|
Родительская любовь.
Родительская любовь.
8 АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИИ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МЕНЕДЖМЕНТА. РЕФЕРАТ ТЕМА: МАТЕРИНСТВО РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ СИНЕКОПОВА ВЕРОНИКА ЕВГЕНЬЕВНА. № 12505/53 443086 г. САМАРА. ул. ЕРОШЕВСКОГО 2- 5 РЕЦЕНЗЕНТ Щерба Нина Николаевна. Содержание: 1. ВВЕДЕНИЕ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ МАТЕРИНСТВА. 3. СЕМЬЯ, КАК ИСТОЧНИК ЛЮБВИ 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Материнство изучается в психологии в различных аспектах, пси-хологических школах и направлениях. Есть немало научных и науч-но-популярных изданий, посвященных этой проблеме. Разные аспек-ты материнского поведения затрагиваются в психологии личности, в детской психологии, педагогической психологии и т. д. Важность ма-теринского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятель-ной реальности, требующей разработки целостного научного подхо-да для его исследования. Конкретно-культурная модель материнства -- как содержание всех блоков материнской сферы женщины -- ориентирована на раз-витие у ребенка соответствующего конкретно-культурного варианта его социально-комфортной сферы. Воспитание необходимого содер-жания материнской сферы обеспечено различными средствами в каж-дой культуре и может быть описано как «онтогенетический путь к модели». Этот путь обеспечивает наличие как видотипичных, так и конкретно-культурных материнских функций без осознания матерью самих этих функций и их роли в развитии социально-комфортной сферы ребенка, его сферы общения и неспецифических мотиваци-онных основ его образа мира. Ситуация в современном обществе может быть охарактеризована как «потеря пути к модели» материнства, сочетающаяся с расширением и появлением открытого содержания самой модели социально-комфортной сферы субъекта, не обеспеченной соответствующей моделью материнской потребностно-мотивационной сферы. В настоящее время наблюда-ется тенденция поиска нового «пути к модели», основанная на осоз-нании как потребностей материнской сферы, так и особенностей пси-хического развития ребенка. Модель материнства и обеспечение ее формирования в онтогене-зе женщины («путь к модели») в каждой культуре достаточно жестко выражены и соответствуют столь же определенной модели развития взрослого члена общества. М. Мид в этой связи отмечает, что коли-чество альтернатив (то есть вариантов личностных особенностей взрослых членов общества, социальных и семейных ролей), с кото-рыми столкнется ребенок при вступлении в самостоятельную жизнь, довольно ограничено. В традиционных культурах условия онтогене-за создают возможность адаптации ребенка к большему количеству вариантов, чем содержится в его культуре, так как происходит пере-распределение материнских функций, ведущее к образованию у ре-бенка множественных привязанностей, их непрерывности и прочно-сти. В условиях современного общества евро-американского типа на-оборот, существует несоответствие обеднения и ригидности форми-рования привязанности ребенка в раннем онтогенезе, с одной стороны, и множественности моделей поведения (социальных и се-мейных), с которыми ребенок столкнется во взрослой жизни, -- с дру-гой. Концентрация всех материнских функций на матери создает ус-ловия для формирования привязанности, ориентированной только на один объект. Это не соответствует новым требованиям к личности как свободной, самореализующейся и независимой. Кроме того, су-жение объектов привязанности и обеднение вариативности материн-ских функций (так как все сосредоточено в одном субъекте -- мате-ри) также ведет к меньшей вариативности развития ребенка. Налицо новая модель личности, не обеспеченная соответствующей моделью материнства. Усугубляет положение разрыв межпоколенных связей, потеря традиционных способов передачи опыта и оформления материнско-детского взаимодействия. Женщина на пороге материн-ства оказывается неосведомленной об элементарных особенностях раз-вития ребенка и своих функциях в уходе за ним и общении. Кроме того, уменьшение количества детей в семье ведет к тому, что часто первый младенец, с которым встречается мать, -- это ее собственный ребенок. В этих условиях молодые родители обращаются к поиску недостаю-щей информации. Помимо возникновения потребности в повышении своей родительской компетентности, происходит осознание недоста-точности в эмоциональных переживаниях, неготовности к возникно-вению материнских чувств. Все это ведет к направленному, осознан-ному развитию не только информационных, но и эмоциональных ос-нов материнской сферы. Ее построение становится задачей самого субъекта материнства. Женщина интересуется тем, что она должна чув-ствовать, какую роль это играет в развитии ребенка, зачем ей это надо самой и что надо делать для развития этих чувств. Подготовка к мате-ринству теперь не ограничивается ведением беременности и сведени-ями об уходе за ребенком и кормлении. В нее входят развитие эмоцио-нальной сферы, интуиции, освоение способов общения с ребенком до рождения и т. п. Разумеется, этот новый «путь к модели» еще только начинается. Но, возможно, он приведет не только к новой модели ма-теринства и формированию соответствующих содержаний материнс-кой сферы женщины, но и окажется эффективным для воспитания ребенка, обладающего высоким уровнем эмоционального благополу-чия и способностью к активной и счастливой жизни в новых условиях развития общества. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ МАТЕРИНСТВА. Психология материнства -- одна из наиболее сложных и малоразработанных областей современной науки. Актуальность ее изучения продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей, лавинообразным увеличе-нием числа сиротеющих детей при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и неразработанностью про-грамм социальной и психологической помощи семье, и в первую оче-редь женщине. Материнство изучается в русле различных наук: истории, культу-рологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Зарубежные исследования в области психологии мате-ринства и смежных проблем, в противовес отечественным, отлича-ются чрезвычайной обширностью, разнонаправленностью концеп-ций и подходов. В последние годы появился интерес к комплексно-му, междисциплинарному изучению материнства. Основным выводом, сделанным авторами этих и других исследо-ваний, является, во-первых, констатация необходимости продолже-ния психологических исследований материнства как целостного яв- ления и, во-вторых, отсутствие адекватного подхода и теоретической концепции для осуществления такого исследования. Актуальность целостного психологического подхода к изучению материнства под-крепляется тем, что, несмотря на современные достижения в области медицины, физиологии, гинекологии и акушерства, повышении на-учного и технического уровня родовспоможения и неонатальных практик, психологические проблемы материнства и раннего детства не уменьшаются. Необходимость изучения психологии материнства и подготовки специалистов в этой области обусловлена также бурным развитием такой отрасли психологической практики, как психологическая по-мощь матери и ребенку (коррекция развития ребенка и материнско-детского взаимодействия), включая младенчество и пренатальный период. Вторжение процессов осознания в область интимных отно-шений матери с ребенком, изначально регулируемых филогенетичес-ки ранними неосознаваемыми механизмами, требует тщательной на-учной рефлексии как самих этих взаимоотношений, так и способов вмешательства в них в целях диагностики, психологической коррек-ции и профилактики. Особенно это касается нашей страны, где ак-тивно развивающийся социальный запрос на такого рода психоло-гические услуги сталкивается с полным отсутствием теоретического, методического и организационного обеспечения. