рефераты курсовые

Регулирование конфликтов на государственной и муниципальной службе

p align="left">Правило реплики в дискуссии: каждое выступление участников дискуссии должно содержать критику аргументов предшествующих ораторов и защищать собственные аргументы по дискутируемой проблеме, но не уводить дискуссию в сторону.

Правило согласования смыслового значения многозначных терминов: следует с самого начала договориться о том, какой смысл участники дискуссии будут вкладывать в ключевые понятия по существующей проблеме. Это позволит избежать многих недоразумений в дальнейшей дискуссии.

Однако на практике при обсуждении конфликта гораздо чаще используются нерациональные методы дискуссии: высмеивание, ирония, апеллирование к авторитетам, использование стереотипов, приписывание оппоненту определенных свойств, которые в данной группе осуждаются, тенденциозная интерпретация высказываний оппонента, чтобы вменить в вину противнику намерения, которых он не имел. Подобная процедура состоит в выборочном извлечении высказанных оппонентом суждений и создании таким образом целого, которое может вызвать у слушателей отрицательное отношение к взглядам противника. В результате может победить не тот, чье решение более эффективно и рационально, а тот, кто с помощью нерациональных методов ведения дискуссии сумел привлечь на свою сторону больше сторонников. Поэтому в процессе обсуждения следует по возможности избегать перечисленных нерациональных приемов дискуссии, которые вносят излишнее эмоциональное напряжение в обсуждение проблемы.

Для того чтобы наиболее полно выявить слабые стороны предлагаемых решений и в особенности избежать некритических оценок планируемых социальных изменений, к участию в дискуссии можно привлекать не только представителей власти, администрации, экспертов, но и представителей заинтересованных социальных групп, которых касается решение проблемы. Однако групповое обсуждение может пойти по ложному пути, если заранее не учесть несколько факторов, которые специалисты называют ловушками группового мышления. Ниже приводятся семь наиболее распространенных ловушек:

- ограничение дискуссии до обсуждения одного из предлагаемых способов решения проблемы, который представляется как наилучший вариант;

- блокирование информации, не соответствующей избранному проекту решения;

- упрощение ситуации, вследствие чего она воспринимается схематично и односторонне;

- пренебрежение при анализе планируемых социальных изменений факторами, мешающими реализации избранной альтернативы действия (например, бюрократическая инерция, сопротивление противников данного проекта и т.д.);

- односторонняя переоценка или недооценка действительного масштаба планируемого решения (учет только текущих или краткосрочных последствий);

- тенденциозное приписывание позитивных следствий определенному решению проблемы, а негативных -- факторам, действующим независимо от него;

- односторонняя сосредоточенность на положительных факторах решения проблемы и пренебрежение отрицательными следствиями.

После завершения дискуссии наступает решающая фаза процесса принятия решения -- выбор одной из возможных альтернатив действия. В политической практике обычно используют два основных метода решения практического выбора: путь компромисса и путь голосования (последний метод нами рассматриваться не будет, поскольку прикладные возможности конфликтологии в нем используются).

Применение метода компромисса возможно в том случае, когда интересы участников решения не находятся в остром противоречии: они в чем-то совпадают, а в чем-то расходятся. В многонациональном государстве, например, объединяющей идеей может выступать удержание интегральности и независимости государственной организации. Общее решение в таком случае возникает в результате согласования мнений всех участников, что не гарантирует ни одной из сторон осуществления ее целей, но возможно для принятия всеми участниками. Желание не задевать самолюбия, так же как чисто политическая озабоченность тем, чтобы намеченное решение не слишком повлияло на равновесие сил, приводит к компромиссным соглашениям: нет ни победителей, ни побежденных. Разумеется, это может сказаться на эффективности государственного управления, поэтому для достижения компромисса возможен и другой путь.

Болгарский социолог Марко Марков предлагает во избежание конфликтов при выборе одной из возможных альтернатив действия опираться на эмпирические законы науки. Он стремится оценивать все возможные варианты решения на основе единых объективных критериев:

- каково будет состояние проблемы по каждому варианту после ее решения;

- сколько времени и какие средства будут необходимы для осуществления каждого варианта решения;

- какие трудности и каким образом необходимо преодолеть при реализации каждого из проектов;

- как будет отражаться каждый вариант решения на состоянии всего социального организма в целом.

Если выбор решения в значительной мере определяется действиями партнера в предполагаемой ситуации, при подготовке проекта решения используется теория игр. В данном случае игра рассматривается как конфликтная ситуация, столкновение, в котором кто-то должен выиграть, а кто-то проиграть. Наиболее выигрышный и эффективный вариант утверждается в качестве окончательного проекта решения.

В выпускной квалификационной работе предлагается создать в государственных и муниципальных организациях комнаты психологической разгрузки. Новизна заключается в том, что комнаты психологической разгрузки отсутствуют как в Нижнекамском городском суде Республики Татарстан, так и в других государственных и муниципальных организациях.

Данная комната будет являться удобной формой организации психогигиенической и стрессо-профилактической работы в государственных и муниципальных организаций.

Исследования показывают, что кратковременный отдых в комнате психологической разгрузки, в среднем, на 25 % продуктивнее равного по времени отдыха в обычных условиях. Небольшое уменьшение рабочего времени из-за отвлечения работников на сеансы в комнате психологической разгрузки компенсируется повышением у них работоспособности, внимания, скорости реакции и созданием бодрого настроения. По наблюдениям медиков, улучшается общее состояние центральной нервной системы, повышаются адаптационные ресурсы всего организма, нормализуется кровяное давление, повышается иммунитет, уменьшается степень утомления, снижается психоэмоциональное напряжение. В результате отдыха в комнате психологической разгрузки создается и более благоприятное мотивационное отношение к работе.

Усталость после рабочего дня знакома всем, а эффективность релаксационных или сенсорных комнат для снятия этого состояния доказана врачами многих стран. Сенсорные комнаты с успехом используются для реабилитации людей, подвергшихся насилию или перенесших другие стрессовые ситуации, сенсорной стимуляции лиц пожилого возраста, в комплексной профилактики детей и взрослых с девиантным поведением и во всех ситуациях, когда необходимо достижение психоэмоциональной разгрузки и быстрое восстановление работоспособности. Разработки новых приспособлений положительно влияющих на нервную систему не стоят на месте.

Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций. Обстановка комнат психологической разгрузки способствует нормализации психического, психологического и эмоционального состояния у здоровых и больных людей, снимает усталость стрессы, выступает как мощное реабилитационное средство при последствиях травматических ситуаций разного рода.

Параллельно развитием сенсорной концепции были предприняты первые успешные попытки введения интерактивного воздействия запахами, релаксирующей музыкой, цветовыми эффектами, а также создания осязаемых (тактильных) ощущений у пациента. Одновременно расширялся круг пациентов: сенсорные комнаты стали активно использоваться при лечении людей с изменяемым поведением, психическими отклонениями, неврологическими заболеваниями, поражением опорно-двигательного аппарата, при комплексном восстановительном лечении детей и взрослых, а также для реабилитации людей, подвергшихся насилию или перенесших другие стрессовые ситуации.

