Обухова Л. Ф. // «Возрастная психология. Учебное пособие». - М.: «Педагогическое общество России», 2000 - 448 с. 32. Олесюк Любовь Никитична // «Учите детей любить прекрасное». - М.: «Просвещение», 1996.- Стр.34-36 33. Петросова Р. А. // «Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе». - М.: «Просвещение», Москва, 1998. Стр.77- 82 34. Петухов П. А. «Заочная экскурсия по родному городу» - М.: «Начальная школа плюс». - 2005. №8 - с. 25 35. Подласый И. П. // Педагогика: Учеб. Для студентов высших пед. учеб. Заведений. - М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 432 с.: ил.- ISBN 36. Реан А. А. // Научно - методическое пособие «От рождения до смерти».- М.: «Альфа», 2003. - 882 с.: Стр. 345- 357 37. Ривес - Коробков Ю. Е. // Научно - теоретический, методический и организационно- педагогический журнал «Школа и производство». Изд. дом «Школа - ПРЕСС 1» №7 2003. Стр. 12. 38. Рогов Е. И. // «Настольная книга практического психолога». Изд. дом «ШКОЛА - ПРЕСС 1», 2004. Стр. 65-66 39. Силаев А. В. // «Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах». - М: «Россия», 2003. - с. 255 40. Сластёнин В. А. // «Педагогика»: Учеб. для студентов пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с. Стр. 167-170 - 59 - 41. Смирнов С. А. // «Педагогика: педагогические теории, системы, технологии» - М.: Издательский центр «Академия», 1998. -512 с. Стр. 398- 399 42. Смирнов В. Ф. // Журнал для родителей «Семья и школа» 10*87. - М.: Издательство «Педагогика», «Семья и школа». 2003. 43. Соловейчик М. А. // Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа» №10 (16-31) май 2007. Издательский дом «Первое сентября» . Стр. 39. 44. Тюмасёва З. И. // «Экологическое строительство детской души». - М.: Издательский центр «Просвещение», 1997. - Стр.87-88 45. Фролов И. Т. // «Философский словарь». - М.: Издательский центр «Родное слово», 1995. - Стр. 43 46. Чередов Иван Михеевич // «Формы учебной работы в средней школе». - М.: Издательский центр «Альфа», 1997. - Стр. 95-98 47. Черемошкина Л. В. // «Развитие внимания детей». - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - Стр. 100-105 48. Чернавин Н. С. // «Словарь- справочник по обществоведению». - М.: Издательский центр «Родное слово», 1996. - Стр. 14. 49. Шапкина Л. В. // Методическое пособие «В помощь учителю» «МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК». - М.: АРТ - ПРЕСС», СПб, 2006. - Стр. 10. 50. Янова М. П. // «Как научить ребёнка жить в гармонии с природой». - М.: «Глобус». 2-е. изд., 2001, с. 213-214 Приложения: Нина Фёдоровна Виноградова выделяет несколько правил проведения различных экскурсий. Используя и придерживаясь их, учителю будет несложно организовать экскурсию, хорошо к ней подготовиться и заинтересовать детей. Рассмотрим их: Перед началом экскурсии учитель предварительно в классе сообщает учащимся цель, план и маршрут экскурсии, раздаёт задания для самостоятельной работы. Кроме того, необходимо провести инструктаж о правилах поведения в природе, о движении на маршруте, о поддержании определённой дисциплины.[49] Для успешного проведения экскурсий во избежание промахов и недочётов, которые в значительной мере могут обесценить экскурсию, начинающим педагогам следует помнить о некоторых правилах: Основное требование - это организовать активную работу экскурсантов, не оставлять их только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует давать индивидуальные самостоятельные задания, такие, как отыскивание, сбор и распределение материала, наблюдения за теми или иными явлениями природы, выполнение конкретных замеров и прочие. Далее необходимо организовать просмотр собранного материала, беседу для объяснения причин тех или иных наблюдаемых явлений. Работу эту окончательно завершают и обобщают уже в школе. Иногда предварительное обобщение делают сразу после экскурсии, а окончательное подведение итогов проводят после оформления результатов. Обычно учащиеся наиболее активны в тех случаях, когда на экскурсии применяется исследовательский метод. Он требует от экскурсантов больше инициативы в выполнении работы, проведении наблюдений за объектами и явлениями, более самостоятельных выводов на основании увиденного и изученного на экскурсии. Но вследствие необходимости в краткий срок охватить большее количество материала на экскурсиях обычно преобладает иллюстративный метод. Однако там, где можно, исследовательские методы работы вводить необходимо. К этому должен стремиться учитель, совершенствуя методику организации экскурсий по мере накопления опыта и знаний у детей.[50] Длинных словесных объяснений и всяких отступлений от основной темы и объектов экскурсии лучше избегать. Если же необходимы более продолжительные словесные пояснения, то лучше их делать не во время самой экскурсии, а до или после неё, во время обработки результатов.[48] Не следует также перегружать экскурсантов множеством специальных терминов и названий тех или иных объектов. Как правило, на экскурсиях с младшими школьниками целесообразно рассмотреть не более 8 - 10 объектов. Задача экскурсии - вскрыть те связи и соотношения, которые наблюдаются в природе. Эта цель отнюдь не достигается нагружением памяти терминологией. Давать названия необходимо, но в небольшом количестве, чтобы они не «засоряли» память и не утомляли учащихся. При желании и необходимости можно предложить прочитать что-либо из научно - популярной и художественной литературы.[39] Для учителя необходимо умение правильно показывать на экскурсии различные объекты, не исключая и самых мелких. Давая какое - либо объяснение, учитель должен сначала убедиться, что все экскурсанты собрались вокруг него. Поэтому учащиеся заранее знакомятся с правилами поведения на экскурсии.[13] Учебная экскурсия не должна превращаться в прогулку, поэтому необходимо приучить учащихся все свои наблюдения и работы записывать в тетради, не полагаясь на свою память; иначе многое ими будет забыто. [30] Экскурсия может считаться законченной, когда проведены все необходимые работы, наблюдения, а собранный материал в достаточной мере проработан и подведены итоги экскурсии. Учащиеся обрабатывают свои экскурсионные записи, рисунки, собранные материалы. Содержание записей, дневников оформляется в виде выводов или кратких сообщений. Они могут быть дополнены рисунками, гербарием из собранных растений, коллекциями насекомых, горных пород и пр.[31]
Страницы: 1, 2
|