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современ-ных исследований в этой области позволяют говорить о материн-стве как самостоятельной реальности, требующей разработки це-лостного научного подхода для его исследования. В психологичес-кой литературе (преимущественно зарубежной) много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его у человека. В отечествен-ной психологии в последнее время также появился ряд работ, свя-занных с феноменологией, психофизиологией, психологией мате-ринства, психотерапевтическими и психолого-педагогическими ас-пектами беременности и ранних этапов материнства, девиантным материнством. Если обобщать все основные направления исследований, то мож-но обнаружить, что материнство как психосоциальный феномен рас-сматривается с двух основных позиций: материнство как обеспече-ние условий для развития ребенка и материнство как часть личност-ной сферы женщины. СЕМЬЯ, КАК ИСТОЧНИК ЛЮБВИ. Игумен Евмений. Психологи уже давно доказали, что опыт ребенка, полученный им в отношениях с его родителями, является фундаментальным для всей его последующей жизни. Для ребенка жизненно необходимо, чтобы родители его любили. Без пищи физической он не в состоянии выжить, без любви и принятия он не сможет стать полноценной личностью. Родители несут ответственность за тот опыт, который ребенок получит в семье. Вот почему родительская любовь является очень значимой ценностью и для родителей, и для детей. Но именно в силу того, что она так важна, очень трудно смириться с ее отсутствием или недостатком, как детям, так и родителям. Это может привести к серьезным искажениям: агрессию по отношению к собственным детям родители выдают за любовь, а дети принимают эту подмену за чистую монету, как будто это и есть подлинная родительская любовь, а потом переносят этот опыт и в свою жизнь. * Подрастающий ребенок развивается в здоровую личность прямо пропорционально количеству и качеству любви, которую он получает. Точно так же как растение нуждается в солнечном свете и влаге, ребенок нуждается в любви и заботе. Родители хотят для своих детей наилучшего. Они хотят вырастить их счастливыми и здоровыми. Почему же тогда так много детей вырастают, ощущая себя недостаточно любимыми? Ведь именно из "недолюбленных" детей вырастают те, кто затем "долюбливают" себя алкоголем или наркотиками. * Истинная любовь готовит ребенка как отдельную, как самостоятельную, а значит живущую собственным образом, имеющую свой жизненный путь, личность. Истинное, сокровенное чувство любви в матери или в отце знает, что родилась не моя собственность, а отдельная Богозданная личность, которая по личностному свойству не есть "я" и моей собственностью быть не может. Матери важно осознать, что ее ребенок -- отдельная личность, а не составная часть родителя. Иногда женщине особенно трудно смириться с этим, а если у нее авторитарный склад характера, то трудно вдвойне, ибо "мой ребенок, что хочу, то и делаю, и неважно, сколько ему лет -- двенадцать, двадцать три или тридцать семь". * Если ребенок чувствует любовь, добро, приятие, уважение, интерес к нему, то он позитивно запоминает то, что происходит и говорится вокруг, он формируется как личность с избытком душевных сил. Если же он чувствует себя зажатым в тиски разных "нельзя", "не следует", или, еще хуже, его унижают разными высказываниями, -- то рано или поздно у него сложится убеждение о том, что он на этом свете лишний, возникнет ощущение глубокого одиночества и ненужности. Поэтому мудрые родители относятся к ребенку доброжелательно, заботливо, дают ему возможность почувствовать, что он нужен, что его принимают. Они не критикуют, не унижают, не подавляют ребенка, делятся с ним своим жизненным опытом, говорят с ним, как бы приоткрывая свою внутреннюю тайну, так, чтобы слова шли из сокровенной глубины родительского сердца. * Наиболее важный вопрос воспитания полноценных детей -- сколько любви они получают. Детям нужна любовь так же, как цветам нужна влага. Невозможно дать детям слишком много любви. Нескончаемый поток любви и одобрения от родителя к ребенку -- источник его эмоционального и физического здоровья. Отсутствие любви, истинное или кажущееся, имеет серьезные последствия. Лишение ребенка любви может привести к физической или эмоциональной болезни и даже к смерти. Сдерживание или недополучение любви деструктивно влияет на личность ребенка. Многие психологические проблемы взрослых людей возникают оттого, что их недостаточно любили и одобряли родители (один или оба). * Могучее воздействие любви на детей поистине поразительно! Есть много примеров того, как в отсутствии любви дети прекращали расти и развиваться. Если любовь к ребенку уменьшается или он лишается ее вообще, то его эмоциональное и умственное развитие замедляется. Эти умственные и эмоциональные проблемы проявляются в отклонениях в поведении, в расстройствах личности, в неврозах, психозах и в серьезных неудачах, настигающих их во взрослой жизни. Можно со всей определенностью сказать, что лишение любви -- наиболее серьезная проблема, которую может испытывать ребенок в процессе формирования личности. * Итак, в основе прочных взаимоотношений родителей и ребенка лежит безусловная любовь. Что такое безусловная любовь? Безусловная любовь -- это когда вы любите ребенка независимо от его качеств и особенностей, склонностей, достоинств и недостатков, независимо от его поведения и от того, насколько он отвечает вашим ожиданиям, удовлетворяет ваши потребности. Это вовсе не значит, что вам должно нравиться какое угодно его поведение. Безусловная любовь -- это когда вы любите ребенка даже тогда, когда поступки его вам не нравятся. * Безусловная любовь -- это идеал. Вы не можете испытывать абсолютную любовь к ребенку все время, постоянно. Но чем ближе вы будете подходить к этому идеалу, тем увереннее вы будете себя чувствовать, и тем более благополучным и спокойным будет расти ваш ребенок. Многие стремятся достигнуть идеала безусловной любви, но немало и таких людей, кто вообще не знает о существовании подобного отношения к ребенку. Секрет воспитания полноценных детей состоит в том, чтобы излучать непрерывный поток безусловной любви и одобрения. Объясните своему ребенку, что ничто из когда-либо сделанного им не может привести к потере любви к нему -- ни Божьей любви, ни вашей. Как и Божья любовь, ваша любовь к ребенку должна быть безусловной. Самый чудесный подарок, который вы можете сделать своему ребенку, -- это вселить в него абсолютную убежденность в том, что вы любите его всем сердцем, безоговорочно, независимо от того, что он делает, что с ним происходит. Мудрый родитель, корректируя действия ребенка, всегда уточнит, что ему не нравится поведение ребенка, а не он сам. * Миллионы родителей сегодня считают, что единственная их функция -- постоянно запрещать ребенку те или иные действия. Некоторые родители, наоборот, потворствуют своим детям, разрешая им всякие безобразия, и по пристрастному отношению, по привязанности к ним стараются тотчас выполнить все их требования. Попустительство -- тоже отсутствие любви. Это значит, что родитель любит свои чувства по отношению к ребенку, но не самого ребенка, которому чрезмерное родительское потакание очень вредно. Если вы любите ребенка и выражаете свою любовь к нему только в тех случаях, когда он доставляет вам радость, то это любовь с условием. При этом ребенок не будет чувствовать себя любимым. Любовь с условием вызовет в нем лишь ощущение собственной неполноценности и помешает нормально развиваться. Любя ребенка только тогда, когда он соответствует вашим ожиданиям и отвечает вашим требованиям, вы обрекаете его на неудачи в жизни, он утвердится в бесполезности любых стараний быть хорошим, потому что их всегда оказывается недостаточно. Его будет мучить чувство незащищенности, тревоги, низкая самооценка, и все это станет препятствовать его духовному и личностному росту. Поэтому вновь и вновь повторяю: развитие ребенка во многом зависит от степени любви родителей. Что есть женщина? Основная природная функция женщи-ны -- продление рода. Женщина охраняет ребенка в процессе--беременности и после его рождения. Для того чтобы ребенка сохранить, что ей придется выдержать? Все, что угодно. Чтобы успешно справиться со всеми сложностями жизни, женщине больше всего потребуется чувствовать. Чувства женщин -- это как бы знания, информация обо всем. Женские гормоны обеспечивают тонкое чувствование все-го: опасность, приятность, запах, плохое отношение и т.