Таким образом, можно утверждать, что конфликты при принятии решений неизбежны и даже полезны. Наивно полагать, что эффективное государственное управление должно быть единообразным, единодушным и что возникновение конфликтов в государственной системе следует рассматривать как чрезвычайное происшествие. Такое представление имело бы основание, если бы поведение людей во всех случаях было идеальным. Но поскольку это далеко не так, устранять конфликты не просто невозможно: стремление ликвидировать их любой ценой было бы опасным. Дух соперничества между различными министерствами и отделами при принятии решений в государственном управлении часто является стимулятором, играющим ту же роль, что и механизм конкуренции в частном секторе. Если до принятия правительством решения каждое министерство или ведомство представит свои соображения по обсуждаемому вопросу, будет защищать свой проект, укажет на ошибки и просчеты в проектах конкурирующих отделов, это надо только приветствовать. Чем шире борьба мнений, которая выявляет достоинства и недостатки различных вариантов выбора, тем выше качество конечного решения. Государство, в котором органы управления во всем соглашаются с политической властью, не является демократическим, оно по своей сути тоталитарно.

В большинстве случаев, несмотря на все трудности обсуждения, в последний момент путь к достижению соглашения принимается. В нем достаточно точно отражаются позиции, занятые сторонами в процессе его подготовки. Достаточно редко бывает, чтобы позиция одной из сторон одержала верх по всем ключевым вопросам. Как правило, инициаторы проекта решения стараются беспристрастно распределять преимущества и издержки и не вносить в проект таких положений, которые могли бы быть восприняты одним из партнеров как окончательный отказ от того, что тот относит к своим главным целям.

При более или менее равном соотношении сил сторон конечное решение складывается из откровенных обоюдных уступок участников переговоров, которые публично берут на себя ответственность за компромисс. Каждый из партнеров на время отказывается от тотальности своих первоначальных притязаний ради общего согласия.

Каким бы хорошим ни казался окончательный проект решения, он не приведет к результату, пока не пройдет испытания делом. Английский ученый К. Киллен советует не ограничиваться принятием одного решения и на случай непредвиденных обстоятельств составить несколько запасных вариантов. Смысл в том, чтобы ввести в принятое решение фактор надежности. В случае неудачи при реализации основного проекта всегда можно будет воспользоваться запасным вариантом.

Кроме того, принятие нескольких запасных решений поможет смягчить конфликт противоборствующих сторон при обсуждении проблемы: в запасные варианты могут войти те положения, от которых в основном проекте пришлось отказаться. Эти варианты ни к чему не обязывают, но могут послужить буфером при столкновении различных интересов и существенно разрядить психологическую обстановку. Поэтому не стоит бороться с конфликтами любой ценой, иногда их можно использовать во благо общего дела.

4 Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы

4.1 Обоснование социальной значимости внедрения разработанных мероприятий

Если предложенные механизмы будут внедрены в жизнь, то повысится эффективность государственного и муниципального управления. Это произойдет потому, что подобный отбор позволит рекрутировать на государственную и муниципальную службу, действительно, более квалифицированных и социально ответственных работников. Кроме того, наличие объективных, то есть не зависящих от непосредственных руководителей, руководства всего учреждения, процедур отбора обеспечит нанятому служащему определенную автономию от руководителей, а значит, затруднит создание замкнутых сообществ чиновников и создаст условия для лучшего взаимного контроля. В выигрыше окажутся и сами вновь нанимаемые государственные и муниципальные служащие: они будут чувствовать себя более свободными, у них будет больше прав на горизонтальную мобильность в системе государственной и муниципальной службы, они в большей мере будут социально защищены.

Использование методики по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы Нижнекамского муниципального района позволит:

- создать условия для обеспечения равного доступа граждан к замещению вакантной должности государственной и муниципальной службы;

- обеспечить эффективный отбор кандидатов, наиболее подходящих для замещения вакантных должностей, из общего числа кандидатов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и республики Татарстан;

- совершенствовать работу по подбору и расстановке кадров в государственных органах области;

- содействовать формированию резерва кадров в органах местного самоуправления;

- приведет к обновлению кадровых ресурсов и позволит создать ситуацию конкуренции между чиновниками и представителями частного сектора;

- повысит престижность государственной и муниципальной службы;

- сделает государственную и муниципальную власть более профессиональной и приближенной к людям.

По своей социальной значимости роли участников конфликта могут различаться, по силе, влиянию, что особенно ярко обнаруживается при столкновении отдельной личности с государством. Конечно, в конфликте, как правило, силы участников далеко неравны, о чем свидетельствуют трагические судьбы “инакомыслящих”, активно выступавших против государства. По своей социальной значимости участник конфликта располагаются в следующем порядке:

- отдельные индивиды, выступающие от собственного имени;

- далее следуют коллективы;

- социальные слои;

- государство.

Однако значимость, влияние участников конфликта не всегда соответствуют указанной последовательности. Роль отдельных личностей не только в жизни отдельных организаций и групп, но и в судьбах целых народов и государств может быть очень велика.

Неодинакова роль отдельных участников конфликта и с психологической точки зрения; в этом отношении она может быть возвышенной, даже героической, а может быть и низменной, неприглядной. Каждый участник может руководствоваться в ходе развития противоборства своими мотивами, целями, интересами, ценностями и установками.

Как социальная значимость участников, так и их цели, установки проявляются особенно четко лишь тогда, когда конфликт достигает высокой степени развития. Именно в это время наступает “момент истины” в развитии конфликта, выясняется, кто есть кто среди его участников.

Кроме участников конфликта, совокупность которых составляет как бы его микросреду, важную, а иногда и решающую роль в его развитии играет и макросреда, те конкретно-исторические социально-психологические условия, в которых он развертывается. Понятием социальной среды определяется та почва, на которой возникает и развивается конфликт. В это понятие включается не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те большие социальные группы, к которым они принадлежат, национальные или классовые, а также общество в целом.

Характер конфликта зависит не только от объективных условий в данной стране, большой или малой группе, но и от субъективного восприятия или образа конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Этот образ или восприятия не обязательно соответствуют истинному положению дел, действительной ситуации. Эти образы, восприятия людей могут быть трех видов:

- представления о самих себе,

- восприятие других участников конфликта,

- образы внешней среды, большой и малой, в которой развертывается конфликт.

Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама объективная реальность являются непосредственной основой поведения конфликтантов.

Конечно, в целом эти образы и картины порождаются объективной реальностью. Наше познание отражает не только объективную природу, но включает в себя в качестве своей неотъемлемой составной части и нашу собственную человеческую природу. Поэтому отношения между нашими образами, представлениями и реальностью очень сложны и не только никогда ей полностью не соответствуют, но и могут с ней весьма серьезно расходиться, что служит еще одним из источников конфликтов.

При этом следует иметь в виду, что каковы бы ни были наши образы, восприятия, представления о конфликтной ситуации, конфликт все же не начнется пока они не реализуются в соответствующих обоюдных действиях. Объективные и субъективные причины конфликта, возникающие как на его ближних, так и на дальних подступах, а также состав участников определяют и набор возможных способов действий, поведения сторон. Поскольку каждое действие одного из участников конфликта вызывает соответствующее противодействие, они влияют друг на друга, взаимодействуют.

Определение временных, пространственных и системных границ конфликта является важной предпосылкой успешного регулирования, предотвращения его деструктивного результата.