п. Тонкое чувствование обеспечивает и в организме быстрое приспособление к различным условиям и обстоятельствам. Выражение: «Женщины живучи как кошки» -- имеет реаль-ную основу. Действительно, при любых переменах женщины адаптируются, привыкают, перестраиваются достаточно быст-ро. Так все эти возможности и заложены природой для вы-полнения в первую очередь животных функций. Наверное, не должно быть ничего оскорбительного и унизительного, в таком случае, при сравнении их с животными. Целенаправленный контроль за собственными действиями женщинами осуществляется при помощи анализа и терпения. Терпение или сдержанность для женщины предполагает торможение активной деятельности на уровне поведения или на уровне чувств (а значит, и на уровне регуляции деятельности организма) в условиях, которые она не может изменить. Такое торможение позволяет женщине успешно адапти-роваться в различных условиях, что опять-таки способствует сохранению ее и потомства. Безусловно, терпение проявляется после анализа и на основе имеющейся морали. На сегодняшний день приходится констатировать, что тер-пение стало уникально редким качеством у женщин. Вытесня-ется оно мужской волей, проявляемой женщинами. Волевым женщинам, т. е, отстаивающим самостоятельно выбранный вариант действий, физиологически это настолько не по силам, что за проявленную волю организм платит дорогую цену. Не имея возможности получить энергию за счёт синтеза (как это происходит у мужчин при наличии большого количества муж-ских гормонов), женщины получают свою энергию на волю за счет распада, т.е. активизируется процесс, который символизирует гибель. Сколько русских сказок учит девочек, и женщин терпению! «Съешь моего пирожка… Выпей моего киселька...» Тогда и дорогу укажут. Современные девушки и женщины плюнут и на пирожки, и на кисель и понесутся неизвестно куда, но в соответствии с собственным волевым порывом, который пра-вильнее уже будет назвать настырностью, т.е. сверхдействием отклоняясь от женского ролевого поведения и разрушая соб-ственный организм. Помимо животной функции продления и сохранения рода, женщина -- социальное существо. Определенные чувства к действию идут через социальную мораль и способность ана-лизировать. Мы так долго обсуждаем ситуацию с ребенком, которая в жизни длится секунды! Но, как мы знаем, малое есть часть большого. Так и в этих примерах отражаются богатство и бедность ролевого поведения женщины. Конечно же, сильно исказил ролевое поведение женщин лозунг: «Прежде думай о Родине, а потом о себе». Все, что ка-салось семьи, выдвигать на первый план было просто постыдно. Правда, этот лозунг можно воспринимать не иначе как детский каприз: «Хочу здесь и сейчас, чтобы думали в первую очередь обо мне!» Возможно, в каких-то обстоятельствах «прежде ду-мающая о Родине» женщина казалась даже выгодной государ-ству. Но только казалась. Анализ позволяет увидеть всю непро-дуктивность таких установок. Разрушение роли матери, роли женщины, а дальше -- разрушение потомства. И как финал -- разрушение общества, выдвигавшего такие лозунги. «Разумные» действия «человека» (т.е. людей «неизвестно-го» пола) уже многократно скомпрометировали себя в различ-ных сферах, и в первую очередь в обращении с природой и себе подобными как с частью этой природы. Нам как материалистам известно, что энергия, материя не возникает «ниоткуда» и не исчезает бесследно. Так же проис-ходит и с замещенными или извращенными полопринадлежными функциями. Много чувствующий, не способный реали-зовать свои чувства мужчина поплатится за свое не мужское поведение импотенцией, аденомой предстательной железы и т. п. Много действующая и не реализующая свои чувства жен-щина получит гипертоническую болезнь, полиартрит, онколо-гию и т. п. Но это расплата только биологическая. А психоло-гическая расплата за попирание законов природы и как части их -- полопринадлежных ролей -- еще более жестока. Это несчастные браки, несчастные и больные дети. В целом вырождающаяся жизнь. Выращенный истинной женщиной ребенок и Родине будет полезен несравнимо больше, чем травмированный отсутствием материнского чувства. Тот, кого бездумно гладили по голове, может, и научится какому-то ремеслу, может быть, даже станет хорошим специалистом в выбранном деле, но полностью реа-лизовать себя в жизни не сможет, потому что полностью осознать свои возможности, строить собственные отношения в этом мире его не научили. Это создаст определенные про-блемы в его жизни. В общении с женщинами, сотрудниками, друзьями. А тот ребенок, который предоставлен самому себе, и во взрослом состоянии будет продолжать «искать мамин подол», кто его оценит, похвалит, пожалеет. А не дождавшись сочувствия, заболеет, т. к. постоянное ожидание того, что дол-жно было быть в детстве, переполняет его чувствами, а это, в свою очередь, приводит к нарушениям в физиологической структуре, т. е. в теле. Во взаимоотношениях взрослых людей настоящее полоролевое поведение играет не меньшую роль. Получается, что быть женщиной -- не только большое богатство чувств, но и большая ответственность. Перед всеми: перед собой, перед близкими, перед обществом. Уважаемый детский поэт С. Михалков отражал дух вре-мени, когда писал: «Мама -- летчик -- что ж такого? Мамы всякие нужны, мамы всякие важны». Мамы нужны не всякие, а чтобы они настоящими мамами были. И летчиком, и депута-том, и заведующим кафедрой вместо мамы может быть любой, справляющийся с этой работой. А мамой нашего ребёнка, кроме мамы, кто может быть? Кем можно заменить маму? И хорошую жену также. Если она -- женщина. Природа распределила возможности так, что женщина может без ущерба для себя и близких реализовать себя глав-ным образом в семье. Это не значит -- назад, в пещеру, к костру. Можно получать любое образование. Применять его не унизительно в собственной семье. Муж и дети - тоже общество, С ее единицей мужских гормонов много не нара-ботаешь в большом социальном кругу, если не зарабатывать болезни, не ущемлять семью. Зато от того, какая она настоя-щая женщина в семье, будет зависеть, как станут себя реали-зовывать в большом социальном кругу ее муж и дети. Значит, депутаты, правительство, начальники, все мужчины вокруг -- такие, какие они есть сегодня,-- зависят от того, какие рядом с ними женщины. Настоящие или нет. Та фор-мула, про которую мы все время говорим: чувство -- действие, при соединении двух людей в супружескую пару приобретает конкретность. Чувства -- женщина. Действия -- мужчина. На-править на сообразные действия мужчин -- задача женщин. И в том, что сегодня общество такое несчастное, виноваты в существенной степени женщины. А следовательно, они же это могут и исправить. Давайте, дорогие женщины, начинайте исправлять. Задайте себе вопрос: «Кто я по полу?» -- несколько раз в день. В самых обыденных ситуациях, И убедитесь, что очень часто в своем поведении вы не соответствуете себе по полу. И не потому, что другого выхода нет. Вы этот другой выход чувствовать не умеете. Но научиться можно. Основная родительская функция -- защитная. Родитель-ская защита действительно представляется в виде щита, ограды от всего того, от чего маленький ребенок не может сам себя защитить. Разумеется, родители эту защиту осуществляют не только физически: накормить, одеть, поддержать, чтобы не упал, и т.п. Защита требуется в виде постоянного эмоциональ-ного контакта, чтобы на уровне чувств ребенок получал ин-формацию, что он не один, защищен, любим, нужен. Вступить же в этот чувственный контакт, в первые три года жизни ребенка особенно,-- несравнимо большие возможности имеет мама. Потому что она женщина и ее богатство -- чувства. Она же регулирует отношения отца с ребенком, чувствуя за троих оптимальный вариант их взаимодействия, Она направляет чув-ствами деятельность отца на защиту семьи. Родительское поведение выражается в виде жертвенности, самоотречения ради защиты ребенка. Не в абсолютном смысле чаще всего, но как наивысшая готовность, способность ради ребенка жертвовать собой. В реальной жизни родителям чаще всего приходится жертвовать своими «хочу». Мать не может, руководствуясь своим «хочу есть», сесть есть, не накормив ребенка. Ее «хочу» заслоняется жертвенностью, высокомо-ральным поведением. Таким образом, «надо» мы и обозначим как основной родительский принцип. Разобранные роли определяют наш выбор на все случаи жизни. Возрастные границы -- понятие условное. Выбор роли зависит от места и момента действия с учетом пола действу-ющего лица. Хотя человек существо социальное, всегда связан с себе подобными,-- но живет он только так, как сам себе позволил. И