Вызревание причин, формирование состава участников конфликта, их взаимодействие и тот или иной исход конфликта требуют времени. Поэтому всякий реальный конфликт представляет собой не единовременный акт, а процесс, нередко весьма длительный. В связи с этим анализ конфликта предполагает не только рассмотрение его структуры, статики, но и исследование динамики, стадий и этапов его развития.

4.2 Математическое и статистическое обеспечение выпускной квалификационной работы

Определение выборочной совокупности. В работе был проведен социологический опрос государственных и муниципальных служащих в Нижнекамском городском суде Республики Татарстан. На 01 января 2009 года число государственных и муниципальных служащих составляет 124 человека. Из них муниципальных служащих 48 человек, государственных служащих 76 человек. Объем выборочной совокупности составляет 20 человек. Расчет ошибки выборки при бесповторном случайном методе отбора:

При бесповторном отборе ошибка при выборочной совокупности вычисляется по следующей формуле:

vІ/n(1-n/N)

где N - величина генеральной совокупности;

- средняя ошибка выборки;

І - дисперсия контролируемого признака;

n - объем выборочной совокупности.

= v0,5І/20 (1-20/124) = 0,10239

Таким образом, при выборочной совокупности в 20 человек ошибки выборки будет составлять не более 2 %.

4.3 Нормативно-правовое обеспечение выпускной квалификационной работы

Правовую основу дипломной работы составляют ниже перечисленные нормативно-правовые акты.

Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 года) - это основной закон страны, исполняющий роль юридического фундамента и предусматривающий основы демократии. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 32) граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

В развитие конституционного принципа 27 июля 2004 был принят Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». По сравнению с прежним законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года новый закон довольно объемный, затрагивающий обширную сферу вопросов, которые касаются не только самих государственных гражданских служащих, но и всех граждан.

В Законе определены принципы гражданской службы, показана взаимосвязь гражданской службы с иными видами государственной службы, а также с муниципальной службой. Вводится четыре категории должностей: «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» и «обеспечивающие специалисты». Определено понятие «государственный гражданский служащий»; установлены его основные права и обязанности, а также ограничения и запреты на гражданской службе.

Один из ключевых моментов Закона о гражданской службе - регламентация института конкурса, который обеспечивает право граждан поступать на гражданскую службу и позволяет проводить отбор достойных.

Этот закон реализует одно из важнейших конституционных прав равного доступа граждан к государственной службе нашей страны. В его развитие президентом Российской Федерации в целях обеспечения конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе и права государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе издан указ «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Указом от 01.02.2005 N 112, утвердившим «Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Российской Федерации», признан утратившим силу Указ Президента РФ от 29.04.1996 N 604, «Положение о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы» [49, с.40]. Конкурс по «Положению» 1996 года проводился с некоторыми отличиями, среди которых необходимо отметить проведение конкурса, в зависимости от принадлежности вакантной должности к той или иной группе, в одном из двух вариантов: конкурса документов или конкурса - испытания на соответствующей должности.

Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». Данный Федеральный закон устанавливает общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации.

Статья 3 этого закона (Право граждан Российской Федерации на равный доступ к муниципальной службе). Гласит что, все граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Закон Республики Татарстан «О муниципальной службе в Республике Татарстан» принят Государственным Советом Республики Татарстан 26 февраля 2004 года. Закон регулирует отношения в сфере организации муниципальной службы и правовое положение муниципальных служащих в Республике Татарстан.

Согласно статье 2 этого закона, муниципальная служба в Республике Татарстан - это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе, на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Статья 27 устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Республики Татарстан, а также уставом муниципального образования и иными муниципальными правовыми актами, замещение вакантных муниципальных должностей муниципальной службы производится на конкурсной основе. Конкурс на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы проводится конкурсными комиссиями, создаваемыми в порядке, установленном муниципальными правовыми актами. Решение конкурсной комиссии является основанием для издания акта о замещении лицом соответствующей муниципальной должности муниципальной службы. Информация о дате и месте проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы подлежит обязательному опубликованию.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления [50, с.26].

Статья 42 (Муниципальная служба) устанавливает что, правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Устав муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан. Пункт 5 статьи 80 (Поступление на муниципальную службу и нахождение на муниципальной службе) гласит что, в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Республики Татарстан, а также настоящим уставом муниципального образования и Положением о муниципальной службе города, замещение вакантных должностей муниципальной службы производится на конкурсной основе.

4.4 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы

Программа социологического исследования способов и методов регулирования конфликтных ситуаций в деятельности государственных и муниципальных служащих.

Обоснование проблемы исследования. Конфликтные ситуации, возникающие в деятельности государственных и муниципальных служащих, отрицательно сказываются на работе служащих - на рабочем месте царит подавленное настроение, снижается работоспособность, все больше времени тратиться на разрешение конфликтных ситуаций, нежелание «завтра» идти на работу, повышенная текучесть кадров, пессимизм. Все это приводит к увольнению сотрудника.

Текучесть кадров негативным образом сказывается и на самой организации, прежде всего это проявляется в отсутствии качественной работы, постоянном процессе обучения новичков, отсутствии навыка работы. Поэтому сейчас как никогда раньше обращается внимание на создание в коллективе благоприятных условий для развития человека, его роста, раскрытия его потенциала.

Кризисные явления в государственных и муниципальных организациях отражаются на морально-психологическом климате как в подразделениях, так и в целом. При этом отмечаются депрессивные состояния у рядовых работников и руководителей разных уровней, повышается степень конфликтности в трудовых коллективах.

В ходе разработки Программы приняли участие все заинтересованные стороны, а именно муниципальные служащие и государственные служащие.

Настоящая программа призвана содействовать решению исследуемой проблемы.

Программа ориентирована на создание комфортных условий в деятельности государственных и муниципальных служащих.

Основными направлениями программы являются мероприятия по регулированию конфликтных ситуаций в деятельности государственных и муниципальных служащих.

Конфликтные ситуации, протекающие в современных организациях, несколько отличаются от тех конфликтов, которые протекали в прошлом. Происходит смена ценностей и целей в организациях, смена механизмов поведения работников и схем поведения руководителей, а значит, меняются и формы протекания конфликтов в организациях и механизмы их решения.

Однако ряд причинных условий возникновения конфликта остаются с течением времени неизменными: конфликт из-за ресурсов, из-за нехватки, недостаточности, искажения информации, межличностный конфликт.

Конфликт в организациях может привести как к улучшению функционирования организации в целом, так и к распаду организационной структуры, прекращению деятельности организации. Учитывая, что механизм зарождения и протекания конфликтных ситуаций в организациях довольно хорошо изучен, встает вопрос, возможно ли влиять на механизм протекания конфликтной ситуации в организации.

Деятельность государственных и муниципальных служащих часто переплетается между собой. Однако конфликтные ситуации, возникающие в деятельности государственных и муниципальных служащих, не всегда зависит от них, а часто провоцируются другими причинами.

Перечисленные факты требуют тщательного анализа. Необходимо установить причины появившейся негативной тенденции.

Цель исследования - изучить конфликты в деятельности Нижнекамского городского суда Республики Татарстан.

Объект исследования - государственные и муниципальные служащие, которые являются работниками Нижнекамского городского суда Республики Татарстан.

Предмет исследования - конфликтные ситуации в деятельности государственных и муниципальных служащих, а также условия и факторы, оказывающие на них прямое или косвенное воздействие.

Гипотезы исследования.

Основная гипотеза. Конфликты, возникающие в деятельности государственных и муниципальных служащих ни чем не отличаются от конфликтов в других организациях.

Дополнительные гипотезы:

Предполагается, что большинство конфликтов в государственной и муниципальной деятельности приходится на конфликты с гражданами.

Предварительный анализ ряда материалов о характере конфликтных ситуаций в деятельности государственных и муниципальных служащих.

Задачи исследования.

Проверка сформулированных гипотез требует решения следующих задач. Для гипотезы - выявить характер влияния конфликтов в деятельности государственных и муниципальных служащих:

а) изучить микроклимат в трудовой деятельности государственных и муниципальных служащих на примере Нижнекамского городского суда;

б) определить отношение государственных и муниципальных служащих к конфликтам в их деятельности;

в) выявить методы регулирования конфликтов в Нижнекамском городском суде Республики Татарстан и определить отношение государственных и муниципальных служащих к их применению.

Характеристика методов сбора первичной информации.

К основным методам сбора первичной информации относится сбор первичной социологической информации при помощи анкеты.

4.5 Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы

В рамках компьютерного обеспечения дипломного проекта были использованы:

Операционная система Windows XP представляет собой новейшую версию операционной системы Windows. Основанная на технологии Windows NT, Windows 2000, включает многие черты Windows 98, в том числе внешний вид и набор функций. Помимо этого, Windows XP Professional предлагает новые функции, упрощающие взаимодействие с сетью и Интернетом, и более эффективную защиту данных. Windows XP Professional успешно работает как на компьютерах, подключенных к сети, так и автономных, и совместима с большинством программ, ориентированных на Windows 2000, Windows 98.

Интерфейс Windows XP содержит новый экран с понятным интерфейсом, упрошенное меню и многое другое. Windows XP Professional превращает работу с персональным компьютером в удовольствие. Мощность, быстродействие, сверх новый вид, множество справочных данных, доступных при первой необходимости. Windows XP обладает всеми этими качествами, а также непревзойденной надежностью и безопасностью. Возможно, организовать совместный доступ к файлам, фотографиям, музыке, принтерам и даже подключение к Интернету.

Windows XP предлагает мощную справочную систему, которая включает контекстно-ориентированный поиск, раздел справки, а также запрос о поддержке и выбор задания. С помощью этих инструментов можно найти ответ на любой вопрос, касающийся функционирования Windows.

Microsoft Office for Windows- это универсальная, многозадачная и многопоточная система, с графическим интерфейсом и расширенными сетевыми функциями, позволяющими совместно использовать ресурсы компьютера различными программами. Несомненным достоинством системы является интерфейс в виде рабочего стола, позволяющего быстро работать с приложениями, инструментами и файлами. Данный интерфейс легко настроить под индивидуальные запросы пользователя.

В стандартную версию данного пакета входят MS Excel, MS Word, MS Power Point и другие. Данные программы позволяют реализовать решения сложных задач, автоматизировать рутинные процессы, эффективно организовывать обмен информации.

Текстовый редактор MS Word - одна из самых популярных программ. Текстовый редактор позволяет вводить, выводить, редактировать, форматировать, импортировать текстовые файлы, осуществлять автоматическую орфографическую проверку текста. Он так же позволяет осуществить автоматизированный процесс форматирования документов (рамки, заголовки, списки, шрифты), выделять текст разными цветами. С его помощью был написан основной текст дипломного проекта.

В интегрированной среде Microsoft Office Word является одной из самых популярных программ. Это объясняется теми возможностями, которые характеризуют Word:

- использование шаблонов для ускорения создания документов конкретного типа;

- одновременная работа с нужным количеством документов;

- автоматическая проверка орфографии, грамматики и даже стилистики в тексте;

- коррекция наиболее часто повторяющихся ошибок;

- широкие возможности форматирования текста, многоколоночная верстка;

- использование стилей для формирования документа;

- автоматизация ввода повторяющихся и стандартных элементов текста;

- включение в текст объектов, созданных другими программами Microsoft Office - таблиц, графических изображений, текстов;

- возможность подготовки гипертекстовых документов для сети Интернет;

- работа с математическими формулами;

- автоматизированное создание указателей и оглавлений;

- возможность отправки готового документа по факсу или электронной почте;

- встроенный мастер подсказок и развитая система помощи.

Power Point - программа презентационная, которая также входит в состав многофункционального пакета Microsoft Office. Она представляет собой слайд-шоу и позволяет комбинировать звук, анимацию и видео. В данной программе хорошо продуманный интерфейс, в котором все необходимые меню, инструментальные средства. Благодаря этому можно добавлять текст, графику, делать плавные появления и исчезания надписей, картинок, сопровождать текст звуковыми эффектами. Предназначена для подготовки иллюстративного материала к докладу, защите курсовой или дипломной работы.

Несмотря на то, что в нашу жизнь все больше проникают электронные документы, бумажные источники информации по-прежнему не теряют своей актуальности. Все мы читаем книги, газеты и журналы, получаем факсы, письма, отчеты, материалы с выставок и множество других печатных документов. Как было бы здорово, если бы вся нужная информация немедленно попадала в компьютер и была под рукой, когда это необходимо! Ведь в современном стремительном мире более успешным будет тот, кто умеет управлять информацией, независимо от того, в каком виде она представлена. Как было бы здорово, если бы компьютер умел читать

ABBYY FineReader - это система оптического распознавания текстов (Optical Character Recognition, OCR). Она предназначена для того, чтобы быстро перевести отсканированные бумажные документы, а также PDF-файлы в удобный для дальнейшего использования электронный формат - файл Word или Excel, HTML-страничку, презентацию Power Point или в любой другой из поддерживаемых форматов, при этом полностью сохранив оформление документа. Использование таких систем уже стало стандартом при работе с документами по всему миру, и все меньшему числу людей приходится перепечатывать бумажный документ, чтобы получить его электронный аналог.

Систему ABBYY FineReader очень легко использовать - даже тот, кто впервые открыл программу, сможет получить результат за несколько минут. При этом FineReader удовлетворяет самым высоким требованиям профессиональных пользователей благодаря большому количеству различных опций и настроек.

Для правового анализа исследуемой темы так же использовалась справочно-правовая система “Гарант” - это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные документы, позволяющий специалисту работать с этим массивом (производить поиск конкретных документов, выводить информацию на печать). Комплект “Гарант max” содержит федеральное законодательство плюс законодательство одного региона (более 140 тысяч документов).

Справочная правовая система Консультант Плюс - это комплекс по федеральному законодательству. Состоит из двух частей:

Консультант Плюс: Версия Проф;

Консультант Плюс: Эксперт Приложение.

1 часть - Консультант Плюс: Версия Проф включает все правовые акты РФ общего и отраслевого значения, а также правовые акты, касающиеся отдельных категорий граждан. Значительную часть документов системы составляют правовые акты разъяснительного характера. Полно представлены документы по всем отраслям хозяйственной деятельности.

2 часть - Консультант Плюс: Эксперт Приложение включает специальные документы Президента, Правительства, Федерального Собрания РФ, в частности, по вопросам: государственной собственности и приватизации, бюджетного финансирования, государственного устройства, законотворческой деятельности, вопросам международных отношений, по кадровым и другим вопросам.