у каждого из нас нет более злых врагов, чем мы сами себе. Человечество за время своего существования выработало огромное количество правил, норм, условностей. При этом уточняем: цивилизованное человечество. Предполагается, что племена, способные на каннибализм, хотя по возможностям своим и люди, но уровень развития у них очень низкий. Уровень развития чего? А вот этих самых человеческих качеств. Однако каждый из нас в силу различных внешних и внутренних побуждений и потребностей выбирает себе из этого общего множества только «свои» правила. Это как на поле с цветами. Цветов много разных, и из них можно соста-вить почти безграничное количество разных букетов. Можно даже подобрать похожие. Но абсолютно одинаковых не будет. Хотя бы в чем-то, но они будут разные (как отпечатки пальцев). Первый крут общения ребенка -- семья -- старается при-вить ему свои (усвоенные ими за собственную жизнь из общего множества) нормы, свои правила. Теперь жизнь ребенка за-висит от того, насколько жесткими будут границы этих правил. Абсолютными для цивилизованного человечества являются только библейские нормы. Все остальные правила зависят от места и времени их применения. Библейских правил, которыми руководствуется в своей морали основная часть цивилизованного человечества, не так много. Их всего десять. Предполагается, что вот эти десять «цветков» во всех «букетах» должны присутствовать обяза-тельно. В идеале. Тогда мы сможем воспользоваться данным нам природой богатством человеческой натуры. Но оказывается, что только эти десять правил требуют от нас таких усилий, что чаще всего мы в состоянии взять лишь один «цветочек» -- не убий. Ну иногда -- «чти отца своего и матерь свою...» Ну еще «не укради». А все вместе -- нам трудно, так как это требует пристального внимания к себе, работы над собой, воспитания себя. Зачем? Хлопотно. Жить и так тяжело. Не до этого. Наше воспитание, усвоение собственных жизненных принципов приводит нас к избирательному принятию мира. В чем-то мы принимаем его безоговорочно, в чем-то условно, а что-то терпеть не можем! И вот то, что мы «терпеть не можем», и есть камень нашего преткновения на нашем пути к совершенному варианту реализации своего «Я». Не можем -- значит, нет сил. Но так ли это? Силы у меня есть, но я не хочу тратить их на то, чтобы что-то принять. Если я живу по принципу «хочу», то в соответствии с нашей условной терминологией я ребенок, а значит, слаб в реализа-ции своих потребностей. Я жду как должного подарка от этого мира: здесь и сейчас пусть будет все, как я хочу! Почему я должен менять свое восприятие мира -- пусть мир сам меня-ется! Если бы я был ребенком по паспортному состоянию, мои претензии были бы оправданы. Но если я, будучи взрослым человеком, жду от внешнего мира, что мне кто-то что-то должен, я не владею собственными ресурсами (как та теща). А на самом деле мои ресурсы огромны. И если я начну их реализовывать, то большую часть своих «хочу» или позволю себе осуществить по принципу «могу» и найду приемлемые для этого способы, или, воспользовавшись анализом, смогу сам себя убедить в невозможности осуществить свои желания. Объяснив же себе, что мое «хочу» не может быть реали-зовано по моему хотению, я обнаруживаю, что эмоциональное напряжение падает. Потому что энергетические ресурсы, что называется, из одного котла -- и на чувственное «хочу», и на рациональное разбирательство. А вот в какую сторону их направлять -- это мое дело. Получается, что анализ -- это тоже работа. Такая человеческая работа забрала на себя часть энергии от моих бурных эмоций, и они постепенно угасли. Хотения испаряются -- остается план возможных действий. Может показаться, что такая сухая аналитическая жизнь убьет в нас все живое. Однако, как и всякий навык, анализи-рование будет казаться тяжелой работой только до тех пор, пока это не будет доведено до некоторой степени автоматизма. Любая работа, многократно повторенная, уже не кажется нам такой трудной, как вначале. Младенец в период внутриутробного развития в норме имеет только симпатический канал связи с матерью. Новорож-денный ребенок имеет ту же симпатическую доминанту. С укреплением физического тела и приобретением социального опыта, личностных особенностей постепенно развивается вагусная половина нервной системы. Но если мать не выполняет своей родительской роли, у младенца даже на этапе внутриутробного развития может начать функционировать вагусная система. Первичным соци-альным опытом для него становится антагонистическое или равнодушное отношение матери. У младенца, прочувствованного матерью в каждое мгнове-ние его существования, нет оснований плакать, болеть. Его связь с внешним миром строится только на основе симпати-ческих отношений. Так как симпатическая и вагусная полови-ны нервной системы имеют соединения, то ребенок, получив должную, в меру, порцию симпатической энергии извне, глав-ным образом от матери,-- получает запас, из которого он может нужное количество переправить в вагусную половину для обеспечения внутриорганной саморегуляции. Не получающий должного количества симпатической энер-гии от матери ребенок, у которого нет сил для реализации соб-ственных потребностей, пытается «вынимать» эту необходи-мую ему симпатическую поддержку из внешнего мира кри-ком, плачем. Долговременная фиксация такого механизма по-лучения энергии приводит к тому, что с момента начала сво-его существования у ребенка формируется отрицательный социальный опыт. А именно: вся необходимая ему энергия может быть добыта только путем ее силового отнимания у внешнего мира. Симпатическая энергия такого ребенка просто сразу переводится в вагусную. Он, независимо от социального опыта и паспортного возраста, будет все время «работать только на себя». Весь мир для него одновременно угроза и единственный источник питания. На основе отрицательной морали усвоен принцип: «Сам за себя не похлопочешь -- кому ты нужен?» Это абсолютно противоречивые отношения. Если мир -- угроза,-- из него надо уйти, т.е. умереть. Но инстинкт самосохранения заставляет бороться за существование, и это приводит к тому, что если для продолжения жизни необходима энергия, а самостоятельно ее индуцировать не научили,-- ее надо отнять извне, а это уже не мирные отношения, не сим-патизирующие, а совершенно воинственные. Внешне у этой войны может не быть особых признаков борьбы, но определенно всегда будут победитель и побежден-ный. Победителем будет тот, кто сумел отнять. Опять проблемы морали. Ни один ребенок не просил родителей его родить. Взявшие на себя эту ответственность взрослые люди не могут не пони-мать, что на их плечах вся ответственность за любой вариант обеспечения новой жизни. И в соответствии с человеческой моралью ни один младенец не должен «отнимать» у матери никакую энергию. Она сама должна ее добровольно предлагать ему в нужный момент и в необходимом количестве. Тогда и у младенца даже на внутриутробном этапе развития будет уже формироваться человеческая мораль, хотя и не осознанная, только в виде прокладывания симпатических путей. Таким образом, младенец, недополучивший от матери сим-патической энергии, становится воином-реципиентом, а мать -- побежденным донором. Первоначальная борьба за получение энергии ведется ребенком ради спасения своей жизни. Но в отсутствие морали пропускается взрослыми тот момент, когда энергии ребенку для жизнеобеспечения уже достаточно. Продолжая ее накапливать, не научившись отда-вать, он рискует получить переполнение «энергетического ре-зервуара». Энергия -- понятие динамическое. Если она есть -- она должна быть как-то реализована. Избыток вкусной энер-гии у ребенка будет приводить к нарушению саморегуляции внутри организма. Вагусная доминанта заставив отклониться от исходных природных правил (матричных филогенетических заготовок) и сформирует новый вариант регуляции, который не только неэкономичен для любого человеческого индивида, но и опасен. Опасность заключается в том, что такой индиви-дуум не способен самостоятельно индуцировать собственную энергию для существования. А избыток вагусной украденной энергии он будет использовать только для уничтожения мира. Такая деятельность по конечному результату может вести только к самоуничтожению. Если истребить все, то где взять энергию для дальнейшего существования, где украсть для са-мообеспечения? Значит, ВСЕМУ КОНЕЦ. Если же руководствоваться человеческой моралью,-- жизнь бесконечна именно за счет передачи из поколения в поколение МОРАЛИ в первую очередь. На основе человеческой морали старшее поколение добровольно обеспечивает необхо-димым количеством симпатической энергии младшее поколе-ние и таким образом постепенно учит эту энергию расходовать и модулировать самостоятельно Спасением может быть только мораль. Человеческая мо-раль, которая позволит симпатической энергии вновь объеди-нить людей. Огромна роль семьи. Если бы в каждой семье женщины, мужчины соответствовали бы себе по полу и по человеческой морали, умели бы анализировать,-- сегодняшней ситуации про-сто не было бы. Но разрушенный природный закон полоролевого поведения, разрушенный традиционный вариант семьи восстанавливаться будет медленно. За это время может про-изойти большая беда. В семье мораль подается «сверху», т.