Глобальная компьютерная сеть INTERNET, предоставляющая возможность общения, передачи и поиска необходимой информации по всему миру. В Интернете множество полезной информации - прогноз погоды, курсы акций и валют, сводки новостей, цены и ассортимент товаров, спорт, кино, электронные версии газет и журналов, литература, музыка и политика. Также в Интернете множество бесполезной и поверхностной информации - навязчивая реклама, вздорные размышления, плохие литература и музыка, просто глупость и тщеславие в бесконечных размерах и количествах. С помощью браузера Microsoft Internet Explorer можно получить доступ ко всем ресурсам Интернета, будь то электронная почта, хранилища файлов, Web-странички, базы данных или другое.

В настоящее время большинство пользователей Интернета получают информацию через Web. Web включает миллионы Web-страниц, которые хранятся на Web-серверах, расположенных по всему миру. Доступ к Web-сайту осуществляется с помощью Web-браузеров, которые воспроизводят на экране компьютера Web-страницы, включая текст, рисунки, видео и звуковое оформление. Наиболее популярными среди пользователей является две функции Интернета: поиск информации и обмен сообщениями электронной почты.

Заключение

В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены и сделаны выводы по задачам, поставленным во введении:

Во - первых, рассмотрены теоретические и методологические подходы к регулированию конфликтов в деятельности государственных и муниципальных служащих.

Административно-государственная сфера представляет собой весьма неравновесную биполярную систему. С одной стороны, в плоскости структурно закрепленных и нормативно определенных отношений между институтами и структурами управления она отводит конфликту роль вторичного, слабо влияющего на исполнение служащими своих функций источника самодвижения и развития. С другой - будучи структурно и функционально раздробленной системой, сохраняющей свою целостность не только на основании внутренних норм, процедур и законов, но и с учетом хаотического столкновения воль, интересов и влияний как собственных элементов, так и взаимодействующих с ними внешних структур (частного сектора, СМИ, общественных организаций и т.д.), она создает дополнительные возможности - для возникновения разнообразных конфликтов и противоречий, самым существенным образом определяющих ее динамику и эволюцию.

Из сказанного следует, что использование государственными структурами законодательно-правовых методов функционирования и типичный для них по преимуществу нормативный характер внешних и внутренних связей позволяет им при урегулировании конфликтов практически всегда избегать тупиковых вариантов как внутри системы, так и в отношениях государства с обществом в целом. Так что сфера макроуправления лишь в редких случаях способна инициировать губительные для государства и социума конфликты. Или, говоря точнее, разрушительные для общества формы конкурентного взаимодействия могут возникать здесь лишь в том случае, если стороны будут отходить от правовых и законодательных средств урегулирования спора.

Безусловно, в отдельные периоды конфликтные могут создавать значительную напряженность, обостряя отношения субъектов государственного управления. Но и в этих случаях открытое проявление существующих разногласий, явленное соперничество разнообразных сил значительно полезнее для оценки состояния и перспектив развития государства, чем латентное накопление недовольства и недопонимания, чреватое внезапными потрясениями. Таким образом, к конфликтам в системе управления государством следует относиться скорее как к позитивному, нежели как к деструктивному явлению (не забывая при этом, что позитивный характер конфликтов целиком и полностью определяется возможностями их выявления и урегулирования, сознательного недопущения людьми разрушительных последствий).

Что же касается урегулирования и разрешения конфликтов, которые возникают в государственно-административной сфере в зоне (или плоскости), где отсутствуют четко обозначенные нормы и правила поведения сторон, то здесь можно говорить о применении более широкого арсенала средств и методов воздействия на конфликтующие стороны, не исключая прямое принуждение и даже удаление отдельных контрагентов за пределы конфликта. Однако для более точного представления о том, каким образом можно урегулировать обе категории конфликтов, требуется подробнее рассмотреть их типические особенности и конкретные разновидности.

Во - вторых, исследованы проблемы регулирования конфликтов в деятельности государственных и муниципальных служащих.

Исследование проводилось в три этапа: на первом этапе был проведен вторичный анализ конфликтов на примере других организаций, на втором этапе проведен анализ конфликтов в Нижнекамском городском суде Республики Татарстан и на третьем этапе сравнили результаты двух исследований.

Проведен вторичный анализ конфликтов в организациях, который выявил следующее: более распространенными и характерными конфликтами, не только в государственной и муниципальной сфере, но и в обычных организациях, является внутриорганизационный конфликт и конфликт, происходящий между работниками организаций (как в государственной и муниципальной сфере, так и на производственных предприятиях) и гражданами, не являющихся сотрудниками организаций.

Было проведено собственное исследование конфликтов между государственными и муниципальными служащими в Нижнекамском городском суде Республики Татарстан. На основании проведенных исследований получены следующие выводы: микроклимат между сотрудниками Нижнекамского городского суда Республики Татарстан складывается более или менее благоприятный; основная доля конфликтов, возникающих в Нижнекамском городском суде приходится на конфликты с гражданами; более половины опрошенных положительно относятся к наказаниям трудовой дисциплины. Существует взаимосвязь между конфликтами, происходящими в частном секторе и конфликтами, возникающими в государственных и муниципальных организациях. Конфликты, доминирующие и в той и в другой области, регулируются одинаковыми методами.

В - третьих, проанализировано регулирование конфликтов на государственной и муниципальной службе.

Опыт других стран показывает, что в профилактике по регулированию конфликтов большую роль играют психологические службы различных учреждений. Психологическое просвещение персонала и популяризация конфликтологических знаний способствуют сокращению количества конфликтов и более конструктивному их разрешению.

На поведение людей в конфликтах влияет процесс научения. При затяжном конфликте оппоненты обычно хорошо друг друга изучают и начинают предпринимать те или иные действия, уже ориентируясь на особенности характера, типичные эмоциональные реакции, то есть могут достаточно хорошо прогнозировать действия противоположной стороны. Это позволяет им расширить сферу применяемых тактик и стилей поведения с «коррекцией» на особенности оппонента. Таким образом, действия оппонентов становятся в известной мере взаимообусловленными, что позволяет оказывать на них влияние.

Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Вступив же в конфликт, как правило, каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, достигнута ее цель и мешает другой стороне делать то же самое.

Здесь необходимо управление конфликтом. В зависимости от того, насколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут функциональными или дисфункциональными. Это, в свою очередь, повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов. При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, то есть, быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации.

Потребность во внедрении в российскую практику примирительных процедур на данный момент продиктована прежде всего необходимостью снизить нагрузку на суды, которая сейчас в некоторых регионах превышает норму в несколько раз. Учитывая, что в последнее время среди хозяйствующих субъектов резко возросла популярность арбитражных судов как места решения конфликтов, а усилия, предпринимаемые в рамках судебной системы, для того чтобы решить проблему перегруженности судов, пока не привели к значительным позитивным изменениям, получается, что мирное урегулирование споров является привлекательной альтернативой, поскольку не предполагает вообще никакого участия со стороны судебной системы.

Безусловно, до активного использования мирных способов урегулирования коммерческих споров еще далеко, однако уже налицо объективная заинтересованность в применении мирных способов урегулирования споров на высшем уровне, что само по себе не может не обнадеживать.