е. от родителей де-тям. Учитывая невзрослость поведения населения в целом, в масштабах государства в существенной степени мораль пода-ется от организующих структур. Вот это-то и может помочь в сегодняшней ситуации гораздо быстрее. Давно известно, что появление эмоциональных рас-стройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в дет-стве. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть од-ного из родителей или развод, родительская жестокость или непоследовательность в системе наказаний могут стать сильными психотравмирующими факторами. Поэтому очень важно, чтобы в семье ребенок получал эмоциональ-ную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей -- родителей. Особенности взаимодействия ре-бенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмо-циональных связей и отношений привязанности оказыва-ют свое влияние как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным этало-ном построения его отношений с другими людьми. Нарушения в личностном развитии ребенка, появле-ние отклонений в его поведении во многом зависят от личности родителей. Именно родители, являясь первыми воспитателями ребенка, нередко допускают серьезные педагогические ошибки или своим личным примером задают искаженные нормы социального поведения, кото-рые дети заимствуют и используют не только в сфере внутрисемейных отношений, но и в условиях делового и межличностного общения. Психологическая культура родителей проявляется как в грамотных воспитательных решениях, так и в собственном поведении, которое само по себе тоже воспитывает. Все -- хорошее и плохое -- закладывается в челове-ке с первых дней его пребывания в этом сложном и противоречивом мире. Приобщение к жизни происходит, во-первых, путем подражания взрослым, а, во-вторых, благодаря тому, что сами взрослые культивируют в ребен-ке. Поэтому не вызывает сомнения то, насколько велико влияние личности родителей, являющихся для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Испокон веку отцы и матери выполняли в семье раз-ные функции, соответственно отцовское воспитание от-личалось от материнского. Традиционно отец являлся главой семьи, что не могло не наложить свой отпечаток на его взаимоотношения с детьми. Именно непререкае-мый авторитет отца в семье был главной силой, самым действенным средством мужского воспитания. Отец нес ответственность за сферу домашнего труда, которая тре-бовала большой физической силы, кроме того, на нем лежала обязанность финансово-экономического обеспе-чения семьи. Мужчина в семье отличался немногослов-ностью, сдержанностью, скупостью в проявлении чувств. Мать являлась хранительницей домашнего очага и эмоциональным ядром семьи, передавала и прививала своим детям те качества, которые поэт Н. Заболоцкий прекрасно назвал «грацией души». Дети, находясь в отчем доме и под материнским кровом, в одинаковой степени вбирали в себя все то доброе и светлое, что старались им передать отец и мать. Своеобразный синтез материнско-го и отцовского воспитания был (и остается) важнейшим условием нормального развития детей в семье. Как не существует полноценного дома без отца или матери, так не может быть сформирована полноценная личность ре-бенка без гармоничного сочетания мужского и женского воспитания в семье. Конфликт между социально-психологи-ческими ролями матери и отца в семье чутко улавливает-ся детьми, что не может не отразиться на особенностях формирования их личности. Родители зачастую даже не подозревают о том, что своим поведением они вносят разлад в детские души, мешают не только становлению их личности, но и правильной идентификации со своим полом. Каждый ребенок с самого раннего возраста нуждает-ся в эмоциональном участии взрослого, в сопереживании своим проблемам и трудностям. Этого участия он ждет в первую очередь от своих родителей, рассчитывая на их поддержку, понимание и любовь. Однако природу роди-тельской любви взрослые понимают по-разному. Для од-них любовь -- это неусыпный контроль, для других -- по-стоянное выражение нежности, для третьих -- физический уход и материальное обеспечение, для четвертых -- предо-ставление неограниченной свободы. Поэтому многие ро-дители не могут понять, почему, несмотря на любовь у них нет контакта с детьми, и все их воспитательные усилия оборачиваются поражением, и очень редко задумываются о том, такой ли родительской любви ждет от них ребе-нок. У детей чрезмерная строгость и требовательность, особенно матери, чаще всего ассоциируется с равнодуши-ем и отверженностью, что может порождать у них чувство неполноценности и ожидание того, что кто-то их все-таки поймет и полюбит («комплекс феи»). Наряду с характерологическими особенностями, при-сущими большинству современных российских родите-лей, многие отцы и матери из неблагополучных семей отличаются рядом неблагоприятных личностных черт, которые осложняют отношения в семье и негативно ска-зываются на процессе воспитания детей. Под воспитани-ем в данном случае подразумевается не только целена-правленное педагогическое воздействие родителей на своих детей, а прежде всего непосредственное обращение с ними, которое зачастую оказывается более действен-ным, чем система специальных образовательных и воспи-тательных мер. На это обстоятельство в свое время указы-вал еще А.С. Макаренко, который предостерегал родите-лей от необдуманных поступков, подчеркивая при этом, что «никакие рецепты не помогут, если в самой личнос-ти воспитателя есть недостатки»1. На начальном этапе взросления ребенка особенно вели-ко значение в формировании его личности материнской любви и привязанности, которая, по словам Э. Фромма, не должна мешать ребенку взрослеть. «Мать должна иметь веру в жизнь, не должна быть тревожной, чтобы не заражать ре-бенка своей тревогой. Частью ее жизни должно быть жела-ние, чтобы ребенок стал независимым и, в конце концов, отделился от нее». К сожалению, многие матери, подсозна-тельно ощущая неестественность своего отношения к ре-бенку, не всегда способны конструктивно изменить свое обращение с ним. В одних случаях это может быть обуслов-лено личностными и семейными проблемами, которые не-вольно проецируются на отношения с детьми, в других -- патологическими чертами характера, связанными с психо-логическими особенностями их личности. Следует согласиться с тем, что взаимоотноше-ния в семье и личность родителей, пример их поведения являются важными факторами формирования личности ребенка. Как известно, социальному поведению дети обучают-ся путем моделирования ролей, то есть программируют себя по образу и подобию взрослых, главным образом, своих родителей. Это связано с рядом причин. Во-пер-вых, основы личностного становления человека заклады-ваются в раннем детстве, когда значимыми «другими» для ребенка являются родители, взаимодействие с которыми позволяет усвоить первые образцы социального поведе-ния. Во-вторых, родители имеют уникальную возмож-ность влиять на развитие «я»-концепции ребенка, по-скольку тот зависит от них физически, эмоционально и социально. Для подрастающего человека в делах и словах его родителей отражается мир, лежащий вне семьи. Тре-бования, предъявляемые к жизни родителями, и форма, в которой эти требования исполняются, выбор слов в об-щении друг с другом и с детьми, организация в семье до-суга, отношения с друзьями и соседями и разговоры об этом -- все это, в том или ином смысле, воспитывает ре-бенка, запечатлевается у него в памяти, приобретает для него особое значение именно потому, что услышал он это от тех людей, которых знает очень близко и которым дове-ряет. Особенно велико влияние матери, которую психоло-ги не случайно называют началом характера человека. Материнская депривация (лишение или ограничение воз-можности удовлетворения жизненно важных потребнос-тей ребенка) может привести к возникновению у ребенка ощущения заброшенности, представления о собственной неполноценности. Негативный пример личности отца прямым или косвенным образом ведет к формированию у ребенка не только патологических черт характера, но и стойких отклонений в поведении, которые с возрастом могут приобретать социально опасный характер. Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что сами родители нередко упускают из виду то обстоя-тельство, что и сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное влияние на личностное становление воспитывающихся в ней детей. Существует предубежде-ние, что взаимоотношения взрослых не интересуют ре-бенка. Между тем дети очень чувствительны к малейшим изменениям в настроении взрослых и способны замечать то, что родители пытаются от них скрыть. Существует несколько форм семейного неблагополу-чия, негативно отражающегося на личности воспитыва-ющихся в таких условиях детей. Специалисты говорят о внешних (явных, открытых) и внутренних (скрытых) формах неблагополучного психологического климата в семье, который создается взрослыми (в первую очередь, родителями). Каждая из этих форм имеет свои особенно-сти в проявлении и влиянии на личность детей. Игумен Евмений. * Поскольку ребенок фундаментально зависит от родительской любви и расположения, зачастую, чтобы родители его любили, он вынужден соглашаться с их точкой зрения, с их предписаниями. На основе родительских предписаний он принимает неосознанные решения в отношении себя, своей жизни, окружающего мира, людей и взаимоотношений с ними. И эти решения могут носить патологический характер. Важно подчеркнуть, что опыт семейных взаимоотношений играет для ребенка важную роль не только в формировании его личности и жизненного сценария (т.е. набора типичных схем поведения и отношений с окружающими). Он также является важнейшим фундаментом, на котором ребенок формирует и строит свое восприятие Бога и общение с Ним. * Вся вселенная для маленького ребенка -- это его семья. И законы мироздания он постигает на примере собственной семьи. Точнее говоря, опираясь на свой собственный опыт, он выводит эти законы и далее строит свою жизнь, исходя из них. При этом, конечно же, его восприятие мира может оказаться полным, богатым и разнообразным, либо слишком искаженным, односторонним и узким. Основой фундамента мировосприятия каждого человека становятся предписания, которые он получил в детстве от своих родителей. Эти же предписания зачастую формируют и отношения ребенка с Богом, потому что мы склонны неосознанно переносить на Бога черты, присущие нашим родителям. В результате, когда люди вдруг заговаривают о Боге, то порой создается впечатление, что говорят они не о Нем, а о своих земных родителях. Рождение ребенка. Родился новый человек. До его рождения будущие родители вряд ли задумывались над тем, какой нелёгкий путь предстоит им пройти вместе, какие испытания выдержать. А испытания эти очень серьёзные. За первыми минутами умиления и восторга начинается кропотливая работа: бессонные ночи, ежедневные кормления, купания, стирка, глажка. Молодые люди, ещё не насладившиеся обществом друг друга, обнаруживают, что маленький человечек переключил всё их внимание на себя, заполнил собой всю их жизнь. Супругам приходится изменять весь строй уже сложившихся внутри семьи отношений, привычек, весь созданный ими уклад жизни. Помимо прежних ролей супругов. Они принимают на себя новые роли матери и отца. На несколько лет в семье складывается такая ситуация, когда новый член семьи фактически «диктует» своим родителям условия семейной жизни. Подобная перестройка не всегда проходит гладко. Более того, трудности этого периода иной раз приводят к таким конфликтам, которые могут на долгие годы исказить, искалечить весь строй душевных, психологических отношений между супругами. Постоянно возникающие конфликты могут негативно сказаться не только на супружеских отношениях, но и на нравственном, психическом развитии ребёнка. Ведь психика малыша, его душевный склад, восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям и себе самому формируются под влиянием той атмосферы, которая царит в родном доме. Эмоциональный настрой, доминирующий во взаимоотношениях супругов, имеет здесь немаловажное значение. Проходит совсем немного времени, и постоянно ссорящиеся молодые папы и мамы начинают удивляться, откуда у их малыша появились не очень приятные свойства и качества: драчливость, жадность, капризность, чрезмерная застенчивость, лживость, возникновение которых в свою очередь ведёт к серьёзному осложнению и без того натянутых отношений. Как же избежать конфликтов, связанных с детьми? Путь только один: перестроить свои отношения так, чтобы на первое место вышли задачи, связанные с воспитанием ребёнка, уходом за ним. Тогда малыш станет настоящим центром супружеских отношений, а не помехой. Психологи утверждают: воспитание детей - это поле битвы, на котором выясняются фактически не педагогические проблемы, а супружеские отношения, взаимные обиды. Хотя большинство людей убеждены в том, что их личные заботы ~ это одно, а трудности воспитания ~ совсем другое. Многие даже наивно полагают, что не будь их дети такими «сложными», то и супружеские отношения складывались бы у них значительно ровнее, легче. Родительская любовь обогащает супружескую. Любовь к детям бескорыстна по своей сути, помогает взрослым избавиться от неизбежных на первых порах эгоистичных установок. Опыт родительской любви формирует такие качества, как терпимость, внимательность к людям, тактичность, деликатность, а потому совершенствуют сами супружеские отношения, делает ил тоньше, глубже. Можно сказать, что дети - своеобразная школа воспитания родителей. Ведь новые заботы и хлопоты заставляют действовать иначе, чем в начале супружеской жизни, появляются дополнительные права и обязанности, меняются взгляды и отношения. Каждый из супругов при рождении ребёнка обнаруживает в себе и в другом и новые положительные качества, и неожиданные способности, и конечно же, некоторые слабости, жизненную неопытность, которые теперь нужно преодолевать самому и помогать другому избавиться от них. Преодоление трудностей, связанных с воспитанием детей и собственным совершенствованием, поднимает супругов на качественно новый уровень их духовного развития, совершенствует их внутренний мир. В преодолении трудностей и своих слабостей люди становятся лучше, а это обогащает их. Игумен Евмений * Главная задача родителей -- создание дружной, счастливой семьи. В такой семье на первом месте должны быть отношения любви между супругами и только потом, в свете этой любви, -- любовь родителей к ребенку. Успех в достижении контакта, душевной близости с подростком во многом зависит от отношений между родителями. Поэтому супругам надо понимать, что только сердечность и доверительность их взаимоотношений могут стать основой для подлинной близости и теплых отношений со своим ребенком. После рождения, процесса очень серьезного, который оставляет неизгладимый след в последующей жизни ребен-ка, начинается "школа жизни". Каждый день жизни ребен-ка до года равен, по своей насыщенности для ребенка, не-скольким годам жизни взрослого человека. Новые ощуще-ния, звуки, образы наполняют жизнь ребенка. Мама, которую ребенок определяет по запаху, посте-пенно превращается в нежные касания во время пеленания. Шаг за шагом в жизнь ребенка входит цвет. Весь спектр, от красного до фиолетового, за два года изучает ребенок пос-ледовательно и неспешно. Поэтому только чистых, радужных цветов игрушки должны окружать малыша. Многие проблемы дальнейшей жизни могут начаться с этого возраста. Сейчас уже появилось достаточно дово-дов против тугого пеленания. Психологические последствия такого состояния все больше находят современные психо-логи и психиатры. Прежде всего, не надо относиться к ребенку, как будто это чистый лист, на который вы все пишете сами. Ваш ре-бенок не чистый лист. Вся память и кармические програм-мы прошлых жизней сделала его таким, как он есть. Вы можете только мудро корректировать эту программу, если у вас достаточно терпения и любви. Чем меньше конкретных ожиданий по отношению к реализации своих детей испытывают родители, тем свобод-нее и быстрее развивается душа ребенка. Это, в свою оче-редь, помогает развитию всех необходимых для реализации положительной кармы задатков в ребенке. Говоря о влиянии родителей, надо вспомнить самое главное: ребенок познает весь мир через своих родителей. Каждый ребенок рассчитывает получить от родителей не-обходимую ему защиту и уход. Вспомните себя маленьки-ми или хоть на один момент представьте себе следующее. Вы - такой беспомощный маленький ребенок. Рядом с вами ваши родители - большие и сильные. На них скон-центрирован ваш детский мир. Именно через них вы узнае-те о большом мире. С их рук вы впервые смотрите на этот мир и верите им, когда они сообщают вам, как и к чему вы должны относиться. Постепенно их страхи становятся ва-шими. Вы не можете им не верить - ведь это родители. Много лет спустя вы поймете, как несовершенен их взгляд на этот мир, но до этого вы будете жить по тем зако-нам, которые они дали вам. Как много приходиться терпеть от взрослых. Они, кажется, стараются быстрее сообщить о том, что мир враждебен. Ища защиту на их руках, многие дети получают совсем обратное. Физический контакт с родителями, особенно в раннем возрасте, очень важен для ребенка. В тех случаях, когда внутриутробное состояние и роды прошли правильно и не принесли переживаний и проблем в жизнь ребенка, он сам: равнодушен к физическому контакту с родителями. Чем больше переживаний было у матери во время беременности, тем большего физического контакта требует ребенок. Первая задача, стоящая перед младенцем, -- это налаживание межличностных связей с мамой и папой. Он должен усвоить, что в мире ему рады и что мир -- место безопасное. А мама и папа должны окружить его любовью и теплом. На этой стадии задача матери заключается в том, чтобы ласково научить ребенка здоровому общению с окружающим миром. И связующим звеном между ребенком и миром становится мать, то есть чаще всего это бывает именно мать, но отец или другой заботящийся о ребенке человек может выполнить эту роль с таким же успехом. Образование межличностных связей происходит, когда мать удовлетворяет потребности ребенка: держит на руках, кормит, меняет пеленки. У ребенка складывается образ, эмоциональная картина неизменной в своей любви матери, когда раз за разом повторяется ситуация, при которой у него возникает потребность, а мать незамедлительно удовлетворяет ее. На этой стадии дети не ощущают себя отдельной от матери личностью. Они как бы думают: «Мама и я - одно и то же». Иногда это называют симбиозом, своеобразное «плавание в обнимку» с матерью. Именно такое единство является причиной паники, которую дети обычно испытывают в отсутствие матери. Их никто не может утешить, только мать. Внутренняя эмоциональная картина ребенка складывается из тысяч переживаний в первые несколько месяцев жизни. Наивысшая цель «пребывания матери всегда рядом» заключается в состоянии, называемом постоянство эмоционального объекта. Благодаря этому в ребенке формируется внутреннее чувство принадлежности к любящему существу, ощущение безопасности даже во время его отсутствия. Это чувство как бы живет в ребенке. Образование первичных межличностных связей с родителями -- это прелюдия. Если дети испытывают чувство безопасности, если первые в их жизни взаимоотношения дают им ощущение душевного тепла и уюта, значит закладывается хороший фундамент. Этот фундамент позволит им впоследствии вынести разлуку, не сломаться во время конфликта. Любой компетентный педиатр или специалист по детскому развитию объяснит, что в период от года до трех в жизни ребенка происходят кардинальные перемены. И какой бы хаос это не создавало в доме, какое бы раздражение порой не вызывало, пройти через него должен каждый ребенок. Подобные перемены в этом возрасте -- совершенно нормальное явление. Это является частью Божьего замысла для любого ребенка. Когда в ребенке укореняется чувство безопасности и привязанности, возникает следующая потребность -- в автономии и независимости. Специалисты квалифицируют это как стадию отделения и индивидуализации. Под «отделением» подразумевается потребность ребенка воспринимать себя как личность, отдельную от матери. Ребенок как бы говорит: «Мама -- это не я». «Индивидуализацией» называется процесс формирования собственной личности, которая развивается у ребенка, когда он отделяется от матери. Здесь ребенок уже как бы говорит: «А это я». Невозможно осознать «я», не увидев сначала «не-я». Это все равно, что строить дом на участке земли, заросшем деревьями и кустарником. Сначала вы должны вырубить заросли, освободить пространство и только после этого можете приступать к возведению здания. Прежде чем открыть для себя истинные, неповторимые аспекты вашей данной Богом личности, вам необходимо сначала выяснить для себя, чем вы не являетесь. Видели ли вы когда-нибудь нечто более беспомощное, чем младенец? Человеческие детеныши гораздо меньше способны позаботиться о себе, чем детеныши животных. Первые месяцы жизни новорожденного предназначены Богом для формирования глубинных душевных связей между ребенком и его родителями (или другим человеком, заботящемся о нем). Ответственность за формирование этих связей ложится на родителей, которые знают, что без их поминутной опеки ребенок просто не выживет. Вся энергия, затраченная в это время, трансформируется в прочную привязанность. В атмосфере любви, теплоты и прочных связей ребенок учится ощущать себя в этом мире в безопасности. Однако Божий план внутреннего созревания на этом не заканчивается. Мама и папа не могут быть рядом всю жизнь, чтобы заботиться о нем и обеспечивать его всей необходимым. В итоге функция защиты должна перейти к самому ребенку. Став взрослым, он должен уметь защищать себя. Установка барьеров -- это наш способ защиты и сохранения собственной души. Задача барьеров заключается в том, чтобы пропускать внутрь добро и не допускать проникновения зла. Чтобы ребенок был способен принять на себя функцию самозащиты, в нем, пока он еще находится в рамках семьи, должны быть выработаны определенны, навыки, такие, как умение, когда необходимо, отказывать, говорить правду и сохранять физическую дистанцию. Детям необходимо знать, что они обладают правом выбора. Они должны смотреть на себя не как на безвольную пешку в руках родителей, а как на людей, имеющих право выбирать, желать и поступать по собственной инициативе. В начале жизни дети абсолютно беспомощны и зависимы. Однако хорошее воспитание направлено на то, чтобы помочь детям научиться думать, принимать решения и менять обстоятельства своей жизни во всех ее аспектах. Диапазон колеблется от выбора платья, которое будет надето сегодня вечером, до принятия решения по поводу курса в школе. Приобретая умение принимать соответствующие возрасту решения, дети испытывают чувство безопасности и власти над своей собственной жизнью. Искренне желающие своему чаду добра, обеспокоенные родители пытаются защитить его от необходимости принимать мучительные решения. Они не дают детям падать и расшибать коленки. Их девиз: «Давай я решу это за тебя». В результате у детей атрофируется очень важная часть Божьего подобия, которая должна вырабатываться в их характере: способность к самоутверждению, к внесению желательных для себя изменений. Детям надо понимать, что их жизнь и судьба главным образом определяются ими самими в рамках верховной власти Бога. Это помогает им принимать взвешенные решения, а не уходить от решений вообще. Они учатся заранее просчитывать последствия сделанного выбора, а не возмущаться, что кто-то решил за них, и теперь им не нравятся результаты. На этом этапе новорожденному необходимо установить прочные эмоциональные связи с матерью и отцом (или другим человеком, который заботится о нем). В этот период ребенок должен выработать ощущение причастности к кругу любящих людей, а также ощущение безопасности. Он должен почувствовать, что нужен в этом мире. Установление ограничений пока не входит в повестку дня. Основная задача родителей -- создать у ребенка чувство