В - четвертых, описана программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы. Данная программа содержит социальную значимость внедрения разработанный мероприятий; математическое обеспечение выпускной квалификационной работы, а именно расчеты, использованные при анализе данных; нормативно - правовое обеспечение выпускной квалификационной работы, которое содержит обзор нормативно-законодательной базы по исследуемой теме, обоснование необходимости принятия правовых актов; социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы, содержащее описание программы социологического исследования; компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы, содержащее описание программного обеспечения, которое было использовано в процессе написания дипломной работы.

Обоснование социальной значимости выпускной квалификационной работы включает внедрение предложенных мероприятий. Математическое и статистическое обеспечение выпускной квалификационной работы решает множество задач, для которых используются различные статистические методы. Нормативно-правовое обеспечение выпускной квалификационной работы содержит развернутые характеристики нормативно-правовых актов по исследуемой теме дипломного проекта. Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы включает в разработку программы социологического исследования, рабочего плана и вспомогательного документа исследования. Программа социологического исследования содержит всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления. Компьютерное обеспечение содержит ряд программ, использовавшиеся при написании выпускной квалификационной работы.

Ссылки на использованные источники

1 О системе государственной службы Российской Федерации: федеральный закон РФ от 27.05.2003 № 58-ФЗ // Закон. - 2009. - с. 112;

2 Об основах государственной службы РФ: федеральный закон РФ от 31.07.95 № 119-ФЗ // Закон. - 2000. - с. 132;

3 О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон РФ от 27.07.04 № 79-ФЗ // Закон. - 2008. - с. 120;

4 Дидык, М. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие / М.Дидык. - М.: Феникс, 2007. - 350 с.;

5 Вертакова, Ю.В. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие / Ю.В.Вертакова, Е.В.Харченко. - М.: КноРус, 2008. - 272 с.;

6 Кузнецова, И.А. Государственное и муниципальное управление: конспект лекций: учеб. пособие / И.А.Кузнецова. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.;

7 Маршалова, А. Система государственного и муниципального управления: курс лекций: учеб. пособие / А.Маршалова. - М.: Омега-Л, 2006. - 128 с.;

8 Одинцов, А.А. Государственное и муниципальное управление: введение в специальность: учебник / А.А.Одинцов. - М.: Экзамен, 2007. - 413 с.;

9 О муниципальной службе в Российской Федерации от 02.03.07 № 25-ФЗ // Российская газета. - 2007. - с. 35.;

10 Рой, О.М. Система государственной и муниципальной службы: учеб. пособие / О.М.Рой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Питер, 2007. - 368 с.;

11 Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учеб. пособие / А.Я. Кибанов. - М.: Инфра-М, 2007. - 323 с.;

12 Дружинин, В.Н. Психология: учебник для гуманитарных ВУЗов / В.Н.Дружинин. - М.: МОНФ, 2007. - 308 с.;

13 Кибанов, К. Конфликтология : учебник / К. Кибанов. - М.: Инфра-М, 2009. - 302 с.;

14 Попов, В.П. Управление персоналом: учеб. пособие / В.П. Попов. - М.: Ось-89, 2006. - 381 с.;

15 Рогожин, М.Ю. Управление персоналом: учеб. пособие / М.Ю. Рогожин. - М.: ИндексМедиа, 2006. - 304 с.;

16 Семенов, А.С. Корпоративные конфликты. Причины их возникновения и способы преодоления / А.С.Семенов. 2-е изд., - М.: КомКнига, 2006. - 304 с.;

17 Веснин, В.Р. Управление персоналом в схемах: учебник / В.Р. Веснин. - М.: проспект, 2007. - 73 с.;

18 Галустова, О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: учеб. пособие / О.В. Галустова. - М.: Проспект, 2008. - 216 с.;

19 Никифорова, Н.А. Краткий курс по управлению персоналом: учебник / Н.А. Никифорова. - М.: Окей-книга, 2007. - 56 с.;

20 Курбатов, В.И. Конфликтология: учебное пособие / В.И.Курбатов. - Ростов-на-Дону, 2007. - 445 с.;

21 Лукаш, Ю. Трудовые споры и конфликты / Ю. Лукаш // Кадры предприятия. - 2008. - № 4. - С. 112-114;

22 Козырев, Г.И Основы конфликтологии: учеб. пособие / Г.И. Козырев. - М.: Изд-во Форум, 2007. - 320 с.;

23 Запрудский, Ю.Г. Социальный конфликт : учеб. пособие / Ю.Г. Запрудский. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 320 с.;

24 Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта: учебник для ВУЗов / А.Г. Здравомыслов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МОНФ, 2006. - 300 с.;

25 Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология: Социальные конфликты : учеб. пособие / Т.Н. Кильмашкина. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Юнити, 2009. - 287 с.;

26 Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: учеб. пособие / А.Я. Анцупов. - М.: Изд-во Питер, 2006. - 288 с.;

27 Горудацкий, Р.Л. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации: курс лекций / Р.Л. Горудацкий. - М.: РАГС, 2006. - 470 с.;

28 Атамачук, Г.В. Система государственного и муниципального управления: курс лекций: учеб. пособие / Г.В.Атамачук. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство РАГС, 2007. - 488 с.;

29 Соловьев, А.И. Конфликты в государственно-административной сфере Электронный ресурс / А.И. Соловьев. - Режим доступа: http://www.xserver.ru/user/kvgas/1.shtml.

30 Левин, С. Мирные способы разрешения споров в российской и мировой практике Электронный ресурс / С. Левин. - Режим доступа: http://www.magisters.com/publication.php?574/articles/;

31 Глазунова, Н. Государственное и муниципальное (административное) управление: учеб. пособие / Н.Глазунова. - М.: Проспект, 2008. - 560 с.;

32 Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993. - 62 с;

33 Шевчук, Д.А. Конфликты: избегать или форсировать? Все о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни: учеб. пособие / Д.А. Шевчук. - М.: Гросс Медиа, 2009. - 440 с.;

34 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94 № 51-ФЗ // Закон. - 1994. - с. 510;

35 Дмитриев, А.В. Региональная конфликтология: экспертное мнение : учебное пособие / А.В. Дмитриев, В.А. Авксентьева, Г.Д. Гриценко. - М.: Альфа, 2007. - 208 с.;

36 Лукин, Ю.Ф. Конфликтология. Управление конфликтами: учебное пособие / Ю.Ф.Лукин. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 799 с.;

37 Пугачев, В.П. Руководство персоналом. Практикум: учеб. пособие / В.П. Пугачев. - М.: АспектПресс, 2006. - 264 с.;

38 Доскова, Л.В. Управление персоналом: учебник / Л.В. Доскова. - М.: Эксмо, 2007. - 61 с.;

39 Волков, Б.С. Конфликтология: учеб.пособие / Б.С.Волков, Н.Д.Волкова. - М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2007. - 400 с.;

40 Колрисер, Д. Основные способы решения конфликтов / Д. Колрисер // Маркетинг. - 2008. - № 1. - С. 82-86;

41 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 № 197-ФЗ // Закон. - 2001. - с. 341;

42 Емельянов, С. Практикум по конфликтологии: учеб. пособие / С. Емельянов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Питер, 2009. - 384 с.;

43 Решетникова, К.В. Модель взаимосвязи организационных изменений и конфликтов / К.В. Решетникова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - № 6. - С. 3-14;

44 Хальцбаур, У. Управление персоналом: как это есть на самом деле: учеб.пособие / У.Хальцбаур, О.Свергун, Ю.Пасс. - М.: Проспект, 2007. - 384 с.;

45 Литвак, М.Е. Психологический вампиризм: учебное пособие по конфликтологии / М.Е. Литвак. - 13-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Феникс, 2008. - 416 с.;

46 Волков, Б.С. Конфликтология: учеб.пособие / Б.С.Волков, Н.Д.Волкова. - М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2007. - 400 с.;

47 Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: учеб. пособие / И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Инфра - М, 2009. - 302 с.;

48 Никовская, Л.И. Трансформация в России с точки зрения теории конфликта / Л.И. Никовская // Социологические исследования. - 2006. - № 9. - С. 79-85;

49 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.03 № 131-ФЗ // Российская газета. - 2003. - 50 с.;

50 О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Российской Федерации: указ Президента РФ от 01.02.2005 № 112 // Российская газета. - 2005. - с. 47.

Список использованных источников

1 Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993. - 62 с;

2 О системе государственной службы Российской Федерации: федеральный закон РФ от 27.05.2003 № 58-ФЗ // Закон. - 2009. - с. 112;

3 О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон РФ от 27.07.04 № 79-ФЗ // Закон. - 2008. - с. 120;

4 Об основах государственной службы РФ: федеральный закон РФ от 31.07.95 № 119-ФЗ // Закон. - 2000. - с. 132;

5 О муниципальной службе в Российской Федерации от 02.03.07 № 25-ФЗ // Российская газета. - 2007. - с. 35.;

6 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.03 № 131-ФЗ // Российская газета. - 2003. - 50 с.;

7 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94 № 51-ФЗ // Закон. - 1994. - с. 510;

8 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 № 197-ФЗ // Закон. - 2001. - с. 341;

9 О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Российской Федерации: указ Президента РФ от 01.02.2005 № 112 // Российская газета. - 2005. - с. 47;

10 Анцупов, А.Я. Конфликтология: учеб. пособие / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Изд-во Питер, 2008. - 496 с.;

11 Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: учеб. пособие / А.Я. Анцупов. - М.: Изд-во Питер, 2006. - 288 с.;

12 Атамачук, Г.В. Система государственного и муниципального управления: курс лекций: учеб. пособие / Г.В.Атамачук. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство РАГС, 2007. - 488 с.;

13Вертакова, Ю.В. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие / Ю.В.Вертакова, Е.В.Харченко. - М.: КноРус, 2008. - 272 с.;

14 Веснин, В.Р. Управление персоналом в схемах: учебник / В.Р. Веснин. - М.: проспект, 2007. - 73 с.;

15 Волков, Б.С. Конфликтология: учеб.пособие / Б.С.Волков, Н.Д.Волкова. - М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2007. - 400 с.;

16 Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: учеб. пособие / И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Инфра - М, 2009. - 302 с.;

17 Галустова, О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: учеб. пособие / О.В. Галустова. - М.: Проспект, 2008. - 216 с.;

18 Глазунова, Н. Государственное и муниципальное (административное) управление: учеб. пособие / Н.Глазунова. - М.: Проспект, 2008. - 560 с.;

19 Горудацкий, Р.Л. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации: курс лекций / Р.Л. Горудацкий. - М.: РАГС, 2006. - 470 с.;

20 Дидык, М. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие / М.Дидык. - М.: Феникс, 2007. - 350 с.;

21 Дмитриев, А.В. Региональная конфликтология: экспертное мнение : учебное пособие / А.В. Дмитриев, В.А. Авксентьева, Г.Д. Гриценко. - М.: Альфа, 2007. - 208 с.;

22 Доскова, Л.В. Управление персоналом: учебник / Л.В. Доскова. - М.: Эксмо, 2007. - 61 с.;

23 Дружинин, В.Н. Психология: учебник для гуманитарных ВУЗов / В.Н.Дружинин. - М.: МОНФ, 2007. - 308 с.;

24 Емельянов, С. Практикум по конфликтологии: учеб. пособие / С. Емельянов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Питер, 2009. - 384 с.;

25 Запрудский, Ю.Г. Социальный конфликт : учеб. пособие / Ю.Г. Запрудский. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 320 с.;

26 Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта: учебник для ВУЗов / А.Г. Здравомыслов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МОНФ, 2006. - 300 с.;

27 Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учеб. пособие / А.Я. Кибанов. - М.: Инфра-М, 2007. - 323 с.;

28 Кибанов, К. Конфликтология : учебник / К. Кибанов. - М.: Инфра-М, 2009. - 302 с.;

29 Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология: Социальные конфликты : учеб. пособие / Т.Н. Кильмашкина. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Юнити, 2009. - 287 с.;

30 Козырев, Г.И Основы конфликтологии: учеб. пособие / Г.И. Козырев. - М.: Изд-во Форум, 2007. - 320 с.;

31 Кузнецова, И.А. Государственное и муниципальное управление: конспект лекций: учеб. пособие / И.А.Кузнецова. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.;

32 Курбатов, В.И. Конфликтология: учебное пособие / В.И.Курбатов. - Ростов-на-Дону, 2007. - 445 с.;

33 Литвак, М.Е. Психологический вампиризм: учебное пособие по конфликтологии / М.Е. Литвак. - 13-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Феникс, 2008. - 416 с.;

34 Лукин, Ю.Ф. Конфликтология. Управление конфликтами: учебное пособие / Ю.Ф.Лукин. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 799 с.;

35 Маршалова, А. Система государственного и муниципального управления: курс лекций: учеб. пособие / А.Маршалова. - М.: Омега-Л, 2006. - 128 с.;

36 Никифорова, Н.А. Краткий курс по управлению персоналом: учебник / Н.А. Никифорова. - М.: Окей-книга, 2007. - 56 с.;

37 Одинцов, А.А. Государственное и муниципальное управление: введение в специальность: учебник / А.А.Одинцов. - М.: Экзамен, 2007. - 413 с.;

38 Попов, В.П. Управление персоналом: учеб. пособие / В.П. Попов. - М.: Ось-89, 2006. - 381 с.;

39 Пугачев, В.П. Руководство персоналом. Практикум: учеб. пособие / В.П. Пугачев. - М.: АспектПресс, 2006. - 264 с.;

40 Рогожин, М.Ю. Управление персоналом: учеб. пособие / М.Ю. Рогожин. - М.: ИндексМедиа, 2006. - 304 с.;

41 Рой, О.М. Система государственной и муниципальной службы: учеб. пособие / О.М.Рой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Питер, 2007. - 368 с.;

42 Семенов, А.С. Корпоративные конфликты. Причины их возникновения и способы преодоления / А.С.Семенов. 2-е изд., - М.: КомКнига, 2006. - 304 с.;

43 Хальцбаур, У. Управление персоналом: как это есть на самом деле: учеб.пособие / У.Хальцбаур, О.Свергун, Ю.Пасс. - М.: Проспект, 2007. - 384 с.;

44 Шевчук, Д.А. Конфликты: избегать или форсировать? Все о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни: учеб. пособие / Д.А. Шевчук. - М.: Гросс Медиа, 2009. - 440 с.;

45 Колрисер, Д. Основные способы решения конфликтов / Д. Колрисер // Маркетинг. - 2008. - № 1. - С. 82-86;

46 Лукаш, Ю. Трудовые споры и конфликты / Ю. Лукаш // Кадры предприятия. - 2008. - № 4. - С. 112-114;

47 Никовская, Л.И. Трансформация в России с точки зрения теории конфликта / Л.И. Никовская // Социологические исследования. - 2006. - № 9. - С. 79-85;

48 Решетникова, К.В. Модель взаимосвязи организационных изменений и конфликтов / К.В. Решетникова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - № 6. - С. 3-14;

49 Левин, С. Мирные способы разрешения споров в российской и мировой практике Электронный ресурс / С. Левин. - Режим доступа: http://www.magisters.com/publication.php?574/articles/;

50 Соловьев, А.И. Конфликты в государственно-административной сфере Электронный ресурс / А.И. Соловьев. - Режим доступа: http://www.xserver.ru/user/kvgas/1.shtml.