безопасности и защищенности. Единственный реальный барьер в этот период -- это успокаивающее присутствие матери. Она защищает младенца. Она должна помогать ему справляться с очень интенсивными, противоречивыми и зачастую пугающими чувствами. Если ребенка предоставить самому себе, то одиночество и отсутствие внутренней структуры будут действовать на него ужасающе. В течение многих веков матери, включая мать Иисуса, плотно пеленают своих младенцев. Пеленание не дает ребенку замерзнуть и одновременно с этим помогает ему чувствовать себя в безопасности. Пеленки в данном случае играют роль внешнего барьера. Благодаря им ребенок знает, где начинается и где заканчивается его территория. Очень часто, находясь без пеленок, новорожденные паникуют. Причиной паники становится потеря защиты. Некоторые христианские учителя требуют внедрения в жизнь воспитательных теорий, согласно которым младенца надо кормить и держать на руках по расписанию. Они делают это с самыми лучшими намерениями, обосновывая свои призывы тем, что такими методами ребенка приучают не плакать и не требовать утешения. Если ребенок чего-то добивается своим плачем, утверждают они, то это означает, что ситуацию «контролирует он, а не родители», или что «плач является доказательством эгоистичной и греховной натуры ребенка». Такие теории могут быть чрезвычайно разрушительными, если не понимать их в свете Библии и не учитывать при их применении потребностей ребенка на каждом этапе его развития. Дети во второй половине первого года жизни проходят через стадию «вылупления из яйца». Они узнают, что «мама и я -- не одно и то же». За пределами скорлупы находится пугающий и в то же время манящий мир. В этот мир дети в буквальном смысле слова выползают. Хотя у них по-прежнему сохраняется колоссальная потребность в близком и любящем существе, на которое можно положиться, они начинают уходить от состояния неразрывного единения с матерью. Чтобы помочь своим детям в формировании барьеров на этой стадии, родители должны поощрять их стремление к независимости, оставаясь в то же время надежными «якорями». Позволяйте ребенку очаровываться чем-то или кем-то, кроме вас. Сделайте свой дом безопасным полем для исследований ребенка. Однако это вовсе не значит, что теперь можно пренебречь глубокой привязанностью, необходимой для формирования фундамента личности ребенка. У него все еще нет внутренних корней, нет надежной почвы. Обрести все это по-прежнему остается основной задачей ребенка. Вам надо чутко прислушиваться к потребностям ребенка, с одной стороны -- удовлетворяя потребность в личностных связях и эмоциональной безопасности, а с другой -- позволяя ему смотреть в большой мир, где есть уже не только вы. Для многих матерей этот переход ребенка -- от полной любви только к ней к увлеченности окружающим миром -- психологически очень труден. Потеря такой близости тяжела, особенно после долгих месяцев беременности и последующих за ними родов. Однако мать, которая подходит к воспитанию ребенка ответственно, постарается удовлетворить свою собственную потребность в близости с помощью других, взрослых людей. Она будет поощрять «вылупление» ребенка, зная, что тем самым подготавливает его в будущем «оставить мать и отца и прилепиться к...» Игумен Евмений. * Для того чтобы процесс развития психологической автономности человека завершился успешно, нужно, чтобы его родители были достаточно грамотны, и каждый из них осознавал необходимость помощи ребенку в его отделении от родителей на определенном этапе его развития. Для того чтобы ребенок смог успешно пройти "второе рождение", психологическое отделение от родителей, им необходимо: воспринимать ребенка таким, какой он есть, а не таким, каким бы им хотелось его видеть; уважать желание ребенка самостоятельно изучать окружающий его мир, позволять ему делать это; поощрять выражение независимых мыслей, чувств и действий (соответственно возрасту ребенка); быть способным выразить понимание и поддержку, когда ребенку это понадобится; быть примером психологически зрелого человека, открыто выражать ребенку свои собственные чувства;четко определить, что вы запрещаете делать ребенку, и прямо говорить, почему, а не прибегать к силовым методам; не запрещать ему открыто выражать свои чувства, признавать и понимать эти чувства и потребность в их раскрытии; помогать и поощрять действия ребенка, направленные на здоровое исследование окружающего мира, пользуясь словом "да" в два раза чаще, чем словом "нет"; не впадать в отчаяние или депрессию, если ребенок отказывается пользоваться вашей помощью; не пытаться прожить жизнь за ребенка; признавать в нем самостоятельную личность, имеющую свои взгляды, желания и стремления. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Материнство и родительская любовь, неразделимые понятия, как для детей, так и для взрослых людей. Недолюбленные дети вырастают во взрослых с нездоровой психикой, подорванным здоровьем и искаженным взглядом на жизнь. «ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО, КАК САМОГО СЕБЯ». Великая фраза. Не легко конечно, жизнь другая. Но если этой фразой жить, все получиться, не сразу конечно, но обязательно получиться. Любовь имеет крылья АНГЕЛА. Всегда в полете с загадочной улыбкой. Пролетая мимо, задев кончиком крыльев, Творит чудеса… Войди в любовь… Взлетая вместе с ней, расправив крылья, улыбнись… Она, как в невесомость окунуться. Загадка. Тайна. Чудо. Ввысь стремись… Не бойся чувств, и слов движенья, Безумия в уме, души приятной боли. Любовь идет… Летит… Она с собой несет- Покой и радость в сердце, Полет и широту души. Пространства прелесть, Шум воды, Порывы ветра, Звезды, Небо, Покой огня и мощь земли- Все это жизнь твоя, ОЧНИСЬ!!! Она тебя спасет, согреет, исцелит. Она прекрасна и щедра. Смелей. Шагни туда. В ней нужно раствориться и быть любовью! Войди в любовь! Впусти ЛЮБОВЬ! В.Е.Синекопова. В этой работе, я хотела, раскрыть и озвучить мнение компетентных людей и специалистов в области психологии, религии и медицины. Женщина является главной движущей силой любви в нашем мире, но как часто мы забываем об этом. Главная и самая приятная миссия женщины - быть матерью, хранительницей домашнего уюта и тепла, мудрости и памяти поколений, об этом надо помнить, и если кто-то забыл - напоминать… В заключении могу только добавить: БУДЬ ЖЕНЩИНОЙ!!! Как ты красива, милое создание. Весенним солнцем вся озарена. Прекрасна! Про тебя гласит преданье, Что ты как древняя змея мудра. Быть может, перепутали в создании, Ты кажешься как птичка, вечно молода. Природы лучшее творенье, Свой взор ты обрати на применение Бесплотных дум и Вечного Тепла. Тебе даны все таинства Творенья, В твоих руках Любви и Красоты смиренье, Вся прелесть Скромности в твоих устах. Природа всей тобой располагает, Твори любовь и радость, ведь умение ЕЁ в твоих руках. МАТЬ любит нас, жалеет, помогает, В земном пути мы все несём ЕЁ удел. Быть женщиной нас Бог располагает, Терпением Он нас за всё вознаграждает, Ума и смелости он нам для жизни предлагает, Чудес невидимых для всех предполагает. Бери. Лишь сердцем и душой ты будь чиста, И ближнего люби без разделений, Пусть будут сладкими твои уста. И речи пусть несут покой Вселенной, Будь ЖЕНЩИНОЙ, ведь это не спроста. В.Е.Синекопова. Шри Ауробиндо: «Что есть новое, в чём ещё предстоит достичь совершенства? Любовь, ибо до сих пор мы преуспели лишь в ненависти и самоублажении; Знание, ибо до сих пор мы преуспели лишь в заблуждении, не сумев выйти за пределы обычного восприятия и постижения; Блаженство, ибо до сих пор мы преуспели лишь в наслаждении, боли и безразличии; Сила, ибо до сих пор мы преуспели лишь в слабости, усилии и победе, заключающей в себе пораженье; Жизнь, ибо до сих пор мы преуспели лишь в рождении, росте и умирании; Единство, ибо до сих пор мы преуспели лишь в войнах и союзах.» СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1.Н.Н.Щерба «Безопасность человека безопасность общества» Санкт-Петербург. 1995. 2.В.М.Целуйко «Вы и ваши дети» Ростов-на- Дону «Феникс» 2004. 3.Г.Б.Шереметева «Как вырастить детей счастливыми» «Армита-Русь», Москва, 2003. 4. Игумен Евмений «Аномалии родительской любви» 5.Г.Клауд Д.Таусенд «Барьеры» Санкт-Петербург 2003. 6. Г.Г.Филиппова «Психология материнства» Издательство Института Психотерапии Москва 2002.
|
|