Приложение А

Элементы программы социологического исследования

Таблица А.1 - Рабочий план подготовки и проведения исследования

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Ответственные за исполнение

Примечание

Обсуждение и утверждение программы и методического инструментария социологического исследования

02.02.2009 г.

Свалова О.А.

Совместно с руководителем

Составление выборки и бланка ее корректировки

10.02.2009 г.

Свалова О.А.

Совместно с руководителем

Тиражирование методического инструментария и проведения исследования

19.02.2009 г.

Свалова О.А.

Проведение пилотажного исследования (сбор информации)

20.02.2009 г.

Свалова О.А.

Совместно с руководителем

Обработка первичной социологической информации

23.02.2009 г.

Свалова О.А.

Анализ результатов исследования

24.02.2009 г.

Свалова О.А.

Научное обсуждение выводов и рекомендаций по итогам исследования

01.03.2009 г.

Свалова О.А.

Совместно с руководителем

Приложение Б

Анкета опроса государственных и муниципальных служащих

Таблица Б.1 - Перечень предприятий, работники которых приняли участие в обследовании

Вопросы для государственных и муниципальных служащих

Ответы в баллах

Ответы в процентах

1 Как Вы думаете, какое место занимают конфликты в трудовой деятельности государственных и муниципальных служащих?

1.1 занимают важное место

1.2 работники не придают им большое значение

1.3 являются малозначительными

15

3

2

75 %

15 %

10 %

2 С какими конфликтными ситуациями Вы сталкиваетесь в рабочее время чаще всего?

2.1 конфликты личного характера

2.2 конфликты производственного характера

2.3 конфликты с гражданами

2

3

15

10 %

15 %

75 %

3 Как Вы считаете, достаточно ли быстро и эффективно применяются мероприятия по регулированию конфликтных ситуаций в деятельности государственных и муниципальных служащих?

3.1 да

3.2 нет

3.3 затрудняюсь ответить

17

2

1

85 %

10 %

5 %

4 Какие нарушения трудовой и технологической дисциплины Вам знакомы?

4.1 опоздание

4.2 халатность

4.3 нарушение правил техники безопасности

4.4 нарушение правил внутреннего распорядка

11

4

1

4

55 %

20 %

5 %

20 %

5 Как вы относитесь к наказаниям за нарушения трудовой дисциплины в деятельности государственных и муниципальных служащих?

5.1 положительно

5.2 отрицательно

17

3

85 %

15 %

6 Проинформированы ли Вы о правилах внутреннего распорядка?

6.1 да

6.2 нет

10

0

100 %

0 %

7 Сколько по времени длятся конфликты в Вашем коллективе?

7.1 кратковременные

7.2 затяжные

7.3 затрудняюсь ответить

10

6

4

85 %

5 %

15 %

8 Участвует ли Ваш руководитель в конфликте?

8.1 да, участвует

8.2 наблюдает со стороны

11

9

55 %

45 %

9 Проинформированы ли Вы о программах регулирования конфликтных ситуаций в деятельности государственных и муниципальных служащих?

9.1 да

9.2 нет

9.3 программы регулирования конфликтов отсутствуют в нашем коллективе

0

10

10

0 %

50 %

50 %

10 Какие отношения у Вас с коллегами по работе?

10.1 хорошие

10.2 плохие

13

7

65 %

35 %

11 Являются ли благоприятными взаимоотношения коллектива в Вашей трудовой деятельности?

11.1 да, отношения между работниками достаточно благоприятны

11.2 нет, рабочая атмосфера холодная, не благоприятная

18

2

90 %

10 %

12 Как относятся Ваши коллеги по работе к нарушителям трудовой дисциплины?

12.1 положительно

12.2 отрицательно

19

1

95 %

5 %

13. Какой пол преобладает в Вашем коллективе?

13.1 мужской

13.2. женский

3

17

15 %

85 %

14. Какой средний возраст Вашего трудового коллектива?

14.1 от 18 до 25

14.2 от 26 до 35

14.3 от 36 до 45

14.4 от 46 и выше

16

2

1

1

80 %

10 %

5 %

5 %

15. В Вашем трудовом коллективе больше семейных работников или холостых?

15.1 семейные

15.2 холостые

16

4

80 %

20 %

16. Много ли в вашем коллективе коллег по работе с высшим образованием?

16.1 высшее образование

16.2 средне профессиональное образование

15

5

75 %

25 %

Приложение В

Логическая структура инструментария

Таблица В.1 - Логическая структура инструментария

Операциональные понятия

Индикаторы

Тип шкалы

измерения

Номер вопроса в анкете

1. Степень конфликтных ситуаций в деятельности государственных и муниципальных служащих

Уровень конфликтных ситуаций

Вид конфликтов

номинальная

1

Способы и методы регулирования конфликтных ситуаций

Индивидуальная оценка

ранговая

2

2. Отношение государственных и муниципальных служащих к конфликтным ситуациям в их деятельности

Выполнение мероприятий по регулированию конфликтных ситуаций

Индивидуальная оценка характера работы

ранговая

3

Нарушения трудовой и технологической дисциплины

Формы нарушения

номинальная

4

Наказание за нарушение трудовой дисциплины

Формы наказания

номинальная

5

3. Информированность государственных и муниципальных служащих о конфликтных ситуациях

О правилах внутреннего распорядка

Индивидуальная оценка степени знакомства

ранговая

6

О длительности конфликта во времени

Индивидуальное мнение

ранговая

7

Об участии руководителя в конфликтах

Индивидуальное мнение

ранговая

8

О программах регулирования конфликтных ситуаций в деятельности государственных и муниципальных служащих

Индивидуальное мнение

ранговая

9

4. Социально-психологический климат в коллективе

Отношения респондента с коллегами

Индивидуальная оценка характера отношений

ранговая

10

Взаимоотношения членов коллектива

Индивидуальная характеристика взаимоотношений

ранговая

11

Влияние коллектива на нарушителей дисциплины

Индивидуальная оценка степени влияния

12

5. Социально-демографические характеристики

Пол

Пол

Номинальная

13

Возраст

Число лет

Интервальная

14

Семейное положение

Состояние в браке

Номинальная

15

Образование

Уровень образования

Ранговая

16

Последний лист ВКР

Выпускная квалификационная работа выполнена мной самостоятельно. Использованные в работе материалы и концепции из опубликованных научной литературы и других источников имеют ссылки на них.

Отпечатано в _________экземпляре.

Библиография ________наименований.

Один экземпляр сдан на кафедру.

«___»________________2009 г.

(дата)

___________________________________________

(подпись)(Ф.И.О.)

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты